Сочинение образ чичикова.

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Центральное место в сюжете поэмы занимает образ Ч., а также галерея помещиков, которые и являются истинными «мертвыми душами». Именно этим «мертвым» (в духовном и нравственном отношении) героям и посвящена большая часть поэмы. «Живая» же душа, по мнению Г., принадлежит простому русскому народу, наделенному огромными потенциальными возможностями, и будущему Р., запечатленному в символическом образе птицы-тройки, обгоняющей другие народы и государства.

Портретная галерея помещиков в поэме открывается образом Манилова . Герой обходителен, крайне вежлив, доброжелателен, сентиментален и мечтателен. Он «слащав» и «прекраснодушен» до приторности, это подчеркивается автором в описании внешности героя («… лицо, в которое было передано сахару»). Отношения между людьми представляются Манилову идиллическими праздничными, без столкновений и противоречий. Герой крайне недалек, совершенно не знает жизни, реальность в его сознании подменяется пустыми фантазиями, игрой воображения. Так, например, пародийно выглядит надпись на беседке Манилова – «Храм уединенного размышления». Своим сыновьям он дает нелепейшие имена (Фемистоклсюс и Алкид). Герой мечтает прорыть подземный ход под прудом или построить через него мост с торговыми лавками для своих крестьян, которые, несмотря на благие помыслы помещика, «живут чем Бог послал». После отъезда Ч. Манилов грезит о том, как государь пожалует им генеральские чины за их «дружбу». Преподнося же Ч. Список мертвых душ, перевязанный ленточкой, Манилов даже не способен вникнуть в чудовищную сущность совершенной сделки. В других делах, касающихся, например, хозяйства, герой также проявляет полную пассивность и бестолковость. «Хозяйство шло само собой», - замечает автор при описании деревни Манилова.

Вслед за Маниловым Г. показывает Коробочку , «одну из тех матушек, … которые плачутся на неурожай, убытки, держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов.» Коробочка не претендует на высокую культуру, как, например, Манилов, и все ее мысли и жизненные интересы связаны с накопительством и обогащением. Крепостные крестьяне для нее, впрочем, как и для всех помещиков, просто товар («… уступила протопопу двух девок по сту рублей каждую»). Коробочка не видит различий между живыми и мертвыми душами, ее мало смущает мысль о том, что она продает Ч., в сущности говоря, умерших людей. Помещица боится только одного – как бы не продешевить, поэтому героиню страшно беспокоит, «почем нынче идут мертвые души». Ч. называет Коробочку «крепколобой» и «дубинноголовой». «Крепколобая» - этот меткий эпитет точно определяет психологию типичной провинциальной помещицы-крепостницы.

Не менее типичен образ Ноздрева . Это отставной военный, беспутно прожигающий жизнь в своем поместье. Именно о таких, как Ноздрев, один из героев Ф.М.Д. в романе «Братья Карамазовы» сказал: «Если Бога нет, значит, все дозволено». Для гоголевского помещика Бог – он сам, его желания, смысл его существования заключается в постоянном пьянстве, разгулах, буйном хмельном веселье и бесчестной карточной игре, что, без сомнения, ведет к разорению хозяйства. В присутствии Ноздрева ни одно собрание не обходится без скандала и драки. Герой вечно попадает в какую-нибудь непристойную историю, поэтому Г. иронически называет его «историческим человеком». Болтливость, пристрастие к безмерному хвастовству и постоянному нелепому вранью, авантюризм – наиболее характерные черты Ноздрева. Герой лжет без всякой на то необходимости (может, например, сказать, что у него была лошадь голубой или розовой масти, или вдруг придумать, что учился вместе с Ч. в гимназии и они друзья детства). Ноздрев, по оценке Ч., «человек-дрянь», держит себя нагло и развязно и в самый неподходящий момент «имеет страстишку нагадить ближнему». Заметим, что именно Ноздрев во время бала публично сообщает, что Ч. скупает мертвые души. Показательна и речевая хар-ка героя: его язык изобилует грубостями и чрезвычайно засорен иностранными словами, бранью и нелепыми выражениями, придуманными им самим («фетюк», «ракалия». «скалдырник», ручки аристократок он называет «субтильными суперфлю»). Говоря же о положении крепостных Ноздрева, и.отм., что псарня помещика находится в идеальном состоянии и любимым псам героя живется гораздо лучше, нежели его крепостным.

Жизнь же помещика Собакевича в отличие от Манилова и Ноздрева связана с активной хозяйственной деятельностью. Все у него «упористо», прочно, в каком-то «крепком и неуклюжем» порядке. Собакевич – расчетливый, хитрый, прижимистый и практичный хозяин. Круг его интересов сводится к материальному обогащению и непомерной любви к еде, вплоть до обжорства. Однако Собакевич понимает, что, если крестьяне будут голодны, у них не хватит сил хорошо работать на своего барина. Именно по этой причине мы видим в деревне у Собакевича добротные дома и сытных крестьян. Г. не раз сравнивает Собакевича и предметы, которые окружают героя, со «средней величины медведем», подчеркивая таким образом прочность и одновременно «неуклюжесть», «негармоничность» самого героя, интерьер его дома и хозяйство в целом. Любопытно, что круглое, широкое лицо Собакевича Г. уподобляет «молдавской тыкве». По натуре помещик бесцеремонен и груб, никогда ни о ком он не скажет хорошего слова. Торг между Ч. и Собакевичем принимает наиболее циничную форму. Помещик сразу же понимает незаконный хар-р сделки и ее выгоду для Ч. и торгуется с ним до последней копейки. Будучи пройдохой, Собакевич обводит вокруг пальца даже такого искушенного хитреца, как Ч., всучив ему более дешевую «женскую душу» (Елизавета Воробей) вместо «мужской». Сделка Ч. с Собакевичем явл-ся яркой сатирой на общ-ное устройство, допускающее торговлю людьми.

Располагая образы помещиков по принципу увеличения степени порока(со 2главы по 6), двигаясь от юмора (Манилов) к сарказму и гротеску (Плюшкин), автор завершает галерею помещиков образом Плюшкина . Логически закономерно, что в композицию поэмы включены биографии только двух героев (Плюшкина 6 глава и Чичикова – 11 глава). И действ-но, порочный хар-р именно этих персонажей наиболее очевиден. В биографии Плюшкина, равно как и в биографии Ч., Г. прослеживает постепенное «умирание» чел-кой души, деградацию чел-кой личности (образы разработаны в динамике). Беспредельная скупость, цинизм, абсолютное бездушие достигают в образе Плюшкина максимального выражения. Страсть к накопительству лишает Плюшкина чел-кого облика и даже принадлежности к своему полу. Не случайно Г. подчеркивает это, когда Ч. впервые видит Плюшкина и не может понять, «баба» перед ним или «мужик», поначалу принимая Плюшкина за ключницу. Деградировавший как личность, опустившийся помещик не испытывает не только ни малейшей доли любви (Плюшкин проклинает сына, отказывает дочери в средствах). Но даже доли какой-либо привязанности к своим близким: в каждом человеке он видит лишь потенциального расхитителя своих богатств. Герой отказывается от всякого общения с кем-либо, даже с родной дочерью и внуками, отрекается от сына, не имеет ни друзей, ни товарищей… Крепостная деревня Плюшкина бедна беспредельно: мостовая разрушена, крыши на избах «сквозят, как решето», разбитые окна заткнуты зипунами. Крепостные Плюшкина «мрут как мухи», а для оставшихся в живых «есть простор и в кабаке, и на большой дороге». Голод, нищета и болезни безраздельно царствуют здесь. Глубокий упадок крепостнической системы и чудовищное нравственное уродство наиболее рельефно отразились в образе Плюшкина. Совершенно органично автор называет своего героя «прорехой на человечестве», затягивающей себя и умертвляющей все живое и лучшее. Что есть в человеке.

Картина духовного обнищания и омертвения получает в поэме широту и масштабность благодаря изображению губернского города и его чиновников . В заметках к первому тому «М.д.» Г. писал: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота, пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени». Типы деревенских помещиков дополняются в поэме образами губернатора-вышивальщика, прокурора-моргуна, полицмейстера и других городских чиновников, а также бездушных и бессовестных петербургских чиновников в «Повести о кап-не К.». В отличие от обособленных и «неподвижных» помещичьих усадеб, в губернском городе все как будто исполнено общения и движения, но они чисто внешние, «механические», открывающие духовную пустоту.

Всем чиновникам абсолютно чуждо понятие об истинно гражданских или служебных обязанностях, о долге и чести. Для большинства представителей чиновничества должность – это лишь средство личного обогащения. Между собой чиновники живут в полном согласии, общаются совершенно по-приятельски. И все у них весьма «семейственно», так как их объединяет круговая порука, иначе говоря, коррупция. Среди чиновников поэмы «М.д.» царят страшная волокита, формализм, взяточничество, бюрократизм, угодничество и лицемерие перед высшими чинами. Чиновников города волнует разоблачение Ч., но никак не с точки зрения восстановления закона и справедливости. Их лишь беспокоит, «такой ли Ч. человек. Которого можно задержать и схватить как неблагонадежного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонадежных». Когда же открывается правда о Ч., чиновников города охватывают страх и паника (впрочем, как и в «Ревизоре»). «Все вдруг отыскали в себе такие грехи, каких даже не было», страшась разоблачения со стороны нового генерал губернатора («Событие, как известно, приводящее чиновников в тревожное состояние»).

Чиновничество в из-нии Г. явно коррумпировано. Эта общность – группа казнокрадов и грабителей, кот-е ничуть не лучше и не честнее самого Ч. Типичные черты взяточника и бюрократа Г. показывает на примере Ивана Антоновича, извлекающего выгоду для себя даже из самого незначительного дела, проходящего через его канцелярию. Кувшинное Рыло не прилагает никаких особых усилий или стараний для получения взяток, кот-е плывут к нему в руки «автоматически», по давно заведенному порядку. И даже Ч., друг председателя палаты, должен был дать взятку Ивану Антоновичу, так как взятка представляется обязательным условием, привычным и неотъемлемым явлением в чиновничьей среде. Типичен и образ полицмейстера, заходившего в Гостиный двор, как к себе в кладовую. Ту же картину мы наблюдаем и в комедии «Р-ор», где Городничий бессовестно обирает купцов. Итак, совершенно очевидно, что городским властям глубоко чужд как народ, так и его интересы.

Говоря о столичном чиновничестве, нельзя не упомянуть о «Повести о кап-не К .». Эта внесюжетная повесть, запрещенная цензурой и вошедшая в поэму в сильно переработанном и смягченном виде, еще более расширяет ее худ-ный мир. Перенося действие в Петербург и касаясь «высших сфер», Г. раскрывает и беззаконие вышестоящих, и бесправие «маленьких людей» как хар-ные черты действ-ти. В повести звучит тема социального бунта: участник войны 1812 года, потерявший в сражениях руку и ногу, капитан Копейкин после тщетных хлопот о пенсии решается сам найти «средство помочь себе» и делается атаманом разбойничьей шайки. Копейкин становится мстителем; он направляет свои действия против «всего казенного». История Копейкина, вместе с упоминанием о бунте крестьян села Вшивая Спесь, Боровки и Задирайлово против земской полиции и об убийстве заседателя Дробяжкина, вносит в поэму настроение тревоги и грозного предчувствия.

Чичиков - центральный персонаж "Мертвых душ". Он связующее звено в композиции произведения, своего рода Вергилий у Данте. Без него не было бы сюжета-путешествия. Чичиков - герой пути, как и Плюшкин. Это мы узнаем из его биографии (что немаловажно, она находится не в начале поэмы; если бы она находилась в начале, "М.д." были бы плутовским романом). Рассказываем биографию и то, как уже в детстве он показал себя последним гадом. Об этом мы узнаем из одиннадцатой главы поэмы. Павел Иванович принадлежал к бедной дворянской семье. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет стара-тельно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, - беречь и копить копейку . В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Поэтому Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями. В училище старался быть образцом послушания, вежливости и почтительности, отличался примерным поведением, вызывал похвальные отзывы учителей. Повзрослев, Чичиков манипулирует людьми с го-раздо большим искусством, по и результаты его усилий теперь более значительны. Пообещав жениться на дочери своего начальника, Чичиков добывает себе место повытчика. Служа на таможне, Павел Иванович убеждает начальство в своей неподкупности, а затем наживает огромное состояние па крупной партии контрабандного товара. Биография гого-левского "приобретателя" отмечена странной закономерностью: блестящие победы Чичи-кова всякий раз оборачиваются нулем. Оказываясь в любой новой обстановке, в новой среде, он сразу становится «своим чело-веком». Он постиг “великую тайну нравиться”, с каждым из персонажей он говорит на его языке, обсуждает близкие собеседнику темы. В этом герое еще жива душа , но каждый раз, заглушая муки совести, делая все для своей выгоды и строя счастье на бедах других людей, он убивает ее. Чичиков знает, чего хочет - денег, поэтому он новый герой времени . Это бур-жуазный предприниматель, экс-чиновник, приобретатель и попросту подлец. Приобрете-ние всевозможных благ - смысл его жизни.

С поэмой «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя знакомится каждый школьник. Очень важно понять произведение в литературе, прочувствовать каждого героя, понять его внутренний мир и характер. Именно это и является важным при изучении «Мертвых душ». Главным героем является Павел Иванович, о детстве и юности которого мы узнаем в самом начале. Автор поэмы представил главного героя безликим и без своего голоса, словно хамелеона. Персонаж умеет подстроиться под любого человека, чтобы достичь свою главную цель – собственное благополучие. Наша задача понять, как проявляется характер Николая Чичикова в общении с Маниловым, Коробочкой и помещиками.

Характер Чичикова в общении с Маниловым

Манилов – «весьма обходительный» помещик, о котором уже известно в первой главе поэмы. У него «сладкие, как сахар» глаза. Манилов встретил Чичикова с улыбкой. Тон его был сладок, но сладко фальшив, как и его улыбка, которая хоть немного красила его серые будни. Сладкий голос Манилова – это лишь способ угодить гостю. Чичиков с легкостью ведет разговор с Маниловым об интересующей его цели, но Манилов застал его врасплох вопросом «Для чего это все вам нужно?». Несмотря на сноровку Чичикова по расположению к себе людей, такого хода беседы он не ожидал, поэтому оба и сидели с отрытыми ртами. Чичиков опомнился и уверил своего собеседника, что сделка легальна, и он был прав. Чичиков убедил Манилова, что эта сделка окажется огромной честью, после чего Манилов сразу же согласился. Чичиков произнес свою сладкую речь с благодарностями и ушел, раздумывая над новыми мифами и выгодности продажи мертвых душ.

Характер Чичикова в общении с Коробочкой

Коробочка – старая хозяйственная женщина, но ограничена и закрыта для других людей. Поэтому, чтобы сделка состоялась, Чичиков старается понять своего собеседника. Так он начинает вживаться в образ Коробочки и понимает, что комплименты на нее не действуют, как на Манилова, и говорит с ней только по делу. Чичиков был недоволен ее любопытностью, ведь она даже не знала, что мертвые души можно купить или продать. Коробочка оказалась жадной, и она выбрала деньги.


Характер Чичикова в общении с Ноздревым

Ноздрев – непредсказуемый человек, не контролирует себя. Придя в гости, Чичикова Ноздрев знакомит со своим хозяйством, начиная с конюшни. Чичиков воспринял это как явное хвастовство, и отношение к нему сложилось отрицательное. Помещик не уделил внимание обеду и лишь в 5 часов они сели за стол. Далее следует выпивка, ссора между собеседниками. Затем они начинают играть в шашки на души. Ноздрев проиграл, и не признав этого начинает драку с Чичиковым. Чичиков спасается бегством. Убегая, Чичиков не может понять, зачем доверился этому аферисту. Но одно их объединяло – они оба действуют ради корыстных целей.


Характер Чичикова в общении с Собакевичем

Собакевич – грубый, способен на ругательства, любит деньги. Поэтому уже в начале обеда у них возник спор насчет стола у губернатора. Далее Чичиков заявляет о своей цели, но начал говорить как-то издалека. Он рассказывает о существующем законе, но понимает, что говорить с Собакевичем по-простому не получится. Поэтому он начинает говорить дипломатично, с некой официальностью. Даже слово «мертвые» души Чичиков заменяет на «несуществующие», чтобы придать мягкость и не акцентировать на этом внимание Собакевича.


Характер Чичикова в общении с Плюшкиным

Плюшкин – духовно запущенный человек, достаточно скупой. Чичиков сразу возвращает в действие любезность и начинает угождать помещику, называя его «почтенным, добрым стариком». Однако Плюшкин не любезен к гостю, не приветлив и даже не пригласил его к столу. Чичиков в мыслях радуется, что «перехватил Ватрушку у Собакевича». Интересуясь душами Плюшкина, Чичиков ссылается на своего приятеля, но в мыслях язвительно смеется, потому что покупал их для самого себя. Уходя от Плюшкина, в мыслях он радуется удачной сделке.


Внутренний мир Чичикова так и остался для нас неизвестным. Он нигде не повторился. Он словно профессиональный актер и психолог, который умело располагает к себе людей. Ноздрева он так и не смог расположить к себе, потому что сам не является грубым, для него это чуждо. Чичиков готов притворяться, ради своей выгоды. Этому его научили еще с детства. Поэма «Мертвые души» заслуживает нашего внимания, столько жизненных примеров представлены на ее страницах. Стоит только раздумывать, о чем бы мы узнали во втором томе, если бы он сохранился.

Светлана
Знаток (414)
Образ Чичикова - "Рыцаря копейки" Сочинение. Николай Васильевич Гоголь "Мертвые души"

В поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголь показал, что старая патриархальная дворянская Россия начинает разрушаться. Образы помещиков, в частности Плюшкина, - яркие тому свидетельства. Появление людей иной жизненной ориентации вызвано неумолимым ходом истории. Таков Павел Иванович Чичиков - человек новой формации, делец-приобретатель.

Характер Чичикова непрост, понять его читателю нелегко. В начале повествования автор рисует внешний облик героя: "не красавец, но и не дурной наружности", "ни слишком толст, ни слишком тонок", "человек средних лет", - подчеркивая неопределенность и непредсказуемость этого образа.

Раскрывая читателю главного героя как социально-психологический тип, Гоголь повествует о происхождении, воспитании и жизненных условиях формирования личности Чичикова. Павел Иванович - единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях, всесторонне художественно исследована. Он относится к типу "сквозных" героев ("здесь он полный хозяин"), хотя с его биографией мы знакомимся лишь в конце первого тома.

Что же за человек Чичиков? Входит ли он в общую картину российской жизни или выпадает из нее? Хотя Чичиков отчасти чиновник и отчасти помещик (правда, помещик "херсонский", но все-таки дворянин) , Гоголь отделяет его от этого мира, присоединяя к Руси "с одного боку". Своеобразие героя заключается в том, что он являет собой существо новое, в своей новизне неясное, возможностей своих не исчерпавшее, как помещики и чиновники.

В одиннадцатой главе поэмы писатель открывает перед нами историю жизни Чичикова. Автор отмечает "темное и скромное" происхождение героя. Его начальное воспитание и обучение протекали в "маленькой горенке с маленькими окнами", которые никогда не открывались. Отец оставил в наследство Павлуше полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, сторешиться друзей и самое главное - беречь и копить копейку. В завещании батюшка ничего не сказал сыну о моральной ответственности перед людьми, о чести и достоинстве. Идя по дороге жизни и вырабатывая свои житейские принципы, Чичиков понял, что эти понятия только мешают достижению корыстных целей.

Свое благополучие Чичиков строил за счет других: оскорбление учителя, обман повытчика и его дочери, взяточничество, присвоение казенного, махинации на таможне. Причем, всякий раз терпя поражение, он с еще большей энергией осуществлял очередное мошенничество. Интересно вспомнить, какие мысли занимали гоголевского героя после неудавшейся сделки с контрабандистами. Чичиков сетовал на то, что все пользуются своей должностью, "все приобретают", если бы не взял он, то взяли бы другие. Это Павел Иванович называет "угрызениями совести", размышляя о своих детях, которым он не сможет оставить достойного состояния. Гоголь, пристально следящий не только за поступками героя, но и за его мыслями, отмечает, что в чичиковских рассуждениях "была некоторая сторона справедливости". Грустно звучит гоголевская ирония, как страшно понимать, что такое поведение чиновников в России было естественно.

Мы не можем отрицать, что Чичиков - человек дела, не опускающий руки перед трудностями, что его судьба во многом драматична. Отрадно замечать в таких людях проявление искренних чувств. При встрече на балу с таинственной незнакомкой, губернаторской дочкой, с Чичиковым произошло что-то такое странное" ("...видно, и Чичиковы на несколько минут жизни обращаются в поэтов"). Однако грустно осознавать неразвитость души героя, ее неспособность воспринимать высокое и возвышенное ("... но слово "поэт" будет уж слишком").
1 год назад

Апр 11 2010

Главную роль в сюжете «Мертвых душ» играет Павел Иванович Чичиков. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический тип, надо было осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался его характер. Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноздрев показаны Гоголем более или менее статично, то есть вне развития, как характеры, олицетворяющие уклад жизни, вполне устоявшийся, неподвижный, рутинный. Они везде одни и те же, вопрос о формировании таких характеров не возникает. Статичность характера вполне соответствовала застойности быта и всего жизни подобных людей. Одному Плюшкину дана в поэме «предыстория», но это вырождения «мудрой скупости» в «прореху на человечестве».

К характеру Чичикова Гоголь подошел иначе. Чичиков, выражавший явление новое, еще только зреющее, должен был быть изображен по-другому, иным способом. Характер его показан в непрерывном развитии, в столкновении с различными препятствиями, постоянно возникающими на его пути.

Жизнеописание Чичикова гораздо полнее, чем любого из персонажей «Мертвых душ». Перед нами проходит вся . Писателю было важно показать этот характер и в его истоках - социальных и психологических,- и в процессе его последующего развития.

Чичиков - «новый» в России, вызывавший к себе величайший интерес и любопытство. То было время, когда истинным хозяином жизни становился капитал. Без роду и племени, он бесцеремонно вторгался в светские гостиные и все более напористо оттеснял в различных областях общественной жизни дворянскую аристократию.

Суровое, духовно нищенское в доме отца, последние отцовские советы, очень своеобразная система воспитания в школе, отсутствие талантов и «большой ум с другой стороны, со стороны практической», оборотистость, умение втереться в доверие и «надуть» без зазрения совести и т. д.- вот на что обращает внимание читателя Гоголь.

Чичиков великолепно умел ориентироваться в любой обстановке, «во всем как-то умел найтиться». Он гибок и изворотлив. Смотря по обстоятельствам, изменяется характер и тон его разговора: в одном случае он сентиментален и льстив, в другом - почтителен и угодлив, в третьем - сдержан и деловит, в четвертом - развязен и груб. Так, каждый раз в новом обличье, он появляется у Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и почти всегда достигает цели. Почтительно и благопослушно ведет он себя с учителем, «любителем тишины и хорошего поведения», с престарелым повытчиком, с таможенным начальством. Даже в самые тяжелые минуты жизни он не теряется, выходит из воды сухим, чтобы начать все сызнова.

Эта хамелеонская способность принимать окраску окружающего великолепно передана в языке Чичикова. Он очень хорошо знает цену слова в мертвом официальном мире и обращается со словом осмотрительно. Он старается избегать выражений сколько-нибудь грубых или оскорбляющих благопристойность и умеет произносить «слова с весом». Ловкий, осторожный, вкрадчивый, Павел Иванович и слова подбирает такие, истинный смысл коих не сра-,зу должен стать ясным его собеседнику. Разговаривая с [Собакевичем, он, например, никогда не упоминает о мертвых душах, деликатно называя их «несуществующими». Чичиков чрезвычайно восприимчив к особенностям речи своего собеседника. У каждого из них он мгновенно перенимает характерную интонацию в разговоре, стилистическую окраску фразы, причем выходит это у него почти естественно и не в ущерб собственной солидности. Достаточно, например, вспомнить диалог Манилова и Чичикова перед дверью в маниловские покои. Чичиков в совершенстве постиг «великую тайну нравиться». На всех чиновников губернского города он произвел неотразимое впечатление. Причем каждый в нем открыл свое. Губернатору он показался человеком благонамеренным, прокурору - дельным, жандармскому полковнику - ученым, председателю палаты - почтенным, полицеймейстеру - любезным. Этот контраст между видимостью характера и его сущностью, несомненно, лежит в основе комизма образа Чичикова, его нравственно-психологического портрета. Именно так определял комическое Чернышевский: это «…внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающаяся внешностью, имеющею притязание на содержание и реальное значение». Ничтожное стремится скрыть самое себя и имеет неодолимую претензию казаться значительным. Эта претензия - всегда источник смешного.

«Фитюльку» Хлестакова приняли за ревизора, он вошел в роль «значительного лица», этим создается комический эффект его характера. Нечто подобное происходит и с Чичиковым. Его приняли за «миллионщика», потом открылось, что вряд ли он «миллионщик». Но на этом сходство и кончается. Комизм характера Чичикова глубже и сложнее.

Легенда о миллионщике становится идейным и психологическим центром всей чичиковской авантюры. Прослышав, о миллионах Чичикова, все губернское общество потянулось к нему. Но так же быстро оно отпрянуло от него, как только узнало, что никаких миллионов за ним не числится. И «прилив» и «отлив» дали Гоголю материал для тонких психологических наблюдений. Для Гоголя Чичиков вовсе не мелкий жулик. видел неукротимую энергию Чичиковых в их стремлении к капиталу, к «миллиону». Видел, что Чичиковы, стремясь к «миллиону», освобождаются от всего человеческого в себе и беспощадны к людям, ставшим на их пути.

Гоголь хорошо понимал ту страшную угрозу, которую нес народу Чичиков. Чичиковщина проникала в души все большего числа людей, шире становился круг тех, которые испытывали «нежное расположение к подлости» при виде «миллионщика». Чичиковы угрожают пошлый мир сменить миром воинствующей подлости. Пошлый мир «мертвых душ» исторически обречен. Чичиков же растет как «приобретатель, хозяин», растет безнаказанно при явном одобрении его «приобретений» и при тайной всеобщей зависти к его силе.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Главную роль в сюжете «Мертвых душ» играет Павел Иванович Чичиков . Литературные сочинения!

Меню статьи:

Часто так бывает, что нам мало знать о поступках или мнении другого человека, мы хотим иметь о нем полное представление, даже тогда, когда его внешние данные никаким образом не влияют на его род деятельности либо же не имеют отношения к предмету обсуждения. Эта закономерность имеет свои основания. Часто, всматриваясь в лицо человека, мы пытаемся причитать нечто сокровенное, то, о чем он не стремится рассказывать. Поэтому внешность любого персонажа имеет важное место для сопоставления его характеристик и поступков.

Кто такой Чичиков

Павел Иванович Чичиков – это бывший чиновник «осмотрительно-охлажденного характера».
До последней главы произведения многие факты биографии и происхождения Павла Ивановича для нас остаются сокрытыми, о некоторых моментах мы можем догадываться исходя их намеков героя и только прочитав последние страницы, мы узнаем истинную картину.

Чичиков незнатного происхождения. Как он сам говорит «без роду и племени». И это не преувеличение. Родители его действительно были простыми людьми, этот факт смущает Павла Ивановича, но, все же, в некоторых моментах он делает об этом упоминания в обществе, ссылаясь на то, что такая позиция в обществе поможет расположить к себе помещиков и те станут сговорчивее. Несмотря на свое незнатное происхождение, Павлу Ивановичу удалось стать человеком «блестящего образования», но «по-французски Чичиков не знал вовсе» (это привилегия аристократов). Особенно ему давались точные науки, он быстро и легко произвести в уме подсчет – « был в арифметике силен».

Страсть к накоплению денег

Суждение о том, что события, произошедшие в детстве должным образом влияют на характер, процесс становления принципов и моральных устоев человека, уже давно перешел из разряда предположений, в разряд аксиом. Подтверждение этому мы находим и у Чичикова.

Проработав должное время коллежским чиновником, он ушел в отставку и всерьез начал искать способ для обогащения. К слову, мысль о необходимости улучшить свое материальное положение никогда не покидала Павла Ивановича, несмотря на то, что зародилась в нем с раннего возраста.

Причиной этому было незнатное происхождение главного героя и пережитая бедность в детские годы. Это подтверждается в последних абзацах произведения, где читатель может наблюдать картину отправления юного Чичикова на учебу. Родители горячо и трепетно с ним прощаются, дают советы, которые помогли бы их сыну занять боле выгодное положение в обществе:

«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Гоголь не изображает детально жизнь родителей Павла – несколько выхваченных фактов не дают полной картины, но Николаю Васильевичу удается добиться понимания у читателей, того, что родители были люди честные и добропорядочные. Они ощутили на себе всю тягость заработка на кусок хлеба и не хотят, чтобы их сын также тяжело работал, поэтому и дают ему такие необычные рекомендации.

Чичиков старается соблюдать советы родителей изо всех сил. И поэтому, ему удается добиться существенных результатов, но не настолько высоких, как ему хотелось.

Он научился зарабатывать деньги и копить их, отказывая себе во всем, чем только мог. Правда, его заработок основывался, на несправедливом и коварном способе: в поведении с одноклассниками он смог обставить ситуацию так, что «они его угощали, а он, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же». «Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось», но зато он умело мог мастерить, так, например, он слепил из воска снегиря и сумел его продать по хорошей цене. Он умел общаться с животными, у него просматривался талант к дрессировке животных. Павлуша – поймал мышь и научил ее нескольким трюкам: она «становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу». Такую диковинку тоже удалось продать за приличную суму.

О том, как повлияла на Чичикова смерть отца, Гоголь не говорит. Единственное, что сообщает он читателю, это то, что Павлу досталось после отца «четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сюртука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег». И добавляет саркастический комментарий – отец с радостью давал советы на предмет обогащения, но сам не смог накопить ничего.

Дальнейшая его жизнь проходила по этому же принципу – он упорно копил деньги – «все, что ни отзывалось богатством и довольством, производило на него впечатление, непостижимое им самим». Но экономная жизнь не позволяет ему накопить большой капитал, и этот факт его очень огорчает – он решается обогатиться любым способом. Со временем, лазейка была найдена и Чичиков спешит ней воспользоваться, пытаясь обогатиться обманным путем. Для этого он путешествует по селам и пытается скупить у местных помещиков «мертвые души», чтобы потом, выдав их за реально живущих людей, продать по более выгодной цене.

Внешность и черты характера

Павел Иванович – статный мужчина среднего возраста и «приятной наружности»: «ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

В нем всего в меру – если бы он был немного полнее – это было бы перебор и значительно портило его. Сам Чичиков тоже находит себя привлекательным. По его мнению, он обладатель красивого лица с необычайно красивым подбородком.

Он не курит, не играет в карты, не танцует и не любит быструю езду. Фактически все эти предпочтения связаны с избеганием финансовых затрат: табак стоит денег, к этому еще о добавляется страх того, что «трубка сушит», в карты можно значительно проиграться, для того чтобы танцевать, нужно сперва этому обучится, а этот тоже растраты – а это не впечатляет главного героя, он старается скопить как можно больше, ведь «копейка любые двери открывает».



Тот факт, что Чичиков имеет неблагородное происхождение, позволило ему наметить себе идеал человека приближенного к высшему обществу (он прекрасно знает, чем, кроме финансового и социального положения выделяются аристократы, что в первую очередь бросается в глаза и впечатляет людей).

В первую очередь Чичиков – бесспорный педант и чистоплюй. Он очень принципиален в плане гигиены: когда нужно было умываться, он «чрезвычайно долго тер мылом обе щеки», вытирал влажной губкой все тело, «что делалось только по воскресеньям», усердно истреблял вылезшие из носа волосы. Это оказывает необычайно положительное впечатление на уездных помещиков – они очень удивлены такими привычками, считаю их признаком высшего общества.



Следующие качества, которые его заметно выделяют из толпы – это знание и понимание основ психологии и умение польстить человеку. Его похвалы всегда знают меру – их не много и не мало – как раз столько, чтобы человек не заподозрил обман: «он очень искусно умел польстить каждому».

По долгу службы и, взирая на происхождение, Чичиков ставал свидетелем разнообразных сцен, он смог изучить типы поведение разных людей и теперь в общении легко находил ключ к доверию любого человека. Он прекрасно понимал что, кому и в какой форме нужно сказать, чтобы человек перестал к нему относится с недоверием: он, «знавший в самом деле великую тайну нравиться».

Чичиков человек исключительного воспитания и такта в общении. Его многие находят прелестным, он обладает « обворожительными качествами и приемами», а его поведение в обществе восхищает: «не любил допускать с собой ни в каком случае фамильярного обращения».

Его старания в области лести не проходят даром. Помещики, да и сам губернатор города N в скором времени отзываются о нем, как о человека самых чистых помыслов и стремлений. Он для них идеал, пример для подражания, все готовы поручиться за него.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»