Главный смысл произведения белый бим черное ухо. "Белый Бим Черное ухо": анализ произведения Троепольского Г.Н

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Повесть Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Наделение животных языком и разумом. Проверка персонажей отношением к Биму, жизнь у Ивана Ивановича. Нравственная красота личности как особая форма духовной значимости. Трагичность судьбы собаки в повести.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский»

Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.

3. Воспитательная: воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным.

Ход урока:

1. Организационный момент
-Какое сегодня число? Кого нет в классе?

2. Языковая разминка
-Сделайте глубокий вдох и на выдохе прочитайте согласные одного ряда.
Б Т М П В Ч Ф К Н Ш Л Ж З Ц С
К В М С П Л Б Ш Г Р Б Л С Т
П Р Л Г Н Т В С Ч Ц Ф Б Х Н М
В М Р Г К Т Б Д З Щ З Б Ч В Н

Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.

3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?
(Г.Н. Троепольский)
На доске вывешивается портрет писателя и название повести.
-Назовите главного героя повести.
Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.
-Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?
На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима
-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)
Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.
-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.
Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)

Словарная работа
Интеллигентный – образованный, культурный.
-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).
-Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)
-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)
-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.
1. Бим попал домой к Ивану Ивановичу.
2. Воспитание Бима
3. Обучение охоте
4. Зашевелился осколок
5. Ивана Иванович в больнице
6. Бим ищет хозяина
7. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми
8. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима
9. Гибель Бима

Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!

Физминутка.

4. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?

На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»

1) Работа по тексту
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)

Запись на доске:
Степановна Иван Иванович

1. Заботливая 1. С благодарностью за заботу
Скромная (стеснялась
что её хвалят)
2.Огорчилась, что Бим пропал 2. Задумался
3. Переживала 3. Решительно отправился
на поиски Бима

2)Чтение 2 части «по-цепочке»

3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)

4)Чтение 3 части учителем

5)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?
(Просмотр фрагмента гибели Бима)
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)
-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)
-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)

6)Чтение учителем стихотворения «Не будь жестоким»

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.
И тут ко мне девчушка подбежала:
«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»
И на валявшийся булыжник показала,
Что весь в крови испачкан был.
И крикнуть захотелось громко:
- Что же вы, люди, так черствы,
Не помогаем братьям меньшим в горе,
И не спасаем от беды!
Где ж ваша человечность и добро,
Иль при рождении не досталось,
Или с годами вас покинуло оно,
Или не гложет вас сомнение,
Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,
Кто-нибудь бездушный, без стеснения,
Камень злобы не положит на душу тебе.

5.Заключительная часть урока
Слово учителя
-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?

Запишите имена этих героев в таблицу.

Добрые Плохие

6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?
-Почему повесть так названа?
-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?
- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он
познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.

Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.

7.Оценивание

8.Домашнее задание

Когда экзамен уже не за горами, важно уделить время, внимание и силы подготовке к нему. В этой непростой задаче вам помогут образцы сочинений, которые потребуются на ОГЭ. Здесь мы написали все три эссе по тексту Троепольского «Белый Бим, черное ухо».

Задание: Напишите сочинение по цитате В.Г. Короленко: «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

(93 слова)

Я солидарен со словами великого русского писателя В.Г. Короленко о том, что все полутона чувств и эмоций можно выразить посредством нашего великого и могучего языка.

Наша родная речь сложна, многогранна и красива. Так, в предложении 34 при словах «стремглав» и «барахтаться» читателю совершенно четко представляется картина, как Бим весело носится по полю, резвится, а форма имени в предложении 25 дает нам представление о любви хозяина к животному, выраженном в ласковом обращении.

Таким образом, наш русский язык – универсальное средство выражения для любой цели высказывания. Он не только многофункционален, но и прекрасен в своем разнообразии.

Сочинение-рассуждение 15.2 по цитате Троепольского

Задание: Как Вы понимаете смысл финала: «Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы».

(97 слов)

Я убежден, что без взаимопонимания дружбы быть не может, ведь только оно дает собеседникам темы для разговора и такт для того, чтобы в нужный момент помолчать.

Подтверждение своим словам я нахожу в тексте Г.Н. Троепольского. Человек осознает, что щенок грустит без матери и «задает грустные концерты» не просто так. Хозяин не сердится на него, а вместо этого проявляет ласку, которая утешает приятеля. Поэтому в предложениях 9-10, 16, 27 мы видим благодарность и преданность Бима по отношению к своему другу. Взаимопонимание навек сблизило их.

Соль и основа дружбы заключается в том, что товарищи понимают и принимают друг друга.

Сочинение-рассуждение 15.3 «Что такое дружба» по тексту Троепольского

(96 слов)

Слово «дружить» означает взаимовыручку, понимание и симпатию, которые люди бескорыстно проявляют друг к другу.

То же определение, безусловно, применимо к чувствам человека по отношению к собаке. Привязанность Ивана Ивановича и Бима очевидна (предложения 17, 22, 26-27). Хозяин ласков и заботлив с псом, а тот отвечает ему преданностью. Они хорошо понимают друг друга.

То же могу сказать и о моем коте Сёме. Он всегда чувствует, когда мне плохо, и ластится, чтобы меня успокоить. Я тоже стараюсь быть для него хорошей хозяйкой.

Дружба имеет великую ценность в нашей жизни, ведь на нее всегда можно опереться в трудную минуту.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Управление образования Исполнительного комитета

Тукаевского муниципального района

XIV республиканская научно-практическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого

Секция «Творческие работы, посвященные книгам-юбилярам»

Сочинение «Книга о человечности»

(по повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

Работа ученицы 9 класса

МБОУ «Яна Булякская ООШ»

С татарским языком обучения

Харисовой Айзили Раушановны

Руководитель: учитель русского

Языка и литературы

Салахова Флюра Рафхатовна

Т. 89625718625

2016 год

Есть книги, которые сопровождают нас в течение всей жизни. «Белый Бим Чёрное ухо» - моя самая любимая книга. Это повесть, прославившая воронежского писателя Гавриила Троепольского. Написанная в 1971 году и посвященная А.Т.Твардовскому, она приобрела успех сразу после выхода в свет.

Книга выдержала большое количество переизданий, переведена более чем на 15 языков мира. В 1975 году за повесть писатель удостоен Государственной премии СССР. В 1977 году по одноимённой книге Гавриила Троепольского режиссёром Станиславом Ростоцким был снят двухсерийный художественный фильм «Белый Бим Чёрное ухо»

Первый раз я её прочитала в третьем классе, а после открывала ещё раз шесть или семь. Эта книга привлекает к себе внимание интересным названием, а когда прочитаешь первые строчки, потом уже будет не оторваться.

Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».

Я хочу процитировать слова писателя, которые тронули меня до глубины души и заставили прочитать эту книгу: «Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необыкновенным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние…».
Эта повесть - сентиментальная история преданного пса, неожиданно попавшего в беду. Шотландский сеттер Бим, наделенный с рождения белым окрасом, не соответствующим стандартам породы, живёт вместе со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Иванычем, который любит свою собаку и систематически вывозит её на охоту в лес. У хозяина и собаки складываются трогательные отношения взаимного уважения, понимания. «…Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы».

Однажды Иван Иваныч попал в больницу, а Бим, потеряв хозяина, по недосмотру соседки выскакивает из квартиры. Путешествуя без надзора, Бим встречает множество людей – добрых и злых, старых и молодых. Всех их мы видим глазами собаки. Бим подвергается разному отношению: от жалости и попыток помочь до жестокости.

Друзья Бима - это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу. Они жалеют Бима, видят, что пес попал в беду. Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу. Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека.

Враги Бима – это те люди, которые не любят животных, они не способны на милосердие и сострадание, они жестоки и равнодушны к чужому несчастью, живут только собственными интересами и потребностями.
Автор не дает недоброжелателям Бима имен. Они не достойны этого. Враги Бима имеют только клички.

Пройдя многие испытания и почти дождавшись хозяина, во время отлова собак Бим попадает в приют. Но хозяин застаёт на месте уже только тело Бима. «… Иван Иваныч положил руку на голову Бима – верного, преданного, любящего друга. Запорхал редкий снежок. Две снежинки упали на нос Бима и … не растаяли…»

Иван Иваныч переживал: ведь собака стала частью его души, скрасила его одиночество.
Каждый любитель животных очень тяжело переносит разлуку со своим любимцем. Мы ждем при возвращении домой, что, когда откроем дверь, нам навстречу выбежит тот, за кого мы поручились в своё время. Тот, кому мы дали обещание всегда любить его, заботиться о нём, беречь изо всех сил. Ни одно животное не может обманывать, лицемерить и предавать. Эти качества присущи только людям, но, к счастью, далеко не всем.

Автор открывает читателю внутренний мир собаки со всеми его переживаниями, радостями, вопросами и несчастьями, и снова и снова подчёркивает превосходство этих животных: «А на палой жёлтой траве стояла собака – одно из лучших творений природы и терпеливого человека». Опять же указывает, что без этих верных друзей наша жизнь была бы куда более скучной и бесцельной: «…раздвоение личности в длительном одиночестве в какой-то степени неизбежно. Веками от этого спасала человека собака».

«Белый Бим Чёрное ухо» заставляет задуматься о многом. Например, о роли собаки в нашей жизни. Зачем она дана человеку? Чтобы у человека был преданный друг, готовый служить верой и правдой до конца своих дней, проходя сквозь все беды и несчастья. Почему же порой люди бывают так жестоки к этим прекрасным животным? Наверное, они просто не понимают, что собака – лишь внешне животное, а внутри неё живёт человеческая душа, и что это существо очень-очень нужно человеку, что без него наша жизнь сильно изменится. Надо беречь их, любить и не предавать, ведь собака никогда так не сделает – кое-чему нам надо у них поучиться.

Эта повесть произвела на меня неизгладимое впечатление. Она в который раз доказала мне, что лучше друга, чем собака, нам – людям никогда не найти. Автор показал нам это на примере Бима – умнейшего существа, подчеркнув, что за образом Бима скрываются все собаки, в независимости от породы, возраста и уровня воспитанности, любящие и преданные друзья человечества.

Хотя повесть кончается трагично, короткая жизнь собаки отразилась добром на многих судьбах. У отца и матери Толика она растопила лед эгоизма, сдружила Толика и Алешу; молодой Иван, один из собаководов, навсегда оставил свое занятие. Иван Иваныч ощутил в себе, в той пустоте, которая осталась после потери друга, теплоту. Это были два мальчика, их привел к нему Бим. И они придут не раз.

Смерть собаки – укор для всех.

Л.Н.Толстой писал: «Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».

Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие - это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.

Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником. Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. "В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать.

Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?"

Материал подготовлен Заслуженным учителем РФ Захарчук Аллой Ивановной Литературные аргументы к сочинению-рассуждению, часть С ЕГЭ по русскому языку 1)Г.Троепольский. «Белый Бим Чёрное Ухо» Бим встречает разных людей – добрых, злых, равнодушных. Такие, как Толик, Матрёна, Даша помогают собаке. Есть среди людей и такие, которые предают, травят, убивают. Из-за людской злобы страдает Бим. Иван Иванович воспитал в Биме доброту и веру в человека. Когда хозяина забрали в больницу, собака верно ждала его. Эти двое чувствовали ответственность друг за друга, потому что были «приручены». Помня отношение к себе хозяина, Бим доверчиво идёт к людям, когда Ивана Ивановича забирают в больницу. 2) В.Железников. «Чучело». Нравственные уроки повести: не быть жестокими к людям, к животным и растениям – ко всему живому на земле; защищать своё человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда; нужно учиться разбираться в людях, потому что разочарование больно ранит душу. Лена Бессольцева в нелёгких испытаниях, выпавших на её отроческие годы, всё время рядом с собой видела деда, чувствовала силу его характера, опиралась на его плечо. Николай Николаевич помог ей выстоять и не сломаться. Лена оценила это. Да, стариков нужно беречь, прислушиваться к их советам, ценить их опыт и готовность разделить беду близкого человека. В этом урок всем нам. Тема жестокости подростков по отношению к своему ровеснику, не похожему на всех остальных. Лена Бессольцева стала объектом насмешек в классе. Ей одноклассники устроили бойкот, а затем совершили страшное деяние: сожгли на костре чучело, изображавшее девочку. Железная Кнопка, Рыжий, Лохматый и другие ровесники Лены, устроившие трудные испытания девочке, думаю, получили урок на всю жизнь. Героиня повести говорит своим одноклассникам: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди». Что имела в виду Лена Бессольцева и права ли она? Да, права: её ровесники бедны не только по образу жизни (отсутствие интересов, пустое времяпрепровождение, примитивные развлечения), но и по душевным своим качествам (грубые, равнодушные к чужой беде, завистливые, жестокие). 3) А.Платонов. «Неизвестный цветок». Этот рассказ о цветке, который вырос среди камней и глины. Он много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым огнём. Цветок очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, неустанное упрямство, чтобы выжить. А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить ярким огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни. 4)А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц». «Право же, взрослые – очень странные люди», - вслед за Маленьким принцем можем повторить мы. Часто взрослые совсем не понимают своих детей,. Неужели они сами не были маленькими? Почему они не всегда отвечают на детские вопросы, не выслушивают своего ребёнка? Маленький принц жил одни на очень маленькой планете, на которой были только вулканы. Каждое утро герой чистил свои вулканы, пропалывал землю, чтобы не росли баобабы. А люди вместо того, чтобы поддерживать порядок на своей планете, возделывать свой сад, украшать свой дом, ведут войны, оскорбляют своей алчностью красоту жизни. Маленький принц утверждает, что необходимо наводить порядок на своей планете и трудиться каждый день. Маленький принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, где живут король и честолюбец, пьяница и деловой человек, фонарщик и географ. Герой не задерживается ни на одной из них, потому что видит пороки, но не понимает и не принимает их. Властолюбие и честолюбие, пьянство и жадность, фатализм и невежество – всё это мешает жить людям. Только на Земле, встретив змею, цветок и лиса, Маленький принц, познаёт мудрость: «Зорко одно лишь сердце». Герой возвращается на свою планету, к Розе, которую уже успел приручить. Сказка эта учит нас быть « в ответе за тех, кого приручили», что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку грозит одиночество среди толпы, что тот, кто не имеет корней, обречён на одиночество. 5) Саша Чёрный. Рассказ «В лунную ночь». Этот рассказ о доме, об одиночестве и о счастье. Все герои, кроме детей., бездомные и безродные. Им не хватает счастья. А оно так нужно всем, потому что жизнь даётся человеку для счастья. Садовник мечтает о том, как выкупит дом, в котором он родился. Лидия Павловна, сидя у моря, вспоминает, когда она была в последний раз безумно и просто счастлива. Но ведь счастье всегда рядом, нужно просто уметь найти его. К такому выводу подводит читателей автор. .Идея рассказа – стремление к счастью, умение быть счастливым в мире под солнцем и луной с другими людьми, природой. 6)К.Паустовский. «Телеграмма». «Будь человеком, - говорит Паустовский. – За добро плати добром!» Нельзя забывать о самых близких, самых родных людях, которые нуждаются в вашем внимании, заботе, тепле, добром слове, а то может быть поздно. Так произошло с главной героиней рассказа Настей, которая из-за вечной суеты, отсутствия времени написать и приехать в течение трёх лет не видела матери. А Катерина Петровна ждала свою единственную дочь, но так и не дождалась. Проводили в последний путь односельчане старушку, а дочь на похороны опоздала, проплакала всю ночь и уехала рано из деревни (стыдно было перед людьми). Не успела Настя попросить прощения у матери. 7)А.Грин. «Зелёная лампа». Рассказ о том, что человек должен свою судьбу строить сам, преодолевая трудности, а не пассивно ждать удачи, не превращаться в «игрушку» другого человека. Джон Ив в конце рассказа становится врачом. Он сумел сохранить своё достоинство и исполнил свою мечту. Да, человек не игрушка судьбы, а творец её, если у него есть желание и воля чего-то добиться, если он трудится и верит в себя и свои силы.

Вставай и иди! Тебя бьют, держат, унижают, а ты вставай и иди! Или не иди. Ложись и лежи! Жди, ожидай, томи сердце тревогой!

Гавриил Троепольский написал повесть о собаке, чья жизнь должна была оборваться сразу после рождения. Не подходил щенок для нашего мира практически по всем параметрам. Он не удостоился родословной в силу разыгранной природой закономерности, всегда вступающей в противоречие с людскими желаниями. Бим – шотландский сеттер. Ему полагается быть чёрным. Он же белый. Но ему повезло с хозяином, решившим выкупить щенка, найдя в заботе о нём утешение собственной старости. Шаг за шагом автор произведения знакомит читателя с Бимом и собственными изысканиями, чаще от первого лица. Перелом в восприятии понимания собачьего бытия наступает тогда, когда Троепольский разлучает собаку и позволяет ей предаться отчаянным попыткам найти пропавшего хозяина. Ни о чём другом Бим не думает – его мысли только об одном.

Один вопрос постоянно беспокоит читателя – почему собака такая хлипкая? Она страдает от побоев и издевательств, вследствие её здоровье с каждой страницей ухудшается. В Биме нет жажды к жизни, его помыслы излишне односторонние и не терпят появления иных чувств. Троепольский постоянно устраивает встречи пса с плохими людьми, должными вносит разлад в повествование. Разумеется, автор играет на чувствах читателя, показывая ему склочных женщин, предприимчивых деятелей и жестоких человекоподобных существ: в обилии всех нас окружающих. Желание гневаться возникает подневольно.

Не плохим полнится мир – есть место и хорошим людям, излишне добродетельным и безрассудным, плохо отдающим отчёт своим поступкам. Они готовы превозносить Бима и проявлять о нём заботу, стараясь держать собаку при себе. Троепольский перегружает повествование крайностями. А Бим… Бим продолжает искать хозяина и обходит все места, где с ним ранее бывал.

Автор позволяет читателю увидеть мир глазами собаки. Так ли на самом деле собака понимает, что происходит вокруг? Она действительно так плоско смотрит на мир и ориентируется строго на доступные её пониманию действия других? Трудно судить. Об этом может твёрдо сказать только специалист по шотландским сеттерам, но и он не будет до конца прав, поскольку нет похожих друг на друга собак, как людей, как и любых других животных вообще. Поэтому принять Бима остаётся в описанном Троепольским виде – иного не остаётся.

Бим получился идеальным и полностью преданным созданием. Он благонравен и внутренне не приемлет насилия. Из него вышел рафинированный пёс: слишком мягкий, чтобы суметь выжить в одиночку. Кости Бима ломкие, внутренние органы легко разрываются, сам он излишне прямолинеен. Что-то не так с этой собакой. Возможно Биму не хватает ума, а может он действительно был обречён, выродившись в идеального служителя своему хозяину, и будет обязан погибнуть, как чахнет дриада без дерева.

И всё-таки Бим был способен меняться. Троепольский не объясняет, почему герой его повести давал себе право превозмогать боль и физические потребности, стараясь поддерживать в себе силы, хотя был обязан умереть от тоски и голода. Либо автор не понимал стремлений Бима, либо того требовало писательское мастерство. Единственной цели придерживался Бим, последовательно проводя поиски и выпутываясь из передряг. Он не хотел лежать и ждать – ему требовалось идти. Троепольскому оставалось подвести читателя к самому разумному исходу.

Бим познал Дао, поэтому нет причин для грусти – лучшее из возможных состояний им было достигнуто.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»