Сообщение о и репин большими буквами. Художник репин картины

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Фото 1900-x годов.
Фотоателье
"Rentz & Schrader"

Илья Ефимович Репин (24 августа 1844 года – 29 сентября 1930 года) художник-живописец.
Отец – Ефим Васильевич Репин (1804-1894) из семьи военных-поселенцев, занимался торговлей, принимал участие в трех военных компаниях, имел награды.
Мать - Татьяна Степановна Бочарова (1811-1880) занималась семьей, организовала небольшую школу, в которой занималась обучением детей и взрослых, шила шубы на продажу.
Первая жена – Вера Алексеевна Шевцова(1856 - 1919). Обвенчались в 1872 году. Было четверо детей: Вера (1872- 1948), Надежда (1874-1931), Юрий (1877-1954) и Татьяна(1880-1957). Развелись в 1887 году.
Вторая жена - Наталья Борисовна Нордман (1863-1914) . Сошлись с Ильей Ефимовичем в 1900 году и были вместе до ее смерти от туберкулеза.
Илья Ефимович Репин родился 24 августа (5 августа по старому стилю) в 1844 году в пригороде Чугуева в слободе Осиновке Харьковской губернии Российской империи (сейчас город Чугуев в Харьковской области Украины). В одиннадцать лет (1855 год) родители отдали его на учебу в корпус топограф в Чугуеве, а через два года в иконописную мастерскую к художнику Ивану Михайловичу Бунакову. В это время у него появляется желание поступить в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. К пятнадцати годам становится самостоятельным мастером, к нему приезжали заказчики со всей округи. В августе 1861 получает приглашение работать от иконописной артели, переезжающей из города в город, соглашается, и уезжает из дома.
Собрав денег для поездки в Санкт-Петербург, Илья Ефимович в 1863 году отправляется через Харьков в Санкт-Петербург, для осуществления свой давней мечты о поступлении в Академию художеств. Первое поступление было не удачным, и Репин устраивается на учебу в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Повторное поступление в Академию увенчалось успехом. К 1871 году Репин оканчивает Академию, уже имея известность, несколько наград и звание художника первой степени.
Окончание Академии дает Илье Ефимовичу право на шестилетнюю зарубежную поездку в качестве пенсионера Академии. Пенсионер или пансионер – ученик получающий содержание (пансион) от Академии для совершенствования. В пенсионеры попадали лучшие из лучших учеников, окончившие Академию с Большой золотой медалью. 29 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге открылась передвижная выставка, на которой была представлена работа Репина «Воскрешение дочери Иаира». Это было большим событием в жизни художников. За эту же картину он получил Большую золотую медаль.
В апреле 1873 года, Репин с семьей отправляется за границу. Он посетил Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, В октябре 1876 году возвращается в Чугуев. Проработав тут почти год, в сентябре 1877 года перебирается в Москву. В 1882 году, после долгих уговоров друзей, переезжает в Санкт-Петербург.
В 1884 году получает первый государственный заказ на картину и пишет «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве»
В 1894 году, уже имея широкую известность и звание профессора живописи, Репин начинает преподавать в живописной мастерской при Академии художеств. Педагогическая деятельность его продолжается до 1907 года.
В 1900 году Репин сходится с Натальей Нордман и переезжает жить с ней в поместье «Пенаты», расположенное в Куоккале в 44 километрах от Санкт-Петербурга (сейчас поселок Репино, в составе Курортного района Санкт-Петербурга). Здесь он начал писать мемуары. Сборник очерков «Далекое близкое» был подготовлен к печати в 1915 году, но вышел в свет в 1937.
В 1918 года Куоккала стала финской территорией и общение с прежними друзья осталось только по переписке. Предпринимались попытки уговорить Репина переехать в СССР, но он так и остался в Куоккале до самой смерти.
Умер Илья Ефимович Репин в возрасте восьмидесяти шести лет 29 сентября 1930 года в Куоккале и похоронен в «Пенатах» в выбранном им самим месте парка.
Автор таких знаменитых картин:«Бурлаки на Волге», «Письмо запорожцев турецкому султану», «Иван Грозный и его сын Иван».

Илья Ефимович Репин (1844-1930) - один из самых известных русских художников, профессор Академии художеств, основатель русского реализма в живописи. Он имеет украинское происхождение, родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 5 августа 1844 года. Мотивы, связанные с родной страной, нередко появлялись в его творчестве. С юного возраста живописец оттачивал свое мастерство, прикладывал все усилия для повышения творческих навыков. Позднее он начал делиться своими знаниями и опытом. Благодаря этому талантливому педагогу мир увидел таких творцов, как Кустодиев, Серов, Куликов и Грабарь.

Тяга к искусству

Трудно было предсказать, что обычный мальчик из семьи военного поселенца может стать величайшим живописцем. Лишь его мать, Татьяна Степановна, вовремя заметила талант сына, когда тот помогал ей украшать яйца перед Пасхой. Однако у родителей не было денег на уроки рисования, поэтому Илюшу отдали в школу топографии. Вскоре после этого учебное заведение закрыли, и школьник пошел в мастерскую к иконописцу Бунакову. Благодаря ему уже в 15 лет Репин начал участвовать в росписи церквей, приобрел множество полезных навыков в своем деле.

С 1859 по 1863 гг. Илья ездил по городам и селам, украшая церкви и получая за это незначительное финансовое вознаграждение. Вскоре он накопил сто рублей и отправился в Петербург поступать в художественную школу. С 1864 он учился в заведении, принадлежащем Обществу поощрения художеств. После его окончания юноша со второй попытки смог стать студентом Академии художеств. Наставником Репина был И. Н. Крамской.

За восемь лет художник успел завоевать уважение преподавателей и однокурсников, позднее Илья даже начал руководить собственной мастерской в академии. Также он получил несколько золотых медалей. К примеру, в 1869 его наградили за рисунок «Иов и его друзья».

В 1870, за год до окончания академии, он начал работать над первым масштабным холстом под названием «Бурлаки на Волге». Картина была написана по заказу князя Владимира во время путешествия по Волге, она произвела фурор в международном сообществе. В 1872 появилось еще одно произведение искусства «Воскрешение дочери Иаира», также принесшее автору медаль. Его Репин представил в качестве дипломной работы, и ее признали лучшей за все время существования академии.

Частые переезды

После окончания Академии художеств юноша получил деньги для совершенствования своего мастерства за границей. В 1872 он приобрел имение в Витебской губернии, а потом отправился в путешествие по Европе. За три года он объездил Францию, Испанию и Италию, познакомился с величайшими живописцами из разных городов. В Париже Илья написал картину «Садко», которая принесла ему должность академика. Там же он встретил своего кумира - художника Мане.

Репин стал известным в 1872 благодаря групповому портрету «Славянские композиторы». На ней было 22 музыканта из разных стран, в том числе из России, Польши и Чехии.

В 1874 Илья Ефимович вошел в сообщество передвижников, регулярно выставлял свои творения на их выставках.

После возвращения из Франции живописец навестил родной Чугуев, а потом обосновался в Москве. Там он написал известную картину «Царевна Софья», много времени уделял преподаванию. Также в это время ценители искусства увидели портрет М. Мусоргского, эту работу высоко оценили критики.

В 1893 художник стал членом Петербуржской Академии художеств. До 1900 он жил в этом замечательном городе, именно там были написаны лучшие картины Репина. В их числе «Иван Грозный и его сын», «Не ждали», «Запорожцы» и «Юбилейное заседание Государственного совета» (заказ Александра III).

После Октябрьской революции родной поселок Репина оказался в составе Финляндии. В 1918 живописца лишили права посещать Россию из-за войны. В 1926 он получил приглашение вернуться, но отказался из-за проблем со здоровьем. Художник провел в Финляндии последние годы, он умер 29 сентября 1930. До последнего дня Илья Ефимович трудился, оставался в бодром расположении духа.

Личная жизнь

Со своей первой супругой Репин познакомился еще в 1869 году. Тогда он только начинал увлекаться портретами. Вера Шевцова, сестра его друга, была первой натурщицей для художника. Через три года они поженились. В браке родились дочери Вера, Надежда и Татьяна, а также сын Юрий. После 15 лет совместной жизни супруги решили развестись.

Второй женой Репина стала Наталья Нордман. Вместе они жили в Пенатах (Финляндия). Женщину многие не любили, особенно часто ее критиковал друг художника Корней Чуковский. В 1914 она умерла, а Илья так и не смог жениться снова.

"Мой главный принцип в живописи: материя как таковая. Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело" (Репин И. Е.)

Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу. На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств. В 1871 году за картину «Воскрешение дочери Иаира» он получил золотую медаль и звание классного художника. Первый успех к Репину пришел в 1873 году на выставке в Вене с работой «Бурлаки на Волге». С этого момента слава художника только ширилась. Творческий диапазон художника был огромен: картины из современной народной жизни («Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883), портреты («В. В. Стасов», 1883; «П. А. Стрепетова», 1882), сюжеты из славянской мифологии («Садко», 1876), исторические полотна («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-1891). В основу этой картины был положен исторический эпизод: в 1675 голу турецкий султан Мухамед IV предъявил казакам Запорожской Сечи что-то вроде ультиматума с требованием покориться ему и перейти в турецкое подданство. На это заявление казаки ответили посланием, где без всяких дипломатических околичностей, с юмором и злой иронией (присовокупив в конце оскорбительные титулы султану), объяснили самонадеянному владыке свою позицию. Репин запечатлел на полотне момент создания коллективного сочинения письма, где не делает акцент на отдельных личностях, а сосредотачивает внимание на всей колоритной народной массе. Но о чем бы Репин ни писал, к какому бы жанру ни обращался, поражает его художнический дар ощутить главную идею эпохи, умение увидеть отражение этой идеи в частных судьбах и характерах людей. Его творчество - это сама историческая действительность, ее боль и надежда, ее глубокие противоречия и драмы. Наиболее ярко реализм репинского искусства нашел отражение в портретной живописи. Подлинными шедеврами в этом жанре являются грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета» (1903) и «Портрет М. П. Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на излечении. Поэтому музыкант изображен в больничном халате, в расстегнутой рубашке, с взлохмаченными волосами. Художник создал впечатляющий жизненный образ, характеристика модели сразу бросается в глаза, она дана метко и емко, при этом сохраняется острота и свежесть первого впечатления. Больной и неприглядный вид композитора, его одутловатое лицо, красно-синий нос притягивают внимание, но не отвлекают от главного - духовного богатства и величия человеческого гения, сохраняющегося даже в такой обстановке.

Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883

Бурлаки на Волге, 1870-1873

Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880-1891

На дерновой скамье. Красное село, 1876

Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881

Протодиакон, 1877

Портрет писателя А. Ф. Писемского, 1880

Белорус, 1892

Портрет Л. Н. Андреева (Летний отдых), 1905

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885

Не ждали, 1884-1888

Мужичок из робких, 1877

Портрет писателя Л. Н. Толстого, 1887

Актриса П. А. Стрепетова, 1882

Портрет художника В. И. Сурикова, 1877

Портрет Третьякова, 1883

В. Скляренко о творчестве Ильи Репина

Выдающийся русский художник-жанрист, портретист, исторический живописец реалистического направления. Профессор живописи (1893 г.), действительный член Петербургской академии художеств. Обладатель почетных наград: золотой медали «За экспрессию» им. Виже Лебрен за картину «Бурлаки на Волге» (1873 г.); памятной золотой медали и диплома «За особые труды и заслуги на поприще живописи и искусства» за портрет Е. Н. Корева на Всемирной выставке в Сент-Луисе (Америка). Автор воспоминаний «Далекое близкое» (1915 г., изданы в 1937 г.).

Величие Репина как художника явилось следствием гармоничного соединения врожденного таланта, глубокого осознания действительности и в высшей степени по-детски восторженного мировосприятия. Детские и юношеские годы Ильи прошли на Украине, в г. Чугуеве. Он родился в семье военного поселянина Ефима Васильевича Репина, который служил фуражистом и квартирмейстером в кавалерийском полку. Когда отец надолго уезжал по делам службы, заботу о благополучии четырех детей (двое умерли в раннем возрасте) брала на себя мать, Татьяна Степановна. Илья был на редкость любознательным мальчиком, но в школе учиться ему не довелось. Грамоте Илью обучил сельский пономарь, а арифметике - дьячок. Получив в семилетнем возрасте набор красок, он с таким восторгом и упорством рисовал, что у него кровь стала идти носом. Все соседки предсказывали, что мальчонка не выживет. Но он выздоровел и снова вернулся к краскам, чтобы уже никогда с ними не расставаться.

Проучившись несколько месяцев в Корпусе топографов, Илья в 1858 г. пошел в ученики к художнику-иконописцу И. М. Бунакову. Он быстро освоил сложную технику росписи, а в иконах давал волю своему воображению. Священникам нравились их яркие краски. Особенно удалась Илье «Мария Магдалина» - пылающие лучи и заплаканные глаза страдалицы на иконе производили сильное впечатление на верующих. Юный художник получал много заказов на росписи церквей и портреты горожан. В свои 19 лет в родном городе он был признанным мастером. В 1863 г., взяв заработанные 100 рублей, Илья поехал в Петербург штурмовать академию, о которой давно мечтал. Однако опыта провинциального живописца оказалось недостаточно для поступления. Репина подвела «тушевка». По совету художника-архитектора Петрова, у которого он снимал комнату, он поступил в вечернюю рисовальную школу на бирже. Днем Илья метался по столице в поисках заработка, а вечером успешно осваивал злополучную штриховку. Получив первый номер в школе, он справился с экзаменом в академию и в 1864 г. был зачислен вольнослушателем. Чтобы заплатить 25 рублей за первый год обучения, Илья пошел на поклон к меценату генералу Прянишникову, и тот внес необходимую сумму. Со всем пылом юности Репин постигал азы творчества. Но ему не хватало общеобразовательных знаний, и он с поразительным упорством изучал историю, литературу, анатомию, математику, физику, химию. Илья даже подумывал года на четыре отказаться от живописи, чтобы догнать «интеллектуальных богачей». Товарищи по учебе - В. Поленов, М. Антокольский, А. Шевцов, Н. Мурашко - отговорили его и старались раздобыть ему заказы на портреты, чтобы он мог заработать на жизнь. Преодолев все препятствия, уже через год и восемь месяцев обучения Репин получил Малую серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти истребляет первенцев египетских» (1865 г.). Это было для Ильи не просто признанием его успехов, но и позволило освободиться от податного сословия и телесных наказаний, получить звание художника и больше не оплачивать обучение.

Обязательные академические работы на библейские сюжеты Репина не волновали. Его вторым учителем с 1863 г. был И. Н. Крамской, а близким другом и советником стал В. В. Стасов. Проникнувшись идеями артельщиков и передвижников, равняясь на реалистическое творчество В. Г. Перова, Илья успешно исполнял задания, но душу в них не вкладывал. Он искал свою тему. И она открылась ему погожим днем 1868 г. на Неве. Фигуры бурлаков, доведенных каторжным трудом до состояния тяглового скота, их измученные лица и непокорные взгляды заслонили весь горизонт. Репин одновременно заболел сюжетом и влюбился в своих героев. Он задумал сложную, построенную на контрасте композицию: изможденные фигуры бурлаков, яркий солнечный день и стайки барышень в разноцветных платьях на берегу. Но по совету друга Ф. Васильева, Илья отказался от «назидания» в картине, а каникулы 1870 г. провел с друзьями и братом на Волге, «охотясь» за бурлаками, проникаясь их жизнью и повадками. Эскизы летних работ, разбросанные по полу конференц-зала, были лично рассмотрены великим князем Владимиром, и он оставил за собой право купить будущую картину. Репин так увлекся бурлаками, что друзья с трудом убедили его участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу. Илья долго не знал, как подойти к очередной библейской теме - «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.), пока не вспомнил о смерти сестры Усти. Он представил, как в их затихший от горя дом вошел бы человек и вернул сестре жизнь. После четырех месяцев бесплодных поисков Илья переписал картину за несколько дней, получил медаль и успешно закончил академию. Молодой художник не смог сразу отправиться в пенсионерскую поездку. Задержали неоконченные портреты, «Бурлаки» и огромный заказ на картину «Славянские композиторы» (1871-1872 гг.), которую Тургенев назвал «холодным винегретом из живых и мертвых». Картина имела огромный успех, хотя в ней все надумано, а среди выдающихся мастеров нет ни Мусоргского, ни Бородина, ни даже Чайковского.

Еще одной причиной задержки стала смена неуютной холостяцкой жизни на семейную. Невеста, Вера Алексеевна Шевцова, на глазах художника из неуклюжей девятилетней девочки, сестры друга, превратилась в нежную и вдумчивую девушку. 11 февраля 1872 г. молодые обвенчались в академической церкви, а в ноябре радовались рождению дочери. Пока маленькая Вера подрастала, чтобы осилить путешествие, счастливый отец представил зрителям полотно «Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг.), на котором сами за себя говорят «11 фигур - 11 горьких судеб на горячем песке под палящим солнцем раздольной русской реки». Репинское мастерство спаяло здесь спокойную мудрость, богатырскую силу, суровую доброту, тяжкие думы и отсутствие некрасовской покорности. «Нельзя не полюбить этих беззащитных... Нельзя не подумать, что действительно должны народу... Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится. А не были бы они так натуральны, невинны и просты - не производили бы впечатления и не составили бы такой картины...» - писал Ф. М. Достоевский. «Бурлаки» были восторженно приняты зрителями и критикой в Петербурге и на Всемирной выставке в Вене, а затем на долгие 44 года скрыты от глаз публики в бильярдной князя Владимира...

За границу Репин уезжал прославленным мастером. С 1873 по 1876 г. художник побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Альбано, Лондоне. Долгое время жил с семьей в Париже, где родилась вторая дочь Надя. Их дом стал родным и для девятилетнего Валентина Серова, а Илья Ефимович - его первым и любимым учителем. Художник знакомился с западным искусством, написал много пленэрных пейзажей, этюдов, портреты Тургенева и дочери Веры, «Девочку-рыбачку», картину «Парижское кафе» (все в 1874 г.) и аллегоричное полотно «Садко в подводном царстве» (1876 г.). За последнюю работу Репин получил звание академика живописи. Но в России от создателя «Бурлаков» ожидали чего-то большего. Парижские работы ничего не добавили к его доброму имени. Казалось, он накапливал силы, чтобы по возвращении в Чугуев выплеснуться своеобразной летописью пореформенной России: «Под конвоем» (1876 г.), «В волостном правлении», «Возвращение с войны», «Мужичок из робких», «Мужичок с дурным глазом» (направлено на Международную выставку в Париж), «Крестный ход в дубовом лесу» (все в 1877 г.). Одним из действующих лиц «Крестного хода», стал чугуевский соборный протодиакон И. Уланов. Его же монументальную фигуру темпераментно, свободно, с исключительным богатством живописных приемов изобразил Репин в картине «Протодиакон» (1877 г.). «Да ведь это целая огнедышащая гора», - сказал о портрете Мусоргский. Эти и другие работы художник создал за один год жизни в родном городе. Ему было жаль расставаться с Украиной, но очень хотелось быть в центре российской живописи.

Прожив пять лет в Москве, Репин с семьей, пополнившейся сыном Юрием и дочерью Татьяной, переехал на постоянное место жительства в Петербург. В своей живописной мастерской художник работал сразу над несколькими полотнами. Его творческий темперамент был огромен. Он постоянно совершенствовал композиции, создавал десятки эскизов даже не к основным фигурам, искал выразительную натуру. Так, образ горделивой женщины в «Царевне Софье» (1879 г.) художник нашел, слив воедино эскизные портреты Бламберг-Апрелевой, портнихи и матери В. Серова. Критическое отношение к своим работам у Репина бывало чрезмерным. Он постоянно что-то исправлял в уже готовых картинах, а иногда заново переписывал их на том же холсте. Так, над «Явленной иконой» художник работал с 1877 по 1924 г. Долгие годы, создавая в картинах «Отказ от исповеди» (1879-1885 гг.), «Арест пропагандиста» (1880-1892 гг.), «Не ждали» (1884-1888 гг.) образы революционеров-народовольцев, Репин воспел облик человека, отдающего жизнь за высшие идеалы. Никого не оставила равнодушным многоликая толпа «Крестного хода в Курской губернии» (1880-1883 гг.), которая мерно наплывала на зрителя. В картине нет никакого благоговейного и религиозного экстаза - только чванливость, тупость, жестокость, боль и нищета. Десятки фигур, но нет ни одной лишней. Каждый образ, продуманный и десятки раз переписанный, мог бы стать отдельной картиной: от мальчика-горбуна и нищенки до толстой женщины и урядника с нагайкой. Репин даже по просьбе Третьякова ничего не изменил в картине, хотя очень часто поддавался уговорам. «Красота - это дело вкусов; для меня она вся в правде», - ответил художник знаменитому галерейщику.

Такой же жуткой по своей правдивости и реальности преступления и смерти стала картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1882-1885 гг.) - наиболее драматическое произведение Репина. «Чувства, перегруженные ужасами современности», позволили воссоздать на полотне «живую смерть», детоубийство. Художник запечатлел момент, когда в тиране Грозном пробуждается человек и отец, осознавший свой зверский поступок и горе. Слабая улыбка прощения освещает лицо умирающего. Цвет на полотне созвучен трагедии: серый фон, кроваво-красный ковер, черное одеяние Грозного и розово-золотые одежды царевича усиливают общее впечатление. Но именно мгновенная смена душевного состояния человека, бьющая из глаз царя, ошеломляет зрителя больше, чем хлынувшая из раны кровь. Картина написана «так мастерски, что не видать мастерства», и так правдиво, что Третьякову, купившему ее, от имени царя было велено не выставлять это произведение в галерее. Работа над «Грозным» забрала у художника много сил и душевной энергии. Да и в семейной жизни у Ильи Ефимовича давно не было тишины и счастья. Его частые увлечения, неуравновешенный вздорный характер доставляли немало горя жене, занятой домом и воспитанием четырех детей. Она не могла быть светской хозяйкой репинского салона. Друзья видели «затаенное страдание» этой женщины. Вера Алексеевна потребовала разрыва. Старшие дочери остались с отцом, а Юра и Таня - с матерью. Но контакта с детьми у Репина не было, они не простили ему грозовую атмосферу детства и скандалы. Тихое семейное счастье не удовлетворяло его бурную натуру. Ему требовалось состояние юношеской влюбленности, яркая и сильная страсть. В 44 года он пережил это чувство к своей одаренной ученице, Елизавете Николаевне Званцевой. Девушка не могла ответить взаимностью обремененному семьей художнику.

После душевного и семейного кризиса Репин полностью погрузился в работу над задуманной еще в 1878 г. искрометной и сочной картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891 гг.). Проникаясь стариной, художник несколько раз ездил на Украину, встречался с историком Яворницким (он изображен на картине писарем). Яркие типажи, хохочущие лица, уверенные в своей мощи фигуры, слитые в едином порыве веселья, на картине стали символом казацкой вольности и товарищества. «Запорожцев» купил царь за 35 тысяч рублей. На эти деньги Репин приобрел поместье Здравнево в Белоруссии и превратился в настоящего помещика, занятого посевами, скотом, наймом рабочих. Может быть, на этом и закончился бы великий художник, если бы Репин не попытался примириться с семьей. Но совместная жизнь опять не задалась. Художник оставил имение жене и вернулся в Петербург, где окунулся в общество высшего света, с представителей которого писал портреты. Постепенно он усвоил их взгляды, стал стыдиться своих юношеских порывов и исканий, превращаясь в салонного живописца.

Друзья по Товариществу передвижников, в правлении которого Репин то состоял, то выходил из него, не узнавали его. Художник со свойственной ему резкостью и непредсказуемостью суждений и оценок постоянно раздувал конфликты. Часто он безапелляционно подвергал критике то, в чем еще и сам не разобрался, а потом чистосердечно каялся. Но обиды оставались. Друзей-художников становилось все меньше (хотя со Стасовым, Поленовым, Суриковым дружба почти не прерывалась), а вот среди знати - все больше.

Какая-то раздвоенность поселилась в душе и творчестве Репина. Он больше не мог остановиться ни на одном интересном сюжете, испытывал чувство опустошенности. В этот период художник даже отошел от реализма: «Буду держаться только искусства и даже только пластического искусства для искусства», - писал он из Италии Стасову в 1893 г., и тот поспешил причислить его к ренегатам. Все чаще на мольберте Репина появлялись картины на ранее не любимые им библейские темы: «Голгофа», «Утро воскресения», «Неверие Фомы», «Отрок Христос в храме».

Столкновения с «мирискусниками» вернули живописца к реализму, и его «Дуэль» в 1897 г. на Международной выставке в Венеции «удивила всю Европу». Но Репину хотелось «хоть бы что-нибудь для сносного финала сделать». И все свое мастерство портретиста художник вложил в огромную, заказанную Александром II картину «Заседание Государственного совета» (1901-1903 гг.). Грандиозное многофигурное полотно, в исполнении которого помогали Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, заблистало нарядными мундирами более 80 сановников во главе с царем. Используя манеру односеансного письма, работая в стиле импрессионистов, Репин создает этюдные портреты, по силе впечатления превышающие даже саму картину. «Образы наших держиморд» потрясают своей реалистической правдой, особенно портрет Победоносцева. Лицо-маска иезуита, молитвенно сложенные руки, страшный облик уверенного в своей безмерной власти сановника. Каменное, холодное лицо человека, по чьей подсказке царь запретил показывать зрителям «Ивана Грозного». Каждый портрет - это приговор жестокости, равнодушию и хитрости. Картиной все были довольны. Очевидцы заседания считали, что она стала зеркальным отражением торжественного события, так «жизненны были лица, так характерны позы, так точно воспроизведена обстановка».

Репин недаром считался одним из лучших портретистов. Лучше всех удавались ему образы тех людей, которых он искренне любил и уважал. Живописец создал портреты целой плеяды ученых: Пирогова, Сеченова, Бехтерева, Менделеева, Павлова; русских писателей: Тургенева, Л. Толстого, Писемского, Горького, Короленко, Маяковского; композиторов: Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова; художников: Крамского, Сурикова, Куинджи, Ге, Васнецова, Серова; портреты Стасова и Третьякова, а также всех своих родных. По словам самого живописца, даже в «самый пустой портрет» он «вкладывал душу».

Можно только удивляться, как такой тонко чувствующий человека художник, непокорный и своенравный, мог связать свою жизнь (1900 г.) с сочинительницей банальных романов Натальей Нордман-Северовой и полностью подчиниться ее укладу жизни. Она в разное время была то боевой суфражисткой, то ярой феминисткой, потом проповедовала вегетарианство и самообслуживание. О ее обедах из сена ходили анекдоты. Все, что она делала, было нелепо, напыщенно, громогласно, но в то же время искренно. Илья Ефимович сносил все ее сумасбродства очень терпеливо, хотя жизнь в имении жены «Пенатах» в Финляндии была больше похожа на буффонаду, чем на творчество. Но Нордман противопоставила враждебности репинской семьи культ художника, подчинив этим Илью Ефимовича.

За 15 лет совместной жизни мир для Репина сузился до размеров одной усадьбы в Куоккале. Он прекратил преподавание в академии (1894-1907 гг.), с удивлением и обидой осознав, что теперь «оказался плохим педагогом», хотя для многих был великим учителем. Он воспитал Грабаря, Малявина, Кустодиева, Остроумову-Лебедеву, Билибина и Серова.

Художник продолжал работать в привычном для него режиме и, когда в 1907 г. отказала правая рука, писал левой, закрепив палитру специальными ремнями на теле. Когда совсем запретили рисовать, он ухитрялся при помощи окурка и туши на клочках бумаги создавать самобытные портреты посетителей и друзей. Часто принимал гостей, но вздохнул свободно только после смерти Нордман. Свое бескорыстное отношение к Репину она доказала тем, что, заболев, покинула имение, уехала в Швейцарию и там умерла в больнице для бедных, отказавшись от его помощи. В «Пенатах» были созданы: «Иди за мною, Сатано!», «Черноморская вольница», «Голгофа», «Утро воскресения», «Финские знаменитости», «Гопак». В усадьбе Репина хозяйствовала его любимая дочь Веруня, с алчностью распродавшая после смерти отца его драгоценные альбомы рисунков и эскизы. Она заставляла Илью Ефимовича подписывать каждый лист, чтобы продать подороже. Не радовала старика и дочь Надя, страдавшая тихим помешательством. Трагически сложились отношения с сыном Юрием, который был признан хорошим живописцем, но всегда находился в тени отца.

После революции в России 1917 г. Финляндия стала отдельным государством. Репин чувствовал себя человеком, которому «пойти некуда». Его звали в Россию, но, запуганный рассказами дочери о разрушенных музеях и «расправах» над его друзьями-художниками, Илья Ефимович вначале боялся ехать, а затем подвело здоровье. Репин скончался 29 сентября 1930 г. и был похоронен у «чугуевской горы» в парке «Пенат». Время сгладило неудачи и колебания последних лет, оставив чистый образ ищущего правду художника, сохранив доходчивость репинского искусства и обессмертив его имя и творчество.

Илья Репин – гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии.

«Бурлаки на Волге» (1870-1873)

О работе молодого Репина упоенно писали газетчики. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, - чрезвычайно тяжелая, изнурительная, забирающая здоровье, а, порой, и жизнь, но позволяющая прокормить семью.

«Проводы новобранца» (1879)

Тема расставания длиной почти в жизнь становится главной на репинской картине «Проводы новобранца». В духе передвижничества художник создал многофигурную композицию, на которой жизнь показана в мельчайших деталях. Мастерский световой акцент на главных персонажах, созданный Репиным, формирует центр картины и ее идею – разлука неизбежна, она будет долгой, печальной и только Богу известно, суждена ли встреча.

«Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)

Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера. О чем эта история? О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность? Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий»? А, может… Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров.

Запрет на экспонирование картины «Отказ от исповеди» лишь подстегнул живописца – он самозабвенно принимается за воплощение своих замыслов и пишет «Крестный ход в Курской губернии». Сам Репин был уверен, что картина произведет фурор, и он оказался прав. Реакционная пресса критиковал автора «за несправедливое обличение и ядовитый сарказм», а вся передовая общественность восторгалась работой, превознося Репина до небес. «Следить» за «Крестным ходом» можно, пожалуй, бесконечно. Разношерстная толпа «разваливается» на отдельных персонажей: несущие тяжелый фонарь певчие, склоненные над пустым киотом из-под чудотворной иконы женщины, высокомерная барыня, несущая сам чудотворный образ. Но прежде всего в глаза бросается калека-горбун, который пытается приблизиться к фонарю. Однако для «таких» доступ закрыт – торжественная процессия надежно охраняется конными полицейскими и сотскими. Кто же из персонажей картины истинно верует: тот, кто идет во главе Крестного хода, или те, кого секут плетьми и стараются выкинуть на обочину?

«Вечорницi» (1881)

Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей… Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно, именно поэтому картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

Репин был очень дружен с Мамонтовым. На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи, и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей. Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей.

Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время, и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание - заказ последовал от императора, и вряд ли художник мог от него отказаться. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин? Репин никуда не делся! Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины.

Илья Ефимович Репин — русский художник родился 24 июля 1844 года в городе Чугуеве. Начинал в мастерской иконописца Бунакова. Талант Репина проявился довольно рано и вскоре он уже занимался росписью церквей. На полученные деньги от этих работ, он отправился в Санкт-Петербург, что бы заняться обучением живописи профессионально. Здесь он поступает в художественную школу имени Р. К. Жуковского и .

Репин запомнился тамошним учителям своей постоянной самокритикой. Художнику казалось, что у него всё получается плохо и над своими картинами он трудился больше остальных, что приводило к небывалым результатам. Вскоре никто из его соучеников не мог сравниться с ним в искусстве владения кистью.

Илья Репин был очень чувствителен к происходящему в обществе - это часто отражалось в его картинах. Художник общался с молодёжью, которая была настроена крайне демократически и был увлечён идеями Чернышевского. Репин был товарищем ещё одного великого художника Крамского. Вместе они работали и занимались общественной деятельностью. Вместе же они примкнули к передвижным выставкам, когда вышли из Академии Художеств за расхождение во мнениях.

Бурлаки на Волге, Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану, Садко - все эти произведения были написаны великим художником. Его часто упрекали в непостоянстве. Сегодня он пишет картину по библейским сюжетам, завтра какой-нибудь психологический этюд либо портрет. Всё его в творчество непоследовательно, подчиняется только внезапному порыву Ильи Ефимовича. Сам же творец говорил, что он любит разнообразие.

В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В этот период он нарисовал картину “Крестный ход в Курской губернии”, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Одной из самых значительных полотен на эту тему является “Не ждали”. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Каждый персонаж переживает что-то своё. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на “Бурлаках”, а пошёл дальше.

Высочайшего пика в своём творчестве Репин достиг с созданием картины “Иван Грозный и сын его Иван”. На этой картине Царь Иван Грозный, вдруг понимающий, какой ужасный поступок он совершил, убив своего сына. “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” - вовсе не выдуманный сюжет для картины. Эту историю он услышал от украинского историка, который поведал ему о том, как смело и дерзко ответили запорожцы турецкому султану, который потребовал от них покорности.

В 1894 году Илья Репин занимает место профессора в Академии художеств. Настал очень сложный период в его жизни. Перестала действовать правая рука и ему пришлось учиться писать левой. В 1907 году Репин ушёл из Академии и переехал жить на дачу в Пенаты, что в Финляндии к своей жене Наталье Нордман. Умер великий живописец в 1930 году.

Бурлаки, идущие в брод

Бурлаки на Волге

Иван Грозный и его сын Иван

Крестный ход в Курской губернии

Михаил Иванович Глинка

На солнце

Нищая девочка рыбачка

Николай Мирликийский спасает от смертной казни трёх невинно осуждённых

Осенний букет. Портрет Веры Ильиничной Репиной

Отказ от исповеди перед казнью

Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского

Портрет Нади Репиной, дочери художника

Портрет писателя Льва Николаевича Толстого

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»