История создания "Картинок с выставки" М. Мусоргского

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Сюита Картинки с выставки была написана Модестом Мусоргским в 1874 году как дань дружбе с художником и архитектором Виктором Гартманом (умер не достигнув сорока лет). Именно посмертная выставка картин друга и дала Мусоргскому идею создать композицию.

Этот цикл можно назвать сюитой – последованием десяти самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом. Как каждая пьеса – музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана.
Тут и яркие бытовые картинки, и меткие зарисовки человеческих характеров, и пейзажи, и образы русских сказок, былин. Отдельные миниатюры контрастируют между собой по содержанию и по выразительным средствам.

Цикл начинается пьесой "Прогулка", что олицетворяет прогулку самого композитора по галерее от картины к картине, поэтому данная тема повторяется в промежутках между описаниями картин.
Произведение состоит из десяти частей каждая из которых передает образ какой-то картины.

Исп.Святослав Рихтер
Прогулка 00:00
I. Гном 01:06
Прогулка 03:29
II. Средневековый замок 04:14
Прогулка 08:39
III.Тюильский сад 09:01
IV. Быдло 09:58
Прогулка 12:07
V. Балет невылупившихся птенцов 12:36
VI. Два еврея, богатый и бедный 13:52
Прогулка 15:33
VII. Лимож. Рынок 16:36
VIII. Катакомбы.Римская гробница 17:55
IX. Избушка на курьих ножках 22:04
X. Богатырские ворота. В стольном городе Киеве 25:02


Первая картинка – «Гном». Рисунок Гартмана изображал щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома. Мусоргский наделяет в своей музыке гнома чертами человеческого характера, сохраняя при этом внешний облик сказочного и причудливого существа. В этой небольшой пьесе слышится и глубокое страдание, в ней запечатлена и угловатая поступь угрюмого гнома.

В следующей картинке – «Старый замок» - композитор передал ночной пейзаж и тихими аккордами, создающими призрачный и таинственный колорит. спокойное, зачарованное настроение. На фоне тонического органного пункта звучит печальная мелодия трубадура, изображенного на картине Гартмана. Песня сменяется

Третья картинка – «Тюльерийский сад» - резко контрастирует предыдущим пьесам. Она изображает играющих детей в одном из парков Парижа. Все радостно и солнечно в этой музыке. Быстрый темп, причудливые акценты передают оживление и веселье детской игры на фоне летнего дня.

Четвертая картинка называется «Быдло». На рисунке Гартмана изображена крестьянская повозка на высоких колесах, запряженная двумя унылыми волами. В музыке слышится, как устало, тяжело ступают волы, медленно со скрипом тащится повозка.

И опять характер музыки резко меняется: задорно и бестолково, невпопад звучат диссонансы в высоком регистре, чередуясь с аккордами, и все в стремительном темпе. Рисунок Гартмана представлял собой эскиз костюмов к балету «Трильби». На нем изображены юные ученики балетной школы, исполняющей характерный танец. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Отсюда и забавное название миниатюры «Балет невылупившихся птенцов».

Пьеса «Два еврея» изображает разговор богача с бедняком. Здесь воплотился принцип Мусоргского: как можно точнее выразить в музыке через речевые интонации характер человека. И хотя в этой песне нет вокальной партии, нет слов, в звуках фортепиано безошибочно можно услышать грубый, надменный голос богача и робкий, приниженный, просящий голос бедняка. Для речи богача Мусоргский нашел властные интонации, решительный характер которых усиливается благодаря низкому регистру. Глубоко контрастно ей речь бедняка – тихая, трепетная, прерывистая, в высоком регистре.

В картинке «Лиможский рынок» рисуется пестрая рыночная толпа. В музыке хорошо переданы композитором разноголосый говор, выкрики, толкотня и праздничная сутолока южного базара.


Миниатюра «Катакомбы» написана по рисунку Гартмана «Римские катакомбы». Звучат аккорды, то тихие и отдаленные, будто затерявшиеся в глубине лабиринта эхо, то резкие ясные, как внезапный звон упавшей капли, зловещий крик совы… Слушая эти долго тянущиеся аккорды, легко представить себе холодный сумрак таинственного подземелья, неясный свет фонаря, блики на сырых стенах, тревожное, смутное предчувствие.

Следующая картина – «Избушка на курьих ножках» - рисует сказочный образ бабы-яги. Художником изображены часы в форме сказочной избушки. Мусоргский переосмыслил образ. В его музыке воплощена не красивая игрушечная избушка, а ее хозяйка, баба-яга. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе ко всем чертям собачьим, погоняя их помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью. Не даром основная тема этой картинки перекликается с музыкой из сцены под Кромами в опере «Борис Годунов».

Еще большее родство с русской народной музыкой, с образами былин ощущается в последней картинке – «Богатырские ворота». Мусоргский написал эту пьесу под впечатлением архитектурного эскиза Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями и своим гармоническим языком музыка близка к русским народным песням. Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный. Таким образом, последняя картинка, символизирующая мощь родного народа, естественно завершает весь цикл.

***
Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла.
На рукописи «Картинок» есть надпись «К печати. Мусоргский. 26 июля 74 г. Петроград», однако при жизни композитора «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в среде «Могучей кучки». Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора В. Бесселем в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова.

Обложка первого издания «Картинок с выставки»
Поскольку последний был уверен, что ноты Мусоргского содержат ошибки и упущения, которые необходимо исправить, то эта публикация не вполне точно соответствовала авторской рукописи, в ней было определённое количество редакторского «блеска». Тираж разошёлся, и через год вышло второе издание, уже с предисловием Стасова. Однако широкой известности произведение тогда не получило, пианисты долго от него отмахивались, не находя в нём «привычной» виртуозности и считая его неконцертным и нефортепианным. Вскоре М. М. Тушмалов (1861-1896) при участии Римского-Корсакова оркестровал главные части «Картинок», оркестровый вариант был издан, премьера состоялась 30 ноября 1891 года, и в таком виде они довольно часто исполнялись в Петербурге и Павловске, причём финал исполнялся оркестром и как отдельная пьеса. В 1900 году появилось переложение для фортепиано в четыре руки, в феврале 1903-го цикл впервые исполнил в Москве молодой пианист Г. Н. Беклемишев, в 1905-м «Картинки» прозвучали в Париже на лекции М. Кальвокоресси о Мусоргском.

Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 году свою известную оркестровку, а в 1930 году вышла её первая грамзапись.

Однако, цикл был написан именно для фортепиано!
При всей красочности оркестровки Равеля, он всё же утратил те глубоко русские черты музыки Мусоргского, которые слышны именно в фортепьянном исполнении.

И только в 1931 году, в пятидесятилетнюю годовщину со дня смерти композитора, «Картинки с выставки» были выпущены в соответствии с авторской рукописью в академическом издании «Музгиза», и затем они стали неотъемлемой частью репертуара советских пианистов.

С тех пор, сосуществуют две традиции фортепианного исполнения «Картинок». Среди сторонников оригинальной авторской версии - такие пианисты, как Святослав Рихтер(см.выше) и Владимир Ашкенази.

Другие, как, например, Владимир Горовиц в своих записях и выступлениях середины XX века, старались воспроизвести на фортепиано оркестровое воплощение «Картинок», то есть сделать «обратное переложение» Равеля.



Фортепиано:Владимир Горовиц.Запись:1951 г.
(00:00) 1. Promenade
(01:21) 2. The Gnome
(03:41) 3. Promenade
(04:31) 4. The Old Castle
(08:19) 5. Promenade
(08:49) 6. The Tuileries
(09:58) 7. Bydlo
(12:32) 8. Promenade
(13:14) 9. Ballet of Unhatched Chicks
(14:26) 10. Samuel Goldenberg and Schmuÿle
(16:44) 11. The Marketplace at Limoges
(18:02) 12. The Catacombs
(19:18) 13. Cum mortuis in lingua mortua
(21:39) 14. The Hut on Fowl"s Legs (Baba-Yaga)
(24:56) 15. The Great Gate of Kiev

***
Картинки с выставки с песочной анимацией.

Рок-версия Картинки с выставки.

Василий Кандинский. Синтез Искусств.
Шагом Кандинского на пути к воплощению в жизнь идеи “монументального искусства” явилась постановка “Картинок с выставки” Модеста Мусоргского ”с собственными декорациями и с героями – светом, цветом и геометрическими формами”.
Это был первый и единственный раз, когда он согласился работать по готовой партитуре, что было явным свидетельством его глубочайшей заинтересованности.
Премьера 4 апреля 1928 года в Театре Фридриха в Дессау имела громкий успех. Музыка исполнялась на фортепьяно. Постановка была очень громоздкой, ибо подразумевала постоянно движущиеся декорации и меняющееся освещение зала, по поводу чего Кандинский оставил подробнейшие инструкции. Например, в одной из них говорилось, что требуется черный фон, на котором «бездонные глубины» черного должны превращаться в фиолетовые, в то время как затемнителей (реостатов) еще не существовало.

«Картинки с выставки» Модеста Мусоргского не раз вдохновляли художников на создание движущегося видеоряда. В 1963 году балетмейстером Федором Лопуховым был поставлен балет «Картинки с Выставки» в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. В США, Японии, Франции, СССР были созданы талантливые мультфильмы на темы «Картинок с выставки».

В наши дни мы можем окунуться в «синтез искусств», попав на концерт французского пианиста Михаила Рудя. В своем известном проекте «Модест Мусоргский / Василий Кандинский. «Картинки с выставки» он соединил музыку русского композитора с абстрактной мультипликацией и видео, основанную на акварелях и инструкциях Кандинского.

Возможности компьютера вдохновляют художников на создание 2D и 3D анимации. Ещё один из наиболее интересных опытов создания «движущихся» картин Василия Кандинского.

***
текст из многих источников

Открытый урок по музыке в 4 классе по программе Критской

Тема урока : М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»

Цель урока: Знакомство с музыкой из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» -

«Старый замок»

Задачи:

Уметь слышать исполняющие инструменты, определять и сравнивать характер, настроение музыки, средства музыкальной выразительности;

Назвать идею создания сюиты;

Воспитывать любовь к музыке Мусоргского;

Формировать интерес к предмету, эстетическому воспитанию учащихся; кругозор о композиторе и его произведениях.

Планируемый результат : проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость учащихся.

Оборудование: компьютер, диски с музыкой, учебники по музыке Е.Д. Критской, 4 класс.

На доске: портреты композиторов П.Чайковского и М. Мусоргского, картинки к музыкальным произведениям М. Мусоргского, картинки музыкальных инструментов: виолончель, фортепиано.

На столах у учащихся : таблица эмоциональных состояний, тест-викторина, текст песни «Перемена мала», учебник музыки 4 класс, Е.Д.Критской.

Организационный момент:

Музыкальное приветствие:

Учитель: Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра,

На всех языках говорят, говорят миллионы ребят

У-ся: Доброе утро!

У-ль: Доброе утро! С этих слов начинает свой день детвора.

У-ся: Доброе утро!

У-ль: Доброе утро!

Все: Доброе утро!

Ход урока:

Звучит музыка П.Чайковского «Вариации на тему рококо» (4 кл. 5ч. № 2 диск)

У-ль: Какое произведение вы слушали? Назовите его.

У-ся: Вариации на тему рококо.

У-ся: П.И.Чайковский.

У-ль: Что такое вариации?

У-ся: Развитие, изменение музыки. Когда, одна и та же музыка звучит в разных вариантах, развивается, изменяется.

У-ль: Что означает – рококо?

У-ся: Это французское слово, которое в переводе на русский язык означает – раковина.

У-ль: Где первоначально зародился этот стиль? Что это означает?

У-ся: В архитектуре. Что означает изысканность, грациозность, изящество. Именно ее изображение часто помещалось в центре орнамента.

(рисунок в стиле рококо стр.76, учебник)

У-ль: Чем отличаются музыкальные произведения в стиле рококо?

У-ся: Изысканностью, изяществом, грациозностью?

У-ль: Какими средствами музыкальной выразительности это достигалось?

(работа по таблице)

У-ся: Неторопливый темп, негромкая динамика, изящный ритм, мажор.

У-ль: Какие интонации мы слышим в музыке Чайковского?

У-ся: Шутливые, маршевые, лирические, задушевные.

У-ль: Что эти интонации придают музыке?

У-ся: Русский характер.

У-ль: Для какого инструмента композитор написал это произведение?

У-ся: Для виолончели с оркестром. (показать изображение виолончели)

У-ль: Кто солирует на виолончели?

У-ся: Мстислав Ростропович.

(Физминутка)

У-ль: Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой из сюиты русского композитора М.

Мусоргского «Картинки с выставки». (портрет композитора)

С некоторыми из них мы уже знакомились.

Назовите те пьесы из сюиты, которые вы знаете. (обратиться к рисункам на доске )

У-ся: «Баба Яга», «Гном», «Балет невылупившихся птенцов».

Что такое сюита?

У-ся: Ряд, последовательность разнохарактерных пьес.

У-ль: Помните идею создания сюиты?

После смерти друга М.П. Мусоргского, художника Виктора Гартмана, композитор отобрал для себя 10 наиболее понравившихся картин и написал к ним музыку в форме сюиты.

После каждой картинки звучит интермедия, которая называется «Прогулка», т.е. переход от одной картины к другой. Интермедия- это отстраненное произведение, не имеющее ничего общего с сюжетом.

«Прогулка» - слушание.

Композитор по-своему интерпретировал картинки художника. Например: У Гартмана на рисунке были изображены часы в виде избушки на курьих ножках. А Мусоргский в своей музыке решил показать избушку обитаемой. Он назвал эту картинку «Баба Яга».

У-ль: Давайте вместе с вами мысленно перенесемся в Средневековье, во времена замков и рыцарей, прекрасных дам, трубадуров и менестрелей - бродячих певцов-музыкантов.

(Рисунок стр.79, учебник)

У-ль: Каким мы увидели замок на рисунке?

У-ся: Серый, мрачный, таинственный.

У-ль: А теперь сравним с музыкой Мусоргского.

«Старый замок» - слушание (диск 4 кл. 5ч. № 3)

У-ль: Как звучала эта музыка? (таблица эмоциональных состояний)

У-ся: Тихо, таинственно, завораживающе.

У-ль: О чем рассказывает эта музыка? Меняется ли настроение в музыке?

У-ся: Воспоминание о прошлом этого замка, где были и радость, и грусть, где когда-то кипела жизнь.

У-ль: Какими средствами музыкальной выразительности композитор этого добился?

У-ся: Тихая динамика, постепенно нарастающая и затихающая, спокойный темп, минор.

У-ль: Какой инструмент звучал?

У-ся: Фортепиано.

У-ль: Что напоминал вам аккомпанемент?

У-ся: Песни трубадуров.

У-ль: Почему картинка заканчивается громким аккордом?

У-ль: Что бы вы рассказали об этой музыкальной картинке? Что бы нарисовали?

Пусть это задание будет домашним.

Итог урока:

Тест-викторина

  1. Кто является композитором произведения «Картинки с выставки»?
  2. По эскизам какого художника создавалось произведение «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского?
  3. Что такое сюита?
  4. Сколько частей в сюите «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского?
  5. Что такое интермедия?
  6. Как в сюите называется интермедия?

(учащиеся зачитывают вопросы и ответы, сравнивают их, отмечают правильные ответы)

Учитель объявляет оценки за урок. Записывается домашнее задание.

У-ль: Урок заканчивается, скоро перемена. Давайте исполним песню.

«Перемена мала» - исполнение.

МОУ-сош с. Логиновка

Открытый урок по музыке:

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» - «Старый замок »

4 класс

учитель музыки Бойко Т.И.

Сегодня мы рассмотрим произведение, которое создал М. П. Мусоргский - «Старый замок». Изначально оно было написано для фортепиано, однако неоднократно аранжировалось композиторами для оркестрового исполнения и обрабатывалось в различных музыкальных стилях.

История

Начнем с того, как создал свое произведение Мусоргский. «Старый замок» - это пьеса, которая является частью сюиты «Картинки с выставки». Серия музыкальных «изображений» посвящена памяти друга композитора - художника и архитектора В. А. Гартмана.

Мусоргский, «Старый Замок»: особенности композиции

Произведение было создано в 1874 г. Основой для пьесы послужила акварель Гартмана с архитектурой Италии. Эскиз картины не сохранился. Выставленные работы активно продавались, местонахождение полотна-вдохновителя неизвестно. Произведение Мусоргского «Старый замок» описывает соответствующее средневековое строение. Перед ним поет трубадур. Композитору удается оживить этого персонажа. Для этого он использует задумчивую, плавную мелодию, звучащую на фоне однообразного размеренного аккомпанемента. Такая музыка вызывает лирическое созерцательное настроение. Песня трубадура наполнена рыцарским средневековьем. Музыка передает идею, которую художник изобразил посредством красок.

Автор

Мусоргский, согласно отзывам современников, – прекрасный пианист. Он завораживал слушателей, когда садился за инструмент. Посредством звука он умел воссоздать любую картину. При этом инструментальной музыки этот композитор сочинял относительно мало. Его более всего привлекала опера. Именно ей посвящал большую часть творческих сил Мусоргский. «Старый замок», однако, относится к числу его наиболее знаменитых произведений. Он ставил перед собой художественную задачу по созданию психологического портрета и проникал в души своих персонажей.

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

Старый замок

«Картинки с выставки» - широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных стилях.

Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения.

В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые увиделся с 36-летним художником. Гартман обладал живостью характера и лёгкостью в дружеском общении, и между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и взаимное уважение. Поэтому скоропостижная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души.

В феврале - марте 1874 г. в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, - рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть.

Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже весной 1874 года некоторые «картинки» из будущего цикла импровизировались автором. Но окончательно замысел сложился летом. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. Рабочее название сюиты было «Гартман». Стасову, помощь которого для Мусоргского значила очень много, он и посвятил сюиту.

При жизни Мусоргского «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в среде «Могучей кучки». Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора, в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова. Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая грамзапись.

Сюита - яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы - «картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение сюиты являются уникальными в классической музыкальной литературе.

Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно. Однако инструментальной музыки он сочинял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. Мусоргский ставит задачу создания психологического портрета, проникновения в глубину своих персонажей, что принципиально отличает его работу от простых зарисовок Гартмана.

Тема Прогулки повторяется на протяжении сюиты несколько раз. Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором». В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине: «Моя физиономия в интермедах видна», - писал он Стасову. Мелодическая линия в большинстве интермедий играется тяжеловесно, в чём иногда усматривают имитацию походки автора.

Тема «Прогулки» варьирует, показывая изменение настроения автора; тональность также меняется, модуляцией подготавливая слушателя к следующей пьесе.

Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии (эскиз не сохранился, так как выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно, в том числе и «Старый замок»). В сопроводительной программке к сюите Мусоргского Стасов написал, что в этой пьесе изображен «средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню». Но у Гартмана ни на одной из двух картин, изображающих средневековый пейзаж с замком, трубадура не было . Его придумал Мусоргский, оживив пейзаж. Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне размеренного, однообразного аккомпанемента. Она вызывает созерцательное лирическое настроение. От песни трубадура веет рыцарским средневековьем - музыка передает то, что художник изобразил красками.

Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет, который затем снова сменяется грустью, потом первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон. Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким «прощай».

Французский композитор М. Равель сделал замечательное оркестровое переложение сюиты. В его инструментовке «Картинки с выставки» часто исполняются в симфонических концертах.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Мусоргский. Картинки с выставки:
Прогулка (в симфоническом исполнении), mp3;
Старый замок (в 2 вариантах исполнения: в симфоническом и фортепианном), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Сегодня мы рассмотрим произведение, которое создал М. П. Мусоргский - «Старый замок». Изначально оно было написано для фортепиано, однако неоднократно аранжировалось композиторами для оркестрового исполнения и обрабатывалось в различных музыкальных стилях.

История

Начнем с того, как создал свое произведение Мусоргский. «Старый замок» - это пьеса, которая является частью сюиты «Картинки с выставки». Серия музыкальных «изображений» посвящена памяти друга композитора - художника и архитектора В. А. Гартмана.

Мусоргский, «Старый Замок»: особенности композиции

Произведение было создано в 1874 г. Основой для пьесы послужила акварель Гартмана с архитектурой Италии. Эскиз картины не сохранился. Выставленные работы активно продавались, местонахождение полотна-вдохновителя неизвестно. Произведение Мусоргского «Старый замок» описывает соответствующее средневековое строение. Перед ним поет трубадур. Композитору удается оживить этого персонажа. Для этого он использует задумчивую, плавную мелодию, звучащую на фоне однообразного размеренного аккомпанемента. Такая музыка вызывает лирическое созерцательное настроение. Песня трубадура наполнена рыцарским средневековьем. Музыка передает идею, которую художник изобразил посредством красок.

Автор

Мусоргский, согласно отзывам современников, - прекрасный пианист. Он завораживал слушателей, когда садился за инструмент. Посредством звука он умел воссоздать любую картину. При этом инструментальной музыки этот композитор сочинял относительно мало. Его более всего привлекала опера. Именно ей посвящал большую часть творческих сил Мусоргский. «Старый замок», однако, относится к числу его наиболее знаменитых произведений. Он ставил перед собой художественную задачу по созданию психологического портрета и проникал в души своих персонажей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»