Струны для акустики. Какие струны лучше для электрогитары? Бренды, которым можно доверять

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

При выборе струн для классической гитары многие гитаристы не задумываются о возможности экспериментировать с различными видами материалов: большинство музыкантов до сих пор уверены, что на классическую (испанскую) гитару можно устанавливать только нейлоновые комплекты или их традиционный, но более дорогой аналог - кишечные струны. Однако это вовсе не так: в данном материале вы сможете узнать о том, какие струны для классической гитары лучше, какие их виды представлены сегодня на рынке и какие модели пользуются наибольшей популярностью.

Как выбрать струны для классической гитары: основные технологии производства

В общем смысле «классические» гитарные струны представляют собой комплекты для инструментов с веерной системой пружин, имеющие суммарное натяжение в пределах 30…45 кг, в американской традиции игры на классике достаточно популярны также наборы с натяжением до 50 кг.

На сегодняшний день на рынке распространены следующие виды струн для классики:

  • Традиционные кишечные;
  • Синтетические («нейлон»);
  • Усиленные синтетические («карбон»);
  • Со стальным сердечником;
  • Синталические;

Какие струны лучше подойдут для классической гитары?

Однозначно ответить на этот вопрос каждый сможет для себя сам - мы же расскажем об особенностях каждого типа комплектов.

Кишечные струны (Gut strings) - очень часто их также называют «жильными». К слову, такое наименование ошибочно - изготавливают их далеко не из жил или сухожилий, а именно из кишечника животных: преимущественно домашних овец. На сегодняшний день найти такие наборы в свободной продаже очень трудно: во-первых, они не очень практичны (запах «на любителя», достаточно быстрый износ), во-вторых, стоимость подобных струн крайне высока.

Используют их в основном любители старинной музыки, по большей части использование кишечных струн носит одноразовый характер: несмотря на развитие технологии производства и применение пропиток и защитных составов, из-за влаги и температуры струны приходят в негодность обычно уже после одного концерта.

Синтетические струны - условно именно их называют нейлоновыми. Были изобретены компанией Augustine еще в 40-х годах прошлого века, когда участие во Второй мировой войне вынудило крупные индустриальные страны искать более дешевые и доступные для производства материалы для медицинской сферы. Так инженеры изобрели синтетическую нить, которую назвали нейлоновой.

Верхние три струны (самые тонкие) - монолитная леска из нейлона («монофиламент»). Три нижних струны (толстые, «басовые») представляют собой монолитную леску или переплетение нескольких нейлоновых лесок («полифиламент») в сердцевине, которую покрывает снаружи металлическая обмотка. Классическим материалом оплетки считается круглопрофильная проволока из посеребренной меди.

Для чего нужно посеребренное покрытие: оно придает струнам для классической гитары более привлекательный вид, защищает пальцы от окрашивания из-за контакта с медью, а также служит прекрасным индикатором износа комплекта.

Недостаток медной обмотки - ее мягкость, которая особенно заметна на 4-й струне (самая тонкая оплетка) в месте контакта с ладами. В последние годы для решения этой проблемы производители применяют не чистую медь, а сплавы: нейзильбер, фосфор-бронзу, латунь и т.д. Обратите внимание, что сплавы делают звучание классической гитары более бархатистым и «матовым» .

Усиленные синтетические струны - производятся из изобретенного в конце 90-х гг. в Японии полимерного состава с очень длинным наименованием, который в обиходе музыканты и производители по общему согласию стали называть «карбон». Плотность данного материала более чем в 1.5 раза выше, чем у нейлона - это дает возможность производить более тонкие струны при идентичной настройке гитары и при одинаковом натяжении. На картинке ниже видно, как отличается диаметр традиционных и усиленных синтетических струн при равном натяжении:

  1. Первая струна (Ми): 0.7 и 0.54 мм
  2. Вторая струна (Си): 0.8 и 0.61 мм
  3. Третья струна (Соль): 1 и 0.76 мм

Карбоновые струны имеют меньшую толщину, но звучат они более ярко и звонко по сравнению с нейлоновыми аналогами - при этом и стоимость усиленных комплектов выше. Срок службы комплектов из карбона, как ни странно, отличается от традиционных нейлоновых наборов в большую сторону очень незначительно.

Струны со стальной основой появились на рынке в качестве эксперимента в начале 21 века и, в целом, нашли свою аудиторию. Особенность технологии производства состоит в использовании обмотки на всех шести струнах: она наносится на керн из скрученных в единую сердцевину тончайших стальных нитей. В качестве обмотки на тонких струнах выступает плоская нейлоновая лента, навивку басовых струн обычно делают из классической посеребренной меди.

Главная их особенность - струны на стальном тросике почти не тянутся и отлично реагируют на движение колка. Имеют высокую стоимость, но полюбились отдельным исполнителям музыки на классической гитаре из-за своей мягкости и достаточно яркого звучания.

Синталические струны (синталь=синтетика+сталь) - достаточно новая разработка, особенность которой заключается в сочетании свойств нейлона и стали. Мягкие струны, которые очень быстро настраиваются и имеют яркое звучание. Изнашиваются струны Syntal медленнее традиционных синтетических комплектов.

Натяжение струн для классической гитары

Из-за активного использования синтетических материалов, отдельные производители струн для классической гитары не указывают диаметр струн на своих наборах. Связано это с легкостью полимеров: даже ощутимое изменение в калибре струн не вызовет существенной разницы в натяжении из-за практически неизменного веса струны. В такой ситуации большее распространение получила следующая классификация натяжения для нейлоновых струн:

  • Normal/Regular Tension - нормальное/среднее натяжение
  • Hard/High Tension - сильное натяжение
  • Extra High Tension - очень сильное натяжение.

При этом следует помнить, что более громкий, сочный и богатый звук дает обычно более сильное натяжение.


      Дата публикации: 20 октября 2002 г.

При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

    Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

    Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

    Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


    относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

    Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

    Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

    На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

    Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

О натяжении струн

Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.


В этой статье я помогу вам ответить на два основных вопроса: какие струны лучше для акустической гитары и какие струны лучше для акустической гитары для начинающих гитаристов . Надеюсь этот материал поможет вам выбрать лучшие струны для акустической гитары.

Ввиду отсутствия звукоснимателей или усилителей, струны для гитары оказывают относительно большее влияние на общий звук акустических гитар в сравнении с электрогитарами. Поэтому при выборе струн для гитары необходимо тщательно изучить их состав и калибр. Выбор правильного типа струн для этого инструмента имеет огромное значение.

В зависимости от применяемого материала, формы и способа изготовления, гитарные струны могут давать разный звук и разные ощущения от игры, поэтому использование правильного типа струн дает гитаристу огромные преимущества. Аналогичным образом, когда струны для гитары подобраны неправильно, это может быть достаточно вредно как для музыканта, так и для его инструмента.

Одним из самых главных критериев выбора типа струн для акустических гитар является их калибр , поскольку он одинаково актуален для всех типов и разновидностей этого инструмента. Калибр струн имеет огромное влияние на удобство игры на акустической гитаре и ее звук.

Струны для гитар имеют различные диаметры сечения или калибр. Единица измерения калибра – 0.001 дюйма . Как правило, калибр самой тонкой струны равен.010 (первая струна) а самой толстой - .059 (шестая струна). Также следует помнить, что классические гитарные струны обозначаются в соответствии с их натяжением.

Ниже приведены основные преимущества и недостатки струн разного калибра, влияющие на качество и сложность игры на акустической гитаре:

Струны меньшего калибра («тонкие»):

  • как правило, удобнее играть;
  • удобнее делать подтяжки (бэнды);
  • легче порвать;
  • дают меньше объема и сустейна;
  • могут вызывать дребезжание ладов;
  • меньше напряжение на гитарную механику (подходят для винтажных гитар).

Струны большего калибра («толстые»):

  • как правило, сложнее играть;
  • сложнее сделать бэнд;
  • дают больше объема и сустейна;
  • больше напряжение на гитарную механику.

Большинство гитаристов называют наборы струн по толщине первой (например, «десятые», «одиннадцатые», и т.д.). А производители гитарных струн определяют их калибр в наборе с использованием таких терминов, как «light» или «medium».

Хотя эти определения не всегда соответствуют одним и тем же наборам толщин у разных производителей, здесь представлены типовые диапазоны наборов гитарных струн:

  • «extra light»: 0.010 - 0.047
  • «custom light»: 0.011 - 0.052
  • «light»: 0.012 - 0.054
  • «medium»: 0.013 - 0.056
  • «heavy»: 0.014 - 0.059

Более полная таблица толщин струн для гитары:

Название набора 1 2 3 4 5 6
Ultra Light 0.008 0,010 0.015 0.022 0,032 0,039
Super Light 0,009 0,011 0,017 0,024 0,032 0,042
Light 0,010 0,013 0,017 0,026 0,036 0,046
Medium 0,011 0,014 0,018 0,028 0,038 0,049
Medium Heavy 0,012 0,016 0,024 0,032 0,042 0,052
Heavy 0,013 0,017 0,026 0,036 0,046 0,056

Сердечник струны

В гитарной струне гораздо больше компонентов, чем это может показаться на первый взгляд , и все отдельные компоненты, собираясь вместе, создают «жизненную силу» гитарного звука. Через середину струны по всей длине тянется ее основа - металлический сердечник.

К проволочному сердечнику прикрепляется наконечник в виде «шарика» - это то, что удерживает струну на струнодержателе. Вокруг металлического сердечника намотана еще одна круглая проволока, которую чувствуют пальцы гитариста, когда прижимают струну к грифу.

Существует два основных типа формы сердечника: круглый и гексагональный (шестигранный).

Материал обмотки гитарных струн

К основным материалам, использующимся при изготовлении гитарных струн, относятся: сталь и никель (обычно используются на электрических инструментах), латунь, бронза и нейлон . Однако типов струн намного больше, поскольку в процессе изготовления многие производители используют различные сплавы и примеси, а кроме того струны могут отличаться по конструкции и наличию дополнительного покрытия. От материалов гитарных струн зависит не только звук и удобство игры на инструменте, но и долговечность самых струн.

Бронза

Оплетка этого типа струн состоит из бронзы, изготовленной по формуле 80/20 (80% меди, 20% олова) и имеет золотистый оттенок. Бронзовые струны для гитары дают чистый и яркий тон, но достаточно быстро теряют свои положительные свойства из-за быстрого окисления этого сплава.

Фосфорная бронза

Еще один тип бронзовых струн - это бронзовые струны с добавлением фосфора. Из-за большего содержания меди в сплаве они имеют более темный, красноватый оттенок. Фосфор увеличивает срок службы этих струн, делая их более долговечными по сравнению с бронзовыми струнами.

Струны для гитары из фосфорной бронзы дают более теплый звук с более сглаженным верхним диапазоном. Это делает их особенно подходящими для жанров, которые характеризуются мягким тоном, а также для игры пальцами. Они хорошо сочетаются с акустическими гитарами с меньшей декой, хотя многие музыканты, играющие в более спокойных жанрах, предпочитают эти струны и на более крупных инструментах.

Медь

Медные струны для гитары для "акустики " считаются более дешевым аналогом бронзовых . Они тоже дают чистый и яркий тон, однако лишены характерной «индивидуальности», поэтому медные струны разных производителей по звуку почти не отличаются.

Серебряное покрытие

Серебряное покрытие медных струн (посеребренная медь) не вносит существенных отличий в звук, оставляя его таким же чистым и ярким. Однако более высокое качество этого металла делает посеребренные струны более долговечными и надежными, поскольку они меньше подвержены коррозии и загрязнению.

Однако, помимо превосходных эстетических качеств и практичности, такие струны характеризуются более высокой стоимостью, по сравнению со струнами из меди и ее сплавов.

Латунь

Как правило, латунные струны для гитары всегда звучат ярче, чем бронзовые. Хотя, как это ни странно, большинство латунных струн изготавливаются по принципу бронзы «80/20». Между этими двумя типами струн нет существенной разницы, поскольку латунь, как и бронза, состоит на 80% из меди с добавлением 20% цинка.

Это придает струнам яркий и резкий характер, хотя при использовании на гитарах высокого уровня, это может сделать звук инструмента звонким и «металлическим». Еще одной особенностью струн из латуни является их невысокая долговечность, поскольку латунь имеет склонность к окислению.

Какой фирмы электрогитара лучше для начинающих

Как подобрать калибр(толщину) струн

При определении того, какой толщины струны следует использовать, необходимо принять в расчет четыре основных фактора :

  1. Размер гитары . Основное эмпирическое правило состоит в том, что чем меньше объем деки гитары, тем тоньше должны быть струны, и чем крупнее инструмент, тем, соответственно, толще струны. Например, дредноут, имеющий характерную большую деку, лучше звучит со струнами средней толщины, которые в полной мере используют акустические качества этого относительно крупного инструмента. А гитары с небольшой декой звучат значительно лучше со струнами меньшей толщины («light»).
  2. Возраст гитары . Винтажные инструменты часто менее прочные, поэтому большое натяжение, создаваемое струнами калибров «medium» и «heavy» может привести к деформации грифа и смещению струнодержателя. Если нет уверенности в прочности инструмента, то следует воздержаться от установки на него струн большого калибра.
  3. Стиль игры . Пальцевым методом намного проще играть на струнах меньшего диаметра. Для игры боем или медиатором струны среднего калибра, вероятно, будут лучшим выбором, хотя на них будет намного сложнее играть начинающим музыкантам. Если манера исполнения подразумевает комбинацию боя и пальцевого метода, тогда набор «medium» может стать разумным решением. Подобные наборы имеют более толстые три басовых струны и стандартные тонкие струны.
  4. Тон и объем . Толщина струн непосредственно влияет на объем и тон создаваемого звука. Так, струны большего калибра подчеркивают басовый регистр гитары, создавая глубокие и сильные тона. Тонкие струны, наоборот, будут больше акцентировать внимание на диапазоне высоких частот и могут быть полезны при игре медиатором и боем.

Известные гитаристы и струны, на которых они играют

Ernie Ball

Jimmy Page
- Ernie Ball 10-46 и 9-46
Eric Clapton
Kirk Hammett
Slash - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48, RPS-11 - Slinky Nickel Wound 011 .014 .018p .028 .038 .048
Steve Vai - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46, RPS-9 Slinky Nickel Wound009 .011 .016 .024w .032 .042
Jeff Beck - Ernie Ball 2223 Super Slinky 9-42
John Mayer - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46
Jack White - The Raconteurs - Ernie Ball 2627 Beefy Slinky Drop Tune 11-54
Aerosmith - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42, Ernie Ball 2223 Super Slinky 9-42
Paul Gilbert - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42
Buddy Guy - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48
Steve Morse - Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46
Iron Maiden - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48
Blink 182 - Ernie Ball 2215 Skinny Top/Heavy Bottom 10-52
Brad Paisley - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46, Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46
Keith Richards - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42, Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46, RPS-11 Slinky Nickel Wound 011 .014 .018p .028 .038 .048

Mark Knopfler - Fender Extra Lights 009 .011 .015 .024 .032 .040
Jimi Hendrix - FENDER "ROCK N" ROLL" STRINGS Light Gauge 010 .013 .015 .026 .032 .038
Yngwie Malmsteen - Original Pure Nickel Soft Light Ball End Electric Guitar Strings 008 .011 .014 .022 .030 .038

D"Addario

Mark Knopfler
Joe Satriani - D"addario EXL120 Super Light 9-42
Robben Ford - EKXL110 Regular Light Tremolo 010. 013. 017. 026. 036. 046

Kurt Cobain (Nirvana) - Blue Steel Electric 010 .013 .017 .030 .042 .052
Gary Moore - Nickel Steel Electric Custom 010 .013 .017 .030 .042 .052

Thomastik

George Benson - Infeld Electric Guitar Flat Wound Medium Light George Benson 012 .016 .020 .028 .039 .053


Любому гитаристу рано или поздно приходится менять струны на своем инструменте, либо по причине износа и ухудшения звука, либо для того, чтобы получить несколько иное звучание от инструмента. Акустическая гитара – замечательный инструмент, который прекрасно звучит и в концертном зале, и в тесной квартирке, и во дворе среди многоэтажных зданий, и, конечно же, на природе у костра.

Изменить акустические свойства, которые зависят от породы дерева, состава лака, качества изготовления деталей, уже не получится. А вот добиться нужного тембра и звонкости за счет замены струн – это можно .

Нейлон или металл?

Если рассматривать, какие бывают виды струн для гитары, то разделить их можно на две группы, имеющие свои разновидности: нейлоновые и металлические. Каждый имеет свои особенности, достоинства и некоторые недостатки.

Если говорить коротко об основных свойствах, то нейлоновые мягче, а звучание у них глуше . Для металлических характерен более яркий, звонкий звук, но они жестче, — именно от них у гитаристов на подушечках пальцев левой руки образуются грубые мозоли.

Мягкие и тихие

Как уже говорилось, нейлоновые струны более мягкие. По сути, они представляют собой нейлоновую леску, по крайней мере, именно так выглядят первые три. Только толщина лески от первой к третьей, соответственно, увеличивается. Толстые басы состоят из пучка нейлоновых нитей, которые имеют обмотку из меди (чаще всего), серебра или латуни.

Существует еще такое понятие, как степень натяжения. Для новичков обычно советуют выбрать нормальное натяжение, — уж очень сложно и больно прижимать к ладам нейлоновые лески высокого натяжения (High Tension). Играть на них хоть и легче, но некоторые нюансы извлечения звука, известные мастерам, останутся недоступными .

Специалисты считают, что если гитара была куплена с нейлоновыми струнами, то и при замене лучше выбрать такие же. То же самое и с металлическими. Нейлон, как правило, ставят на классическую испанскую гитару, а для акустической больше подходит громкий насыщенный металлический звук. Впрочем, есть свои исключения и особые мнения среди гитаристов на этот счет.

Кстати бывает, нейлоновые струны сложнее закрепить за колки (очень уж скользкие), сложнее настроить (трудно «поймать» нужную высоту звука). Профессионалы советуют после перетяжки и настройки дать полежать инструменту сутки, чтобы нейлон растянулся, и тогда уже окончательно настраивать гитару.

Громко и звонко

Это именно то, что отлично подойдет для акустической гитары. Сочное звучание аккордов, звонкое тремоло, яркая игра боем, — на все это способен только металл. Какие бы металлические струны не были натянуты на акустическую гитару, звучать они все равно будут звонче, чем синтетические.

Имеется несколько их разновидностейM :

    На основе монолитной (рояльной стали) с круглой обмоткой. Первые две струны – это проволока из высокопрочной специальной стали, третья может выглядеть по-разному: либо как первые две, либо иметь тонкую металлическую обмотку. Звучание с ней более бархатистое и приятное, однако, из-за тонкости, оплетка очень быстро рвется. А в этом случае уже необходима замена.

Есть одно замечание: если вышла из строя одна струна, то менять лучше сразу все: звучание новой все равно будет выбиваться из общего тембра. Лучше не скупиться и выбрать на замену весь комплект для инструмента.

    Со стальной основой и плоской обмоткой. В данном случае отличие от предыдущего вида имеется только в обмотке: она снаружи плоская.

    Стальная сердцевина с синтетической оболочкой. Оболочка может представлять собой тонкую тефлоновую обмотку, либо стальная проволока заключается в пластик. Такая защита увеличивает срок их службы: они не пачкаются от соприкосновения с пальцами, не истираются, даже если лады на гитаре недостаточно хорошо отполированы. Однако, особенный переливчатый звук, характерный для металлической сердцевины с круглой обмоткой, здесь не получится.

Подробней про обмотку

Вообще, звучание басов и удобство передвижения по ним пальцев зависит во многом от обмотки и, в первую очередь, какая у нее форма. Как уже говорилось, металлическая обмотка может быть круглой в диаметре. В этом случае можно получить очень звонкий, сочный, переливистый звук. Но скольжение пальцев по такой неровной поверхности сопровождается характерным скрипом, или, как еще говорят, свистом, и этот посторонний шум иной раз прекрасно слышен зрителям.

Плоская или полукруглая обмотка хороша тем, что дает идеальную гладкую поверхность. Пальцы левой руки легко и практически бесшумно скользят по ней, не встречая препятствий. И новичкам не так болезненно нажатие на такую поверхность . Однако звук, хоть и звонкий, лишается той особой переливчатости, о которой было сказано выше. На басах он имеет «матовую окраску» по сравнению с более сочным звуком тонких первых струн.

Материал, из которого делается наружная оплетка басов – это, как правило, медь, реже латунь, серебро или другие сплавы. Медь, естественно, дешевле, серебро – красивее. Но не стоит ставить это дорогое чудо на дешевую гитару с плохо отполированными ладами. Особенной красоты звучания тут не добьешься, серебряная оболочка быстро порвется, и просто придется менять весь набор.


Диаметр и натяжение

На коробках с наборами всегда указаны цифры, обозначающие диаметр и натяжение. По крайней мере, солидные фирмы, производящие качественную продукцию (такие, например, как D’Addario, La bella) обязательно пишут эти данные на упаковке. Толщина первой струны может быть от 0, 08 до 0, 15 мм, часто этот показатель указывается в дюймах. Толстые басы низкого натяжения могут дребезжать во время игры от соприкосновения с ладами. Чтобы избежать этого, следует опустить гриф .

Как правило, гитаристы, экспериментируя с различными параметрами и марками производителей, выбирают для себя самый удачный вариант (или варианты), удовлетворяющий их по звучанию и удобству извлечения звука. Зная основы и закономерности, можно на личном опыте подобрать самые хорошие струны.

Надеемся, что данная статья помогла вам выбрать хорошие струны для своей гитары.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Уметь играть на гитаре всегда было почетным делом. Даже выучив несколько аккордов, можно уже во дворе или возле костра сыграть простенькие песни для поднятия настроения и боевого духа. Но бывают моменты, когда по неосторожности или от длительной эксплуатации струны на гитаре рвутся. Чтобы не оборвать праздник, нужно всегда с собой иметь запасной комплект струн. Вот тут-то и встает главный вопрос: "А как же выбрать струны для акустической гитары?"

Виды струн

Для акустической гитары есть выбор: установить нейлоновые или металлические струны (на той же электрогитаре возможно установить только металлические). Это два противоположных лагеря. До сих пор ведутся споры, какие струны лучше для акустической гитары. На самом деле все зависит от человека. Струны для акустической гитары звучат по-разному. Именно поэтому их такое огромное количество. Существует очень много различных комплектов, которые отличаются между собой по разным параметрам, влияющим на звук и качество игры. Не стоит забывать, что, помимо других факторов, на игру также влияет сама акустическая гитара. Какие струны лучше всего подойдут новичкам?

Струны для новичков

Первые шаги в освоении гитары всегда трудны. Очень важно, чтобы с самого начала человеку понравилось играть на гитаре, иначе он вскоре бросит это дело. Так как главным элементом гитары являются струны, то и подход к их подбору должен быть на первом месте. Для новичков лучше всего подойдут нейлоновые, так как именно они обладают всеми полезными для них параметрами.

Плюсы и минусы нейлоновых струн

Для новичков лучше всего подойдут нейлоновые струны, так как на синтетике намного проще играть. Металл - значительно более твердый материал, чем синтетика, поэтому зажимать свои первые аккорды на таких струнах труднее. Синтетика, в свою очередь, - более мягкий материал, поэтому учиться играть на ней будет во много раз проще.

Для нетренированных пальцев первые нагрузки будут довольно-таки велики, поэтому нужно сделать все возможное, чтобы уменьшить нагрузку на них. К тому же синтетика не так ущербна для кожи: хоть поначалу и будет больно зажимать лады, но потом быстро свыкаешься.

Но все не так просто, как кажется. Синтетика - мягкий материал, именно поэтому он подвержен деформациям. Из-за этого свойства акустику нужно постоянно подстраивать, так как струны растягиваются. Также они менее прочные, поэтому стоит быть аккуратным и стараться не порвать их.

Нейлон на гитаре звучит не так звонко, как металл. Его звук более приглушенный, но мягкий. Поэтому при игре "форте" нужно прикладывать больше усилий.

Плюсы и минусы металлических струн

Металлические струны сделаны из более прочного материала, который и дает им такую прочность. Они более долговечны и неприхотливы к другим условиям. Также они не так деформируются. Это дает возможность сохранять их натянутыми (не нужно каждый раз их настраивать). Лучшие струны для акустической гитары - металлические. Они по праву таковыми считаются, ибо их звучание более звонкое и громкое.

Но они имеют целый ряд недостатков. Из-за прочности металлические струны делают более тонкими. Особенно новичкам это выливается в толстенные мозоли на левой руке. Если по душевному порыву перезаниматься, то можно стереть пальцы в кровь, и это не просто слова. Именно поэтому для себя важно выбрать норму, несколько часов в день, чтобы избегать переутомления и кровавых мозолей. К тому же зажимать аккорды будет намного сложнее, чем на синтетике, так как металл - более твердый материал. Здесь нужно прикладывать всю свою силу, чтобы издать звук.

Какие струны выбрать

Так какие струны лучше для акустической гитары? Ну для этого стоит учесть все факторы. Если человек только начинает заниматься музыкой, то лучше ставить нейлоновые струны, так как на них проще всего учиться, если со стажем, то металлические, ибо у них краше звучание.

Как поменять струны на акустической гитаре

Если вдруг купленная гитара оказалась с комплектом металлических струн, а требовались нейлоновые, не беда. Вопрос о том, как поменять струны на акустической гитаре, решается очень быстро.

Первым делом нужно купить новый комплект струн. Они продаются в любом музыкальном магазине, еще их полно в интернете. После этого осталось только снять старые и закрепить новые.

Старые струны нужно снимать начиная с колков (такие штучки, которые крепятся к головке грифа). Уменьшив натяжение, можно с легкостью распутать их пальцами и снять с колка. Затем просто развязывается узел на мостике (основание, на котором крепятся струны возле правой руки). Затем, проделав обратную процедуру, надевают новые струны, начиная с нижнего мостика и заканчивая колками.

Ценный совет: струны для акустической гитары лучше всего менять не по принципу сверху вниз, а по бокам. То есть сначала надевается шестая и первая струна, затем пятая и вторая, а только потом четвертая и третья. Головка грифа сделана так, что пары колков держат струны именно в таком порядке. Самая дальняя пара колков отвечает за первую и шестую. Так же со средней и третьей парой колков.

На самом деле здесь нет ничего сложного, стоит только чуть-чуть поупражняться.

Лучшие струны

Всегда хочется иметь что-то очень качественное и надежное. То же самое относится и к струнам. Как правило, струны для акустической гитары, установленные при ее покупке, не блещут качеством. Именно поэтому рекомендуется после покупки инструмента менять струны. Лучшим вариантом будет знаменитый бренд, посвященный гитарам, "Фендер". Он собрал в себе все самое лучшее. Стоит такое удовольствие дороже, чем другие струны, но оно того стоит.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»