Списки команд что где когда. Принципы формирования команды в "что, где, когда"

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

42 года назад, 4 сентября 1975 года, вышла в эфир первая передача телевизионного клуба знатоков «Что? Где? Когда?». Правда, тогда еще никаких знатоков не было. Изначально любимая игра была семейной викториной.

В передаче приняли участие две команды - семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы. Передача снималась частями - сначала в гостях у одной семьи, а потом у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла только одна программа. Это был год поиска формы игры.

(Всего 25 фото)

1984 год. Запись телевизионной игры «Что? Где? Когда?» на Центральном телевидении. © РИА Новости, М. Юрченко Но уже в следующем, 1976 году семейная викторина превратилась в телевизионный молодежный клуб «Что? Где? Когда?». В записи передачи приняли участие студенты нескольких факультетов МГУ, которые при обсуждении вопроса громко разговаривали и курили. Первый выпуск игры вел не Владимир Ворошилов, а… Александр Масляков.

1984 год. Телеведущий викторины «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов ждет ответа на вопрос. © РИА Новости, М. Юрченко Именно тогда в игре появился волчок. Правда, стрелка волчка выбирала того человека, который будет отвечать на вопрос телезрителя. Участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя. Минуты обсуждения еще не было. Ответил на вопрос - получи приз: книгу. Ответил на семь вопросов - получи главный приз: комплект книг. Ответы игроков оценивали члены почетного жюри - академик АМН СССР О.В. Бароян, член-корреспондент АН СССР В.О. Гольданский, писатель Д.С. Данин.

1984 год. Член Академии наук СССР Игорь Петрянов-Соколов принимает участие в телевикторине «Что? Где? Когда?». © РИА Новости, М. Юрченко В следующем, 1977 году, ведение передачи переносится за кадр. Ведущего в кадре сменили четыре голоса за кадром. Среди новых закадровых ведущих были Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции Центрального телевидения, журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова. Владимир Ворошилов был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль - озвучивали письма телезрителей.

1984 год. Участники телевикторины «Что? Где? Когда?» обсуждают вопрос. © РИА Новости, М. Юрченко Кто вел передачу по ту сторону экрана, для телезрителей долго оставалось загадкой (до 1980 года). А за Владимиром Ворошиловым прочно закрепилось прозвище «инкогнито из Останкино». Имя ведущего игры впервые прозвучит 23 апреля 1980 года, когда эфир закончится словами: «Вел передачу Владимир Ворошилов».

1985 год. Режиссер и ведущий телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов готовит очередную игру. © РИА Новости, Г. Казаринов 24 декабря 1977 года игра наконец обрела окончательную форму: волчок, показывающий вопрос, а не на игрока, ограничение в одну минуту на время обсуждения вопроса, приз телезрителю за самый лучший вопрос.

Работник зообазы Российской киностудии «Центрнаучфильм» с филином Фомкой, неизменным символом телепередачи «Что? Где? Когда?». © РИА Новости, Эттингер Тогда же в игре появился первый ее символ - филин Фомка.

Тогда по правилам игры каждый правильный ответ приносил приз-книгу в общий фонд участников игры. Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась.

1985 год. Знатоки и автор сценария, режиссер и ведущий передачи Владимир Ворошилов обсуждают итоги игры. © РИА Новости, Г. Казаринов В 1979 году участники передачи впервые называются «знатоками». До этого момента все игроки были «членами клуба «Что? Где? Когда?»» или просто «участниками» передачи. Также в этом году у команд клуба появляются тренеры: кандидаты психологических наук Борис Братусь и Александр Асманов, преподаватель кафедры социальной психологии Адольф Хараш. Тренеры могут брать тайм-аут, производить замены отдельных игроков или всей шестерки.

1985 год. Игрок телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» Александр Венгерцев, строитель из города Дмитровограда Ульяновской области. © РИА Новости, Г. Казаринов 24 января 1979 года в игре «Что? Где? Когда?» прозвучала первая музыкальная пауза.

1988 год. Музыкальная пауза в передаче «Что? Где? Когда?». © РИА Новости, Олег Ласточкин На протяжении нескольких лет игра «Что? Где? Когда?» была одной из немногих на советском телевидении передач, где можно было увидеть популярных зарубежных исполнителей.

1989 год. Участник музыкальной паузы греческий певец Демис Руссос. © РИА Новости, Олег Ласточкин В 1980 году введено новое правило - в критической ситуации проигрывающей команде давался особый шанс: финальный раунд можно было играть всем клубом.

1986 год. Эфир передачи «Что? Где? Когда?». © ИТАР-ТАСС, Игорь Зотин В 1982 году окончательно определилась форма игры. Введено новое правило: игра продолжается до шести очков. До этого момента счет игры все время был разным - задавалось столько вопросов, сколько позволял хронометраж. Появляется фирменная фраза ведущего: «Счет 0:0. Телезрители против знатоков. Первый раунд».

1985 год. Капитан одной из команд клуба «Что? Где? Когда?» Марина Летавина. © РИА Новости, Г. Казаринов Всю игру играет одна команда знатоков; знатоки продолжают участие в играх сезона, если они выигрывают; знатоки уступают место в клубе новичкам, если они проигрывают.

1985 год. Участники телевикторины «Что? Где? Когда?» обдумывают ответ. © РИА Новости, Г. Казаринов В 1983 году Клуб знатоков обживает новое помещение - особняк на ул. Герцена, 47. В этом сезоне играют тройками. Две тройки играют, одна тройка - в креслах «запасных». Возможна замена всей тройки или одного-двух игроков. Состав команды меняется по усмотрению капитана. Некоторые из заявленных на игру знатоков так и остаются «запасными» и не участвуют в игре. Введено новое правило - знатоки могут отказаться от минуты обсуждения и использовать сэкономленную минуту в любом другом раунде.

1989 год. Знатоки за игровым столом. © ИТАР-ТАСС, Борис Дембицкий 1984 год. Игрокам во время минуты обсуждения разрешено пользоваться справочной литературой: Большой советской энциклопедией, словарями Ушакова, Ожегова и Даля, Философским энциклопедическим словарем, Географическим энциклопедическим словарем, Физическим энциклопедическим словарем, Химическим энциклопедическим словарем, Советским энциклопедическим словарем.

1985 год. Идет игра. Телевизионный клуб «Что? Где? Когда?». © РИА Новости, Г. Казаринов В игровом зале появились три сцены. На малой сцене - книжный шкаф с энциклопедиями. На второй сцене - скамья штрафников. На самой большой - установка для музыкально-звукового сопровождения. На скамью штрафников отправляется игрок, давший неверный ответ. Штрафники возвращаются за игровой стол после первого выигранного знатоками очка.

1988 год. Эфир передачи «Что? Где? Когда?». © РИА Новости, Олег Ласточкин В 1985 году новое изменение - в каждой игре участвует не одна шестерка, а весь клуб - шесть шестерок знатоков. Смена команд происходит по принципу: выиграл - продолжай игру, проиграл - уступи место другой команде. Команды меняются по жребию: в секторах на игровом столе - перевернутые игровые билеты капитанов. Если знатоки проигрывают раунд, игровой билет переворачивается и выясняется, какая шестерка придет на смену. Решающий раунд игры: если команда выигрывает, она получает право начать игру в следующий раз и получает все призы. Та команда, которая проигрывает в последнем раунде игры, покидает клуб. На место этой шестерки приходят новички.

1989 год. Эфир передачи «Что? Где? Когда?». © ИТАР-ТАСС, Борис Дембицкий В 1986 году снова в каждой игре участвует одна шестерка знатоков. Введены первые «блиц-турниры». Символы музыкальной паузы исчезают из игровых секторов. Скрипичные ключи теперь находятся у капитанов команд. Музыкальные паузы команды берут по своему усмотрению. Появляется минута помощи телевизионных болельщиков. Это был последний игровой год в особняке на улице Герцена, 47.

В 1987 году проходит серия международных игр «Что? Где? Когда?». На играх в Болгарии впервые было принято решение изменить традиционную систему призов. Призы-книги на международных играх заменили изделия народных промыслов, декоративно-прикладного искусства двух стран и товары народного потребления.

1987 год. Ведущий телепередачи «Что? Где? Когда?» В. Ворошилов (справа). Фото Игоря Зотина (Фотохроника ТАСС) В 1988 году проходила серия игр в международном клубе «Что? Где? Когда?». Играют команды СССР, США, Болгарии, Польши, Франции.

Против телезрителей играет не одна шестерка знатоков, а весь клуб - 13 шестерок знатоков. Любая команда знатоков может ответить за весь клуб, и весь клуб несет ответственность за этот ответ. Любая шестерка может опротестовать ответ предыдущей команды. За окончательную версию клуба принимается ответ, который был дан последним.

Начиная со второй отборочной игры введено новое правило: шестерка, давшая неверный ответ и проигравшая раунд, прекращает свое участие в играх сезона. Спасти игроков команды может только выигранная клубом игра.

1988 год. Центр международной торговли и научно-технических связей. Прямая трансляция передачи Главной редакции программ для молодежи Центрального телевидения «Что? Где? Когда?», в которой приняли участие знатоки из Болгарии, Польши, СССР и США. Фото Олега Иванова /Фотохроника ТАСС/ В 1989 году проходят Международные игры «Что? Где? Когда?». Место проведения - Москва, Центр международной торговли на Красной Пресне (Совинцентр). Играют одна основная шестерка знатоков и девять команд экспертов. Команды экспертов определяют сложность каждого вопроса игры. В зависимости от сложности вопроса в каждом раунде можно получить от 1 до 10 очков.

Если все девять команд экспертов дали правильный ответ - вопрос стоит одно очко. Восемь команд дали правильный ответ - вопрос стоит два очка и т.д. Если ни одна из команд экспертов не дала правильного ответа, вопрос получает наивысшую оценку - 10 очков. Если основная шестерка знатоков выигрывает раунд, эти десять очков получают знатоки. Если вопрос не может решить и играющая команда, то 10 очков получают телезрители.

Команда экспертов, которая в результате игры получит наибольший интеллектуальный рейтинг, получает право продолжить следующую игру за центральным игровым столом. Команда, набравшая наименьший рейтинг, должна покинуть клуб. На ее место придет новая шестерка игроков.

В связи с тем, что временно отменено основное правило игры (игра идет до шести очков), установлена новая граница игры - полночь. Игра заканчивается при третьем крике петуха на башне Совинцентра.

Зимой 1991 года на игровом столе впервые появились деньги. Интеллектуальный клуб становится интеллектуальным казино. Ведущий стал называться крупье. Впервые появляется фраза «Интеллектуальное казино - единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом».

Основные правила игры не изменились: играет одна шестерка знатоков, игра идет до шести очков, проигравшая команда теряет свое место в клубе.

2005 год. Эфир передачи «Что? Где? Когда?». © ИТАР-ТАСС, Наталья Нечаева Владимир Яковлевич Ворошилов был бессменным ведущим передачи 25 лет. 30 декабря 2000 года он провел свою последнюю игру - финал юбилейной серии игр, на которой решалась судьба элитарного клуба «Что? Где? Когда?». Со счетом 6:5 выиграли знатоки. Победа знатоков означала то, что игры в элитарном клубе «Что? Где? Когда?» должны продолжаться.

Когда 4 сентября 1975 года на экраны Первой программы Центрального телевидения СССР вышел дебютный выпуск интеллектуальной телевизионной игры под названием «Семейная викторина «Что? Где? Когда?» никто и подумать не мог, насколько популярной и долговечной она станет со временем, какие метаморфозы ее ждут. Но что это за шоу и в чем секрет его успеха?

Участники клуба Что? Где? Когда?

В самом начале передача рассказывала об интеллектуальном противоборстве двух семей , но уже через год ее формат изменился. В 1976 году она получила приставку «телевизионный молодежный клуб».

В ней студенты различных факультетов Московского Государственного Университета соревновались в своей эрудированности. Команд на тот момент не существовала, каждый знаток играл сам за себя.

Примечательно, что в этот момент программу вел папа КВН Александр Масляков (правда в его активе всего один эфир), а Владимир Ворошилов был создателем и своеобразным продюсером шоу! Соавтором и помощницей в этом деле была Наталия Стеценко.

Лишь в игре от 24 декабря 1977 года суть игры приобрела вид, приближенный к современному . На столе появился привычный волчок, были разложены письма с вопросами телезрителей, а игроки объединены в команду.

Интересный факт - первые зрительские вопросы писал сам Владимир Ворошилов, зато со временем на адрес телепередачи стали приходить тонны писем с самыми разными загадками.

В 1977 году Ворошилов занимает пост ведущего , но всю передачу находится за кадром.

Помимо него эфир ведут сотрудники молодежной редакции ЦТ, геолог Зоя Арапов, а также журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова.

Именно в этом сезоне вводятся призы для знатоков - это были книги, а также номинация за самый лучший вопрос, появляется минута обсуждения и главное - символом программы становится филин. Первую птицу, участвовавшую в съемках, звали Фомка. За весь год проведена одна (!) игра.

1978 год отмечен тем, что проведено аж 9 игр «Что? Где? Когда?» и голос за кадром только один. На следующий сезон участники получают гордое звание знатоков, передача дополняется музыкальной паузой.

В 1981 году принимается решение отмечать особо отличившихся игроков призом под название «Знак совы» , который в 1984 году сменяется статуэткой «Хрустально совы».

В принципе, до этого времени были заложены все основы передачи, которая до сих пор выходит на Первом канале российского телевидения и продолжает интересовать умы миллионов поклонников по всему миру.

Отдельно стоит рассказать, как менялось место проведения «Что? Где? Когда?»:

  • 1976-1982 - бар телецентра Останкино;
  • 1983-1986 - старинный особняк на улице Герцена;
  • 1987 - три эфира в Болгарии;
  • 1988-1989 — Центр Международной торговли на Красной Пресне;
  • И, наконец, с 1990 года программа переезжает в памятник архитектуры под названием Охотничий домик, который расположен в Нескучном саду и представляет собой остатки усадьбы князя Никиты Юрьевича Трубецкого.

На данный момент интеллектуальное казино выходит в эфир Первого канала 4 сериями и является даже способом заработка, ведь как для игроков так и для телезрителей всегда заготовлены крупные денежные призы.

Материал из GS

Правила сезона

После юбилейного сорокового сезона, который был проведён в 2015 году, правила сезона подверглись значительным изменениям.

Структура сезона

С сезона 2016 года в Клубе постоянное участие принимает 10 команд знатоков. В связи с увеличением числа команд увеличилось и количество проводимых игр в году - с 17-ти до 20-ти, как и в прошлогоднем юбилейном сезоне.

Каждая серия состоит из пяти игр, причём финалов серий, как таковых, теперь нет - остаётся только Финал года, остальные игры просто называются последними. Однако не изменилась частота награждения Хрустальных и Бриллиантовой сов: Хрустальная сова вручается в каждой последней игре Весенней, Летней и Осенней серии, а Бриллиантовая - в Зимней серии, в Финале года.

Таким образом, Весенняя, Летняя и Осенняя серии состоят из пяти игр, Зимняя серия - из четырёх игр и Финала года.

В структуру сезона добавлены следующие пункты:

  • В Зимней серии не может играть команда, проигравшая свою последнюю игру.
  • Команда, проигравшая две игры в течение одного сезона, лишается права участия в следующем сезоне.
  • Также лишается права участия в следующем сезоне команда, которая в течение двух предыдущих сезонов не выиграла ни одной игры (это правило вступает в силу в 2017 году).

Рейтинг

Вместо игрового рейтинга Регулярного чемпионата введён постоянный рейтинг команд, который не изменяется на протяжении всего сезона. В начале сезона команды Клуба получают места в рейтинге от 1 до 10 в зависимости от результатов игр в прошлых сезонах. Чем выше достижения команды, тем выше её место в рейтинге. Команда, имеющая более высокий рейтинг, при равных показателях будет иметь приоритет над остальными. И в отличие от Регулярного чемпионата, место команды в рейтинг в течение сезона не меняется.

* команда не участвует в играх этого года

Порядок игр

Весенняя и Летняя серия теперь не имеют различий в своей «важности»: на их протяжении каждая команда Клуба играет по одной игре. По общим результатам этих игр командам даётся право сыграть в Зимней серии или возможность попасть в Осеннюю.

Весенняя серия

В Весенней серии принимают участие команды, находящиеся на нечётных позициях рейтинга:

  • Первая игра - 9 место
  • Вторая игра - 7 место
  • Третья игра - 5 место
  • Четвёртая игра - 3 место
  • Пятая игра - 1 место

Команда, выигравшая последней, становится победителем Весенней серии и получает право сыграть в Зимней серии. Остальные команды имеют шанс сыграть в Осенней серии.

Летняя серия

В Летней серии принимают участие команды, находящиеся на чётных позициях рейтинга:

  • Первая игра - 10 место
  • Вторая игра - 8 место
  • Третья игра - 6 место
  • Четвёртая игра - 4 место
  • Пятая игра - 2 место

Команда, выигравшая последней, становится победителем Летней серии и получает право сыграть в Зимней серии. Остальные команды имеют шанс сыграть в Осенней серии.

Осенняя серия

В первой игре Осенней серии сыграет команда трудовых коллективов. Независимо от результата игры эта команда не претендует на участие в дальнейших играх сезона.

Во второй, третьей, четвёртой и пятой играх Осенней серии примут участие команды, одержавшие победы в Весенней и Летней сериях (за исключением команд, вышедших в Зимнюю серию). Очередность игр в Осенней серии зависит от места команды в рейтинге сезона - чем выше место в рейтинге, тем позже играет команда. Причём:

  • Если мест в Осенней серии окажется меньше, чем выигравших команд в Весенней и Летней сериях, преимущественное право сыграть будет у команд, занимающих в рейтинге сезона более высокие места.
  • Если мест в Осенней серии окажется больше, чем выигравших команд, то оставшиеся места могут занять команды, проигравшие в Весенней или Летней серии. Преимущественное право сыграть будет у команд, занимающих в рейтинге сезона более высокие места.

Команда, выигравшая последней, становится победителем Осенней серии и получает право сыграть в Зимней серии.

Зимняя серия

Зимняя серия не претерпела столь значительных изменений, как остальные. Тем не менее, некоторые коррективы в порядок всё-таки были внесены. Отныне Решающий раунд уместен и применяется только в Зимней серии.

В первой игре Зимней серии примет участие либо гостевая команда клуба, либо сборная команда обладателей приза «Хрустальный атом», либо команда знатоков, ни разу не проигравшая в сезоне-2016, но не вышедшая в Зимнюю серию по основным правилам.

Во второй игре Зимней серии будет играть команда-победитель Осенней серии.

В третьей и четвёртой играх Зимней серии примут участие команды-победители Весенней и Летней серий. Причём очередность этих игр зависит от места команды в рейтинге сезона - чем выше место, тем позже играет команда.

Победителем Зимней серии, как и в прошлых сезонах, станет команда, которая обыграет телезрителей с более крупным счётом. При равенстве этого показателя у нескольких команд преимущество получает та, которая играла позже. Эта команда получит право сыграть в Финале года.

Изменения команд и их составов

  • Команда Андрея Супрановича не примет участие в сезоне 2016 года.
  • Команда Алеся Мухина не примет участие в сезоне 2016 года.
  • Ровшан Аскеров покинул команду Балаша Касумова и создал собственную, став в ней капитаном. Состав команды: Анастасия Шутова (играла в команде Андрея Супрановича) , Алёна Блинова (дочь Алексея Блинова) , Наталья Куликова, Екатерина Мереминская, Инна Семёнова.
  • Вместо Ровшана Аскерова в команде Балаша Касумова будет играть Эльман Талыбов, который до 2015 года включительно был членом команды Алеся Мухина.

Призы

Лучший игрок каждой игры сезона получает приз от защитника интересов знатоков, представителя Генерального спонсора - госкорпорации «Росатом» - «Хрустальный атом». Защищает интересы знатоков директор департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков.

Каждый телезритель, победивший знатоков, получает денежный приз, в зависимости от того, какое по счёту очко он принёс команде телезрителей: за 1-е очко - 50 000 руб., за 2-е - 60 000 руб., … , за 6-е - 100 000 руб. Телезритель - автор лучшего вопроса игры получает дополнительный приз в 150 000 рублей. Таким образом, призовой фонд каждой игры составляет 600 000 руб. Призы вручает защитник интересов телезрителей, представитель спонсора - банка «ВТБ» (с мая 2016 года «Банк Москвы» объединился с «ВТБ»). Защищает интересы телезрителей вице-президент банка «ВТБ» Владимир Верхошинский.

В случае, если знатоки ответили на вопрос телезрителя с Помощью Клуба, то телезритель получает компенсацию, соответствующую тому призу, который он бы получил, если бы выиграл у знатоков.

В случае победы знатоков вся неразыгранная сумма переходит в призовой фонд Финала года, на специальный счёт «ВТБ», который открывается в начале каждого сезона со стартовой суммой в 600 000 руб.

В последней игре Весенней, Летней и Осенней серий определяется Лучший игрок; в случае победы знатоков - из знатоков, в случае победы телезрителей - из телезрителей. Лучший игрок серии получает приз «Хрустальная Сова» и 500 000 рублей (ранее - 300 000 рублей).

В Финальной игре года определяется Лучший игрок: в случае победы знатоков - из знатоков, в случае победы телезрителей - из телезрителей. Лучший игрок получает приз «Бриллиантовая Сова» и 1 000 000 рублей. Призовой фонд Финала года поровну делят между собой все телезрители, победившие у знатоков в Финале года.

Статистика

Выпуски телеигры «Что? Где? Когда? » сезона 2016 года. Курсивом выделен счёт игры после решающего раунда, а игрок, выделенный тем же шрифтом, был признан в игре лучшим. Жирным шрифтом выделен капитан команды.

Выпуск Дата эфира Команда знатоков Счёт
Весенняя серия игр
1 (430) 27 марта 2016 Анастасия Шутова, Алёна Блинова , Наталья Куликова, Екатерина Мереминская, Инна Семёнова, Ровшан Аскеров 6:4
2 (431) 3 апреля 2016 Михаил Карпук, Андрей Коробейник, Роман Оркодашвили, Ия Метревели , Айк Казазян, Елена Потанина 4:6
3 (432) 10 апреля 2016 Елена Александрова , Елена Орлова, Андрей Козлов 5:6
4 (433) 17 апреля 2016 Александр Друзь , Максим Поташев, Борис Левин, Леонид Тимофеев, Михаил Дюба, Виктор Сиднев 6:5
5 (434) 24 апреля 2016 Михаил Скипский, Елизавета Овдеенко, Юлия Лазарева, Дмитрий Авдеенко, Эльман Талыбов , Балаш Касумов 6:5
Летняя серия игр
6 (435) 15 мая 2016 Виталий Орехов, Анна Янгель, Георгий Полин, Сергей Ковалевский, Анастасия Кудинова, Игорь Алексеев 2:6
7 (436) 22 мая 2016 Команда сборной России по футболу : Алексей Березуцкий , Василий Березуцкий, Олег Иванов, Артём Дзюба, Игорь Акинфеев, Леонид Слуцкий 6:4
8 (437) 29 мая 2016 Ольга Быкова, Дарья Любинская, Ким Галачян, Антон Иоков, Никита Старун, Борис Белозёров 6:5
9 (438) 5 июня 2016 Никита Баринов , Александра Золотова, Евгений Фионов, Роман Кузиков, Артём Лосев, Константин Рудер 3:6
10 (439) 19 июня 2016 Владимир Кукарских, Иван Марышев, Алексей Самулёв , Владимир Улахович, Денис Лагутин, Алёна Повышева 5:6
Осенняя серия игр
11 (440) 25 сентября 2016 Михаил Мун, Владимир Антохин, Алексей Капустин, Елена Александрова , Елена Орлова, Андрей Козлов 6:5
12 (441)

1 канал

Повторные показы Хронология Похожие передачи Ссылки Официальный сайт
Данная статья описывает телевизионную версию игры. Чтобы узнать о турнирах и о спортивной версии игры, смотрите .

Что? Где? Когда? - интеллектуальная викторина , наиболее распространённая в русскоязычной среде. Была создана в г. телеведущим Владимиром Ворошиловым . Игра очень быстро стала настолько популярной, что кроме оригинальной телевизионной версии появилась спортивная версия игры. Сущность игры заключается в противостоянии команды Знатоков (игровой команды из шести человек) команде Телезрителей . Знатоки должны за одну минуту при помощи мозгового штурма найти ответ на вопрос, присланный телезрителем. Как правило, игрокам задаются вопросы, ответить на которые можно с помощью общих знаний и логики. За каждый правильный ответ команда Знатоков получает одно очко, в случае неверного ответа очко начисляется команде Телезрителей. Игра ведётся до шести очков.

Правила телеигры

В телевизионной версии каждый верный ответ на вопрос даёт команде одно очко, неверный ответ даёт очко «команде зрителей» (которые как бы вместе играют против команды знатоков). Когда одна из команд набирает шесть очков, она выигрывает. Это означает, что в течение одной телевизионной игры может прозвучать не более одиннадцати вопросов. Правила телеигры постоянно меняются, но проходит она всегда (за исключением нескольких первых сезонов) в Охотничьем домике Нескучного Сада в Москве. Там оборудована особая комната с рулеткой, на которой установлен волчок со стрелкой. Вопросы находятся в разложенных на столе конвертах, подписанными названиями городов участников, приславших вопрос. Волчок раскручивает распорядитель, и вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Если выпавший вопрос уже сыгран, то выбирается следующий за ним по часовой стрелке ещё не сыгравший вопрос.

Обсуждение ведётся одну минуту. В конце обсуждения капитан команды должен назвать знатока, который даст ответ. Как правило, слово даётся автору версии.

Если во время оглашения ведущим вопроса знаток понял ответ на него, он может подать знак (зачастую это кулак с поднятым вверх большим пальцем), после чего капитан команды может сказать ведущему до начала непосредственно обсуждения вопроса, что ответ готов. Если ответ оказывается верным, вдобавок к баллу в пользу знатоков, у команды появляется возможность взять дополнительную минуту обсуждения. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, и команда может взять больше одной дополнительной минуты подряд.

Также было введено такое правило, как «помощь клуба». Если знатоки не знали ответа на заданный вопрос, они могут обратиться к знатокам в зале. Время, которое можно использовать для данных целей - 20 секунд. В 2007 году это правило было слегка изменено, после чего брать помощь можно только при счёте не в пользу знатоков. Ранее существовало такое правило как «помощь магистров», при котором знатокам могли подсказывать в течение 20 секунд магистры игры, однако это правило было впоследствии отменено.

Так как знатоки находятся в зале не одни, существует потенциальная возможность несанкционированной подсказки. Для предотвращения этого во время обсуждения вопроса в зале находится распорядитель, который при обнаружении этого поднимает красную карточку. Кроме того, в зале задействованы несколько операторов, что позволяет зафиксировать подсказку на видео. При нарушении правил человек, подсказавший ответ, в большинстве случаев удаляется из зала. Ведущий же имеет право не засчитать ответ знатоков.

Вопросы

Общие сведения

Игра требует большой образованности и широкого кругозора в области современной науки, способности быстро, оригинально и неординарно мыслить. Из краткого описания игры можно ошибочно заключить, что для успешного ведения игры необходимо помнить множество фактов. На самом деле вопросы, требующие знания определённых фактов, обычно неинтересны, таких вопросов стараются избегать. Хороший вопрос должен содержать в себе всё необходимое для ответа, кроме того могут требоваться знания на уровне средней школы, внимательность, наблюдательность и т. п. Часто какое-то лишнее, не очень пригодное в данном контексте слово или грамматическая тонкость являются сильным намёком; такую роль играют каламбуры и т. п., так что вопросы часто непереводимы и предполагают наличие познаний в культурологии .

Вопросы относятся к разным областям познания и имеют различную стилистику, поэтому лучшими игроками будут наиболее эрудированные и начитанные. В сильной команде должно быть налажено гармоничное сотрудничество между людьми с разными образами мышления, по возможности - специалистами в разных областях. Многое зависит от тренировки, способности к взаимопониманию внутри команды.

Виды вопросов

  1. Обычный вопрос . Знатокам в словесной форме предлагается вопрос, присланный по почте одним из телезрителей. Вопрос выбирается при помощи волчка в стандартной форме. На обсуждение вопроса даётся одна минута, после чего знатоки должны дать ответ. Ответ даёт один знаток команды. Отвечающего определяет капитан.
  2. Мультимедийный вопрос . Это вопрос, заданный с помощью видео- или аудиозаписи, либо с использованием рисунков. В телеигре видеозапись просто показывают на мониторе. В спортивном варианте на каждый стол перед озвучиванием вопроса кладётся распечатка (так же известная как «раздатка»). Часто перед чтением вопроса, чтобы избежать утомительного переписывания, раздаются также длинные тексты (например, стихи).
  3. Вопрос с предметом . Команде показывают предмет и предлагают, к примеру, угадать, для чего он служит (или служил), использовать предмет(ы) для достижения определённого результата и т. п.
  4. Вопрос с чёрным ящиком . Здесь требуется ответить, что находится в чёрном ящике, стоящем перед игроками. В редких случаях это может служить своего рода подсказкой, так как размеры ящика ограничены, и в нём явно не может лежать ничего абстрактного (хотя были случаи, когда ящик оказывался пуст, и отсутствие предметов в ящике было верным ответом, однако это является скорее исключением). Один раз в черном ящике лежал другой черный ящик (27 декабря 2008 года). Как вариант такого вида вопросов, если предмет не помещается в черный ящик, он находится за кулисами, о чём знатокам в большинстве случаев сообщается дополнительно.
  5. Тринадцатый сектор . Знатокам предлагается вопрос, заданный пользователями сети Интернет на сайте 13.mts.ru за время трансляции игры. Вопрос выбирается компьютером случайным образом. При этом вопрос полностью непредсказуем и никто (даже редакторы) не знает ответа на вопрос вплоть до его объявления.
  6. Сектор «Зеро» . В начале игры на сектор клались три стилизованых игральных карты со знаком «зеро». В случае выпадения сектора, объявлялся раунд «интеллектуальное казино против знатоков», после чего ведущий Владимир Ворошилов выходил к игрокам и задавал один из вопросов, имевшихся на картах. После смерти Владимира Ворошилова сектор был упразднён.
  7. Блиц (простой). Состоит из трёх более простых вопросов (в сравнении с обычными), но на каждый из них команда имеет лишь 20 секунд. Команда получает очко при трёх правильных ответах. Первоначально этот тип вопросов появился в телеигре, а позже был включён и в спортивный вариант игры. Несмотря на сложность, "Блиц" периодически выигрывается знатоками (например, командой Б. Касумова в летней серии 2008 года).
  8. Суперблиц - усложнённая версия блица , отличие заключается в том, что участвует в нём один игрок от команды, кто именно - решает капитан команды (в редких случаях волчок используется для жребия). Раунд крайне редко выигрывается знатоками (например, А. Козловым в финале 2008 года, до этого М. Поташевым в 1997 году).
  9. Решающий раунд . В том случае, если команда знатоков заработала 5 очков в свою пользу, но хотела бы повысить результат игры до счёта 6:0 в их пользу, команда может взять решающий раунд. В этом случае за столом остается наиболее сильный, по мнению команды, знаток, после чего стандартным образом с помощью волчка выбирается вопрос, на который знаток должен ответить без чьей-либо помощи. При этом обязательным условием является, чтобы в зале была абсолютная тишина и полное отсутствие обсуждения вопроса. Данный вид вопросов помогает команде пройти в финал сезона при более успешной игре предыдущих команд данного сезона.

Примеры вопросов

  1. Перед вами древнеегипетская рукопись; в ней говорится про некоего раба : «Он в совершенстве слышит обоими ушами , честен и послушен». Этот текст рассматривается как один из ранних экземпляров… чего? (Ответ: рекламы .)
  2. Правление компании McDonald’s полагает: слухи о том, что мясные блюда сети McDonald’s готовятся из дождевых червей , легко опровергнуть, сравнив их с мясом. Вопрос: по какому критерию? (Ответ: по цене. Черви стоят намного дороже.)
  3. По юмористическому календарю Беляева и Шталбера, «Если бы это утверждение было правдой, это не имело бы такого приятного вкуса». Догадайтесь, про какое утверждение говорится и назовите это . (Ответ: вино , «Истина в вине». Вопрос основан на сопоставлении фраз «Истина в вине» и «Горькая правда») .
  4. Как-то раз друг Марка Твена , Гарри Дьюмен, взял в долг 500 долларов , обещав непременно вернуть их через месяц - разумеется, если будет ещё жив. Вопрос: что сделал Марк Твен, не получив обещанного через месяц? (Ответ: опубликовал некролог Дьюмена)
  5. В басне Амброза Бирса какой-то депутат обещает своим избирателям не воровать после получения должности. Когда выяснилось, что он крал огромные суммы, избиратели потребовали ответа. Депутат ответил, что, да, он обещал не воровать, однако не давал другого обещания. Какого? (Ответ: обещания не лгать.)
  6. Джером К. Джером сравнивал это с правительством , так как и то и то ценят, лишь пока они хорошие. Назовите это. (Ответ: погода)
  7. Русский юморист Михаил Задорнов говорил, что он не сердится на коммунистов, так как они никогда не обманывали его. Но почему, по его словам, они его не обманывали? (Ответ: потому что он всё равно никогда им не верил)

Телеверсия игры

Владимир Ворошилов, создатель игры и продолжительное время её ведущий.

Днём рождения телеигры считается 4 сентября . В тот день прошла одна игра, по иным правилам , по которым две семьи играли друг против друга (как в популярной игре «Счастливый случай»). Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Соединились они ради фотографии для семейного архива .

Первые вопросы были придуманы самим В. Ворошиловым, а позже, когда игра стала популярной, стали принимать вопросы от зрителей. . Известно , что каждый день приходили мешки писем, на каждое из которых нужно было ответить, выбрать лучшие вопросы, проверить достоверность представленных фактов, отредактировать, подготовить, если надо, необходимые предметы. Разумеется, один человек не может выполнять такую работу, и Ворошилову помогала его жена Наталья Стеценко, на много лет возглавившая отдел переписки со зрителями .

Первоначально какого-либо специального названия для игроков не существовало, однако в 1979 году появился термин «знаток» , теперь это слово стало привычным для описания участников игры, клуб теперь обычно называется «клубом знатоков» .

Детали игровых правил часто менялись, но главным призом всегда оставались книги (которые подвешивали во время финальной игры на новогоднюю ёлку) и хрустальная сова.

После распада Советского Союза в игра превратилась из «интеллектуального клуба» в «интеллектуальное казино» (хотя место проведения игр не сменилось). Лозунгом игры стала фраза «Интеллектуальное казино - единственное казино, в котором можно заработать деньги своим собственным умом» .

Каждый вопрос отныне имеет некоторую «стоимость», которую можно увеличивать, выкладывая выигранные деньги на определённое игровое поле. Появились спонсоры и адвокаты (Михаил Барщевский). С знатоки решили прекратить играть за деньги, ценность вопросов определяется с помощью телефонного голосования телезрителей. С года авторы вопросов, на которые не был дан верный ответ, получают оплату в соответствии с тем, каким по счёту из невзятых был их вопрос: автор первого вопроса, не отвеченного командой, получает 10 тысяч рублей, второго - 20 тысяч, и так далее; также в случае поражения команды телезрителей в первом раунде проигравший телезритель получает страховку 10 тысяч рублей, а каждый невыпавший вопрос (кроме 13-го сектора) получает компенсацию 10 тысяч рублей (в случае, когда не выпал блиц или суперблиц, автор каждого вопроса блица или суперблица получает 10 тысяч рублей). При этом в 2006-2007 году получали 1 рубль за каждый голос "вопрос нравится" и -1 рубль за каждый голос "вопрос не нравится", что было выгоднее (последний вопрос имел также фиксированную ставку 60 тысяч рублей).

После игра стала меняться, и эти изменения продолжаются до сих пор. В 1991 году появился новый сектор - ноль («зеро»). Если указатель останавливался на этом поле, то ведущий выходил к публике с тремя карточками (позже игрался единственный вопрос), на которых были записаны его собственные вопросы, и показывал их команде. Делал он это в своей манере, и как-то раз игроки даже не могли понять, где же кончается вступление и начинается вопрос. Такой вариант игры Ворошилов называл «игрой казино против знатоков».

Многие знаменитые знатоки клуба «Что? Где? Когда?» принимали активное участие в съёмках телевизионной версии «Брейн-ринга »

В телеверсии игры предусмотрены паузы преимущественно для отдыха знатоков. Они бывают двух видов:

  • Музыкальная пауза , когда команда выходит из домика в направлении стилизованной сцены, на которой происходит исполнение какой-либо из звезд (приглашенной заранее) любой собственной песни. Как вариант возможно также приглашение группы или ансамбля. Такая пауза объявляется ведущим по истечении четырех раундов (исключение - счет 3:0).
  • Чайная пауза , когда распорядитель приносит на подносе и ставит на стол шесть чашек с уже налитым чаем Ahmad Tea Limited Edition, а также дополнительные коробочки с чаем и сахар. Такая пауза объявляется ведущим по истечении семи или восьми раундов в зависимости от хода игры (естественно, если к тому времени ни одна из команд не одержала победу).

Прямой эфир

Особенностью игры является то, что она проходит в прямом эфире . Во время прямого эфира зрители могут давать ответ с помощью телефонов МТС. Однако стоимость сообщения повысилась от 5-6 центов (согласно тарифному плану) до 10 рублей.

Призы и титулы телеигры

Совы

Пиджаки

  • «Красный пиджак» является знаком «бессмертного члена клуба» , человека, который может остаться в клубе даже если его команда проиграла. Получал лучший игрок команды, вышедший в финал серии независимо от результата (но была одна игра, когда вручили на всю команду). В данный момент упразднены (после истории с проигрышем команды Козлова (проигран также пиджак) и Блинова, с пиджаком были Блинов, Друзь и Двинятин). Матч-реванш, выигранный командой Блинова 31 декабря 1994 года, отменил пиджаки, и в клубе была объявлена всеобщая амнистия .

Погон лучшего капитана

  • Этот погон дается лучшему капитану, которого выбирают раз в 5 лет. Его обладателями являются Борис Ерёмин, Владимир Лутовинов, Андрей Каморин , Виктор Сиднев, Андрей Козлов , Алексей Блинов и Алесь Мухин .

Магистры

Музыка в телеигре

Телевизионная игра стала настолько популярной, что её музыку ассоциируют уже только с телеигрой. Некоторые темы обрели огромную известность и используются в местных викторинах. Для многих людей эти мелодии, впервые услышанные в игре, навсегда остаются связанными с её атмосферой. Основная мелодия, звучащая в заставке игры - это вступительная часть к симфонической поэме Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра ». Кроме того, в начале игры звучит фрагмент арии Германа из оперы «Пиковая дама » ("Что наша жизнь? Игра!") и другие эпизоды из той же оперы. Во время игры между раундами иногда звучит обработка фрагмента из «Рапсодии в блюзовых тонах» Дж. Гершвина , композиция Джеймса Ласта «Ra-ta-ta» группы «Rotations», фрагменты песен «Crucified» и «Israelism» группы Army of Lovers . В конце игры проигрывается симфоническая поэма Сен-Санса «Пляска смерти» в исполнении Ekseption.

Спортивная версия

В отличие от телеверсии игры, спортивный вариант остаётся неизвестным для большей части россиян, так как популяризацией фестивалей и игр практически не занимаются - в основном потому, что те менее зрелищны, чем телевизионная версия, так как в спортивной версии у зрителя практически нет возможности наблюдать за игровым процессом.

Игра известна внутри некоторого движения, и человек попадает туда случайно, через своих друзей, знакомых, случайно увиденное объявление или институтский клуб, которые, как и клубы КВН, регулярно проводят игры для студентов.

Известные знатоки телеигры

Александр Друзь

Многие игроки, в основном игроки телеверсии, были очень популярны в Советском Союзе, позже - в России. Наиболее выдающиеся получают различные почётные призы, такие как хрустальная сова , титул бессмертного игрока Что? Где? Когда? , красный пиджак . В некоторых сезонах получали автомобили и крупные суммы денег (в основном, если были известные спонсоры).

Самые известные и прославленные участники этой игры:

  • Некоторые букмекерские конторы принимают ставки на исход игры (получателя «Хрустальной совы», счёт игры и т.д.), что говорит об отсутствии договоренностей и подтасовки результатов игры.
  • В восьмидесятых годах видеомониторы, расположенные над круглым столом в студии передачи, представляли собой цветные телевизоры "Юность", по всей видимости, модели Ц-440, в корпусах красного цвета. В девяностых годах им на смену пришли телевизоры зарубежного производства, а в настоящее время используются ЖК мониторы.
  • В начале девяностых годов руководство передачи проводило эксперимент по голосованию среди зрителей. Частотомер, выполненный на основе ЭВМ ДВК-2М, измерял частоту питающей сети. Сначала было предложено выключить свои телевизоры всем зрителям, затем только зрителям, голосующим за первую команду, и затем только зрителям, голосующим за вторую команду. Необычный способ голосования основывался на том факте, что при резком снижении нагрузки на электросеть происходит увеличение частоты тока. Эффективность данного способа находится под вопросом, поскольку, во-первых, на электростанциях находятся системы автоматического регулирования, не позволяющие частоте "уплыть" при изменении нагрузки за установленные пределы, а во-вторых, телевизоры различных моделей отличаются друг от друга потребляемой мощностью, так, при выключении телевизора "Рубин-714" нагрузка на электросеть снизится на 250 Вт, а при выключении телевизора "Юность-406Д" - всего на 30 Вт. В наши дни голосования подобного рода проводятся при помощи SMS.

Версии игры в других странах

См. также

Другие интеллектуальные игры

Примечания

Ссылки

Видео

  • «Что? Где? Когда?» Сезон 2008. Финал года. 27/12/08 + ,
  • «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» - Весенняя серия 2009 год. - Игра первая (04.04.2009) на Яндекс.Видео


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»