Разбор сказки "марья моревна". Марья моревна

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

«Марья Моревна» краткое содержание русской народной сказки Вы можете вспомнить за 3 минуты.

«Марья Моревна» краткий пересказ

У Ивана Царевича было три сестры Марья, Ольга, Анна. Раз в год прилетала особая птица и оборачивалась красавцем. Так женились Марья, Ольга и Анна. Он вышли замуж за сокола, орла и ворона.

Соскучился Иван Царевич и поехал сестер проведать. По дороге он встретил Марью Моревну, прекрасную королевну и полюбил ее. Поженились они и жили счастливо.

Марья Моревна, отправляясь на войну, запрещает мужу заглядывать в один из чуланов. Но он, ослушавшись, смотрит - а там прикован Кощей Бессмертный. Иван-царевич даёт Кощею пить. Тот, набравшись сил, разбивает цепи, улетает и по дороге уносит Марью Моревну.

Погоревал Иван Царевич и поехал супругу выручать. По дороге посетил всех трех сестер и оставил им для связи серебряные ложку, вилку и табакерку. Добрался до замка Кощея и похитил Марью Моревну. Но догнал его Кощей легко, и простил на первый раз, за то, что Иван Царевич напоил его в подвале. Три раза пытался Иван Царевич увести Марью Моревну и на третий раз Кощей его разрубил на мелкие кусочки, забил ими бочку и отправил ее в море.
Помутнело серебро у сестер и поняли они, что беда с Иваном Царевичем. Сокол, орёл и ворон находят разрубленное тело, вспрыскивают его мёртвой и живой водой. Царевич оживает.

Кощей Бессмертный рассказывает Марье Моревне о том, что своего коня он взял у Бабы Яги, что за огненной рекой. Королевна крадёт у Кощея и передаёт мужу волшебный платок, с помощью которого можно переправиться через огненную реку.

Поехал Иван Царевич к Бабе Яге, а по дороге подружился с заморской птицей, пчелиной маткой и львицей.
Баба Яга дала задание Ивану Царевичу три дня сторожить табуны. А лошади и разбежались, в первый день, во второй, в третий. Но каждый раз их загоняли сперва птицы, потом львы и звери, а потом и пчелы. Ну а Иван в это время плакал.

Забрал тайком Иван жеребенка, а баба Яга узнала и в погоню бросилась. Иван перебрался по мосту через огненную реку, а сам дважды платком махнул и мост стал очень тонким. Не выдержал он веса бабы Яги и упала она в огонь.

Вырастил Иван Царевич из жеребенка прекрасного коня и все таки смог Марью Моревну в четвертый раз похитить. Кощей бросился в погоню и догнал было Ивана Царевича, но конь Ивана пнул его копытом и убил. А Иван Царевич добавил палицей, а потом останки его сжег и развеял.
И стали Иван Царевич и Марья Моревна жить да поживать, а Иван Царевич больше не плакал.

«Марья Моревна» краткое содержание для читательского дневника:

  1. Иван Царевич выдает своих сестер замуж за Сокола, Ворона и Орла, а сам встречает Марью Моревну.
  2. Иван Царевич случайно освобождает Кощея, а тот уносит Марью Моревну.
  3. Трижды Иван пытался освободить супругу, и в последний раз Кощей изрубил его на кусочки.
  4. Зятья Ивана собрали его и оживили и отправился он к Бабе Яге за хорошим конем.
  5. С помощью львицы, птиц и пчел, он сберег коней и забрал жеребенка.
  6. Баба Яга в погоне за Иваном гибнет на мосту через огненную реку.
  7. Кощей в погоне за Иваном гибнет от копыта и палицы.
  8. Жили они долго и счастливо.

Л.В. Ефимцева, Т.Ф. Ошуркова

Великий космический ритуал жизни,

смерти и возрождения в

Русской народной сказке «Марья Моревна»

(пособие для родителей)

МАРЬЯ МОРЕВНА

(Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки»)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него

было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья

Анна-царевна.

Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали:

— Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай — при себе

не держи долго!

Царевич похоронил родителей и с горя пошел с сестрами во зеленый сад

погулять.

Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная.

— Пойдемте, сестрицы, домой! — говорит Иван-царевич.

Только пришли во дворец — как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к

ним в горницу Ясен Сокол. Ударился Сокол об пол, сделался добрым молодцем и

— Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом;

хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать.

— Коли люб ты сестрице, я ее не держу — пусть с идет!

Марья-царевна согласилась. Сокол женился и унес ее в свое царство.

Дни идут за днями, часы бегут за часами — целого года как не бывало. Пошел

Иван-царевич с двумя сестрами во зеленый сад погулять. Опять встает туча с

вихрем, с молнией.

— Пойдемте, сестрицы, домой! — говорит царевич.

Только пришли во дворец — как ударил гром, распалася крыша, раздвоился

потолок, и влетел Орел. Ударился Орел об пол и сделался добрым молодцем.

— Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом. И

посватал Ольгу-царевну.

Отвечает Иван-царевич:

— Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идет; я с нее воли не снимаю.

Ольга-царевна согласилась и вышла за Орла замуж. Орел подхватил ее

и унес в свое царство.

Прошел еще один год. Говорит Иван-царевич своей младшей сестрице:

— Пойдем, во зеленом саду погуляем!

Погуляли немножко; опять встает туча с вихрем, с молнией.

— Вернемся, сестрица, домой!

Вернулись домой, не успели сесть — как ударил гром, раздвоился потолок, и

влетел Ворон. Ударился Ворон об пол и сделался добрым молодцем. Прежние были

хороши собой, а этот еще лучше.

— Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом; отдай за

меня Анну-царевну.

— Я с сестрицы воли не снимаю; коли ты полюбился ей, пусть идет за тебя.

Вышла за Ворона Анна-царевна, и унес он ее в свое государство. Остался

Иван-царевич один. Целый год жил без сестёр и сделалось ему скучно.

— Пойду, — говорит, — искать сестриц.

Собрался в дорогу, шел, шел и видит — лежит в поле рать-сила побитая

Спрашивает Иван-царевич:

— Коли есть тут жив человек — отзовись! Кто побил это войско великое?

Отозвался ему жив человек:

— Все это войско великое побила Марья Моревна прекрасная королевна.

навстречу Марья Моревна, прекрасная королевна.

— Здравствуй, царевич, куда тебя Бог несет — по воле аль по неволе?

Отвечал ей Иван-царевич:

— Добрые молодцы по неволе не ездят!

— Ну, коли дело не к Спеху, погости у меня в шатрах.

Иван-царевич тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне

и женился на ней.

Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство:

пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну

собираться. Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:

— Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не заглядывай! Он не

вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тот час бросился в чулан, отворил

дверь, глянул — а там висит Кащей Безсмертный, на двенадцати цепях прикован.

Просит Кащей у Ивана-царевича:

— Сжалься надо мною, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел,

не пил — совсем в горле пересохло!

Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил:

— Мне одним ведром не залить жажды; дай еще!

Царевич подал другое ведро; Кащей выпил и запросил третье, а как выпил

третье ведро — взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все

двенадцать порвал.

— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кащей Бессмертный. — Теперь тебе никогда

не видать Марьи Моревны, как ушей своих!

И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну. прекрасную

королевну, подхватил ее и унес к себе.

А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу:

„Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!"

Идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец. У

дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился

оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

— Ах, шурин мой любезный!

Выбежала Марья-царевна, встретила Ивана-царевича радостно, стала про его

здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Погостил у них

царевич три дня и говорит:

— Не могу у вас гостить долго; я иду искать жену мою, Марью Моревну,

прекрасную королевну.

— Трудно тебе сыскать её,— отвечает сокол. — Оставь здесь на всякий случай

свою серебряную ложку: будем на неё смотреть, про тебя вспоминать.

Иван-царевич оставил у сокола свою серебряную ложку и пошел в дорогу. Шел он

день, шел другой, на рассвете третьего видит дворец еще лучше первого, возле

дворца дуб стоит, на дубу орел сидит.

Слетел орел с дерева, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

— Вставай, Ольга-царевна! Милый наш братец идет.

Ольга-царевна тотчас прибежала навстречу, стала целовать-обнимать, про

здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Иван-царевич

погостил у них три денька и говорит:

— Дольше гостить мне некогда; я иду искать жену мою, Марью Моревну,

прекрасную королевну.

Отвечает орел:

— Трудно тебе сыскать ее; оставь у нас серебряную вилку: будем на нее

смотреть, тебя вспоминать.

Он оставил серебряную вилку и пошел в дорогу.

День шел, другой шел, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух,

возле дворца дуб стоит, на дубу ворон сидит.

Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

— Анна-царевна! Поскорей выходи, наш братец идет.

Выбежала Анна-царевна, встретила его радостно, стала его

целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье

рассказывать. Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:

— Прощайте! Пойду жену искать — Марью Моревну, прекрасную королевну.

Отвечает ворон:

— Трудно тебе сыскать ее; оставь-ка у нас серебряную табакерку: будем на нее

смотреть, тебя вспоминать.

Царевич отдал ему серебряную табакерку, попрощался и пошел в дорогу. День

шел, другой шел, а на третий добрался до Марьи Моревны. Увидала она своего

милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила:

— Ах, Иван-царевич! Зачем ты меня не послушался — посмотрел в чулан и

выпустил Кащея Бессмертного?

— Прости, Марья Моревна! Не поминай старого, лучше поедем со мной, пока не

видать Кащея Бессмертного; авось не догонит!

Собрались и уехали. А Кащей на охоте был; к вечеру он домой ворочается, под

ним добрый конь спотыкается.

Отвечает

— Иван-царевич приходил, Марью Моревну увез.

— А можно ли их догнать?

— Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить,

в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда

вдогонь ехать — и то поспеем!

— Ну, — говорит, — первый раз тебя прощаю за твою доброту, что водой меня

напоил; и в другой раз прощу, а в третий берегись — на куски изрублю!

Отнял у него Марью Моревну и увез; а Иван-царевич сел на камень и заплакал.

Поплакал-поплакал и опять воротился назад за Марьей Моревною; Кащея

Бессмертного дома не случилося.

— Поедем, Марья Моревна!

— Ах, Иван-царевич! Он нас догонит.

— Пускай догонит; мы хоть часок-другой проведем вместе. Собрались и уехали.

Кащей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.

— Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

— А можно ли догнать их?

— Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать-смолотить, пива

наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться да тогда вдогонь ехать — и

то поспеем!

Кащей поскакал, догнал Ивана-царевича.

— Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих! Отнял

ее и увез к себе.

Остался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей

Моревною; на ту пору Кащея дома не случилося.

— Поедем. Марья Моревна!

— Ах, Иван-царевич! Ведь он догонит, тебя в куски изрубит.

— Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу.

Собрались и поехали. Кащей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый

конь спотыкается.

— Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

— Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.

Кащей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его на мелкие куски и поклал

в смоленую бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в

синее море, а Марью Моревну к себе увез.

В то самое время у зятьев Ивана-царевича серебро почернело.

— Ах, — говорят они, — видно, беда приключилася!

Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег, сокол полетел

за живой водою, а ворон — за мертвою.

Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски

Ивана-царевича, перемыли и склали как надобно. Ворон брызнул мертвой

водою — тело срослось, соединилось; сокол брызнул живой водою — Иван-царевич

вздрогнул, встал и говорит:

— Ах, как я долго спал!

— Еще бы дольше проспал, если б не мы! — отвечали зятья. — Пойдем теперь к

нам в гости.

— Нет, братцы! Я пойду искать Марью Моревну. Приходит к ней и просит:

— Разузнай у Кащея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня.

Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кащея выспрашивать. Кащей

— За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет

баба-яга. У ней есть такая кобылица, на которой она каждый год вокруг света

облетает. Много у ней и других славных кобылиц. Я у ней три дня пастухом

был, ни одной кобылицы не упустил, и за то Баба-яга дала мне одного

жеребеночка.

— Как же ты через огненную реку переправился?

— А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза,

сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет!

Марья Моревна выслушала, пересказала все Ивану-царевичу и платок унесла да

ему отдала.

Иван-царевич переправился через огненную реку и пошел к бабе-яге. Долго шел

он не пивши, не евши. Попалась ему навстречу заморская птица с малыми

детками. Иван-царевич говорит:

— Съем-ка я одного цыпленочка.

— Не ешь, Иван-царевич! — просит заморская птица. — В некоторое время я

— Возьму-ка я, — говорит, — сколько-нибудь медку.

Пчелиная матка отзывается:

— Не тронь моего меду, Иван-царевич! В некоторое время я тебе пригожусь. Он

— Съем я хоть этого львенка; есть так хочется, ажно тошно стало!

— Не тронь, Иван-царевич, — просит львица.— В некоторое время я тебе

пригожусь.

— Хорошо, пусть будет по-твоему!

Побрел голодный. Шел, шел — стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать

шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.

— Здравствуй, бабушка!

— Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел — по своей доброй воле аль по

— Пришел заслужить у тебя богатырского коня.

— Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего три дня. Если упасешь

моих кобылиц — дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся —

торчать твоей голове на последнем шесте.

Иван-царевич согласился. Баба-яга его накормила-напоила и велела за дело

приниматься.

Только что выгнал он кобылиц в поле, кобылицы задрали хвосты и все врозь по

лугам разбежались; не успел царевич глазами вскинуть, как они совсем

пропали. Тут он заплакал-запечалился, сел на камень и заснул. Солнышко уже

на закате, прилетела заморская птица и будит его:

— Вставай, Иван-царевич! Кобылицы теперь дома.

Царевич встал, домой пришел, а баба-яга и шумит и кричит на своих кобылиц.

— Зачем вы домой воротились?

— Как же нам было не воротиться? Налетели птицы со всего света, чуть нам

глаза не выклевали.

— Ну, вы завтра по лугам не бегайте, а рассыпьтесь по дремучим лесам.

Переспал ночь Иван-царевич; наутро Баба-яга ему говорит:

— Смотри, царевич, если не упасешь кобылиц, если хоть одну потеряешь — быть

твоей буйной головушке на шесте!

Погнал он кобылиц в поле; они тотчас задрали хвосты и разбежались по

дремучим лесам. Опять сел царевич на камень, плакал, плакал, да и уснул.

Солнышко село за лес; прибежала львица.

— Вставай, Иван-царевич, кобылицы все собраны.

Иван-царевич встал и пошел домой. Баба-яга пуще прежнего и шумит и кричит

на своих кобылиц:

— Зачем домой воротились?

— Как же нам было не воротиться? Набежали лютые звери со всего света, чуть

нас совсем не разорвали.

— Ну, вы завтра забегите в сине море.

Опять переспал ночь Иван-царевич; наутро посылает его Баба-яга кобылиц

— Если не упасешь — быть твоей буйной головушке на шесте.

Он погнал кобылиц в поле. Они тотчас задрали хвосты, скрылись с глаз и

забежали в сине море; стоят в воде по шею. Иван-царевич сел на камень,

заплакал и уснул. Солнышко за лес село, прилетела пчелка и говорит:

— Вставай, царевич! Кобылицы все собраны; да как воротишься домой, Бабе-яге

на глаза не показывайся, поди в конюшню и спрячься за яслями. Там есть

паршивый жеребенок — в навозе валяется; ты возьми его и в глухую полночь

уходи из дому.

Иван-царевич встал, пробрался в конюшню и улегся за яслями. Баба-яга и шумит

и кричит на своих кобылиц:

— Зачем воротились?

— Как же нам было не воротиться? Налетело пчел видимо-невидимо со всего

света и давай нас со всех сторон жалить до крови!

Баба-яга заснула, а в самую полночь Иван-царевич взял у нее паршивого

жеребенка, оседлал его, сел и поскакал к огненной реке. Доехал до той реки,

махнул три раза платком в правую сторону — и вдруг, откуда ни взялся, повис

через реку высокий, славный мост.

Царевич переехал по мосту и махнул платком на левую сторону только два

раза — остался через реку мост тоненький-тоненький! Поутру пробудилась

баба-яга — паршивого жеребенка видом не видать! Бросилась в погоню; вo весь

дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след

заметает.

Прискакала к огненной реке, взглянула и думает: «Хорош мост!». Поехала по

мосту, только добралась до средины — мост обломился, и баба-яга в реку

свалилась. Тут ей и лютая смерть приключилась!

Иван-царевич откормил жеребенка в зеленых лугах, стал из него чудный конь.

Приезжает царевич к Марье Моревне. Она выбежала, бросилась к нему на шею.

— Как тебе удалось от смерти избавиться?

— Так и так, — говорит. — Поедем со мной.

— Боюсь, Иван-царевич! Если Кащей догонит, быть тебе опять изрублену.

— Нет, не догонит! Теперь у меня славный богатырский конь, словно птица

летит. Сели они на коня и поехали.

Кащей Бессмертный домой ворочается, под ним конь спотыкается.

— Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

— Иван-царевич приезжал, Марью Моревну увез.

— А можно ли их догнать?

— Не знаю. Теперь у Ивана-царевича конь богатырский лучше меня.

— Нет, не утерплю, — говорит Кащей Бессмертный, — поеду в погоню. Долго ли,

коротко ли — нагнал он Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его

острой саблею; в те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом

Кащея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей.

После того накидал царевич груду дров, развел огонь, спалил Кащея

Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру.

Марья Моревна села на Кащеева коня, а Иван-царевич на своего, и поехали они

в гости сперва к ворону, потом к орлу, а там и к соколу. Куда ни приедут,

всюду встречают их с радостью:

— Ах, Иван-царевич, а уж мы не чаяли тебя видеть. Ну, да недаром же ты

хлопотал: такой красавицы, как Марья Моревна, во всем свете поискать —

другой не найти!

Погостили они, попировали и поехали в свое царство; приехали и стали себе

жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

Солнцепутие

Сказы, легенды, волшебные сказки и мифы были очень популярны у

наших Предков, так как их мышление было образным и образ являлся средством

выражения их мировосприятия. Для них сказка была воплощением земной

мудрости, сконцентрированной в слове».

С - буквица «Слово», образ: «Слове»

К - буквица «Како», образ: «сконцентрированных в »

АЗ - имя буквицы « А », образ: «земных основ,»

«Одна из форм Земных Основ, сконцентрированных в Слове».

СК/КС - звук буквицы «Кси», образ: «Духовных»

АЗ- имя буквицы «А», образ: «начал»

КА - корневая форма; образ: «Одна из форм»

«Одна из форм Духовных начал».

А миф служил нашим Предкам высшей формой выражения их мыслей.

М - буквица «Мыслете», образ: «мысли»

И - буквица «Иже», образ: «энергии»

I - буквица «Фита», образ: «вызревшее семя»

Ъ - буквица «Еръ», образ: «под Покровом Высших Сил»

«Семя энергии мысли, вызревшее под Покровом Высших Сил»

Поэтому и сказка, и миф - это принципы и архетипы, которые

проявляются в каких-то исторических событиях, но не есть сами исторические

события. Другими словами, сюжеты сказок, легенд и мифов не следует

воспринимать буквально, а видеть в них нужно отражение восприятия мира

нашими Предками.

В русских волшебных сказках самый распространённый сюжет,

заимствованный из мифологии восточных славян - поиски Иваном- царевичем

своей супруги, похищенной Кащеем.

В мифах противостояние Кащея Даждьбогу, и Его Образу,

отраженному в нашей триединой реальности в лице Дажьбога - покровителя Ярилы

Трисветлого, а в Мире Яви - в лице Ивана-Царевича, свидетельствует о том,

что они являются неотъемлемыми составляющими нашего двойственного полярного

Лад Всемирья для наших Предков заключался в том, что:

Нет деяний Белобога без деяний Чернобога;

Чтобы возродиться в уделе Белобога, всё Сущее проходит удел Чернобога;

Нет рождения Нового без смерти Старого;

Нет смерти Старого без рождения Нового.

И есть Та, благодаря Которой и ради Которой, Кащей и

Даждьбог неразлучно связаны. Это - Мара, Марёна, Марья Моревна.

Р - буквица «Рецы», образ: «рекущая о»;

ЁН - звук буквицы «I», образ: «Всевышнем»;

А - буквица «Азъ», образ: «Асу Земли»

«Великая Мать рекущая о Всевышнем Асу Земли».

МА - корневая форма, образ: «Великая Мать»;

РА - корневая форма, образ: «Света»

«Великая Мать Света».

МАРА - МАРЁНА - МАРЬЯ-МОРЕВНА - Великая Богиня, Мать Света, Зимы и Ночи,

Вечного Сна и Вечной Жизни, ведающая перемены в жизнях человеческих.

Кроме наблюдения за отдыхом ПриРоды на Земле, когда Мать ПриРода

набирает живительные силы для весеннего пробуждения и жизни растительного

мира и животных, Богиня Мара наблюдает за жизнью людей. Каждому умершему

человеку в соответствии с полученным им созидательным опытом, Богиня Мара

даёт наставления - в каком направлении ему продолжить свой посмертный Путь.

Мара Свароговна - супруга Даждьбога и, одновременно, супруга Кащея.

Днём она живёт в Светлом Ирие, ночью - в царстве Кащея. Марёнушка

«разрывается» между обоими своими супругами, по очереди переходя на сторону

одного из них. Чтобы держать обоих в состоянии равновесия по отношению друг

к другу, Кащея - Тьму и Даждьбога - Свет, Мара преподносит одному из них по

очереди хмельную чарочку. Благодаря этому всё Сущее в Природе подчиняется

ритмам смены: дня и ночи; лета и зимы; созидания и разрушения; рождения и

смерти. Причём, смерть является не неотвратимой погибелью, а переходом в

жизнь Иную.

С - буквица «Слово», образ: «материализации»;

МЕР - корневая форма, образ « меру»;

ТЬ - корневая форма, образ: «творящая»

«Творящая меру материализации».

Этот Великий Космический Ритуал Жизни, Смерти и возрождения

проявляется в Природе особенно наглядно в периоды летнего и зимнего

солнцеворотов, весеннего и осеннего равноденствий.

Эти четыре наиважнейших Солнечных Праздника составляют один из

скрытых смыслов русской волшебной сказки «Марья - Моревна» в обработке А.Н.

Афанасьева.

Годовой путь Солнца (Солнцепутие), представлен в этой сказке

вехами пути Ивана-Царевича, ведущими его от смерти к возрождению.

В самом начале сказки, первые три месяца Солнцепутия от зимнего

солнцеворота к весеннему равноденствию отражены следующим эпизодом:

похоронив родителей, Иван-царевич отдает замуж троих своих сестер и остается

в одиночестве. «И сделалось ему скучно». Ивану-царевичу, как олицетворению

Даждьбога (подателя всех благ) не о ком больше заботиться, отдавать себя.

Как свидетельствует подтекст сказки, Кащей в это время висит скованный на

двенадцати цепях в плену у Марьи Моревны и тоже, как видимо, по-своему

Именно скука побуждает Ивана-царевича «искать сестриц».

АК/КА - корневая форма, образ: «одна из форм»;

УК - имя буквицы «e», образ: «жизненной необходимости обретения»;

КС - звук буквицы «K», образ: «Силы Духа»;

«Одна из форм жизненной необходимости обретения Силы Духа».

Оба они находятся в положении бездействия.

Так в сказке обозначен период весеннего равноденствия.

дни плоскость горизонта делит небесный экватор пополам, поэтому в северном

полушарии день и ночь равны по своей продолжительности. Затем день

становится дольше ночи. Энергия солнца в северном полушарии возрастает.

Древняя славянская традиция. С приходом весеннего равноденствия,

когда Ярила - Бог весенний приезжает к людям на золотом коне, в природе

разгорается любовный пыл. К весеннему равноденствию приурочен один из

четырёх важнейших праздников Солнцепутия - Масленица, который празднуется

девять дней (славянскую неделю), начиная от первого дня равноденствия.

Обряд Масленицы сопровождается сожжением Покрова Марены в виде белоснежной

рубахи, символизирующей снежный покров земли и закликанием Весны-Весты.

Сожжение чучела, как символа Богини Марены - это позднее языческое

наложение, исказившее обряд, и святотатство по отношению к Великой Богине.

Проводится ритуал с зажиганием огненного колеса Марёны, символизирующего

завершение периода её правления. Потом совершается приношение Требы Матери

Сырой Земле, чтобы год был урожайным. Для этого в землю закапывают горшочек

Пик праздника приходится на Красногор, когда день начинает обгонять ночь. В

этот день устраивают широкие народные гулянья: качаются на качелях, прыгают

через костёр, играют в игры, водят хороводы, устраивают ристалища. Пекут

блины, «жаворонков», красят яйца; запускают в небо искусственных и живых

птиц, чтобы Лада-Матушка обратила на девушек внимание.

В последний день масленицы проводится закликание Весны-Весты.

Во время масленицы также празднуют Комоедицу - Медвежий (Велесов)

праздник. По поверьям, в сию пору Медведь (лесной Хозяин, воплощение Самого

Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой

Сказка о царице Марье Моревне, которая смогла одна победить вражеское войско. Иван-царевич не устоял перед такой красивой и сильной царицей и взял ее в жены. Но злой Кощей бессмертный забрал Марью Моревну в плен. Много испытаний нужно пройти царевичу Ивану, чтобы вернуть свою жену.

Сказка Марья Моревна скачать:

Сказка Марья Моревна читать

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья - Анна-царевна. Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали:

Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай - при себе не держи долго!

Царевич похоронил родителей и с горя пошел с сестрами в зеленый сад погулять. Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная.

Пойдемте, сестрицы, домой! - говорит Иван-царевич.

Только пришли во дворец - как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к ним в горницу ясен сокол, ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит:

Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом; хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать.

Коли люб ты сестрице, я ее не держу, - пусть идет!

Марья-царевна согласилась, сокол женился и унес ее в свое царство.

Дни идут за днями, часы бегут за часами - целого года как не бывало; пошел Иван-царевич с двумя сестрами во зеленый сад погулять. Опять встает туча с вихрем, с молнией.

Пойдемте, пойдемте, сестрицы, домой! - говорит царевич.

Только пришли во дворец - как ударил гром, распалась крыша, раздвоился потолок, и влетел орел, ударился об пол и сделался добрым молодцем:

Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом. И посватал Ольгу-царевну. Отвечает Иван-царевич:

Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идет; я с нее воли не снимаю.

Ольга-царевна согласилась и вышла за орла замуж; орел подхватил ее и унес в свое царство.

Прошел, еще один год; говорит Иван-царевич своей младшей сестрице:

Пойдем, во зеленом саду погуляем! Погуляли немножко; опять встает туча с вихрем, с молнией.

Вернемся, сестрица, домой!

Вернулись домой, не успели сесть - как ударил гром, раздвоился потолок и влетел ворон; ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем; прежние были хороши собой, а этот еще лучше.

Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом; отдай за меня Анну-царевну.

Я с сестрицы воли не снимаю; коли ты полюбился ей, пусть идет за тебя.

Вышла за ворона Анна-царевна, и унес он ее в своё государство. Остался Иван-царевич один; целый год жил без сестер, и сделалось ему скучно.

Пойду, - говорит, - искать сестриц. Собрался в дорогу, идет и видит - лежит в поле рать-сила побитая.

Спрашивает Иван-царевич:

Коли есть тут жив человек - отзовись! Кто побил это войско великое?

Отозвался ему жив человек:

Все это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна.

Выходила к нему навстречу Марья Моревна, прекрасная королевна:

Здравствуй, царевич, куда тебя бог несет - по воле аль по неволе?

Отвечал ей Иван-царевич:

Добрые молодцы по неволе не ездят!

Ну, коли дело не к спеху, погости у меня в шатрах.

Иван-царевич тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне и женился на ней.

Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство; пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться; покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:

Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не заглядывай!

Он не вытерпел; как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул - а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.

Просит Кощей у Ивана-царевича:

Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил - совсем в горле пересохло! Царевич подал ему ведро воды, он выпил и еще запросил:

Мне одним ведром не залить жажды, дай еще!

Царевич подал другое ведро; Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро - взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.

Спасибо, Иван-царевич! - сказал Кощей Бессмертный. - Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих! - И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.

А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу:

Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!

Идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец, у дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

Ах, шурин мой любезный! Как тебя господь милует?

Выбежала Марья-царевна, встретила Ивана-царевича радостно, стала про его здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать.

Погостил у них царевич три дня и говорит:

Не могу у вас гостить долго; я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну.

Трудно тебе сыскать ее, - отвечает сокол. - Оставь здесь на всякий случай свою серебряную ложку: будем на нее смотреть, про тебя вспоминать.

Иван-царевич оставил у сокола свою серебряную ложку и пошел в дорогу.

Шел он день, шел другой, на рассвете третьего видит дворец еще лучше первого, возле дворца дуб стоит, на дубу орел сидит. Слетел орел с дерева, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

Вставай, Ольга-царевна! Милый наш братец идет!

Ольга-царевна тотчас выбежала навстречу, стала его целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать. Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:

Дольше гостить мне некогда: я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну.

Отвечает орел:

Трудно тебе сыскать ее; оставь у нас серебряную вилку: будем на нее смотреть, тебя вспоминать.

Он оставил серебряную вилку и пошел в дорогу.

День шел, другой шел, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух, возле дворца дуб стоит, на дубу ворон сидит.

Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

Анна-царевна! Поскорей выходи, наш братец идёт.

Выбежала Анна-царевна, встретила его радостно, стала целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать.

Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:

Прощайте! Пойду жену искать - Марью Моревну, прекрасную королевну. Отвечает ворон:

Трудно тебе сыскать её; оставь-ка у нас серебряную табакерку: будем на нее смотреть, тебя вспоминать.

Царевич отдал ему серебряную табакерку, попрощался и пошел в дорогу.

День шел, другой шел, а на третий добрался до Марьи Моревны.

Увидела она своего милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила:

Ах, Иван-царевич! Зачем ты меня не послушался - посмотрел в чулан и выпустил Кощея Бессмертного.

Прости, Марья Моревна! Не поминай старого, лучше пойдем со мной, пока не видать Кощея Бессмертного, авось не догонит!

Собрались и уехали. А Кощей на охоте был; к вечеру он домой ворочается, под ним добрый конь спотыкается.

Отвечает конь:

Иван-царевич приходил, Марью Моревну увез.

А можно ли их догнать?

Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогонь ехать - и то поспеем!

Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича.

Ну, - говорит, - первый раз тебя прощаю, за твою доброту, что водой меня напоил, и в другой раз прощу, а в третий берегись - на куски изрублю!

Отнял у него Марью Моревну и увез; а Иван-царевич сел на камень и заплакал.

Поплакал-поплакал и опять воротился назад за Марьей Моревною, Кощея Бессмертного дома не случилося.

Поедем, Марья Моревна!

Ах, Иван-царевич! Он нас догонит.

Пускай догонит, мы хоть часок-другой проведем вместе.

Собрались и уехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.

Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

А можно ли догнать их?

Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать, смолотить, пива наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться да тогда вдогонь ехать - и то поспеем!

Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича:

Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих!

Отнял ее и увез к себе.

Остался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей Моревной; на ту пору Кощея дома не случилося.

Поедем, Марья Моревна!

Ах, Иван-царевич! Ведь он догонит, тебя в куски изрубит.

Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу. Собрались и поехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.

Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.

Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича; изрубил его в мелкие куски и поклал в смоленую бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.

В то самое время у зятьев Ивана-царевича серебро почернело.

Ах, - говорят они, - видно, беда приключилася!

Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег, сокол полетел за живой водою, а ворон за мертвою. Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали как надобно.

Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилося; сокол брызнул живой водою - Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:

Ах, как я долго спал!

Еще бы дольше проспал, если б не мы! - отвечали зятья. - Пойдем теперь к нам в гости.

Нет, братцы! Я пойду искать Марью Моревну! Приходит к ней и просит:

Разузнай у Кощея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня.

Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кощея выспрашивать.

Кощей сказал:

За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга; у ней есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у ней и других славных кобылиц; я у ней три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за то баба-яга дала мне одного жеребеночка.

Как же ты через огненную реку переправился?

А у меня есть такой платок - как махну в правую сторону три раза, сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет!

Марья Моревна выслушала, пересказала все Ивану-царевичу и платок унесла да ему отдала.

Иван-царевич переправился через огненную реку и пошел к бабе-яге. Долго шел он не пивши, не евши. Попалась ему навстречу заморская птица с малыми детками.

Иван-царевич говорит:

Съем-ка я одного цыпленочка.

Не ешь, Иван-царевич! - просит заморская птица. - В некоторое время я пригожусь тебе. Пошел он дальше, видит в лесу улей пчел.

Возьму-ка я, - говорит, - сколько-нибудь медку. Пчелиная матка отзывается:

Не тронь моего меду, Иван-царевич! В некоторое время я тебе пригожусь.

Съем я хоть этого львенка; есть так хочется, ажно тошно стало!

Не тронь, Иван-царевич, - просит львица. - В некоторое время я тебе пригожусь.

Хорошо, пусть будет по-твоему!

Побрел голодный, шел, шел - стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.

Здравствуй, бабушка!

Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел - по своей доброй воле аль по нужде?

Пришел заслужить у тебя богатырского коня.

Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасешь моих кобылиц - дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся - торчать твоей голове на последнем шесте.

Иван-царевич согласился, баба-яга его накормила-напоила и велела за дело приниматься. Только что выгнал он кобылиц в поле, кобылицы задрали хвосты, и все врозь по лугам разбежались; не успел царевич глазами вскинуть, как они совсем пропали. Тут он заплакал-запечалился, сел на камень и заснул.

Солнышко уже на закате, прилетела заморская птица и будит его:

Вставай, Иван-царевич! Кобылицы теперь дома. Царевич встал, воротился домой; а баба-яга и шумит, и кричит на своих кобылиц:

Зачем вы домой воротились?

Как же нам было не воротиться? Налетели птицы со всего света, чуть нам глаза не выклевали.

Ну, вы завтра по лугам не бегайте, а рассыпьтесь по дремучим лесам.

Переспал ночь Иван-царевич, наутро баба-яга ему говорит:

Смотри, царевич, если не упасешь кобылиц, если хоть одну потеряешь - быть твоей буйной головушке на шесте.

Погнал он кобылиц в поле, они тотчас задрали хвосты и разбежались по дремучим лесам. Опять сел царевич на камень, плакал-плакал да и уснул.

Солнышко село за лес, прибежала львица:

Вставай, Иван-царевич! Кобылицы все собраны. Иван-царевич встал и пошел домой; баба-яга пуще прежнего и шумит, и кричит на своих кобылиц:

Зачем домой воротились?

Как же нам было не воротиться? Набежали лютые звери со всего света, чуть нас совсем не разорвали.

Ну вы завтра забегите в сине море. Опять переспал ночь Иван-царевич, наутро посылает его баба-яга кобылиц пасти:

Если не упасешь - быть твоей буйной головушке на шесте.

Он погнал кобылиц в поле; они тотчас задрали хвосты, скрылись с глаз и забежали в сине море; стоят в воде по шею. Иван-царевич сел на камень, заплакал и уснул.

Солнышко за лес село, прилетела пчелка и говорит:

Вставай, царевич! Кобылицы все собраны; да как воротишься домой, бабе-яге на глаза не показывайся, пойди в конюшню и спрячься за яслями. Там есть паршивый жеребенок - в навозе валяется, ты укради его и в глухую полночь уходи из дому.

Иван-царевич встал, пробрался в конюшню и улегся за яслями; баба-яга и шумит, и кричит на своих кобылиц:

Зачем воротились?

Как же нам было не воротиться? Налетело пчел видимо-невидимо со всего света и давай нас со всех сторон жалить до крови!

Баба-яга заснула, а в самую полночь Иван-царевич украл у нее паршивого жеребенка, оседлал его, сел и поскакал к огненной реке. Доехал до той реки, махнул три раза платком в правую сторону - и вдруг, откуда ни взялся, повис через реку высокий мост. Царевич переехал по мосту и махнул платком на левую сторону только два раза - остался через реку мост тоненький-тоненький! Поутру пробудилась баба-яга - паршивого жеребенка видом не видать! Бросилась в погоню; во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает.

Прискакала к огненной реке, взглянула и думает: “Хорош мост!”

Поехала по мосту, только добралась до середины - мост обломился, и баба-яга упала в реку; тут ей и лютая смерть приключилась! Иван-царевич откормил жеребенка в зеленых лугах, стал из него чудный конь. Приезжает царевич к Марье Моревне; она выбежала, бросилась к нему на шею:

Как же ты опять живой?

Так и так, - говорит. - Поедем со мной.

Боюсь, Иван-царевич! Если Кощей догонит, быть тебе опять изрубленым.

Нет, не догонит! Теперь у меня славный богатырский конь, словно птица летит.

Сели они на коня и поехали.

Кощей Бессмертный домой ворочается, под ним конь спотыкается.

Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

Иван-царевич приезжал, Марью Моревну увез.

А можно ли их догнать?

Бог знает! Теперь у Ивана-царевича конь богатырский лучше меня.

Нет, не утерплю, - говорит Кощей Бессмертный, - поеду в погоню.

Долго ли, коротко ли - нагнал он Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею; в те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей. После того положил царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и пепел его пустил по ветру.

Марья Моревна села на Кощеева коня, а Иван-царевич на своего, и поехали они в гости сперва к ворону, потом к орлу, а там и к соколу.

Куда ни приедут, всюду встречают их с радостью:

Ах, Иван-царевич, а уж мы не чаяли тебя видеть. Ну, да недаром же ты хлопотал: такой красавицы, как Марья Моревна, во всем свете поискать - другой не найти! Погостили они, попировали и поехали в свое царство. Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

Волшебная сказка «Марья Моревна». Анализ произведения

Время написания

Сказка «Марья Моревна», как и все волшебные сказки, слагалась народом в период архаического периода его истории.

Тема и сюжет

Сюжет сказки «Марья Моревна» типичен для волшебной сказки. В сказке рассказывается о нескольких «этапах» жизни Ивана-царевича: в первой части сказки повествуется о том, как после смерти родителей, оставшись старшим в семье, Иван-царевич выдает замуж сестер за Сокола, Орла и Ворона. Следую­щий сюжет - женитьба Ивана-царевича на деве-воительнице Марье Моревне, прекрасной королевне. После нарушения ее запрета Иван-царевич утрачива­ет возлюбленную, которую похищает освобожденный им Кощей Бессмертный. В поисках и попытках освобождения Марьи Моревны герой проходит испы­тания, в том числе и смертью. Шурины оживляют его с помощью волшебных атрибутов - мертвой и живой воды. Пройдя испытания, предложенные Бабой Ягой, воспользовавшись «помощниками», Иван-царевич побеждает своего про­тивника и освобождает возлюбленную.

Главная мысль (идея)

Герой сказки, совершив опрометчивый поступок - нарушив запрет, про­ходит сложные испытания и побеждает своего противника. Он проявляет доб­роту и благородство, силу и упорство, именно это и помогает ему преодолеть враждебные силы и одержать победу над ними. Добро в сказке побеждает зло.

Жанр - народная волшебная сказка.

В основе сюжета волшебной сказки, как правило, находится повествование о преодолении препятствий при помощи чудесных средств или волшебных помощ­ников. Таким образом, структура сказки имеет характер инициации - это иссле­дуется в работе академика В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки».

Волшебная сказка «Марья Моревна» имеет сложную композицию, в которой есть экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.

Развитие сюжета сказки строится на поиске героем потерянной возлюбленной. В экспозиции сказки присутствуют традиционно два поколения: старшее (царь с царицей) и младшее - Иван-царевич с сестрами. В этой части волшеб­ной сказки часто присутствует мотив «ухода» старшего поколения. В сказ­ке «Марья Моревна» этот мотив имеет усиленную форму - смерть родителей. В этой же части рассказывается, как герой отдает сестер замуж. Женихами ока­зываются Сокол, Орел и Ворон - в этом проявляются глубокие исторические истоки сказки (упоминание об эпохе тотемизма).

Встреча героя с Марьей Моревной - девой-воительницей (в образе которой слышны отголоски эпохи матриархата) - является «проходным» эпизодом в этой сказке, толчком для дальнейшего развития событий.

Завязка сказки состоит в том, что Иван-царевич нарушает запрет жены (от­крывает тайную дверь, за которой находится Кощей Бессмертный). За этим, как обычно в волшебной сказке, следует беда: похищение Кощеем Марьи Моревны. В этот момент начинается противодействие. Иван-царевич совершает несколь­ко попыток похищения жены, погибает от рук Кощея, его оживляют шурины, пришедшие на помощь, увидев, что волшебные предметы, оставленные им геро­ем (серебряные ложка, вилка, табакерка), потускнели. В этом эпизоде присут­ствует магия по смежности.

Важную роль в волшебной сказке играет обращение героя к Бабе Яге, выпол­нение ее задач с помощью животных-«помощников», к которым герой прояв­ляет доброту, и обретение магического атрибута (в этой сказке - волшебного коня), помогающего герою победить врага.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или герои­ня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее.

Развязка - это обретение потери. Герой в конце «воцаряется» - приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. В сказке «Марья Моревна» Иван-царевич становится владыкой двух царств - своего и жены.

Твкжб герои волшебной сказки имеют свои закрепленные роли (наборы функций).

Функции распределяются среди персонажей:

  • антагониста (вредителя) - Кощей Бессмертный,
  • дарителя - Баба Яга,
  • помощника - львица, пчелиная матка, птица,
  • царевны - Марья Моревна,
  • героя - Иван-царевич.

Волшебная сказка имеет свою специфическую поэтику. Тексты строятся с по­мощью традиционных клише:

1. Сказочные формулы (ритмизованные прозаические куски типа):

  • «Жили-были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...» - ска­зочные инициалы, зачины;
    • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» - срединные формулы;
    • «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» - сказочная концовка, финал.

2. «Общие места» (кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды):

  • приход Ивана-царевича к Бабе Яге,
  • клишированное описание портрета - «Баба Яга, костяная нога»;
  • клишированные формульные вопросы-ответы - «куда путь дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом» и т. д.;
  • постоянные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец» и др.

В сказке «Марья Моревна», как во всех волшебных сказках, присутствуют также волшебные предметы, обязательна троичность (действий, поступков, персонажей), ретардация (замедление действия путем введения дополнитель­ных героев, повторов) и другие черты, присущие народной волшебной сказке.

  • < Назад
  • Вперёд >

Русская народная сказка "Марья Моревна" повествует читателю об удивительной в своем постоянстве, удивительной в упорном преодолении страхов и трудностей, любви. Иван-царевич, главный герой сказки - имеет доброе сердце, способное преданно любить и бороться за свое счастье. Именно целеустремленность Ивана-царевича, его упорство в достижении поставленной цели привели главных героев сказки к счастливому финалу.

Красавица Марья Моревна, по имени которой названа сказка, своей красотой вызывает упрямое намерение Кощея Бессмертного похищать ее и держать в своих владениях. Такие "Кощеи" порой встречаются и в реальной жизни. Властью и богатством, а иногда и шантажом, пытаются привлечь к себе чужих жен, невест, чтобы потом хвастаться своей успешностью. Ни на какие романтические чувства Кащей не способен - Марья Моревна нужна ему исключительно для престижа.

Но Марья Моревна, как и ее возлюбленный супруг Иван-царевич, не из тех, кто пасуют перед трудностями. Даже угроза смерти не останавливает Ивана-царевича от третьей попытки побега вместе с женой из Кощеевых владений. По сюжету сказки, Кащей исполняет свою угрозу - жестоко убивает Ивана-царевича. В реальной жизни это означало бы конец истории, однако в сказках смерть главного героя часто символизирует сильное потрясение, упадок духа, подавленность и отчаяние.

Сказочный момент оживления убитого Кощеем Ивана-царевича с помощью волшебных вод моделирует те жизненные ситуации, когда человек, уставший от невыносимо тяжелой борьбы с препятствиями, как бы мертвеет духовно, впадает в депрессию. Тут то как раз и нужны друзья для подбадривания и помощи. Сказка учит тому, что даже из состояния самой глубокой депрессии можно и нужно выйти - это в своём роде та же самая борьба добра со злом, только происходящая внутри человека.

Сокол, орел и ворон, мужья трех сестер Ивана-царевича - символ надежной мужской дружбы. В свою очередь, жена царевича характеризуется не как пустая красотка, но как умная и умеющая выжидать подходящий для победы над врагом момент, воительница-королевна. Выведав у Кощея, что основная сила его в богатырском коне, Марья Моревна передает мужу необходимые сведения про способ достать такого же, как у Кощея, богатырского коня.

Волшебный богатырский конь - символ таких преимуществ одного противника над другим, которые не относятся к личным качествам. Это не сила духа, не храбрость, не ум, не находчивость и смекалка. С богатырским конем можно сравнить, например, материальный достаток, социальное положение, полезные связи, дорогостоящее техническое оборудование. Положительные личностные характеристики помогают выиграть честный бой, но если в силу вступают дополнительные скрытые факторы, то ни о каком честном поединке речь не идёт. Добыть такого же богатырского коня - значит уравнять шансы, добиться справедливости.

Линия веры людей в то, что добро всегда сильнее зла, проводится в сказке через приключения Ивана-царевича в угодьях бабы-яги. Многодневный голод, вынесенный царевичем по пути к бабе-яге, милосердное согласие не съедать птенца, не трогать пчелиного меда и не убивать для съедения львенка - равноценны акции, называемой в христианстве аскезой, то есть очень суровым постом, воздержанием. Зато приобретенные путем этой жертвы друзья (птица, пчеломатка и львица) спасают Ивана-царевича от смерти во владениях бабы-яги.

Есть люди, которые ради достижения своих эгоистичных интересов готовы "идти по головам". Этот путь многим представляется наиболее коротким и эффективным, однако же, за всё в жизни приходится платить - рано или поздно. Тем, кто привык ходить по чужим головам, нужно быть готовыми к тому, что однажды они почувствуют чужой ботинок и на своей голове. И наоборот, каждый, кто привык учитывать не только свои интересы, но и нужды и потребности окружающих, обязательно получит вознаграждение от жизни. Иван-царевич проявил человечность по отношению к животным в очень трудный жизненный период - и его новые знакомые впоследствии выручили его в ещё более сложных ситуациях.

Паршивый жеребенок, которого Иван-царевич хитроумно добыл по наущению пчелиной матки - быстро превратился в богатырского коня. Такие перемены случаются иной раз в социуме, когда умный руководитель своевременно замечает зачатки незаурядных способностей в ком-либо из малоприметных сотрудников и выращивает из такового ценный для производства кадр. Как известно, кадры решают все!Тот руководитель, который умеет растить хорошие кадры - растит и успешность своего бизнеса. Ведь хороший руководитель всегда становится на сторону добра, а добро всегда одерживает победу и приносит успех!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»