Метод системной расстановки берта хеллингера. Что такое расстановки по Берту Хеллингеру

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Расстановки по Хеллингеру - это психотерапевтический метод XXI века, направленный на изменение глубинных процессов коллективного бессознательного семьи и рода, создающего человеку семейные, психологические проблемы, проблемы со здоровьем и карьерой. В настоящее время этот метод широко признан Мировой психотерапевтической общественностьью, он используется в групповой терапии и индивидуальном консультировании.

Метод расстановкок является системным, то есть работает с проблемами сложного, повторяющегося характера (семейными, родовыми, организационными) и краткосрочным - метод отличается крайне малым количество встреч с психологом и большими интервалами между ними. Ориентированность на решение означает, что в фокусе работы психолога - поиск решения, а не анализ самой проблемы.

Своим появлением метод расстановки обязан Берту Хеллингеру, немецкому профессору, бывшему священнику и миссионеру, психотерапевту. Обобщив свой многогранный опыт в философии, богословии, педагогике, различных направлениях психотерапии, теории информации и теории систем, он смог выявить закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На этой основе он разработал собственный метод терапии, приобретающий все большую популярность в мире.

«Расстановки» (также употребляется как «системные расстановки» или «семейные расстановки»)-- это авторский термин, переведенный с немецкого языка (familien-stellen -- семейная расстановка). Он наиболее точно отражает суть происходящего во время работы в этом методе: людей (заместителей) расставляют в «рабочем пространстве группы», интуитивно определяя каждому свое место в семейно--родовой системе. С этого начинается расстановка. Расставленные клиентом фигуры отражают его подсознательный образ проблемной ситуации, с которой он работает в процессе расстановки.

Как проходят расстановки

Собирается группа людей, в которую могут входить как люди, желающие решить свою проблему («заказчики» расстановки), так и люди, желающие познакомиться с методом и поучаствовать в «чужих» расстановках («заместители»). Клиент дает запрос для расстановки или озвучивает проблемную ситуацию, которую он хотел бы решить при помощи расстановки. Обычно запрос это 2 - 3 фразы, которые отражают суть проблемы, и тот результат, который Вы хотели бы получить в результате расстановки.

Например, если у клиента сложные, конфликтные отношения в семье, то запрос для расстановки может звучать так: « - У меня постоянные конфликты с мужем, мы на грани развода. Мне хотелось бы сохранить семью».

Расстановщик, руководствуясь знанием о сформулированных Хеллингером «порядках любви» внутри семьи как системы (о «порядках любви» см. ниже), выбирает из группы «заместителей» на роли основных участников или элементов проблемной ситуации для расстановки.

Участники расстановки ищут свое место в пространстве и, на основании их движений, ведущий может судить о процессах, происходящих в семейной системе клиента. Заместители отражают движения души, чувства, эмоции и мысли, которые происходят в семейной системе клиента и передают их в расстановку. Задача заместителей при этом - быть очень внимательными к чувствам и ощущениям, которые начинают проявляться (это один из феноменов системного взаимодействия), и двигаться в согласии с этим внутренним чувством.

Заместители двигаются, передают друг другу информацию о чувствах и ощущениях внутри системы. Таким образом, внутренний образ проблемной ситуации становится очевидным для участников, а главное - для заказчика расстановки.

Метод семейных системных расстановок также позволяет решать проблему клиента конфиденциально, не разглашая деталей и подробностей. Задача ведущего расстановки, с минимальным вмешательством в экологию клиента, выявить динамику, свидетельствующую о нарушениях законов функционирования семейной системы и найти способ восстановить нарушенные порядки.

Это позволяет запустить процесс быстрых и чрезвычайно мощных изменений, приводящих к наилучшему решению, как для заказчика расстановки, так и для всей семейной системы в целом.

В основе действия механизма расстановки лежит тот феномен, что люди бессознательно берут на себя роль другого человека, о котором не имеют никакой информации, но в этой роли они способны воспринимать и чувствовать то же и так же, как те реальные персонажи, которыхони замещают.

Этот феномен называется расстановщиками «замещающее восприятие», а люди, выбранные на определенные роли, - «заместителями». Заместители, озвучивая свои состояния и переживания, позволяют психологу восстановить ход событий семейной истории и постепенно, шаг за шагом, распутать клубок семейных взаимоотношений, вернуть гармонию в семейную систему и подыскать каждому её члену самое подходящее место, где он будет счастлив и спокоен. А также вернуть в архитипическую систему рода исключенных, выстроить правильную иерархию, разобраться с балансом...Работа ведется при помощи добавления, перемещения и изменения поведения заместителей в «поле расстановки», применяются различные психологические техники и интеракции. Показателем верности решения для данной семейной системы является комфортное состояние всех участников расстановки (ровные чувства, отсутствие дискомфорта в теле), явные признаки устойчивого физического и психического облегчение у клиента, которые затем сохраняются в его жизни вместе с полученным результатом расстановок. Описать, как работает расстановка человеку, который её не видел, достаточно сложно. Работа ведется на разных уровнях восприятия клиента (зрительном, тактильном, аудиальном, ментальном, эмоциональном). Общее во всех расстановках: проживание клиентом нового опыта в безопасном пространстве. Человек получает новую информацию о своей ситуации с точки зрения системы, проживает эту ситуацию в расстановке по новому, с обретёнными и возвращёнными ресурсами, тем самым приобретая новую модель счастливого поведения и новое, гармоничное восприятие.

Лучший способ понять, как работает расстановка -- принять в ней участие в роли заместителя. Ваши собственные ощущения скажут Вам гораздо больше, чем любой, самый подробный рассказ об этом. Вы сможете получить представление, как работают семейные связи и законы, что разрушает отношения и что позволяет им длиться, как архитипически в членах семьи проявляется Любовь.

У Берта Хеллингера есть очень точные слова: «Главное в расстановке - то, что сущностно, что является поворотным моментом, что действенно, что переворачивает наши представления, - это не теория, это не утопия, это не идеология, а наблюдения и позитивный опыт, собранные в разных контекстах».

Профессора Хеллингера спрашивают: «Почему вы так поставили? Почему вы говорите заместителю, чтобы он так сказал? С чего вы это взяли?» Он говорит: «Я видел 100 случаев, и в 100 случаях было так. У меня нет оснований не доверять своим глазам, своему опыту и опыту людей, которые были искренни». Он снова и снова подчеркивает, что основа методологии расстановок - это наблюдения, собранные в разных контекстах, обобщенные и проверенные его многолетней психотерапевтической практикой с сотнями и тысячами людей и семейных пар.

Расстановки - это очень сложная и красивая мозаика. Мозаика отношений, чувств, намерений и действий во имя них. Отчасти это похоже на голограмму или морозный узор на стекле, где каждая часть дополняет гармонию целого и является его частью.

Главная цель расстановки - восстановление целостности и гармонии семейных систем и жизни отдельного человека.

Берт Хеллингер - не только создатель метода семейных расстановок, популярность которого стремительно растет во всем мире, но и интереснейший мыслитель. Вот только три примера.

1. Если человек стал причиной смерти другого человека - умерший входит в его род, становится членом его семьи.

2. Если кто-то был исключен из семьи, то дети «смотрят» на таких исключенных и как бы замещают их - этим объясняются многие странности в поведении детей.

3. Совесть имеет отношение вовсе не к добру и злу, а к нашей принадлежности к семье. Совесть болит, когда мы чувствуем, что утратили право на принадлежность. Яркость и необычность его идей подкупает, независимо от того, соглашаемся мы с ними или спорим.

Многолетние конфликты между родственниками, семейные проблемы... Порой мы платим долги наших предков, не зная этого. Расстановка показывает склад отношений в семье, невидимое делает видимым и позволяет найти решение.

«Мы прожили с мужем 26 лет. Нашему сыну сейчас 19, дочери 25 лет, а внучке - шесть. И все эти годы меня тревожит отсутствие взаимопонимания с моими детьми. Даже совсем маленькими они поступали в соответствии со своими представлениями о том, что правильно, а что нет. Их система ориентиров не совпадала с моей. А теперь дети выросли, и стало еще тяжелее. Сын заявил, что никогда не хотел учиться на экономиста, ушел из университета и два года осваивал игру на гитаре. Потом и это занятие забросил. Сейчас просто валяется на диване - ищет свой путь в жизни. А дочка строит карьеру, живет вместе с нами, родила ребенка и «повесила» его на нас с мужем. Она абсолютно уверена, что мы должны быть благодарны ей за такое доверие… Мне кажется, что последние 25 лет я живу не той жизнью, которой хотела. Домашние манипулируют мной, а я в свою очередь не приношу им радости, одну лишь усталость и раздражение. Мы все - родные и близкие люди - постоянно находимся «не в фазе». С надеждой разглядеть, почему это происходит, восстановить взаимопонимание между разными поколениями нашей семьи и найти выход из моего личностного кризиса я встретилась с психотерапевтом Альбиной Локтионовой. «История нашей семьи влияет на нас больше, чем мы думаем, - говорит Альбина Локтионова. - Каждый из нас - часть семейной системы (отношений с родителями, братьями и сестрами, дядями и тетями, бабушками и дедушками, мужьями и женами), и когда она нарушается (например, родственники «забывают» о ком-то из членов семьи или перестают с ним общаться), то нарушается и равновесие в отношениях. И этот сбой непроизвольно повторяют последующие поколения». Психотерапевт предлагает мне с помощью метода семейных расстановок определить те «забытые» эпизоды семейной истории, которые мешают членам моей семьи полно проживать жизнь. Выслушав меня, Альбина Локтионова резюмирует: «В вашей семье нарушены порядки любви. Порядок означает иерархию, соподчинение. В этой иерархии, например, родители всегда располагаются выше детей, потому что именно они создали семью. В вашей семье родительского главенства нет, роли перепутаны. Давайте сделаем расстановку, чтобы разобраться в этом «клубке» и понять, как вернуться к естественной иерархии отношений». Поскольку мое желание пройти семейные расстановки было спонтанным и стремительным, а группа начинала работу лишь после самого отпускного месяца - августа, мы работали вдвоем с психотерапевтом. А заместителями членов моей семьи стали разложенные на полу листки бумаги с начертанными на них фигурками-символами - кто есть кто. Эта работа стала бесценным опытом - болезненным и целительным одновременно, когда пришлось побывать в шкуре своих домочадцев и пропустить через себя их чувства и понять скрытые мотивы. Я рисую геометрические фигуры, олицетворяющие меня, моего мужа, дочь и сына. Квадрат, прямоугольник, круг, овал, и на каждом галочкой указываю направление взгляда. Раскладываю листки на полу. «Посмотрите, - показывает Альбина Локтионова на расстановку, которая у меня получилась, - вы, ваш муж и дочь располагаетесь слишком близко. Вам тесно, вы словно толкаетесь, мешая друг другу. А сын находится отдельно от вас и повернут к вам спиной. Создается впечатление, что он опасается приблизиться к своей семье, как если бы ему было слишком горячо в вашем тесном кругу, или в нем ему просто нет места. А может быть, сама система, ваша семья, исключила его?» Я в полном недоумении - о чем говорит психотерапевт? А она продолжает: «Возможно, в вашей семейной истории раньше был кто-то, кто сейчас незаслуженно забыт, и ваш сын бессознательно идентифицирует себя с этим человеком?» Все еще не понимая, что имеет в виду психотерапевт, я начинаю вспоминать и рассказываю о трех эпизодах, которые в нашей семье стараются забыть. Мой прадед (дед моего отца), раскулаченный в годы коллективизации и окончивший свои дни в сибирской ссылке. О нем никогда не говорила даже его дочь (моя бабушка), которая и спустя 50 лет считала, что эта семейная страница может быть губительной для карьеры ее детей и внуков. Второй эпизод связан с мамиными родителями. Они очень хотели, но не решились завести второго ребенка в сложное время - конец тридцатых и начало войны. И наконец, я знаю, что моя мама, заболев, была вынуждена сделать аборт через год или два после того, как родилась я. Получилось, что моя семья из поколения в поколение несет информацию о нерожденном втором ребенке и несправедливо забытом предке. «В моем сознании эти события никогда не связывались между собой», - признаюсь я психотерапевту. «Не только вы, но и ваш сын неосознанно восприняли динамику системных переплетений и в каком-то смысле теперь бессознательно компенсируете чувство вины перед неродившимися вторыми детьми в семье ваших родственников или «забытом» прапрадеде. Дистанция, на которой находится ваш сын по отношению к другим членам семьи, - ее мы ясно увидели во время семейной расстановки - лишь подтверждает факт: в вашей семье для второго ребенка нет места, нет отработанной поколениями модели общения, отношений с ним». «Зато он с нежностью и любовью заботится о своей племяннице, которая с рождения растет без отца», - я горячо защищаю способность сына к родственным чувствам. «Так и должно быть, - отвечает Альбина Локтионова, - ведь его племянница в каком-то смысле - нежданный ребенок. И он бессознательно «реабилитирует» ее рождение, дает ей шанс на жизнь».

А что же моя дочь? Она активно делает карьеру и не хочет вступить в брак, создать собственную семью. А дочку включает в свои планы, только когда идет в гости и хочет похвастаться умным, красивым и веселым ребенком. «По-настоящему воспитанием внучки занимаются бабушка и дед, то есть я и мой муж. А дочь лишь управляет нами», - задаю я новую тему для развития расстановки.

Психотерапевт предлагает мне встать на стул, оставив листок с символом дочери на полу, и представить мою маму - где-то надо мной, высоко, на уровне потолка. Это упражнение помогает почувствовать собственное место в семейной системе, где всякое старшее поколение расположено выше последующего. «Представьте, что я ваша дочь, - продолжает Альбина Локтионова. - Спуститесь со стула, подойдите ко мне и скажите твердо: «Лена, я - большая, а ты - маленькая. Ты моя дочь, а я твоя мама. Ты не можешь командовать мной, а я не должна подчиняться…»

Я послушно повторяю эти слова, но ясно понимаю, что с моей реальной дочерью такой разговор вряд ли возможен. «Ваша дочь привыкла главенствовать, - поясняет Альбина Локтионова, - а для того чтобы восстановить правильную семейную иерархию, без которой невозможны гармоничные отношения в семье, необходимо вернуть как вертикаль, так и горизонталь: установить с дочерью контакт. Сядьте рядом друг с другом, расскажите о своих чувствах, а может быть, просто помолчите… Из такого молчаливого сопереживания нередко восстанавливается некогда утерянная близость с родными людьми. Граница, которую вам пора провести между собой и дочерью, не должна стать «Великой Китайской стеной». Напротив, точная дистанция поможет по-настоящему почувствовать близость и сопричастность друг другу».

Но тут мои тревоги о сыне и дочери сходятся в одной точке - второй ребенок! Ведь дочь, красивая молодая женщина, наверняка выйдет замуж и захочет родить второго ребенка. А он будет нести негативную информацию о нерожденных вторых детях в нескольких поколениях нашей семьи. «Вдруг он тоже станет чужим среди родных?» - делюсь я опасениями с Альбиной Локтионовой. «Эту роль в вашей семье уже «исполняет» ваш сын, - поясняет она. - Но теперь, понимая ситуацию, вы можете изменить ее. Проблема окончательно решается, когда родственники занимают верное место в иерархии семьи и готовы нести ответственность за свои действия. С этого момента можно не бояться возвращения прошлого». Буквально за два часа семейных расстановок я открыла для себя скрытые мотивы, которые определяли много лет отношения среди моих родных. «Основатель метода семейных расстановок Берт Хеллингер говорит, что свободными нас делает принятие прошлого, - завершает встречу Альбина Локтионова. - Но подлинное принятие означает и принятие всех последствий многих лет молчания и скрытых семейных тайн. А это действительно непросто - примириться с тем, что в прошлом нашей семьи были утраты и потери, ошибки и разочарования». Принять свое прошлое трудно - для этого нужно пересмотреть многие свои привычные представления и идеалы. «Придется четко прояснить последствия - кто что выиграл и какую цену каждый из членов системы заплатил за это прошлое, а потом определить соотношение потерь и приобретений, - подводит итог психотерапевт. - Если не получается признать, то нужно хотя бы назвать прошлое - прошлым. И оно перестанет цеплять, и получится его отпустить. Тогда можно идти дальше».

В психотерапии в начале девяностых годов прошлого столетия появился новый метод, который получил название «расстановки по Хеллингеру». Получив свое название благодаря основателю, он с успехом применяется специалистами в наши дни. Более того, с каждым годом он пользуется все большей популярностью, поскольку его применение, как ни странно для многих, поражает своей результативностью. Появляются последователи, обучаются специалисты.

Б. Хеллингер в свое время прослушал и освоил курс психоанализа, семейной и гештальт-терапии. Обобщив свои знания и умения, он (совместно с единомышленниками) создал метод расстановок который основывается на синтезе всех течений в психологии.

Он сумел определить закономерности, приводящие семьи к деструктивным конфликтам. Этот метод с одинаковым успехом используется как в групповой, так и в индивидуальной работе. Клиентами могут выступать лица старше 14 лет, действительно желающие найти решения своей проблемы. Не стоит посещать подобные занятия из праздного любопытства, поскольку главное здесь - положительная мотивация, а не скептицизм. Расстановки по Хеллингеру помогают разобраться с проблемами в семейных отношениях, хорошо работают при наличии различных при работе со страхами, применимы для в коллективе. При проработке данных проблем особое внимание уделяется конфиденциальности, неразглашению полученной в ходе терапии информации. Это - профессиональный психотерапевтический метод, в своей работе его применяют те, кто прошел соответствующее обучение, поскольку интерпретация результатов и непосредственно сама расстановка по местам зависит от и опыта специалиста.

Расстановки по Хеллингеру заключаются в следующем: сначала клиент психотерапевта из группы людей выбирает тех, которые, как ему кажется, наиболее подойдут для проработки конкретной ситуации.

Далее он их расставляет в пространстве, отведенном для работы, так, как подсказывает ему собственная интуиция. Непосредственно с этого и начинается работа. Люди или фигуры (если речь идет об индивидуальной психотерапии), расставленные клиентом в пространстве, являются отражением подсознательного образа проблемной ситуации.

Поразительно то, что заместители (люди, которых клиент выбирает для расстановки) играют роль человека, о котором им ровным счетом нечего неизвестно, но, тем не менее, они с точностью воспроизводят того, кого замещают.

Расстановки по Хеллингеру - уникальный и необычный метод, он работает, несмотря на кажущуюся околонаучность и оттенки эзотерики.

Несмотря на то, что человек разумный активно пользуется всеми достижениями современной цивилизации, какая-то глубинная часть его психики и физиологии повторяет душевную организацию предков из первобытно – общинного общества.

Изначально мы были предназначены для жизни внутри рода, внутри семьи. Законы этих ячеек общества бессознательно направлены на сохранение рода, так же, как это происходит в муравейнике или в пчелином рое.

Казалось бы, зачем нам нужно знать об этих законах, когда теперь можно выжить и прекрасно себя реализовать, живя в одиночестве или в небольшой семье?

Оказывается, закономерности внутриродовых отношений между людьми по-прежнему действуют в нашей жизни. Мало того, они распространяются на все ее сферы, включая бизнес и отношения внутри любого коллектива.

Первым обнаружил этот феномен и систематизировал законы отношений между членами одной семьи психотерапевт Берт Хеллингер – автор методики семейных расстановок.

Об авторе методики

До того, как стать психотерапевтом, Берт Хеллингер прошел долгий путь от миссионера в южной Африке до практикующего члена ассоциации психоаналитиков в Мюнхене.

Исследуя отношения, возникающие в различных группах , он обнаружил, что появление трагических конфликтов в различных семьях имеет свои закономерности.

Имея солидный опыт работы семейным консультантом, Берт Хеллингер разработал методику преодоления таких конфликтов, получившую в профессиональных кругах название «расстановки по Хеллингеру».

В сотрудничестве с немецким психиатром Г. Вебером в 1993 году психотерапевт написал книгу «Два рода счастья», рассказывающую о методике расстановок. Этот плод многолетней практики сразу же стал национальным бестселлером.

В настоящее время Хеллингер создал школу для своих последователей, путешествует с лекциями по всему миру и проводит обучающие семинары.

Как проходят расстановки?

Внешне расстановки по Хеллингеру выглядят следующим образом:

  1. клиент заявляет о своей проблеме , связанной с отношениями между членами его семьи или личной сферой.
  2. среди членов группы, подобранной для работы с этой проблемой, выбираются так называемые «заместители» членов семьи клиента или людей, связанных с проблемой клиента.
  3. они расставляются в пространстве, им не рекомендуется использовать выразительные жесты или позы.
  4. заместители, принявшие на себя чужие роли, двигаются так, как они чувствую и говорят то, что чувствуют.
  5. получив информацию и сделав выводы, расстановщик проводит работу, используя специальные приемы, разрешающие фразы и техники.
  6. после окончания сеанса расстановщик выводит заместителей из ролей замещаемых.

Несмотря на то, что члены группы понятия не имеют о своих прототипах и их проблемах, после серьезной и вдумчивой работы ведущего, заместители начинают чувствовать то же самое, что и члены семьи клиента или другие люди .

Информация об этом приходит к ним из «знающего» или «морфического» поля. Наличие этого поля – единственное слабое место метода расстановок по Хеллингеру, хотя за время практических занятий последних десятилетий появились доказательства того, что «полевой» информации можно доверять.

Опасность расстановок это миф?

Оппоненты Берта Хеллингера нередко заявляют, что при замещении имеется опасность того, что заместитель не сможет до конца выйти из роли замещаемого, он становится одержимым.

Еще опаснее, если заместитель брал на себя роль умершего человека. Так опасны ли расстановки по Хеллингеру?

Возможные проблемы сеанса семейной терапии:

  • Расстановщику не безопасно включаться в систему клиента, так как возникает опасность переплетения;
  • Расстановщики, заместители и даже наблюдатели со слабой энергетической защитой рискуют прицепить на свой тонкий план наследственные кармические болезни клиента.

Чтобы не появлялись сомнения, опасны л

и расстановки, нужно после сеанса «почистить» всех участников энергетическими потоками, создавать защитные вибрации, пользоваться специальными минералами.

К кому обратиться, если хочешь сделать расстановку?

Данный метод работы быстро распространяется, и не зря, ведь он действительно приводит клиента к результату. Однако, всё больше в мире психологии появляются неквалифицированных специалистов (расстановщиков), которые берутся за работу просто после прочтения книг, не обучаясь. Это очень опасно, ведь такой безответсвенный подход способен нанести вред и клиенту и терапевту.

Если человек принимает решение попробовать данную методику, то обращаться нужно строго к дипломированному профессионалу. Это обеспечит безопасность и качество работы. Ниже приведены ссылки на некоторых специалистов, которые известны и уже заслужили доверие клиентов.

Любовь Садовникова , Нижний Новгород (онлайн)
Наталья Рублева , Москва (онлайн)

Мир технологий развивается с каждым годом всё быстрее, а вот количество свободных часов у людей уменьшается.

Именно поэтому в психологической практике появился метод «консультация онлайн». Сейчас практически каждый специалист в области психологии готов принять клиента на расстоянии.

Однако, можно ли проводить расстановки по скайпу? Ведь это не совсем традиционный метод консультирования.

Мнения терапевтов по расстановкам на этот счет расходятся. Кто-то утверждает, что на расстоянии сложно передать роли и получить информацию, а кто-то уверен, что это не только возможно, но и совершенно легко.

Получается, возможность качественного сеанса расстановок по скайпу зависит от специалиста. Если он уверен в своей способности считывать информацию на расстоянии, имеет успешный опыт работы в данной области, а так же в совершенстве владеет методом расстановок, то всё получится. Но если хоть один из вышеперечисленных пунктов хромает, то могут быть трудности. При обращении к терапевту по расстановкам, прочитайте о нем отзывы.

Отзывы специалистов и участников сеансов

Профессиональные психотерапевты считают, что эта методика позволяет человеку преодолеть внутренние барьеры, дать больше видения в сложных ситуациях, избавиться от препятствий отношениях.

Отзывы о расстановках участников таких сеансов говорят о том, что у них возникали интересные ощущения , появилась возможность посмотреть на многие вещи с другой точки зрения , увидеть через проблему другого выход из своей жизненной ситуации .

Клиенты таких сеансов, оставляя отзывы о расстановках, в которых они были главными лицами, в большинстве своем довольны результатами. Эффект от работы происходит сразу, не нужны долгие часы терапии.

Те, кто прошёл работу считают, что нужно над собой работать постоянно. Ничего не изменится у тех, кто, ничего не предпринимает для работы над своей проблемой.

Семейные расстановки по Хеллингеру – необычная перспективная методика, позволяющая проникнуть вглубь проблемы многих поколений одной семьи и решить ее с наименьшими усилиями.

Почему не помогают расстановки?

Иногда, приходится слышать и такое. Человек сделал себе расстановку, а может и не одну, но результата нет. Почему? Тут есть несколько нюансов. Отвечаем.

1. Результата точно нет?
Когда человек приходит на терапию или расстановку, у него в голове есть четкая картина хорошего результат, и как это должно СЛУЧИТЬСЯ. Он ждет именно такого хода истории. Например, чтобы подходящий партнер познакомился с ним, пригласил на свидание. Или, чтобы взяли на работу в компанию мечты. И тогда, когда что-то идет не совсем так, он отвергаем это. Если в поле появился нужный человек (а это уже результат), и у есть возможность с ним познакомиться, но иначе, чем это в голове представлялось - всё отвергается! Это не то! Это не тот результат. Если в компании мечты нет мест, но знакомый предлагает хороший проект, это не принимается за результат. Это не то.
Мозг человека бывает региден и ошибочно делает выводы. А результата точно нет?

2. Психика Души инертна.
Что уж тут скрывать. Психика человека инертна, и ей так и хочется пойти по старой дороге. И понятно почему, потому что там всё уже знакомо и пройдено ни 1 раз. А тут какое-то новое решение предлагают, неизвестность, путь расчищать надо, идти осознанно…»Нееее», - говорит психика и возвращается в старые сценарии. Что делать? ХОТЕТЬ ИДТИ ВПЕРЕД И БЫТЬ ОСОЗНАННЫМ. Расстановка - это не волшебная палочка, сделал и всё. Это работа над собой. Каждый день нужно делать выбор в пользу нового или старого.

3. Степень НЕ готовности к изменениям.
Это пожалуй самое распространенное. Как это происходит. Человек N очень хотел что-то в своей жизни исправить, он пошел на расстановку и ему помогло. Результат был 100%. Он, конечно, рассказал об этом своему другу M. Тот загорелся, «пойду тоже схожу, помогло же N». Идёт, делает расстановку, и ему не помогает. Почему? Потому что у него «не горело, как у N»!!! Он пошел из любопытства, энергии на самом деле было мало для изменений.

4. У каждого свой ритм.
Иногда человек хочет слишком многого и сразу. Чтобы результат был на следующий день, чтобы всё было как он хочет, чтобы быстро и качественно. Но у каждой Души свой темп. На кого-то расстановка действительно действует очень быстро. Иногда изменения приходят уже на семинаре. Это говорит о том, что душа открыта для нового, она уже наелась старых проблем. А у кого-то результаты идут крайне медленно. Шаг за шагом Душа открывается новому. И самому человеку это может быть даже не заметно, но лишь люди вокруг замечают, как он изменился. Эти изменения на столько тонкие и по чуть чуть, что их отследить трудно и описать невозможно!!! Но они есть.

5. Проблема не разрешена окончательно.
Не все проблемы можно разрешить за 1 раз. Тема матери и отца - это самые популярные и самые долгие темы, которые даже продвинутые люди разрешивают годами. Там полно скрытых динамик и тайн. Они все снова и снова выползают наружу. Что делать? БЛАГОДАРИТЬ ВСЕВЫШНЕГО, что они проявляются, и у есть возможность стать еще счастливее. Ведь некоторые живут в тумане всю жизнь. Пластов и слоев у 1 проблемы может быть до 10. Как сказал сам Хеллингер, жизни человека не хватит даже для того, чтобы освободиться от 50% переплетений. Так что предлагаем расслабиться и довериться процессам, которые происходят.

6. Не подходящий терапевт или метод.
Для успешного результата необходимо, чтобы клиент доверял методу и терапевту. Если этого не случилось, то результата может не быть. Так же, к сожалению, много не профессиональных специалистов, которые делают что-то, не зная что.

7. Взять ответственность.
Когда начинается расстановка 50% ответственности на клиенте и 50% на терапевте. Но когда она заканчивается, и человек уходит в свою жизнь, ответственность на нем в 100% объеме! А что происходит порой? Человек пришел, сделал расстановку, ушел и ждет результата. Он считает, что терапевт должен был сделать так, что бы результат появился. И клиент перестает следить за собой, за своими внутренними динамиками, перекладывая всю ответственность на терапевта. В результате ничего не происходит. Результата нет.

Вот пожалуй самые распространенные 7 пунктов, почему не происходит в жизни результат после расстановки. Прежде чем гневить на терапевта или снова обращаться за помощью, стоит подумать, а может быть какой-то пункт актуален?

Семейные расстановки по Хеллингеру имеют много хвалебных отзывов. Люди, испробовавшие расстановки на себе, сообщают о приливах энергии, новом взгляде на проблему, что позволяет ее решить. Спадает напряжение, уходят страхи, тревога. Становится спокойнее и легче. Или происходит ухудшение состояния, нарастают эмоциональные расстройства. Как работает метод семейных расстановок по Хеллингеру и почему он не работает, читайте в этой статье.

Популярность семейных расстановок по Берту Хеллингеру

В России как нигде велик спрос на психотерапию. Люди живут в страхе, неуверенности в завтрашнем дне.

Борьба за выживание в обществе со сбитыми ориентирами после распада Советского Союза привела к хроническим стрессам и психосоматическим заболеваниям. У многих не получается найти свое место в жизни, отношения с близкими не складываются, ненавистна работа. Русские люди ждут чуда, волшебства, надеются на авось. На эту почву вкупе с всеобщей расслабленностью ума легко ложится множество эзотерических учений. Системные расстановки по Хеллингеру нашли своих последователей и в России.

Проблем они не решают по той простой причине, что реальный механизм выхода из негативных ситуаций совсем другой. Почему возникает субъективно положительный эффект от семейных расстановок по методу Берта Хеллингера и как люди попадают в капкан собственных страхов, читайте далее.

Кто посещает семейные расстановки по Хеллингеру

Системно-семейные расстановки по Хеллингеру привлекают людей с отрицательными жизненными сценариями, уставших от своих личных проблем, от неблагополучных отношений, болезней. Есть среди них и те, кто стремится осмыслить причины своих неудач, конфликтов и противоречивых мыслей. Объединяет их огромное страдание, постоянный внутренний дискомфорт.

Рассмотрим особенности психики людей, интересующихся расстановками по Берту Хеллингеру с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

  • Люди со зрительным вектором

Неприятности случаются у всех. Но есть люди, которые видят в этом воздействие неких сил извне.

Негативные энергии, плохие мысли окружающих, сглазы, порчи и предсказания - все это отравляет их жизнь. Семейные расстановки по Берту Хеллингеру идеально вписываются в их восприятие. Как получается так, что на некоторых людей большое влияние оказывает карма рода, проклятия, в то время как остальные живут и не задумываются об этом? И что это за семейный долг такой?

Склонность к суевериям и мистике возникает у людей со зрительным вектором. В неблагоприятных условиях они попадают на крючок системно-семейных расстановок по Хеллингеру. Ученые, врачи - люди с высоким интеллектом в зрительном векторе. Актеры, певцы, художники - люди с развитой чувственностью. Если интеллект и врожденная чувственность не применены в обществе, то легче верить в «связи рода», чем пытаться увидеть, как обстоит дело в реальной жизни.

Что происходит по факту - ответственность за свою жизнь перекладывается на другого, на умершего родственника, например. «Теперь все будет хорошо». Спадает напряжение, уходит страх будущего - правда, ненадолго. По такому же принципу люди со зрительным вектором посещают гадалок. Так делают даже интеллектуалы во время стрессов, когда страхи настолько велики, что не получается с ними справиться иным образом.

Человеку со зрительным вектором жизненно необходимо создавать эмоциональные связи с другими людьми, он стремится испытывать сильные чувства. Когда эмоциональная амплитуда реализуется в любви и сопереживании другим людям, в помощи им, то человек ощущает себя счастливым. В состоянии сверхстресса или когда не хватает навыка проявления чувств к окружающим, невыплеснутая эмоциональная энергия уходит в накручивание самого себя. Появляются страхи, фобии, тревожные состояния, панические атаки. Тогда психика хотя бы так испытывает эмоции. Пусть и негативные.

Метод семейных расстановок по Хеллингеру подразумевает извлечение причин проблемы клиента из общего информационного поля через заместителей - играющих роль значимых людей. Наличие этого «поля» не обосновано, и никакие причины не проясняются. Но в ходе семейной расстановки по Хеллингеру все участники испытывают сильные переживания. На первый взгляд, действительно вытекающие из взаимодействия с внешними энергиями, полями.

В эмоционально заряженной обстановке этого достаточно, чтобы пережить огромную гамму чувств. Совместное проживание чувств с другими участниками и открытость их перед группой дает человеку наполнение его зрительного вектора, чего в обычной жизни не происходит. Слезы льются потоком.

Наступает невероятное облегчение. Это и есть субъективный положительный эффект от семейных расстановок по Берту Хеллингеру.

Спустя время после системной расстановки по Хеллингеру снова возникает внутреннее напряжение, страх, тревога. Человек, не наученный правильно реализовать потенциал зрительного вектора, продолжает реагировать привычным образом. Проблемы накапливаются, пока снова не наступает облегчение на следующем сеансе. Человек становится эмоционально зависим от метода семейных расстановок по Хеллингеру. Он возвращается в группу, чтобы снова почувствовать единение с ней. В решении своих проблем он топчется на месте, временно избавляясь от дискомфорта на сеансах.

Не случайно сеансы семейных расстановок по Берту Хеллингеру похожи на театральные представления. Актерское мастерство - один из путей реализации зрительного вектора. Актер передает зрителям состояния любви, сострадания, когда они идут изнутри его самого. Участники системно-семейных расстановок по Хеллингеру носят внутри негативные эмоции и транслируют их друг другу. Необходимо помнить, что у заместителей появляются ощущения в теле из-за внушаемости и самовнушаемости зрительного вектора.

Все это связано с высокой эмоциональностью, мнительностью и нереализацией чувственного потенциала. С отказом меняться самому, перекладыванием ответственности на прабабушку, которая когда-то сделала аборт, на родственника-самоубийцу, нерожденного ребенка и так далее.

  • Люди со звуковым вектором

Поиск себя, саморазвитие, духовный рост - цель человека со звуковым вектором. Областью его интересов являются нематериальные категории. Попытка разобраться в мироустройстве с помощью семейных расстановок по Берту Хеллингеру человеком с высоким абстрактным интеллектом в звуковом векторе часто заканчивается отказом ими заниматься. Первое время у него появляется ощущение системы, причинно-следственных связей. Когда он пытается понять эту структуру, может возникать мысль, что вот еще одна расстановка - и я найду смысл.

В методе расстановок по Берту Хеллингеру есть много постулатов, которые хочется раскрыть. Однако все подается размыто, нет четкой структуры мироздания. Сам Хеллингер не объясняет истоки своих знаний.

Описанные выше люди со зрительным вектором склонны все принимать на веру, но человек с пытливым умом в звуковом векторе - нет.

Не находя ответов на свои вопросы, человек со звуковым вектором идет дальше. Исключение бывает, если его держат страхи в зрительном векторе и рассредоточенность ума, когда есть запрос, но нет навыка идти дальше через познание. С помощью метода семейных расстановок по Хеллингеру получается некая модель мироустройства с эзотерическим уклоном, что временно успокаивает зудящий вопрос о замысле существования. От депрессии и ощущения бессмысленности жизни это не избавляет, ведь человек не получает истинного знания о себе и мире.

Чувство внутреннего одиночества и депрессии возникает в звуковом векторе из-за потери связи с другими людьми и погружения в свои мысли. Во время сеанса семейной расстановки по Берту Хеллингеру человек со звуковым вектором временно концентрирует ум на других участниках группы. Улучшение состояния происходит за счет смещения фокуса внимания с себя на другого. Этот навык не становится постоянным, поэтому спустя время симптомы возвращаются.

Системно-семейные расстановки по Хеллингеру не изменяют восприятие реальности, к чему так стремится человек со звуковым вектором. При использовании этого метода может усиливаться зацикленность на своих проблемах, если человек начинает копаться сам в себе. Он ищет не там и попадает в тупик. Познать себя изнутри невозможно, ведь познание происходит при наблюдении отличий себя от других людей. Метод семейных расстановок по Хеллингеру не дает системы отличий, которая позволяла бы это сделать. Вопрос «Зачем я живу?» остается открытым.

  • Люди с анальным вектором

Метод расстановки по Берту Хеллингеру привлекает и человека с анальным вектором. Семья, уважение, долг, память предков - ценности анального вектора. Такие люди тяготеют к прошлому. Чувство долга и вины возникают из-за внутреннего перекоса психики, если человек отдал меньше, чем получил. Когда наоборот - то это чувство обиды. Обида на родителей и близких не дает жить в полную силу. Так происходит даже тогда, когда человек не осознает этого - живется как-то не очень. Внезапно вскрывшаяся на сеансе семейных расстановок по Хеллингеру обида и слезы дают впечатление облегчения. Но избавляет ли это от самой обиды и обидчивости?

Нельзя заставить себя перестать чувствовать обиду, если само восприятие ситуации остается прежним.

Усилием воли испытать уважение к обидчику не получается. Отдать ему долг тогда, когда есть бессознательное убеждение, что это он мне должен, - тем более невозможно.

Освобождение от обиды происходит через осознание причин поведения обидчика. Когда приходит понимание, что он не мог поступать иначе, потому что находился в определенном психическом состоянии, тогда обида уходит . Семейные расстановки по Берту Хеллингеру могут усугубить обиду на родителей и близких людей из-за эмоциональной фиксации на ней.

Память дана человеку с анальным вектором для изучения прошлого и передачи опыта и знаний молодым поколениям. Фиксация на прошлом негативном опыте ничего не дает. Природа назад не ходит, развитие происходит только вперед. Когда человек мысленно обращен в прошлое, он в смыслах отказывается от жизни.

Кто пользуется методом расстановок по Хеллингеру в своей работе

Метод расстановок по Берту Хеллингеру, по сути, лишает человека возможности изменить свою жизнь самостоятельно за его же деньги. Зато дает чувство облегчения от снятия ответственности за свою жизнь. Консервирует человека в собственных страхах и ложных представлениях. Гадалки и экстрасенсы поступают подобным же образом.

Для подавляющего большинства психотерапевтических тренингов и групп характерно то, что работа проводится только с участием психотерапевта. Системно-семейные расстановки по Хеллингеру не исключение. Метод семейных расстановок по Хеллингеру используется только с ведущим и заместителями.

Они необходимы как поводыри, без них клиент ничего не может сделать. Только ведущий владеет инструментом, который в руки клиента не отдает. Отчасти потому, что постулаты учения не сформулированы, не проверяемы в жизни, и людям предлагается верить на слово. Отчасти и потому, что это условие коммерческой работы группы: человек должен нуждаться в помощи расстановщика, желательно - в течение долгого времени.

Создатель семейных расстановок Берт Хеллингер и его последователи - люди со звуковым вектором, уверенные в идеях учения. Они ими живут, верят сами себе, не сомневаются и убедительны по этой причине.

Такой человек собирает вокруг себя клиентов, большая часть из которых со зрительным вектором в эмоциональных расстройствах. Группа держится на чувственном объединении, на слепой вере расстановщику. Если у человека не срабатывает критический ум, если страх сильнее, его как магнитом тянет в семейные расстановки по Хеллингеру.

Метод семейных расстановок по Хеллингеру - нет необходимости

Решение проблем происходит путем глубокого осознания причинно-следственных связей, их повлекших. Корень которых скрыт в бессознательном. Осмысление сокрытого меняет восприятие ситуации. Когда часть бессознательного осознается, то становится частью сознания и перестает управлять человеком. Его поведение меняется без усилий, естественным образом. В этом заключается психоаналитический эффект тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Знание должно передаваться от учителя к ученику и становиться частью его мышления. Познание особенностей психики позволяет понять себя и других людей и изменить мировосприятие - видеть мир таким, какой он есть, во всем многообразии проявлений. Осмысление происходящего становится самостоятельным, это навык, который приобретается раз и навсегда. Человек получает инструмент для улучшения своей жизни.

Мы живем в обществе и можем быть как счастливыми, так и глубоко несчастными в одних и тех же условиях. Вопрос в том, чтобы разобраться в реальных причинах проблем, и значит, получить все возможности на самом деле изменить свою жизнь к лучшему .

Приобретение навыка сосредоточения на других людях дает ощущение себя как части целого, избавление от одиночества, радость и интерес к жизни.

«… У меня отпал всякий мусор, всякие эзотерические заморочки, ложная информация, которую теперь сразу легко определяю, всякие суеверия, перестала тратить уйму времени в поисках чего-то, каких-то знаний, теперь я поняла, почему происходил этот поиск, почему у меня была эта пустота…»

«… Теперь, когда я вспоминаю то, что было со мной до тренинга, я понимаю, что моя жизнь была каким-то странным мгновением, проходила мимо меня, а я и дальше не понимала, что я делаю, к чему я иду и есть ли хоть какой-то смысл в моей жизни. Для меня смысл того, что я делаю или думаю, был и остается моей высшей ценностью. И, что самое прекрасное - больше это не вернется, оставшись всего лишь точкой отсчёта в моих воспоминаниях, до начала полного переворота понимания человеческой психики…»

«… Не было даже сомнений, что системно-векторная психология - то, что я искала. Искала во множестве философий и психологий - понимание себя и загадочного Другого, постижение души и Духа, осознания места человека в мире и мира в человеке… Это стройная система знаний, основанная на выявлении глубинных корней психического, что дает мощное и устойчивое осознание людям, получающим эти знания. И потому, конечно, это результативно. Я четко поняла, что нашла СВОЕ!!»

«… Системно-векторная психология - очень доступное знание. Все слова, понятия, услышанные на тренинге, особенно на вступительных, просты и понятны. Нет такого, что только отучившимся пять лет на психологическом факультете, а потом десять лет отработав на практике психологом, можно это понять. Системно-векторный психоанализ Юрия Бурлана - это знание для каждого. Но я уверяю вас, вы даже представить себе не можете, что за этим стоит…»

«… Как общий результат помимо многочисленных избавлений от ненужных негативных вещей мне пришло полное понимание всего происходящего в моей жизни и осознание всех причин тех или иных моих поступков, решений, побуждений, желаний, реакций на что-либо или на кого-либо. В моей жизни больше нет сомнений, нерешительности, трудности выбора, обид, ревности, тревоги... это выглядит фантастически, но это так и доступно любому пожелавшему…»

«… Только системное мышление заполнило ВСЕ белые пятна, касающиеся поведения человека, что не позволяли сделать многочисленные направления в психологии и не только в ней, которыми я интересовался в разные периоды своей жизни…»

«… Даже не замечаешь, как вылетает вся лишняя шелуха твоих представлений, навязанных каким-то невыразимым и хитро-запутанным способом убеждений. Тебе даже не надо сидеть и медитировать в позе лотоса на вершине какой-нибудь горы Кайлас, не нужно поститься неделями, не нужно читать мантры, не нужно заниматься сыроедением, питаться одним арбузом, чтоб «вывести шлаки» или еще черти чем, не нужно убивать себя, соблюдая строгую дисциплину молчания и изоляции випасаны.

Перечислять еще можно бесконечно много того, чего делать совершенно не нужно, чтоб получить доступ к Самому Себе. Что нужно - скорее всего определенных качеств объем пустоты и согласие подставить уши.

Наверно еще в какой-то мере безвыходность…, как у того пациента, которому ничего не остается, кроме как подставить известное место для инъекции…»

Екатерина Крестникова, врач - психиатр-нарколог
Редактор Екатерина Коротких, психолог
Корректор Зифа Ахатова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

Около десяти лет назад я впервые увидела рекламу расстановок по Хеллингеру в российском информационном пространстве. Так как на тот момент я была в курсе содержательной части этого нового для нашей страны явления, я решила, что достаточно быстро эта практика естественным путём отойдёт в мир «оккультных услуг». Через год, обнаружив расстановки в прайсе нескольких достаточно крупных психологических центров, которые никак не ассоциируют себя с магией, я решила сходить туда и посмотреть, что же именно там делают и как профессиональные психологи себе объясняют правомерность применения этой практики.
Возможность появилась сама и очень быстро: на глаза мне попалось объявление о поиске так называемых «заместителей» - важных участников самого распространённого вида расстановки. Мы с мужем записались в «заместители», естественно, не сообщая ни о своей мотивации, ни о профессиональной принадлежности (справедливости ради: нас об этом никто и не спрашивал). Сразу оговорюсь: форматы проведения расстановок могут отличаться, но содержательно опираются на одну и ту же идею. И называться они могут по-разному: системные семейные расстановки, просто системные расстановки и ещё множество вариаций на тему. Приведённый ниже кейс служит для иллюстрации «работы» метода, а также материалом для критического разбора, который следует ниже.

Итак, расстановка проводилась для молодого мужчины. Он под руководством психолога, ведущего расстановку, назначил каждому из заместителей роль кого-то из членов его семьи (пока только живых) и расставил нас по комнате. Несколько расстановщиков остались без ролей. А дальше началась фантасмагория: «опытные заместители» (из числа сотрудников центра) начали сообщать о «тяжести в сердце», «щекотке в пятке» и прочих загадочных ощущениях от стояния рядом с кем-то или, напротив, из-за удалённости кого-то. И только мы стояли на своих местах и не испытывали ничего, кроме любопытства.
Потом каким-то непостижимым для меня путём один из «заместителей» (испытывавший острое желание излить любовь и сожаление клиенту) «оказался» абортированным ребёнком клиента, ещё несколько человек «оказались» давно почившими родственниками… начался спиритический сеанс. Потом произошло нечто, похожее на психодраму с мистическим уклоном. И завершилось всё это жёстким указанием расстановщика из разряда «встань и иди!».

Естественно, я задержалась, сообщила расстановщику свою профессиональную принадлежность и поинтересовалась тем, что это было, где он учился и как ему не стыдно. В ответ получила поток сознания «есть многое на свете, друг Горацио…» на тему существования ещё неизвестных науке явлений и неких полей, к которым надо подключаться для получения знаний.
Тогда я решила, что при таком уровне бредовости эта услуга сослужит хорошую службу клиентам: поможет им отличать действительно профессиональных психологов от шарлатанов, не имеющих никакого отношения к научному знанию.

Мне казалось очевидным, что разумный человек, прежде чем отдавать свои деньги за какую-либо услугу, погуглит о ней. При поиске информации про расстановки по Хеллингеру практически сразу находится, пожалуй, наиболее систематизированное в русскоязычном сегменте краткое описание методики: Веселаго Е.В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. // Психотерапия. № 7, 2010. № 1, 2011. : [Электронный ресурс].

Прочтения этой статьи, на мой взгляд, достаточно, чтобы понять, что к психологии как науке данная методика не имеет никакого отношения ни в какой «реинкарнации». А нижеприведённый абзац (там же, с. 14) даёт понять, что и к понятию нормы в любом смысле расстановки имеют такое же отношение, как и к науке: «Хеллингер говорит, что его работа ― это не психотерапия, это практическая философия. Мне хочется добавить: “А также практическое богословие”. И в этой практике мы иной раз достигаем пределов: пугающих, неприемлемых, неправильных, “аморальных” движений (событий, историй). Ведь если нет ни плохого, ни хорошего и всё движется так, как оно движется, то как же быть, например, с ситуациями инцеста? Насилия, убийства, абортов? Фашизма, геноцида? Много раз свидетели расстановочной работы Хеллингера сталкивались с неприемлемым: например, в расстановке дочь, состоящая в сексуальной связи с отцом, говорит матери: “Мама, я рада делать это для тебя”. Через эту фразу, произнесённую в расстановке, приходит дух “зрячей” любви и примирения, связь открывает свой смысл и перестаёт быть нужной . Но при этом поднимается волна возмущения от защитников жертв насилия и жестокого обращения, от женщин, от мужчин, от социальных работников и многих других, в чьём понимании верной является идея защиты жертвы от насильника и соответствующего наказания для него ».

Но, судя по распространённости расстановок, практически полному отсутствию критики в русскоязычном сегменте Сети и научных источниках, проникновению методик уже в систему государственного образования и науки, этот вопрос остро нуждается в обсуждении.
Итак, метод системных семейных расстановок Берта Хеллингера получил широкое распространение во второй половине прошлого века как помогающая психологическая практика. Считается, что базовые принципы метода соответствуют системному и феноменологическому подходу, однако их трактовка осуществляется автором крайне неортодоксально. Исходя из системных предпосылок, Хеллингер предлагает рассматривать в терапии весь комплекс семейных отношений в их взаимосвязи и иерархии, включая межпоколенные (в том числе между живущими и уже умершими родственниками). Феноменологичность же метода подразумевает приоритет непосредственного субъективного опыта и ощущений участников расстановок.

По мнению сторонников метода, отношения, переживания и ощущения членов семейной системы находятся в некоем «поле», и, будучи помещёнными в соответствующие роли, совершенно посторонние люди как бы включаются в это поле и начинают воспроизводить характерные ощущения его членов, даже не обладая никакой предварительной информацией о них. Взаимодействуя с этими «заместителями», участник получает возможность отработать свои личностные проблемы и вопросы отношений с родственниками, коллегами по работе и даже абстрактными понятиями.

На мой взгляд, уже перечисленного должно было бы хватить для того, чтобы понять ненаучность и бесполезность «метода» расстановок, однако на тот случай, если у читателя ещё остались сомнения, остановимся чуть более подробно на наиболее одиозных положениях (постараюсь обойтись без узкоспециальных терминов).
Во-первых, в основе «механики» расстановок лежит так называемый феномен замещающего восприятия, когда заместитель начинает не просто представлять, а чувствовать и переживать то, что чувствует и переживает его реальный живущий или давно умерший прототип, черпая информацию напрямую из «информационного поля». Механизм этого замещающего восприятия и способа передачи информации между её носителем и его заместителем, впрочем, никак не формализуется и не объясняется - зато проверить и опровергнуть нельзя.
Во-вторых, здравая в принципе идея о том, что индивид не живёт в вакууме и на него влияют члены семьи (кстати, не только они, но и масса других социальных субъектов и агентов социализации), доводится здесь до абсурда и человек оказывается не просто связан, а тесно переплетён (и речь не о генетике!) в своей судьбе с судьбами предков - даже тех, о которых он не знает и никогда не мог узнать в принципе. В итоге утверждается, что он может проживать не свою судьбу и выполнять не свои задачи, поскольку сколько-то поколений назад образовалась психологическая проблема, которую так до сих пор и не решили. Ни современная психология, ни нейрофизиология не обладают научными объяснениями такого феномена, и способов проверить, действительно ли клиент мучается за грехи прабабушки, тоже нет.
Если убрать философскую и мистическую составляющую, то сама по себе техника расстановок, по сути, является попыткой проекции сознательных и бессознательных представлений клиента о структуре и характере межличностных отношений внутри семьи - и это могло бы иметь ограниченное практическое применение, но подобные методики уже существуют (например, психодрама), так что новизны, очевидно, удаётся достичь только путём мистификации и оперирования квазинаучными понятиями вроде «психической энергии», «информационного поля», «замещающего восприятия» и прочих. Но, может быть, ничего страшного в этом нет и пусть клиенты «расстановщиков» платят своеобразный «налог на невежество»?..
Отнюдь. Метод не является «этически нейтральным» и содержит несколько весьма опасных для клиента элементов.

Во-первых, самое простое возражение - в том, что использование «кривого» метода уводит вас с правильного пути и убеждённость в том, что корень проблем надо искать «вниз по генеалогическому древу», прислушиваясь к ощущениям, вызванным у вас чужими людьми, на которых возложены роли всевозможных родственников, помешает вам увидеть реальную проблему. Это в лучшем случае. В худшем - вы укрепитесь в своих заблуждениях и искажённом восприятии.
Во-вторых, неформализуемый метод с неверифицируемыми результатами оставляет чересчур широкий простор для работы «расстановщика» - и предъявляет крайне высокие требования к его профессионализму, этичности и способности к критической рефлексии. Что-то подсказывает мне, что у людей, практикующих (зачастую на коммерческой основе) ненаучный метод с мутными полуэзотерическими предпосылками, могут быть серьёзные проблемы с этими качествами. Более того, людям в пограничных состояниях опыт расстановок (в любой роли) может быть опасен провокацией развития полноценной психиатрии.

В-третьих, в своей основе идеи Хеллингера о «порядках любви» воспроизводят патриархальные модели гендерных и межпоколенческих отношений, фактически предписывая клиентам определённые (и довольно жёсткие) принципы восприятия и поведения. Нашумевшая интерпретация Хеллингером инцеста как вины матери в том, что она не удовлетворяла в достаточной степени сексуальных интересов своего мужа, в результате чего ему пришлось заняться сексом с дочерью, не только создаёт почву для культивирования чувства вины у матери (которая, возможно, по вполне логичным причинам отдалилась от мужа), но и принуждает жертву инцеста «принять с уважением» акт насилия над собой. Не говоря уже о том, что для самого насильника подобная интерпретация не даёт никакого шанса осознать свою ответственность за совершённое и отработать причины, которые привели к этому акту.

Я допускаю, что те психологи и педагоги, которые ссылаются на идеи Хеллингера и внедряют их в свою практику и учебные планы, не принимают всех положений «системно-семейной» терапии, но тогда это свидетельствует либо об их невежестве, либо о научной некомпетентности. Всё, что в расстановках «работает», не является специфическими особенностями расстановок, а вполне исчерпывается другими, вполне научными методиками. А то, что в них есть уникального, не является ни психологией конкретно, ни наукой вообще, и поэтому не работает и работать не может.

Тем не менее встречаются и те, кто «проходил» и кому «помогло». Почему же в их случае «сработало»?


Многим людям намного легче жить, считая, что они ни в чём не виноваты. Виновато «поле семьи» которое заставило, например, повторять судьбу изгнанного родственника. А чувство вины - одна из очень частых проблем, с которыми обращаются за помощью.
Так как в расстановках используются элементы из пунктов 2–4, существуют счастливчики, которым расстановки помогли и, возможно, даже сильно не навредили. Хотя вред в виде мифологизации сознания им однозначно причинён! Такой же вред причиняется и «заместителям». Говорить же о подтверждённой эффективности данного метода вообще не стоит, ибо нет ни одного исследования в этой области.

За ряд противоречивых высказываний и методов Хеллингера было исключили из Немецкой ассоциации системных расстановок его же бывшие последователи, но при этом продолжили заниматься расстановками, убрав имя Берта Хеллингера и спорные с точки зрения морали установки. Справедливости ради надо отметить, что нашлись и те специалисты, которые хоть и признают потенциал в этом эклектичном методе, но считают его небезопасным для пациентов.
К сожалению, в настоящее время расстановки получают всё более широкое распространение как услуга. Но самое ужасное - начинают занимать неприлично большое пространство в среде профессионалов, включаются в образовательные программы и практики, включаются в публикации, индексируемые РИНЦ.

Недавно я обнаружила расстановки в учебных программах некоторых государственных вузов, курсы по расстановкам, ведущиеся в АНО на базе государственных (sic!) психиатрических учреждений и позволяющие получить свидетельство государственного образца!
В своих попытках легитимации метода расстановок сторонники подхода не брезгуют и фальсификациями: так, статья о системной семейной психотерапии в русскоязычной «Википедии» написана явно адептами этой методики. Смелое утверждение о том, что «около 80 рандомизированных и контролируемых исследований смогли подтвердить, что системная и семейная терапия представляет собой эффективный и экономичный метод психотерапии, обладающий очень хорошим долгосрочным эффектом» ссылается на некоего Бернарда Шорна и его «труд» под названием «Научное исследование доказывает эффективность и долгосрочные успехи». Поиск в русскоязычном и англоязычном сегментах интернета не помог мне раскрыть таинственную личность этого человека. Ну и соответствующего труда я, естественно, тоже не нашла.

Ну и напоследок сообщаю вам, что всё большее распространение получают нынче расстановки для бизнес-систем, расстановки на курс валют и прочие экономические вопросы. Что лично у меня вызывает смешанные чувства: смешно, конечно, но… если люди бизнеса и банкиры начнут опираться в принятии решений на результаты оккультных практик, то что нас будет ждать в будущем?

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»