Как подготовиться к плановой проверке трудовой инспекции. Поэтапная инструкция

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Проверки трудовой инспекции – одни из самых «популярных» среди работодателей и уступают, пожалуй, только налоговым службам. Если в компании задействован даже один наемный сотрудник – рано или поздно ее посетит соответствующая комиссия .

Основания, предметы проверки и ее разновидности

Посещения предприятия могут быть как плановыми, так и носят внезапный характер. В первом случае – это прямой повод к инспектированию абсолютно любой компании или учреждения.

Внеплановая комиссия приходит только при наличии на это весомых аргументов , которыми могут стать:

  • истечение срока выполнения руководством предписания, оформленного в ходе предшествующего посещения;
  • подписание прокурорского распоряжения о необходимости инспектирования конкретного объекта трудовой деятельности;
  • систематические задержки материальных начислений сотрудникам;
  • ниже допустимого законодательно минимума величины заработной платы;
  • несоблюдение норм Трудового кодекса РФ;
  • официальные жалобы трудящихся по поводу несоблюдения или ущемления их прав и свобод.

Плановые проверки проводятся согласно установленного графика . Исключение – новые индивидуальные предприниматели, зарегистрировавшиеся уже после его утверждения.

Порядок проведения и границы дозволенного

Порядок проведения работы комиссии трудовой инспекции имеет следующий алгоритм действий :

  • возможность круглосуточного посещения организации;
  • затребование встречной документации от деловых партнеров компании;
  • забор проб веществ для лабораторного исследования;
  • расследование травматизма и несчастных случаев на предприятии;
  • составление предписания к устранению нарушений и замечаний;
  • в случае неподчинения исковое требование в судебные инстанции с последующим участием в его заседаниях.

За рамки дозволенного выходят :

  • просьбы о разглашении сведений, не имеющих отношения к предмету проверки;
  • изъятие оригиналов документов.

Полный перечень документов на 2018 год

Определен полный список документов , попадающих под проверку исполнительных органов данной службы:

  • трудовые соглашения, учетные карточки штатных единиц;
  • все трудовые книжки работников;
  • внутренние кадровые журналы учета;
  • учетные табеля, по итогам которых начисляется заработная плата;
  • листы временной нетрудоспособности;
  • графики плановых ежегодных отпусков и личные заявления работников по данному поводу;
  • расчетные ведомости;
  • сведения о выплаченных материальных средствах сотрудникам за проверяемый период времени;
  • внутренний устав предприятия или положение о его производственной деятельности и все связанные с этим бумаги;
  • ведомости о премировании, поощрении, льготных компенсациях, надбавках за вредность;
  • листы ознакомления коллектива с внутренними распоряжениями и приказами руководства.

В зависимости от цели посещения этот перечень может быть сокращен. Важно понимать, что администрация обязана предоставить все необходимые документы по первому требованию инспектора. Отказ понимается как нарушение установленных законодательных норм.

Кадровая документация

Основное направление деятельности трудовой инспекции – проверка кадровой документации . В данном случае право доступа к данной категории внутреннего учета регламентировано Постановлением Госкомстата РФ №1 .

Документ имеет юридическую силу, с момента принятия претерпел ряд дополнений . В нем прописан перечень первичного кадрового учета, форма бланков, обязательных к использованию независимо от вида трудовой деятельности. Единственная категория, на которую данное правило не распространяется – бюджетные учреждения .

Локальные внутренние документы

К данной категории причисляют соглашения о труде, бумаги, регламентирующие внутренний режим функционирования организации, положение о материальных начислениях и премировании, приказ о персональной защите личных сведений работников и коммерческой секретности.

Все они обязаны иметь юридическое соответствие и не нести взаимных противоречий.

График отпусков

Инспектору нужно быть уверенным, что за прошедший период времени сотрудники уходили в очередной отпуск ежегодно, их графики при этом не нарушались, а отпускные начисления проводились регулярно и в полном объеме .

Важна также и дата утверждения графика на следующий год. Это нужно сделать не позднее 15 декабря. Документ при этом не должен противоречить нормативным законодательным актам РФ. Если штатная единица идет в отпуск не вовремя, по этому факту должен быть внутренний приказ руководителя .

Выплата зарплаты

Наиболее важный момент в работе проверяющего инспектора. Нарушений не будет выявлено, если выплаты проводились регулярно, дважды в месяц. Сроки и место расчетов с сотрудниками должны быть указаны в коллективном трудовом договоре .

Тщательно проверяется и величина материального вознаграждения за выполненный труд. Тут учитываются все формы доплат, существующие на предприятии. На контроле и ситуация с уволенными сотрудниками – все финансовые взаиморасчеты с ними должны быть проведены своевременно .

Сведения, связанные с охраной труда

Данное направление инспектирования подразумевает проверку условий труда работников, их обучение и своевременное проведение инструктажей, наличие средств индивидуальной защиты, если это необходимо, и соблюдение мер безопасности на производстве.

Проверке подлежат документы , отражающие факты проведения аттестации сотрудников и рабочих мест на предмет соответствия установленным нормам в зависимости от типа деятельности.

Сроки проведения

Нормативно-правовой базой строго регламентированы сроки проведения проверок. В зависимости от рода трудовой деятельности определен следующий максимально допустимый период :

  • для филиалов крупных организаций и производственных центров – не более 60 дней;
  • для малого и среднего индивидуального бизнеса – в пределах 50 часов;
  • для микрокомпаний – не больше 15 часов;
  • для остальных групп организаций – не более 20 календарных дней.

В рамках проведенной инспекции и на основании полученных результатов должен быть оформлен соответствующий акт . Он составляется в двух экземплярах – либо непосредственно на предприятии, либо работодателя вызывают в трудовую инспекцию.

Если в процессе проверки выявлены нарушения, а так происходит практически в 90% случаев, инспектор сначала напишет предписание к устранению замечаний, которое содержит следующую информацию :

  • суть обнаруженных нарушений – с подробным изложением ситуации;
  • ссылка на нормативно-правовую базу и законодательные акты, регулирующие данный процесс;
  • время, отведенное руководству для устранения недостатков и нарушений.

Штрафы и административное расследование

Если по истечении прописанного в инспекционном предписании периоде администрацией так и не были приняты соответствующие меры, к нарушителю может быть применена система штрафов либо проведено внутреннее расследование и наложение административного наказания на лиц, виновных в данных недостатках.

Так, за доказанный факт нарушения действующего законодательства материальное взыскание для физического лица составит до 5000 рублей . Для юридического – от 30000 до 50000 руб .

В случае обнаружения повторных фактов – от 10000 до 100000 руб. соответственно. По данной статье так же предусмотрено лишение виновного сотрудника квалификации сроком на три года .

За серьезные нарушения, например, систематическое уклонение работодателя от заключения трудовых соглашений с наемными работниками либо допуск к труду лиц, не имеющих на это юридических прав, предполагается штраф от 30000 до 200000 рублей .

Административное расследование проводится:

  1. По фактам выявленных нарушений в качестве итогового действия — если требуется более глубокая проверка, опрос свидетелей и причастных сотрудников. Кроме того, собирается информация от потерпевших работников.
  2. Как реагирование на поданную в инспекционные органы, жалобу, либо поступление сведений о наличии административных неправомерных действий с целью проверки их достоверности.

Бумага, которая является основанием к тому, чтобы запустить механизм расследования, называется определением .

Продолжительность мероприятия – в пределах 30 дней с момента его возбуждения.

Дополнительная информация о проверках государственной инспекции по труду представлена на видео.

Соблюдение трудового законодательства - обязанность работодателя (ст. 22 ТК РФ). В свою очередь, Роструд и его территориальные органы (государственные инспекции труда) осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства (ст. 353 ТК РФ). Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства утверждено Постановлением Правительства от 01.09.2012 № 875 , а соответствующий регламент проверок - Приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н . А как узнать, включил ли вас Роструд в план проверок на 2018 год?

Как формируется план проверок?

Вопросы регулирования отношений в области федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства регламентируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ . Данным законом предусматривается, что Роструд и его территориальные органы, как и другие органы государственного контроля и надзора, ежегодно в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют проекты планов проверок в органы прокуратуры (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). После рассмотрения полученных от органов прокуратуры предложений Роструд до 1 ноября направляет в прокуратуру уже утвержденные ежегодные платы проведения проверок (ч. 6.2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Эти планы можно найти на официальных сайтах органов прокуратуры субъектов РФ.

Региональные органы генпрокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют ежегодные планы в Генеральную прокуратуру (ч. 6.4 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Генпрокуратура, в свою очередь, формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года (ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Трудинспекция и план проверок на 2018 год

На сайте Роструда план проверок на текущий год содержится в разделе «Работодателю» — «Информация и сервисы». Однако на момент подготовки материала план проверок трудовой инспекцией на 2018 год не был актуализирован - содержалась ссылка на прошлогодний план проверок.

Зато на сайте Генеральной прокуратуры Сводный план проверок на 2018 год уже сформирован. Введя информацию о проверяемом лице (ОГРН, ИНН или наименование организации), органе контроля (к примеру, «государственная инспекция труда в городе Москве») по ссылке , можно получить сведения о том, включена ли ваша организация в план проверок Роструда на 2018 год. Если орган контроля не указывать, результат поиска покажет все плановые проверки на текущий год, информация о которых есть у Генпрокуратуры и о которых организация или ИП могут быть поставлены в известность заранее.

Напомним, что если вы включены в план проверок госинспекции труда на 2018 год и при этом относитесь к работодателям категории умеренного риска, плановая проверка с 01.01.2018 будет проводиться уже с применением . А для проверок с 01.07.2018 плановой проверки будут применяться уже ко всем работодателям.

С 1 января 2018 года при проведении плановых проверок отдельных категорий работодателей контролеры начнут применять чек-листы (списки контрольных вопросов), а с 1 июля 2018 года такие листы будут применяться относительно всех работодателей. Напомним, что с недавнего времени при плановых проверках работодателей применяется риск-ориентированный подход, при котором форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий определяются категорией риска, к которой отнесен работодатель.

Каким образом устанавливаются категории риска и классы опасности в отношении организаций и ИП? Какие требования предъявляются к содержанию проверочных листов? Какие сервисы рекомендованы работодателям Рострудом для самоконтроля? Ответы на эти и другие вопросы - в представленной статье.

Отнесение работодателя к определенной категории риска

Обратимся к ст. 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)» Федерального закона № 294‑ФЗ (введена Федеральным законом от 13.07.2015 № 246‑ФЗ).

Согласно п. 2 этой статьи риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, ИП или используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

К сведению

Риск-ориентированный подход был распространен на мероприятия по профилактике нарушения обязательных требований Федеральным законом от 03.07.2016 № 277‑ФЗ .

Риск-ориентированный подход применяется контролирующими органами при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ в целях:

оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении контрольных мероприятий;

снижения издержек юридических лиц и ИП;

повышения результативности деятельности органов контроля (надзора).

Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 №  806 (далее - Перечень ). Этим же постановлением утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее - Правила ). Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 №  197 (далее - Постановление №  197 ) Перечень был дополнен п. 4 , распространившим действие риск-ориентированного подхода на федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Дата начала действия поправок - 01.03.2017.

Порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируется Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства (далее - Положение о надзоре ).

В данный документ также были внесены поправки Постановлением №  197 . В частности, были уточнены:

  • правила осуществления надзора с применением риск-ориентированного подхода;
  • критерии отнесения деятельности юридических лиц и ИП к определенной категории риска;
  • перечень значений показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности (ПВ). При этом охраняемыми законом ценностями в сфере труда являются жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок заработной платы, других сумм в рамках трудовых отношений.

Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска (далее - Критерии ) приведены в приложении к Положению о надзоре .

Оценивать значимость критериев будут чиновники на основании установленных объективных показателей.

Вначале оценивается принадлежность работодателя к определенной отрасли. При этом учитывается количество погибших или пострадавших от несчастных случаев на 1 000 человек, работающих в данной отрасли.

В результате рассчитывается значение показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности. Этот показатель должен пересматриваться не реже одного раза в три года.

На данный момент значения такого показателя по отраслям установлены в перечне, приведенном в приложении к Критериям .

Наименование основного вида деятельности в соответствии с ОКВЭД 2

Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ)

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (А)

Добыча полезных ископаемых (B)

Обрабатывающие производства (C)

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D)

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E)

Строительство (F)

Транспортировка и хранение (H)

Деятельность в области информации и связи (J)

Образование (P)

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q)

Прочие виды экономической деятельности

Коэффициент ПВ корректируется на показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (М), который зависит от среднесписочной численности работников, занятых у юридического лица или индивидуального предпринимателя, и составляет:

0,5 - при среднесписочной численности работников менее 200 человек;

0,7 - при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек;

1 - при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек;

1,5 - при среднесписочной численности работников свыше 1 000 человек.

После того, как определены показатели ПВ и М, можно определить показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или ИП обязательных требований (Т):

Т

=

ПВ

х

М

Кроме показателя Т, нужно определить Ку - коэффициент устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанный с исполнением обязательных требований.

Он представляет собой сумму трех показателей:

  • показателя Кт, который зависит от наличия случаев травматизма, связанных с производством, произошедших за три года, предшествующих текущему. За каждый такой тяжелый несчастный случай начисляется 0,4 балла, а за легкий - 0,1 балла. Но если несчастный случай, признанный связанным с производством, оказался смертельным, то независимо от прочих показателей лицу присваивается категория высокого риска;
  • показателя Кз, зависящего от факта наличия задолженности по заработной плате за предшествующий год. Если есть такой факт, лицу начисляется 0,3 балла;
  • увеличивающего коэффициента в случае, если работодателю назначались административные наказания за нарушение обязательных требований в сфере труда за три года, предшествующих текущему, в размере 0,1 балла. При отсутствии таких нарушений может быть рассмотрен вопрос о снижении класса риска.

К сведению

Коэффициенты определяются на основании данных статистической и ведомственной отчетности. После их подсчета устанавливаются классы (категории) риска.

Показатель потенциального риска

Периодичность проведения плановых проверок (п. 20 Положения о надзоре)

Высокий риск

Один раз в два года

Значительный риск

От 0,99 до 0,75

Один раз в три года

Средний риск

От 0,74 до 0,5

Не чаще одного раза в пять лет

Умеренный риск

От 0,49 до 0,25

Не чаще одного раза в шесть лет

Низкий риск

Не проводятся

Итак, показатели потенциального риска определяются федеральной инспекцией труда. При этом Роструд должен:

до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, публиковать на своем официальном сайте информацию об отнесении работодателей к категориям высокого и значительного рисков (в настоящее время перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, размещен по адресу https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=9517, а перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории значительного риска, - по адресу https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=9518);

по запросу работодателя предоставлять информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории. Согласно п. 13 Правил на предоставление данной информации у инспекции есть 15 рабочих дней.

Использование чек-листов при плановых проверках

Положения об использовании контролирующими органами при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов) закреплены в ч. 11.1 - 11.5 ст. 9 Федерального закона №  294‑ФЗ (в редакции Федерального закона №  277‑ФЗ ).

Проверочные листы разрабатываются и утверждаются самими органами контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ. Общие требования к содержанию проверочных листов (контрольных вопросов) утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 №  177 .

Форма проверочного листа должна содержать:

Указание вида контроля, вида деятельности организации, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа

Указание на ограничение предмета плановой проверки обязательными требованиями, требованиями, установленными муниципальными правовыми актами, изложенными в форме проверочного листа, если это предусмотрено положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля

Наименование органа государственного (муниципального) контроля (надзора) и реквизиты правового акта об утверждении формы проверочного листа

Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении организацией обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки

Соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования, требования, предусмотренные муниципальными правовыми актами

Поля для внесения следующих данных:

Наименования юридического лица;

Места проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) указания на используемые юридическим лицом производственные объекты;

Реквизитов распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля о проведении проверки;

Учетного номера проверки и даты присвоения учетного номера проверки в едином реестре проверок;

Ответов на вопросы, содержащиеся в перечне вопросов;

Должности, фамилии и инициалов должностного лица органа контроля, проводящего плановую проверку и заполняющего проверочный лист;

Иных необходимых данных

Предмет плановой проверки юридических лиц и ИП должен ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Если при проверке используется проверочный лист, после его заполнения он прилагается к акту проверки. При проведении проверки несколькими контролирующими органами (совместная проверка) могут применяться сводные проверочные листы.

К сведению

Проверочные листы могут быть представлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Обязательное применение проверочных листов (списков контрольных вопросов) при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрено Положением о надзоре (в редакции Постановления Правительства РФ от 08.09.2017 №  1080 ):

  • с 1 января 2018 года - при проведении плановых проверок работодателей, деятельность которых отнесена к категории умеренного риска;
  • с 1 июля 2018 года - при проведении плановых проверок всех работодателей.

К сведению

Проекты проверочных листов размещаются по мере их разработки на сайте Роструда в разделе «Профилактика нарушений» .

В настоящее время в данном разделе содержится 75 проверочных листов. В частности, работодатели и сами могут проверить, соблюдаются ли:

Порядок оформления приема на работу (проверочный лист № 1);

Требования к содержанию трудовых договоров (проверочный лист № 2);

Порядок и условия изменения трудового договора (проверочный лист № 3);

Порядок прекращения трудовых отношений (проверочный лист № 4);

Порядок установления режима работы и учета рабочего времени (проверочный лист № 5);

Порядок предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска (проверочный лист № 6);

Порядок установления и выплаты зарплаты (проверочный лист № 7);

Порядок регулирования труда несовершеннолетних (проверочный лист № 8);

Порядок и условия увольнения работника в связи с сокращением численности работников или штата (проверочный лист № 14).

Отметим, что отдельные проверочные листы применяются в ситуации, когда работодатель занимается определенным видом деятельности (например, проверочные листы № 104 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по ремонту и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники», 106 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах на городском электрическом транспорте», 107 «По проверке соблюдения гарантий медицинских работников»).

Зачем нужен «Электронный инспектор труда»

На официальном сайте Роструда представлен сервис «Электронный инспектор труда» . При помощи этого сервиса работодатели могут самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства.

К сведению

В системе электронных сервисов онлайнинспекция.рф появилось новое мобильное приложение «Я - инспектор». Оно создано для пресечения нарушений и предупреждения несчастных случаев в одной из самых травмоопасных отраслей производства - строительстве. С помощью приложения работники могут сообщить в государственную инспекцию труда о нарушениях, угрожающих их жизни и здоровью, например, об отсутствии у них касок, проведении работ на высоте без страховки, неогороженных строительных площадках. Предусмотрено, что к обращению должны быть прикреплены фотографии нарушений и информационный щит застройщика.

Пока сервис «Электронный инспектор труда» работает в пилотном режиме. Для проведения самопроверки доступно 125 тематических проверочных листов, первые 10 из которых были опубликованы в конце 2014 года. За 2015 и 2016 годы было разработано и внедрено еще 115 тематических проверочных листов, охватывающих все правоотношения, регулируемые трудовым законодательством, в том числе вопросы охраны труда. До конца 2017 года планируется дополнительно внедрить еще около 50 тематических проверочных листов.

На данный момент предметом проверки на сервисе являются такие темы, как:

  • прием на работу (заключение трудового договора);
  • изменение условий трудового договора;
  • увольнение (прекращение трудовых отношений);
  • защита персональных данных работника;
  • рабочее время;
  • время отдыха;
  • оплата труда;
  • гарантии и компенсации;
  • ответственность работников;
  • подготовка и дополнительное профессиональное образование;
  • охрана труда;
  • особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

К сведению

Если работодателю предстоит инспекторская проверка и он опасается штрафных санкций, электронный инспектор поможет самостоятельно пройти предварительную проверку, выявить нарушения и устранить их до прихода настоящего инспектора труда. Для этого надо выбрать интересующий вопрос, отраженный в названии проверочного листа, и пошагово ответить на предложенные электронным инспектором труда вопросы с учетом реальных документов работодателя и фактических обстоятельств. По окончании проверки электронный инспектор сформирует акт проверки, в котором будут отражены нарушения требований закона, а также предложит способы их устранения.

Итак, результатами обращения к электронному инспектору труда являются:

  • получение заключения об отсутствии или наличии нарушений в организации по тематике проверяемых трудовых отношений;
  • возможность с помощью предоставленных инструментов устранить выявленные нарушения (сервис предлагает инструкции к действию, шаблоны и образцы документов).

Планируется, что работодатель будет регистрироваться через Единую систему идентификации и аутентификации.

Работодатель, не допустивший нарушения при ответе на вопросы проверочных листов, получит декларацию о том, что он соблюдает требования трудового законодательства. При получении декларации работодатель должен будет ее распечатать, подписать и отправить в ГИТ или направить в электронном виде, подписав электронной подписью. Контролеры планируют освобождать таких работодателей от плановых выездных проверок. Кроме того, для них рассматривается возможность снижения тарифов страховых взносов в ФСС.

В случае выявления нарушений при обращении к сервису «Электронный инспектор труда» работодателю сначала надо выполнить рекомендации по их устранению. Санкции на этом этапе к нему не применяются. Устранив нарушения, работодатель должен будет пройти самопроверку еще раз.

К сведению

Дальнейшее развитие сервиса «Электронный инспектор труда» предполагается в рамках реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы) , утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 05.06.2015 №  1028‑р .

В зависимости от установленной для работодателя категории риска будет определяться периодичность проведения проверок соблюдения им требований трудового законодательства. Так, если работодатель отнесен к высокой категории риска, его ожидают проверки каждые два года, для работодателей с умеренным риском проверки будут проводиться не чаще одного раза в шесть лет, а если риск низкий, то проверки не проводятся. Показатели риска определяются федеральной инспекцией труда. На сайте Роструда должны публиковаться списки работодателей, чья деятельность отнесена к категориям высокого и значительного рисков. Именно этим работодателям следует ждать плановых проверок. Получить информацию о том, к какой категории риска отнесен работодатель, можно в ГИТ, которая должна ответить на запрос не позднее 15 рабочих дней с даты его поступления.

С 01.01.2018 в отношении отдельных работодателей, а с 01.07.2018 - для всех при проверках в сфере трудовой деятельности будут использоваться проверочные листы, при этом предмет плановой проверки работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов). С проверочными листами можно ознакомиться на сайте Роструда.

На сайте онлайнинспекция.рф работодателям предложен сервис «Электронный инспектор труда», который дает возможность самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства. Обратившись к такому сервису, работодатель может выявить нарушения, а затем с помощью предоставленных инструментов устранить их.

___________________________________________

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», действует в редакции от 01.05.2017.

1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 , который внес изменения в КоАП: развел нарушения трудового законодательства на разные составы административных правонарушений, усилил ответственность, увеличил штрафные санкции.

Наиболее часто в актах по результатам проверки инспекторы отмечают следующие общие нарушения трудового законодательства:

  • локальные нормативные акты работодатель утверждает без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
  • в трудовой договор не внесена запись о получении работником своего экземпляра на руки (ст. ТК РФ);
  • на книге учета движения трудовых книжек или книге учета бланков трудовой книжки нет пломбы или сургучной печати — это устаревшее, но пока не отмененное требование (Постановление Правительства Российской Федерации );
  • в нарушение требований ст. ТК РФ расчеты с сотрудниками проведены не в день их увольнения;
  • в нарушение ст. ТК РФ денежная компенсация за задержку расчета при увольнении работников не начисляется и не производится;
  • в личной карточке работника не ведется учет отпусков (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 );
  • личные карточки работников не содержат подписей об ознакомлении с записями о приеме на работу, переводах и увольнениях (п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации ).

Штрафные санкции

Нарушения, связанные с заключением трудового договора

В 2015 году в ст. 5.27 КоАП нарушения такого вида были выделены в отдельный пункт. И до сих пор они находятся под пристальным вниманием ГИТ. За какие правонарушения инспекторы чаще всего наказывают работодателей? Тут стоит перечислить следующее:

  1. Работодатель заключает с работником вместо трудового договора гражданско-правовой (вопреки ч. 2 ст. ТК РФ).
  2. В трудовой договор не внесены обязательные условия, предусмотренные ст. ТК РФ и другими нормативными правовыми актами. Тут нужно быть внимательными, потому что инспектор может придраться даже к абсурдным или устаревшим требованиям законов. Например, в трудовом договоре должно быть условие об обеспечении смывающими и обезвреживающими средствами — такое требование есть в п. 9 Стандарта безопасности (Приказ Минздравсоцразвития ).
  3. Вместо указания размера должностного оклада договор содержит отсылку к штатному расписанию. Ст. ТК РФ говорит, что в трудовом договоре работодатель в обязательном порядке указывает размер тарифной ставки или должностного оклада работника, а также иные составляющие заработной платы.
  4. Работодатель заключает срочный трудовой договор при отсутствии основания, предусмотренного ст. ТК РФ, или не вносит в договор указания на причину заключения срочного договора. Например, в срочном договоре с работником, который уже на пенсии по возрасту, стоит указать, что договор заключен именно как с пенсионером по возрасту (ч. 2 ст. ТК РФ). В противном случае увольнение такого сотрудника на основании истечения срока трудового договора может создать для работодателя определенные риски.

Штрафные санкции

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения (ч. 4 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц
Для ИП
Для юридических лиц
Повторное совершение указанных правонарушений (лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичные правонарушения) (ч. 5 ст. КоАП РФ) Для граждан Штраф 5 000 руб.
Для должностных лиц Дисквалификация от одного до трех лет
Для ИП Штраф от 30 000 до 40 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 100 000 до 200 000 руб.

КоАП квалифицирует как отдельный состав правонарушения фактическое допущение к работе неуполномоченным лицом (ч. 3 ст. КоАП РФ) и предусматривает штрафы: для граждан — от 3 000 до 5 000 руб., для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

Нарушение правил оплаты труда

Это самый популярный вид нарушений, выявляемых при проведении проверок ГИТ. Чаще всего работодатели попадаются на невыплате заработной платы и иных начислений, неполной выплате, нарушении сроков расчетов, а также на том, что назначают зарплату меньше, чем это предусмотрено законодательством. В 2016 году в очередной раз ужесточили ответственность за нарушения в этой сфере (Федеральный закон ): для организаций штрафы могут составить до 50 000 рублей. Повторные нарушения караются гораздо строже — вплоть до дисквалификации, то есть лишения руководителя предприятия права занимать должность на срок от года до трех.

Штрафные санкции

  1. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работнику
  2. Установление заработной платы в размере менее предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст. КоАП РФ)
Для должностных лиц Штраф от 10 000 до 20 000 руб.
Для ИП Штраф от 1 000 до 5 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 30 000 до 50 000 руб.
Повторное нарушение законодательства об оплате труда, то есть лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичное правонарушение (ч. 7 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц Штраф от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет.
Для ИП Штраф от 10 000 до 30 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 50 000 до 100 000 руб.

Как правило, к ответственности за нарушения в сфере оплаты труда привлекают руководителя организации или сотрудника, временно замещающего его, но привлечь к ответственности можно и главного бухгалтера, если будет установлена его вина в несвоевременной выплате отпускных или задержке заработной платы.

Нарушения в сфере охраны труда

Соблюдение требований охраны труда — обязанность руководства компании. За халатное отношение к требованиям по организации безопасных условий работодатель может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности. Тот же Федеральный закон от 28.12.2013 (вступил в силу 01.01.2015) выделил все нарушения в сфере охраны труда в особую статью — ст. 5.27.1 КоАП.

В ней отдельным пунктом (п. 2ст. КоАП) стоят нарушения порядка проведения спецоценки условий труда. В ходе проверки ГИТ особое внимание обращает на то, был ли включен в комиссию по проведению СОУТ представитель профсоюзной организации, назначены ли компенсации за вредные и опасные условия труда. Кроме того, работодатель обязан в 30-дневный срок ознакомить сотрудников с результатами оценки под подпись и разместить результаты спецоценки на сайте организации.

Много вопросов возникает у инспекторов и по допуску сотрудников к работе (п. 3 ст. КоАП). В числе наиболее распространенных ошибок можно назвать:

  • отсутствие или ненадлежащее ведение журналов инструктажей, отсутствие программы проведения инструктажей;
  • непроведение обучения и проверки знаний по охране труда или обучение в неаккредитованных организациях (Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2013 № 1/29);
  • отсутствие комиссии для проверки знаний по охране труда;
  • отсутствие перечня контингента и поименного списка лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру (нарушение Приказа Минздравсоцразвития России );
  • непроведение обязательных предварительных/периодических/предрейсовых медицинских осмотров (ст. ТК РФ);
  • непроведение обязательных психиатрических освидетельствований в специализированных клиниках, имеющих аккредитацию (ст. ТК РФ, Постановление Правительства РФ «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в ред. от 23.09.2002).

Штрафные санкции

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда (если иное не предусмотрено ч. 2-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ) (п. 1 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц Предупреждение или штраф от 2 000 до 5 000 руб.
Для ИП Штраф от 2 000 до 5 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 50 000 до 80 000 руб.
  1. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
  2. Непроведение СОУТ (п. 2 ст. КоАП РФ)
Для должностных лиц Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Для ИП Штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 60 000 до 80 000 руб.
  1. Допуск к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда.
  2. Допуск к работе без обязательных предварительных и периодических медосмотров, медосмотров в начале рабочего дня, психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (п. 3 ст. КоАП РФ).
Для должностных лиц
Для ИП Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 110 000 до 130 000 руб.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (п. 4 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц
Для ИП Штраф от 20 000 до 30 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 20 000 до 30 000 руб.
Повторное совершение указанных правонарушений, то есть лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичные правонарушения (ч. 5 ст. КоАП РФ) Для должностных лиц Штраф от 130 000 до 150 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет
Для ИП Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Для юридических лиц Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Для субъектов малого предпринимательства установлено специальное правило (ст. , КоАП РФ): штраф за нарушения трудового законодательства может быть заменен предупреждением, если:

  • нарушение совершено впервые;
  • нет имущественного ущерба;
  • отсутствует вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, животным и растительности, окружающей среде, памятникам истории и культуры, безопасности государства;
  • нет угрозы возникновения природных или техногенных чрезвычайных ситуаций.

По окончании проверки представители госинспекции составляют несколько документов в зависимости от результатов: акт проверки, предписание об устранении нарушений, протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания. Документы выдаются под подпись руководителю или уполномоченному лицу.

Подробно о них мы рассказывали в статье «Проверки ГИТ: о чем должен помнить работодатель », здесь лишь уточним, что акт проверки и протокол обжалованию не подлежат. В случае несогласия можно в течение 15 дней подготовить возражения.

Предписание можно обжаловать в административном порядке вышестоящему должностному лицу ГИТ (ст. ТК РФ) или в суде — по месту нахождения ГИТ в течение 10 дней с момента получения предписания. С этого же момента у организации есть месяц, чтобы устранить выявленные нарушения и дать госинспекции по труду обратную связь о ходе работ.

Постановление обжалуется только в судебном порядке по месту нахождения работодателя в течение 10 суток со дня, когда постановление вручено или получено (ч. 1 ст. КоАП РФ). Срок привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

В январе 2018 года. План проверок находится в открытом доступе. Предприятия и предприниматели могут ознакомиться с его содержанием и в случае необходимости тщательно подготовиться к предстоящему аудиту. Внеплановые же проверки происходят при наличии оснований, в числе которых, например, может быть заявление или обращение от работников по поводу задержки заработной платы, нарушений его трудовых прав: не предоставление отпуска, работа без заключенного трудового договора, не выдача СИЗ, нарушение процедуры увольнения и другие.

Графики проверок формируются инспекторами не позднее 1 сентября года, предшествующего году проверки. Затем они направляются в органы прокуратуры для установления законности включения в график юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. До 1 декабря территориальная прокуратура выдает предварительный график, на основании которого Генеральная прокуратура до 31 декабря формирует окончательный вариант проверок.

В плане проверок включены следующие реквизиты предприятий: название организации или полное наименование индивидуального предпринимателя; цель ее проведения; продолжительность и даты проведения; ответственная за проверку ГИТ.

При формировании плана прокурорами изучены около 412 тысяч предложений органов контроля всех уровней о проведении в 2018 году проверок субъектов предпринимательства.

В результате проделанной работы в Сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год включены плановые проверки в отношении 350 тысяч хозяйствующих субъектов.

Как ГИТ составляет план проверок?

В план проверки Государственной трудовой инспекции на 2018 год включаются предприятия, исходя из периодичности проверок, не чаще 1 раза в 3 года. Если же юридическое лицо существует менее этого срока, то прийти к нему с очередной проверкой не могут.

Существуют сферы деятельности, в которых этот период может быть сокращен, и в течение 3 лет могут проводиться две или даже более проверок. С перечнем таких сфер деятельности можно ознакомится в п.9 ст.9 № 294-ФЗ, к ним относятся: образование; медицина; энергетика и другие.

Что включается в план проверок ГИТ на 2018 год

План проверок Государственной инспекции по труду на 2018 год разделяется на планы для каждого отдельного региона. Оформляется он на типовой форме и представляет собой таблицу, в которой отображаются следующие данные работодателей и информация о проверке: название компании; место регистрации и нахождения; ОГРН; ИНН; цель инспекции; дата начала, дата предыдущей инспекции, дата регистрации ЮЛ (ИП); число дней проверки; вид проверки (документальная, выездная и т.д.); название органа, осуществляющего проверку.

Особенности в проверках ГИТ в 2018 году

С 01 января 2018 года вносятся некоторые изменения в ход проверок, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов…». С 2018 года при проверке деятельности предприятия проверяющие заполняют проверочные листы. Чек-лист (проверочный лист) представляет собой список контрольных вопросов, которые касаются особо значимых требований трудового законодательства и иных нормативных актов, регулирующих правоотношения, возникающие между работником и работодателем. Выходить за рамки проверочного листа инспектор не может. На сегодняшний день проверочные листы (которых 107), опубликованы на сайте Роструда, ознакомиться с содержанием которых можно, перейдя по ссылке www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?ID = 583925

Применение при проверках риск-ориентированного подхода

С 2018 году при проверках будет применяться риск-ориентированный подход в соответствии п. 2 ст. 8.1 ФЗ № 294. Согласно этому принципу, все предприятия делятся на 4 класса опасности. С увеличением класса происходит и сокращение времени между проверками. Если риск на предприятии не высокий, то работодатель освобождается от инспекций на срок до 6 лет. Отнесение компании к тому или иному классу происходит на основании проведенной проверки по шкале рисков, согласно п. 4 ст. 8.1 ФЗ № 294. Если в организации уже была проверка, то она уже отнесена к какой-либо группе. Узнать об этом возможно на сайте Роструда.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»