Просмотр полной версии. Значение слова «концертмейстер

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Концертмейстер - срок на определение профессии музыканта, употребляется в трех значениях -

  • руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава
  • первый скрипач оркестра
  • пианист, аккомпанирующий вокалистам или инструменталистам на концертах и ​​при подготовке к выступлениям.

Концертмейстер в оркестре

В оркестре концертмейстерами называют музыкантов, которые возглавляют ту или иную группу инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава. В обязанности концертмейстера входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра. Концертмейстер в той или иной мере, согласно правилам и обычаям данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов выполняет сольную партию, если таковая имеется в произведении.

Особое значение имеет концертмейстер группы первых скрипок, которого называют также концертмейстером оркестра.

Концертмейстер первым выходит на сцену, ведя за собой весь коллектив. Возвращаясь к оркестру и начиная "настройки", он готовит не только оркестр, но и публику до начала концерта. Это то, что видит зритель. Остальные - творческие будни оркестра: репетиции, оттачивание, филировка музыкальных произведений - это не только творчество дирижеров, но и огромная часть жизни концертмейстера .

Иногда концертмейстер оркестра берет на себя функцию дирижера. Например, концертмейстер Венского филармонического оркестра Вилли Босковски по традиции дирижировал Венскими новогодними концертами.


Концертмейстер - пианист

Концертмейстером также называют пианиста, помогает исполнителям (певцам, инструменталистам, артистам балета) разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах. В постсоветских странах в средних и высших музыкальных учебных заведениях есть концертмейстерские классы, в которых студенты обучаются искусству аккомпанемента и после сдачи экзамена получают квалификацию концертмейстера.

Konzertmeister ) - руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава, обычно наиболее опытный и/или одарённый исполнитель на соответствующем инструменте в данном коллективе. Концертмейстер в той или иной мере, в соответствии с правилами и обычаями данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов исполняет сольную партию, если таковая имеется в произведении (речь не идёт о жанре инструментального концерта, при исполнении которого в современной - начиная с XIX века - музыкальной практике партию солиста обыкновенно исполняет приглашённый музыкант). Второй по старшинству участник группы называется вторым концертмейстером .

Под концертмейстером оркестра понимается концертмейстер группы первых скрипок - традиционно одна из центральных фигур оркестра, в ряде случаев берущая на себя в той или иной мере руководство им, вплоть до исполнения обязанностей дирижёра (известны, в частности, концертмейстеры, систематически выступавшие в роли дирижёра, - например, многолетний концертмейстер Венского филармонического оркестра Вилли Босковски , по традиции дирижировавший Венскими новогодними концертами).

Концертмейстер первым выходит на сцену, ведя за собой весь коллектив. Поворачиваясь к оркестру и начиная «настройку», он готовит не только оркестр, но и публику к началу концерта. Это то, что видит зритель. Остальное - творческие будни оркестра: репетиции, оттачивание, филировка музыкальных произведений - это не только творчество дирижеров, но и огромная часть жизни концертмейстера .

В духовых оркестрах обязанности концертмейстера оркестра может выполнять первый кларнетист или, реже, первый флейтист.

Концертмейстером называется также пианист, разучивающий партии с певцами или инструменталистами и аккомпанирующий им на концертах.

Концертмейстер оперы - это не просто пианист-аккомпаниатор, это главный помощник дирижера, его правая рука в подготовке спектакля и поддержании его в дальнейшем (после премьеры) на должном уровне. Именно концертмейстер доносит до исполнителей концепцию дирижера-постановщика, и в соответствии с ней готовит вокальные партии с солистами, что очень важно при работе над оперным спектаклем. Концертмейстера скорее можно было бы назвать ассистентом дирижера. Концертмейстер по просьбе дирижера (в случае его отсутствия) проводит спевки с участниками оперного спектакля сохраняя дирижерскую концепцию. И как концертмейстер оркестра держит строй и ансамбль всего оркестра, так и концертмейстер оперы держит ансамбль всех солистов, занятых в спектакле и способствует успеху спектакля.

Примечания

Литература

Т е, кто бы вал на концерта х, всегда слышали перед исполнением произведения т ак ое объявление: «Выступает Иванов Петя – флейта, концертмейстер Петрова Маша». Но если с пер вой частью все понятно – Иванов Петя играет на флейте, то кто же такой концертмейстер.
Используя логическое мышление, мы делаем вывод, что это человек, который играет на фортепиано. Но это утверждение не совсем верно. Ве дь такой музыкант зовётся пианистом. Так кто же тогда концертмейстер? Давайте разбираться вместе.

Обратимся к словарю. Итак, КОНЦЕРТМЕЙСТЕР .

Слово концертмейстер состоит из двух слов: концерт и мастер (по-немецки meister). Имеет оно два значения.

1. В оркестре так называется самый лучший из музыкантов какой-либо группы оркестра, который словно ведет за собой участников этой группы. Если в симфоническом произведении встречается сольный эпизод для какого-то инструмента, то исполняет его именно концертмейстер. Концертмейстер главной группы симфонического оркестра - группы первых скрипок - считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. Концертмейстер - первый помощник дирижера, его правая рука. Обычно, когда после исполнения какого-то произведения дирижеру аплодирует публика, он, деля свой успех со всем оркестром, обращается к концертмейстеру отдельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет внезапно заболевшего дирижера за пультом.

2. А еще концертмейстером называют пианиста, который работает с учащимися - скрипачами, вокалистами, виолончелистами и т. д. Такой концертмейстер - помощник педагога - руководит ими, помогает разучивать свои партии, находить верную трактовку произведения. Несколько иная роль у концертмейстеров, которые аккомпанируют певцам и инструменталистам - мастерам своего дела. Здесь они выступают как равноправные участники единого ансамбля.

Нас, естественно интересует второе значение, концертмейстер-пианист. Иначе говоря, аккомпаниатор. Вот, что пишет В. Чачава (грузинский и российский пианист и музыкальный педагог, выдающийся концертмейстер) в предисловии к книге Дж. Мура (британского пианиста и концертмейстера):

«Аккомпаниатор… В самом этом слове отражена специфика профессии. Французское слово accompagnement образовано от глагола accompagner – «сопровождать». Здесь подразумевают опору – ритмическую и гармоническую. Уже отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. <…> Обычно аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом понимании этого слова – он не только исполняет произведение с певцом или инструменталистом на концертной эстраде, но и работает с солистом на предварительных репетициях, разрабатывая вместе с ним художественную концепцию интерпретации, вникая во все мелочи «технологии» ансамблевого исполнительства»

Концертмейстерское искусство, пожалуй, в чем-то бывает даже еще тоньше и сложнее, чем сольная игра: партия фортепиано в техническом отношении иногда даже сложнее, виртуознее, чем партия солиста, при этом концертмейстер должен быть чутким ансамблистом, чтобы не заглушить солиста.

Также часто встает проблема выбора темпа. Он определяется способностью исполнителя на духовых инструментах уложить фразу в одно дыхание. Здесь у концертмейстера возникает новый материал для размышления: ведь у одних духовиков дыхание короче, чем у других. Значит и темп будет живее. Но при этом нельзя потерять характер произведения, в противном случае мы рискуем, к примеру, получить вместо торжественного марша легкую и задорную польку. Это как в спортивной ходьбе – насколько бы быстрый темп не взял спортсмен, все равно должна оставаться ходьба, а не бег.

Плюс ко всему у концертмейстера должен быть чуткий слух, различающий мельчайшие градации звука. Ведь не всегда у педагога есть возможность подсказать из-за кулис, насколько хорошо строит инструмент солиста с роялем. Следовательно, эта обязанность ложится на плечи концертмейстера. Также во время концерта есть один человек, который хуже других слышит солиста - аккомпаниатор. В этом состоит следующая сложность – правильно выстроить баланс. Ведь звук инструмента летит в даль и возвращается многократно отражённым и поглощённым. А значит, концертмейстер слышит только малую часть его или порой не слышит вообще. И внутри борются 2 чувства: с одной стороны нужно играть так, как было задумано, но с другой стороны хочется играть как можно тише, потому что кажется, будто бы фортепиано заглушает солиста.

Видите, как много всего нужно уметь концертмейстерам. И это не говоря о потребности хорошо и быстро читать с листа, переносить музыку в другую тональность, а порой и подбирать аккомпанемент по слуху. Поэтому очень обидно, когда некоторые музыканты относятся к ним как к обслуживающему персоналу. Например, Дж. Мур пишет в своей книге: «Когда грубовато-простодушный Питер Доусон в своей книге «50 лет песни» предлагает убрать со сцены рояль и аккомпаниатора, чтоб они не отвлекали внимания публики, и когда я вспоминаю, что наибольший комплимент, которого я удостаивался от него, состоял в том, что я единственный из аккомпаниаторов, который ему не мешает, - я теряю самообладание. Правда, полем деятельности Доусона является скорее варьете, чем концертный зал. <…> …Чем ниже была культура инструменталистов и певцов, которым мне приходилось аккомпанировать в дни моей юности, тем деспотичнее было их обращение со мной. Мысль о равном сотрудничестве оставалась для них невыносимой. Когда моё имя впервые появилось на конверте пластинки, певец, которому я аккомпанировал, поднял скандал». Так было 50 лет назад. Подобное отношение встречается и сегодня, но, к нашему счастью, все реже. А ведь от хорошего концертмейстера подчас зависит и успех всего выступления. Ведь насколько не был бы хорош солист, если ему аккомпанирует не очень грамотный концертмейстер – ничего хорошего не будет. Это как у художника – если кисти и краски плохие – красивой картины не получится.

Резюмируя все выше сказанное, хочу привести еще одну цитату В. Чачавы: «Многие крупные музыканты склонны относиться к аккомпаниаторству свысока. Может быть, именно поэтому кое-кого из них ждали на этой стезе громкие провалы».

Вот мы немного и познакомились с такой замечательной и такой важной профессией – концертмейстер.

Концертмейстеры Школы оркестровой игры ещё и немного волшебники. Бывают такие ситуации, когда кто-то из учащихся на концерте ошибётся или, что бывает крайне редко, забудет ноты. Концертмейстер может сделать так, что этого никто и не заметит, да еще успеет подбодрить и подсказать. Представляете, сколько нужно внимания, чтобы уследить за всем, что происходит на сцене, вовремя сориентироваться и поправить ситуацию! Такое может выдержать только человек, получающий удовольствие от своей работы, а значит бесконечно преданный своему делу!

Концертмейстер главной группы симфонического оркестра — группы первых скрипок — считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. Концертмейстер — первый помощник дирижера, его правая рука. Обычно, когда после исполнения какого-то произведения дирижеру аплодирует публика, он, деля свой успех со всем оркестром, обращается к концертмейстеру отдельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет внезапно заболевшего дирижера за пультом.

Концертмейстером называют также музыканта, исполняющего сопровождение, аккомпанемент солисту. Главное качество концертмейстера — общая музыкальная одаренность. Она, в свою очередь, предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии, способности отделять существенное от менее важного. Мобильность, скорость, активность — также очень важные качества для профессиональной деятельности концертмейстера. Представим такую ситуацию. Сцена, идёт концерт, вдруг солист забывает или путает музыкальный текст. Задача концертмейстера вовремя подхватить солиста и довести произведение до конца. Остановка игры концертмейстера равносильно провалу выступления.

Работа концертмейстера — нечто большее, чем просто игра по нотам. Он помогает солистам разучивать их партии, контролирует качество их исполнения. При возникновении трудностей подсказывает, исправляет недостатки. Следовательно, концертмейстер не просто музыкант, но и организатор, педагог и психолог.

Где требуется концертмейстер?

Среди пианистов эта профессия самая распространенная. Без работы специалисты не останутся. Высшие учебные заведения, общеобразовательные и музыкальные школы, дворцы детского творчества, центры досуга — везде необходимы квалифицированные работники данной области. В учебных заведениях музыкального профиля в концертмейстере нуждаются на занятиях по всем специальностям. Концертную эстраду, хоровые коллективы, занятия хореографии, выступления и репетиции солистов оперы также сложно представить без «маэстро». Несмотря на это, среди музыкантов существует некий стереотип концертмейстера. Игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это ошибочное заблуждение.

Концертмейстер, педагог-музыкант должен непрерывно работать над приобретением и совершенствованием исполнительских и концертмейстерских умений и навыков. Пополнение педагогического и исполнительского багажа в области музыкального искусства предполагает свободное владение фортепиано, так как в обязанности концертмейстера, например, в общеобразовательной школе входят: умение исполнять инструментальные и вокальные произведения русской, советской, зарубежной фортепианной литературы; аккомпанировать солисту, хору, ансамблю, инструменталисту, транспонировать, объединять аккомпанемент с партией солиста, подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент к ним, бегло читать с листа и аккомпанировать с листа. Как видно, исполнительская подготовка концертмейстера должна быть на высоком профессиональном уровне. В свою очередь, она невозможна без музыкально-исторических и теоретических знаний, без умения раскрыть художественный образ произведения на основе точного прочтения нотного текста и собственного исполнительского опыта.

При чтении аккомпанемента с листа важно:

  • Уметь слушать солиста, мысленно петь и дышать вместе с ним и не перекрывать его партию своим звучанием;
  • Приучать себя следить и, если нужно, уметь исполнить не только две строчки аккомпанемента, но и партию солиста, ансамбля, хора;
  • Не останавливаться при неточном исполнении, а собранно и целеустремленно следовать до конца вместе с солистом.

Большую пользу для развития навыков аккомпанемента с листа приносит ежедневная читка с листа фортепианных миниатюр. Важно, чтобы она не сводилась к разбору произведения.

Слово концертмейстер, такое похожее на два других, о которых вы можете прочесть на страницах этой книжки -- капельмейстер и хормейстер -- также состоит из двух слов: концерт и мастер (по-немецки meister). Имеет оно два значения. В оркестре так называется самый лучший из музыкантов какой-либо группы оркестра, который словно ведет за собой участников этой группы. Если в симфоническом произведении встречается сольный эпизод для какого-то инструмента, то исполняет его именно концертмейстер. Концертмейстер главной группы симфонического оркестра -- группы первых скрипок -- считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. Концертмейстер -- первый помощник дирижера, его правая рука. Обычно, когда после исполнения какого-то произведения дирижеру аплодирует публика, он, деля свой успех со всем оркестром, обращается к концертмейстеру отдельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет внезапно заболевшего дирижера за пультом. А еще концертмейстером называют пианиста, который работает с учащимися -- скрипачами, вокалистами, виолончелистами и т. д. Такой концертмейстер -- помощник педагога -- руководит ими, помогает разучивать свои партии, находить верную трактовку произведения. Несколько иная роль у концертмейстеров, которые аккомпанируют певцам и инструменталистам -- мастерам своего дела. Здесь они выступают как равноправные участники единого ансамбля.

  • - . 1) Первый скрипач оркестра; иногда заменяет дирижёра. В обязанности К. входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра. В струн. ансамблях К. является обычно художеств...

    Музыкальная энциклопедия

  • - в оркестре опытный и знающий музыкант, на котором лежит наблюдение за верным строем оркестра. В случаях колебания оркестра во время исполнения К. обязан первый указать вступление своей игрой...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - 1) первый скрипач оркестра, исполняющий скрипичные соло и иногда заменяющий дирижёра на репетициях. В 18 в. в инструментальных капеллах выполнял функции дирижёра...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1) музыкант, возглавляющий одну из струнных групп симфонического или оперного оркестра.2) Пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Заимств. в середине XIX в. из нем. яз., где Konzertmeister - сложение Konzert «концерт» и Meister «мастер». См. концерт, мастер. Ср. гроссмейстер...

    Этимологический словарь русского языка

  • - ; мн. концертме/йстеры, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - пиани/ст-концертме/йстер,...
  • - скрипа/ч-концертме/йстер,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - КОНЦЕРТМЕ́ЙСТЕР, -а, муж. 1. Первый скрипачсолист оркестра, а также музыкант, возглавляющий одну из струнных групп исполнителей в оркестре. 2. Пианист-аккомпаниатор, разучивающий партии с исполнителями...

    Толковый словарь Ожегова

  • - КОНЦЕРТМЕ́ЙСТЕР, концертмейстера, муж. . 1. Звание первого скрипача в оркестре, играющего сольные партии. 2. Музыкант-акомпаниатор в оперном театре, помогающий певцам разучивать их партии...

    Толковый словарь Ушакова

  • - концертме́йстер м. 1. Первый скрипач - солист симфонического или оперного оркестра. отт. Музыкант, возглавляющий одну из струнных групп оркестра. 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - концертм"...

    Русский орфографический словарь

  • - При больших оркестрах, первый скрипач, в то же время дирижер струнных инструментов...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - скрипач, аккомпаниатор, пианист,...

    Словарь синонимов

"КОНЦЕРТМЕЙСТЕР" в книгах

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ПЕРВЫХ СКРИПОК

Из книги Плен в своём Отечестве автора Разгон Лев Эммануилович

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ПЕРВЫХ СКРИПОК Сколько лет прошло, а до сих пор бешусь, когда встречаю в газетах заголовки «Этапы большого пути», «Этап новой жизни», «Счастливый этап…» и прочее в этом роде. Сейчас-то этих больших и счастливых этапов стало поменьше, а несколько лет назад

Концертмейстер Паваротти

Из книги Я, Лучано Паваротти, или Восхождение к славе автора Паваротти Лучано

Концертмейстер Паваротти Лучано - не первый великий певец, с которым я работал в качестве концертмейстера. Я занимаюсь этим уже двадцать семь лет и сотрудничал со многими выдающимися исполнителями: Нильсон, Френи, Симионато, Гедда, Тальявини…Я люблю аккомпанировать

ЧТО ДЕЛАЕТ КОНЦЕРТМЕЙСТЕР Название «концертмейстер», которым в больших оркестрах наделяются ведущие исполнители и которое в наши дни всё чаще присваивается женщинам, восходит, как и многое другое в классике, к очень давним временам. В эпоху Гайдна и Моцарта

Концертмейстер / Автомобили / Звездный тест-драйв

Из книги Итоги № 44 (2013) автора Итоги Журнал

Концертмейстер / Автомобили / Звездный тест-драйв Концертмейстер / Автомобили / Звездный тест-драйв Солист группы «Би-2» Шура - о своем Cadillac Escalade Сразу признаюсь: сам я за рулем не бываю, у меня даже нет российских прав - только «праворульные»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»