«Страшный суд» Микеланджело: описание картины, особенности и интересные факты. Божественный Микеланджело

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

"В изображениях русских художников (Васнецова, Рублева и т. д.) Страшный суд, несмотря на его торжественность и строгость, обнаруживает какие-то смягчающие эту строгость черты, как вера в благость Божию, надежда на прощение". С.М. Алфеев.


Страшный суд.
Васнецов В.М. 1885-1896 г. Холст, масло 290 х 277.
Картон для росписи западной стены главного нефа Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Страшный суд.
В.М. Васнецов. 1890-е годы. Бумага, акварель, картон.
Дом-музей В. М. Васнецова


Страшный Суд.
В.М. Васнецов. 1904 г.
Картина для храма св. Георгия Победоносца (Гусь-Хрустальный) исполнена по заказу мецената и стеклопромышленника Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, построившего храм.
В нижней части картины (у кромки), в две строки: Виктор Васнецовъ / Москва 1904 г. 21 марта.

Картина «Страшный суд», также предназначавшаяся для Георгиевской церкви, в начале была выставлена в 1904 году в самом Историческом музее, а вслед за этим эскиз картины в натуральную величину экспонировался в Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Уже тогда критики благосклонно отнеслись к затее Ю. С. Мальцева. Так, известный критик искусств П.П. Гнедич в журнале «Художественные сокровища России» за 1905 год писал: «Впечатление ошеломляющее… Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное — наши старые, московского письма, иконы… Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцева, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников… Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда». А известный русский православный библеист и церковный писатель Иоанн Соловьев говорил, что картина «Страшный Суд» «исполнена… согласно древним иконописным подлинникам, картина дышит, так сказать, духом церковности».


Сошествие во ад.
Предположительно роспись работы В.М. Васнецова.
Ильинский храм с. Терновка Запорожской области
Храм был построен при содействии помещика Ильи Протопопова в 1908-1910 гг., по другим данным в 1903-1904 гг.


Страшный суд.
По мотивам росписи В.М. Васнецова во Владимирском соборе Киева.
Богородично-Казанский храм в Тольятти


Страшный суд.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА


Страшный суд.
Ф.А. Бруни.

Идеей о всемогуществе Бога проникнута эта роспись Исаакиевского собора. Колористически выделенной локальными красно-бело-синими тонами фигуре Иисуса Христа подчинены призрачные фигуры возносящихся в Рай праведников и низвергающихся в ад грешников. Непривычно яркое для палитры Бруни цветовое решение было вызвано необходимостью согласовать живопись с пышным, ярким оформлением главного иконостаса. Фото Петербурга


Ангел Страшного суда.
Василий Кандинский. 1911 г. Холст, масло, 64 x 50 см.
Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен, Германия


Страшный суд.
В.В. Кандинский. 1910 г. Холст, масло, 50×30 см


Ангел Страшного cуда.
В.В. Кандинский. 1911 г. Картон, масло, 64×50.
Швейцария, коллекция Мерцбахера


Ангел Страшного суда.
В.В. Кандинский. 1911 г. Роспись на стекле, 26×17.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе


Страшный суд.
В.В. Кандинский. 1912 г.
Частная коллекция

Со смертью папы Юлия II Микеланджело потерял своего покровителя, покинул Рим и вернулся во Флоренцию, где на несколько лет забросил живопись и скульптуру.

Новым папой был избран представитель рода Медичи - Климент VII. Во время его понтификатства войска испанского короля Карла V в мае 1527 года захватили и разгромили Рим. Когда весть об этом дошла до Флоренции, Медичи были оттуда изгнаны и была вновь восстановлена республика. Папа же, прежде всего соблюдая интересы своей семьи, срочно примирился с испанцами и подошел к Флоренции, осада которой длилась 11 месяцев. Вынужденная защищаться, Флоренция начала строить форты и башни, для возведения которых Микеланджело рисует планы. Не отказывается он от участия и в самой войне.

Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Взаимные распри, убийства, преступления отравляли души людские, и тяжело было жить на свете. Когда же Флоренция пала, папа Климент VII объявил, что забудет об участии скульптора в обороне города в том случае, если Микеланджело немедленно возобновит работы в усыпальнице Медичи при церкви Сан Лоренцо. Испытывая постоянный страх за участь своей семьи и за свою жизнь, Микеланджело вынужден был на это согласиться.

А потом папа Климент VII пожелал, чтобы Микеланджело заново расписал алтарную стену Сикстинской капеллы сценами "Страшного суда". В 1534 году, почти через четверть века после окончания росписи сикстинского плафона, скульптор приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.

Когда Микеланджело свыкся с мыслью, что все-таки придется писать "Страшный суд", когда он очутился наедине с гигантской белой стеной, в которую должен был вдохнуть жизнь, он принялся за работу, хотя в то время был уже далеко не молод. В свои 60 лет он выглядел дряхлым стариком - сморщившимся, сгорбленным, усталым. У него ломило суставы, болели зубы, донимали мигрени и невралгия.

Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение. Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу. Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена. Ему очень не понравился "Страшный суд", и он принялся яростно доказывать папе, что Микеланджело поступает неверно, что картина получается непристойная. Выслушав все это, Микеланджело тут же, по горячим следам, нарисовал судью душ Миноса в образе Бьяджо с ослиными ушами. Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду.

Сколько их было уже - полотен, живописующих силу Бога и ничтожность человека, тщетную суету человеческих помыслов и деяний. Микеланджело верил в Бога, но он верил и в свободную мысль человека, в его физическую мощь и красоту. Сцену "Страшного суда" художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы.

Не сразу охватишь взглядом этих бесчисленных персонажей, так и кажется, что во фреске все в движении. Здесь и толпы грешников, которых в неистовом сплетении их тел волокут в подземелье ада; и возносящиеся к небу ликующие праведники; и сонмы ангелов и архангелов; и перевозчик душ через подземную реку Харон, и вершащий свой гневный суд Христос, и пугливо прижавшаяся к нему Дева Мария.

Люди, их поступки и дела, их мысли и страсти - вот что было главным в картине. В толпе низвергаемых грешников оказался и папа Николай III - тот самый, что разрешил продажу церковных должностей.

Микеланджело изобразил всех персонажей нагими, и в этом был глубокий расчет великого мастера. В телесном, в бесконечном разнообразии человеческих поз он, так умевший передавать движения души, через человека и посредством человека изображал всю огромную психологическую гамму обуревавших их чувств. Но изображать нагими Бога и апостолов - для этого в те времена нужна была великая смелость.

Кроме того, понимание "Страшного суда" как трагедии вселенского бытия было непонятно современникам Микеланджело. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Аретино хотел видеть в "Страшном суде" традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. Он хотел видеть вихри стихий - огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Христос, по его мнению, должен был быть во главе сонма ангелов, в то время как у Микеланджело главный герой - человек. Поэтому Микеланджело и ответил, что описание Аретино доставило ему огорчение И изобразить его он не может.

Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал "Страшный суд" как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только "ветром закрученную пыль".

Центром композиции является фигура Иисуса Христа, единственно устойчивая и не поддающаяся вихрю движения действующих лиц. Лицо Христа непроницаемо, в карающий жест его руки вложено столько силы и мощи, что он истолковывается только как жест возмездия.

В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. В грозных взглядах апостолов, тесной толпой подступающих к Христу с орудиями пыток в руках, тоже выражено лишь требование возмездия и наказания грешников. Искусствовед В.Н. Лазарев писал о "Страшном суде": "Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса... Чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее рождается ощущение, будто перед тобой огромное вращающееся колесо фортуны, вовлекающее в свой стремительный бег все новые и новые человеческие жизни, ни одна из которых не может избегнуть фатума. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. Недаром Мария не просит Христа о прощении, а пугливо к нему прижимается, обуреваемая страхом перед разбушевавшейся стихией...

По-прежнему Микеланджело изображает мощные фигуры с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Поэтому искажены гримасами их лица, поэтому так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные".

В последний октябрьский день 1541 года высшее духовенство и приглашенные миряне собрались в Сикстинской капелле, чтобы присутствовать при открытии новой фрески алтарной стены. Напряженное ожидание и потрясение увиденным были столь велики, а всеобщее нервное возбуждение так накалило атмосферу, что папа (уже Павел III Фарнезе) с благоговейным ужасом упал перед фреской на колени, умоляя Бога не вспоминать о его грехах в день Страшного суда.

"Страшный суд" Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к "Страшному суду", будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил "одеть" всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. Когда Микеланджело узнал об этом, он сказал: "Передайте папе, что это дело маленькое и уладить его легко. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро".

Понял ли папа всю глубину иронической колкости Микеланджело, но соответствующее приказание он отдал. И вновь в Сикстинской капелле были сооружены строительные леса, на которые с красками и кистями взобрался живописец Даниеле да Вольтерра. Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. За свою работу он еще при жизни получил прозвище "брачетоне", которое буквально означает "оштаненный", "исподнишник". С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории.

В 1596 году другой папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь "Страшный суд". Только заступничеством художников из Римской академии Святого Луки удалось убедить папу не совершать столь варварского акта.

Долго еще продолжались злоключения "Страшного суда", которые нанесли фреске большой урон: из-за них пострадала гармония красок и линий. Прошли века, забылись имена хулителей и врагов великого Буонаротти, а нетленные фрески его остаются вечными. "Страшный суд" и поныне восхищает людей, эта замечательная картина, против которой оказались бессильны глупость, лицемерие и ханжество людское.

Все мы наслышаны про Ватикан и его Сикстинскую капеллу, которую построил папа Сикст IV в 15 веке. Но как-то не было у меня желания узнать об этом чуде света самой. И вот уже неделю я там .

Внешне она совершенно невзрачная, выглядит пристройкой к Собору Св. Петра, но внутри расписана фресками многих великих художников, а знаменита стала благодаря гению художника Микеланджело Буонаротти.

А если подробнее, то .

Микеланджело Буонаротти расписал потолок капеллы (12 000 кв. м.) за четыре года в период с 1508 по 1512 год. Ему приходилось писать лежа на спине в невыносимую жару и холод. Но потолок капеллы - это отдельный для меня рассказ, тем более,что он хорошо представлен .

Про фреску «Страшный суд»
И все же мое внимание больше приковано к алтарной стене капеллы, которую художник выполнил много позже только в 1524 году. Эту также огромную работу (200 кв. м.) он выполнял 3 года и называлась она «Страшный суд». На ней нарисованы также много (291) человеческих фигур, которые переживают Второе пришествие Христа.

Глядя на картину издалека чувствуешь прежде всего вихрь водоворота, как в калейдоскопе. И не сразу ухватываешь величие и смысл творения. И так и этак крутила я фреску, благодаря ватиканскому сайту. Потом поняла, что пожалуй необходимо сначала опустить взгляд к левому нижнему углу, где воскресают мертвецы, а потом уже подняться к фигуре Высшего Судьи (Христос) в верхней части центра картины, и затем только вместе с осужденными опустить свой взгляд в пекло преисподней. Тогда бессчетное число человеческих тел, которых как будто несет и крутит вихрем в самых различных позах, сможет распасться на отдельные персонажи. Их лучше смотреть с этого сайта , где даны очень хорошие фото фрагментов фрески.
Удивляет синий фон и атлетизм фигур. На лицах их заметны гнев, ужас, борьбы страстей и безнадежного отчаяния. Справа на фреске нарисованы грешники, которые склоняются под ударом судьбы, их лица и тела содрогаются от ужаса. Слева – к небу возносятся праведники, но похоже, что спасение принесло им скорее облегчение, чем радость.


В центре Христос, который карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную. Он окружен сиянием, без бороды, похож на молодого атлета, поднимает руку. И этот жест, скорее грозный, карающий, чем благословляющий. Сострадательная, словно подавленная происходящим, Мадонна отворачивается, ей по-матерински близки людские горести. Вверху над Христом слева ангелы опрокидывают крест, символ мученичества и унижения, а справа повергают колонну, символ переходящей земной власти. Под Христом в центре семь ангелов трубным гласом возвещают судный час, спасенные души поднимаются вверх, гробницы разверзаются, мертвые воскресают, скелеты встают из земли, мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками. В ожидании приговора содрогаются даже святые, которые окружают Христа плотным кольцом. Справа и слева стоят Петр и Павел, а у ног его сидят Лаврентий (слева) и Варфоломей (справа). Они напряженно следят за жестами Христа. Все проклятые, гонимые ужасом, низвергаются в ад, в правый нижний угол. Их уже ожидает Харон, препровождающий их в преисподнюю через Стикс. Харон свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки. Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей... мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть.

И еще немного про святого Варфоломея, который держит в руках содранную человеческую кожу...

Его поза весьма необычна. Его торс и руки похожи на весы.

А кожа напоминает портрет Микеланджело.

Существует гипотеза, что Микеланджело изобразил тот момент Страшного суда, когда Христос решает судьбу самого художника.

Еще информация и фото отсюда:
Книга о Микеланджело «Муки и радости». Автор И.Стоун.

На BlogoItaliano мы неоднократно рассказывали о Сикстинской капелле в Ватикане и ее значении для мировой культуры. Для нового рассказа есть достойный повод. В конце 2014 года в Капелле прошла презентация светодиодной системы освещения, благодаря которой посетители смогут увидеть шедевры Ренессанса в буквальном смысле слова в новом ракурсе. Поэтому мы решили вернуться к Сикстинской Капелле и тоже взглянуть на нее по-новому.

Сикстинская капелла, как и множество иных зданий в Риме, появилась благодаря папе Сиксту IV (Франческо делла Ровере).

Сикстинская капелла в Ватикане: первоначальный вид

Прообразом для ее строительства в 1473-81 гг., а точнее, реконструкции существовавшей с конца XIV в. часовни Апостольского дворца, послужили античные храмы, в том числе и знаменитый Храм Соломона. Автором проекта стал Бартоломео Понтелли, бывший в то время одним из ведущих архитекторов Рима.

Сикстинская капелла более напоминает храм, чем домовую часовню

По своим размерам – 40,93 м в длину, 13,41 м в ширину и 20,70 м в высоту – действительно более напоминает полноценный храм, чем домовую часовню. К ее росписи были привлечены Боттичелли, Гирландайо, Пинтуриккьо, Перуджино и Росселли – лучшие художники того времени. Приглашение в Ватикан именитых флорентийских живописцев имело и политический контекст: после заговора Пацци 1478 г. папа желал примириться с Медичи.

Цокольный уровень был украшен росписями, имитирующими гобеленовые драпировки. Южная стена иллюстрирует ветхозаветную историю Моисея, северная – сцены из Нового Завета. На росписях над входом в Сикстинскую капеллу были изображены финальные эпизоды – «Спор о теле Моисеевом» и «Воскресение» (утрачены в 1522 г. и переписаны в 70-х гг. XVI в.).

Алтарная стена была отдана сюжетам «Нахождение Моисея» и «Рождество Христово», над которыми работал Перуджино. Эти росписи были уничтожены в 30-х гг. XVI в., и сейчас на их месте находится «Страшный суд» Микеланджело.

В росписи капеллы участвовали лучшие художники эпохи Возрождения

Несмотря на то, что в капелле трудились разные художники, все фрески, созданные к 1482 г., были выдержаны в единой стилистике, характерной для храмовых росписей: многофигурность, традиционное цветовое и композиционное решение, обилие позолоты.

Над сюжетными фресками были помещены изображения святых пап, а потолок представлял собой темно-голубой шатер с золотыми звездами, символизирующий небесный свод (работа Пьерматтео д’Амелия).

Не исключено, что Сикстинская капелла в Ватикане так бы и оставалась ценным, но, в целом, заурядным для Италии памятником, если бы за ее переустройство не взялся папа Юлий II, он же Джулиано делла Ровере, племянник Сикста IV.

Микеланджело и 57 эпизодов Высокого Возрождения

Реконструкция относительно новой часовни потребовалась по вполне утилитарным соображениям. В 1504 г., в ходе раскопок в Ватикане, производимых перед строительством , зыбкие почвы Вечного города не выдержали, и Сикстинская капелла «поплыла».

Ее южная стена накренилась, а потолок был обезображен огромной трещиной. Архитектор собора Браманте смог остановить дальнейшее разрушение капеллы, но росписи сводов были безнадежно испорчены.

Для создания новых потолочных фресок был приглашен Микеланджело. Нельзя сказать, чтобы этот заказ его обрадовал, тем более у него почти не было опыта по части фресковой живописи, но щедрая оплата смогла смягчить его сердце. Кроме того, Микеланджело воспринял эту работу как своеобразный вызов ему как творцу и изобретателю.

Фреска Перуджино "Передача ключей" (1481–1482)

На протяжении 1508-12 гг. он создал 57 фресок. 9 больших фрагментов, расположенных по центру свода от входа до алтарной стены, иллюстрируют Книгу Бытия – от Сотворения мира до Всемирного потопа. Они сгруппированы по принципу триптиха: центральные эпизоды рассказывают об основных событиях (сотворение Адама и Евы и Изгнание), боковые – дополняют рассказ.

Иллюзию рельефности росписей создает сложная игра света и тени на архитектурных элементах свода, на которых изображены библейские сцены и отдельные фигуры сивилл и пророков. Чтобы в полной мере оценить мастерство гения, нужно постоянно перемещаться по залу, а не находиться в одной точке.

Причиной появления в католическом храме языческих и ветхозаветных сюжетов, а не, как планировалось изначально, фигур Апостолов, стала благосклонность папы Юлия II к ренессансной идее о преемственности античного и христианского миров.

Святой пророк Захария - отец Иоанна Крестителя.

Над входом в Сикстинскую капеллу, где должна была находиться фигура Иисуса, Микеланджело изобразил пророка Захарию. Желая избежать папского гнева, мастер наделил пророка чертами Юлия II и обрядил в мантию цветов дома делла Ровере – голубого и золотого. Но если присмотреться к фигуркам ангелочков за плечом Захарии, можно разглядеть, как один из малышей показывает зрителям кукиш.

Впрочем, современные интерпретаторы заходят еще дальше и приписывают Микеланджело более скабрезные штучки, находя в складках одеяний на фреске «Сотворение солнца, луны и планет» изображения детородных органов мужчины и женщины.

Сикстинская капелла в Ватикане: «Страшный суд»

Алтарная стена – это огромная фреска Микеланджело, изображающая Страшный суд (1536-41 гг.). Сюжет вполне традиционный для храмовых росписей, но абсолютно необычный по исполнению.

Средневековые каноны предписывали подчеркивать иерархию персонажей различным масштабом фигур, расположенных строго на разных уровнях. Фреска Микеланджело, которой славится Сикстинская капелла, в этом отношении крайне реалистична: и грешники, и праведники равны перед лицом Господа.

Необычна и центральная фигура Христа, вершащего Страшный суд. Это не бородатый чуть ли не старец с изможденным лицом, а мускулистый гладко выбритый юноша, который вот-вот встанет и жестом правой руки приведет в движение весь сонм душ.

Динамизм фреске придает и напряженная борьба ангелов, буквально вырывающих спасенные души, и дьяволов, спешащих опрокинуть порочные души в ад.

«Страшный Суд» на алтарной стене капеллы

В верхней части «Страшного суда» изображены ангелы, по традиции несущие орудия Страстей Христовых – колонну, крест и терновый венец. Однако чтобы подчеркнуть не физическую, но духовную тяжесть этих орудий, Микеланджело изобразил ангелов бескрылыми. Лодка Харона, перевозящая обреченных на вечные муки (нижний правый угол фрески) – дань почтения Данте и его «Божественной комедии».

В ад в образе Миноса, которому змей откусывает детородный орган, Микеланджело поместил Бьяджо де Чезену, папского церемониймейстера, возмущенного обилием обнаженных фигур. По легенде, Чезена обратился за защитой к Павлу III, прося уничтожить столь позорное изображение, но у папы тоже было чувство юмора, и несчастный церемониймейстер получил ответ: «Ад находится вне папской юрисдикции».

Тем не менее уже в 1555 году, по приказу Павла IV, Даниэле да Вольтерра как следует прикрыл срамные места, за что и получил прозвище «порточник».

"Сотворение светил" (да будут светила на тверди небесной…)

Есть на фреске «Страшный суд» и предполагаемый автопортрет Микеланджело, но тоже довольно своеобразный. У левой ноги Христа восседает Святой Варфоломей, держащий в руках нож и содранную кожу. В образе святого запечатлен Пьетро Аретино, обвинивший мастера в ереси, что в те времена было равнозначно смертному приговору, а на коже угадываются черты лица самого Микеланджело.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»