Краткая биография иоганна штрауса самое главное. Иоганн Штраус – творец музыки танца для детей и взрослых

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Штраус, Йозеф

(Strauss, Joseph) (1827–1870), младший брат Иоганна, родился 22 августа 1827 и прославился как автор ряда восхитительных вальсов – например, Безумие , Моя жизнь – это радость и любовь , Акварели , Ласточки австрийских сел . Йозеф первоначально не рассчитывал стать музыкантом: он учился в Венском политехническом институте, получил специальности инженера-строителя и архитектора, сделал ряд изобретений. Весной 1853 брат Иоганн, чувствуя переутомление, попросил Йозефа присмотреть на некоторое время за оркестром. Тот согласился неохотно, но в итоге посвятил музыке всю оставшуюся жизнь. Йозеф был романтик, поэт, он любил уединение и страдал приступами меланхолии. Во время концерта в Варшаве ему стало плохо, он был перевезен в Вену, где скончался 21 июля 1870.

Штраус, Эдуард

(1835–1916), младший из братьев, родился 14 февраля 1835 и дирижировал Капеллой Штрауса в течение трех десятилетий, вплоть до ее роспуска в 1901. У Эдуарда не было сколько-нибудь заметного творческого дарования, однако он сочинил около двух сотен танцевальных пьес. В 1906 он опубликовал воспоминания – весьма субъективную, мстительную и недостоверную хронику семейства Штраусов. Перед смертью сжег архив Капеллы Штрауса. Умер Эдуард 28 декабря 1916. Его сын Иоганн Штраус (1866–1939) пытался воскресить семейную традицию и гастролировал по Европе перед Первой мировой войной.

Дата рождения: 25 октября 1825
Место рождения: Вена
Страна: Австрия
Дата смерти: 30 июня 1899

Иоганн Штраус (сын) (нем. Johann Strau?) — австрийский композитор, дирижёр и скрипач.

Родился в Вене в 1825 г. Его отец возглавлял собственный оркестр, игравший танцевальную музыку, которую сам сочинял, его называли "королем вальса". Дети в этой семье все были музыкальны. Иоганн уже в шесть лет наигрывал на фортепиано мелодии собственного сочинения. Но отец был категорически против музыкальной будущности своих детей.

Ситуация изменилась после того, как отец бросил семью. В 1844 г. Иоганн Штраус закончил музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации. Он организовывает небольшой оркестр, с которым выступает в увеселительных заведениях Вены.

Осенью 1849 г. неожиданно умирает отец Штрауса. Сын посвятил его памяти вальс «Эолова арфа». Отцовский оркестр выбирает своим дирижером Иоганна Штрауса. В 1852 г. оркестр начинает играть на придворных балах и концертах.

Летом 1854 г. Штраус получил приглашение выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском парке, где располагались дворцы царя и великого князя Константина. В 1856 г. он переезжает в Россию. Публика очень тепло приняла его выступления, на концертах бывали члены императорской семьи. В Вене Иоганна Штрауса успешно заменял его брат Йозеф, тоже талантливый дирижер и композитор.

В августе 1862 г. Штраус женится на Хетти Трефц, уже имевшей трех дочерей и четырех сыновей. На летний сезон 1863 г. Хетти вместе с мужем приезжает в Россию. В этот период Иоганн Штраус создает свои лучшие вальсы "На прекрасном голубом Дунае"(1866 г.) и "Сказки Венского леса"(1868 г.), в которых нашла выражение музыкальная душа Вены.

В 1870 г. Штраус передает придворные обязанности брату Эдуарду и начинает заниматься написанием оперетты. Уже первая оперетту Штрауса "Индиго и сорок разбойников" имела огромный успех. Весной 1874 г. была поставлена знаменитая "Летучая мышь", триумфальный успех которой приходит лишь спустя 20 лет.

В 1878 г. после смерти Хетти Трефц Штраус женится на молодой актрисе Анжелике Дитрих, брак оказался неудачным и вскоре распался.

В 1882 г. Штраус женится на вдове своего друга, Адели Дойч, ей он посвятил вальс «Адель». Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.

В 1885 г. после оперетты "Ночи в Венеции" он создает новый шедевр - оперетту "Цыганский барон"(по сюжету романа "Саффи" Мора Йокаи). Премьера этой оперетты 24 октября 1885 г. накануне шестидесятилетия композитора стала для венцев настоящим праздником, а затем началось ее триумфальное шествие по всем крупным театрам Германии и Австрии.

Иоганн Штраус скончался в Вене 30 июня 1899 г. в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка».

После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Лучшей из них считается «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса.

Иоганн Штраус (сын) – выдающийся австрийский композитор и дирижер. Его творческое наследие включает в себя около 500 оркестровых танцевальных пьес, большинство которых составляют вальсы. Он автор полек, галопов, оперетт, комической оперы «Рыцарь Пазман» и балета «Золушка».

Иоганн Штраус -сын. (1825–1899) Strauss, Johann - отец (1804–1849)

Иоганн Штраус (сын) (Strauss, Johann) (1825–1899) родился 26 октября 1825 года в Вене. Иоганн-старший совсем не желал, чтобы сын пошел по его стопам, более того он запрещал ему заниматься музыкой. Несмотря ни на что юный Штраус начал тайно брать уроки скрипки и уже в 19 лет выступил на своем первом концерте в казино Dommayer, которое расположено в венском районе Хицинг. Долго так продолжаться не могло — в один прекрасный день Штраус отец все узнал и в ярости отобрал у своего отпрыска скрипку. Любовь к музыке, однако, оказалась в Иоганне Штраусе сильнее страха отцовского гнева.

Он бросил изучение коммерции и, уже не таясь от главы семьи, стал заниматься композицией у Йозефа Дрекслера. Вскоре он уже основал небольшой оркестр, и 15 октября 1844 состоялся его дирижерский дебют в ресторане Доммайера в Хитцинге.
Публика была от Штрауса без ума. Вот как описано появление композитора за дирижерским пультом в одной из венских газет того времени:«Легкий поклон с одной стороны — и шквал оваций с другой.
Иоганн представил четыре вальса, две кадрили и три польки.

Иоганн Штраус - отец
Вскоре в местных газетах начали появляться статьи с кричащими названиями “Штраус против Штрауса: соперничество между отцом и сыном”. Иоганн-старший был вне себя от ярости — сын не повиновался его воле. К тому же, за свою музыкальную карьеру он ни разу не играл в фешенебельном казино Dommayer, в отличие от своего наследника. Ещё одним поводом для расстройства великого композитора стало назначение сына на почетную должность капельмейстера 2-го венского гражданского полка. Штраус-ст. являлся дирижером 1-го с 1834 года. И когда проходили военные парады, оба “соперника” стояли вместе, по одну сторону, что вызывало у многих недоумение. На протяжении пяти лет Штраусы “правили” танцевальным миром Вены бок о бок.

В 1849 году «Иоганн Штраус Второй» стал «Иоганном Штраусом Единственным» — отец композитора умер. После смерти отца, Иоганн принял руководство оркестром своего родителя. С 1852 по 1965 год Штраус выступал на костюмированных балах и карнавалах в качестве дирижера. За этот период Иоганн женился. Его избранницей стала певица Генриетта Треффс (Henriette Treffz), известная как Джетти. Она стала не просто обожаемой супругой музыканта, но и его помощницей: делала приготовления к концертным турам, заключала театральные контракты и занималась корреспонденцией.

Фактически благодаря Генриетте Треффс Штраус начал сочинять оперетты. В 1871 году Иоганн Штраус написал оперетту «Индиго», которая прошла с грандиозным успехом, получила всеобщее признание. Таким образом Штраус-сын вошел в историю музыки не только мастером классического венского вальса, но и создателем оперетт. Одной из самых известных и блестящих его работ в этом жанре стала оперетта «Летучая мышь». Известно, что в основу сюжета положен реальный случай, имевший место в Париже. Эпизод так вдохновил композитора, что ему потребовалось лишь шесть недель, чтобы написать партитуру.

5 апреля 1874 года в Вене оперетта «Летучая мышь» Иоганна Штрауса-сына впервые была исполнена в театре «Ан дер Вин». Сначала «Летучая мышь» была холодно принята венской публикой, потому что боготворила Штрауса за вальсы. Однако в Берлине и Париже оперетты Штрауса имели огромный успех. В Париже нарасхват шли не только портреты композитора, но шляпы и перчатки «а ля Штраус» и галстуки «Летучая мышь». Лишь после такого триумфа в Европе эта оперетта, вновь поставленная в Вене, была достойно оценена зрителями.
8 апреля 1878 года Генриетта умерла от инфаркта. Иоганн был потрясен смертью любимой.
Однако одиночество стало для него невыносимым, и спустя всего 7 недель после смерти Джетти 52-летний композитор женился вновь. Его супруга, актриса и певица Анджелика “Лили” Диттрих (Angelika “Lili” Diettrich), была младше Штрауса на 30 лет. Они отличались не только возрастом, но и взглядами на жизнь. Лили так и не смогла понять маниакальную страсть Иоганна к его работе, его творчеству и в 1882 году бросила Штрауса ради режиссера.

Едва придя в себя от разрыва со второй женой, выдающийся музыкант с головой окунулся в новый роман. Молодая и привлекательная Адель Дойтч (Adele Deutsch) буквально околдовала Штрауса и вскоре переехала к нему жить, а в 1887 году влюбленная пара оформила отношения официально. Адель осталась с ним до конца его жизни.
"Цыганский барон"

В 1885 году он написал сразу же ставшую знаменитой оперетту «Цыганский барон»
Вальсы Штраус писать не перестал, но одновременно с ними создал множество прекрасных оперетт. Из шестнадцати написанных композитором произведений данного жанра лучшей, бесспорно, можно назвать именно «Летучую мышь».
Оперетта «Летучая мышь» является классическим образцом жанра венской оперетты. Это произведение и по сей день неизменно присутствует в репертуаре многих оперных театров мира, пользуясь любовью и популярностью у самой широкой аудитории, благодаря чарующей музыке великого маэстро Иоганна Штрауса-сына.
К его семидесятилетию оперетту «Летучую мышь» поставили в Венской придворной опере.

В октябре 1894 года в Вене было организовано празднование, длившееся неделю, в честь 50-летия его дебюта. Штрауса засыпали цветами и письмами, которые пришли со всего мира. Иоганн был глубоко тронут таким почтением, и в своей речи он, прежде всего, отдал дань уважения своему отцу, гениальному композитору, а затем поведал о своем источнике вдохновения: “…это мой любимый город Вена, в земле которого сосредоточена вся моя сила, а в воздухе парят мелодии, которые впитывает мое сердце”.

За свою творческую карьеру Штраус сочинил более 170 вальсов (Blue Danube 1867, Tales from the Vienna Woods 1868, Perpetual Motion 1869, Roses from the South 1880, Emperor Waltz 1888), а также польки (Thunder and Lightning Polka, Tritsch Tratsch Polka, Figaro-Polka), марши (Russischer Marsch, Napoleon), балет (Aschenbrödel), оперу (Ritter Pásmán), оперетты и кадрили.

Кто мог тогда знать, что «Летучая мышь», это известнейшее произведение Штрауса, станет причиной его смерти? Четыре года спустя, 22 мая 1899 года, дирижируя увертюрой к ней, композитор простудился и заболел воспалением легких. 3 июня Иоганна Штрауса не стало. 73-летний музыкант умер от пневмонии на руках у своей любящей жены Адель.

26 июня 1921 года в Вене состоялось торжественное открытие золотого памятника Иоганна Штрауса, созданного скульптором Эдмундом Хеллмером (Edmund Hellmer). А в 1999 году Австрия отмечала годовщину смерти “Короля Вальса” — 100 лет со дня кончины. Кроме того, во многих фильмах использованы музыкальные произведения и мелодии Штрауса, а в основу некоторых картин легла судьба талантливого музыканта.

Иоганн Штраус (сын) краткая биография изложена в этой статье.

Иоганн Штраус краткая биография

Иоганн Штраус-сын - австрийский композитор, дирижёр и скрипач, «король вальса».

В семье Штраус было семь сыновей, все из которых впоследствии стали музыкантами. В детстве отец запрещал Иоганну играть, не желая видеть будущее мальчика в музыкальном направлении.

Официально учась в Политехническом училище, будущий композитор Штраус обучается музыке втайне от родителей. Лишь после ухода отца в другую семью Иоганн, не скрываясь, берет уроки.

В 1844 Штраус получил право дирижировать в венском магистрате. Иоганн организовал небольшой оркестр, играющий его произведения. Музыка Штрауса на первом же выступлении поразила публику, увидевшую в композиторе конкурента отцу и между ними началась борьба.

Штраус старший, пользуясь связями, ограничивал выступления сына. А сам продолжал играть на светских мероприятиях. Возможно, он опасался, что сын окажется куда лучшим музыкантом. Наряду с этим происходит бракоразводный процесс между родителями, в котором отец оставляет семью практически нищей. Но неожиданно в 1849 году отец Иоганна умирает. После этого оркестр отца без оговорок присоединяется к оркестру сына. Музыка Иоганна Штрауса настолько полюбилась публике, что его стали приглашать на все концерты и балы.

Получив в 1854 году приглашение выступать в России, композитор немедля согласился, оставив в Вене вместо себя брата Йозефа. Польки, вальсы Иоганна Штрауса быстро получили признание.

В 1862 году он женится на Етти Трефц, которая оказала большую поддержку в жизни Иоганна Штрауса.

В 1860-70 годах создаются одни из самых знаменитых произведений композитора: «Сказки Венского леса», «Голубой Дунай». Выступая в Великобритании, США, Франции произведения Штрауса еще более закрепляют за автором мировой успех. Написанная в 1874 году оперетта Штрауса «Летучая мышь» свою долю популярности получает лишь через 20 лет.

НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ КОРОЛЬ ВАЛЬСА ИОГАНН ШТРАУС

К танцевальным мелодиям, которые называли музыкой для ног, в любую эпоху относились снисходительно. Оперы, оратории и симфонии всегда считали благородными жанрами, а вот всяческие кадрили, вальсы и польки относили к второсортным творениям в силу их развлекательного характера. И только одному австрийскому композитору удалось изменить эту музыкальную иерархию, подняв мелодии для танцев на недосягаемые ранее симфонические высоты. Имя его – Иоганн Штраус . Он написал почти полтысячи произведений. Сочинения талантливого Штрауса-младшего звучали во всех уголках мира и продолжают занимать лидирующее место в репертуаре многих театров.

Сын-конкурент

Основателями «вальсовой династии» принято считать Йозефа Ланнера и Иоганна Штрауса-старшего. Их искусство многим казалось недосягаемым. Но так было до тех пор, пока на горизонте не появился их главный соперник. По иронии судьбы им стал сын Штрауса – Иоганн Штраус-младший , который появился на свет в Вене 1825 года.

Старшему сыну Иоганну отец прочил будущее в коммерческой сфере, второго же – Йозефа – определил на военную службу. Все шло по плану, пока отец не обнаружил крамольную (по его мнению) страсть отпрысков к музыке. Жене стоило больших трудов уговорить его разрешить сыновьям заниматься игрой на рояле.

Иоганн завораживал друзей своим умением импровизировать на музыкальном инструменте. А позже отец выяснил, что старший сын втайне от всех учится играть и на скрипке. Да к тому же уроки ему давал сам Франц Амон, который был одним из лучших музыкантов оркестра Штрауса-старшего. Иоганн обучал соседских детей игре на фортепиано и тем самым зарабатывал себе на уроки Амона.

Лучшие учителя

Вскоре семью Штраусов настигло серьезное испытание – отец ушел к одной из своих молодых поклонниц, и содержание родных пришлось взвалить на себя Иоганну-младшему. Вот так он оказался главой семьи в 18 лет. К счастью, мать во всем поддерживала сына и самое главное – заботилась о его музыкальном образовании, несмотря на финансовые трудности. Мать бережно хранила ноты первого вальса Штрауса, который тот написал в 6 лет. Благодаря стараниям Анны Иоганн учился у репетитора балета венского оперного театра и ведущего преподавателя консерватории по классу композиции. Но своим главным учителем Иоганн считал капельмейстера одной из венских церквей – аббата Йозефа Дрекслера, который был знатоком контрапункта и гармонии. Это он заставлял молодого композитора сочинять духовные произведения. Штраус-младший в то время мечтал о «земной» музыке, но учителя не ослушался, и вскоре его кантата была публично исполнена в одном из храмов Вены.

Мудрый Дрекслер нашел для Иоганна стимул, чтобы тот занимался церковной музыкой. Он разрешил ему играть на органе и скрипке в той церкви, где был регентом.

Доброго утра, Штраус-сын

Как-то раз аббат услышал вальс на органе в исполнении Штрауса, когда зашел в пустой храм. Иоганн твердо стоял на своем – он хотел руководить танцевальной капеллой и сочинять танцевальную музыку. Дело было за «малым» – молодому человеку оставалось подыскать квалифицированных музыкантов. Он не мог допустить, чтобы его коллектив был хуже отцовского. И вот в один из воскресных дней октября 1844 года афиши и пресса города возвестили о предстоящем концерте молодого Иоганна Штрауса . Публика была заинтригована, ведь Штраусу-старшему едва исполнилось 40 лет, он еще был полон творческой энергии, а тут сын уже наступает на пятки. После концерта газеты запестрели восторженными отзывами. Критики писали: «Доброй ночи, Ланнер, доброго вечера, Штраус-отец, доброго утра, Штраус-сын !».

Революционные симпатии

Молодой композитор не просто взял, а выхватил эстафетную палочку из рук своих предшественников. И хоть его первые произведения мало отличались по форме от мелодий отца и Ланнера, но в них уже чувствовалась мощь таланта.

Когда наступил революционный 1848 год, Иоганн горячо откликнулся на политические события и поддержал народ. Он создал «Марш революции», который звучал словно призыв к борьбе. Эта музыка быстро стала самым популярным произведением восставших, получив второе название – «Венская Марсельеза». Однако Венское восстание подавили, и новая власть не забыла Штраусу-младшему его революционных симпатий. Иоганна долго не приглашали ко двору, а его вальсы не звучали на балах императора.

Семейный подряд

В 1849 году от скарлатины умер Иоганн Штраус-старший. В последнее время ему нелегко давалась популярность сына, потерю былой славы он переживал очень тяжело. Умер он в одиночестве, но похороны композитора прошли со всеми почестями.

Оркестр отца лишился руководителя и все тот же друг семьи скрипач Франц Амон настоял, чтобы место Штрауса-старшего занял его сын. Все артисты оркестра пришли к Иоганну и торжественно передали ему дирижерскую палочку отца. С тех пор у Штрауса-младшего началась повседневная напряженная концертная и композиторская деятельность.

Такая интенсивная работа быстро подорвала здоровье молодого музыканта. От переутомления он серьезно заболел. Коллеги знали, какой это изнурительный труд – руководить капеллой. Иоганн передал управление коллективом своему брату Йозефу, а когда и тот занемог, на помощь пришел еще один брат – Эдуард. Семейство Штраусов стало кумиром всей Вены. Сатирики того времени прозвали их торговцами музыки оптом и в розницу.

Новый венский вальс

Вальсы раннего периода творчества Штрауса напоминали произведения его отца на пике карьеры. Но очень быстро сын почувствовал себя скованным формой традиционного венского вальса и направил свою энергию на создание мелодии нового типа, показав весь свой талант. Он решился на смелый шаг и удвоил объем вальса с 8 и 16 тактов до 16 и 32, превратив его с обычной танцевальной музыки в самостоятельный жанр, который зазвучал теперь и на концертах.

Гастроли Штрауса закрепили его международную известность и способствовали распространению венского вальса. В Петербурге ему предложили ангажемент на все лето 1856 года, от которого он не смог отказаться. Штраус провел в Российской империи с небольшими перерывами целое десятилетие.

Во время одной из прогулок по городу в 1858 году Иоганну представили 21-летнюю Ольгу Смирнитскую, которая завладела сердцем композитора. Но мать девушки противилась их отношениям. Штраус посвятил любимой несколько произведений, писал трогательные послания, однако разлука оказалась неизбежной. В 1862 году Ольга вышла замуж за военного, а Иоганн решил связать свою жизнь с оперной певицей Генриеттой Халупецкой, которая была старше его и имела семерых детей от предыдущих браков.

Голубой Дунай Иоганна Штрауса

Середина 1860-х годов считается периодом расцвета творчества Штрауса-младшего . Он написал вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Жизнь артиста», «Новая Вена». Любое из этих произведений могло бы сделать его имя бессмертным. Благодаря этим вальсам танцевальная музыка взобралась на высшую ступень поэтизации. Новый танец Иоганна Штрауса напоминает симфоническую миниатюру, которая сочетается с предельной романтизацией танцевального жанра. Вальсам композитора свойственно возвышенное настроение, им чужда высокопарность, они сердечны и просты.

Когда «На прекрасном голубом Дунае», к большому удивлению автора, стал самым популярным из его вальсов, Штраус решил отблагодарить дирижера Иоганна Гербека. Ему он был обязан успехом этого произведения. Композитор посвятил Гербеку вальс «Вино, любовь и песня», а «Венская кровь» и «Новая Вена» лишь закрепили за Иоганном Штраусом-младшим знание «короля вальса».

Жемчужины в короне композитора

Творческий расцвет Штрауса продолжился опереттами , «Принц Мафусаил», «Карнавал в Риме», «Ночь в Венеции», «Цыганский барон» и другими произведениями, которые стали жемчужинами в короне композитора. Кстати, к оперетте Штраус обратился после знакомства с родоначальником жанра – Жаком Оффенбахом. Однако Иоганн не пошел путем своего французского коллеги. Первые шаги Штрауса на этом поприще подчеркнули его новаторский подход ко всему, за что он берется. Иоганн создал новый тип танцевальной оперетты. Этот жанр был целиком подвластен стихии танца, конечно же, венского вальса. Классикой этого жанра стала «Летучая мышь» (впервые поставленная весной 1874 года), которая до сих пор не сходит с театральных сцен и популярна среди самой разной публики.

От танцев к опере

В 1878 году Штраус овдовел. Потрясенный композитор, который всю жизнь панически боялся смерти, покинул дом, поручив брату заняться похоронами супруги. Иоганн уехал в Италию. Вскоре он познакомился с молодой певицей из Германии Анжеликой Дитрих и женился на ней, но этот брак оказался крайне неудачным. Пережить разрыв с предавшей его женщиной Штраусу помогла любимая работа.

Его новую оперетту «Кружевной платок королевы» ждал успех. Прошедшая 1 октября 1880 года премьера сделала театру Ан дер Вин такой кассовый сбор, какого он не видел многие годы.

Во время создания оперетты «Ночь в Венеции» Иоганн увлекся вдовой своего давнего приятеля-однофамильца. Адель ответила на его чувство взаимностью. На этот раз король вальса не ошибся в выборе, Адель стала заботливой и преданной женой, которую ценили все его друзья.

Со временем сбылась еще одна мечта Иоганна Штрауса – он доказал миру, что наряду с танцевальной может писать и серьезную музыку. В 1892 году он представил публике оперу «Рыцарь Пасман». А еще через 6 лет завершил предварительную версию балета «Золушка», до премьеры которого композитор, к сожалению, не дожил. 1899 года он умер от воспаления легких. Его похоронили вблизи могил , Брамса и .

ФАКТЫ

Оперетта «Цыганский барон» поразила почитателей Иоганна Штрауса . Немецкий композитор Иоганнес Брамс сказал, что после «Волшебной флейты» ни один музыкант не достиг в комической опере тех высот, на которые взлетел Штраус.

Ради единственной поездки в Соединенные Штаты Америки Иоганн Штраус разорвал контракт с российскими Царскосельскими железными дорогами. Предполагалось, что композитор проведет и одиннадцатый летний сезон в Павловске. Однако Штраус направился в Бостон для участия в грандиозном концерте. Там ему предоставили возможность дирижировать оркестром из тысячи музыкантов!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»