Путешествие в мир музыкальных инструментов (концерт учащихся и преподавателей ОНИ) . Вступление ведущего. Пение «Здравствуйте!». Путешествовать с нами будет Тимоха. Тимоха: Здравствуйте ребятишки – девчонки и мальчишки! А также многоуважаемые взрослые! (кланяется). Я очень рад видеть вас в нашей музыкальной школе. Я здесь учусь и очень этим горжусь! Подходит к Ерохе. Тимоха: Кого я вижу!!! Привет, Ероха! Ероха: Привет, Тимоха! Тимоха: Что сидишь, скучаешь, ногой качаешь? Ероха: Жизнь моя обыкновенная: поем, посплю, телевизор посмотрю. Снова поем, посплю, опять телевизор посмотрю. Тимоха: Скучно живешь! А вот у нас скучно не бывает! Хочешь с нами отправиться в путешествие? Ероха: Я лучше поем, посплю да телевизор посмотрю. Тимоха: А мы отправимся в страну музыкальных инструментов. Ероха: То же мне, придумал… Да нет такой страны. Я знаю инструменты – молоток, пила, рубанок. Тимоха: А я тебе говорю про музыкальные инструменты. Угадай загадку, а ребята помогут. У какого инструмента есть и струны и педаль? Что же это? Несомненно, это славный наш… (Рояль) (занавес) Ероха: Какой большой! Откуда он появился? Тимоха: Господин Архивариус нам расскажет. Архивариус: (Слайд№2) 300 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте, так и тихие – пиано (показывает на инструменте). Поэтому инструмент получил такое название фортепиано. А этот инструмент - его родственник. Называется он – рояль, что означает ”королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале. Тимоха: Видишь как интересно! На рояле нам сыграет Шетько Антон пьесу «Танец гномов». Танец гномов – Шетько А. Вед: Рояль нам поможет в путешествии. Отправляемся с нашей попутчицей – песней. (Слайд№3) «Вместе весело шагать» Ероха: (Слайд№4) Тимоха, куда мы пришли? Тимоха: А пришли мы в гости к инструменту, фортепиано – это аккордеон. который чем – то напоминает Шестаков Данила на аккордеоне исполнит пьесу «Волынка». «Волынка» - Шестаков Д. Тимоха: А ты знаешь, Ероха, что аккордеон относится к клавишно-духовым инструментам. Ероха: Почему к духовым? Тимоха: Потому что звук появляется после давления воздуха на клапан. То есть, когда растянешь мех. С аккордеоном идем дальше и поем. (Слайд №5) «Вместе весело шагать» Ероха: Я вижу какой-то старинный сундучок, бабушкин, наверно! Давай откроем его (звучит домра). Музыкальные звуки здесь живут? Какой же инструмент звучит? Тимоха: Это домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Ероха: (Слайд №6) Интересно, как и когда появилась домра на Руси? Тимоха: Спросим у Архивариуса. (Слайд №7) Архивариус: Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. Играли на нем музыканты-скоморохи. При царском дворе существовала целая «Потешная палата» - музыкально-развлекательный коллектив домристов. Но тут в истории домры наступает самый драматический момент. Царь Алексей Михайлович издал указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов. Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом. Но домре суждено было буквально возродиться из пепла! Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта – Василия Андреева. (Слайд №8) Тимоха: Спасибо. Послушаем домру. Артем Меньшиков исполнит «Брейк-данс». За роялем – Татьяна Николаевна Цымбал. «Брейк-данс» Ероха: В сундучке еще какой-то инструмент спрятался. Тише. Я слышу звуки (звучат гусли) (пауза). Кажется, домра опять звучит. Тимоха: (Слайд №9) Нет. Это русский струнный инструмент, но не домра. Это гусли. В давние времена на гуслях играл древнерусский певец и сказитель Баян. Он распевал былые истории, то есть былины, был автором и исполнителем своих песен. Ероха: А в наше время, где можно услышать гусли? Тимоха: На концерте. Давай заглянем на минуточку. (Видео) Ероха: Тимоха, значит, я ошибся, думая, что баян - это музыкальный инструмент. Тимоха: (Слайд №10) Нет, не ошибся. Петербургский мастер Пётр Стерлигов в 1907 году назвал этот инструмент в честь сказителя Баяна. На баяне нам сыграет Першин Саша «Песенку о шпаге». «Песенка о шпаге» Ероха: Мне понравилось, как Саша играет. Тимоха: Да, он ученик 2 класса. А в 3 классе учится мой друг Торговцев Артем. Он исполнит на баяне пьесу «Каникулы Бонифация». Эх, растяни баян, Артем, заиграй-ка друг. Ероха: А мы выйдем за околицу, на зеленый луг (уходят из зала) «Каникулы Бонифация» Ероха: Смотри, Тимоха, что я нашел (играет на балалайке) (Слайд №11) Тимоха: (затыкает уши) Ой, ой, ой. Не умеешь ты играть на балалайке. Ероха: У нее всего лишь 3 струны и, что тоже учиться надо? Тимоха: Не только учиться играть, но и петь. Балалайка – символ русского народа, с ней весело живется, и пляшется и поется. Ероха: А кто тут умеет играть, да еще и петь с балалайкой. Ты? Ты умеешь? Тимоха: Приглашаю фольклорный ансамбль «Заигрыш». Руководитель Лукашова Ольга Ивановна. Частушки (Слайд №12) Тимоха: (Слайд №13) Ну, что, Ероха, запомнил ли ты инструменты, которые сегодня прозвучали? (Ероха чешет затылок, пожимает плечами). Тогда слушай загадку, а ребята помогут. Ой, звенит она, звенит! Сама кругла, а веселит, и всего-то три струны ей для музыки нужны. (домра) Пока звучит домра, ты выбирай инструмент, на котором будешь учиться играть. На сцене Кокарева Алина, концертмейстер Ступина Оксана Анатольевна. «Куманек, побывай у меня» Куманек, побывай у меня Тимоха: А вот еще загадка. Есть меха и кнопочки без всякого изъяна у русского народного веселого …(баяна). Приглашаю Короткова Ивана. Пьеса «Променад» «Променад» Тимоха: Слушай следующую загадку. Он по виду брат баяну, где веселье, там и он, Я подсказывать не стану, Всем знаком ……(аккордеон) Звучит аккордеон! «Прогулка по свинг-авеню» исполняет Тухватулина Кристина! «Прогулка по свинг-авеню» Ероха: Тимоха, а мы с тобой сможем сыграть на двух аккордеонах? Тимоха: Думаю, нет. А вот Кристина и Маша Терентьева исполнят вдвоем зажигательную «Румбу». «Румба» Тимоха: Ероха, а ты знаешь, как называется ансамбль из двух исполнителей? Ероха: Наверно, двойня. Тимоха: Ну, насмешил. Учиться тебе надо. Ансамбль называется дуэт. На сцене дуэт Булянок Владимир Михайлович и Новикова Алена Владимировна. Бах «Шутка» Дуэт. Бах (закрывается занавес) Ероха: Вот здорово. Тимоха: Ну что, Ероха, на каком инструменте хочешь научиться играть? Ероха: Надо посоветоваться с залом. Поднимите руку, кто советует мне учиться играть на баяне? А на аккордеоне? А на домре? А может взять балалайку и песни петь? А кто со мной в музыкальную школу придет учиться? Тимоха: Наше путешествие подходит к концу и сейчас все инструменты зазвучат в ансамбле преподавателей школы. Руководитель Новикова Алена Владимировна. Ероха: Солистка Лиханова Марина Витальевна. Тимоха: Музыка преподавателя школы Булянок Владимира Михайловича. Вместе: Город жизни моей. До свиданья! До новых встреч! (Слайд№ 14)
Сценарий 09:00 утра
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать Вас в нашей музыкальной школе.
Есть школа необычная,
Всегда в ней музыка слышна.
Поет там хор, оркестр звучит.
Там кто-то иногда бренчит,
И раздается скрип порой,
И нот фальшивых шумный строй.
Там изучают волшебство -
Дается нелегко оно,
Но фея Музыки летает
И всем в ученье помогает.
Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир Музыкальных инструментов и Сказочных звуков! В этом нам помогут юные музыканты.
Мы отправляемся в первый город. Он называется город Клавишных инструментов. Эти инструменты называют так, потому что у них есть клавиши. Когда нажимаешь на клавишу, внутри инструмента молоточек ударяет специальную струну.
В этом городе есть особый сундучок. Что же в нём хранится? Давайте посмотрим. Но сначала отгадайте загадки:
Загадка: Он стоит на трех ногах
Ноги в черных сапогах
Зубки белые, педаль
А зовут его (РОЯЛЬ)
Это – мастер на все руки.
В нем живут любые звуки:
Пианино, барабан,
Скрипка, дудочка, баян…
Клавиши и генератор…
Что же это? (СИНТЕЗАТОР)
Форте – громко, пиано – тихо. Кто наигрывает мне?
Без ошибки, без изъяна. Ну, конечно… (ФОРТЕПИАНО)
Ведущая: Вот и открылся наш сундучок с инструментами! Теперь вы знаете, какие клавишные инструменты бывают. А сейчас давайте послушаем, как звучит фортепиано.
Филиппова Ксения исполнит белорусскую народную песню «Шарманка».
Сейчас для Вас сыграет Конюхова Настя произведение «_____________________»
Ведущая: Следующая наша остановка город духовых инструментов. Их называют духовыми, потому что музыкальные звуки рождаются в них из-за колебания воздуха. А Вы ребята знаете какие-нибудь духовые инструменты? (труба, флейта).
Давайте посмотрим, какие инструменты прячутся у нас в сундучке:
Весёлая птичка в орешнике пела,
Лесного ручья где–то струйка звенела,
А, может, в траве колокольчик звенел?
А, может, не птичка, а ветер свистел?
Весёлую, звонкую песенку лета
Пропела волшебная дудочка – флейта
А сейчас Мамбетова Алина сыграет нам произведение «Одинокий пастух» на флейте.
Какой же следующий инструмент спрятан в нашем сундучке?
Звук в губах моих дрожал,
По
блокфлейте
он бежал.
Я играл и он играл –
Из-под пальцев удирал.
На блокфлейте нам сыграет пьесу «Мишка с куклой» Лаишевкина Дарья.
Ведущая : А чтобы узнать какие инструменты остались у нас в сундучке, давайте отгадаем загадку!
Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай, солдат, она поёт!
Знаете что это? (ТРУБА)
На трубе для вас сыграет «Вальс» Николаев Михаил.
И у нас остался еще один инструмент из города Духовых инструментов
Как узнать нам, где
КЛАРНЕТ
,
Дал словарь на то ответ:
Деревянный, духовой,
В виде трубки небольшой,
Чей конец расширен юбкой…
Есть и клапаны на трубке!
Вот какие инструменты в нашем сундучке! Мы с вами побывали в городе духовых инструментов. Еще множество интересных инструментов живут в этом городе, но нам надо двигаться дальше, в город струнных инструментов!
Ребята, чтобы узнать о струнных инструментах, отгадайте-ка загадки !
Треугольник, три струны – звуки звонкие важны.
Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная… (балалайка)
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(гитара)
Молодцы ребята! Отгадали, какие инструменты прятались в нашем сундучке. Давайте послушаем вместе как звучит гитара.
На сцене Хайриева Самира с пьесой «Полька».
Давайте послушаем еще одно произведение, которое нам исполнит
Гусева Вика , называется «Лирический хоровод».
А мы прибываем в город меховых инструментов. Они раздувают свои меха и издают звуки. Давайте познакомимся с инструментами, живущими в этом городе!
У него рубашка в складку, любит он плясать в присядку.
Он и пляшет, и поёт – если в руки попадёт.
Много пуговиц на нём с перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян. Голосистый мой …баян
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?...... (Гармонь)
Он по виду брат баяна, где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану. Всем знаком…(Аккордеон)
И на аккордеоне Борисов Денис исполнит нам белорусскую народную песню «Перепёлочка».
А следующее произведение «Мишка с куклой» мы уже слышали сегодня. Давайте послушаем как оно звучит на этом инструменте.
Вот какие инструменты оказались в нашем чудо сундучке.
Наша новая остановка будет в необычном городе! Здесь нет музыкальных инструментов, но музыка все равно звучит благодаря инструменту под названием – Голос. И сейчас Конюхов Вячеслав споет для вас песню «Ты слышишь, море?»!
Наша последняя остановка город шумовых инструментов! Даже из шума может рождаться музыка. Посмотрим, что лежит в нашем сундучке.
Есть
ложки
для каши
И есть для варенья,
Которые кормят
Вкуснятиной нас.
А есть для веселья
И для развлеченья,
С которыми люди
Пускаются в пляс!
Ах, какие выкрутасы
Могут делать
маракасы
!
Их приятный шум сыпучий
На любой годится случай.
В цирке медвежонок пляшет
И задорно бубном машет,
Лапой по нему стучит.
Бубен радостно звенит.
Вот мы с вами и познакомились с шумовыми инструментами. До этого мы слушали, как ребята играют на инструментах, давайте теперь сами попробуем сыграть.
Фонограмма. Дети играют на шумовых инструментах.
Ведущая: Вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие в музыкальную страну. А может только началось? Ведь путешествовать в этой стране можно долго и увлекательно. Здесь можно встретить еще много удивительных и загадочных инструментов! Двери этой страны всегда открыты для новых гостей. Приходите к нам, чтобы попасть в волшебный мир Музыки. До новых встреч!
Сценарий концерта
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы совершить небольшое, но очень интересное путешествие в страну музыкальных инструментов. В этой стране живет столько много различных инструментов, что поговорить обо всех сразу сегодня мы не сможем. Музыкальные инструменты бывают большие и маленькие, похожие друг на друга, и совершенно отличающиеся. На одних можно играть разную музыку, на других простукивать ритм. Сегодня мы познакомимся и послушаем как они звучат, только с некоторыми из них. И помогут нам в этом учащиеся музыкальной школы.
- А кто, ребята, из вас знает, каким музыкальным инструментом обладает каждый человек? И вы тоже?
- Да, это певческий голос. Но красиво и правильно петь, т.е. владеть этим инструментом от природы могут не все. Красиво петь - нужно долго учиться. Вот сейчас наши ребята покажут, как они научились петь.
На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. (радуга)
Вок.анс. песня Радуга
- Родоначальницей баяна и аккордеона явилась ручная гармоника, когда-то давно она была привезена из-за границы купцами и очень быстро из сувенира превратилась в народный инструмент. С годами гармоника совершенствовалась, изменялась, усложнялась. Очень любили в давние времена на гуляньях песни под баян и аккордеон, пляски. Сейчас - это красивые и сложные концертные инструменты. Им под силу не только песни, но и крупные серьезные произведения. Наши ребята только начинают осваивать игру на этих инструментах, поэтому их пьески еще небольшие.Несколько пьес в исполнении баяна и аккордеона
- Да, на гуслях.
Трень-брень гусельки, золотые струночки.
Дома ли лиса?
- Гусли - это старинный русский народный инструмент. Он упоминается во многих русских сказках, как волшебный инструмент - гусли-самогуды- сами играли, всех плакать да плясать заставляли.
Несколько пьес на гуслях
- Этот волшебный инструмент называется флейта.
Пьесы на флейте
Я стою на трех ногах, обут в черных сапогах.
Зубы - белые. Педаль. А зовут меня…….(рояль).
-Рояль это концертный инструмент для больших залов, а вот для домашнего музицирования предназначен небольшой по размеру - пианино. А общее название этих двух инструментов- фортепиано.
Блок фортепианных пьес
Звучит синтезатор (несколько пьес)
Песня Золотой колокольчик
Юржонкова Л.Д.
Екатерина Шаляпина
Сценарий концерта-беседы «Музыкальные инструменты»
Концерт – беседа на тему :
«Музыкальные инструменты » в д/саду «Метелица»
В музыкальном зале – дети младшей , средней, старшей и подготовительных групп.
Рядом – дети, обучающиеся в музыкальной школе .
Ведущая : Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады снова видеть вас, и рады подарить вам встречу с инструментами на которых исполняют музыку , они называются …
Дети : - Музыкальные .
Ведущая : - Верно, ребята.
Совсем недавно к вам с концертом приходили ребята , они обучаются на инструменте , который называется …
Но прежде, чем ответить я хочу вам загадать загадку, а вы как догадаетесь, покажите как на этом инструменте нужно играть .
Плачет, стонет и поёт,
Нежно мамочку зовёт
То грустинку, то улыбку
Нежно дарит людям…
(Дети, имитируя игру на этом инструменте , дружно отвечают)
Дети : - скрипка!
Ведущая : - Верно, ребята, это скрипка.
А сегодня к вам с концертом пришли ребята , которые учатся в музыкальной школе . А вот на каком инструменте они будут исполнять музыкальные произведения , прошу послушать и отгадать загадку :
Он стоит на трёх ногах
Ноги в чёрных сапогах
Зубы белые, педаль
А зовут его…
Дети : - Рояль!
Ведущая : - Гаммы он играет, вальс
А ещё играет джаз!
Начинаем наш концерт :
1. Ю. Щуровский «Хитрая лисичка»
исполняет Новосельцева Полина
Ведущая : - (Показывает рисунок, на котором изображена лошадь) . Ребята, вы, конечно, знаете кто это?
Ребята : - Да, лошадка!
Ведущая : - Верно. А скажите ребята, младшая сестричка есть у лошадки, она такая маленькая, кто это?
Дети : - Пони!
Ведущая : - Правильно, молодцы, детки! А сейчас мы послушаем про неё пьеску.
1. Б. Берлин. «Пони Звёздочка»
исполняет Чупахина Валентина
Ведущая : - В нашей музыкальной школе , ребята, дети занимаются ещё и вокалом и как хорошо они поют вы сами услышите.
В исполнении Екатерины Степановой прозвучит песенка :
1. «Бедный ослик»
Ведущая : -
Расскажу тебе, дружок,
В Древние века,
Дунул тихий ветерок,
В трубку тростника.
Человек услышал вдруг,
Нежный, мелодичный звук,
И родился в тот момент,
Музыкальный инструмент .
(Ведущая имитирует игру на флейте)
Дети : - (дружно отвечают) Дудочка, флейта
Ведущая : - Это флейта, ребята.
Ветерок бежит легонько,
Ручеёк журчит тихонько,
И в лесу щебечут птички,
И явления погоды все смогу изобразить.
Инструмент - волшебный , чудный
Ни узнать меня нельзя
Флейта - это знает каждый.
Вы запомните, друзья.
Ведущая : - И снова звучит рояль.
1. И. Ортман. «Игра в индейцев»
исполняет Ребекка Ирина
Ведущая : - И в десять лет, и в семь, и в пять
Ребята любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует,
Всё вызывает интерес :
Далёкий космос, ближний лес.
Цветы, машины, сказки, пляски
Всё нарисуем – были б краски.
Ведущая показывает картины, спрашивает о том, что на них изображено у детей.
Ведущая : - Эти картины нарисовали дети, учащиеся нашей школы, кроме того, что они играют на разных музыкальных инструментах , они ещё учатся и рисовать. А сейчас я ещё вам расскажу об одном музыкальном инструменте , а вы подумайте, что это за инструмент…
У меня есть тоже струны,
Гриф и медиатор есть.
Чтоб играть красиво пьесы
Нужно поудобней сесть.
Положить меня удобно
И по струнам пробежать
А зовут меня -
Дети - Гитара!
Ведущая : - Кто же будет возражать? Верно, ребята, это гитара.
А наш концерт продолжается
1. РНП «Как пошли наши подружки»
Исполняет Букин Андрей
2. А. Дюбюк. Русская песня с вариацией
Исполняет Шалабаев Артур
Ведущая : - И ещё про один музыкальный инструмент я хочу вам , ребята, загадать загадку :
Растяну меха я лихо, Побегу по кнопочкам И частушки вам сыграю Цыганочку, чечёточку Инструмент народный я А зовут меня…
Дети - Баян
Ведущая : - Молодцы ребята. А русскую народную песню : «Во поле берёза стояла…» , которую часто исполняют на баяне, исполнит на фортепиано Матазова Зайтуна.
Послушайте пожалуйста (играет Матазова Зайнута)
Ведущая : - Справа - клавиши рояля,
Слева - кнопочки баяна;
Я меха свои расправлю
Песню русскую спою
Как баян играю лихо,
Как баян - народный я
Очень рад знакомству с вами,
Милые мои друзья.
Что же это за инструмент , ребята?
Дети - Аккордеон
Ведущая : - Конечно. Молодцы.
Наша встреча подходит к концу . И мы предлагаем послушать ещё один вокальный номер.
1. «Крылатые качели»
Исполняет Поспелова Александра
Ведущая : - На гитаре и рояле,
Флейте, скрипке и баяне
И ещё аккордеоне дети учатся у нас.
Менуэты, полонезы и сонаты, и этюды,
Рондо, вальсы, фуги, гаммы -
Все умеют исполнять.
Приходите к нам, ребята,
Так же ловко и технично
Музыкально и легко вас научим мы играть.
Дорогие ребята и уважаемые воспитатели! Благодарим вас за внимание. За то, что ребята были очень активные. Надеемся, что вам познавательное путешествие в мир музыкальных инструментов запомнится надолго .
В концерте принимали участие учащиеся класса преподавателя Трахиной Натальи Николаевны (фортепиано) и Закировой Эльвиры Рашидовны (вокал)
ведущая концерта Шаляпина Е . Е.
Публикации по теме:
Все детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты группируются по видам: - неозвученные музыкальные игрушки-инструменты; -озвученные.
Презентация «Якутские музыкальные инструменты» У древних якутов было развито музыкальное искусство, доказательством этого являются научные исследования многих ученых. По их гипотезе,.
Народные инструменты изготовлялись из дерева, бересты, стеблей растений, листьев травы и деревьев, стволов и ветвей деревьев, такие инструменты.
Компьютерная игра «Музыкальные инструменты» Игра апробирована на детях старшего возраста и средней группы. Удобно заниматься как индивидуально, так и группой (просто отвечать хором).