Какое название у симфонии 6 бетховена. Бетховенские симфонии

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Шестая, Пасторальная симфония

Одновременно с Пятой Бетховен закончил Шестую, «Пасторальную симфонию». Это единственное симфоническое произведение Бетховена, вышедшее в свет с авторской программой. На титульном листе рукописи стояла следующая надпись:

«Пасторальная симфония,
или
Воспоминания о сельской жизни.
Более выражение настроения, чем звуковая живопись».

Шестая, Пасторальная симфония занимает особое место в творчестве Бетховена. Именно от этой симфонии в большой мере отталкивались представители романтического программного симфонизма. Восторженным поклонником Шестой симфонии был Берлиоз.

Тема природы получает широкое философское воплощение в музыке Бетховена - одного из самых великих поэтов природы. В Шестой симфонии эти образы приобрели наиболее полное выражение, ибо сама тема симфонии - это природа и картины сельской жизни. Природа для Бетховена не только объект для создания живописных картин. Она была для него выражением всеобъемлющего, животворного начала. Именно в общении с природой Бетховен находил те часы чистой радости, которой он так жаждал. Высказывания из дневников и писем Бетховена говорят о его восторженном пантеистическом отношении к природе. Не раз мы встречаем в записках Бетховена высказывания о том, что идеалом его является «свободная», то есть естественная природа.

Тема природы связана в творчестве Бетховена с другой темой, в которой он выражает себя последователем Руссо,- это поэзия простой, естественной жизни в общении с природой, душевная чистота селянина. В заметках к эскизам Пасторальной Бетховен несколько раз указывает на «воспоминание о жизни в деревне» как главный мотив содержания симфонии. Эта мысль сохранилась и в полном названии симфонии на титульном листе рукописи.

Руссоистская идея Пасторальной симфонии связывает Бетховена с Гайдном (оратория «Времена года»). Но у Бетховена исчезает тот налет патриархальности, который наблюдается у Гайдна. Тему природы и сельской жизни он трактует как один из вариантов основной своей темы о «свободном человеке» - это роднит его со «штюрмерами», которые вслед за Руссо видели в природе раскрепощающее начало, противопоставляли ее миру насилия, принуждения.

В Пасторальной симфонии Бетховен обратился к сюжету, в музыке не раз встречавшемуся. Среди программных сочинений прошлого многие посвящены образам природы. Но Бетховен по-новому решает принцип программности в музыке. От наивной иллюстративности он переходит к поэтическому одухотворенному воплощению природы.

Однако не следует думать, что Бетховен отказался здесь от картинных, изобразительных возможностей музыкального языка. Шестая симфония Бетховена - пример слияния выразительного и картинного начал. Образы ее глубоки по настроению, поэтичны, одухотворены большим внутренним чувством, проникнуты обобщающей философской мыслью и вместе с тем картинно-живописны.

Седьмая симфония

Жанр симфонии в творчестве Бетховена находился в постоянном развитии. Через четыре года после Пасторальной были созданы Седьмая и Восьмая симфонии (1812), в которых бетховенский симфонизм раскрывается с новых сторон, благодаря усилению народнонациональных черт.

Слияние в этих симфониях героического и жанрового начал определяет возросшее значение песенных интонаций, танцевальной ритмики. Могучая простота демократического языка Бетховена, с его энергией ритмов, рельефностью активных интонаций, сочетается с тонкой разработкой мелодических, тембровых, гармонических деталей. В гармонии многообразие оттенков и контрастов, усиление красочности в большой мере осуществляются средствами мажоро-минорных, разнообразных терцовых соотношений. В строении цикла - известное отступление от классических темповых контрастов (вместо медленной части - Allegretto).

Все это позволило Серову видеть в этих симфониях начало позднего бетховенского стиля, хотя обе они не только по времени создания, но и по стилю - завершающие произведения центрального периода. В них осуществлен синтез принципов бетховенского героического и лирико-жанрового симфонизма (что особенно ярко проявляется в Седьмой симфонии). Народность бетховенских образов выступает здесь в новом качестве, она ярче в своем национальном проявлении, хотя не теряет и обобщающей героической направленности.

Между симфониями 1812 года и предшествующей им Пасторальной были изданы такие сочинения, как Пятый фортепианный концерт, «Эгмонт», музыка к пьесе «Король Стефан». Непосредственно после Седьмой и Восьмой написана программная симфония «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории». Все эти произведения (при всем различии их художественного значения) так или иначе связаны с патриотическими идеями того времени. Вместе с «Битвой при Виттории» Седьмая и Восьмая симфонии исполнялись в патриотических концертах в Вене в 1813 и 1814 годах в знак победы над Наполеоном.

Созданные в один год, объединенные общим активно радостным тонусом, Седьмая и Восьмая симфонии, однако, контрастируют между собой, дополняя друг друга.

Шестая, Пасторальная симфония (F-dur, ор. 68, 1808) занимает особое место в творчестве Бетховена. Именно от этой симфонии в большой мере отталкивались представители романтического программного симфонизма. Восторженным поклонником Шестой симфонии был Берлиоз .

Тема природы получает широкое философское воплоще­ние в музыке Бетховена - одного из самых великих поэтов природы. В Шестой симфонии эти образы приобрели наиболее полное выражение, ибо сама тема симфонии - это природа и картины сельской жизни. Природа для Бетховена не толь­ко объект для создания живописных картин. Она была для него выражением всеобъемлющего, животворного начала. Именно в общении с природой Бетховен находил те часы чистой радости, которой он так жаждал. Высказывания из дневников и писем Бетховена говорят о его восторженном пантеистическом отношении к природе (см. стр. II31-133). Не раз мы встречаем в записках Бетховена высказывания о том, что идеалом его является «свободная», то есть естественная природа.

Тема природы связана в творчестве Бетховена с другой темой, в которой он выражает себя последователем Руссо,- это поэзия простой, естественной жизни в общении с приро­дой, душевная чистота селянина. В заметках к эскизам Па­сторальной Бетховен несколько раз указывает на «воспоми­нание о жизни в деревне» как главный мотив содержания симфонии. Эта мысль сохранилась и в полном названии симфонии на титульном листе рукописи (см. ниже).

Руссоистская идея Пасторальной симфонии связывает Бетховена с Гайдном (оратория «Времена года»). Но у Бет­ховена исчезает тот налет патриархальности, который наблю­дается у Гайдна. Тему природы и сельской жизни он трак­тует как один из вариантов основной своей темы о «свобод­ном человеке»- Это роднит его со «штюрмерами», которые вслед за Руссо видели в природе раскрепощающее начало, противопоставляли ее миру насилия, принуждения.

В Пасторальной симфонии Бетховен обратился к сюжету, в музыке не раз встречавшемуся. Среди программных сочинений прошлого многие посвящены образам природы. Но Бет­ховен по-новому решает принцип программности в музыке. От наивной иллюстративности он переходит к поэтическому одухотворенному воплощению природы. Свой взгляд на про­граммность Бетховен выразил словами: «Больше выражение чувства, чем живопись». Такое предуведомление и програм­му автор дал в рукописи симфонии .

Однако не следует думать, что Бетховен отказался здесь от картинных, изобразительных возможностей музыкального языка. Шестая симфония Бетховена - пример слияния выра­зительного и картинного начал. Образы ее глубоки по на­строению, поэтичны, одухотворены большим внутренним чув­ством, проникнуты обобщающей философской мыслью и вме­сте с тем картинно-живописны.

Характерен тематизм симфонии. Бетховен обращается здесь к народным мелодиям (хотя он очень редко цитировал подлинные народные мелодии): в Шестой симфонии исследователи находят славянские народные истоки. В частности, Б. Барток, большой знаток народной музыки различных стран, пишет о том, что главная партия I части Пасторальной - это детская хорватская песня. Другие исследователи (Беккер, Шёневольф) также указывают на хорватскую мелодию из сборника Д. К. Кухача «Песни южных славян», которая явилась прототипом главной партии I части Пасто­ральной:

Для облика Пасторальной симфонии характерно широкое претворение жанров народной музыки - лендлер (крайние разделы скерцо), песня (в финале). Песенные истоки видны также в трио скерцо - Ноттебом приводит бетховенский на­бросок песни «Счастье дружбы» («Glück der Freundschaft, op. 88), который потом был использован в симфонии:

Картинность тематизма Шестой симфонии проявляется в широком привлечении орнаментальных элементов - группет­то различных видов, .фигурации, длинные форшлаги, арпед­жио; такого типа мелодика, наряду с народно-песенной, является основой тематизма Шестой симфонии. Особенно за­метно это в медленной части. Ее главная партия вырастает из группетто (Бетховен говорил, что он запечатлел здесь на­пев иволги).

Внимание к колористической стороне ярко проявляется в гармоническом языке симфонии. Обращают на себя внимание терцовые сопоставления тональностей в разработочных раз­делах. Они играют большую роль и в разработке I части (B-dur - D-dur; G-dur - E-dur), и в разработке Andante («Сцена у ручья»), представляющей собой красочные орна­ментальные вариации на тему главной партии . Много яркой живописности в музыке III, IV и V частей. Таким образом, ни одна из частей не выходит из плана программной картинной музыки, сохраняя при этом всю глубину поэтической идеи симфонии.

Оркестр Шестой симфонии отличается обилием соло ду­ховых инструментов (кларнет, флейта, валторна). В «Сцене у ручья» (Andante) Бетховен по-новому использует богатст­во тембров струнных инструментов. Он применяет divisi и сурдины в партии виолончелей, воспроизводящих «журчание ручья» (авторская пометка в рукописи). Такие приемы ор­кестрового письма характерны для более позднего времени. В связи с ними можно говорить о предвосхищении Бетхове­ном черт романтического оркестра.

Драматургия симфонии в целом сильно отличается от драматургии героических симфоний. В сонатных формах (I, II, V части) сглажены контрасты и грани между разде­лами. "Здесь нет конфликтов, борьбы. Характерны плавные переходы от одной мысли к другой. Особенно ярко это вы­ражено во II части: побочная партия продолжает главную, вступая на том же фоне, на котором звучала главная пар­тий:

Беккер пишет в этой связи о приеме «нанизывания мело­дий». Обилие тематизма, господство мелодического начала- действительно, характернейшая черта стиля Пасторальной симфонии.

Указанные особенности Шестой симфонии проявляются и в методе развития тем - ведущая роль принадлежит вариа­ционности. Во II части и в финале Бетховен вводит вариа­ционные разделы в сонатную форму (разработка в «Сцене у ручья», главная партия в финале). Такое объединение сонатности и вариационности станет одним из основополагаю­щих принципов в лирическом симфонизме Шуберта.

Логика цикла Пасторальной симфонии, обладая типич­ностью классических контрастов, определяется, однако, про­граммой (отсюда ее пятичастное строение и отсутствие цезур между III, IV и V частями). Ее циклу не свойственно такое действенное и последовательное развитие, как в героических симфониях, где I часть является средоточием конфликта, а финал - его разрешением. В последовании частей большую роль играют факторы программно-картинного порядка, хотя они подчинены обобщенной идее единения человека с природой.

У этого термина существуют и другие значения, см. Симфония № 5. Бетховен в 1804 году. Фрагмент портрета работы В. Мэлера. Симфония № 5 до минор, op. 67, написанная Людвигом ван Бетхов … Википедия

Бетховен, Людвиг ван Запрос «Бетховен» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Людвиг ван Бетховен Ludwig van Beethoven Людвиг ван Бетховен на портрете Карла Штилера … Википедия

БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (крещен 17 декабря 1770, Бонн 26 марта 1827, Вена), немецкий композитор, представитель венской классической школы (см. ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА). Создал героико драматический тип симфонизма (см. СИМФОНИЗМ) (3 я… … Энциклопедический словарь

Бетховен (Beethoven) Людвиг ван (крещён 17.12.1770, Бонн, ‒ 26.3.1827, Вена), немецкий композитор. Родился в семье фламандского происхождения. Дед Б. был руководителем придворной боннской капеллы, отец ‒ придворным певцом. Б. рано научился играть … Большая советская энциклопедия

- (Людвиг van Beethoven) величайший композитор XIX стол.,род, 16 дек. 1770 г. в Бонне, где его дед Людвиг фан Б. былкапельмейстером, а отец Иоганн фан Б. тенором в курфюрстской капелле.В. проявил очень рано поразительный музыкальный дар, но тяжелая …

БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (1770 1827), нем. композитор. В обстановке последекабрьских лет в России усилилось внимание к музыке Б. Драматизм его мятежного творчества, пробуждавшего в людях надежду и веру, звавшего к борьбе, отвечал… … Лермонтовская энциклопедия

- (от греч. symphonia созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв … Большой Энциклопедический словарь

- (греч. созвучие) название оркестрового сочинения внескольких частях. С. самая обширная форма в области концертнойоркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой. С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- (греч. symphonia – созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатно циклической форме, высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в к. ХVIII – нач. ХIХ… … Энциклопедия культурологии

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН. Портрет работы Й. К. Штилера (1781 1858). (Beethoven, Ludwig van) (1770 1827), немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на… … Энциклопедия Кольера

- (Beethoven) Людвиг ван (16 XII (?), крещён 17 XII 1770, Бонн 26 III 1827, Вена) нем. композитор, пианист и дирижёр. Сын певчего и внук капельмейстера боннской придв. капеллы, Б. приобщился к музыке в раннем возрасте. Муз. занятиями (игра… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Симфония No. 9, ор. 125 , Л.В. Бетховен. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Л. В. Бетховен, Симфония No. 9, ор. 125, Партитура, Для оркестра Тип издания: Партитура Инструменты:…
  • Симфония No. 6, ор. 68 , Л.В. Бетховен. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Л. В. Бетховен, Симфония No. 6, ор. 68, Партитура, Для оркестра Тип издания: Партитура Инструменты:…
Приветствие детей и педагога.

6 минут

Сообщение новой темы.

Актуализация имеющихся знаний о вБетховене

Учитель: На прошдлм занятии мы с вами познакомимся с произведением венского классика, объединившего в своём творчестве две эпохи. Назовите его имя.-

Ученики: Л. в ан Бетховеным.

Учитель: Какое произведение мы слушали?

Что такое симфония?

Какое название?

Основная мысль, идея?

Ученики: борьба

На доске презентация с темой урока и портретом Бетховена -

Беседа, метод опроса, наглядный метод.

5

минут

Рассказ об и истории создания симфонии 5

Учитель: Мы знаем, что тема борьбы пронизывает все творчество Бетховена и его жизнь.

Сегодня мы познакомимся с еще одной симфонией №5.

20 минут

Слушание музыки

Учитель: Итак, давайте послушаем самое начало 1 части симфонии. Симфония начинается с мотива-эпиграфа. (Эпиграф – краткое изречение, передающее основную мысль.) Услышав мотив, который вы наверняка уже знаете, какую же мысль он нам передает.

//Звучит мотив судьбы//

Учитель: Как звучит мотив? Какие возникли у вас ассоциации, прослушав этот мотив?

Ученики: Начальный мотив звучит коротко, решительно и сильно. Как будто кто-то стучится в дверь.

Учитель: Этот мотив называется - Мотив судьбы человека. И вы правильно отметили, что этот мотив похож на стук в дверь. «Так судьба стучится в дверь». На этом мотиве-эпиграфе построена вся 1 часть симфонии.

И здесь опять тема борьбы человека и судьбы.

Давайте запишем тему урока. Напишем ГП, ПП, разраб, реприза, драматургия.

Давайте послушаем 1 часть 5 симфонии и подумайте кто в 1 части все таки побеждает человек или судьба ?

//Звучит 1 часть Allegro con brio - 7 мин. 15 сек. //

(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)

Учитель: - Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

//Звучит 4 часть Allegro – 3 мин. 38 сек.//

(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)

Учитель: Совершенно верно, композитор от части к части раскрывает свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И четвёртая часть – финал - звучит уже как победное шествие, воспевающее радость жизни и веру в светлые идеалы.

Аудиозапись произведения.

Словесно-индуктивный(беседа, диалог)

Наглядно - дедуктивный(сравнение)

3 минуты

Обобщение. Итог

Дав айте подведем итог:

Охарактеризуйте 5 симфонию Бетховена, чему она посвящена?

(5 симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.)

10 минут

Разучивание песни.

Разучивание произведения

Выразительный показ педагога

Над Симфонией № 6 фа-мажор Людвиг ван Бетховен работал одновременно с – даже первое исполнение этих двух произведений состоялось на одном концерте, в декабре 1808 г., и нумерация их отличалась от принятой ныне, и посвящены они одним и тем же меценатам – графу А.Разумовскому и князю Ф.Лобковицу. Тем не менее, трудно представить себе творения, в большей степени отличающиеся друг от друга по образному строю. Если «герой» – несгибаемый борец с судьбой, то здесь борьба уступает место если не смирению, то прославлению простых жизненных радостей, связанных с наслаждением естественной красотой.

Симфония № 6, получившая заглавие «Пасторальная», весьма необычна для Л.Бетховена и отличается от всех предыдущих его произведений в этом жанре. Во-первых, она не четырехчастная, а пятичастная, но последние части, начиная с третьей, исполняются без перерыва (таким образом, количество частей «колеблется» между пятью и тремя). Во-вторых, это программная симфония, причем конкретизирующим содержание заглавием снабжено не только произведение в целом, но и каждая из пяти его частей.

Первоначально автор озаглавил произведение «Воспоминания о сельской жизни». Пребывание на лоне природы было для Л.Бетховена одним из любимейших способов времяпрепровождения: «Дубравы, деревья, скалистые горы откликаются на мысли и переживания человека», – говорил композитор. Такое любовное восприятие природы отразилось в симфонии – здесь нет конфликтов, все выдержано в идиллических тонах. Лишь четвертая часть вносит оттенок драматизма – но это не драматизм событий человеческой жизни, а стихийная сила, картина грозы.

Название первой части – «Радостные чувства по прибытии в деревню» – не предполагает какой-либо изобразительности, пейзажной или жанровой. Иллюстративность выражается лишь в характере главной партии: образ деревни живописует простая мелодия, напоминающая народную песню. Ее сопровождает выдержанная квинта (это подражание волынке и иным народным инструментам). Ни побочная партия, ни заключительная особого контраста не вносят, поэтому и разработка лишена конфликтности: основная интонация главной партии подвергается не столько мелодическому развитию, сколько «окрашивается» разными тембрами, регистрами и тональностями.

Если в первой части в центре внимания было эмоциональное состояние, то во второй, озаглавленной «Сцена у ручья», немало звукоизобразительных приемов: мерное сопровождение передает течение воды, мелизмы – голоса птиц… «Сцена у ручья» производит особенно сильное впечатление, если вспомнить, что композитор на момент создания этой музыки уже не мог слышать птичий щебет в лесу.

Третья часть представляет собою яркую жанровую сценку, перекликающуюся с творениями , автор дал ей название «Веселое сборище поселян». Основные ее темы – отрывистая и кантиленная – контрастны, но не конфликтны, а изложение их не лишено юмористических штрихов. Например, аккомпанирующие фаготы звучат словно «не в такт» с мелодией – как это могло быть в деревенском оркестре, от которого никто и не ожидает идеального исполнения.

Картина крестьянского веселья без перерыва переходит в четвертую часть – «Гроза. Буря». Изображая буйство стихии, Л.Бетховен использует новые по тем временам для симфонической музыки инструменты – флейту-пикколо и тромбоны.

И так же – без паузы – начинается финал, названный «Пастушеской песней». Соответственно заглавию, в пятой части господствуют мелодии песенного склада. Альты и виолончели вновь подражают волынке, а солирующий кларнет напоминает пастушеский рожок.

Первое исполнение Симфонии № 6 происходило не в самых благоприятных условиях: далеко не лучший оркестр, слишком длинный концерт, холодный зал… К счастью, на судьбе произведения это не отразилось – оно заняло достойное место в репертуаре. Многие черты этой симфонии – свободная трактовка цикла, красочные приемы развития – получили продолжение в симфонической музыке романтизма.

Музыкальные Сезоны

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»