Украинские композиторы 20 века. Известные украинские композиторы

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Большинство из нас любят музыку, многие восхищаются и разбираются в ней, еще часть людей имеет музыкальное образование и овладела умением играть на музыкальных инструментах. Однако самый маленький процент талантливейших представителей человеческой расы умеют сочинять мелодии, которые подходят сквозь века. Некоторая часть этих людей родилась в Украине, в ее живописных уголках. В статье поговорим об украинских композиторах 20 века, и не только, которые прославили Украину на весь мир.

Валентин Сильвестров (1937)

Известный украинский композитор родился в 1937 году и поныне проживает в Киеве. Гений музыкального искусства знаменит на весь мир. Его музыку мы слышим в картинах:

  • «Два в одном»;
  • «Настройщик»;
  • «Чеховские мотивы»;
  • «Три истории».

Эстонский коллега Теодор Адорно считает его самым интересным из всех композиторов современного мира. В его творчестве есть реквиемы, поэмы для оркестра, симфонии, а его «Четыре песни на стихи Мандельштама» знают и ценят во всем мире. Эксперты считают музыкальное произведение уникальным по своей простоте.

Мирослав Скорик (1938)

77-летний современный украинский композитор прожил нелегкую жизнь, но сумел сохранить силу духа и чувство прекрасного, которым пропитаны его произведения.

Он написал мелодии к легендарному фильму «Тени забытых предков», создал музыкальный цикл под названием «В Карпатах». Его Карпатская рапсодия для скрипки и фортепьяно прославила его как одного из лучших украинских композиторов 20 века на весь мир.

Родители Мирослава были интеллигентами и получили образования в Вене. Скорик является внучатым племянником Соломии Крушельницкой, чем безмерно гордится.

Николай Колесса (1903-2006)

Украинский композитор, который родился в городе Самбор Львовской области, дожил до ста двух лет! Этот человек поражает своей многогранностью. В юности он окончил медицинский университет в Кракове. На этом его образование не закончилось, он поступает на факультет философии и славистики в высшее учебное заведение в Праге. Колесса также прошел обучение у легендарной итальянки Мариэтты де Джелли, которая является знаменитой на весь мир пианисткой.

Кем только ни был Николай Филаретович за свою долгую жизнь. Он дирижировал во Львовской филармонии и театре оперы. Под его авторством вышло множество методических пособий. Николай Колесса также написал мелодию к картине «Иван Франко».

Сергей Прокофьев (1891-1953)

Он был по-настоящему композитором. Классика, на которой воспитывала его мать, талантливейшая пианистка, повлияла на филигранность его произведений. Мама начала обучать Сергея игре на фортепиано еще в пять лет. Свои первые оперы — «Великан» и «На пустынных островах» - он напишет в девять лет.

Сергей Прокофьев знаменит на весь мир своими операми:

  • «Повесть о настоящем человеке»;
  • «Любовь к трем апельсинам»;
  • «Война и мир».

Он также написал музыку для балета «Сказ о каменном цветке», «Золушка» и «Ромео и Джульетта».

Николай Леонтович (1877-1921)

Мало инструментов, которыми не владел этот украинский композитор: фортепиано, скрипка, духовые инструменты… Его можно с уверенностью называть «человек-оркестр». В юности, в селе Чукови, где он проживал с семьей, он самостоятельно создал симфонический оркестр.

Украинская колядка благодаря этому человеку зазвучала во многих иностранных фильмах. Это знаменитый «Щедрик», который во всем мире знают как Carol The Bells. У мелодии множество аранжировок, и ее по праву считают гимном Рождества.

Рейнгольд Глиэр (1874-1956)

Он выходец из семьи саксонского подданного и киевлянин по паспорту. Глиэр рос в музыкальной среде. Мужчины в его роду занимались изготовлением музыкальных инструментов. Произведения Глиэра звучат по всему миру. Ему рукоплещут Австрия, Дания, Германия, Франция, Греция. Одно из музыкальных училищ в Киеве носит имя этого композитора.

Николай Лысенко (1842-1912)

Лысенко был не только композитором, он также внес большую лепту в музыкальную этнографию. В коллекции Николая масса народных песен, обрядов, колядок. Кроме занятий музыкой он увлекался педагогикой, считая, что нет никого важнее детей.

Был в его жизни период преподавания в Киевском институте благородных девиц. 1904 год стал для него знаковым — он открыл собственную Музыкально-драматическую школу.

Больше всего Лысенко прославил его «Детский гимн». Сейчас он известен во всем мире как «Молитва за Украину». Кроме того Николай занимал активную гражданскую позицию и принимал участие общественной деятельности.

Михаил Вербицкий (1815-1870)

Вербицкий был глубоко верующим человеком. Религия занимала ведущее место в его жизни. Он был руководителем хора в семинарии, сочинял музыкальные произведения для богослужений. В его творческом наследии также есть романсы. Вербицкий отлично играл на гитаре и обожал этот инструмент. Он создал множество произведений для струнных.

Известность пришла к Вербицкому после того, как он написал музыку к гимну Украины. Стихи для гимна сочинил Павел Чубинский. Точная дата написания песни «Ще не вмерла Украина» неизвестна. Есть информация, что это был период 1862—1864 года.

Впервые будущий гимн прозвучал 10 марта 1865 года в городе Перемышль. Это был первый на землях западных украинцев концерт, посвященный творчеству Тараса Григоровича Шевченко. Сам Вербицкий на концерте состоял в хоре, дирижером которого был Анатолий Вахнянин. Песня понравилась молодым людям, и продолжительное время многие считали ее народной.

Артемий Ведель (1767-1808)

Артемий кроме композиторского дара имел прекрасный высокий голос и пел в хоре. В столице Украины он в 1790 году стал главой хора из «солдатских детей и вольных людей».

Восемь лет он преподавал вокал в Харьковском коллегиуме, кроме того возглавлял хоры церковных певчих.

Он создал 29 хоровых концертов для церкви. На выступлениях он зачастую сам выводил теноровые соло. На произведения Веделя большое влияние оказала народная песня.

Дмитрий Бортнянский (1751-1825)

Ребенком он получил прекрасное образование. Маленькому Дмитрию повезло. Он закончил легендарную Глуховскую школу. Дмитрий имел поистине прекрасный голос. У него был прекрасный дискант. Голос его был удивительно чист и разливался как ручей. Учителя любили и ценили Бортянского.

В 1758 году был направлен с певчими в капеллу Санкт-Петербурга. Мать перекрестила сына, дала ему скромный узелок с провиантом и поцеловала. Больше семилетний Дима своих родителей не видел.

Его талант позволил ему учиться заграницей. Для постижения азов музыкального мастерства он отправился в Венецию, Неаполь, Рим.

Увы, но большинство светских произведений Бортнянского не дожили до наших дней. Они хранились в архиве Санкт-Петербургской певческой капеллы, которая отказалась выставлять их на обозрение народа. Архив был расформирован, и произведения легендарного автора просто исчезли в неизвестном направлении.

Датируют 18 тысячелетием до нашей эры. К тому же времени относят флейты , найденные на стоянке Молодово в Черновицкой области).

В целом, первобытная музыка имела синкретический характер - песня, танец и поэзия были слиты и чаще всего сопровождали обряды, церемонии, трудовой процесс и т. д. В представлении людей музыка и музыкальные инструменты играли важную роль оберегов во время заклинаний и молитв. В музыке люди видели защиту от нечистой силы, от плохого сна, от сглаза. Также существовали специальные магические мелодии для обеспечения плодородности почвы и плодовитости скота.

В первобытной игре начинали выделяться солисты и другие певцы; развиваясь, дифференцируются элементы музыкально выразительного языка. Рецитация на одном тоне ещё без точной размеренности интервальных ходов (нисходящее глисандирующее движение первобытной мелодии в близких, чаще всего соседних, звуках) приводило к постепенному расширению звукового диапазона: закрепляются кварта и квинта как природные границы повышения и понижения голоса и как опорные для мелодии интервалы и их наполнение промежуточными (узкими) ходами.

Этот процесс, проходивший в древнейшее время, и был тем источником, из которого возникла народная музыкальная культура. Он дал начало национальным музыкальным системам и национальным особенностям музыкального языка.

Народное песенное творчество

О практике народной песни, существовавшей в древнейшие времена на территории Украины, можно судить по старинным обрядовым песням. Многие из них отображают цельное мировоззрение первобытного человека и раскрывают его отношение к природе и к природным явлениям.

Самобытный национальный стиль полнее всего представлен песнями центрального Приднепровья . Им свойственны мелодичная орнаментика, вокализация гласных, лады - эолийский , ионийский , дорийский (нередко хроматизованный), миксолидийский . Связи с белорусским и русским фольклором ярко прослеживаются в фольклоре Полесья .

Инструментальный фольклор и народные инструменты

См. также: Украинские народные инструменты

Важное место в украинской музыкальной культуре занимает инструментальный фольклор. Музыкальный инструментарий Украины богат и разнообразен. Он включает широкий ряд духовых , струнных и ударных инструментов. Значительная часть украинских народных музыкальных инструментов происходит от инструментов времён Руси , другие инструменты (например, скрипка) принялись на украинской почве, позднее, хотя затем стали основой новых традиций и особенностей исполнения.

Самые древние пласты украинского инструментального фольклора связаны с календарными праздниками и обрядами, которые сопровождались маршевой (марши для шествий, поздравительные марши) и танцевальной музыкой (гопачки , козачки , коломийки , полечки , вальсы , голубки, арканы и т. д.) и песенно-инструментальной музыкой для слушания. Традиционные ансамбли чаще всего состояли из троек инструментов, например, скрипки, сопели и бубна (т. наз. тройственная музыка). Исполнение музыки также предусматривает определённую импровизацию .

Самобытный музыкальный инструментарий присутствует в пастушеских наигрываниях, где, как правило, используются инструменты, изготовленные самими музыкантами: сопель , флояра, дводенцивка, тилинка , цугфлейта, рог , трембита , кора, луска, кувицы (свирель), дуда , свистунцы, варган и др.

Во время молитв в бытовых условиях (в доме, на улице, возле церкви) для аккомпанемента к кантам и псалмам часто использовали лиру, кобзу и бандуру .

Украинская народная песня легла в основу произведений многих украинских композиторов. Наиболее известные обработки украинских песен принадлежат Н. Лысенко и Н. Леонтовичу , значительный вклад в исследование и собирание народного творчества внесли отечественные фольклористы - Филарет Колесса и Климент Квитка.

С 1980-х гг. наблюдается повышение интереса к аутентичным формам народного музицирования. Первопроходцами этого направления считается основанная в 1979 год группа Древо , возглавляемая профессором Киевской консерватории Е. Ефремовым. В 2000-х годах на Украине возникли такие фестивали этнической музыки, как Страна мечты и Шешоры, где народная музыка звучит как в аутентичном исполнении, так и в разнообразных обработках рок- или поп-направлений . Среди современных групп аутентичного пения следует назвать группы «Божычи », «Володар», «Буття ». Этнические мотивы используются группами «Рушнычок », «Лисопылка», «Вопли Видоплясова », «Мандры», «Гайдамакы», «Очэрэтяный Кит», оригинальное наслоение элементов предлагает группа «ДахаБраха ».

Становление профессиональной музыки

Файл:Ukrainian musicians.jpg

Украинские музыканты различных периодов

О профессиональном музыкальном искусстве восточнославянских племён существуют известия со времён Руси . С принятием христианства в конце X века на территории современной Украины появилось церковное пение, которое формировалось под влиянием византийской и славянской народной музыки. В XII-XVII веках в православных церквях распространился одноголосный «знаменный распев », который значительно повлиял также на творчество композиторов последующих эпох.

XVII-XVIII века

Светская профессиональная вокальная и инструментальная музыка, которая существовала в помещичьих усадьбах и военных частях, с XVII века начала развиваться и в городах. Появились цехи музыкантов, а при магистратах создавались оркестры и капеллы. На основе народно-песенных и кантовых традиций в XVIII - начале XIX веков получила распространение песня-романс на стихи разных поэтов. Одним из первых ввёл, в этом жанре начал творить Григорий Сковорода , который ввёл в песенный жанр гражданскую, философскую и лирическую тематику.

Особо важное значение в украинской музыкальной культуре XVIII века имела созданная по инициативе Даниила Апостола в 1730 года Глуховская песенная школа, воспитанниками которой стали Дмитрий Бортнянский , Максим Березовский и Артемий Ведель. По окончании глуховской школы Бортнянский и Березовский продолжили своё обучение в итальянских музыкальных школах, которые были центрами европейской музыки того времени.

Объединение традиций партесного пения и современных техник европейского письма обусловили уникальность творчества этих композиторов. Став придворным капельмейстером в Петербурге , а с 1796 года - руководителем придворной капеллы, сформированной почти исключительно из воспитанников Глуховской школы, Бортнянский очень повлиял и на развитие российской музыкальной культуры. Он же стал первым композитором Российской империи , музыкальные произведения которого начали выходить в печати.

XIX - начало XX века

XIX век в истории музыки ознаменовался выходом на мировую арену многих национальных школ, что было связано с ростом национального самоосознания европейских народов. Вслед за польской и русской появилась и украинская национальная композиторская школа.

Вслед за украинским писателями и поэтами, профессиональные музыканты XIX века начали обращаться к народной тематике, обрабатывать народные песни, которые исполнялись талантливыми любителями-дилетантами в сопровождении народных инструментов - кобзы, бандуры, цимбал, скрипки, лиры и др. В начале XIX века в украинской музыке появились первые симфонические и камерно-инструментальные произведения, среди авторов которых - И. М. Витковский , А. И. Галенковский , Илья и Александр Лизогубы .

Деятельность любительских и открытие первых профессиональных театров (в 1803 году в Киеве , а в 1810 - в Одессе), в которых ставились музыкально-сценические произведения на национальные сюжеты, сыграли важную роль в становлении украинской оперы. Первой украинской оперой считается «Запорожец за Дунаем » Гулака-Артемовского (1863). В Западной Украине в разных жанрах хоровой и инструментальной (в том числе симфонической) музыки работали композиторы М. М. Вербицкий , И. И. Воробкевич , В. Г. Матюк.

Основоположной для развития национальной профессиональной музыки стала деятельность Николая Лысенко , который создал классические образцы произведений в разных жанрах: 9 опер, фортепианные и инструментальные, хоровые и вокальные произведения, произведение на слова украинских поэтов, в том числе на слова Тараса Шевченко . Он же стал организатором музыкальной школы в Киеве (1904; с 1918 - ).

  • Н. Лысенко. «Боже Великий, Єдиний» (инф.)
  • Н. Лысенко. Кантата «Бьють пороги» (инф.)
  • Н. Леонтович. «Щедрик» (инф.)

Творческие принципы Лысенко переняли Н. Н. Аркас , Б. В. Подгорецкий, М. Н. Колачевский, В. И. Сокальский , П. И. Сеница, И. И. Рачинский, К. Г. Стеценко , Я. С. Степовой, Н. Д. Леонтович , Д. В. Сычинский, Я. О. Лопатинский, С. Ф. Людкевич , О. И. Нижанковский и другие композиторы.

Во второй половине XIX века широкое распространение получило хоровое движение, возникли хоровые общества «Торбан» (1870) и «Боян» (1891). Открылись высшие оперные театры в Киеве (1867) и Львове (1900), музыкальные школы при Русском музыкальном обществе в Киеве (1868), Харькове (1883), Одессе (1897) и в других городах.

Украинская тематика присутствует также в творчестве Ференца Листа , который путешествовал по Украине в конце сороковых годов XIX века. Среди его произведений - пьесы для фортепиано «Украинская баллада» и «Мысль», а также симфоническая поэма «Мазепа».

В начале XX века всемирную известность обрела плеяда украинских исполнителей. Среди них певицы Соломея Крушельницкая , О. Петрусенко , З. Гайдай , М. Литвиненко-Вольгемут , певцы М. Э. Менцинский, А. Ф. Мишуга , И. Паторжинский , Б. Гмыря пианист Владимир Горовиц , хоровой дирижёр А. А. Кошиц . За пределами Украины стали известны хоровые обработки Н. Д. Леонтовича .

История первых звукозаписей

Первые грампластинки с пением на украинском языке были выпущены в 1899 году фирмой «Эмиль Берлинер» в Лондоне . Записи сделаны во время гастролей русского хора С. Медвеєдевой. Одна запись имела название «Чорнохмари», вероятно, это был дуэт Оксаны и Андрея из оперы «Запорожец за Дунаем », другая пластинка - песня «Сонце низенько». В настоящее время эти записи неизвестны. В 1900 году «Эмиль Берлинер» записал ещё семь украинских пластинок. Во Львове в 1904-1905 годах сделаны записи украинских песен в исполнении А. А. Крушельницкой, а в 1909 году - Ф. Н. Лопатинской.

В Киеве у 1909-1911 годах работала студия звукозаписи «Интернациональ Экстра-Рекорд», среди первых записей которой (июль 1909) був П. И. Цесевич , вероятно и другие украинские исполнители (каталоги студии не сохранились). Особенно интересны 11 записей сопрано Е. Д. Петляш в фортепианном сопровождении Н. В. Лысенко . Три пластинки из этой серии были найдены и находятся в фондах дома-музея Н. В. Лысенко в Киеве, на них записаны песни «Гандзя» - «Лугом іду, коня веду», «Віють вітри» - «Карі очі» та «Ой казала мені мати» - «Не вернувся з походу». В Киеве работала только студия, а изготовлялись пластинки в Берлине .

С 1911 года в Киеве работала фирма грамзаписи «Экстрафон », которая впервые на территории Украины начала изготовлять пластинки на месте. Первыми украинскими пластинками, изготовленными в Киеве стали записи зора М. А. Надеждинского з песнями «Гуляв чумак на риночку», «Ой, летіла горлиця», «Ой, ходила дівчина», «Закувала та сива зозуля» и другими, всего 7 песен; тенора И. Е. Гриценко - «Сонце низенько», «У гаю, гаю» на слова Т. Г. Шевченко, «Дивлюсь я на небо» (слова М. Петренко) и другие, всего 6 песен; 6 песен Е. Д. Петляш. Эти записи были сделаны раньше, студией «Интернациональ Экстра-Рекорд». В 1912 году «Экстрафоном» выпущены 10 украинских песен в исполнении хора Я. А. Шкредковского та Н. Немчинова, 11 - в исполнении квартета Б. П. Гирняка; в 1914 году, к юбилею Т. Г. Шевченко - пластинки с песнями на слова поэта в исполнении Цесевича, Гриценко, Карлашова, Петляш и хора Надеждинского. Записани были такие произведения, как «Реве та стогне Дніпр широкий…» , «І широку долину…», «Якби мені черевички», «Огні горять, музика грає», «Тече вода в синє море», «Минали літа молодії».

Музыкальная культура 1917-1918 годов

В то же время советская власть открыла ряд музыкальных учреждений в разных городах Украины. Среди них театры оперы и балета в Харькове (), Полтаве (), Виннице (), Днепропетровске (), Донецке (), хоровые и симфонические коллективы.

1930-е - 1950-е годы

Начиная со второй половины 1930-х годов музыкальное искусство советской Украины развивалось в основном в русле соцреализма , который стал единственным официально разрешённым в СССР творческим методом литературы и искусства. Деятели культуры, которых отходили от этого метода подвергались жестокой критике и преследованиям. Так, острой критике на пленумах Союза композиторов подверглись произведения Б.Лятошинского и Л. Ревуцкого , причём последний после 1934 года практически оставил творческую деятельность, ограничившись преподавательской и редакторской работой.

В то же время на Украине возникла массовая советская песня, одним из первых творцов которой стал Константин Богуславский. В 1930-е годы появились первые оперы советской тематики, в том числе «Щорс» Б.Лятошинского (1930), «Перекоп» Ю.Мейтуса (1937). Песни, посвящённые коммунистической партии и её вождям закрепились в репертуарах профессиональных и любительских коллективов.

Весомый вклад в развитие украинского музыкального искусства внёс композитор и педагог Николай Вилинский (ученик Витольда Малышевского), который работал сначала в Одесской, а затем в Киевской консерватории.

На Западной Украине, которая до 1939 входила в состав Польши , работали композиторы В. А. Барвинский, С. Ф. Людкевич , А. И. Кос-Анатольский , фольклорист Ф. М. Колесса.

В послевоенное время среди видных украинских композиторов - Григорий Верёвка , братья Георгий и Платон Майбороды , Константин Данькевич , А. Я. Штогаренко и др. Среди известных исполнителей - тенор Иван Козловский. Широко известной благодаря исполнению фронтовых песен стала уроженка Харьковской области Клавдия Шульженко .

1960-е - 1980-е года

1960-е годы стали временем прорыва украинской музыкальной школы на мировую арену, проникновения в украинскую музыку новейших направлений европейской музыки. В Киеве была создана группа «Киевский авангард», в которую вошли Валентин Сильвестров , Леонид Грабовский и Виталий Годзяцкий. Из-за расхождений с официальными музыкальными кругами СССР члены «Киевского авангарда» подвергались давлению разного рода, в связи с чем группа в конце концов распалась.

В эти же годы продолжали работать Платон и Георгий Майбороды , К. Данькевич . В этот период свои последние две симфонии создал Борис Лятошинський. В 1970-е - 1980-е годы стали известными композиторы М.Скорик , Е.Станкович , И.Карабиц и другие.

Мировое признание получила национальная школа вокального искусства. Ярчайшие представители украинской оперной сцены - А. Соловьяненко , Дмитрий Гнатюк, Белла Руденко, Е. Мирошниченко ,Роман Майборода. Значительным событием музыкальной жизни Украины стала постановка оперы Шостаковича «Катерина Измайлова » в Киеве в 1965 году.

Параллельно с формированием поп-музыки в Западных странах, на Украине, как и в других странах достигла расцвета советская эстрада. Особенно выделяется творчество Владимира Ивасюка , автора более 100 песен, жизнь которого трагически оборвалась в 1979 году.

Среди композиторов-песенников тех лет также известны А. И. Билаш , В. Верменич , позднее - И. Карабиц . В те же годы популярность завоевали эстрадные исполнители - София Ротару , Назарий Яремчук , Василий Зинкевич , Игор Белозир, Тарас Петриненко , Алла Кудлай и другие.

Параллельно зародились и типичные современные музыкальные и музыкально-поэтические проекты, среди которых сатирический театр «Не горюй!» В.Морозова (1970-е гг.), группа «Мёртвый пивень» и рок-бардовская группа «Плач Иеремии » (вторая половина 1980-х гг.).

Современная музыка

Образовательные и концертные учреждения

Исторически Украина получила разветвлённую систему образовательных и концертных музыкальных организаций, которые находятся в ведении Министерства культуры и туризма Украины. Среди них:

Театры

  • оперные театры в Киеве , Харькове , Львове , Одессе , Днепропетровске , Донецке
  • театры музыкальной комедии в Харькове и Одессе , а также театр оперетты в Киеве
  • Детский музыкальный театр в Киеве

Концертные учреждения

  • Национальная филармония и филармонии во всех областных центрах Украины,
  • Дома́ органной и камерной музыки в Киеве, Днепропетровске , Белой Церкви, Львове , и Харькове
  • дворцы культуры и дома́ культуры во многих городах Украины.

Музыкальные учебные заведения

Подготовку профессиональных музыкантов проводят:

  • Консерватории (музыкальные академии) в Киеве , Одессе , Львове , Донецке , Днепропетровске
  • Музыкальные факультеты в Харьковском университете искусств и Киевском университете культуры
  • Музыкальные училища в разных городах Украины.

Концертные коллективы

По состоянию на 2008 год на Украине действуют 10 национальных и 2 государственных коллектива. Из них 10 находятся в Киеве и один - в Одессе.

«Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь…» , — Ницше Ф.

Музыка – это та область искусства, которая способна преодолевать границы языковых барьеров , и понятна сердцу каждого человека. Почти каждый из нас любит слушать музыку , чуть меньше людей умеют ею восхищаться, еще меньшее количество жителей планеты способно придумывать музыку, и совсем немногим дано сочинять мелодии, которые остаются на века. О гениях музыки, родившихся на Украине, мы и хотим Вам рассказать.

Валентин Сильвестров (1937)

Имя этого ныне здравствующего киевского композитора известно во всем мире. Нашим соотечественникам он известен по музыке написанной к фильмам Киры Муратовой «Три истории» (2002), «Чеховские мотивы», «Два в одном» и «Настройщик» (2004) .

За его творчеством внимательно следили немецкий философ и композитор Теодор Адорно и советский композитор Альфред Шнитке , а эстонский композитор Арво Пярт называет Сильвестрова «самым интересным композитором современности». Среди нотного изобилия написанных Сильвестровым симфоний, реквиема, поэмы для оркестра, есть уникальные в своей простоте «Четыре песни на стихи Мандельштама».

Мирослав Скорик (1938)

Сегодня известному композитору 77 лет . Вопреки нелегкой судьбе он сумел сохранить чувство прекрасного и передать его людям через музыку.

Среди его произведений музыка к фильму «Тени забытых предков», музыкальный цикл «В Карпатах» , Карпатская рапсодия для скрипки и фортепиано.

Николай Колесса (1903-2006)

Всемирно известный композитор, уроженец Львовского города Самбор, Николай Колесса прожил 102 года ! Это был всесторонне развитый человек. За его плечами медицинский факультет Ягеллонского университета (Краков), факультет философии и славистики Пражского университета , обучение у известной итальянской пианистки Мариэтты де Джелли .

За свою долгую жизнь Колесса успел поработать дирижером во Львовской филармонии и театре оперы, написать методические пособники, создать музыку к фильму «Иван Франко» и еще много прекрасных музыкальных произведений.

Сергей Прокофьев (1891-1953)

Своими музыкальными талантами композитор обязан матери, прекрасной пианистке, которая начала учить игре на фортепиано сына как только ему исполнилось 5 лет. Уже в 9 лет Сергей написал две оперы: «Великан» и «На пустынных островах» .

Среди его известных произведений выделяют оперы «Война и мир» , «Повесть о настоящей человеке», «Игрок», «Любовь к трём апельсинам» , балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Сказ о каменном цветке».

Николай Леонтович (1877-1921)

Человек, сумевший прославить украинскую колядку на весь мир. Написанная им музыка для народного «Щедрика» стала известна всему миру под названием Сarol The Bells. И благодаря многим аранжировкам и использованию в фильмах мелодия стала гимном Рождества.

Леонтович прекрасно владел скрипкой, фортепиано и некоторыми духовыми инструментами. В селе Чукови, где композитор преподавал музыку, ему удалось организовать самодеятельный симфонический оркестр.

Рейнгольд Глиэр (1874-1956)

Несмотря на иностранное имя и фамилию композитор Глиэр — киевлянин. Просто он родился еще в 70-е годы 19-го века и был сын саксонского подданного . Музыку Рейнгольд слышал еще с рождения, так как его отец и дед изготавливали музыкальные инструменты.


Вот всего лишь небольшой список стран, в которых исполнялись произведения Глиэра: Австрия, Греция, Великобритания, Германия, Франция, Дания. В честь великого земляка в Киеве названо музыкальное училище.

Николай Лысенко (1842-1912)

Творческая энергия этого композитора просто удивляет. Кроме написания музыки Лысенко был музыкальным этнографом , собирал и изучал народные песни, обряды. Ему удалось стать талантливым педагогом – он преподавал в Киевском институте благородных девиц, а в 1904 году открыл свою Музыкально-драматическую школу.

Кроме этого, Лысенко был дирижером, пианистом и активным общественным деятелем. Им написана музыка для «Детского гимна» всемирно известного теперь как «Молитва за Украину «Боже Великий, Единий!».

Михаил Вербицкий (1815-1870)

Композитор, общественный деятель и священник Вербицкий вошел в историю Украины как автор музыки национального гимна.

Музыка и служение церкви были главными центрами в жизни Вербицкого. Он руководил семинарским хором, писал богослужебную музыку . Кроме этого композитор сочинял романс, создавал музыку для спектаклей и оркестровых концертов.

Артёмий Ведель (1767-1808)

Украинский композитор, хоровой дирижёр и певец (тенор). В 1790 организовал и возглавил в Киеве хор из «солдатских детей и вольных людей».

В 1790-1798 вёл класс вокальной музыки в Харьковском коллегиуме и одновременно руководил хорами церковных певчих. Автор 29 церковных хоровых концертов, в ряде которых сам исполнял теноровые соло. В сочинениях Веделя сказалось влияние украинской народной песни.

Дмитрий Бортнянский (1751-1825)

Благодаря обучению в знаменитой глуховской школе ребенок получил прекрасное музыкальное образование. Чудесный голос позволил молодому музыканту отправиться на обучение в Венецию, Болонью, Рим и Неаполь.

К сожалению, многие светские произведения Бортнянского были утеряны . Архив придворной певческой капеллы Санкт-Петербурга отказывался их публиковать. А после расформирования архива оказалось, что большая часть произведений композитора исчезла.

Известные украинские композиторы 18, 19, 20 века внесли весомый вклад в развитие культуры. Они творили и тем самым прославляли нашу Родину. Поэтому сегодня определим кто есть выдающиеся украинские композиторы.

ИЗВЕСТНЫЕ УКРАИНСКИЕ композиторов

1. Семен Гулак-Артемовский

Семен Степанович Гулак-Артемовский (1813-1873) - украинский композитор, певец, баритон (бас-баритон), драматический артист, драматург, племянник писателя П. П. Гулак-Артемовского, автор одной из первых опер на украиноязычное либретто оперы «Запорожец за Дунаем ».
Гулак-Артемовский уехал в Италию, где после двух лет обучения дебютировал во флорентийской опере (1841). Значительное место в творчестве композитора занимают украинские песни, в частности «Стоит явор над водой», «Спать мне не хочется», «На горе и жнецы жнут» - рапсодия из сборника из семи песен под общим названием «Украинская свадьба». В Украине Гулак-Артемовский побывал в 1843 году с целью отбора певцов и в 1850 году, когда гастролировал с итальянской оперной труппой.

2. Борис Лотошинский

Борис Николаевич Лотошинский (1894-1968) - украинский композитор, дирижер и педагог, один из основоположников модернизма в украинской классической музыке.
Неоднократный член жюри международных конкурсов, активный работник в руководящих органах Союза композиторов Украины и в Киевской консерватории, Лотошинский воспитал новую плеяду композиторов: И. Шамо, В. Сильвестров, И. Карабиц, Е. Станкович, А. Канерштейн.
Награжден званиями Заслуженного деятеля искусств УССР (1945), народного артиста УССР (1968), Государственная премия СССР (1946, 1952) и УССР им. Т. Г. Шевченко (1971).
Создал оперы «Золотой обруч» (по повести Ивана Франко « Захар Беркут », 1929), «Щорс» («Полководец», либр. И. Кочерги и Рыльского , 1937). Написал произведения для хора с оркестром: «Торжественная кантата» (слова М. Рыльского, 1939), «Завещание» (слова Т. Шевченко . 1939);

3. Мирослав Скорик

Мирослав Михайлович Скорик (1938) - композитор и музыковед, Герой Украины, народный артист Украины, лауреат премии им. Т. Г. Шевченко, кандидат искусствоведения, сопредседатель Союза композиторов Украины в 2006-2010 годах, художественный руководитель Киевской оперы (с 2011). Внучатый племянник Соломии Крушельницкой.
Известные произведения: опера «Моисей» (Либретто Б.Стельмаха по И. Франко, 2001), балеты «Каменщики» (по И. Франко, 1967); «Сюита» (1961); «Мелодия» для скрипки с оркестром и др.

4. Валентин Сивельстров

Валентин Васильевич Сивельстров (1937) - украинский композитор.
Композитору характерна техника в музыке - авангард, от которой в 1970-е он отказывается, предпочитая постмодернизма. Сам автор называет свой стиль «мета-музыкой». В музыке этого периода преобладают медитативные, созерцательные настроения.
Валентин Сильвестров - лауреат Международной премии им. С. Кусевицкого (США, 1967), Международного конкурса композиторов «Gaudeamus» (Нидерланды, 1970), Государственной премии Украины им. Т.Шевченко (1995), Народный артист Украины (1989). Награжден орденами «За заслуги» III степени (1997), Ярослава Мудрого V степени (2007). Почетный доктор honoris causa Национального университета «Киево-Могилянская академия» (2011). Сивельстров автор музыки ко многим фильмам.
Самые известные произведения: «Тихие песни», «Старинная баллада», «Ода соловью», «Музыка в старинном стиле» и др.

5. Дремлюга Николай

Дремлюга Николай Васильевич (1917- 1998) - украинский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, автор первого концерта для бандуры, член Национального союза композиторов Украины.
В 1946 году окончил Киевскую консерваторию по классу композиции Л. Ревуцкого и историко-теоретический факультет. 3аслужений деятель искусств УССР (1972) народный артист Украины (1993); Лауреат Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко (1998, за симфонию № 3, посвященную памяти жертв голодомора 1932-1933 годов в Украине).
Произведения: оратория «Ленин» (1970); «Под Золотым орлом» (1957); сюита «В Польше» (1962) и др.

6. Евгений Станкович

Евгений Федорович Станкович (1942) - украинский композитор, председатель Национального союза композиторов Украины (с 2005 года), заслуженный деятель искусств УССР (1980), народный артист УССР (1986), Герой Украины (2008).
Учился в музыкальном училище, изучал композицию у Адама Солтыса во Львовской государственной консерватории имени Николая Лысенко.
Евгений Станкович является автором 6-ти симфоний и 10-ти камерных симфоний, оперы, 5-ти балетов, инструментальных концертов, музыки к кинофильмам и др.
Известные произведения: фолк-опера «Когда цветет папоротник» (1978); для солистов, двух смешанных хоров «Панихида по умершим от голода» (1992); для струнных инструментов Симфония №4 (Sinfonia lirica) (1977) и др.

7. Владимир Ивасюк

Владимир Михайлович Ивасюк (1949-1979) - украинский композитор и поэт. Герой Украины (2009, посмертно).
Один из основоположников украинской эстрадной музыки (поп-музыки). Автор 107 песен, 53 инструментальных произведений, музыки к нескольким спектаклям. Профессиональный медик, скрипач, прекрасно играл на фортепиано, виолончели, гитаре, мастерски исполнял свои песни. Неординарный художник.
Награды: дипломант Всесоюзного смотра молодых композиторов (1978) лауреат Республиканской комсомольской премии им. Н. Островского (1988, посмертно) лауреат Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко (1994, посмертно).
Произведения: «Червона рута», «Водограй», «Баллада о мальвы», Сюита-вариации для камерного оркестра (1977) и др.

8. Александр Козаренко

Александр Владимирович Козаренко (1963) - украинский композитор, пианист, музыковед.
Окончил Львовское музыкальное училище и Киевскую консерваторию и аспирантуру, класс - пианино. Стажировался в Вюрцбургском университете (Германия, 2004). Доктор искусствоведения (2001).
Лауреат Всеукраинского конкурса пианистов им. Н. Лысенко (1984), дипломант Всероссийского конкурса камерных ансамблей (1986). Лауреат государственных премий Украины по композиции: им. Л. Ревуцкого (1996) и им. Н. Лысенко (2001). Член Национального союза композиторов Украины и Ассоциации «Новая Музыка». Значительное влияние на творчество А. Козаренко произвела многолетнее сотрудничество с театральными коллективами, плодами которой является музыка к более 50 спектаклей.

Также, весомый вклад в развитие искусства дали такие композиторы, как: Л.Дичко, А.Загайкевич, А.Билаш, В.Косенко, М.Колесса, Т.Петриненко и др.



Национальный Союз композиторов Украины

Национальный Союз композиторов Украины

Союз композиторов Украины ведет свою историю от Общества им. Леонтовича (1922), в рамках которого в Украине начали функционировать отдельные композиторские ячейки. Однако непосредственной основой для создания Союза композиторов стало Постановление ЦК ВКП (б) 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций", на выполнение которой в 1932 г. было утверждено Оргбюро по созданию Союза советских музыкантов, в который вошли выдающиеся композиторы Украины - П. Козицкий, Б. Лятошинский, И. Коляда, Л. Ревуцкий. Впоследствии появились композиторские организации в Харькове, Киеве, Одессе, позже - во Львове. В Киеве Союз возглавил Левко Ревуцкий (ответственным секретарем к тому времени был Борис Лятошинский. С 1939 г. Председателем Союза композиторов Украины стал Б. М. Лятошинский. В разные годы Союзом композиторов Украины руководили Константин Данькевич (1941 год), Лев Ревуцкий (с 1944 по 1948 год в сложный период войны и первые послевоенные годы), а дальше Григорий Веревка, Филипп Козицкий, опять Константин Данькевич, Георгий Майборода. Более 20 лет до 1989 г. Союз возглавлял А. Я. Штогаренко. С 1989 г. начала активно действовать средняя композиторская генерация - Союзом руководили Евгений Станкович, Михаил Степаненко. В настоящее время Национальный Союз композиторов Украины (этот статус Союз имеет с 1998 г.) возглавляют Сопредседатели - Евгений Станкович и Мирослав Скорик.

Значительное место среди организаций, созданные с целью содействия творческой деятельности профессиональных композиторов и музыковедов, для их поддержки и предоставления им материальной, финансовой, правовой и другой помощи, занимает именно Музыкальный Фонд Украины Национального Союза композиторов Украины. С обретением Украиной независимости в августе 1991 года, Музыкальный фонд Украины существует сегодня как самостоятельная организация, подчиняется в своей деятельности Союзе композиторов Украины и Правлению Музыкального фонда Украины.

Музыкальный Фонд Украины (Директор - Александр Ильич Серебряник) предоставляет возможность всем, кто интересуется музыкальным искусством, получить широкое представление о разнообразии современной и классической музыкальной творчества, а украинским музыкантам и композиторам осознать себя и свою самобытную культуру в контексте общих мировых процессов.

Музыкальный Фонд Украины за годы своего существования стал культурным, социально-общественным и правовым центром творческой интеллигенции, где решаются вопросы развития национальной музыкальной культуры, защиты авторских прав композиторов и социально-бытовые проблемы (участие в организации творческих концертов, фестивалей, предоставление в пользование музыкального инструмента, материальной помощи, услуг по оздоровлению и лечению т.п.). Сегодня, благодаря плодотворной работе новой команды работников Музфонду, поддерживаются связи с многочисленными музыкантами, творческими объединениями многих стран мира, стали появляться новые тенденции в развитии и становлении украинской музыкальной культуры и правовой защиты авторских и смежных прав.

Основной целью деятельности Музыкального фонда Украины является обеспечение полноценной реализации многогранного творчества членов Союза композиторов Украины, создание им надлежащих социально-бытовых условий. В творческой деятельности Музыкальный фонд Украины осуществляет: · Содействие композиторам и музыковедам в пропаганде их творческой деятельности; · Организацию первого прослушивания, проведение консультаций, обеспечение творческих командировок, переписи и тиражирование рукописей; · Финансирование мероприятий по оказанию помощи в повышении профессионального мастерства композиторов и музыковедов; · Финансирование заказов на написание молодыми композиторами и музыковедами произведений; · Организацию проведения конкурсов на создание музыкальных произведений различных жанров; · Назначение ежегодных премий Музыкального фонда Украины на лучшие произведения отдельных жанров, лучшие музыковедческие труда, освещающих современные процессы и музыкальное наследие Украины.

В социально-бытовом обслуживании Музыкальный фонд Украины осуществляет: · Организацию обеспечения бытового, медицинского и санаторно-курортного обслуживания членов Музфонду и их семей; - Предоставление юридической помощи; · Выделение денежных займов для написания новых произведений; - Предоставление материальной помощи; · Решение вопросов улучшения жилищных условий.

С июня 1991 по решению Правления Союза композиторов Украины магазин "Ноты" перешел в подчинение Центрмузинформу. В конце 1956 года на средства Союза композиторов в Киеве был построен жилой дом по ул. Софиевской, 16/16 со встроенным в нем на первом этаже и подвале нежилым помещениям для размещения Музыкального Фонда Украины Национального Союза композиторов Украины. За 45 лет эксплуатации дома он набрал статуса "Памятник истории", где установлены многочисленные мемориальные доски известным композиторам: Л. М Ревуцкому, Платону Майбороде, Андрею Ольховскому.

Почти 50-летняя деятельность Музыкального Фонда Украины, наличие многочисленных нормативно-правовых актов, дает возможность получать надежное и устойчивое существование Музыкального Фонда Украины. Развитие и подъем национальной музыкальной культуры не возможен без финансовых ресурсов. А поступления финансовых ресурсов к Музфонду невозможно без упорной и кропотливой работы по сбору средств для их дальнейшего рефинансирования в социальные программы Фонда, а также: значительной нормотворческой работы. Поэтому идет процесс воплощения в жизнь программы деятельности Музыкального фонда.

Кроме того, сейчас Музфонд совместно с Украинским агентством по авторским и смежным правам вводит новые направления деятельности Фонда: - Сбор отчислений в Музыкальный фонд за использование музыкальных произведений; - Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами при использовании произведений и объектов смежных прав в цифровых сетях (в том числе в сети Интернет). Все понимают, что все эти процессы связаны с решением многих проблем. Однако без этого невозможно эффективно заниматься коллективным управлением в сфере авторского права и смежных прав.

Украинское отделение Музыкального фонда СССР было создано в городе Киеве 20 сентября 1939 года в соответствии с Постановлением СНК СССР № 1511 и Устава Музыкального фонда СССР, утвержденному Правлением Союза композиторов СССР от ЗО сентября 1939 года. На создано Украинское отделение Музыкального фонда СССР было возложено предоставление творческой и бытовой помощи членам Музфонду, проживавших на территории Украинской республики. В связи с тем, что довоенных архивных документов не сохранилось, то другие сведения о деятельности Украинского отделения Музфонду СССР за период с 1939 по 1942 отсутствуют. 10 февраля 1958 Правлением Союза композиторов СССР был утвержден новый устав Украинского отделения Музфонду СССР, на основании которого отделение осуществляет свою деятельность.

Основной задачей Украинского отделения Музфонду СССР было содействие творческой деятельности членов Муз фонда, улучшения их материального, бытового и культурного положения. На Украинское отделение Музфонду СССР было положено: · Содействие композиторам и музыковедам в их творческой деятельности при создании всех видов и жанров музыкальных, а также музыковедческих произведений, прослушивания, организации творческих командировок, предоставление возвратных ссуд, безвозвратной помощи, перепись нот и т.п.; - Предоставление помощи в повышении квалификации композиторов и музыковедов и повышение их творческого мастерства; · Популяризация произведений композиторов; · Организация культурно-бытового, медицинского и санаторно-курортного обслуживания членов Музфонду СССР, а также членов их семей; · Проведение мероприятий по улучшению жилищных условий членов Музфонду СССР; - Предоставление юридической помощи и т.д. Украинскому отделению предоставлено право в установленном порядке строить и содержать жилые дома, дома творчества композиторов, дома отдыха, санатории, нотные магазины, типографии и другие предприятия.

Высшим руководящим органом, который осуществлял руководство всей деятельностью Украинского отделения Музфонду СССР было Правление, которое предназначалось Правлением Союза композиторов УССР. Украинское отделение Музфонду СССР подчинялось непосредственно Правлению Музфонду СССР, которому в установленные сроки предоставляло сметы и отчеты о своей деятельности, а также заключения ревизионной комиссии Союза композиторов УССР. Украинское отделение Музфонду СССР имело свою печать, образец которой устанавливался Музфондом СССР с добавлением наименования Украинского отделения Музфонду СССР. Украинское отделение Музфонду СССР было хозрасчетной организацией и имело свой смету. Украинское отделение Музфонду СССР чуть подведомственные ему областные отделения в городах Днепропетровск, Донецк, Львов, Одесса, Симферополь, Харьков.

Кроме этого, в своем подчинении мало Ворзельского Дом творчества композиторов, жилой дом в городе Киеве (бывшая улица Калинина (сейчас - Софиевская, 16/16), производственный комбинат и нотный магазин. В начале 1963 года по март 1964 года в ведении Украинского отделения Музфонду СССР находилась фабрика нотной печати, которая впоследствии была передана Государственному комитету ВС УССР по печати. Все подчиненные предприятия, за исключением жилого дома, находившиеся на самостоятельном балансе.

16 января 1967 Секретариатом Правления Союза композиторов СССР была утверждена Инструкция о порядке расходования средств по оказанию творческой и бытовой помощи членам Музфонду. В этой Инструкции предполагалось, что помощи, которая предоставлялась Музфондом не должна носить благотворительный характер, поэтому на нее могут рассчитывать исключительно творчески активные композиторы и музыковеды, а также те члены Музфонду, из разных причинам временно не работают, но творческая деятельность которых имела или имеет общественное значение. Размер ссуд и срок их возврата определяются в зависимости от характера произведений, а также от условий творческой работы и материального положения члена Музфонду. Путевки в дома творчества предоставлялись членам Музфонду для работы над конкретным музыкальным произведением и музыковедческих работами, которые имели большое идейно-художественное и общественное значение. Член Музфонду мог получить через отделение творческую командировку на срок до 1,5 месяца. Командировки предоставлялись: · Для сбора материалов по созданию новых произведений; · Для сбора и записи образцов народного музыкального творчества; · Для творческих отчетов и показов новых музыкальных произведений и музыковедческих работ; · Для получения консультации при работе над новыми произведениями. · Для совместной работы с музыкальными театрами и концертными организациям над созданием новых музыкальных произведений; · Для участия в пленумах Правления Союза композиторов, совещаниях и конференциях, созываемых Союзом композиторов и т.д. За период деятельности Украинского отделения Музфонду СССР остались архивные документальные материалы, которые имеют определенную историческую, научную и справочную ценность.

В июне 1987 года согласно Приказа Музфонду СССР № 73 от 29 июня 1987 из состава Украинского отделения было выделено отдел пропаганды и на его базе создано Украинское республиканское отделение Центра музыкальной информации (Центрмузинформ). К тому времени подведомственными организациями Музыкального фонда Украины были производственный комбинат, Дом творчества композиторов "Ворзель" и магазин "Ноты".

В ноябре 1989 года Украинское отделение Музыкального фонда СССР был переименован в Музыкальный Фонд УССР. Такое переименование было связано с организационно-структурными изменениями Союза композиторов СССР - образованием добровольного федеративного объединения союзов композиторов союзных республик, композиторских организаций Москвы, Ленинграда и Киева, предоставлением указанным союзам хозяйственной самостоятельности и в связи с принятой Верховным Советом УССР Декларации о государственном суверенитете.

С обретением Украиной независимости в августе 1991 года, Музыкальный Фонд Украины существует сегодня как самостоятельная организация, подчиняется в своей деятельности Национальной Союзе композиторов Украины и Правлению Музыкального Фонда Украины.

В настоящее время в рядах Союза находится 440 членов (271 композитор и 169 музыковедов). Творчество многих из них - настоящее национальное достояние, интеллектуальная и духовная сокровищница украинского народа.

О значительный вклад членов Союза композиторов в развитие национальной культуры свидетельствует тот факт, что среди членов Союза - 17 народных артиста Украины, 54 заслуженных деятеля искусств Украины, 16 лауреатов Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, 6 академиков и 3 члена-корреспондента Академии искусств Украины, 35 доктора наук, 59 профессоров, 20 лауреаты Премии Н. В. Лысенко, 15 лауреатов Премии им. Б. Лятошинского, 15 лауреатов Премии им. Л. М. Ревуцкого, и т.п. За особые достижения 10 художников награждены Знаком отличия Президента Украины Орденом "За заслуги" III ступ, 1 - орденом Ярослава Мудрого, 1 - орденом Княгини Ольги.

Высшим руководящим органом Национального Союза композиторов Украины является съезд, который созывается один раз в пять лет. Между съездами деятельностью Союза руководит Правление во главе с Председателем правления.

Основания вступления граждан Украины к НСКУ определены Уставом Союза. Согласно ему членами НСКУ могут быть композиторы и музыковеды - профессионалы со специальным высшим образованием, творческая деятельность которых, имея самостоятельную художественную и научную ценность, способствует развитию национальной музыкальной культуры Украины.

Ежегодно Национальный Союз композиторов Украины в тесном сотрудничестве с Министерством культуры и искусств Украины проводит большое количество культурных мероприятий - фестивалей, форумов, конкурсов, циклов концертов, юбилейных вечеров, а также симпозиумов, конференций, семинаров, творческих встреч и др.

Благодаря плодотворным усилиям Союза композиторов Украины учрежден международный фестивальное движение в Украине в сфере академической музыки, который вывел национальное музыкальное искусство на мировую орбиту.

Начиная с 1990 года было проведено 17 международных фестивалей "Киев Музик Фест" (главный фестиваль современной академической музыки в нашей стране), 9 Международных Форумов музыки молодых, 16 фестивалей "Музыкальные премьеры сезона". Все они получили мировое признание. Большим успехом у слушателей пользуются также Международный фестиваль авангардной музыки "Два дня и две ночи", что каждой весной проходит в Одессе, Львовский фестиваль современной музыки "Контрасты", музыкальные праздники в Харькове, Донецке, Дрогобыче, Коломые, Днепропетровске, Ужгороде и др.

Союз композиторов ведет активную работу по международному кильтурному обмена. В указанных выше мероприятиях принимают участие представители практически всех стран Европы, а также США, Канады, Австралии, Японии, латиноамериканских стран, Израиля, Ливана. С другой стороны, в этих странах все чаще звучит украинская современная музыка, которую сейчас все больше осознают как нерядовое, самобытное явление общемировой культуры.

Постоянная забота и предмет особого внимания Союза - это творческая молодежь. Как показывает учрежден Союзом "Форум музыки молодых", творческий потенциал молодых композиторов Украины чрезвычайно велик. Об этом свидетельствуют высокие художественные результаты, продемонстрированные молодыми членами Союза на престижных международных композиторских конкурсах в Швейцарии, Австрии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Италии, Польше, Китае, Японии, Чехии, Словакии, Сербии, Хорватии, Македонии и других странах.

Активно работает мощный музыковедческий отряд Союза, делая свой постоянный вклад в развитие фундаментальных направлений музыковедческих науки, открывая общественности забытые или намеренно изъяты из культурной истории Украины страницы, исследуя современный музыкальный процесс, занимаясь широкой публицистической и просветительской работой.

Национальный Союз композиторов Украины на протяжении многих лет была и остается уникальной, активно действующей творческой организацией, которая делает все возможное для поддержания на высоком мировом уровне национальной профессиональной композиторской школы. Работая в тесном контакте с государственными организациями и учреждениями, Национальный Союз композиторов Украины существенно влияет на процесс культурного развития цивилизованного украинского государства, сохранение и развитие национальных культурных традиций, повышение международного престижа украинской музыки, формирование духовных идеалов нашего народа.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Всего членов Национального Союза композиторов Украины по состоянию на 1 апреля 2008 года - 440

Из них композиторов - 271, музыковедов - 169

Возрастной состав

От 25 до 30 лет - 25

От 30 до 40 лет - 48

От 40 до 50 лет - 99

От 50 до 60 лет - 108

От 60 до 70 лет - 87

Более 70 лет - 57

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С высшим - 440

ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ, НАГРАДЫ И ПРЕМИИ:

Награждены:

Орденом Князя Ярослава Мудрого В ст. - 1, Орденом Княгини Ольги III в. - 1, Орденом "За заслуги" III ст. - 10, Орденом Св. Князя Владимира III ст. - 5, Орденом Св. Варвары Великомученицы - 3, Орденом Николая Чудотворца "За преумножение добра на земле" - 1, Орденом Святого Станислава III степени - 1, Орденом "Знак Почета" - 3, Орденом Св. Архистратига Михаила - 1, Орденом " Казацкая слава "III в. - 1

Народный артист Украины - 17

Заслуженный деятель искусств Украины - 54

Заслуженный деятель искусств России - 1, Заслуженный деятель искусств Республики Молдова - 1, Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан - 1, Заслуженный деятель науки и техники Украины - 1, Заслуженный артист Украины - 2, Заслуженный артист России - 1, Заслуженный работник культуры Украины - 5 , Заслуженный журналист Украины - 1, "Человек года - 2002" - 1, "Человек года - 2003" - 1

ЛАУРЕАТЫ:

Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко - 16 Лауреат Премии имени Горького - 20 Лауреат Премии имени Бориса Лятошинского - 15 Лауреат Премии имени Л. Н. Ревуцкого - 15 Лауреат Премии имени В.С. Косенко - 6 Лауреат Премии имени М. Вериковского - 3 Лауреат Премии имени Лео Витошинского - 4 Лауреат Премии имени Ивана Огиенко - 2 Лауреат Премии Вернадского - 2 Лауреат Премии "Киев" (им.А.Веделя) - 5 Лауреат Премии им.Б.Асаф "Ева - 1 Лауреат премии им. Ф. Колессы - 1 Лауреат Премии им.В.Стуса - 1 Лауреат Республиканской комсомольской премиии имени Н. Островского - 9 Лауреат Государственной премии АР Крым - 3 Лауреаты региональных (областных, городских) премий - 34

УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И НАУЧНЫЕ ЗВАНИЯ:

Академик - 6 Член-корреспондент - 3 Доктор наук - 35 Профессор - 59 Кандидат искусствоведения - 70 Доцент - 51

Руководящие органы Союза

  • Глава Союза, Председатель Правления,

Первый секретарь Станкович Евгений Федорович. Композитор, Герой Украины, народный артист Украины, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко, академик Академии искусств Украины.

Сопредседатель Союза

Скорик Мирослав Михайлович

Композитор, Герой Украины, народный артист Украины, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко, академик Академии искусств Украины.

  • СЕКРЕТАРЬ

НАЦИОНАЛЬНОГО СОЮЗА

КОМПОЗИТОРОВ УКРАИНЫ

Невенчаная Тамара Сергеевна

музыковед, доктор философии искусства. Ответственный секретарь, секретарь правления по организационно-творческим вопросам.

  • Дичко Леся Васильевна

композитор, народная артистка Украины, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко. Секретарь правления по творческим вопросам. Занимается творческими вопросами, разработкой концертных программ фестивалей, форумов, творческих встреч, юбилейных вечеров. Представляет правления Союза в Коллегии Министерства культуры и туризма, различных оргкомитета, жюри, советах и т.п.

  • Ляшенко Геннадий Иванович

композитор, народный артист Украины, профессор. Секретарь правления по творческим вопросам. Занимается творческими вопросами, разработкой концертных программ фестивалей, форумов, творческих встреч, юбилейных вечеров. Представляет правления Союза в различных оргкомитета, жюри, советах и т.п. Обеспечивает постоянную связь с исполнительскими коллективами, филармониями, другими художественными учреждениями.

  • ОЛЕЙНИК Леся Степановна

музыковед, кандидат искусствоведения, доцент, Генеральный секретарь Национального комитета международной музыкальной Совета ЮНЕСКО. Секретарь правления по вопросам зарубежных связей. Ведает вопросами международных связей, связанных с популяризацию творчества украинских композиторов в мире, творческими контактами с зарубежными композиторами, коллективами исполнителей и музыковедческих институциями. Поддерживает отношения с иностранными посольствами в Украине по вопросам культурного сотрудничества, а также с различного рода фондами. Представляет Национальный Союз композиторов Украины в международной культурной организации - ЮНЕСКО.

  • Пилютиков Сергей Юрьевич

композитор. Секретарь правления по работе с творческой молодежью. Занимается вопросами работы с творческой молодежью, в т.ч. тех, кто готовится к вступлению в Союз. Возглавляет директорат и творчески-организационную работу по проведению Международного фестиваля "Форум музыки молодых". Организует и проводит международный конкурс молодых композиторов "Gradus ad Parnassum", мастер-классы, семинары, творческие лаборатории с ведущими украинскими и зарубежными мастерами современной музыки. Осуществляет художественное руководство молодежным Ансамблем новой музыки "рикошеты". Занимается установлением творческих связей с международными и отечественными молодежными центрами, организациями, союзами, фондами и т.п.

  • ТАРАНЕНКО Иван Иванович

композитор. Секретарь правления по вопросам интеллектуальной собственности и рекламной деятельности. Осуществляет общую работу по вопросам интеллектуальной собственности, координацию работы общественных организаций, управляющих авторскими и смежными правами наряду с Департаментом интеллектуальной собственности, регулирующие правовые отношения субъектов авторских и смежных прав в Украине. Обеспечивает освещение деятельности НСКУ, различных программ и проектов средствами телевидения, радио, Интернета, периодическими изданиями и т.д.

  • ЩЕРБАКОВ Игорь Владимирович

композитор, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко, доцент. Председатель правления Киевской организации НСКУ.

  • Стецюн Николай Григорьевич

композитор, заслуженный деятель искусств Украины. Председатель правления Харивськои организации НСКУ.

  • СОКОЛ Александр Викторович

музыковед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины, академик Академии наук Высшей школы Украины. Председатель правления Одесской организации НСКУ.

  • Цепколенко Кармелла Семеновна

композитор, заслуженный деятель искусств Украины, кандидат педагогических наук, доцент. Член правления Одесской организации НСКУ.

  • МАМОНОВ Сергей Алексеевич

композитор, заслуженный деятель искусств Украины, профессор. Председатель правления Донецкой организации НСКУ

Википедия Википедия

Создан в 1932 году (с 1998 года Национальный Союз композиторов Украины). Это творческая общественная организация, объединяющая профессиональных композиторов и музыковедов с целью развития музыкальной культуры Украины, поддержки… … Википедия

Національний симфонічний оркестр України Жанр Классическая музыка Годы 1918 наши дни … Википедия

- (НСМНИУ; укр. Національна спілка майстрів народного мистецтва України, НСМНМУ) всеукраинская добровольная независимая творческая общественная организация, объединяющая мастеров традиционного народного искусства, искусствоведов… … Википедия

Содержание: Введение (См. СССР. Введение) Население (См. СССР. Население) Численность населения Возрастная и половая структура населения Социальный состав населения Миграция населения… … Большая советская энциклопедия

- (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»