Пражские куранты. Староместская ратуша и пражские куранты

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Здравствуйте, друзья! Часы Орлой в Праге заслуживают того, чтобы о них рассказать детально. Знаменитые куранты Чехии обошли по продолжительности своего существования все подобные часовые механизмы мира. Созданные в начале XV века, они до сих пор функционируют и показывают центрально-европейское время, а также старочешское и вавилонское.

Но зрители торопятся к Пражскому Орлою вовсе не за тем, чтобы сориентироваться по времени. Астрономические часы уникальны. Они одновременно являются произведением искусств, научно-историческим объектом и развлечением для посетителей , где они и находятся.

Логичнее будет, прежде чем пуститься в подробные описания, предоставить возможность взглянуть непосредственно на куранты, их действие, и на те многочисленные , среди которых они находятся. Коротенькое видео позволит быстро окунуться в гущу событий:

А теперь можно остановиться и на некоторых деталях — кто причастен к астрономическим часам, какие символы их окружают, и чем они знамениты:

  1. Как появился Пражский Орлой
  2. Астрономический диск и определение времени
  3. Символические образы курантов

Кто и когда создал Pražský orloj

Первые куранты на появились еще в конце XIV века, когда Вацлав IV распорядился установить на готической башне ударный механизм, издающий сигналы по прошествии часа.

Прошло еще немного времени, и в 1410 году ратушную башню оборудовали удивительными астрономическими часами.

Создал Орлой мастер часовых дел Микулаш из Кадани, руководствуясь расчетами и чертежами математика и астронома Яна Шинделя.

Мастером Ганушем называли пражского часовщика Яна Руже, который имел непосредственное отношение к курантам ратуши, однако несколько позднее. Мастер Гануш еще и не родился к тому времени, когда Орлой уже не только исправно отбивал временные интервалы, но и завоевал европейскую известность.

Новые факты относительно автора Пражского Орлоя открылись недавно – после 1980 года. Вот так история может водить нас за нос… Пражане веками считали, что Гануш создал куранты, и передавали из уст в уста предания о том, как жестокие городские советники приказали ослепить мастера, чтобы он не смог повторить свое изобретение. К счастью, данная изощренная средневековая жестокость оказалась только легендой.

Зато отыскался документ, который зафиксировал щедрое вознаграждение изобретателю Пражских курантов Микулашу из Кадани. Мастеру предоставили дом у Гавельских ворот и 3000 пражских грошей, что по тем временам было необычайно крупной суммой. Более того, было назначено ежегодное жалование размером 600 грошей и предоставлены гарантии на собственность – по сути, защищены авторские права.

Астрономический диск и как определить обычное время

Долгое время Орлой состоял только из одного диска – астрономического. Собственно и создавали механизм для нужд астрологии, а не для того чтобы сообщать жителям время. Астрономический диск — это специальная движущаяся карта неба, с помощью которой можно определить положение Солнца, Луны, а также их расположение относительно зодиакальных созвездий.

Представляете, вся эта махина движется, демонстрирует массу сведений, а мы — современные жители, — смотрим на этот диск и даже не знаем, как понять, который час))) Но сейчас разберемся.

Точно по центру изображена Земля. Верхняя часть диска соответствует дневному времени – она голубоватого цвета. А темный круг в нижней части – это ночь. Между днем и ночью обозначены сумерки оранжевым цветом. На всю эту картину наложено кольцо, на котором изображены знаки зодиака, но кольцо к определению времени отношения не имеет.

Настоящее время указывает стрелка с символом Солнца и золотой Рукой. Загвоздка только в том, что указывает эта рука одновременно на три числовые шкалы. И где же нужная нам? По краю диска расположены числа в виде неких «загогулин» — это старочешское время. Интересно, что в этой системе координат сутки заканчивались с наступлением сумерек.

Следующие цифровые символы в римском обозначении, размещенные также по кругу, – это и есть европейское время. Теперь вы без труда можете определить, во сколько я запечатлела астрономический диск на фото.

Там еще есть и арабские цифры – они идут ниже римских и изображены слабее. Арабские цифры позволяют определить вавилонское время. К нему же относится и та сетка из золотистых кривых линий, расходящихся от центра диска. К счастью, оно нам ни к чему, и нет потребности углубляться в эти средневековые показатели.

Что еще хочется добавить по части установки астрономических часов, так это упомянуть о заслуге архитектора Петра Парлержа, который создал каменную пристройку к ратуше, где поместили куранты. Каменная отделка вокруг астрономического диска – так же его работа.

Повторюсь, определение времени является чуть ли не побочной функцией Орлоя. Главное – отслеживать движение небесных тел. И на астрономическом диске символы Солнца и Луны перемещаются не только по кругу, но и вдоль по стрелке. Диск с зодиаком также движется… Из всего этого знатоки считывали информацию. А вот минуты в средневековье определять не пытались. Жителей того времени такие мелочи не интересовали.

В 1490 году Орлой дополнили еще одним диском. На диске помещался календарь, включающий все 365 дней в виде делений по ободу диска. Появление календаря как раз и соотносят с деятельностью мастера Гануша.

Каждый вечер календарный диск вручную поворачивали на одно деление, и такая практика была до 1566 года. С тех пор движение календарной доски механизировано.

Привлекательный календарный диск, который наблюдаем сейчас мы, появился гораздо позднее. В середине XIX века часы нуждались в капитальном ремонте. Был объявлен на это благовидное дело сбор денег среди населения Чехии. Было собрано 4 265 золотых. А лучший пражский художник того времени Йозеф Манес за скромное вознаграждение взялся за оформление календарного диска. И хотя мы видим сегодня только воссозданную копию, она близка к оригиналу:

Манес изобразил в центре диска герб Праги, а вокруг него оригинальные знаки зодиака. 12 золотистых дисков с изображениями, которые расположены по кругу, составляют серию картин «Двенадцать месяцев». Каждая картина представляет особенности средневековой сельской жизни в период определенного месяца. Обозначение дней, как и в более ранних версиях, расположено на внешнем кольце диска. Где же увидеть, какой сегодня день? Смотрите на метку с золотой чертой в верхней точке календаря. Там указано и число, и день недели.

Символические образы курантов

Большой интерес вызывают фигуры, установленные по обе стороны от астрономического и календарного диска. Скульптуры возле верхнего диска, как вы заметили во время просмотра видео, приводятся в движение во время боя курантов. Считается, что данные образы олицетворяют 4 порока, хотя это мнение вызывает вопросы.

Справа расположены Скелет и Турок. Скелет символизирует смерть, напоминает о ее неизбежности. Можно ли отнести эту аллегорию к порокам? Данный образ появился на курантах первым, еще в XVI веке.

Размещение фигуры в тюрбане рядом со Скелетом еще более загадочно. Чехия в средние века частенько использовала образ Турка в негативном контексте. Так, к примеру, появился сюжет «ворон, выклевывающий глаз турку» на гербе рода Шварценберг. Возможно, и в данном случае образ Турка обозначает порочные особенности.

Слева от астрономического диска находятся более понятные образы. Здесь установлены аллегории скупости и тщеславия:

Тщеславие всматривается в зеркало, Скупость потряхивает мешочком с деньгами. Однако в трактовке и этих образов существуют разногласия. Предполагают, что крайним слева установлен Маг, изучающий невидимые миры, что ассоциируется с познанием, а не пороком.

Ниже, у календарного диска располагаются слева Философ и Архангел Михаил, а справа – Астроном и Летописец.

Эти образы Pražský orloj всегда на виду. Но если вы посмотрели видео, то обратили внимание на шествие апостолов, которое происходит во время мини-представления курантов. Окошки над астрономическим диском с обеих сторон от скульптуры Ангела открываются и перед нами проходят 12 учеников Христа. А завершается все действо возгласом золотого Петуха.

Появление фигурок апостолов связывают с реконструкцией курантов в 1659 году. Фигуры сделаны из древесины, поэтому их несколько раз приходилось восстанавливать. Нынешнюю компанию апостолов создал скульптор Войтех Сухарда.

Последним из образов был установлен на свое место Петух. Пражане впервые услышали его 31 декабря 1882 года.

В завершение хочу сказать, что Пражский Орлой – это объект-загадка. Впрочем, это не удивляет. Астрономические часы и создавались с целью отображать информацию, понятную далеко не каждому. И столь длительный век у них, что без загадок и легенд не обошлось. Предполагаю, друзья, что многие из вас слышали нечто интересное о Пражских курантах. Если так, расскажите и нам.

Ваш euro-проводник Татьяна

Немногие знают, что Астрономические Пражские часы, расположенные в одной из башен ратуши называют так же Пражскими курантами или же Пражским Орлоем . Дело в том, что оригинальное название этой легендарной достопримечательности Pražský orloj, что в переводе и означает упомянутые выше синонимы. Именно здесь можно всегда увидеть многочисленных туристов, ожидающих действо, которое называют настоящим прорывом всех времен — шоу, когда оживают фигурки, находящиеся внутри часов.

Глядя на Астрономические часы, можно определить три часовых измерения и узнать интересующее среднеевропейское, старочешское или звездное время. Помимо этих данных, с помощью часов можно увидеть зодиакальное расположение Луны и Солнца. Все необходимые данные узнаются из верхнего — астрономического и нижнего — календарного циферблатов.

Поднимаемся вверх

Верхний циферблат представляет собой один из старейших астрономических инструментов — астролябию который определяет широту и долготу. Автором астролябии Астрономических часов был Ян Шиндел,который являлся в свое время профессором математики и астрономии, а так же ректором в знаменитом университете имени Карла IV. Изготовил астролябию Микулаш из Кадани в 1410 году, а 80 лет спустя, в 1490 году был добавлен нижний циферблат с готическими скульптурами, изготовленный часовщиком Яном из Руже. Лишь в XVIII веке были добавлены движущиеся фигурки и остальные элементы декора, которые ежедневно приковывают к себе взгляды туристов и по сей день.

Сложные механизмы требовали тщательного контроля, а потому к часам был прикован смотритель, который в случае поломок всегда мог устранить причину, чтобы стрелки часов могли продолжать движение. Однако не всегда находился опытный и грамотный часовщик-смотритель, а потому были периоды, когда Пражские куранты оставались без присмотра или же останавливали свой ход. В период с 1791 по 1866 годы астролябия была сломана, тогда как часовой механизм продолжал свой ход.

После событий 8 мая 1945 года, когда как Орлой, так и вся Староместская ратуша сгорела от попадания зажигательного снаряда, началось полное восстановление утраченных ценностей. За три года, завершились восстановительные работы, в ходе которых удалось воссоздать как сам механизм, так и астролябию из первоначальных материалов. Малая часть деталей была заменена, так же модернизировался часовой механизм. Большая часть изменений пришлась на художественное оформление и декор Пражских курантов.

Амулеты

В Средние века считалось, что каждое здание поддается негативному воздействию, а потому было принято декорировать здания различными элементами, отображающими зло. Так, два мифических Василиска, которые одним лишь взглядом способны превратить в камень все живое на земле охраняют здание, расположившись на конусообразной крыше.

Верхний циферблат

Это часовой механизм и астролябия. Здесь можно увидеть область движения солнца. В отличие от стандартных часов, здесь отсутствует минутная стрелка.

Принцип работы

Если взглянуть на циферблат, вы увидите несколько окружностей. Так, самая крупная по диаметру,где можно увидеть крупные арабские числа, показывает старочешское время.


Чуть ниже вы увидите римские цифры, по ним можно узнать среднеевропейское время.


Чтобы определить время, нужно найти достаточно крупную золотую стрелку с рукой в виде наконечника, и взглянуть на римские цифры.


До середины XX века, жители Праги жили по старочешскому времени, началом суток начиналось с заходом Солнца, а потому вариаций было множество.Вот почему внешний круг вращается в двух направлениях, относительно циферблата. Полдень в те времена ознаменовывался выстрелом из пушки.

Римские цифры появились относительно недавно, благодаря которым мы может узнать реальное время суток.

Так же на самой малой окружности можно увидеть 12 арабских цифр. Именно эти цифры, изображенные на светло-синем фоне, обозначают светлое время планетарных суток.


Если приглядеться, то можно увидеть, что двенадцать цифр разделены на несколько секторов, некоторые из которых подписаны. Там где расположена цифры «1» можно увидеть надпись ORTUS, что означает восход, а где цифра «12» — OCCASUS, что обозначает закат.


На темно-синем фоне изображено ночное время планетарных суток. Между кругами вы наверняка заметили светло-коричневый сектор. Он символизирует зарю — AURORA и сумерки — CREPUSCULUM.

Синий круг, который находится в самом центре часов обозначает нашу планету, вокруг которой движется Зодиакальное кольцо. Именно оно показывает в каком созвездии находится Солнце. Кольцо зодиака разделено 72-мя лучами, которые разделяют месяцы на дни, каждый промежуток между ними обозначает 5 дней.


Определить созвездие поможет стрелка с позолоченным Солнцем, а стрелка с темным шариком покажет фазы Луны от того или иного расположения Солнца. В темное время суток данную стрелку можно легко узнать по свечению, в новолуние можно увидеть ее светлую сторону.

Декорирование и отделка

Если возвести вообразимую окружность вокруг часов, то можно увидеть огромное количество скульптур, где изображены живые существа, часть из которых реальны, а часть вымышленные.

В самой верхней точке окружности расположилась скульптура льва. Если вы интересовались мифологией, смотрели фильмы или читали книги, то должны понимать и знать, что лев находится в верхней цепи питания, считается королем и защитником остальных живых особей. Помимо этого, львы всегда уважаемы, а так же считаются символом смерти в равноправном бою.


Рядом с королем зверей расположена скульптура верной и бдительной собаки, которую приручили люди в первую очередь. По легендам, именно собаки охраняли клады от разбойников и воров. Изображение собаки на надгробии рыцаря означало естественную смерть усопшего.

Далее вы увидите змею с фригийским колпаком. Очевидно, что данная скульптура имеет двоякое значение, ведь колпак означал свободу от рабства в античном Риме, а змея — самое грешное и оскверненное дьявольское существо. Таким образом, данная композиция означает очищение и совершенство, то есть перевоплощение из более низкого статуса змеи в более высокий и разумный статус человека.

Затем, ваш взгляд упадет на кошку, которая так же являлась охранником кладов, однако не такой надежной как собака. Кошка символизирует независимость, фальшь, ехидство, так же считалась спутником магов и чародеев.

Представление в стиле Средневековья

Каждый час с 8 утра и до 8 вечера на Староместской площади происходит действо в духе средневековья, когда в верхних окошках один за другим появляются апостолы а завершающим участником является Иисус. В это же время чуть ниже, в боковых сторонах, фигуры также приходят в движение. Движущиеся объекты символизируют человеческие пороки. Таким образом, скелет, который символизирует смерть переворачивает часы и кивает Турку, а Турок отрицательно мотает головой. В другой же стороне, Скряга встряхивает кошелек, а архангел с мечом, карает его, являясь воплощением наказания для грешников. Окончание представления знаменуется криком петуха.

Декорирован циферблат большим количеством скульптур, которые размещены вокруг его окружности. Здесь увидим льва (защитника всех животных), рядом пса (символ верности, бдительности). Соседка его- змея с фригийским колпаком, где колпак - значит свободу, а змея - греховность. Эта скульптура означает очищение и трансформацию из змеи в человека. Кошка, еще один элемент декора, - хранительница кладов, а еще символ фальши, спутник магов.

Изображение маскаров вверху циферблата должно было отпугивать природные стихии. Горгули в водостоках охраняют от лишней влаги. Еще одно изображение дьявола в виде зверя с большими глазами находим под астролябией. Восток и запад циферблата украшают две фигурки: бесформенное лицо и леший. Они призваны оберегать от темных сил. По сторонам циферблата стоят большие статуи: Скряга, Тщеславие (Гордость), Смерть, Турок.

Циферблат Манеса (на фото слева, кликните на фото для увеличения) имеет два диска. Диск с позолотой, содержащий внутри герб Праги, - это созвездия, медный диск - дни в году. Картины символизируют цикл календаря: 12 зарисовок - это 12 месяцев (картины сельской жизни в Средние века).

Медный диск поделен на 365 отрезков-дней с указанием имени святого, почитаемого в этот день. В широком кругу вписаны праздники христиан. Надпись красного цвета говорит о выходном дне. Декорирован циферблат лозой винограда - символом радости и вечной жизни.

С правой его стороны размещены скульптуры птицы-феникса и обезьяны. Первая - символ вечности, цикла жизни. Вторая - символ греха, жадности. Конструкцию «держат» мастер с подмастерьем. Стороны циферблата «заселили» фигурки Летописца, Астронома, архангела Михаила и Философа.

Ход 12 апостолов наблюдаем ежечасно. Некоторые из них не включены в евангелие: св. Варнава и Павел, поэтому чехи называют их «веропроповедниками», а не апостолами. Каждый час разыгрывается большой спектакль. В верхней части конструкции являются 12 апостолов, замыкает их ход Христос.

Скелет (Смерть), переворачивая песочные часы, звонит в колокол и грозно машет Турку (намек на приближение его смерти). Тот поворачивает голову, отрицая. Позвякивает своим кошельком Скряга. Его карает архангел Михаил. И только Гордеца волнует его внешность: он любуется отражением в зеркале. Петух своим криком завершает сценку, предвещая бой курантов, отбивающих каждый час суток.

Ход 12 апостолов увидите каждый час с 9:00 до 21:00. Людей на площади в эти часы будет много, но зрелище того стоит. Занимайте хорошие места заранее. На фото ниже пример толпы, наблюдающей за ходом апостолов, кликните на фото для увеличения.

Будьте внимательны и бдительны, воры-карманники могут промышлять в такой толпе. Карманные кражи у туристов случаются часто, мы писали об этом в статье “ ”.

Снимать фото и видео на площади можно, платить за это не нужно. Не забудьте захватить фотоаппарат или видеокамеру.

Спускаясь по лестнице смотровой площадки, обратите внимание на фотографии, повествующие историю башни и Орлоя.

В вечернее время на площади можно увидеть представления уличных артистов.

Недалеко от часов находится ресторан «Staromestska restaurace», который признавался лучшим в Праге. Если проголодаетесь, не упустите шанс попробовать лучшие . Цены здесь высокие, но оно того стоит.

Сидя в кафе, поблизости от курантов, не спеша проведите несколько минут возле древней и неповторимой пражской достопримечательности. И хотя пословица гласит, что «счастливые часов не наблюдают», пускай созерцание Пражских курантов сделает счастливее.

Желаем интересных прогулок по Праге, и читайте наши интересные статьи о Чехии (ссылки ниже ).

Краткое описание Орлоя

Орлой включает два циферблата - и . Астрономический циферблат показывает четыре часовых измерения (старочешское, центральноевропейское, планетарное, звёздное) и указывает зодиакальное расположение Солнца и Луны. Календарный циферблат содержит цисиоян (месяцеслов), изображает знаки Зодиака и цикл фресок на тему чешской сельской жизни в эпоху Средневековья.

Каждый час, с 9:00 до 23:00, в окнах Орлоя проходит процессия апостолов. В это время перед достопримечательностью особенно многолюдно. По праздникам (в вечернее время) устраивают световое шоу.

Орлой (Пражские куранты) богато украшен декоративными элементами и символами, наделёнными глубоким смыслом. Главные скульптурные фигуры - Тщеславие и Скупость, Скелет и Турок, Летописец и архангел Михаил, Астроном и Философ.


История создания Орлоя

В последние часы Второй мировой войны Орлой получил сильные повреждения в результате артиллерийского обстрела Староместской ратуши фашистами. Их целью было уничтожение башни ратуши, где находился передатчик чешского радио, которое призывало горожан оказывать любую возможную помощь Пражскому восстанию.

В настоящее время Пражские куранты на 75% состоят из старых первоначальных деталей. Механизм устройства также остаётся прежним (за исключением небольших усовершенствований). Серьёзные изменения вносились лишь в художественное оформление и декор.

Верхняя часть Орлоя


Согласно средневековому распространённому мнению, любая постройка подвергается негативному воздействию сверхъестественных сил, поэтому у Орлоя множество охранных декоративных элементов. На конусообразной крыше расположены два василиска . Василиск - опасное мифическое животное с телом змеи, птичьим клювом и крыльями, от его взгляда может окаменеть всё живое. Оба василиска выполняют ещё и роль водостоков.

Следующий «охранник» Пражских курантов - петух , олицетворяет бдительность и боевой дух (готовность к бою); своим кукареканьем он возвещает о рассвете и распугивает демонов ночи. Петух присутствует почти на всех средневековых масштабных постройках, его всегда устанавливают наверху, часто он служит флюгером.

Под петухом находится ангел - лучшая из возможных защит. Считается, что это самая первая скульптура на Староместских часах. Слева и справа от ангела расположены окна, в которых происходит .

Астрономический (верхний) циферблат представляет собой часовой механизм и астролябию одновременно. Если говорить точнее, циферблат является производной от распространённой в то время планисферической астролябии, которую приводит в движение часовой механизм. Циферблат изображает область движения Солнца - он основан на проекции небосвода с Северного полюса на плоскость экватора. Минутные стрелки отсутствуют.

Астрономический циферблат показывает четыре часовых измерения (старочешское, центральноевропейское, планетарное, звёздное).


С внешней стороны циферблат опоясан тёмно-синим кольцом (диаметром 300 см) с арабскими числами, который показывает старочешское время. Числа выполнены популярным в XV веке швабахерским шрифтом в готическом стиле. Часовой стрелкой служит указатель с золотой рукой, минутная стрелка отсутствует. До наступления эпохи технического прогресса Прага жила именно по старочешскому местному времени. Отсчёт суток начинается с заходом Солнца. О наступлении солнечного полудня столичных жителей извещал выстрел из пушки.

В техническом плане тёмно-синее кольцо с арабскими числами для старочешского времени является отдельным элементом относительно цельной конструкции астрономического циферблата. Это объясняется тем, что время захода Солнца меняется на протяжении года (после зимнего солнцестояния заход Солнца происходит с каждым днём всё раньше, а после летнего солнцестояния - позже) и как результат, круг со старочешским временем двигается вперёд или назад относительно основной части циферблата.


По внешнему краю неподвижного циферблата (диаметром 260 см) расположены римские цифры, показывающие центральноевропейское время. В отличие от обычных часов, здесь два набора цифр от I до XII. Часовой стрелкой также служит указатель с золотой рукой (как и для старочешского времени), минутная стрелка отсутствует.

Центральноевропейское время - продукт современной эпохи глобализации. На Орлое ему предшествовало немецкое время, которое было введено в чешских землях Фердинандом I в 1547 году.


Важно! В Чехии, как и в других европейских странах, принято переводить часы на летнее время. Однако время на Орлое не переводят, в результате чего летом оно показывает на один час раньше. При этом другие часы на Староместской башне переводят в соответствии с летним временем.

Следующим элементом астрономического циферблата выступают опять арабские цифры, хотя в этот раз их только 12. Они обозначают световой день планетарного времени, которое издавна использовалось в целях астрологии, астромагии и алхимии. Стрелкой служит указатель с символом Солнца. В секторе цифры «1» можно увидеть надпись на латыни ORTUS (восход), а в секторе цифры «12» - OCCASUS (закат). Под ними находятся надписи AURORA (заря) и CREPUSCULUM (сумерки), которые вместе с тёмно-синим кругом в нижней половине циферблата обозначают ночной период планетарного времени.


Система планетарного времени сводится к существованию планетарных суток, начинающихся в момент восхода Солнца. Так как восход Солнца различен для разных географических мест, каждое место на Земле ведёт собственный отсчёт наступления планетарных суток. Период от восхода до захода Солнца делится на 12 равных между собой интервалов, называемых дневными планетарными часами, а период от захода до следующего восхода - на 12 ночных планетарных часов.

Дневные и ночные планетарные часы всегда отличаются по длительности - они равны 1/12 длительности дня и ночи соответственно. Равными они бывают только во время весеннего и осеннего равноденствий, когда продолжительность дня и ночи одинакова.

В планетарном времени не только дни недели, но и каждый час суток «управляются» семью небесными телами Солнечной системы на основе халдейского ряда: Сатурн - Юпитер - Марс - Солнце - Венера - Меркурий - Луна. Каждая планета имеет постоянные свойства и переменные особенности.

Заметка. Халдейский ряд также имеет прямое отношение к названиям дней недели в современном английском языке. Например, Sunday означает день Солнца, Monday - день Луны (Moonday), Saturday - день Сатурна.

Практическое применение планетарного времени в астрологии, астромагии и алхимии довольно простое - владея знаниями о планете, которая «управляет» планетарными сутками, а также о планете, которая «управляет» конкретным планетарным часом, вы можете определить наиболее подходящий момент для принятия важных решений и осуществления значимых действий в жизни, чтобы достичь большего успеха, лучших результатов или избежать неприятных последствий. Например, даже собирать целебные и магические травы необходимо в определённый планетарный час, так как энергия правящей планеты проявляется сильнее в её час, из-за чего целебные свойства растения будут сильнее.

Заметка. Планетарное время также называют вавилонским (по месту его происхождения).

Указателем служит стрелка со звёздочкой, однако шкала из цифр для звёздного времени отсутствует.


Звёздное время - применяемый в астрономии счёт времени, в котором продолжительность суток принята равной периоду обращения Земли вокруг своей оси относительно системы неподвижных звёзд. Звёздное время измеряется часовым углом точки весеннего равноденствия в месте наблюдения. Взаимное положение Солнца и точки весеннего равноденствия в течение года непрерывно меняются. Двигаясь по эклиптике, Солнце за сутки смещается относительно точки весеннего равноденствия почти на один градус. Вследствие этого звёздные сутки короче солнечных на 3 мин 56 секунд, их начало в течение года приходится на различное время дня и ночи.

Практический пример. В полночь 1 января звёздное время для Праги приблизительно равно 06:40 и каждые полмесяца оно увеличивается на один час. В полночь 22 сентября звёздное время равняется 00:00, а в полночь 20 марта - 12:00.

В центре циферблата находится планета Земля, вокруг которой вращается кольцо Зодиака с указателями Солнца и Луны, показывающие, в каком зодиакальном созвездии находятся эти небесные тела. На кольцо Зодиака нанесены символы зодиакальных знаков.

Внешний круг кольца Зодиака разделён на 72 ячейки, каждый зодиакальный знак имеет шесть ячеек, одна ячейка обозначает пять дней. Таким образом, глядя на кольцо Зодиака, можно определить ориентировочную календарную дату. В каждый зодиакальный знак Солнце вступает около 20-ого или 21-ого числа календарного месяца. Кольцо Зодиака обращается вокруг оси астрономического циферблата, делая полный оборот за один год.


Указатель Солнца

Указатель с символом Солнца выполнен из позолоченной жести и движется на одном рычаге с часовой стрелкой (указатель с золотой рукой). Однако в отличие от часовой стрелки, ось вращения указателя Солнца (и указателя Луны) закреплена не в геометрическом центре циферблата, а в геометрическом центре зодиакального кольца. Указатель с символом Солнца является одним из самых информативных указателей Орлоя и показывает:

  • время суток (заря, восход, день, закат, сумерки, ночь);
  • высоту Солнца в кульминации над горизонтом;
  • положение Солнца среди знаков Зодиака;
  • ориентировочную дату календаря;
  • время по планетарному (вавилонскому) времени.

Когда указатель Солнца достигает одного из двух концентрических кругов на циферблате, которые изображают Северный и Южный тропики, он меняет направление движения, так же, как и в природе на небосводе.

Указатель Луны

Указатель с символом Луны отображает фазы и положение Луны на небосводе относительно Солнца. Сам символ Луны представляет собой полый шарик диаметром 13 см, состоящий из двух половин - чёрной и серебряной. Внутри расположен скрытый механизм, который поворачивает корпус шара. В результате, в зависимости от фазы Луны шарик поворачивается разными сторонами:

  • новолуние (чёрный шарик);
  • первая четверть (чёрно-серебряный шарик);
  • полнолуние (серебряный шарик);
  • последняя четверть (серебряно-черный шарик).

Корпус шарика совершает один оборот вокруг своей оси за синодический месяц (промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны) - 29,5 суток. Указатель Луны, так же как и указатель Солнца, обращается вокруг оси астрономического циферблата, но несколько медленнее.

Статуи по сторонам Астрономического циферблата

Тщеславие . Изображает фигуру, рассматривающую себя в зеркале. Напомним, герой Аль Пачино в фильме «Адвокат Дьявола» произносит известную фразу - «определённо, тщеславие мой самый любимый из грехов». Также есть версия, что эта фигура изображает мага, который с помощью зеркала заглядывает в потусторонний мир.

Скупость . Изображает фигуру скряги, который трясёт мешочком с деньгами и машет палкой вокруг себя. Есть версия, что изначально эта фигура изображала ростовщика еврейского происхождения, но его вид изменили, стараясь быть политкорректными.

Скелет . Следует воспринимать не как символ смерти, а как напоминание о мимолётности мирских забот и необходимости задуматься о новой и лучшей жизни в духовной сфере. Атрибуты Скелета, колокольчик и песочные часы, подчёркивают memento mori (помни, что смертен).

Турок . Символ греха и наслаждений. Или, возможно, напоминание о длительной турецкой угрозе для Австрийской империи, в составе которой находились чешские земли.

Декоративное оформление Астрономического циферблата

Астрономический циферблат опоясывает круговая галерея (из камня), изображающая разнообразных животных. Каждый из них наделён символическим значением, кроме того, многие продолжают защитную линию из василиска, петуха, ангелов и апостолов.

  • На вершине круговой галереи отдыхает лев . В мифологии и символике он всегда имеет значение царя и защитника. Лев вызывает уважение и является символом доблести в равном и честном бою;
  • Рядом со львом расположена собака . Она была первым одомашненным животным, символизирует верность и бдительность. В легендах собака сторожит клады. На рыцарских надгробиях собака у ног символизирует естественную смерть;
  • Фигура со змеиным телом и острой конусообразной шапочкой, которая напоминает фригийский колпак - символ свободы античного Рима . Передавая такой колпак рабу, хозяин даровал ему свободу. Возможно, строители Орлоя задумали такую фигуру как символ очищения и совершенства, превращение ползучей нечистой змеи (символа низких, грешных и дьявольских существ) в свободного человека;
  • Кошка - спутник магов и чародеев, а также символ независимости, дешёвой и фальшивой ласковости, ехидства;
  • Жаба - христианский символ греха и еретиков. Жабы пребывают в грязи (во лжи) и квакают неправду или хвастаются;
  • Ёжик - ночное животное, считается защитником домашнего счастья, но в характере преобладает жадность, агрессивность и гнев;
  • Спящий нетопырь - символ трансформированного дьявола, который пьёт кровь и умеет превращаться в других животных;
  • Лики дьявола в форме жутких рельефных человеческих лиц или звериных морд.

В 1490 году мастер Гануш (настоящее имя - Ян из Руже) создал календарный (нижний) циферблат. Его первоначальная работа не сохранилась, в наше время туристы наблюдают циферблат, который спроектировал поэт и пражский архивариус Карел Яромир Эрбен в середине XIX века на основе гравюр первой половины XVII века. Художественные работы выполнил известный живописец Йозеф Манес , представитель романтического течения. Понимая историческую ценность проекта, он согласился на очень скромный гонорар, а также проигнорировал суеверие, что человек, внёсший в Орлой (Староместские часы) существенные изменения, не проживёт долгую жизнь.


Вклад Йозефа Манеса

В 1865–1866 году Йозеф Манес выполнил роспись календарного циферблата, изобразив чешскую сельскую жизнь в эпоху Средневековья. Он существенно отклонился от прежнего оформления циферблата, в котором доминировала городская тематика. Во время работы живописец постоянно сталкивался с возражениями и замечаниями чиновников, его периодически критиковали за медлительность и отступление от прежнего художественного оформления.

Придирки и выяснения отношений мешали работе и оказывали негативное влияние на психическое состояние Йозефа Манеса, который к этому времени уже был нездоров. При этом он не хотел отказываться от своего художественного видения. Бургомистр постоянно торопил живописца, поскольку открытие Пражских курантов уже было назначено на 1 января 1866 года. В результате, к этой дате календарный циферблат был ещё не готов, и куранты были запущены без него. Полностью работа была завершена в мае, однако открытие отложили из-за Семинедельной войны. Торжественное мероприятие состоялось 18 августа 1866 года, но на открытии не было автора - уже больного Йозефа Манеса. Следующие несколько лет жизни художник испытывал физические боли, депрессию и душевные страдания. В 1871 году он умер.

Описание календарного циферблата

В центре календарного циферблата расположен герб Праги времён короля Владислава II Ягеллона. Вокруг герба находятся знаки Зодиака, которые Йозеф Манес выразил человеческими персонажами, а не в привычных анималистических образах. Затем следует цикл медальонов «12 месяцев», они изображают сюжеты чешской сельской жизни эпохи позднего Средневековья. Последний элемент календарного циферблата - внешний медный диск, разделённый на 365 ячеек, с указанием дней календарного года. Оба диска вращаются по часовой стрелке, совершая полный оборот за один год. Сверху над циферблатом свисает указатель текущего дня.

В последствии, чтобы уберечь шедевр Манеса от разрушительного воздействия погоды, календарный циферблат перенесли в Столичную галерею Праги , а для Орлоя сделали копию. По иронии судьбы автор копии Эмануэль Лишка добился большей оплаты, чем Йозеф Манес получил за оригинал.

  • Водолей . Атлетическая фигура мужчины в зелёном одеянии, держащего сосуд с текущей из него водой - символом жизни.
  • Рыбы . Ангелочек играет с двумя дельфинами.
  • Овен . Овен изображен миролюбивым, по густой мягкой шерсти его поглаживает ангелочек.
  • Телец . Мастерское изображение фигуры быка, выражающего дикую силу.

  • Близнецы . Пара целующихся малышей парят в воздухе, но это не ангелы, у них нет крыльев.
  • Рак . Пик лета, пора летнего солнцестояния. Ангелочек, обхватив рака, тянет его к себе.
  • Лев . Широко расставивший лапы, с грозно разинутой пастью, лев внушает страх, но смеющегося мальчика он совсем не пугает.
  • Дева . Йозеф Манес написал здесь полуобнаженной свою любимую модель, держащую серп, цветок и пучок колосьев, как аллегорию месяца августа.

  • Весы . Грациозная девушка, её грудь приоткрыта, из-за чего сам знак весов уходит на второй план.
  • Скорпион . Ангелочек, с серьёзным выражением лица, держит скорпиона за хвост, предупреждая о том, насколько опасным может быть укол ядовитым жалом.
  • Стрелец . Атлетическая мужская фигура, легко натягивающая тетиву, является как и Водолей, воплощением славянского героя.
  • Козерог . Как и дети с других картинок, не боящиеся быка и льва, этот малыш, хоть и выглядит испуганно, держит буйного козерога за верёвки.

Главное украшение диска - цикл художественных медальонов «12 месяцев», которые изображают сюжеты чешской сельской жизни эпохи позднего Средневековья.

Январь . Встреча нового года и символы разных этапов человеческой жизни отображены в шести персонажах разного возраста. Старец в плаще - символ уходящего года. С надеждой и любовью он смотрит на будущее, на дитя - символ нового года и новой жизни. Юноша в чёрном плаще символизирует взросление, а молодая мать - возраст, когда человек принимает на себя ответственность за сохранение рода. Человек с усами на заднем плане является символом зрелого возраста. Старуха в белом платке на голове символизирует последний период жизни.

Февраль . Холодно, и хозяин возвращается домой с дровами. Усевшись у огня, он греет замёрзшие ноги. Его жена в зелёном полушубке и красном платке, плотно повязанном вокруг головы, приносит охапку хвороста, чтобы подбросить в огонь.

Март . Приходит время полевых работ. Молодой крестьянин пашет на двух волах, запряженных в деревянный плуг. Наступает весеннее равноденствие, земля пробуждается, и начинает припекать солнце.


Апрель . Основные работы на поле закончены и нужно позаботиться о саде. Землепашец привязывает к колу молодое деревце, чтобы его не сломал ветер. За отцом наблюдают его дети, держащие в руках букетики первых весенних цветов.

Май . Месяц любви. У цветущего куста девушка с распущенными волосами собирает цветы в букет. Один цветок она протягивает юноше, чтобы тот прицепил его к своей шляпе.

Июнь . Месяц сенокоса. На широкой равнине с холмами на горизонте крестьянин косит траву. На голове у него шляпа, спасающая от жгучего солнца. За ним девушка в платке ворошит скошенную траву.

Июль . Доминанта сцены - золотое поле спелой пшеницы, закрывающее горизонт. Две скромно одетые женщины, которые жнут пшеницу серпами, делают передышку, когда мальчик приносит им кувшин воды.


Август . Сюжет с чешским пейзажем и амбаром. Двое крестьян цепами обмолачивают колосья, им помогает женщина в платке, разбирающая снопы на току.

Сентябрь . Один крестьянин сеет озимые зерновые, другой - боронит пашню. Оба одеты в облегающие штаны и рубахи с широкими рукавами.

Октябрь . Изображена влюблённая пара, собирающая виноград, знакомая нам уже по маю месяцу.

Ноябрь . Закончились полевые работы, нужно готовиться к приближающейся зиме. Вся семья отправляется в лес заготавливать дрова.

Декабрь . Месяц забоя скота и изобильных застолий. Мясник готовится к разделке туши свиньи. Рядом стоит хозяйка, а за ней горожанин в шубе, предвкушающий сытное угощение.


Внешний медный диск и цисиоян

Диск разделён на 365 ячеек, в которых записан цисиоян (лат. cisiojan) - стихотворный слоговый календарь, где упомянуты дни праздников христианских святых. Каждый день помечен первым слогом имени соответствующего святого, а промежутки между этими слогами заполнены произвольными слогами так, чтобы в месяце формировалась осмысленная фраза. Например, «по снегу Варвара с Николаем шла, ночью Люсия лён пряла, апостол Фома поведал, родился Господь Христос». Если проводить сравнение, чешский цисиоян - аналог православного месяцеслова (святцы).

Статуи по сторонам Календарного циферблата

Летописец . Фигура держит в руках перо и свиток бумаги, символизирует средневекового хрониста.

Архангел Михаил - глава святого воинства ангелов. Символизирует наказание для грешников. Известен тем, что в бою одержал победу в бою над сатаной (в виде дракона), которого низверг с неба на землю. Архангел Михаил изображён со своими традиционными атрибутами - крыльями за спиной, щитом, жезлом и огненным мечом.

Астроном . Изображен с подзорной трубой. Есть версия, что эта фигура может символизировать мореплавателя и/или первооткрывателя.

Философ . Несмотря на название, фигура скорее всего олицетворяет мыслителей и учёных личностей в целом, нежели намеренно выделяет философов из общего числа деятелей науки.

Декоративное оформление Календарного циферблата

Циферблат окаймляет виноградная лоза , но только ствол растения, без листьев и плодов. Виноградная лоза была первым растением, посаженным Ноем после потопа. По этой причине она является одним из древнейших символов спасения, возрождения и жизненной силы. Вероятно, ствол виноградной лозы без листьев и плодов символизирует чешский народ, который в XVII веке оказался на грани потери национальной идентичности (под влиянием германизации в Австрийской империи). Известно, что виноградная лоза Орлоя (Староместские часы) имеет более позднее происхождение, чем бóльшая часть декора.

Справа от циферблата расположены птица-феникс, собака и обезьяна . Все трое обращены друг к другу и как бы ведут беседу. Огненную птицу почитали все цивилизации, как символ круговорота обновлений, возрождения и вечности. Собака, наиболее близкое человеку животное, олицетворяет такие добрые качества как верность, бдительность, привязанность, искренность и послушание. Обезьяна рассматривается негативно, как карикатура на человека и воплощение многих пороков, например, коварство, хитрость, непристойное поведение, любовь к роскоши и даже ересь. Однако есть и другое значение. С эпохи Нового времени обезьяна служит символом искусства, в частности живописи и скульптуры. Работа художника и скульптора считалась по сути имитацией природы, и стала связываться с животным, известным своими способностями подражать. В то время даже был популярным афоризм «Искусство - обезьяна природы».


Внизу из-под календарного циферблата «выглядывают» две фигуры каменщиков . Одежда указывает на их разное социальное положение; возможно, это мастер и подмастерье - один без другого не построили бы ни одного строения. В тёмном углу с западной стороны циферблата находится сова . В эпоху Античности она была символом мудрости и атрибутом философов, но в христианстве, как животное, ведущее ночной образ жизни, сова начала ассоциироваться с пребыванием во тьме, стала символом нечисти и колдовства.

Каждый час, с 9:00 до 23:00, Пражские куранты (Староместские часы) разыгрывают скромное театральное представление. Под звон колокольчика Скелета в двух верхних окнах попарно появляются фигуры 12 апостолов. Каждый апостол держит в руках свой традиционный атрибут или символ своих страстей. Апостолы шествуют в следующей последовательности (соответственно, в левом и правом окне):

  • св. Фаддей (с палицей) и св. Филипп (с крестом);
  • св. Фома (с копьём) и св. Павел (с мечом и книгой);
  • св. Иоанн Богослов (с чашей и змеёй) и св. Симон Зилот (с пилой);
  • св. Варнава (со свитком и камнем в руке) и св. Варфоломей (с ножом и куском кожи);
  • св. Иаков Алфеев (с палкой и книгой) и св. Пётр (с ключом);
  • св. Андрей (с косым крестом) и св. Левий Матфей (с топором).

Ниже, по сторонам астрономического и календарного циферблатов, приходят в движение остальные персонажи Орлоя. Скелет переворачивает песочные часы и кивает Турку, тот в ответ отрицательно качает головой. В это же время Скряга встряхивает кошелёк. Архангел с карающим мечом символизирует наказание для грешников. Представление оканчивается криком петуха.

график работы

Прийти посмотреть на Орлой можно круглосуточно, но самое интересное - бой курантов и движение фигурок - происходит только каждый час с 9:00 до 23:00.

билет

туристический портал Праги

Староместская площадь (Staromestske namesti), несомненно, является одной из главных, самых прекрасных и сказочных площадей Праги. Расположена Староместская площадь в историческом центре Праги, на стороне Старе-Место. По месторасположению Староместскую площадь также называют Старогородской площадью.

Староместская площадь, пожалуй, самая крупная площадь старой Праги. Место это довольно пикантное, а всё благодаря тому, что на площади сосредоточено большое количество достопримечательностей, которые как магнит тянут к себе туристов со всего мира.

Помимо массы главных городских достопримечательностей, сама площадь окружена городскими домами с фасадами одни краше других, переплетающих в себе несколько архитектурных стилей: готического, ренессанса, барокко, рококо. Всё это вместе образует сказочный вид и праздничную атмосферу всей площади.

История Староместской площади или Старомака, её ещё так называли, началась в 10 веке. Тогда это была центральная рыночная площадь, окруженная тавернами и постоялыми домами. Постепенно вокруг площади стал разрастаться город. За время своего существования площадь одарена богатой историей, ещё в давние времена на площади проходили коронационные процессии, шедшие в , а также столкновения сословий и казни. После отмены публичных смертных казней на площади стали проходить различные ярмарки, праздники и народные гулянья.

Вот и по сей день на площади царит атмосфера праздника и всеобщего веселья. По периметру установлены палатки, из которых идет оживленная торговля сувенирами и . От шатров с уличной едой исходит просто изумительный запах сладких трделиков и подкопченного свиного колена. Пройти мимо и не попробовать лакомство просто невозможно.

В центре площади устанавливают сцену и проводят концерты

По площади и старому городу можно устроить прогулку на лошадях. А уличные артисты развлекают честной народ. Всё это вместе выглядит очень интересно и захватывающе.

Основной достопримечательностью площади является возвышающейся и видная с многих точек старого города Городская ратуша, её также называют Староместской ратушей/Staromestska radnice .

Староместская ратуша была построена на площади в 1338 году как резиденция городского самоуправления и сначала носила название Городской ратуши, это было первое в те времена грандиозное сооружение на площади. После, в 1410 году на ратуше были установлены астрономические часы, те самые знаменитые пражские Орлой. За время своего долгого существования ратуша многократно реставрировалась и расширялась. В настоящее время можно все также наслаждаться старейшей частью комплекса ратуши, это готическая башня с эркерной часовней и уникальными астрономическими часами.

Именно на этой ратуше, часовой башне, расположены одни из самых знаменитых часов в мире – астрономические часы Орлой /Prazsky Orloj. Пожалуй, Староместская ратуша вместе с часами Орлой не только основная достопримечательность площади, но и всей Праги, если ни Чехии.

Пражские куранты Орлой представляют собой очень сложный механизм, над созданием которого в своё время трудился лучший мастер часовщик - Микулаш из Копенгагена. При создании часов Микулаш консультировался у лучшего математика и астронома своего времени Яна Шинделя. Самое интересное, что основная легенда овивающая эти часы связана вовсе не с их родоначальником, а с совершенно иным мастером - Гануша, который дорабатывал куранты впоследствии. После своей работы Гануша был ослеплен городскими властями, чтобы больше никогда не смог создать такие же часы для другого города.

Механизм часов Орлой считается очень сложным и по сей день, поскольку на часах можно видеть не только время суток и текущую дату, но и время захода и восхода Луны и Солнца, а также расположения всех 12-ти знаков зодиака и положение Земли относительно Солнца. Вот такие вот выдающиеся и прекрасные внешне часы смастерили мастера 14-го века.

Для развлечения рядовых граждан на часах были придуманы и установлены действующие лица, которые под звук боя часов двигались, исполняя каждый свою роль. Так часы превратились ещё и в средневековый театр. И по сей день, каждый час (с 9.00 до 23.00), под бой курантов, фигурки на часах оживают. В двух окошках над циферблатом часов можно видеть 12 апостолов, движущихся попеременно.

Помимо апостолов на часах есть ещё девять фигурок исполняющих каждый свою роль: Скелет (чешский Смертюшка) переворачивает часы и звенит приглашая следовать за ним, Спесивец разглядывающий себя в зеркало, у Скряги в руках мешок денег, Турок (символ наслаждения и порока) отрицательно качает скелету головой, ведь ему так не хочется уходить по знаку Смерти. Завершает все это представление трубач, выходящий на площадку под сводами ратуши и торжественно отмечая наступление нового часа.

Благодаря этому концерту, каждый час на Староместской площади под часами Орлой собирается сотни туристов, каждый так и наварит сфотографировать или снять на камеру столь захватывающее представление. Все это конечно надо видеть собственными глазами. Видео всей прелести концерта фигурок не передает, зато общая атмосфера восторга и «праздника» отлично видна:

На самом верху Староместской ратуши расположена смотровая площадка, на площадку можно подняться и полюбоваться прекрасной панорамой старого города Праги. Взрослый билет 130 крон, детский, студенческий и пенсионный - 80 Kc.

Главной доминантой Староместской площади, после Староместской ратуши естественно, является двухбашенный Тынский Храм/Tynsky chram . Истинное название Тынского Храма звучит как Храм Девы Марии перед Тыном/Chram Matky Bozi pred Tynem. Тын, это внутренний двор или Тынский двор, расположенный сразу за Староместской площадью. Отсюда и название Храма Девы Марии, который таки и стал называться Храмом перед Тыном или Тынским Храмом.

Два сооружения Староместской площади - Городская ратуша и Тынский храм, когда-то подчеркнули важность площади, которая, из просто рыночной превратилась в исторически значимую, а в 60-х годах 20-го века стала полностью пешеходной.

Строительство Тынского Храма началось в 1365 году. Две несимметричные башни храма, ставшие таковыми после сильного пожара достигают в высоту 80 метров и являются одним из главных символов Праги. Именно две эти башни, также часто, как и часы Орлой, можно видеть на многих открытках и магнитиках продающихся в Чехии в качестве сувениров.

Вход в Храм был закрыт и фото запрещено

В центре Староместскую площадь украшает бросающийся в глаза, огромных размеров бронзовый памятник в стиле модерн, посвященный национальному герою Чехии Яну Гусу/Pomnik mistra Jana Husa .

Статуя Яна Гуса изображена стоящей в центре скульптурной группы. По обеим сторонам от Яна находятся скульптуры символизирующие гуситов и эмигрантов. Статуя Яна Гуса повернута лицом к Тынскому храму.

Справа от памятника можно видеть красивое здание стиля рококо, пастельно розовых тонов. Это одно из самых запоминающихся строений на площади - Дворец Кинских/Palac Kinskych . Дворец был построен в 1765 году для графа Яна Армоста Гёльца. В настоящее время Дворец Кинских действует как Художественная галерея. В дни некоторых праздников вход в галерею бесплатный.

На противоположной стороне от памятника и дворца белеет знаменитый и посещаемый туристами Собор Святого Николая . Это один из самых известных пражских храмов в стиле барокко принадлежащих к ценнейшим строениям этого стиля к северу от Альп. Купол храма с диаметром в 20 метров и внутренней высотой в 49 метров является самым высоким в Праге.

Церковь Святого Николая (в переводе с чешского Храм Святого Микулаша/Chram sv. Mikulase), величественное строение, которое не проходит стороной ни один турист. Кстати, единственный храм, и вообще место в Праге, в которое при нашем посещении Чехии был бесплатный вход, во все остальные места вход платный.

В храме демонстрируется роскошный декор в стиле высокого барокко. А украшает храм одна из самых крупных в Европе скульптур Святого Николая.

В церкви Святого Николая находится уникальный орган 18-го столетия, украшенный фигурами ангелов. С участием данного органа в храме проходят концерты.

А высоченный и прекрасный свод храма Святого Микулаши украшает уникальная в своем роде хрустальная люстра в виде императорской короны. Люстра была принесена в дар Собору императором Александром II.

Напротив центрального входа в собор Святого Николая раскинулась зеленая зона с лавочками для отдыха, вокруг которой сконцентрировано несколько кафе с открытыми террасами.

P.S. Староместская площадь, прекрасна сама по себе, а её достопримечательности, так удобно расположенные в одном месте, также являющиеся основными в городе и просто завораживают. Мы приходили на площадь практически каждый день, а как же иначе, ведь все пути ведут через неё, и постоянно любовались ею, как в первый раз, открывая для себя что-то новое. Посетить эту знаменитую на весь мир площадь рекомендуем каждому.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»