Ученые раскрыли секрет творчества микеланджело в преклонные годы. Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения летний каторжный труд над фресками Сикстинской капеллы

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Даже если вы никогда не рассматривали потолок в Сикстинской капелле, как минимум 1 из 9 фресок вам знакома (особенно если вы были обладателем кнопочного телефона Nokia): тянущиеся друг к другу руки стали узнаваемым символом во всем мире. Автором этого произведения является Микеланджело Буонарроти, которому удалось не только создать настоящий шедевр, но и зашифровать в нем значение, которое меняет представление об известном библейском сюжете.

сайт внимательно изучил фреску «Сотворение Адама» и спешит раскрыть задумку художника, которая может лишить сна.

Начнем с того, что Микеланджело подставили: поручили работу, с которой он не должен был справиться

Перед тем как приступить к расшифровке одной из самых знаменитых фресок, стоит познакомиться с историей ее создания и с самим художником. Микеланджело Буонарроти больше известен как скульптор, а его статуя Давида затмила все античные, греческие и римские изваяния. Вот и сотрудничество с папой римским (Юлием II) началось не с заказа фресок, а с личной гробницы для главы католической церкви. Но недоброжелатели художника решили оставить Микеланджело без работы и сообщили папе, что строительство гробницы при жизни - затея сомнительная и может навлечь беду. Задание было отложено, но завистники на этом не успокоились. Они указали Юлию II на потолок Сикстинской капеллы и намекнули, что он требует обновления, посоветовав поручить это дело Буонарроти. По задумке, Микеланджело, который не имел опыта в росписи, должен был провалить заказ и униженным покинуть Рим. Но художник оказался не так прост: он сам выбрал материалы, спроектировал строительные леса и приступил к работе.

Фрески на потолке в Сикстинской капелле вызывают изумление даже в наши дни, и трудно поверить, что такое способен сотворить человек. Мастеру действительно пришлось нелегко: после 4 лет росписи потолка Микеланджело заработал артрит, сколиоз и инфекцию ушей из-за краски, которая попадала на лицо. Да и церковь оказалась заказчиком капризным: папа забывал вовремя оплачивать материалы, но при этом постоянно подгонял художника и вмешивался в процесс с требованием поправить цвета, чтобы смотрелось побогаче.

Когда работа закончилась, Юлий II остался доволен, а фрески с сюжетами из Бытия заставляли посетителей церкви терять дар речи. Самую большую популярность получила четвертая роспись под названием «Сотворение Адама».

Версия № 1: Микеланджело зашифровал во фреске человеческий мозг

«И сотворил Бог человека по образу Своему», - гласит Бытие 1:27. У Микеланджело была своя трактовка этой фразы, и, согласно популярной версии, художник на одну фреску с Адамом и Богом поместил еще третьего важного участника в создании разумного существа - человеческий мозг. Буонарроти как бы намекает, что человек способен выглядеть завершенным (как Адам на фреске), но у него не получится приблизиться к Творцу без способности мыслить. Или, что звучит еще более провокационно, все создано человеком, а Бог - плод его фантазии (ведь именно эта способность является главным отличием человека от животного). И такая теория уже идет вразрез с религиозной идеологией.

Напоминаем, что на дворе стоял 1511 год и за высказывание о происхождении человека с точки зрения науки можно было лишиться не только работы, но и жизни. Художник также славился своим интересом к анатомии и занимался вскрытиями . И мало того, что Буонарроти признался в любви к своему увлечению, так еще и сделал это на потолке церкви в Ватикане.

Так как художник знал строение человека в деталях, то ему ничего не мешало применить анатомию в своих работах:

  1. Многие ученые отметили сходство очертаний плаща Бога с контурами человеческого мозга .
  2. Боковая трещина Сильвио - это очень глубокая борозда, которая разделяет височную и теменную доли.
  3. Самый нижний ангел, который удерживает Бога, своими очертаниями напоминает ствол мозга .
  4. За эндокринную систему отвечает гипофиз, и на фреске он изображен в виде ноги ангела.
  5. Правая рука Бога проходит через префронтальную кору, которая является местом человеческого разума, воображения и творчества.
  6. Женский силуэт под рукой Бога формирует надкраевую извилину .
  7. Ангел, который находится у ног Творца, образует контуры угловой извилины .
  8. Развевающийся шарф - позвоночные артерии , которые имеют извилистую форму.
  9. Согнутое колено ангела - перекрест зрительных нервов , где частично пересекаются волокна зрительных нервов.
  10. Сам Творец находится на месте лимбической системы, которая является эмоциональным центром мозга и анатомическим аналогом души.

Потолок Сикстинской капеллы поражает воображение посетителей уже больше пятисот лет. Ежегодно великое произведение искусства привлекает миллионы туристов и занимает особое место не только в мировом искусстве, но и в христианстве.

История фресок

Микеланджело Буонарроти начал этот грандиозный проект в 33 года, в 1508 году. Капелла была открыта публике в 1512 году. Потолок дался ему с трудом и, по словам самого Микеланджело, никаких денег не хватило бы, чтобы оплатить его адские муки и жертвы, на которые он вынужден был пойти.

Он писал все фрески стоя, а не лежа на спине, как полагают многие. Поднятые вверх в течение многих часов подряд руки и голова приводили к ужасным головным болям и мышечным спазмам.

Распространение грибка по потолку привело к тому, что первый слой фресок пришлось полностью снимать. После того как потолок снова высох, Микеланджело самостоятельно готовил и наносил грунт, чтобы избежать повторного распространения грибка.

Главный архитектор Ватикана Донато Браманте не очень любил Микеланджело (вероятно потому, что покровительствовал Рафаэлю) и не старался обеспечить его комфортом, поэтому Микеланджело пришлось самому проектировать себе леса, на которых удобно было работать над росписью высоких потолков капеллы.

Кроме того, Микеланджело не считал себя художником, поскольку он уже был известным на тот момент скульптором, работы которого (Давид и Пиета) поражали красотой и реализмом. По требованию Папы Юлия II ему пришлось взяться за роспись капеллы, однако художник настоял на том, чтобы оставить за собой право выбора сюжетов.

Результат работы

В итоге Микеланджело — начинающему художнику — удалось создать одно из величайших произведений мирового искусства, которое по сей день интригует и восхищает всех ценителей прекрасного.

Несмотря на адские условия и невероятный объем работы (больше тысячи квадратных метров), Микеланджело изобразил девять сцен из Ветхого Завета, включающие больше трехсот человеческих фигур, изображенных в реальном размере. Эти изображения и невероятно точная анатомия вдохновляли целые поколения художников и ученых. Фреска «Создание Адама», на которой пальцы Бога и Адама почти соприкасаются, является одним из самых узнаваемых и копируемых произведений искусства в истории человечества.

Скрытые символы

Хоть в 1508 году на дворе и был расцвет высокого Ренессанса, церковь все же отличалась крайней строгостью, не любила и всячески пресекала попытки великих умов распространить слишком прогрессивные идеи.

Именно поэтому предположения о том, что одному из величайших художников истории удалось скрыть тайные символы в своей самой известной работе, являются сами по себе захватывающими и интригующими.

Не все символы, однако, были такими уж тайными. Например, в благодарность за то, что папа Юлий II позволил Микеланджело изменить сюжеты фресок, художник изобразил на многих из них желуди.

В чем смысл? Дело в том, что фамилия папы была Ровере, в переводе с итальянского — дуб.

Символика иудаизма

Желуди были не единственной частью скрытой символики, которую Микеланджело включил в свою работу.

В изображении грехопадения и изгнания из Рая, в райском саду нет печально известной яблони. На ее месте стоит фиговое дерево — традиционный элемент иудейской религии, а не христианства.

На самом деле во многих сценах из Ветхого Завета Микеланджело активно использует иудейскую символику. По мнению историков и искусствоведов, художник таким образом пытался послать церкви своего рода сообщение о том, что христианство слишком далеко ушло от своих иудейских корней.

Изображение Бога

Однако Микеланджело сам сильно отошел от иудаизма в тот момент, когда решился изобразить Бога.

Христианство является единственной авраамической религией, которая позволяет людям создавать образ Бога. До Микеланджело в западном искусстве Бог изображался либо как рука, либо как источник света, но не принимал четкой физической формы.

Микеланджело пошел против принятых устоев и изобразил Бога в человеческом обличии. Именно этот взрослый бородатый мужчина и стал типичным образом Бога для всего христианского мира.

Бог есть разум

Внимательно присмотритесь к фреске «Создание Адама», а именно к изображению Бога и окружающих его ангелов. В 1990 году врач Фрэнк Линн Мешбергер обнаружил, что в образе Бога и его свиты скрыто изображение человеческого мозга. По мнению искусствоведов, это говорит о том, что Бог подарил Адаму не только жизнь, но и разум.

Изображение Бога и свиты настолько сложное, что не только его очертания по форме напоминают мозг, но и отдельные элементы фрески (например, нога ангела) почти точно повторяют очертания отделов мозга (гипофиз).

Еще один мозг

Исследование фресок, проведенное в 2010 году, обнаружило еще одно изображение мозга, на этот раз скрытое во фреске «Отделение Света от Тьмы». Под высоко поднятым подбородком Бога, на его шее, четко прослеживается часть человеческого мозга, а именно ствол, часть височной доли и продолговатый мозг.

По их словам, Микеланджело, который с 15 лет активно изучал анатомию на трупах, не мог случайно изобразить такую сложную конструкцию на шее Бога - части тела, которая обычно является гладкой.

Женское начало

Бразильское исследование, изданное в журнале Clinical Anatomy в 2016 году, обнаружило, что в дополнение к мозгу художник изобразил и другие внутренние органы.

Не обошлось и без женского начала. По словам исследователей, череп барана, который восемь раз изображен на потолке Сикстинской капеллы, очень похож на женские репродуктивные органы.

Кроме того, на фресках несколько раз встречаются треугольные формы, изображенные острием вниз, что издавна символизирует «священное женское начало». Это было популярным мотивом в классическом греко-римском искусстве. Однако подобное отношение угрожало патриархату католической церкви.

Нетипично для всего западного искусства того времени то, что во многих сценах, изображенных на потолке капеллы, женщинам отведена центральная роль. Учитывая то, что потолок изображает исключительно сцены из Ветхого Завета, где не было девы Марии с младенцем, такое внимание к женщинам действительно неожиданно.

Сегодня можно только гадать, являлись ли скрытые символы попыткой обвести церковь вокруг пальца, напомнить ей о корнях или отдать поклон науке, разуму и женскому началу. А может, у этих символов совсем иные значения, или никаких символов и вовсе нет? А может, есть еще немало скрытых посланий, которые никто еще не разглядел?

МОСКВА, 4 фев - РИА Новости . Итальянские ученые проанализировали портреты Микеланджело Буонарроти, и пришли к выводу, что он страдал от дегенеративного артроза кистей рук, который, однако, не мешал ему творить благодаря тому, что его склонность постоянно работать замедляла разрушение костей, говорится в статье, опубликованной в Journal of the Royal Society of Medicine.

Микеланджело по праву считается одним из величайших художников и скульпторов Ренессанса и всего человечества в целом - за 89 лет своей жизни он создал множество величайших шедевров, многие из которых, такие как фреска "Страшный суд", статуи "Давид" и "Умирающий раб", определили развитие культуры Европы на десятилетия и века вперед.

Одной из главных тайн Микеланджело оставалось то, по словам Давида Лаззери (Davide Lazari) из университета Флоренции (Италия), как великий художник работал в свои преклонные годы, если он, по воспоминаниям своего племянника Лионардо Симони, страдал от серьезнейших проблем с подвижностью суставов, что большинство биографов Буонарроти считают следствием развития подагры.

Лаззери и его коллеги усомнились в этом и обстоятельно изучили то, как выглядели руки мастера в последние годы перед его смертью, а также повторно проанализировали все известные источники о его жизни, в том числе портреты художника, автобиографии других современников и воспоминания родственников и друзей.

Ученые выяснили, как возник жест "апостольского благословения" Знаменитый католический жест благословения – осенение верующих крестным знамением, исполняемым полуоткрытой рукой со сложенным мизинцем и безымянным пальцем, возник благодаря тому, что апостол Петр страдал от повреждения локтевого нерва.

Благодаря портретам, выполненным в разные периоды жизни Микеланджело - в 60, 65 и 70 лет, - авторы статьи смогли раскрыть то, чем на самом деле страдал художник, сопоставив то, как на них выглядела левая рука маэстро. По их словам, Буонарроти действительно испытывал серьезные боли в суставах, однако причиной их появления была не подагра, накопление кристаллов мочевины, а дегенеративный артроз.

В пользу этого говорят особые деформации в суставах большого пальца, пястных костей и ряда других элементов кисти, а также отсутствие в окрестностях этих костей видимых следов воспаления, которые обычно ассоциируются с развитием подагры. Разрушение этих суставов в результате дегенеративных процессов лишило Микеланджело возможности писать, так как его большой палец фактически перестал сгибаться.

Учитывая, что великий художник прожил еще как минимум 15 лет после написания этих портретов, возникает вопрос, как ему удавалось бороться с болезнью? Как считают Лаззери и его коллеги, Микеланджело одновременно помогало и мешало его стремление постоянно работать - все время работая через боль, художник замедлял разрушение суставов и приспосабливался к постоянному ограничению в их подвижности.


Величайший мастер и мыслитель Высокого Возрождения - Микеланджело Буонарроти , проживший долгую и плодотворную жизнь, всегда думал, что все его творения не достойны Господа Бога. И сам он не достоин оказаться после смерти в Раю, потому как не оставил после себя на земле потомство, а лишь бездушные каменные изваяния. Хотя была в жизни великого гения необыкновенная женщина - муза и возлюбленная.

Воплощая в жизнь творческие проекты, мастер мог годами находиться в каменоломнях, где выбирал подходящие глыбы мрамора и прокладывал дороги для их перевозки. Микеланджело пытался сделать все собственноручно, он был и инженером, и чернорабочим, и каменотесом.


Жизненный путь великого Буонарроти был полон удивительных трудовых подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением. И отличаясь резким и чрезвычайно сильным характером, он имел волю тверже самого гранита.


Детство Мике

В марте 1475 года в семье бедного дворянина родился второй сын из пяти мальчиков. Когда Мике было 6 лет, его мать, измученная частыми беременностями, умерла. И эта трагедия оставила неизгладимый след на психологическом состоянии мальчугана, чем и объяснялась его замкнутость, раздражительность и нелюдимость.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219410677.jpg" alt="Итальянская картина 12-летнего Микеланджело: самая ранняя работа." title="Итальянская картина 12-летнего Микеланджело: самая ранняя работа." border="0" vspace="5">


Достигнув 13-летнего возраста, Мике заявил родному отцу, который хотел дать сыну достойное финансовое образование, что намерен обучаться художественному ремеслу.
И тому ничего не оставалось, как отправить сына на обучение к мастеру Доменико Гирлaндайо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0024.jpg" alt="Мадонна у лестницы. (1491). Автор: Микеланджело Буонарроти." title="Мадонна у лестницы. (1491).

Уже в 1490 году стали поговаривать об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти, а было ему в то время всего лишь 15 лет. А через два года на счету начинающего скульптора уже были мраморные рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0022.jpg" alt="Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора." title="Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора." border="0" vspace="5">


Статуи Микеланджело, как титаны, хранящие свою каменную природу, всегда отличались монолитностью и вместе с тем изяществом. Сам же скульптор утверждал, что "хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна часть".

Единственный шедевр гения с его автографом

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0010.jpg" alt="Фрагмент.

Эту подпись он сделал в порыве гнева на посетителей храма, которые приписали его творение другому скульптору. А немногим позже мастер раскаялся в своем приступе гордыни и больше никогда не подписал ни одну из своих работ.

4-летний каторжный труд над фресками Сикстинской капеллы

В 33 года Микеланджело начнет свой титанический труд над величайшим достижением в области живописи - фресками Сикстинской капеллы. Роспись общей площадью в 600 квадратных метров была взята из сюжетов Ветхого Завета: от момента Сотворения мира до Всемирного Потопа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0011.jpg" alt=" Микеланджело Буонарроти." title=" Микеланджело Буонарроти." border="0" vspace="5">


По окончании работ мастер практически ослеп от того, что ядовитая краска при работе постоянно капала в его глаза, а ее испарения полностью подорвали здоровье великого мастера.

«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал» .

Личная жизнь художника, окутанная тайнами и домыслами.

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов.
Биографы констатировали, что ввиду того что Микеланджело был лишен материнской любви, у него не складывались отношения с женщинами.


Зато ему приписывали различные близкие отношения со своими натурщиками. В подтверждение версии о гомосексуализме Микеланджело говорил лишь тот факт, что он никогда не был женат. Сам же он объяснял это следующим образом: «Искусство ревниво, – говорил Микеланжело, – и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети – это мои произведения».

Некоторые исследователи считали, что Микеланджело вообще избегал физического секса будь то с женщинами или с мужчинами. Иные же считали его бисексуалом. Однако, как художник он предпочитал мужскую наготу женской, а в его любовных сонетах, посвященных преимущественно мужчинам, явно присутствуют гомоэротические мотивы.


Первые упоминания романтического характера появятся лишь тогда, когда Микеланджело будет уже за пятьдесят. Познакомившись с молодым человеком по имени Томмасо де’Кавалиери, мастер посвящает ему многочисленные любовные поэмы. Но этот факт не является достоверным свидетельством их интимной связи, так как разглашать об этом на весь мир посредством любовной поэзии было опасно по тем временам даже для Микеланджело, который в молодости дважды подвергался гомосексуальному шантажу и научился осторожности.

Но одно достоверно точно, что этих двух людей связывала глубокая дружба и духовная близость до самой смерти мастера. Именно Томассо до последнего вздоха сидел у постели умирающего друга.


Когда художнику было уже под 60 судьба его свела с талантливой поэтессой по имени Виттория Колонна, внучкой герцога Урбанского и вдовой знаменитого полководца маркиза Пескаро. Лишь эта 47-летняя женщина, отличающаяся сильным мужским характером и обладающая необыкновенным умом и врожденным тактом, смогла понять в полной мере душевное состояние одинокого гения.

На протяжении десяти лет до самой ее смерти они постоянно общались, обменивались стихами, вели переписку, которая стала настоящим памятником исторической эпохи.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0029.jpg" alt="Микеланджело у гроба Виттории Колонны, целующий руку покойной. Автор: Francesco Jacovacci." title="Микеланджело у гроба Виттории Колонны, целующий руку покойной.

Ее смерть явилась тяжелой утратой для художника, который до конца своих дней жалел, что поцеловал лишь руку прекрасной возлюбленной, а ему так хотелось поцеловать её в уста, но он "не смел осквернить своим смрадным прикосновением её прекрасные и свежие черты".


Он посвятил посмертный сонет любимой женщине, который стал последним в его поэтическом творчестве.

Смерть гения

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0006.jpg" alt="Гробница Буонаротти во Флоренции. " title="Гробница Буонаротти во Флоренции. " border="0" vspace="5">


Микеланджело еще при жизни был почитаем поклонниками и наслаждался огромной популярностью, чего не имели многие его коллеги.

Так, венец творчества гениального мастера Возрождения - , перевоплощенная из 5-метровой глыбы испорченного мрамора в шедевр, прославила его на весь мир и до сих пор считается одним из самых известных и совершенных произведений искусства.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»