В.Некрасов «В окопах Сталинграда». История создания повести «В окопах Сталинграда» Анализ произведения следует начинать с истории его появления на свет

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Особенность повествования Повесть написана от лица молодого лейтенанта, двадцативосьмилетнего военного инженера Юрия Керженцева. Это подробный, почти ежедневный, рассказ о массовом отступлении советских войск от Оскола к Волге, о неделях жизни в Сталинграде, сначала мирной, прерванной яростными бомбардировками противника, затем военной – в период ожесточенных боев за Мамаев курган и подходы к городу. При этом, как показывает анализ, «В окопах Сталинграда» (повесть) не содержит объемных описаний боев и героических подвигов советских солдат. Все картины предельно емкие и правдивые – умалчивания, по признанию Некрасова, в повести не более 1 %. Это объясняется просто. Автор желал показать реальных защитников страны глазами такого же, как они, воина, испытывавшего во время войны естественные человеческие чувства: тоску по мирной жизни и родным, гордость за своих товарищей, стыд за отступления и неудачи, страх перед взрывами и непрекращающимся огнем в окопах Сталинграда. Анализ произведения словно переносит читателя на поле битвы, и он вслед за главным героем пытается переосмыслить произошедшее, понять, какой ценой далась народу победа.


Роль лирических отступлений и размышлений героя Описания действительности часто прерываются ретроспективой в прошлое. В первой части их больше, во второй, где событийный ряд развивается быстрее, уже не так много. Во время тягостного отступления это воспоминания Керженцева о любимом Киеве, где остались родной дом и семья. Герой испытывает постоянную боль от того, что теперь там хозяйничают фашисты.


Несколько мирных дней в Сталинграде напоминают о любимой девушке, довоенных занятиях и увлечениях, которые уже никогда не будут такими, как прежде. Беседы на заводе, который готовят к взрыву, вызывают воспоминания о «Севастопольских рассказах». В них Л. Толстой рассуждает о «скрытом патриотизме» русского народа. Это то, что видит сейчас рядом с собой главный герой – подчеркивает Некрасов. В окопах Сталинграда (анализ контрастных картин усиливает впечатление от прочитанного) Юрий обращает внимание на окружающую его природу. Описание осеннего пейзажа, спокойного и величавого, на фоне которого разворачиваются страшные события, помогает острее почувствовать трагедийный масштаб происходящего. Такое восприятие мира превращает Керженцева в человека, пытающегося решить вечную проблему жизни и смерти, героизма и подлости, искренности и лицемерия.


Изображение войны Анализ «В окопах Сталинграда» (повести Некрасова) подводит читателя к главной мысли. В каждой строчке автор с болью говорит о том, как быстротечна жизнь: минуту назад человек говорил, дышал, а теперь лежит с потухшим взглядом и изуродованным телом. При этом все происходит буднично, а описание различных ликов смерти и человеческих страданий позволяет понять истинный масштаб народной трагедии. Невероятно реалистично описывает Некрасов гибель раненного в живот Лазаренко и совсем молодого пулеметчика. Как о самом страшном проявлении смерти вспоминает об убитом бойце, в губах которого дотлевает окурок. Невероятной силой воздействия обладают и эпизоды, рассказывающие, например, об обороне сараев или взятии сопки, когда небольшая горстка плохо вооруженных советских солдат героически противостояла отряду врага с танками и пулеметами.



Образ главного героя Анализ повести «В окопах Сталинграда» Некрасова невозможен без обращения к личности Юрия Керженцева. Это образованный, интеллигентный человек, который впитывает в себя все, что видит и слышит вокруг. Он понимает, что война совсем не похожа на мирную жизнь: в ней нельзя ничего предугадать. И все же то, что происходит: отступление, тяжелое положение армии, немые укоры во взглядах жителей оставленных селений – заставляет героя и его сослуживцев искать ответ на извечный вопрос о том, кто виноват. Сам лейтенант неоднократно ловит себя на мысли, что на войне сердце ожесточается, а человеческие ценности становятся совсем иными. Тем не менее он очень самокритичен и требователен к себе. Неразговорчивый, порой вспыльчивый герой в нужную минуту способен поддержать и принять правильное решение. Он искренне переживает смерть каждого из своих товарищей. В ответственные минуты оказывается рядом с бойцами, так же как и они, не прячется от пуль. Война стала для него ответственным делом, которое следует выполнять на совесть. -


Автор не идеализирует своего героя, что подтверждают поступки Керженцева и их анализ. «В окопах Сталинграда» - пример того, как ведет себя на войне обычный человек. Когда во время разговора с Чумаком мимо пролетают пули, Юрий невольно пригибается. Он, командир, иногда не знает, что делать, и чувствует вину перед другими. Не отказывается от добытого Валегой молока или лимона. Но его достоинство в том, что в нем отсутствуют ложный героизм, высокомерие. Таким образом, главный герой – это обычный человек, ценой своей жизни защитивший Сталинград и всю страну. Образ Валеги В своей повести Некрасов («В окопах Сталинграда»), анализ содержания которой это подтверждает, особое внимание уделяет ординарцу Керженцева - Валеге. Это простой необразованный восемнадцатилетний парень, бесконечно преданный своему лейтенанту и родине. Его работа, на первый взгляд, незаметна, но Керженцев не раз удивлялся тому, как ловко Валега хозяйствовал. В любых условиях Юрия ждали подогретый обед, чистое белье, сухая плащ-палатка. Каким-то неведомым образом Валега мог приспосабливаться к любым условиям. При этом Керженцев был уверен: если закончатся патроны и нужно будет драться за родину зубами, его ординарец и в этой ситуации справится. Именно такие воины, жившие в окопах днем и ночью, и вынесли на себе основную тяжесть войны. -


Выводы Книга о людях из окопов – так назвали многие из первых читателей повесть, которую написал в 1946 году никому не известный В. Некрасов, «В окопах Сталинграда». Анализ произведения подтверждает эту мысль. Беспристрастный рассказ автора о тех, кто в страшные для страны годы оказался перед нравственным выбором и сумел сохранить в себе лучшие человеческие качества, еще раз подчеркивает непоколебимую стойкость, безграничное мужество и истинный патриотизм русского народа, всегда умевшего отстоять свободу и независимость своего государства.

" В окопах Сталинграда" — повесть 1946 года, за которую автор был удостоен высшей по тем временам государственной награды — Сталинской премии. После того как Виктора Некрасова лишили советского гражданства, книгу изъяли из библиотек. В статье изложено краткое содержание " В окопах Сталинграда" .

Сталинградская битва

О чём повесть Некрасова? Книга " В окопах Сталинграда" , краткое содержание которой представлено ниже, отражает события самого важного периода в войне. Повесть Некрасова рассказывает о битве, происходившей почти восемьдесят лет назад на территории Ростовской, Воронежской и Волгоградской областей. Шесть месяцев провели советские солдаты в окопах Сталинграда. Краткое содержание решающего этапа ВОВ изложено ниже.

Немецкое наступление началось в июле 1942 года. В планах захватчика была большая излучина Дона, затем волгодонский перешеек и, наконец, Сталинград. Если б цель была достигнута, был бы создан плацдарм для дальнейшего наступления и завладения нефтяными месторождениями. Немцы имели превосходную авиацию , они знали о том, что такое верная военная стратегия. Тем не менее эту битву они проиграли. Заставить захватчиков капитулировать Красной Армии удалось благодаря операции " Уран" . Или, быть может, чуду, о котором говорит один из героев повести в " В окопах Сталинграда" .

Безупречная правда

В чём успех повести " В окопах Сталинграда" ? Краткое содержание не даст ответа на этот вопрос. Только прочтение повести в оригинале. Фронтовики утверждали, что в книге Некрасова показана война такой, какая она есть. Без прикрас и излишнего пафоса. Варлам Шаламов, никогда не бывавший на фронте, назвал повесть " робкой попыткой показать кое-что, как это есть" . Высокую оценку этой книге дал и Андрей Платонов. И, наконец, прежде чем изложить краткое содержание по главам " В окопах Сталинграда" , стоит привести слова Даниила Гранина: " Повесть Некрасова — безупречная правда" .

Отступление

Итак, о чём рассказал в своем произведении Некрасов? Краткое содержание " В окопах Сталинграда" следует начать с описания отступления советских войск, которое происходило в июле 1942 года под Осколом. Главный герой — лейтенант Керженцев. Немцы подходят к Воронежу. Полк из только что вырытых укреплений уходит без единого выстрела. Батальон, которым руководит Комбат Ширяев, остаётся без прикрытия. В помощь ему остаётся главный герой повести. Спустя два дня они отправляются в путь, по дороге узнают о том, что полк разбит.

Керженцева сопровождает несколько месяцев ординарец Валега. Другие герои повести — Игорь, Седых. Батальон отправляется на поиски своих, но по дороге встречает немцев, многие погибают. Керженцев , Валега, Игорь и Седых отправляются в Сталинград.

Мирный город

Главный герой вспоминает о довоенной жизни. На фронте он давно, всё, что было раньше, в родном Киеве, кажется, никогда не существовало. О чём рассказано в последующих главах произведения В. Некрасова? Содержание " В окопах Сталинграда" , по крайней мере первых глав, сводится к размышлениям, воспоминаниям лейтенанта Керженцева . Он так привык к фронтовой жизни, что его удивляет город, который совсем скоро превратится в руины. Здесь по-прежнему читают газеты, спорят о литературе, посещают библиотеку, просто живут...

Керженцев и его товарищи останавливаются в доме Марии Кузьминичны. Женщина угощает их чаем с вишневым вареньем. Забытая мирная жизнь расслабляет. Герои отправляются купаться на Волгу, затем предаются чтению. Вечером этого дня немецкие войска начинают наступление на Сталинград.

Керженцев — сапер . Лейтенанта и направляют на местный тракторный завод. Здесь он знакомится с инженером-электриком Георгий Акимовичем — человеком, убеждённым в том, что советским войскам победить в этой войне поможет лишь чудо. Идет кропотливая, долгая подготовка к взрыву. Проходит десять дней. Немцы нещадно бомбят город. Приказа о взрыве всё ещё нет, и Керженцева направляют в инженерный отдел, расположенный по ту сторону Волги.

Командование батальоном

Лейтенанта направляют в 184-ю дивизию. Вскоре погибает комбат, и Керженцеву приходится взять на себя командование батальоном. В распоряжении лейтенанта две роты, которые занимают позиции на одном из местных заводов. Здесь главный герой задерживается надолго. Каждый день начинается с канонады. Так проходит сентябрь, а затем и октябрь.

Атака

Скоро приходит сообщение о том, что позиции нужно менять. Приказано занять сопку, на которой расположены пулеметы противника. Передо атакой время тянется невыносимо медленно. Неожиданно появляются работники политотдела, которых Керженцев встречает отнюдь не радостно. Лейтенант выставляет с командного пункта проверяющих, а когда начинается атака, неожиданно для себя принимает в ней участие. Сопку удается взять, причём без больших потерь.

Делит ли своих героев на положительных и отрицательных Виктор Некрасов? В кратком содержании " В окопах Сталинграда" стоит уделить внимание такому герою, как начальник штаба Абросимов. Капитан уверен в необходимости атаки " в лоб" . Он не слушает доводы ни Керженцева , ни комбата Ширяева. Главный герой повести снова идёт в атаку. В этом бою погибает 26 человек. Абросимова судят за превышение власти и отправляют в штрафбат .

Излагая краткое содержание повести Некрасова " В окопах Сталинграда" , стоит сказать, что в этом произведении автор не создавал ни отрицательных, ни положительных образов. Он не навязывает читателю своего мнения. Изображение атаки, которая состоялась по приказу Абросимова, — это одна из многочисленных офицерских ошибок, которые , возможно, неизбежны на войне.

Ранение

На следующий день после суда над Абрамовым приходят танки, которых ждали в течение последних месяцев. Вскоре у Керженцева день рождения. Готовится небольшое празднование, которое, конечно, не состоится, потому как неожиданно начнётся бой. Лейтенант получит ранение, окажется в госпитале, а после лечения вернётся в Сталинград, который в мыслях будет называть " домом" .

Дополнение к краткому содержанию

Произведение " В окопах Сталинграда" ведется от первого лица. В повести нет неожиданных сюжетных поворотов. Но простота, с которой рассказчик излагает события, производит сильное впечатление.

В первых главах, где речь идёт о злоключениях героев ещё до их прибытия Сталинград, лейтенант мысленно рассуждает о войне. Что самое страшное на фронте? Снаряды? Бомбы? На войне самое страшное неопределенность , бездеятельность, отсутствие непосредственной цели — все то, из чего состояло существование отступающих солдат. Нельзя сказать, что героев Некрасова не пугают пули, но читая повесть, создается впечатление, что в Сталинграде они испытывали меньше страха, нежели под Воронежем, когда отступали.

Тему дружбы автор этого произведения затрагивает вскользь. Тем не менее она является, пожалуй, главной. На фронте Керженцев понимает, что такое настоящая дружба. Едва ли кто-нибудь из его киевских друзей смог бы вытащить его, раненого, с поля боя. Вряд ли с кем-нибудь из-за них Керженцев пошел бы в разведку. А ординарец Валега бы вытащил. С ним бы лейтенант в разведку пошел . Войну автор сравнивает с лакмусовой бумагой. Только на фронте можно узнать людей по-настоящему.

Публикация

Повесть в окопах Сталинграда Некрасову Виктору Платоновичу принесла всесоюзную славу. Это произведение было опубликовано в журнале " Знамя" . Сперва официальные критики повесть не приняли. Более того, книга Некрасова никогда бы не вышла в печать, если б не вмешался один человек...

Встреча со Сталиным

В сталинские времена пострадало немало поэтов и прозаиков. Одни были осуждены, отправлены в лагеря. Другие лишены права издавать свои произведения, что для настоящего писателя, пожалуй, хуже тюремного заключения. Но это отнюдь не говорит о том, что Сталин ничего не понимал в литературе. Он избавлялся от людей неудобных, не желающих отражать в своем творчестве официальную идеологию.

Повесть о Виктора Некрасова — это первое произведение, в котором рассказано о войне предельно правдиво. Это одна из первых книг, созданных фронтовиками. Повесть была напечатана благодаря личному вмешательству Сталина.

Писатель и государственный деятель Фадеев вычеркнул " В окопах Сталинграда" из списка произведений, которые должны были появиться на страницах журнала " Знамя" . Сталин внес . Повесть была опубликована. А спустя некоторое время за Некрасовым приехали сотрудники госбезопасности отвезли к " вождю" . В одном из очерков писатель позже рассказал о встрече со Сталиным. По словам Некрасова, он создавал неожиданное впечатление, был этаким " уютным старичком" , приятным собеседником, кроме того, уважал творчество Платонова, Булгакова, Бабеля — писателей, пострадавших от советской власти.

Несколько слов об авторе

В 1959 году Некрасов выступил против строительства стадиона в Бабьем Яру, на месте массовых расстрелов, проводимых фашистами во время войны. С тех пор отношения писателя с властью резко ухудшились. Он принимал активное участие в митингах, писал неоднозначные статьи. Наконец, Некрасова обвинили в " низкопоклонстве перед Западом" , а книги его запретили издавать. В 1974 году писатель эмигрировал в Швейцарию. Последние годы провел в Париже.

Сочинение


Виктор Платонович Некрасов из того поколения писателей, которое пришло в литературу после войны. Их было много - сапер В. Некрасов, минометчик О. Гончар, разведчик Э. Казакевич... Позже о себе заявит "поколение лейтенантов" - Г. Бакланов, Ю. Бондарев, А.Ананьев, В.Быков. Для них война не прекращалась - закончившись в 1945-м, она продолжилась в их творчестве.

Появление в 1946 г. в журнале "Знамя" (№ 8 - 10) повести В. Некрасова "В окопах Сталинграда" заставило литературную общественность несколько растеряться: автор - простой офицер, никому не известный Некрасов, в самой повести нет ни слова о партии и всего несколько упоминаний о Сталине.

Но повесть обращала на себя внимание и запоминалась самой темой (хотя сталинградцу Некрасову чиновник из ЦК КП(б) Украины сказал, что у него "кишка тонка писать о Сталинграде"), сдержанностью тона, за которой скрывалась глубокая боль за судьбы людей и Родины; и самое важное - правдивым рассказом о главном сражении войны.

На всевозможных обсуждениях звучали стереотипы: "взгляд из окопа", "автор дальше своего бруствера не видит" и т.д. Но Некрасов придерживался другой точки зрения: "На войне никогда ничего не видишь, кроме того, что у тебя под самым носом творится".

Повесть во многом автобиографична. Главный герой, от лица которого ведется повествование, - лейтенант Юрий Керженцев, как и Некрасов, уроженец Киева, окончил архитектурный институт, увлекался филателией. Попав на войну, стал сапером. В его сдержанном рассказе перед читателем проходит вереница запоминающихся характеров: Валега, ординарец с замашками диктатора; лейтенант химической защиты красавец Игорь Седых, у которого "совсем детские глаза"; Карнаухов со своей "удивительной улыбкой"; неуклюжий, стеснительный Фарбер и многие другие, с кем столкнула автора военная судьба. Это внимание к людям идет от обостренного восприятия жизни, от суровой необходимости запомнить все и всех, рассказать обо всем.

"В окопах Сталинграда" - книга не только о военных действиях. Она прежде всего о людях, о тех, кто сумел выстоять и победить. В условиях войны характеры людей проявляются по-разному. На первый взгляд кажется, что писатель не дает оценок происходящему, но сама интонация некрасовского текста расставляет все на свои места. И читатель понимает, что за человек перед ним - честный воин или шкурник, или, самое страшное, командир-карьерист, шагающий по трупам.

Близкий друг Некрасова, АН. Рохлин говорил, что он "был убежденным, твердокаменным реалистом". Думается, это шло не только от характера писателя, но еще и оттого, что он многое повидал на войне. Смерть всегда страшит своей неожиданностью. Некрасов говорит о смерти каждый раз с болью, испытывает потрясение от ее повседневной обыденности: "Лазаренко ранен в живот. Я вижу его лицо, ставшее вдруг таким белым, и стиснутые крепкие зубы. ...Он уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может ее выпрямить. Запрокинув голову, он часто-часто дышит. Руки не отрывает от живота. Верхняя губа, белая, как кожа, мелко дрожит. Он хочет еще что-то сказать, но понять ничего нельзя. Он весь напрягается. Хочет приподняться и сразу обмякает. Губа перестает дрожать".

Расхожее мнение, будто бы люди на войне привыкают ко всему, в том числе и к страху смерти, Некрасов опровергает: "Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне... Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть".
Спасение от бесконечных ужасов войны, от нечеловеческой усталости лейтенант Керженцев находит в воспоминаниях о довоенной жизни. Война, расколов мирную жизнь, стала своеобразной границей между тем, что было, и тем, что есть. В настоящей жизни - горечь отступлений, потерь, бесконечная дорога, мины, окопы, смерть... А в прошлом - "аккуратно подстриженные липы, окруженные решеточками", "большие молочно-белые фонари на толстых цепях, перекинутых от дома к дому", "уютные особнячки с запыленными окнами", "столетние вязы дворцового сада", "шуршащие под ногами листья", "Днепр и синие дали, и громадное небо". На войне окружающий солдат мир воспринимается как своеобразный негатив, где всепоглощающим становится цвет серой пыли.

События Сталинградского сражения Некрасов описывает так, как он видел сам, без пропагандистских приукрашиваний: "Опять стреляем. Пулемет трясется как в лихорадке. Я чувствую, как маленькие струйки пота текут у меня по груди, по спине, под мышками. Впереди противная серая земля. Только один корявый, точно рука с подагрическими пальцами, кустик. Потом и он исчезает - пулемет срезает".

Характерная примета повести - сжатое время. Керженцев не раз удивляется, что в минуты он проживает года.

Читая повесть, сталкиваешься с различными суждениями и мнениями. Люди разные и по-разному пришли на фронт, но каждого волнует вопрос: как случилось так, что с начала войны армия только отступает, оставляя родную землю, стыдясь взглянуть остающимся в глаза. Только однажды Некрасов попытается ответить на него: "На других мы с вами полагались. Стояли во время первомайских парадов на тротуаре, ручки в брючки, и смотрели на проходящие танки, на самолеты, на шагающих бойцов в шеренгах... Ах, как здорово, ах, какая мощь! Вот и все, о чем мы тогда думали.

Ведь правда? А о том, что и нам когда-то придется шагать, и не по асфальту, а по пыльной дороге, с мешком за плечами, что от нас будет зависеть жизнь - ну, не сотен, а хотя бы десятков людей... разве думали мы тогда об этом?"

Лишь после XX съезда партии фронтовик В. Некрасов узнает еще одну причину поражений в той войне. Но это будет потом. "Анализировать прошлое, вернее, дурное в прошлом имеет смысл только в том случае, когда на основании этого анализа можно исправить настоящее или подготовить будущее, - рассуждает Керженцев. - Ведь руганью делу не поможешь". Вот и пришлось вчерашним студентам, школьникам взять в руки винтовки и защищаться и защищать.

И выстояли, и защитили - ведь всего двести метров не дошли фашисты до Волги. "Подумать только - двести метров, каких-нибудь несчастных двести метров! Всю Белоруссию пройти, Украину, Донбасс, калмыцкие степи и не дойти двести метров... Хо-хо!"

Повесть заканчивается предполагаемым наступлением в районе Сталинграда. Это еще не та, майская победа 1945-го, но все же победа. А фашистам все-таки показали Волгу, - и экскурсию проводил "молоденький, курносый" сержантик, который весело и заразительно смеялся.

Повести "В окопах Сталинграда" В. П. Некрасова была присуждена Сталинская премия. Уже не раз замечено, что во многих ситуациях вождь действовал как делец, думающий о выгоде. Распределение литературных премий не было исключением. Однако думается, что в награде В. Некрасова было и признание таланта, и, что важно, признание его взгляда на войну.

II . Беседа по повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Виктор Некрасов попал на фронт в первые дни войны, воевал под Сталинградом, был дважды ранен, на себе испытал то, что описано им «В окопах Сталинграда». В его повести нет ни генерала, ни политработника - только солдаты и офицеры.

Что вы знаете о Сталинградской битве?

(Сталинградская битва имела два этапа: оборонительный и наступательный. Наступательная операция началась 19 ноября 1942 года. Наши войска защищали Мамаев курган - возвышенность в центральной части города. Бои за Мамаев курган велись /36 суток, вершина кургана неоднократно переходила из рук в руки. Бойцы 284-й стрелковой дивизии отбивали по нескольку атак ежедневно, проявляя героизм и стойкость. В январе 1943 года штурмовые группы 284-й стрелковой дивизии выбили противника с вершины, а 26 января на северо-западном склоне соединились войска 62-й и 21-й армий. Бои в Сталинграде велись буквально за каждую улицу, каждый дом. Сталинград стал символом мужества и стойкости наших солдат, вселил веру в победу, дал мощный импульс дальнейшему развитию событий войны.)

Сейчас на Мамаевом кургане - грандиозный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы».

Как достигается достоверность изображаемого автором? В чем особенности авторского повествования?

(Повествование ведется от первого лица. Герой Некрасова - Юрий Керженцев - один из защитников Сталинграда. Достоверность рассказа достигается и тем, что мы видим события глазами героя, а тем, что писатель чаще всего употребляет глаголы настоящего времени: читатель становится как бы участником действия, вовлекается в него, идет шаг за шагом рядом с героем. Особенность авторского повествования еще и в особом стиле - четком, лаконичном, без излишеств и красивостей, в коротких предложениях с обилием глаголов действия и небольшим количеством местоимений. Сталь автора похож на дневниковые записи. Изображение событий и героев скупое, сжатое. Описаны будни войны, ее нудная тягомотина патетика отсутствует, нет романтической приподнятости, есть тяжелая военная работа. Автор не говорит о героизме, хотя великое значение Сталинградской битвы было очевидным сразу, читатель видит непоказной, ежедневный подвиг солдат и офицеров.)

Какие традиции русской литературы продолжает В. Некрасов в изображении войны?

(Прослеживается, прежде всего, традиция «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого: «Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти» Кстати, Лев Толстой тоже был непосредственным участником военных событий, был на одной из «горячих точек» обороны Севастополя - четвертом бастионе.)

Как и Толстой, Некрасов показывает неизбежную на войне смерть де героической, не романтичной, а страшной в своей простоте и обыденности. Вот умирает раненный в живот связной штаба Лазаренко: «- Я... товарищ лейт... - он уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может ее выпрямить. Запрокинув голову, он часто-часто дышит. Руки не отрывает от живота. Верхняя губа мелко дрожит. Он хочет еще что-то сказать, но понять ничего нельзя. Он весь напрягается. Хочет приподняться и сразу обмякает. Губа перестает дрожать». Никаких комментариев к этой сцене автор не дает, лишь скупо описывает, как засыпают руками убитого, прикрыв плащ-палаткой, как после продолжают бой. В этой кажущейся простоте и заключена правда о войне, о человеке на войне (часть 1, глава 6)

А вот как изображен один из героев Сталинграда: «Повернувшись к пулемету, он дает очередь. Худенькая шейка его трясется. Какая она тоненькая и жалкая! И глубокая впадина сзади. И воротник широк. Шея в нем болтается, как былинка. Вот так вот, вероятно, еще недавно стоял он у доски и моргал добрыми, голубыми глазами, не зная, что ответить учителю» (часть 1, глава 19).

Некрасов и сам ссылается на Толстого, например, вспоминает толстовское определение - «скрытая теплота патриотизма» (часть 1, глава 16).

Как описывается война в повести?

(«Самое страшное на войне - не снаряды и бомбы, а бездеятельность, отсутствие цели». Бомбежки, жара, неразбериха, всеобщее смятение - наши войска отступают. Керженцев испытывает стыд оттого, что он, командир, не знает, где его взвод, полк, дивизия оттого, что чувствует свою вину за отступление, за то, что мирные жители «завтра проснутся и увидят немцев». Война - не только тяжелые бои, но и тяжелый физический труд. Бойцы долбят кирками твердый, как камень, грунт. Им приходится быть то землекопами, то плотниками, то печниками. Война требует все новых и новых жертв. Вот пришло пополнение - многие винтовку в первый раз видят. «Одного убило вчера. Разорвалась граната в руках «Невеселая штука война...» - говорит Керженцев.)

Как вы считаете, может быть, война заставляет человека привыкнуть к смерти, сделать человеческую жизнь не такой уж значимой и ценной, огрубляет бойца, делает его бесчувственным?

(По этому поводу Некрасов пишет (часть первая, глава 16): «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас - смертью. Такую деталь нельзя выдумать, ее нужно увидеть и ужаснуться. Конечно, война влияет на характеры людей, выявляет те скрытые черты, которые неявны в мирной жизни. Одни оказываются трусами и приспособленцами, как Калужский, другие становятся тверже и решительнее, как Фарбер в сцене суда над Абросимовым, третьи - терпимее, как разведчик Чумак.

«На войне узнаешь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она - как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный», - думает Юрий.)

Как война влияет на главного героя повести, Юрия Керженцева?

(Юрий Керженцев вырос в Киеве, в интеллигентной семье, увлекался архитектурой, живописью, музыкой, литературой. «Любил на луну смотреть, и шоколад любил, и в восьмом ряду партера сидеть, и сирень, и выпить с ребятами», - вспоминает он. Чумак говорит ему: «А я думал, вы стихи пишете. Виду вас такой, поэтический». Таким интеллигентам до войны Чумак «морды бил», теперь же, на фронте, он судит людей не по их происхождению, не по их виду, а по их делам: при взятии сопки Керженцев ведет бойцов в атаку, не прячется за чужими спинами, насколько возможно, бережет людей).

Что помогает Юрию выстоять, не потерять достоинства, чести?

(Героизм Керженцева определяется сознанием, что ту, прежнюю жизнь - родной Киев, свой дом, мать - нужно защищать, определяется его интеллигентностью, чувством ответственности, высокими нравственными качествами).

Как по-вашему, насколько автобиографичен образ Керженцева? Может, Керженцев и Некрасов - одно лицо?

(Автор и его герой во многом схожи: оба родились в Киеве, оба по образованию архитекторы, оба увлекаются искусством, оба воюют под Сталинградом. Правда, Керженцев на несколько лет моложе автора. Когда Некрасов припоминает довоенную молодость Керженцева, он, конечно, припоминает свою биографию. Автор говорит о том, что досконально ему известно, пережито. Самой большой похвалой для Некрасова было, когда его повесть называли «записками офицера»: «Значит, мне удалось «обмануть» читателя, приблизить вымысел к достоверности. Это не страшный «обман», за него не краснеют, без него не может существовать никакое искусство»).

(Кто бы ни вошел в повесть, какую бы должность ни занимал, в каком бы ни выступал качестве, Некрасов обязательно испытывает его на смелость, глядя на него глазами Керженцева. Например, с раздражением думает Керженцев об Астафьеве: оттопыренный мизинец, сложенные трубочкой губы, бачки, розовые ногти. Имя Иполлит напоминает толстовского Иполлита Курагина, такого же недалекого и самоуверенного. Раненный в ягодицы Астафьев просит Керженцева прихватить при случае трофейный фотоаппарат и часики. Астафьев - трус, Астафьев - корыстен. И то, что могло выглядеть забавным, выглядит противным, вызывает неприязнь. Некрасов не вдается в анализ, не пытается установить взаимосвязи. Ему достаточно фактов, проявлений. Все решает по ведение в бою. Этот признак освещает человека, определяет тон, каким говорится о нем в повести.)

Какова специфика характеристики Валеги?

(Доброжелательный, даже нежный тон - в описании Валеги, маленького, выносливого, неулыбчивого алтайца, ординарца Керженцева: «Маленький, круглоголовый мой Валега! Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка, сколько ночей провели, за вернувшись в одну плащ-палатку... Привык я к тебе, лопоухому, чертовски привык... Нет, не привык. Это не привычка, это что-то другое, гораздо большее».)

Валега - личность реальная, и имя подлинное. Всего полгода Некрасов и его ординарец служили рядом. Кроме боевых качеств на фронте ценится умение приспособиться к военным условиям, умение выжить. Этими качествами обладал Валега: «Это замечательный паренек. Он никогда ничего не спрашивает и ни одной минуты не сидит без дела. Куда бы мы ни пришли, через пять минут уже готова палатка. Котелок сверкает всегда как новый». Он умеет, кажется, все на свете, он надежен в любой, самой тяжкой фронтовой ситуации.

Только ли боевые качества людей интересуют Некрасова?

Смелостью, надежностью в бою человек все-таки не исчерпывается: Карнаухов тайно пишет стихи, зачитывается Джеком Лондоном, Фарбер чувствует музыку, Игорь Свидерский хорошо рисует. Их увлечения не ширма, не бегство от войны, а продолжение своей прежней жизни.

Для Некрасова важны прочность духовных, умственных интересов. Интеллигентность для него не равнозначна образованности.

Подведем итог. Что же за человек главный герой повести Юрий Керженцев?

(Он настоящий интеллигент, человек чести, он умен, смел, имеет собственное мнение и не боится его высказать. Он доброжелателен и внимателен к людям, умеет видеть в них хорошее. Он сдержан и немногословен. Он проявляет мужество и стойкость не для того, чтобы показаться героем, он не может иначе. В любых обстоятельствах он остается человеком.)

III. Заключительное слово учителя

Каково значение повести Виктора Некрасова в литературной и общественной жизни страны?

Некрасов ранее других писателей раскрыл духовное достояние защитников Сталинграда, увидел в них победителей Берлина. Его повесть свободна от казенного оптимизма, ура-патриотизма, его герои не чувствуют себя пешками в руках всеведущего стратега. С чувством гордого сознания своего достоинства вернулись с войны солдаты, с таким же чувством написана повесть «В окопах Сталинграда». Василь Быков пишет об этом так: «Виктор Некрасов, может быть, первым в нашей литературе явил миру правоту и высокую сущность индивидуальности на войне, значение личности, в среде, менее всего для нее уместной, среде, какой являются война и армия, с их абсолютом подчинения одного всем, с жестким нивелированием всякой разности».

I V . Практические задания

1. В своей рецензии на повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» А. Платонов писал: «В самом изображении наших воинов автор сумел раскрыть тайну победы». Ее Платонов увидел в том, что герои повести «нравственно не разрушаются». Как вы считаете, в чем проявляется нравственная стойкость героев повести «В окопах Сталинграда»?

2. Кинорежиссер С. Эйзенштейн водной из своих лекций, говоря о повести В. Некрасова, назвал три эпизода, выбранных им из глав 13 и 16 первой части, которые он включил бы в сценарий, чтобы показать нравственную стойкость, «зарождение упорства будущих участников обороны Сталинграда». Если бы вы были режиссером, какие эпизоды выбрали бы вы в этих главах? Почему?

Домашнее задание

2. Подготовить сообщения по материалам мемуаров военачальников, по биографии В. Кондратьева.

3. Подготовить сообщения-рассказы по воспоминаниям родственников, помнящих войну.

Урок 30 (91). «Лейтенантская проза» (обзор)

Цели урока: дать обзор литературной ситуации периода «оттепели», произведений о войне; познакомить с отрывками из мемуаров военачальников, пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи.

Оборудование урока : иллюстрации на тему войны, издания о войне (повести писателей-фронтовиков, мемуары).

Методические приемы: лекция, сообщения учеников, использование межпредметных связей с историей.

Ход урока

I . Слово учителя

Тема Великой Отечественной войны не уходила с годами из русской советской литературы. Новое осмысление военной темы в период «оттепели» связано с опытом писателей военного поколения. Те, кому посчастливилось вернуться с войны, словно жили за целое поколение, говорили от имени поколения.

Через двадцать лет после войны Юрий Бондарев писал: «Мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, то этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям».

В 50-60-е годы были опубликованы произведения, в которых был показан совершенно новый, непривычный облик войны. Одна за другой вышли повести Ю. Бондарева («Батальоны просят огня» и «Последние залпы»), Г. Бакланова («Южнее главного удара» и «Пядь земли»), В. Быкова («Журавлиный крик», «Третья ракета», «Фронтовая страница»), В. Астафьева («Звездопад»), К. Воробьева («Крик» и «Убиты под Москвой»). Война была показана словно «изнутри», глазами простого солдата, боевого офицера. Без лакировки, без романтики, откровенно говорилось о грубости и жестокости войны. Это была «окопная» правда.

Новое направление в литературе о войне так и назвали: «окопная» или «лейтенантская» проза. У истоков этого направления стоит повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Подобно известной фразе «Все мы вышли из гоголевской «Шинели!», писатели фронтового поколения определили роль повести Некрасова в их творческой судьбе:

«Все мы вышли из некрасовских окопов». Авторы-фронтовики, как сказал Твардовский, «видели пот и кровь войны на своей гимнастерке», «выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили». Они писали о войне без идеологических стереотипов, без псевдоромантики, говорили кровавую правду, изображали то, что они сами выстрадали. Излюбленный жанр этих авторов - лирическая повесть, написанная от первого лица, пропитанная воспоминаниями фронтовой юности. Важными оказывались нравственные проблемы, мысль о том, что на войне не только раскрывается характер человека, но и формируется, закаляется личность. Вот как писал об этом К. Симонов: «Мне кажется, что книги о войне люди, ее не пережившие, читают, когда в этих книгах есть какие-то человеческие, психологические, нравственные проблемы, которые относятся не только к войне, а просто обнажаются во время войны с особенной силой, волнуют не только поколение, прошедшее нону, но и поколение, не бывшее на войне».

Произведения писателей-фронтовиков вызвали в обществе широкий отклик. Ими зачитывались, о них спорили: одни восторженно одобряли, другие считали, что так о войне писать нельзя. Время пока зало, что произведения «лейтенантской» прозы востребованы, именно потому что они правдивы, потому что в них отражены общечеловеческие проблемы, волнующие людей всегда.

Как по-вашему, какие традиции русской литературы продолжает «окопная» («лейтенантская») проза?

(Это прежде всего толстовские традиции: вспомним «Севастопольские рассказы», «Войну и мир» Л. Н. Толстой первым в литературе показал войну не парадную, а в ее «настоящем свете», соединив документальность, натурализм и психологизм, обличительный и гуманистический пафос. Вспомним изображение Первой мировой войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон», где развиты толстовские традиции.)

I I . Обсуждение прочитанных повестей и (или) сообщения-рассказы учеников о том, как война отразилась на судьбе семьи.

1. Слово учителя

Писатели-фронтовики снова и снова возвращались к теме войны, главному событию своей жизни и жизни страны, по-новому, с высоты прожитых лет и своего жизненного опыта освещали события военных лет. Виктор Астафьев - один из тех, кто сумел посмотреть на войну с беспощадной правдивостью, писал: «Я был рядовым бойцом на войне, и наша солдатская правда была названа одним очень бойким писателем - «окопной», высказывания наши - «кочкой зрения». Теперь слова «окопная правда» воспринимаются только в единственном, высоком их смысле...»

Тема урока: «Человек и война» (по повести В.Некрасова«В окопах Сталинграда»)

Цели урока:

  • Образовательные:
  • осмысление и усвоение учащимися фактических сведений о событиях, официально принятых оценках значения событий в художественной литературе.
  • Развивающие:
  • формирование умения обобщать путем сравнения и упражнение в применении таких умений как решение проблем, оперирование понятиями и рассуждение.
  • Воспитательные:
  • формирование нравственных, патриотических качеств личности, предполагающих свободный, аргументированный выбор личностной патриотической позиции учащимся.

Оборудование:

  • выставка книг из школьной библиотеки «Строки, опаленные войной»;
  • цветные репродукции памятных мест Волгограда: Мамаев курган, Вечный огонь, Площадь павших борцов;
  • слайды (Приложение 1 )
  • инструктивная карта для учащихся (Приложение 2 )

Тип урока: комбинированный

Эпиграф

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым! Это нужно живым!

Р. Рождественский

План урока:

1. Битва за Сталинград – ключевой момент истории России.
2. Своеобразие повествования книги В.Некрасова.
3. Война глазами интеллигентного лейтенанта Юрия Керженцева.
4. Валега – носитель морали русской деревни.
5. Любовь к России – сила народа-победителя.

ХОД УРОКА

1. Вводно-мотивационный этап (целеполагание)

Слово учителя: Великая Отечественная война… Все дальше и дальше она от нас. Мы стали меньше интересоваться историей той войны, а при освещении событий и фактов гонимся за сенсацией, заменяя научность и доказательность вымыслами.
Чем дальше мы от этих событий, тем противоречивее мнение о причинах победы советского народа в этой великой войне. Некоторые западные историки и военачальники
заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии являются ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника.
Можем ли мы с этим согласиться?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужны факты и доказательства. А самым ярким доказательством могут быть документы и литература, которая, по словам Л.Н.Толстого,
«… в дни войны становится истинно народным искусством». Она несет в себе правду чувств и мыслей, нравственного состояния народа в период тяжелейших испытаний.
Сегодня в роли факта выступит битва, грандиозность, масштабность которой не вызывают сомнений. Вот уже 64 года, 2 февраля, в день разгрома Красной Армией немецко-фашистских войск под Сталинградом, мы вспоминаем о героях Сталинградской битвы. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. Какое значение придавал Гитлер захвату Сталинграда, в чем значимость победы советских войск в этой битве?! Об этом нам расскажет Руслан, который поработал с историческими документами, а самое главное, побывал в местах боевой славы, так как проходил службу в рядах Российской армии именно в этом городе.

2. Уточнение образовательного объекта

Выступление учащегося с сообщением«Сталинградская битва» по алгоритму (в ходе выступления на проекторе транслируются слайды «Сталинградская битва»):

  • задача немецких войск;
  • героизм и мужество советских солдат;
  • результаты операции «Уран», значение Сталинградской битвы.

(Фахрутдинов Руслан, который служил в Волгограде и побывал на Мамаевом кургане, где в 1967 г. был открыт памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы).

Учащийся. В середине июля 1942 г.немецкие войска устремились на Сталинград. Перед ними стояла задача перерезать пути, связывающие Кавказ с центром России по Волге, разгромить силы Красной Армии, угрожавшей левому флангу главной группировки немецких войск, наступавшей на Кавказ. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией фельдмаршала Паулюса. Немцы упустили возможность овладеть городом с ходу. Лишь 13 сентября им удалось овладеть вокзалом и господствующим над городом Мамаевым курганом. Две недели шла яростная борьба за вокзал, который 13 раз переходил из рук в руки. Бои за город продолжались более двух месяцев. Истощив силы противника упорным сопротивлением, советские войска начали в ноябре
1942 г.операцию «Уран», тогда же общее соотношение сил на советско-германском фронте изменилось в пользу Красной Армии.
Потеряв в результате боев, голода и наступивших морозов свыше 100 тыс. солдат и офицеров, 2 февраля 1943 г. группировка немецких войск капитулировала.
Впервые с начала Второй мировой войны германская армия потерпела столь серьезное
поражение. Сталинградская победа ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн.

3. Конкретизация задания

Учитель.

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым! Это нужно живым!

Р. Рождественский

Понимание этой простой истины стало побудительным мотивом для поколения писателей, прошедших ВОВ, вновь и вновь возвращаться к событиям недалекого прошлого. Около трети Союза писателей ушло тогда на фронт (военными корреспондентами, солдатами, офицерами, политработниками). Были и такие, которые ни в каких писательских организациях не состояли и прямо из окопов пришли в литературу.
Во время войны и в первые послевоенные годы писатели стремились сразу же донести до читателей увиденное и пережитое.
Настоящим открытием в литературе о войне стала повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 г. Она поразила миллионы читателей своей искренностью и прямотой и принесла писателю подлинную славу.

Информационная справка (слайд на проекторе)

Виктор Платонович Некрасов родился 17 июня 1911 г. В Киеве. Отец будущего писателя был врачом. Виктор поступил на архитектурный факультет Киевского строительного института, занимался также в театральной студии. С 1941 по 1944 год он был на фронте полковым инженером и заместителем командира саперного батальона, участвовал в Сталинградской битве. После ранения в начале 1945 г. был демобилизован. За первое свое произведение – повесть «В окопах Сталинграда» (1946г.) писатель был награжден Сталинской премией 2-й степени. Однако в дальнейшем далеко не все в жизни писателя было благополучным.
В 1973 г. из-за неосторожных высказываний либерального характера Виктора Платоновича Некрасова исключили из партии. Через год у него в квартире был произведен обыск, в результате чего были изъяты все рукописи. В этом же 1974г. писатель покинул Советский Союз, поселился в Париже. С 1975 по 1982 гг. он был главным редактором журнала «Континент».
Умер В.Некрасов 3 сентября 1987 г.

На прошлом уроке мы с вами знакомились с особенностями развития литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия и выделили три потока военной прозы.

Информационная справка (слайд на проекторе)

Повесть В.Некрасова стоит у истоков «лейтенантской прозы».
Настоящая правда о войне писалась в 1950–1980-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за каждую «пядь земли». Истинное лицо войны, суть трудной работы солдата, цена потерь и самой привычки к утратам – вот что оказалось предметом раздумий героев и их авторов. Поэтому, именно на страницах этой повести, мы с вами попробуем найти ответ на поставленный вопрос. В чем же все-таки сила народа-победителя?

Сейчас в течение 6 мин. вы будете работать в группах. Вам предстоит составить словесные портреты героев, выделив их положительные и отрицательные качества; проанализировать их поступки, обратить внимание на жизненные ценности каждого из них. Представители групп прокомментируют полученные результаты, обосновывая свой выбор (желательно с привлечением текста повести).

4. Решение ситуации. Письменная работа в группах

Группа №1

Повествователь – лейтенант Юрий Керженцев. Довоенная профессия героя противоречит его нынешней квалификации сапера – он по образованию архитектор, учившийся не разрушать, а строить. Герой – это сам автор, который участвовал в боях за Сталинград. Повесть стала своего рода дневником писателя, в котором он описывал все, с чем пришлось столкнуться на фронте.

1. Используя текст повести, приложение №1, составьте синквейн «Юрий Керженцев»
2. Попробуйте объяснить, почему война дана глазами героя-интеллигента?

Группа №2

В повести В.Некрасова нет широких панорамных описаний разворачивающихся событий. Произведение основано на другой правде – «окопной», открывающейся лишь через непосредственный опыт участия в боевых действиях. На передовой гораздо больше ценится надежность и сила товарищей, воюющих рядом с тобой, и потому люди делятся не по чину, а по их человеческим качествам. Трогательная преданность Керженцеву его 18-летнего ординарца Валеги основывается не столько на приказе, сколько на сложившемся взаимопонимании интеллигентного лейтенанта и малограмотного парнишки.
Используя текст повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда», составить по ключевым словам словесный портрет, «паспорт» героя (денотатный граф) «Валега».

5. Демонстрация и обсуждение полученных результатов

Представители группы демонстрируют полученные результаты, аргументируя свой выбор.

Группа №1

Синквейн «Юрий Керженцев»

Юрий Керженцев
Интеллигентный, искренний, ответственный
Размышляет, минирует, анализирует, оценивает, вспоминает
«Как все»

В.П.Некрасов

Свое довоенное прошлое Виктор Некрасов «уступил» главному герою Юрию Керженцеву, предоставив ему право свободно и доверительно говорить от первого лица. Глазами лейтенанта увидены дороги отступления, окопный быт, столкновения на склонах Мамаева кургана. В.Некрасову необходимо, чтобы Керженцев был «как все». В годы войны это означало готовность разделить с народом любые невзгоды и опасности.

2. Признак интеллигентности для В.Некрасова – не диплом о высшем образовании, не причастность к «умственной» профессии, но категория, прежде всего, нравственная.

Пример. Командир батальона Ширяев и сам Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, но выполнить свой долг. И в противоположность им даны образы Калужского, который думает только о том, как самому уцелеть в жестокой мясорубке, как устроиться в тылу, чтобы не попасть на передовую; Абросимова, который считает, что, если поставлена задача, то ее надо выполнить, несмотря на потери, подставляя людей под губительный огонь пулеметов.
В разговоре с другим интеллигентом, командиром роты Фарбером, Керженцев настаивает «Анализировать прошлое, вернее – дурное в прошлом, имеет смысл только в том случае, когда на основании этого анализа можно исправить настоящее или подготовить будущее». По-моему, трудно жить, если все время думать о своих ошибках и ругать себя за это.
Керженцев еще не догадывается, насколько трудно, невыносимо жить, думая о собственных ошибках. Но иного способа избежать их впредь – нет. Люди должны анализировать прошлое, прежде всего – дурное в нем.
Лейтенант Фарбер самоедствует, виня себя в нехватке армейских навыков, в недавнем пренебрежении военными занятиями, физической тренировкой. Это недовольство сделало из него боевого командира.
Вповестиописания и пейзажные зарисовки отличаются особой сдержанностью: чувствуется, что мир дан в восприятии человека глубоко образованного, однако несколько очерствевшего под грузом испытаний, выпавших на его долю. Керженцев не раз ловит себя на мысли, что здесь, на войне, некоторые прежние, принесенные из мирной жизни ценности, утрачивают свою абсолютность, оказываются далекими, непонятными(гл.11 стр.64).
«Все это когда-то интересовало и волновало меня, а сейчас отошло далеко, далеко…Архитектура, живопись, литература…Я за время войны ни одной книжки не прочел. И не хочется. Не тянет…Все это потом, потом». Эти воспоминания не изгоняются из памяти, они только откладываются на самую сокровенную ее полочку – на будущее.
В мыслях героя постоянно звучит живая речь других людей: женщин, которые провожают солдат, однополчан. Герой вбирает в себя ощущения и чувства многих тысяч русских людей, переживающих трагедию отступления (гл.9, стр.50).
У героев повести возникает вечный вопрос русской интеллигенции: кто виноват в неподготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Герои повести чувствуют и тяжесть положения своего полка, и общее фронтовое неблагополучие. Однако не дают воли чувствам. В их разговорах ощутима лишь едва уловимая недосказанность, эмоциональные вспышки приглушаются. Смутно сознавая неполноту своего понимания сущего, они не спешат с умозаключениями. «На войне никогда ничего не знаешь, кроме того, что у тебя под самым носом творится», словно бы оправдывается Керженцев. Но и того, что творится под носом, хватает с лихвой (гл.10, стр.59).

Группа №2.

Денотатный граф «Валега»

Положительное

Отрицательное

18 лет
На войну пошел добровольцем
Труженик (мечтает о мире, о хижине в лесу у себя на Алтае)
За родину будет драться до последнего патрона
А кончатся патроны – кулаками, зубами
Самоотверженный
(«… умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костер…)
Умеет обживаться, приспосабливаться к любым условиям
Преданный
«Характер диктатора, и спорить с ним немыслимо»
Молчалив и замкнут
«За что-то он судился, за что – не говорит»
(сирота, есть сестра, которую он не знает)
Читает по складам, в делении путается

Ничего особенного. Но истинный героизм – это не показной, красивый подвиг, а обычная черная работа, незаметная, не оцененная может быть никем.

6. Систематизация полученной продукции. Обмен впечатлениями

Это они, такие, как Валега, проводят в окопах часы, дни, недели… Это они без громких слов сражаются за каждую пядь земли.
Писатель вновь и вновь обращается к вопросу: как удалось тогда, в 1942–1943 гг. выдержать все и отстоять город? Перечитаем 16 главу повести(стр. 96–97).О чем говорят солдаты в затишье между боями? О своей земле, об урожае хлеба, они поют песню о Днепре и журавлях. Каждый боец живет надеждой на будущее, на восстановление мирной жизни. Они думают не о подвигах и славе, а о простых, но главных для каждого вещах. Связь с миром, с родной землей особенно остро осознается в трагические моменты войны.
И не случайно вспоминает Керженцев слова Л. Толстого о «скрытой теплоте патриотизма». Герой соединяет в своем сознании эту войну и войну 1812 г., думает о том «чуде», которое спасет Россию и которое называется патриотизмом.
Надеюсь, что сегодняшний урок приблизил к нам те «окопные» дни, и мы поняли, в чем заключается сила народа-победителя. Эта сила – в великой любви к России, в патриотизме, в осознании каждым своего личного вклада в общее дело победы.
Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе.
Но литература возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.

И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути,
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет, а Родина останется,
Если мы то чувство сохраним.

В.Фирсов

7. Домашнее задание

Учащимся дается план предстоящего урока.

8. Рефлексия

Учащиеся пишут синквейн «Урок».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»