Самый точный тест на определение характера: Нарисуйте человека. Конспект занятия «Человечек из геометрических фигур Методика рисунок человека из геометрических фигур

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Цель применения теста: выявление индивидуально-типологический различий. |Инструкция: "Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие".

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно на листе № 2 - второй, на листе № 3 - третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции данные не обрабатываются.
Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни будут обозначать количество треугольников, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую "формулу рисунка", по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в табл.1.
Интерпретация данных. Собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более двух тысяч рисунков, показали нам, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить восемь основных типов, по которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.
Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к "острой", "наступательной" фигуре, связанной с мужским началом. Круг - фигура обтекаемая, более созвучно с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, "технический модуль".
Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода "систему" индивидуально-типологических различий (см. табл. 1).

Типы:

I тип - "руководитель". Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Такие люди обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют "елку" в тесте "Дерево".
Формулы рисунков: 901,910,802,811,820,703,712,721,730, 604,613,622,631,640.
Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно- 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей - вербальный руководитель или "преподавательский подтип" - 604, 613, 622, 631,640.
Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития, индивидуальные черты развития, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне могут выявляться в профессиональной деятельности а присутствовать ситуативно, хуже, если не адекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.
II тип - "ответственный исполнитель" - обладает многими чертами типа "руководитель", являясь расположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на "умение делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.
III тип - "тревожно-мнительный" - характеризуется разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией.
Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часть сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.
Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 - "поэтический подтип" - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе "Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать". Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.
IV тип - "ученый". Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают "концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать "на все" свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 - подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.
Представители этого типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.
V тип - "интуитивный". Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.
Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.
Подтип 235 - часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 - обладает способностью к литературному творчеству; 217 - обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 - большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.
VI тип - "изобретатель, конструктор, художник". Часто встречается среди лиц с "технической жилкой". Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.
Формулы рисунков: 109,118,127,136,145,019,028,037,046.
Подтип 109 встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 - тип с наиболее выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.
VII тип - "эмотивный". Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают "жестокие кадры фильма", могут надолго быть "выбитыми из колеи" и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.
Формулы рисунков: 550,451,460,352,361,370,253,262,271, 280,154,163,172,181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.
VIII тип - обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна "черствость", которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.
Формулы рисунков: 901, 802, 703,604, 505,406,307,208,109.

Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм Либин Виктор Владимирович

Интерпретация рисунков фигуры человека по тридцати шести подтипам

Помимо выявления ведущего типа из восьми возможных, по первому рисунку также определяется ведущий подтип из 36 возможных устойчивых соотношений элементов. Это позволяет уточнить и конкретизировать базовые типовые характеристики.

В качестве примера приведем наиболее часто встречающиеся рисунки и дополнительные характеристики некоторых подтипов (определяемых по первому рисунку):

Рис. 9. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 811.

I тип (811, 712, 721, 613, 622, 631) – «организатор» – «руководитель»)

Агостеник (лат. ago – ведущий, sthenos – сила, греч. dromos – путь) – «тот, кто обладает достаточной силой, чтобы вести других за собой».

811 – Развиты навыки организаторской деятельности, способны выдерживать длительные нагрузки, связанные с общением. Демонстративны в словах и поступках, чем внушают уважение к себе со стороны окружающих. Хорошо вербализованы. Склонны к переживаниям по поводу того, как будет выглядеть результат их работы в глазах других. Подтип наиболее распространен среди людей с лидерской мотивацией, в частности среди руководителей.

Рис. 10. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 712.

712 – Выражена потребность реализовать себя в предметной деятельности. Стремятся подчеркнуть внешние атрибуты своего статуса. Испытывают сложности в принятии ответственных решений, потому более успешны в роли неформального лидера.

Рис. 11. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 721.

613 – В коллективе держатся несколько обособленно, хотя незаметно для себя оказываются вовлеченными во множество разнообразных отношений и дел. В кругу хорошо знакомых и близких людей держатся более открыто. В стрессовых ситуациях склонны действовать, поддавшись первому импульсу. Избегать неудачи для них более характерно, нежели стремиться к успеху. Испытывают неуверенность перед предстоящими событиями.

Рис. 12. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 631.

Рис. 13. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 622.

Рис. 14. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 631.

631 – Стремление к деятельности, связанной с работой в коллективе. Общаясь с другими, становятся наиболее активными. Развито чувство соперничества. По натуре энтузиасты, умеют вдохновлять окружающих своей идеей. Упорны в достижении намеченной цели. Часто встречается среди людей со склонностью к педагогической деятельности.

II тип (514, 523, 532, 541) – «старательный работник» («ответственный исполнитель»)

Орстеник (лат. ordinatus – упорядоченный) – «обладающий силой упорядочивать неопределенные ситуации».

Рис. 15. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 514.

Рис. 16. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 523.

532 – Систематизаторы, могут работать с большим объемом информации, упорядочивая и систематизируя ее. Длительное общение с большим количеством людей утомляет. Более плодотворно работают с другими один на один. Чувствительны к отношениям с окружающими людьми. Проявляют гибкость в поддержании отношений. Эмоции часто подавляются стремлением объяснить происходящее с рациональной точки зрения. Честолюбивы, обладают высоким уровнем притязаний. Тяжело переживают неудачи, склонны переоценивать их значение. Часто встречается среди представителей профессий, имеющих отношение к знаковым системам, – научные работники, экономисты, секретари и референты.

Рис. 17. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 532.

Рис. 18. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 541.

III тип (433, 343, 334) – «инициатор» («фантазер»)

Тоностеник (лат. ton – напряженность, negativus – отрицательный) – «обладающий силой трансформировать в воображении негативные тенденции в позитивные образы».

433 – Легко вовлекаются в происходящие вокруг события, но при отсутствии поощрения со стороны и постоянной обратной связи быстро теряют к ним интерес. В общении с другими стремятся покорить окружающих своей оригинальностью и самобытностью. Эмоциональны, обладают образным складом мышления. Часто встречается среди представителей художественно-творческих профессий – сценаристов, мультипликаторов, работников кино.

Рис. 19. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 433.

Рис. 20. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 343.

Рис. 21. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 334.

IV тип (181, 271, 172, 361, 262, 163) – «эмотивный» («эмпатический»)

Эмфостеник (греч. emphasis – выразительный) – «обладает силой передавать эмоции и переживания различными средствами».

181 – Обладают обостренной чувствительностью к внешним событиям, вследствие чего уровень тревожности зачастую повышен. Мягки и деликатны в общении. Восприимчивы во взаимоотношениях с окружающими. Упорны в выполнении предметной деятельности, но не склонны отыскивать новые способы разрешения проблем.

Рис. 22. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 181.

Рис. 23. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 271.

Рис. 24. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 172.

Рис. 25. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 361.

Рис. 26. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 262.

Рис. 27. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 163.

V тип (451, 352, 154, 253, 154) – «интуитивный» («сензитивный», «тревожно-мнительный»)

Констеник (лат. contradictorius – противоречивый) – «обладающий силой многое подвергать сомнению».

451 – Выражена потребность к получению новой информации и новых впечатлений. Увлечение деталями часто мешает сосредоточиться на главном. Стремление к успеху преобладает над страхом неудач. Общение с другими затруднено из-за высоких притязаний на статусную роль при отсутствии дипломатических навыков и выраженной импульсивности.

Рис. 28. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 451.

352 – Склонны увлекаться вопросами и проблемами, связанными со здоровьем и медициной. Обладают глубиной мышления, пытаются проникнуть в суть ситуации, события или явления. Огромное внимание уделяют деталям и мелочам. В поведении отличаются импульсивностью, в результате чего их слова и действия могут опережать мысли. В качестве компенсации вырабатывают у себя навыки пунктуальности, которая может переходить в сверхпунктуальность.

Рис. 29. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 352.

Рис. 30. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 253.

Рис. 31. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 154.

VI тип (442, 424, 244) – «независимый» («свободный художник»).

Илостеник (лат. immunus – свободный, logos – отношение) – «обладающий силой настаивать на своем, быть независимыми в отношениях».

Рис. 32. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 442.

424 – Продуктивность деятельности возрастает в напряженной ситуации. Тщательны в работе, стремятся к совершенствованию процесса. Если за что-то берутся, то доводят его до конца. Часто их можно узнать по фразе «как это можно так плохо работать». Тщательно продумывают варианты своего возможного будущего.

244 – Высокая частота встречаемости среди людей художественного склада и литературной профессии.

Рис. 33. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 424.

Рис. 34. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 244.

VII тип (415, 325, 235) – «коммуникативный» («переменчивый»)

Инстеник (лат. initiare – начинать) – «обладающий легкостью в пробуждении активности».

415 – Часто встречается у людей с поэтическим складом ума.

Рис. 35. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 415.

Рис. 36. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 325.

235 – Отличаются склонностью к развитию многочисленных контактов. Развито умение быстро переключаться в общении с одного человека на другого, с одного вида коммуникативной деятельности на другой. Часто встречается среди людей, деятельность которых связана с интенсивным, но кратковременным взаимодействием с другими (журналисты, public relations). В самом процессе общения видят предмет и цель своих усилий.

Рис. 37. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 235.

Рис. 38. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 145.

253 – Обладают пытливым умом. Испытывают удовольствие, когда удается обнаружить необычный способ разрешения ситуации. Выражена оптимистическая установка. Стремление к доверительным отношениям в сочетании с коммуникативной импульсивностью может создавать сложности в социальной адаптации.

Рис. 39. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 253.

VIII тип (118, 127, 217, 316, 226, 136) – «самодостаточный» («технически ориентированный»)

Аргостеник (лат. аrmаrе – укреплять, греч. herma – опора) – «обладающий достаточной силой выдерживать нагрузки».

118 – Склонны к техническим профессиям, где есть необходимость сочетать изобретательские навыки с прикладной задачей, зачастую связанной с техническими и кибернетическими системами, – инженеры, конструкторы, программисты. Выдерживают высокие стрессовые нагрузки, поэтому эффективны в таких профессиях, как управление сложными операционными системами. Сохраняют спокойствие в эмоционально-напряженной ситуации. При первой же возможности «выключаются» из ситуации и стремятся действовать автономно. Возлагают на себя ответственность за свои успехи и неудачи.

Рис. 40. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 118.

Рис. 41. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 127.

217 – Распространен среди людей технической ориентации, склонных к синтетическому или целостному видению проблемы, – изобретателей, дизайнеров, системных программистов и прочих технически ориентированных и наглядно-образных профессий, таких, как рентгенолог и оператор.

Рис. 42. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 217.

316 – Характеризуются стремлением создавать теории, по преимуществу глобальные. Склонны успешно осуществлять сложную и кропотливую работу.

Рис. 43. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 316.

226 – Отличаются высокой мотивацией к достижениям.

Рис. 44. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 226.

Рис. 45. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 136.

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги Психологические рисуночные тесты автора Венгер Александр Леонидович

Комплексный анализ рисунков несуществующих животных Процедура комплексного анализа рисунков просто несуществующего животного, а также самого злого и страшного, самого счастливого и самого несчастного несуществующих животных разбирается на двух примерах.На рис. 123

Из книги Эффект визуализации автора Наст Джейми

Создание простых рисунков Рисунки служат одним из важнейших инструментов, с помощью которых картируются идеи, тем не менее именно рисунки приводят в смятение больше всего. Когда вы в последний раз учились рисовать что-либо? Давно, верно? «Я не умею рисовать», – вероятно,

Из книги Как улучшить память и развить внимание за 4 недели автора Лагутина Татьяна

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

ЧАСТЬ 1 ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (ТиГр). ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПСИХОГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ФИГУРЫ

Из книги Секс и город Киев. 13 способов решить свои девичьи проблемы автора Лузина Лада

Интерпретация теста ТиГр по ведущим типам и подтипам ТИПОМ мы называем наиболее обобщенные и отчетливо различающиеся между собой характеристики индивидуальности, иначе называемые симптомокомплексами. Входящие в тот или иной тип ПОДТИПЫ по своей общей характеристике

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Интерпретация рисунков фигуры человека по восьми базовым типам Составление типовых портретов проводилось по следующей схеме:1. Самоописание.Для самоописания был разработан характерологический опросник (Либин А.В., Либина А.В., 1993), включающий 64 утверждения, объединенных

Из книги Возрастная педагогика и психология автора Склярова Т. В.

Глава 4. Общий анализ изображения конструктивной фигуры человека. Интерпретация третьего уровня Интерпретация третьего уровня осуществляется по всем четырем рисункам. Как было показано в предыдущей главе, первый рисунок имеет важное значение для диагностики и

Из книги Друзья, соперники, коллеги: инструменты воздействия автора Гавенер Торстен

Глава 12. Психографический анализ фигуры человека по сочетанию элементов изображения В данной главе анализ фигуры человека на основе сочетания отдельных элементов соотносится с индивидуальными особенностями автора рисунка. Психографический анализ элементов

Из книги Серьезный разговор об ответственности [Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением] автора Паттерсон Керри

Психографический анализ изображения фигуры человека в ходе индивидуальной консультации Установление доверительных отношений с помощью ТиГрТестирование с помощью ТиГр позволяет установить доверительные отношения с консультируемым. Обратная связь по результатам

Из книги Практикум по наблюдению и наблюдательности автора Регуш Людмила Александровна

Кризис тридцати лет Вот уже год я самоотверженно борюсь с фобией «тридцати лет», охватившей моих подруг, подобно эпидемии.Страх этот кажется мне фантомным и унизительным. Во-первых, мужчина к тридцати годам только достигает расцвета. (Чем мы хуже?) При этом выглядит он

Из книги автора

Атлас типичных рисунков Тест Торренса(завершение картинки) Картинка № 1 Картинка № 2 Картинка №3 Картинка №4 Картинка №5 Картинка № 6 Тест Торренса (бланк ответов) Фамилия И. О. ____________________Возраст ____________________Пол ____________________Дорисуйте картинки и

Из книги автора

Зрелость. (От тридцати до шестидесяти лет) Духовная жизнь. Как уже говорилось, духовной зрелости человек достигает в тридцать лет. Именно в этом возрасте Иисус Христос вышел на проповедь. Предыдущая жизнь полностью сформировала и образовала человека. Он уже устроен и

Из книги автора

От восемнадцати до тридцати пяти Прежде всего, мужчины в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти интересуются своим карьерным ростом и профессиональными успехами. Далее следуют их отношения с противоположным полом. Даже если у мужчины этого возраста нет постоянной

Из книги автора

Приложение Б Вопросы для диагностики шести источников влияния Модель шести источников влияния Описанная нами модель помогает расширить ваш взгляд на причины поступков людей. Приняв во внимание все шесть источников влияния, мы можем выйти за рамки традиционного

Из книги автора

Описание рисунков Рис. 1. Пикник – один из типов телосложения по Э. Кречмеру. Шарообразные формы. Голова круглая, живот большой, слабые, вялые руки и ноги. Большое количество жира на плечах и бедрах, но тонкие запястья и лодыжки. Рис. 2. Атлет – один из типов телосложения по

Этот оригинальный тест взят из книги «Графические методы в психологической диагностике», анонсированной выше.

Цель применения теста - выявление индивидуально-типологических различий.

Инструкция: «Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из десяти элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты.

Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друга на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции».

Испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10x10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, соответственно, на листе № 2 - второй, на листе № 3 - третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка данных производится следующим образом. Под-считывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую формулу рисунка, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в таблице.

Собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более 2 тысяч рисунков, показали нам, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет вьщелить 8 основных типов, которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг - фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль». Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» индивидуально-типологических различий.

Система индивидуально-психологических различий, выявленных при выполнении конструктивных рисунков на основе предпочтения геометрических фигур 901 802 1 ----1 703 1 604 505 406 307 208 109 910 811 712 613 622 514

325 217 226 118 127 136 019 028 037 820 721,

730 631 532 433 334 235

640 541 442 343 244 145 046

550 451 352 253 154 055 064 073 082 091

I тип - «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Обычно выбирают зеленый цвет (по М.Лю-шеру) и рисуют «елку» в тесте «Дерево».

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно - у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей - вербальный руководитель или «преподавательский подтип» - 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип - «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель», являясь рядоположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип - «тревожно-мнительный» - характеризуется разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь.

Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 - «поэтический подтип» - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе «как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип - «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностями создавать теории, по пре-

имуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 - подтип, характеризуется большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

V тип - «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтип 235 - часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 - обладает способностью литературного творчества, 217 - обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 - большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип - «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Подтип 019 - встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 - тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип - «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из колеи» и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на ко-

торое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип - обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Надежда Гадалина
Конспект занятия «Человечек из геометрических фигур»

План – конспект непосредственно-образовательной деятельности

по конструированию в средней группе .

Воспитатель Гадалина Н. Н.

Тема недели : «Я-человек . (Наше тело) »

Тема занятия : «Человечек из геометрических фигур

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» (конструирование , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» . «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Цель : Развивать умение конструировать из бумаги человека

Задачи :

Дать понятие о строении человека

Сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности ; желание экспериментировать, творить, изобретать;

Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику) ;

Развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать формировать умения правильно и быстро ориентироваться в пространстве;

Воспитывать уважение к своему и чужому труду.

Материалы : геометрические фигуры , клей, картон

Методы и приемы :

1. Словесные (беседа, пояснение)

2. Наглядные (показ)

3. Практические (пальчиковая гимнастика)

Вводная часть :

Доброе утро ребята!

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

К нам в гости пришел не обычный гость. Я вам загадаю загадку, а вы должны отгадать ее.

В городке цветочном этом

целый год сияет лето.

И народ весёлый тут --

коротышками зовут.

Среди них Пилюлькин есть,

Лютик -- всех не перечесть.

Самый главный, угадай-ка.

Ну конечно же (Незнайка)

Основная часть :

Незнайка : доброе утро ребята!

Я пришел к вам за помощью. Я хочу научиться делать человечка из геометрических фигур , но не знаю, как. Я не знаю названия фигур , и не знаю частей тела. Вы мне поможете?

В : Ребята поможем Незнайке?

Я вам буду показывать геометрические фигуры , а вы должны назвать их, и сказать на какую часть тела похожа эта фигура .

Показывает поочередно (круг, овал, прямоугольник, треугольник)

А сейчас мы покажем Незнайке как можно из этих деталей сделать человечка .

Давайте разомнем наши пальчики

«Наше тело»

Вот рука, и вот рука –

Хлоп, хлоп, хлоп.

Вот нога, и вот нога –

Гоп, гоп, гоп.

Ну а это – голова.

Можно сделать два кивка.

Присаживаемся за столы и находим нужные фигуры для человечка . Раскладываем их на картон, а затем приклеиваем.

Посмотрите какие чудесные человечки у нас получились .

Но чего- то не хватает! Ребята как вы думаете, чего не хватает? Правильно у них нет лица. Что нам для этого надо сделать? Правильно, нарисовать!

В : Незнайка, ты запомнил, как называются геометрические фигуры , и какие есть части тела?

Незнайка : Да, я все запомнил, спасибо вам ребята! Мне уже пора домой, до свидания!

Рефлексия :

Ребята, давайте вспомним наше занятие . Кто приходил к нам в гости?

Чем мы с вами сегодня занимались? Из чего мы делали человечков ? Какие они получились? Чему вы научились?

Что для вас было сложным?

Публикации по теме:

«Путешествие в Страну геометрических фигур». Конспект занятия в средней группе Путешествие в «Страну геометрических фигур» в средней группеОбразовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие Цель: закрепление.

Фрагмент рабочей программы во второй младшей группе по программе «Детство» Тема: «В мире геометрических фигур» Фрагмент рабочей программы во второй младшей группе по программе "Детство" Тема: «В мире геометрических фигур». Цель: - создать условия.

Группа: Вторая младшая группа. Конспект по Познавательному развитию. Тема: Сравнение геометрических фигур Цель: Закреплять умения называть, узнавать и различать геометрические фигуры, сравнивать их и находить сходство. Воспитательные задачи:.

Конспект занятия ФЭМП «Ссора геометрических фигур» для второй младшей группы Формирование элементарных математических представлений Тема «Ссора геометрических фигур Задачи: продолжать знакомить с частями суток: день,.

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в страну геометрических фигур» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Учить детей некоторым способам обозначения: три свойства разных геометрических фигур (форма, величина, цвет, совершенствовать.

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Путешествие в страну игр и геометрических фигур» Конспект НОД по познавательному развитию (математические представления) в средней группе. Подготовила воспитатель Дубровина Е. В. Тема: Путешествие.

КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР" МЕТОДИКА

Обзор

Проективная графическая методика исследования личности. Предназначена для выявления индивидуально-типологический различий.

Испытуемому предлагается последовательно трижды (на отдельных листах) нарисовать фигуру человека, каждый раз составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. «Степень свободы» испытуемого заключается в том, что он может использовать различное количество кругов, треугольников и квадратов, но общее количество фигур должно быть равно 10 в каждом рисунке.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к "острой", "наступательной" фигуре, связанной с мужским началом. Круг - фигура обтекаемая, более созвучно с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, "технический модуль".

Выделяется восемь основных типов личностей:

1. "Руководитель".

2. "Ответственный исполнитель.

3. "Тревожно-мнительный"

4. "Ученый".

5. "Интуитивный".

6. "Изобретатель, конструктор, художник".

7. "Эмотивный".

8. Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу.

Данная методика используется в отечественной психодиагностике. Наиболее полные данные получены в исследованиях Е.С. Романовой. Проведенные ей собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более двух тысяч рисунков, показали, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Она считает, что возможен более тонкий анализ получаемых данных, позволяющий выделить типологию «второго уровня», в которой выделяются 63 подтипа с соответствующими им психологическими характеристиками. Полученные результаты сопоставлялись Е.С. Романовой с показателями Люшера цвета выбора тестом , показателями темперамента по опросникам Г.Айзенка, В.М. Русалова (см.темперамента опросник Русалова ) и с данными теста «Дерево».

Инструкция

Особенности проведения процедуры тестирования:

Материал:

Испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно на листе № 2 - второй, на листе № 3 - третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции данные не обрабатываются.

Инструкция:

"Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие".

Пострисуночная беседа:

Методика может служить хорошим посредником в процессе общения психолога-консультанта с контролируемым. Сообщая индивидуально-типовую характеристику, можно на основании особенностей построения изображения задать следующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):

при наличии шеи - "Являетесь ли Вы ранимым человеком, случается так, что Вас слишком легко обидеть?"

ушей - "Вас считают человеком, умеющим слушать?"

кармашка на теле человеке: "У Вас есть дети?"

на голове "шляпы" в виде квадрата или треугольника в одном рисунке: "Вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?"; при наличии "шляпы" во всех трех изображениях: "Можно ли сказать, что сейчас Вы переживаете "полосу скованного положения?"

полностью прорисованного лица: "Считаете ли Вы себя общительным человеком?"

одного рта на лице: "Любите ли Вы поговорить?"

одного лишь носа: "Чутко ли Вы улавливаете запахи, любите ли духи?"

изображение кружка на теле: "В круг Ваших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоряжения?".

Ключи

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни будут обозначать количество треугольников, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую "формулу рисунка", по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.

Типы:

I тип - "руководитель".

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

II тип - "ответственный исполнитель.

Формулы рисунков: 406, 415, 424,433, 442, 451, 460.

IV тип - "ученый" .

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

V тип - "интуитивный" .

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

VII тип - "эмотивный" .

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Анализ

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода "систему" индивидуально-типологических различий (см. табл. 1).

Таблица 1

Система индивидуально-психологических различий, выявленных при выполнении конструктивных рисунков на основе предпочтения геометрических фигур

Типы:

I тип - "руководитель". Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Такие люди обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют "елку" в тесте "Дерево".

Формулы рисунков: 901,910, 802,811, 820,703,712,721,730, 604,613,622,631,640.

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно - 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей - вербальный руководитель или "преподавательский подтип" - 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития, индивидуальные черты развития, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне могут выявляться в профессиональной деятельности а присутствовать ситуативно, хуже, если не адекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип - "ответственный исполнитель" - обладает многими чертами типа "руководитель", являясь расположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на "умение делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип - "тревожно-мнительный " - характеризуется разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией.

Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часть сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424,433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 - "поэтический подтип" - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе "Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать". Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип - "ученый" . Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают "концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать "на все" свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 - подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители этого типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

V тип - "интуитивный" . Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтип 235 - часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 - обладает способностью к литературному творчеству; 217 - обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 - большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип - "изобретатель, конструктор, художник" . Часто встречается среди лиц с "технической жилкой". Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109,118,127,136,145,019,028,037,046. Подтип 109 встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 - тип с наиболее выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип - "эмотивный" . Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают "жестокие кадры фильма", могут надолго быть "выбитыми из колеи" и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550,451,460,352,361,370,253,262,271, 280,154, 163,172,181,190,055, 064,073,082,091.

VIII тип - обладает противоположной тенденцией эмотивному типу . Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна "черствость", которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901,802,703,604,505,406,307,208,109.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»