Общегражданская идентичность в контексте формирования башкирской городской культуры. "ознакомление воспитанников дошкольного возраста с культурой, бытом и традициями башкирского народа"

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Нравственная культура современного Башкортостана - это уровень морально-этического мышления и оценок, ориентиров поведения, реальные нравы людей, соотношение должного и сущего в поступках человека, а также практика


человеческих отношений четырехмиллионного населения многонациональной республики.

Поскольку процессы взаимопроникновения культур в современных условиях становятся все более интенсивными, постольку они требуют к себе пристального внимания. Ведь происходит не только взаимообмен положительных ценностей, но и наблюдается также взаимопроникновение негативных явлений.

Из положительных заимствований, если говорить о башкирах, можно выделить возросшую среди них (особенно под влиянием общения с представителями других народов) коммуникабельность и преодоление в этой связи былой замкнутости, особенно заметной и по сей день среди женщин. Примерно то же самое можно отметить о преодолении такой негативной нравственной установки, как ориентированность личности на запреты и указания «сверху», порождающие безынициативность, закомплексованность человека на мелких делах, случаи неумения мыслить крупномасштабно и творчески.

Из негативных нравственных заимствований от общения с другими народами можно выделить употребление спиртных напитков и курение. Вплоть до второй половины XIX века башкиры, можно сказать, вообще не употребляли спиртных напитков и не курили. Если с алкоголизмом в республике всегда велась бескомпромиссная борьба, то этого не скажешь о борьбе с курением, хотя этот вопрос имеет прямое отношение к культуре здоровья.

Одновременно с указанными процессами взаимообмена продолжают сохраняться некоторые традиционные черты народной нравственности, свойственные трудящимся массам всех национальностей: трудолюбие, скромность, непритязательность в быту, простота в общении.

Показатели современной нравственной культуры определяются адекватностью (соответствием) нравственных оценок существующим социально-политическим проблемам, а также уровнем моральности совершаемых поступков отдельных индивидов. Критерий нравственной культуры характеризуется также способностью личности к моральной рефлексии, тем, в какой мере человек в состоянии анализировать собственное поведение.



Все указанные аспекты современной нравственной культуры общества, класса, этноса, социально-демографической группы требуют специальных исследований. Здесь должна


быть выработана методология научных изысканий и определена методика сбора информации. Моральное сознание должно изучаться комплексно, опираясь на самые различные источники. В первую очередь, ощущается необходимость социологических исследований на основе анкетирования и интервьюирования, использования периодической печати и самого широкого привлечения произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства. Немалый материал могут дать современные формы проведения досуга: праздники, обряды, спортивные состязания, национальные игры и т. д.

Но на какой бы основе ни изучалось нравственное сознание социальной общности, ее нравы и традиционные формы поведения, ученый так или иначе столкнется с личностью человека как носителя моральной культуры. Не зная человека, невозможно знать и мораль общества. Изучение статуса личности в обществе дает незаменимый материал и для этнологических обобщений. Отношение к личности - показатель демократизма общества, характеристика гуманизма политико-правовой системы и зрелости морально-этических представлений.

Изучение нравственной культуры не может обойтись без анализа социально-экономических отношений, которые и определяют нравственное развитие.

Процессы реформирования хозяйственной жизни республики выявляют много негативных явлений в развитии производительных сил, особенно в их региональном размещении. Это связано с неравномерным расположением промышленных предприятий по территории Башкирии. Промышленные предприятия обрабатывающего типа, характеризующие высокий уровень развития производительных сил, размещены в основном в центральных, а также прилегающих к среднему течению реки Белой районах, западе и северо-западе республики. На северо-востоке республики, можно сказать, нет каких-либо промышленных предприятий, а размещенные на востоке (за исключением Белорецка) и юго-востоке промышленные предприятия имеют в основном добывающий характер. Население этих районов, преимущественно башкирское, активно мигрирует в соседние Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую и Оренбургскую области. Отток коренного населения, которого в республике и без того мало (всего 21,9% от общего количества населения РБ), отрицательно сказывается на развитии национальной культуры.


Немало нравственно-этической информации дают труды литературоведов. Специальный анализ моральных проблем в башкирской литературе содержится в посмертно изданной книге К. А. Ахметьянова «Прекрасное и героическое в поэзии». В данном исследовании этической и эстетической характеристике подвергаются все значительные произведения современной башкирской советской литературы. В своей книге К. Ахметьянов пытается обосновать новую категорию - категорию искренности (ихласлык), которую он располагает на стыке этики и эстетики и именует этико-эстетической категорией 1 . Под искренностью автор понимает «верность истине и верность самому себе» 2 .

В научной литературе известно существование подобных категорий. К таким категориям обычно относят дружбу и любовь.

0 приведенном случае можно было бы, конечно, рас
суждать и так. Поскольку в этике существуют категории
справедливости, правдивости, моральной истины, постольку
феномен искренности вполне охватывается названными по
нятиями. Однако при внимательном взгляде обнаружива
ется, что искренность как черта поведения человека не ох
ватывается в полном объеме не только ни одной из форм
сознания, но ее нельзя назвать также и чисто психологиче
ским явлением. Искренность - такой феномен сознания
человека, в котором выражен момент открытости духовного
мира человека, чистота его помыслов, бесхитростность; ис
кренность противостоит двуличию, формализму и бюро
кратизму. Воспитание искренности - это дело и этики, и
эстетики, и педагогики, и художественной литературы.

Выдвинув необходимость научного обоснования стыковой этико-эстетической категории искренности, башкирский литературовед Ахметьянов уже этим внес свой вклад в развитие научных представлений в области этики и эстетики. Само собой разумеется, что вопрос этот требует специального научного обсуждения и обоснования. Введение категории искренности позволяет несколько по-иному взглянуть на современного человека, полнее раскрыть мир его нравственных чувств, ибо искренность - это прежде всего эмоциональный мир личности, соединенный с моральными переживаниями. Это, если можно так выразиться, область психологии морали.

1 Ахметьянов К. А. Прекрасное и героическое в поэзии. Уфа, 1982.
Башк.

2 Там же. С. 59.


В чисто этическом аспекте искренность - инобытие добра и справедливости, поэтому искренность и ложь берут свое начало там же, где добро и зло, справедливость и несправедливость.

В современной башкирской литературе и искусстве уделяется немало внимания поискам истоков добра и зла; в этом плане осмысливается и историческое прошлое башкирского народа, на фоне которого выявляется ценность сегодняшних достижений материальной и духовной культуры.

В драматургии, прозе и поэзии народного поэта Башкортостана, лауреата Государственной и Ленинской премии Му-стая Карима нравственная проблематика тонко вплетается в сюжет творений, выступает как сама жизнь во всей ее полноте и противоречивости. Особенно это относится к таким его произведениям, как «В ночь лунного затмения», «Не бросай огонь, Прометей!», «Салават», «Помилование» и др.

Отличительной чертой творчества Мустая Карима является социально-этическая направленность его произведений. В своих драмах, повестях и стихотворениях писатель обращается к сокровенным истокам нравственного бытия человека, вскрывает в моральной проблематике общечеловеческое содержание. Поэтому он и снискал всеобщее признание у читателей и вышел за рамки национальной культуры, а его творчество обрело интернациональный характер.

В драме «В ночь лунного затмения» Мустай Карим, подвергая осмыслению власть обычаев и традиций при феодализме, показывает пагубность слепого преклонения перед ними для судеб людей и морального климата общества.

Хотя в произведении дан сюжет из феодальной эпохи, однако автор с помощью художественных средств достигает такой степени обобщения, когда читатель и зритель начинают ощутимо представлять всю мерзость любых форм косности мысли и догматизма, приводящих человека к духовному убожеству и слепоте.

В трагедии «Салават» Мустай Карим заново открывает национального героя башкирского народа. Салават в новом осмыслении не только бесстрашный воин, не боящийся опасностей, тягот и лишений, самой смерти во имя свободы народа. Для Салавата не было проблемы «быть или не быть». Салават в понимании Мустая Карима также и мыслитель, осознавший не только необходимость борьбы, но и понимающий ее обреченность на поражение. Но военное поражение означало для Салавата и его сподвижников победу


духа свободы. Эта мысль высказывается в трагедии устами отца Салавата - Юлая, который, находясь в каземате вместе с сыном, говорит: «Нас победили телесно, но дух наш остался непокорным». Такое понимание героя, на наш взгляд, адекватно его исторической роли, ибо Салават был именно таким и другим не мог быть.

Немало актуальных нравственно-этических проблем поднимает Мустай Карим и в произведениях, посвященных современности. Это - повести «Долгое-долгое детство» и «Помилование».

Повесть «Долгое-долгое детство» автобиографична, в ней показано духовно-нравственное созревание деревенского мальчика. Не приукрашивая, автор правдиво изображает быт и труд односельчан. Казалось бы, на первый взгляд, нет ничего героического в персонажах повести, это - обычные крестьяне со своими недостатками и достоинствами. Но Мустай Карим умеет видеть в каждом человеке своеобразное и неповторимое проявление общественной жизни. Это произведение учит видеть в жизни и людях добро, но для этого ты сам должен быть добрым, ибо носитель зла не может любить людей и вряд ли способен видеть доброе. Говоря образно, повесть «Долгое-долгое детство» - это повесть о доброте.

Идеями гуманизма проникнута также и повесть «Помилование», описывающая сложную судьбу солдата во время Великой Отечественной войны, который, желая встретиться с любимой девушкой, отлучился из расположения воинской части на несколько часов. Он был сурово осужден по законам военного времени как дезертир и расстрелян. Сложность ситуации состоит в том, что Любомир Зух совершает дезертирство не из-за трусости, а во имя любви. Ни один офицер и ни один солдат в повести не испытывают к нему ненависти, но в то же время никто не может предотвратить расстрела, ибо этого требует необходимость строгого соблюдения военной дисциплины во имя победы.

В повести показана тяжелая морально-психологическая проблема, не имеющая однозначного решения по принципу «да» или «нет». Поэтому «Помилование» вызывает неординарные размышления, учит читателя самостоятельно решать нравственно-этические задачи.

Нравственные проблемы в творчестве Мустая Карима особенно ощутимо звучат в его публицистике - статьях в газетах и журналах, которые отражают драматизм и противо-


речивость нравственного развития современного человека. И дело не только в том, что в одном человеке уживаются подчас малосовместимые нравственные позиции, но и в том, что у отдельных наших современников исчезает нравственное видение мира. В статье «Совесть впрок» Мустай Карим с болью пишет о периоде застоя: «Тотальное отрицание прежнего - и обычаев, и нравов, и обрядов, и верований - стало принципом». И далее продолжает: «На поверку оказалось: нравственный устойчивый уклад не меняется, а мало-помалу исчезает» 1 . И это самое опасное для нравственного климата общества - отчуждение человека от нравственных ценностей, накопленных веками, в результате чего современный человек стал в чем-то менее отзывчивым, менее внимательным, менее уважительным к пожилым, появился феномен женской и подростковой жестокости.

Нравственными исканиями богато также творчество башкирского поэта Равиля Бикбаева. Стихи этого талантливого поэта проникнуты глубокой гражданственностью, в них ощущается неразрывная связь личности поэта с историей народа и страны.

В поэме «Ностальгия» в предельно острой форме дано чувство истории, которое не может быть спокойным, ибо все преходяще, все находится во власти времени. Конечность жизни придает ей неописуемый трагизм, но, с другой стороны, это определяет ее ни с чем не сравнимую ценность. Отсюда и тоска - ностальгия по прошлому, по великим событиям и выдающимся личностям прошлого, которые остались только в памяти людей, в памяти матери-истории.

На родине

По родине тоскую,

Тоскуют губы жаркие,

сухие О чистой

Мягкой влаге родника. О пламя сердца - Ностальгия!

Тоска об историческом прошлом не есть нигилизм по отношению к современному, а просто-напросто здоровое историческое чутье, содержание которого - связь и преемственность поколений.


В моей Уфе

От родины едали

Томились польские конфедераты.

Башкир,

Дитя родной земли,

В чужих краях бродил

Тоской объятый.

На Балтике

Томился Салават.

Кобзарь Днепра -

В сыпучих песках Арала".

Поэта удручает невозможность увидеть этих великих человеческих сынов, услышать их голос - голос эпохи, которую они олицетворяли. Единственное утешение, а значит и смысл жизни перед неумолимым ходом всепоглощающего времени, движущимся только в одном направлении, поэт видит в связи с народом, в единстве личного и общего начал.

Когда ты родился? Когда родился мой народ. Какой дорогой идешь? Какой идет народ. За днями дни, За годами год... Менялись царства,

троны,

боги. Бессмертен ты один,

Народ! Я не сверну С твоей дороги 2 .

В этих патриотических строках, идущих из глубины души поэта, нет ни грана национального бахвальства, спеси и чванства, а, наоборот, здесь во всем богатстве представлено общечеловеческое содержание любви к Родине. Поэтому это стихотворение, удачно названное «Автобиографией», одинаково близко людям всех национальностей. В этом и проявляется единство интернационального (общечеловеческого) и национального в творчестве поэта.

" Бикбаев Р. Поющие скалы. М., 1978. С. 39. 2 Там же. С. 38.


В поэме «Жажду - дайте воды!» Р. Бикбаев подвергает нравственно-этическому осмыслению экологическую проблему, характеризующую движение человечества и к моральному кризису. Стремясь жить лучше, люди транжирили природные богатства, вырубали леса, осушали болота - истоки родников, поворачивали реки, создавали рукотворные моря, разрушали с помощью машин почвы, забывая о восстановлении изъятого у природы. Одновременно с этим человек сам подвергался нравственной эрозии, преодоление которой не менее сложно, чем выход из экологического кризиса.

Поэт выразительно рисует людей, подвергнутых командно-административной системой нравственному отчуждению. Для них нет ничего святого, их не пугает ни совесть, ни стыд, их единственное средство самоутверждения - быть послушным винтиком бюрократической машины. О них-то и написаны следующие строки поэмы:

Он любой приказ исполнить готов, Только прикажи - он тут как тут. «Будет приказ - я как хвост: Создавать! - извольте. Разрушать! - с удовольствием.

Нужна медвежья шкура?

Эта не нравится? - найдем другую.

Если захотите, с самой земли

сдерем шкуру

Икногам вашим бросим». Что ни скажешь - все он исполнит. Проникнет даже туда, где не гулял ветер. Скажи: сорви с человека шапку, А он вместе с шапкой и голову прихватит 1 .

Среди проявлений бездуховности и нравственного отчуждения заметное место занимает языковой нигилизм, особенно среди представителей городской молодежи республики, многие из которых не умеют говорить на родном языке. Безразличие к родному языку сродни космополитизму. Ведь подлинная интеллектуальная черта человека определяется знанием не одного, а нескольких языков, среди которых обязательно должен быть и родной язык.

1 Бикбаев Р. ЬыуЬаным - Ьыузар биреге?! /Агидель. 1988. № 7. С.З.


Нельзя не согласиться с Ч. Айтматовым в следующем: «Однообразие не может обеспечить развития. Поэтому важно сохранить как можно дольше разнообразие языков. В наше время информационного взрыва, когда возникли условия, нивелирующие все и вся, языковое иждевенче-ство никому не пойдет на пользу» 1 .

Почему однообразие не обеспечивает развития? Да потому, что любой язык является средством борьбы с безликостью культуры. Лик культуры определяется неповторимой музыкой звуков языка, словарным его богатством. Известный этнограф К. В. Чистов писал: «...язык - не просто коммуникативное средство, но и одна из форм духовной культуры... Он - накопитель семантических, психологических, стилистических, идеологических и т. п. традиций этнической общности, которая им пользуется и которая их создает в ходе истории» 2 .

«Каждый язык велик для своего народа, - говорит Ч. Айтматов. - У каждого из нас есть свой сыновний долг перед народом, нас породившим, давшим нам самое большое свое богатство - свой язык: хранить... его, приумножать его богатства» 3 .

Эта глубокая мысль требует пояснения. Величие языка определяется самими носителями этого языка, ибо это язык отцов и дедов; это тот язык, на котором человек впервые произнес великие слова: «мать», «отец», «родина». В этом ракурсе все языки велики. Именно поэтому постановка вопроса о «великих» и «невеликих» (второстепенных) языках - это псевдовопрос, он просто антинаучен. Мысль о величии или превосходстве того или иного языка глубоко оскорбительна и антигуманна для других народов. В конечном счете это ведет к шовинизму или национализму, что несовместимо с гуманистическими идеалами современности. Поистине мудры следующие слова Расула Гамзатова о родном языке:

Я за него всегда душой болею. Пусть говорят, что беден мой язык, Пусть не звучит с трибуны ассамблеи, Он мне родной, он для меня велик 4 .

2 Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986. С. 68.

3 Айтматов Ч. Указ. соч.

4 Гамзатов Р. Мой Дагестан. М., 1972. С. 69.


Как бы в унисон звучат слова башкирского поэта Рами Гарипова:

Родной язык - это язык правды, Без него нет и народа. Тот, кто в часы невзгод не

с народом, Не вправе быть и человеком".

Таким образом, в современный период языковая проблема приобретает и глубокий нравственный смысл. Понимая ценностный характер проблемы, не следует забывать о том, что однозначного решения проблемы здесь не может быть, так как современное человечество все больше и больше становится единым, происходит интеграция, взаимопроникновение и взаимообогащение культур. В то же время в современном мире могут происходить и процессы исчезновения тех или иных культур и языков. Но как бы то ни было, судьба многих современных культур и языков перед лицом нивелирующей силы НТР (научно-технической революции) зависит в немалой степени от нравственной энергии носителей данной культуры. Ведь сохраняются же до сих пор язык и культура ассирийцев - народа, цивилизация которого была уничтожена завоевателями еще до новой эры. А вот культура и язык хазар - народа, еще в VII веке создавшего первое государство Восточной Европы, которое просуществовало до XI века, исчезли полностью. Вспомним в связи с этим, что башкиры (IX-XI вв.) были современниками хазар. Современниками хазар были и такие раннефеодальные народности, как печенеги и половцы, которых также не пощадила история.

Нравственная культура современных этносов (народов) нашей страны, имея интернациональное содержание, продолжает сохранять многие прогрессивные традиционные черты, в то же время вытесняя устаревшие обычаи и нравы.

Говоря о соотношении интернационального и национального в нравственной жизни современной Башкирии, отметим, что ведущей тенденцией развития духовной культуры республики выступает интернационализация, которая происходит под влиянием интеграционных процессов в экономике, унификации форм досуга, образования и средств массовой информации (печать, радио, телевидение).

1 Барипов Р. Аманат. Эфе, 1970. 3-се бит.


К идее единства интернационального и национального обращено творчество многих известных художников Башкирии, полотна которых служат нравственному и эстетическому воспитанию трудящихся. Но мы остановимся лишь на творчестве А. Лутфуллина и Б. Домашникова.

В картинах народного художника СССР А. Лутфуллина дух интернационализма заложен в самом национальном, ибо он глубоко чувствует присутствие общего в отдельном. Казалось бы в самых простых штрихах национального он находит общечеловеческое, т. е. то, что близко человеку любой национальности.

В картине «Три женщины» изображены представительницы трех поколений. Они люди разного возраста, разной судьбы. Их объединяет общий стол, хлеб, который лежит перед ними, чай, который они пьют. По их натруженным рукам и узловатым, далеким от изящества, пальцам можно увидеть людей труда, на плечи которых легли и тяжесть военных лет, и трудности послевоенного восстановления. На этих лицах нет мелкой сентиментальности, это серьезные и надежные люди, воспитанные суровой правдой жизни. Нравственная ценность женщин идет от неразрывной связи поколений, объединяющим звеном которой является труд, обеспечивающий и материальное благополучие, и духовное богатство человека. По справедливому утверждению искусствоведа Л. Н. Поповой, картина «Три женщины», несущая в себе общечеловеческое постижение сущности жизни, стала классикой башкирского искусства 1 .

Творчество народного художника РСФСР Б. Ф. Домашникова также богато нравственным содержанием. Это можно сказать о любом из его произведений. Обратимся к интересной картине Домашникова «Снег выпал», написанной в 1968 году.

На картине нет ни одного человека, но тем не менее она имеет глубокий нравственный смысл. Она отличается ассоциативностью, вызывает в человеке массу положительных эмоций, добрых чувств. На картине показана часть деревни: на переднем плане сидит собака на снегу, к деревне ведут человеческие следы, нехитрая изгородь огородов, добротные сельские дома, а по ту сторону деревни - хвойный лес.

Художник с помощью сочетания цветов создает ощущение первозданности и свежести. У выходцев из села кар-


тина вызывает щемящую тоску по деревне, а для потомственных горожан она имеет познавательное содержание, говорит о единстве человека с природой, о неповторимых прелестях сельской жизни.

Картина «Снег выпал» не морализирует, из нее не выпирает какой-нибудь категорический императив, нравственное назидание (как бывает иногда у некоторых художников). Наоборот, само видение деревенского пейзажа освобождает человека от мелкой суеты, от условностей и штампов, обусловленных отчуждением человека от природной среды.

Такими же возможностями выражения общечеловеческих нравственных ценностей, как и живопись, располагают музыкальные произведения, язык которых интернационален. К общечеловеческим проблемам тяготеют произведения башкирских композиторов X. Ахметова, X. Заимова, Т. Каримова, Р. Муртазина, Н. Сабитова, Р. Хасанова и др. Рассмотрим творчество X. Ахметова и X. Заимова.

Композитор X. Займов известен как один из авторов первой башкирской оперы «Акбузат». Созданная в период ожесточенной борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков и отражающая древний эпический сюжет борьбы башкирских племен против иноземных поработителей, опера «Акбузат» звала советский народ на героическую борьбу за свободу и независимость нашей родины. Как отмечает музыковед Л. П. Атанова: «Поставленная в самое трудное, напряженное время, когда весь советский народ поднимался на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, опера, несмотря на древний сказочно-эпический сюжет, звучала необычайно современно. Гиперболические образы захватчиков Масем-хана и Шульгана, олицетворяющих зло и насилие, с которыми в опере борется башкирский народ, живо перекликались с событиями жизни» 1 . Патриотическое содержание оперы протягивает невидимую нить между прошлым и настоящим, человеком и обществом, соединяет национальное и интернациональное в органическое единство.

Для музыкального творчества композитора X. Ахметова характерна философская глубина, связанная с раздумьями о смысле истории, о смысле истории, о смысле жизни человека. В сюите «Гимн солнцу» воспевается жизнь в ее неповторимости. Автор, обращаясь к народным мелодиям и

1 Атанова Л. Халик Займов. Уфа, 1967. С. 5.


Цитируя их, приобщает слушателя к истории не только своих предков, но и всего человечества. Только через связь прошлого и настоящего можно увидеть «ход» жизни, понять ее уникальность и драматизм.

В сонате «Утро Урала», также богатой философскими раздумьями, Ахметов средствами музыки утверждает единство человека и природы. Спокойное величие мелодии, отражающей суровую красоту Урала, переходит и на слушателей, обогащая их эмоционально-эстетически и оказывая мощное воздействие на нравственный мир личности.

В данном разделе мы рассмотрели наиболее характерные нравственные мотивы в культуре Башкортостана, опираясь в основном на отдельные произведения художественной литературы и публицистики, живописи и музыки. В то же время мы отдаем себе отчет в том, что этот вопрос можно было бы исследовать с привлечением гораздо большего количества источников (в том числе произведений писателей, композиторов и т. д.), а также на основе анализа реальных нравов, выявленных с помощью социологических методов и статистики. Оставляя все это другому исследователю, мы решили завершить главу разделом о культуре общения башкир, в то же время отмечая неразработанность этой темы.

Российская Федерация - многонациональная страна. Государство населяют различные народы, у которых свои верования, культура, традиции. В есть такой субъект РФ - Республика Башкортостан. Она входит в Этот субъект Российской Федерации граничит с Оренбургской, Челябинской и Свердловской областями, Пермским краем, Республиками в составе РФ - Удмуртией и Татарстаном. является город Уфа. Республика является первой автономией по национальному признаку. Она была образована еще в 1917 году. По численности населения (более четырех миллионов человек) она также занимает первое место среди автономий. Республику населяют преимущественно башкиры. Культура, религия, народа будут темой нашей статьи. Следует сказать, что башкиры проживают не только в Республике Башкортостан. Представителей этого народа можно встретить в других уголках Российской Федерации, а также на Украине и в Венгрии.

Что за народ - башкиры?

Это автохтонное население одноименной исторической области. Если составляет более четырех миллионов человек, то этнических башкиров в ней проживает всего 1172287 человек (согласно последней переписи 2010 года). Во всей Российской Федерации насчитывается полтора миллиона представителей этой народности. Еще около ста тысяч выехали за рубеж. Башкирский язык выделился из алтайской семьи западнотюркской подгруппы давно. Но письменность вплоть до начала ХХ века у них была на основе арабской вязи. В Советской Союзе «указом сверху» ее перевели на латиницу, а в годы правления Сталина - на кириллицу. Но не только язык объединяет народ. Скрепляющим фактором, позволяющим сохранить свою идентичность, является и религия. Большинство верующих башкир - мусульмане-сунниты. Ниже мы более подробно рассмотрим их религию.

История народа

По утверждениям ученых, древних башкир описывали еще Геродот и Клавдий Птолемей. «Отец Истории» называл их аргиппеями и указывал, что этот народ одевается по-скифски, но говорит на особом наречии. Китайские же хроники причисляют башкир к племенам гуннов. В «Книге Суй» (седьмое столетие) упоминаются народности Бей-Дин и Бо-Хан. Их можно идентифицировать как башкир и волжских булгар. Больше ясности вносят средневековые арабские путешественники. Приблизительно в 840 году Саллам ат-Тарджуман посетил край, описал его пределы и быт жителей. Он характеризует башкир как независимый народ, обитающий по обоим склонам Уральского хребта, между реками Волгой, Камой, Тоболом и Яиком. Это были полукочевые скотоводы, но очень воинственные. Арабский путешественник упоминает и анимизм, который исповедовали древние башкиры. Религия их подразумевала двенадцать богов: лета и зимы, ветра и дождя, воды и земли, дня и ночи, лошадей и людей, смерти. Главным над ними был Дух неба. В верования башкир также входили элементы тотемизма (некоторые племена почитали журавлей, рыб и змей) и шаманизма.

Большой исход к Дунаю

В девятом веке предгорья Урала в поисках лучших пастбищ покинули не только древние мадьяры. К ним присоединились и некоторые башкирские племена - кесе, еней, юрматы и некоторые другие. Эта кочевая конфедерация сначала осела на территории между Днепром и Доном, образовав страну Леведию. А в начале десятого столетия, под предводительством Арпада, она начала продвижение далее на запад. Перевалив через Карпаты, кочевые племена завоевали Паннонию и основали Венгрию. Но не следует думать, что башкиры быстро ассимилировались с древними мадьярами. Племена разделились и стали жить по обоим берегам Дуная. Верования башкир, которые успели исламизироваться еще в Приуралье, стали постепенно заменяться единобожием. Арабские хроники двенадцатого века упоминают, что на северном берегу Дуная обитают христиане-хункары. А на юге Венгерского королевства живут башгирды-мусульмане. Главным городом у них был Керат. Конечно, ислам в сердце Европы не мог существовать долго. Уже в тринадцатом столетии большинство башкиров перешло в христианство. А в четырнадцатом мусульман в Венгрии не оказалось совсем.

Тенгрианство

Но вернемся к ранним временам, до исхода части кочевых племен с Урала. Рассмотрим более подробно верования, которые тогда исповедовали башкиры. Религия эта называлась Тенгри - по имени Отца всего сущего и бога неба. Во Вселенной, по мнению древних башкиров, существует три зоны: земля, на ней и под ней. И в каждой из них была явная и невидимая часть. Небо делилось на несколько ярусов. На самом высшем обитал Тенгри-хан. У башкир, не знавших государственности, было, тем не менее, четкое понятие о Все остальные боги были ответственны за стихии или явления природы (смену времен года, грозу, дождь, ветер и т.д.) и безоговорочно подчинялись Тенгри-хану. Древние башкиры не верили в воскрешение души. Но они считали, что настанет день, и они оживут в теле, и будут жить дальше на земле заведенным мирским укладом.

Соединение с исламом

В десятом столетии на территории, населенные башкирами и волжскими булгарами, стали проникать мусульманские миссионеры. В отличие от крещения Руси, которое встретило яростное сопротивление языческого народа, кочевники-тенгрианцы приняли ислам без эксцессов. Понятие о религии башкир идеально соединилось с представлениями о едином Боге, которое дает Библия. Тенгри стал ассоциироваться у них с Аллахом. Тем не менее «нижние боги», ответственные за стихии и природные явления, еще долго были в почете. Да и сейчас след древних верований можно проследить в пословицах, обрядах и ритуалах. Можно сказать, что тенгрианство преломилось в массовом сознании народа, создав своеобразный культурный феномен.

Принятие ислама

Первые мусульманские захоронения на территории Республики Башкортостан датируются восьмым веком. Но, судя по предметам, найденным в могильнике, можно судить, что усопшие, скорее всего, были пришлыми людьми. На раннем этапе обращения местного населения в ислам (десятое столетие) сыграли большую роль миссионеры таких братств, как Накшбандийа и Ясавийа. Они прибывали из городов Средней Азии, преимущественно из Бухары. Это предопределило то, какую религию исповедуют башкиры сейчас. Ведь Бухарское царство придерживалось суннитского ислама, в котором тесно переплелись суфийские представления и ханафитские истолкования Корана. Но для западных соседей все эти нюансы мусульманства были непонятны. Францисканцы Иоанн-Венгр и Вильгельм, прожившие беспрерывно шесть лет в Башкирии, посылают в 1320 году такую реляцию Генералу своего ордена: «Мы нашли Государя Баскардии и почти всех его домочадцев совершенно зараженными сарацинскими заблуждениями». И это позволяет говорить о том, что в первой половине четырнадцатого века большинство населения края приняло ислам.

Присоединение к России

В 1552 году, после падения Башкирия вошла в состав Московского царства. Но местные старейшины оговорили права на некоторую автономию. Так, башкиры могли и дальше владеть своими землями, исповедовать свою религию и жить прежним укладом. Местная конница участвовала в сражениях русской армии против Ливонского ордена. Религия у татаров и башкир имела несколько разное значение. Вторые приняли ислам намного раньше. И религия стала фактором самоидентификации народа. С присоединением Башкирии к России, в край стали проникать догматические мусульманские культы. Государство, желающее держать под контролем всех верующих страны, учредило в 1782 году в Уфе муфтиат. Такое духовное засилье привело к тому, что в девятнадцатом столетии верующие края раскололись. Возникли традиционалистское крыло (кадимизм), реформаторское (джадидизм) и ишанизм (утративший сакральную основу суфизм).

Какая религия у башкир сейчас?

Начиная с семнадцатого столетия, в крае постоянно проходили восстания против могущественного северо-западного соседа. Особенно участились они в восемнадцатом веке. Эти восстания жестоко подавлялись. Но башкиры, религия которых была сплачивающим элементом самоидентификации народа, сумели сохранить свои права на верования. Они и дальше исповедуют ислам суннитского толка с элементами суфизма. Вместе с тем Башкортостан является духовным центром для всех мусульман Российской Федерации. В Республике действуют более трехсот мечетей, Исламский институт, несколько медресе. В Уфе расположено Центральное духовное управление мусульман РФ.

Народ сохранил и ранние доисламские верования. Изучая обряды башкир, можно увидеть, что в них проявляется удивительный синкретизм. Так, Тенгри превратился в сознании народа в единого Бога, Аллаха. Другие же идолы стали ассоциироваться с мусульманскими духами - злыми демонами или же благоприятно расположенными к людям джиннами. Особое место среди них занимают йорт эйяхе (аналог славянского домового), хыу эйяхе (водяной) и шурале (леший). Отличной иллюстрацией религиозного синкретизма служат обереги, где наряду с зубами и когтями животных, от сглаза помогают написанные на бересте изречения из Корана. Грачиный праздник Каргатуй носит следы культа предков, когда ритуальную кашу оставляли на поле. Немало обрядов, практикуемых при родах, похоронах и поминках, также свидетельствуют о языческом прошлом народа.

Другие религии в Башкортостане

Учитывая, что из всего населения Республики этнические башкиры составляют всего четверть, следует упомянуть и о других вероисповеданиях. Прежде всего, это православие, которое проникло сюда с первыми русскими поселенцами (конец XVI в.). Позже здесь прижились и старообрядцы. В XIX столетии в край приехали немецкие и еврейские мастера. Появились лютеранские кирхи и синагоги. Когда Польша и Литва стали частью Российской империи, в краю стали селиться военные и ссыльные католики. В начале ХХ века в Уфу переехала колония баптистов из Харьковской области. Многонациональность населения Республики послужила причиной и разнообразия верований, к которым очень толерантны коренные башкиры. Религия этого народа, с присущим ей синкретизмом, до сих пор остается элементом самоидентификации этноса.

Хамидуллина Гульназ ВенеровнаMAОУ «СОШ № 32» г. Стерлитамак
Учитель истории и культуры Башкортостана
Возрождение национальных традиций и обрядов башкирского народа на уроках ИКБ.
В настоящее время человечество переживает бум развития техники, уникальных технологий и адекватных времени экономических систем. Техногенная цивилизация Запада внесла в смысл жизни потребительство, она породила тенденцию дегуманизации общества. За материальный прогресс мы расплачиваемся падением духовности и нравственности. Причиной такой дисгармонии является отрыв от собственных корней, потеря исторической памяти, забвение культурных традиций. Определенная часть молодежи стесняется говорить на родном языке, говорить о принадлежности своему народу, все больше предпочитает западную культуру и западный образ жизни. Чужая культура преподносится как догма, что жить надо только так, и в результате духовная потребность превращается в вечную гонку за «ней», как у них, совершенно не соизмеряя, что это не заложено генетически в наших потребностях.
Как отмечал Мустай Карим, народный поэт Башкортостана: “...Род людской может погибнуть не от землетрясений, не от потопа, не от космических катаклизмов, даже не от атомной войны, погибнет он от водки, от наркотиков, от выхлопных газов, от духовного разложения людей, если не опомнится сегодня”.
Как избежать безразличия людей к своей культуре?
Только сочетание достижений научно-технического прогресса и испытанных веками этнокультурных традиций может обеспечить стабильное развитие общества. Возврат к духовности сегодня является не только потребностью беспокойной души, но и жизненной необходимостью. В национальной культуре представлены «вечные» общечеловеческие ценности и идеалы.
В настоящее время проблема заключается в выборе, который должен соответствовать этнопсихологическому и этнокультурному менталитету каждого народа.
Многолетнее отчуждение народов от своих этнодуховных корней привело к глубокой деформации личности. Сегодня проблемы воспитания личности находятся в центре внимания педагогов, ведутся поиски новых подходов в создании концепций воспитания нового поколения людей с духовным видением мира. Речь идет о разработке национально-регионального компонента, в которой интернационально-атеистическая педагогика уступала бы место этнодуховному просвещению в региональной концепции национального образования всех народов России.
Важнейшей основой решения проблем является возрождение принципов народности, согласно которой обучение, воспитание и вся система образования строится с учетом психологии, истории, языка того народа, к которому относится индивид.
В основу национальной концепции регионального образования положены идеи выдающихся просветителей, таких, как чешский философ-гуманист Ян Коменский, английский педагог Джон Лок, швейцарский педагог-демократ Иоганн Песталоци, русский педагог Константин Ушинский, татарский и башкирский педагог-реформатор Шигабутдин Марджани и многие другие. К. Д. Ушинский, например, говорил, что только национальное воспитание дает должные результаты.
Один из организаторов народного образования России Владимир Шадриков обращается к трем взаимосвязанным проблемам национальной школы: педагогике личности, соотношению между универсальной общечеловеческой миссией и его этнокультурной функцией, связанной с передачей уникального этнокультурного наследия, сохранением национальной идентичности и, наконец, возможности построения индивидуально-ориентированного учебного процесса, позволяющего каждой личности реализовать свою образовательную траекторию, соответствующую ее интересам и способностям.
Этнопедагогику мы понимаем как науку об эмпирическом опыте этинических групп в сферах воспитания и образования молодого поколения, морально-этнических и эстетических особенностях нации, народности, о совокупности исконных ценностей семьи, рода, этноса, выражающихся в социальном контроле за поведением ребенка и коррекции этого поведения, в межэтнических нормах и оценках, традициях народов. Педагогическая практика, основанная на подлинно народной системе образования, укрепляет связи между поколениями, формирует интерес к изучению истории своего народа, помогает выработать основы национального самосознания.
К.Д. Ушинский говорил, что только национальное воспитание дает должные результаты. «Каждый европейский народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания. Воспитание, построенное на иностранных началах, будет действовать на развитие характера гораздо слабее, чем система созданная самим народом»,- писал он
К.Д Ушинский раскрыл роль народности в воспитании. Он утверждал, что
1) у каждого народа своя система воспитания, которая пополняется годами; а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем невозможны;
2) опыт других народов в деле есть драгоценное наследие для всех, точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Но нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, точно также нельзя воспитываться на чужой педагогической системе, как бы не была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать свои собственные силы.
3) возбуждение общественного мнения в деле воспитания - единственная прочная основа всяких улучшений по этой части; где нет общественного мнения о воспитании - там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных учебных заведений;
4) система общественного воспитания, вышедшая не из общественного убеждения, как бы хитро она не была обдумана, она окажется бессильной и не будет действовать ни на личностный характер, ни на характер общества; она может приготовлять техников, но никогда не будет воспитывать полезных членов общества…
Итак, Ушинский оценивал педагогику каждого народа с точки зрения, насколько она приближена к удовлетворению общенародных интересов.
“Национальность- не гордость. Национальность-это долг сохранить в себе и передать своим детям язык и культуру своих дедов и прадедов”,- утверждает Роберт Нигматуллин, академик РАН, президент АН Республики Башкортостан.
Процесс формирования ценностей национальной культуры сопрягается с рядом критериев, которые определяют развитие личности - носителя ценностей национальной культуры:
1.Целостность знаний о национальной истории и культуре.
2.Отношение к самому себе как представителю своего народа.
3.Творческая активность личности в усвоении национальной культуры и ее практическая направленность.
Россия относится к пограничным культурам, которая совмещает элементы Запада и Востока. В этом отношении Оренбургская область располагает уникальными историко- лингвистическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной культуры людей. В Оренбуржье происходит синтез разнообразных культур, смешиваются два потока мировой истории: азиатский и европейский.
По своему национальному составу наш регион уникален: на его территории сосредоточены разные группы славян, финно - угоров, тюрко - язычных народов, а также представителей романской языковой семьи. Об этом говорит богатая и разнообразная по генетическим истокам топонимика и ономастика края.
Татары, например, появились в Оренбургском крае с основанием города в 1773 г., когда возникла необходимость в развитии торговли. По распоряжению Оренбургской губернской канцелярии под поселение казанских татар были отведены земли башкир. Селение стало именоваться Сеидов посад (по имени купца Сеида), более позднее название Татарская Каргала (карга-ворона), недалеко от Сеидовской слободы возникает еще одно татарское село Чебенле (чебен-муха).
Оренбургские степи входили в ареал формирования ранних башкир. Тысячелетиями проживали они вместе с казахами на Оренбургской земле, практиковали совместные браки. Об этом говорит эпос народов “Кузыйкурпяс и Маянхылыу” и тюркоязычная топонимика большинства географических названий. Например, название Саракташ ведет от названия горы Саракташ и объясняют его как “овечий камень” (сарык-овца) или “желтый камень” (сары таш-желтый камень); Бузулук означает “телячий” (бозау- теленок); Кувандык означает “ обрадовались” (по преданию, у горы произошла битва, в которой башкиры одержали победу и обрадовались); Акбулак - “белый мел” (акбур-мел) или “будь белым-белым” (ак-белый, бул - будь); река Чертанлык означает по-башкирски “щучья река”; Терен-сай с казахского - “глубокая балка” или “ глубокая и мелкая” - с башкирского.
Мы привыкли говорить о дружбе народов, а надо учиться уважать национальность своих знакомых, их предков, их культуру и традиции, языки.
Поэтому очень важно, чтобы учитель знал и уважал историю и культуру не только того народа, к которому он себя причисляет, но и историю и культуру народов, с которыми его народ веками проживает вместе. К сожалению, часто приходится наблюдать то, что учитель оперирует знаниями, почерпнутыми лишь из учебников истории времен советской власти. Такой учитель не научит детей уважать культуру соседнего народа. Без осмысления истории культуры другого народа невозможен диалог. Пристальный интерес только к культуре своего народа может привести к межнациональным конфликтам, потому что национальное чувство - одно из самый деликатных и уязвимых, затронешь неосторожно - вызовешь боль.
Чем богаче опыт общения национальной культуры с другими культурами, тем в большей степени представитель данной культуры способен проникнуть не только в «стиль», манеру, творческие приемы и способы развития, характерные для одной национальной культуры, но их внутренний облик, основу, заложенную природой целого ряда культур данного региона.
Ясно и то, что культура одного народа не может существовать отдельно, она проникает в другие культуры, обогащая и развивая их. Историю народы создавали сообща, и каждый народ внес свою лепту в мировую историю.
Многие элементы национальной культуры имеют общие черты, сходные признаки, единые нравственные ценности формирования нравственного самосознания, терпимости, нуждаются в чутком, уважительном проникновении в образ жизни, верования другого народа.
Народный поэт Башкортостана М. Карим по этому поводу писал: “Не говорит ли это о том, что здесь мы упускаем всеобщую связь? То есть не всегда свою судьбу рассматриваем в тесном взаимодействии, взаимосвязи с судьбами других”. В тесной взаимосвязи находятся, например, проблемы общности культур тюркских народов и их национальной самобытности.
По истечении многих веков, после многократных переплетений исторических судеб в прошлом просто невозможно установить: у башкир или у татар впервые появился обычай праздновать окончание весеннего посева (праздник “Сабантуй”). Попытка вычленить из системы традиций родственных народов какие-либо конкретные традиции и отнести их к заслугам определенной нации толкает человека к национализму.
Общность педагогических культур объясняется многими факторами:
1)общностью основ народной психологии;
2)общностью исторического развития;
3)общностью географических условий;
4)генетической общностью;
5)общностью основ религиозной морали.
Введение курса “История и культура” в национальных школах призвано предотвратить духовное обнищание молодежи, противостоять западному влиянию, чуждым народу псевдокультурным тенденциям, утрате сформированных веками нравственно - этических понятий, духовных ценностей, ассимиляции.
Прав, наверное, наш земляк поэт Равиль Бикбаев, утверждающий, что “ассимиляция губит не только ассимилированного, но и ассимилятора, лишает обеих самобытности, утрамбовывает высокие национальные культуры в безликие тюки культурного, низкопробного ширпотреба”.
Разработка национально-регионального компонента общего среднего образования связана с обновлением учебно-воспитательного процесса и возрождением национальных культур. Подготовка и внедрение национально- регионального компонента предусматривает разработку программ для детей, живущих в условиях иной социально - культурной среды. Например, не разработана еще в Оренбурге программа “История и культура татарского (башкирского, казахского) народа”.
Правда, аналогичные программы в Татарстане и Башкортостане, Казахстане разработаны, но они нацелены на определенную социально - культурную среду.
Это попытка соединить в единое целое историю, этнокультуру и этнопедагогику народа и краеведческий материал. Данный курс рекомендуется вводить в школах региона, где изучается родной язык как предмет, но дети, в силу оторванности от своей национальной среды, слабо знают родной язык, историю и культуру своего народа. Общие положения предлагаемой ниже программы применимы также в школах с изучением татарского и казахского языков. Еще древние мыслители говорили: “Отними у народа историю, и он превратится в стадо”. А у известного русского писателя Федора Абрамова есть прекрасные слова: “Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда он забывает свою историю”.
В последнее время на страницах печати часто встречаются слова “зомби”, “манкурт”. Так называют людей, которые не знают своей истории, культуры, своего народа. Но не будем спешить их осуждать, потому что в этом не их вина. 30 % башкирского народа проживает за пределами Республики Башкортостан и, к сожалению, плохо знает свою историю. До сих пор, например, остается в тени прошлое башкирского народа.
Мы смело говорим, что каждый человек индивидуален, но совершенно забываем говорить, что любой народ - явление уникальное. Уникальна местность, на которой он проживает, прекрасна его культура, образ жизни его людей. И как результат наша малая родина - это грязные реки, полузабытые кладбища, до абсурда доведенные традиции. Когда по национальным костюмам мы не можем определить, что за соседи живут рядом, а свои обряды в лучшем случае можем увидеть только в музее, если таковые имеются. А о своих великих соотечественниках мы узнаем не по их трудам и деятельности, а по названиям улиц или по открытию памятников, а еще хуже - из зарубежных новостей.
«Культура каждого народа - жемчужина на ковре цивилизации», - утверждает Ф. Искандер.
Каждый из нас внес что-то свое – неповторимое - в цивилизацию. И вести речь о том, кто внес больше, а кто меньше, какая нация древнее, а какая моложе - занятие, в принципе, бессмысленное. Да, есть народы, которые в определенный период развития создали такие шедевры, что все человечество впоследствии воспринимало как недосягаемый образец. Но в дальнейшем выдвигались другие, шли дальше, осваивая накопленное.
Величие народа - вещь неизмеримая. Оно не определяется только грандиозными архитектурными сооружениями, глубокомысленными философскими трактатами. Есть народы, которые достигли захватывающих высот в области духовной культуры. К этой группе следует отнести и башкир.

12.5 Материальная культура башкир

12.5.1 Жилища и поселения . Основным типом жилища башкир – кочевников балы переносная войлочная юрта (тирмэ ). Внешне она напоминает полусферическую фигуру , покрытую войлоком . Стены юрты высотой около 170 – 180 см составлялись из слегка изогнутых деревянных планок . Щиты скреплялись между собой волосяными веревками и образовывали замкнутый круг . Каркас крыши состоял из жердочек , насажанных верхними концами в купольный круг и сое диненных внизу с выступающими концами решеток стен, которые по верхнему краю стягивались узким полотнищем, сотканным в ковровой или паласной технике. Стены и крыши юры покрывались войлоком. Наверху оставлялось отверстие, служащее одновременно в качестве окна и дымохода. Юрта имела двухстворчатые дощатые двери, иногда закрывалась циновкой или войлоком. Диаметр средней юрты составлял 5 – 6 метров .

Благодаря высоким теплоизоляционным свойствам войлока, юрта одинаково надежно защищала и от холода, и от летней жары. Для обогрева и приготовления пищи в непогоду и зимнее время в середине юрты разводили очаг, над которым подвешивали котел.

Состоятельные семьи имели по 2 и более юрт. В почетной, или гостевой, юрте (атс тирмз), крытой белым войлоками, жил глава семьи или кочевой группы с женой, в хозяйственной (черной) – молодые члены семьи , дети и работники . Здесь же хранились разного рода припасы , утварь . В гостевой юрте стены завешивали паласами , вышивками , одеждой , земляно й пол устилали кошмами и коврами. В ней с правой стороны от входа занавесом отделяли хозяйственную или женскую половину, откуда подавались кушанья и напитки во время трапезы.

Другим типом жилища был бревенчатый срубный дом. В северной части Башкирии, в лесных и горных районах, особенно там, где продолжали жить ассимилированные башкирами племена местного происхождения, бревенчатый дом являлся преобладающим. Срубные постройки постепенно, по мере перехода к полуоседлости, появились и у кочевников, которые ставили их на зимниках, а кое – где , в первую очередь в долинах горных рек , также и на местах летних кочевий .

Бревенчатая башкирская изба в начальных порах во многом повторяла, особенно в интерьере, обстановку войлочной юрты. В ней сооружали большие нары, чего не было в юрте, но убранство нар было таким же, как и почетной половины юрты: их сплошь застилали кошмами и паласами, на одном конце на особых подставках складывали горкой постельные принадлежности, узорные войлоки и паласы и перетягивали узорной лентой. Печи еще не было, ее заменял своеобразный глинобитный камин с жердевым каркасом и прямым дымоходом. На небольшие окна натягивали брюшину, бычий пузырь, через который едва проникал солнечный свет.

В степной части башкиры строили глинобитные и, реже, пластовые (из дерна) дома. В качестве подсобного помещения, где готовили пищу и хранили продукты, сооружали асалык из луба, тына или плетня. На летовках такие постройки для многих являлись основным жилищем. Довольно широко был распространен конусообразный шалаш, составленный из прислоненных друг к другу толстенных жердей. На кратковременных стоянках, особенно во время больших сборищ и празднеств, делали двускатные шалаши и наклонные заслоны (сыт).

Таким образом, жилые помещения башкир были разнообразны. В этом сказалось разнообразие природных условий края и то обстоятельство, что в процессе сложения башкирского этноса в его состав вошли различные этнические образования (племена, группы племен), каждое со своими культурными навыками и традициями.

Скот находился в основном под открытым небом, на летних и зимних пастбищах. Для той части скота, который необходимо было иметь при жилище, делались жердевые загоны и сараи. Новорожденный молодняк содержали в жилом доме, пока не окрепнут.

Формы поселений всецело зависели от структуры социальной организации и хозяйственно – бытового уклада . Башкирские аулы представляли , как правило, поселения кочевых групп, которые состояли из родственных семей, объединенных вокруг одного состоятельного хозяина и зависимых от него экономически. Кочевая группа включала также выходцев из других родов, оказавшихся в той или иной форме зависимости от главы группы. Поэтому население аула (кочевая группа) и родовое подразделение не были тождественны.

В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселений. Зимние поселения отличались от весенне – летних и осенних наличием более капитальных жилых построек и помещений для скота. В них создавались также запасы продовольствия и корма. Надо сказать, поскольку к зимникам сгонялся не весь скот, а лишь рабочие лошади и маточное поголовье, часть населения проводила зиму при стадах и табунах на отдельных пастбищах с непродуктивным скотом и молодняком.

С переходом к оседлости постоянные аулы, как правило, возникали на местах зимников. Это был естественный процесс, так как и прежде в зимниках проходил наиболее продолжительный период жизни населения в году, и они располагались в местах, удобных для жизни и хозяйственной деятельности аула.

12.5.2 Пища. В соответствии с укладом хозяйства основу пищевого рациона большей части башкир составляли мясные и молочные продукты. Удельный вес мяса в пищи был велик летом и осенью. В этот период его потребляли в свежем виде, на лето – вялили и коптили . Особым лакомством считались казы – вяленые колбасы из конского жира и мяса .

Из коровьего молока делали сливки и сметану, масло, различные виды творога, сыр, кислое молоко, простоквашу, айран. Корот, красный творог и топленое масло заготовляли впрок. Большую роль в жизни башкир играл целебный напиток из кобыльего молока – кумыс , который тоже заготовляли на зиму путем замораживания . Традиционным пра здничным блюдом башкир являлось мясное кушанье с бульоном бишбармак.

У башкир сложилось и земледельческая кухня. Видимо, к глубокой старине восходит традиция потреблять зерна в цельно – каленом виде . К древнейшим блюдам относится кужэ – род супа из целых зерен ячменя, полбы или пшеницы. Каленые зерна дробили в ступах или размалывали в каменных жерновах, получалась мукообразная масса талкан, который брали с собой в дальний путь и ели, размешивая водой или молоком. Каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы являлись гостевым блюдом. Для торжественных случаев особое кушанье из муки на сметане. Хлеб пекли из пресного теста, обычно в виде лепешек в золе. О древности использования злаков в пищу говорит широкое распространение в прошлом напитка буза, приготовляемого из проросших зерен. Однако удельный вес пищевых блюд из злаков, из – за незначительных масштабов земледелия , был невелик .

В пищевой рацион башкир входили продукты охоты. Они потребляли мясо многих обитающих в крае диких животных и зверей, птиц, а также рыбу.

Довольно рано проник в Башкирию чай. В процессы торговли и обмена с южными краями привозили, правда, в небольших количествах, сладости и фрукты. Значительно место среди сладких блюд занимал мед. Как и топленое масло, мед применялся для консервирования ягод и плодов. Башкиры собирали клубнику, смородину, землянику, черемуху, вишню, костику, бруснику, клюкву и другие ягоды, часть из них сушили, другую консервировали в масле меде, а из клубники, земляники и смородины делали пастилу.

Весной башкиры пили березовый сок. Было принято снимать камбий – мякоть вновь образовавшийся древесины – у березы , осины и некоторых других деревьев . Из трав в пищу шли дикий лук , чеснок , особой популярностью пользовалась луковица сараны , которую заготовляли такж е в прок. Листья клубники, вишни, душицы использовали вместо чая. Потребление диких плодов, ягод, трав и различных кореньев особенно возрастало в голодные годы. В такие годы использовали также кору различных деревьев, желуди.

12.5.3 Бытовая утварь. Условия кочевой жизни требовали и удобную для перевозки утварь. Наиболее подходящим для изготовления сосудов и посуды материалом башкиры считали шкуры скота. Как и другие кочевники, они умели снимать шкуру животных без разрезов линии ног и живота. Из такой шкуры делали большие сосуды для хранения запасов кумыса и кислого молока. Из кожи задних ног лошади изготовляли большие бутылеобразные сосуды, из шкуры передних ног – меньшие бутылки (Куллык , Куллас , муртай ). Впрочем , ботлок и мурта й различались не столько по размерам, сколько по форме, а велечина каждого вида сосуда зависела от возраста животного. Кожа головы лошади шла на изготовление сосуда в виде ведерка с расширяющимся днищем, употреблявшегося для дойки кобылиц. Из кожи шеи делали низкую кадушку для подачи гостям кумыса и бузы. Кожаные сосуды, благодаря прочности и легкости, были удобны для перевозки жидких продуктов вьюнком на лошадях.

12.5.4 Одежда. Основными материалами для изготовления одежды были домашней выделки сукно, овчина, меха и, конечно же, фабричные ткани.

Башкирский костюм многообразен и богат. Для населения горной Башкирии характерна нарядная верхняя одежда, обшитая цветным сукном и позументом. Красочны были праздничные белые чекмени. Колоритным женским убором был шлемообразный кашмау. В бассейне р. Демы верхняя одежда в углах подола и на спине украшалась монетами. На нагрудник нашивали разнообразные серебреные бляхи. На северо-востоке Башкортостана головным убором женщин стал Кушьяулык. В старину здесь также носили налобники.

Драгоценными камнями, металлическими бляхами украшался поясной ремень, его мог заменить и билбау. В целом национальная одежда башкир привлекает внимание практичностью и простотой, и в то же время праздничные костюмы удовлетворяли самые изысканные вкусы. Складывалась она на протяжении столетий и отражает национальное своеобразие народа.

Основные элементы культуры на примере Башкирского общества

город Уфа, Республика Башкортостан, Российская Федерация

В повседневной жизни мы часто слышим и употребляем слово «культура». Учёные насчитывают более 500 определений данного термина. В зарубежной литературе существует несколько направлений и школ, в рамках которых выработаны десятки определений, но не одно из них не признано единственно верным. Если рассматривать термин культура в широком смысле, то она представляет собой всю совокупность приобретённых, а не врождённых аспектов жизни человека. К ним относят обычаи, традиции, нормы, институты, включая государство и экономику.

Достаточно интересно рассматривается термин культура в этнологии. Здесь под культурой понимается вся та небольшая общность, которая составляет данный этнос, и здесь культура охватывает все проявления социальной жизнедеятельности, без разделения на сферы хозяйства, политики и социальных отношений. Таким образом, термин культура употребляется в значении «общество».

В духовной жизни каждого человека, коллектива, этноса существуют структурные элементы, обладающие специфическими свойствами. К основным элементам культуры относят: ценности, обычаи, этикет, традиции, язык, обряд.

Ценности – признанные всем обществом или большей его частью представления о том, к каким целям должен и может стремиться человек, а к чему он стремиться не может. Одной из главных ценностей башкир является знание Корана – священной книги мусульман.

Обычаи – это установившиеся схемы поведения. Их можно охарактеризовать как культурные привычки. К ним также можно отнести традиционные трудовые приёмы жизненного уклада, воспитания. Социально признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передаётся из поколения в поколение и от индивида к индивиду. Ярким примером башкирских обычаев являются семейные обычаи. В них нашли отражение различные этапы истории народа. Строго соблюдалась экзогамия – древний обычай, запрещающий браки внутри рода. Важное значение для понимания природы брака имеет понятие «калым» - плата за невесту. В далёком прошло у башкир существовал обычай помолвки малолетних детей, который назывался «праздник колыбели». В цикле обрядов, связанных с рождением ребёнка, входил принятый у мусульман обычай обрезания и праздничное угощение. Обрезание считалось обязательным для мусульман.

Этикет – совокупность правил поведения по отношению к другим людям, включающая особые традиции, ритуалы и нормы, которые были выработаны обществом или его частью и могут иметь религиозное, философское или какое-то другое обоснование; как правило, этикет характерен для высших слоёв общества.

Традиции – совокупность элементов культурного наследия, которые передаются из поколения в поколения и являются ценностью в рамках данной культуры. Значимость традиций велика: они регулируют отношения между людьми. Их соблюдение – важное условие сохранения нормальных отношений в обществе. Традиционным у башкир является празднование сабантуя, где устраивались различные состязания, позволяющие проявить силу, ловкость. Сегодня сабантуй не потерял своей значимости и по сей день остаётся зрелищным театрализованным представлением. Важными для башкир являются религиозные праздники: Ураза-байрам (праздник разговенья), Курбан-байрам (великий праздник жертвоприношения).

Язык – совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации, важнейшее средство общение, присущее лишь человеку. В Республике Башкортостан и русский и башкирский языки являются государственными. Башкирский язык преподаётся как предмет и в небашкирских школах, колледжах, университетах. На нём издаются республиканские и районные газеты и журналы. Растёт из года в год время вещания на башкирском языке по радио и телевидению.

Обряд – совокупность коллективных действий, воплощающих в себе определённые представления и ценности данного общества и вызывающих у всех носителей данной культуры аналогичные чувства; такие чувства могут носить коллективный характер. Семейные обряды – неотъемлемая часть культуры и быта любого этноса. В ритуал башкирской свадьбы вошел обряд никах – обязательное юридическое оформление брака по шариату. Интересным являлся обряд «продажа подарков». Продажа осуществлялась родственницами невесты и в подарки входили изделия, выполненные руками невесты.

В настоящее время содержание некоторых башкирских обычаев и традиций изменилось. Их архаичность уходит в прошлое, но они не потеряли своего значения сегодня. А многие мусульманские обряды возрождаются. Ценности, обычаи, обряды, традиции, язык и этикет башкирского народа отражают различные стороны материальной и духовной культуры. В них отображён образ жизни, общественный строй, история, мировоззрение, нравственные и моральные принципы.

Культура – необходимое условие существование всякого общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние. Увлекательным и интересным является изучение культуры отдельно взятого народа.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»