Национальный музей живописи и скульптуры Прадо в Мадриде. Что обязательно посмотреть в музее прадо История создания музея прадо в мадриде

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Мадрид славится многими достопримечательностями, среди которых почётное место занимает музей Прадо. Благодаря богатому собранию лучших произведений западноевропейского изобразительного искусства это место занимает достойное место наряду с Лувром и Эрмитажем. Музей Прадо не только знакомит посетителей с коллекцией художественных произведений, принадлежащей испанским монархам, но и демонстрирует испанскую художественную школу как отдельное направление искусства.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 июля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

В истории знаменитого мадридского музея в какой-то степени отражена история становления испанского государства. Невзирая на то, что официальное открытие Прадо приходится на 1819 год, история формирования его коллекции начиналась еще во времена освободительной борьбы Испании против арабских завоевателей. Результатом длительной многовековой борьбы стало появление на территории современной Испании нескольких отдельных королевств, позже объединившихся и ставших у истоков формирования государства Испания.

В таких непростых условиях не каждому вельможе удавалось интересоваться искусством. Возможность коллекционировать художественные произведения на протяжении веков была только у монархов и католической церкви. Неудивительно, что в собраниях художественных произведений этого периода четко прослеживалась религиозная тематика. К тому же смена монарха на испанском престоле традиционно сопровождалась распродажей собранных за время правления художественных полотен. Поэтому в коллекции полотен Прадо отсутствуют произведения искусства, составлявшие коллекции кастильских королей.

Интересные статьи:

После освобождения от арабского господства испанская монархия принялась расширять сферы своего влияния, не только подчиняя себе новые территории. Открылись новые возможности для развития науки, культуры и искусства. Испанский король Карлос I впервые отказался от традиционных распродаж, и его коллекция полотен досталась наследнику Филиппу II. Как и Карлос I Филипп II оказался достойным преемником и тонким ценителем живописи.

За годы своего правления он значительно обогатил художественные собрания своего предшественника не только картинами на религиозную тематику, но и жанровыми полотнами и портретами. Во времена Филиппа II коллекция живописи, собранная испанскими монархами, была выставлена для придворной публики в королевском дворце Эль Прадо.

Многими веками позже название этой загородной резиденции короля перекочевало на название ныне существующего Мадридского музея. Однако во дворце Филиппа II Эскориале простая публика довольствовалась обозрением полотен исключительно религиозной тематики.

В отличие от своего предшественника Филиппа II Филипп III был далек от искусства. Годы его правления пагубно отразились на состоянии королевской коллекции, которая не только не пополнялась, но часть ее была попросту раздарена. Однако благодаря Филиппу IV, истинному ценителю искусства, удалось увеличить коллекцию за счет лучших произведений многих известных европейских художников, а в период пребывания Бурбонов на испанском троне коллекция испанских монархов пополнилась произведениями французских художников.

Коллекция музея Прадо

Позиционируя испанскую художественную школу, как отдельное направление, музей Прадо даёт возможность своим посетителям более подробно ознакомиться с испанской живописью, представленной уникальными полотнами знаменитых испанских художников. В частности трудно спутать неповторимую оригинальную манеру исполнения Эль Греко с картинами других живописцев, отличающуюся использованием сочных красок, своеобразным колоритом и необыкновенным темпераментом. Поэтому многие посетители музея подолгу задерживаются у его «Троицы» и « Распятия с Богоматерью, Иоанном и Марией Магдалиной».

Портреты работы Диего Веласкеса отличаются реалистичностью и неповторимой игрой цвета. Знаменитый испанский портретист умело передавал с помощью красок не просто образ человека, но и его внутренние качества. На «Портрете Филиппа IV в охотничьей одежде» Веласкес изобразил величие и надменность, присущие царственным особам, а в «Триумфе Вакха или Пьяницы» художник обличает человеческие пороки.

Работы Франсиско Хосе де Гойя отображают перемены, произошедшие в творчестве художника под влиянием событий связанных с Французской Революцией. Посетителей приводят в восторг контрасты, присущие творчеству художника: с одной стороны умиротворяющая картина «Семейства Карла IV», а с другой – резкие мазки, подчеркивающие трагизм «Восстания 2 мая 1808 года в Мадриде».

Кроме произведений изобразительного искусства, принадлежащих кисти испанских художников, в музее представлены лучшие работы других европейских живописцев.

Нынешнее собрание Прадо насчитывает около 7600 художественных полотен знаменитых европейских художников, среди которых значительное место принадлежит мастерам эпохи Возрождения. Коллекцию музея также украшают уникальные ювелирные изделия работы старинных мастеров и более 1000 мастерски выполненных скульптурных изваяний.

Как добраться до музея Прадо

Музей находится по адресу: метро Banco de España, Atocha, Paseo del Prado s/n. 28014

Можно посетить в любой день, он работает без выходных. Его двери открыты с 10 утра до 8 вечера. Время работы в выходные дни: 10.00-19.00.

Музей Прадо в Мадриде входит в «Золотой треугольник» вместе с музеями Тиссена-Борнемисы и Королевы Софии. Это один из лучших музеев в мире. О нем много написано, но лучше все увидеть своими глазами.

В переводе с испанского «прадо» означает «луг». В Мадриде так назывался парк, известный с XVI века. Именно здесь в 1774 году король Карл III распорядился заложить ботанический сад, а затем рядом было построено здание, предназначенное для академии наук.

Строительство здания в стиле неоклассицизма проходило под руководством испанского архитектора Хуан де Виллонуэва (1739 – 1811). Проект был одобрен королем, стройка продолжалась около 20 лет. Но в 1808 году Испанию оккупировали французы, которые разграбили здание. В 1814 году, после поражения Наполеона, на испанский трон возвратился король Фердинанд VII, и уже в 1816 году строение начали восстанавливать и перенесли в него часть картин из коллекции короля.

В 1919 году музей был открыт для публики. Правда, оговаривалось, что в дождливую погоду, когда много грязи, посетители в музей допускаться не будут.

Музей Прадо:

Первоначально коллекция музея Прадо (Museo del Prado) состояла из 311 картин, они принадлежали кисти только испанских авторов, в том числе здесь находились 44 полотна работы Веласкеса. Постепенно королевская коллекция, насчитывавшая около 5000 картин, перебралась в Прадо. С 1821 года здесь появились работы итальянских живописцев, а в 1843 году – фламандских.

Во время революции 1868 года правившая королева Изабелла II бежала из страны. И хотя через пару лет монархия в стране восстановилась, статус музея Прадо изменился навсегда: он стал достоянием народа Испании.

Коллекция музея за прошедшие годы пополнилась произведениями европейских художников, но основой по-прежнему является собрание, приобретавшееся королями Испании XVI и XVII веков, отражающее их вкусы. Поэтому в Прадо широко представлены работы художников-фаворитов Филиппа IV и его деда, Филиппа II. А фаворитами были Веласкес и Гойя. Испанские монархи отличались хорошим вкусом!

Фламандская школа живописи – самая прославленная в Европе. И в музее Прадо она представлена очень широко, примерно на уровне итальянской коллекции. Дело в том, что в истории был период, когда Фландрия (нынешние страны Люксембург, Нидерланды и Бельгия) принадлежали Испании и художники работали, создавая свои шедевры в Испании.

В залах музея, фото Alex-Segre

Время работы музея Прадо

Как добраться до музея Прадо

Ехать метро до станции Atocha (линии 1) или Banco de España (линии 2).

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Конечно, наиболее широко в Прадо представлена живопись Испании: от 12 века до первой трети 19 века. Цокольный этаж заняли картины Средневековья и Возрождения. Увидим здесь средневековые фрески, готику, шедевры Ренессанса.

Первый этаж «принадлежит» творениям живописцев «Золотого века». Здесь увидите работы Эль Греко, Веласкеса, Сурбарана, Риберы, Мурильо. На фото ниже смотрите одну из самых ценных картин музея Прадо – “Менины” кисти Диего Веласкеса, кликните на фото для увеличения.

Экспонаты музея - это творения мастеров разных школ со всего мира. Немецкая школа живописи представлена произведениями 16-18 веков, представлены А. Дюрер, Лукас Кранах, Антон Рафаэль Менгс. Интересна коллекция портретов кистей английских творцов 18-19 веков, это работы Рейнольдса, Гейнсборо, Лоуренса.

Французская живопись представлена достаточно ярко и обширно. Испанские короли приобретали творения французских живописцев, эти картины теперь стали достоянием страны. На первом этаже экспонируются работы Лоррена и Пуссена.

Искусство скульптуры представлено работами от архаической и римской эпох до творений итальянцев 16-19 веков.

Декоративному искусству также отведены места в Прадо: здесь увидим столы, консоли, керамику и, конечно, «изюминку» музея – «Сокровище дофина». Коллекция состоит из драгоценностей и дорогих предметов Филиппа V, которые он унаследовал от Людвига Великого Дофина. Все эти богатства нашли свое место в залах цокольного этажа.

Шедевры Гойи размещены на трех этажах – 1, 2 и цокольном. Около 500 работ Гойи демонстрируется в залах Прадо, включая все самые знаменитые – “Третье мая 1808 года в Мадриде”, “Маха обнажённая”, “Сатурн пожирающий своего сына” и другие.

Больше всего посетителей в музее наблюдается с 10 до 14 часов, а также в последние два часа его работы. Лучше выбрать время сразу после обеда.

Билет в музей сохраняйте до самого выхода из него.

Говорите тихо, не мешайте остальным посетителям знакомиться с коллекциями музея. Говорить по мобильному телефону запрещается.

Снимать и фотографировать запрещено, но некоторые посетители умудряются пользоваться маленькими фотоаппаратами и телефонами незаметно для работников здания.

С сумками, рюкзаками, зонтами заходить нельзя: все вещи сдаются в гардероб.

Можно заходить в залы Прадо с собакой-поводырем, но имея соответствующие документы.

Музей располагает лифтами, платформами, пандусами, туалетами на всех этажах.

Есть комнаты матери и ребенка.

Если проголодались, то выходите из музея и идите прямо через Аллею Прадо на соседние улочки. Здесь десятки ресторанов и закусочных на любой вкус и кошелек. Местные повара творят настоящие шедевры .

Обойти все залы Прадо за один день сложно. Советуем выбрать несколько экспозиций и залов для осмотра. Будет повод вернуться в музей еще раз.

Если все-таки спешите и хотите посмотреть максимум достопримечательностей Мадрида за один день, то от музея Прадо можно дойти пешком до и за 30 минут.

Удачных прогулок по Мадриду, и читайте наши интересные статьи об Испании (ссылки ниже ).

Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Свое знакомство с музеем Прадо я начала с книжного подарочного издания. В те стародавние времена проводной интернет был лишь мечтой и увидеть работы художников реальнее было именно в напечатанном виде.

Тогда я и узнала, что музей Прадо считается одним из самых выдающихся музеев мира и входит в двадцатку самых посещаемых.

Появилось жгучее желание его посетить, хотя на тот момент поездка в Испанию казалась чем-то недостижимым (перемещалась я исключительно на поездах, даже если на поездку из одного города в другой требовалось двое суток! Самолет был слишком роскошным средством передвижения).

Однако спустя 4 года после приобретения книги о музее, я увидела его воочию.

Да, я не была разочарована. Особенно меня поразили коллекции Веласкеса, Рубенса, и . В общем, в этом музее есть, от чего впечатлиться любителю живописи.

1.Франсиско Гойя. Молочница из Бордо. 1825-1827 гг.

Франсиско Гойя. Молочница из Бордо. 1825-1827 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Гойя написал картину “Молочница из Бордо” в последние годы своей жизни, когда уже жил во Франции. Картина грустная, минорная и в то же время гармоничная, лаконичная. Для меня эта картина – то же, что прослушать приятную и легкую, но грустную мелодию.

Картина написана в стиле импрессионизма, хотя до его расцвета еще пройдет полвека. Творчество Гойи серьезно повлияло на формирование художественного стиля у и .

2. Диего Веласкес. Менины. 1656 г.


Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

“Менины” Веласкеса – один из немногих заказных семейных портретов, при создании которого художника никто не ограничивал. Поэтому она так необычна и интересна. Так мог себя вести разве что : спустя 150 лет он нарисовал , также позволяя себе вольности, пусть и другого толка.

А что собственно интересного в сюжете картины? Предполагаемые главные герои находятся за кадром (королевская чета) и отображаются в зеркале. Мы же видим то, что видят они: рисующего их Веласкеса, его мастерскую и свою дочь с девушками служанками, которых и называли менинами.

Интересная деталь: в комнате нет люстр (только крюки для их подвески). Получается, что художник работал только при дневном свете. А вечером был занят придворными делами, которые сильно отвлекали его от живописи.

3. Клод Лоррен. Отплытие святой Паулы из Остии. 1639-1640 гг. Зал 2.

Клод Лоррен. Отплытие святой Паулы из Остии. 1639-1640 гг. музей Прадо, Мадрид.

Впервые познакомилась с Лорреном в … съемной квартире. Там висела репродукция этого пейзажиста. Даже она передавала, насколько художник умел изображать свет. Лоррен, кстати, первый художник, который досконально изучал свет и его преломление.

Поэтому не удивительно, что, несмотря на чрезвычайную непопулярность пейзажной живописи в эпоху Барокко, Лоррен тем не менее был известным и признанным мастером еще при жизни.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1638 г. Зал 29.


Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1638 г. Музей Прадо, Мадрид.

В музее Прадо хранится одна из самых значительных коллекций работ Рубенса (78 работ!). Его пасторальные работы очень приятны глазу и созданы в первую очередь для удовольствия от созерцания.

С эстетической точки зрения среди работ Рубенса сложно выделить какую-то одну. Однако особенно мне нравится картина “Суд Париса” скорее из-за самого мифа, сюжет которого изобразил художник – выбор “самой прекрасной женщины” привел к длительной Троянской войне.

5. Эль Греко. Басня. 1580 г. Зал 8b.


Эль Греко. Басня. 1580 г. Музей Прадо, Мадрид.

Несмотря на то, что у Эль Греко есть гораздо более известные полотна, мне больше всего импонирует именно эта картина. Она не совсем типична для художника, который чаще писал на библейские темы с характерными вытянутыми телами и лицами изображенных персонажей (живописец, кстати, похож на героев своих картин – такой же худощавый с длинным лицом).

Судя по названию, это картина-аллегория. На сайте музея Прадо выдвигается гипотеза, что разгорающийся от небольшого дуновения уголек означает легко вспыхивающее сексуальное влечение.

6. Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500-1505 гг. Зал 56а.


Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Если вам нравится Босх, в музее Прадо вы найдете самую большую коллекцию его работ (12 работ).

Конечно, самая знаменитая из них – . Перед этой картиной можно простоять очень долго, рассматривая большое количество деталей на трех частях триптиха.

Босх, как и многие его современники в средневековье, был очень набожным человеком. Это еще более удивительно, что от религиозного живописца никак не ожидаешь такой игры воображения!

7. Роберт Кампен. Святая Варвара. 1438 г. Зал 58.


Роберт Кампен. Святая Варвара. 1438 г. Музей Прадо, Мадрид.

Я, конечно, была потрясена этой (это правая створка триптиха; левая створка также хранится в Прадо; центральная же часть утеряна). Мне было сложно поверить, что в 15 веке создавали буквально фотографическое изображение. Это же сколько нужно мастерства, времени и терпения!

Сейчас я, конечно, полностью согласна с версией английского художника Дэвида Хокни о том, что подобные картины рисовали с помощью вогнутых зеркал. Они проецировали на холст отображаемые предметы и просто обводились мастером – отсюда такая реалистичность и детализированность.

Ведь недаром работы Кампена так похожи на работы другого более знаменитого фламандского художника Яна ван Эйка, который также владел этой техникой.

Однако от этого картина не теряет своей ценности. Ведь перед нами по сути фотографическое изображение быта людей 15 века!

Вконтакте

Идея создания музея принадлежит королю Карлу III, поручившему архитектору Хуану де Виллиануэва разработать проект по созданию Музея Естественных Наук. Коллекция Музея Прадо является одной из самых обширных и больших коллекций европейского искусства, однако, здание музея также представляет собой яркий пример испанской архитектуры в стиле Неоклассицизма и является важной достопримечательностью Мадрида . В настоящее время Прадо располагает самой богатой экспозицией испанских живописцев. Ее основу составляют работы трех великих мастеров: Эль Греко, Веласкеса и Гойи . Но нельзя не упомянуть и других известных художников XV – XIX вв: Берругете , Рибера , Сурбарана, Мурильо.

1.Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV» (1800г. холст, масло)

Король Карл IV заказал Гойе написать групповой портрет королевской семьи. В течение года картина была закончена.Мы видим роскошные костюмы, блистающие драгоценностями и королевскими регалиями, однако, лица царственной четы свидетельствуют об удручающем отсутствии характера. Надменный, заносчивый человек в голубом камзоле слева - старший сын короля, впоследствии тиран, Фердинанд VII. Рядом, отвернувшись от него, стоит его предполагаемая невеста, не получившая еще официального предложения. Королева Мария-Луиза, окруженная младшими детьми, - в центре картины, а король стоит в стороне, повторяя ту ситуацию, которая сложилась в их жизни; весь его облик выражает почтение царственной супруге. Художник дает точную психологическую характеристику каждому из портретируемых. Трактовка образов представителей этой царственной семьи предельно правдива. Королевская чета не выразила ни неудовольствия, ни энтузиазма, увидев представленную им работу. Сам же Гойя никогда больше не получал королевских заказов.

2. Диего Веласкес «Менины» (1656-57 г., холст, масло,318 x 276 cм)


Картина "Менины" всеми признанный шедевр художника. При описании работ Веласкеса в 1666 году она называлась "Королевская семья", "Семья Фелиппа IV". Мы видим, судя по отражению в зеркале, как король и королева, в напряженных позах позируют художнику, который внимательно всматривается в них, стоя перед мольбертом. Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. В картине живут еще и карлица-уродка, и с ожесточением наступающий на собаку карлик. Но это все второстепенное, главное это серебряное сияние, которое исходит от центральной группы, и удивительное ощущение воздушного пространства, заполняющего помещение. Когда работа над "Менинами" близилась к завершению, король взял у маэстро кисть и нарисовал на его камзоле знак кавалера ордена Сант-Яго: мол, настоящее искусство выше грамот о древности рода.

3. Эль Греко «Поклонение пастухов» (1612-13г, холст, масло, 319 x 180 см)


Эта картина украшала алтарь надгробной часовни художника Эль Греко в монастыре С-Доминика в Толедо . На большом вертикальном полотне изображена сцена поклонения пастухов Младенцу-Христу. Из темного пространства картины художник светом вырывает две группы. Дева Мария с Младенцем, лежащим на ослепительно белом куске холста, окруженная погруженными в полумрак фигурами пастухов; вторая группа - ангелы и херувимы, парящие над Мадонной с Младенцем и пастухами. По свидетельству одного из учеников Эль Греко, пастух в красном одеянии на первом плане - автопортрет художника. Работа отличается удивительной сложностью композиции и цветового решения. Мы находим на картине много белых красок, но по настоящему ослепительным и излучающим сияние нам видится лежащий на пеленке Младенец. Даже летающие над ним ангелы, предвещающие его судьбу Спасителя, ничем не тревожат таинства простого бытия ребенка.

4. Скульптура "Группа из Сан-Ильдефонсо" (найдена в 1623 г. в Риме )


Скульптура представляет собой Ореста и Пилада, дружба которых стала легендой, в тот момент, когда они приносят жертву в честь своего возвращения из Тавриды с изображением Артемиды (представленная статуэтка). Благодаря этому жертвоприношению Орест очистился и был освобожден от наказания богов. Некоторые авторы идентифицируют эти статуи как изображения братьев Кастора и Поллукса . В современную эпоху к левому торсу было присоединено римское изваяние головы Антиноя. Принадлежащая к римскому классицизму эпохи Августа, эта скульптурная группа является превосходным отражением свойственного ей эклектизма. Первое упоминание об этой группе относится к 1623 году, когда она находилась во владении кардинала Массими, на вилле Людовизи в Риме. После смерти священнослужителя вещь поступает в коллекцию Кристины Шведской, а затем в коллекцию первого испанского короля из династии Бурбонов, Филиппа V (1683-1746).

5. Фландес, Иоанн де (Эспаньола) «Распятие» (1509 – 1518 гг., холст, масло, 123 cм x 169 cм)


Документированное произведение Иоанна де Фландеса, известного только по картинам, написанным им в Кастилье начиная с 1496 года, когда он поступает на службу к Изабелле Католической. Хуан де Фландес задумывает пространство этого «Распятия» как созерцаемое с низко расположенной точки зрения и придает ему итальянские отзвуки, также благодаря тому как расположены персонажи: с преобладанием прямых линий, придающих монументальность всему ансамблю. Чтобы привлечь внимание к распятому Христу, расположенному в центре, на фоне пейзажа, вокруг него создается полукруг из фигур. К оригинальности фламандского художника, проявленной при представлении этой иконографической темы, добавляется его владение техникой, с очевидностью проявляющееся в той форме, в которой он воспроизводит характеристики предметов, таких как драгоценные камни и кораллы, рассыпанные по земле.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»