Лирические отступления и их место в романе евгений онегин. Сочинение на тему: Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин" сложно переоценить. Они помогают автору выразить многие мысли и идеи, которые были бы без них непонятны или не настолько очевидны.

Значение романа

Роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин" огромна. С их помощью автор постоянно вмешивается в повествование, упорно напоминая о себе. С помощью этого приема, который позже активно стал использоваться и другими авторами, поэт знакомит читателя со своей собственной точкой зрения на самые разные вопросы и жизненные проблемы, формулирует собственную мировоззренческую позицию.

Благодаря лирическим отступлениям в романе "Евгений Онегин", Пушкину удается даже изобразить себя рядом с главным героем (они появляются вместе на берегу Невы).

Создание романа

Над своим романом, Пушкин настаивал именно над таким определением жанра, хоть внешне произведение больше похоже на поэму, поэт работал целых семь лет. Закончил он его только в 1831 году. Свой труд над ним Пушкин называл настоящим подвигом. По его словам, так же тяжело ему дался только "Борис Годунов".

Работать над "Онегиным" поэт начал в Кишиневе, когда находился в Южной ссылке. В то время автор переживал творческий кризис, пересматривал многое в своем мировоззрении. В частности, отказывался от романтизма в пользу реализма.

Этот переход особенно хорошо заметен по первым главам "Евгения Онегина", в котором романтизм еще идет в ногу с реализмом.

Первоначально планировалось, что в романе будет 9 глав. Но затем Пушкин переработал всю структуру, оставив только 8. Из окончательного содержания он убрал часть, посвященную путешествию Онегина. Ее фрагменты можно встретить только в приложениях к тексту.

В романе подробно описываются события между 1819 и 1825 годом. Все начинается с заграничного похода русской армии против французов, а заканчивается восстанием декабристов.

Сюжет романа

Роман начинается с того, что молодой петербургский дворянин Евгений Онегин из-за болезни своего дяди вынужден уехать из столицы в деревню. Такова завязка этого произведения. После Пушкин рассказывает о воспитании и образовании главного героя. Они были типичны для представителя его круга. Занимались с ним исключительно учителя-иностранцы.

Его жизнь в Петербурге была наполнена любовными похождениями и интригами. Череда постоянных развлечений привела его к хандре.

Он едет к дяде проститься с умирающим родственником, но уже не застает его в живых. Он становится наследником всего поместья. Но вскоре хандра настигает его и в деревне. Развлечь его пытается юный сосед Ленский, который только что вернулся из Германии.

Оказывается, что новый друг Онегина без ума от Ольги Лариной, дочки местного богатого помещика. У нее есть еще одна сестра Татьяна, которая, в отличие от Ольги, всегда задумчива и молчалива. Онегину девушка безразлична, а вот сама Татьяна влюбляется в петербургского дворянина.

Она решается на невиданный в то время шаг - пишет письмо своему возлюбленному. Но и тогда Онегин отвергает ее, спокойствие семейной жизни претит ему. Вскоре, опять же от хандры и скуки, на званом вечере у Лариных Онегин заставляет Ленского ревновать его к Ольге. Юный и горячий Ленский тут же бросает ему вызов на дуэль.

Онегин убивает своего бывшего друга и уезжает из деревни.

Роман заканчивается встречей Онегина и Татьяны в столице спустя три года. К тому времени девушка вышла замуж за генерала и стала настоящей светской дамой. На этот раз уже Евгений в нее влюбляется, но та его отвергает, потому что считает, что должна до конца остаться верной своему мужу.

Роман обо всем

Неслучайно многие критики называют роман Пушкина "Евгений Онегин" энциклопедией русской жизни. Пожалуй, больше не встретить такого произведения, где настолько обширна тематика.

Автор не только рассказывает о судьбе персонажей, но и обсуждает с читателем самое сокровенное, повествует о творческих планах, рассуждает об искусстве, музыке и литературе, вкусах и идеалах, которые близки его современникам. Именно этому посвящены лирические отступления в романе "Евгений Онегин".

Именно с помощью таких отступлений Пушкин делает из обычной истории о дружбе и любви полноценную картину эпохи, создает целостный и ощутимый образ России первой четверти XIX века.

Тематика и формы лирических отступлений в "Евгении Онегине"

Пространные отступления можно встретить уже в первой главе романа. Они посвящены достижениям отечественного театрального искусства, очерку современных автору светских нравов, мнениям по поводу необычных привычек светских львиц и их мужей.

В первой же главе романа впервые звучит тема любви. Критики считают, что в лирическом элегическом воспоминании Пушкин грустит о Волконской. В последующих главах любовь становится поводом для авторских отступлений.

Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина сложно переоценить. С их помощью автор формулирует собственное мнение по поводу происходящего, создает эффект участия читателя в происходящем, создавая иллюзию диалога с ним.

Например, эту роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин" можно проследить в тот момент, когда автор комментирует отказ главного героя от любви Татьяны. Пушкин настойчиво защищает главного героя от обвинений, которые могут на него обрушиться. Он подчеркивает, что таким образом Онегин не в первый раз проявляет свое благородство.

Тема дружбы

Какова роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин", можно понять по тому, как он освящает тему дружбы. Это происходит в самом конце четвертой главы.

Рассуждая о дружбе между Онегиным и Ленским, Пушкин поднимает тему самолюбования и пренебрежения к окружающим. Утверждая, что эгоизм - одна из типичных черт поколения.

Образы русской природы

Одним из открытий поэта в этом романе стало создание реалистичных образов русской природы. Им посвящена не одна глава "Евгения Онегина".

Автор уделяет внимание всем временам года без исключения, сопровождает все это пейзажными зарисовками. Например, перед тем как рассказать о письме Татьяны к Онегину, Пушкин описывает ночной сад, а завершается сцена картиной сельского утра.

Литературные вопросы

Интересно, что в романе Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин" нашлось место и для лирических отступлений, посвященных проблемам современной автору литературы и родному языку. А также теме творческого кризиса, в котором часто оказываются писатели.

Например, в четвертой главе Пушкин открыто полемизирует с воображаемым критиком, который требует от литераторов в произведениях одической торжественности.

Для самого Пушкина ода - пережиток прошлого. В то же время поэт критикует многих своих современников, которые переусердствовали в слезливости и подражательстве. Пушкин даже делится с читателем тем, с какими трудностями сталкивается при написании романа. Жалуется на трудности при использовании иностранных слов.

В одной из последних глав "Евгения Онегина" Пушкин в лирическом отступлении поднимает даже патриотическую тему. Поэт признается в искренней любви к России.

Таким образом, можно убедиться, что роль лирических отступлений в романе "Евгений Онегин" велика. По словам Белинского, в них отразилась вся душа поэта.

В.Г. Белинский назвал роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, роман дает всестороннее, детальное и в то же время чрезвычайно лаконичное и сжатое изображение российской жизни 20-х годов XIX века, в необычайно емкой поэтической форме Пушкину удалось создать поистине универсальное произведение, освещающее важнейшие российские проблемы и отражающее сущность русского национального характера. Во многом это удалось автору благодаря лирическим отступлениям, поскольку эти внесюжетные элементы позволяют создать структурно-целостное, единое по композиции произведение и одновременно дают возможность назвать великое пушкинское творение «свободным романом», где повествование течет свободно и непринужденно, отражая естественный ход жизни.
Лирические отступления входят в роман с образом автора, как эмоциональные размышления и оценки, выражающие его непосредственное отношение к изображаемому или связь с ним. Автор размышляет о творчестве, определяет форму романа, предчувствует, что уже первая «глава принесет ему «дань славы - кривые толки, шум и брань».
Тематика и формы лирических отступлений в «Евгении Онегине» чрезвычайно разнообразны. Через весь роман проходят лирические воспоминания автобиографического характера, размышления о судьбах героев, о времени, среде и поколениях, о любви и дружбе. Это могут быть и заметки о природе и красоте, и рассуждения об экономике и политике России, неоднократно возникает тема искусства, в частности, театра и поэзии, а также связанные с ним полемические высказывания.
В лирических отступлениях, содержащих размышления автора о собственных жизни и судьбе, создается необычайно яркий в русской литературе реалистический образ повествователя, который можно считать своего рода частью собирательного портрета молодого и в то же время опытного человека - одного ив лучших представителей дворянской среды. Основные психологические черты этого героя - искренность, открытость читателю - определяют лиризм и задушевность отступлений в его повествовании; а самокритичность побуждает анализировать и оценивать собственные поступки, признавать свои слабости:
Люблю я бешеную младость.
И тесноту, и блеск, и радость...
- и заявлять об ошибках:
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Подобного рода лирические отступления интересны и тем, что позволяют восстановить жизненный путь самого Пушкина. Поэт рассказывает о себе, своей жизни: об угрожающей ему ссылке в Сибирь, увлечении светской жизнью после лицея, желании уйти от недремлющего ока жандармов, так, например, VIII глава открывается лицейскими воспоминаниями поэта, в главе X упоминаются посещавшиеся им тайные собрания будущих декабристов.
Однако ошибочным будет считать, что образ автора целиком биографичен, равнозначен самому Пушкину. Следует различать автора и его персонаж. Создавая его, Пушкин, без сомнения, стремился к обобщению, типизации мыслей, чувств, переживаний лучших людей своего времени. Следовательно, образ автора может и должен быть рассмотрен в ряду других образов романа, как важнейшая и неотъемлемая часть его образной системы.
Значительная часть лирических отступлений в романе посвящена размышлениям автора об искусстве, его назначении и специфике, а также оценке его направлений, Так, автор искренне восхищается современным ему театром, эти «волшебным краем», где «ложи блещут», где «в стары годы блистал Фонвизин, друг свободы, и переимчивый Княжнин».
Более детально подходит он к оценке литературы своей и предыдущих эпох, рассматривая и анализируя основные сложившиеся к тому времени направления: классицизм, сентиментализм, романтизм. Например, полемизируя с законами классицистической эстетики, требовавшими от художественного произведения жесткой структуры, не допускавшими свободного, произвольного изложения, автор почти в середине своего повествования иронически замечает:
Я классицизму отдал честь:
Хоть поздно, а вступленье есть.
Говоря о литературном творчестве Ленского, он использует случай выразить свое отношение к романтическому творчеству:
Так он писал темно и вяло
Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?
В пародийной форме перечисляются также романтические штампы и обороты:
...Пустыни, волн края жемчужны
И моря шум, и груды скал,
И гордой девы идеал,
И безыменные страданья...
«Иные нужны мне картины», - признается автор в одном из лирических отступлений, противопоставляя этим образам «песчаный косогор, // Перед избушкой две рябины, // Калитку, сломанный забор». Как видим, все это элементы неприукрашенной действительности, реалии обыденной жизни, что дает возможность отнести автора к приверженцам реалистического искусства. Не случайно «теснота, и блеск, и радость» шумных балов и светских приемов постепенно заменяется для него идеалом простой народной жизни и «верности старине»:
Мой идеал теперь - хозяйка,
Мои желания - покой.
Да щей горшок, да сам большой.
Говоря об источниках поэтического вдохновения, автор называет среди них любовь и природу. Так, в одном из отступлений он замечает, что «все поэты - любви мечтательной друзья». Таким образом, высокое любовное чувство, воспеваемое поэтами всех времен, одновременно является и животворным источником поэтического творчества.
Особое место в структуре романа занимают и лирические отступления о природе. С одной стороны, для героев восприятие природы неотделимо от чувства любви, тесно с ним слито. «Весна, весна! Пора любви!» - восклицает пушкинский герой. С другой стороны, эмоциональные рассуждения автора о природе часто выводят повествование в символический план, определяя и усиливая переживания героев. Вспомним хотя бы сон Татьяны или описание впечатлений Онегина от жизни в деревне.
Размышления автора о своем времени не ограничиваются лишь оценкой его культурной и духовной жизни - не менее значительную роль в романе играют и рассуждения социального и этического плана. Так, в «Евгении Онегине» дается объективная оценка нравов и системы ценностей эпохи «меркантильного духа»:
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно...
Автор размышляет также о близкой ему социальной среде, где «всяк суетится, лжет за двух»; о поколении легкомысленных молодых людей, которые «все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь...»
Размышления общественного характера, отражающие характерные черты и обнажающие основные пороки эпохи, сменяются рассуждениями на более личные, близкие автору моральные темы:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней...
Особую известность среди лирических отступлений в романе получили отличающиеся особым лиризмом и исповедальным тоном размышления автора о любви и дружбе, многие из которых стали «крылатыми». Достаточно вспомнить хотя бы такие: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» или «Любви все возрасты покорны». Подобные замечания не только развивают и усиливают любовную «линию» романа, но и точно характеризуют российские нравы пушкинской поры.
Отдельно следует отметить лирические отступления, связанные с характеристикой героев романа, выражающие авторскую оценку действий героев, определяющие авторское к ним отношение. Например, автор постоянно подчеркивает свою внутреннюю, духовную близость к Онегину, называя его своим «добрым приятелем», «вторым Чаадаевым».
Мечтам невольная преданность.
Не подражательная странность
И резкий охлажденный ум,
- вот черты, которые нравятся автору в Онегине.
Однако автор тут же спешит заметить: «всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной...» Таким образом, автор особо подчеркивает, что он и изображаемый им герой не двойники, что образ Онегина не является целиком «его портретом», как не тождественны образ автора в романе и сам автор романа, в отличие от своего пассивного, апатичного героя, автор занимает активную, деятельную жизненную позицию. Жить для него - значит ощущать всю полноту жизни, испытать все: «вражду, любовь, печаль и радость», чтобы счастливейшие дни «жизни мирной» сменялись «горячкой рифм». Жить значит мечтать о свободе, стремиться к ней и бороться за нее.
Итак, лирические отступления в «Евгении Онегине» содействуют раскрытию идейного содержания произведения, служат организации повествования; выражают отношение автора к насущным проблемам своего времени. Во всей полноте и многогранности раскрывается образ автора: грустно-иронический; насмешливый и остроумный, задушевный собеседник и глубокий мыслитель - человек и гражданин. Тематическое разнообразие лирических отступлений придает роману энцикло- педичность и универсальность, всеохватность и полноту.

Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно».
А.С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.

В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.

С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое отношение к немую

«Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты.»

Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа
Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором: «я был озлоблен, он угрюм», - и заставляет читателей испытывать к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на балах, но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных эмоций:

«Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины»

И тут же Пушкин отмечает:

«Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душою

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.»

Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии.

Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,

«Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

И попав в «шум блистательных сует», более всего тоскует о «жизни полевой». Так, автор рисует свою героиню «русскою душою», несмотря на то, что та «выражается с трудом на языке своем родном». Татьяна «верила преданьям старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаньям луны».

Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Пушкин размышляет в своей судьбе:

«Весна моих промчалась дней

(Что шутя твердил доселе)?

И ей ужель возраста нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?»,- об образе жизни поэта:

«Я с вами знал

Все, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

Беседу сладкую друзей»

Пушкин рассказывает в лирических отступлениях о замысле романа:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне-

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал».

В лирических отступлениях А.С. Пушкина мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа, к жизненному укладу того времени. Эти отступления позволяют ярче, понятнее представить образ поэта.

Лоренс Стерн говорил: «Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; Они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их, например, из этой книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой её странице.

Гюстав Флобер сказал: «Художник должен присутствовать в своем произведении, как бог во Вселенной: быть вездесущим и невидимым.»

Слово предоставляется группе под руководством Кулумбеговой Анны. Тема: «лирические отступления и роль образа автора в романе «Евгений Онегин».

Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их, например, из этой книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой её странице.

(Л. Стерн)

Что такое «лирическое отступление»?

Лирические отступления – это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно, а не от лица кого – либо из действующих персонажей.

Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые их них занимают всего лишь одну строчку. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по объёму образуют две самостоятельные главы.

Лирические отступления неразрывно связаны с сюжетной основой романа и служат:

Раздвигания пространственных и временных границ повествования;

Создания культурно – исторического образа эпохи.

Классификация лирических отступлений

Лирические отступления можно разделить на несколько групп:

-Авторские отступления . (Воспоминания о юношеской любви в первой главе, соседствующие с шутливо-ироническим рассуждением о "ножках". Воспоминания о московской "красавице" в 7 главе (собирательный образ). Отсылки к биографии в начале и конце 8 главы. Отступления о переоценке романтических ценностей в "Отрывках из путешествия Онегина").

-Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах). Поэт комментирует свой роман по ходу его написания и как бы делится с читателем соображениями, как лучше писать его. Общая смысловая доминанта этих отступлений - мысль о поиске нового стиля, новой манеры письма, предлагающей большую объективность и конкретность изображения жизни (позднее это стало называться реализмом).

-Разговоры на житейские темы ("роман требует болтовни"). Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т.д. Здесь поэт может выступать в самых разных обличиях (литературных масках): мы видим то убежденного эпикурейца (насмехающегося над скукой жизни), то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне. Образ лирического (как и всегда у Пушкина), с одной стороны, калейдоскопичен и изменчив, с другой - остается целостным и гармонически законченным.

Пейзажные отступления также входят в число лирических. Обычно природа изображается сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения. В то же время некоторые пейзажи показаны глазами героев ("В окно увидела Татьяна...").

-Отступления на гражданскую тему - о героической Москве 1812 года. Некоторые отступления - "смешенного" типа (включают в себя и автобиографический, и критико-публицистический, и житейско-афористический элементы.

Роль лирических отступлений в романе

Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Враги его, друзья его (это может быть, одно и тоже). Его чистили так и сяк. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по своему объему образуют две самостоятельные главы. Свобода пушкинского произведения – это прежде всего непринужденная беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная форма повествования позволила Пушкину воссоздать историческую картину современного ему общества, говоря словами В.Г. Белинского, написать «энциклопедию русской жизни». Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях, которые определяют движение повествования в различных направлениях. Одной из важнейших тем авторских отступлений в «Евгении Онегине» является изображение природы. На протяжении всего романа перед читателем проходит и зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, и весна – «пора любви». Пушкин рисует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», и несомненно, он не оставляет без внимания любимую осень. Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир через отношения к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж предстает читателю таким, каким его видит Татьяна: «…она любила на балконе предупреждать зари восход», «…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор». В «Евгении Онегине» есть и другой ряд авторских отступлений – экскурс в Русскую историю. Знаменитые строки о Москве и отечественной войне 1812 года, отпечаток которой лег на пушкинскую эпоху, расширяют исторические рамки романа. Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде, привлекает внимание остротой наблюдения. Какие блистательные строки посвящены театру. Драматурги, актеры … Мы словно сами попадаем в этот «волшебный край», где блистал Фонвизин, друг свободы, и переменчивый Княжнине, «видим летящую, как пух от уст Эола», Истомину. Некоторые лирические отступления в романе носят прямо автобиографический характер. Это дает нам право говорить о том, что роман – история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неординарной. Пушкин - и создатель романа, и его герой. «Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках описывают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече…» Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя – «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применено в самой полной мере.

Характеристика романа.

Известный критик В.Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». И это действительно так. В пушкинском романе сказано так много, так всеобъемлюще о жизни России в начале 19 века, что если бы мы даже ничего не знали об эпохе того времени, читая роман «Евгений Онегин» мы всё-таки узнали бы многое. Но почему же именно энциклопедия? Дело в том, что энциклопедия – приведённое в систему обозрение, как правило, от «А» до «Я». Таковым является роман. Если внимательно просмотреть все лирические отступления автора, мы увидим, что они «развёрнуты» от «А» до «Я».

Сам автор тоже характеризует свой роман. Он называет его «свободным». Эта свобода – прежде всего, непринуждённая беседа автора с читателями с помощью разнообразный лирических отступлений, выражение мыслей авторского «Я».

А ныне все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон,

Порок любезен - и в романе,

И там уж торжествует он…

Такая форма повествований – с лирическими отступлениями - помогла автору воссоздать картину общества, в котором он живёт: читатели узнают о воспитании молодёжи, о том, как она проводит своё свободное время, буквально, прочитав 20 строф. Прочитав 1 главу, мы увидели образ Онегина.

Как писал Герцен: «…образ Онегина настолько национален, что встречается во всех романах, которые получают какое-либо признание в России, и не потому, что хотели копировать его, а потому, что постоянно наблюдали возле себя или в самом себе».

Роман «Евгений Онегин», как уже было сказано, стал романом- дневником. Вот как писал о романе Н.И. Надеждин: «С каждой новой строкою становилось очевиднее, что произведение сие было не что иное, как вольный плод досугов фантазии, поэтический альбом живых впечатлений таланта, играющего своим богатством.… Само явление его, с неопределённо-периодическими выходами, с беспрестанными пропусками и скачками, показывает, что поэт не имел ни цели, ни плана, а действовал по свободному внушению играющей фантазии».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Лирическое отступление - авторская речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, в непосредственной форме выражающая отношение автора к изображаемому. Лирическое отступление вводит, таким образом, в произведение образ автора-повествователя как носителя высшей, идеальной точки зрения А.С. Пушкин особо подчеркивает соединение эпического и лирического жанров. Его роман в стихах – не только повествование о жизни героев, но и лирическое произведение, наполненное авторской индивидуальностью. Лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостности образа: от бытовых деталей обобщения, до масштабных, наполненных философским содержанием образов.

«Онегин» - есть самое задушевное

произведение Пушкина,

Самое любимое дитя его фантазии.

Здесь вся жизнь, вся душа,

вся любовь его;

здесь его чувства, понятия,

идеалы».

(В.Г. Белинский)

Художественная уникальность романа во многом определяется тем особым положением, которое занимает в нем автор. Автор в романе «Евгений Онегин» – это человек без лица, без внешности, без имени. Автор – повествователь и одновременно «герой» романа. В Авторе отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам. Однако отождествлять Автора с Пушкиным – грубая ошибка. Необходимо помнить, что Автор – это художественный образ. Соотношение между Автором в «Евгении Онегине» и Пушкиным, создателем романа, точно такое же, как между образом любого человека в литературном произведении и его прототипом в реальной жизни. Образ Автора – автобиографический, это образ человека, чья «биография» частично совпадает с реальной биографией Пушкина, а духовный мир и взгляды на литературу являются отражением пушкинских. Он настойчиво напоминает читателям о «литературности» романа, о том, что текст, создаваемый им, – новая, жизнеподобная реальность, которую нужно воспринимать «положительно», доверяя его рассказу. Герои романа – вымышленные, все, что о них сказано, не имеет отношения к реальным людям. Мир, в котором живут герои, – тоже плод творческой фантазии Автора. Реальная жизнь – только материал для романа, ото- бранный и организованный им, творцом романного мира. Автор ведет постоянный диалог с читателем – делится «техническими» секретами, пишет авторскую «критику» на свой роман и опровергает возможные мнения журнальных критиков, привлекает внимание к поворотам сюжетного действия, к разрывам во времени, вводит в текст планы и черновики – словом, не дает забыть, что роман еще не дописан, не преподнесен читателю, как книга, «готовая к употреблению», которую надо просто прочитать. Роман создается прямо на глазах читателя, при его участии, с оглядкой на его мнение. Автор видит в нем соавтора, обращаясь к многоликому читателю: «другу», «недругу», «приятелю». Автор – создатель романного мира, творец сюжетного повествования, но он же – его «разрушитель». Противоречие между Автором – творцом и Автором – «разрушителем» повествования возникает тогда, когда он, прерывая повествование, сам входит в очередной «кадр» романа – на короткое время (репликой, замечанием) или заполняет его целиком (авторским монологом). Однако Автор, отрываясь от сюжета, не отделяет себя от своего романа, становится его «героем». Подчеркнем, что «герой» – метафора, условно обозначающая Автора, ведь он не обычный герой, участник сюжета. Вряд ли можно вычленить в тексте романа самостоятельный «сюжет Автора». Сюжет романа один, Автор – за пределами сюжетного действия. У Автора особое место в романе, определенное двумя его ролями. Первая – роль повествователя, рассказчика, комментирующего все, что происходит с героями. Вторая – роль «представителя» жизни, которая тоже является частью романа, но не укладывается в рамки литературного сюжета. Автор оказывается не только вне сюжета, но и над сюжетом. Его жизнь – часть общего потока жизни. Он герой «романа жизни», о котором сказано в последних стихах «Евгения Онегина»: Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочел ее романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим. Отдельные пересечения Автора и героев (встречи Онегина и Автора в Петербурге, о которых говорится в первой главе, письмо Татьяны («его я свято берегу»), попавшее к нему), подчеркивают, что герои «моего романа» – толь- ко часть той жизни, которую представляет в романе Автор. Образ Автора создается иными средствами, чем образы Онегина, Татьяны, Ленского. Автор четко отделен от них, но в то же время между ним и главными героями возникают соответствия, смысловые параллели. Не будучи действующим лицом, Автор появляется в романе как субъект высказыва- ний – реплик и монологов (их принято называть авторскими отступления- ми). Говоря о жизни, о литературе, о романе, который создает, Автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Его суждения могут совпадать с их мнениями или, наоборот, противостоять им. Каждое появление Авторам тексте романа – высказывание, корректирующее или оценивающее поступки и взгляды героев. Иногда Автор прямо указывает на сходство или различия между собой и героями: «Страстей игру мы знали оба; /Томила жизнь обоих нас; / В обоих сердца жар угас»; «Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной»; «Так точно думал мой Евгений»; «Татьяна, милая Татьяна! / С тобой теперь я слезы лью» . Чаще всего между высказываниями Автора и жизнью героев возникают композиционные и смысловые параллели. Появление авторских монологов и реплик, внешне не мотивированное, связано с сюжетными эпизодами глубокими смысловыми связями. Общий принцип можно определить так: по- ступок или характеристика героя рождают отклик у Автора, заставляя его за- говорить о том или ином предмете. Каждое высказывание Автора добавляет новые штрихи к его портрету, становится слагаемым его образа. Главную роль в создании образа Автора играют его монологи – авторские отступления. Это вполне завершенные по смыслу фрагменты текста, об- ладающие стройной композицией и неповторимым стилем. Для удобства анализа их можно разделить на несколько групп. Большая часть отступлений – лирические и лирико–философские. В них, насыщенных разнообразными жизненными впечатлениями, наблюдениями, радостными и горестными «заметами сердца», философскими размышлениями, читателю открывается духовный мир Автора: это голос мудрого Поэта, много повидавшего и испытавшего в жизни. Он изведал все, из чего складывается жизнь человека: сильные, возвышенные чувства и холод сомнений и разочарований, сладостные муки любви и творчества и тягостную тоску житейской суеты. Он то молодой, озорной и страстный, то насмешливый и иро- ничный. Автора привлекают женщины и вино, дружеское общение, театр, балы, стихи и романы, но он же замечает: «Я был рожден для жизни мирной, / Для деревенской тишины: / В глуши звучнее голос лирный, / Живее творческие сны» . Автор остро чувствует смену возрастов человека: сквозная тема его размышлений – молодость и зрелость, «возраст поздний и бес- плодный, / На повороте наших лет». Автор – философ, узнавший много печальной правды о людях, но не перестав любить их. Некоторые отступления проникнуты духом литературной полемики. В обширном отступлении в третьей главе (строфы XI–XIV) сначала дается ирони- ческая «историко–литературная» справка, а затем Автор знакомит читателя с планом своего «романа на старый лад». В других отступлениях Автор включается в споры о русском литературном языке, подчеркивая верность «карамзинистским» идеалам юности (глава третья, строфы XXVII–XXIX), полемизирует с «критиком строгим» (В.К.Кюхельбекером) (глава четвертая, строфы ХХXII–ХХХIII). Критически оценивая литературные мнения оппонентов, Автор определяет свою литературную позицию. В ряде отступлений Автор иронизирует над чуждыми ему представлениями о жизни, а иногда и откровенно высмеивает их. Объекты авторской иронии в отступлениях четвертой главы (строфы VII–VIII – «Чем меньше женщину мы любим...»; строфы XVIII–XXII – «Врагов имеет в мире всяк...»; стро- фы XXVIII–XXX – «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни альбом...»), восьмой главы (строфы X–XI – «Блажен, кто смолоду был молод...») – пошлость и лицемерие, зависть и недоброжелательность, душевная лень и раз- врат, замаскированные светской благовоспитанностью. Такие отступления можно назвать ироническими. Автор, в отличие от «достопочтенных читателей» из светской толпы, не сомневается в подлинных жизненных ценностях и духовных качествах людей. Он верен свободе, дружбе, любви, чести, ищет в людях душевной искренности и простоты. Во многих отступлениях Автор предстает как петербургский поэт, совре- менник героев романа. О его судьбе читатель узнает немного, это лишь био- графические «точки» (лицей – Петербург – Юг – деревня – Москва – Петербург), обмолвки, намеки, «мечтания», из которых складывается внешний фон авторских монологов. Автобиографический характер имеют все отступления в первой главе, часть отступлений в восьмой главе (строфы I–VII; строфы XLIX–LI), в третьей главе (строфы XXII–XXIII), в четвертой главе (строфа XXXV), знаменитое отступление в финале шестой главы, в котором Автор– поэт прощается с юностью (строфы XLIII–XLVI), отступление о Москве в седьмой главе (строфы XXXVI–XXXVII). Биографические детали «зашифрованы» и в литературно–полемических отступлениях. Автор учитывает, что читатель знаком с современной литературной жизнью. Полнота духовной жизни, способность к целостному восприятию мира в единстве светлых и темных сторон – главные черты личности Автора, отличающие его от героев романа. Именно в Авторе Пушкин воплотил свой идеал человека и поэта. Роман «Евгений Онегин» – труднейшее произведение Пушкина, несмотря на видимую легкость и простоту. В.Г.Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», подчеркнув масштаб пушкинского «труда многолетнего». Это не критическая похвала роману, а его емкая метафора. За «пестротой» глав и строф, сменой приемов повествования скрывается стройный замысел принципиально новаторского литературного произведения – «романа жизни», который вобрал в себя огромный общественно–исторический, бытовой, литературный материал.

Образ повествователя многими своими чертами близок к Онегину. В нем обнаруживается та же культура интеллекта, критическое отношение к действительности; но в нем есть то, чего нет у Онегина, - огромное жизнелюбие:

Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость...

По воспитанию, взглядам, убеждениям, вкусам, привычкам жизни, быта, традициям он - порождение той же дворянской культуры, что и Онегин и Татьяна. Однако, образ автора-повествователя противостоит им всем: его характер - характер наиболее полноценный и богатый. Он выше их всех, ибо он знает не только то, каковы в жизни Онегин, Татьяна, Ленский, сущность их взглядов и поведения как определенных социальных типов, но осознает и их социальную значимость, осознает не только «несовершенство мира» (что свойственно и Онеги ну], но и неполноценность самих Онегиных.
Вместе с аналитическим умом, блестящим остроумием, тонкой иро нией ему свойственны страстность, сила, энергия и оптимизм.
К окружающей среде отношение также, как и у Онегина, отрицательное:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей...

В образе автора виден характер, осуществляющий свою общественную роль в поэтическом труде, в художественном творчестве. «Музе», вдохновению Пушкин отводит много места в своем творчестве вообще, и в частности, в «Евгении Онегине», связывая с творчеством свое значение для будущего, видя во вдохновении оздоровляющее начало.

Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной...
Благослави мой долгий труд,
О ты, эпическая муза!

Но это осуществление своей социальной значимости отнюдь не снимает основного неразрешимого противоречия образа автора. Оно заключается в том, что при всей остроте критики современного дворянского общества, осознании отрицательных сторон социальной действительности и неполноценности создающихся в них характеров, у автора в то же время нет определенной положительной программы, которую он мог бы выдвинуть. Тем не менее, именно в характере автора утверждается Пушкиным возможность развития, движения вперед, искания каких-то новых путей.

Таким образом, мы пришли к выводу , что в «Евгении Онегине» Пушкин ведет свой роман не как бесстрастный наблюдатель, фиксирующий события, а как активный близкий участник описываемых в романе событий и лиц. Образ автора, его «я» проходит через весь роман, несет определенную смысловую функцию; оценка автора сопровождает все развитие действия и характеров.

Оскар Уальд говорил: «Главное назначение природы, видимо, в том, чтобы иллюстрировать строки поэтов».

Геннадий Поспелов писал: «В литературе XVIII - XX веков пейзажи обрели психологическую значимость. Они стали средством художественного освоения внутренней жизни человека.»

Мы предоставляем слово группе под руководством Руденко Виктории. Тема: «роль пейзажа в композиционном единстве романа».

Пейзаж - художественное описание незамкнутого пространства (природы, города и т.п.), часть предметного мира литературного произведения; помогает понять действия персонажей, передает их душевное состояние, создает эмоциональную атмосферу произведения (или эпизода) или дается с целью контрастного противопоставления деятельности людей.

Проблемой нашего исследования является:


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

В русской классической литературе нет I произведения, равного по богатству тематики пушкинскому роману «Евгений Онегин». На страницах романа поэт не только повествует о судьбе своих героев, но и делится с читателем своими творческими планами, говорит о литературе, театре и музыке, об идеалах и вкусах современников. Он вступает в воображаемую полемику со своими критиками, рассуждает о природе, иронизирует по поводу морали и нравов поместного и светского дворянства. Благодаря лирическим отступлениям сюжет о любви и дружбе вырастает в развернутую картину эпохи, создается целостный образ России. первой трети XIX столетия. Глазами автора показана в романс картина современной Пушкину русской культуры.

В лирических отступлениях первой главы автор говорит о достижениях русского театрального искусства, вспоминает минувшую любовь («Я помню море пред грозою...»), дает очерк светских нравов («Причудницы большого света!»), высказывает свое мнение по поводу привычек светских «львов» («К чему бес- цельно спорить с светом? Обычай деспот дм еж людьми»).

Тема любви, впервые прозвучав в первой главе романа (элегическое воспоминание поэта о М. Волконской), в дальнейшем неоднократно становится поводом для авторских отступлений. Комментируя «отповедь», в которой Онегин отверг любовь Татьяны, Пушкин защищает героя от возможных обвинений, подчеркивая, что Онегин «не в первый раз... явил души прямое благородство». Строфы, посвященные любви Ленского к Ольге, окрашены мягкой иронией («Он был любим... по крайней мере так думал он...»).

Пушкин обращается в романс и к теме дружбы. В конце четвертой главы автор вспоминает беззаботную атмосферу дружеских пирушек. Воспоминание перерастает в шутливый гимн дружбе. Поэт прибегает здесь к образному параллелизму: как надежный друг лучше ветреной кокетки, так «аи» предпочтительней «бордо».

В связи с повествованием о дружбе Онегина и Ленского возникает тема эгоизма, русского «наполеонизма». «Мы все глядим в Наполеоны...» - замечает поэт, подчеркивая, что эгоизм - типичная черта поколения.

Художественным открытием Пушкина стали реалистические образы русской природы, которой посвящены многие страницы романа. Автор описывает все времена года, сопровождает пейзажными зарисовками основные события в судьбе героев. Так, сцена письма Татьяны предваряется описанием ночного сада, а завершается картиной сельского утра: Сиянье гаснет. Там долина

Сквозь пар яснеет. Там поток

Значительная часть авторских отступлений посвящена проблемам русского языка и литературы, теме творчества. Так, в четвертой главе Пушкин ведет воображаемую полемику с - «критиком строгим», который требует от поэзии одической торжественности и призывает поэтов сбросить «элегии венок убогий». Для Пушкина ода - отживший жанр, но автор противопоставляет себя и современным «поэтам слезным», подражательное творчество которых обращено на завоевание «приятно-томных» красавиц.

В лирическом отступлении седьмой главы звучит патриотическая тема, поэт раскрывается здесь как гражданин России, один из ее любящих сынов:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

На страницах «Евгения Онегина» поэт делится с читателем размышлениями о творческом процессе создания романа. Он жалуется на трудности, связанные с использованием в литературе иноязычных слов; в конце третьей главы легкомысленно заявляет, прервав повествование, что должен «отдохнуть»; в пятой главе сообщает, что намерен «эту пятую тетрадь / От отступлений очищать», и, наконец, завершая роман, прощается и со своими героями, и с читателем.

Подводя итог сказанному, вспомним слова В. Г. Белинского, который писал, что в «Евгении Онегине» отразились «вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта, его «чувства, понятия, идеалы».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»