Музей МАИ: подводный аппарат и космическое кресло.

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Раздел сайта "Музейистории школы Карла Мая" содержит информацию об истории возникновения и развития музея, его текущей работе, проблемах, событиях и о . Жизнь музея отражена так же в альбомах на страницах сайта . В этом же разделе Вы можете познакомиться с , экспозицией и экспонатами музея, альбомами фотографий учеников и педагогов школы

В подразделе сайта можно узнать о недавних и наступающих событиях в жизни музея, размещенной на страницах сайта новой информации, знаменательных датах и новых контактах.

В подразделе сайта мы говорим о своих проблемах, размещаем информацию о поиске информации, книг, фотографий, журнальных статей. Музей всегда с радостью отзовётся на любое предложение о сотрудничестве. Нам постоянно нужны добровольные помощники для обработки фондов, подготовки и ввода информации на сайт, работ в архивах, реставрации экспонатов, обновления экспозиции и решения многих других проблем музейной жизни.

В подразделе сайта Вы можете узнать о расписании и тематике планируемых экскурсий, порядке посещения музея. При необходимости можно оставить заявку в .

В подразделе сайта приводится информация о книгах, журналах, аудио и видео дисках, которые можно приобрести в нашем музее.

В подразделе сайта мыпубликуем слова благодарности своим добровольным помощникам, дарителям и спонсорам музея.

В подразделе сайтап риводится информация о людях, благодаря помощи и энтузиазму которых музей был создан и существует поныне.

История возникновения и развития музея.

Музей истории школы Карла Мая расположен в историческом здании гимназии и главной своей целью видит сохранение исторической памяти о славном учебном учреждении. Когда-то, более полутора веков назад, благодаря воле и энергии немецкого Учителя Карла Мая возникла уникальная Школа человеческого духа и творчества. Спустя много лет благодаря энергии нескольких энтузиастов история этого педагогического шедевра не канула в Лету и стала нашим бесценным достоянием. Видимо, настолько сильна была энергетика первого импульса, что Школа сохранила себя в памяти благодарных потомков и смогла выжить пусть в своем новом скромном воплощении – Музее ИсторииШколы Карла Мая. Слово «выжить», к сожалению, не является в данном случае красивой метафорой – что бы понять насколько хрупкой является субстанция музейной жизни достаточно вспомнить историю первого музея Школы, созданного руками и инициативой педагогов и учеников 5-ой школы в середине 60-х годов ХХ века. Конечно, первый музей во многом носилидеологическую печать своего времени, но именно тогда, впервые в новой истории, была отдана дань не только советскому, но и дореволюционному периоду школы, приведены фотографии Карла Мая, майский жук (эмблема школы), альбом интерьеров школы 1914 года. Однако, чрезмерное на взгляд вышестоящих инстанций «увлечение вопросами краеведения» не пришлось по вкусу руководителям РОНО и директору школы. Завуч школы, Антонина Степановна Батурина, которой совместно с пионервожатой Н.В. Чувашовой принадлежала идея создания школьного музея, была снята с должности. Вынуждена была уйти и пионервожатая. Школьный музей пришёл в упадок, встречи выпускников выпали из разряда школьных приоритетов, экспозиция не развивалась и не пополнялась. Окончательный удар по музею был нанесен в 1976 году при катастрофическом переезде школы в новое здание на 13 линии. Почти все экспонаты музея были утеряны или уничтожены.

В 1990 г. с благословения академика Д.С. Лихачёва будущим директором музея, Н.В. Благово, в соавторствес Д.С. Лихачёвым была написана первая скромная книга об истории школы . Маленькая синяя книжка в мягком переплете не прошла незамеченной для всех ценителей отечественной истории. Для многих «майцев» она стала поддержкой и ориентиром в сложное и трудное время.Благодаря счастливому стечению обстоятельств эта книга попала в руки Рафаэля Мидхатовича Юсупова, руководителя Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Российской академии наук (следует отметить, чтос 1978 г. и поныне СПИИ РАН занимает историческое здание школы на 14 линии). Рафаэль Мидхатович предложил Никите Владимировичу бескорыстную помощь в организации музея. В ясный прохладный день 12 мая 1995 г. старейший ученик школы академик Д.С. Лихачёв открыл мемориальную доску, барельеф майского жука, возрождённый скульптором С.Н.Смирновым, и музей. Группе активистов создания музея были вручены памятные знаки «Майский жук», специально изготовленные по этому случаю Б.К.Чесноковым. Знак номер один был вручен академику Д.С.Лихачеву. Через два дня на здании появилась ещё одна доска, увековечившая память о пребывании здесь 6‑й Специальной артиллерийской школы

Ковремени открытия экспозиция музея представляла собойнесколько скромных стендов и витрин в маленьком огороженном участке комнаты. Трудно сейчас представить какой объем работы пришлось проделать группе энтузиастов во главе с Н.В. Благово для того, чтобы вдохнуть жизнь в музейное пространство, наполнить его свидетельствами времен ушедших, собрать и подготовить к экспонированию бесценные фотографии, книги, личные вещи, школьную атрибутику. Каждый предмет, который сейчас находитсяна витринах музея, может рассказать свою долгую и трудную историю. Личные вещи третьего директора школы А.Л. Липовского, подлинник исторической фотографии четырех директоров гимназии, отреставрированный лабораторный шкаф, подлинные приборы из кабинетов химии и физики.

Благодаря постоянной поддержке руководства СПИИ РАН и энтузиазму хранителей «майских» традиций в музее произведен фундаментальный ремонт, воссоздающий исторический интерьер зала заседаний Педагогического совета и кабинета директора школы, фасаду здания возвращён первоначальный вид с исторической надписью «ГИМНАЗ I Я И РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ К.МАЯ».

Хочется поблагодарить главных хранителей школьной истории – Н.В. Благово,Р.М. Юсупова, А.М. Буха­лову, бывших учеников и их потомков, таких как С.А. Кожин, А.П. Просандеева (выпускники 1935 г.), Б.Ф. Янус (вып.1929 г.), Т.С. Блецко, М.Т. Валиев, Н.Б. Валиева, В.Н. Звездина, Т.К. Кудрявцева, Т.А. Лазарева (Ли­повская), А.П. Минина и О.П. Минина, Т.Л. Модзалевская, Б.Ю. Мосенжник, И.В. Но­вожилова, А.В. Тяжелов, Е.В. Петровская, А.О. Поляков, Д.К. Поляков, О.К. Поляков, М.И. Фо­мина, Т.А. Дробышева (Шимкевич), М. Лачинова и Н. Лачинова, Ю. Тавастшерна, А. Клебанова, волонтеров И.Л. Лейнонен, В.П. Каганер, О. Краснослободцева, а также сотрудников СПИИРАН – Д.В. Бакурадзе, Л.М. Горскую,Н.Д.Горского, В.Е. Мар­лея, А.Ф. Ткача, Б.К. Чеснокова. Их стараниями создана экспозиция из 15 витрин и 25 стендов, отражающая все основные этапы 150-летней истории школы. Численность фондов музея составляет теперь более 4000 единиц хранения - предметов, документов, фотографий, аудио- и видеокассет, компакт-дисков. К 10-летию музея в 2005 г. художественное училище им. Н.К.Рериха подарило музею бюст К.И. Мая, воссозданный скульптором И.В. Волле. В 2006 г. в отдельном помещении создана специальная экспозиция, посвященная академикам Н.К.Рериху и Д.С.Лихачеву, воспитанникам школы, деятельность которых была направлена на сохранение и развитие отечественной и мировой культуры. Здесь, в частности, представлена модель памятника Н.К. Рериху (скульптор В.В. Зайко) и бюст Д.С. Лихачева (скульптор М.В. Семенова). На разных этапах важную помощь в совершенствовании экспозиции оказали также Санкт-Петербургский Научный Центр РАН, Государственный музей истории Петербурга, Институт «Открытое общество», фонд имениД.С.Лихачева.

В музее постоянно ведётся работа по подготовке новых изданий –подготовлены семь выпусков буклетов, содержащих информацию о развитии музея. Многолетние поиски в архивах, проработка сохранившихся школьных документов, общение с выпускниками и их потомками, собирание по крупицам мемуаров и газетных вырезок позволили Н.В. Благово к 2005 г. закончить работу над посвященной дореволюционному периоду истории Гимназии и Реального училища К. Мая. В 2006 г. издана удостоенная Международной премии имени Н.К.Рериха. В 2009 г.издана отражающая послереволюционный период истории школы . Количество журнальных и газетных публикаций с трудом поддаётся учёту.

В музее проводится большой объём экскурсионной работы. За 16 лет свыше 1000 групп, состоящих из школьников, педагогов, учёных, представителей различных объединений, просто жителей Петербурга и других городов России, а также гости из Берлина, Киля, Линца, Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Сеула, Софии, Турина, Улан-Батора и даже австралийских Сиднея и Брисбена познакомились с историей школы, оставив в книге отзывов благодарные записи. Приведём некоторые из них.

Лауреат Нобелевской премии, вице-президент РАН академик Ж.И. Алфёров:

“Очень хорошо, что в наше жестокое время Академия Наук показывает реальный пример сохранения наших замечательных традиций в самой важной области – образовании и воспитании. Музей школы К. Мая – прекрасный пример, и я надеюсь, что ещё придет время, когда он, не поменяв адреса, будет Музеем в действующей школе К. Мая, а связи Института информатики и автоматизации РАН и школы сохранятся навсегда, и укреплять их будут выпускники школы.”

Ректор Университета, академик РАО Л.А. Вербицкая:

“Огромное спасибо всем, кто создал и сохраняет этот прекрасный музей. Школа даёт нашим детям самое главное - любовь к своему Отечеству и к наукам, одну из которых они уже в университете делают главным делом своей жизни. Эта удивительная гимназия Карла Ивановича Мая связана с Университетом тесными узами: без гимназии не было бы многих прекрасных наших выпускников.

Как бы хотелось, чтобы основные принципы, которыми руководствовались основатели гимназии, их последователи, учителя, стали бы основными принципами всех российских школ.

Образование и наука - должны стать приоритетными сферами деятельности руководства нашей страны, а История, в частности история этой гимназии, учит очень многому.

Спасибо большое за большую радость видеть, с какой любовью сохраняется память о прекрасных людях, прославивших Родину. Наверное, они были бы другими, если бы учились в другой гимназии”

Директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент РАН М.Б. Пиотровский:

“Спасибо большое всем, кто сберег и сберегает память об этой замечательной школе. В её истории - великий урок того, как добротой и заботой создаётся гордость нации. Это - та память, которую все мы должны передавать следующим поколениям. Успехов музею и всем его друзьям. Прошу числить Эрмитаж в числе этих друзей.”

Музей МАИ находится в одном из институтских корпусов, на закрытой территории, куда без пропуска или студенческого билета не попасть. Кстати, студентов в институте более 20 тыс. Здесь также организуют экскурсии для профильных организаций — авиапредприятий или студентов других авиационных вузов и летных училищ.

«Это не музей техники, а музей истории и развития Московского авиационного института, находящегося сейчас на этапе перехода к Национальному исследовательскому университету», — особо подчеркивает директор Владислав Русланов, также окончивший МАИ.

Все стенды — тематические. Один из них посвящен выпускникам МАИ, ставшим генеральными или главными конструкторами авиационно-космической техники. Особая гордость института — выпускники, побывавшие в космосе. Здесь вуз наверняка на первом месте в стране: из студентов МАИ вышел 21 космонавт — от выпускника 1958 года Валерия Кубасова до закончившего вуз в 1987 году Михаила Корниенко, причем оба побывали в космосе трижды. Часть стены большого зала занимает мемориал памяти погибших летчиков-испытателей, выпускников МАИ: в нем 64 имени, среди которых 9 Героев Советского Союза и один дважды Герой — космонавт Владислав Волков.

В разделе «Начало авиации» можно увидеть мемориальный кабинет ученика Николая Жуковского — академика Бориса Юрьева: здесь стоит его стол, портативная пишущая машинка Erika, нажимной звонок конца XIX века. Именно Юрьев еще в 1911 году придумал первую конструкцию автомата перекоса — механизма, изменяющего угол наклона лопастей несущего винта геликоптера (так тогда называли вертолеты). Без него совершить устойчивый управляемый полет на прототипах вертолетов было невозможно. Юрьев проложил дорогу для развития вертолетостроения, позже возглавил кафедру вертолетостроения МАИ. В музее МАИ можно увидеть и старинный эпидиаскоп — устройство для показа диапозитивов. Этот эпидиаскоп работал на свечах, а Борис Юрьев собственноручно изготовил для него диапозитивную рамку.

Космической техникой в МАИ занимаются со студенчества и всерьез. В студенческом КБ «Искра» разрабатывали и собирали микроспутники. Один из них был доставлен в космос и выведен на орбиту через шлюзовую камеру станции «Салют-7» космонавтом-маевцем Валентином Лебедевым. Сегодня копию этого спутника можно увидеть в музее. В «космическом уголке» музея стоит еще один уникальный экспонат — настоящее кресло космонавта, побывавшее на орбите. Такие кресла изготавливаются индивидуально, их подгоняют под тело космонавта. В 1997 году в музей родного вуза пришел космонавт Виталий Севастьянов — и был обрадован, увидев здесь собственное кресло. Он опознал его по номеру. Теперь на кресле красуется автограф Севастьянова.

Не меньше, чем конструкторами и космонавтами, МАИ гордится своими выпускниками, ярко проявившими себя в сферах, далеких от авиации. Например, известный скульптор Алексей Постол до войны окончил мехмат МГУ, после войны проучился пять лет в МАИ, но, не защитив диплома, ушел учиться на скульптора. На стенах висят картины, написанные преподавателями и выпускниками МАИ, среди которых рисунки авиаконструктора Михаила Миля, работы академика Бориса Петрова, выдающегося авиаконструктора и профессора МАИ Николая Поликарпова. На одном из стендов можно узнать о неожиданном увлечении Марка Купфера, заместителя Камова, — оказывается, авиаконструктор не только делал вертолеты, но и увлекался реставрацией музыкальных инструментов, даже сам смастерил 15 уникальных балалаек. Отдельный стенд, посвященный студенческой самодеятельности, поражает известными именами: выпускники МАИ Эдуард Успенский, Михаил Задорнов, Элем Климов, Лион Измайлов, Майя Кристалинская не стали авиаторами, но все они обогатили нашу культуру.

Адрес: Волоколамское шоссе, д. 4, корп. 24

Как попасть: музей работает для студентов и авиастроителей. Прием других посетителей проводится строго по предварительному согласованию.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»