Цивилизация майя. История империи

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

О культуре, быте и необычайно широких знаниях племени майя ходят слухи и легенды. Так чем же так привлекательна эта таинственная и мистическая

Сегодня племя майя - это одно из индейских племен, которое проживает в Южной Америке (на территории Гватемалы, Мексики, Гондураса и Белизы). А начиная примерно с 2000 года до н.э., так именовалась древняя цивилизация, обосновавшаяся в Центральной Америке. Майя покорялись все племена и народы, жившие там в то время.

Почти на протяжении 12 столетий длилось господство этой цивилизации. Пик расцвета приходится, по мнению историков, на 900 год уже нашей эры, после которого наступает продолжительный период упадка, причины которого до сих пор достоверно неизвестны.

Племя майя, история которого по сей день представляет наибольший интерес у ученых, неразрывно связывало свою жизнь с небесами. Индейцы опирались на наследие ольмеков, более ранней цивилизации, и достигли поразительных для того времени успехов в области астрономии, в иероглифическом письме и календарных системах. При этом быт этих людей был весьма примитивен.

Основным занятием этих индейцев было земледелие, для которого они использовали простейшие орудия и приспособления. Но, несмотря на это, земледельцами они были отличными - племя майя старательно очищало большие площади тропических лесов, они сооружали подземные хранилища для сбора дождевых вод. Кроме того, цивилизация также занималась гончарным и ткацким ремеслом. А благодаря очищенным ими путям, проходящим через болота и джунгли, индейцы налаживали торговые связи с другими, далекими народами.

Древние племена майя, как утверждают историки, даже не знали, что такое колесо. Между тем, остается поразительным и необъяснимым тот факт, что в период своего расцвета эта цивилизация создала храмы, дворцы, обсерватории, чудо-города, гробницы и другие богато украшенные памятники архитектуры. И все это, между прочим, было построено без помощи каких-либо металлических орудий труда.

В те времена, когда колонизаторы Старого Света ступили на восток побережья Южной Америки, племя майя уже находилось в глубоком упадке. Завоеватели варварски отнеслись ко всем тем архитектурным памятникам и произведениям искусства, которые были созданы этой древней цивилизацией. Колонизаторы видели в них только лишь наследие язычества, которое необходимо безжалостно уничтожать. Но даже то, что осталось от знаний и культуры майя, и по сей день будоражит воображение ученых.

Со временем майя стали просто покидать построенные ими города в массовом порядке. На сегодняшний день существует несколько теорий по этому поводу, но вот настоящей причины никто не знает. И сегодня для всего ученого мира остается загадкой - что это была за цивилизация, откуда пришли ее представители и куда ушли…

Одним из их главных и удивительных достижений признается календарь, в основе которого лежали астрономические расчеты, точность которых продолжает восхищать современных специалистов.

Вообще племя майя использовало свои наблюдения в области астрономии как для решения различных насущных проблем (к примеру, в области земледелия), так и для объяснения более глобальных загадок. Так, жрецы крайне точно рассчитали жизненные циклы Земли, которые подтверждаются современными знаниями. Гороскопы, которые астрологи составляют, ориентируясь по календарю древнего племени индейцев, до сих пор не потеряли свою актуальность. Ну а самым, пожалуй, популярным предсказанием является конец света, который должен, по прогнозам и расчетам этого индейского племени, наступить в 2012 году. Верить этому или нет - личное дело каждого, однако, несмотря на немалое число скептиков, существуют и вполне реальные основания поверить пророчеству.

2012 год... Люди в моем городке массово покупают свечи, тушенку и мыло. Думают, что это убережет их от конца света, который должен наступить 21 декабря. Согласно календарю майя. Хотя я и трезвомыслящий человек, все равно чувствовала нервный тик. Но день прошел спокойно и, как видно, мир все еще стоит на месте. Майя ошиблись.

Цивилизация майя: где расположена

Я почему-то считала, что майя, инки и ацтеки жили в одно и то же время. Но это ошибка. Ацтеки ощутили на себе все радости завоевания испанцами, тогда как цивилизация майя в то время уже почти умерла. Цивилизация майя была очень высокоразвитой, и сегодня ее потомки с трепетом хранят то, что осталось от их культуры.


Эта цивилизация очень древняя. Ее корни уходят еще во 2-е тысячелетие до н.э . А пик развития пришелся на 250-900 гг н.э . Проживали майя на территориях:

  • южных штатов Мексики;
  • Гватемалы;
  • Белиза;
  • западного Гондураса;
  • Сальвадора;
  • полуострова Юкатан.

Эти территории очень разнообразны по своему ландшафту. Майя умели превращать засушливые земли в плодородные почвы . Они выращивали какао, кукурузу, бобы, тыкву, фрукты и даже хлопок. Их общество делилось на независимые племена, во главе которых стоял вождь. Численность народа майя составляла почти 3 миллиона человек . Медицина была очень продвинутая. Майя умели даже пломбировать зубы. А их астрономы очень точно могли рассчитать циклы движения Солнца и других планет.


Тайны майя

Но ученые до сих пор бьются над одним вопросом. Почему цивилизация майя исчезла? Ведь эта цивилизация достигла невероятных высот в строительстве, искусстве, в интеллектуальном развитии. Но в начале Х века майя начинают покидать свои города . Ученые выдвигают различные версии - от эпидемии к естественному катаклизму . Но разгадать эту тайну пока никто так и не смог.


И еще одной загадкой этой цивилизации являются сеноты. Это природные колодцы . Считается, что свои города майя строили, учитывая их расположение. Около этих колодцев проводились жертвоприношения, и майя считали их входом в подземный мир . Также майя почему-то пытались менять свое тело . Например деформировали лоб - делали его плоским. Умышленно формировали у детей косоглазие или делали свой нос в форму клюва.

В доколумбовой Америке существовала цивилизация майя, по праву признанная одной из самых ярких. Группа разнообразных индейских народов численностью около 2.7 миллиона обитала в Мексике. Существует гипотеза, что люди заселили Америку еще тридцать тысяч лет назад, придя туда из Азии.

Невзирая на то, что майя вплоть до X века н. э. не знали, как обрабатывать землю плугом и не использовали в своей деятельности парнокопытных животных, не имели колесных повозок и представления о металлах, они постоянно совершенствовались.

В частности, освоили иероглифическую письменность. С помощью иероглифов майя писали кодексы – книги на своеобразной бумаге. Именно они в настоящее время помогают ученым в исследовании этой цивилизации. Впервые кодексы перевел немецкий ученый Э.Ферстеманн в конце XIX века.

Разбирались майя в движении луны и солнца – предсказывали затмения. Их вычисления относительно перемещений Венеры также были близки к правильным, разница составляла всего 14 секунд в год. Также они раньше, чем представители арабских стран и индусы, начали пользоваться понятием нуля.

Умелое объединение астрономических знаний и письменности помогали племенам фиксировать время. Их системы счета, называемые «цолкин» и «тоналаматль», имели в своем основании числа 20 и 13. Корни первой из них уходят гораздо в более раннее время, чем то, в котором жили майя, однако, именно они усовершенствовали систему.

В этой цивилизации процветало искусство: они создавали прекрасные скульптуры, изделия из керамики, возводили величественные здания и занимались живописью.

Наивысшей степени развития в древности искусство мексиканских индейцев достигло во временной промежуток с 250 по 900 г. н. э., так называемый классический период. Прекраснейшие фрески были найдены исследователями городов Паленке, Копане и Бонампаке. Сейчас их приравнивают к культурным памятникам античности, ведь древние изображения майя действительно не уступают последним по красоте. К сожалению, многие из ценностей не сохранились до наших лет, уничтоженные или временем, или инквизицией.


Архитектура

Основные мотивы в архитектуре майя – это божества, змеи и маски. Религиозная и мифологическая тематика нашла отражение как в мелкой керамике, так в скульптурах и барельефах. Создавали свои произведения искусства майя из камня, в основном используя известняк.


Архитектура этого народа величественная, для нее характерны массивные, устремляющиеся вверх фасады у дворцов и храмов, гребни на крышах.

Исследования народа майя

Индейцы создавали города, используя для этого только мускульную силу, под руководством царей и жрецов возводили храмы и дворцы, совершали военные походы. К сожалению, сейчас большинство городов майя превратились в развалины. Были у них и свои боги, которым они поклонялись, имели место ритуальные жертвоприношения и обряды.

Долгое время ученые полагали, что постоянно в церемониальных центрах никто не жил, а здания использовались только для совершения обрядов. Но позднее было доказано, что в большинстве своем дворцы знати и жрецов возводились достаточно близко к ним.

Благодаря исследованиям церемониальных центров было добыто достаточно много сведений относительно жизнедеятельности высших слоев общества майя. В противовес этому, о низших классах было известно мало. Например, недостаточно изучен вопрос жизни земледельцев, а ведь именно они с помощью своего труда содержали господствующие слои. Именно эта сторона жизни майя и изучается в настоящий момент археологами.

Новые исследования позволили ученым создать совершенно иную хронологию этой цивилизации. Они выяснили, что майя как минимум на 1000 лет старше, чем предполагалось ранее. Сделано это было благодаря радиоуглеродному исследованию найденных археологами деревянных изделий. Доказано, что они были изготовлены в период 2750 – 2450 г.г. до н. э. Соответственно, культура майя оказалась старше ольмекской, считавшейся до этого момента прародительницей майя и еще ряда других цивилизаций. Так исключили фактор влияния ольмекской культуры и выдвинули гипотезу о возможном обратном влиянии. Таким образом, потребуются дальнейшие исследования истории континента. Ведь всего один сезон раскопок смог прибавить тысячу лет к существованию майя и более полутора к предыстории всей Месоамерики.

Открытия археологов позволили создать более точную периодизацию благодаря ряду причин, основными из которых являются две:

  1. На территории в большом количестве найдены керамические изделия, позволяющие при использовании самых современных методов точнее датировать древнюю культуру.
  2. Благодаря иероглифической письменности древних индейцев удалось перевести большую часть их записей, сопоставляя с их с летоисчислением, а потом и с современным календарем. Это помогло определить вплоть до месяца даты особых для цивилизации майя событий, царствования правителей и просто важных для истории личностей, их имена, годы жизни.

Территория и климат

На внушительной территории (площадью 325 тысяч квадратных километров), которую занимают сейчас различные штаты Мексики и где ранее жили майя, фактически выделяют некоторые природные зоны. На каждой из них свой климат, свои природные условия, растительность, рельеф и т. д. То есть каждая природная зона представляет собой некую экологическую систему. Первая из систем – выдвинувшиеся своеобразным полукругом на юг, захватывая юго-запад и юго-восток, плоскогорья и горные цепи Центральноамериканской Кордильеры. Ко второй экологической системе условно относят долины и холмы вокруг Петенского бассейна в Гватемале, а также сам внутренний бассейн и южная часть полуострова Юкатан. Последняя зона дислокации майя – равнина на севере Юкатана. Просторная, покрытая травой и кустарниками, она тоже была заселена индейцами древности.

Лингвистические особенности майя

До настоящих времен сохранилось 24 языка майя, наиболее важные из которых объединяют в языковые семьи, а их в свою очередь – в общую лингвистическую ветвь.

Уастекский язык по сей день можно услышать в одном из северных районов штата Веракрус, и пока остается загадкой, почему там оказались носители языка. Эмигрировали в это место они около 1200 г. до н. э. - еще до того, как возникла цивилизация майя. Помимо уастеков, расположившихся далеко за пределами ареала майя, существовали и другие эмигранты, но они в основном оставались на той же территории, о чем говорят исследования современных специалистов по лингвистике. По их мнению, за 2500 лет до н. э. в тех местах существовала община, члены которой разговаривали на языке протомайя. Он постепенно разделялся на диалекты, и их носители были вынуждены эмигрировать. Так и была определена область жизни народов майя. А непосредственно их историю стало возможным разделить на конкретные периоды благодаря данным археологических раскопок.

Майя в наши дни

Сегодня численность потомков древнейшей цивилизации на полуострове Юкатан составляет приблизительно 6.1 млн, при этом в Гватемале проживает примерно 40% майя, а в Белизе – в районе 10%. Религиозные предпочтения майя видоизменились со временем и теперь представляют собой совокупность древних традиций и христианских. У каждой современной общины майя есть свой покровитель. Форма пожертвований тоже изменилась, теперь это свечи, специи или домашняя птица. У ряда групп майя, желающих выделяться среди других, имеются особые мотивы в традиционной одежде.


В качестве наиболее сохранившей традиции группы известны лекандонские майя. Христианство практически не оказало влияния на эту общину, их одежда отличается хлопковым составом и украшена традиционными мотивами. Но тем не менее все больше представителей майя подвергается действию прогресса: они смотрят телевизоры, ездят на автомобилях, переодеваются в современные вещи. Более того, майя зарабатывают деньги на туризме, рассказывая о традициях своей цивилизации.

Особо стоит отметить мексиканский штат Чиапас. Там ряд деревень, контролируемых сапатистами, добились в недалеком прошлом автономии на управление.

Цивилизация майя овеяна множеством тайн и загадок. На сегодняшний день потомки индейцев – , особо не выделяющиеся среди других рас и народов. Но древняя история майя не дает покоя многим исследователям. Откуда у обычных земледельцев, которыми являлись племена майя, появились поразительные познания в математике, астрономии, письменности и физике? Каким образом они смогли изготовить невероятно сложные предметы или установить огромные мегалиты? Тайны всегда пленили умы людей. Давайте совершим захватывающее путешествие в таинственную историю майя .


Каменная голова – символ альмеков

Археологи находят артефакты, свидетельствующие о том, что территория Мексики была населена за несколько тысячелетий до н.э. Мнения историков по поводу точной датировки этих находок разнятся. Во всяком случае, очевидно, что древние народы перебрались на северо-американский материк еще в глубокой древности.

Официально признанная история считает первой индейской цивилизацией ольмеков, которые проживали на берегах Мексиканского залива со 2-го тысячелетия до н.э. по 5 век н.э. Им приписывается изобретение сложной письменности, солнечного календаря, двадцатилетнего отсчета, спортивно-религиозной игры в мяч и др. Также считается, что ольмеки смогли построить пирамиды и вытесать из камня знаменитые пятиметровые головы воинов.

Индейская цивилизация сапотеков малоизучена. Историки предполагают, что она возникла в 5 веке до н.э. Столица располагалась в Монте-Альбане, известном своим удивительным Храмом танцующих с нерасшифрованными до сих пор надписями. Загадочная культура Исапы, следы которой найдены в штате Чьяпас, оставила историкам множество артефактов для исследований. В их числе необычные стелы с изображениями божеств и людей, монументы, алтари.

Культура ацтеков относится к более позднему периоду истории Мексики вплоть до ее завоевания испанцами. Столицей ацтекского государства был Теночтитлан, ставший впоследствии городом Мехико. Ацтеки поклонялись различным божествам, главным из которых считался бог войны Уицилопочтли. Это племя было очень воинственным: многотысячные жертвоприношения людей были в порядке вещей. Они постоянно враждовали с окружавшими их племенами и совершали набеги на чужие территории. Последний правитель ацтеков Куаутемок был свергнут конкистадорами в 1521 году.

Среди множества других индейских племен, населявших Мексику, можно выделить тарасков, миштеков, тольтеков, тотонаков, чичимеков. Племена цивилизации майя заслужили особое положение среди своих собратьев благодаря невероятно сложным историческим памятникам и высокоразвитой культуре, которую им приписывает официальная история.

История майя

Рассматривая историю народов майя, следует отметить, что существует несколько теорий развития этой цивилизации. По официальной – той, которую преподают в университетах и публикуют в учебниках, – культура майя появилась около 3-х тысяч лет назад. Она обладала настолько высоким уровнем технологий, научных знаний и развития, что превосходила нынешнюю цивилизацию в несколько раз.

Существует и другая теория, альтернативная, но набирающая все большее число сторонников. Согласно этой теории, в древности существовала некая высокоразвитая цивилизация, которая исчезла за несколько тысячелетий до н.э. Она и оставила после себя удивительные исторические памятники, письмена и артефакты, свидетельствующие о невероятном уровне развития. Это, кстати, согласуется с библейской хронологией времен до Всемирного потопа. Похоже, что эта цивилизация была уничтожена в Потопе.

Индейцы майя появились на территориях древней цивилизации намного позже. Они стали осваивать, как могли, найденные постройки и применять в своем обиходе календари, статуи и другие предметы доисторической культуры. Сами же майя признают, что получили свои знания от «богов», а не приобрели их самостоятельно. Да и что можно было бы ожидать от цивилизации, главным занятием которой было выращивание кукурузы? Зачем индейцам глубокие познания в астрономии, если они не совершали космических полетов? Каким образом майя смогли построить огромные пирамиды, если у них даже не было колеса?

Какой теории придерживаться, решать вам. Давайте рассмотрим некоторые официальные даты из истории майя.

1000-400 годы до н.э. – появление незначительных поселений майя в северной части Белиза.

400-250 годы до н.э. – быстрый рост городов на обширных территориях полуострова Юкатан, Гватемалы, Белиза и Сальвадора. Археологи находят большое число произведений из нефрита, обсидиана и драгоценных металлов.

250 г. до н.э. – 600 г. н.э. – народы майя формируются в города-государства, постоянно воюющие друг с другом за территории.

600-950 годы н.э. – рассвет и последующий упадок многих майянских городов. Для историков пока неясны причины такого запустения. Одни приводят в качестве объяснения какое-то стихийное бедствие, например, сильную засуху. Другие утверждают, что это могли быть захватнические войны или эпидемии.

950-1500 годы н.э. – возникают новые города на севере Юкатана, особое значение придается морской торговле с ацтеками.

1517 год – первый задокументированный контакт племен майя с европейцами на полуострове Юкатан. Тогда индейцы потерпели поражение в сражении с хорошо вооруженными испанцами. Но еще на протяжении нескольких десятков лет они отчаянно боролись за независимость от захватчиков.

Во времена испанской конкисты колонизаторы беспощадно уничтожали культурные особенности майя, стремясь обратить их в католическую веру. Известно, что католический священник Диего де Ланда сжег собрание книг майя в целях борьбы с шаманизмом.

Загадки майя

На территориях, где проживали народы майя, найдено огромное количество предметов, которые поражают современных исследователей. Некоторые можно рассмотреть в музеях Мексики, например, в Музее антропологии в Мехико, другие рассеяны в музеях по всему миру. А сколько еще не получило всеобщую огласку!


Как утверждают археологи, разноцветные черепа из кварца были не редки среди сокровищ майя. Установить их точную датировку пока невозможно. Еще сложнее определить, каким образом они были выполнены и, главное, для чего. Один из таких черепов – легендарный череп Митчеллс-Хэджесс. Он был найден по сообщениям самого исследователя, в честь которого получил свое название, при раскопках в джунглях полуострова Юкатан. Череп поражает совершенством линий. Он имеет удивительное свойство: при попадании на него лучей света под определенным углом глазницы черепа начинают светиться. Применялся ли этот череп в поклонении божествам при каких-то религиозных ритуалах или же он просто служил украшением интерьера? Точных ответов пока нет, зато существует множество предположений.

Современные исследователи похожи на африканских аборигенов, которые нашли в пустыне стеклянную бутылку и пытаются определить ее предназначение, направляя на нее лучи солнца. Скорее всего, древние применяли хрустальные черепа так, как мы и представить себе не можем.

В современном мире не существует технологий, которые смогли бы повторить подобный шедевр. А ведь на древнем хрустальном черепе нет ни единого следа от инструментов. Так что пока этот удивительный предмет остается одной из самых больших загадок прошлого.


В мексиканском штате Чьяпас находится знаменитый археологический комплекс Паленке. В расположенном в нем Храме надписей был найден загадочный саркофаг. Ученые приписывают его существование правителю майя Пакалю, который был в нем похоронен. Удивительные изображения на крышке саркофага до сих пор вызывают споры в ученых кругах. Некоторые видят на рисунке самого Пакаля, воскресшего из царства мертвых. Другие предполагают, что это вовсе не Пакаль, а некий доисторический астронавт в кабине космолета. Невозможно что-либо утверждать наверняка. Поэтому саркофаг овеян тайной.

Интересна не только каменная крышка, но и сам саркофаг. Он просто огромен. Его размеры 3,8 м на 2,2 м. Саркофаг вытесан из цельного камня весом 15 тонн и имеет точную прямоугольную форму. Крышка весит 5 с половиной тонн. Каким образом он мог быть выполнен? Трудно представить древних индейцев, разбивающих каменную глыбу примитивными орудиями. Еще сложнее предположить, как и кто установил этого гиганта в пирамиде.


Приписываемый культуре майя календарь поражает ученых своей сложностью и точностью. По утверждениям исследователей он состоит из двух календарей: солнечного и священного (галактического). Первый включал в себя 365 дней, второй – 260. Священный календарь (цолькин) – это система исчисления из 13 чисел и 20 символов. Многие претендуют на расшифровку календаря майя. Как только не объясняют значения его символов и чисел. Кто-то связывает календарь с предсказаниями будущих событий. Кто-то видит в его расчетах движение солнца вокруг центра галактики. Остается тайной точное происхождение и назначение календаря майя. Очевидно одно, что для его создания требовались очень глубокие познания в математике и астрономии.
Самые главные памятники майя

Культура майя оставила после себя многочисленные археологические памятники: пирамиды, храмы, фрески, стелы, скульптуры и т.п. Их исследование – очень увлекательное занятие. Стоит самому совершить путешествие по ним, когда представится такая возможность. Просто дух захватывает от красоты и таинственности этих сооружений.


По сути это пирамида с небольшой постройкой на ее вершине. Пирамида получила свое название благодаря трем плитам с иероглифами на стенах храма. Расшифровкой надписей занималось несколько групп ученых, но до конца прочитать их так и не удалось. В пирамиде был обнаружен тоннель, ведущий в тайную комнату. Там археологи нашли саркофаг с погребенным в нем правителем майя Пакалем, о котором речь шла выше.


Это уникальная пирамида высотой 30 метров. На ее вершине располагается храм, в котором древние жрецы майя совершали жертвоприношения своему верховному божеству Кукулькану. Пирамида знамениты своим необычным построением: дважды в год в дни равноденствия тень от уступов пирамиды падает на ступени, создавая впечатление ползущей змеи. Наверняка, для индейцев эта картина выглядела устрашающе. Внутри храма находится «трон ягуара», украшенный ракушками и нефритом. Предполагают, что на нем восседали правители . Размеры этого «трона» невелики и точное его предназначение неизвестно.


Высота пирамиды 36 метров. Эта пирамида знаменита тем, что ее основание имеет не квадратную, а овальную форму. По древней легенде майя за одну ночь ее соорудил колдун, умеющий заклинаниями переставлять камни. Пирамида имеет несколько платформ, на вершине расположен храм, посвященный богу дождя Чааку. Сама пирамида Волшебника украшена изображениями этого божества, а также змей и людей.


– единственный портовый город майя, сохранившийся до наших дней. Его название переводится как «стена». Действительно, часть защитной стены города свидетельствует о его былом величии. Здесь также можно рассмотреть несколько впечатляющих дворцов и храмов.


– это древний город майя, территорию которого невозможно обойти за один день. Город имеет площадь 70 кв. км. Для прогулок по нему можно арендовать велосипед или прокатиться на велотакси. Коба знаменита огромными пирамидами, 100 километровой дорогой и множеством других загадочных построек.


На территории археологического комплекса Чичен-Ица расположен таинственный священный сенот или природный карстовый колодец. К нему ведет трехсотметровая дорога от пирамиды Кукулькана. Индейцы майя использовали сенот во время религиозных ритуалов. Чтоб добиться благосклонности своих выдуманных божеств, они приносили в жертву не только драгоценные камни, изделия из золота и оружие, но и людей. Их просто бросали на дно колодца в надежде, что божество пошлет в ответ долгожданный дождь.

История открытий и загадок Мексики


До нас дошли весьма скудные сведения испанских колонизаторов о найденных ими древних городах майя. К тому же они больше похожи на сказочные истории о городах из золота.
На протяжении многих лет сокровища майя были затеряны в непроходимых джунглях. Начало целенаправленному исследованию памятников древней культуры майя положил американец Джон Стефенс в 1839 году. Он смог обнаружить такие города как Паленке, Ушмаль, Чичен-Ицу, Копан и др. Свои наблюдения он описал в книге, которая произвела настоящий фурор в научном мире Америки и Европы. Вслед за Стефенсоном вглубь джунглей отправились многие исследователи из разных стран, жаждущие новых открытий и разгадок тайн. Ведущую роль в археологических раскопках приняли на себя несколько исследовательских институтов США.

Вначале основное внимание уделялось изучению строений, надписей, барельефов, стел и фресок, т.е. внешних атрибутов. Со временем ученые углубились в исследования мелких предметов и деталей, а также того, что скрыто под землей.

Так, например, в конце 19-го века на полуостров Юкатан прибыл американец Э. Томпсон. Ранее к нему попали свидетельства Диего де Ланда о том, что на дне священного колодца в Чичен-Ице хранятся несметные богатства. Американец решил проверить это утверждение и, вооружившись необходимыми инструментами, достал со дна колодца настоящие сокровища. Это были драгоценности из нефрита, золота, меди, а также были обнаружены останки более 40 человек.

Еще одно нашумевшее открытие произошло в 1949 году в археологическом комплексе Паленке. Археолог А. Рус заметил, что одна из плит на полу в Храме надписей имеет отверстия, закрытые пробками. Он решил поднять эту плиту и обнаружил вход в тоннель. Тоннель требовалось расчистить от камней и земли, на что ушло несколько лет. В июне 1952 года археолог смог проникнуть в подземную комнату под пирамидой. Там он обнаружил знаменитый саркофаг с погребенным в нем, как утверждают, правителем майя Пакалем. Помимо саркофага были найдены останки людей, украшения и драгоценности. Ученые до сих пор пытаются объяснить значение изображения на пятитонной крышке саркофага.

На сегодняшний день открыта и изучена лишь малая часть культурного наследия древней цивилизации. К тому же многое просто недоступно обычным любителям древностей. Кто знает, сколько еще древних сокровищ ждут своего открытия…

Среда обитания.

В течение I – начале II тысячелетиян.э. народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса .

Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта-Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи.

Западную часть плато Петен дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную – реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.

Ранние представления о древних майя.

Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями.

По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, – исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.

Периодизация истории майя.

В архаический (2000–1500 до н.э.) и в ранний формативный периоды (1500–1000 до н.э.) доклассической эпохи в низменных районах Гватемалы обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000–400 до н.э.) – первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти.

Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. – 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения – стилоботы, пирамиды , площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор). Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль.

В это время впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики – изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности.

В последующий ранний классический период (250–600 н.э.) классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь и т.д.). Начало раннего классического периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, – 292 н.э., что в соответствии с т.н. «долгим счетом майя» выражается цифрами 8.12.14.8.5.

Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории. Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике штукового рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя Щит Ягуара, помогающая мужу одевать военные регалии.

В центре городов майя классической эпохи возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.

Обнаруженное в «Храме надписей» захоронение Пакаля, правителя Паленке, дало много ценных сведений о практике почитания царских предков. Надпись на крышке саркофага гласит, что Пакаль родился (по нашему летосчислению), в 603 и умер в 683. Усопшего украшали нефритовое ожерелье, массивные серьги (знак военной доблести), браслеты, мозаичная маска, сложенная более чем из 200 кусочков нефрита. Пакаль был захоронен в каменном саркофаге, на котором были высечены имена и портреты его прославленных предков, таких, как его прабабушка Кан-Ик, имевшая немалую власть. В захоронения обычно помещали сосуды, по-видимому с едой и напитками, предназначенные для питания усопшего на его пути в загробный мир.

В городах майя выделяется центральная часть, где жили правители с их родней и свитой. Таковы дворцовый комплекс в Паленке, акрополь Тикаля, зона Сепультурас в Копане. Правители и их ближайшие родственники занимались исключительно государственными делами – организовывали и возглавляли военные набеги против соседних городов-государств, устраивали пышные празднества, принимали участие в ритуалах. Члены царской семьи становились также писцами, жрецами, прорицателями, художниками, скульпторами и архитекторами. Так, в Доме Бакабов в Копане проживали писцы высшего ранга.

За чертой городов население было рассредоточено в небольших деревнях, окруженных садами и полями. Люди жили большими семьями в деревянных домах, крытых тростником или соломой. Одна из таких деревень классической эпохи сохранилась в Серене (Сальвадор), где предположительно летом 590 произошло извержение вулкана Лагуна-Кальдера. Горячий пепел засыпал близлежащие дома, кухонный очаг и стенную нишу с расписными тарелками и бутылями из тыквы, растения, деревья, поля, в том числе поле с ростками кукурузы. Во многих древних поселениях постройки группируются вокруг центрального двора, где производились совместные работы. Землевладение носило общинный характер.

В поздний классический период (650–950) население низинных областей Гватемалы достигало 3 млн. человек. Возросшие потребности в сельскохозяйственной продукции заставляли земледельцев осушать болота и применять террасное земледелие в холмистой местности, например по берегам Рио-Бек.

В поздний классический период из состава сложившихся городов-государств начали выделяться новые города. Так, город Химбаль вышел из-под контроля Тикаля, что языком иероглифов возвещено на архитектурных сооружениях. В рассматриваемый период пика своего развития достигает майяская эпиграфика, однако содержание надписей на монументах меняется. Если раньше преобладали сообщения о жизненном пути правителей с датами рождения, женитьбы, восшествия на престол, смерти, то теперь основное внимание уделяется войнам, завоеваниям, захватам пленников для жертвоприношений.

К 850 многие города на юге низинной зоны были покинуты. Полностью прекращается строительство в Паленке, Тикале, Копане. Причины случившегося до сих пор не ясны. Упадок этих городов мог быть вызван восстаниями, вражеским нашествием, эпидемией или экологическим кризисом. Центр развития майяской цивилизации перемещается на север полуострова Юкатан и западное нагорье – области, воспринявшие несколько волн мексиканских культурных влияний. Здесь на короткий срок расцветают города Ушмаль, Сайиль, Кабах, Лабна и Чичен-Ица. Эти пышные города превзошли прежние высотой зданий, многокомнатными дворцами, более высокими и широкими ступенчатыми сводами, изощренной резьбой по камню и мозаичными фризами, огромными площадками для игры в мяч.


Майяская игра в мяч.

Прототип этой игры с каучуковым мячом, требующей большой ловкости, возник в Месоамерике еще за две тысячи лет до н.э. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости – она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами. Участвовали в игре только мужчины, разделенные на две команды, которые включали от одного до четырех человек. Задача игроков состояла в том, чтобы не дать мячу коснуться земли и довести его до цели, удерживая всеми частями тела, за исключением кистей рук и ступней. Игроки облачались в специальные защитные одежды. Мяч чаще бывал полым; иногда за каучуковой оболочкой скрывался человеческий череп.

Площадки для игры в мяч состояли из двух параллельных ступенчатых трибун, между которыми располагалось игровое поле, подобное широкой мощеной аллее. Такие стадионы сооружались в каждом городе, а в Эль-Тахине их насчитывалось одиннадцать. По-видимому, здесь находился спортивный и церемониальный центр, где проводились широкомасштабные состязания.

Игра в мяч отчасти напоминала гладиаторские бои, когда пленники, подчас представители знати из других городов, боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесенными в жертву. Проигравших, связанных вместе, скатывали по лестницам пирамид, и они разбивались насмерть.

Последние города майя.

Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху (950–1500), просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 в. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками ок. 900, что позволяет предположить, что Чичен-Ица служила форпостом или была союзником воинственных тольтеков. Название города образовано от майяских слов «чи» («рот») и «ица» («стена»), но его архитектура в т.н. стиле Пуук нарушает классические майяские каноны. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период (1200–1450) Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями.

В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты – например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями.


Календарь древних майя.

В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н.э. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления – т.н. долгим счетом и календарным кругом. Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием «тун», разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет (катун). Двадцать катунов (т.е. четыре века) составляли бактун. Майя применяли одновременно две системы календарного времени – 260-дневный и 365-дневный годовые циклы. Эти системы совпадали каждые 18 980 дней, или каждые 52 (365-дневных) года, обозначая важный рубеж конца одного и начала нового временного цикла. Древние майя рассчитали время вперед до 4772, когда, по их убеждению, наступит конец нынешней эпохи и Вселенная будет в очередной раз уничтожена.

Майяские обычаи и социальная организация.

Обряд кровопускания.

На семьи правителей возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств – будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий.

Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе. Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков.

Социальная организация.

Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным. Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале в 8 в. На самом верху социальной лестницы находились правитель и его ближайшие родственники, далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом – простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи.

Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга. При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины. Обжигалась керамика не в печах, а на открытых кострах. Гончарным ремеслом занимались как простолюдины, так и аристократы. Последние расписывали сосуды сценами из мифологии или дворцовой жизни.

Письмо и изобразительное искусство.

Испанский епископ францисканец Диего де Ланда (1524–1579), прибывший на Юкатан в 1549, при переводе катехизиса работал с майяским писцом над системой передачи иероглифов латинским алфавитом. Однако письменность древних майя отличалась от алфавитного письма, поскольку отдельные символы часто представляли не фонему, а слог. В результате возникших расхождений между искусственным алфавитом Ланды и майяским письмом последнее было признано не поддающимся дешифровке. Сейчас известно, что майяские писцы свободно комбинировали фонетические и семантические знаки, особенно когда такое сочетание открывало возможности для игры слов.

Писцы, составлявшие интеллектуальную элиту майяского общества, изготавливали сотни манускриптов. Они писали птичьими перьями на листах бумаги из древесной коры, которые складывались «гармошкой» под переплетами, обтянутыми шкурой ягуара. Католические миссионеры считали эти книги еретическими и предавали их огню. Сохранилось всего четыре манускрипта майя, известные как Мадридский, Парижский, Дрезденский и Грольерский кодексы. В Дрезденском кодексе имеется раздел, содержащий нечто вроде календаря земледельца, где даются предсказания на будущий год и указываются жертвоприношения, необходимые для получения хорошего урожая. Предсказание засухи передано одновременно письменным способом и рисунком умирающего от жары оленя с высунутым языком. Кроме того, в Дрезденском кодексе представлены расчеты движения планеты Венеры. Мадридский кодекс дает советы, как наилучшим образом сочетать с календарным циклом разного рода деятельности, например охоту или вырезание масок.

Писцы являли свое искусство не только на бумаге, но также на камне, раковинах, керамических сосудах. Надписи, выполненные в технике штука, гарантировали большую сохранность, и потому царские генеалогии майя предпочитали запечатлевать на камне. Тексты на керамике, тоже выполненные знатью, отличались более личным характером. На керамических изделиях нередко указывалось имя владельца, предназначение изделия (тарелка, блюдо на ножках, сосуд для жидкости) и даже содержимое, например какао или маис. Керамика, расписанная таким образом, часто преподносилась в дар.

Художники-керамисты иногда работали совместно с мастерами письма по камню. Для росписей использовались красный, синий, зеленый и черный цвета. Лучше всего стенные росписи майя сохранились в городе Бонампак на территории нынешней Мексики. Здесь изображены приготовления к битве, сама битва и воины с длинными копьями, сражающиеся бок о бок, принесение пленников в жертву и праздничный ритуальный танец.


Религиозные верования.

В пантеоне майя были представлены боги земли, дождя, ветра, молнии и прочих природных сил и явлений. С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки, четыре бога дождя. Их необходимо было задабривать, чтобы они не наслали ливень и град. В религии майя не присутствовало христианских концепций греха, наказания и искупления – она была предназначена поддерживать равновесие природных стихий и обеспечивать плодородие земли. Даже в 20 в. на севере Юкатана практикуется религиозный обряд Ча Чак с целью задобрить богов и вызвать дождь при засухе.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»