Примеры неполных предложений в связи с полными. Неполные предложения и их основные признаки

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Делятся на полные и неполные. Если ни один (главный или второстепенный член) не пропущен - это полное предложение: За окном тревожно шумели деревья. Если же один из необходимых членов отсутствует, то такое предложение называется неполным.

Неполные предложения, их признаки

Основными признаками неполного предложения выступают следующие:

  1. В неполном предложении пропущенные члены легко восстанавливаются из контекста любым из участников ситуации или разговора. Так, например, если группа людей ждет кого-то из своей компании, то фраза: «Идет!» Будет им понятна. Из ситуации легко восстанавливается подлежащее: Артем идет!
  2. Неполные предложения подтверждаются наличием в них зависимых от пропущенного члена слов: Похорошела, расцвела, просто чудо! Смысл данной конструкции можно восстановить только из предыдущего предложения: Я вчера встретила Анну.
  3. Довольно распространено употребление неполного предложения как одной из частей сложного: Антон способен на многое, ты - ни на что! Во второй части данного сложного бессоюзного предложения видна неполная конструкция, в которой пропущено сказуемое (Ты не способен ни на что. )

Помните, что неполное предложение - это вариант полного.

Диалог с неполными предложениями

Особенно часты такие типы предложений в диалогах. Например:

Кем ты будешь, когда вырастешь?

Художником.

Во втором предложении смысл не будет понятен без предыдущей фразы. Формально это должно звучать: Я буду художником . Но говорящий облегчает структуру предложения, сведя его к одному слову, делая таким образом речь более динамичной, что и является одним из признаков разговорной диалогической конструкции. Но важно помнить, что существуют и предложения недосказанные, которые не являются неполными. Это прерванная по тем или иным причинам мысль: Я, кажется, знаю, что делать! А что, если… Нет, не выйдет! (В данном предложении не восстанавливается пропущенное слово.)

Неполные предложения: их варианты

В качестве неполных могут выступать как двусоставные, так и односоставные предложения, распространенные и нераспространенные. А возможность пропуска слов, как уже упоминалось прежде, объясняется легкостью восстановления их из ситуации речи, структуры самого предложения (речь идет о сложных предложениях) или из контекста. Неполные предложения характерны для разговорной речи. Их следует отличать от односоставных предложений, имеющих один главный член. Между прочим, даже такие предложения могут быть неполными:

Куда идешь?

На вечеринку.

В этом диалоге полным является лишь первое предложение: определенно-личное, односоставное. А два последующих - неполные односоставные. Дополним их: иду (куда?) на вечеринку - определенно-личное; (ого!) хорошо - безличное.

Неполные предложения: примеры пунктуации

Тире часто служит пунктуационным сигналом того, что перед нами неполное предложение. Его ставят на месте пропущенного слова. Как правило, оно обусловлено наличием здесь интонационной паузы: Справа стоял мой товарищ, а слева - незнакомый парень (пропущено слово "стоял"). На подоконнике - засохшая герань в горшке (пропущено слово "находилась").

1. Понятие о неполных предложениях.

2. Сигналы неполноты.

3. Виды неполных предложений:

· контекстуальные;

· ситуативные;

· эллиптические.

Полными или неполными могут быть только структурно членимые предложения, как односоставные, так и двусоставные. Различают смысловую (информационную) и структурную (грамматическую) полноту или неполноту. Смысловая полнота создается 3 факторами:

1. ситуацией,

2. контекстом,

3. общим опытом говорящих.

Если предложение вырвать из контекста, оно может быть не понятно говорящим. В таком случае говорят о смысловой неполноте. Например: И этот зеленый мир подпевал маленькому запевале. В этом предложении речь идет о зленном топольке. По структуре данное предложение является полным, а по семантике неполным. Еще один пример: На берегу пустынных волн стоял он дум высоких полн. Чтобы понять, о ком идет речь, необходимо обладать определенной литературоведческой компетенцией. В контексте семантическая неполнота восполняется.

В синтаксисе термин «неполные» применяется только по отношению к структурно неполным предложениям. Поэтому для разграничения полных и неполных предложений важно учитывать фактор непрерывности синтаксических связей и отношений. Сравним 2 предложения. Южные ветры приносят нам тепло. Северные – холод . Во втором предложении наблюдается разрыв синтаксических связей. Слово «северные» указывает на пропуск подлежащего «ветры», аналогично дополнение «холод» указывает на пропуск сказуемого «приносят». Так как второстепенные члены всегда крепятся к главным. Наличие определение всегда требует при себе определяемого слова, наличие прямого объекта – глагола-сказуемого. Таким образом, нарушение цепочки связей является сигналом неполноты, что и отражается в определении.

Неполные предложения – Это предложения, в которых пропущен какой-либо член или группа членов предложения, обязательных по структуре. Неполные предложения в большей степени актуализируются, чем полные. В неполных предложениях легче всего выделяется рематическая группа.

Выделяют прежде всего контекстуально неполные предложения, для которых характерен пропуск одного или нескольких членов предложения, обозначенных в контексте. Солдаты шли колонной, которая растянулась на квартал. Пели песни. Что звенит – непонятно. Может быть, лес или воздух . Меня кто-то держит за плечо. Держит и трясет . Контекстуально неполные предложения характерны для письменной речи. Их употребление делает речь лаконичной и динамичной, позволяет избежать необоснованных повторов. Особенно широко употребляются неполные предложения в репликах диалога. В них используются те слова, которые несут новую информацию, то есть тема опускается, а рема присутствует.


Так ты женат! Не знал я ране! Давно ли?

Около двух лет.

- На ком ?

- На Лариной .

В неполных репликах отсутствуют оба главных члена, их пропуск восстанавливается из контекста. Обычно первые реплики диалога бывают полными, остальные строятся с опорой на них.

Сигналами неполноты выступают второстепенные члены предложения. О пропуске подлежащего обычно свидетельствует наличие определения, о пропуске сказуемого – наличие дополнения или обстоятельства. Легко квалифицировать как неполные предложения. в которых пропущен один из главных членов предложения, так как ГЧП являются структурно обязательными и в этом случае происходит нарушение цепочки связей.

1. О пропуске подлежащего свидетельствует наличие определения или сама форма сказуемого. Например, если сказуемое выражено глаголом прошедшего времени множественного числа, то такое предложение является неполным. Вера и Витяклеили обои. Работали дружно . Второе предложение по форме тождественно односоставному неопределенно-личному предложению. Однако по семантике глагол «работали» ориентирован на подлежащее, так как не указывает на неопределенного деятеля. Сравните с неопределенно-личным предложением: Его вызвали к доске . При разграничении подобных предложений будем опираться на семантику глагола. Предложения со сказуемым, выраженным глаголом 1 или 2 лица, будем квалифицировать как односоставные определенно-личные, так как форма глагола самодостаточно указывает на деятеля. Сравните: Для вас тащусь повсюду наудачу .

Если о пропуске подлежащего свидетельствует наличие определения, то эти случаи квалифицировать как неполные гораздо легче, так как нарушение цепочки связей заметнее. Например: Старое платьеперестает нравиться , когда куплено новое . О пропуске подлежащего свидетельствует наличие определения «новое».

2. О пропуске сказуемого свидетельствуют обстоятельства и дополнения, которые от него зависят. По утрам дует западный ветер, по вечерам – восточный .

3. Если пропущен второстепенный член предложения, то квалифицировать предложение как полное или неполное сложнее, так как не всякий второстепенный член является структурно необходимым. Скажем. Отсутствие определения не делает предложение неполным. Неполными являются односоставные предложения, в которых отсутствуют «обязательные» дополнения. Например: Ветер есть? Нет (ветра ). Что с крышей? Снесло ветром. (крышу ).

О пропуске обязательных членов предложения свидетельствует контекст. Все приведенные выше примеры – это контекстуально неполные предложения.

Вторая группа – ситуативно неполные предложения. В них недостающие члены подсказываются обстановкой, ситуацией, жестом. Они характерны скорее для разговорной речи. Например: Вы стоите на остановке, потом кричите: «Идет!» Присутствующим понятно, что идет какой-то транспорт. В предложении «Идет!» пропущено подлежащее. Или еще характерный пример. Вы встречаете подругу, вернувшуюся из отпуска:

Отлично!

Реплики диалога представляют собой неполные предложения. Есть такие предложения и в художественных текстах, если они передают разговорную речь. – Как мил ! – сказала княжна Марья, глядя на ребенка .

Естественно, деление на ситуативно и контекстуально неполные несколько условно. В литературоведении, кстати, принят термин «конситуация», так как часто в тексте описывается ситуация.

Эллиптические предложения – это предложения, в которых пропущен глагол-сказуемое, а восстанавливать его из контекста не требуется. В.В.Бабайцева называет их семантически полными, а структурно неполными. Например: Я – к вам ! Информация содержится полная, а структура предложения неполная, так как позиция сказуемого не замещена, о чем свидетельствует наличие дополнения. Причем восстановить сказуемое в принципе невозможно. Это может быть любой глагол движения: забежал, зашел, пришел, заглянул, послан, иду. В этих конструкциях актуализируется второстепенный член предложения – дополнение или обстоятельство. Эллиптические предложения обладают определенной стилистической окраской. Сравните:

Ответа нет. Он вновь посланье :

Второму, третьему письму ответа нет.

Видите, глагол-сказуемое «не возмещается» контекстом.

В эллиптических предложениях может отсутствовать глагол-сказуемое следующих семантических групп:

1. Глаголы бытия, отсутствия, существования. За городом – поле. В огороде – бузина, а в Киеве – дядька.

2. Пропуск глаголов движения. Татьяна – в лес, медведь – за ней.

3. Пропуск глаголов речи. Я ему – про Фому, а он мне – про Ерему.

4. Безличные эллиптические предложения с пропущенным сказуемым нет. Ни огня, ни черной хаты. На небе ни облачка . Некоторые лингвисты относят их к генитивным предложениям, а существительное в родительном падеже рассматривают как главный член предложения.

5. Номинативно-побудительные. Шприц! Скальпель! Их также рассматривают как неполные эллиптические предложения с пропущенным сказуемым в повелительным наклонении. Сравните с типичным неполным предложением. В угол !

Односоставные предложения также могут быть неполными. Сравните 2 конструкции: Закройте форточку: сквозит//Закройте: сквозит . Во второй конструкции пропущен прямой объект при глаголе-сказуемом, а сильноуправляемый глагол требует при себе дополнения. В этом случае дополнение становится структурно обязательным.

Итак, проблема разграничения односоставных полных предложений и двусоставных неполных является наиболее сложной в синтаксисе простого предложения. Дело в том, что одни и те же конструкции могут рассматриваться то как неполные, то как односоставные. Следует обратить внимание на глаголы 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Например: Идет, на мертвеца похожий . Данное предложение является неполным двусоставным. На пропуск подлежащего указывает наличие личного глагола и обособленного определения. Темнеет . Односоставное полное. В этом предложении не может быть подлежащего, так как глагол не предполагает деятеля. Передают сводку . Полное, односоставное, неопределенно-личное. Дети сели за парты. Читают. Неполное, двусоставное, так как глагол «читают» указывает на необходимость деятеля.

Неполные предложения – простые предложения с неполной реализацией структурной схемы словосочетания или предложения.

Предложения бывают неполные монологически и диалогически (неполнота более свойственна)

Виды неполных предложений:

Структурно полные, семантически неполные (Ей что-то почудилось.)

2. структурно неполные, семантически неполные:

Ситуативно-неполные (- Автобус идет? – Идет.)

Контекстуально-неполные (По деревне едет царь. Едет.)

3. структурно неполные, семантически полные – эллиптические предложения.

Эллиптические предложения – двусоставные предложения, в которых при названном субъекте пропущен глагол, который можно восстановить по зависимым от него словоформам => семантика предложения зависит от контекста или ситуации.

1)Предложения со значением движения, перемещения (Татьяна в лес, медведь за нею.)

2) Предложения со значением «бить», «ударять» (Вот я тебя палкой!)

3) Предложения со значением мысли, речи (Я ему про Фому,а он мне про Ерему.)

4) Предложения со значением «брать», «хватать» (Я за свечку, свечка - в печку)

Синтаксически нечленимые предложения – предложения, которые невозможно разделить на члены предложения (слово=предложению), находятся в оппозиции с синтаксически члениными.

Значение определяется на основе последующего или предыдущего контекста; не имеют всего комплекса грамматических признаков, свойственных синтаксически членимым предложениям => считаются синтаксическими высказываниям.

Морфологическое выражение – частицы, междометия, модальные слова, фразеологические сочетания, да/нет.

1)утвердительные – с прямым утвердительным ответом на поставленный вопрос или выражение согласия с чьим-либо высказыванием. (слова – да, так, хорошо, верно, конечно, правильно и т.д.)

2)отрицательные – являются прямым отрицательным ответом на поставленный вопрос или выражают несогласие с чьим-либо высказыванием (слова/сл.-соч – нет, ни-ни, никак нет, не может быть, ни за что, ничуть и т.д.)

3)вопросительные - содержат вопрос с оттенком утверждения, отрицания, побуждения и т.д.; произносятся с отчетливой вопросительной интонацией (слова – да, нет, хорошо, правда, разве, неужели, ой ли, а ну и т.д)

4)междометные:

Эмоциональные – выражаются различные чувства: радость, горе, удивление, испуг и т.д.

(непроизводн. междометия – ах, ох, ух, ура и т.д.;

производн. междометия - батюшки, матушки, господи;

междом.соч-я – боже мой, батюшки-светы, черт возьми и т.д)

Побудительные – выражается волеизъявление, побуждение к действию:

Призыв откликнуться – алло, ау, эй

Призыв на помощь – караул

Призыв к молчанию – тс, чш, шш

Призыв к вниманию – чу

Побуждение к движению или к остановке – айда, марш, стоп, шабаш

Если междометие входит в состав простого предложения, оно не образует междометного предложения. (Ах, кабы ночь поскорее. – А. Островский.)

Синтаксически нечленимые предложения, служащие для выражения правил этикета, содержат благодарность, приветствие, извинения, просьбу. (модальные слова – спасибо, пожалуйста, здравствуй, прощай, до свидания и т.д)

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 17. Предложения полные и неполные. Типы неполных предложений. Нечленимые предложения.:

  1. Классификация простого предложения. Членимые и нечленимые предложения. Дву- и односоставные предложения, их отличия. Полные и неполные предложения. Вопрос об эллиптических предложениях. Знаки препинания в неполных и эллиптических предложениях.
  2. Полные и неполные предложения. Вопрос об эллиптических предложениях. Знаки препинания в неполных и эллиптических предложениях.
  3. 6. Конструктивный минимум (=основа) ПП. Распространённые и нераспространённые предложения. Номинативный минимум. Неполные предложения. Эллиптические предложения.
  4. Структурно-семантическая классификация предложений. Простое и сложное предложения, их отличительные признаки. Классификация предложений по функции и эмоциональной окраске. Классификация предложений по отношению к действительности.

По наличию или отсутствию необходимых членов предложения различают полные и неполные простые предложения.

Полные предложения - это такие простые предложения, в которых есть все члены, необходимые для смысловой полноты предложения. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.

Неполные предложения — это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный) или же несколько членов предложения. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются из предыдущих предложений или самой речевой ситуации. Мир освещается солнцем, а человек - знанием . Сравните: … а человек освещается знанием.

Неполные двусоставные предложения следует отличать от односоставных полных , в которых только один главный член предложения, а второго нет и не может быть в структуре.

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Неполными часто являются предложения в диалоге.

- Тебя как зватъ-то?
- Алексей.
- А по отцу?
- Николаич.

Неполным предложением может быть вторая часть сложного предложения. Алёша смотрел на них, а они - на него. Опущено сказуемое во второй части сложного предложения. Вы получили письма, а я не получил. Опущено дополнение.

Пропуск членов предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире. Летом светает рано, а зимой - поздно.

В так называемых ситуативных неполных предложениях пропущенные члены не восстанавливаются. Они в тексте словами нигде не названы, а додумываются из речевой ситуации, т. е. их смысл раскрывается внеречевыми обстоятельствами, жестами, мимикой. За мной! На здоровье! Счастливого пути!

Полное и неполное предложения следует рассматривать как варианты одного и того же предложения, реализуемые в определенных условиях. Неполными является предложение, в котором пропущен какой-либо член или группа членов; пропуск его подтверждается наличием в предложении зависимых слов, а также показателями контекста или ситуации речи. Например: Вдруг дверь каморки быстро распахнулась, и вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы. Гаврила прежде всех. – в неполном предложении пропущено сказуемое скатился.

Виды неполных предложений различаются теми факторами, которые создают возможность пропуска члена (или членов), условиями употребления. Основными видами неполных предложений являются контекстуальные и ситуативные.

Контекстуальные неполные предложения характеризуются пропуском одного или нескольких членов, которые словесно обозначены в контексте. Употребление неполного варианта предложения позволяет избежать повторения одного и того же слова, делает речь лаконичнее, динамичнее. Состав неполных предложений, условия их употребления различны в монологической и диалогической речи.

В монологической речи говорящий может опустить лексически повторяющийся член предложения, обычно это подлежащее или сказуемое: Спустя время он вышел во двор. Я – за ним (двусост, неполное). Пропуск членов не меняет самой структуры предложения. Пропуск главных членов предложения в монологической речи характерен для разговорно-обиходного стиля речи и отчасти для художественного повествования; для книжных стилей – научного, делового, публицистического – он нежелателен.

В диалоге неполные реплики употребляются очень широко. В них обычно бывают опущены все повторяющиеся слова, а употребляются лишь те, которые несут новое содержание. В неполных репликах могут опускаться оба главных члена: Что это ты мне даешь? – Деньги.

Ситуативные неполные предложения не имеют в своем составе тех членов, словесное оформление которых является излишним, так как их содержание подсказывается ситуацией. Типичной конструкцией неполного ситуативного предложения является сказуемое при неназванном подлежащем. Предложение обозначает признак предмета, известного участникам общения: Затем, после очень долгого молчания, он (Николай Иванович) с грохотом отодвинул стул и ушел в кабинет. «Застрелится» - подумала Даша.

Итак, каждое неполное предложение есть вариант полного. Их сопоставлением устанавливается структура неполного предложения, принадлежность его к тому или иному виду односоставных или двусоставных предложений. Само по себе сопоставление вариантов, установление пропущенного члена не должно рассматриваться как свидетельство «ущербности» неполных предложений и предпочтительности полных. Наоборот, в соответствующих сферах монологической и особенно диалогической речи неполные предложения часто предпочитаются полным.


Эллиптические предложения не могут рассматриваться как неполные: Дети – в лес; Вот я тебя палкой!; Я ему про Фому, а он мне про Ерему. Они не имеют соотносительных полных вариантов. Неправомерно говорить о пропуске в них сказуемого. Конкретное, словесно обозначенное сказуемое не может быть восстановлено, так как каждое эллиптическое предложение нужно сопоставить не с одним, а с несколькими глагольными предложениями, включающими всю семантическую группу (например, глаголов движения): дети – в лес. – Дети бросились (побежали, отправились) в лес. В эллиптических предложениях глагол сокращен без «возмещения» в контектсе. Семантика соответствующей группы глаголов в предложении выражается с помощью зависимого компонента словосочетания, который своей формой и значением способствует указанию на процесс движения, речи: в лес, к реке, домой; о деле, про погоду. Непосредственное соединение субстантивного члена, обозначающего деятеля, и зависимого члена глагольного словосочетания со значением цели движения, объекта речи и т.д. образует эллиптическую модель.

В речи используются продуктивные модели эллиптических предложений, имеющих семантику движения, перемещения: Пожар начался. Я – домой. Солдаты – к окнам; речи-мысли: -Мы с вами, Катерина Ивановна, встречаемся всегда в хорошие дни. – Это вы – о погоде?; интенсивного физического действия: Я ко всем с добром, а вы меня колом.

Широко употребительны предложения, в которых сокращаются малочисленные семантические группы или единичные, конкретные глаголы: - А у жены моей зубы разболелись. – Вы их парным молоком; Дверь – настежь. Гости – на порог.

От эллиптических предложений следует отличать устойчивые формулы общения, представляющие собой фразеологизированные безглагольные предложения. Они служат для выражения приветствия, пожелания, привлечения или поддержания внимания и т.п. Эти предложения, по сути дела, не строятся, а воспроизводятся как готовые единицы: Спокойной ночи!; С праздником!; Что нового?; Как дела?

В условиях общения, в контексте конкретные предложения могут квалифицироваться по-разному: товарищ решил обратиться к своему тренеру: А я –к вам (неполное); и тут позвонили – приходите: Я – к вам (эллиптическое); Доброе утро! Я к вам! (фразеологизированное).

32. Предложения с обособленными членами. Условия обособления второстепенных членов предложения. (Общие и частные) Функции обособленных членов предложения. Уточняющие обособленные члены. Разграничение уточняющих и пояснительных членов.

Обособление - принадлежность простого предложения, несмотря на нек сходство обособ членов с предикативными частями СП.Пешковский находил в обособ чл сходство с придат частями СП в плане ритма и связи с окр членами. Однако обособл члены предикативного ядра НЕ имеют.

СУЩНОСТЬ ОБОСОБ-Я - намеренное ритмико-инт и смысловое вычленение в составе конкретного предл слова или группы слов. Ослабленная связь с другими членами. ЦЕЛЬ - выражение с помощью выделяемого члена добавочного сообщения по поводу одного из слов или всего предл. СРЕДСТВА обособл-я - интонация(изм-е высоты тона,ритма, паузы. Знаки препинания НЕ средства,лишь оформляют его в письм речи.

ФУНКЦИИ : 1) выражение добавочного высказывания 2) пояснение/уточнение 2)выделение/ограничение (кроме,...)4)присоединение 5) сравнение/уподобление. УСЛОВИЯ ОБОСОБЛ-Я: 1- возможность смыслового выделения,отделения от поясняемого слова,отсутсвие с ним тесных семантич связей 2- объем-более одного знаменательного слова(усиление самсотоят-ти) 3-необычное местоположение относительно опр слова
ДОП УСЛОВИЯ : 1- одиночное дееприч обособл в любой позиции(если оно не утрачивает знач-е действия 2- принадлежность орпедляемого слова к личным мест-обособление в любой позиции

Различаются общие и частные условия обособления. Первые касаются всех или большинства второстепенных членов, вторые - только отдельных их видов. К общим условиям обособления относятся следующие: 1) порядок слов, 2) степень распространенности члена предложения, 3) уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому, 4) смысловая нагрузка второстепенного члена предложения.

1. Порядок слов имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств.

Препозитивное определение, выраженное причастием или прилагательным с пояснительными словами, не обособляется (если не имеет добавочных оттенков значения), постпозитивное, как правило, обособляется. Ср.: Около стола гуляла привязанная за ногу курочка (Л. Т.). - У крыльца стояло несколько повозок и саней, запряженных гуськом (Акс.).

Значение порядка слов при обособлении определений сказывается и в том, что препозитивное определение, непосредственно предшествующее определяемому слову, не обособляется, а определение, оторванное от последующего определяемого слова другими членами предложения, обособляется. Ср.: На солнце ярко сверкнули занесенные снегом избушки (Григ.). - На минуту озаренный молнией, перед нами - ствол березы (М. Г.).

Препозитивное приложение, стоящее перед собственным именем, как правило, не обособляется, постпозитивное - обособляется. Ср.: Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин Кирила Петрович Троекуров (П.). - Месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка (Ч.).

Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, обычно обособляется, если предшествует сказуемому, и чаще не обособляется в постпозитивном по отношению к сказуемому положении. Ср.: Возле крыльца, покуривая, толпилось человек десять казаков (Шол.). - Сергей отстранил Веру, кивнул ей и ушел посвистывая (А.Н. Т.).

2. Степень распространенности члена предложения имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств, дополнений.

Одиночное постпозитивное определение обычно не обособляется, распространенное - обособляется. Ср.: Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным (П.). - Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом (Фет).

Одиночное приложение, выраженное именем существительным нарицательным и относящееся к нарицательному же существительному, обычно не обособляется, тесно сливаясь с ним, а распространенное приложение обособляется. Ср.: Какой-то повар-грамотей с поварни убежал своей в кабак (Кр.). - Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого (М. Г.).

Одиночное обстоятельство, выраженное деепричастием, обычно не обособляется в постпозитивном положении по отношению к сказуемому, а распространенное обстоятельство с тем же значением (деепричастный оборот) обособляется. Ср.: - Видал? - спросила улыбаясь бабушка (М. Г.). - Резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо (Т.).

Члены предложения со значением включения, исключения и замещения с предлогами кроме, вместо, помимо и др. обнаруживают тенденцию к обособлению в зависимости от степени распространенности. Ср.: ...Вместо слов из груди его выходило глухое какое-то клокотанье (Григ.). - ...Вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидел совершенно другие, мне неизвестные места (Т.).

3. Уточняющий характер одного члена предложения по отношению к другому имеет значение для обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Например: Толстые, гвардейского сукна, штаны уж никак не шли ни мастеровому, ни батраку (Кат.); Нас, русских, двое только было, а все остальные - латыши (Н. Остр.); Мне хочется одного - покоя (Купр.); Далеко, где-то в чаще, застонала ночная птица (М. Г.); Всю ночь, до петушиного рассвета, мерил Чапаев карту и слушал молодецкий храп командиров (Фурм.).

4. Смысловая нагрузка второстепенного члена предложения имеет значение для обособления определений, приложений, обстоятельств.

Препозитивное определение, имеющее только атрибутивное значение, не обособляется, а определение, осложненное обстоятельственным значением, обособляется. Ср.: Тесно торчали на грядах перепутанные горохом бурые прутья (Т.). - Крепко привязанные к молодым дубкам, добрые кони наши терпели страшную пытку от нападения овода (Акс.).

Препозитивное приложение, относящееся к собственному имени, не обособляется, если имеет только атрибутивное значение, и обособляется, если оно осложнено обстоятельственным значением. Ср.: ...Мой товарищ Емельян Пиляй в десятый раз вынул из кармана кисет... (М. Г.). - Человек маленького роста, Темкин почти не виден был из-за трибуны (Аж.).

Обстоятельство, выраженное именем существительным в косвенном падеже с предлогом, обособляется, если помимо своего основного значения (например, временного) имеет еще дополнительный оттенок значения (например, причинный, условный, уступительный). Ср.: С приближением ночи все вокруг странно переменилось (Т.). - С приближением неприятеля к Москве, взгляд москвичей на свое положение не только не сделался серьезнее, но, напротив, еще легкомысленнее (Л. Т.).

К частным условиям обособления относятся такие, как синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов (например, личных местоимений и определений), слабая синтаксическая связь определяемого и определяющего слов (слабоуправляемость существительных в косвенном падеже); соседство других обособленных групп и т.д.

Для пояснения, уточнения, конкретизации или выделения понятий, выражаемых отдельными членами предложения, могут употребляться одноименные члены, смысловая значимость которых подчеркивается обособлением. Обособляются уточняющие члены предложения , то есть называющие более частное, конкретное понятие, чем то, которое обозначено поясняемым словом. В основном это обстоятельства: Здесь, за Соловьиным логом , верстах в десяти к югу… говорят, когда-то, в незапамятные времена , был насыпан высокий курган.

Обособленные поясняющие члены предложения уточняют другой член, называя тождественное понятие. Они могут присоединиться с помощью пояснительных союзов или, то есть, а именно и без них: Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошел гулять.

Обособленные присоединительные члены конструкции уточняют какой-то элемент высказывания, сообщая добавочные сведения. Они вводятся после того, как сделано сообщение: Без всякого приглашения то же делал каждый из присутствующих, независимо от своего положения.

Обособленные выделительные члены предложения выражаются формами косвенных падежей существительных с предлогами кроме, помимо, за исключением, наряду с, сверх и др., называют предметы, в каком-либо отношении выделяемые в ряду подобных предметов: Всё-то у них есть, кроме нужды да счастья ; Рука, не устающая трудиться, за редким исключением , добра.


33. Основные признаки сложного предложения. Средства связи его частей. Принципы классификации сложных предложений. Основные структурно-семантические разновидности сложносочиненного предложения.

Сложное предложение (предикативность, относительная грамматическая оформленность, графическая оформленность, интонационная завершенность – св-ва предложения, которые отличают от словосочетания) – это несколько мыслей или одна сложная.

Специфика: исходный материал – простые предложения. Это сказывается на структуре и семантике.

Сложное предложение – полипредикативная конструкция, в которой несколько цепочек подчинительных связей.

Грамматическое значение (предикативность): модальность, время и лицо.

Обобщенное грамматическое значение – это сложные отношения, которые объединяют простые предложения.

Простые предложения в составе сложного не имеют самостоятельности (структ., смысл., инт), поэтому это предикативные единицы. Пример сложного предложения:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Предикативные единицы вне текста не выражают смысла всего предложения (самостоятельность) – структурная несамостоятельность предикативных единиц внутри сложного предложения.

Интонация конца характерна только для последней предикативной части: Текла темная ночь, светят на дорогу звезды.

Итак, сложное предложение – это объединение предикативных единиц на основе синтаксической связи, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенное для функционирования в качестве одной коммуникативной единицы.

О средствах связи частей сложного предложения.

Интонация – обязательная, постоянная, универсальная связь частей сложного предложения.

Интонация складывается из интонации предикативных единиц и интонации конца – внутренняя функция, а внешняя заключается в отделении одного сложного предложения от другого в тексте.

Ложится в поле мрак ночной;

От волн поднялся ветер (перечисление); Он замахнулся рукой и со всей силы ударил по столу – доска треснула (причинно-следственная связь); Я крикнул: - , они побежали (при сопоставлении- тире, при условно-сопоставительных - :, при перечислении - ,).

Интонация играет важную роль.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»