Цветовая теория Ф.О. Рунге

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Рунге Филипп Отто

(Runge) (1777-1810), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Один из основоположников романтизма в немецкой живописи. Учился в АХ в Копенгагене (1799-1801) и Дрездене (1801-03). В символико-аллегорических композициях "Времена дня" (1802-03, сохранился вариант "Утра", 1808, Кунстхалле, Гамбург) стремился воплотить мысль о мистической одухотворённости природы, о слиянии художника-творца с мирозданием. В портретах сочетал пристальное внимание к натуре с глубокой эмоциональностью, скрытой под внешней созерцательностью образов (автопортрет, "Мои родители" - оба 1806, Кунстхалле, Гамбург).


Сочинения: Hinterlassene Schriften, Tl 1-2, Hamb., 1840-41; Briefe und Schriften, В., 1981. Литература: Bisanz R. M., German romanticism and Ph. O. Runge, De Kalb, 1970; Betthausen P., Ph. O. Runge, Lpz., 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

  • - одношаговый метод численного решения задачи Коши для системы обыкновенных дифференциальных уравнений вида Основная идея Р.- К. м. была предложена К. Рунге и развита затем В. Кутта и др....

    Математическая энциклопедия

  • - область Рунге первого рода,- область G в пространстве комплексных переменных, обладающая тем свойством, что для любой голоморфной в Gфункции f существует последовательность многочленов сходящаяся в G к f...

    Математическая энциклопедия

  • - Ру́нге Филипп Отто, немецкий живописец, график, поэт и теоретик искусства; представитель романтизма. Получил коммерческое образование, затем учился в копенгагенской и дрезденской академиях...

    Художественная энциклопедия

  • - Филипп Отто 1777, Ваольгаст, Померания - 1810, Гамбург. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился в 1799-1801 в копенгагенской Академии художеств у Н. Альбигора, затем в Дрездене. С 1804 работал в Гамбурге...

    Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • - чрезвычайн. посланн. и полномочн., министр в Лондоне...
  • - в нем. труппе Мире, в СПб. 1799-1800...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - арт. оперы и камерная певица. Пению обучалась в Петербурге у З. Греннинг-Вильде. В 1892- 1901 солистка петерб. Мариинского т-ра. Позднее выступала в частных оперных антрепризах. 1-я исп. партий: Бригитты, Тани...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Академик РАЕН; родился 24 июня 1937 г. в Московской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - скульптор, работал в Зимнем дворце в 1838 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 1868 в СПб.; ученица Гренинг-Вильде в СПб. музыкальной школе. В 1892 дебютировала на СПб. Мариинской сцене, где и пела затем до 1901. Выступала также неоднократно в концертах. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - см. Клиффорда синдром...

    Большой медицинский словарь

  • - метод диагностики нарушения подвижности стремени в овальном окне, основанный на том, что при анкилозе стремени заполнение слухового прохода водой не отражается на продолжительности восприятия звучания камертона,...

    Большой медицинский словарь

  • - Филипп Отто, немецкий живописец, график и теоретик искусства. Учился в копенгагенской и дрезденской АХ. Один из основоположников Романтизма в немецкой живописи...
  • - Рунге Филипп Отто, немецкий живописец, график и теоретик искусства. Учился в копенгагенской и дрезденской АХ. Один из основоположников романтизма в немецкой живописи...

    Большая Советская энциклопедия

  • - немецкий живописец и график, теоретик искусства. Представитель раннего романтизма. Правдивые, острохарактерные портреты, аллегорическая композиция "Утро" ...
  • - Фили́пп Эгалите́ Луи Филипп Жозеф, герцог Орлеанский, представитель младшей ветви Бурбонов. В период Французской революции конца XVIII в. отказался от титула, принял фамилию Эгалите...

    Большой энциклопедический словарь

"Рунге Филипп Отто" в книгах

РАНК ОТТО.

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

РАНК ОТТО. Отто Ранк - один из самых первых последователей Фрейда, очень рано проникся идеями психоанализа и был длительное время приверженцем фрейдистского учения. Но из-за стремления Ранка расширить традиционные взгляды на психоанализ произошли серьезные

Отто Базлеру

Из книги Письма автора Гессе Герман

Отто Базлеру Дорогой господин Базлер![…] Война началась не неожиданно, и если бы Гитлер захватил Данциг и Коридор, а все прочие опять промолчали, то это было бы хуже, чем война. Я чуть ли не боялся этого, а в Германии многие так и представляли это себе.По-моему, я уже

Отто Энгелю

Из книги Письма автора Гессе Герман

Отто Энгелю Монтаньола, 9.1.1943 Дорогой господин доктор Энгель!Ваше декабрьское письмо пришло ко мне вчера. И более ранняя открытка, которую Вы упоминаете в письме, тоже пришла тогда, она датирована 28 октября. За это время и у меня тоже произошло кое-что, почти пять недель я

Отто Базлеру

Из книги Письма автора Гессе Герман

Отто Базлеру [Замок Бремгартен, 16.8.1943] Дорогой господин Базлер![…] Был когда-то город, из которого я годами получал больше писем, чем из какого-либо другого, он был полон друзей, хотя большинство из них не знали друг друга. Город этот назывался Гамбург. Его больше не

Филипп IV - Хуана и Филипп I

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Филипп IV - Хуана и Филипп I 1605 Рождение Филиппа 1479 Рождение Хуаны 126 Филипп родился 8 апреля, а Хуана - 6 ноября. От дня рождения Хуаны до дня рождения Филиппа - 153 дня. 1609 Изгнание из Испании крещеных арабов 1492 Изгнание из Испании евреев 117 1492 год. Дата для Испании

Кто вы, Отто Ран?

Из книги Святой Грааль и Третий рейх автора Телицын Вадим Леонидович

Кто вы, Отто Ран? Я ощутил легкое дыхание твоего гения. Уланд Нашел ли он святой Грааль, … Священный преступив рубеж, Вернулся ли он в Мунсальвеш. Вольфрам фон Эшенбах Отто Ран родился 18 февраля 1904 года, в крошечном городке Михельштадт, что в Южной Германии. Окончив в

«Отто»

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

«Отто» ("Otto"), кодовое наименование плана военного вторжения в Австрию (см. Аншлюс). Название дано по имени наследника австрийского престола Отто Габсбурга, бежавшего в Бельгию.В подписанном Гитлером 11 марта 1938 приказе Верховного главнокомандования вермахта говорилось:

ОТТО ГАН

Из книги 100 великих нобелевских лауреатов автора Мусский Сергей Анатольевич

ОТТО ГАН (1879- 1968)«Настоящее воздействие ядерной физики на человеческую жизнь, - сказал в 1962 году М. Борн, - началось в 1938 году, когда в Германии Отто Ган и Фриц Штрассман открыли, что из ядер можно не только выбить отдельные протоны или другие малые частицы, что было уже автора БСЭ

Хан Отто Хан (Hahn) Отто (1879-1968), немецкий (ФРГ) физик и радиохимик; см. Ган

Отто

Из книги Код завета. Библия: ошибки перевода автора Гор Оксана

Отто Кафе на соборной площади, как обычно, были переполнены, гомонящая пестрая толпа заполонила площадь и вливала в свои утробы литры напитков. Мария нашла себе местечко за столиком на улице только в шестой по счету забегаловке, не самой симпатичной, но вполне приемлемой.

ОТТО

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ОТТО (Otto) Рудольф (1869–1937), нем. протестантский богослов и религиовед. Род. в Ганновере; окончил Геттингенский ун–т. Проф. систематич. (догматич.) богословия в ун–тах Геттингена (с 1897), Бреслау (с 1914), Марбурга (1917–29). Много путешествовал по Америке, Индии, Китаю, Японии.

22. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

22. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Филипп не решился сам доложить о желании еллинов Христу. Во первых, его могло смущать тут воспоминание о заповеди, данной Христом относительно язычников (Мф. 10:5) и слово Христа по поводу

Перевод с немецкого Сергея Аверинцева

Были дни мои унылы,
В безнадежной думе дух коснел,
У души не оставалось силы,
И никто расслышать не хотел,
Как темно и томно сердце трепетало,
Как оно в тоске последней застывало,
Как, удручено,
Чуяло оно
Для всего живого нестерпимый зрак:
Морок преисподней, тлен, распад и мрак.
Но выстояла воля; в самой бездне бед
На боль мою пролился благодатный свет.

В час, когда надежд крушенье
Стынущую леденило кровь,
Милый образ был мне в утешенье;
Нелюбим, я все хранил любовь, –
Вплоть до той поры, когда в душе унылой
В мутный, мертвый хаос канул образ милый
И недужный дух
Стал и.нем и глух;
Бездонный зев разверзся; пустота окрест:
В крови моей – ни искры, нет для ока звезд.
И сколько сердце свет и небо ни молило,
Участия себе оно не находило!

Точка роста, завязь всех цветений,
Огнь чистейший, радость бытия!
Приоткрыта для предвосхищений,
Будущность являлась мне моя.
Но живое пламя очага остыло,
Холодеет пепел, все окрест немило,
И. разверстый зев
Пустоты узрев,
Я спросил себя: на то ли я рожден,
На такой ли жребий в свете осужден?

Боже, нет мне мира, нет мне утоленья;
Сократи же сроки моего томленья!
Или вправду я оставлен богом,
Я, роптать дерзавший и пенять,
Не возмогший в приговоре строгом
Благо непостижное принять?
Не сумел святить я каждый миг блаженства1
Не затем ли отнят образ совершенства,
Милый образ мой
Больше не со мной?
Отними же с ним сужденное мне время,
Вечность отними; душе несносно бремя.
Словом ты меня из хаоса воззвал,
Все ты дал, и все, и все ты взял!

Нет! Любовь без меры и предела,
Боже, вправду ль мой услышан стон?
Вправду ль слепота моя прозрела:
Все отдав, я встану ль исцелен?
То, о чем молил я, мне ль дано изведать?
Милости твои, Благой, хочу поведать.
Дал ты духу свет,
Дал ты оку цвет!
В злые дни, когда стесняла ум тоска,
Темен стал ему прозрачный смысл цветка,
Но теперь я вижу: преломляясь в краске,
Явлен луч и вещи в божьей тонут ласке.

Чернота ли сердце омрачала
И страшила, как виденье зла?
Предо мной возлюбленная стала,
И душа в очах ее жила.
В час, когда небесный луч мне открывался,
С полнотой земного дух мой сочетался.
Всё едино: дар
Горний, дольний жар.
Тот, кому неведом высшей жизни свет,
Для того и в этой жизни смысла нет.
Темны твои очи: почерпая влагу
Кладезей, впиваю силу и отвагу.

Мир, лучами тайными живимый,
Весь в цвету передо мной лежит.
Вижу взор огнистый, взор любимый,
И нежнейший жар твоих ланит,
Кровь быстрей струится, оживают жилы,
Весь состав телесный вмиг исполнен силы!
Ока твоего
Крепко волшебство;
Руку ли пожмешь – журчит живой родник,
В тайну вечности воспринят беглый миг.
Так за то, что вере верен был без веры,
Я любовью днесь любим без меры.

Поэзия немецких романтиков / Сост., предисл. и коммент. А. В. Михайлова. – М.: Худож. лит., 1985. – С. 247-249.

Комментарий А. В. Михалова:
«ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ
Замечательный северонемецкий художник Филипп Отто Рун-то (1777-1810) родился в городе Вольгасте в Померании, в те времена шведской территории. Его учителем был Г.-Л.-Т. Козегартен, поэт-сентименталист и «оссианист», имевший сильное влияние и на Каспара Давида Фридриха. Знакомство с Тиком оказало впоследствии некоторое воздействие на умонастроение Рунге, однако еще раньше художник, учившийся живописи в Гамбурге и в Копенгагене, настолько проникся романтическими, как бы носившимися в воздухе настроениями и так своеобразно преломил их, что Тик при встрече был поражен его рисунками, стремившимися к графической лаконичности и иероглифичности в передаче самых отвлеченных романтических фантазий. Графический цикл «Времена дня» был разобран Гёрресом во вдохновенной рецензии (1808), ничуть не напоминающей обычные образцы этого жанра; исследования Рунге в области теории цвета были одобрены и высоко оценены Гете, искрение симпатизировавшим Рунге и тепло отзывавшимся о нем. Перед самой смертью скончавшегося от туберкулеза художника ему написал длинное, проникновенное письмо Брентано, которого также занимала проблема графически-скупого и глубокого по смыслу образа, – почти и те же дни художник сам написал письмо Брентано, их письма встретились в пути, однако письмо поэта уже не застало Рунге в живых. Рунге постоянно влекла потребность высказаться и в слове, разъяснить в нем суть своих образов, и он но без успеха проявил себя в литературном творчестве. Одна из его (написанных на нижненемецком диалекте) сказок – «О миндалевом Дереве» - появилась в «Газете для отшельников» Арнима, вместе с другой – «О рыбаке и его жене» - она вошла в состав «Сказок» братьев Гримм. Обе остались в памяти немецких читателей Вторая из сказок – источник пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Рунге написал много стихов, но не стремился их печатать. Они вошли в капитальное издание его писем и литературных сочинений, изданных его братом Даниэлем в 1840-1841 годах» (с. 476).

ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ (Philipp Otto Runge)


Автопортрет, 1802-1803 г.г.

Немецкий художник и теоретик, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве.
Родился в Вольгасте (городе на территории современной Польши) в семье купца-судовладельца. В восемнадцать лет он приехал в Гамбург обучаться торговому делу, но вскоре (в 1897) почувствовал склонность к живописи и стал брать частные уроки рисования.
В 1799-1801 годах учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца и рисовальщика Н. А. Абильгора, затем в Дрездене (1801-1803), где познакомился с поэтом и мыслителем Иоганном Вольфгангом Гёте.
Особое влияние на него в эти годы оказал датчанин Н.Абильгор с его четкой классицистической манерой рисунка. Испытал также заметное воздействие Дж.Флаксмена.


Под влиянием Абильгора, жившего в Италии, сформировался интерес Рунге к античности, классической живописи. В раннем произведении — картине «Триумф любви» (1801, Кунстхалле, Гамбург) — композиция с фигурками путти в виде рельефа исполнена в монохромной гамме. Строгое классицистическое построение композиции свидетельствует о влиянии академической традиции, в частности Абильгора.В 1800 художник знакомится с рисунками Дж. Флаксмена к произведениям Гомера и Эсхила, читает о них статьи А. В. Шлегеля в журнале «Атенеум» (1799). Влияние линейного рисунка английского художника проявилось в созданных Рунге иллюстрациях к «Илиаде» и на темы «Песен Оссиана», популярных среди европейских мастеров предромантической эпохи. Однако Рунге создает свой стиль рисунка пером и кистью, который строится на тонкой эфемерной линии, но значительную роль в нем играют эффекты света и тени. Рисунки Рунге отразили предромантические настроения в европейском искусстве конца 18 в.
В 1802-03 Р. работал над аллегорической композицией "Времена дня".
Вернувшись в 1803 г. в Гамбург, он занимался живописью и одновременно служил в торговой фирме своего старшего брата Даниэля. С 1804 жил в основном в Гамбурге.
На протяжении всей жизни художник обращался к портрету, ставшему излюбленным жанром романтиков.
В полотне «Мы втроем» (1805, в 1931 г. погибла при пожаре) и двух автопортретах художника (1805, 1806, все — Кунстхалле, Гамбург) ярко выражена концепция европейского романтического портрета. Рунге изображает себя в моменты различных душевных движений — взволнованности, меланхолии, погруженным в раздумье. Автопортретом является и полотно «Мы втроем», где художник изобразил себя с братом Даниелем и его женой Полиной (картина не сохранилась). Ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливает горный пейзаж, на фоне которого изображены фигуры.




Этот портрет, как и часто встречающиеся у романтиков парные портреты, символизирует братскую дружбу, духовную близость, но акцентирует и внутренние духовные различия, индивидуальность натур. Рунге часто обращается и к форме парного портрета («Мои родители», 1806, Кунстхалле, Гамбург), позволяющему передать мир человеческих чувств в сопоставлении характеров, настроений. Портреты с изображением детей («Дети Хюльзенбек», 1805-1806; «Портрет сына», 1805; оба — Кунстхалле, Гамбург) искренней непосредственностью в воспроизведении натуры предвосхищают работы мастеров раннего реализма — бидермейера.





В русле романтических устремлений эпохи и обращение художника к национальной традиции, темам из национальной истории. Для немецких церквей он создает полотна «Отдых на пути в Египет» (1805-1806) и «Христос, шагающий по водам» (1806-1807; оба — Кунстхалле, Гамбург). В плавном абрисе фигур, воспроизведении деталей яркого пейзажного фона с фантастическими растениями, глубокой духовной сосредоточенности персонажей ощущается влияние мастеров Северного Возрождения, изучение произведений Дюрера.




Суммой мистических настроений мастера, с одной стороны, навеянных учением Я.Бёме, а с другой — связанных с поисками эстетического абсолюта, свойственными романтизму в целом, призван был стать четырехчастный цикл Времена дня, символизирующий слияние человека с природой, — его предполагалось демонстрировать в виде настенных панно под музыку и чтение стихов, при специальном освещении. Подготовительные рисунки к циклу, с их орнаментально-ритмической эмблематикой, а также феерически-сказочное по колориту Утро (единственный живописный эскиз, осуществленный в 1808-1809) принадлежат к числу самобытных предвосхищений символизма и модерна.
Ещё в 1802 г. Рунге задумал живописный цикл, изображающий времена суток. Утро, день, вечер и ночь, сменяющие друг друга, были для романтиков символом и человеческой жизни, и земной истории; они воплощали вечный закон, по которому всё в мире рождается, растёт, стареет и уходит в небытие — чтобы возродиться вновь. Рунге глубоко чувствовал это вселенское единство, как и внутреннее родство разных видов искусства: он предполагал выставить «Времена суток» в специально спроектированном здании, сопроводив их музыкой и стихотворным текстом. Рунге не хватило жизни, чтобы воплотить свой замысел: из четырёх картин закончена только одна, «Утро». Она наивна и светла, как сказка. Младенец, лежащий на жёлто-зелёном лугу, символизирует зарождающийся день; женская фигура на фоне золотого неба и сиреневых далей — древнеримская богиня утренней зари Аврора. По свежести красок и лёгкости тоновых переходов эта картина намного превосходит прежние произведения художника. «Иногда, — писал Рунге, — цвет волнует своей бледностью, а подчас привлекает своей глубиной. Когда зелень луга, насыщенность цвета росистой травы, нежная листва молодого букового леса или прозрачная зелёная волна привлекают тебя больше? Тогда, когда они в сверкающих лучах солнца или в покое тени?» В многообразии красок, в сложных соотношениях цвета, света и тени художник видел ключ к тайнам Вселенной, откровение Мирового Духа — так некоторые романтики называли Бога, который представлялся им растворённым в природе. «Мы не в состоянии выразить, как трогает нас каждый цвет, — отмечал друг Рунге, немецкий писатель-романтик Людвиг Тик, — ибо краски говорят с нами на более нежном наречии. Это — Мировой Дух, и он радуется, что может дать понятие о себе тысячами способов, одновременно скрываясь от нас... Но тайная магическая радость охватывает нас, мы познаём себя и вспоминаем о некоем древнем, неизмеримо блаженном духовном союзе».



The Great Morning, 1809-10, Kunsthalle, Hamburg






The Small Morning, 1809-10, Kunsthalle, Hamburg

Считая оптику цветов ключом к искусству будущего, Рунге переписывался об этом с Гёте. Выделив три основных цвета (желтый, красный, синий) и три производных (оранжевый, фиолетовый и зеленый), он обобщил свои размышления и эксперименты в книге «Шар цветов, или конструкция связей между всеми взаимными смешениями красок и их полного сродства» (Farbenkugel oder Construction des Verhдltnisses aller Mischungen der Farben zu einander und ihrer vollstandigen Affinitдt, 1810), которая явилась примечательным этапом в развитии постньютоновской оптики, до сих пор сохраняя и художественно-практический интерес.

Книга вышла в 1810 г., в год смерти Рунге.

Рунге умер молодым, оставшись верен протестантскому принципу, что у изобразительного искусства должно быть духовное предназначение.

В 1840-1841 были изданы два тома его сочинений (наряду с Шаром цветов — две сказки, сочиненные Рунге на «платтдойч», нижненемецком диалекте, и включенные в Сказки братьев Гримм: О рыбаке и его жене и Можжевельник, обе 1806, вкупе с эпистолярным наследием).

Рунге были сделаны несколько автопортретов

Германия в начале XIX в. переживала общественно-политический подъём, Сопротивление завоеваниям Наполеона и освободительная война 1813 г. сделали немецкий патриотизм всеобщим, а подданные трёхсот немецких карликовых государств осознали себя единым народом.

В раздробленной стране почти каждый город был столицей или университетским центром. Немецкие государи нередко стремились восполнить свою политическую слабость покровительством наукам и искусству.

Самым увлечённым и щедрым из этих меценатов на троне оказался баварский король Людвиг I.

В те годы в Германии сильным было увлечение Средневековьем, возрос интерес к национальной истории и культуре. В Нюрнберге периодически проходили празднества памяти немецкого мастера эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера. Братья Буассере - Сульпиций (1783-1854) и Мельхиор (1783- 1859) - собирали памятники старинного искусства. Их галерея в Штутгарте насчитывала свыше двухсот произведений XIV-XVI вв., большинство из которых в 1826 г. влилось в коллекцию мюнхенской Пинакотеки (ныне этот музей называется Старой пинакотекой, в отличие от Новой, где хранятся произведения живописи XIX-XX вв.).

Германия сыграла исключительную роль в истории романтизма - направления в европейской культуре конца XVIII - первой половины XIX в. Именно немецкие писатели и критики были его первыми теоретиками. Книга Вильгельма Генриха Вакенродера (1773-1798) «Сердечные излияния монаха - любителя искусств» (1797 г.) стала манифестом романтизма в изобразительном искусстве: она провозгласила решительный отказ от любых «правил красоты» и объявила основой творчества искреннее чувство. Сам термин «романтизм» был введён Фридрихом Шлегелем (1772-1829), немецким критиком, философом и писателем.

ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ

(1777-1810)

Филиппа Отто Рунге можно назвать одним из самых ярких представителей романтизма в немецкой живописи первой половины XIX столетия.

Художник родился в Вольгасте (городе на территории современной Польши) в семье судовладельца. В восемнадцать лет он приехал в Гамбург обучаться торговому делу, но почувствовал склонность к живописи и стал брать частные уроки рисования. В 1799-1801 гг. Рунге учился в Академии художеств в Копенгагене, затем перебрался в Дрезден, где поступил в местную Академию художеств и познакомился с поэтом и мыслителем Иоганном Вольфгангом Гёте. Вернувшись в 1803 г. в Гамбург, он занимался живописью и одновременно служил в торговой фирме своего старшего брата Даниэля.

Большую часть творческого наследия Рунге составляют портреты. Тщательная проработка деталей, жёсткость линий и безыскусная чистота красок некоторых его работ напоминают творения живописцев-самоучек. Именно таковы портреты детей семейства Хюльзенбек (1805 г.) и родителей художника с внуками (1806 г.).

Картина «Мы втроём» (1805 г., в 1931 г. погибла при пожаре) изображала художника вместе с невестой и братом Даниэлем. Каждый из них погружён в свои мысли, однако это не разобщает молодых людей: они не нуждаются в словах, чтобы понять переживания друг друга. Это настроение «молчаливого братства» усиливает лесной пейзаж, написанный в ясной, суховатой манере; герои картины так же неразлучны, как деревья одного леса.

Ещё в 1802 г. Рунге задумал живописный цикл, изображающий времена суток. Утро, день, вечер и ночь, сменяющие друг друга, были для романтиков символом и человеческой жизни, и земной истории; они воплощали вечный закон, по которому всё в мире рождается, растёт, стареет и уходит в небытие - чтобы возродиться вновь. Рунге глубоко чувствовал это вселенское единство, как и внутреннее родство разных видов искусства: он предполагал выставить «Времена суток» в специально спроектированном здании, сопроводив их музыкой и стихотворным текстом.

Рунге не хватило жизни, чтобы воплотить свой замысел: из четырёх картин закончена только одна, «Утро» (1808 г.). Она наивна и светла, как сказка. Младенец, лежащий на жёлто-зелёном лугу, символизирует новорождённый день; женская фигура на фоне золотого неба и сиреневых далей - древнеримская богиня утренней зари Аврора. По свежести красок и лёгкости тоновых переходов эта картина намного превосходит прежние произведения художника.

«Иногда, - писал Рунге, - цвет волнует своей бледностью, а подчас привлекает своей глубиной. Когда зелень луга, насыщенность цвета росистой травы, нежная листва молодого букового леса или прозрачная зелёная волна привлекают тебя больше? Тогда, когда они в сверкающих лучах солнца или в покое тени?» В многообразии красок, в сложных соотношениях цвета, света и тени художник видел ключ к тайнам Вселенной, откровение Мирового Духа - так некоторые романтики называли Бога, который представлялся им растворённым в природе. «Мы не в состоянии выразить, как трогает нас каждый цвет, - отмечал друг Рунге, немецкий писатель-романтик Людвиг Тик, - ибо краски говорят с нами на более нежном наречии. Это - Мировой Дух, и он радуется, что может дать понятие о себе тысячами способов, одновременно скрываясь от нас... Но тайная магическая радость охватывает нас, мы познаём себя и вспоминаем о некоем древнем, неизмеримо блаженном духовном союзе».

Рунге умер от туберкулёза в возрасте тридцати трёх лет: всё его творчество приходится на последние семь лет жизни. В своих живописных мифах он воплотил многогранное единство Бога, мира и человека - основную мысль немецкой романтической философии.

Тема лекции: Исследования в области цвета в Европе 19 века. Филипп Отто Рунге и Мишель Эжен Шеврёль.

Источники разные, в-основном Википедия и испанская энциклопедия цвета. На сайте у Михалкевича этот вопрос освещен минимально, поэтому не цитирую его по данной теме.

Итак, в прошлой лекции мы рассмотрели цветовой шар Филиппа Отто Рунге . Дополню немного о нем самом.

Филипп Отто Рунге (нем. Philipp Otto Runge, 23 июля 1777, Вольгаст - 2 декабря 1810, Гамбург) - немецкий художник-романтик, крупнейший - вместе с Каспаром Давидом Фридрихом - представитель романтизма в немецком изобразительном искусстве.

Автопотрет Филиппа Отто Рунге, 1802-1803

Родился в многодетной семье корабелов в Западной Померании, находившейся в тот период под управлением Швеции. Его школьным учителем был Людвиг Козегартен . С 1799 при финансовой поддержке брата (впоследствии его трудами были изданы статьи, письма и заметки художника) обучался живописи у Йенса Юэля в академии Копенгагена. В 1801 сблизился в Дрездене с К. Д. Фридрихом и Людвигом Тиком , углубился в мистические трактаты Бёме , на которые обратил его внимание Тик . В 1803 познакомился и подружился с Гёте , с которым разделял интерес к проблематике цвета, - натурфилософские и естественнонаучные поиски обоих, питаясь разными источниками, шли в сходном направлении: Гёте , всегда более чем сдержанно относившийся к романтизму , с неизменным одобрением высказывался о творчестве и теоретизировании Рунге . В 1804 женился и переехал в Гамбург. В 1810 опубликовал трактат о цветоделении и цветовой классификации "Цветовая сфера" (гётевское "Учение о цвете" появилось в том же году). Последние годы работал над большим мистико-философским живописным замыслом "Четыре времени дня" , работа осталась незавершенной. Умер от туберкулёза.

Цветовой шар Рунге .

Испанская энциклопедия цвета (с.788, полные данные об энциклопедии смотрите в профиле сообщества) относительно мистических изысканий Рунге в области цвета (перевод мой, пардон за корявость, энциклопедический язык весьма специфичен) :

"Символический спиритуалистический колорит, эмпирический, скорее гётеанского, нежели ньютонианского характера, которым определяются исследования Рунге в области смешивания подвижных дисков, прозрачности и лессировок, присущий отношению Рунге к цвету, начиная с 1803 года примерно (время знакомства Рунге с Гёте и его выражению с помощью мистического треугольника соотношений между первичным субтрактивными цветами и Святой Троицей в форме "синий - Отца , красный - Сына , и желтый - Святого Духа ).

К 1809 году Рунге отнёс также зеленую тональность ( жизни ) к физическому миру и синий и фиолетовый ("холодные" ) к женскому миру, также как красный (любовь ) к идеальному миру, и оранжевый и жёлтый ("тёплые" ) к мужскому миру, и представил эти ассоциации в виде шестиконечной звезды , составляющей основу его системы цветов. В следующем году он опубликовал свою известную книгу "Farbenkugel" ("Цветовой шар" ) , начатую в конце 1806 года, в которoй oкончательно описал свою систему теоpии цвета.

Мишель Эжен Шеврёль

(фр. Michel Eugène Chevreul; 31 августа 1786 - 9 апреля 1889) - французский химик-органик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1853).

Биография Шеврёля

Шеврёль родился в Анжере в семье потомственных врачей. В возрасте 17 лет Шеврёль поехал в Париж и поступил там в химическую лабораторию Л.Н. Вокелана , впоследствии стал его ассистентом в в Ботаническом Саду . В 1813 Шеврёль был назначен профессором химии в Каролингском Лицее, и впоследствии стал директором Гобеленовой Мануфактуры , где он проводил свои исcледования по цветовому контрасту ("Принципы симультанного контраста цветов, 1839) . В 1826 году Шеврёль стал членом Академии наук , и втом же году выл избран иностранным членов Королевского Общества в Лондоне, медалью которого (Медаль Копли) был награжден в 1857 году. В 1829 году он был избран иностранным членом Шведской Королевской Академии Наук .

Шеврёль заменил своего мастера, Вакелана , и в качестве профессора органической химии в Национальном Музее Естественной Истории в 1833 году, и 33 года спустя стал его директором тоже и занимал этот пост до 1879 года, хотя и после ухода с должности сохранял за собой профессорский титул. К своему столетию в 1886 году Шеврель был награжден золотой медалью, это стало событием национального масштаба. Он получил блaгодарственные письма от многих глав государств и монaрхов, включая Королеву Викторию . У него была записана целая серия встреч с Феликсом Надаром , во время которых сын Надара Пол фотографировал его, таким образом это было первое фотоинтервью в истории. Безусловно, это была подходящая дань увaжения человеку, который пережил всю Французскую революцию и дожил до дня открытия Эйфелевой башни .

По иронии судьбы, Шеврёль начал изучать воздействие старения на человеческое тело незадолго до своей смерти, которая имела место в Париже 9 апреля 1889 года. Он был удостоен публичных похорон. В 1901 году в его память была открыта статуя в музее, которому он посвятил столько лет жизни.

Работы Шеврёля

Научные работы Шеврёля охватывали многие области, но более всего он известен своими классическими исследованиями, проведенными в области животных жиров, опубликованными в 1823 году ("Исследования жировых частиц животного происхождения").

Это позволило ему выяснить истинную природу мыла; а также он смог открыть состав стеарина , белой субстанции, обнаруживаемой в твердых частях большинства растительных и животных жиров, и олеина , жидкой части любого жира, и выделить стeариновую и олеиновую кислоты , названия которых он тоже придумал. Эта работа привела к важным усовершенствованиям в производстве свечей.

Шеврёль был непримиримым врагом шарлатанства и абсолютным скептиком в отношении физических исследований спиритуализма , которые начались в то время (см. его работу "О Волшебной палочке и вращающихся столах", 1864) . Его исследования на тему волшебного маятника ("magic pendulum", так и хочется первести как "волшебный пендель", примечание переводчика, т.е. меня) , лозоходства и вращающихся столов революционны. В его труде "О Волшебной палочке" Шеврёль объясняет, как человеческие мышечные реакции, абсолютно непроизвольно и подсознательно, ответственны за пoхожие на волшебные движения. В конце Шеврёль обнаруживает, что как только человек, который держит лозу или волшебный маятник, отдаёт себе отчёт о реакции своего мозга, так тотчас же движения прекращались и не могли быть больше воспроизведены по своей воле.

Шеврёль также был влиятельным в мире искусства. После того, как он был назначен директором красильных мастерских на Мануфактуре Гобеленов в Париже, он получил много жалоб на краску, используемую там. В частности, чёрные краски смотрелись иначе рядом с синими . Он определил, что на воспринимаемый цвет пряжи (нити) влияли окружающие нити. Это привело его к понятию симультанного контраста .

С Шеврёлем связано также понятие "Иллюзия Шеврёля" - когда по краям цветов одного цвета, но разной насыщенности, расположенных рядом друг с другом, возникает яркая полоса.

Леонардо да Винчи , возможно, был первым, кто заметил, что цвета, наблюдаемые рядом, влияют друг на друга. Гёте , однако, был первым, кто обратил особое внимание на эти связанные контрасты , но продолжал настаивать на том, что они возникают в мозгу. Наблюдатель, который одновременно смотрит на один и тот же красный , но сначала на желтом фоне , а затем на фиолетовом , будет иметь два различных впечатления: в первом случае более тёмный красный , во втором - более оранжевый красный . Шеврёлю удалось установить разницу между этими двумя путями возникновения одновременного контраста , и он говорил как об изменениях насыщенности, так и о различиях в "оптической составляющей". Сейчас мы доподлинно знаем о трёх факторах , которые могут заменить друг друга под влиянием окружения другого цвета. Эти три фактора относятся к пространственной системе цвета и называются светлота, тон и насыщенность . Один и тот же цвет будет иметь более яркий эффект на тёмном фоне, и более тёмный эффект на светлом фоне; чисто-красный будет иметь более красный эффект на жёлтом фоне и более жёлтый эффект на более красном фоне; серо-красный будет иметь более цветной эффект (менее серый) на сером фоне, чем на цветном.

Вернемся к Шеврёлю , который в своей работе 1839 показывает, что цвет будет придавать смежному цвету дополнительный оттенок. Как результат, противоположный дополнительный цвет будет выглядеть более ярким, а недополнительные цвета будут казаться "загрязненными", например, желтый рядом с зеленым получает фиолетовый оттенок.

Законы цветового контраста занимали Шеврёля во время его поиска адекватной организации цвета, как это требуется для производства текстиля. Для этой цели он разработал круг из 72 сегментов цвета , который указан .
Круг определяет цветовые оттенки на основе различных изменений, которые претерпевают цвета в сторону белого (более высокая интенсивность) или черного (меньшей интенсивности). По Шеврёлю , возможна градация в 10 переходов .

Стоит отметить, что в своём цветовом круге, Шеврёль располагает каждый из насыщенных цветов в различном радиусе в рамках своего сегмента. Чистый желтый лежит ближе к центру, чем чисто синий. Чистый красный лежит в точке 15 на масштабе. Тем самым, значения светлоты цветового тона для различных пигментов расположены в более подходящей позиции, чем в предыдущих системах.

В цветовом круге Шеврёля мы находим 3 вторичных цвета (первичные смеси - оранжевый, зеленый и фиолетовый) наряду с тремя субтрактивными первичными цветами (красный, жёлтый, синий), также как и шесть вторичных смесей. Сегменты, возникающие таким образом, таким образом, разделены на шесть зон, и каждый радиус разделен на 20 секций в виде лестницы, чтобы указать различные уровни яркости.

В своей полусфере Шеврёль пытался пространственно представить цвета в виде двунаправленного цветового круга (2D). Чёрная ось полусферы становится указателем, направляющая на определенный уровень шкалы. Нумерация будет предусматривать пропорции цвета, например, 9B/1C будет означать, что 9/10 черного и 1/10 от соответствующего цвета составляет данный оттенок.

Шеврёль был убежден, что многие различные оттенки цвета и их гармонии могут быть определены с помощью отношений между числами, и он хотел, чтобы его цветовая система стала подходящим инструментом, доступным для всех художников и работающих с цветным материалом. Хотя его системы гармоний, которые он охарактеризовал как "Гармонию аналогов" и "Гармонию контрастов" , имели большое влияние, он был не в состоянии обнаружить закон цветовой гармонии. Он просто не существует.

В следующей лекции расскажу ещё о 2-3 исследователях в области цвета 19 века. Ещё много материала и персоналий.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»