Какие узбекские. Узбек – сам себе господин

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Узбеки

УЗБЕ́КИ -ов; мн. Нация, основное население Узбекистана; представители этой нации, страны. Песни узбеков.

Узбе́к, -а; м. Узбе́чка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Узбе́кский, -ая, -ое. У-ая литература. У. язык. По-узбе́кски, нареч. Говорить по-узбекски. Танцевать по-узбекски.

узбе́ки

(самоназвание - узбек), народ, основное население Узбекистана (14 145 тыс. человек, 1995). Живут также в Афганистане (свыше 1,7 млн. человек), Таджикистане (около 1,2 млн. человек), Казахстане (332 тыс. человек) и др. Общая численность 18,5 млн. человек. Язык узбекский. Верующие - мусульмане-сунниты.

УЗБЕКИ

УЗБЕ́КИ, народ в Средней Азии, основное население Узбекистана (21,128 млн. чел., 2004), живут также в Афганистане (2,566 млн. чел.), Таджикистане (937 тыс. чел.), Киргизии (660 тыс. чел.), Казахстане (370,6 тыс. чел.), Туркмении (243,1 тыс. чел.). В Российской Федерации живет 122,9 тысяч узбеков (2002). Общая численность узбеков в мире около 25 млн. человек. Говорят на узбекском языке. Верующие узбеки - мусульмане-сунниты.
Древними предками узбеков были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-массагетские племена. С рубежа нашей эры начинается проникновение в Среднюю Азию отдельных групп тюркоязычных племен. Этот процесс усилился со второй половины 6 века, со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата. Ко времени государства Караханидов (11-12 вв.) относится завершение основного этапа этногенеза местной народности, говорящей на тюркском языке. Этноним «узбеки» появился позднее, после ассимиляции кочевых дештикипчакских узбеков, пришедших в Среднюю Азию в конце 15 - начале 16 веков во главе с Шейбани-ханом.
К началу 20 века процесс консолидации узбекской нации не был завершен: в ее составе выделялись три большие этнографические группы. Одна из них - оседлое население оазисов, у которого отсутствовало родоплеменное деление; главными занятиями были орошаемое земледелие, ремесло и торговля. Другая группа - потомки тюркских племен, которые сохраняли полукочевой быт (занимаясь преимущественно овцеводством) и родоплеменные традиции (племена карлуки, барласы). Большинство их сохраняло самоназвание «тюрк». В формировании некоторых этнографических групп узбеков (особенно в оседлой части Хорезма) участвовали средневековые огузы. Третья группа состояла из потомков дештикипчакских узбекских племен 15-16 веков. Большинство кочевых узбекских племен называло себя именами народов и племен, хорошо известных в средние века (кипчак, найман, канглы, хитай, кунграт, мангыт). Переход к оседлости кочевых узбекских племен, начавшийся в 16-17 веках, в основном завершился к началу 20 века. Часть их слилась с оседлым тюркоговорящим населением, большинство же сохраняло пережитки кочевого быта и родоплеменные традиции, а также особенности своих говоров.
Узбеки занимались земледелием, но в предгорной и степной зоне одним из основных занятий оставалось скотоводство с круглогодичным содержанием скота на подножном корму. В 1924 году в результате национально-государственного размежевания было образована Узбекская ССР в составе СССР. Именно тогда за ее основным населением утвердилось название узбеков.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "узбеки" в других словарях:

    O zbeklar Ўзбеклар … Википедия

    Большое татарское племя, владычествовавшее в Бухаре, Кокане, Хиве и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. УЗБЕКИ вероятно по имени их хана. Большое татарское племя, владычествующее в Бухаре, Коканде … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    - (самоназвание узбек) народ, основное население Узбекистана (14 145 тыс. человек, 1992). Живут также в Афганистане (св. 1,7 млн. челвек), Таджикистане (ок. 1,2 млн. человек), Казахстане (332 тыс. человек) и др. Язык узбекский. Верующие мусульмане… … Большой Энциклопедический словарь

    УЗБЕКИ, узбеков, ед. узбек, узбека, муж. Народ тюркской языковой группы, составляющий основное население Узбекской ССР. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    УЗБЕКИ, ов, ед. ек, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Узбекистана. | жен. узбечка, и. | прил. узбекский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание узбек), народ. В Российской Федерации 126,9 тыс. человек. Основное население Узбекистана. Язык узбекский кар лукской группы тюркских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Узбеки - (Uzbeks), тюркоговорящий народ монг. происх., мусульмане сунниты. Древн. предками У. были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако масагетские племена. Основу узбекской народности составило тюрко язычное население, сложившееся в 11 12 вв … Всемирная история

    узбеки - узбеки, род. узбеков (неправильно узбек) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Узбеки - (самоназвание узбек, сарты) народ общей численностью 18500 тыс. чел., основное население Узбекистана (14145 тыс. чел.). Другие страны расселения: Таджикистан 1198 тыс. чел., Афганистан 1780 тыс. чел., Киргизия 550 тыс. чел., Казахстан 332 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    узбеки - представители древнейшего коренного народа Средней Азии, проживающего на территории современного Узбекистана. Формирование психологии узбекского народа проходило под воздействием интеграции древнего оседло земледельческого ирано и тюркоязычного… … Этнопсихологический словарь

пн, 11/09/2017 - 12:29

У каждого народа мира есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, но если в их среду попадет человек другой национальности, он может очень сильно удивиться привычкам и традициям жителей этой страны, потому что они не будут совпадать с его собственными представлениями о жизни. Предлагаем вам узнать 10 национальных привычек и особенностей узбеков, которые могут показаться русским людям удивительными и немного странными.

Они не говорят «нет»

Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию - они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации. Эта черта национального характера сформировалась в далеком прошлом: узбеки испокон веков занимались торговлей, а обижать покупателя - не в интересах продавца. Поэтому вам никогда не откажут напрямую, а на любую просьбу ответят традиционно: «Хоп майли» («ладно», «хорошо»). Впрочем, когда будет выполнено обещание - неизвестно: ни в действиях, ни в работе, ни в принятии решений узбеки не спешат. И если окажется, что договоренность нарушена, вам предложат несколько вариантов решения вопроса - вплоть до самых нелепых, лишь бы вы не сердились.

Они не жалеют времени на приветствие

Приветствие - тоже часть традиции: невозможно представить себе узбеков, поздоровавшихся на ходу и побежавших по своим делам. Встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они враждуют. Сейчас при встрече нужно исполнить определенный ритуал - не только поздороваться, но и от всей души поинтересоваться делами собеседника, причем во всех подробностях: как сам, как дом, как жена, как дети, как хозяйство, полон ли холодильник? Отвечать следует традиционно: слава богу, все хорошо. Все это отнимает немало времени и звучит очень эмоционально, особенно когда встречаются две женщины.

Они наливают гостям половину пиалы чая

Гостеприимство - непреложный закон для узбеков: они привыкли жить большими семьями, в окружении соседей, и общественное мнение для них очень важно. Поэтому гостя готовы принять в любое время и на столе всегда есть конфеты, орешки и другая мелочь. И конечно, никого не отпустят без чая. «Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?» - говорят в Узбекистане. Чем больше ценят гостя, тем меньше чая ему наливают, чтобы он чаще обращался к хозяевам за добавкой и дольше посидел. Поднося чай дорогому гостю, правую руку прикладывают к сердцу - в знак уважения. По этому поводу рассказывают анекдот: узбек такой жадный - мало того что полпиалушки чая наливает, так еще и за сердце держится!

Они едят плов в 6 утра

Плов для узбека - больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился - у тебя плов, ты женился - у тебя плов, ты умер - у тебя плов», - шутят в Узбекистане. Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины. Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу. Отказаться от приглашения на плов нельзя - это святое.

В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы - казы - и перепелиными яйцами. Плов можно даже увезти с собой из страны - во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана. Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Они сажают женщин за отдельный стол

В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. Главная обязанность женщины - забота о семье и доме. Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.

До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду - женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины - во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.

Они бросают камешки в праздничное угощение

Еще одно важное узбекское блюдо - сумаляк. В отличие от плова, сумаляк варят лишь раз в году, в один из 40 дней после праздника Навруз. Легенда гласит, что у одной женщины умер муж, она осталась одна с маленькими детьми, семья голодала. Отчаявшись, мать налила в казан воды и бросила горсть проросшего зерна. Пшеница варилась весь день и всю ночь, под утро женщина ненадолго уснула, а когда проснулась, увидела, что казан до краев наполнен теплой коричневой массой. Она накормила детей и угостила соседей, и с тех пор сумаляк готовят только женщины.

Рецепт прост: проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, а получившуюся жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. На дно казана бросают камешки или орешки - это не дает жидкости подгорать, а тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание. Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов, и в этом процессе участвуют все соседи или коллеги - праздничное блюдо готовят даже во дворах офисов. Считается, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей. Через 12 часов блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром рассматривают рисунок, образовавшийся на поверхности густой массы, и толкуют его значение. Попробовать сумаляк можно не только сразу после Навруза: так же, как и плов, его консервируют и продают в магазинах круглый год.

Они женятся по воле родителей

В Узбекистане настолько уважают мнение старших, что даже в XXI веке будущего мужа или жену своему чаду подыскивают родители. Впрочем, если жених совсем не понравится девушке, она может отказать ему. Самые смелые могут даже познакомиться сами и пожениться без согласия родителей, но это скорее исключение. Как правило, жених и невеста все же вступают в брак, подчиняясь решению старших и почти не зная друг друга. Дальше возможны два варианта развития событий: семья держится на уважении супругов к выбору родителей, а значит, и друг к другу, либо со временем мужчина начинает искать любовь на стороне, а женщине приходится с этим мириться. Разводятся в Узбекистане редко - распадается лишь 15% браков (в России - больше половины), и поводом для расставания скорее станет невозможность иметь детей, чем измена.

Они еще недавно были многоженцами

Узбекская свадьба - грандиозное событие. Просто регистрация - нонсенс для узбеков: а что скажут друзья, соседи, родные? Пригласить на праздник нужно как можно больше гостей, и ради пышного мероприятия даже влезают в долги. Регистрация в загсе сочетается с религиозным обрядом - никохом, без этого вместе жить нельзя. А наоборот еще совсем недавно было можно, чем и пользовались мужчины: проводили никох для второй жены и обзаводились второй семьей. Недавно эту практику запретили, и сейчас разрабатывается закон об уголовной ответственности имамов, проводящих никох для мужчин, уже имеющих одну жену.

Они платят калым за невесту

Перед свадьбой семьи договариваются о том, какой вклад молодые вносят в будущую семейную жизнь. Например, если жених покупает квартиру, невеста - всю обстановку. Оговаривается также размер приданого и калыма - во многих областях до сих пор платят выкуп за невесту. Сумма калыма варьируется от $30 до $5000 в разных регионах.

Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда. В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) - в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз. А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты - они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.

Они решают проблемы всем миром

Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале - махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля - это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!

– колоритная страна с особым восточным колоритом и богатейшей историей. Узбекский этнос принадлежит к древнейшим на планете и является самым многочисленным в Средней Азии.

Многие особенности поведения узбеков в обществе и семье определяют мусульманские правила. Доминирующая в стране религия служит определяющей в бытовых, мировоззренческих и многих других вопросах, а также в политике и искусстве. Так, обязательны ежедневный пятиразовый «намаз», строгость поста в священный месяц Рамадан, а также существует запрет на спиртное, сигареты и пищу до захода солнца.

Обряды, проводящиеся при рождении и воспитании детей, бракосочетании и даже приготовлении пищи, являются по сути переплетением обычаев ислама и магических древних ритуалов. При учёте всего этого узбеки не являются религиозными фанатиками, в их жизни есть место светской стороне и всяческой веротерпимости.

В семье выстроена довольно жёсткая иерархия взаимоотношений. Младшие безусловно подчиняются главе семьи и старшим по возрасту. Женщине отведена сильная позиция как матери и жене хозяина дома и слабая как подчиненной мужа и его отца (либо матери).

В давние времена подходящим для вступления в брак возрастом для женщин являлись 13-14 лет, но в современном обществе предпочтение отдаётся европейской добровольности в этом вопросе. Однако даже сегодня ранние браки случаются довольно часто. Детей в любой семье полагается всячески любить и лелеять.

Своеобразной традиционной общественной формой является в Узбекистан е так называемая «махалля», представляющая собой соседскую общину, включающую близких соседей и родных, объединённая правилами взаимопомощи. Иногда в такую общину входит вся деревня или другой населённый пункт.

Незыблемой традицией узбеков остаются чёткие правила гостеприимства. Уметь хорошо принять гостя чрезвычайно важно в местном обществе. Обычно семья встречает уважаемого гостя прямоу дверей, обязательно приветствуют всех, а также расспрашивают о новостях в жизни. Стол для трапезы («дастархан») обычно ставят либо в центральном зале, либо в тени во дворе (благо, тёплый климат это позволяет).

Принятие пищи открывает и завершает чаепитие. Количество чая служит и определяющей степени желанности гостя. Дорогому, долгожданному гостю положено наливать как можно меньше, чтобы он почаще обращался к хозяевам за добавкой, это признак уважительного отношения к дому. Нежеланный гость получит наполненную до конца чашку.

Общение узбеков отличается простотой и демократичностью. Излюбленное место для разговоров о важном и преходящем -чайхана. Здесь можно провести и деловые переговоры, и обсудить чьи-то личные проблемы.

Население

Численность населения Узбекистан а на сегодняшний день превысила 28,5 миллиона жителей. Порядка 80 % из них составляет узбекская национальность, относящаяся к памиро-ферганской расе с прибавлением тюркской и монгольской крови. Среди национальных меньшинств первое место по численности занимает русское население (около 5,5%).

Кроме того, в Узбекистан е можно найти таджиков (их 5%), казахов (их 3%), а также каракалпаков (2,5%), татар (1,5%) и представителей прочих народностей. В среднем жизнь жителя Узбекистан а продолжается 64 года. Около 42% населения страны урбанизировано.

Язык

Официальным языком страны является узбекский, на котором изъясняются почти все (порядка90% населения). Внутри узбекского языка сильно распространение говоров и диалектов (карлукского, кыпчакского, огузского и других). Русский язык регулярно использует 5% населения, гораздо шире он применяется в городах. К тому же, это язык межнационального общения.

В таких городах, как Самарканд и Бухара живут в больших количествах выходцы из Таджикистана, поэтому и таджикскую речь здесь можно услышать весьма часто. Туристическая и торговая сфера всё активнее использует английский.

Религия

Несмотря на то, что официально Узбекистан – это светское государство, порядка 90 % населения является мусульманами-суннитами. Кроме них, в стране живут исповедующие православное христианство (9%), буддизм и прочие конфессии.

Правила поведения

Если от хозяев поступило приглашение на ужин, отказаться будет невежливо. Приходить лучше с сувенирами и сладостями детям, опаздывать неприлично. Входя в дом, не надо забывать снимать обувь.

Стоит помнить, что приём гостей для узбеков подобен некой важной театральной церемонии, где все хотят всем максимально угодить. Вежливость в этом процессе требуется от гостя в обязательном порядке.

Наиболее почетные места за столом – те, что расположены подальше от входной двери. Женщинам традиционно не положено садиться за стол к мужчинам, но в городах про такое условие уже мало кто помнит. За столом не восхищаются красивыми женщинами и вообще не обращают на них пристального внимания. Уместно будет спросить о делах и здоровье семьи.

Приступая к трапезе, стоит помнить, что жир в узбекские блюда кладут обильно, поэтому нужно стараться пить побольше зеленого чая, чтобы не возникло проблем пищеварительного характера. Внимательно надо отнестись к горячим лепёшкам, которые кладут на стол. Их нельзя переворачивать и ронять на землю, это очень плохая примета.

Чаепитие узбеков зачастую сопровождается сложными ритуалами. Лучший способ не опростоволоситься – повторять действия за присутствующими.

Здороваются за руку с каждым, даже с незнакомцами (однако, не с женщинами). Одновременно полагается поинтересоваться здоровьем и подобным. Женщин и тех, кто сидит слишком далеко, принято приветствовать, прикладывая правую руку к сердцу и вежливо кланяясь.

В стилях одежды ограничений нет, но приходить в культовые места не стоит в коротком или слишком открытом. А в повседневном гардеробе стоит воздержаться от шорт, особенно если это сельская местность с её более консервативными взглядами.

Национальные узбекские праздники

Январь - Курбан-Байрам (дата плавающая);

Март-апрель - День рождения пророка (дата плавающая);

Октябрь-ноябрь - Рамадан-Байрам (окончание Рамадана);

Под узбеками в настоящее время подразумевается конгломерат племен тюркского происхождения, с примесью иранского и монгольского элементов, говорящих на одном из среднеазиатских тюркских диалектов и живущих в Бухаре (около 1 миллиона, по Вамбери), в Хиве (около 257 тысяч, по Кузнецову), в афганском Туркестане (200 тысяч, по Вамбери), в русских среднеазиатских владениях (579 740 человек, по Аристову), общей численностью в 2 037 240 человек, занимая в этих территориях с 16 века положение политически господствующего элемента.

Самое название «узбеки» имеет скорее политико-историческое значение, чем этническое. Узбек – старинное, встречающееся еще в памятниках 12 века собственное имя, этимологическое значение которого: истый князь. Значение политического названия целого народа слово «узбеки» приобрело в 14 веке, в царствование джучида Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в течение 30-ти лет и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Те из последних, которые приняли ислам, с тех пор стали называть себя, по имени своего хана, узбеки, в отличие как от племен, оставшихся шаманистами, так и от племен западного улуса, джагатаев, точно так же как раньше они называли себя, по имени основателя династия, джучами.

Начиная со второй половины 15 века, джучиев улус стал распадаться; западная часть его совершенно отпала, образовав независимые ханства и казанское, а в восточной части выделился союз киргиз-кайсачий. После гибели Абул-хаир-хана и его сыновей (в 1465 — 66 годах) имя узбеков сохранилось лишь за немногочисленными родами, оставшимися верными своей династии. Возродились узбеки и снова стали играть крупную роль, когда в конце 15 и первой четверти 16 века потомок Узбек-хана, внук Абул-хаира, Шейбани-хан, объединил вокруг себя разные тюркские племена и спустился с севеверного побережья Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи в страны Трансоксании, чтобы сломить могущество Тимуридов и утвердить свое владычество в Бухаре и двух других среднеазиатских ханствах.

Весь этот конгломерат племен, в котором тюркский элемент был перемешан с , получил общее название «узбеки». В новозавоеванной территории армия Шебани-хана столкнулась с раньше уже осевшими здесь различными тюркскими племенами, занимавшими положение господствующего класса среди исконного населения края (иранского происхождения), но в значительной мере смешавшегося с последним и усвоившего его культуру.

Общее политическое название этих племен было джагатаи. Сначала они отнеслись к узбекам враждебно, как варварам-разрушителям, но с утверждением власти шебанидов стали сливаться с победителями, образовав то смешанное, говорящее на джагатайском наречии население, которое до настоящего времени в Средней Азии называется узбеками. Процессу слияния в значительной мере подверглись и аборигены страны иранского происхождения – таджики и сарты. Все это вместе взятое, в связи с господствующим положением узбеков, привело к тому, что именем «узбеки» стали называться самые различные народности, как киргизы, кара-киргизы, сарты, таджики и так далее.

До какой степени термин «узбеки» потерял чисто этнографическое значение, видно из того, что не только в официальной статистике узбеки классифицируются сартами и наоборот, но и в ученой литературе то вовсе предлагается оставить название сартов, как отдельно не существующего народа (Лапин), то рекомендуется отличать сартов от узбеков по такому единственному, чисто социальному и преходящему признаку, как утрата черт родового быта (Аристов).

Основным признаком узбеков приходится считать политическое их положение, как это делает Вамбери, считающий узбеками те тюркские племена, которые, явившись в Трансоксанию с Шебаки-ханом, менее других подверглись смешению с , сартами и и сумели сохранить в течение трех последних веков господствующее положение над другими народностями. Наиболее чистые элементы узбеков сосредоточены в Хиве, Майменэ и Шерисепсе. Их меньше в Бухаре, еще меньше в Коканде. В Хиве все население левого побережья Аму-Дарьи, за исключением и немногочисленных сартов — сплошь узбеки. В Бухаре, по берегам Зеравшана, а также в южных и западных округах, узбеки составляют преобладающее земледельческое население. И эти, однако, «чистые» узбеки, судя по родовым названиям (не менее 90), составились из самых различных отраслей тюркского племени, не говоря о других ранних и позднейших примесях. Поэтому об едином антропологическом типе узбеков говорить нельзя.

В характере узбеков очень ярко проявляются типичные черты тюрок: солидность, прямота, честность, отсутствие суетливости, угрюмая тяжеловесность – и в то же время инстинкты воина и повелителя.

Наиболее чистый тип сохранился у хивинских узбеков, которые, по Вамбери, среднего роста, выше киргизов, но не так высоки и крепко сложены, как . Голова овальной формы, глаза с продольным разрезом, скулы не очень выступающие, цвет кожи светлее, чем у таджиков, волосяной покров пышнее, чем у туркменов, и чаще темный.

У бухарских узбеков заметны более глубокие следы арийского смешения (преобладающий темный цвет волос и кожи), а кокандских узбеков уже трудно отличить от сартов. 11 узбеков Зеравшана, по Федченко, дали 1664,30 (рост) и 83,24 (головной указатель). 33 узбека Самарканда, по Уйфальви - 1678,30 (рост) и 84,01 (головной указатель). Узбеки Ферганы, по Уйфальви - 1670,50 (рост) и 86,13 (головной указатель).

Громадное большинство узбеков ведет оседлый образ жизни, занимаясь преимущественно земледелием и отлично усвоив от своих культурных предшественников искусство орошения полей.

Кочующих узбеков очень немного: в восточной Бухаре и, в особенности, по левому берегу Аму-Дарьи, в афганских владениях. Полукочующих, летом переходящих со своими стадами с места на место, а зимою пребывающих в постоянных зимних жилищах (кишлак), — гораздо больше (преимущественно в восточной Бухаре), но переход этих элементов к — дело ближайшего будущего. При всем сходстве внешнего быта оседлых узбеков с сартами и таджиками, замечаются и некоторые различия.

Традиционный костюм

Одежда узбеков из более плотных материй и не так широка, как у таджиков. Вместо тюрбана они часто носят высокую меховую папаху, более широкую, чем у туркменов, и более низкую, чем у сартов. Женщины одеваются по-туркменски: только праздничный головной убор выходит из употребления.

Традиционна пища

Как земледелец, узбек употребляет и мучную пищу, но молочная и мясная пища, даже конина, играет в обиходе узбеков такую же роль, как у номадов. Наоборот, стол сартов и таджиков ему совершенно чужд. Из напитков узбек употребляет чай, куртабу (разведенный в воде сыр) и айран; кумыса не пьет почти вовсе.

Традиции и обычаи

Старая привычка к жизни в шатре и на открытом воздухе и теперь еще сказывается: у оседлого узбека в обычае раскидывать войлочную палатку на дворе своей окруженной высокими стенами мызы и нередко проводить в ней зиму.

И в социальных обычаях узбеки сохранили много пережитков из прежней жизни номадов. Несмотря на вековое влияние мусульманства, браки заключаются непосредственно между молодежью, без вмешательства родителей, которые участвуют только в уплате калыма, состоящего из традиционных 9 голов скота. Игры, музыка, состязания и прочие развлечения, сопутствующие брачным празднествам – те же, что и у номадов. Как и у последних, женщина у узбеков во время родов подвергается сильнейшему встряхиванию, для ускорения родов.

Положение женщины гораздо лучшее, чем у сартов и таджиков; многоженство встречается только в высших классах, в Хиве – реже, чем в Бухаре и Коканде. Семейная жизнь отличается чистотой и мягкостью отношений, хотя патриархальная власть отца очень велика (даже пожилые сыновья не позволяют себе сидеть или заговаривать первые в присутствии отца).

Религия узбеков

По религии узбеки — ревностные мусульмане, но далеко не столь фанатичны, как их арийские соседи. В их культе сохранились пережитки древних иранских влияний. В Хиве, например, празднование Норуза, то есть весеннего равноденствия, так же строго исполняется, как персами Ирана. Скакание вокруг огня, всячески оказываемое ему почтение, лечение лучами заходящего Солнца, наконец, древнеиранские солярные мифы - все это свидетельствует об исконном пребывании тюрок в территории нынешних узбеков и общении их с аборигенами иранского происхождения.

Узбеки – самый многочисленный народ Средней Азии. Разумеется, наибольшее представительство титульной нации – в Узбекистане, но достаточно большое количество узбеков живет в Афганистане, в Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане и Туркмении. А также по всему миру. Откуда же пошел этот народ, название которого, по версии историков, является самоназванием «свободных людей»?

Европейцы или азиаты?

Народность Узбекистана сформировалась на протяжении пяти веков, а узбекская национальность развивалась под влиянием тех народов Средней Азии, которые говорили на восточно-иранских наречиях. На рубеже нашей эры влияние на узбекский народ начали оказывать тюркоязычные племена. В конце XIX века национальность узбеков была разбита на три подгруппы: сарты, тюрки и узбеки. После присоединения узбекских земель к России усилился процесс укрепления узбекской нации.


Однако изучение вопроса, откуда появились и кем являются узбеки, началось куда раньше. Особенно исследователей интересовало, откуда пошло название народности. Версий выдвигалось несколько. По одной из них, название «узбек» восходит к Öz Beg (Узбек) – монгольскому хану Золотой Орды – Узбек-хану (1312–1340). Однако, по мнению русского и американского ученого Георгия Вернадского, термин «узбек» использовался как самоназвание объединившихся «свободных людей», различного рода занятий, языка, веры и происхождения. В работе «Монголы и Русь» он писал: «согласно Полю Пелио имя Узбек (Özbäg) означает «хозяин себя» (maître de sa personne), то есть «свободный человек». Узбек в качестве названия нации значило бы тогда «нация свободных людей». Такого же мнения придерживается П.С. Савельев, писавший о бухарских узбеках в 1830-х годах, который считал, что название узбек означает «сам себе господин».

Как свидетельствует американский антрополог Карлтон Кун, современные узбеки являются весьма неоднородным в расовом отношении этносом: среди них есть представители как «чрезвычайно европеоидных» так и «сильно монголоидных» и множество «смешанных в разной степени» индивидуумов. Однозначно одно: узбеки – метисная группа между европеоидной и монголоидной расами. Возможно, поэтому среди узбеков столько красивых людей, с необычной внешностью, например, темными волосами и светлыми глазами.


Труд украшает человека

Какие же черты характера присущи узбекам? Прежде всего, трудолюбие. Эти люди умудряются вырастить неплохие урожаи практически в пустыне. Как шутят в Узбекистане, настоящий узбекский мужчина должен сделать в жизни следующие три вещи: построить тысячу домов, посадить две тысячи деревьев и... в общем, как-то отвлечься от третьего желания.

Трудолюбие узбеков подтверждают и проведенные в современном Узбекистане исследования. Психологи и социологи установили, что узбеки хорошо относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей, терпеливо переносят жизненные тяготы и лишения, очень чутки к оценкам сослуживцев, выше всего почитают своих родителей и родственников, боятся, когда до последних доходят слухи об их слабом прилежании или недостаточной профессиональной компетентности.


Отсюда вытекает и другая черта, свойственная всем народам Средней Азии, но в большем своем проявлении именно узбекам – это семейственность. Члены одной семьи поддерживают друг друга, почитают и уважают старших. При этом каждый член семьи знает свое место в социальной иерархии и правила поведения: старшим необходимо выражать уважение (так называемый «хурмат»), прикладывать руку к сердцу, и обязательно называть на «вы». Мужчина – выше женщины, а старшие братья в этой иерархии выше младших. Ну, а отношения свекрови и невестки строятся исходя из принципа – «я в свое время намучилась, а теперь и ты мучайся».


Еще узбеки чистоплотны и аккуратны. Этому есть климатические, социальные и религиозные причины. Первая причина – основная. Даже не этнические узбеки, а и представители других национальностей, живущие в Узбекистане, также отличаются чистоплотностью, в отличие от других представителей той же национальности. Дело в том, что в Узбекистане климат очень жаркий и сухой. Летом температура доходит до 60 градусов Цельсия! Продукты портятся быстро, вот почему узбеки никогда не оставляют остатки еды в посуде, на столе, в котлах. На малейший намек грязи слетаются мухи, вот почему узбеки тут же моют посуду, грязное белье. От горячего сухого ветра грязь разлетается в пыль, поэтому узбеки усиленно подметают свои ховли (дома узбеков) и поливают водой землю. Чтобы сохранить влагу и прохладу, узбеки активно сажают деревья (чаще фруктовые – все-таки узбеки народ практичный) и цветы (чаще всего розы). Летом оградки большинства домов в махаллях (соседские общины) сплошь покрыты розами, а аромат цветов распространяется за многие метры.


Чистый, опрятный, уютный дом – это не мечта любого узбека, это его обязанность. Вот здесь кроется социальная причина. Узбеки крайне неодобрительно относятся к нерадивым хозяевам. А поскольку у узбеков сильно развито чувство общинности, и мнение соседей – это не пустой звук, то и ленивая хозяйка все-таки заставит себя проснуться в пять часов утра и подмести свой двор.


Религиозная причина – большинство населения в Узбекистане мусульмане, а в Исламе правила чистоты и гигиены расписаны четко и бескомпромиссно. Если вы встретите человека, который пять раз в день читает намаз, – значит, он совершает омовения тоже пять раз в день.

Семья – основа всего

Как было сказано, у узбеков очень развиты семейственность и общинность. Следовательно, узбеки гостеприимны. В древние времена гостеприимство было для них жизненным правилом и нравственным законом. Отправляясь в дальний путь, странник обычно оказывался в чужом краю, среди враждебной ему природы. Но его утешала и согревала надежда, что в ближайшем кишлаке, даже в одиноком шатре, ему дадут приют, накормят и обогреют.


Не принять гостя или плохо его принять, не соблюдая традиций, значило опозорить семью, селение, род. Обычай предписывал оказывать хлебосольство даже врагу. В наше время законы гостеприимства превратились в добрые и полезные традиции, помогающие во взаимном общении и поведении людей.


Считается невежливым отказаться от приглашения на обед или ужин или прийти с опозданием. Обычно в гости идут с сувенирами для хозяев и сладостями для детей. При входе в дом принято снимать уличную обувь. По старинному обычаю мужчины и женщины должны сидеть за разными столами, но в полной мере он сохранился только на селе. Глава семьи сам усаживает гостей, где для самых уважаемых из них отводятся места подальше от входа. После того как старший из присутствующих за столом прочтет краткую молитву с благопожеланиями гостеприимному дому, хозяин предлагает гостям традиционную пиалу чая, а затем все приступают к трапезе. Традиции и обычаи узбекского народа складывались на протяжении многих столетий в результате взаимодействия зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев с одной стороны, и обычаев кочевых племен – с другой, а еще позднее – исламских традиций и обрядов, предписанных Кораном.


Плов – всему голова

Отдельно стоит рассказать об узбекской кухне. Ее любят и почитают во всем мире. Она является одной из самых ярких и разнообразных по своим вкусовым и эстетическим качествам кухней на Востоке. Национальная узбекская кухня – это отдельный пласт культуры узбекского народа. В отличие от своих кочевых соседей, узбеки всегда были оседлым народом, культивировавшим земледелие и животноводство. Многие узбекские рецепты имеют многовековую историю, а приготовление пищи сопровождают различные ритуалы, дошедшие до наших дней. Несомненно, узбекская кухня впитала в себя кулинарные традиции тюркского, казахского, уйгурского, таджикского, татарского и монгольского народов, населявших эту территорию, а также и других соседних народов. Среди заимствованных есть такие блюда, как жаркое, люля-кебаб, богурсак, хворост, пельмени, манты, лагман и другие. С другой стороны, такие исконно узбекские блюда, как многие разновидности плова, димлама, буглама, шурпа, мастава и другие, украсили столы многих стран мира.


Что же касается самой трапезы, в Узбекистане, как и у многих народов, прием пищи трехразовый: завтрак – нонушта, обед – тушлик овкат и ужин – кечки овкат. Нонушта буквально означает «ломать лепешки» или «есть хлеб». Едят узбеки в основном руками, а сидят на полу или за низеньким столиком – дастарханом – широкой скатертью. Сначала на стол подают сладости и фрукты. После чая и сладостей подают овощи и салаты. Затем настает очередь супов – ароматной шурпы, густой маставы. И завершают застолье главные блюда – манты, лагман, шашлык и плов.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»