Алла осипенко балерина личная жизнь сын. Алла Осипенко: Не люблю, когда меня называют великой

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Алла Евгеньевна Осипенко, история жизни которой будет описана в статье, - легенда театра, яркая звездочка среди балерин. Она была ученицей А. Вагановой, участвовала в постановках выдающихся хореографов своего времени. Своей грацией и драматическим талантом она покорила как жителей РСФСР, так и зарубежную публику.

Алла Осипенко: биография

Алла родилась в Ленинграде 16 июня 1932 года. Она жила с матерью, няней, бабушкой Марией и двоюродной бабушкой Анной.

Мать Осипенко происходила из семьи Боровиковских. В предках у балерины были художник Владимир Лукич Боровиковский, поэт Александр Львович и фотограф Александр Александрович - тоже Боровиковские. Отец Аллы был из украинских дворян. В 37-м его посадили за то, что он начал публично поносить Советскую власть и требовать освободить царских офицеров. Мать развелась с ним. Потом, когда пришло время получать паспорт, несмотря на просьбы матери, Алла оставила за собой отцовскую фамилию, - она посчитала что иное решение будет предательством.

Призвание

Воспитывали девочку строго. Она почти все время проводила со взрослыми, ее не выпускали даже во двор. А ей не хватало общения с ровесниками, ее строптивый характер требовал вырваться из-под чрезмерной опеки. Случай представился в первом классе - она прочитала о хореографическом кружке и уговорила родных позволить ей туда вступить. Лишь бы хоть пару раз в день возвращаться позднее, не сидеть в четырех стенах! Но сама девочка в ту пору от танцев была далека - балериной хотела стать ее мать, а не она.

Но благодаря кружку Осипенко Алла Евгеньевна нашла свое призвание. Ее учитель отметил ее таланты и уговорил мать отдать свою дочь в хореографическое училище. Ее зачислили туда 21 июня 1941 года, а 22 июня началась война.

Детей перевезли в Кострому, затем в Молотов (ныне Пермь). Балету учили сначала в церкви, затем, когда их перевезли в Курье, - в бараках. «Голод и холод», - вспоминает о тех временах Алла. Ученики занимались, зачастую не снимая пальто и варежек. То были тяжелые времена, но именно в эвакуации, а возможно, благодаря ей, Осипенко навсегда влюбилась в искусство.

Новый этап

После училища Осипенко Алла пришла в Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр). Ее работа здесь далеко не всегда складывалась гладко. Первым испытанием стало тяжелое повреждение ног. Молодая двадцатилетняя Осипенко на волне вдохновения после репетиции, не сошла - выпрыгнула из троллейбуса… и почти на полтора года была вынуждена забыть о сцене. Лишь упрямство помогло ей вернуться. По ее словам, этот случай помог ей осознать, чего на самом деле она хочет.

Кировский театр оказался тяжелой школой. Он требовал особого, пробивного характера. Но вне сцены Алла была отнюдь не бойцом, напротив. Она верила критикам, подвергавшим сомнению ее таланты. Приходилось выкладываться и физически - репетиции занимали почти все время.

Венцом ее творчества стала роль в «Каменном цветке» (1957), где она танцевала в образе Хозяйки. На следующий день она проснулась знаменитой. Сама Осипенко Алла однажды заметила, что слава, возможно, пришла к ней не столько из-за таланта, сколько из-за оригинальности образа. Впервые балерина вышла на сцену лишь в одном обтягивающем трико.

КГБ

Успех имел обратную сторону. Во-первых, ее стали считать актрисой одного амплуа. Во-вторых, ее слава привлекла внимание КГБ. Особенно строго ее стали контролировать после 1961 года, когда ее партнер бежал из СССР. Алла была свидетелем этого бегства - знаменитого «прыжка» Нуреева.

Это произошло во время гастролей. Нуреев отказывался следовать распорядку, за что его решили отослать обратно в Москву. Но Нуреев хотел продолжить гастролировать. Он сумел вырваться и бросился к самолету, в котором его товарищи отбывали в Лондон. Не успел - и там же, в Париже, попросил политического убежища. Позднее в СССР, несмотря на его отсутствие, Нуреева осудили на семь лет за измену родине. Алла выступала его защитником.

Тем временем с Аллы в буквальном смысле не спускали глаз. В Лондоне ее поселили в отдельной комнате. Выпускали и запирали ее на ключ, нигде не оставляя без сопровождения. Она вынуждена была скрываться от поклонников, а на запросы журналистов неизменно отвечали, что Осипенко Алла не может дать интервью, так как она «рожает». В дальнейшем ей разрешали посещать лишь социалистические страны.

Алла и раньше испытывала терпение КГБ. Во время ее первых гастролей в Париже, еще в 1956 году, она (первая среди советских балерин) получила премию А однажды, выполняя просьбу знакомой, передала посылку ее сестре, сбежав при этом от наблюдателей - через черный ход.

Л. В. Якобсон

В Кировском театре Осипенко Алла сыграла в немалом количестве постановок, среди них - «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан», «Золушка», «Отелло», «Легенда о любви». Но тяжелая атмосфера, скандалы, напряженные отношения с руководством, творческая неудовлетворенность - все это породило в балерине непереносимую усталость. Спустя 21 год работы в театре она его покинула.

Вместе с партнером Джоном Марковским она присоединилась к труппе Л. В. Якобсона, к его «Миниатюрам». Это был рискованный шаг - постановки Якобсона постоянно подвергали цензуре, выискивали в них признаки антисоветчины, пытались запрещать. Бунтарский характер балерины проявился и здесь. Когда комиссия запретила танцевальный номер «Минотавр и нимфа» за его «эротизм», Алла вместе с хореографом бросилась к председателю горисполкома К их удивлению и радости, номер разрешили поставить.

Характер у Якобсона был тяжелый. Он готов был репетировать в любое время, круглые сутки. Причем репетиции проходили в маленьком неудобном помещении. Хореограф заставлял актеров полностью отдаваться работе, действовать практически на износ, до полной отдачи. Выполнять сложные, почти невозможные движения. Но Алла была рада работе с Якобсоном. Она считала его гением, боготворила его и даже была немножко в него влюблена. Так возникли постановки «Жар-птица», «Лебедь» и «Идиот», который Якобсон поставил специально для Осипенко. Но отношения балерины и хореографа постепенно дали трещину.

Когда в 1973 году Осипенко вновь получила травму, Якобсон не захотел ждать ее выздоровления.

Конец карьеры

Покинув Якобсона, Осипенко и Марковский оказались на улице. Это было трудное время, работы почти не было. Удача улыбнулась им в 1977 году, когда они сошлись с хореографом Б. Я. Эйфманом, став ведущими актерами его труппы «Новый балет». Там балерина работала до 1982 года. Но это был уже конец ее карьеры, во многом предопределенный ее разрывом с Марковским.

В дальнейшем Алла пробовалась в кино - «Голос» Авербаха, полуобнаженная Ариадна в «Скорбном предчувствии» А. Сокурова. Театральные постановки. Затем, после Перестройки, Осипенко уехала за границу, где долго преподавала хореографию. Продолжила она заниматься этим и в России.

Любовь

Балерина Алла Евгеньевна Осипенко была замужем несколько раз. Трагический след в ее жизни оставила смерть ее единственного сына, рожденного от актера Геннадия Воропаева.

Более известно ее супружество с Джоном Марковским. Их блестящий дуэт называли «парой века». Алла называла Марковского своим самым лучшим партнером. По ее словам, в танце они словно становились единым целым. В первый раз они выступили вместе в Перми, и тогда же начался их роман, хотя она была старше на двенадцать лет. Они были вместе 15 лет. После разрыва с ним Алла не смогла найти себе другого такого же партнера, по ее словам, это стало их концом как танцоров.

Учителя и кумиры

Кумиром балерины долгое время была Наталия Дудинская. Осипенко страстно подражала ей. Подражание сослужило плохую службу - ведь оно мешало проявить собственную индивидуальность, и Алле пришлось переучиваться. Были у нее и другие кумиры среди балерин, например, Вера Арбузова.

Среди людей, которые подтолкнули ее талант, Алла особенно отмечает Бориса Фенстера. В свое время он увидел и помог раскрыть способности девочки. В то время ее называли «девочка с веслом», потому что она была слишком пухленькой для балерины. Но Фенстер заметил ее и предложил ей роль Панночки в «Тарасе Бульбе». Он стал строгим наставником, заставившим ее не только похудеть, но и задуматься о себе.

Очень помогла балерине и Лидия Михайловна Тютина. Во многом благодаря ей Осипенко смогла вернуться после травмы.

Нельзя не упомянуть и Агриппину Ваганову. Она была строгим учителем, часто кричала на свою ученицу и нередко замечала, что та благодаря своему характеру закончит жизнь в мюзик-холле. Но при этом она была замечательным, неординарным педагогом.

Балерина - это звание

Как отметила в одном из интервью сама Алла Осипенко, балерина - это звание, а не профессия. И чтобы ею стать, нужен характер. Осипенко всей своей жизнью доказала это утверждение. Успех и неудачи, счастье и драма - все это сформировало ее такую неординарную личность.

Лауреат Международных фестивалей молодежи и студентов (Прага, 1950; Москва, 1957), Парижской академии танца (премия им. А. Павловой, 1956), заслуженная артистка РСФСР (1957), народная артистка РСФСР (1960).

Окончила ЛХУ в 1950 (ученица А. Вагановой). В 1950-71 в Театре им. Кирова. Первая исполнительница партий: Хозяйка Медной горы; Любимая («Берег надежды»), Панночка; Дездемона («Отелло»), Жемчужина («Жемчужина»), Молния («Человек»), Орел в миниатюре «Прометей и орел» («Хореографияеские миниатюры»); др. партии: Мехменэ Бану, Сари, Фригия, Маша, Одетта - Одиллия, фея Сирени, Раймонда, Подруга Раймонды («Раймонда»), Нина («Маскарад»), Никия, Гамзатти, вариация в акте «Тени» («Баядерка»), Злюка; Царица бала («Медный всадник»), Уличная танцовщица, Повелительница дриад («Дон Кихот»), 7-й вальс, мазурка («Шопениана»), «Размышление», «Поцелуй» («Хореографические миниатюры»), 6-й вальс («Вальсы Равеля»), Вакханка; Красавица («Блудный сын», 1974).

В Малом оперном театре исполняла роль Клеопатры («Антоний и Клеопатра»). Участвовала в концертах «Камерного балета» п/р Г. Алексидзе. В 1971-73 солистка труппы «Хореографические миниатюры»; первая исполнительница миниатюр «Полет Тальони», «Минотавр и нимфа», «Жар-птица», Солистка («Экзерсис XX»).

В 1973-77 солистка Ленконцерта; в 1977-82 солистка Театра современного балета п/р Б. Эйфмана, где исполняла ведущие партии в балетах: «Прерванная песня», «Двухголосие», «Жар-птица», «Идиот».

Снималась в т/ф «Хореографические миниатюры» («Размышление», «Поцелуй»), «Ленинградский балет сегодня» (Мехменэ Бану, Хозяйка Медной горы), «Тема с вариациями» («Сиринкс» - концертный номер на муз. Д. Шостаковича), «Сказ про холопа Никишку» (Птица); в к/ф «Голос», «Фуэте», «Зимняя вишня».

В 1966-70 преподавала классический танец в ЛХУ.

Осипенко - выдающаяся классическая балерина. Ее выделяли «длинные, красивые пропорции, словно «поющие» движения ног» (Т. Вечеслова), совершенная красота таких поз, как арабеск и аттитюд, четкое ощущение танцевального материала, «острая, графичная, сдержанно-экспрессивная манера» (В. Чистякова). В классическом репертуаре была великолепной феей Сирени, интересной исполнительницей Одетты - Одиллии, Раймонды.

Становление актрисы, ее стремление к исполнению психологически сложных партий, творческая неудовлетворенность подлинного художника совпали с периодом активных поисков нового в хореографическом искусстве на сцене Театра им. Кирова. Встреча с хореографией Ю. Григоровича, а затем И. Бельского явилась толчком к раскрытию и становлению творческой индивидуальности балерины. Четкая графика современной хореографической лексики оказалась близка данным балерины, позволила ей создать свою, «осипенковскую» манеру танца. Значительна ее работа в «Береге надежды», но коронной ролью была Хозяйка Медной горы, созданная Григоровичем в содружестве с нею. Творчески возмужавшая, Осипенко возобновила в своем репертуаре партии феи Сирени, Сари, Одетты, миниатюры Л. Якобсона и обогатила их новыми красками. Большая творческая удача актрисы на сцене Театра им. Кирова - роль Мехменэ Бану, карающей и беззащитной, мудрой и беспомощной, великодушной и мстительной царицы и раздираемой страстями женщины.

В ансамбле п/р Якобсона Осипенко поразила зрителя образом воздушной, почти бесплотной, не подверженной земным чувствам Тальони, образом, зовущим к идеалу, вершинам прекрасного. Огромный успех у публики имела и миниатюра на музыку А. Берга «Минотавр и нимфа», где древний мир рисовался резкими и драматическими красками.

Мастером современной хореографии, способным на любые творческие эксперименты, показала себя артистка в работе с балетмейстером Б. Эйфманом. Подлинным шедевром стал маленький балет для двух исполнителей «Двухголосие» - своеобразная психологическая притча о современной женщине, женщине любимой и любящей, отвергаемой и необходимой, верной и преданной.

Осипенко принесла на сцену свою тему. Ее героини всегда жили сложной внутренней жизнью, искали ответы на множество вопросов, в борьбе обретая мудрость и нравственную чистоту.

Литература: Зозулина Н. Алла Осипенко.- Л., 1987; Добровольская Г. Алла Осипенко.- В кн.: Ленинградский балет сегодня. Л., 1967, вып. 1; Красовская В. Алла Осипенко.- Театр. Ленинград, 1957, № 14; Львов-Анохин Б. Алла Осипенко.- Муз. жизнь, 1962, № 12; Вечеслова Т. Танцует Алла Осипенко.- Нева, 1963, № 10; Добровольская Г. Алла Осипенко.- Театр, 1964, № 11; Ступников И. О любви, о подвиге,- Нева, 1966, № 12; его же. Прерванная мечта.- Театральная жизнь, 1967, № 9; Добровольская Г. Тема ее творчества,- Ленингр. правда, 1967, 3 июня; Карп П. Гармония танца.- Смена, 1975, 12 июня; Красовская В. Алла Осипенко.- Театр, 1975, № 12; Отюгова Т. Выбор,- Смена, 1982, 4 июля; Зозулина Н. Алла Осипенко.- Сов. балет, 1983, № 3.

А. Деген, И. Ступников

«Одна из наиболее значительных фигур в своем поколении», «прелестные линии, насыщенность образа», «актриса и человек выдающихся качеств», – в таких словах балетные критики, режиссеры и даже коллеги-балерины выражали восхищение искусством Аллы Осипенко.

Родина Аллы Евгеньевны – Ленинград. Мать будущей балерины происходила из семьи, богатой художественными традициями: ее предком был художник Владимир Боровиковский, она состояла в родстве с поэтом Александром Боровиковским и пианистом . Музыку в семье любили, мать играла на фортепиано, и маленькая Алла обожала танцевать под ее исполнение. Гости умилялись, глядя на ее детские танцы, и выражали сожаление, что девочка не сможет стать балериной из-за искривленных ног. Правда, этот физический недостаток сошел на нет по мере роста, но о балетной карьере для Аллы не задумывались ни родители, ни она сама. В хореографическое искусство она пришла почти случайно.

Аллу воспитывали в традициях интеллигенции былых времен, усиленно оберегая от «дурных влияний», а ведь девочке – как и всем детям – хотелось общаться со сверстниками, поэтому, увидев однажды в школе объявлении о записи в некий кружок, она поспешила туда записаться, даже не разобравшись, чему там будут учить. Как выяснилось, кружок был хореографический. Случайность оказалась судьбоносной: наставник разглядел в девочке талант и через год занятий посоветовал родителям Аллы показать ее специалистам. Родители последовали совету, и девочка была зачислена в Ленинградское хореографическое училище. Это произошло накануне начала Великой Отечественной войны.

Воспитанники училища, в их числе и Алла Осипенко, были отправлены в эвакуацию – сначала в Кострому, затем на Урал. Занятия проходили в ужасающих условиях, в помещениях, совершенно не приспособленных для этого – то в здании церкви, то в бараке. Зимой приходилось заниматься в неотапливаемых помещениях – ученицы брались за перекладины, надев варежки, и даже вынуждены были надевать пальто. Вспоминая впоследствии эти тяжелые дни, Алла Евгеньевна говорила, что любовь к балету, взращиваемая в таких условиях, неизбежно должна была стать вечной и всепоглощающей.

Училище возвратилось в Ленинград в 1944 г. Учеба продолжается, и весьма успешно. В 1948 г. поставил для юной студентки миниатюру «Meditation» на музыку – и об Алле Осипенко заговорили за пределами учебного заведения.

Осипенко была одной из последних учениц . После завершения учебы – в 1950 г. – ее приняли в труппу Театра им. С.М.Кирова. Поначалу все складывается прекрасно, на репетициях и спектаклях молодая артистка испытывает прилив подлинного вдохновения, но именно это и стало причиной серьезного испытания: однажды при возвращении с репетиции « » эмоции настолько переполняли балерину, что из троллейбуса она не вышла, а выпрыгнула – и повредила ногу. Из-за травмы она не танцевала в течение полутора лет, но благодаря своему упорству смогла вернуться на сцену.

Среди ролей Осипенко в Кировском театре – Маша в « », Мария в « », Царица бала в « », Фея сирени в «Спящей красавице», Гамзатти в « » и множество иных партий. Но поистине «звездным часом» стала для нее роль Хозяйки Медной горы в «Каменном цветке», исполненная в 1957 г. Эта роль была примечательная не только тем, что исполнительница выходила на сцену в обтягивающих трико, без традиционной балетной пачки (что было весьма нетипично для отечественного искусства тех времен) – необычной была сама хореография, настолько, что балерина не раз слышала от коллег: «Если будешь танцевать так, как ты танцуешь «Каменный цветок», ты больше не сможешь сделать ничего – ни « », ни « ». Рядом с этой партией балерина ставит только главную роль в балете «Антоний и Клеопатра», которую она исполнила в 1968 г. в Малом театре.

На судьбу балерины негативно повлияла эмиграция – ведь Осипенко была не просто его партнершей, а последней советской балериной, танцевавшей с ним. Это стало причиной настороженного отношения к ней – не последует ли она примеру партнера? На гастроли ее выпускали крайне редко, только в социалистические страны и даже там запирали в гостиничном номере. Такие строгие меры были излишними – хоть Осипенко и не осуждала Нуриева, сама она эмигрировать не собиралась… Такая нездоровая атмосфера вокруг балерины, а также тот факт, что после успеха в «Каменном цветке» на нее смотрели как на «актрису одного амплуа», стали причиной ухода Осипенко из театра. В заявлении об увольнении она указала в качестве причины «творческую и моральную неудовлетворенность».

Вместе с нею театр покинул Джон Марковский – супруг и партнер. Их дуэт называли «дуэтом века», в танце с ним балерина ощущала полное единение. Для супругов, ставших солистами труппы , балетмейстер ставил хореографические миниатюры, которые не всегда находили понимание у современников и даже вызывали недовольство властей. Так, в миниатюре «Минотавр и нимфа» усмотрели непристойность, и знаменитой балерине пришлось лично посетить Ленинградский исполком, чтобы ее исполнение было разрешено.

Осипенко пришлось покинуть труппу в 1973 г. – балетмейстер не захотел ждать, когда она восстановится после травмы. Вместе с Марковским она выступает в сборных концертах и даже сельских клубах, а в 1977-1982 гг. – в составе труппы «Новый балет». Одной из лучших ее партий в этой труппе стала роль Настасьи Филипповны в балете «Идиот», поставленном на музыку .

С конца 1980-х гг. Осипенко ведет преподавательскую деятельность в различных труппах – американских, французских, итальянских, российских.

Алла Осипенко возглавляет Международный фонд «Терпсихора».

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено.

Заслуженная артистка РСФСР (1957).
Народная артистка РСФСР (8.03.1960).

Окончила Ленинградское хореографическое училище (класс А. Вагановой) в 1950 году.
С 1950 по 1971 год работала в Театре оперы и балета имени Кирова, где была первой исполнительницей ведущих балетных партий.
В 1971-1973 годах - солистка труппы «Хореографические миниатюры» под руководством Леонида Якобсона.
С 1973 года - солистка Ленконцерта.
С 1977 по 1982 год работала в Ленинградском театре современного балета Бориса Эйфмана, где танцевала в таких известных спектаклях как «Идиот», «Прерванная песня», «Двухголосие», «Жар-птица».
В 1966-1970 годах преподавала классический танец в ЛХУ имени Вагановой.

С 1989 по 2000 год преподает в балетных школах Европы и Америки. Ее педагогическая деятельность началась в театре Гранд-Опера в Париже, куда ее пригласил Рудольф Нуреев. В классе балерины занимались звезды французского балета и сам Нуреев. Она преподавала в знаменитой школе М. Безобразовой в Монте-Карло. Несколько лет она вела уроки классического танца в школах Флоренции, а также давала мастер-класс танцовщикам театра "Коммунале" в этом городе.
В 1995 году переезжает в США, где преподает в большой школе классического танца в г. Хартфорде (штат Коннектикут) и репетирует партии классического репертуара в компании "Хартфорд балет".
В 2000 году возвращается в Санкт-Петербург. Два года преподает в школе искусств "Кантилена". С октября 2002 года преподавала в студии классической хореографии, ею организованной.

В 2003 году она избирается президентом Международного благотворительного фонда содействия развитию танцевального искусства "ТЕРПСИХОРА".
С 2004 по 2007 гг. работала педагогом-репетитором в театре балета К. Тачкина.
С сентября 2007 года работает репетитором Императорского Михайловского театра.

театральные работы

Ленинградское хореографическое училище
1947 - Трио - «Музыкальный момент», на муз. Ф. Шуберта, постановка В. Чабукиани
1948 - Дуэт - «Размышление» П. И. Чайковского (партнёр Р. Клявин), пост. Л. Якобсона

Ленинградский ГАТОБ им. С. М. Кирова
1950 - Маша - «Щелкунчик» П. И. Чайковского, пост. В. Вайнонена
1950 - Большие лебеди - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, пост. Л. Иванова-М. Петипа, редакция К. Сергеева
1951 - Два лебедя - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, пост. Иванова-Петипа, ред. К. Сергеева
1951 - Фея Сирени - «Спящая красавица» ПИ.Чайковского, пост. М. Петипа, возобновление В. Пономарёва
1951 - Мария - «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, постановка Р. Захарова
1951 - Подруга Раймонды - «Раймонда» А. Глазунова, постановка М. Петипа, ред. К. Сергеева
1951 - Царица бала - «Медный всадник» Р. Глиэра, пост. Р. Захарова
1951 - Pas de trois - III акт балета «Баядерка» Л. Минкуса, постановка М. Петипа
1952 - Монна - «Жизель» А. Адана, пост. Коралли-Перро-Петипа
1952 - Трио нимф - «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, постановка Л. Лавровского
1953 - Гамзатти - «Баядерка» Л. Минкуса, постановка М. Петипа
1953 - Уличная танцовщица - «Дон Кихот» Л. Минкуса, постановка Петипа-Горского
1953 - Фея Сирени - «Спящая красавица» П. И. Чайковского, пост. М. Петипа, ред. К. Сергеева
1954 - Никия - «Баядерка» Л. Минкуса, постановка М. Петипа
1954 - Одетта/Одиллия - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, постановка Иванова-Петипа, ред. К. Сергеева
1954 - Фея Лета - «Золушка» С. Прокофьева, пост. К. Сергеева
1955 - Раймонда - «Раймонда» А. Глазунова, постановка М. Петипа, ред. К. Сергеева
1955 - Grand pas - «Лауренсия» А. Крейна, пост. В. Чабукиани
1955 - Панночка - «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, постановка Б. Фенстера
1955 - Вакханка - «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, постановка Л. Лавровского
1957 - Хозяйка Медной горы - «Каменный цветок» С. Прокофьева, постановка Ю. Григоровича
1959 - 2 партии в хореографических миниатюрах «Поцелуй» («Триптих на темы Родена»), на муз. К.Дебюсси (партнёр Вc. Ухов) и «Прометей», на муз. В. Цытовича (партнёр Аскольд Макаров), «Хореографические миниатюры», постановка Л. Якобсона
1959 - Его Любимая - «Берег надежды» А. Петрова, постановка И. Бельского
1960 - Фригия - «Спартак» А. Хачатуряна, пост. Л. Якобсона
1960 - Дездемона - «Отелло» А. Мачавариани, пост. В. Чабукиани
1961 - Сари - «Тропою грома» К. Караева, постановка К. Сергеева
1961 - Мехмэнэ-Бану - «Легенда о любви» А. Меликова, постановка Ю. Григоровича
1961 - Мазурка. Прелюд. Седьмой вальс - «Шопениана», на муз. Ф. Шопена, постановка М. Фокина
1961 - Нина - «Маскарад» Л. Лапутина, постановка Б. Фенстера
1963 - 6-й вальс в хореографическом цикле «Новеллы любви» («Вальсы Равеля»), постановка Л. Якобсона (партнёр И. Уксусников)
1965 - Девушка («Жемчужина») - «Жемчужина» Н. Симонян, постановка К. Боярского
1966 - Смерть - «Человек» В. Салманова, постановка В. Катаева
1967 - Злюка - «Золушка» С. Прокофьева, постановка К. Сергеева
1974 - Красавица - «Блудный сын» С.Прокофьева, постановка М. Мурдмаа - Бенефис М. Барышникова, Ленинградский ГАТОБ им. С. М. Кирова

Другие театры
1966 - «Сиринкс», - хореографическая миниатюра на муз. К. Дебюсси, постановка Г. Алексидзе - Концертное исполнение
1966 - Дуэт Ледяной девы и Асака из балета «Ледяная дева», на музыку Э. Грига, балетмейстер Фёдор Лопухов, восстановление П. Гусева. Партнёр - И. Чернышёв - Гала-концерт в честь Ф. Лопухова, ЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова
1968 - Клеопатра - «Антоний и Клеопатра» Э.Лазарева, постановка И. Чернышёва - Ленинградский государственный академический Малый театр оперы и балета
1975 - Партия в хореографической композиции «Рапсодия в стиле блюз», на муз. Дж. Гершвина, постановка Б. Аюханова - «Молодой балет Алма-Аты»
1975 - Партия в хореографической миниатюре «Rondo caprissioso», на муз. К. Сен-Санса, постановка Б. Аюханова - «Молодой балет Алма-Аты»
1984 - Партия в хореографической миниатюре «Сарабанда» И.-С.Баха, постановка Г. Алексидзе - Концертное исполнение
1984 - Дуэт - «Andante sostenuto» П. Чайковского, постановка Н. Долгушина - Концертное исполнение
1995 - Партия - в танц-пьесе «Вера… Надежда… Любовь… Алла», пост. Евгения Полякова - Театр имени Моссовета, 20 ноября
1998 - Партия - «Жизнь артиста», на муз. И. Кальмана, пост. К. Ласкари, реж. А. Белинский - Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии
1998 - Она - в балете-пантомиме «…но облака…», по пьесе С. Беккета, пост. Алексея Кононова, реж. Роман Виктюк - Вечер к 45-летию творческой деятельности, на на сцене БДТ, 6 января
2001 - Мод - в балете-феерии «Гарольд и Мод», по роману К. Хиггинса, пост. Алексея Кононова - Театральное агентство «Театр Дом»

Ленинградский ансамбль «Хореографические миниатюры», постановки Л. Якобсона
1971 - Партия - «Полёт Тальони», на муз. В.-А.Моцарта
1971 - Партия - «Минотавр и нимфа», на муз. А. Берга
1971 - Партия - «Жар-птица», на муз. И. Стравинского
1972 - «Лебедь» - хореографическая миниатюра на муз. К. Сен-Санса
1972 - Адажио. Дуэт. Танго - «Экзерсис-XX», на муз. И.-С. Баха
1972 - Солистка - «Блестящий дивертисмент» М. Глинки (на темы из оперы Беллини «Сомнамбула»)

«Ленконцерт»
1974 - Дуэт Джульетты и Ромео - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, пост. М. Мурдмаа
1974 - Pas de deux, на муз. А. Адана, постановка Дж. Марковского
1974 - Pas de deux - «Талисман» Р. Дриго, постановка М. Петипа, возобновлен Л. Тюнтиной
1975 - Клеопатра - одноактная композиция «Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева, пост. И. Чернышёва

Ленинградский ансамбль балета («Новый балет»)
1977 - Ночная красавица - «Под покровом ночи» («Чудесный мандарин» Б. Бартока, постановка М. Мурдмаа
1977 - Песня - «Прерванная песня» на муз. И. Калныньша, пост. Б. Эйфмана
1977 - Партия - «Двухголосие» на муз. из репертуара «Пинк Флойд», постановка Б. Эйфмана
1978 - Жар-птица - Жар-птица» И. Стравинского, пост. Б. Эйфмана
1980 - Настасья Филипповна - «Идиот» на муз. П. И. Чайковского, постановка Б. Эйфмана
1981 - Партия - в композиции «Автографы» на муз. Л. Бетховена (партнёр Марис Лиепа), постановка Б. Эйфмана

призы и награды

Лауреат Премии им. Анны Павловой Парижской академии танца (1956).
Лауреат премии «Золотой софит» - «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» (2002).
Царскосельская художественная премия (2005).
Лауреат международных фестивалей молодежи и студентов.

Знаменитая балерина отмечает юбилей творческой деятельности

«Я не люблю, когда меня называют великой, потому что странно и смешно слышать такое о себе», — призналась Осипенко на встрече с журналистами, но Ульяна Лопаткина возразила: «Вы это заслужили!»
Потому что, когда речь заходит об Алле Осипенко, невозможно избежать высокопарных слов и эпитетов. Потому что сегодня, когда чуть ли не каждый артист — звезда, а легенд почти не осталось, она — действительно легенда ленинградского балета.
Накануне юбилейного праздничного вечера корреспондент «ВП» встретилась с Аллой Евгеньевной.


Ушла из Мариинки, когда меня перевели в миманс
— Наверное, для балерин тяжелая травма — ранний уход из театра. Как это можно пережить и не сломаться?
— Да, вероятно, это очень тяжело и болезненно, но дело в том, что я задержалась в балете и протанцевала до 54 лет. Когда меня пригласили в последний раз, я была в идеальной худобе, и физически для меня это было возможно. Конечно, я уже не танцевала «Лебединое озеро», но на меня ставили те спектакли, в которых я могла танцевать, несмотря на возраст. Мне удалось долго продержаться на сцене.
— Вы сами ушли из Мариинского театра, это был смелый поступок
— Я ушла из Мариинского, не потерпев того, что в 39 лет, после того как я оттанцевала там двадцать лет и пользовалась успехом, меня вдруг поставили в миманс и я стала выходить в «дамах». Тогда зрители написали в администрацию театра записку: «Это катастрофа ленинградского балета — то, что Осипенко стоит в мимансе». Для меня это было большим оскорблением, и потому я ушла — к Леониду Якобсону, на нищенский оклад в 70 рублей, но я знала, ради чего туда пришла. И он мог кричать на меня, бить меня, заставлять делать все то, что делали его двадцатилетние ученицы, — я не возражала, потому что знала, зачем я здесь, и это было главным.
Жизнь — это борьба!
— Когда-то в журнале были опубликованы отрывки из вашего дневника. Вы ведете его до сих пор?
— Нет, не веду, это был такой период.
— А почему возникла необходимость писать дневник?
— У меня был сын, и я писала для него и ему. Когда сына не стало, то потребность эта ушла.
— Но ведь у вас есть внук Даня…
— Внук не интересуется балетом, у него другие интересы.
— Какие же?
— Ему сейчас двадцать лет, я не очень знаю о том, чем именно он увлекается, потому что Даня закрытый мальчик: трагедия с отцом, которую он пережил, оставила след в его характере. Но он хороший, добрый, красивый и похож на своего отца.
— А не было ли у вас желания написать книгу?
— Сейчас такая мысль у меня появляется, иногда думаю: ну что же я сижу без дела, репетиций стало мало, свободное время есть, может, и правда, написать книгу? Мы ведь можем рассказать нашим ученикам больше, чем они знают и о балете, и о жизни, о том, как надо преодолевать трудности. Например, в пятом классе я выписала для себя мысль Бальзака: «Жизнь — это борьба, в которой надо всегда угрожать». А сейчас я уже смеюсь над этим, хотя то, что жизнь — борьба, я очень хорошо узнала, но вот то, что в ней надо угрожать, я так и не поняла. Своим ученикам я сейчас говорю, что надо быть очень стойкими в борьбе за свое существование.
В балете наступил
какой-то провал
— Как вам кажется, изменились Петербург и петербуржцы?
— Я же из семьи Боровиковских и Софроницких, так что те люди, среди которых я выросла, были совсем другими — иными, чем те, кого я встречаю сейчас. А город становится красивее, чем был после войны, каким я видела его в детстве. Но вот выпал снег, и, к сожалению, опять грязно, а на Западе этого не бывает. Там снег выпадает, а тротуары и дороги остаются чистыми. Нам надо у них поучиться соблюдать порядок и чистоту, как они у нас научились балету.
— А изменились ли зрители?
— Раньше было больше постоянных зрителей — любителей балета, любителей определенных имен, сейчас их стало меньше. Потому что очень много туристов, все они хотят попасть в театр, так что иногда на спектакле присутствует совсем не знающая и не понимающая балета публика. Балет, к сожалению, перестает быть элитарным искусством.
— Алла Евгеньевна, как вы думаете, в каком состоянии находится современный российский балет?
— Меня уже нельзя ниоткуда выгнать, поэтому я могу сказать правду и не кривить душой. Мне кажется, что у нас в стране сейчас не только экономический кризис, но и кризис в балете. Я своим ученицам, закончившим Академию им. Вагановой, говорю: «Как же так, нас в училище выучили лучше, чем вас в академии!» Не знаю, от чего это зависит, от того ли, что талантливые ученики рождаются редко, или от педагогов. Раньше говорили, что наш балет «впереди планеты всей», сейчас эта фраза уже не произносится, в балете наступил какой-то провал. Но может быть, надо подождать, придет время и вспыхнет какая-то новая волна…
Я была толстой и весила 57 килограммов!
— Наверное, как у каждой балерины, у вас есть свой секрет, как поддерживать форму и сохранять стройную фигуру?
— Я думаю, что есть такие балерины, которым ничего не надо для этого делать, они просто родились худенькими. Я-то, к сожалению, не такая, когда я заканчивала школу, то была толстой и весила 57 килограммов, а когда завершала карьеру балерины, то весила 45. Для этого мне нужно было отказаться от еды, я не сижу на диетах, но ограничиваю себя в питании, не ем сладкого, мучного, жирного.
Не могу представить, чтобы педагог позволил себе растолстеть: раз он требует от ученика поддерживать форму, то и сам должен ее держать.

Беседовала Виктория АМИНОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

Алла Евгеньевна Осипенко родилась 16 июня 1932 года в Ленинграде.
21 июня 1944 года была зачислена в Ленинградское хореографическое училище. После окончания сразу была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (сегодня — Мариинский). С 1954 по 1971 год — прима-балерина театра. С 1971 по 1973 год — солистка балетной труппы «Хореографические миниатюры» под руководством Леонида Якобсона. Многие партии в эти годы танцевала со своим партнером в жизни и на сцене Джоном Марковским. С 1973 года работала в Ленконцерте. Выступала в спектаклях Ленинградского Малого театра оперы и балета (сегодня — Михайловский). С 1977 по 1982 год — солистка Ленинградского ансамбля балета под руководством Бориса Эйфмана.
Народная артистка России (с 1960 года). Лауреат Премии им. Анны Павловой Парижской академии танца.
Четырежды состояла в браке. Сын — Иван Воропаев (1963 — 1997) — трагически погиб. Внук Даниил родился в 1990 году.

4 декабря на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории пройдет вечер балета «Корифеи русской сцены».
Как рассказал журналистам продюсер проекта Григорий Танхилевский, выступление посвящено 60-летию сценической деятельности легендарной балерины. Известные танцовщики представят номера, которые когда-то исполняла известная артистка. Будут показаны давно не исполнявшиеся номера, восстановленные специально для этого проекта.
«Увидеть эти номера в сегодняшнем исполнении будет интересно. А те, кто видел меня на сцене, смогут сравнить», — отметила Осипенко.
В отрывках из спектаклей «Лебединое озеро», «Легенда о любви», «Спартак», «Вальпургиева ночь» зрители увидят уникальный звездный состав — Ульяну Лопаткину, Ирму Ниорадзе и Игоря Колба, Валерия Михайловского, Анастасию Колегову и Евгения Иванченко, Елизавету Чепрасову, Константина Зверева и Григория Попова, Олесю Гапиенко и Петра Базарона. Ульяна Лопаткина исполнит номер «Умирающий лебедь». «Нам сегодня не хватает той яркости, которая была свойственна ленинградскому балету. Мы должны учиться на том опыте, а не вспоминать наше наследие иногда, по случаю какой-то даты», — отметила Лопаткина.
Устроители вечера готовят экспозицию любезно предоставленных балериной уникальных фотографий и документов из ее личного архива, на которых запечатлены многие великие деятели искусства. Эти экспонаты никогда ранее не публиковались в открытом доступе.
Проект подготовлен для единственного показа и повторяться не будет.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»