Рождественское и крещенское волшебство является самым сильным. Что можно сделать на Рожденство

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Еврейский новый год (Рош а-Шана) празднуется в месяц Тишрей, которому соответствует созвездие Весов. Весы символизируют правосудие. В Рош а-Шана устанавливается все, что произойдет с каждым из нас в следующем году. Творец судит весь мир, взвешивая наши грехи и заслуги, поэтому каждое наше действие даже самое обыденное непременно отразится в наступающем году.

Рош а-Шана - дословно «голова года». Как у человека голова - самая главная часть тела и все происходящие с ней непременно отражается на всем организме, так и Рош а-Шана (голова года) представляет собой как бы энергетический центр, с помощью которого происходит распределение Божественной энергии на весь будущий год.

В день, когда открываются небесные врата, чтобы дать нам физические и духовные силы на следующий год и очистить от всей отрицательной энергии накопившийся в течение предыдущего года, в день, когда каждый поступок человека скрупулезно взвешивается чрезвычайно, важно приумножить свои заслуги. Всевышний дал нам возможность самим повлиять на собственное будущие в трех важнейших для всех направлениях: дети, здоровье и заработок с помощью три мощных средств, призванных изменить нашу жизнь к лучшему. Это раскаяние , молитва и благотворительность .

Самое наилучшее, когда эти вещи объединяют вместе. Такая возможность предоставляется когда утром в Рош а-Шана в синагоге читают свиток Торы. Издавна принято устраивать специальные торги, на которых всем желающим предоставляется возможность «приобрести» заслугу чтения одного из отрывков Торы. Деньги, полученные на этих торгах, идут на помощь нуждающимся или на нужды синагоги. Причем заслугу получает именно тот, кто приобрел заслугу, даже если он сам не подошел к Торе для прочтения отрывка или не открыл ковчег со свитками Торы. Поэтому даже если у вас нет возможности находится лично в синагоги вы можете приобрести «заслугу» заранее, обратившись в нашу синагогу еще до наступления праздника, также можно «приобрести» специальное благословение произносимое старостой синагоги около свитка Торы на удачу в делах и на выздоровление.

СГУЛОТ

Среди отрывков существует также обладающие особенными свойствами, например как «сгула» (средство) разбогатеть, выздороветь и т.д. По традиции считается, что следующие части молитвы способствуют разбогатеть в будущем году:

1. Вечером в Рош а-Шана, после молитвы «Маарив» особенно сосредоточенно прочесть главу 24 из книги «Теилим». Эта «сгула» упоминается в «Книге бесед 5687».

2. Открыть ковчег и вынести свиток Торы также открывает врата богатства, этот обычай упоминается в святой книге «Зоар». Также помогает для легких родов.

3. Поднятие свитка после завершения его чтения поможет преодолеть препятствия, возникающие на жизненном пути, и поднять собственное счастье.

4. Поднятие к Торе в первый день. Если Рош а-Шана выпадает на субботу, то поднимаются семь человек и «мафтир». Как обычно, первый и второй отрывок забронированы за коэном и левитом. Третий - воспитание детей, четвертый - здоровье, пятый - удача в делах, шестой - спасение от недругов, седьмой - долголетие, на того же, кто приобрел «мафтир» в Рош а-Шана, снизойдет Божественное присутствие в течении всего года. (см. Хатам Софер).

5. Второй день Рош а-Шана. Первый и второй отрывок за коэном и левитом, третий - спасение от опасности, четвертый - на рождение детей, пятый - на «шидух», «мафтир» - как и в первый день.

6. Йом Кипур. В этот святой день, когда окончательно решается судьба каждого из нас, чрезвычайно важно умножать свои заслуги перед Всевышним, поэтому на «торгах» поднимается настоящий ажиотаж. Особенно это касается «Мафтир Йона» по традиции способствует разбогатеть в наступающем году.

Вы можете обратиться в организацию «Лапид» для того, чтобы приобрести «заслуги» поднятия свитка Торы, открытия ковчега со свитками, прочтения отрывка из Торы или благословения около свитка «мишеберах» в одной из русскоязычных синагог святого города Цфата.

В ночь с 18 на 19 января православные христиане празднуют Крещенский сочельник. Один из главных и символичных православных праздников связан с основным церковным таинством - посвящением в веру.

18 января отмечается Крещенский сочельник - день, когда православные христиане в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан приносят домой освященную воду и совершают крещенские омовения. Этот день называется по канонам Православной церкви Навечерие или Крещенский сочельник: слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить особый взвар с медом и изюмом - сочиво, сообщает РИА "Новости". Варили сочиво (или кутью) из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя, заправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость будущей блаженной жизни. Церковь в этот день установила пост.

В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Великим оно называется из-за особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением воды через погружение в нее Бога. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Считается, что освященная вода - это церковная святыня, которая требует к себе благоговейного отношения. Тогда она не портится многие годы. Традиционно ее хранят рядом с домашним иконостасом. Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй призвал христиан относиться к крещенской воде как великой святыне - с благоговением. В Крещенский сочельник в четверг он совершил великое освящение воды в храме Христа Спасителя, прося в молитве, чтобы все прикасающиеся к ней получали "очищение, здравие и благословение, просвещение Святым Духом". "В Крещенский сочельник, как и в сам праздник Крещения, мы совершаем освящение воды, вспоминая, как Господь освятил воды Иордана своим крещением", - напомнил Алексий Второй о смысле великого праздника, который завершает рождественские святки. Он отметил, что "во время этого события произошло явление Бога человечеству в трех лицах - Отца, Сына и Святого Духа, поэтому праздник называется Богоявлением", сообщает Страна.Ru. Он призвал верующих чаще вспоминать и личное крещение - "этот священный момент в нашей жизни, когда мы очищаемся от грехов и начинаем путь христианской жизни". Алексий Второй предупредил, что к Крещенской воде надо относиться как к великой святыне: "Ту благодать, которую мы получаем через святую воду, мы должны с благоговением принимать". Существует поверье, что крещенская вода обладает чудодейственными свойствами: лечит недуги, возвращает молодость. Освященная вода не портится под воздействием времени. У верующих существует обычай: ежегодно, набрав крещенской воды, они окропляют ею свои жилища, испрашивая благословения Божия своему дому, помощи себе в благочестивой и богоугодной жизни. Считается также, что освященная вода очищает жилье от бесовских сил.

Накануне праздника Крещения (19 января), принято соблюдать строгий пост. День Крещения называется также Богоявлением, так как, согласно Евангелию, в момент крещения Иисуса в водах Иордана Бог был явлен в трех Своих ипостасях: Отца, Сына и Святого Духа. Накануне Крещения постятся до первой звезды, как и в Рождественский сочельник, однако дальнейшая трапеза должна быть гораздо скромнее. Не случайно ее называли "голодной кутьей". Кроме того, до трапезы необходимо было провести у себя дома генеральную уборку и вымести грязь даже из самых дальних углов. Считалось, что ночь на Крещение - это поворотное время, пишут "Новые Известия".

С Крещенским Сочельником связано много народных примет и поверий. Этот же день - последний день святочных гаданий. Хотя церковь и не приветствует эту традицию, однако в народе считается, что Святки - самое лучшее время для гаданий. На Крещенский сочельник ставили меловые кресты, а чтобы увидеть Господне крещение ставили чашу с водой, говорили: "Ночью чаша с водой сама колыхнется". Если в полночь вода в чаше колыхнулась, бежали смотреть "разверстые небеса". Если на небе были видны зарницы, разрешалось просить все, что угодно и считалось, что это сбудется, пишет "Российская газета". Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги: онемение в ногах, головокружение, судороги.
Существует традиция в эту ночь купаться в проруби. Такая традиция установилась на Руси с принятием христианства. Люди верили, что так можно исцелиться от любых недугов, а потому желающих окунуться в иордань не останавливали даже крещенские морозы. Впрочем, в этом году к любителям зимних заплывов погода оказалась благосклонной: из-за теплой зимы на большинстве водоемов нет льда. А у реки Иордан, где по преданию принял крещение Иисус, в этот день собираются тысячи верующих. Многие приехали и из России, информируют Вести.Ru. К месту крещения Христа идет крестный ход во главе с Патриархом Иерусалимским Феофилом. По традиции в этот день снимается запрет на доступ к границе, чтобы все паломники смогли окунуться в священную воду Иордана.

Среди примет на Крещение были и такие: "Если в этот день метель, снег или поземка - быть урожаю", "Если снег погнет сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться", "Мало снега на ветвях деревьев - летом ни грибов, ни ягод не ищи", поэтому и народная благодарность "Спасибо, мороз, что снегу нанес". Если в крещенский вечер звезды блестят и горят, то старики предрекали плодородие ягнят, тогда они говорили: "Ярки звезды породят белые ярки", сообщает Росбалт.

Новые Известия: В ночь на Крещение "небо открывается"
Российская газета: Сегодня православные россияне празднуют Крещенский Сочельник
РИА "Новости": Крещенский сочельник. Традиции и рецепты
Страна.Ru: Алексий Второй призвал относиться к крещенской воде с почтением
Росбалт: Крещение: святая вода, гадания, приметы

Вечером в воскресенье нам предстояло немного размяться с мячом и хотя бы чуть-чуть сыграться как команда. В понедельник с утра уже начинались соревнования. Я много лет не держал мяч в руках, поэтому испытывал естественное волнение.

В нашей волейбольной команде были три девушки из Эстонии, точнее это были уже достаточно взрослые женщины. Также за нас играл один парень из Молдавии, совсем молодой, но при этом он был баскетболист, а не волейболист. Еще играл парень с Новосибирска, который с пятого класса занимался волейболом, но за последний год также как и я не держал в руках мяча. В наших соревнованиях команды были смешанными, в них девушки и парни играли вместе. Для меня это был совершенно новый опыт. На разминку нам выдали очень жёсткие, практически деревянные мячи. Когда много играешь в волейбол, то нервные окончания на руках и в тех местах, которые соприкасаются с мячом, привыкают к ударам и ты не чувствуешь боли. Но стоит пропустить пару лет, как руки снова становятся очень чувствительными, особенно к таким жестким мячам. Поэтому даже разминку слишком долго проводить не хотелось, и у меня была только одна надежда, что игровой мяч будет более профессиональным.

В соревнованиях участвовало шесть команд и нам предстояло сыграть всего две матча. Первая игра была для нас не очень сложной, потому что соперник был явно слабее. Но эта игра была очень важна, поскольку мы смогли сыграться как команда, почувствовать мяч, почувствовать друг друга и научиться доверять друг другу. В финале мы играли со сборной командой Хорватии, Сербии и Албании, у которых оказалась очень сыгранная команда. По крайней мере, казалось, вся команда действовала как единое целое. Игра с ними выдалась очень напряженной.

Я очень хотел победить, так как еще в Москве наш лидер говорил про эти игры, смотрел мне в глаза и спрашивал: «Ты в волейбол сможешь? Давай в волейбол!» . И тогда я пообещал ему, что смогу собрать команду. Однако из-за различных обстоятельств мне не удалось собрать команду, как это было в прошлые годы. Я думал: «Я же обещал, и значит, по крайней мере, должен сам сыграть и сделать всё от меня зависящее». Я ехал в Корею с некоторой тяжестью на сердце, так как хотелось не просто выполнить свою ответственность и сыграть как минимум достойно, но хотелось победить и завоевать золото.

Когда началась игра, я постарался полностью все свои мысли, всё свое существо собрать в один комок. Для меня существовала только игра, всё остальное просто исчезло. Я старался вложить в игру все свои эмоции, всю свою душу, всё свое тело, все свои силы и сердце. Из-за того, что я долгое время не прыгал, не бил по мячу, не принимал мяч, у меня болели руки, все старые волейбольные травмы давали о себе знать, мне даже пришлось использовать «заморозку» , чтобы просто не чувствовать боли и продолжать играть в полную силу. Я сфокусировался только на игре, жил только игрой, весь мир померк, и осталась только одна игра. Тело делало свое дело, а душа свое - внутри меня звучала постоянная молитва: «Небесный Отец, ради Вас. Я должен сделать все, что от меня зависит. Нам нужна победа!».

Внутри меня всего трясло, появилось очень большое напряжение, энергии было так много, что я просто не мог с ней совладать, внешне же я старался быть спокойным - прыгать выше, бить сильнее и вкладываться в каждый мяч. Игра идет до 25 очков, каждый забитый мяч - очко, и нужно лишь 25 таких забитых мячей. Я твердил: «Еще один мяч, еще одно очко!».

Но всё оказалось чуть сложнее. Чтобы победить, разница в очках должна быть всегда в 2 очка. Поэтому, если счет 25:25, то соответственно играют уже до 27. А если 27:26, то до 29. Счет нашей партии так и шел 25:25, 26:26, 27:26, 27:27, 27:28, 28:28, 30:30, и т.д. И никто не мог победить. Мы стараемся изо всех сил, и они также стараются изо всех сил. Они бьют и забивают, мы не успеваем, потом они какие-то ошибки совершают, мы какие-то ошибки совершаем. Мы напрягались изо всех сил. Я понял тогда, что такое единство души и тела, что значит отношение «я рожден ради этой работы» . Нет ничего важнее того, что происходит здесь и сейчас. Нет завтра, нет будущего, нет прошлого, нет другого какого-то места, кроме этого спортивного зала, и нет никакого другого дела, о котором можно было бы подумать в этот момент. Вся моя жизнь зависит только от одного нынешнего момента времени. Если я не смогу вложить всю свою душу в этот момент, если проявлю несерьезность и сделаю что-то спустя рукава, тогда я проиграю этот момент, а значит проиграю всё, так как нет ничего важнее этого момента.

Мои душа и тело объединились. Я чувствовал, что рожден только ради этой игры, что мое предназначение сделать все, что только могу ради победы, и что я не смогу простить самому себе, если сделаю что-то в пол силы. И даже если моя жизнь прекратится сразу после игры, я буду знать, что я прожил последние моменты своей жизни на все 100%. Вся эта игра стала для меня сильным религиозным переживанием. Это уже не было соревнование на выявление более сильной команды, это было соревнование на выявление команды более единой и более сильно желающей победить. Мы победили со счетом 32:30. Во второй партии тоже была борьба, но над нашей командой уже витал победный дух и мы не упустили своей победы. Завоевав золото, мы были счастливы больше не золотым медалям как таковым, а тому, что смогли одержать победу над самими собой.

Однако у этой победы было и еще более удивительное продолжение. Все спортсмены завоевавшие золотые медали, были приглашены на праздничный банкет и на встречу с преподобным Муном и его женой. Так, наши золотые медали позволили нам войти в число 300 высокопоставленных гостей со всего мира.

Чтобы попасть во дворец Чхонджонгун, необходимо было пройти несколько проверок, мы проходили через металлоискатели, нас проверяли по спискам, у нас забрали видео и фотокамеры. Так, проходя через все эти процедуры, я всё больше ощущал насколько важно это мероприятие. Так как это был банкет, то нас посадили за большие круглые столы. Столы были уже сервированы столовыми приборами, но пока без еды. Нас предупредили, что до начала обеда пройдет основная официальная часть мероприятия, где будет выступать преподобный Мун.

Преподобный Мун Сон Мён является до сих пор одним из самых противоречивых людей на земле. Про него говорят так много плохого, что аж «уши вянут» . С другой стороны его поддерживают бывшие и действующие главы многих государств и его миротворческая деятельность очевидна. На последней конференции, в 2013 году, уже после того как преподобный Мун перешел в духовный мир, собрались более 40 действующих президентов, первых леди и премьер-министров разных стран. Поэтому отвергать то, что преподобный Мун находится в центре многих процессов происходящих в нашем мире сегодня просто невозможно.

Сначала с приветственным словом выступил Мун Хёнг Джин, младший сын преподобного Муна. Он начал говорить на английском языке и начал говорить о ценности Истинных Родителей. Он говорил очень открыто, несмотря на то, что там находились бывшие президенты разных стран, разные депутаты, и прочие высокопоставленные лидеры. Он говорил о том, что Истинные Родители являются Господом Второго пришествия, и о том, что они являются Спасителем и Мессией и о том, что без Истинных Родителей невозможно восстановление мира. Он говорил о том, что Истинные Родители являются двигателем восстановления мира во всем мире. Однако буквально через 5-10 минут этого выступления, преподобный Мун остановил сына и спросил: «Почему ты говоришь на английском языке, когда надо говорить на корейском языке?».

Преподобный Мун начал говорить о значении корейского языка, а потом начал говорить на разные другие темы. И вскоре стало понятно, что выступление Хёнг Джин нима закончилось и началась официальная речь преподобного Муна.

Преподобный Мун всё говорил и говорил, и было такое чувство, что ему есть многое что сказать, что он просто не может молчать, что Слово Бога переполняет его, и что если он не скажет, то просто не сможет сам себе простить. Он просто не мог остановиться и всё говорил и говорил. Так прошло три часа. Большинство гостей уже с тоской поглядывали на пустые тарелки и похоже их ожидания на счет банкета не слишком оправдывались.

Мы сели за столы в 11 часов утра, и где-то в 13:45 преподобному Муну принесли записку от жены. Он прочитал записку вслух и сразу прокомментировал: «Вот здесь написано: "Отец, многие не завтракали, многие очень голодны, у многих уже разболелась голова, и кто-то даже на грани того, чтобы упасть в обморок, не время ли сделать перерыв и пообедать"» . Преподобный Мун сильно расстроился и сказал: «У кого тут болит голова? Кто-то не завтракал? Я четыре ночи не спал, чтобы подготовить эту речь, чтобы сказать эти вещи , я пригласил вас к себе домой, чтобы передать вам послание Небес. Чей это банкет - ваш или мой? А если это мой банкет, то я вас пригласил, чтобы сказать вам эти вещи, четыре ночи не спал, готовился, а тут кто-то не пообедал и у него голова разболелась? Если вы хотите есть, то я вас не держу, идите и ешьте где-нибудь в другом месте. Но что важнее, пища духовная или пища физическая? Я сейчас вам передаю послание Бога. Насколько это важно? И потом я контролирую время, сейчас 13:45, значит, у меня есть еще 15 минут, я могу еще что-то сказать» . После этого он говорил еще в течение трех часов, в общей сложности получилось шесть часов, и мы начали обедать уже после 17:00.

Такую интенсивность очень сложно выдержать, поэтому не все выдерживали, кто-то ходил по коридору, кто-то просто ушел, кто-то занимался какими-то отвлеченными делами. Я сидел и думал о том, что преподобный Мун готовился к этой речи четверо суток и практически не спал всё это время, значит он действительно хочет сказать нечто такое важное и нужное, что мне обязательно нужно всё понять. А преподобный Мун говорил об удивительных вещах: он говорил про отношения между полами, про чистоту любви, про то, что каждая часть тела отражает законы Вселенной и подробно на пальцах объяснял эти законы.

Я думал по поводу того, что между мной и этим человеком огромная разница - он просто смотрит на свою ладонь и для него очевидно, почему надо вести нравственный образ жизни, а я смотрю на свою ладонь и в лучшем случае вижу ладошку и пять пальцев. Чаще всего мы живем и не задумываемся о многих вещах, а преподобный Мун спрашивал нас: «Как вы можете жить и не задумываться о таких вещах?» .

Преподобный Мун сидел перед нами, четыре дня он не спал, чтобы донести до нас послание Небес, а ему уже 90 лет, и он выступает шесть часов без остановки перед нами. Я понял, что у преподобного Муна в этот момент душа и тело также едины, как были у меня во время игры, в любой момент он готов даже умереть, но он не перестанет говорить, пока не передаст нам всё что необходимо, он забудет про сон, про еду и туалет и не станет обращать внимание на тех, кто не выдержал и ушел. Он просто рожден ради одного этого банкета и всё его существо не желает ничего кроме, как все 100% своей энергии отдать здесь и сейчас.

Сначала он около четырех часов говорил сидя, а потом он уже собрался уходить и уже дошел до трибуны, оперся на нее, и хотел подвести итог нашей встречи, и еще два часа проговорил стоя. В самом конце он сказал: «Те, кто не услышали меня сегодня, не услышали послание Небес» . Он спросил нас: «А если мы здесь с вами задержимся на неделю, вы сможете? Останетесь? А если я попрошу вас сделать 40-дневный пост, вы сделаете?» . Такие вызовы он бросал всем присутствующим. Но в первую очередь он бросает этот вызов самому себе. Именно он тот человек, кто говорит по шесть часов кряду и не спит по четверо суток, когда ему уже за 90. Это именно он проводит церемонии Благословения и ведет общественную жизнь, 24 часа в сутки находясь на виду. Про него могут говорить разного рода сплетни и плести интриги, а он просто «с ума сходит» от желания исполнить Божью волю.

Золотые медали дали мне гораздо больше, чем я ожидал - они дали мне шанс увидеть, каким мне нужно стать человеком и немного приоткрыли мне Небесные врата.

Для людей Христос - прежде всего человек, который смог пройти великие испытания судьбы и при этом оставался всегда бодрым и добродушным по отношению к другим.

Крещение Господне - обряд, который помог слиться Иисусу со «священным небом» и открыл для людей другую, светлую сторону света. С тех пор это стало целой традицией, и до сегодняшних дней народ обращается к Богу именно через

Иконные образы

Когда открывается Небо на Крещение, все верующие обращаются не только к но и к писаниям и благодатным картинам. Ведь Божий свет с небес проливается, только на тех людей, которые чтят память Иисуса, обращаясь к его образу на иконах.

Из более ранних изображений, которые были представлены в святых храмах, является образ Христа на Раввинских мозаиках. Спаситель здесь представлен обнаженным, волосы длинные, присутствует борода, а руки опущены вниз. Он погружен по пояс в воду, а сверху открывается Небо, по которому спускается святой Дух.

В одиннадцатом веке на фресках также изображали Христа в обнаженном виде. На иконе видно, что когда открывается Небо на Крещение Спасителя, то сверху льется божественное сияние, и спускаются ангелы.

Также на многих изображениях присутствует и апостолы, которые были верными помощниками Иисуса.

В наше время батюшки отмечают, что эти иконы наделены необыкновенной силой и могут помочь в трудную минуту, если перед ними читать молитвы. Это касается всех дней в году, а не только святых праздников.

Современные обряды

В России на Крещение принято купаться в «иорданской проруби» или в обычных пресных водоёмах. Преимущественно в этот период очень холодно, но людей это не останавливает, и они хоть на несколько секунд погружаются в источник, где над ними царит святое, открытое Небо. На Крещение приходят батюшки из разных храмов и святят предварительно прорубь для наилучшего целебного эффекта.

В древние времена в таких обрядах участвовали «открытые» грешники, те, кто прибегал к гаданиям или колдовству. Считалось, что при таком очищении уходит вся нечисть, которая свободно ходила по Земле.

Запрещенные действия

Как уже ранее оговаривалось, гадания в такой праздник запрещаются церковью, поскольку периоды в святые дни считаются пограничными. В эти переломные моменты нечисть довольно активно старается пробиться на Землю, а открытое Небо на Крещение ей в этом помогает. Она может принять облик ангела и внедриться в жизнь обычных людей. Поэтому, если вы все же хотите погадать, то в период строгих святых праздников делать этого не следует.

Сегодня Царские врата — обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение — объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.

Врата для царя

«Первые христиане собирались на молитву в частных домах, а в IV веке, когда христианство становится государственной религией, императоры передают христианам базилики — самые большие здания в римских городах, использовавшиеся для судебных заседаний и торговли.Царскими в этих зданиях назывались главные ворота, через которые в храм входили император или епископ, — поясняет Александр Ткаченко. — Народ же входил в храм через двери, расположенные по периметру базилики». В древней Церкви главным лицом, совершавшим богослужение, а также главой общины был епископ. Без епископа богослужение не начиналось — все ждали его перед храмом. Вход в храм епископа и императора, а вслед за ними всего народа, был самым торжественным моментом в начале Литургии.

Алтарная часть храма оформилась не сразу. Сначала ее отделяли от основной части низкими перегородками, затем в некоторых храмах появились завесы (катапетасмы от греч. katapštasma), которые закрывались в определенные моменты литургии, прежде всего на время освящения Даров. «В первом тысячелетии очень мало свидетельств об этих завесах, — говорит Александр Ткаченко. — В житии святителя Василия Великого рассказывается о том, что святитель ввел использование завес, закрывающих Престол, по причинам совсем не богословским: диакон, который ему сослужил, часто оглядывался на женщин, стоящих в храме. Во втором тысячелетии употребление завес становится распространенным. Часто они украшались шитьем, изображениями святых, Богоматери».

Наименование «Царские врата» было перенесено с главного входа в храм на врата иконостаса также во втором тысячелетии. «Впервые вратам, ведущим в алтарь, начинают придавать самостоятельное значение только в XI веке, — рассказывает Александр Ткаченко, — когда в одном из толкований литургии говорится, что при словах “Двери! Двери!” закрываются не ворота храма, а дверки, ведущие в алтарь. Полностью иконостас, каким мы его знаем — с Царскими вратами, рядами икон, — сложился только к XVI – XV векам».

Историческое и символическое

Когда крупные церковные общины распались на множество приходов, обычай ожидания епископа исчез. В приходских храмах стали служить священники, которые могли с начала богослужения находиться в алтаре. «Поэтому постепенно (после VIII – IX веков) вход в епископа в храм, а затем в алтарь получил новый смысл: появились дополнительные песнопения, молитвы, которые сопровождают этот вход (сегодня его называют Малым или входом с Евангелием). В древности Евангелие находилось в охраняемом и тайном месте. Это было связано с гонениями, с опасностью утери Евангельского кодекса. Принесение Евангелия для чтения было торжественным моментом. Сейчас Евангелие всегда хранится на Престоле, а Малый вход соединяет оба действия: вход епископа (священника) в храм и принесение Евангелия, которое берется с Престола, выносится через диаконские врата и уносится обратно через Царские». Смысл Малого входа трактуется по-разному: согласно толкованиям одних святых отцов, Малый вход символизирует Боговоплощение и пришествие Спасителя в мир, по мнению других — начало Его общественного служения и выход на проповедь.

Еще раз во время литургии процессия священнослужителей проходит через Царские врата, когда поется Херувимская песнь и выносится Чаша с вином, которое станет Кровью Христовой, и дискос с Агнцем, который станет Телом Христовым. Эта процессия получила название Великого входа. «Самое первое объяснение Великого входа относится к рубежу IV – V веков, — поясняет Александр Ткаченко. — Авторы этого времени говорят, что процессия обозначает несение снятого с Креста умершего Тела Христова и Его положение во гроб. После того как будут прочитаны евхаристические молитвы и Дары станут Телом Христовым, они будут обозначать Воскресение Христово, Христос воскреснет в Святых Дарах. В византийской традиции Великий вход получил иное истолкование. Оно раскрывается в Херувимской песни, которая сопровождает процессию. Она говорит нам о том, что Великий вход — это встреча Христа-Царя, которого сопровождают Ангелы-Телохранители. И Царские врата могут называться так не только потому, что в древности через них входил император, а потому, что сейчас через них входит Христос как Царь Славы, который идет на крестную смерть за грехи людей по любви к человеку».

Канон и творчество

О традициях проектирования Царских врат и задаче зодчего рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «Царские врата — это врата Рая, Царствия Небесного. Из этого мы и исходим при их создании. Царские врата должны быть размещены строго по центру, по оси храма (за ними должен быть Престол, дальше — горнее место). Царские врата — обычно самая украшенная часть иконостаса. Украшения могут быть самые разные: резьба, золочение; на барочных иконостасах вырезали виноградные лозы, райских животных. Встречаются Царские врата, на которых все иконы помещены в рамки-храмы, увенчивающиеся многочисленными главками, что символизирует Небесный Град Иерусалим».

Царские врата, как святыня, могут переходить из одного храма в другой. «Иногда смотришь, а Царские врата не из общего ансамбля. Потом выясняется, что это врата XVI века, их в советское время бабушки спрятали перед закрытием или разрушением храма, а теперь эти врата опять на своем месте, а иконостас новый», — продолжает Андрей Анисимов.

Как правило, на Царских вратах изображаются четыре евангелиста и Благовещение. Но внутри этих тем возможны варианты. «Может быть изображено только Благовещение в рост, — поясняет архитектор. — Если врата маленькие, вместо евангелистов могут быть размещены их символы-животные: орел (символ апостола Иоанна Богослова), телец (апостол Лука), лев (апостол Марк), ангел (апостол Матфей). Если в храме кроме основного алтаря еще два придела, тогда на центральных Царских вратах могут изобразить Благовещение и евангелистов, а в боковых приделах — на одних вратах Благовещение, а на других — святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — авторов чинопоследований Божественной литургии».

Над вратами чаще всего помещается изображение Тайной Вечери, но может быть Христос, причащающий апостолов («Евхаристия») или Троица. Иконография Царских врат (Благовещение и Евангелисты) показывает нам путь, которым можно войти в Райские врата — путь спасения, который открывается Благой вестью о рождении Спасителя и раскрывается в Евангелии.

У зодчего при проектировании Царских врат остается поле для творчества. Царские врата, как и иконостасы, могут быть деревянными, каменными, мраморными, фарфоровыми, железными. «Для промышленника Демидова самым дешевым материалом было железо — он делал иконостасы из железа. В Гжели — иконостасы из фарфора. В Греции, где много камня, алтарная преграда из камня. В греческом иконостасе Царские врата низкие, по грудь, проем между вратами и аркой — большой. При закрытых Царских вратах, но при отдернутой завесе видно Престол, горнее место, то, что происходит в алтаре, хорошо все слышно».

Почему Царские врата не всегда открыты?

По уставу в Пасхальные дни — Светлую седмицу — Царские врата открыты постоянно. Это символ того, что Христос, претерпев Крестную смерть, открыл нам вход в Рай. Алтарь символизирует Рай, а остальная часть храма — землю.

Сейчас можно услышать призывы: давайте служить, как в древней Церкви, с открытыми Царскими вратами, что скрывать от верующих? «Этот призыв не имеет ничего общего с научным изучением древнего богослужения, — комментирует Александр Ткаченко. — В древности у дверей в основную часть храма стояли специальные служители, именовавшиеся остиариями (дверниками). Они следили за тем, чтобы за литургией находились только те, кто будет причащаться, остальные (оглашаемые и кающиеся, те, кто не имел права причащаться) удалялись из храма при возгласе диакона «елицы оглашении, изыдите» (те, кто являются оглашенными, выйдите из храма). И именно поэтому в древности проблемы закрытия Царских врат и алтаря не существовало. Впоследствии, когда чин оглашаемых исчез, а причастников стало меньше, алтарь стали закрывать от тех, кто находится в храме, во избежание профанирования Таинства».

Открытие или закрытие Царских врат показывает наиболее важные моменты богослужения. О благоговении говорят и слова молитвы, которую произносит священник перед тем, как войти через Царские врата в алтарь в конце третьего антифона. В ней есть слова: «Благословен вход святых Твоих». По одному из толкований, в словах этой молитвы имеется в виду вход во Святое Святых, поскольку алтарная часть христианского храма символически соотносится со Святым Святых Иерусалимского храма, куда никто, кроме первосвященника, не имел права входить. Поэтому, когда священник говорит: «Благословен вход святых Твоих» — это значит «благословен вход во Святое Святых», то есть путь на небо, открытый нам, по словам апостола Павла, Господом Иисусом Христом (см.: Евр. 9, 7-28). Но можем ли мы сказать, что всегда готовы к пути на небо? И если ответим честно, окажется, что открытый алтарь и Пасхальная радость не по силам нам постоянно.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»