Духовная культура первобытного общества. Материальная культура первобытного общества

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Ранние формы культуры. Основные черты первобытной культуры.

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытная культура определила дальнейшее развитие человечества. Иногда первобытность называют детством человечества.

Культура первобытного общества. Имеет еще название архаической культуры. Существовала на протяжении самого длительного периода в истории человечества

Возникновение культуры непосредственно связано с происхождением человека, который, по мнению современных учёных, появился около 2,5 млн лет назад.

Изучение первобытной культуры особенно интенсивно велось в XIX веке, когда было достаточно примеров - племен, которые находились на уровне развития первобытной культуры. Изучение подобных народов, а также археологические раскопки позволили сделать выводы о первобытной культуре.

Длительность первобытной эпохи в истории разных народов имеет свои временные вариации. Ее конец соответствует появлению у каждого из отдельных народов первых цивилизаций, которые возникают приблизительно в IV - I тыс. до н.э.

Всю историю первобытного общества археологи разделили на три эпохи:

    каменный век

    бронзовый век

    железный век

Древнейшей из трех эпох является каменный век. В свою очередь он подразделяется на три периода:

    древний каменный век (или палеолит 2,5 млн. лет - 14 тыс. лет назад)

    средний каменный век (мезолит 13 -8 тыс. лет назад)

    новый каменный век (неолит) 8- 4 тыс. лет назад

Иногда выделяют еще энеолит (медно-каменный век 5 - 3 тыс. до н.э. - переход от камня к металлу). Хронологические рамки бронзового века занимают III - II тыс. до н.э. А в I тыс. до н.э. начинается железный век.

Начальной формой организации общества при палеолите было так называемое первобытное стадо или праобщина. Это был очень длительный период существования человечества, когда человек начал выделяться из животного мира, постепенно накапливал опыт изготовления и использования орудий труда. Эти орудия первоначально были очень примитивными: ручные рубила из кремня, разнообразные скребла, палки-копалки, остроконечники и т.д. Постепенно в период позднего палеолита человек научился добывать огонь, что сыграло очень важную роль в его жизни. Огонь стал использоваться для приготовления пищи, отпугивания хищников, а позже - для изготовления первых металлических изделий и глиняной посуды.

Первобытное стадо жило под открытым небом или использовало пещеры. Специальные жилища, которые напоминали собой землянки или полуземлянки появились только в период мезолита. Хозяйство имело присваивающий характер. Люди занимались собирательством или охотой и поэтому полностью зависели от природы. Такой способ хозяйствования не мог обеспечить необходимого количества пищи поэтому все свое свободное время человек тратил на ее поиски. Для этого ему приходилось вести кочевой образ жизни. Поэтому количество населения было невелико, продолжительность жизни не превышала 30 лет.

Важным фактором жизни первобытного человека следует считать необходимость совместного труда для добывания пищи, что в свою очередь требовало от людей общения, взаимопонимания, воспитывало умение жить в коллективе, способствовало преодолению зоологического индивидуализма. На протяжении тысячелетий происходил процесс ограничения биологических инстинктов прачеловека, который сопровождался формированием норм поведения, обязательных для каждого члена первобытного стада. Таким образом, единство материального и духовного факторов в жизни первобытного общества стало характерным для первобытной культуры как синкретичного явления (нерасчлененность,комплексность, слитность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние).

Процесс развития шел очень медленно, поэтому культура первобытного общества считается стабильной. Однако постепенно материальная культура усовершенствовалась (появились специальные орудия труда: резцы, ножи, иголки, топор, лук и стрелы). Постепенно развивалась и духовная культура - появился язык.

Важное место в жизни первобытного общества играло также искусство, которое способствовало передаче опыта и знаний. Первыми рисунками были изображения животных, сцены охоты на них. Наиболее известны рисунки из пещеры Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Капова (Урал).

Среди изображений на стенах пещер палеолитический человек оставил рисунки коней, диких быков, носорогов, бизонов, львов, медведей, мамонтов. Этих зверей рисовали, кроме того, на них охотились, видели в них основной источник своего существования, а также их боялись как своих потенциальных врагов. В большинстве случаев рисунки покрыты дырками и царапинами от стрел, что подтверждает взгляд на наскальную живопись, как на составную часть магических ритуалов первобытных людей.

Постепенно человек все больше покорял природу. Поэтому в изобразительном искусстве и фольклоре человек постепенно стал занимать центральное место, становясь главным предметом изображения.

Одним из первых свидетельств внимания первобытного человека к себе, к проблемам своего происхождения можно считать "палеолитические Венеры". Так археологи назвали многочисленные женские скульптуры из камня, кости или глины, которые находили в разных концах Европы и Азии. В этих фигурках подчеркивались особенности женской анатомии. Их связывают с культом матери – прародительницы.

Некоторые исследователи допускают, что первобытные люди не понимали связи между половыми отношениями и появлением детей. Поэтому появление новорожденного воспринимали как проявление высшей силы. А тот факт, что эта сила действовала через женщин, давала им преимущества в обществе, что и привело к появлению матриархата. Не исключено, что в условиях первобытного стада, где брак имел полигамный характер, происхождение и родство устанавливалось по материнской линии. Поэтому скульптурное изображение женщин могло быть связано с культом общей матери всего рода.

Одним из наивысших достижений первобытного общества считают эволюцию от первобытного стада к созданию семьи и родовой общины. Как происходила эта эволюция трудно сказать. Лишь известно, что происходила она много тысяч лет и завершилась в период позднего палеолита. На смену первобытному стаду приходит род – объединение кровных родственников. Этот процесс происходил параллельно формированию человека современного типа. 40 – 25 тыс. лет назад формируется новый тип человека – homo sapiens (человек разумный). Важнейшей предпосылкой формирования человека современного типа стало регулирование родом брачных отношений, запрещение смешения крови близких родственников.

Большое значение в сохранении коллективного опыта предков имели мифы. Они являлись формой отображения действительности, не подвергались сомнению и не проверялись. Они содержали в себе сведения о происхождении мира, человека, живой природы, отношениях между членами сообщества. Часто содержали и фантастические версии действительности. Мифология – это система сказаний, передающих представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о месте человека в окружающем мире.

Миф стал краеугольным камнем не только науки и искусства, но и религии. Религиозные взгляды людей стали возникать уже на относительно зрелом этапе развития первобытного общества, когда появилась необходимость в абстрактном мышлении.

Ранние формы религии - тотемизм, анимизм, фетишизм и магия. В первобытном обществе они не создавали единой системы.

I . Тотемизм - вера в существование родственных отношений между человеком, животными и растениями.

II . Фетишизм - вера в сверхъестественные возможности отдельных предметов (наиболее распространенная форма - ношение амулетов)

III . Магия - вера в то, что определенным образом можно влиять на людей, животных, природу и т.д.

IV . Анимизм - вера в общую одухотворенность природы (анима - душа), вера в духов. Возникают представления о бессмертии души и ее существовании отдельно от тела

Большую роль в организации первобытного общества, в деле преодоления животного, зоологического начала в поведении человека сыграли разнообразные табу - запреты. Нарушение запретов сурово наказывалось. Однако кары ожидали в первую очередь не от людей, а от высших, тайных сил в виде мгновенной смерти, тяжелой болезни или чего-либо ужасного. Система табу у разных народов сложна и своеобразна, но главными следует считать два запрета:

    Одно из первых табу касалось инцеста - брак с близкими родственниками. Появление этого табу связывают с эпохой мезолита, когда начал происходить переход к оседлому образу жизни.

    Другим важным табу являлось запрещение каннибализма (людоедства). Этот запрет не носил такого последовательного и абсолютного характера как первый. Каннибализм еще в недавнем прошлом встречался у отдельных племен.

С развитием человечества и усложнением знаний и производственных процессов, усложняются и обряды. Одним из важнейших из них был обряд инициации - посвящение юношей в полноправных взрослых. Это был обряд испытания юноши на физическую силу, выносливость, умение терпеть боль, подолгу обходиться без пищи.

Наибольшего развития первобытная культура достигает в эпоху неолита, когда происходит "неолитическая революци". Этим термином принято обозначать переход человечества от присваивающего к производящей форме хозяйства. Этот процесс растянулся на тысячелетия. Его первые признаки замечены еще в эпоху позднего палеолита (15 тыс. лет назад).

С переходом людей к продуктивному производству, меняется и культурный мир. Усложняются и становятся более эффективными орудия труда, увеличивается количество посуды, дальнейшее развитие получают знания в области строительства, усовершенствуется технология обработки дерева, шкур животных. Актуальной становится проблема сохранения пищи, совершенствуется процесс передачи знаний. Появляются предпосылки для зарождения и развития письменности: увеличивается объем информации, усложняется её характер.

Одним из наиболее важных культурных последствий "неолитической революции"становится быстрое увеличение населения. Земледельческие и скотоводческие племена начали быстро увеличиваться и активно заселять соседние территории. В этих условиях отдельные кочевые группы либо ассимилировались, либо вытеснялись в менее пригодные для жизни условия. Родовая община начинает переживать кризисные явления. На смену родовой постепенно приходит соседская община. Возникают племена и союзы племен.

Несмотря на заметную зависимость от стихийных сил природы, первобытное общество все же шло по пути от незнания к знанию, по пути все возрастающего овладения силами природы. Уже в эпоху палеолита было положено начало астрономии, математики, календаря. Солнце, Луна и звезды выполняли функции компаса и часов.

Архаическая культура - самый длительный, загадочный и сложный для нашего понимания период развития культуры. Время уничтожило и закрыло плотной пеленой многие следы человеческого прошлого. И все же факты свидетельствуют, что это тысячелетия не примитивного, полудикого существования, а грандиозной, напряженной духовной работы. Здесь закладывались основы общечеловеческой культуры, формировался духовный потенциал, который возвестил о появлении качественно иного существа на Земле. Тут впервые вспыхивает свет эстетического сознания.

Таким образом, культурные достижения первобытной эпохи послужили основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Первобытная культура

Теория, объясняющая происхождение культуры в человеческом обществе, называется теорией антропосоциокультурогене за . В современной науке существует несколько конкурирующих теорий происхождения культуры. Отсутствие единой теории антропосоциокультурогенеза не мешает нам рассмотреть некоторые важнейшие моменты далекого прошлого в истории человечества Согласно данным археологии, наиболее вероятной родиной всех людей была Африка, ее юго-восточные районы. Но нельзя полностью исключить другие возможности. Например, есть предположение об очаге антропогенеза в предгорьях северной Индии.

Процесс антропогенеза (формирования homo sapiens — современного вида людей) начался около 3 — 3,5 млн. лет назад . Самые древние палеоантропологические находки обнаружены в XX в. в юго-восточной Африке (олдовайские раскопки). Стоянки первобытных людей найдены во многих районах земли. Это означает, что на протяжении сотен тысяч лет наши предки расселялись и осваивали все новые и новые климатические и географические зоны: вначале тропики и субтропики, предгорные районы, затем умеренный пояс, наконец, местности отдаленные и с более суровым климатом (так называемое «кружевное расселение»). Более миллиона лет назад древнейшие люди через Кавказ прошли в Европу, позднее, через сотни тысяч лет новые людские потоки шли сюда через Балканы. Около 20 тысяч лет назад из Азии люди впервые попали на американский континент. Затем через 10 тысяч лет туда прошла вторая волна заселения. Австралия осваивалась также несколькими заходами, переселенцами из юго-восточной Азии.

Расширение обжитого мира (ойкумены ) способствовало возникновению и закреплению расовых отличий между первобытными людьми. Расселение часто сопровождалось длительной изоляцией больших групп людей, что приводило к появлению региональных расовых и культурных различий. Ведь в новой природной среде менялся характер пищи. Люди сталкивались с незнакомыми природными явлениями и материалами и осваивали их. Так сформировались первые своеобразные очаги первобытной культуры : в африканско-средиземноморском, сибирско-китайском и европейском регионах.

Кроме того, зарождающееся человечество пережило периоды похолодания, засух (это сопровождалось значительным снижением биопродуктивности окружающей среды), повышенной влажности. С экологической точки зрения, человеческий род превосходит всех других близких ему животных в умении приспосабливаться к разнообразным условиям жизни. Главным средством такого приспособления стал труд, орудийная деятельность, возникшая около 2,5 млн. лет назад .

Первыми природными материалами, подвергшимися искусственной обработке , стали кость, камень, дерево, шкуры животных, мягкие и гибкие части растений. Исходные производственные занятия наших предков — собирательство, охота, рыболовство, создание домашней утвари. Наряду с этим развивается сфера непроизводственных отношений, досуг, общение, в рамках которого возникают обряды, игры, обычаи, регулируются брачно-семейные отношения.

Во всех этих занятиях формируются первичные знаковые системы (речь, средства счета, натуральная изобразительная деятельность, ритмичные коллективные действа и др.), основное предназначение которых состоит в укреплении единства данного сообщества людей. Древность вербального языка сравнима с нижнепалеолитическим искусством — более 700 млн. лет. Возраст праязыка современного человека и, соответственно, развитой непроизводственной сферы первобытной культуры составляет не менее 200 тысяч лет.

В нарождающейся культуре можно заметить элементы творчества . Происходит накопление позитивных знаний. Это, например, ориентирование на местности по приметам, по звездам, по солнцу, включение в рацион питания новых растений и животных, набор нового материала для орудийной деятельности, преодоление животного страха перед огнем, а затем умение добывать огонь и использовать его. Активная сторона культуры проявляется в желании людей подчинить себе мир, сделать его родственным себе: так рождается первобытная , прогностика (гадания, знамения), практическая магия.

Реальная культурная сила деятельности человека на ранних стадиях истории еще очень невелика, однако ее творения лежат в основе современной цивилизации.

Периодизация первобытной культуры

Эпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества, и согласно археологической периодизации (по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружия) включает в себя следующие основные этапы развития:

Каменный век (40 тыс. лет - 4 тыс. лет до н. э.);

Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.);

Железный век (1-ое тыс. до н. э.).

Ниже кратко рассмотрим каждый из периодов развития культуры первобытной эпохи.

Каменный век (палеолит, мезолит, неолит) характеризуется примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, наскальной живописью, рельефами и круглой пластикой Охота и собирательство, как образ жизни палеолита к 12-8 тыс. до н. э. сменяются разведением домашнего скота, оседлым образом жизни, появлением лука и стрел (мезолит). В период с 9-4 тыс. до н. э. в жизни первобытного общества утверждается скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки камня.

Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.) отделил ремесло от земледелия и привел к созданию первых классовых государств.

Железный век (1-ое тыс. до н. э.) ускорил неоднородное развитие мировой культуры.

Периодизация первобытной истории проводится по различным основаниям. В соответствии с формами социальной организации различают:

  1. праобщину;
  2. раннеродовую общину;
  3. позднеродовую общину;
  4. соседскую общину.

На этих стадиях доминируют кровнородственные связи и естественное разделение труда . В зависимости от характера пищевой базы, родство и общинная власть определяются либо по женской линии (обильная и легко доступная пища преимущественно растительного происхождения; матриархат), либо по мужской (добыча пищи зависит от сезонных факторов; патриархат). Семейно-брачные отношения проходят сложную эволюцию, содержанием которой является усиление культурных и ослабление биологических факторов (запрет на близкородственные брачные связи, установление межродового брачного партнерства и т.п.).

Хозяйственное развитие первобытного общества проходит такие этапы:

  • потребляющее хозяйство;
  • неолитическая революция;
  • производящее хозяйство.

Хронологическая периодизация первобытной истории довольно приблизительна. Наиболее длительное время просуществовала первобытная община — от 1,5 млн. лет до 100 — 40 тысяч лет назад. Это эпоха нижнего и среднего палеолита. Господствовало присваивающее (потребляющее) хозяйство: основными занятиями были собирательство, охота, позже — рыболовство. Обработка камня очень примитивна (около 10 операций).

Первобытная община господствовала от 100 — 40 тыс. лет до 10 — 5 тыс. лет назад (исключая изолированно существовавшие общины, сохранившие остатки родового строя вплоть до наших дней), начиная с верхнего палеолита, в мезолитическую эпоху и вплоть до раннего неолита. Это время расцвета первобытной куль туры . Изготовление разнообразных каменных орудий требует большого числа операций (до 300). Степень совершенства этих орудий велика. Так, ножами из обсидиана первобытные люди, возможно, делали хирургические операции. В этот период происходит постепенный переход от собирательства к земледелию, прежде всего в тех местах, где произрастали злаковые растения. Некоторые животные (козы, овцы, собаки, лошади, свиньи, быки, коровы) одомашниваются. Значительные культурные последствия имело освоение верховой езды, изобретенной в степях восточной Европы.

Древние люди изобрели первые культурные материалы — керамику, пряжу и ткань. Появились средства передвижения — челны, сани, лыжи, а с изобретением колеса — повозки.

Особое значение в истории первобытной культуры имела неолитическая революция — длительный исторический период, оз­наменовавший переход от присваивающего к производящему хозяйству. Земледелие вызвало колоссальные изменения в жизни людей: улучшается обеспеченность пищей, которая может долго храниться; ритм и объем сельскохозяйственных работ изменяют общественную организацию, возникает социальное разделение труда. Растет численность населения, появляются городища — большие поселения, стабильно существовавшие в течение многих столетий. Накопление знаний о растениях сопровождается изобретением агротехнических приемов и сельскохозяйственных орудий, фактически проводится искусственная селекция в животноводстве.

Центрами возникновения земледелия являются Передняя Азия, долина реки Хуанхэ, Юго-Восточная Азия, Срединная Америка (Месоамерика). Поскольку земледелие возникает не везде, а в разных местах и в разное время, постольку неолитическая революция стала мощным фактором неравномерности культурного развития регионов.

Последний период первобытной культуры — разложение родовой и возникновение протокрестьянской, или соседской общи ны . Хронологическая граница этого периода — от 10-5 тыс. лет тому назад. По археологическим признакам это время позднего неолита, для которого характерно расширение зоны земледелия и переход к использованию металла, прежде всего в тех местах, где имелись рудные месторождения (Передняя Азия). В наиболее развитых районах формируется основа первых архаических цивилизации.

Основные черты первобытной культуры.
Особенности первобытной духовной культуры

Возникновение духовной стороны культуры относится к эпохе палеолита . Наиболее древние, хотя и чрезвычайно редкие свидетельства тому — захоронения неандертальцев в эпоху ашелль (более 700 тысяч лет назад). По отдельным предметам, найденным в погребениях, можно сделать предположение о зарождении культовых представлений, зачатков первобытной мифологии и позитивных знаний. Есть археологические находки, свидетельствующие, что природные объекты используются для натуральной изобразительной деятельности, в которой исследователи видят прообраз искусства.

Для первобытной культуры характерны медленные темпы изменений, средств и целей деятельности . Все в ней ориентировано на повторение некогда сложившегося образа жизни, обычаев и традиций. В ней господствуют сакральные (священные), канонизированные представления в сознании человека.

Наиболее существенной особенностью первобытной истории является то, что зарождающееся сознание еще полностью погружено в материальную жизнь . Речь привязана к конкретным вещам, событиям и переживаниям. Преобладает образно-чувственное восприятие реальности. Мышление и воля возникают в ходе непосредственного действия индивидов. Зарождающаяся духовность не расчленена на отдельные виды. Эта черта культуры называется синкретизмом и характеризует ее неразвитое состояние.

Главная черта первобытной культуры — синкретизм (соединение), то есть нерасчлененность ее форм, слитность человека и природы . Деятельность и со знание первобытных людей отождествляется со всем, что они видят вокруг себя: с растениями, с животными с солнцем и звездами, с водоемами и горами. Эта связь проявляется в художественно-образном познании мира, в его религиозно-мифологическом толковании.

Вторая отличительная черта первобытной культуры - ее бесписьменность .

Этим объясняются медленные темпы накопления информации а также замедленное социальное и культурное развитие. Синкретизм, то есть нерасчлененность, имел свои корни в производственной деятельности первобытных людей: охота и собирательство были унаследованы человеком от животных способов потребления природы, а изготовление орудий труда явилось сродни созидательной деятельности человека отсутствующей в природе.

Итак, первобытный человек, вначале по природе своей собиратель и охотник и только значительно позже скотовод и земледелец .

Постепенно складывались элементы духовной культуры . Это:

Первоэлементы морали;

Мифологическое мировосприятие;

Ранние формы религии;

Ритуальные обрядовые действа и начальное пластическое изобразительное искусство.

Главным условием начала культурного процесса, явился язык . Речь открыла путь к самоопределению и самовыражению человека, сформировала устное вербальное общение . Это дало возможность опираться не только на коллективный строй мысли, но и иметь собственное мнение и размышления по поводу отдельных событий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям. Эти имена становятся символами . Постепенно предмет, животные, растения, да и сам человек получают свое, обозначенное словом место в действительности и формируют тем самым общую картину культуры древнего мира.

Первобытное сознание является также, по преимуществу, коллективным. Ради сохранения и выживания рода все духовные проявления должны жестко подчиняться общим требованиям, которые отличаются стабильностью. Первыми культурными регулятором поведения людей выступает культура табу , то есть запрета половых связей и убийств членов своей группы, которые осознаются, как кровные родственники. С помощью табу регулируется распределение пищи, охраняется неприкосновенность вождя. На основе табу позднее формируются понятия нравственности и законности.

Слово табу переводится, как запрет , а сам процесс табуирования возникает вместе с тотемизмом , т. е. верой в кровнородственную связь между родом и священным растением или животным. Первобытные люди признавали зависимость от этого животного или растения, поклонялись ему.

На ранней стадии первобытного общества язык и речь были еще очень примитивными. В это время главным коммуникационным каналом культуры являлась трудовая деятельность .Передача информации касательно трудовых операций происходила в невербальной форме без слов. Основными средствами обучения и общения стали показ и подражание . Определенные эффективные и полезные действия становились образцовыми и затем копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в утвержденный ритуал.

Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались сознанию, постольку ритуалами становились и многие практически бесполезные действия Вся жизнь первобытного человека состояла из выполнения множества ритуальных процедур. Значительная часть из них не поддавалась рациональному объяснению, имела магический характер. Но для древнего человека магические ритуалы приставлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Особой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.

Другим средством укрепления социального единения первобытных людей служило нарождающееся искусство . Среди ученых нет единого мнения о конкретных причинах возникновения искусства и изменений в нем. Считается, что оно выполняло функцию коллективного обучения промысловым, хозяйственным и иным полезным действиям (имитация охоты на зверя в танце, например). Помимо этого искусство давало предметную форму мифологическим представлениям, а также позволяло фиксировать в знаках позитивные знания (первичный счет, календарь). Образцы первобытного «звериного стиля» поражают своим реализмом.

На протяжении сотен тысяч лет искусство помогало людям освоить окружающий мир в образно-символической форме. Практически все виды художественного творчества — музыка, живопись, скульптура, графика, танец, театрализованное действие, прикладные искусства — зародились в первобытной культуре.

Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами . Они были невербальными «текстами» его культуры. Знание их определяло степень владения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самосознание развивалось слабо и практически полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог не выполнять ритуальных требований. Невозможным для него было и нарушать запреты - табу, которые охраняли жизненно важные устои коллективной жизни (распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.).

Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

С развитием языка и речи формируется новый информационный канал - . Развивается мышление и индивидуальное сознание. Индивид перестает отождествляться с коллективом, у него появляется возможность высказывать различные мнения и предположения по поводу событий, действий, планов и т. д., хотя самостоятельность мышления еще долгое время остается очень ограниченной.

На данном этапе духовным основанием первобытной культуры становится . Мифы объясняют все, несмотря на малость реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают, как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляет взгляды сообщества на окружающую действительность, и, вместе с тем отделяет его от «чужаков».

В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти . В слитном недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей , которые выделятся из нее на последующих ступенях развития, - религии, философии науки. Переход от первобытного общества к более высоким ступеням общественного развития, к более развитым типам культуры в разных регионах Земли происходил по-разному.

Первоначальные формы религии

Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной культуры . Перечислим их:

Тотемизм - (totem - «его род») - поклонение рода, племени животному, растению или предмету, который считается предком рода. В эпоху палеолита еще отсутствует поклонение тотемному объекту. Его просят о помощи, его ублажают подарками; охота на него, употребление в пищу, называние его «настоящего» имени табуированы (запрещены). Однако если тотем «не справлялся» со своими обязанностями, его наказывали. Тотемизм, таким образом, выступает одним из культурных средств организации среды обитания человека.

Анимизм - (anima - «душа») - вера в существование духов, в наличие души у людей, животных, растений. Все окружающее люди воспринимали, как подобное себе — то есть как способное к движению, активности, ответному действию. Любой предмет, таким образом, мог быть дружественным или враждебным по отношению к человеку. В анимизме отражалась наблюдательность людей, интуитивное ощущение могущества законов природы. В борьбе за выживание рода эти свойства были крайне необходимы.

Ф етишизм (от португальского слова, обозначавшего талисман, амулен) - приписывание сверхъестественных свойств неодушевленным предметам, будь то камень необычной формы, клык зверя или «священное» копье. Фетиши — это культурные, знаковые объекты, главным предназначением которых является компенсация слабости первобытного человека перед силами природы.

Магия - вера в действительность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.). Магия (в греческом языке — колдовство) являлась максимальным выражением силы и, одновременно, слабости первобытной духовности. В ней мы находим сложный сплав позитивных знаний, умений, многие из которых утеряны современным человеком, и иллюзорных средств воздействия на действительность. В соответствии с целями воздействия различают магию промысловую, военную, лечебную, любовную, вредоносную. В своих истоках магия была достоянием всех членов родового коллектива, но позже она специализируется, ее носителями становятся старейшины или знатоки-профессионалы (шаманы). В магии очевиден творческий, преобразующий характер культуры.

Первобытные верования нуждались в коллективных действенных выражениях — культах . Наиболее древними являлись культы солнца, огня, промыслового зверя, погребальный культ. В эпоху расцвета родовой общины особое значение принимает материнско-родовой культ (культ предков, культ плодородия). Неолитическая революция порождает земледельческие культы, а также трансформирует все первобытные верования, постепенно вытесняя из них зооморфные, «звериные» элементы.

Таким образом, в первобытном обществе складываются предпосылки для формирования всех форм духовности. Их возникновение оправдано социальной необходимостью. Вместе с тем, существует большое количество фактов, культурный смысл которых до сих пор не разгадан. Это, например, предназначение и технология мегалитических сооружений, типа Стоунхэнджа в Англии, смысл некоторых наскальных рисунков, происхождение астрономических знаний у дагонов в Африке и аборигенов Австралии. Возможно, тайны первобытной культуры еще пригодятся человечеству.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, - 170 с.

Которая зародилась с человеком разумным, считается одним из древнейших периодов истории. Все народы нашей планеты прошли эту ступень исторического развития, формируя истоки последующих достижений человечества (как духовных, так и материальных). Именно в это время появились первые индивиды и первые государства, но следует отметить, что жизнь первобытных людей так и не стала полностью изученным фактом.

Исследование первобытной культуры было осложнено недостаточной базой археологических данных и отсутствием письменных источников. Учитывая этот факт, различные науки были вынуждены прибегнуть к реконструкции определенных эпизодов истории этого периода. Чаще всего внимание акцентировалось на племенах Австралии, Океании, Африки, поскольку именно они считались «застрявшими» на начальных ступенях развития человечества.

Первые орудия из камня, которые нашли археологи, были изготовлены больше двух миллионов лет назад. Заметьте, что наша эра от длится немного больше 2 тысяч лет, а этот факт дает право утверждать, что практически 99% своей истории человечество прожило в первобытном обществе.

Культура первобытного общества имеет свою специфику, которая определяется несколькими доказанными фактами. Во-первых, ей присуща примитивность ведения хозяйства и самые простые орудия труда. Во-вторых, этот период характеризуется полным отсутствием самых элементарных научных знаний, но познания в области природных явлений были превосходными, хотя постигались лишь на интуитивном уровне. В-третьих, культура первобытного общества уникальна тем, что интеллект людей, которые жили в этот период, не уступал нашему. Благодаря этому им принадлежат важнейшие изобретения, без которых многие ученые уже и не представляют дальнейшее развитие идет о построении жилья, искусстве овладения огнём, приручении животных).

Особого внимания заслуживает синкретизм первобытной культуры, который является важнейшей особенностью рассматриваемого периода. Это значит, что в не было специалистов, поскольку не было никакой специализации, идущей от социума. Каждый представитель первобытного рода должен был владеть базовыми знаниями, которые позволяли бы выполнять все необходимые виды деятельности. Мировосприятие и человеческое сознание были недифференцированными. Каждый первобытный индивид считал себя частью природы (в то время никто даже не задумывался о том, чтобы отнести себя к отдельному классу). Следует отметить и то, что именно на синкретизме базируются первые попытки объяснить мир. В основе подобных теорий находятся уподобления и мышление по аналогии.

Культура первобытного общества имела еще одну особенность: в то время люди (все без исключения) верили, что многие деревья, реки, горы и камни одушевлены, поэтому могут влиять на различные события в мире. Вскоре совокупность магии и первобытного синкретизма приводит к зарождению изобразительной деятельности, которая порождает целое искусство.

Внимания заслуживает и система классификации первобытной культуры. К сожалению, на сегодняшний день нет единой схемы деления, но наиболее разработанной и популярной считается археологическая периодизация. В ее основе лежат изготовленные человеком различные орудия труда, а также все используемые материалы. Руководствуясь этим принципом деления, первобытнообщинный строй разбивают на три века: каменный, бронзовый и железный. Самым длительным периодом истории человечества считается который, в свою очередь, делится на три эпохи: палеолит, мезолит и неолит.

Существуют три основные гипотезы, объясняющие возникновение жизни и культуры на Земле. Это, во-первых, креационная теория о сотворении Богом мира и всего живого, как, например, описано в первой книге Библии. Вторая гипотеза - эволюционная теория Ч. Дарвина. Поскольку в подтверждение этой гипотезы не удалось привести недостающие промежуточные звенья между обезьяной и человеком, а также между другими видами, то она - такой же объект веры, как и остальные. Третья гипотеза - о внеземном возникновении жизни. Будь то занесение внеземного белка при посредничестве космических странниц-комет или посещение Земли инопланетянами, которые заселили ее всеми видами жизни. К этой же группе можно отнести версию X. Аргуэльеса о галактическом эксперименте, при котором галактический центр Хунаб-Ку с помощью энергетического луча резонансным путем вызвал самозарождение жизни на планете Земля, послав на нее формулу ДНК человека. Так или иначе, человек оказался в ситуации, которую Э. Фромм обозначил как - «человек выпал из среды». Дело в том, что все животные гармонично вписаны в среду. Программа их инстинктов позволяет успешно осуществлять все жизненные функции и воспроизводить себя (исключения из общего правила связаны с глобальными изменениями условий среды, что вызывает вымирание видов, которые не могут приспособиться к новым условиям). Человек же оказался без достаточной для него программы инстинктов, но у него имеются более развитые, чем у животных, адаптивные способности, помогающие приспосабливаться к изменениям среды. Для наглядности приведем пример. Биологи провели эксперимент: бросили проволочки в паутины 100 пауков и разрушили их. Девяносто шесть пауков покинули разорванные паутины и ушли строить новые на новом месте. Только четыре паука залатали дыры и остались на месте. Человек в подобной ситуации вел бы себя противоположным образом. Вероятно, лишь четыре человека из 100 бросили бы насиженные места и ушли искать счастья на чужбине, остальные принялись бы восстанавливать разрушенный дом.

Основные этапы истории первобытного общества. Л. Морган подразделял первобытную историю на присваивающую и производящую. Или, по словам О.М. Фрейденберг, «ранняя человеческая история делится на две крупные фазы - на дородовую и родовую. Это с точки зрения общественной структуры. Материально это собирательство и охота в первом периоде, земледелие и скотоводство - во втором. Сейчас можно прибавить и стадии мировосприятия. В дородовом периоде действует система тотемизма, в родовом - земледельческая мифология... Делению на дородовой и родовой крупные периоды будет соответствовать деление на две мифотворческие эпохи - зооморфную и аграрную» . В археологии принято делить первобытную историю на следующие основные эпохи:

  • - палеолит (древнекаменный век) - 35-10 тыс. лет до н.э.;
  • - мезолит (среднекаменный век) - 10 - 6 тыс. лет до н.э.;
  • - неолит (новокаменный век) - 6 - 2 тыс. лет до н.э.;
  • - эпоха бронзы - 2-1 тыс. лет до н.э.

Возникновение первобытного общества, как полагают современные ученые, проходило следующие основные этапы:

  • а) праобщина (первобытное прачеловеческое стадо), существовавшая в эпоху нижнего палеолита - начала среднего палеолита;
  • б) раннепервобытная (раннеродовая) община, существовавшая в эпоху от конца среднего до верхнего палеолита, вплоть до начала неолита;
  • в) позднепервобытная (позднеродовая) община, эпоха конца мезолита - начала неолита;
  • г) первобытная соседская (протокрестьянская) община, существовавшая в эпоху верхнего неолита - раннего металла . От ар- хантропа до палеоантропа развитие человека имело преимущественно биологический характер. В эпоху среднего палеолита в связи с периодами похолодания образ жизни человека в немалой степени изменился. Палеоантроп стал заниматься охотой на крупных животных, жил в пещерах, пользовался огнем, проживал в групповом браке. Если у питекантропа признаков асимметрии полушарий головного мозга выявить не удалось, то у неандертальца (палеоантропа) при исследовании черепа были обнаружены следы развития центров Вернике-Брока (речевых центров).

В палеолитическую эпоху начинается изобразительная деятельность человека. В пещере Ла-Ферраси во Франции обнаружены оттиски человеческой руки и рисунки типа «макароны», проведенные по влажной глинистой поверхности пальцами руки (знаки освоения и присвоения). Расцвет наскальной изобразительной деятельности приходится на период верхнего палеолита (20- 10 тыс. лет до н.э.), памятники этого периода находятся в пещерах Альта- мира, Фон-де-Гом, Лимейль (Франция). Развивается резьба по кости, камню, дереву. В фигурах человека («Венера из Виллендор- фа») заметна гипертрофия женских признаков - отражение матриархального комплекса.

С неандертальцем связывают начало социализации человека. Именно в эту эпоху (среднего палеолита) уходит своими корнями мифологическое сознание, хотя предпосылки его закладывались и раньше. Начало формирования мышления, воли и языка относится к питекантропу . Начиная с неоантропа акцент изменений сместился на социальные, биологически человек эволюционировал уже незначительно.

Итак, становление человека произошло, если верить археологам, в эпоху верхнего палеолита. Среди условий и факторов этого процесса важнейшими являются: разрушение привычной среды обитания, возобновление необходимости приспособления к новой среде, изменчивость среды - они обогащали опыт освоения мира.

В эпоху мезолита продолжается существование присваивающей экономики: охоты, рыболовства, собирательства. В изобразительной деятельности начинается схематизация и сюжетное построение, на рисунках появляется человек.

В неолитическую эпоху углубляется разделение и специализация труда, появляется производящая экономика: земледелие, скотоводство, гончарное производство. Начинается переход от матриархата к патриархату. В изобразительной деятельности схематизм и символизация переходят в орнамент.

Наконец, в эпоху бронзы происходит утверждение патриархата и возникновение ранних рабовладельческих государств в долине Нила, в Месопотамиии, Китае. Возникают первые обсерватории для наблюдения за движением небесных светил. Один из самых известных памятников этого рода - Стоунхендж в Южной Англии.

Возникновение мифологического сознания. Как верно отмечает В.С. Поликарпов, «ведущими факторами первобытной культуры были пропитание, половая жизнь и самозащита» 1 . Но дело осложняется тем, что человек «выпал из среды». Такой метафорой Э. Фромм обозначал осознание себя и своего отличия от мира. Следствием этого стала свобода. Но здесь пока еще «несвободная» свобода, свобода губительных инстинктов (смерть Авеля). Природа в человеке вырвалась на волю. В животном мире свободы нет, там лишь целесообразные инстинкты. Свобода есть лишь в духе. Обретя сознание, человек обрел свободу, но свободу поначалу неразумную, слепую. Вырвавшийся из клетки необходимостей человек - еще не вполне человек. Б.Ф. Поршнев подчеркивал, что в «докультурный» период становления человека важнейшим фактором было возникновение и развитие торможения реакций, управление ими. 3. Фрейд акцентировал внимание на обуздании сексуальных инстинктов, К.Г. Юнг и Э. Фромм придавали большее значение проблеме недопущения убийства себе подобных и источникам агрессивности.

Таким образом, изначальная функция культуры - обуздание природы, обуздание «чужого» в «своем». Другой метафорой этого события («выпадения из среды») является «сотворение мира».

Типичные космогонические мифы представляют возникновение мира из яйца, сотворение его из тела великана, создание его из комочка земли, добытого водоплавающей птицей со дна океана или после отступления вод Всемирного потопа. Особенно интересны первые две версии, которые можно рассматривать по аналогии с рождением человека и последовательным освоением мира взрослых («великанов») глазами маленького человека, ребенка.

Итак, мир создается человеком в своем сознании; создание, сотворение мира происходит изначально в воображении как результат освоения мира, окружающей среды (познания и оценки, осмысления и ценностного самоопределения). Сотворив мир в сознании, воображении, т.е. создав ценностную картину мира, человек потом пытается ее опредметить, объективировать, воплотить во внешней среде. Он хочет создать пригодную для себя среду «по образу и подобию своему». Откуда же берет он образец для пересотворения мира? В предшествующем рождению опыте внутриутробного существования, в котором закладываются априорные основы его аксиологики (С. Гроф).

Большинство исследователей мифологии полагают, что «первоначально мифы возникали в нерасчлененном единстве с обрядовыми действиями. Реализуя свои чаяния и ожидания в обряде, члены первобытной общины как бы коллективно творили миф, выдавая желаемое за действительное. При этом первобытный миф не выдумывался, а скорее «выплясывался» . Однако существует точка зрения, отрицающая прямую связь обряда и мифа на том основании, что есть мифы, связь которых с обрядом «неправдоподобна», или обряды, не находящие своего отражения в мифах . Действительно, попытки понять возникновение мифа в связи с обрядом малоплодотворны, ибо начинают с осмысления поздних этапов процесса развития мифологического сознания. Вначале были совсем другие проблемы. Для чего же создается миф?

«Выпав из среды», человек стремился вновь вписаться в среду, подражая имеющимся у него перед глазами образцам, это в первую очередь крупные животные: медведь, волк, бизон, тигр, лев. Он избирал одного из них в качестве образца самоидентификации. В процессе освоения среды этот образец-тотем был осознан как символ единства «своего» мира.

Но что такое «свой» мир, что такое «освоение»? Рассмотрим две пары понятий: «присвоение - отчуждение» и «освоение - очуж- дение». Например, вы находите на улице карандаш, оброненный кем-то. Если рядом никого нет, кто мог бы быть хозяином этого карандаша, кому можно его вернуть, вы можете взять карандаш и присвоить. Процесс присвоения имеет материально-предметный смысл и относительно завершенный характер. Но если хозяин карандаша увидит его у вас и предъявит на него права, он произведет отчуждение, заберет карандаш. Опять процесс будет материально-предметным и относительно завершенным. Иначе дело обстоит с освоением. Здесь объекты освоения становятся «своими» лишь в познавательно-ценностном смысле. Мы их узнаем, знакомимся с ними, с их свойствами, определяем их ценностный потенциал, возможность использования для удовлетворения человеческих потребностей и включаем в ценностную картину мира. Соответственно очуждение имеет смысл психологически-духовного удаления от освоенного объекта в случае, если возникло предположение о его враждебном отношении к нам.

Подобным же образом осваивается мир животными. Так, кошка входит в новую квартиру, обнюхивает все утлы и занимает самое удобное, теплое и уютное место. Теперь пусть попробует чужая кошка войти на ее территорию! Освоение и охрана освоенной территории необходимы для гарантий безопасного обитания и пропитания. Занятая территория маркируется следами, выделениями, голосом, внешними видом (угрожающими позами). Человек сверх этого устанавливает межевые камни, столбы, делает зарубки на деревьях.

Освоение мира происходит в соответствии с бинарным архетипом в сознании человека, которое предлагает удобную схему различения и противопоставления «своего» и «чужого» . Оно начинается с освоения пространства, территории, хотя, если быть точным, оно осваивается сначала зрительно днем, затем осмысливается мифологически ночью. Пространство получает аксиологическую интерпретацию и дифференциацию: максимальную позитивную ценность получают центр мира и верх, позднее - восток и юг; негативную - «заграничный» (за границей «своего»), «чужой» мир, с его центром «абсолютного зла», а также низ, затем север и запад (как символы холода и заката солнца). Время осознается и осваивается позже пространства вслед за фиксацией ритмов событий жизни природы и человека и также аксиологически организуется: положительно оцениваются начало - утро - рождение - весна и отрицательно - конец - вечер - старость - осень. Осознание и мифологическое освоение времени отражается в создании календарей и связано в первую очередь с наблюдением движения звезд и фаз луны.

Бытие индивида дискретно, бытие рода - континуально. Для поддержания связи с континуальным мифологическим временем

(возникшим как отражение практической континуальности физического, реального времени) появился механизм ритуала (обряда), традиции, имеющий следующие функции: восстановление связи с континуальным временем, которое может ослабевать; возобновление дискретного циклического времени, которое иначе может остановиться; утверждение духовной континуальности рода. Основные способы освоения времени: воспроизводство рода человеческого; измерение времени путем наблюдения природных, сезонно-климатических, звездных, лунных и солнечных циклов, создание календарей; культурное освоение традиций, обычаев и других норм жизни через ритуалы, обряды и праздники.

Что такое «потребность в иллюзиях» ? Многочисленные проблемы жизни первобытного человека вынудили его интуитивно выбирать стратегию выживания между двумя крайностями. Первая заключается в том, чтобы все силы отдать боеготовности к возможным нападениям, но тогда пострадает экономика и культура. Если же, напротив, все силы сосредоточить на экономике, то можно легко стать жертвой первого же агрессора. Оптимальная середина имеет не арифметический характер, но заключается в некоторой недооценке врагов и небольшой переоценке своих сил, что создает уверенность в успехе, оптимистический настрой, требующий необходимых усилий, чтобы держаться на уровне намеченных повышенных рубежей. Этой же цели служит сложившийся позднее эпический фольклор, прославляющий славных предков, внушающий потомкам образцы для самоидентификации.

Другим, не менее важным источником потребности в иллюзиях была память о внутриутробном существовании или, по С. Грофу, о первой «базовой перинатальной матрице», вобравшей в себя опыт внутриутробного существования в гармонии со средой. Спроецированная в будущее, она служит источником надежд и упований на возвращение этой безмятежной и беззаботной вписанности в среду, из которой человек «выпал» .

Таким образом, на основе потребности в идеализированной, завышенной самооценке формируется потребность в надежде, которая является одним из оснований фундамента ценностной картины мира. Надежда противостоит базовой негативной эмоции - страху.

Обычно под страхом понимают эмоциональную реакцию на опасность. Но это не совсем верно. 3. Фрейд заметил, что страх - это эмоция по поводу нашей неготовности к опасности. Если опасность освоена, страх может быть минимальным. В случае неизвестной опасности возникает наиболее сильный страх. К.Г. Юнг называл «мизонеизмом» страх перед новым и неизвестным. Здесь коренятся истоки консерватизма и традиционализма мифологического сознания и первобытной культуры.

В каких же ситуациях человеку труднее всего быть готовым к опасностям? Сравним дневное и ночное существование человека. Днем человек занят практической деятельностью. Визуальное восприятие гарантировало относительную безопасность, потому что врага можно было обнаружить заблаговременно и подготовиться к встрече с ним. Попутно заметим, что днем у человека не было досуга, чтобы подумать. Такое свободное от практической деятельности время появлялось лишь ночью у костра.

Ночью человек не занят практической деятельностью. Это время духовной деятельности. Опасности подстерегают вокруг, к ним человек готов недостаточно. Как преодолеть страх? Кто поможет дожить до рассвета, когда на смену опасному «чужому» миру ночи придет безопасный «свой» дневной мир? Звездно-звериный тотем, символ единства мира, его образ и образец для подражания, первопредок и защитник - к нему в ночной тишине обращены крики-призывы. Именно из этих призывов к тотему рождается «имя», которое А.Ф. Лосев считал зародышем мифа. В этом «имени» - символе надежд на выживание и преодоление всех страхов и опасностей начало той приукрашенной мифологической картины мира, которая получает название мифологии.

Итак, перечислим основные условия и предпосылки возникновения древнего мифологического сознания:

  • - освоение территории, необходимой для безопасного проживания и гарантированного пропитания;
  • - постоянная угроза «чужого» мира и потребность ценностного самоопределения и самоутверждения в «иллюзорной» форме;
  • - эмоциональная доминантность и неустойчивость психики древнего человека;
  • - «ночное сознание», складывающееся из переживаний бодрствования и сновидений;
  • - способность эмоциональной рефлексии (позитивной самооценки) и символического выражения оценок.

Для современного человека мир природы воспринимается как мертвый, безличный и материальный мир, позволяющий любые способы и формы его преобразования. Древний человек относился к миру иначе. В его отношении к миру можно обнаружить три основных этапа:

  • 1) мир есть «я», он отождествлялся с субъектом сознания, человеком и родовой общиной; человек не различал границ своего тела и мира (целостное мифологическое сознание, истоки которого связаны с переживаниями младенца в утробе матери);
  • См.: Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976. С. 17.
  • См.: Уваров М.С. Бинарный архетип. СПб., 1996.
  • См.: Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследованияс помощью ЛСД. М., 1994. С. 104-106.

Ранние стадии развития человеческого общества историки делят на век каменный (2,5 млн. - 4 тыс. лет до н.э.), бронзовый (III-II тысячелетия до н.э.) и железный (I тысячелетие до н.э.).

Каменный век подразделяется на палеолит (2,5 млн. - 10 тыс. лет до н.э.), мезолит (10-6 тыс. лет до н.э.), неолит (6-4 тыс. лет до н.э.) и энеолит (III - нач. II тысячелетия до н.э.). В палеолите выделяют два основных периода - нижний палеолит (2,5 млн. - 40 тыс. лет до н.э.), завершающийся, по данным специалистов, мустьерской эпохой (примерно 90- 40 тыс. лет до н.э.), и верхний палеолит (40-10 тыс. лет до н.э.). За ранним этапом верхнего палеолита следуют периоды: ориньяка (30-19 тыс. лет до н.э.), солютре(19-15 тыс. лет до н.э.), мадлен (15-10 тыс. лет до н.э.).

Уже в эпоху нижнего палеолита возникала орудийная и сигнальная деятельность высших млекопитающих (гоминид). В период 300-40 тыс. лет до н.э. произошел переход от рефлекторно-орудийной деятельности («инстинктивного труда» по терминологии К. Маркса) гоминид к сознательному труду человека. Человек продолжал пользоваться огнем, строил первые жилища. Складывались коллективная (общинная) собственность на добываемые продукты потребления и средства труда и своеобразное «иго коллективности», связанное с полным подчинением индивида роду и жесткой регламентацией всех сторон его жизни. Как отмечал историк Б.Ф. Поршнев («О начале человеческой истории»), исходные формы членораздельной речи и вторая сигнальная система формировались в процессе регулирования социальных отношений на принципах первобытного коммунизма. Первыми компонентами первобытного языка, выделившимися из языкового комплекса, были глаголы, побуждавшие выполнять требования морали выживания в критических условиях («не потребляй сам - отдай матери, детенышу»).

В период верхнего палеолита появилась членораздельная речь как специфически человеческая форма общения. Членораздельная речь взвивалась и дифференцировалась в единстве с формами мышления и искусства. Выделились ряды слов, знаковых обозначений художественных символов для вычленения и типологизации явлений природы, ключевых моментов общественной жизнедеятельности. Возник человек современного типа - homo sapiens («человек разумный»). Шло интенсивное становление изобразительного искусства - скульптуры, рельефа, графики, живописи.

В эпоху мезолита человек приручил собаку, изобрел лук и стрелы, лодку, освоил изготовление корзин, рыболовных сетей.

В эпоху неолита первобытное общество перешло от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) к хозяйству производящего типа (скотоводство, земледелие). Одновременно развивались прядение, ткачество, гончарное производство, появилась домашняя и ритуальная керамика, зародилась торговля.

Обозревая первобытную культуру в целом, можно выделить следующие ее особенности. Первобытная культура - это культура доклассовая, догосударственная, дописъменная. Она долго носила синкретический (нерасчлененный) характер, что являлось следствием примитивности системы потребностей первобытного человека и его деятельности. Сами потребности были не дифференцированы. Трудовые операции, художественная деятельность, магические обряды в первобытном обществе переплетались между собой.

Первобытная культура ориентировалась, прежде всего, на материально-вещественные, утилитарные ценности и конкретно-чувственные формы их репрезентации. В то же время в ней на первый план выдвигались магически значимые, фетишизированные и маркированные тотемными символами компоненты, поскольку считалось, что именно от них в первую очередь зависит выживание рода и племени. Развитие материальной культуры шло по линии доминирования охотничье-кочевого образа жизни (палеолит, мезолит) с переходом к земледельческо-оседлому (неолит). В первобытной картине мира преобладали моменты движения (кинетизм) и мифологического, знаково-символического и спиритуалистического опосредования важных видов коллективной жизнедеятельности (магизм).О многих особенностях первобытной культуры мы можем судить по стилю жизни, формам знаково-символической деятельности так называемых архаических племен, рассеянных в заповедных уголках земли. У них в сфере духовной деятельности (до конца не разъединенной с материальным бытием) до сих пор культивируются древние верования, магия, формы дологического мышления и мифы. К числу наиболее распространенных ранних форм верований первобытных и архаических племен относятся фетишизм, тотемизм, анимизм. Среди древнейших священных поклонений следует выделить погребальный, аграрные, промысловые, эротические, астрально-солярные культы. Наряду с ними появлялись персонализированные культы вождей, племенных богов, тотемных животных и т.п. Центр знакового мира всегда занимал культ предков, которые представлялись самыми главными участниками великой борьбы за выживание и воспринимались как «первичные божества».

Культовые системы сложились на почве магии в эпоху неолита. М. Холлингсворт пишет: «Возникли многочисленные общины с их весьма сложными религиозными обрядами. Раскопки на юге Турции, в Чатал-Гуюке, неоспоримо доказывают, что уже около 6000 г. до н.э. свершались обряды, связанные с культом священного быка (тура), и его рогами украшались места капищ. В разных частях Европы люди поклонялись различным божествам, в честь которых устраивались и разнообразные обряды. Значение тепла и солнечного света для занятий земледелием определило возникновение большого числа общин-солнцепоклонников».

Определим фундаментальные формообразования пралогического мышления и ритуализированного поведения, характеризующие первобытную культуру.

Фетишизм (от порт, feitico - талисман) - вера в сверхъестественные, чудотворные свойства выделенных естественных объектов или искусственно созданных предметов (реже - растений, животных и даже человека), превращение тех и других в протосимволы, тайным и чудесным образом благотворно влияющие на ключевые моменты жизнедеятельности рода и племени.

Примером такого эзотерического протосимвола может служить чуринга австралийских аборигенов. Чуринга - священный предмет у австралийских племен, наделенный, по их представлениям, сверхъестественными свойствами и якобы обеспечивающий благополучие группы или отдельного человека. В книге «Ранние формы искусства» читаем: «Чуринги глубоко почитались австралийцами, с ними ассоциировались души предков и живых членов племени, чуринги были как бы двойниками, вторым телом, на них изображались посредством спиралей, концентрических окружностей и других абстрактных символов деяния мифических героев и тотемических предков, они хранились в тайниках и показывались лишь юношам, достигшим зрелости и прошедшим обряды посвящения, а их утрата рассматривалась как величайшее несчастье для племени. Чуринга - это, по существу, сакральное изображение конкретного человека, изображение не его внешности, а его тотемической сущности. Иного австралийское общество, с его магическим мышлением, еще не знало. Если потереть чурингу жиром или охрой, она превратится в тотемическое животное - другую ипостась человека».

В древний и средневековый периоды в Беларуси культовыми считались священные камни, символизировавшие власть вождей и князей в границах определенных территориальных общностей.

Тотемизм (от «от-отем», слова из языка индейцев-оджибве, означающего «его род») основан на вере человека в существование тотемов, т.е. каких-либо животных, реже - растений, в исключительных случаях - неорганических предметов, явлений природы, считающихся его кровными родственниками (а позднее - предками). У белорусов одним из основных тотемов являлся медведь. Тотем свят, его запрещено убивать и поедать (исключение - влекущие за собой «воскресение» случаи ритуального убийства и поедания), разрушать и вообще наносить ему какой-либо ущерб. Святость тотема символически подкрепляется в магических обрядах жертвоприношения, якобы мистически воздействующих на него и возбуждающих в нем направленные благие действия.

Таинственные перевоплощения тотемов и их сверхъестественные воздействия на живущих, целеполагаемые странствия в земном и сакральном мирах, как правило, сопровождаются разнообразными мифологическими историями.

Проиллюстрируем это на материале мистического опыта австралийских племен, включенного в книгу «Ранние формы искусства». «Тотемические мифы аранда и лоритья строятся почти все по одной схеме: тотемные предки в одиночку или группой возвращаются на свою родину - на север (реже - на запад). Подробно перечисляются пройденные места, поиски пищи, организация стойбищ, встречи в пути. Недалеко от родины, на севере, часто происходит встреча с местными «вечными людьми» того же тотема. Достигнув цели, странствующие герои уходят в нору, пещеру, источник, под землю, превратившись в скалы, деревья, чуринги. Причиной этого часто выставляется усталость. В местах стоянок, и в особенности в месте смерти (точнее, ухода в землю), образуются тотемические центры.

Иногда идет речь о вождях, ведущих за собой группу юношей, только что прошедших обряд инициации - посвящения в полноправные члены племени. Группа по пути производит культовые церемонии с целью размножения своего тотема. Бывает и так, что странствие имеет характер бегства и преследования. Например, большой серый кенгуру бежит от человека того же тотема; человек с помощью ножей убивает животное, но оно воскресает, затем оба превращаются в чуринг...». За «войной тотемов» кроются, по всей видимости, кровавые столкновения племен за места промысла.

Анимизм (от лат. anima - душа) - это вера в существование у человека его «двойника» - души или нескольких душ; кроме того, анимизм предполагает веру в одушевленность различных природных и даже космических объектов. Согласно Древнему славянскому поверью, солнце - это живое, разумно Действующее существо.

Магия (от греч. mageia - колдовство) возникла в зрелом первобытном обществе. Будучи основана на пралогических формах мышления, магия представляет собой не только определенную совокупность фантастических идей и верований, но также выдуманную систему сверхъестественных, чудотворных практических приемов, обеспечивающих иллюзорно-мистическое воздействие на мир с целью полного подчинения человеку жизненно важных природных, социокосмических процессов и универсального управления ими.

О некоторых колдовских приемах первобытных людей рассказывают их произведения искусства: изображение пронзенной копьями фигуры медведя, рисунок быка с вонзившимся в сердце гарпуном и т.п. Здесь перед нами так называемая гомеопатическая, или имитативная, магия, основанная на законе подобия. «Убивая» изображение зверя, первобытный охотник искренне надеялся на то, что это обязательно поможет ему в охоте на реального прототипа. Вторая разновидность первобытной магии - это магия контагиозная, основанная на прямом взаимодействии мага с интересующими его атрибутами.

Таково, согласно Дж. Фрэзеру («Золотая ветвь»), основное деление симпатической магии. Цели магических действий разнообразны: позитивные (с благожелательными намерениями, например, оказать помощь ближним), предохранительные и негативные (деструктивные, разрушительные, с целью поразить врагов оккультными силами).

Вызывает улыбку пример магического действия, приведенный Дж. Фрэзером: «Сербские и болгарские женщины, которых раздражают тяготы супружеской жизни, прикладывают медную монету к глазам покойника, омывают ее вином или водой и дают мужьям выпить эту жидкость. После этого те делаются якобы столь же слепыми к прегрешениям своих жен, как покойник, к глазам которого монету прикладывали».

Рудименты и реликты магии, магическоподобные квазитеории и квазипрактики (оккультизм, парапсихология, спиритуализм, гесмеризм, телепатия, телекинез, личный магнетизм и пр.) существуют в цивилизационных сообществах и поныне. Поэтому до сих пор сохраняет значение деление Дж. Фрэзером магии на теоретическую (магия как псевдонаука) и практическую (магия как псевдоискусство). Последняя, в свою очередь, делится на «белую» (позитивную) магию и «черную» (негативную), включающую разные наборы табу и методы колдовства. Неомагия как паранаука в чем-то стимулировала развитие собственно науки (астрология-астрономия, алхимия-химия, оккультная математика-рациональная математика), но в отличие от последней не обнаружила способностей проверять свои допущения в чистых экспериментах.

Следует сказать об отношениях магии и собственно религии, порой некорректно отождествляемых. Магия - прарелигия.

По представлению Дж. Фрэзера, первобытная магия в отличие от зрелой религии основана на принуждении сверхъестественных сил к потребному действию, а не на преклонении перед ними. Он пишет: «Магия часто имеет дело с духами, то есть с личными агентами, что роднит ее с религией. Но магия обращается с ними точно так же, как она обращается с неодушевленными силами, то есть, вместо того чтобы, подобно религии, умилостивлять и умиротворять их, она их принуждает и заставляет».

Надо сказать, что ранние формы религии в древних обществах Востока еще находились под сильным влиянием предшествовавшего магического мировоззрения. Читаем у Дж. Фрэзера: «Магия исходит из предположения, что все личные существа, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены безличным силам, которые контролируют все, но из которых тем не менее может извлечь выгоду тот, кто знает, как ими манипулировать с помощью обрядов и колдовских чар. Например, в Древнем Египте колдуны считали, что они могут принуждать даже высших богов выполнять их приказания, и в случае неповиновения грозили им гибелью. Иногда колдун, не доходя до таких крайностей, заявлял в подобных случаях, что разбросает на все четыре стороны кости Осириса или, если тот будет упрямиться, разгласит посвященный ему священный миф. В Индии до настоящего времени великая троица индуизма - Брахма, Вишну и Шива - «подчиняется» брахманам, которые с помощью своих чар оказывают на самые могучие божества такое воздействие, что те вынуждены на небе и на земле смиренно выполнять приказания, которые их хозяевам-колдунам заблагорассудится отдать. В Индии имеет хождение поговорка: «Весь мир подчинен богам; боги подчинены чарам (мантрам); а чары - брахманам; поэтому брахманы - наши боги». Представители более древней ведической религии верили, что «боги рождаются из воздуха, выдыхаемого певцом» (Л. Мечников).

Действительно, с психологической точки зрения, боги есть не что иное, как архетипы - всеобщие представления, первообразы (К.-Г. Юнг). Боги - олицетворения универсальных переживаний Абсолютного, и их единственная доступная обозрению обитель - душа человека. Онтологизация богов, фантастические их проекции в трансцендентный мир совершаются религиями не только с целью удобства сакрального общения с ними верующих, но главным образом для возвышения их над людьми и придания статуса всемогущих существ. Однако некоторые национальные религии на стадии развития ранних цивилизаций проявляли явную непоследовательность в этом вопросе. Древние греки поселили богов на Олимпе и обращались с ними по-свойски. Они считали, что боги и богини могущественны, но не всесильны и, как и люди, находятся во власти безличной Судьбы - Ананке (или Логоса, Мирового закона). Прометей из одноименной трилогии Эсхила обращается при столкновении с Зевсом, как маг. Герой знает тайну гибели верховного бога и терпит великие страдания, не желая ее выдать:

Я не отдам своей ужасной казни

За счастье быть у Зевса на посылках.

Уж лучше быть рабом моей скалы,

Чем Зевсовым слугой любезноверным...

Согласно художественно модифицированному мифу, Зевс примиряется с Прометеем и через него - с европейским человечеством, которое двигается в неизведанном направлении не по воле демиурга, а по собственному разумению (и, добавим, неразумению).

Магия породила мифологию, «незаконнорожденной» дочерью которой стала религия. В отличие от религии мифология сводит сверхъестественное к естественному, космическое к бытовому, непознаваемое к познаваемому. Любая религия, желая приблизиться к уровню человеческого понимания, пользуется услугами преображенной мифологии. Так, Старый и Новый Заветы насыщены космическими и прочими мифами и чудесами. Это характерно и для белорусской редакции христианства, в которой с помощью народного религиозного опыта и фольклора широко открываются двери для языческой мифологии.

В традиционной фольклорно-мифологической форме сознания современного человека сохраняются в модифицированном виде остатки постпервобытного паралогического воззрения на мир, в котором помимо зримых, наблюдаемых явлений предполагаются еще какие-то таинственные превращения чудесных форм и могучих энергий, подобных тем, которые когда-то грезились итальянским гуманистам и художникам Возрождения. Э. Гарэн отмечает, что Джордано Бруно называл мага мудрецом, умеющим действовать. И все же магия и мифология большей частью за многие века переместились в сферу художественной картины мира (сравним оду И.В. Гете «Прометей» и творение Г.Р. Державина «Бог»). Первобытный человек, представитель архаической культуры, не рассуждая, верил в беспредельную действительность магии и мифологическую связь «всего со всем», взаимоперетекаемость всех зримых и незримых явлений. У современного человека аналогичное миропредставление по большей части укладывается в рамках художественно творимой эстетической гармонии, поэтической идеализации и соответствует принципу «оживляющей апперцепции» (В. Вундт).

Миф - это высшая форма архаического пралогического мышления, причудливо сочетающая фантастическое и реальное в первозданной картине мира. Миф - первичная форма протопонимания мира, включающая в себя зачаточные попытки объяснения происходящих в нем процессов. Функции мифа в первобытном обществе многоплановы: фантастическое объяснение первоначального устройства универсума; сакральное обоснование универсального порядка в обществе, его устоев, моральных норм; придание престижа незыблемым традициям; культовое подкрепление руководства практической деятельностью; самая ранняя форма накопления знаний. В мифах смешивались объективные и иллюзорные представления о «ближнем» и «дальнем» мирах. Это был способ чувственно-наглядного выражения магических верований с помощью повествования о ключевых моментах исторической жизни, о славном прошлом. Миф - иллюзионная история сообщества. Миф как антропофатическое мировоззрение, основанное на принципе одухотворения сущего, формировался в неразрывной связи с магией, оказывая вместе с ней влияние на генезис искусства.

Согласно мнению специалистов, магия и миф вырастают из синкретизма первобытного мыследействия, отдельные проявления которого можно наблюдать в детском игровом творчестве. Обратимся снова к уже цитированной книге «Ранние формы искусства»: «Возникновение и расцвет мифа характерны именно для эпохи первобытного синкретизма. Магия - это практика синкретического сознания, тогда как миф - его теория. Лишь по мере общественного развития из этого сложного целого, отражающего синкретическое мировоззрение первобытного общества, постепенно разовьются, дифференцируясь, и собственно религия, и этика, и искусство, и наука, и обычное право...

Эволюция культуры... в известной мере сводится к дифференциации, к расчленению первоначально интегрированных форм и развитию дифференцирующихся функций. В основе их находятся, по выражению К.А. Тимирязева, «синтетические типы».

Синкретическое мышление, утрачиваемое человечеством в целом, сохраняется в детской психологии. Здесь, в мире детских представлений и игр, еще можно обнаружить следы давно минувших эпох. Не случайно и художественное творчество ребенка... имеет особенности, сближающие его с первобытным искусством». Ребенок верит в то, что в мире царит простота!

Первобытный «театр» был не только тренировкой удачной охоты, но и включал в себя специализированные магические обряды, также приноравливаемые к охотничьему успеху. На стенах пещер мы видим преимущественно изображения не случайных зверей, а тотемов или, по крайней мере, тех животных, которые вошли в мифологическую картину мира в качестве базисных символов. Женская статуэтка из стоянки Виллендорф (Австрия) - синтетический мифологический символ высшего разряда, ибо, как отмечает А.Д. Столяр, этот абстрактно-конкретный женский образ олицетворял родовую сущность женщины как первоисточника человеческих жизней и таинственную магическую связь с промысловым зверем - основным источником существования. Не случайно символо-образы зверя и женщины тесно скоррелированы в первобытном искусстве и ранней мифологической картине мира.

В первобытном обществе наиболее высоко ценились магически-обрядовые действия, знаковые животные, предметы с символическими, тотемными изображениями, маги, вожди, родоначальницы семейных кланов, - все то, что входило в первые мифологические повествования и закладывало основу культуры. Это и становилось основными предметами изображения в протосимволическом первобытном искусстве.

первобытность фетишизм тотемизм религия

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»