Основные произведения л н толстого. Детские рассказы льва николаевича толстого

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Как Пушкин в поэзии, так Толстой в прозе - наше все! И это несмотря на то, что у Льва Николаевича всего пять полноценных романов, только несколько десятков повестей и одна трилогия - «Детство. Отрочество. Юность». Рассказы, сказки, басни, стихи, переводы, драматические произведения - их знают немногие, чего эти произведения совершенно не заслуживают. Возможно, вспоминая о них почаще, многие бы открыли для себя нового Толстого.

Самобытность прозы писателя, его литературный стиль

Что отличает творчество Льва Толстого - отражение в нем самобытности самого автора: сосуществование в едином целом «стихийного художника» и «рассудочного мыслителя». Это как раз то, что пытаются разложить на атомы исследователи творчества писателя на протяжении многих лет. Произведения Л. Н. Толстого - кладезь для их изысков. Художественное и философское начало, полное погружение в эти два полярных стиля вызывают у читателя восторг при чтении, у литераторов, критиков, общественных деятелей - непостижимую жажду исследования, рассуждений и споров.

Некоторые из них предполагают существование автора в двух ипостасях, кардинально противоположных и борющихся между собой. Уже в первом его произведении - «Детство и отрочество» - философия образов в лучшем ее проявлении открывает читателям удивительную по красоте прозу такого гениального писателя, как Лев Толстой. Рассказы автора и все его остальные произведения созданы в неповторимом стиле, который дал ему славу величайшего русского писателя.

Топ-5 произведений Льва Толстого

Наша с вами современность отходит от определения «Лучшее что-то» (в нашем случае «Лучшие книги писателя»), заменив его на Топ-10, Топ-100. Попробуем создать Топ-10 самых читаемых произведений Льва Николаевича.

На первое место заслуженно претендуют два романа - «Анна Каренина» и «Война и мир». У каждого из нас свои доводы в пользу одного из них, кого мы бы возвели на верхнюю строчку. Приводить их - дело лишнее, да и спор может затянуться. В нашем Топ-параде отдаем первое место им двоим, и переходим ко-второму.

Роман «Воскресенье», трилогия «Детство. Отрочество. Юность», повести «Крейцерова соната», «Записки сумасшедшего», «Утро помещика» - все они читаемы, любимы и до сих пор востребованы кинематографистами и театральными режиссерами всего мира. Если повести разумнее будет определить на третье, а роман и трилогию оставить на втором, то призовая тройка уже насчитывает семь лучших произведений Толстого. На оставшиеся три места в наш Топ-10 достойно вписываем цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Хаджи Мурат» и драматическое произведение «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть».

Конечно, наша десятка, в которой мы упомянули лучшие произведения Л. Н. Толстого - всего лишь размышления на тему, но вполне вероятно и совпадение ее с мнением многих читателей.

«Война и мир» - о ком и о чем

Редкий читатель не задавался вопросом, а о чем же, собственно, роман? О и героизме русского воинства, о стоической смелости и храбрости наших солдат, о чести и достоинстве дворянства или все же о человеческих отношениях, которые проверяются на фоне непростых для государства событий?

Гениальное произведение, где как автор неподражаем Лев Толстой - "Война и мир"! Автор словно предлагает каждому читателю самому найти ответ на вопрос: кому интересна война - изложение основных сражений содержит практически полностью достоверную историческую точность, кто хочет окунуться в прекрасное описание пережитых героями чувств - обязательно найдет в романе то, что ищет.

В уникальном по своему масштабу, стилю, языку изложения произведении, каким является роман «Война и мир», каждая строка пропитана главным - счастьем обычной жизни, что в горе, что в радости. В нем и то, и другое идут параллельно, шаг в шаг, рука об руку сквозь все испытания и преграды. Добро, естественно, побеждает, а зло умирает поверженным.

Симпатизировал ли Анне Карениной ее творец


Как и в «Войне и мире», в «Анне Карениной» существуют две полярные любви: возвышенная, чистая, безгрешная, и ее антипод - низменно-порочная, почти грязная. Толстой провоцирует читателя интерпретацией отношений Анны и Вронского в устах «света», давая ему самому решить степень возвышенности или низменности их чувств. Автор старается не выстраивать между этими определениями бетонные стены, переход из одного состояния в другое незаметен: на одной строке мы встречаем полное оправдание этой любви, на другой - ее всеобщее порицание. И словно шаткие, но частые мостики между этими строчками - муки главных героев, их сомнения и окончательный выбор, несмотря ни на что.

Так какую же оценку своему персонажу дает сам автор? Оправдывает ее, сочувствует, жалеет, поддерживает? Толстой здесь выступает в роли непримиримого моралиста - во всех его произведениях преступная любовь обречена на трагический конец. Автор создал свою героиню, чтобы показательно ее убить в назидание другим. Образ, который вызывает симпатию, не заставляет так много мучиться.

«Детство» как одно из главных произведений Толстого

Видное место в творческом наследии писателя занимает эта повесть. Едва ли не первое произведение, где заявил о себе как о великом авторе Лев Толстой - «Детство». Не потому что перед читателем открываются недоступные пониманию взрослых проблемы маленького человечка, который по-взрослому видит мир, в котором живет, чувствует его не завуалированные добро и зло, искренность и фальшь. Читатель вслед за Николенькой проходит школу его взросления, анализирует его и чужие поступки, учится принимать мир таким, каким он ему видится.

Умение мальчика остро чувствовать хитрость, лукавство, его переживания по поводу того, что эти неприглядные качества он видит и в себе, заставляют читателя оглянуться на свое детство и переосмыслить свои поступки. У Николеньки можно поучиться любить людей, не только тех, с кем он живет, но и тех, кто с ним дружен или чем-то впечатлил его детское сердце. А еще повесть учит, как не разрушить эту любовь. Умение читать между строк многое даст тому, кто постарается понять это произведение, как и малая проза, которую писал Лев Толстой - рассказы.

Тематика рассказов Льва Николаевича

О живой природе и беззащитных животных, о смышленых детях и мудрых взрослых. Не так много у него рассказов, в этом списке всего четыре десятка произведений, большинство из которых, как уже говорилось, широкому кругу читателей незнакомо. Немногим больше повезло таким видам малой прозы из наследия Толстого, как «После бала», «Прыжок», «Фальшивый купон», «Сила детства», «Разговор с прохожим», и, конечно же, циклу «Севастопольские рассказы».

Заметная интенсивность в написании рассказов наблюдается с 1905 по 1909 годы - последние в жизни Льва Николаевича, умер он, как известно, в 1910-ом. Огромный период его жизни был посвящен другим жанрам литературы, в которых места рассказам просто не было. Рассказы для детей, о которых стоит поговорить отдельно, так как мир этих произведений поражает своими глубинами, тонкой передачей впечатлений ребенка о проблемах жизни, объясняют формирование его личности. Эта тема нашла отражение и таком жанре, как басни Льва Николаевича Толстого.

Рассказы о детях и для детей

Видное место в творчестве писателя занимает проза для детей и о них самих. Трилогией «Детство. Отрочество. Юность» Толстой не ограничил попытки познать, какими путями формируется личность человека с рождения и до вхождения его во взрослую жизнь. Рассказы «Три медведя», «Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было» и «Корова», входящие в сборник «Новая азбука», пропитаны любовью к детям и состраданием к их маленьким проблемам. Произведения Л. Н. Толстого богаты размышлениями о детях.

Рассказ «Филиппок» появился на свет после внимательного наблюдения писателя за крестьянскими детьми и бесхитростного общения с ними. Лев Николаевич всегда находил время для крестьян, в своем имении даже открыл для их детей школу. А одним из первых рассказов, которые можно отнести к детским, можно назвать небольшое произведение о собаке Бульке, ее щемящей преданности единственному близкому существу - своему хозяину. До самой смерти вспоминал Лев Толстой детство свое собственное и то, как хотел найти «зеленую палочку», которая помогла бы ему сделать всех на земле счастливыми.

Место басен и сказок в творчестве Толстого

Как и прозу Ивана Андреевича Крылова мы помним с детства и уроков по родной речи, так и нравоучительные басни Льва Николаевича Толстого, пропитанные тонкой моралью.

  • «Волк и старик».
  • «Лев и собачка».
  • «Журавль и аист».
  • «Голова и хвост змеи».
  • «Хорек».
  • «Собака и ее тень».
  • «Обезьяна и горох».
  • «Белка и волк».
  • «Лев, осел и лисица».
  • «Лев и мышь».

Это только малая толика знаменитых басен, что пополняют великие произведения Л. Н. Толстого, которые мы любим. Через басни он высмеивал то, что с трудом мог объяснить в людях, и что для него самого было неприемлемым: обман и хитрость, злобу и ненависть, подлость и предательство. Противоположные же черты были показаны в его прозе порой незащищенными, открытыми для нападок, и от этого еще более милыми. Толстой словно считал, что в произведениях для детей, а свои басни он писал больше для них, нет места оправданию низменных поступков, необходимо доступно и просто объяснить, что такое «хорошо» и что такое «плохо». А еще всегда считал, что дети довольно умны и понимают тонкую мораль гораздо ближе к истине, чем взрослые.

Противоборство любви и долга - отличительная черта характеров персонажей Толстого

То гениальное, что создал за свою жизнь Лев Толстой - "Война и мир", "Анна Каренина", его повести, басни, сказки и рассказы, отражало в первую очередь его собственную мораль. Он переносил на бумагу свои религиозные догмы, свои душевные метания и сомнения, свои убеждения и наделял ими персонажи, которым симпатизировал. В некоторых его произведениях отсутствовал даже легкий юмор, и каждая фраза в них была строго выверена, всесторонне обдумана. Он часто переписывал то, что уже было опубликовано в журналах, выводя идеальный, на его взгляд, персонаж.

Яркой личностью встает перед нами образ Константина Лёвина в «Анне Карениной» с его мучительной любовью к Кити и чувством долга по отношению к своим убеждениям. Неподражаем и величествен Пьер Безухов из «Войны и мира», Николай Ростов, принявший на себя долги отца и не взявший для их погашения ни копейки из приданого своей жены - княжны Болконской. Многие его персонажи проходят через муки желаний и реальных поступков. Автор пропускает их через психологические испытания и выводит еще более сильными и достойными уважения. Таков был и собственный мир писателя, его и оставил нам Л.Н.Толстой. Произведения детям- рассказы, сказки, басни, взрослым - романы, повести, драматургию. Ими он нам так близак и дорог.

Годы жизни: с 09.09.1828 по 20.11.1910

Великий русский писатель. Граф. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, авторитетное мнение которого спровоцировало возникновение нового религиозно-нравственного течения - толстовства.

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября (28 августа) 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери – Ясной Поляне. Лев был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет. Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1837 году семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, потому что старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет, но вскоре внезапно умер отец, оставив дела (в том числе некоторые связанные с имуществом семьи тяжбы) в незаконченном состоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Ергольской и тётки по отцу, графини А. М. Остен-Сакен, назначенной опекуном детей. Здесь Лев Николаевич оставался до 1840 года, когда умерла графиня Остен-Сакен и дети переселились в Казань, к новой опекунше - сестре отца П. И. Юшковой.

Образование Толстого шло сначала под руководством грубоватого гувернера-француза Сен-Тома. С 15-ти лет Толстой стал студентом Казанского университета, одного из лидирующих университетов того времени.

Бросив университет, Толстой с весны 1847 года жил в Ясной Поляне. В 1851 году, осознав бесцельность своего существования и, глубоко презирая самого себя, отправился на Кавказ в действующую армию. В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы. Там он стал работать над своим первым романом «Детство. Отрочество. Юность». Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех.

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы".

Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну. В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично съездил за границу, чтобы познакомиться со школами Европы.

В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне Берс. В течение первых 10-12 лет после женитьбы он создает «Войну и мир» и «Анну Каренину». Будучи широко известным, признанным и любимым писателем за эти произведения, сам Лев Толстой не придавал им основополагающего значения. Важнее для него была его философская система.

Лев Толстой явился родоначальником движения толстовства, одним из основополагающих тезисов которого является Евангельское «непротивление злу силою». Вокруг этой темы в русской эмигрантской среде в 1925 году разгорелись до сих пор не утихающие споры, в которых принимали участие многие русские философы того времени.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область). Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. 7(20) ноября Лев Николаевич Толстой умер.

Информация о произведениях:

В бывшей усадьбе «Ясная Поляна» сейчас находится музей, посвящённый жизни и творчеству Л. Н. Толстого. Кроме этого музея основную экспозицию о его жизни и творчестве можно наблюдать в Государственном музее Л. Н. Толстого, в бывшем доме Лопухиных-Станицкой (Москва, Пречистенка 11). Его филиалы также: на станции Лев Толстой (бывшая станция Астапово), мемориальный музей-усадьба Л. Н. Толстого «Хамовники» (улица Льва Толстого, 21), выставочный зал на Пятницкой.

Многие писатели и критики были удивлены тем, что первую Нобелевскую премию по литературе получил не Лев Толстой, ведь тогда он был уже знаменит не только в России, но и за рубежом. В свет вышло множество публикаций по всей Европе. Но что Толстой ответил следующим обращением: «Дорогие и уважаемые собратья! Я был очень доволен, что Нобелевская премия не был мне присуждена. Во-первых, это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это мне доставило честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и незнакомых мне, но всё же глубоко мною уважаемых. Примите, дорогие собратья, выражение моей искренней благодарности и лучших чувств. Лев Толстой».
Но на этом история Нобелевской премии в жизни писателя не закончилась. В 1905 году вышло в свет новое произведение Толстого «Великий грех». Эта, ныне почти забытая остро публицистическая книга рассказывала о тяжкой доле русского крестьянства. В Академии наук России возникла идея выдвинуть Льва Толстого на соискание Нобелевской премии. Узнав об этом Лев Толстой направил письмо финскому писателю и переводчику Арвиду Ярнефельту. В нем Толстой просил своего знакомого через шведских коллег «постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии», ибо, «если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться». Ярнефельт выполнил это деликатное поручение, и премия была присуждена итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи.

Лев Николаевич был, помимо прочего, музыкально одарен. Любил музыку, тонко ее чувствовал, сам музицировал. Так, в молодости он подобрал на фортепиано вальс, который позднее записал на слух Александр Гольденвейзер в один из вечеров в Ясной Поляне. Сейчас этот вальс фа-мажор часто исполняют на мероприятиях, связанных с Толстым, как в фортепианной версии, так и оркестровке для малого струнного состава.

Библиография

Рассказы:
Список рассказов -

Учебная литература и дидактические пособия:
Азбука (1872)
Новая Азбука (1875)
Арифметика (1875)
Первая русская книга для чтения (1875)
Вторая русская книга для чтения (1875)
Третья русская книга для чтения (1875)
Четвёртая русская книга для чтения (1875)

Пьесы:
Зараженное семейство (1864)
Нигилист (1866)
Власть тьмы (1886)
Драматическая обработка легенды об Аггее (1886)
Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил (1886)
(1890)
Петр Хлебник (1894)
Живой труп (1900)
И свет во тьме светит (1900)
От ней все качества (1910)

Религиозно-философские произведения:
, 1880-1881 гг.
, 1882 г.
Царство Божие внутри вас - трактат, 1890-1893 гг.

Экранизации произведений, театральные постановки

«Воскресение» (англ. Resurrection, 1909, Великобритания). 12-минутный немой кинофильм по одноимённому роману (экранизирован ещё при жизни писателя).
«Власть тьмы» (1909, Россия). Немой кинофильм.
«Анна Каренина» (1910, Германия). Немой кинофильм.
«Анна Каренина» (1911, Россия). Немой кинофильм. Реж. - Морис Метр
«Живой труп» (1911, Россия). Немой кинофильм.
«Война и мир» (1913, Россия). Немой кинофильм.
«Анна Каренина» (1914, Россия). Немой кинофильм. Реж. - В. Гардин
«Анна Каренина» (1915, США). Немой кинофильм.
«Власть тьмы» (1915, Россия). Немой кинофильм.
«Война и мир» (1915, Россия). Немой кинофильм. Реж. - Я. Протазанов, В. Гардин
«Наташа Ростова» (1915, Россия). Немой кинофильм. Продюсер - А.Ханжонков. В ролях - В. Полонский, И.Мозжухин
«Живой труп» (1916). Немой кинофильм.
«Анна Каренина» (1918, Венгрия). Немой кинофильм.
«Власть тьмы» (1918, Россия). Немой кинофильм.
«Живой труп» (1918). Немой кинофильм.
«Отец Сергий» (1918, РСФСР). Немой кинофильм фильм Якова Протазанова, в главной роли Иван Мозжухин
«Анна Каренина» (1919, Германия). Немой кинофильм.
«Поликушка» (1919, СССР). Немой кинофильм.
«Love» (1927, США. По роману «Анна Каренина»). Немой кинофильм. В роли Анны - Грета Гарбо
«Живой труп» (1929, СССР). В ролях - В. Пудовкин
«Анна Каренина» (Anna Karenina, 1935, США). Звуковой фильм. В роли Анны - Грета Гарбо
«Анна Каренина» (Anna Karenina, 1948, Великобритания). В роли Анны - Вивьен Ли
«Война и мир» (War & Peace, 1956, США, Италия). В роли Наташи Ростовой - Одри Хепбёрн
«Agi Murad il diavolo bianco» (1959, Италия, Югославия). В роли Хаджи Мурата - Стив Ривз
«Тоже люди» (1959, СССР, по фрагменту «Войны и мира»). Реж. Г. Данелия, в ролях - В. Санаев, Л. Дуров
«Воскресение» (1960, СССР). Реж. - М. Швейцер
«Анна Каренина» (Anna Karenina, 1961, США). В роли Вронского - Шон Коннери
«Казаки» (1961, СССР). Реж. - В. Пронин
«Анна Каренина» (1967, СССР). В роли Анны - Татьяна Самойлова
«Война и мир» (1968, СССР). Реж. - С. Бондарчук
«Живой труп» (1968, СССР). В гл. роли - А. Баталов
«Война и мир» (War & Peace, 1972, Великобритания). Сериал. В роли Пьера - Энтони Хопкинс
«Отец Сергий» (1978, СССР). Художественный фильм Игоря Таланкина, в главной роли Сергей Бондарчук
«Кавказская повесть» (1978, СССР, по повести «Казаки»). В гл. роли - В. Конкин
«Деньги» (1983, Франция-Швейцария, по рассказу «Фальшивый купон»). Реж. - Робер Брессон
«Два гусара» (1984, СССР). Реж. - Вячеслав Криштофович
«Анна Каренина» (Anna Karenina, 1985, США). В роли Анны - Жаклин Биссет
«Простая смерть» (1985, СССР, по повести «Смерть Ивана Ильича»). Реж. - А. Кайдановский
«Крейцерова соната» (1987, СССР). В ролях - Олег Янковский
«За что?» (Za co?, 1996, Польша / Россия). Реж. - Ежи Кавалерович
«Анна Каренина» (Anna Karenina, 1997, США). В роли Анны - Софи Марсо, Вронский - Шон Бин
«Анна Каренина» (2007, Россия). В роли Анны - Татьяна Друбич
Подробнее также см.: Список экранизаций «Анны Карениной» 1910-2007 гг.
«Война и мир» (2007, Германия, Россия, Польша, Франция, Италия). Сериал. В роли Андрея Болконского - Алессио Бони.

В этой книге для семейного чтения собраны лучшие произведения Льва Николаевича Толстого, которые вот уже более века пользуются любовью и у малышей-дошкольников, и у требовательных подростков.

Главные герои рассказов - дети, "бедовые", "ловкие", и потому близкие современным мальчишкам и девчонкам. Книга учит любви - к человеку и ко всему, что его окружает: природе, животным, родной земле. Она добра и светла, как всё творчество гениального писателя.

Художники Надежда Лукина, Ирина и Александр Чукавины.

Лев Толстой
Всё самое лучшее для детей

РАССКАЗЫ

Филипок

Был мальчик, звали его Филипп.

Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:

Куда ты, Филипок, собрался?

В школу.

Ты ещё мал, не ходи, - и мать оставила его дома.

Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую, отцовскую и пошёл в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой - большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал.

Вышел мужик, отогнал собак и сказал:

Куда ты, пострелёнок, один бежишь?

Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: "Что как учитель меня прогонит?" И стал он думать, что ему делать. Назад идти - опять собака заест, в школу идти - учителя боится.

Шла мимо школы баба с ведром и говорит:

Все учатся, а ты что тут стоишь?

Филипок и пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

Ты что? - закричал он на Филипка.

Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.

Да ты кто?

Филипок молчал.

Или ты немой?

Филипок так напугался, что говорить не мог.

Ну так иди домой, коли говорить не хочешь.

А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.

Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

Ну-ка сложи свое имя.

Филипок сказал:

Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок.

Все засмеялись.

Молодец, - сказал учитель. - Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал:

Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!

Учитель засмеялся и сказал:

Ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Спорщики

Два человека на улице нашли вместе книгу и стали спорить, кому её взять.

Третий шёл мимо и спросил:

Так зачем вам книга? Вы спорите всё равно, как два плешивых дрались за гребень, а самим чесать нечего было.

Ленивая дочь

Мать с дочерью достали бадью воды и хотели несть в избу.

Дочь сказала:

Тяжело нести, дай я воды солью немного.

Мать сказала:

Сама дома пить будешь, а если сольёшь, надо будет идти в другой раз.

Дочь сказала:

Я дома не буду пить, а тут на весь день напьюсь.

Старый дед и внучек

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил:

Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Косточка

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.

Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже.

Льву Николаевичу Толстому было немногим больше двадцати лет, когда он начал учить грамоте крестьянских детей у себя в имении. Работу в яснополянской школе он продолжал с перерывами до конца жизни, над составлением учебных книг трудился долго и увлечённо. В 1872 году вышла «Азбука» - книжный комплект, содержавший собственно азбуку, тексты для первоначального русского и церковно-славянского чтения, арифметику и руководство для учителя. Через три года Толстой опубликовал «Новую азбуку». При обучении он использовал пословицы, поговорки, загадки. Он сочинил много «пословичных рассказов»: в каждом пословица разворачивалась в короткий сюжет с моралью. «Новую азбуку» дополняли «Русские книги для чтения» - несколько сотен произведений: рассказы и были, пересказы народных сказок и классических басен, природоведческие описания и рассуждения.

Толстой стремился к предельно простому и точному языку. Но современному ребёнку трудно понять даже самые простые тексты о старинном крестьянском быте.

Так что же? Произведения Льва Толстого для детей становятся литературным памятником и уходят из русского детского чтения, основой которого они были целый век?

Недостатка в современных изданиях нет. Издатели стараются сделать книги интересными и понятными нынешним детям.

1. Толстой, Л. Н. Истории для детей / Лев Толстой; [предисл. В. Толстого; сост. Ю. Кублановский] ; рисунки Натальи Парэн-Челпановой. - [Ясная Поляна] : Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2012. - 47 с. : ил.

Иллюстрированные русской художницей в эмиграции Натальей Парэн-Челпановой детские рассказы Льва Толстого в переводе на французский язык были изданы в Париже издательством «Галлимар» в 1936 году. В яснополянской книжечке они, конечно, печатаются по-русски. Здесь есть как рассказы, обычно включаемые в современные сборники и бесспорные в детском чтении («Пожарные собаки», «Котёнок», «Филипок»), так и редкие, даже удивительные. Например, басня «Сова и заяц» - как самонадеянная молодая сова хотела поймать большущего русака, вцепилась одной лапой ему в спину, другой в дерево, а тот «рванулся и разорвал сову» . Читаем дальше?

Что верно, то верно: литературные средства Толстого сильные; впечатления после прочтения останутся глубокие.

Иллюстрации Натальи Парэн приближали тексты к маленьким читателям её времени: герои рассказов нарисованы, как если бы они были современниками художницы. Встречаются французские надписи: например, «Pinson» на могилке воробья (к рассказу «Как тётушка рассказывала о том, как у неё был ручной воробей - Живчик»).

2. Толстой, Л. Н. Три медведя / Лев Толстой; художник Юрий Васнецов. - Москва: Мелик-Пашаев, 2013. - 17 с. : ил.

В том же 1936 году Юрий Васнецов иллюстрировал пересказанную на русский лад Львом Толстым английскую сказку. Вначале иллюстрации были чёрно-белыми, а здесь воспроизведён поздний красочный вариант. Сказочные медведи Ю. Васнецова, хотя Михаил Иваныч и Мишутка в жилетах, а Настасья Петровна с кружевным зонтиком, - довольно-таки страшные. Ребёнку понятно, почему «одна девочка» их так испугалась; но убежать-то ей удалось!

Для нового издания сделана цветокоррекция иллюстраций. Увидеть первое издание, а также переиздания, отличающиеся одно от другого, можно в Национальной электронной детской библиотеке (книги защищены авторским правом, для просмотра необходима регистрация).

3. Толстой, Л. Н. Липунюшка: рассказы и сказки / Лев Толстой; иллюстрации А. Ф. Пахомова. - Санкт-Петербург: Амфора, 2011. - 47 с. : ил.- (Библиотека младшего школьника).

У многих взрослых сохранилась в памяти «Азбука» Льва Толстого с иллюстрациями Алексея Фёдоровича Пахомова. Художник отлично знал крестьянский уклад жизни (сам родился в дореволюционной деревне). Крестьян рисовал с большим сочувствием, детей - сентиментально, однако всегда твёрдой, уверенной рукой.

Петербургская «Амфора» не раз издавала маленькими сборниками рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого с иллюстрациями А. Ф. Пахомова. В этой книге - несколько рассказов, по которым крестьянские дети учились читать. Затем сказки - «Как мужик гусей делил» (про хитрого мужика) и «Липунюшка» (про находчивого сыночка, что «в хлопочке вывелся» ).

4. Толстой, Л. Н. О животных и птицах / Л. Н. Толстой; художник Андрей Брей. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2015. - 19 с. : ил. - (Любимая мамина книжка).

Рассказы «Орёл», «Воробей и ласточки», «Как волки учат своих детей», «На что нужны мыши», «Слон», «Страус», «Лебеди». Толстой не сентиментален нисколько. Звери в его рассказах бывают хищниками и жертвами. Но, конечно, в азбучном рассказе должна прочитываться мораль; не в каждой истории она прямолинейна.

Вот «Лебеди» - подлинное стихотворение в прозе.

О художнике надо сказать, что он выразительно рисовал животных; среди его учителей был В. А. Ватагин. «Рассказы о животных» с иллюстрациями Андрея Андреевича Брея, изданные «Детгизом» в 1945 году, оцифрованы и доступны в Национальной электронной детской библиотеке (для просмотра также необходима регистрация).

5. Толстой, Л. Н. Косточка: рассказы для детей / Лев Толстой; рисунки Владимира Гальдяева. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2015. - 79 с. : ил.

В книге собраны, в основном, чаще всего издаваемые и читаемые детские рассказы Л. Н. Толстого: «Пожар», «Пожарные собаки», «Филипок», «Котёнок»…

«Косточка» - тоже рассказ широко известный, но мало кто готов согласиться с показанным в нём радикальным воспитательным методом.

Содержание книги и макет - такие же, как в сборнике «Рассказы и были», изданном в 1977 году. Больше текстов и рисунков Владимира Гальдяева было в «Книге для детей» Л. Н. Толстого, вышедшей в издательстве «Московский рабочий» в том же 1977 году (издания, конечно, готовились к 150-летию писателя). Строгость рисунка и характерность персонажей хорошо соответствуют толстовскому литературному стилю.

6. Толстой, Л. Н. Детям: рассказы / Л. Толстой; рисунки П. Репкина. - Москва: Нигма, 2015. - 16 с. : ил.

Четыре рассказа: «Лев и собачка», «Слон», «Орёл», «Котёнок». Они иллюстрированы Петром Репкиным, художником-графиком и мультипликатором. Интересно, что изображённые художником лев, орёл, слон и его маленький хозяин очевидно напоминают героев мультфильма «Маугли», художником-постановщиком которого был Репкин (вместе с А. Винокуровым). Ни Киплингу, ни Толстому повредить это не может, зато наводит на размышления о различиях и сходствах взглядов и талантов двух великих писателей.

7. Толстой, Л. Н. Лев и собачка: быль / Л. Н. Толстой; рисунки Г. А. В. Траугот. - Санкт-Петербург: Речь, 2014. - 23 с. : ил.

На форзаце помещён рисунок, изображающий графа Льва Николаевича Толстого в Лондоне в 1861 году и как бы подтверждающий: этот рассказ - быль. Сам рассказ дан в виде подписей к иллюстрациям.

Первая строчка: «В Лондоне показывали диких зверей…» Старинный разноцветный, почти сказочный западноевропейский город, горожане и горожанки, кудрявые дети - всё в манере, издавна свойственной художникам «Г. А. В. Траугот». Мясо, брошенное в клетку льву, натуралистично (как у Репкина) не выглядит. Лев, тоскующий по умершей собачке (Толстой честно пишет, что она «издохла»), нарисован очень экспрессивно.

Подробнее о книге «Библиогид» рассказывал .

8. Толстой, Л. Н. Филипок / Л. Н. Толстой; художник Геннадий Спирин. - Москва: РИПОЛ классик, 2012. - : ил. - (Шедевры книжной иллюстрации).

«Филипок» из «Новой азбуки» - один из наиболее известных рассказов Льва Толстого и всей русской детской литературы. Переносное значение слова «хрестоматийный» здесь совпадает с прямым.

Издательство «РИПОЛ классик» уже несколько раз переиздавало книгу с иллюстрациями Геннадия Спирина и включало её в подарочную «Новогоднюю коллекцию». Такой «Филипок» прежде издавался на английском языке (см. на сайте художника: http://gennadyspirin.com/books/). В рисунках Геннадия Константиновича много умиления старинным крестьянским бытом и зимней русской природой.

Примечательно, что в «Новой азбуке» за этим рассказом (в конце которого Филипок «начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так» ) следовали «Славянскiя буквы», «Славянскiя слова подъ титлами» и молитвы.

9. Толстой, Л. Н. Моя первая русская книга для чтения / Лев Николаевич Толстой. - Москва: Белый город, . - 79 с. : ил. - (Русские книги для чтения).

«Белый город» предпринял полное издание «Русских книг для чтения». Таким же образом изданы вторая, третья и четвёртая книги. Здесь нет сокращений. Рассказы, сказки, были, басни, описания и рассуждения даны в том порядке, в каком их расположил Лев Николаевич. Каких-либо комментариев к текстам нет. Вместо словесных пояснений используются иллюстрации. В основном, это репродукции картин, известных и не столь уж известных. Например, к описанию «Море» - «Девятый вал» Ивана Айвазовского. К рассуждению «Отчего бывает ветер?» - «Дети, бегущие от грозы» Константина Маковского. К рассказу «Пожар» - «Пожар в деревне» Николая Дмитриева-Оренбургского. К повести «Кавказский пленник» - пейзажи Льва Лагорио и Михаила Лермонтова.

Диапазон возраста и интересов читателей этой книги может быть очень широк.

10. Толстой, Л. Н. Море: описание / Лев Николаевич Толстой; художник Михаил Бычков. - Санкт-Петербург: Азбука, 2014. - с. : ил. - (Доброе и вечное).

Из перечисленных книг эта представляется наиболее принадлежащей нашему времени. Художник Михаил Бычков говорит: «Несколько строк Л. Н. Толстого подарили мне прекрасную возможность нарисовать море» . На большеформатных разворотах художник изобразил море южное и северное, тихое и бурное, дневное и ночное. К краткому тексту Толстого сделал рисованное приложение о всевозможных морских судах.

Работа увлекла Михаила Бычкова, и он иллюстрировал три рассказа из «Азбуки» Толстого, объединив их вымышленным кругосветным путешествием на парусном военном корабле. В рассказе «Прыжок» такое путешествие упоминается. Рассказ «Акула» начинается со слов: «Наш корабль стоял на якоре у берега Африки». Действие рассказа «Пожарные собаки» происходит в Лондоне - и художник нарисовал русский корвет под Андреевским флагом на фоне строительства Тауэрского моста (строился с 1886 по 1894 год; «Азбука» составлена раньше, но в ту же эпоху, особенно если смотреть из нашего времени).

Книга «Были» вышла в издательстве «Речь» в 2015 году. Весной 2016 года в Государственном музее Л. Н. Толстого на Пречистенке состоялась выставка иллюстраций Михаила Бычкова к двум этим детским книгам.

«Море широко и глубоко; конца морю не видно. В море солнце встаёт и в море садится. Дна моря никто не достал и не знает. Когда ветра нет, море синё и гладко; когда подует ветер, море всколыхается и станет неровно…»

«Море. Описание»

«…Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…»

«Куда девается вода из моря? Рассуждение»

Рассказы Льва Толстого из «Азбуки» и «Русских книг для чтения» лаконичны, даже лапидарны. Во многом архаичны, на сегодняшний взгляд. Но существенно в них вот что: редкое теперь не игровое, серьёзное отношение к слову, простое, но не упрощённое отношение ко всему окружающему.

Светлана Малая

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: "Купаться!" - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.


Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

– Пусти меня.

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

У одного человека был большой дом, а в доме была большая печь; а семья у этого человека была небольшая: только сам да жена.

Когда пришла зима, стал человек топить печь и сжёг в один месяц все свои дрова. Нечем стало топить, а холодно.

Тогда человек стал ломать двор и топить лесом из разломанного двора. Когда он сжёг весь двор, в доме без защиты стало ещё холоднее, а топить нечем. Тогда он влез, разломал крышу и стал топить крышей; в доме стало ещё холоднее, а дров нету. Тогда человек стал разбирать потолок из дома, чтобы топить им.

Один человек ехал на лодке и уронил драгоценный жемчуг в море. Человек вернулся к берегу, взял ведро и стал черпать воду и выливать на землю. Он черпал и выливал три дня без устали.

На четвертый день вышел из моря водяной и спросил:

Зачем ты черпаешь?

Человек говорит:

Я черпаю затем, что уронил жемчуг.

Водяной спросил:

А скоро ли ты перестанешь?

Человек говорит:

Когда высушу море, тогда перестану.

Тогда водяной вернулся в море, принес тот самый жемчуг и отдал человеку.

Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживёт.

Волга сказала:

Зачем нам спорить - мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдём каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдёт и скорее придёт в Хвалынское царство.

Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только что Волга заснула, Вазуза ночью побежала прямой дорогой в Хвалынское царство.

Когда Волга встала и увидала, что сестра её ушла, она ни тихо ни скоро пошла своей дорогой и догнала Вазузу.

Волк хотел поймать из стада овцу и зашел под ветер, чтобы на него несло пыль от стада.

Овчарная собака увидала его и говорит:

Напрасно ты, волк, в пыли ходишь, глаза заболят.

А волк говорит:

То-то и горе, собаченька, что у меня уж давно глаза болят, а говорят – от овечьего стада пыль хорошо глаза вылечивает.

Подавился волк костью и не мог выперхнуть. Он подозвал журавля и сказал:

Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея длинная, засунь ты мне в глотку голову и вытащи кость: я тебя награжу.

Журавль засунул голову, вытащил кость и говорит:

Давай же награду.

Волк заскрипел зубами, да и говорит:

Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?

Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:

Что это у вас жеребёнок один хромает? Или вы полечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет.

Кобыла одна и говорит:

А ты знаешь лечить?

Как не знать.

Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в копыте больно.

Волк и коза

Категория составлен из русской жизни, в основном из жизни деревни. Данные по природоведению, истории даны в простой форме сказок и художественных рассказов. Большинство рассказов посвящены нравственной теме, занимающих всего несколько строк.

Рассказы и сказки , написанные Лвом Николаевичем Толстым для учебников, богаты и разносторонни по содержанию; они явиляют собой ценный вклад в отечественную и мировую литературу для детей. Большинство из этих сказок и рассказов и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе. Достоверно известно, как серьезно относился Лев Толстой к написаню маленьких сказок для детей, как много трудился над ними, переделывая по много раз сказку. Но самое важное в маленьких рассказах Толстого то, что их создателя волнуют нравственная сторона и тема воспитания. В этих рассказах содержатся намеки, из которых необходимо уметь извлечь добрые, хорошие, нравственные уроки.

Лев Николаевич Толстой часто применял всем понятный и так любимый жанр басни , в которых через аллегории ненавязчиво, осторожно преподносил совершенно разные назидания, замысловатую мораль. Рассказы и сказки по темам пословиц Льва Толстого воспитывают в ребенке трудолюбие, смелость, честность и доброту. Представляя собой своеобразный маленький урок - запоминающийся и яркий, басня или пословица учит пониманию народной мудрости, обучению образным языкам, способности в обобщенной форме определять ценность людских поступков.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»