В м гаршин сигнал главная мысль. Конспект урока «аналитическое чтение рассказа в

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

В.М.Гаршин *Сигнал* главная мысль СРОЧНО!ПОЖАЛУЙСТА!

Ответы:

В рассказе «Сигнал» (1887) нет любовной истории, но отмеченный мотив проявляется в нем еще резче. Герои рассказа не пишут картин, не обсуждают философских проблем и не могут определять судьбы человечества. Они маленькие люди, живущие маленькими интересами: грядка капусты, жалованье, притеснение начальства - дальше их интересы не идут. Но в своих разговорах об этих предметах Семен и Василий ставят тот же вопрос, что и Гельфрейх, создавший свою картину об Илье Муромце. В молодости Семен был на войне, служил денщиком и яркихподвигов, которые могли бы определить исход сражения, уже по своей должности совершить не мог. Но для Гаршина Семен - человек большой души, и подвиг его заключается в том, что он не озлобился на жизнь и людей, хотя имел для этого все основания. Правда, в его отношении к жизни явно заметны пассивность и фатализм. Вот эти черты и раздражают его собеседника Василия. «Не талан-судьба, - возражает Василий Семену, - нам с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее и злее человека». Позиция Василия - это позиция человека, не желающего подчиняться судьбе и потому вступающего в борьбу с людьми и обстоятельствами. Но для Гаршина в законах борьбы есть своя суровая диалектика: человек озлобившийся, утративший веру в людей, даже в справедливом гневе своем против виновников зла может стать причиной гибели невинных людей. Здесь Семен и Василий меняются местами. Семен активно выступает на борьбу со злом, спасая поезд с людьми, не подозревающими о грозящей им опасности, и Василий признает его правоту и неправедность пути, на который он встал. Но активность Семена особого рода. В основе ее лежит самопожертвование, и если он и поднимает красный флаг, то этот флаг смочен его собственной кровью. Для Гаршина мораль всегда была проста, зато бесконечно сложен был вопрос, почему эта простая мораль не может осуществиться в жизни людей. Гаршин в каждом своем рассказе с болезненной остротой ставил вопрос о правде и неправде, о разнообразных проявлениях и формах современного зла, и потому его маленькие рассказы наполнялись большим и глубоким содержанием. Глеб Успенский справедливо писал: «...в его маленьких рассказах и сказках, иногда в несколько страничек, положительно исчерпано все содержание нашей жизни, в условиях которой пришлось жить и Гаршину, и всем его читателям. Говоря - «все содержание жизни нашей», я не употребляю здесь какой-нибудь пышной и необдуманной фразы, - нет, именно все, что давала наиболее важного его уму и сердцу наша жизнь (наша - не значит только русская, а жизнь людей нашего времени вообще), все до последней черты пережито, перечувствовано им самым жгучим чувством и именно потому-то и могло быть высказано только в двух, да еще таких маленьких, книжках». Ту же мысль высказал и другой современник Гаршина - П. Ф. Якубович. И поэт-революционер, и крупнейший прозаик - очеркист-социолог по существу признали факт, необычный как для литературы 80-х гг., так и для предшествующей русской литературы. Небольшие по объему рассказы отразили основное содержание эпохи. Позднее благодаря Короленко, Чехову, Бунину эта мысль перестанет восприниматься как парадокс. Гаршину удалось открыть новые возможности малого жанра. Строгую объективность повествования он соединил с лирической взволнованностью и четко сформулированной авторской точкой зрения.

Место работы:МОУ Первомайская СОШ, Агаповский район,Челябинская область

Должность:учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс_7

Тема и номер урока в теме: Внеклассное чтение «Тема мести в рассказе В.Гаршина «Сигнал»

Базовый учебник: В.Я. Коровина»Литература в 2 частях» 6кл. «Просвещение»,2010г.

8.Цель урока:

Организация работы по развитию речи

Показать и передать способы работы, исследования, анализа произведения

9. Задачи:

Обучающие

1.Ввести учеников в процесс познания.

2. Продолжить работу над литературоведческими понятиями тема и идея, способы выражения авторского отношения к персонажу произведения

Развивающие

1. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.

2. Развитие творческой фантазии и воображения, креативного мышления

Воспитательные.

1. Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения

2.Подвести ребят к осознанию того, что месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый, осмыслить понятия «месть, возмездие».

  1. Тип урока Мастерская нравственных ориентаций

    Формы работы учащихся: Групповая, индивидуальная.

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор,экран, презентация.

Структура урока:

    Вступительное слово Мастера

    «Индукция»

    «Самоконструкция»

    «Социоконтрукция»

    «Социализация»

    «Афиширование»

    «Разрыв»

    «Коррекция»

    «Рефлексия»

Ход мастерской

    Вступительное слово Мастера

Сегодня у нас необычный урок, а Мастерская. Работать нам будет может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно. А девизом нашей Мастерской я предлагаю взять слова Н Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь.

Душа обязана трудиться

И день, и ночь.

    Индукция

Начать сегодняшнюю Мастерскую мне хочется с вопроса: «Задумывались ли вы когда – нибудь над словом «месть». Я предлагаю задуматься. (Слово записано на доске)

    Самоконструкция. (Индивидуальное решение вопроса)

Подберите ассоциации, связанные с ним. Какие слова к нему притягиваются? (мстительность, мщение, отмщение, возмездие, обида, ссора, конфликт, зависть).Слайд 2

Я попрошу вас составить предложение, включив в них это слово.

В слове месть я чувствую….

В слове месть я слышу……

Услышав слово месть я представляю..

Мстить-значит..

Прослушиваем работы.

На что похожа месть?

Месть похожа на(пожар в лесу,смерч, бумеранг, водоворот) Слайд 3

Сверим наше понимание слова с толкованием, которое дается в словаре Ожегова.

Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.

Возмездие – отплата, кара за причиненное зло.

Являются ли эти слова синонимами?

В чем вы видите разницу между этими словами?

Слайд 4

Мы не раз говорили о том что писатели, поэты часто обращают внимание на то, что мы не замечаем в повседневной жизни: им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими. Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом Всеволода Гаршина «Сигнал»

Запишите тему нашей мастерской «Тема мести в рассказе В.Гаршина «Сигнал».

Демонстрация слайдов 5,6,7,8

(портрет В.Гаршина, биографическая справка)

Перед прослушиванием рассказа подумайте над вопросами:

Почему рассказ так назван?

Какова позиция писателя?

Выразите свое отношение к ней.

Какова тема этого рассказа?

Прослушивание рассказа. Чтение рассказа до слов «Не добежал Семен до будки…»

Слайд 9,10

Обсуждение прочитанного Обсудите вопросы с сидящими рядом. Все желающие отвечают.

4 .«Социоконструкция» . И у меня и у вас возникли вопросы к героям. Давайте зададим их.Объединимся в группы.

Первая группа - вопросы Семену

Вторая группа- Василию.

Третья группа – вопросы автору.

Задания по группам:

    1. Каждый формулирует вопрос.

      Вопросы афишируются в группе, обсуждаются.

      Выбирается самый удачный.

      Группа продумывает вариант ответа на вопрос.

Примерные вопросы и ответы:

Какие черты характера Василия и Семена не схожи, а какие присущи и тому, и другому?

(В рассказе Семен предстает человеком, одной из главных черт которого является покорность жизненным обстоятельствам, «талан-судьбе» («ничего, жить можно»). Повествование о том времени, когда Семен «служил в денщиках», позволяет понять, что постепенно в характере Семена чувство ответственности выходит на первый план. Можно сказать, что в конце рассказа, в кульминационный момент, Семен действует вразрез со своим жизненным принципом («Уж кому какая судьба…»), идя наперекор внешним обстоятельствам .

Дополнительный вопрос к анализу образа Семена: – Как внутренний монолог Семена передает состояние персонажа, осознавшего опасность надвигающейся катастрофы? Дополнительные вопросы к анализу образа Василия: – Как вы оцениваете такую черту характера, как сопротивление жизненным обстоятельствам? Как это качество проявилось в характере Василия? – Семен отзывается о Василии: «Зелье, не человек». Что в характерах Семена и Василия помогает понять эта реплика? – «Нет зверя хищнее человека»,– говорит Василий. Что он имеет в виду? Распространяется ли эта его характеристика на всех людей? Можно ли назвать Василия плохим человеком?) Образы главных героев различны. В чем причина столь резкого отличия? (Отличие объясняется разным мировосприятием персонажей.)

Василий портит пути, за которыми обязан был смотреть. Что этому предшествовало? Почему он так поступает?

(Василий – человек импульсивный, легко возбудимый, действующий под влиянием эмоций. Его захлестнули обида, желание нанести ответный удар, отомстить начальнику дистанции.) Хотел ли Василий, чтобы пострадали пассажиры?

( Василий не задумывался о судьбе пассажиров. Им движет только желание отомстить своим обидчикам. Он произносит очень значимую для понимания его настроения в тот момент фразу: «…да ну их совсем и с дорогой ихней дорогой

5 .«Социализация». Обмен мнениями.

Познакомьтесь с афоризмами, какой из них вы могли бы использовать для оценки поступка Василия? Слайд 11,12

Как вы считаете, произведение закончено или вам предложен неоконченный вариант? Придумайте концовку.

Как поступят главные герои? Чем может закончиться рассказ?

6.«Афиширование» . Зачитывается предложенная концовка. Обсуждение

Учитель дает ученикам возможность пока без аргументации высказать все предположения, суммирует их и делает на доске обобщающую запись. Различие в предположениях учеников позволит выявить внутреннюю противоречивость центральных характеров и может выглядеть следующим образом:

СЕМЕН
1) обязательно что-нибудь предпримет для спасения пассажиров;
2) покорится «талан-судьбе».

ВАСИЛИЙ
1) будет наблюдать за крушением поезда, а потом скроется от полиции;
2) постарается как-то исправить положение.

7. «Разрыв». Чтение авторской концовки

Чьи действия – Семена или Василия – в кульминационный момент оказались более предсказуемыми и почему?

Кто же в итоге защищает людей от беды?

Как вы думаете, что повлияло на возвращение ослепленного обидой Василия? читель обращает внимание учеников на все звенья в цепи поступков Василия: обида – месть – внезапное осознание того, что он сделал,– предотвращение крушения поезда – признание .)

8 .«Коррекция». Сделайте вывод по уроку, продолжив незаконченную фразу: «Несмотря на различие характеров главных героев рассказа, их мироощущения, в решающий момент они поступают так, чтобы...».

Письменно ответьте на вопрос: «Что нового, на ваш взгляд, вносит в понимание такого сложного явления, как месть, рассказ В. Гаршина «Сигнал»?

Напишите, какие чувства могли испытывать пассажиры, узнавшие о грозившей им опасности, как они могли бы оценить ситуацию, в которой невольно оказались.

Так почему у произведения такое название? Какова позиция писателя?

«Месть – одно из сложнейших чувств, противоречивых явлений в жизни человеческого общества», в конфликтных ситуациях «месть не способствует их разрешению, а, наоборот, затягивает конфликт, ухудшая его последствия», «месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый.) Месть возникает вследствие обиды, унижения, насилия. Отомстив обидчику, человек губит сам себя, так как в ответ получает мщение и новую обиду. Это порочный круг, который бумерангом возвращается к мстителю.

    Рефлексия. Давайте выразим свое отношение к позиции автора

Напишем синквейн «Месть» Слайд 14,15

Домашнее задание :Слайд 16

1. Напишите, в чем, по-вашему, заключается символический смысл названия рассказа.

2. Сочините рассказ на основе жизненных впечатлений «Месть»

Литература:

1.В.Гаршин рассказ «Сигнал»

2.Толковый словарь Д.Ожегова

    Мультимедиа-ресурсы:

1. (Электронные словари; http : //ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Алфавитный_указат)

2. » http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/

3. ction.edu.ru/catalog/res

4.http://yandex.ru/yandsearch?text= водоворот , смерч , пожар , бумеранг

5.http://kratko.shadr.ru/garshin/sign

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Самоконструкция

(. http :// yandex . ru / yandsearch ? text =водоворот,смерч,пожар,бумеранг) Слайд 3

(Электронные словари; http : //ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Алфавитный_указат) Слайд 4

(портрет В.Гаршина, биографическая справка» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/)

(. http :// kratko . shadr . ru / garshin / signal /) Слайд 9,10

демонстрация

Ассоциации

Запись в словарь

Слушание

15м.

Социализация

( =) Слайд 11,12

демонстрация

Обсуждение

Разрыв

(Иллюстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/)Слайд13

демонстрация

обсуждение

3м.

Приложение к плану-конспекту урока

__________________________________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________

Всеволод Михайлович Гаршин

«Сигнал»

Семен Иванов служит сторожем на железной дороге. Он человек бывалый, но не слишком удачливый. Девять лет назад, в 1878 г., побывал на войне, воевал с турками. Ранен не был, но здоровье потерял.

Вернулся в родную деревню — хозяйство не задалось, сынишка умер, и поехали они с женой на новые места счастья искать. Не нашли.

Встретил Семен во время скитаний бывшего офицера своего полка. Тот признал Семена, посочувствовал и нашёл ему работу при железнодорожной станции, над которой начальствовал.

Получил Семен будку новую, дров сколько хочешь, огород, жалованье — и стали они с женой хозяйством обзаводиться. Работа Семену была не в тягость, и весь свой участок пути он держал в порядке.

Познакомился Семен и с соседом Василием, присматривавшим за смежным участком. Стали они, встречаясь на обходах, толковать.

Семен все свои беды да неудачи переносит стоически: «Не дал бог счастья». Василий же считает, что его жизнь так бедна, потому что на его труде наживаются другие — богачи и начальники, все они — кровопийцы и живодёры, и всех их он люто ненавидит.

Меж тем приезжает важная ревизия из Петербурга. Семен на своём участке все загодя в порядок привёл, его похвалили. А на участке Василия все иначе обернулось. Тот уже давно был в ссоре с дорожным мастером. По правилам, у этого мастера надо было просить разрешение на огород, а Василий пренебрёг, посадил капусту самовольно — тот и велел выкопать. Озлился Василий и решил пожаловаться на мастера большому начальнику. Да тот не только жалобы не принял, а на Василия же накричал и по лицу ударил.

Бросил Василий будку на жену — и поехал в Москву искать управы теперь уже на этого начальника. Да, видно, не нашёл. Прошло четыре дня, встретил Семен на обходе жену Василия, лицо от слез опухло, а разговаривать она с Семеном не пожелала.

Как раз в это время Семен пошёл в лес тальника нарезать: он из него дудки на продажу делал. Возвращаясь, около железнодорожной насыпи услышал странные звуки — будто железо об железо позвякивает. Подкрался поближе и видит: Василий поддел рельс ломом и путь разворотил. Увидел Семена — и прочь бежать.

Стоит Семен над развороченным рельсом и не знает, что делать. Голыми руками его на место не поставишь. Ключ и лом у Василия — но сколько не звал его Семен вернуться — не дозвался. Скоро должен идти пассажирский поезд.

«Вот на этом закруглении он с рельса и сойдёт, — думает Семен, — а насыпь высоченная, одиннадцать сажен, повалятся вниз вагоны, а там дети малые…» Бросился было Семен бегом в будку за инструментом, но понял, что не успеет. Побежал обратно — вон уже и свисток дальний слышен — скоро поезд.

Тут ему точно светом голову осветило. Снял семен шапку, вынул из неё платок, перекрестился, ударил себе в правую руку ножом повыше локтя, брызнула струя крови. Намочил он в ней свой платок, надел на палку (тальник, что из леса принёс, пригодился) — и поднял красный флаг — сигнал машинисту, что надо остановить поезд.

Но, видно, слишком глубоко поранил Семен руку — кровь хлещет не унимаясь, в глазах у него темнеет и только одна мысль в голове: «Помоги, Господи, пошли смену».

Не выдержал Семен и лишился сознания, упал на землю, но не упал флаг — другая рука подхватила его и высоко поднимает навстречу поезду. Машинист успевает затормозить, на насыпь выскакивают люди и видят человека в крови, лежащего без памяти, а рядом другого, с кровавой тряпкой в руке…

Это Василий. Он обводит собравшихся глазами и говорит: «Вяжите меня, я рельс отворотил».

Служил Иванов Семен сторожем на железной дороге. Вокруг никакого жилья не было, только такие же будки, как у Семена вдоль дороги настроенные. Досталась ему эта работа волей случая. После войны с турками, на которой и подорвалось здоровье Семена, не мог он трудиться на своей земле. Да, и отец родной с сыном 4 лет померли. Вот и пошли они с женой в других землях счастья искать. Не мог Семен работы найти, и пришлось его супруге в услужение купцу идти. А Семен дальше на поиски работы поехал. На станции встретил он своего офицера полка и тот пристроил его на железной дороге служить. Будка хоть и маленькой была, но новой и теплой, да, и огород небольшой при ней был разбит. Семен радовался, что корову, да, лошадь заведет.

Исполнял Семен свои обязанности исправно, порядок у него на участке был. Гайки регулярно подвинчивал, щебенку поправлял. Через пару месяцев с соседом повстречался. Поздоровался с ним Семен, а тот приветствие буркнул и ушел. Жена Семена тоже встречалась с женой соседа, но и его супруга немногословной была. Однако через месяц Семен с соседом познакомились и больше общаться стали. Вот только Семен все свои беды и трудности принимал и списывал на судьбу, а сосед – Василий, все на начальство серчал, что это они его кровь пьют и на ней жиреют и богатеют. И стал Семену на дорожного мастера жаловаться. Посадил Василий по весне капусту, а дорожный мастер приказал выкопать ее, так как не согласовал он с ним посадки свои. Решил Василий на мастера начальнику станции нажаловаться, да, и ему под горячую руку попался, получил оплеуху. Надумал начальнику станции не спускать обиды и направился в Москву, в управление правды искать, а будку и свой участок на жену оставил.

Через 3 дня пошел Семен в лес веток для дудок нарезать, чтобы потом их на базаре продать. И увидел, как Василий рельс в сторону отвел, чтобы поезд под откос спустить. Да, вот только поезд пассажирский должен был идти. Побежал Семен до будки за ломом, но, не добежав до нее услышал, что поезд уже идет и повернул назад. Лома нет, флаги, чтобы предупредить машиниста об опасности, в будке остались. Тогда выхватил Семен платок свой, резанул вену выше локтя и пропитал платок красной кровью. Поднял самодельный флаг на палке, которую для дудок срезал и давай ею махать. Ослаб, в глазах темнеть начало, так как глубоко руку разрезал, кровь так и хлещет. Стал оседать Семен, сознание терять, но молил Бога, чтобы только машинист знак увидел, чтобы Бог смену Семену прислал и спас людей. Семен упал, а вот палку его чья-то рука подхватила. Машинист красный флаг увидел и успел затормозить до вывернутой рельсы.

Состав остановился, люди вышли. Стоят, смотрят на окровавленного Семена, а рядом с ним Василий стоит с кровавым флагом в руке и говорит, что он рельс отвернул и просит: «Вяжите меня».

Иванов Семен Иванович — главный герой рассказа «Сигнал» Гаршина. Он бывший солдат, денщик. Семен Иванович становится «сторожем на железной дороге». Живет он, «человек больной и разбитый», вместе с женой Ариной в будке, при которой есть «с полдесятины пахотной земли». В мировосприятии Семена соединяется вечное крестьянское тяготение к земле с осознанием ответственности своей новой «железной» должности. Его философия: «уж кому какую талан-судьбу Господь даст, так уж и есть».

Иной его сосед по дистанции — «человек молодой», «худой и жилистый», Василий Степанович Спиридов. Он убежден: «не талан-судьба нам с тобой век заедает, а люди. <...> Коли всякую скверность на Бога сваливать, а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не человеком быть, а скотом».

Рассорившись с начальством, Василий покидает службу и отправляется в Москву искать «управу себе». Очевидно, безрезультатно: через несколько дней он возвращается и отвинчивает рельс незадолго до прихода пассажирского поезда. Это замечает Семен и пытается предотвратить крушение: собственной кровью смачивает платок и с таким красным флагом выходит навстречу поезду. Он теряет сознание от сильного кровотечения, и тогда флаг подхватывает Василий, наблюдавший издали за происходящим. Поезд остановлен. Последняя фраза рассказа — слова Василия: «Вяжите меня, я рельс отворотил».

Рассказ «Сигнал» Гаршина вошел в круг хрестоматийного чтения подростков, однако его толкование советскими литературоведами было довольно упрощенным. К дежурной и малосодержательной фразе, что в «Сигнале» Гаршин зовет к «героизму, к самопожертвованию ради блага народа», прибавлялось то соображение, что «Семен показан сторонником кроткого смирения и противопоставлен человеку, страстно ненавидящему хозяев современной жизни. При этом сторонник борьбы приходит к преступлению, а проповедник смирения — к подвигу самопожертвования». Гаршину вменяется в вину следование «реакционной толстовской «теории» «непротивления злу насилием».

Однако содержание рассказа свидетельствует о несколько иных целях автора: конфликты Василия с начальством зачастую вызваны его характером, его достаточно вольным отношением к собственным обязанностям. И его преступление несоизмеримо с нанесенным ему оскорблением. Думается, здесь Гаршин следует не столько не любимому идеологами большевизма и их присными «толстовству», но выражает убеждение, вообще характерное для русских писателей 2-й половины XIX в: любой радикализм разрушителен, он несет только зло и не имеет морального оправдания.

Ради утверждения этой идеи и дает Гаршин в «Сигнале» столь символический, во многом литературный финал (так ли уж обязательно было Семену смачивать платок кровью?! Неужели сам по себе человек на рельсах, размахивающий любым предметом, не сигнал тревоги для машиниста?!). Где радикализм — там преступления, там кровь невинных жертв, говорит писатель. Через десятилетия красный от крови Семена флаг в руке Василия роковым образом стал выражать смысл кровавого радикализма XX в. — большевизма, а сам по себе подвиг Семена обнаружил свое тяжелое сходство с обычным «подвигом» советской эпохи: как правило, это самопожертвование одних из-за преступности других (а не противостояние стихиям и т. п.).

Железнодорожный сторож Семен увидел поврежденные завистливым соседом Василием рельсы, а вдали приближающийся поезд. Решил Семен предупредить машиниста. Нанес себе глубокую рану, кровью смочил тряпку и поднял флаг. Однако от потери крови Семен упал, потеряв сознание. Машинист поезда, видя впереди красный сигнал, остановил состав. Вышедшие из поезда люди были поражены: на рельсах лежал окровавленный Семен, а рядом держащий красную тряпку и повторяющий слова признания вины Василий.

Подробный пересказ

Иванов Семен трудился охранником на железной дороге. Вернувшись с войны против турков, Семен долго не мог найти работу. Единственный сын умер. Пришлось ему с супругой переезжать в новые края, хорошей жизни искать. Во время скитаний Семен повстречал офицера, с которым вместе проходили службу. Офицер руководил железнодорожной станцией, он определил Семена к себе на работу сторожем. Выделили Иванову вагончик, и стали они с супругой обживаться. Огород посадили, хозяйство наладили. Семену нравилась эта работа, его участок пути был всегда в идеальном порядке.

Подружился Иванов со своим соседом, звали его Василий. Он постоянно ругал всех начальников в своих несчастьях, считал, что они наживаются на его трудах. Чувства ненависти к людям переполняли Василия. Семен же, все тяготы переносил стойко и мужественно, считал, что на все воля Божья. Семен был полной противоположностью своего соседа.

У Василия были разногласия с тамошним дорожным бригадиром. Василий без разрешения и соответствующих документов посадил огород на своем участке. Мастеру это не понравилось, он велел огород уничтожить. Мужчины подрались. Василий пожаловался на бригадира начальнику, но тот сторожа отчитал и в жалобе отказал. На станцию прибыла проверка. У Семена на участке было все в порядке, а Василий получил выговор. Решил тогда Василий в столицу податься, искать управы на местное руководство, в вышестоящих органах. Вернулся он с Москвы через несколько дней, так ничего не добившись. Василий стал еще больше озлобленным.

Пошел как-то Семен в лес, тальниковых веточек настругать. Мастерил он из них дудочки, а потом продавал на местном базаре, хоть какая-то лишняя копейка в дом. На обратном пути он услышал металлический скрежет у станции, подумал сторож, что кто-то дорогу расхищает, подойдя ближе, Семен увидел, как Василий ломом, крушит железнодорожные пути. Сосед сдвинул рельсу, и, заметив Семена, скрылся в лесу.

Семен знал, что вот-вот пойдет пассажирский поезд. Попробовал голыми руками вернуть рельс на место, не получается, тут инструмент нужен. До станции бежать далеко, не успеет, сойдет состав с рельсов. Кричал он соседа Василия, да он не пришел. Раздался гудок приближающегося поезда. Семен испугался, будет авария. Надо бы подать сигнал машинисту, чтобы тормозил, а нечем. Снял тогда Семен шапку, достал оттуда белый платок, поранил свою руку острием ножа, смочил платок в крови и машет поезду. Просит сторож, Бога помочь ему в этом. Чувствует мужчина, поплохело ему, сознание теряет, но об одном думает, лишь бы машинист сигнал увидел. Упал Семен, а его платок, чья-то рука перехватила и машет. Машинист разглядел сигнал, остановил состав. Сбежались люди, на путях человек в крови лежит, а рядом Василий с платком стоит. Арестовывайте меня, сказал Василий, это я аварию учинил.

Это произведение о великой отваге простого человека, он не испугался пожертвовать своим здоровьем, рискнуть своей жизнью, для того, чтобы другие люди жили. Рассказ учит порядочности и мужеству.

Картинка или рисунок Сигнал

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чехов Вишневый сад кратко и по действиям

    События пьесы разворачиваются весной в 1904 году. Любовь Андреевна Раневская с дочерью, служанкой и лакеем возвращаются на Родину

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»