Ребёнок не разговаривает в три года: когда стоит беспокоиться и что делать. Ребенок не разговаривает в три года — что делать: личный опыт.

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Аннотация: В данной статье затронута проблема позднего формирования речи у ребенка в возрасте около 3 лет. Автор раскрывает основные этапы речевого развития и даёт практические рекомендации родителям тех детей, которые к 3 годам не пользуются активной речь, как средством коммуникации. Основное внимание в статье автор акцентирует на своевременное оказание помощи своему ребенку, как со стороны родителей, так и со стороны специалистов.

Сделанные манипуляции зависят в основном от возраста, зрелости и потенциала детей. И еще что-то: - Ты разговариваешь со своими детьми. И мы не имеем в виду, конечно, что вы говорите, и дети просто слушают или еще хуже делают так называемые «проповеди». Они не хотят этого, они много беспокоят их, и вам нужно избегать этого. - Вы говорите об усмотрении, честности и уважении к своей личности. - Научитесь слушать своих детей, когда они хотят что-то сказать вам. Много раз вы обнаружите, что они должны сказать вам очень серьезные вещи. - Развивайте и поддерживайте хорошие отношения, отношения честности и доверия со своими детьми.

В 3 года ребенок не говорит. Что делать?

По роду своей деятельности, я часто вижу детей, которые в возрасте до 3-х лет говорят очень мало, либо вообще не говорят. А какова в таком случае должна быть позиция родителя? Хорошо это или плохо? Стоит беспокоиться или подождать пока ребенок сам заговорит?

Давайте разберемся более подробно, как должна развиваться речь у ребенка с рождения .

Благодаря этим отношениям многие вещи ожидаются или исправляются лучше. - Покажите им, по-вашему, что вы им доверяете. - Заставьте ваших детей чувствовать себя комфортно, комфортно и безопасно с вами. - Вознаградите любой успех и хорошее поведение. Поэтому они вернулись в правильном направлении. Все, что связано с приятными эмоциями, как правило, повторяется. - Вы игнорируете нежелательное поведение ваших детей, когда это возможно, и не создает рисков. - Не торопитесь с корректирующими движениями и замечаниями, когда вы сердитесь или дети расстроены.

К 3-м месяцам у ребенка развивается эмоционально выразительная реакция, иными словами «комплекс оживления». Это мимические, двигательные, голосовые реакции. Например, младенец замирает в первые секунды контакта с мамой, вскидывает ножки, тянет ручки, двигает головкой, выгибает спинку навстречу взрослому.

В 5 месяцев в речи малыша появляются певучие гласные звуки — этап гуления.

Подождите, чтобы найти «хорошее время», чтобы обсудить с ними что-то, что не нравится. Эффективная коммуникация требует спокойствия. В противном случае могут быть допущены ошибки, могут возникнуть излишества и проблемы сложнее. - Будьте оптимистичны и верьте в лучшее завтра для своих детей. Давайте попробуем поделиться им с вашими детьми. Позитивные ожидания создают позитивные чувства. Позитивные чувства создают положительную энергию. Когда у нас есть положительная энергия, мы и наши дети можем справляться с проблемами, которые существуют более легко, правильнее и эффективнее.

К 6 месяцам — лепет (слоги ба, ма, та, па).

Возрастной этап от 1 года до 2 лет — это время, когда активно идет развитие понимания речи, способности подражать взрослому, накопление словаря, формирование речи как средства общения с окружающими.

В 1 год ребенок говорит 10 слов и понимает обращенную к нему речь, например, мама просит ребенка «принести мишку» — ребенок выполняет просьбу.

Все, о чем сообщалось, не является панацеей. Все, что мы упоминали до сих пор, - это полезное знание, которое родители должны знать, чтобы быть стойкими против детей и их проблем. Однако это никоим образом не означает, что, если родитель применяет все это, они автоматически решат проблемы своего ребенка. Есть проблемы, которые либо из-за того, что они были приурочены, либо из-за их характера очень сложны, превышают способности родителя.

В таких случаях следует проконсультироваться с экспертами. В любом случае, даже когда специалисты вмешиваются, роль родителей важна и незаменима. Предотвращение является предпочтительным для лечения. Факторов, которые способствуют возникновению нежелательного поведения, много. Внутренние: они являются факторами, которые сосуществуют и присущи ребенку. Внешние: эти факторы обычно обнаруживаются в семье, школе и социальной среде. Более конкретно: - Семейная среда. Факторы, которые встречаются в семейной среде, в основном: лечение, которое ребенок получает от семьи.

В 2 года ребенок уже произносит около 100 слов и строит короткие фразы. К 2-м годам происходит активное расширение словарного запаса, дети начинают употреблять все те слова, которые в первом полугодии учились понимать. В данном возрастном периоде у ребенка формируется умение обращаться по разным поводам к взрослым, задавать вопросы, сообщать в нескольких простых фразах увиденное или услышанное.

В частности, в младшем возрасте образование и стандарты для родителей имеют решающее значение для поведения детей. Например, случай с Димитрисом. Связь ребенка с лицами семьи и взаимодействием, которое они получают. Дети, которые испытывают интерес, привязанность, понимание, заботу, доверие и признание со стороны их семьи и родителей в частности, скорее всего, будут развивать чувства личного мастерства, безопасности и принятия. Все это и другие, которые не могут быть описаны здесь, порождают позитивные чувства и способствуют созданию хорошей самооценки и плавной внутриличностной и межличностной адаптации. Организация, структура и функционирование семьи.

К 2,5 годам словарь ребенка растет и уже составляет около 200-300 слов. Ребенок знает своё имя, различает родных, узнает и различает голоса животных. Ребенок может рассказать, что он видит на картинке с простым сюжетом. На третьем году ребенок может прослушать короткий рассказ, стих, и повторить его. Речь ребенка понятна незнакомому взрослому.

Когда, например, семья организована и работает гладко, с принципами и правилами, которые все наблюдают, очень вероятно, что дети будут действовать соответственно. И, к сожалению, сегодняшняя семья со многими разводами, чрезмерная занятость родителей и ослабление внутренней сплоченности не самая лучшая и не способствует позитивным взаимодействиям. Высокие ожидания родителей. Все родители инвестируют в свои ожидания. Когда они выше, чем способности детей, и особенно когда родители подталкивают своих детей к ответу, тогда они, вероятно, проявят непреднамеренное поведение, особенно в отношении их учебы и производительности. - Школьная среда.

Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что к 3-м годам между ребенком и взрослым складывается общение в форме диалога, речь ребенка понятна для любого взрослого человека, а не только маме малыша.

Вернемся теперь к тем деткам, которые к 3 годам ещё не говорят.

Уважаемые родители! Если у вашего ребенка к 3-м годам почти нет активной речи, это несомненно плохо. Это говорит о том, что механизм патологической речи уже запущен, время уже направлено против вашего ребенка. И чем больше Вы ждёте, что всё само «пройдет», тем больший вред вы наносите своему ребенку.

Факторы, выявленные в школьной среде, в основном: Программы и стратегии обучения. Они ориентированы на потенциал и потребности среднего студента. Дети с очень низкими или очень высокими навыками, дети с особыми трудностями в обучении, если их не понимать с пониманием и поддержкой со стороны школы и родителей, скорее всего, будут испытывать нежелательное поведение. Отношение и отношения учителя со своими учениками. Этот вопрос изучен настолько, что нет сомнений в том, что это очень важный фактор. У всех нас есть опыт для учителей, которые мы помним с любовью и восхищением, и для других, которые нас не волновали, когда мы были студентами.

Как действовать?

Уважаемые родители! В первую очередь вам необходимо обратиться к неврологу. Данный специалист осмотрит вашего ребенка и даст дальнейшие рекомендации.

Так же вам следует посетить следующих специалистов:

  • отоларинголога,
  • психолога,
  • дефектолога,
  • психиатра.

Кроме посещения специалистов, Вам необходимо действовать самим.

С этим наблюдением мы не отделяем учителей от «хороших» и «плохих парней». Однако важно, чтобы стиль преподавателя и то, как каждый из них подходил к детям и управлял их проблемами. Учитель может быть превосходным, но ребенок или некоторые дети нуждаются в лечении, отличном от того, что он использует для всех детей. Вот почему это правильно, когда родители понимают, что что-то не так с отношением их ребенка со своими учителями, чтобы говорить с ними честно и благими намерениями делать необходимые исправления.

Факторами, выявленными в социальной среде и связанными с поведенческими проблемами детей, являются: состав и качество жизни общества. Опросы показывают, что поведенческие проблемы в районах, где люди с низким социальным, экономическим или этническим происхождением, религиями, языками, привычками, образом жизни и т.д. живут. Это явление всегда существовало, но в настоящее время оно усиливается из-за экономической миграции. Это более заметно для взрослых и меньше для детей из-за межкультурного образования, которое применялось в последние годы в школах. СМИ и особенно то, как они работают.

Общайтесь со своим ребенком как можно больше. Общаясь с вами, ребенок учится подражать звукосочетаниям и словам.

Используйте метод «инструкции к действию». Взрослый побуждает ребенка к выполнению разнообразных действий «дай, покажи, принеси, найди, возьми». И обязательно после выполнения малышом инструкции, спросите ребенка что он принес, куда положил, куда ходил.

В частности, телевидение, с систематическим использованием пропаганды и рекламы, и со своими стандартами превратилось в опасную контр-преподавательскую силу.

Факторами, выявленными в социальной среде и связанными с поведенческими проблемами детей, являются: состав и качество жизни общества. Опросы показывают, что поведенческие проблемы в районах, где люди с низким социальным, экономическим или этническим происхождением, религиями, языками, привычками, образом жизни и т.д. живут. Это явление всегда существовало, но в настоящее время оно усиливается из-за экономической миграции. Это более заметно для взрослых и меньше для детей из-за межкультурного образования, которое применялось в последние годы в школах. СМИ и особенно то, как они работают.

Обучая ребенка произносить слова, прежде всего дайте ребенку образец: «Это собачка, это кошка, а вот мишка держит мяч». При этом сами произносите слова четко и не торопясь.

Если ребёнок в 2 года не разговаривает - это может сигнализировать о возможной задержке речевого развития. А когда ребёнок не говорит в 3 года - явный признак её наличия. Что означает отставание от установленных норм развития речи.

Отличие от других детей состоит в том, что малыш начинает говорить, только намного позже. Это отражается на формировании психики ребёнка и затрудняет его общение с другими. В связи с чем нарушаются также познавательные процессы.

Предпосылками развития речи служат потребности в эмоциональном общении с родителями и другими взрослыми.

Речь является одним из важных компонентов общего развития ребёнка. Такие психические процессы, как память, внимание, мышление и воображение напрямую связаны с пониманием речи окружающих. Почему впоследствии и требуется много усилий. Ведь необходимо наверстать упущенное время, пока малыш не говорил. Тяжёлым последствием считается возникновение умственной задержки.

Для своевременной коррекции задержки речи важно понимать особенности её развития.

Этапы формирования речи

  1. Довербальный период. Начинается с момента рождения и длится до 6–10 месяцев. Проявляется в виде крика, лепета либо гуления. Таким образом, он заявляет другим о своих потребностях. О том, что голоден, что больно, страшно, мокро, холодно либо жарко и т. д. До 5 месяцев речь, обращённая нему, вызывает эмоциональную реакцию в виде «комплекса оживления». В этом возрасте они активно слушают разговор взрослых. И хоть ещё не умеют сами говорить, но к концу этого периода уже понимают от 50 до 100 слов. Могут пытаться выговаривать простые слоги, такие как «ма», «па» и т. д.
  2. Этап возникновения речи. Начинается в 8–10 месяцев и продолжается до двух лет. В этот период малыш начинает понимать, что звуки можно комбинировать. А эти комбинации использовать для удовлетворения своих потребностей. Например, позвать маму, сказав: «ма-ма»… А также они уже жестами могут отвечать на вопросы. С помощью интонации научаются выражать эмоции, такие как злость, радость или страх.
  3. Этап развития речевого общения. Начинается в два года и длится до 6–7 лет. Малыш проделал громадный путь для того, чтобы распознавать речь и уметь её применять в общении. В этом возрасте уже появляются первые слова. Возможно, даже словосочетаний из двух — четырёх слов. Он отлично понимает, что ему говорят и способен выполнять поручения. Овладев словарным запасом примерно в 300 слов, он в состоянии указывать на предметы, которые ему называют.

Таблица нормального развития речи

Возраст Форма речи
1–2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2– 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4–5 мес Попытки повторения слов за взрослым
8 месяцев – 1 год 2 мес Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1 год 6 мес – 2 года 2 мес Объединяет по 2-4 слова в предложения
1 год 9 мес – 2 года 6 мес Начинается период вопроса: «что это?»
2 года 4 мес – 3 года 6 мес Пытается строить предложения с использованием чисел
2 года 6 мес – 3 года 5 мес Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)

Таблица необходимого словарного запаса

Подробно о том, как развить словарный запас у дошкольников, вы можете узнать из статьи по .

Если ваш малыш не говорит, или разговаривает плохо, следует выяснить причины задержки речи. Можно обратиться к специалистам, таким как логопед, психолог, детский невролог, психотерапевт и отоларинголог. Они помогут найти факторы, повлиявшие на то, что ребёнок не разговаривает в 2 либо 3 года. А также устранить их для того, чтобы поспособствовать речевому развитию.


Причины задержки речи

Физиологические

  • Генетика. Процесс созревания нервных клеток, которые отвечают за речевую деятельность, очень медленный. Такая незрелость нервной системы передаётся по наследству. Это означает, что кто-то из близких родственников ребёнка также не спешил присоединяться к разговорам.
  • Порой малыш не разговаривает по причине общего нарушения нервной системы. Проявляется как один из симптомов на фоне интеллектуальной задержки и двигательной недостаточности.
  • Нарушение слуха. Речь может формироваться только с помощью воспроизведения услышанного. Ребёнок не понимает, как звучат слова. Отсутствие слуха может быть врождённым. Порой возникает вследствие травм слухового канала или перенесённого тяжёлого заболевания.
  • Заболевания мозга либо его поражения. Возникают по причине перенесённых инфекционных заболеваний в пренатальном периоде и в течение первого года жизни. Вследствие травм, особенно в процессе родов. А также при гипоксии.
  • Малыш может плохо говорить, потому что у него слабо развиты мышцы лица, в частности, рта.
  • А также если у него врождённые аномалии языка, губ, нёба либо лицевых мышц («волчья пасть», «заячья губа»…).
  • Психические заболевания. При задержке умственного развития характерным признаком является отставание речевой деятельности. При аутизме у малыша нет потребности общения с другими, все внимание направлено внутрь себя. Поэтому речь может быть очень запоздалой.

Социальные

  • Невостребованность речи. Когда родители не уделяют ребёнку внимания, не разговаривают с ним. Соответственно у него не формируется потребность в выражении эмоций либо требований удовлетворять его запросы.
  • Гиперопека. Точно так же не формируется потребность в выражении. Почему малыш и не говорит. Родители сами не дают такой возможности. Они угадывают его желания, предвосхищают их. Из-за такой сверхопеки у него нет потребности что-то понимать, в чём-то пытаться разобраться. За него это сделает другой.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия. Они могут привести к заболеваниям психики, нарушениям эмоциональной сферы. И соответственно к задержке речевого развития.
  • Негативизм. Обычно возникает, если родители слишком много усилий прилагают для того, чтобы малыш заговорил. Заставляют повторить сказанное ими слово, ругают при отказе, упрашивают либо наказывают. Если ребёнок в три года говорил, хоть и плохо, то со временем перестанет вообще. Отказ выражается пассивно, в игнорировании просьбы. Либо активно отвергается. Сложность в том, что малыш отказывается не только повторять, когда просят. Но и вообще не говорит в любых ситуациях.
  • Отвлечение гаджетами. Чрезмерное увлечение телевизором, компьютерными играми или постоянный просмотр мультиков негативно сказывается на организме в целом. Вплоть до развития аутизма. Взрослым порой удобно, что дитя отвлеклось, но последствия не заставят себя ждать.
  • Билингвизм. Когда в семье присутствуют носители разных языков, малышу приходится трудно. Ему требуется больше времени, чтобы научиться понимать обоих взрослых. Есть риск того, что будет совмещать в одном предложении слова разных языков. Но со временем всё нормализуется и сможет разговаривать на каждом из них.

Психологические

  • Испуг. Ребёнок может перестать разговаривать вследствие перенесённого стресса либо страха. Порой нарушения проявляются в заикании, порой дети замолкают вообще.
  • Неблагоприятная обстановка в семье. Если ребёнок в два или три года является свидетелем рукоприкладства или частых скандалов, то это может повлиять на его психическое развитие. От постоянно проживаемого стресса может произойти задержка речевого развития.

Алалия

Почему ещё ребёнок не говорит, или разговаривает плохо, так это при возникновении патологии нервной системы, которая приводит к речевому недоразвитию. Называется алалия. Её сложно диагностировать, но если выявить на ранних сроках, возможно подкорректировать.

Существует сенсорная алалия и моторная. При сенсорной малыш не воспринимает речь, он не может отделить слова друг от друга. Порой можно заметить, как говорит последнюю фразу, сказанную другим, или повторяет вопрос. Это называется эхолалия и порой присутствует при аутизме. Речь других звучит фоном, соответственно для мозга не поступает достаточное количество информации. Почему и возникает со временем задержка умственного развития.

При моторной алалии различают 3 степени, в зависимости от поражения мозга:

  1. Ребёнок не говорит до трёх лет, но потом начинается период, когда разговаривает обрывками слов, как будто «глотая» окончания.
  2. Если малыш понимает о чём идёт речь, то сам не в состоянии поставить язык или губы в нужное положение, чтобы повторить.
  3. Может делать ошибки в неправильной перестановке слогов местами, использовать неверный падеж. Обычно сопровождается неразвитой моторикой, им сложно даются простые движения. Страдает мышление и память.

Алалии возникают при травмах или опухолях мозга. При патологии центральной нервной системы и тяжёлых родах. А также если возник резус-конфликт с матерью. Почему и важно показать малыша специалистам, если он не разговаривает и присутствует хоть одна вышеупомянутая причина. Они смогут не только назначить коррекцию и лечение. А также отличить обычную темповую задержку речи от тяжёлой патологии речевого развития.


Что делать родителям, если их малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо:

  • Для того чтобы развивать речь малыша, важно придерживаться чёткого режима дня. Это означает, что должно присутствовать правильное питание, чередование сна и отдыха. Это будет способствовать его полноценному развитию и здоровью. В бодром состоянии и в хорошем расположении духа он будет активнее и легче идти на контакт. И соответственно делать первые шаги в речевом развитии.
  • Чаще разговаривайте с грудничком и ребёнком постарше. Обращайтесь к нему, рассказывайте об окружающем мире, о себе. Делитесь переживаниями или радостными моментами. Это будет не только развивать его речь, но и учить пониманию себя и своих реакций. А также создавать более близкую и глубокую связь в отношениях. Такой малыш будет расти, ощущая внимание и принятие близких, что будет способствовать его нормальной самооценке и собственной значимости для других.
  • Если малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо – проводите больше времени вместе, качественно и активно. Устраивайте чаще совместный отдых на природе или вместе занимайтесь домашними делами. Принимая участие в помощи взрослым, ребёнок будет стараться быть похожим на них, что очень мотивирует развивать речевые способности.
  • Играйте в различные игры с ним, направленные на развитие. Всяческие лёгкие пазлы, карточки с животными либо предметами будут пополнять его словарный запас и стимулировать повторять за вами верное произношение. Главное, не давите на него, не заставляйте, чтобы избежать негативизма. Увлечённый игрой, он сам будет пытаться выговаривать слова.
  • Предлагайте окончить вашу фразу. Подходит в тех случаях, когда ребёнок понимает, но ему нет смысла говорить о своих желаниях, потому что взрослый их предугадывает. К примеру, «Сегодня после сна мы пойдём…», «Ты хочешь скушать…». Это также помогает распознавать свои потребности и понимать, что родители прислушиваются к его мнению и желаниям.
  • Мелкая моторика играет очень значимую роль в активизации речевого центра. Можно делать вместе поделки из теста или пластилина. Продаётся кинетический песок, который может увлечь даже взрослых. Пусть перебирает крупу и макаронные изделия. Подготовьте пространство и одежду, чтобы порисовать пальчиковыми красками. Развивают моторику и сосредотачивают внимание различные шнуровки, когда карапуз пытается продеть кончик в дырочку. Рассыпьте в миску разноцветных пуговиц и бусинок. Расскажите про их размеры по отношению друг к другу и формы.
  • Читайте сказки, рассказывайте стишки, потешки и частушки. Это развивает, пополняет словарный запас двух или трёхлетнего ребёнка. И что немаловажно, создаёт радостное настроение. А колыбельные песенки расслабляют и вызывают ощущение комфорта и безопасности.
  • Если малыш плохо говорит, посещайте чаще детские площадки, парки и игровые центры. Когда он заиграется с малышом, который уже говорит, то будет пробовать копировать его, делать как он. Это родители привыкли понимать и угадывать потребности своего ребёнка без слов. А незнакомые люди, тем более детки будут провоцировать скорейшее подключение речевого центра.
  • Если «молчуну» уже три года, а он почти не говорит, то психологи рекомендуют отдать его в садик. В компании таких же дошкольников он сможет разговориться. Главное, подготовить его к саду. Объяснить воспитателям, что малыш пока не говорит и что не следует давить на него или требовать. И со временем, пройдя адаптацию к новым условиям, карапуз сам проявит желание делать как остальные детки.

Подробно о том, как развивать речь у дошкольников, вы можете узнать из статьи по . А также вам могут быть полезны упражнения по развитию речи, в статье по .

Чем раньше вы начнёте коррекционную работу, тем проще вашему малышу будет заговорить. В 2015 году психологи и логопеды одного из ДОУ Москвы проводили исследования с детьми трёхлетнего возраста, у которых были задержки в речевом развитии. Родители этих десятерых малышей придерживались вышеупомянутых рекомендаций. В основном задача была делать подделки и прочее для развития мелкой моторки. А также много читать книг, стихов и потешек. Через год 9 из 10 детишек догнали по речевому развитию своих одногодок.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»