Республика хакасия, история и география. Территория хакасии и ее население в древнейшие времена

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Стоянка Малая Сыя (30-35 тыс. л. н.) на берегу реки Белый Июс , где были найдены сверленые украшения, обработанные резцами .

Историко-культурное наследие

Традиции государственности

Первое государство на территории Южной Сибири возникло в -III веках до н. э. Древнекитайские летописи называли его создателей народ «динлины » (кит. 丁零 ), а государство - «Динлин-го» (丁零国).

Первые контакты между кыргызами и русскими начались с постройки в 1604 году Томского острога на земле эуштинских татар - кыштымов кыргызских беков . Затем более ста лет шёл очень сложный и болезненный процесс вхождения Хакасии под юрисдикцию Русского царства .

Российский период

Датой официального закрепления Хакасии за Российской империей можно считать 20 августа 1727 года , когда между Россией и Китаем был заключён пограничный трактат . Все земли, находившиеся на северной стороне Саян , отошли к России, на южной - к Китайской империи.

Фактическое закрепление территории Хакасии произошло позже. В 1758 году китайские войска вторглись на Алтай и разгромили Джунгарию . Возникла угроза нарушения официально признанных границ Российской империи . На этом их участке царское правительство в спешном порядке разместило казачьи гарнизоны. Со времени, когда пограничную службу стали нести казаки , произошло фактическое закрепление Хакасии за Российской империей.

В XIX в. коренное население именовалось российскими властями минусинскими (абаканскими, ачинскими) татарами. Им было предоставлено самоуправление в рамках Устава об управлении инородцев : Степные думы и инородные управы .

Хакасская автономная область была образована 20 октября 1930 года , много лет входила в Красноярский край ; в 1990 году была переименована в Хакасскую АССР , в 1991 году - в Хакасскую ССР . В 1992 году Хакасская ССР вышла из состава Красноярского края, получив наименование «Республика Хакасия».

Напишите отзыв о статье "История Хакасии"

Примечания

Литература

  • История Хакасии с древнейших времен до 1917 / Под ред. Л. Р. Кызласова. - М .: Восточная литература, Наука, 1993. - 528 с. - 10 700 экз. - ISBN 5-02-017080-1 . (в пер.)
  • Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984.


Отрывок, характеризующий История Хакасии

– Э, пустое болтать! – сказал фельдфебель.
– Али и тебе хочется того же? – сказал старый солдат, с упреком обращаясь к тому, который сказал, что ноги зазнобил.
– А ты что же думаешь? – вдруг приподнявшись из за костра, пискливым и дрожащим голосом заговорил востроносенький солдат, которого называли ворона. – Кто гладок, так похудает, а худому смерть. Вот хоть бы я. Мочи моей нет, – сказал он вдруг решительно, обращаясь к фельдфебелю, – вели в госпиталь отослать, ломота одолела; а то все одно отстанешь…
– Ну буде, буде, – спокойно сказал фельдфебель. Солдатик замолчал, и разговор продолжался.
– Нынче мало ли французов этих побрали; а сапог, прямо сказать, ни на одном настоящих нет, так, одна названье, – начал один из солдат новый разговор.
– Всё казаки поразули. Чистили для полковника избу, выносили их. Жалости смотреть, ребята, – сказал плясун. – Разворочали их: так живой один, веришь ли, лопочет что то по своему.
– А чистый народ, ребята, – сказал первый. – Белый, вот как береза белый, и бравые есть, скажи, благородные.
– А ты думаешь как? У него от всех званий набраны.
– А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ!
– Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет.
– Что ж, от холода, что ль? – спросил один.
– Эка ты умный! От холода! Жарко ведь было. Кабы от стужи, так и наши бы тоже не протухли. А то, говорит, подойдешь к нашему, весь, говорит, прогнил в червях. Так, говорит, платками обвяжемся, да, отворотя морду, и тащим; мочи нет. А ихний, говорит, как бумага белый; ни синь пороха не пахнет.
Все помолчали.
– Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали.
Никто не возражал.
– Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит…
– Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье.
– И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья.
– Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя.
– Какое врать, правда истинная.
– А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
– Все одно конец сделаем, не будет ходить, – зевая, сказал старый солдат.
Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
– Это, ребята, к урожайному году.
– Дровец то еще надо будет.
– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт истории и права

Кафедра всеобщей истории

УТВЕРЖДАЮ:

Директор Института истории и права

В. В. Наумкина___________________

«___» ____________________ 2013 г.

Б1.В1. "История Хакасии"

Рабочая программа дисциплины для направления для направления подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Учебный план набора 2013 года

Форма обучения заочная

Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО: 72 часа

2 зачетных единицы

Абакан, 2013

1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) _030500.62

2. Разработчик

Доцент кафедры всеобщей истории ________________ Торбостаев К.М.

(подпись)

3. ПРИНЯТА на заседании кафедры государственного права

02.09.2013__________________ протокол № ___1___

Зав. кафедрой_Лубенникова С.А.________________________________________

(подпись)

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей кафедрой; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

Зав. выпускающей кафедрой __________________ ____________________

______________________

5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры ________________________________ протокол №____ дата____________________

(подпись) (ФИО)

Зав. кафедрой________________________________ _________________________________

(подпись) (ФИО)

Пояснительная записка.

Изучение курса "История Хакасии" - призвано сформировать у студентов целостную систему знаний об истории родного края. В ходе изучения курса студенты должны усвоить не только определенную сумму знаний об историческом прошлом человечества, но и определенную систему целостных суждений для ориентации в настоящем. Изучение предмета признано способствовать пониманию национальной культуры и психологии коренного населения Хакасии; экологическому и нравственному воспитанию студентов, формированию современного научного понятия о триединстве системы "природа-человек-общество". В связи с этим представляется необходимым дать толкование тем базовым понятиям, которые являются концептуальными, встречаются на протяжении всего курса и без усвоения которых невозможны реализация указанных в программе целей и задач курса.

Современное административное деление региона не соответствует исторической территории, на которой развертывались местные историко-этнические события и процессы.

Поэтому, оставив общее название предмета - "История Хакасии" - в дальнейшем на всем протяжении курса употребляется более точный термин "Хакасско-Минусинский край". Он включает в себя как территорию современной Республики Хакасия, так и территории прилегающих к ней правобережных южных районов Красноярского края. Данный термин является историческим преемником понятия "Минусинский край", употреблявшегося в историко-краеведческой литературе 19 века.

Географическим аналогом указанного выше понятия "Хакасско-Минусинский край" является термин "Минусинская котловина", отражающей, однако, только степную часть ХМК, куда не входят и близлежащие районы г. Красноярска.

Историко-географическими аналогами понятия "Хакасско-Минусинский край" являются термины: "юг Средней Сибири", "Долина Среднего Енисея".

Более широким историческим понятием, отражающим единство исторического процесса, как в регионе, так и в прилегающих к нему территориях, является понятие "Южная Сибирь". В общем виде термин включает в себя Хакасско-Минусинский край, Алтай и Туву, Кемеровскую область.

Другим более узким аналогом понятия является термин "Саяно-Алтайское нагорье", отражающий специфику историко-культурной области.

В языке народов Саяно-Алтая Хакасско-Минусинский край носил название Хонгорай (Конгурай, Хоорай), возникший в эпоху позднего средневековья. Поэтому название Хонгорай применяется в данной программе при рассмотрении истории Хакасии в постмонгольское время и в период присоединения ХМК к России.

Цели учебной дисциплины определяются на основании требований к знаниям, умениям, компетенциям выпускника в соответствии с общими целями ООП. Устанавливается перечень компетенций, формируемых при освоении дисциплины (модуля): владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); стремлением к установлению международных контактов для повышения профессионального уровня и обмена опытом (ОК-10).

В первом тысячелетии н.э. в Южной Сибири господствовали киргизы. В IX веке они создали на среднем Енисее свое государство - Киргизский каганат. Китайцы называли их «хягасы» - термин, которые позднее, в русском варианте, принял форму «хакасы».
В начале XIII века Киргизский каганат пал под ударами татаро-монголов. Но полтора столетия спустя, когда Монгольская империя, в свою очередь, развалилась, племена Минусинской котловины создали новое политическое образование - Хонгорай, возглавляемое киргизской знатью. Хонгорайская племенная общность и послужила колыбелью хакасского народа.

Киргизы выделялись своей воинственностью и лютым нравом. У многих народов Южной Сибири матери пугали детей: «Вот придет киргиз, поймает тебя и съест».

Поэтому русские, появившиеся здесь в XVII веке, встретили яростное сопротивление. В результате кровопролитных войн территория Хонгорая практически обезлюдела и в 1727 году по Буринскому договору с Китаем отошла к России. В дореволюционных русских документах она известна как «Кыргызская земля» в составе Енисейской губернии.

Революция 1917 года стала причиной нового акта трагедии хакасов. Порядки, которые несла Советская власть, вызвали резкое неприятие народа, у которого бедняком считался человек, имеющий 20 лошадей. Партизанские отряды хакасов продолжали борьбу в горных районах, по официальным данным, до 1923 года. Кстати, именно в борьбе с ними прошла юность известного советского писателя Аркадия Гайдара. А коллективизация вызвала новую вспышку вооруженного сопротивления, которое было жестоко подавлено.

И тем не менее, с точки зрения этно-политической истории нахождение в составе России в целом сыграло для хакасов положительную роль. В ХIХ-ХХ веках завершился процесс формирования хакасского народа. С 1920-х годов этноним «хакасы» утверждается в официальных документах.

До революции на территории Минусинского уезда существовали инородческие ведомства и управы. В 1923 году был образован Хакасский национальный уезд, преобразованный впоследствии в автономную область Красноярского края, а с 1991 года - в республику, самостоятельный субъект Российской Федерации.

Неуклонно росла и численность хакасского народа. Ныне Россию населяет около 80 тысяч хакасов (увеличение численности больше чем в 1,5 раза за ХХ век).

На протяжении веков христианство и ислам вели наступление на традиционную религию хакасов - шаманизм. Официально, на бумаге, они достигли больших успехов, однако в реальной жизни шаманы по-прежнему пользуются среди хакасов гораздо большим почтением, нежели священники и муллы.


Белая Волчица - главный шаман хакасов . Хакасский шаман Егор Кызласов в полном облачении (1930 год ).

Вплоть до начала XX столетия хакасы совершали коллективные моления небу, у которого обычно просили хорошего урожая и сочной травы для скота. Обряд совершался на горной вершине. В жертву небу приносили до 15 ягнят. Все они были белыми, но обязательно с черной головой.

Когда в семье кто-то долго болел, следовало обращаться за помощью к березе. Моление березе представляло собой отголосок той далекой поры, когда люди считали своими предками деревья. Родственники больного выбирали в тайге молодую березку, привязывали к ее ветвям цветные ленточки, и с этого момента она считалась святыней, духом-охранителем этой семьи.

На протяжении многих столетий главным занятием хакасов было скотоводство. Согласно старинным преданиям, «хозяином скота» был могущественный дух — Изых-хан. Для того чтобы умилостивить его, Изых-хану подносили в дар лошадь. После особого моления с участием шамана выбранной лошади вплетали в гриву цветную ленту и отпускали на волю. Именовали ее теперь исключительно «изых». Ездить на нем имел право только глава семьи. Ежегодно весной и осенью он мыл молоком гриву и хвост изыху, менял ленты. Каждый хакасский род выбирал в качестве изыхов лошадей определенной масти.

Весной и осенью над Хакасией иногда пролетают фламинго, и мужчина, поймавший эту птицу, мог сватать любую девушку.

На птицу надевали красную щелковую рубаху, на шею повязывали красный шелковый платок и отправлялись с ней к любимой девушке. Родители должны были принять фламинго, а взамен отдать дочь. Калым в этом случае не полагался.


Невеста и сваха

С 1991 года в Хакасии стал отмечаться новый праздник - Ада-Хоорай, посвященный памяти предков. Во время моления после каждого ритуального обхода алтаря все опускаются на колено (мужчины - на правое, женщины - на левое) и троекратно припадают лицом к земле, обратившись к восходу солнца.

Асочакова А.З. Земля предков 1990

На свете мало земель, где всюду видны древние памятники. Хакасия именно такова. В какой бы местности вы ни находились, в какую бы сторону вы здесь ни посмотрели - взгляд обязательно найдет явные следы древней цивилизации. Крупные, обставленные высокими камнями курганы; загадочные изваяния с грозными ликами; огромные глыбы и менгиры; испещренные рисунками всех эпох поверхности скал; каменные стены крепостей на горных вершинах; стелы с высеченными на них местными письменами, стихами, прославляющими былых героев. Многие из этих монументов древнее или равны по возрасту египетским пирамидам, гробницам древнеиранских царей, мавзолеям китайских императоров. Никакого отставания древнейшего и средневекового населения Хакасии от уровня развитых племен Европы и Азии не было. Ни в древности, ни в раннем средневековье Южная Сибирь не была окраиной культурного мира. Более того, она вносила немалый вклад в развитие цивилизации Евразии. (Источник: Кызласов И. Вступление./ И. Кызласов.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10) .- С.2)

История - увлекательная и познавательная наука. Без знаний прошлого человек не может понять настоящее и предвидеть будущее. Древние называли историю «наставницей жизни». Каждый образованный человек должен знать историю и культуру своей страны, своего народа.

На сайте уделено большое внимание истории памятников материальной и духовной культуры населения Хакасско - Минусинской котловины.

Чебодаев П.И. в книге "История Хакасии" пишет "...это курганы хакасских степей разных эпох, петроглифы, письмена, каменные изваяния, орудия труда и вооружения, устное народное творчество (фольклор). В этих памятниках культуры воплощено лучшее наследие прошедших поколений, Однако под воздействием времени, особенно людей, немало памятников археологии и этнографии разрушены и пришли в негодность как исторический источник. Вместе с ними ушли некоторые тайны хакасской истории и культуры. Поэтому так важно сохранять доставшие нам памятники народной старины для сегодняшнего и будущих поколений".

История Южной Сибири и Хакасии до присоединения к России

100-35 тыс. лет назад

Каменный век. Средний палеолит. Появление первых людей на берегах Среднего Енисея. Грот Двуглазка, грот Проскурякова на Чулыме

35-10 тыс. лет назад

Каменный век. Поздний палеолит. Возникновение родового строя. Афонтовская культура. Кокоревская культура. М. Сыя на реке Белый Июс

10-8 тыс. лет назад

Каменный век. Мезолит. Появление лука и стрел.

7-3 тыс. до н.э.

Каменный век. Неолит. Начало развития скотоводства и земледелия на Среднем Енисее. Появление глиняных сосудов и наскальных изображений

Начало 3 тыс.до н.э.

Каменный век. Поздний неолит. Тазминская культура. (О существовании этой культуры высказал свое предположение археолог, д.и.н., проф. МГУ, Л.Р. Кызласов на основе многолетних исследований)

Середина 3 тыс.до н.э.

Медно - Каменный век. Энеолит. Афанасьевская культура

Конец 3 тыс.до н.э. - начало 2 тыс.до н.э.

Бронзовый век. Окуневская культура

Середина 2 тыс. до н.э.

Бронзовый век. Андроновская культура.

13-8 вв. до н.э.

Бронзовый век. Карасукская культура.

7-3 вв. до н.э.

Ранний Железный век. Тагарская культура. Государство Динлинов

Около 201-40 гг. до н.э.

Железный век. Господство гуннов на Среднем Енисее.

1 в. до н.э. - 5 н.э.

Железный век. Таштыкская культура.

Конец 5 - начало 4 в..н.э.

Раннее Средневековье . Образование Древнехакасского (кыргызского) государства.

7 в..н.э.

Средневековье. Возникновение древнехакасской или древнеенисейской письменности.

9-12 вв.

Средневековье. Расцвет Древнехакасского государства. Феодальная раздробленность. Культура чаатас. Города.

1207 г .

Вторжение монголо - татар в Древнехакасское государсво

1218, 1254, 1274-1293 гг.

Восстания хакасского народа против монголо-татарского ига.

1293 г .

Разгром монгольской армией Хубулая древних хакасов и ликвидация древнехакасской государственности.

1368 г .

Распад Монгольской империи.

Около 15-14 вв.

Образование Алтысарского, Алтырского, Тубинского и Езерского княжеств.

Конец XVI в.

Установление над Хакасией власти северо-западных монголов

1667 г .

Установление джунгарского господства над Хакасией

1608 г .

Начало присоединения Хакасии к России

В 1604-1703 годах кыргызское государство, располагавшееся на Енисее, подразделялось на 4 владения (Исарское, Алтырское, Алтысарское и Тубинское), в которых сформировались этнические группы современных хакасов: качинцы, сагайцы, кызыльцы и койбалы.

До революции хакасов называли «татарами» (минусинскими, абаканскими, качинскими). В то же время в документах XVII — XVIII веков Хакассия именовалась «Кыргызская земля» или «Хонгорай». В качестве самоназвания у хакасов употребляется «хоорай» или «хыргыс-хоорай».

В XVII — XVIII веке хакасы проживали в разрозненными группами и находились в зависимости от феодальной верхушки енисейских кыргызов и алтын-ханов. В первой половине XVIII они были включены в состав Русского государства. Территория их проживания была поделена на «землицы» и волости, во главе которых стояли башлыки или князьцы.

Термин «хакас» появился лишь в 1917. В июле был образован союз инородцев Минусинского и Ачинского уездов под названием «Хакас», которое было образовано от слова «Хягас», упоминавшегося в древности в китайских летописях.

20 октября 1930 года в Красноярском крае была образована Хакасская автономная область, а в 1991 году была образована республика Хакассия, вошедшая в состав России.

Традиционным занятие хакасов является полукочевое скотоводство. Они разводили крупный рогатый скот, овец и лошадей, из-за чего и назывались иногда «трёхстадным народом». Местами разводили свиней и домашнюю птицу.

Не последнее место в хозяйстве хакасов занимала охота, считавшаяся исключительно мужским занятием. А вот земледелие было распространено лишь в некоторых районах, где основной посевной культурой являлся ячмень.

Женщины и дети в прежние времена занимались собирательством (съедобных коренья кандыка и сараны, орехи). Корни перемалывались на ручных мельницах. Для сбора кедровых шишек применяли нохы, который представлял собой большую чурку, насаженную на толстую жердь. Жердь эту упирали в землю, а нанося удары по стволу дерева.

Основным видом хакасских селений были аалы — объединения 10-15 хозяйств (обычно родственных). Поселения подразделялись на зимние (хыстаг), весенние (частаг), летние (чайлаг), осенние (кустег). Хыстаг обычно располагался на берегу реки, а чайлаг в прохладных местах у рощ.

Жилищем хакасов была юрта (иб). До середины XIX века бытовала переносная круглая каркасная юрта, которую летом покрывали берестой, а зимой ещё и войлоком. В позапрошлом веке распространились стационарные срубные многоугольные юрты. В центре жилища был расположен выложенный из камня очаг, над которым в крыше делали дымовое отверстие. Вход располагался с восточной стороны.

Традиционным мужским видом одежды хакасов была рубаха, женским — платье. Рубаха была с поликами (ээн) на плечах, разрезом на груди и отложным воротником, который застёгивался на одну пуговицу. Подол и рукава рубахи были широкими. Платье не слишком сильно отличалось от рубахи – разве что длиной. Задний подол был длиннее переднего.
Нижняя часть одежды мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женщины также носили штаны (субур), которые обычно шились из синей ткани и практически не отличались по виду от мужчин. Концы штанов женщины обязательно заправляли в голенища сапог, так как их не должны были видеть мужчины. Мужчины и женщины также носили халаты. Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам носили безрукавку (сигедек).

Украшением хакасских женщин служил нагрудник пого, который был обшит перламутровыми пуговицами и узорами, выполняемыми кораллом или бисером. По нижней кромке делалась бахрома с мелкими серебряными монетками на концах. Традиционной пищей хакасов служили мясные и молочные блюда. Наиболее распространёнными блюдами были мясные супы (угре) и бульоны (мун). Праздничное блюдо — кровяная колбаса (хан-сол) Традиционный напиток – айран, приготовлялся из кислого коровьего молока.

Основные праздники хакасов были связаны с и скотоводством. Весной хакасы отмечали Урен Хурты — праздник убиения зернового червя, традиции которого были призваны охранять будущий урожай. В начале лета отмечали Тун Пайрам — праздник первого айрана – в это время появлялось первое молоко. Праздники обычно сопровождались спортивными состязаниями, которые включали конные скачки, стрельбу из лука, борьбу и прочее.

Наиболее почитаемым жанром хакасского фольклора является героический эпос (алыптыг нымах), исполняемый под аккомпанемент музыкальных инструментов. Героями песен являются богатыри (алыпы), божества, духи. Сказители пользовались в Хакасии уважением и кое-где даже освобождались от налогов.

В старину у хакасов был развит шаманизм. Шаманы (камы) также выполняли функции лекарей. На территории Хакасии сохранилось множество культовых мест, где совершались жертвоприношения (обычно баранов) духам неба, гор, рек. Национальной святыней хакасов является Борус — вершина на Западных Саянах.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»