Константин райкин объявил россиян убийцами и некрофилами. Свобода цензуры: как отреагировали на выступление Райкина

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Актер и режиссер Константин Райкин отметился очередным скандальным русофобским заявлением. В ходе выступления в Филармонии имени Шостаковича с моноспектаклем «Над балаганом небо...» Райкин заявил, что в настоящее время Россия представляет собой «некрофильское государство».

«У нас некрофильское государство, оно любит мертвых больше, чем живых. Потом их именами называем улицы, площади, станции метро, а до этого убиваем», - заявил худрук театра «Сатирикон». Кроме того, по его словам, в российском обществе нет «нравственной прививки».

В прошлый раз Константин Райкин выступил с громкими неприятными высказываниями осенью, резко раскритиковал сложившуюся в стране ситуацию, обвинив власти страны в нападках на искусство и цензуру. Тогда многие отметили, что публичная «правдорубская» активность Райкина удивительным образом совпала с озвученной им ранее жалобой на нехватку финансирования «Сатирикона» со стороны государства.

Впрочем, в тот раз все закончилось как нельзя лучше для самого Константина: министр культуры РФ Владимир Мединский извинился перед Райкиным за резкие высказывания своих подчиненных, и к тому же, вроде бы, пообещал выделить театру дополнительные средства.

И вот в конце января стало известно , каким будет финансирование «Сатирикона» в этом году. В этом году финансирование театра составит 235 миллионов рублей, что примерно равняется прошлогоднему бюджету. Тогда «сатирикон» получил от Минкультуры 213 миллионов. Можно предположить, что Райкин счел эту разницу слишком незначительной и решил снова поскандалить, раз уж в прошлый раз так чудесно помогло.

Между тем, выделенные суммы многие считают, напротив, слишком большими, поскольку в прошлом году театр Райкина поставил всего один спектакль. "В 2017 году театр "Сатирикон" получит 235 миллионов рублей финансирования. В прошлом году театр получил в целом примерно 213 миллионов. Знаете, сколько было постановок? Одна", - возмутился председатель Общественного совета при Минкультуры РФ Павел Пожигайло. Он также отметил, что из этого примерно 75 миллионов было потрачено на аренду помещения "Планета КВН", построенного за государственный счет.

Все вышесказанное вовсе не помешало Райкину клянчить деньги у Министерства культуры на постановку второго спектакля. Об этом вполне официально заявила в октябре 2016 года руководитель литературно-драматургической части "Сатирикона" Екатерина Купреева.

По ее словам, театру не хватает небольшой суммы в рамках средств, выделяемых министерством для постановки второго спектакля сезона. Ни Райкин, ни директор "Сатирикона" не раскрыли сумму, которую театр запрашивает у министерства.

"Если я всё правильно понял, то Райкин обиделся за то, что государство отказывается финансировать постановки на гейскую тематику и именно это называется возвращением в сталинские времена. Многие деятели культуры выступление Райкина поддержали. И я почему-то вспомнил известное высказывание Сталина насчет деятелей культуры: "Роль интеллигенции - служебная, довольно почетная, но служебная". Так вот, зачем они пытаются уйти от своей роли?" - прокомментировал тогда сложившуюся ситуацию на своей странице в Фейсбуке глава медиахолдинга Pravda.Ru Вадим Горшенин.

В свою очередь обозреватель Андрей Соколов высказался еще более несдержанно: "История сложных, морганатических взаимоотношений Министерства культуры и отечественных столпов искусства нового времени достойна романа о трех рублях, не меньше. Бедолага Мединский уже и не знает, с какой стороны к этим столпам подступиться: "...совсем нэт совесть, сколько нэ давай", как пелось в известной песне предперестроечной эпохи.

Позиция "дал денег - отвали" настолько характерна для всех этих "властителей дум", что мы уже было начали к ней привыкать. Какую задачу (заметьте: предоплаченную задачу) им ни ставь государство, какие средства ни выдели - все равно "на выходе" будет старая песня о главном: наш народ в массе своей ни на что не способная пьянь, рвань и быдло, история страны сфальсифицирована, прошлое ужасно, настоящее еще хуже, будущего нет".

При этом, судя по нынешнему поведению Райкина, был прав абсолютно во всем: малейшее недовольство «деятеля культуры» размерами выделенных ему бюджетных средств вызывает очередные потоки самых отвратительных ругательств в адрес не только властей, но и страны, и народа. По-хорошему говоря, такие действия называются «шантаж»: платите, и пощедрее, иначе я еще что-нибудь нехорошее скажу - и тогда вам придется извиняться и платить еще больше.

И есть мнение, что с шантажистами «от культуры» вести себя надо так же, как и с любыми другими. Иначе спираль шантажа будет закручиваться все туже и туже, а бюджет у Минкультуры - совершенно нерезиновый. И в стране есть масса людей и проектов, на которые деньги можно было бы потратить с куда большей пользой...

«Это месть и наказание»: Райкин обвинил Мединского в попытках уничтожить «Сатирикон» из-за личной неприязни

Художественный руководитель столичного театра «Сатирикон» Константин Райкин обвинил министра культуры РФ Владимира Мединского в том, что он лично стоит за многочисленными проверками в театре, потому что не может простить ему резонансное на съезде Союза театральных деятелей, в ходе которого Райкин жестко высказался по поводу цензуры и борьбы государства за нравственность.

По словам худрука «Сатирикона», в течение года в театре прошло шесть проверок, в ходе которых не выявили серьезных нарушений. Райкин расценил эти действия надзорных органов как «официальную попытку» запугать «Сатирикон» (цитата по телеканалу «Дождь»).

«Это месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и мой театр мой непосредственный начальник министр культуры Владимир Мединский. Он не может мне простить моего высказывания на съезде Союза театральных деятелей и того, что я несколько раз уличал его в неправде и боролся против его несправедливых решений, касающихся театра «Сатирикон», — заявил он.

Более того, Райкин подчеркнул, что когда «Сатирикон» получил президентский грант, это «взбесило министра», хотя такие гранты «получают все федеральные театры». «Все, кроме нас, получили бы, если бы я не стал бороться против этого решения. А нас вычеркивало Министерство культуры. Почему? Нас, которые в этом нуждаются больше всего, в этих деньгах. Потому что тогда есть возможность что-то еще сотворить в этом пространстве бездомности, в котором мы сейчас находимся», — пояснил он.

Райкин также обвинил министра культуры в попытках остановить реконструкцию здания театра. В 2014 году градостроительно-земельная комиссия Москвы разрешила реконструировать «Сатирикон» и пристроить новый фасад с расширенной частью для зрителей, площадь которой будет достигать 26,3 тысячи квадратных метров.

Изначально планировалось, что строительство завершится в 2016 году, затем его перенесли на 2017-й, а потом — на конец 2018 года. По информации «Дождя», в Минкульте недовольны задержкой строительства, но официально это не подтверждают.

По мнению Райкина, к затягиванию строительства причастен Мединский. «Остановить строительство и не дать этому театру въехать в свой дом, это значит — его уничтожить. Сделать это, в общем, при его могуществе вполне не сложно сейчас. И это при том, что мы находимся в таком промежуточном состоянии», — резюмировал он.

В 2017 году «Сатирикон» получил из бюджета 250 млн рублей — столько же, сколько составили ассигнования прошлого года. Как пояснял глава общественного совета при Минкульте Павел Пожигайло, в прошлом году на эти деньги была создана только одна новая постановка.

В октябре 2016 года Райкин объявил, что театр оказался на грани закрытия из-за финансовых проблем. По его словам, большая часть доходов уходит на аренду помещения, в котором коллектив оказался на время реконструкции собственного здания. Райкин утверждал, что поступления от Минкульта не покрывают расходов, а на спонсорскую помощь рассчитывать стало невозможно из-за сложной экономической ситуации в стране. Худрук театра побывал на приеме у министра культуры и попросил некую сумму на выпуск очередного спектакля.

Спустя несколько дней Райкин выступил на съезде Союза театральных деятелей РФ и жестко высказался по поводу цензуры и борьбы государства за нравственность. Его речь спровоцировала широкую общественную дискуссию и получила живую реакцию в Минкульте и Кремле. После этого стало известно, что Райкин и Мединский договорились решать вопросы «без привлечения СМИ». Одновременно сообщалось о переговорах по поводу бюджетной поддержки «Сатирикона».

В дальнейшем Райкин воздерживался от публичных высказываний по поводу цензуры, в отличие от Мединского. В декабре прошлого года худрук «Сатирикона» стал человеком года по версии театральных критиков. Его наградили «за смелость и бескомпромиссность в отстаивании свободы творчества».

Известный актер и режиссер Константин Райкин снова оказался в центре внимания благодаря своим громким высказываниям.

На сей раз поводом стали слова Райкина, произнесенные в поэтическом моноспектакле «Над балаганом небо», который артист представлял на сцене Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича.

Говоря о судьбах известных российских поэтов, таких, как Николай Гумилев, Владимир Маяковский , Иосиф Бродский и других, .

«У нас некрофильское государство, оно любит мертвых больше, чем живых. Потом их именами называем улицы, площади, станции метро, а до этого убиваем», — приводит слова артиста издание «Петербургский авангард».

Райкин отметил, что гонения, доводившие выдающихся литераторов до смерти, зачастую исходили из «прекрасного и ужасного» Петербурга, где эти традиции, по его словам, сохранились до сих пор.

Артист выразил сожаление из-за того, что в российском обществе отсутствует «нравственная прививка», поэтому при смене власти ничего не меняется.

«Безобразные посягательства на свободу творчества»

Возможно, данные слова Райкина не привлекли бы к себе повышенного внимания, однако удачно легли на почву, удобренную выступлением Райкина, которое состоялось осенью 2016 года.

На седьмом съезде Союза театральных деятелей России и «борьбы за нравственность» со стороны общественных организаций.

Запрет цензуры в России артист назвал «величайшим событием векового значения» в истории страны и отметил, что его тревожат «наезды на искусство», появившиеся в последнее время.

«Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна — дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры», — отметил он.

«Я сейчас вижу, как на это явно чешутся руки кого-то — это [запрет цензуры] изменить и вернуть обратно. Причем вернуть обратно не просто во времена застоя, а еще в более давние времена — в сталинские времена», — заявил Райкин.

Артист также высказался резко против вмешательства в эту сферу общественных организаций.

«Вообще не надо общественным организациям бороться за нравственность в искусстве. Искусство имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть — это единственный носитель нравственности и морали. Это не так», — сказал он.

Худрук «Сатирикона» призвал коллег проявить «цеховую солидарность» и перестать говорить плохо друг о друге в средствах массовой информации и «инстанциях, от которых мы зависим». Также, по его мнению, людям искусства нужно на время забыть о «тонких рефлексиях по отношению друг к другу» и объединиться.

«Что, Костя плохо живёт?»

Выступление Райкина получилось достаточно противоречивым, вызвав противоречивые отклики как среди деятелей искусства, так и в обществе в целом.

К примеру, руководитель Театра Наций Евгений Миронов поддержал коллегу. По его словам, все время возникают угрозы по отношению к деятелям культуры, их спектаклям, фильмам, выставкам и книгам, со стороны сомнительных организаций или некоторых людей, которые считают, что могут судить об искусстве, беря на себя миссию защитников нравственности.

Нужно, чтобы общество в каждой сфере деятельности научилось опираться на ответственных профессионалов, а не на праздных невежд, ряженых и самозванных блюстителей морали», — отметил артист.

Народный артист России Борис Клюев в интервью «Аргументам и фактам» высказал несколько иную точку зрения: «О чём он говорит, о какой цензуре? А почему он тогда деньги получает от государства, а не от спонсоров, которых, кстати, у него всегда было очень много? Вы о чём, друзья?! Что, Костя плохо живёт? У него театр, у него «Райкин плаза», у него своя академия. Послушайте, он в полном порядке. Честно сказать, я всего этого абсолютно не понимаю. Очевидно, сейчас сбой какой-то произошёл... А либералы, услышав критику в адрес государства, тут же её подхватили. Как свора собак, поднялись. Это так мило всегда — им даже неважно, по какому поводу лаять! Никто почему-то не говорит: давайте, ребята, разберёмся. У Райкина денег нет? А у других есть? В Академическом Малом театре, которому 260 лет и который является национальным достоянием, есть? Что, там актёры больше получают? Нет, меньше. Ребята, нужно быть объективными, нужно, чтобы кто-то говорил правду. Почему же не говорят?!».

250 миллионов от «некрофильского государства»

«Уже полгода мы находимся в простое, я вынужден был отодвинуть репетицию и постановку нового спектакля, у нас нет денег. Это прямой путь к гибели», — заявлял Райкин ТАСС. Райкин также сообщил, что обратился за помощью в Минкультуры РФ.

А уже после речи Райкина министерство культуры России в лице его главы Владимира Мединского пообещало оказать театру «Сатирикон» помощь в 2017 году.

В январе 2017 года председатель Общественного совета при Минкультуры РФ Павел Пожигайло заявил, что «Сатирикон» получит финансирование в 250 миллионов рублей.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал высказывание художественного руководителя "Сатирикона" Константина Райкина о возвращении сталинских времен и цензуре в искусстве. Об этом во вторник, 25 октября, пишет "Российская газета".

По словам официального представителя Кремля, цензуру не стоит путать с государственным заказом на те или иные произведения. "Цензура недопустима. Неоднократно эта тема обсуждалась на встречах президента с представителями театральной, кинематографической общественности", - заявил Песков.

"Естественно, если государство дает деньги на какую-то постановку, то государство вправе обозначить ту или иную тему. Государство заказывает произведение искусства на ту или иную тему. Это не цензура, не нужно путать это с заказом государства", - подчеркнул пресс-секретарь российского лидера.

Между тем, считает Песков, те произведения, которые создаются без привлечения средств из госбюджета, не должны лишь нарушать положения законодательства по борьбе с экстремизмом, провоцированием розни на религиозной и иной почве.

Накануне, 24 октября, выступая на VII съезде Союза театральных деятелей России, Райкин выразил обеспокоенность многочисленными попытками различных общественных организаций оказывать давление на творческих людей. "Эти наезды на искусство, на театр в частности. Эти беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности и морали группки оскорбленных людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки. И к которым власть нейтральна", - приводит слова худрука Life .

Кроме того, он пожаловался, что в Министерстве культуры с ним разговаривают как в сталинские времена, а среди представителей мира искусства царят клевета и доносы. "Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. Я сейчас вижу, как явно у кого-то чешутся руки это изменить и вернуть обратно, причем не просто во времена застоя, а еще в более давние, сталинские времена, потому что с нами наши непосредственные начальники разговаривают такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь. Мы сидим и слушаем это. Мы что, не можем высказаться все вместе? Мы то друг на друга клевещем, доносим иногда, ябедничаем и опять хотим в клетку. В клетку-то зачем?" - заявил Райкин в понедельник на съезде.

Нужно отметить, что имя худрука "Сатирикона" не сходит с информационного потока СМИ с прошедшей недели. Так, 19 октября Райкин сообщил, что возглавляемый им театр находится на "пути к гибели" из-за финансовых трудностей, возникших из-за необходимости арендовать помещения на время реконструкции основного здания. По его словам, театр "находится в простое" уже полгода, в результате чего Райкин вынужден "отодвинуть репетицию и постановку нового спектакля". Он заявил, что театру нужна "некая сумма, которая должна быть заплачена за аренду". При этом народный артист РФ отметил, что в случае, если Минкультуры не сможет оказать помощь, он обратится "куда-то еще".

"Не совсем понятно, о каком полугодовом простое говорил Константин Аркадьевич", - удивленно комментировал на следующий день слова Райкина заместитель министра культуры Александр Журавский. По его данным, "Сатирикон" активно гастролирует и ставит премьеры. Также Журавский напомнил, что в начале нынешнего лета состоялась премьера "Лекарь поневоле", а в сентябре он присутствовал на сборе труппы и "ничего тревожного от руководства не слышал". Впрочем, представитель Минкульта сообщил, что ведомство рассмотрит просьбу Райкина о финансовой помощи театру.

Константин Райкин призвал «урезонить» министра культуры Владимира Мединского. Такое заявление он сделал в видеосообщении, которое показал телеканал «Дождь». Поводом для заявления, по словам худрука «Сатирикона», стали шесть проверок, прошедшие за минувший год в руководимом им театре. Райкин считает их местью за заявления годичной давности о цензуре в культуре, сделанные им на прошлогоднем съезде Союза театральных деятелей:

речь о несвободных условиях, в которых вынуждена существовать театральная отрасль, имела широкий резонанс и стала обсуждаться далеко за пределами театрального сообщества.

«В течение всего года идут прокурорские проверки, — цитирует Райкина «Коммерсантъ», — они не выявили никаких серьезных нарушений. Там какие-то мелкие замечания, которые всегда бывают, но никаких серьезных нарушений нет. А почему же тогда все-таки шесть проверок? Их причина — не желание навести порядок и дознаться до истины, а

это месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и мой театр мой непосредственный начальник, министр культуры Владимир Мединский».

По мнению Райкина, Мединский мстит за то, что Райкин «несколько раз уличал его в неправде и боролся против его несправедливых решений, касающихся театра «Сатирикон».

Громкое заявление не осталось без ответа. На своем брифинге замминистра культуры Владимир Журавский (в сферу его ответственности, кроме прочего, входят театры) рассказал о том, что ведомственных проверок было две (о том, какое ведомство организовало еще четыре, чиновнику неизвестно), и

они выявили «конфликт интересов» при строительстве нового театрально-гостиничного комплекса «Сатирикона».

Радиостанция «Бизнес FM» на своем сайте приводит слова Журавского о том, что «доли в этом инвестконтракте (на строительство — «Газета.Ru») принадлежат двум руководителям театра, что недопустимо по законодательству». Правда, отмечает издание, чиновник не назвал ни имен, ни цифр. «Инвестиционный контракт, которому насчитывается уже десять лет, к сожалению, не реализуется», — приводит источник слова замминистра.

Журавский на брифинге не исключил «судебного пути решения вопросов» в случае с «Сатириконом». В ответ Райкин назвал Журавского «лгуном, таким же как его начальник».

Минкульт и подведомственный ему «Сатирикон» не в первый раз входят в конфликт с хозяйственным оттенком. Год назад худрук «Сатирикона», уже после памятного выступления на съезде СТД, сообщил, что

его театр на тот момент давно находился в простое и не имел средств на новые постановки в связи с необходимостью оплачивать аренду театра «Планета КВН»,

в котором до сих пор играет спектакли текущего репертуара (в основном здании театра идет ремонт). Журавский тогда рассказал «Газете.Ru», что еще в 2016-м Минкультуры выделило «Сатирикону» дополнительные 44,3 млн руб. на аренду «Планеты». «Таким образом, общий объем средств театру на текущую деятельность составил 235 млн руб», — приводил тогда цифры Журавский. «По всей видимости, тревога художественного руководителя («Сатирикона» — «Газета.Ru») касается 2017 года, ассигнования на который до нас Минфином еще не доведены, — рассказывал тогда замминистра. — В любом случае театр мы поддержим». В 2017 году театру выделили сумму, сопоставимую прошлому году — то есть 213 млн руб.

Однако, как видно,

вместе с финансированием текущей деятельности театра федеральное культурное ведомство организовало и проверки театра.

Стоит отметить, что отношения театрального сообщества в последнее время накалены до предела, и заявление Райкина прозвучало как раз на фоне других, не менее горячих событий.

Речь идет о «деле «Седьмой студии», которое было открыто в 2015-м году и все это время расследовалось, пока в мае 2017 года не приобрело куда более громкий и публичный характер. Были допрошены, а затем арестованы создатель «Седьмой студии» Кирилл Серебренников и директор РАМТа, экс-чиновница Минкультуры Софья Апфельбаум; кроме того, еще в мае под арестом оказался директорат и хозчасть «Седьмой студии» — бывшие генпродюсер Алексей Малобродский, директор Юрий Итин, бухгалтер Нина Масляева. Поручительства самых именитых деятелей культуры за них не были приняты во внимание следствием и судом.

Кроме того, примерно месяц назад российский филиал всемирной общественной организации «Transparency International» выпустил свой доклад о конфликтах интересов при постановке спектаклей. Из их исследования следовало, что некоторые худруки театров московского и федерального подчинения заказывают сами себе постановки и оплачивают свое участие в спектаклях в качестве артистов.

После дискуссии между антикоррупционерами-общественниками и представителями театрального сообщества выяснилось, что подобные «конфликты интересов» не являются противозаконными:

постановка спектаклей и исполнение ролей в театрах не входит в должностные обязанности худруков.

Интересно, что подобный «конфликт интересов» организация нашла и в «Сатириконе», однако — как рассказал «Газете.Ru» официальный представитель российского филиала Глеб Гавриш --

в случае с постановками «Сатирикона» подобный конфликт интересов был согласован в Минкультуры.

Соответствующий ответ из прокуратуры, куда обратились общественники, поступил в организацию 14 ноября.

Все это заставило Союз театральных деятелей собрать внеочередное заседание своего секретариата. По его итогам председатель СТД Александр Калягин выступил с заявлением, что ведется разоблачительная кампания против деятелей культуры.

«Развернута кампания по дискредитации культурной сферы, тщательно продуманная и которая ведется по нескольким направлениям», — сказал председатель Союза театральных деятелей. Ее частью он посчитал и дело Серебренникова и Апфельбаум, и расследование Transparency. Кроме того, Калягин потребовал от российских властей

«пересмотреть механизмы регулирования творческих процессов», так как действующие фактически вынуждают представителей театров нарушать закон.

«Мы понимаем, что действующие законодательные нормы для регулирования творческих процессов мало пригодны, и нам надо выйти с предложением к президенту о пересмотре сложившихся механизмов регулирования, а также с предложением начать подготовку нового закона «О культуре» и привлечении к его подготовке представителей театрального сообщества», — сказал Калягин по итогам заседания.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»