Консультации для родителей «Леворукий ребёнок. Тайный смысл привычных жестов

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Правшей, поскольку реализуется зачастую обоими полушариями мозга. Тесты на определение ведущей руки и ведущего глаза „Поза Наполеона “ у левши. Тестами для определения рукости у младенца являются наблюдения за тем, какой рукой он... отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия предложил определять ведущую руку и ведущий глаз по следующим тестам. Скрестите руки на груди в „позе Наполеона “. Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то...

https://www.сайт/psychology/15188

Сигналы другому человеку, мы бессознательно сообщаем ему свои истинные намерения. Например, вы говорите, что очень рады встрече и общению, в то же время стоите со скрещенными руками («поза Наполеона ») или сидите с переплетенными пальцами, вид которых говорит о ваших усилиях сдержаться от необоснованной критики и не наговорить грубостей. О вашей искренности и сердечном отношении будут говорить...

https://www.сайт/psychology/14686

Сидела на какой-то учебе в позе лотоса. Подошел мужчина и стал руками водить над головой. Сказал громко, что во мне еще осталось немного любви. Я почувствовала неловкость перед остальными, что они это узнали.

https://www..html

Левшами были: Аристотель, Тиберий, Цезарь, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Александр Македонский, Жанна Д"Арк, Карл Великий, Наполеон , Ньютон, И.П. Павлов, Н.С. Лесков, Д-К. Максвелл, Ч.Чаплин, Л.Кэррол, П.Пикассо. Из сегодняшних заметных левшей назовем... вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, напишите Л, если наоборот - П. 3. Скрестить руки на груди, приняв позу Наполеона . Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой Л, если правой - буквой П. 4. Поаплодировать. ...

https://www.сайт/psychology/1132

Гипнолог находит ключ к нашему подсознанию. Он только открывает дверь, все остальное мы делаем сами. Политический гипноз Искусством массового гипноза владели Наполеон , Ленин, Гитлер. У политических гениев характерные позы : Наполеон складывал руки на груди, Ленин держался за край пиджака, Гитлер прикладывал руку к сердцу и вытягивал вперед. Точно такие же жесты используют...

https://www.сайт/journal/126457

Него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый? В. Станьте в «позу Наполеона », скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху? Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху? Теперь посмотрим, что у вас получилось. ПППП...

https://www.сайт/psychology/12445

Мы обретём мир. На плюсовом полюсе (за мир) всегда стоит Россия, а вот второй отрицательный полюс под неё подобрать пока никак не удаётся. Им пытался стать Наполеон , но он не выдержал энергии России и «сдулся», затем на него покушался Гитлер и он её не выдержал и «пропал», а сегодня им уже пытаются стать англосаксы. Но... стать обычной нацией, каких много. Их время самозахватнического правления вторым полюсом мира заканчивается, и они, если не остановятся, последуют далее за Наполеоном и Гитлером.

https://www.сайт/journal/147290

Далеко превосходящее и здравый смысл, и анализ, из цельности чего и рождаются все смыслы. Настоящее исследование помещается в этой книге не столь с целью характерологической обрисовки личности Наполеона , о чём существуют как отдельные многочисленные исследования, так и большие специальные труды (А. Генце, Мишон, Ф. Бартело, Моргенштерн и др.), как для того, чтобы удивительными изменениями...

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий ведущего

Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

2. Упражнение “Карусель общения”

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

“Я люблю…”, “Меня радует…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

3. Упражнение «Тест геометрических фигур»

Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

Комментарий ведущего

ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Что объединяет теннисиста Рафаэля Надаля, актрису Николь Кидман и музыканта Пола Маккартни?

Список одних знаменитостей левшей весьма внушителен: Деми Мур , Эминем , Майкл Джексон , Киану Ривз , Брюс Уиллис , Опра Уинфри , Пинк , Вупи Голдберг , Джулия Робертс , Анджелина Джоли , Рики Мартин , Марк Уолберг , Билл Мюррей , Том Круз , Скарлетт Йоханссон . Прекрасно «орудовали» левой и художники - Леонардо да Винчи , Микеланджело , Рафаэль , Рубенс и Пикассо . Левшами были Ганс Христиан Андерсен , Марк Твен , Герберт Уэллс и Франц Кафка . Словом, всех и не перечислить.

Что же мы знаем о левшах? Мы привыкли считать левшами тех, кто пишет левой рукой, а правшами - соответственно тех, кто правой. Также бытует мнение, что левшей в разы меньше, чем правшей. На самом же деле взаимодействие правой и левой «партий» нашего мозга несколько тоньше . Уверенны ли вы, что правее всех правых?

Ху из ху?

Портрет стопроцентного правши:
. пишет и выполняет большинство действий правой рукой;
. держит телефонную трубку у правого уха;
. ведущие глаз и ухо - правые;
. ведущая нога тоже правая: именно она толчковая, с нее человек начинает идти.

У ярко выраженного левши , наоборот, во всех этих действиях участвуют левая рука и нога. Если же часть действий вам удобнее делать правой рукой, а в какие-то моменты ведущей становится левая, вы обладатель скрытой леворукости (также это называют смешанным преобладанием и поперечным господством). Возможно, вы замечали за собой, что лучше воспринимаете информацию левым ухом или, к примеру, у вас активнее левая часть лица: удобнее подмигивать левым глазом, а ухмыляться - левым уголком губ. Все это признаки того, что вы скрытый левша. Согласно исследованиям, левши разной масти, явные и скрытые, составляют около половины населения. А по некоторым данным они даже в подавляющем большинстве - 62%. И стоит ли после этого называть левшей редкими и странными типами? Гораздо реже встречаются люди, одинаково виртуозно владеющие и правой, и левой руками. По-умному их называют амбидекстрами , статистика свидетельствует, что ежегодно число таких людей растет, а наука уверяет, что этому навыку можно обучить.

Вычисляем левшу

Теорий о том, когда закладывается леворукость и является ли она врожденной или приобретенной, великое множество. К единому знаменателю ученые так и не пришли. Долгое время считалось, что доминирующая сторона (и рука соответственно) определяется в 3-4 года. Но в Центре исследований поведения эмбрионов Королевского Университета в Белфасте доказали, что это происходит гораздо раньше. Как известно, зародыши в утробе сосут «лапку» - в большинстве случаев правую. Но в некоторых исключениях предпочитают левую. Ученый Питер Херпер изучил тысячу УЗИ-снимков 10-15-недельных зародышей, а впоследствии знакомился с этими родившимися и уже подросшими детьми. Выяснилось, что все, кто в утробе матери тянул ко рту левую руку, поголовно стали левшами.

Хотите вычислить будущего левшу? Понаблюдайте за малышом - в какой позе он любит лежать и как держит голову. Явный признак - «поза фехтовальщика»: правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед. А лежа на спине, будущий левша наклоняет голову в левую сторону, а правша - соответственно в правую.

Есть ли выбор?

Передается ли леворукость по наследству? Большинство медиков и психофизиологов отвечают утвердительно. Как и у каждой теории, у этой тоже есть противники. Некоторые специалисты полагают, что семейная леворукость - фактор социальный, а не генетический. Детям свойственно подражать взрослым, тем более любимым родителям, поэтому они перенимают привычку есть и писать левой рукой. Но и генетикам есть что ответить на сей счет: наблюдая за детьми, усыновленными в возрасте до 3-х лет, ученые обнаружили, что в качестве доминирующей эти дети выбирают ту же руку, что и генетические родители, а не приемные.

Левша шагает по планете…

География левшей охватывает весь земной шар, но в каких-то уголках мира они представлены более масштабно, а в каких-то менее. Определенно в южном полушарии левшей значительно больше, чем в правом. В одной только Австралии их 25%, а среди коренного населения Южной Америки процент левшей еще больше. В Европе большинство левшей обнаруживается в восточной ее части, а меньше всего леворукости подвержены испанцы. Что касается нашей с вами родины, треть всех российских левшей проживает на полуострове Таймыр.

…и выбирает профессию

Конечно, профессии не делятся по признаку доминирующей руки, но не стоит и отрицать, что в некоторых профессиональных областях левшам может быть не очень удобно. Например, летное дело не слишком им подходит по техническим причинам. Бортовые приборы настроены на правый глаз и правую руку, летчик-левша в таких условиях быстро утомляется и теряет бдительность. Надеемся, это не сильно вас расстроило (вдруг вы левша?), тем более что профессию летчика не назвать женской. Достаточно сфер, где свои способности могут проявить те, у кого доминирует правое полушарие мозга. Оно отвечает за абстрактное мышление, пространственное воображение и эмоциональность, поэтому у левши все шансы применить себя в искусстве, дизайне и архитектуре. Левши успешно овладевают языками - а в современном мире это очень ценный навык.

Интересные факты о левшах:

13 августа - Международный День левшей.
. Левши чаще рождаются во второй половине года и гораздо реже - весной.
. Левшей больше среди мужчин.
. Мэрилин Монро предпочитала… нет, не блондинок, а мужчин - левшей, считая, что им нет равных в умении целоваться.
. Знаменитый «маленький шаг для одного человека и огромный скачок для всего человечества» астронавт Нил Армстронг сделал именно левой ногой.


Тест на «правую» или «левую» реакцию

Хотите узнать больше о своих реакциях при выборе правой или левой руки и о том, как это характеризует вашу личность? Для этого проделайте 4 несложных упражнения.

1. Ведущая рука

Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, большой палец какой руки оказался сверху - правой или левой. Если сверху палец правой руки - у вас правый тип реакции (П ), а если левой руки - соответственно левый (Л ). Запишите этот результат на листке: П или Л .

2. Ведущий глаз

Сложите указательные пальцы рук пистолетиком, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую прицеливаетесь. А теперь попеременно закройте сначала один глаз, а затем другой. Посмотрите, в каком случае точка прицела смещается. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то у вас правый тип реакции, если при закрытом левом - соответственно левый тип. Снова запишите результат: П или Л .

3. Поза Наполеона

Скрестите руки на груди (так называемая поза Наполеона) и посмотрите, какая рука оказалась сверху - правая или левая. Зафиксируйте результат: П или Л .

4. Аплодирование

Поаплодируйте и отметьте, какая рука при этом сверху. Запишите результат на листке: П или Л .

По количеству правых и левых типов реакции можно определить некоторые черты вашего характера. Например, первое задание позволяет судить, чем вы больше руководствуетесь - логикой или эмоциями . Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность . Третье указывает на склонность к простодушию или кокетству . Четвертое - на решительность или ее недостаток . А теперь из записанных букв найдите свой вариант:

ПППП

Вы консервативны, предпочитаете следовать проторенной дорожкой, чрезвычайно щепетильны в мелочах. Вы 100% коллективист, зависимы от общественного мнения и часто мыслите стереотипами. Не бойтесь давать больше воли собственному «Я».

ПППЛ

Вам не хватает уверенности в себе, вы нерешительны даже в мелочах. Если и существуют флегматики в чистом виде, то это как раз вы. Возможно, вам комфортно в собственном футляре, но не хотите ли чуть выглянуть наружу?

ППЛП

Вы - человек-праздник. Ваши артистичность и отличное чувство юмора привлекают людей, мужчины не оставляют вас без внимания, а вы виртуозно и с удовольствием флиртуете с ними. А вас в свою очередь привлекают люди решительные и энергичные - проще говоря, с сильным характером, как и вы сами.

ППЛЛ

Вы открыты миру и доброжелательны к людям - окружающие тянутся к вам, вы воплощаете комфорт и уют. У вас редкий тип характера, в котором сочетаются противоположные черты. С одной стороны, вам не занимать твердости духа, с другой - порой вам с трудом дается принятие решений. Вы легко заводите знакомства, но при этом по-настоящему самодостаточны, уединение вас не тяготит. Приятельствуете со многими, но к понятию дружбы относитесь со всей серьезностью.

ПЛПП

Вы - деловая леди. При этом не головорез, а терпимый и справедливый управленец. Никогда не идете на конфликты в лоб, стараетесь просчитать разные варианты развития ситуации. В личных отношениях осторожны, медленно привыкаете к людям, предпочитаете сохранять дистанцию, отчего выглядите несколько холодной.

ПЛПЛ

Это очень редкий тип характера, но, к сожалению, и самый слабый. Вы слишком подвержены различным влияниям, без посторонней поддержки и одобрения чувствуете себя беззащитной. В ваших интересах поработать над собственной инфантильностью и неуверенностью.

ПЛЛП

Вы непостоянны в своих интересах, но так как очень любите новые впечатления - вам это даже на руку. Вы очень женственны, вам свойственны мягкость и томность. В общении непосредственны, легки и открыты. Умеете подобрать ключик к любому человеку и даже меняете свое поведение, чтоб всем было комфортно.

ПЛЛЛ

Превыше всего для вас - логика. В повседневной жизни опираетесь на разумность решений, ситуаций, поступков других людей и своих собственных. Если вдруг у вас есть метания по поводу профессиональной сферы, знайте: с таким складом ума вы определенно достигнете высот в аналитике.

ЛППП

Это очень распространенный тип характера, обладатели которого настоящие «хамелеоны» - вы отлично адаптируетесь к разным условиям и жизненным ситуациям. Вы очень эмоциональны и сильно подвержены чужому влиянию.

ЛППЛ

Это так называемый тип «маленькой королевы». Вы любите мягкое внимание к своей персоне - не быть в центре, но когда люди заботятся о вас, оберегают, балуют. При этом вас нельзя назвать слабой и безвольной: у вас есть собственное мнение, но вы его не навязываете, признаете право на иную точку зрения. И не любите, когда что-то навязывают вам. Но если заинтересованы в совете или помощи - обязательно пользуетесь.

ЛПЛП

Это самый сильный тип характера, несгибаемый и непоколебимый. Порой вы чересчур настойчивы, это даже выглядит как зацикленность на мелочах и несущественных деталях. Нередко производите впечатление человека, для которого существует 2 мнения - ваше собственное и неправильное. Из-за пренебрежения мнениями, отличными от вашего, порой не способны увидеть свежие и ценные идеи и решения, предпочитая консервативные методы. Вы, конечно, индивидуальность, но не забывайте, что других людей это тоже касается.

ЛПЛЛ

У вас сильный характер, но внешне вы производите совсем другое впечатление. Для вас характерна внутренняя напряженность и даже агрессивность, но это скрыто от глаз окружающих за маской мягкости и эмоциональности. Разница между внешним образом и истинным самоощущением может сказываться на недостатке взаимопонимания с людьми.

ЛЛПП

Возможно, вы звезд с неба и не хватаете, но в общении дружелюбны и просты - этим и нравитесь окружающим. Для вас характерна некоторая разбросанность интересов, вам интересно все понемножку. Неудивительно, что вас считают прекрасным собеседником, ведь вы с удовольствием слушаете других.

ЛЛПЛ

Вы обладатель очень редкого типа характера - встречается лишь у 1% женщин. Вы простодушны и доверчивы. Но ваша мягкость может подкинуть проблем, если не фильтровать окружение и доверять всем и каждому. Не бойтесь отказывать людям, ведь вы не обязаны всем нравиться.

ЛЛЛП

Основные черты вашего характера - эмоциональность и решительность. Когда они включаются одновременно, получается импульсивность в чистом виде, поэтому нередко вы принимаете непродуманные решения, о которых потом жалеете. Вам не хватает тормозов, и вы стремитесь обрести их в лице близких людей, которые могли бы сдержать ваши резкие порывы.

ЛЛЛЛ

У вас нестандартное мышление, вы способны по-новому взглянуть на общепринятые вещи. Но у творческой натуры есть и недостатки: вы эгоистичны, упрямы и самолюбивы, оттого можете быть чересчур эмоциональны, если ваши идеи не принимают «на ура». Для вас очень важны дистанция и защищенность личного пространства, это порой даже переходит в замкнутость.

Результаты поиска

Нашлось результатов: 34 (1,30 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

1

№3 [Национальный психологический журнал / National Psychological Journal, 2016]

Выпускается с 2006 г. Цель журнала – распространение знаний о достижениях российской науки как в сфере фундаментальных и прикладных исследований, так в сфере оценки психологических программ и методов работы. Журнал рассматривает актуальные социальные проблемы с позиций психологической науки.

Однако здесь имеет значение сочетание результатов выполнения проб Розенбаха и «Поза Наполеона ». Наибольшие арифметические способности отмечаются у лиц с отсутствием зрительной асимметрии, обладающих мануальным правшеством по пробе «Поза Наполеона ».

Предпросмотр: Национальный психологический журнал National Psychological Journal №3 2016.pdf (0,2 Мб)

2

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УТОМЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ [Электронный ресурс] / Матвеев [и др.] // Здоровье и образование в XXI веке. Электронный научно-образовательный Вестник.- 2016 .- №4 .- С. 22-28 .- Режим доступа: https://сайт/efd/369442

В данной статье изучалась работоспособность нервной системы студентов с различным профилем функциональной межполушарной асимметрии. В исследовании приняли участие 96 студентов факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, которые в соответствии с профилем функциональной асимметрии мозга были разделены на три подгруппы: правши - 55 студентов, левши - 9 студентов, амбидекстры - 32 студента. Для анализа адаптации студентов к условиям обучения использовали показатели функционального состояния нервной системы. Функциональное состояние центральной нервной системы студенческой молодежи изучалось на аппаратном комплексе «Психофизиолог» с помощью методики простая зрительно-моторная реакция. Предполагалось, что учет данного показателя в учебном процессе позволит правильно планировать режим труда и отдыха, контролировать учебные нагрузки и тем самым сохранить здоровье обучающихся.

3

№3(87) [Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2015]

Научный журнал "Вестник Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева" издаётся с 1997 года. Публикация статей осуществляется по сериям естественные и технические науки, Гуманитарные и педагогические науки. Отдельный выпуск может быть тематический или в нём могут публиковаться научные статьи по актуальным проблемам естественных, технических и гуманитарных наук. Учредителем и издателем журнала является ФГБОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Входит в Перечень ВАК

В то же время не было обнаружено такой связи тестов «поза Наполеона », «нитки», «часы» с тестами «закидывание ноги», «шаг», «прыжок» и вопросами эдинбургской анкеты.

Предпросмотр: Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева №3 2015.pdf (0,7 Мб)

4

Лабораторный практикум по экологической генетике

Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета

Учебное пособие подготовлено на кафедре генетики, цитологии и биоинженерии биолого-почвенного факультета Воронежского государственного университета. В пособии представлены лабораторные работы по общей и экологической генетике, знакомящие студентов с закономерностями наследования признаков, функциональной морфологией хромосом, генетической структурой популяций, методами оценки генетического гомеостаза организма и генотоксичности окружающей среды при антропогенном загрязнении.

Для этого можно использовать такие тесты, как поза Наполеона , скрещивание рук. В позе Наполеона ведущей считается рука, кисть которой оказывается сверху.

Предпросмотр: Лабораторный практикум по экологической генетике.pdf (0,8 Мб)

5

№4 [Здоровье и образование в XXI веке. Электронный научно-образовательный Вестник, 2016]

Освещаются актуальные вопросы терапии, кардиологии, неврологии, психиатрии, гастроэнтерологии, общей хирургии, акушерства и гинекологии, андрологии, педиатрии, медицинской психологии, правовых основ медицинской деятельности и др.

Профили функциональной межполушарной асимметрии выявлялись с помощью моторных проб: переплетение пальцев рук - «замок»; скрещивание рук на груди - «поза Наполеона »; аплодирование.

Предпросмотр: Здоровье и образование в XXI веке. Электронный научно-образовательный Вестник №4 2016.pdf (1,0 Мб)

6

Атлас интерпретационных схем к оценке оптанта...

Изд-во Хворова А.Ю.

Альбом представляет собой рабочие материалы по интерпретированной схеме проявлений человека, сопоставлению этих ресурсов человека с организационными ресурсами и выходом на интерпретационную схему организационных феноменов. Это своеобразный итог деятельности по психологической диагностике (профотбору) работающих сотрудников широкого диапазона организаций и различного иерархического уровня, кандидатов на работу, талантливых людей, не побоявшихся подвергнуть свою репутацию жесткому испытанию, в различных географических регионах страны.

Таблица 7.1 Пробы для оценки сенсомоторных асимметрий и доминантного полушария головного мозга Моторная асимметрия рук 1. Переплетение пальцев рук (определение ведущей руки) 2. Поза Наполеона (определение ведущей руки) 3. Аплодирование...

Предпросмотр: Атлас интепретационных схем к оценке оптанта психодиагностическими методами.pdf (0,2 Мб)

7

№5 [Школьные технологии, 2014]

Профессиональный журнал для технологов учебного дела, школьных завучей, методистов, преподавателей системы высшего образования. Основные рубрики: «Социокультурные и педагогические контексты технологизации»; «Концепции, модели, проекты»; «Внедрение и практика»; «Педагогическая техника», «Экспертиза, измерения, диагностика». Научно-методический журнал «Школьные технологии» 22 декабря 2017 года решением Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России включен в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по группе научных специальностей 13.00.00 – педагогические науки

Можно сказать, что это поза Наполеона . Тогда при повторении пробы можно её только назвать, но не показывать. Необходимо наблюдать за тем, как выполняется проба.

Предпросмотр: Школьные технологии №5 2014.pdf (0,3 Мб)

8

Социокультурные конструкты в языке [монография]

М.: ФЛИНТА

В монографии на материале русского языка исследуются социокультурные конструкты: память, красота, хаос, чувства, имена лиц (эпонимы). В ряде случаев приводятся примеры из английского и немецкого языков. В основу описания социокультурных конструктов положен анализ фразеологизмов, устойчивых метафорических словосочетаний и клишированных фраз. Введено понятие фразеологического текста, как объекта социокультурного комментирования. Рассматриваемые в книге конструкты описаны в их соотнесенности с философским, мифологическим, литературным, политическим и другими типами дискурса. Употребление слов иллюстрируются фрагментами из произведений русской литературы 19-20 вв. и примерами из современной публицистики. В работе используются труды по семиотике, философии, социологии, этнолингвистике, психоанализу.

Историческая фигура Наполеона в культурно-языковой модели конструируется как «Великий Завоеватель», «Победитель» и в этом конкретном значении она описывается языком. Мы говорим: поза Наполеона , наполеоновские планы (англ.

Предпросмотр: Социокультурные конструкты в языке.pdf (1,2 Мб)

9

Секреты ораторского мастерства. Как с успехом выступать...

Изд-во НГАУ

Учебное пособие - это самоучитель публичных выступлений. В ней освещены все основные аспекты публичных выступлений: от выбора темы, подготовки и репетиции выступлений до их проведения и анализа. Содержатся готовые схемы презентаций, а также пошаговый план тре­нировок для ораторов-новичков и выступающих с опытом. В этой книге автор попытался отойти от казенного языка академических учебников. Книга содержит множество интересных и забавных историй, примеров, практические упражнения, поясняющие схемы и рисунки. Прочитав книгу до конца и последовательно выполнив практические упражнения, вы подготовите своё собственное публичное выступление.

Давайте сначала рассмотрим типичные ошибки начинающих ораторов. 1. Поза Наполеона . Оратор стоит на сцене с руками, скрещенными на груди, голова может быть чуть поднята вверх.

Предпросмотр: Секреты ораторского мастерства. Как с успехом выступать публично.pdf (0,9 Мб)

10

Руководство к практическим занятиям по физиологии человека...

М.: Советский спорт

Учебное пособие к практическим занятиям по физиологии подготовлено в соответствии с учебным планом и учебной программой 2001 г. по специальности 030013 – «Физиология», направлению 032100 – «Физическая культура», а также требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования РФ в области физической культуры (2007). Руководство знакомит читателя с методическими подходами к изучению функционирования основных систем и функционального состояния организма человека в различных условиях его деятельности. Основная цель пособия – облегчить подготовку студентов к практическим, лабораторным и семинарским занятиям, помочь им в самостоятельной работе.

Ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху. Тест 2 – «поза Наполеона ». Испытуемый скрещивает руки на груди.

Предпросмотр: Руководство к практическим занятиям по физиологии человека. Учебное пособие.pdf (1,0 Мб)

11

Акмеология физической культуры и спорта:практические занятия...

В учебно-методическое пособие включены психодиагностические методики, направленные на изучение индивидуальных особенностей зрелой личности, а также приведены вопросы для подготовки студентов к коллоквиуму по всем разделам учебного курса «Акмеология ФКС».

Если сверху ложится большой палец левой руки, то ведущая рука, соответственно, - левая. Проба «скрещивания рук» или «поза Наполеона ».

Предпросмотр: Акмеология физической культуры и спорта практические занятия.pdf (0,1 Мб)

12

Психология взаимодействия и принятие управленческих решений...

Рабочая тетрадь представляет собой компактный, информативный сборник заданий по психологии взаимодействия и принятию управленческих решений. Раскрыт основной теоретический материал по определению понятий, связанных с общением, механизмы и закономерности психологии в различных сферах управления. Представлена информация о лидерстве и руководстве, принятии решения в совместной профессиональной деятельности

Поза Наполеона - руки собеседника скрещены на груди Собеседник держит руки за спиной Собеседник держит руки в кармане Расшифровка значения позы или жеста Любезность, внимание, заинтересованность Пренебрежение, незаинтересованность, усталость

Предпросмотр: Психология взаимодействия и принятие управленческих решений.pdf (0,4 Мб)

13

Системная диагностика человека и развитие психических...

Познание

В книге представлены инновационные теория и практика системной психо- логической диагностики и развития психических функций. Подробно описаны свыше 40 диагностических и коррекционно-развивающих методик, реализуемых с помощью аппаратурно-программного комплекса «Активациометр». Эти мето- дики позволяют диагностировать и в ряде случаев развивать наиболее значимые свойства всех основных уровней структуры человека: соматические, психофи- зиологические, психические состояния, психические процессы, психологиче- ские свойства личности. Часть книги посвящена системной детекции лжи.

Ясно, что по этой пробе однозначно ставить диагноз о правоили леворукости нельзя. Э. Ротшильд показал непригодность для этой цели и скрещивания рук на груди (поза Наполеона ).

Предпросмотр: Системная диагностика человека и развитие психических функций учеб. пособие.pdf (1,4 Мб)

14

Детская практическая психология в кратком изложении учеб.-...

М.: ФЛИНТА

В учебно-методическом пособии раскрываются основные аспекты профессиональной деятельности практического психолога дошкольного образовательного учреждения. Рассматриваются общие вопросы организации и содержания основных видов деятельности практического психолога: просвещения, профилактики, диагностики, коррекционной и развивающей деятельности, консультирования. Пособие содержит вопросы и задания для обсуждения по каждой теме и общие контрольные вопросы, тематику семинарских и лабораторных занятий, а также практикум по учебной дисциплине «Детская практическая психология».

Мозга Диагностическая цель 2 Определение типа межполушарного взаимодействия по моторному и мисенсорному признакам Основные методические средства 3 Функциональные пробы: «Поза Наполеона », «Аплодисменты», «Капитан», «Прицел», «Часы» и др.

Предпросмотр: Детская практическая психология в кратком изложении.pdf (0,1 Мб)

15

Актуальные проблемы физического воспитания и физкультурного...

Издательство "Мегапринт"

В сборнике опубликованы материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Публикации отражают результаты теоретических и эмпирических исследований отечественных авторов по направлениям работы конференции.

Также моторная проба «поза Наполеона »; для определения ведущей ноги использовались моторные пробы ; для определения асимметрии слуха - проба «шепот»; для определения зрительной асимметрии – проба «карта с дырой» . Исследования проводилось...

Предпросмотр: Актуальные проблемы физического воспитания и физкультурного образования в Восточной Сибири Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (26 апреля 2013 г.). Том I.pdf (0,8 Мб)

16

Спортивный отбор: теория и практика [монография]

М.: Советский спорт

В монографии, состоящей из двух книг, на основе современных научных данных раскрываются теоретические и практические основы спортивного отбора. В первой книге изложены теоретические основы спортивного отбора, рассмотрены системы спортивного отбора, существующие в странах с развитым спортом. Определена структура и генетика спортивного таланта, приведены организационно-методические основы спортивного отбора, а также диагностика развития общих и специальных способностей спортсменов. Во второй книге рассмотрены ключевые вопросы спортивного отбора в отдельные виды спорта (легкую атлетику, гимнастику, фигурное катание, футбол, баскетбол, теннис, плавание, греблю, велоспорт, лыжный спорт, борьбу, бокс, фехтование, тяжелую атлетику, пауэр-лифтинг).

Если испытуемый держит ладони параллельно, т.е. не выявлено доминирование ни одной руки, то он амбидекстр. 3. Упражнение «Поза Наполеона ». Испытуемому предлагают скрестить руки на груди.

Предпросмотр: Спортивный отбор теория и практика.pdf (0,7 Мб)

17

№1 [Актуальные проблемы психологического знания, 2016]

Научно-практический журнал публикует специализированную информацию по теоретическим и практическим проблемам психологии.

1. Определение ведущей руки (по А. Р. Лурия): переплетение пальцев рук; проба «поза Наполеона »; проба «аплодирование»; опросник Аннетт (детский вариант) .

Предпросмотр: Актуальные проблемы психологического знания №1 2016.pdf (0,1 Мб)

18

№10 [Справочник секретаря и офис-менеджера, 2015]

Ведущий ежемесячный журнал по повышению квалификации для секретарей, помощников руководителей, референтов, делопроизводителей и офис-менеджеров. Практика работы с документами. Деловой протокол и этикет и многое другое.

2. Похлопайте в ладоши и отметьте, какая рука сверху. 3. Скрестите руки на груди (поза Наполеона ) и зафиксируйте, какое предплечье находится выше. 4. Сядьте, положив ногу на ногу.

Предпросмотр: Справочник секретаря и офис-менеджера №10 2015.pdf (1,3 Мб)

19

Психология учеб. пособие

М.: ИТК "Дашков и К"

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология». Представленные материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов. В комплект с учебным пособием входят «Практикум» и «Рабочая тетрадь для студентов», что обеспечивает комплексный подход и глубокое изучение дисциплины.

Правый ведущий глаз говорит о более твердом, настойчивом, агрессивном характере, левый – о мягком, уступчивом. Поза Наполеона .

20

№8 [Народное образование, 2014]

Российский общественно-педагогический журнал Народное образование - это издание энциклопедического типа. Журнал выпускается с 1803 года, то есть уже более двух веков! В нем освещаются важные события в сфере образования, нормативные акты, практический опыт специалистов, методологические основы, этические и психологические аспекты педагогической деятельности, проблемы воспитания и многое другое. Тематические номера посвящены трудовому воспитанию, образовательным технологиям, этическим, правовым проблемам. Материалы восьмого номера, выходящего к началу учебного года, полезны для подготовки учебного процесса, проведению педсоветов. Третий номер посвящен летним каникулам, отдыху, оздоровлению и воспитанию детей и молодежи. Каждый номер - это целая книга сведений, полезных для педагогов, администраторов, методистов и других профессионалов сферы образования. Научно-методический журнал «Народное образование» 22 декабря 2017 года решением Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России включен в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по группе научных специальностей 13.00.00 – педагогические науки

1. «Поза Наполеоа». Сидящему или стоящему ребёнку предлагается скрестить руки на груди, для чего педагог очень быстро делает это сам и тут же разводит руки. Можно сказать, что это поза Наполеона .

Предпросмотр: Народное образование №8 2014.pdf (0,3 Мб)

21

Социальная психология учеб.-метод. комплекс

Приведены программа курса, тематика лекционных и практических занятий для студентов очной формы, методические указания по выполнению контрольных работ, контрольно-измерительные материалы (тесты), тренинг коммуникативной компетенции, список литературы и другие информационные источники.

Аналогично расшифровывается 49 «поза Наполеона » - грудь вперед, одна рука засунута за борт пиджака или жилета, другая, как правило, в кармане. Руки, заведенные за голову, воспринимаются так же.

Предпросмотр: Социальная психология.pdf (0,6 Мб)

22

№3 [ Сибирский психологический журнал, 2009]

«Сибирский психологический журнал» является научно-практическим периодическим изданием, публикует оригинальные статьи по различным отраслям психологии. Цели журнала: распространение научных психологических знаний, поддержка высоких стандартов научной публикации, содействие конкурентоспособности российских ученых и интеграции российской психологической науки в мировое информационное научное пространство.

Для определения общего латерального предпочтения руки использовались пробы: переплетение пальцев, скрещивание рук на груди – «поза Наполеона », аплодирование, тест заведения часов.

Предпросмотр: Сибирский психологический журнал №3 2009.pdf (0,3 Мб)

23

Социальная психология учебное пособие

Приведены формирующие компетенции, тематика лекционных и практических занятий для студентов очной формы, методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения, контрольно-измерительные материалы (тесты), тренинг коммуникативной компетенции, список литературы и другие информационные источники.

Аналогично расшифровывается «поза Наполеона » - грудь вперед, одна рука засунута за борт пиджака или жилета, другая, как правило, в кармане. Руки, заведенные за голову, воспринимаются так же.

Предпросмотр: Социальная психология Учебное пособие.pdf (0,3 Мб)

24

Руководство к проведению лабораторных работ по нормальной...

Настоящее руководство составлено коллективом кафедры нормальной физиологии Кемеровской государственной медицинской академии для использования студентами при подготовке к лабораторным занятиям и проведении наблюдений и экспериментов на занятиях. Руководство включает описание цели работ, оборудования, необходимого для их проведения, описания хода работ, рекомендации по оформлению протоколов и использованию дополнительной литературы при подготовке к занятию.

3.Переплетение пальцев рук. 4.Поза Наполеона (скрестить руки на груди). 5.Динамометрия. Большой палец ведущей руки ложится сверху.

Предпросмотр: Руководство к проведению лабораторных работ по нормальной физиологии.pdf (1,4 Мб)

25

Материал изложен по принципу актуализации межпредметных связен в аспекте целостного подхода к развитию ребенка. Пособие составлено на основе материалов авторских популяционных нейропсихологических исследований и длительной практики консультирования по проблемам детского развития в норме и патологии.

2. В половине профилей имеет место S-D или D-S сочетание в ведущих моторных пробах на мануальное доминирование и доминантное программное управление (пробы – перекрест пальцев рук и поза Наполеона ); 3. Четыре случая левшества (письмо и рисование...

Предпросмотр: Проблемы нормы и патологии психического и моторного развития.pdf (0,9 Мб)

26

Актуальные проблемы совершенствования подготовки...

Содержатся материалы VIII областной научно-методической конференции. Основное внимание уделено наиболее актуальным методическим проблемам реализации программ высшего профессионального образования: формирование профессиональной направленности, методическое обеспечение государственных образовательных стандартов нового поколения, рейтинговая система оценки знаний студентов, современные инновационные формы и методы обучения специалистов, психологопедагогические аспекты гуманитаризации высшего образования и др.

Смешанные право-моторные: ППЛЛ-2, ПЛПЛ-4, ПЛЛП-2. (8.) (В формуле показаны по порядку следования – верхний палец в пробе «кисти в замок», ведущий локоть в пробе «поза Наполеона », ведущее ухо при прислушивании к фразовой речи, ведущий глаз в пробе...

Предпросмотр: Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе. Ч. 1 Сборник материалов VIII областной научно-методической конференции.pdf (0,8 Мб)

27

Проблемы нормы и патологии психического и моторного развития...

Материал изложен по принципу актуализации межпредметных связей в аспекте целостного подхода к развитию ребенка. Пособие составлено на основе материалов авторских популяционных нейропсихологических исследований и длительной практики консультирования по проблемам детского развития в норме и патологии. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплины «Специальная психология». «Детская нейропсихология», блоки ОПД и СД). очной формы обучения. Представляет интерес также для практических психологов.

Например, при неподвижном лице теряется 10–15 % информации. Сердитое и мрачное выражение лица учителя заставляют зрачки сузиться. Закрытее позы определяются как позы недоверия (поза Наполеона и обе руки у подбородка).

Предпросмотр: Психолог – ХХI. Ч. 1..pdf (0,9 Мб)

29

История русской литературы первой трети XIX века учеб. ...

М.: ФЛИНТА

Учебное пособие вводит студентов в пространство русской классической литературы, знакомит с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя, с Золотым веком русской поэзии. Именно в этот период русской словесной культуры формируется ее национальное своеобразие, оформляется тот комплекс идей и образов, которые определят ее последующее развитие. В книге автор пытается воссоздать поэтический мир писателя прежде всего через слово, через своеобразие его художественного мышления. Многочисленные цитаты как фрагменты и сегменты текста выполняют эту задачу. Для более активного погружения читателя в материал цитаты сопровождаются ссылками на собрания сочинений. Отбор материала и его интерпретация обусловлены интересом к проблеме авторского сознания как миромоделирующего фактора словесной культуры.

Его поединок со старухой, с Чекалинским - судорожное утверждение своего «я». И поза Наполеона («он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь.

Предпросмотр: История русской литературы первой трети XIX века.pdf (0,2 Мб)

30

Развитие психомоторных способностей младших школьников в...

М.: ФЛИНТА

Термин «психомоторика», несмотря на его значимость для психологического анализа деятельности человека, до сих пор не получил однозначной трактовки в психологии. В анализе психомоторной сферы человека широко используются разнообразные понятия: двигательная активность, физиология движений, двигательная деятельность, моторика, сенсомоторика, психомоторика, идеомоторика, моторное научение, двигательная задача, двигательные действия и операции, сенсомоторная координация, сенсомоторный интеллект, психомоторные способности и др. В монографии использован комплекс исследовательских методов: теоретических (теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных); эмпирических (наблюдение, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент), психодиагностические методики. Монография имеет практическое значение, так как в ней представлена разработанная и внедренная в практику начальной школы программа развития психомоторных способностей младших школьников.

Дата рождения ученика…. Определение ведущей руки Раздел № Упражнение 1 2 Указание Скрещивание пальцев Скрещивание рук – «поза Наполеона » Определение в е д у щ е г о глаза 3 4 Определение ведущего уха 5 6...

Предпросмотр: Музыкальное развитие леворукого ребенка. Монография.pdf (0,2 Мб)

33

Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика

Пособие состоит из двух взаимодополняющих частей. Первая часть «Теоретические основы лидерства» содержит описание современных представлений о феномене «лидерство» и результатов научных разработок этой проблемы. В ней рассматриваются различные теории, концепции и модели лидерства, а также вопросы взаимосвязи управления, руководства и организационного лидерства. Вторая часть «Метафорические модели и стратегии лидерства» посвящена метафорическим описаниям лидерства. В ней представлены конструкты лидерства, содержащиеся в древнекитайских трактатах «Тридцать шесть стратагем» и «Искусство войны». Также приводится ряд практических советов, полезных руководителям. Пособие предназначено для психологов, педагогов, эффективных руководителей и тех, кто стремится ими стать. Оно будет полезно и людям, стремящимся быть успешными в общении и взаимодействии с другими людьми.

Наполеона ). Предпросмотр: Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия Общественные и гуманитарные науки №2 2013.pdf (2,0 Мб)

3. Упражнение «Поза Наполеона».

Инструкция: «Скрестите руки на груди. Ведущая рука определяется по пальцам, расположенным сверху плеча».

4. Упражнение «Переплетение пальцев».

Инструкция: «Поставьте локти на стол, соедините ладони. По коман-де сплетите пальцы. Ведущая рука определяется по большому пальцу, оказавшемуся сверху, закрывающему другой».

5. Упражнение «Поднимите упавшую ручку».

Инструкция: «По команде уроните ручку на пол, а затем поднимите ее. Ведущая рука - это рука, в которой вы держите поднятую ручку».


56 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

6. Упражнение -«Динамометрия».

Инструкция 1: «Возьмите динамометр и поочередно правой и левой рукой выжмите наибольшее усилие. Ведущая рука определяется по лучшему результату».

Инструкция 2: «Возьмите динамометр сначала правой рукой, выжми-те усилие, а затем "/ 2 от данного усилия. Аналогичную процедуру вы-полните левой рукой. Ведущая рука определяется по меньшему от-клонению от идеального У 2 усилия. Например, вы правой рукой по-казали 32, а У 2 усилия - 22: ошибка составила (+5). А левой рукой - 30 и 13: ошибка - (-2). Следовательно, по точности воспроизведения заданного усилия ведущей является левая рука».

7. Упражнение «Рисунок».

Инструкция: «Возьмите в каждую руку по ручке (карандашу). По ко-манде одновременно рисуете правой рукой квадрат, левой - круг. Под фигурами проведите черту и по команде рисуете левой рукой круг, а правой - квадрат. Сравните фигуры, нарисованные правой и левой рукой. Более точные рисунки выполнила ведущая рука. Если точность рисования примерно одинакова, то доминирования не выявлено и по точности движений вы являетесь амбидекстром».

8. Упражнение «Поймать мяч».

И прукция: «Встаньте в парах на расстоянии 3-5 шагов друг напро-" з друга. По команде один бросает теннисный мяч партнеру, тот его „о 1жен поймать одной рукой. Поменяйтесь. Та рука, которой вы пой-м и мяч, является ведущей».

. Упражнение «Бросок».

инструкция: «Перед собой вы видите мишень. Каждый выполнит по два броска правой и левой рукой, стараясь попасть этим шариком из пластилина, стоя на линии, расположенной на расстоянии двух мет-ров от мишени. Ведущая рука определяется по более точному попада-нию».

Упражнения для определения ведущей ноги

1. Упражнение «Самооценка».

Инструкция: «Представьте, что к вам катится мяч; какой ногой вы бы его отбили? Эта нога является ведущей (маховой)».

2. Упражнение «Нога на ногу».

Инструкция: «Сядьте удобно. По команде примите положение сидя, нога на ногу. Нога сверху - ведущая».

Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 57

58 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

3. Упражнение «Шаг вперед».

Инструкция: «Задание выполняется из и. п. стоя. По команде - подъ-ем на носки, и затем перенесите вес тела вперед, делая шаг. Нога, кото-рой вы сделали шаг, является ведущей.

4. Упражнение «Ступенька».

Инструкция: «Задание выполняется у лестницы. По команде подни-митесь на несколько ступенек вверх. Нога, с которой вы начинали дви-жение, является ведущей (маховой)».

5. Упражнение «Длина шага».

Инструкция: «Задание выполняет одновременно несколько человек. Стоя у линии на полу по команде выполните шаг вперед правой ногой. Ваши партнеры определяют длину шага от линии до пяток по санти-метровой ленте (как в прыжках в длину). Теперь то же левой. Веду-щая нога определяется по лучшему результату».

6. Упражнение «Прыжок в длину толчком одной ноги».

Инструкция: «Вам следует, не наступая на линию, выполнись пры-жок в длину толчком одной ноги. Партнер измеряет длину прыжка по сантиметровой шкале. Для каждой ноги дается по две попытки. Веду-щая нога определяется по меньшему среднему значению».

7. Упражнение «Проба на равновесие».

Инструкция: «Задание выполняется поочередно в парах. Один при-нимает и. п. стоя руки вперед с закрытыми глазами. По команде следу-ет поднять правую ногу вперед и сохранить это положение как можно дольше. Отсчет времени ведется мною вслух. Партнер фиксирует вре-мя (с) по постановке ноги на пол. Наименьшее время удержание опре-деляет ведущую ногу».

8. Упражнение «Удар по мячу».

Инструкция: «Представьте себя футболистом. Перед вами ворота, вы бьете пенальти... разбегаетесь, удар! Какой ногой вы ударили по мя-чу? - она ведущая при ударе ногой».

Задание 2. Исследование сенсорных асимметрий спортсменов

Вводные замечания. Сенсорные асимметрии характерны для парных дистантных органов чувств человека - глаз и ушей. При этом само-оценка ведущего глаза и уха часто не совпадает с данными специаль-ного обследования. Следует также учитывать, что сенсорная асиммет-

Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 59

рия по зрению (ведущий глаз) является более значимой, чем асим-метрия по слуху, - особенно для обучения стрелков и спортсменов в различных видах единоборств с ациклическим характером двигатель-ной деятельности и необходимостью постоянной концентрации вни-мания на точности выполняемых двигательных действий (гимнасти-ка, акробатика, прыжки в воду, бокс, фехтование и др.). Ниже предла-гаются простые приемы для определения ведущего глаза и уха.

Упражнения для определения ведущего глаза и уха

1. Упражнение «Самооценка».

Инструкция: «Как вы считаете, какой глаз у вас ведущий?»

2. «Проба на зрение» (у врача-окулиста).

Инструкция: «Каждый знает, какое у него зрение. Если различий нет, то доминирования глаза по остроте зрения не выявлено. Если один глаз видит лучше другого, он является ведущим по данному показате-лю. Например, острота зрения правого глаза - 1,0; левого - 0,8; значит, ведущий глаз - правый».

3. Упражнение «Прицельная способность глаза».

Инструкция: «Возьмите в руку ручку или карандаш и совместите ее (его) с любой вертикальной линией, например, с краем доски, окон-ной рамы. Поочередно закройте глаза. Отметьте, с правым или левым закрытым глазом ручка не отклонилась от линии совмещения или от-клонилась в меньшей мере. Этот глаз является ведущим».

4. Упражнение «Подмигивание».

Инструкция: «Упражнение выполняется в парах. Развернитесь лицом друг к другу и по команде подмигните партнеру. Вы подмигнули веду-щим глазом».

60 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

5. Упражнение -«Телефонный разговор».

Инструкция: «Перед вами телефонный аппарат, он звонит. Ответьте абоненту, - к какому уху вы приставили снятую с аппарата телефон-ную трубку? Попробуйте еще раз, каким ухом вам удобнее слушать?»

Задание 3. Исследование психических

асимметрий

Методики определения доминирования правого/левого полушария

1. Метод самооценки.

Инструкция: «Как вы считаете, какое полушарие у вас ведущее? Если сложно, подумайте, какие предметы в школе вам легче давались: мате-матика, физика или литература, история? Если точные науки, то ве-дущее - правое полушарие. Если затрудняетесь с ответом, значит яв-ного доминирования нет и, скорее, вы относитесь к смешанному типу».

2. Задача Арнхейма.

Инструкция: «Представим, что сейчас 3 часа 40 минут. Сколько вре-мени будет через 40 минут? Если вы оперировали цифрами, значит, ведущим является левое полушарие. Если представляли стрелки или электронные часы, то - правое».

3. Исследование способов запоминания номера телефона.

Инструкция: «Представим, что вы не можете записать номер телефона. Как вы его запоминаете? Если ищете какую-нибудь закономерность в расположении цифр или ассоциацию (например, номер дома - дата рождения и т. п.), то ведущим является левое полушарие, а если пред-ставляете, как вы записываете (зрительный образ) или последователь-ность набора - то правое полушарие».

4. «Цифры и фигуры».

Инструкция: «Закройте глаза. Сейчас я покажу вам плакат, на кото-ром что-то изображено. По команде вы открываете глаза, через секун-ду я плакат убираю, а вы воспроизводите на бумаге первое, что вам бросилось в глаза, на что вы обратили внимание. Ведущим является левое полушарие, если вы записали цифру или цифры, и правое - ес-ли сначала обратили внимание на фигуры».

5. «Старуха и молодая женщина».

Инструкция: «Сейчас я покажу так называемое двойственное изобра-жение. На картинке вы можете увидеть или молодую женщину, или пожилую. Отметьте, что вы увидели сначала. Внимание!.. Если вы сра-зу увидели молодую даму, значит, в этот момент у вас более активно сработало правое полушарие, если старуху - то левое». В зависимо-

Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 61

сти от размера изображения следует показать его или сразу всем од-новременно, или каждой паре испытуемых по отдельности.

6. Тест на полушарное доминирование (Н. М. Тимченко). Инструкция: «Отвечаете на вопросы, используя ответ либо "да", либо "нет"».

    Иногда я люблю помечтать.

    Я скорее сам стремлюсь разобраться в ситуации, чем доверяюсь мнению другого.

    Меня очень волнует и вдохновляет пребывание на природе.

    Я скорее обдумываю свои поступки, чем действую импульсивно.

    Я больше люблю грустную музыку, чем веселую.

    Я лучше, чем большинство людей, предвижу последствия собст-венных решений.

    У меня выразительная мимика.

    Я часто и подолгу сомневаюсь в чем-либо.

    Иногда я чувствую себя артистом.

    Как правило, я довожу дело до конца.

    У меня более выражены склонности к конкретным наукам, чем к абстрактным.

    У меня плавная, спокойная речь.

    Я предпочитаю яркую оригинальную одежду.

    Я люблю спокойно поразмышлять о чем-либо.

    Я очень люблю посидеть у телевизора (больше, чем другие люди).

    Я очень тщательно выбираю своих знакомых, приятелей, друзей.

    Я могу довольно долго и эффективно работать в условиях шума.

    Самокритика - мое правило.

    Меня считают открытым и непосредственным человеком.

    Опаздывать - не в моих привычках.

Обработка данных опыта по тесту Тимченко

    Подсчитать количество ответов «да» на четные и нечетные вопро-сы. Если сумма баллов НЕЧЕТ > ЧЕТ, то более активно правое по-лушарие, а если ЧЕТ > НЕЧЕТ, то более активно левое полушарие. Это предварительный вывод.

62 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

ние левого полушария; 8-12 баллов - смешанный тип; 13-20 бал-лов - доминирование правого полушария.

Завершение работы. Студенты составляют итоговый протокол опы-тов по трем заданиям и анализируют данные свои и партнера, учиты-вая, что выраженная асимметрия - это явное преобладание правой или левой конечности, глаза, уха и полушария мозга. Для получения более точной информации о функциональной асимметрии головного мозга необходимы специальные аппаратурные исследования (ЭМГ, ЭЭГ). В совместном обсуждении студенты формулируют критерии ведущей руки/ноги, глаза и полушария головного мозга, а также обсуж-дают роль профиля Ф AM для успешности в различных видах спорта.

Раздел 2

Психология личности спортсмена и тренера

Тема 1. Изучение интеллектуальных

свойств занимающихся спортом

Пояснения к теме. В спортивной деятельности человек познает мир прежде всего посредством двигательных восприятий и разнообраз-ных двигательных действий, складывающихся из простых и сложных движений, психомышечных ощущений и психоэнергетических состоя-ний организма, различных спортивных чувств, психомоторных и идео-моторных форм интеллектуальной деятельности, т. е. мышления в дви-жении. У некоторых людей, далеких от спорта, еще бытуют представ-ления о том, что спортсмены интеллектуально не вполне развитые люди, действуют согласно русской поговорке «сила есть - ума не надо». Это ходячее бытовое представление о спортсменах не соответствует дей-ствительности, ибо не только шахматы, но и любой другой вид спорта требует от спортсменов высокого интеллектуально-волевого напря-жения, формирует и развивает мышление спортсменов по-своему, т. е. в соответствии со своейспецификой тактико-технических действий. Реальная жизнь человека в спорте доказывает тот факт, что физиче-ские упражнения, тренировочные нагрузки, соревнования (особенно в спорте высших достижений) - это не только творчески переживае-мый напряженный физический труд, решающий сложную жизненную задачу физического совершенствования своего тела, «делания самого себя», но и не Менее напряженная интеллектуальная деятельность, фор-мирующая и развивающая у спортсменов разнообразные интеллекту-альные умения и умственные навыки, теснейшим образом связанные, с одной стороны, с предметом и содержанием спортивной деятельно-сти, а с другой стороны - с социальными моделями жизненной борь-бы за свое место в социуме.

64 Раздел 2, Психология личности спортсмена и тренера

Этим объясняется, во-первых, преимущественная специализация интеллектуальной деятельности спортсменов в направлении овладе-ния ими умственными навыками конкретно-образного, тактического и практического мышления; во-вторых, этим также объясняется огром-ная популярность спорта как социальной модели здорового образа жиз-ни и состязательной борьбы за выживание в этом мире. Зрителями Олимпиад, соревнований на первенство мира по футболу или хоккею с шайбой становятся более 3 миллиардов человек, прильнувших к эк-ранам своих телевизоров и сопереживающих спортсменам. Каждый шестой житель планеты так или иначе приобщен к занятиям спортом.

Конкретный вид спорта развивает интеллект спортсмена в соот-ветствии с присущими данному виду спорта психомоторными требо-ваниями к уровню развития и проявления умственных и двигатель-ных способностей данного человека в учебно-тренировочной и сорев-новательной деятельности, что ставит перед спортивной психологией задачу изучения особенностей мышления представителей разных ви-дов спорта.

Предлагаемые ниже тестовые задания предназначены для изуче-ния интеллектуального потенциала спортсменов - диагностики осве-домленности их ума, измерения быстроты ассоциативного словесно-логического, образного и практического мышления, оценки их креа-тивности и общей эрудиции, т. е. тех умственных способностей, из которых образуется структура их интеллекта (от лат. intellectus - ра-зумение, понимание, постижение). В психологии «интеллект» опре-деляется как «относительно устойчивая структура умственных спо-собностей индивида» 1 .

Задание 1. Умственные способности спортсменов

Вводные замечания. Умственных способностей, изучаемых психоло-гами, очень много. Ниже предлагается адаптированный вариант мето-дики известного немецкого психолога Амтхауэра для определения ос-новных из них. Он состоит из пяти вербальных тестов, каждый из ко-торых содержит по 20 вопросов. Каждый вопрос в тесте представляет собой незаконченное предложение, в котором недостает по смыслу по-следнего слова или последней цифры. Испытуемый должен выбрать это слово из пяти предложенных для каждого вопроса или закончить

1 См.: Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под. ред. А. В. Петров-ского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - С. 119.

Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом 65

предложение цифрой. Общая форма протокола опыта для всех 5 упраж-нений прилагается ниже. Важно также учесть скорость выполнения заданий, для чего необходим секундомер.

Методика работы. Первое, что нужно сделать испытуемому, - это на Чистом листе бумаги нарисовать таблицу - форму протокола опыта - 5 столбиков по 20 строк в каждом (см. образец выше). В ячейки табли-цы испытуемый будет вписывать ответы на вопросы теста.

Для стандартизации условий опыта экспериментатор обязан ска-зать испытуемому перед началом опыта: «Работайте спокойно и вни-мательно, выполняйте задания в том порядке, в каком они расположе-ны. Если для очередного вопроса вы не можете найти ответ, не задер-живайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему вопросу».

Упражнение 1. Осведомленность ума 1

Инструкция: «Прочтите предложение и выберите из предложенного списка то слово, которое, по вашему мнению, лучше всего подходит для смыслового оформления и завершения предложения. Помните: предложение должно быть завершено одним словом. Работайте быстро».

Образец решения:

1. Кролик больше всего похож на... а) кошку, б) белку, в) зайца, г) лису, е) ежа.

Возможный правильный ответ: в) на зайца (поставьте букву "в" в таблицу формы протокола опыта в первый столбик справа против номера вопроса). Отмечая ответ в протоколе опыта, помните, что по-сле каждого вопроса в столбик таблицы ответов нужно вписывать лишь одну букву (или цифру), так как во всех заданиях по каждому вопросу возможно только одноДокумент

ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией практикум по

  • СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ том ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией МОСКВА ПЕДАГОГИКА 1984 СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ШЕСТИ ТОМАХ Главный редактор Члены редакционной коллегии

    Документ

    СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ том ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией Д. Б. ЭЛЬКОНИНА МОСКВА ПЕДАГОГИКА 1984 Л.С. Выготский... . М., 1931. * Веселовская К. Я. Педологический практикум : Пособие для практических занятий по педологии. М., 1924. * Звездочкой...

  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»