Шотландский музыкальный инструмент волынка. Шотландская волынка - калейдоскоп

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Или Великая горная волынка – Great Highland Bagpipe – самая известная и популярная волынка в мире. Слово «волынка» у многих прочно ассоциируется с образом шотландца, облачённого в клетчатую ткань , в руках которого музыкальный инструмент, издающий очень громкие и завораживающие звуки. Многие уверены в том, что волынка – сугубо шотландский инструмент и является шотландским изобретением. В действительности, волынка, так же как и многие другие музыкальные инструменты, пришла в Европу с Востока. Согласно одной из существующих версий, волынка оказалась в Шотландии благодаря викингам. Её завезли туда норманны, отряды которых осуществляли морские путешествия по всей Европе и дошли до британских островов. Другая версия гласит, что волынка была завезена на территорию Шотландии древними римлянами.

Волынка – духовой инструмент, известный еще в античности. История волынки насчитывает, вероятно, несколько тысячелетий. Первый инструмент, опознанный как волынка, датируется 3000 годом до нашей эры. Он был найден при раскопках древнего города Ур на территории царства Шумер. Римский император Нерон был известен как мастер игры на различных музыкальных инструментах, в том числе он играл и на волынке. Различные виды волынок были широко распространены на землях древних славянских государств, некоторые из подобных волынок сохранились вплоть до наших дней. «Волынка да гудок – собери наш домок» – гласит русская пословица-припевка. История инструмента под названием «волынка» включает в себя обширную коллекцию архивных материалов: летописи, фрески, барельефы, статуэтки и лубочные картинки с изображениями волынок различных периодов времени. Подробнее см. галерею волынок.

Большая шотландская волынка получила свое развитие в XVI-XIX веках на северо-западе Шотландии. В средние века шотландская волынка применялась как функциональный инструмент. В кланах шотландских горцев существовала специальная должность «клановый волынщик». В обязанности кланового волынщика входило звуковое сопровождение всех церемоний и событий (в т. ч. ритуальных), торжественных дат, сходов калана и различных бытовых сигналов. Примерно в то же время стали проводиться первые чемпионаты исполнительского мастерства среди волынщиков. В старину шотландские волынщики играли протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений носит название «Piobaireachd» («Пиброх») и сегодня является хрестоматийным материалом, написанным для шотландской волынки. Позднее появились маршевые и танцевальные формы музыки для большой шотландской волынки.

Звук шотландской волынки устрашал врагов и поднимал силу духа шотландских горцев. Поэтому неудивительно, что в течение длительного времени волынка находилась под запретом Британского Королевства. Однако впоследствии именно англичане сформировали полки шотландских горцев, которые объехали с волынками полмира, участвуя в колониальных походах Великобритании.

Свою мировую популярность великая горная волынка получила во второй половине XX-го столетия. Оркестры волынщиков стали образовывать не только в государствах, входящих в состав Британского доминиона (Канада, Австралия, Новая Зеландия), но и в других странах. Пайп бэнды (Pipe Bands – оркестры волынщиков) появились в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Чехии, Японии, Арабских Эмиратах и т. д. Такое масштабное увеличение интереса к шотландской волынке произошло во многом благодаря международному фестивалю военных духовых оркестров Edinburgh Military Tattoo . Начиная с 1947 г. этот фестиваль ежегодно проводится в Шотландии на плато средневекового Эдинбургского замка. Торжественный выход сводного оркестра волынщиков королевских войск Великобритании признан одним из самых масштабных и красочных шоу военных духовых оркестров в мире. Это яркое событие не могло остаться незамеченным в разных частях света.

Большой вклад в развитие мирового интереса к шотландской волынке внёс один из лучших военных оркестров волынщиков Шотландии , прославившийся своими совместными трудами с Полом Маккартни, Марком Нопфлером, а также многими рок- и поп-звёздами Великобритании и Голливуда. Именно Royal Scots Dragoon Guards Pipes & Drums впервые исполнил на волынках в Британском радио эфире «Amazing Grace». Это произведение в свое время побило все рекорды популярности, а затем стало неувядающей классикой. Песню «Amazing Grace» исполнял в свое время Сам король рок-н-ролла Элвис Пресли.

Шотландская волынка сегодня изготавливается в тональности Си бемоль мажор, лад – миксолидийский. Мощность звукового давления – 108 Дб, в горах или на открытом пространстве радиус дальности звучания может достигать 6-ти км. Строй современной шотландской волынки – 446 Гц, в отличие от всех классических музыкальных инструментов, которые настраиваются в 440 Гц. Получается, что тональность шотландской волынки расположена почти посередине между Си бемоль и Си бекар, что даёт ощущение появления 25-ой тональности, помимо известных нам 24-х классических. Это действует на слушателя как «эффект 25-го кадра». Дело в том, что с детства из всех теле-, радио- и компакт носителей мы слышим любые из 24-х тональностей хорошо темперированного строя. Мы привыкли к этим созвучиям. 25-я тональность звучит для нас как новость или как сигнал, который на подсознательном и сознательном уровне привлекает наше внимание. Услышав его однажды, вы уже никогда ни с чем этот звук не спутаете. Некоторые мастера изготавливают сегодня вариант шотландской волынки с аутентичным, низким строем А = 440 Гц.

Магия звучания шотландской волынки, заключается в пронзительном тембре, громкости и постоянном сопровождении основной мелодии бурдонным тоном, который исходит из трёх труб, лежащих на плече исполнителя. Ещё одна особенность – это натуральный строй внутри лада чантера (мелодической дудки) волынки. Хорошо темперированный строй дал бы плоское созвучие интервалов относительно бурдонного тона, натуральный строй даёт очень сильное ощущение распевности. Все эти качества делают шотландскую волынку идеальным музыкальным инструментом для церемоний, парадов и создания торжественного настроения, так же как и для психической атаки. Шотландская волынка приняла участие во всех военных кампаниях Британской армии за последние 300 лет.

Шотландская волынка прошла долгий эволюционный путь развития – со временем менялся строй, лад, менялись тональности инструмента и его внешний вид. В старину существовали шотландские волынки со сдвоенным чантером, с различным количеством дронов. Окончательный вариант всем известной и ныне популярной шотландской волынки появился в XVII веке. Си бемоль мажорный чантер миксолидийского лада и три дрона, устремлённые в небо – в таком виде большая шотландская волынка дошла до наших дней практически без внешних и технологических изменений.

О чем поет шотландская волынка?

▼...Гэльская душа, - Все это гудение дрона и всхлипы чантера осмысленно звучат лишь на гэльском языке.
Вот что такое волынка для гэлов. Она звучит не столько в воздухе, сколько в их душах. Боюсь, что мы, англичане, не способны этого понять. Волынка может взволновать нас - как взволновала бы внезапная кавалерийская атака, - но вряд ли кто-нибудь из нас прослезится при ее звуках.
/из книги Генри Мортона "Шотландские замки"/


В Шотландии говорят, что в звучании волынки должны сочетаться голос человека с голосом животного и слышно ее должно быть за три мили.
Древние шотландцы, как и представители других культур, использующих волынку, с незапамятных времен были заворожены ее долгим и непрерывным звуком.
До нас дошли сказки о волынщиках с острова Скай - клане Мак Криммон, о волшебной волынке и о пещере, где до сих пор можно слышать ее звуки.

Kate Elizabeth Oliver Portrait of Charles Higgins, in Highland dress. 1939

Волынка – один из старейших музыкальных инструментов. Кто, где и когда изобрел этот необычный инструмент - неизвестно. Следы теряются в глубине веков.
На волынках играли древние ассирийцы, египтяне и греки, что отображено в каменных барельефах тех времен.
Одни источники говорят, что волынка родом из Юго-Западной Азии, есть предположения о ее египетском и греческом происхождении.
Упоминания волынок можно встретить и в античной исторической литературе.
Своими громогласными протяжными звуками волынка поднимала дух римских воинов и была одним из любимых инструментов Нерона.
По свидетельству Гая Светония Транквилла, император мечтал о том времени, когда в один и тот же день ему довелось бы сыграть на флейте и волынке, а затем выступить в качестве актера.
Также есть версия, что на Британские острова волынку завезли римляне.
Эта сумкодудка (англ. bagpipe) известна у многих народов под разными именами: гайта, дуда, дудельзак, коза, сарнай, чимпой, шувыр и др.
Тем не менее, шотландцы считают волынку своим национальным инструментом.

Piper to the Laird of Grant by Richard Waitt, 1714

Слово "волынка" употребляется даже в Библии.
"Как только услышите звуки рожков, свирелей и цитр, арф, лютней и волынок и других инструментов, падите ниц и молитесь на золотую статую, которую поставил царь Небукаднезар" (из книги пророка Даниила, 3,5).

У разных народов волынки различаются материалом, размерами, количеством трубок и в зависимости от этого звучанием и тембром.
Мехи могут делать из ткани, вдувалку – из металла и кости, чантеры – из дерева, птичьей кости, тростника или олова, а раструбы – из коровьего рога и бересты.
Громкость некоторых басовых волынок достигает 100 децибелов.
Шотландская волынка сегодня самая известная, самая популярная и самая громкая.
Благодаря рослым, рыжим и колоритным парням в килтах инструмент под названием «пиб моор», он же волынка, стал настоящим символом шотландской державы.

Бесчисленными нитями связаны звуки волынки с душой шотландцев, с их горестями и радостями.
В старину волынщики играли медленные, протяжные мелодии пиброх, услаждая слух горцев и пастухов.
На пирах в замках королей, на народном гулянье без волынки не обходилось.
В Средние века ее использовали кланы горцев как ритуальный и сигнальный инструмент.
Вся история Шотландии - это история борьбы народа за свободу, за возможность сохранить свои традиции, привычки, нравы, быт.
В этой борьбе закалился упорный характер горного народа. Под звуки волынки шотландцы ходили в бой за свою независимость.
Яркое, резковатое звучание инструмента пробуждало силы воинов, вселяло мужество и веру, необходимую для победы.

Римляне так и не смогли подчинить Шотландию. В XI веке сложилось Шотландское королевство.
Английские короли долго пытались завоевать горную страну, но шотландцы, упорный и упрямый народ, в течение многих веков противостояли англичанам.
Шотландские армии вели в бой волынщики и для англичан звук волынок стал ассоциироваться со звуками битвы.
Волынщик был подобен знамени полка, и, по традиции, пока он был жив, шотландцы не сдавались. Впрочем, играли на волынке и в мирное время.

Большая шотландская волынка получила свое развитие в XVI-XIX веках на северо-западе Шотландии.
В средние века шотландская волынка применялась как функциональный инструмент.
В кланах шотландских горцев существовала специальная должность «клановый волынщик». В обязанности кланового волынщика входило звуковое сопровождение всех церемоний и событий (в т. ч. ритуальных), торжественных дат, сходов калана и различных бытовых сигналов.

По легенде, во время якобитского восстания 1745 года шотландский герой принц Чарльз Стюарт въехал в Эдинбург во главе парада из ста волынщиков.
В 1746 году принц Чарльз потерпел поражение в битве с англичанами около местечка Каллоден.
После подавления восстания английский парламент специальным актом запретил носить килт, использовать тартан и играть на волынке(признанной не больше и не меньше, чем оружием), уничтожая тем самым клановую систему и вековые традиции.
Запрет этот был снят только через полвека.
По иронии судьбы большое количество горцев было завербовано в британскую армию, которая охотно использовала волынку.
Создание шотландских частей в составе регулярной британской армии спасло волынку от забвения. Созданные в 1757 году шотландские полки имели своих волынщиков, воодушевляя армию в походах и сражениях.

И сегодня в Шотландии созданы целые военные оркестры волынщиков, исполняющие военные, народные и танцевальные мелодии в сопровождении барабанов. Шотландцы любят пение, танцы.
На народных праздниках, как и много веков назад, звучит музыка, исполняемая на волынках.

▼ Теперь немного о волынщике Второй Мировой.
Билл Миллин (William "Bill" Millin) 1922-2010 г.

Во время Второй Мировой войны применение волынок в армии было ограничено тылом. Это был приказ Анлийского Военного Штаба.
Но лорд Ловат, командир Миллина, приказал ему играть невзирая на это: "Мы с тобой - шотландцы, поэтому к нам распоряжения англичан не относится".

Старые военные фотографии, где запечатлён Миллин.

22-летний Билл Миллин принимал участие в высадке в Нормандии (в самый опасный первый день) поддерживая наступающих солдат игрой на волынке.
Его непосредственный начальник Лорд Ловат сказал военному музыканту, что вторжение союзников будет самым значимым во всемирной истории всех войн и приказал Миллину играть не переставая, во что бы то ни стало.

"Он сказал, что берет ответственность на себя и приказал мне играть - и я играл даже тогда, когда вокруг падали сраженные пулями солдаты" - рассказывал потом Миллин.

В то время как вокруг Миллина падали убитые люди, он исполнял в полный рост "Паренек с шотландских гор" и "Дорога к островам" во время высадки десанта на пляже. Остался в живых.
Позже он сам рассказывал, что спрашивал у немецких снайперов, захваченных в плен, почему они по нему не стреляли (такая прекрасная мишень), те ответили, что решили, что парень просто сошел с ума.
В 2010 году в честь Билла Миллина в Нормандии была воздвигнута Статуя Волынщика.

Что рисует вам ваше воображение, когда вы слышите звуки волынки? Чаще всего этот инструмент ассоциируется у нас с крупным мужчиной в килте, большим любителем скотча, с непонятным головным убором. В общем, с классическим шотландцем. Возможно, для кого-то является удивительным тот факт, что волынка – это вовсе не шотландский инструмент! На самом деле существует большое количество разновидностей этого инструмента, хотя, бесспорно, самой популярной сегодня является шотландская волынка под названием Great Highland Bagpipe.

Считается, что история волынки берет свое начало на Востоке. Очевидно, прообразом этого инструмента выступали духовые – предшественники гобоя или рожка. Многие музыканты в своих произведениях сочетают звуки волынки именно с этими инструментами. Первые упоминания о волынке датируются еще 400 годом до н.э. в письменных работах Аристофана. Однако нет никаких данных о том, кто именно решил добавить к духовым инструментам меха. Волынка значительно разнообразила звучание мелодий, поскольку в отличие от обычных подобных инструментов, для нее характерно бурдонное многоголосье.

Волынки изготавливают из воловьей, телячьей или козьей шкуры. Ее целиком снимают с животного, сшивают в виде бурдюка, к которому крепят трубку, чтобы наполнять меха воздухом. Внизу приделывают еще одну или несколько трубок, которые и создают своеобразное звучание.

До сих пор нет однозначного мнения по поводу того, когда именно и как волынка появилась в Англии. Некоторые полагают, что ее завезли римляне. Шотландская волынка существенно отличается от английской или ирландской. Она оснащена дополнительной духовой трубкой с восемью игровыми отверстиями, а так же трубкой, через которую вдувают воздух. Музыкант, играя на шотландской волынке, дует в одну трубку, после чего на нее нажимает локтем, чтобы переместить воздух в другую, издающую звуки. Интересно, что волынка настолько полюбилась шотландцам, что стала семейным инструментом, и каждая семья исполняла свои уникальные мелодии и на своеобразный манер. По расцветке ткани, которой она отделана, можно было определить ее принадлежность тем или иным владельцам.

В XII-XIII столетиях в разгар крестовых походов, волынка становилась все более известной и в европейских странах. Вообще, география распространения этого инструмента достаточно обширна. Волынка была уличным инструментом, и только с 17 века ее звучание можно было услышать в помещении.

А вот на Руси волынка не прижилась, ни как народный инструмент, ни среди высших слоев общества. Ее звучание считали скучным и невыразительным, с чем, на самом деле сложно не согласиться. В XIX веке на смену волынке пришли более сложные инструменты – гармонь и баян, которые и в наши дни любимы русским народом.

Практически каждая страна имеет свою вариацию волынки. Разные народы видоизменяли инструмент на свой лад, добавляя те или иные элементы или изготавливая ее из других материалов. Свой вариант волынки есть в Италии, Франции, Белоруссии, Испании, Армении, Украине, Мордовии и Чувашии. В последней, например, для изготовления использовали пузырь коровы или быка, а трубки делали из костей или металла.

Но, наверное, ни в одной другой стране волынка не имела такое весомое историческое и культурное значение, как в Шотландии, где она стала символом единства и власти. Во время боев звуки инструмента поднимали боевой дух шотландцев, что, кстати, впоследствии послужило причиной ее запрета в Британском Королевстве, правда, всего на некоторое время.

Исторически сложилось, что волынка стала исключительно мужским инструментом, поскольку чтобы играть на ней, нужно обладать очень сильными и развитыми легкими. В Шотландии волынщики пользуются большим уважением, поскольку представляют собой национальный дух. Даже в наши дни без волынки не обходится ни один праздник в Шотландии.

– музыкальный инструмент, состоящий из двух или трех игральных труб и одной для наполнения меха воздухом, а также имеющий воздушный резервуар, который делают из кожи животных, в основном из телячьей или козьей шкуры. Трубка с боковыми отверстиями служит для наигрывания мелодии, а две другие для воспроизведения полифонического звучания.

История появления волынки

История волынки уходит в глубину веков, ее прообраз был известен еще в древней Индии. Этот музыкальный инструмент имеет множество разновидностей, которые встречаются в большинстве стран мира.

Имеются доказательства, что во времена язычества на Руси славяне широко использовали этот инструмент, особенно популярен он был среди военных. Воины Руси использовали этот инструмент для того, чтобы войти в боевой транс. Начиная со средневековья и по сей день, волынка, занимает достойное место в среде популярных инструментов Англии, Ирландии, Шотландии.

Где была изобретена волынка и кем конкретно, современной истории неизвестно. До сей поры ведутся научные споры на эту тему.

В Ирландии первые сведения о волынках датируются X веком. Они имеют подлинное подтверждение, так как были обнаружены камни с рисунками, на которых люди держали инструмент походивший на волынку. Есть и более поздние упоминания.

По одной из версий, инструмент похожий на волынку, был найден 3 тысячи лет до н.э., на месте раскопок древнего города Ур.
В литературных произведениях у древних греков, например, в поэмах Аристофана датированных 400 годом до н.э., тоже есть упоминания о волынке.
В Риме исходя из литературных источников времен правления Нерона, имеются доказательства существования и использования волынки. На ней, в те времена, играл «весь» простой народ, даже нищие могли себе это позволить. Этот инструмент пользовался широкой популярностью, и можно с полной уверенностью сказать, что игра на волынке была народным хобби. В подтверждение этого имеется множество доказательств в виде статуэток и различных литературных произведений того времени, которые хранятся в Мировых музеях, например, в Берлинском.

С течением времени упоминания о волынке постепенно исчезают из литературы и скульптуры, перемещаются ближе к северным территориям. То есть возникает не только перемещение самого инструмента территориально, но и по классовой принадлежности. В самом Риме волынку предадут забвению на несколько веков, но затем она снова возродится в IX веке, что будет отражено в литературных произведениях того времени.

Есть несколько предположений, что родиной волынки является Азия, из которой и пошло её распространение по всему миру. Но это остается лишь предположением, ведь не существует прямых или косвенных доказательств этому.

Также игра на волынке была приоритетна у народов Индии и Африки, причем в массовой форме среди низших каст, что актуально и по сей день.

В Европе XIV века множество произведений живописи и скульптуры запечатлеют образы, отражавшие реальное применение волынки и её различных вариантов. А во время войн, например в Англии, волынка вообще была признана видом оружия, так как служила для поднятия боевого духа воинам.

Но до сих пор нет ясности в том, как и откуда пришла волынка, а также кто её создал. Сведения, которые представлены в источниках литературы, во многом разнятся. Но в то же время дают нам общие представления, опираясь на которые, можно лишь с долей скепсиса строить предположения об истоках создания этого инструмента и его изобретателях. Ведь основная масса литературных источников противоречат друг другу, так как в одних источникам говорится, что родина волынки Азия, а в других — Европа. Становится понятно, что воссоздать исторические сведения можно лишь при проведении глубоких научных исследований в данном направлении.

О чем поет Шотландская волынка? October 1st, 2011

В Шотландии говорят, что в звучании волынки должны сочетаться голос человека с голосом животного и слышно ее должно быть за три мили. Древние шотландцы, как и представители других культур, использующих волынку, с незапамятных времен были заворожены ее долгим и непрерывным звуком. До нас дошли сказки о волынщиках с острова Скай — клане Мак Криммон, о волшебной волынке и о пещере, где до сих пор можно слышать ее звуки.

Волынка — древний язычковый духовой инструмент. Эта сумкодудка (англ. bagpipe) известна у многих народов под разными именами: гайта, дуда, дудельзак, коза, сарнай, чимпой, шувыр и др. Тем не менее, шотландцы считают волынку своим национальным инструментом.


Шотландская волынка сегодня самая известная, самая популярная и самая громкая. Она развивалась в XVI-XIX веках в горных районах и на западных островах Шотландии и представляет собой воздушный резервуар (мех) из козьей или овечьей шкуры, в который вделаны маленькая трубка для нагнетания воздуха, игровая трубка чантер с пищиком и девятью игровыми отверстиями для исполнения мелодии и три бурдонные трубки для непрерывно тянущихся и не изменяющихся по высоте звуков.


Неизвестный автор - Портрет музыканта, играющего на волынке. 1632

При игре волынку держат перед собой или под мышкой. Музыкант вдувает воздух через специальную трубку и, нажимая локтем левой руки на резервуар, заполненный воздухом, правой начинает играть на игровой трубке. При перерывах в нагнетании воздуха волынщик прижимает мех к корпусу, и звучание продолжается.

Игрок на волынке 1624 Хендрик Тербрюгген

Кто, где и когда изобрел этот необычный инструмент — неизвестно. Следы теряются в глубине веков. Одни источники говорят, что волынка родом из Юго-Западной Азии, другие — что волынку изобрели в Индии, для того чтобы на ней играть и петь одновременно. Есть предположения о ее египетском и греческом происхождении. Первые исторические сведения относятся к Риму первого века нашей эры: на волынке играл небезызвестный император Нерон. Также известно, что на Британские острова волынку завезли римляне. И если арфа кельтов была инструментом богов и друидов, то земная музыка волынки вошла в жизнь крестьян, пастухов, солдат и королей.

the Blind Piper Joseph Haverty (1794-1864)

Бесчисленными нитями связаны звуки волынки с душой шотландцев, с их горестями и радостями. В старину волынщики играли медленные, протяжные мелодии пиброх, услаждая слух горцев и пастухов. На пирах в замках королей, на народном гулянье без волынки не обходилось. В средние века ее использовали кланы горцев как ритуальный и сигнальный инструмент.

the Bagpiper by Abraham Bloemaert

Вся история Шотландии — это история борьбы народа за свободу, за возможность сохранить свои традиции, привычки, нравы, быт. В этой борьбе закалился упорный характер горного народа. Под звуки волынки шотландцы ходили в бой за свою независимость. Яркое, резковатое звучание инструмента пробуждало силы воинов, вселяло мужество и веру, необходимую для победы.

Portrait of Francois Langlois By Van Dyck (1599-1641)

Римляне так и не смогли подчинить Шотландию. В XI веке сложилось Шотландское королевство. Английские короли долго пытались завоевать горную страну, но шотландцы, упорный и упрямый народ, в течение многих веков противостояли англичанам. Шотландские армии вели в бой волынщики, и для англичан звук волынок стал ассоциироваться со звуками битвы.



В 1746 году шотландский принц Чарльз Стюарт потерпел поражение в битве с англичанами около местечка Каллоден. Англичане под страхом смерти запретили горцам играть на волынке, носить килты и использовать тартан, уничтожая тем самым клановую систему и вековые традиции. От национальной культуры свободолюбивого народа не должно было остаться и следа.

По иронии судьбы большое количество горцев было завербовано в британскую армию, которая охотно использовала волынку. Создание шотландских частей в составе регулярной британской армии спасло волынку от забвения. Созданные в 1757 году шотландские полки имели своих волынщиков, воодушевляя армию в походах и сражениях.

И сегодня в Шотландии созданы целые военные оркестры волынщиков, исполняющие военные, народные и танцевальные мелодии в сопровождении барабанов. Шотландцы любят пение, танцы. На народных праздниках, как и много веков назад, звучит музыка, исполняемая на волынках.

Традиции возвращаются, и шотландская волынка переживает сейчас новый пик популярности. Число людей, увлекающихся игрой на этом замечательном инструменте, растет во всем мире. И если вы хотите услышать волынку, то можете отправиться в Шотландию или в Петербург, где в начале июня традиционно проводится ежегодный уличный фестиваль «Волынщик». В Москве тоже есть несколько клубов и залов, где проходят этно-концерты кельтской музыки. На них можно услышать бравурные шотландские марши и зажигательные танцевальные мелодии в исполнении волынки.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»