Географическая энциклопедия.

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Почвенно-земельные ресурсы - это совокупность земель, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве. Они могут быть заняты лесами, водными объектами, ледниками, под хозяйственные объекты или населенные пункты, а также использоваться под пашню, пастбище, для рекреации. Земельные ресурсы исчерпаемы. (Используя рис. 17, оцените обеспеченность земельными ресурсами Республики Беларусь.)

С ростом численности населения Земли площади пригодных к использованию земель в сельском хозяйстве постоянно сокращаются. Все больше плодородных земель занимается под города, промышленные предприятия, дороги и др. В древности для ведения сельского хозяйства использовались наиболее благоприятные районы (долины рек, межгорные котловины). Не случайно именно там и возникли древние цивилизации. Поэтому земельные ресурсы являются ценным природным ресурсом.

Земельные ресурсы мира оцениваются в 13,0 - 13,5 млрд га, часть из которых малопродуктивные земли (пустыни, высокогорья), земли, занятые ледниками, водными объектами. Сельскохозяйственные земли составляют всего 37 % мировых земельных ресурсов (рис. 18). Земли под пашнями и многолетними культурами составляют всего 11 %, а дают около 90 % продуктов питания. Лесные земли составляют 1/3 площади земельных ресурсов и выполняют важные функции в природе - климатообразующую, водоохранную, почвообразующую и др.

По запасам сельскохозяйственных земель выделяется Европа. В первую пятерку стран по обеспеченности пашней входят США, Индия, Россия, Китай, Австралия.

Особую ценность для людей представляет самый верхний, плодородный слой земли (2-3 м) - почва. (Вспомните основные свойства почв.) Почвы конкретной территории составляют почвенные ресурсы и имеют четкие закономерности в распределении на земном шаре.

Почвы определяются особенностями природных условий. В зависимости от особенностей климата выделяются почвенно-климатические пояса: тропический, субтропический, суббореальный, бореальный и полярный. Для каждого пояса характерен набор типов почв, которые не встречаются в других поясах. Наибольшую площадь занимают почвы тропического пояса (47,7 %), наименьшую - полярного (всего 4,5 %).

В настоящее время вызывает беспокойство снижение плодородия (деградация) почв. Общая площадь деградированных земель наиболее высока в Азии, Африке, Южной Америке. Во многих регионах наблюдается механическое разрушение водными потоками верхнего слоя почвы. В Африке и Австралии среди других причин деградации почв на первом месте оказывается выпас скота, в Азии и Южной Америке - обезлесение, в Северной, Центральной Америке и Европе - нерациональное земледелие.

В результате хозяйственной деятельности почвы снижают плодородие, теряют органическое вещество - гумус. Так, например, на месте черноземных почв образуются менее плодородные оподзоленные черноземы. Наиболее активные изменения происходят на мелиорированных болотных почвах. Их эволюция сопровождается разложением гумуса, торфа, уменьшением мощности плодородного слоя. При строительстве водохранилищ, прокладке дорог появляются заболоченные почвы. В районах, где проводится интенсивный полив и орошение земель, происходит засоление почв.

Факторы почвообразования

Главное свойство почвы - плодородие. Оно обусловлено наличием гумуса (перегноя) - органического вещества почвы. Почва формируется в результате совместного действия почвообразующих факторов, к которым относятся: почвообразующие породы, климат, растительность, живые организмы, рельеф, вода, время и человек. Они действуют одновременно и в течение длительного времени обеспечивают плодородие почв.

Почвообразующие, или материнские, породы, на которых формируются почвы, влияют на механический состав, некоторые физические и химические свойства почв, обеспечивают их водный, тепловой и воздушный режим.

Климат влияет на жизнедеятельность микроорганизмов, перемещение органического вещества, увлажнение и водный режим почвы и определяет интенсивность почвообразовательных процессов.

Типы почв тесно связаны с растительностью. Растения берут из почвы воду, минеральные питательные вещества, а, отмирая, поставляют почве органические вещества, пополняют гумус.

Живые организмы, населяющие почву, в различных климатических условиях содействуют накоплению органических веществ в почве, ускоряют их разложение и делают доступными для растений. Без микроорганизмов в почве не было бы гумуса.

Рельеф может оказывать как благоприятное воздействие на образование почв, так и неблагоприятное. На горных склонах продукты выветривания не удерживаются и смещаются вниз, а на равнинах они, наоборот, накапливаются.

Вода создает в почве среду, в которой протекают многочисленные химические и биологические процессы. Избыток влаги снижает содержание кислорода в почве, подавляет деятельность микроорганизмов и приводит к заболачиванию почв.

Для образования любой почвы требуется определенное время. Природные условия и почвы изменяются, происходит эволюция почв во времени.

Человек сознательно и активно вмешивается в процесс почвообразования, влияет на плодородие почв, проводит мелиорации почв (осушение, обводнение и др.), изменяет растительность и вносит различные удобрения, повышая плодородие почв.

Основные типы почв, их свойства

В различных природных условиях формируются разные типы почв.

В арктическом поясе горные породы разрушаются под действием физического выветривания. Здесь в условиях отсутствия растительности накопления органических веществ не происходит. В субарктическом поясе в условиях избытка влаги и бедного растительного покрова происходит образование глеевого горизонта. Здесь образуются тундрово-глеевые почвы, отличающиеся низким плодородием. В умеренном поясе под хвойными лесами распространены подзолистые, под смешанными - дерново-подзолистые, а под широколиственными - бурые лесные почвы. Подзолистые почвы формируются в условиях избытка влаги, где растворимые в воде вещества выносятся в нижние горизонты. Почвы бедны гумусом, а под маломощным гумусовым горизонтом у них хорошо выражен светлый горизонт, напоминающий по цвету золу.

Под травянистой растительностью в условиях достаточного увлажнения происходит накопление перегноя и образуются наиболее плодородные черноземные почвы, а в условиях недостаточного увлажнения - каштановые. При недостатке влаги и бедной растительности развиваются полупустынные и пустынные почвы - бурые, серо-бурые и сероземы. В сухом субтропическом климате распространены коричневые и серо-коричневые почвы.

Основные почвы влажных субтропиков - красноземы и желтоземы. В субэкваториальном климате с сезонным увлажнением образуются красные и красно-бурые почвы. В экваториальном поясе с большим количеством осадков и высокими температурами образуются красно-желтые ферраллитные почвы. Наиболее плодородны черноземы. В Европе широко используются в сельском хозяйстве бурые лесные и коричневые почвы.

Агроклиматические ресурсы

Для развития сельского хозяйства недостаточно плодородных почв. Сельскохозяйственные культуры требуют оптимального количества тепла, влаги, света - природного, или агроклиматического, ресурса. Агроклиматические ресурсы - это совокупность главных климатических факторов (тепла, влаги, света и воздуха), которые вместе с питательными веществами почвы создают условия для формирования продуктивности сельскохозяйственных культур, получения устойчивого урожая.

Агроклиматические ресурсы изменяются с географической широтой. Каждой географической широте соответствует определенная сумма благоприятных для роста растений температур (выше +10 °С), количество атмосферных осадков, продолжительность вегетационного периода.

Эти агроклиматические показатели определяют условия для выращивания сельскохозяйственных культур. В период вегетации растений для одних культур важным является высокая сумма положительных температур, для других - большое количество осадков, для третьих - большое количество осадков и благоприятные температуры. Неблагоприятные климатические явления (засухи, заморозки в вегетационный период) ограничивают активное развитие растений, снижают урожайность сельскохозяйственных культур, а иногда полностью их уничтожают. (Подумайте, какие неблагоприятные климатические явления влияют на выращивание картофеля в условиях Беларуси.)

Почвенно-земельные ресурсы и почвенный покров Земли - основа для живой природы и сельскохозяйственного производства. Основные факторы почвообразования: почвообразующие породы, климат, растительность, живые организмы, рельеф, вода, время и человек. Нерациональное использование почв приводит к их деградации. Агроклиматические ресурсы определяют условия для выращивания сельскохозяйственных культур.

Образование почв и их разнообразие

Почва - это рыхлый поверхностный слой суши, образовавшийся в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа.

Почвенный слой как «особое естественноисторическое тело» впервые выделил замечательный русский ученый В. В. Докучаев (1846- 1903).

В. В. Докучаев справедливо назвал почвы «зеркалом ландшафта», поскольку они являются выразителем самых главных особенностей природы данной территории. Почва определяет растительный покров и сама зависит от него, а взаимодействие этих двух компонентов в условиях данного рельефа и климата создает облик ландшафта.

В зависимости от того, на какой горной породе образовались почвы, они могут быть глинистыми, суглинистыми, супесчаными или песчаными. На песчаных и супесчаных грунтах образуются легкие, т. е. легко промываемые, почвы. На водоупорных глинах - тяжелые, плохо промываемые, заболачиваемые и засоляемые почвы.

Основные свойства почвы. Плодородие почвы, т. е. ее способность обеспечить растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом, является одним из самых основных свойств почвы. Исключительно важное значение для плодородия имеет перегной, в котором накапливаются необходимые для питания растений химические элементы: азот, фосфор, калий и др. Плодородие почвы зависит не только от содержания в ней питательных веществ, но и от многих других ее свойств. Важное значение имеет механический состав почвы: песчаная она или глинистая, а также ее структура. Благодаря рыхлой структуре почва легко впитывает атмосферные осадки и обогащается кислородом. Для развития сельскохозяйственных растений наиболее благоприятна зернистая или комковатая структура.

Почвенная толща неоднородна. В процессе образования почвы формируются почвенные горизонты. Каждый почвенный горизонт однороден по составу, свойствам, структуре, окраске. Почвенные горизонты в совокупности образуют почвенный профиль - вертикальный разрез почвы от самой поверхности до материнской породы. Мощность почвенного профиля меняется от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров.

Главные типы почв. Современный почвенный покров - результат длительного и сложного развития природы в целом. В зависимости от условий почвообразования в нашей стране различают следующие типы почв: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые и др. В европейской части преобладают разнообразные подзолистые почвы, в Сибири - таежные и горно-таежные, на севере России - тундровые, а на юге - черноземные и каштановые.

В условиях многолетней мерзлоты в тайге Восточной Сибири формируются особые таежно-мерзлотные почвы. Питательные вещества этих почв не проникают далеко вглубь, так как мерзлота мешает промыванию грунта. А в самых южных районах страны - предгорья Западного Кавказа и дальневосточное Приморье - на вулканических горных породах под лесами в условиях повышенных влажности и тепла образуются буро-желтые и красноземные почвы.

Широтная зональность почв в нашей стране, особенно в европейской ее части, выражена отчетливее, чем в других странах мира, что связано не только со значительной протяженностью с севера на юг, но и с преобладанием равнинного рельефа в условиях умеренно континентального климата.

Почвенные ресурсы

Значение почвы для жизни и деятельности человека. Без преувеличения можно сказать, что своим существованием человечество обязано почве. Почва - главный источник получения сельскохозяйственных продуктов - 88% пищи человечество получает в виде урожаев с обработанной земли. Если же учесть и продукты животноводства (откорм скота на лугах и пастбищах), то эта цифра возрастает до 98%. Но ценность почвы определяется не только ее значением для производства продуктов питания и сырья для промышленности, но и той великой экологической ролью, которую она играет в жизни биосферы. Через почвенный покров суши - эту тончайшую ее поверхностную оболочку - идут сложнейшие процессы обмена веществом и энергией между земной корой, атмосферой, гидросферой и живущими в почве организмами.

От чего нужно охранять почву. Почва относится к легкоразрушаемым и практически невосполнимым видам природных ресурсов. Естественный враг почвы - это водная и ветровая эрозия. Резко усиливает эрозию хозяйственная деятельность человека. Возделывая почву под сельскохозяйственные культуры, человек лишает все большие площади земли естественного травяного покрова, а распаханные, не защищенные скрепляющей дерниной почвы подвергаются смыву и размыву. Из-за эрозии урожайность полей снижается на 20-40%. Поэтому борьба с эрозией - важнейшее средство поддержания плодородия, обеспечения высоких урожаев.

Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Мелиорация в сельском хозяйстве - это совокупность организационных, хозяйственных, технических мероприятий, направленных на коренное улучшение почв, повышение их продуктивности с целью увеличения урожаев сельскохозяйственных культур и кормов для животноводства.

Основные виды сельскохозяйственных мелиорации являются: орошение, осушение, борьба с эрозией, химическая мелиорация.

по́чвенные ресу́рсывид невозобновляемых природных ресурсов, почвенный покров вне зависимости от форм его использования. Гл. свойство почвенных ресурсов – естественное плодородие почв, от которого зависит продуктивность земель в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, почвенные ресурсы выполняют важные экологические функции – почвы служат буфером и фильтром для загрязнителей, условием сохранения биоразнообразия, играют важную роль в круговороте воды и азота. Состояние почвенных ресурсов определяется характером их эксплуатации (применяемая агротехника, мелиорация, севообороты и др.), уровнем развития науки, энергетическими затратами. Существует закон убывающего плодородия почв, в соответствии с которым из-за изъятия питательных веществ растениями и нарушения процессов почвообразования при длительной монокультуре происходит снижение естественного плодородия почв. Этот процесс нейтрализуется за счёт внесения органических и минеральных удобрений, мелиорации земель (создание искусственного плодородия) и др. мер.
К нач. 21 в. около 2000 млн. га почв деградировало. Осн. причины: водная и ветровая эрозия, химическая деградация (обеднение гумусом, засоление, закисление и пр.). Скорость формирования почв несравнимо меньше скорости их деградации. Так, для образования 1 мм почвенного слоя, напр. чернозёмов, затрачивается более 100 лет, а в результате эрозии почвы за один год сразу может быть разрушено несколько сантиметров верхнего, наиболее плодородного слоя. В то же время интенсификация сельского хозяйства, научно обоснованные агротехнические приёмы, внедрение новых высокоурожайных сортов позволяют получать всё бо́льшие урожаи, что отражает противоположную историческую тенденцию.


Смотреть значение Почвенные Ресурсы в других словарях

Ресурсы Мн. — 1. Средства, имеющиеся в наличии, но к которым обращаются лишь при необходимости. 2. Источник чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Информационные Ресурсы — – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Политический словарь

Ресурсы — Средства, запасы, источники дохода, к к-рым можно обратиться в случае необходимости.
Политический словарь

Ресурсы Власти — - реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления власти и ее оснований. Р.в., являясь производными от ее оснований,........
Политический словарь

— Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы,........
Политический словарь

Банковские Ресурсы — разновидность, составная
часть финансовых ресурсов, включающая собственные и
привлеченные средства
банков.
Собственные средства - акционерный и резервный........
Экономический словарь

Валютные Ресурсы — финансовые, денежные ресурсы в виде иностранной валюты и возможных источников ее получения.
Экономический словарь

Вложения В Человеческие Ресурсы — - в современных
условиях становится долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы.
Экономический словарь

Водные Ресурсы — -
запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы.
Экономический словарь

Возобновимые Природные Ресурсы — -
природные ресурсы, которые могут быть возмещены или восполнены, либо в ходе естественных, природных процессов, происходящих на планете, либо благодаря специальным........
Экономический словарь

Воспроизводимые Ресурсы — - производственные
ресурсы, обладающие способностью: воспроизводству (
рабочая сила,
оборудование).
Экономический словарь

Вторичные Ресурсы — однократно использованные
материальные ресурсы или их
часть, вновь вовлекаемые в
производство, или
отходы одного производства, находящие применение........
Экономический словарь

Второстепенные Лесные Ресурсы — - недревесные
лесные ресурсы (пни, кора, береста,
хвойная зелень, новогодние елки и др.).
Экономический словарь

Гражданские Трудовые Ресурсы — Все население США, достигшее 16 лет и старше, которое не служит в армии и приравненных к ней институтах (таких, как тюрьмы и психиатрические лечебницы), уже работает по........
Экономический словарь

Депозитные Ресурсы — средства, размещаемые в банках для хранения и использования с условием последующей
выплаты процентов вкладчикам.
Экономический словарь

Дикорастущие И Недревесные Сырьевые Ресурсы Леса — -
ресурсы ягодных растений, грибов, плодовых и орехоносных деревьев, кустарниковых пород, лекарственных видов растений, березового сока, медопродуктивности липовых насаждений.
Экономический словарь

Древесные Ресурсы — - древесина различных пород, заготавливаемая как в процессе рубок главного пользования, так и из насаждений не достигших возраста спелости в порядке рубок ухода, а также........
Экономический словарь

Живые Ресурсы Исключительной Экономической Зоны — - все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракоообразных, а также другие водные биологические ресурсы, за исключением живых организмов "сидячих видов" морского........
Экономический словарь

Интерспецифические Ресурсы — - уникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной организации.
Экономический словарь

Информационные Ресурсы — - отдельные
документы и отдельные массивы документов,
документы и массивы документов в информационных
системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных,........
Экономический словарь

Квазиинвестиционные Ресурсы — - неденежные формы инвестирования (взаимные зачеты долгов предприятий, бартер, накопление средств на "особых" счетах дочерних фирм, денежные суррогаты и др.)
Экономический словарь

Кормовые Ресурсы — - заготавливаемые на лесных
землях травы,
веточный корм,
хвойная зелень и т.д.
Экономический словарь

Лесные Ресурсы — -
совокупность древесной и недревесной продукции леса, а также его полезностей (полезных природных свойств).
Экономический словарь

Материальные Ресурсы — экономические
ресурсы в материально-вещественной форме.
Экономический словарь

Международные Валютные Ресурсы — иностранные валюты и другие
активы, прежде всего
золото, которые страна может использовать для покрытия дефицитного платежного
баланса.
Экономический словарь

Неживые Ресурсы Исключительной Экономической Зоны — - минеральные
ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические
элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра,........
Экономический словарь

Несырьевые Ресурсы — - защитные свойства леса (почвозащитные, берегозащитные, климаторегулирующие, рекреационные, биотические, водорегулирующие, санитарно-оздоровительные),
использование........

Тип урока и форма учебной деятельности: урок повторения и обобщения знаний, ролевая игра телемост с использованием краеведческого материала.

Задачи урока: повторение и обобщение изученного материала; формирование географического образа малой родины, воспитание географической культуры учащихся.

Цели:

  • Закрепить уровень знаний, умений и навыков, учащихся по изученной теме.
  • Формировать комплекс знаний по теме «Почвы и почвенные ресурсы»;
  • Извлечь полезную информацию из представленных фактов, проанализировать, сравнить, делать выводы, оценить факты с разных точек зрения

Ценностный компонент урока : рассмотреть почву как универсальную ценность с элементами краеведения
Эпиграф: « Береги ее, защищай, заботься о ней, ибо она кормит людей, защищает и заботится о них. Уничтожь ее – и человек погиб». Джон Сторер

Для оформления:

  • В мире мудрых мыслей: Мы наблюдаем теснейшее взаимодействие мира органического и мира неорганического. (В.В.Докучаев)
  • Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей.
  • «Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» (В.В.Докучаев)

Участники: географ, эколог, главный агроном, геохимик.

Оборудование: карта почв области и района – атлас Омской области; учебник И.И. Баринова
«Природа России», материал для проведения лабораторной работы: почва, лакмусовая бумажка, раствор хлорида калия, мультимедийная презентация (Приложение 1 ).

Ценностно-смысловое содержание:

  • профориентационная направленность с выбором ролей специалистов,
  • формируется опыт эмоционально-ценностного отношения к себе и миру,
  • направленное развитие личности обучаемого.

Предварительно несколько учеников выбрали себе роли-профессии (биолога, агронома, эколога и др.) и вместе с учителем обсудили, о чем они будут рассказывать в ходе работы. Материал (и текст, и иллюстрации, и слайд презентацию) подбирали и готовили сами ребята, учитель исполнял роль консультанта. Таким образом, в ходе подготовки к уроку учащиеся приобрели опыт творческой деятельности и умений работать ИКТ.

Ролевая игра на уроке сочеталась с включением прямой трансляции со «специалистами» участвующими на уроке, показом слайд – презентации, что помогло ребятам проявить себя в разнообразных формах деятельности. Важна и профориентационная направленность урока с выбором ролей-специалистов. В ходе урока происходило формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к себе и познанию малой родины.

Каждый этап урока сопровождается слайдом из презентации (Приложение 1 ).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, на предыдущих урока вы изучили тему «Почва» сегодня мы познакомимся с почвами нашего района и их использованием. У нас сегодня необычный урок: Вы участники ролевой игры, ваша задача – принять непосредственное участие в повторении пройденного материала и практической части урока, заслушать сообщения учащихся и записать в тетрадь краткие тезисы.
Оценивание: за каждый правильный ответ получают жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитывается, кто набрал больше жетонов, 5 человек с наибольшем количеством жетонов получат оценку «5».

II. Работа по теме урока

– Мы должны вспомнить основные понятия темы: «Почва» – общие сведения

1. – Что называется почвой?

Почва – очень сложное природное тело, для характеристики свойств которого используются самые разнообразные виды анализа.
Почва – одно из важнейших богатств, которым располагает человек.
Почва – это рыхлый поверхностный слой земли.

– А может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые бы влияли на ее образование? Назовите, какие существуют почвообразующие факторы.

Это поможет сделать, прочитав стихотворение (почвообразующие факторы выделены курсивом):

Взаимодействуют все страны и народы,
Трудом преображая шар земной!
Вот так же в глубине земли породы.
Куют веками благодатный слой!
Животный мир, растений мир богатый
В формированье почвы вносят вклад!
Рельеф и климат, словно две награды
Процессы плодородия вершат!

Край ты наш Омский! Всем ты знаменитый!
Историей, прекрасными людьми !
От лучших черноземов монолиты
Тебя в Париже к славе привели!
У почв, как у людей, – свои задачи:
Рождать, растить, беречь и умножать,
Нести следы культур, цивилизаций.
Трудом, как люди, – землю украшать!

– Назовите основное свойство почвы? (Плодородие)
– Что влияет на плодородие почвы?(Механический,химический состав, структура почвы)

2. Назовите типы почв (работа с картой)

3. Почвенные ресурсы . Земельные, почвенные ресурсы (вспомни определение)

4. Назовите виды мелиорации

5. Назовите ученых , с именами которых связано изучение почвы?

М.В.Ломоносов – первым поставил вопрос о происхождении почвы, и сделал вывод, что почва «происхождения не минерального, а из двух прочих царств натуры, животного и растительного».
В.В. Докучаев – основоположник учения о почвах.
Горшенин Константин Павлович (1888-1981) – почвовед. Родился 18 июня 1888 года в Самарской губернии. После окончания земской школы и Самарского реального училища, в 1908 году спешно завершает обучение на естественном отделении физико-математического факультета Казанского университета.
Первые научные работы Константина Павловича посвящены изучению почв вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали.
В 1920 году Горшенин приехал в Омск, где начал свою педагогическую и научную деятельность на кафедре почвоведения ОмСХИ, а в 1922 он стал зав. кафедрой. В 1921 году вышла его первая книга "К вопросу об эволюции почвенного покрова Западно-Сибирской низменности". Он лично участвовал во многих научных экспедициях по изучению почв Омского Прииртышья, уделяя особое внимание почвам юга области – сибирским черноземам. Научная работа "Почвы черноземной полосы Западной Сибири" (1923) экспонировалась на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве и была награждена медалью.
В 1924 году Константину Павловичу было присвоено звание профессора почвоведения, а в 1936 без защиты диссертации – ученая степень доктора сельскохозяйственных наук. Был проректором по научной работе, деканом агрономического факультета, членом президиума Ассоциации почвоведов, членом редколлегии журнала "Почвоведение", первым редактором журнала "Земля сибирская, дальневосточная". Работа Горшенина "Почвы южной части Сибири" (1955) была отмечена Почвенным институтом им. В.В.Докучаева АН СССР Золотой медалью им. академика В.Р.Вильямса и удостоена Ленинской премии.
Константин Павлович награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и другими правительственными наградами, а также большой Золотой медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

6. Есть ли у почвы враги?

Выступает эколог:

Оказывается, есть. Это ветер, вода, да, та самая вода, которая так нужна растениям животным и человек. Под влиянием природных процессов и хозяйственной деятельности человека происходит механическое разрушение (эрозия) и физико-химическое загрязнение почв.
Почва относится к не возобновляемым природным ресурсам, для ее образования требуются сотни и тысячи лет, а резервы сельскохозяйственных земель на планете исчерпаны. Значит, почву нужно охранять, заботясь о ней, улучшая ее состояние. Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается законодательством. Важно, чтобы каждый человек планеты видел и выполнял свою роль в решении этой проблемы. Рациональность природопользования состоит именно в том, чтобы включаться в естественный круговорот, а не разрушатьего.
Для того чтобы понять важность данной проблемы, необходимо знать, какие воздействия губительны для почв, какие последствия возможны, как их можно приостановить или уменьшить.

Полезные советы:

  • Для того чтобы избавиться от нитратов, накапливающихся в результате нерационального внесения удобрений, овощи следует варить.
  • При варке картофеля и моркови в воде окажется до 60, у свеклы до 40, у капусты до 70% нитратов, содержащихся в этих продуктах.
  • При солении, мариновании или квашении число нитратов значительно уменьшается (в рассол уходит до 60%).
  • Во избежание восстановления нитратов в нитриты (еще более сильные яды), на хранение следует закладывать хорошо отсортированные, неповрежденные овощи.

7. Почему почву называют «большой многонаселённый дом» (биолог)

Действительно, почва похожа на большой дом, в котором жильцы самые разнообразные: и микроорганизмы, и насекомые, и черви, и зверьки. Так, в одном грамме почвы до 10 млрд. микроорганизмов. Трудно переоценить ту роль, которую они играют в жизнедеятельности всей планеты.

Вопрос. Что случилось бы, если бы микроорганизмы почвы не производили свою работу?

Все отмершие растения содержат массу питательных веществ, которыми другие растения смогут воспользоваться только после того, как микроорганизмы сделают их доступными. В почве живет великое множество микроорганизмов, каждые из них выполняют свою работу, вместе же они повышают плодородие почвы. Кроме того, при разложении микроорганизмами растительных остатков из них выделяются не только питательные соли, нужные растениям, но и углекислый газ. Кроме того, в почве живут различные беспозвоночные, которые, находясь в постоянном движении, перерывают почвы, рыхлят, мельчат остатки растений. Особенно большую работу совершают черви, придавая почве структуру. Почва, прошедшая через их кишечник, слипается, в комки, обеспечивающие наличие в почве крупных и мелких пор, благодаря которым, растения имеют в достатке воды и воздуха, могут нормально дышать и пить.
Структурная почва высыхает гораздо медленнее, чем бесструктурная, способствуя сохранению влаги, так необходимой растениям, т.е. повышается влагоемкость и водопроницаемость почвы.
Лучшим склеивающим, веществом является перегной, поэтому для повышения плодородия ее обогащают перегноем. Особенно эффективны в этом процессе многолетние травы. Кроме того, можно вносить органические удобрения (торф, навоз), которые являются источниками перегноя.

Вопрос. Если в почве нет дождевых червей, о чем это говорит? (О плохой структуре почвы, о необходимости рыхления)

9. Какие почвы присутствуют на территории района? (работа картой)

Таблица 1

Типы и свойства почв

10. Выступает почвовед:

На процесс почвообразования оказывает большое влияние рельеф, состав и характер залегания горных пород, воднотепловой режим местности.
Почвенный покров Исилькульского района очень пестрый. Формирование почв происходит в условиях слабоволнистого рельефа, континентального климата, незначительного стока.
Разнообразие почв объясняется также обилием грунтовых и поверхностных вод.
Более широко представлены в районе черноземные почвы.
Образовались черноземы в условиях недостаточного увлажнения под травянистой растительностью степей.
Черноземы относятся к лучшим почвам, пригодны для посева всех сельскохозяйственных культур.
Подтипы черноземов района: обыкновенный, луговой, карбонатный, солонцеватый.
Наиболее ценен в хозяйственном отношении чернозем обыкновенный, содержащий до 10 % гумуса.
Лугово-черноземные почвы наблюдаются в ложбинах, плоских водосборных понижениях близ озер и болот.
В березовых и осиновых колках распространены серые лесные почвы.
В районе преобладают темно-серые лесные почвы. Обладая благоприятными воднофизическими, химическими свойствами эти почвы являются лучшими среди лесных почв района.
Серые лесные почвы используются в земледелии. Сейчас освоены значительные площади земель, находившихся под лесами.
Своеобразный характер поверхности, наличие засоленных грунтов и высокий уровень минерализации грунтовых вод обусловливают широкое распространение в районе засоленных почв: солончаков, солонцов и солодей.
Рассмотрим эти типы почв более подробно.

Солоди

Развиваются в отрицательных формах рельефа (западины и обширные плоские понижения). Солоди – почвы березовых и осиновых колков или зарослей ивняка, встречаются на лугах и болотах. Образовались почвы из солонцов в результате вымывания солей из верхнего горизонта. Внешне солоди похожи на подзолистые почвы, народное название «беляк».
Основными признаками солодей является наличие в профиле почвы отчетливо выраженного белесового горизонта вмывания А2 с присущей ему плитчатой или слоеватой структурой.

Солонцы

Содержание гумуса в солонцах незначительно. Особенно неблагоприятны физические свойства солонцов. Во влажном состоянии почва набухает, становится вязкой и липкой, плохо водопроницаемой, в сухом состоянии настолько уплотняется, что не поддается обработке.
Солонцы характеризуются низким естественным плодородием. Для их использования необходимы гипсование или глубокое увлажнение. Гипс и карбонаты для улучшения солонцов можно использовать из самого профиля почвы путем глубокой вспашки.

Несмотря на сухость климата, в районе имеются болотные почвы . Формируются они на породах тяжелого механического состава, плохо фильтрующих воду. Болотные почвы используют в основном под пастбища и сенокосы.
В результате хозяйственной деятельности человека, ветровой и водной эрозии почвы разрушаются, плодородие их снижается.

11. Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде?

Воспользуйся моей подсказкой (рассмотреть образцы и сделать вывод)
Если в почве больше частиц глины – почва суглинистая и глинистая – это тяжелые почвы, они плохо промываются, но легко заболачиваются и засоляются. В такие почвы необходимо (особенно в глинистые) вносить песок, чтобы облегчить механический состав.
Легкие почвы – песчаные и супесчаные, легко промываются, плохо удерживают влагу. В сухое лето такие почвы требуют обильного полива.
(Из увлажненной почвы скатать жгут, и сделать из него кольцо. Если кольцо развалилось, то почва легкая – песчаная. Если в кольце глубокие трещины – почва супесчаная. Если трещины неглубокие по внешнему краю – почва суглинистая.. А если трещин нет – то почва глинистая).

12. Могут ли быть почвы кислыми?

Выступление главного научного сотрудника лаборатории геохимии:

Действительно, кислыми бывают лимоны,яблоки и т.д.
А почвы? Оказывается, кислотность почв – один из важнейшихпоказателей, характеризующий ее плодородие. Обуславливается кислотность почвенного раствора наличием в нем положительно заряженных ионов водорода (Н+), а щелочность – отрицательно заряженных гидроксид-ионов (ОН–). С увеличением числа водородных ионов раствор становится кислым, тогда и говорят о кислых почвах. Для большинства сельскохозяйственных культур высокая кислотность неблагоприятно влияет на развитие растений – ухудшается использование растениями питательных веществ из почвы и удобрений.
Проведем лабораторный опыт
Как определить кислотность почвы с помощью индикаторной бумаги?

  • Имеющийся образец почвы (2-3 см куб) смешай с 5-8 мл раствором хлорида калия в фарфоровой чашке.
  • Тщательно перемешай стеклянной палочкой и оставь на 1-2 мин.
  • После этого опусти одну индикаторную бумажку в содержимое чашки на 1-2 сек.
  • Сравни полученную окраску с имеющейся шкалой, определи кислотность.

13. Выступление главного агронома:

Тема почв в наше время очень актуальна так как одной из главных проблем эффективности земледелия области остаётся критическая ситуация в вопросах сохранения плодородия почв. И наш район не исключение.

Задачи: систематическое проведение агрохимических исследований является незаменимым средством контроля за состоянием почвенного плодородия и направленности процессов его изменения, загрязнённостью почв токсичными элементами.
В почвенных образцах определялись кислотность, содержание гумуса, фосфора, калия, микроэлементов, тяжелых металлов.

Общие сведения хозяйстве

Территория Сибирского филиала «ВНИИМК» расположена в южной лесостепной зоне Омской области, в центральной части Исилькульского района. (площадь 4990 га)
Климатические условия на территории хозяйства отличаются континентальностью. Холодные зимы, нередко малоснежные, способствуют промерзанию почвы в отдельные годы до 250 см, а медленнее оттаивание их весной ограничивает деятельность микроорганизмов. Продолжительность безморозного периода 110-120 дней, но в отдельные годы может сокращаться на 15-20 дней. Среднегодовое количество осадков 350 мм, но они крайне неравномерно распределены по периодам.
Рельеф территории хозяйства представляет собой слабоволнистую равнину со слабовыраженным микрорельефом в виде небольших понижений или повышений, а также всевозможных западин.
Основными почвами хозяйства являются чернозёмы обыкновенные и солонцы лугово-чернозёмные.

Агрохимическая характеристика почв

Органическое вещество почвы (гумус) и его содержание является одним из оценочных показателей плодородия почв. Чем больше содержание гумуса, тем благоприятней водный и воздушный режимы почв, выше устойчивость их к техническим нагрузкам, что в конечном итоге сказывается на величине урожая. По данным исследований почв хозяйства содержание гумуса в почве от 2.0 – 6.0 % Необходимо отметить, что содержание гумуса менее 4.0% относятся к критическому уровню для почв черноземного типа, которые определяют основной фон пахотных земель хозяйства.

Агрохимическим обследованием установлены большие различия по содержанию элементов в почвах хозяйства.
Не менее важное значение для жизни растений имеет калий. Егофизиологические функции разнообразны. Калий способствует нормальному течению фотосинтеза, накоплению в растениях ряда витаминов, активизирует работу многих ферментных систем растений. Калий улучшает поступление воды в клетки, снижает процент испарения, что способствует засухоустойчивости растений при кратковременных засухах.
При хорошем калийном питании увеличивается содержание Сахаров в плодах и овощах, крахмала в картофеле, повышается зимостойкость культур, устойчивость хлебов к полеганию.
Существенное влияние на формирование урожая и его качественные показатели, оказывает обеспеченность почв микроэлементами.
Вся площадь пашни имеет низкое содержание цинка, меди, кобальта и марганца. При определенных условиях данные элементы могут оказаться главным фактором в формировании урожая. Высокая обеспеченность бором, молибденом и марганцем.
Реакция почвенной среды оказывает существенное влияние на рост и развитие растений и почвенных микроорганизмов, на скорость и направленность химических и биологических процессов, обуславливает эффективность применения удобрений.
Как показали результаты химического анализа почвенных образцов – кислотность 6.3 (близкий к нейтральному), что указывает на благоприятную реакцию почвенной среды для возделывания всех районированных сельхозкультур.

Экологическая оценка состояния почв

Повышение требований к сельскохозяйственному производству в экологическом отношении и требований к качеству продукции в условиях рыночной экономики, вызвало необходимость определения в почвах тяжёлых металлов (ТМ). Данные по содержанию ТМ в почве определяет их поступление в растение, а затем и в конечную продукцию. По данным анализов содержание ТМ в пахотном слое почвы позволяет получать экологически чистую продукцию.

Мероприятия по повышению плодородия почв

1. Соблюдение технологии обработки парового поля, решения проблемы борьбы с сорняками, создания хорошей влагообеспеченности культур,
2. Проблему обеспечения сельскохозяйственных культур азотом во многом можно решить расширением посевов бобовых культур, под которые практически не требуется дополнительного применения данного элемента питания.
3. Использование до 30 % соломы на удобрительные цели позволит снизить потери гумуса на 500 т и дополнительно внести азота 16 % фосфора – 8 т и калия – 25 т.
4. В определенной мере проблему органического вещества можно решить за счёт сохранения использования многолетних трав на одном поле до 3-4 лет.
5. Освоение почвозащитной технологии определит снижение потерь гумуса и элементов питания от водной и ветровой эрозии.
В условиях Омской области одна тонна минеральных удобрений, при соблюдении научно-обоснованного применения даёт дополнительно 3-5 тонн зерна, 30-40 тонн силосных культур, 15-20 тонн картофеля и т.д.

Вопрос. Какие виды мелиораций проводят в вашей местности? (Осушение, внесение удобрения, перегноя, правильная обработка полей и т.д.) Почему? (Большая заболоченность и наличие не везде черноземов)

III. Заключение

Итак, почва – это не только многонаселенный дом, но и огромный химический завод, на котором в результате разнообразных химических реакций происходят сложнейшие биохимические процессы, обеспечивающие в конечном итоге жизнь на Земле. Совершенно очевидно, что для повышения производительности данного «производства», необходимо досконально изучить весь «технологический процесс», а вмешиваясь в него, помнить золотое правило; «Не навреди!» Именно в этом и заключается главная роль человека разумного.

IV. Вопросы и задания для работы дома:

  1. Составь план своего приусадебного участка, размещения на нем культур.
  2. Как ты оцениваешь свойства почвы на вашем участке (плотность, структура, цвет, влагоемкость и т.д.) по косвенным наблюдениям (при необходимости уточни данные у родителей)? Как это отражается на плодородии?
  3. Можно ли считать почву на вашем участке плодородной ипочему? Обоснуй свое мнение.

Тема: Почва и почвенные ресурсы

Урок: Почвы и факторы их образования

Цель урока : * узнать, что такое почва, из чего она состоит

* познакомиться с факторами образования почв.

Ход урока.

1. .

Почва всегда имела большое значение для человека, но изучать почву стали только с XIX века, так родилась наука почвоведение, у истоков которой стоял русский ученый В.В. Докучаев. Его знаменитый труд – «Русский чернозем».

Рис. 1. В.В. Докучаев ( )

Почва – верхний рыхлый слой земной коры на суше, образованный в результате взаимодействия живой и неживой природы. Главное свойство почвы – плодородие – способность производить урожай.

Состав почвы:

1. Минеральные вещества

2. Гумус (перегной)

3. Животные и растения

4. Почвенная влага

5. Почвенный воздух

Рис. 2. Почва ( )

Чем больше гумуса и питательных веществ в гумусе, тем более плодородная почва. Именно живые организмы обеспечивают перегнивание в почве органических остатков.

Рис. 3. Обитатели почвы ( )

Почвенные организмы можно разделить на три группы:

1. Микрофлора

2. Макрофлора

3. Мезофлора

Так же в почве содержится вода, которая представляет собой раствор органических и не органических соединений. Почвенную влагу употребляют растения, животные, она влияет на плодородие почвы.

Почвенный воздух так же играет важную роль в почве. Чтобы увеличить содержание воздуха в почве проводят распашку, рыхление, пр.

Рис. 4. Рыхление почвы ( )

Механический состав почвы – соотношение в почве минеральных обломков разного размера. Механический состав влияет на содержание воды, воздуха в почве и ее внешний вид.

Виды почв по механическому составу:

1. Песчаные

2. Супесчаные

3. Суглинистые

4. Глинистые

Рис. 5. Песчаная почва ( )

Структура почвы (виды и соотношение комочков почвы):

1. Зернистая

2. Комковатая

3. Ореховатая

4. Листовидная

5. Столбчатая

6. Призматическая

7. Пластинчатая

Рис. 6. Структуры почвы ( )

От структуры зависит способность почвы содержать влагу и воздух.

Смена почв подвержена закону зональности.

Процесс почвообразования длительный, за 100 лет почвы увеличиваются всего на 2 сантиметра.

1. Климат (количество осадков, влажность, температура воздуха)

2. Рельеф

3. Растительный и животным мир

4. Горные породы

5. Деятельность человека

6. Время

Рис. 7. Распашка почвы ( )

Домашнее задание

Параграф 18.

1. Что такое почва?

Список литературы:

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 – 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2010. – 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 109 с.

3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. – 64 с.

4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»