«Лесные происшествия» - к юбилею К. Паустовского

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Константин Паустовский:

«Ожидание счастливых дней бывает

иногда гораздо лучше этих самых дней»

– Отлично помню, как в детстве, читая рассказы Константина Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос», не могла сдержать слёз, – делится воспоминаниями гл.библиотекарь Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Елена Коркина. – Уже теперь понимаю, что это своеобразный индикатор мастерства автора. Детские эмоции – самые правдивые, ведь открытым сердцем ребенок распознает фальшь мгновенно. Прошли годы, и теперь я с удовольствием читаю эти произведения своему сыну.

Символично, что 2017 год стал годом 125-летия известного автора. Мало кто знает, но Константин Георгиевич – человек очень непростой судьбы. Расскажу немного о семье русского классика. 31 мая 1892 года в семье служащего в управлении железной дороги и работницы сахарного завода родился мальчик. Семья Паустовского неоднократно переезжала с места на место, со временем обосновавшись в Киеве. Атмосфера в семье была творческой: здесь много пели, играли на рояле, не пропускали ни одной театральной премьеры. Первыми учителями писателя стали специалисты Киевской классической гимназии. Они и заронили в нем желание заниматься словесностью.



Когда мы сетуем на свою жизнь, то часто не задумываемся, какие лишения уготованы на долю прочих людей. Например, Константину Паустовскому пришлось очень рано повзрослеть. Когда мальчик учился в шестом классе, родители его развелись. Оставив учебу, будущий писатель занялся репетиторством.

Свой первый рассказ Паустовский написал, учась в последнем классе гимназии. После гимназии, Паустовский два года проучился в Киевском университете. В 1914 году, писатель переехал в Москву. Это совпало с началом . И здесь писатель не выбрал легкий путь – при формировании тыловых санитарных поездов Константин Паустовский стал работать там санитаром. Тогда-то, по его собственному признанию, он всем сердцем полюбил среднюю полосу России.


Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом на Южном фронте, одновременно продолжая писать. Уже в послевоенные годы к Паустовскому пришла мировая известность, что дало ему возможность много ездить по Европе. Писатель был в Болгарии, Польше, Чехословакии, Турции, Италии, Бельгии, Франции, Голландии, Англии, Швеции, жил на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу множества его произведений.

В отделе научно-популярной литературы Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина к юбилею писателя оформлена книжная выставка из цикла «Певцы родной природы» . На открытие выставки пришли туристы-любители, а также именитые в уральских туристических кругах личности – Анатолий Николаевич Сычев и Ольга Анатольевна Чарыкова, известные как организаторы уникальных пеших маршрутов по заповедным местам Челябинской области.



Атмосфера встречи была неформальной: строили планы относительно предстоящего похода по тропам Приполярного Урала. Анатолий Николаевич, геолог по профессии, детально разъяснял правила туристических путешествий, а нам оставалось только восхищаться этими самоотверженными людьми. Ведь активный отдых требует самодисциплины, силы воли и, естественно, выдержки.

22.05.2017 125-летие со дня рождения К.Г Паустовского

31 мая исполняется 125 лет со дня рождения писателя К.Г. Паустовского. К юбилею классика литературы 17 мая в средней школе №2 Центральная библиотека провела литературный час «Певец мещёрской стороны». Ребята узнали много интересного о жизни Паустовского в Солотче, о том, почему Мещёрский край для него стал второй родиной. Прозвучал отрывок из рассказа автора «Мещёрская сторона», после прослушивания ребята делились впечатлениями о творчестве писателя, отметили глубокую философию и «лёгкий язык» текстов. Так же учащимся была представлена книжная выставка «Человеку нельзя жить без природы».

18 мая Детская библиотека провела экологические зарисовки в произведениях К. Г. Паустовского «И вечная природы красота…». Знакомство с жизнью и творчеством К. Паустовского сопровождалось презентацией «Глубочайшим образом люблю природу…». С интересом участвовали в викторине «Кто живёт в Мещерском крае», литературной игре «Знаете ли вы рассказы и сказки Паустовского?», обсуждении рассказов «Кот – ворюга» и «Заячьи лапы», конкурсе «Приметы от Паустовского», посмотрели интересный и добрый мультфильм «Квакша». Ребята выразили желание оберегать и любить природу, помогать братьям нашим меньшим.

18 мая в Ковалинской библиотеке с учащимися школы проведена познавательная игра «Идём дорогою добра». Участники мероприятия познакомились со сказками писателя. Эти сказки Паустовский написал в первое послевоенное десятилетие. Герои произведений скромные и простые люди, они чутки, отзывчивы и способны увидеть необыкновенное в обыденном. И хотя в сказках нет волшебников, в них волшебной силой наделена природа. Дети поняли главное, что эти сказки учат добру, милосердию, скромности, чуткости и отзывчивости. В ходе игры ребята отвечали на вопросы викторины: «Что такое? Кто такой?», «Из какой сказки отрывок?», «Добавь слово».

Рассказы о природе К.Г. Паустовского знает каждый ученик. Но и жизнь самого писателя - захватывающая история, полная приключений, а всё потому, что ему было суждено начать карьеру до революции, пережить её и получить признание в советские годы.

С 21 марта в Детско-юношеском филиале «МАУК Библиотека городского поселения Селятино», в рамках празднования Недели детской книги проходил литературный круиз «Заповедники и сказки Паустовского», который был посвящен предстоящему юбилею писателя. Эта тема была выбрана неслучайно. У нас в стране объявлен «Год Экологии». Слайд-фильм «Наш Паустовский», подготовленный сотрудниками библиотеки, сопровождался интереснейшим рассказом ведущих. Из него ученики узнали наиболее важные этапы биографии писателя.
В годы Великой Отечественной войны, Паустовский работал военным корреспондентом ТАСС на Южном Фронте и публиковался во фронтовых газетах.
В послевоенные годы жизнь и творчество Паустовского были тесно связаны с Тарусой - городком на Оке, где он прожил более двадцати лет и завещал там себя похоронить.
«Я не променяю среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара, - писал Константин Паустовский. - Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу».
В середине 50-х гг. Константин Георгиевич становится писателем с мировым именем, признание его таланта выходит за границы родной страны.
Писатель получает возможность отправиться в путешествие по всему континенту, и он с удовольствием ею пользуется, побывав в Польше, Турции, Болгарии, Чехословакии, Швеции, Греции и др. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков.
В 1965 г. писатель был вероятным кандидатом на Нобелевскую Премию по литературе, которая досталась М. А. Шолохову.
Паустовский награжден орденом Ленина, двумя другими орденами и медалями.
Ведь «голос совести, вера в будущее, - говорил Паустовский, - не позволяют подлинному писателю жить на земле, как пустоцвет, и не передать с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого». А Константин Георгиевич был и остается подлинным писателем.
В 2010 году в Одессе был открыт первый памятник писателю, на котором он, по задумке скульптора, изображен в виде загадочного сфинкса.
А 24 августа 2012 года, к 120- летию писателя, в городском парке города Тарусы был открыт памятник К. Паустовскому.
Рассказ библиотекарей сопровождался музыкой Эдварда Грига «Утро в лесу» (Дагни Педерсен - дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет). На это обратили внимание библиотекари и рассказали, что же общего между этим произведением и рассказом К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и, как домашнее задание, предложили ребятам прочитать данный рассказ.
Далее началась викторина под общим названием «В мире животных». В ходе мероприятия участники сами, поочередно, читали со слайдов рассказ «Барсучий нос».
Оживление вызвал конкурс «Лукошко с листочками». Листочки были вырезаны из плотной бумаги с напечатанными на них отрывками из детских произведений Паустовского. Нужно было прочитать отрывок и назвать это произведение.
В следующем конкурсе «Угадай героя произведения». Отвечая на вопросы конкурса, ребята отгадывали героев произведений. Конкурс под названием «По предмету угадай произведение», заставил ребят вспомнить основные предметы из произведений писателя.
Завершилась встреча просмотром отрывка из мультфильма «Растрёпанный воробей». Этот мультфильм своего рода юбиляр, в этом году ему исполнилось 50 лет.
Викторина проводилась по сказкам и рассказам писателя: «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот Ворюга», «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Барсучий нос», «Растрёпанный воробей». На мероприятии побывали учащиеся СОШ №2, 21 марта - 3«А» рук. Наумкина В.С., 23 марта - 3«Б» рук. Мягкова Т.М. и 23 марта - 3«В» (рук. Афанасьева Н.Г. (29 марта - 4 «В» рук. Быковская С.Н. запланировано).
В конце мероприятия был объявлен конкурс творческих работ по произведениям К.Г. Паустовского «В мире Паустовского».

Цели: привлечь внимание учащихся к творчеству К. Г. Пау сто вского; формировать навыки чтения по ролям; приобщать детей к культуре театра, развивать умение эмоционально вос принимать текст, выражать при чтении чувства действующих лиц; расширять игровой опыт детей.

Оборудование: ширма-«радио», портрет Паустовского, выставка книг.

Подготовка к занятию: учащиеся читают рассказы и сказки К. Г. Паустовского («Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Заячьи ла пы», «Последний черт», «Золотой линь» и др.).

Учащиеся делятся на группы: первая группа готовит рассказ о жизни Паустовского, вторая - « радиоспектакль » по рассказу «Кот-ворюга», третья - викторину.

Ход занятия

I . Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодняшнее занятие необычное. Мы будем слу шать «радиопередачу» и принимать в ней участие.

II. Рассказ о жизни писателя.

Учитель «включает» радио (радио нарисовано на ширме).

Выступает первая группа учащихся.

1-й учащийся. Уважаемые радиослушатели! Мы начи наем передачу о жизни и творчестве известного русского писа теля, книги которого переведены на многие языки мира, - о Константине Георгиевиче Паустовском (1892-1968).

2-й учащийся. Родился в семье железнодорожного слу жащего, семья была большая, склонная, как говорил сам Пау стовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло в Украине - сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6 класса гимназии он уже репетиторствовал. По сле окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учебу, пошел работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста.

III . Викторина по рассказам К. Г. Паустовского.

Выступает вторая группа учащихся.

- А сейчас, уважаемые радиослушатели, вы сможете принять
участие в викторине по рассказам К. Г. Паустовского, позвонив
нам по телефону.

Победителей нашей викторины ждут призы. Звоните.

Учащиеся подходят к телефону, «звонят».

- А вот и первый звонок. Представьтесь, пожалуйста...
Итак, вопрос...

Вопросы викторины:

  1. О ком это: «Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас толком его не видел»? (О коте; рассказ «Кот-ворюга».)
  2. Каким образом удалось приручить кота? Как из ворюги он превратился в сторожа? (Приручили кота, покормив его. Он ел больше часа. А сторожем стал, отучив кур воровать со стола кашу. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.)
  3. О ком это: «У костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел вы сокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей»? (О барсуке; рассказ «Барсучий нос».)
  1. Однажды барсук обжег нос, сунув его в сковородку, где жарилась картошка. Как он лечил свой нос? (Он расковырял старый пень, засунул нос в самую его середину, в холодную и мокрую труху.)
  2. Через какое время автор встретил барсука со шрамом на носу снова? Чем барсук занимался? (Через год; барсук сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз.)
  3. Одного из персонажей К. Паустовского называют «десять процентов». Почему его так прозвали? (Рассказ «Последний черт». На деда напала свинья, не свинья - прямо лев! Он попал в больницу, где доктор ему сказал, что от него осталось «десять процентов». Так деда и прозвали - «Десять процентов».)
  4. Кого дед «Десять процентов» принял за черта в рассказе «Последний черт»? (Пеликана. Пеликан кинулся на деда и долбанул его так, что тот упал в кусты малины.)
  5. Откуда на озере взялся пеликан? (Сбежал во время перевозки зверинца.)
  6. Дед поехал в город, нашел зверинец и рассказал о пеликане. Что дед получил в награду? (40 рублей, на которые купил новые штаны.)
  1. Кто может помочь человеку выбраться из лесного пожара? (Старые лесные жители знают, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь. Герой рассказа «Заячьи лапы» дед Ларион побежал за зайцем, и тот вывел его из огня.)
  2. Из чего деревенские мальчишки плетут лески для рыбной ловли? (Из конского волоса; рассказ «Сивый мерин».)
  3. Кого называют лучшим сборщиком шишек? (Белок; рассказ «Заботливый цветок».)
  4. Есть ли враги у рыбаков? Если есть, то какие? (Да. Это мальчишки, которые распугивают рыбу; подводные коряги, за которые запутывается леска; а также ряска, комары, грозы, ненастье и наводнение. Рассказ «Золотой линь».)
  1. Можно ли увидеть жару или холод? (Да, можно. В жару над лесом можно заметить желтый дымок. Кажется, что дрожит воздух. А в холод меняется цвет неба - оно становится зеленым, как мокрая трава. Рассказ «Квакша».)
  2. Что предсказывает древесная лягушка-квакша? (Кваканьем она предсказывает дождь. Рассказ «Квакша».)
  3. Если выкопать в лесу маленькое деревце, например березку, посадить его в кадку и держать в теплой комнате, пожелтеют ли листья осенью или останутся зелеными на всю зиму? (Они осенью пожелтеют и облетят. Рассказ «Подарок».)
  1. В стародавние времена красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина. Для чего они это делали? (Чтобы не увядала их красота. Рассказ «Прощанье с летом».)
  2. Существует высокое растение с красными цветами, собранными в большие кисти. Оно приносит большую пользу молодым лесным посадкам. Как называется это растение, и в чем его польза? (Это кипрей или иван-чай - очень «теплый» цветок, вокруг него всегда теплый воздух, и молодые деревца, стоящие рядом с ним, не замерзают в холода. Рассказ «Заботливый цветок».)

Подводятся итоги викторины. Объявляются победители.

IV. «Радиоспектакль» по рассказу К. Г. Паустовского.

Выступает третья группа учащихся.

И в заключение нашей передачи послушайте «радиоспектакль» по рассказу К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».

Слушание «радиоспектакля».

V . Подведение итогов занятия.

  • Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Чем?
  • Какие рассказы К. Паустовского вы хотели бы прочитать?
  • Обратимся к выставке книг.

Учитель и учащиеся работают с выставкой книг.


24.05.2012

Паустовский известен каждому школьнику рассказами о природе. Но стоит начать читать автобиографию, как перед нами предстаёт совсем другой Паустовский. Его жизнь - захватывающая история, полная приключений, а всё потому, что ему было суждено начать карьеру до революции, пережить её и получить признание в советские годы.

21 мая в библиотеке №41 (улица Путиловская, дом 13-а) состоялась беседа «Лесные происшествия», посвященная юбилею К. Паустовского. Слайд-фильм «Литературная карта «Страны Паустовского», подготовленный сотрудниками библиотеки, сопровождался интереснейшим рассказом ведущих.

Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом. Много статей, рассказов написано им о тех годах. Один из великолепнейших рассказов - «Снег». Но критики обвинили автора в сентиментальности, неправдивости, дурном сюжете. Обвинили даже витые свечи из рассказа…

Но вот что интересно - сами критики недоумевали, почему именно военные рассказы К.Паустовского так популярны, как никогда ранее. Прочтите хотя бы один из них…

Читаешь рассказы «Снег», «Телеграмма», Дождливый рассвет», а волнение сдавливает горло, становиться грустно той особой грустью, о которой Пушкин сказал: « печаль моя светла».

Но мало кто знает, что К. Паустовкий человек, которому чуть не дали Нобелевскую премию. Оказывается, в 1965 году за автобиографическую «Повесть о жизни» К.Паустовскому планировалось присуждение Нобелевской премии. Но Советскому Союзу удалось изменить решение Нобелевского комитета и в самый последний момент вручить её Шолохову. А в Италии и Швеции уже издали в « нобелевской» серии однотомник К. Паустовского.

В Союзе «Повесть о жизни» была встречена холодно, автору был предъявлен длинный список претензий. Может, поэтому вторая книга автобиографической серии «Беспокойная юность» была написана автором только через 9 лет. В цикле вышло шесть книг, Паустовский хотел продлить повествование, но смерть поставила точку. Седьмую книгу Константин Георгиевич хотел назвать «Ладони на земле». Теперь, приезжая в Тарусу, где нашел свое последнее пристанище писатель, мы кладем ладони на его холмик.

Если Вы не знакомы или малознакомы с произведениями К.Г.Паустовского, прочтите хотя бы один из рассказов. И тогда уже не оторветесь…

Ведь «голос совести, вера в будущее, - говорил Паустовский, - не позволяют подлинному писателю жить на земле, как пустоцвет, и не передать с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого». А Константин Георгиевич был и остается подлинным писателем.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»