Иннокентий анненский краткая биография и творчество. Иннокентий Фёдорович Анненский биография

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Судьба Анненского-поэта в своем роде уникальна: в сорокадевятилетнем возрасте он издал первый (и единственный при жизни) поэтический сборник под псевдонимом Ник. Т-о. Поначалу поэт собирался озаглавить его "Из пещеры Полифема" и взять псевдоним Утис, что в переводе с греческого означает "никто" (так Одиссей назвался циклопу Полифему). Позже сборник был назван "Тихие песни". Блоку, не знавшему, кто автор, такая анонимность показалась сомнительной. "Хочется, чтобы открылось лицо поэта, которое он как будто от себя хоронит, — и не под наивным псевдонимом, а под более тяжкой маской, заставившей его затеряться среди сотни книг... Нет ли в этой скромной затерянности чересчур болезненного надрыва?" — писал он.

И. Ф. Анненский родился в Омске, вскоре семья переехала в Петербург. В автобиографии будущий поэт сообщал, что вырос "в среде, где соединялись элементы бюрократические и помещичьи". "С детства любил заниматься историей и словесностью и чувствовал антипатию ко всему элементарному и банально-ясному". Писать стихи Анненский начал довольно рано. Так как в 1870-е годы понятие "символизм" не было еще ему известно, он называл себя мистиком и "бредил религиозным жанром" испанского художника XVI I в. Б. Э. Мурильо, который и "старался „оформлять словами"". Следуя совету своего старшего брата, известного экономиста и публициста Н. Ф. Анненского, считавшего, что до тридцати лет не надо публиковаться, молодой поэт не предназначал свои поэтические опыты для печати. В университетские годы изучение древних языков и античности на время вытеснило стихотворчество; по признанию поэта, он ничего не писал, кроме диссертаций. После университета началась "педагогически-административная" деятельность, которая, по мнению его коллег-античников, отвлекала Анненского от "строго научных занятий", а по мнению сочувствующих его поэзии, мешала творчеству.

В печати Анненский дебютировал как критик. В 1880 — 1890-е годы он опубликовал ряд статей, в основном о русской литературе XIX в. В 1906 г. вышла первая, а в 1909—вторая из "Книг отражений" — собрание критики, отличающееся уайльдовским субъективизмом, импрессионистичностью восприятия и ассоциативно-образными настроениями. Сам автор подчеркивал, что он "вовсе не критик", а только "читатель".

Анненский-поэт считал своими предтечами французских символистов, "парнасцев и проклятых", которых много и охотно переводил. Их заслугу, "кроме обогащения языка", он видел в "повышении нашей эстетической чувствительности и увеличении шкалы наших художественных ощущений". Переводы французских поэтов составили значительный раздел его первого сборника стихов. Из русских поэтов-символистов Анненскому ближе всего К. Д. Бальмонт, вызывавший у автора "Тихих песен" "благоговение". Он высоко ценил "новую гибкость и музыкальность" поэтического языка Бальмонта.

Анненский вел достаточно "уединенную" литературную жизнь: он не отстаивал права "нового" искусства на существование в период "бури и натиска", не участвовал в последующих внутрисимволистских баталиях. Первые его публикации на страницах символистской прессы относятся к 1906-1907 г. (журнал "Перевал"), "Вхождение" Анненского в символистскую среду фактически состоялось в последний год его жизни. Поэт и критик читает лекции в "Поэтической академии", входит в состав членов "Общества ревнителей художественного слова" при новом петербургском журнале "Аполлон", печатает на его страницах свою программную статью "О современном лиризме".

Скоропостижная смерть поэта у Царскосельского вокзала вызвала широкий резонанс в символистских кругах. В среде близких к "Аполлону" молодых поэтов акмеистической ориентации, упрекавших символистов за то, что они "просмотрели" Анненского, стал складываться посмертный культ поэта.

Второй сборник стихов вышел через четыре месяца после его смерти. Подготовку "Кипарисового ларца" (в кипарисовой шкатулке хранились рукописи Анненского) завершал его сын — В. И. Анненский-Кривич, биограф поэта, его редактор и комментатор. Есть основания полагать, что Кривич не всегда пунктуально следовал авторской воле отца. С "Кипарисовым ларцом" к Анненскому пришла, наконец, запоздалая слава. "Книгу я сейчас просматриваю, — писал Блок сыну поэта. — Через всю усталость и опустошенность этой весны — она проникает глубоко в сердце. Невероятная близость переживаний, объясняющая мне многое о самом себе". Брюсов, обративший уже раньше внимание на "свежесть" эпитетов, сравнений, оборотов и даже просто выбираемых слов в сборнике "Тихие песни", теперь как несомненное достоинство отметил невозможность "угадать" у Анненского "по двум первым стихам строфы двух следующих и по началу стихотворения его конец".

Лирический герой Анненского — человек, разгадывающий "постылый ребус бытия". Поэт подвергает пристальному анализу "содержание нашего я", "которое хотело бы стать целым миром, раствориться, разлиться в нем, я, замученное сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования; я в кошмаре возвратов, под грузом наследственности, я среди природы, где, немо и незримо упрекая его, живут такие же я, я среди природы, мистически ему близкой и кем-то больно и бесцельно сцепленной с его существованием".

Сопоставляя лирику Анненского со стихами символистов "младшего" поколения, С. К. Маковский увидел корни глубоко трагического миросозерцания поэта "в неверии в трансцендентальный смысл Вселенной", отрицающем, в конечном итоге, "категорически и безусловно" "смысл личного бытия".

Неповторимое своеобразие стихам Анненского придает "легкая ирония", которая, по словам Брюсова, стала "вторым лицом" поэта, и "неотделима от его духовного облика".

Манера письма автора "Тихих песен" и "Кипарисового ларца" "резко импрессионистическая", Вяч. Иванов назвал ее "ассоциативным символизмом". Поэзия, по мнению Анненского, не изображает, а намекает на то, что недоступно выражению, "мы славим поэта не за то, что он сказал, а за то, что он дал нам почувствовать несказанное".

Иннокентий Фёдорович Анненский (1855-1909 гг.) - русский драматург, поэт, переводчик, критик, исследователь литературы и языка, директор мужской Царскосельской гимназии. Брат Н. Ф. Анненского.

Детские и юношеские годы

Иннокентий Фёдорович Анненский родился 20 августа (1 сентября) 1855 года в Омске, в семье государственного чиновника Фёдора Николаевича Анненского (умер 27 марта 1880 года) и Наталии Петровны Анненской (умерла 25 октября 1889 года). Его отец был начальником отделения Главного управления Западной Сибири. Когда Иннокентию было около пяти лет, отец получил должность чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел, и семья из Сибири вернулась в Петербург, который ранее покинула в 1849 году. В детстве Иннокентий был очень слабым и болезненным мальчиком.

Учился Анненский в частной школе, затем - во 2-й петербургской прогимназии (1865-1868). С 1869 года он два с половиной года обучался в частной гимназии В. И. Беренса. Перед поступлением в университет, в 1875 году он жил у своего старшего брата Николая, энциклопедически образованного человека, экономиста, народника, помогавшего младшему брату при подготовке к экзамену и оказывавшего на Иннокентия большое влияние.

Деятельность в качестве директора гимназии

После окончания в 1879 году историко-филологического факультета Петербургского университета долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности в гимназии Гуревича. Занимал должность директора коллегии Галагана в Киеве (январь 1891 - октябрь 1893), затем 8-й Санкт-Петербургской гимназии (1893-1896) и гимназии в Царском Селе (16 октября 1896 - 2 января 1906). Чрезмерная мягкость, проявленная им, по мнению начальства, в тревожное время 1905-1906 годов, была причиной его увольнения с этой должности. Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших женских курсах.

Должность директора гимназии всегда тяготила И. Ф. Анненского. В письме А. В. Бородиной в августе 1900 года он писал: Вы спросите меня: «Зачем Вы не уйдёте?» О, сколько я думал об этом… Сколько об этом мечтал… Может быть, это было бы и не так трудно…Но знаете, как Вы думаете серьёзно? Имеет ли нравственное право убеждённый защитник классицизма бросить его знамя в такой момент, когда оно со всех сторон окружено злыми неприятелями?… - Иннокентий Анненский. Избранное / Сост. И. Подольская. - М.: Правда, 1987. - С. 469. - 592 с.

С 1906 по 1909 год он занимает должность окружного инспектора в Санкт-Петербурге, и незадолго до своей смерти вышел в отставку.

Литературная и переводческая деятельность

Творческая биография Иннокентия Анненского начинается в начале 1880-х годов Анненский когда выступает в печати с научными рецензиями, критическими статьями, а также со статьями по педагогическим вопросам.

С начала 1890-х годов занялся изучением греческих трагиков; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и «вакхическую драму» «Фамира-кифаред» (шла в сезон 1916-1917 на сцене Камерного театра). Переводил французских поэтов-символистов (Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме, Корбьер, А. де Ренье, Ф. Жамм и др.). Первую книгу стихов «Тихие песни» выпустил в 1904 году под псевдонимом «Ник. Т-о», имитировавшим сокращённые имя и фамилию, но складывавшимся в слово «Никто» (таким именем представлялся Полифему Одиссей).

Анненский написал четыре пьесы - «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902), «Лаодамия» (1906) и «Фамира-кифарэд» (1906, издана посмертно в 1913 году) - в древнегреческом духе на сюжеты утерянных трагедий Еврипида и в подражание его манере.

Иннокентием Аннеским переведены на русский язык все дошедшие до нас 18 трагедий великого древнегреческого драматурга Еврипида. Он также выполнил стихотворные переводы работ Горация, Гете, Мюллера, Гейне, Бодлера, Верлена, Рембо, Ренье, Сюлли-Прюдома, Лонгфелло.

30 ноября (13 декабря) 1909 года Анненский скоропостижно скончался на ступеньках Царскосельского вокзала в Санкт-Петербурге от инфаркта. Похоронен на Казанском кладбище в Царском Селе (ныне город Пушкин Ленинградской области). Сын Анненского, филолог и поэт Валентин Анненский (Кривич), издал его «Кипарисовый ларец» (1910) и «Посмертные стихи» (1923).

Литературное влияние

Литературное влияние Анненского на возникшие вслед за символизмом течения русской поэзии (акмеизм, футуризм) очень велико. Стихотворение Анненского «Колокольчики» по праву может быть названо первым по времени написания русским футуристическим стихотворением. Его стихотворение «Среди миров» входит в число шедевров русской поэзии, оно легло в основу романсов, написанных А. Вертинским и А. Сухановым. Влияние Анненского сильно сказывается на Пастернаке и его школе, Анне Ахматовой, Георгии Иванове и многих других. В своих литературно-критических статьях, частично собранных в двух «Книгах отражений», Анненский даёт блестящие образцы русской импрессионистической критики, стремясь к истолкованию художественного произведения путём сознательного продолжения в себе творчества автора. Следует отметить, что уже в своих критико-педагогических статьях 1880-х годов Анненский задолго до формалистов призывал к постановке в школе систематического изучения формы художественных произведений.

Воспоминания об Анненском

Профессор Б. Е. Райков, бывший ученик 8-й Санкт-Петербургской гимназии, писал в своих воспоминаниях об Иннокентии Анненском:

…о его поэтических опытах в ту пору решительно ничего не было известно. Его знали лишь как автора статей и заметок на филологические темы, а свои стихи он хранил про себя и ничего не печатал, хотя ему было в ту пору уже лет под сорок. Мы, гимназисты, видели в нём только высокую худую фигуру в вицмундире, которая иногда грозила нам длинным белым пальцем, а в общем, очень далеко держалась от нас и наших дел.

Анненский был рьяным защитником древних языков и высоко держал знамя классицизма в своей гимназии. При нём наш рекреационный зал был весь расписан древнегреческими фресками, и гимназисты разыгрывали на праздниках пьесы Софокла и Еврипида на греческом языке, притом в античных костюмах, строго выдержанных в стиле эпохи.

В городе Пушкин на Набережной улице на доме №12 в 2009 году была установлена мемориальная доска (скульптор В. В. Зайко) с текстом: «В этом доме с 1896 по 1905 год жил и работал в Императорской Царскосельской гимназии поэт Иннокентий Федорович Анненский».

Биография

Личность Иннкентия Фёдоровича Анненского осталась во многом загадкой для современников. Родился 20 августа (1 сентября) 1855 года в Омске в семье государственного чиновника. Его отец был начальником Омского управления железных дорог. Когда Иннокентию было около пяти лет, отец получил место чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел и семья из Сибири вернулась в Петербург, который ранее покинула в 1849 году.

Слабый здоровьем, Анненский учится в частной школе, затем - во 2-й петербургской прогимназии (1865-1868). С 1869 года он два с половиной года обучается в частной гимназии В. И. Беренса. Рано лишившись родителей, он часто живёт у своего старшего брата Николая, энциклопедически образованного человека, экономиста, народника, оказавшего на Иннокентия большое влияние.

По окончании (1879) историко-филологического факультета Петербургского университета служил преподавателем древних языков и русской словесности, впоследствии директором гимназии в Киеве, Петербурге, Царском селе. С 1906 инспектор Санкт-Петербургского учебного округа. Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших женских курсах. В печати выступил с начала 1880-х годов научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам. С начала 1890-х годов занялся изучением греческих трагиков; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и «вакхическую драму» «Фамира-кифарэд» (шла в сезон 1916-1917 на сцене Камерного театра). Переводил французских поэтов-символистов (Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме, Корбьер, А. де Ренье, Ф. Жамм и др.).

30 ноября (11 декабря) 1909 Анненский скоропостижно скончался на ступеньках Царскосельского (Витебского) вокзала в Санкт-Петербурге.

Сын Анненского, филолог и поэт , издал его «Посмертные стихи» (1923).

Поэзия

Более всего значителен Анненский как поэт. Стихи начал писать с детства, но напечатал их впервые в 1904. «Интеллигентным бытием» своим Анненский, по его собственным словам, был всецело обязан влиянию старшего брата, известного публициста-народника Н. Ф. Анненского, и его жены, сестры революционера Ткачёва. В своей поэзии Анненский, как он сам говорит, стремился выразить «городскую, отчасти каменную, музейную душу», которую «пытали Достоевским», «больную и чуткую душу наших дней». Мир «больной души» - основная стихия творчества Анненского. По справедливым указаниям критики, «ничто не удавалось в стихах Анненского так ярко, так убедительно, как описание кошмаров и бессонниц»; «для выражения мучительного упадка духа он находил тысячи оттенков. Он всячески изназвал изгибы своей неврастении». Безысходная тоска жизни и ужас перед «освобождающей» смертью, одновременное «желание уничтожиться и боязнь умереть», неприятие действительности, стремление бежать от неё в «сладостный гашиш» бреда, в «запой» труда, в «отравы» стихов и вместе с тем «загадочная» привязанность к «будням», к повседневности, к «безнадёжной разорённости своего пошлого мира» - таково сложное и противоречивое «мировосприятие и миропонимание», которое стремится «внушить» Анненский своими стихами.

Приближаясь этим «мировосприятием» из всех своих современников более всего к , формами стиха Анненский наиболее близок молодому периода «русских символистов». Однако преувеличенное «декадентство» первых , в котором было много нарочитого, придуманного со специальной целью обратить на себя внимание, «эпатировать» читателя, у не печатавшего свои стихи Анненского носит глубоко органический характер. Брюсов скоро отошёл от своих ранних ученических опытов. Анненский оставался верен «декадентству» в течение всей жизни, «застыл в своем модернизме на определённой точке начала 90-х годов», но зато и довёл его до совершенного художественного выражения. Стиль Анненского ярко импрессионистичен, отличаясь зачастую изысканностью, стоящей на грани вычурности, пышной риторики decadence’а.

Как и у молодого Брюсова, поэтическими учителями Анненского были французские поэты второй половины XIX века - парнасцы и «проклятые»: Бодлер, Верлен, Малларме. От парнасцев Анненский унаследовал их культ поэтической формы, любовь к слову как таковому; Верлену следовал в его стремлении к музыкальности, к превращению поэзии в «мелодический дождь символов»; вслед за Бодлером причудливо переплетал в своем словаре «высокие», «поэтические» речения с научными терминами, с обыкновенными, подчеркнуто «будничными» словами, заимствованными из просторечья; наконец, следом за Малларме - на сознательном затемнении смысла строил главный эффект своих стихов-ребусов. От «бесстрастных» французских парнасцев Анненского отличает особая пронзительная нотка жалости, звучащая сквозь всю его поэзию. Жалость эта направлена не на социальные страдания человечества, даже не на человека вообще, а на природу, на неодушевлённый мир страдающих и томящихся «злыми обидами» обиженных вещей (часы, кукла, шарманка и пр.), образами которых поэт маскирует свою собственную боль и муку. И чем меньше, незначительнее, ничтожнее «страдающая» вещь, тем более надрывную, щемящую жалость к себе она в нём вызывает.

Своеобразная литературная судьба Анненского напоминает судьбу . Как и последний, Анненский - типичный «поэт для поэтов». Свою единственную прижизненную книгу стихов он выпустил под характерным псевдонимом «Ник. Т-о». И действительно, в течение почти всей своей жизни Анненский оставался в литературе «никем». Лишь незадолго до смерти его поэзия приобретает известность в кружке петербургских поэтов, группировавшихся вокруг журнала «Аполлон». Кончина Анненского была отмечена рядом статей и некрологов, но вслед за тем его имя снова надолго исчезает с печатных столбцов.В 4-й книге стихов Николая Гумилёва «Колчан» опубликовано стихотворение .

Драматургия

Анненский написал четыре пьесы - «Меланиппа-философ», «Царь Иксион», «Лаодамия» и «Фамира-кифаред» - в древнегреческом духе на сюжеты утерянных пьес Еврипида и в подражание его манере.

Переводы

Анненский перевёл на русский язык полное собрание пьес великого греческого драматурга Еврипида.

Литературное влияние

Литературное влияние Анненского на возникшие вслед за символизмом течения русской поэзии (акмеизм, футуризм) очень велико. Стихотворение Анненского по праву может быть названо первым по времени написания русским футуристическим стихотворением. Влияние Анненского сильно сказывается на Пастернаке и его школе и многих других. В своих литературно-критических статьях, частично собранных в двух «Книгах отражений», Анненский даёт блестящие образцы русской импрессионистической критики, стремясь к истолкованию художественного произведения путём сознательного продолжения в себе творчества автора. Следует отметить, что уже в своих критико-педагогических статьях 1880-х годов Анненский задолго до формалистов призывал к постановке в школе систематического изучения формы художественных произведений.

русский поэт, драматург, переводчик, критик, исследователь литературы и языка, педагог и административный деятель образования, дсс, преподаватель и директор 1

16 октября 1896 года на должность директора , был назначен Иннокентий Федорович Анненский, сменивший на этом посту .

Во многом, только благодаря десятилетнему директорству этого выдающегося поэта, филолога, эллиниста и педагога Николаевская гимназия заняла особое место в истории учебных заведений России. И если о царскосельском лицее принято говорить, как о пушкинском лицее, то с тем же правом царскосельскую гимназию можно назвать гимназией Анненского.

Родился Иннокентий Федорович Анненский в Западной Сибири, в городе Омске, 20 августа (ст.ст.) 1855 года в семье "командированного" в Сибирь государственного чиновника Фёдора Николаевича Анненского. 4 сентября мальчика крестили в военном храме Омска - Омско-Крепостной Соборо-Воскресенской церкви, как тогда назывался Омский Военный собор. Восприемниками мальчика стали дсс того же управления, что и его отец, Александр Стефанович Воинов и жена Дежурного офицера штаба, майора Кольчева Мария Васильевна.37

Собор в котором крестили маленько Иннокентия Анненского. Омск, конец XIX - начало XX века 38

Его отец был начальником отделения Главного управления Западной Сибири. Когда Иннокентию было около пяти лет, отец получил место чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел, и семья из Сибири вернулась в Петербург, который ранее покинула в 1849 году.

Федор Николаевич и Наталия Петровна Анненские, родители поэта. Наталия Петровна, урожденная Карамолина (или Кармалина), предположительно происходила из рода Ганнибалов. Фотоархив ГЛМ

Иннокентий в пять лет тяжело заболел, и болезнь дала осложнение на сердце; сердечником он был всю жизнь, от паралича сердца потом и умер.

Болезненный мальчик сменил несколько учебных заведений, И.Анненский учился в частной школе, затем — во 2-й С.-Петербургской прогимназии (1865—1868). После чего последовал перерыв на несколько месяцев на лечение, после которого отец 8 октября 1868 года перевёл тринадцатилетнего Иннокентия в I С.-Петербургскую гимназию. 27 В сопроводительной записке к документам Иннокентия инспектор пишет директору гимназии, что мальчик был переведён в III класс с наградной книгой и похвальным листом. 28

Автограф Фёдора Николаевича Анненского. Публикуется впервые 27

Впрочем, и здесь он тоже задержался ненадолго — отец забрал его из гимназии через три месяца, 7 января 1869 года. При отличном поведении успехи были мальчика удовлетворительными. 29 Затем Иннокентий два с половиной года обучался в частной гимназии В.И. Беренса. Закончил свое среднее образование Иннокентий Анненский в 1875 году, сдав экзамены на "испытание зрелости" и получив аттестат об окончании гимназического курса в Гимназии Человеколюбивого общества, показав следующие познания: Закон Божий и французский язык - отлично, русский язык и словесность, математика - хорошо, остальные предметы - удовлетворительно, 36

Наконец, уже юношей, поселился у старшего брата, который взялся его готовить в университет. Отец братьев в это время почти разорился, ввязавшись в какую-то финансовую авантюру, за разорением последовал апоплексический удар, по-нынешнему - инсульт. Иннокентию пришлось оставить гимназию и готовиться к сдаче экзаменов самостоятельно, а брату и его жене - фактически заменить юноше отца и мать.

Николай Фёдорович Анненский, старший брат поэта

Старший брат, Николай Фёдорович (1843-1912) — экономист-статистик в министерстве путей сообщения, публицист, учёный, глава «Русского богатства» — был опорой и ангелом-хранителем этой семьи. Он и его жена, Александра Никитична, педагог и детская писательница, исповедовали идеалы народничества. По признанию Иннокентия Фёдоровича, брату и его жене он был «всецело обязан интеллигентным бытием».

Н.Ф. Анненский со своей семьёй

Впрочем, он сам был чрезвычайно книжный мальчик, с детства влюбленный в литературу. В «Моем жизнеописании» Анненский признавался:

«… я рос слабым, болезненным ребенком и, в отношении физического развития, оставался далеко позади своих сверстников. Довольно рано начал я учиться и, сколько помнится, никогда не тяготился учением. Выучившись читать под руководством моей старшей сестры, я с удовольствием принялся за чтение книг, доступных моему возрасту и развитию. Обстановка, среди которой я рос, оказывала большое влияние на развитие во мне ранней охоты к чтению: я рос почти без товарищей, среди людей, которые были старше меня...»

24 июля 1875 года он подает прошение Ректору Санкт-Петербургского университета о зачислении его на историко-филологический факультет. На тот момент он жил с братом, в доме Мятлева на углу Почтамской улицы и Исаакиевской площади, № 2/9, кв.12. 35

В 1876 году Анненский первый раз отметился в Городском по воинской повинности присуствие и получил отсрочку от службы до 1882 года. 40 Это значит, что, несмотря на свое слабое здоровье и больное сердце, он не получил сразу освобождение от воинской повинности.

Новоиспеченный студент погрузился в то, что любил более всего - в изучение языков. По сведениям его отец знал или когда-либо изучал 13 языков: русский, латинский, греческий, французский, немецкий, английский, итальянский, польский, санскрит, древнееврейский, сербский, болгарский и один из африканских языков — дина. Кроме того, Анненский хорошо знал западноевропейскую поэзию и, пожалуй, в своих стихах ориентировался не на русских предшественников, а на французских символистов - Верлена, Бодлера, Рембо, которых много переводил. Анненский начал писать стихи ещё в детстве, но сёстры обнаружили его патетическую поэму «Магали». Мария Фёдоровна уверяла, что в ней был такой стих: «Бог шлёт с небес ей сладостную фигу» . Можно представить, сколько шуток это породило! Иннокентий стал прятать свои поэтические опыты. В молодости, студентом, он продолжал писать, но никогда не печатал, относился к ним резко критически.

В студенческие годы Иннокентия Анненские жили на Головинской улице, д.13, а затем - во 2 участке Коломенской части Петербурга на Офицерской улице, д.57, кв.23. 31 На летние каникулы он уезжал в имение матери в Бельском уезде Смоленской губернии. 32

Отчаянно нуждаясь в средствах на образование, Анненский обращается к Ректору с просьбой о назначении ему "необязательной стипендии". На прошении выставлены отметки студента: из шести предметов только одна четверка, остальные - отлично. 33 К прошению прилагалось Свидетельство о бедности Анненских, выданное Канцелярией петербургского градоначальника. В ней говорилсь: "Студент Императорского С.Петербургского университета Иннокентий Фёдорович Анненский обратился ко мне с просьбой о выдаче ему свидетельства о бедности для представления ВП на предмет назначения ему бедности. Вследствии сего, имею честь уведомить Вас, МГ, что по собранным сведениям, Анненский, сын ДСС, уроженец Тобольской губернии, 22 лет, вероисповедания православного, проживает при родителях, отец его в оставке, разбит параличем, получает в год пенсию в 1000 руб. и на эти средства содержит семейство, состоящее из жены и шести детей, из которых на казенный счет никто не воспитывается, проситель, а равно родители его недвижимой собственности в С.-Петербурге не имеют и действительно находятся в бедности". 34

Решением Совета Университета на 3 курсе ему назначается Императорская стипендия (1 сентября 1878 года).

Перед каждым поэтом рано или поздно встает вопрос, как зарабатывать на жизнь; Анненский зарабатывал преподаванием, хотя куда с большим удовольствием, наверное, уединился бы со своими стихами и переводами. Преподавал он преимущественно древние языки - он вообще был «классик», но и античную литературу, и русский, и даже теорию словесности; много размышлял о том, как правильно преподавать детям язык и литературу.

В 1879 году он получил свидетельство о прослушании полного курса наук С.-Петербургского университета. Еще год ушел на защиту кандидатской работы и в 13 ноября 1880 года ему вручен Диплом кандидата филологии. 30

Кандидатский диплом И.Ф. Анненского, публикуется впервые 30

После этого молодой филолог долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности в различных учебных заведениях Санкт-Петербурга. Первым местом его службы стала частная Гимназия Ф.Ф. Бычкова (позднее - Гимназия и Реальное училище Я.Гуревича). В частную Гимназию Бычкова Иннокентий Фёдорович подал прошение о поступлении преподавателем древних языков еще будучи кандидатом университета, 23 августа 1879 года. 39 В деле Анненского в Гимназии Бычкова отложился любопытнейший документ, подписанный Иннокентием Фёдоровичем при вступлении в должность "Клятвенное обещание" о честной и беспорочной службе Самодержцу Всероссийскому. Подписал клятву Анненский 4 декабря 1879 года. 41 Текст клятвы стандартный, его давали многие преподаватели того времени при поступлении на службу.

И.Ф. Анненский, 1870-е. Паспарту фотографии Перла Г.М. (H.Perl), СПб, архив МНГ 10

За 17 лет педагогической деятельности (до вступления в должность директора Николаевской гимназии) он прошел путь от преподавателя латинского и греческого языков петербургской гимназии Гуревича до директора 8-й петербургской гимназии.

Когда министр просвещения И. Д. Делянов предложил ему новое назначение на пост директора Николаевской Царскосельской гимназии, Анненскому не хотелось расставаться с 8-й гимназией, но он не мог отказаться от предложения министра, который откровенно сказал ему, «что отказ от назначения сюда поставил бы его в крайне затруднительное положение. Что у него нет другого лица, которое он мог бы спокойно отправить в Царскосельскую гимназию», намекая на близость гимназии ко Двору и умение, при необходимости, соблюсти этикет при общении с лицами императорской фамилии.

Иннокентий Федорович принял предложение и 16 октября 1896 года официально вступил в должность директора. Вместе с семьей он переехал в Царское Село, где получил служебную .

"Очень высокий и стройный, он своим обликом напоминал тех кавалеров, какие попадались на французских иллюстрациях 60 годов. Сходство с ними усиливал покрой его щегольского платья с подчеркнутым уклоном в сторону мод 60 годов. Галстухи, широкие из черного атласа, такие, как у него, я видал только на портретах герцога Морни. На манер французских дворян времен III империи подстригал он и свою бородку, от которой всегда сильно пахло тонкими духами и фиксатуаром. Длинные ноги его с очень высоким подъемом над ступней плохо гнулись, и походка получалась тоже какая-то напряженная и деланная. Среди филологов и педагогов такая фигура была совсем необычна. Славился он среди членов Общества своими стихотворными переводами трагедий Эврипида, печатавшимися в "Журнале Министерства народного просвещения".

Трудности в служебном отношении начались для Анненского в 1905 году, когда волнения учащейся молодежи, вызванные первой русской революцией, не обошли стороной и Николаевскую гимназию.

Однако гимназия оказалась на плохом счету у учебного руководства; многих раздражала независимая позиция директора, его нерешительность в установлении строго порядка, попытки отстоять «крамольное юношество». Все эти обстоятельства привели к «добровольной» отставке (1 января 1906 года) И. Ф. Анненского с поста директора гимназии, хотя каких—либо официальных обвинений ему предъявлено не было.

2 января 1906 года, на основании предписания управляющего петербургским учебным округом, назначенному на его место .

Семья Иннокентия Федоровича

В 1877 году И. Анненский страстно влюбляется в и через два года по окончании университета женится на ней.

Образ жены Анненского в мемуарной и биографической литературе несколько мифологизирован и наделен весьма противоречивыми чертами, неоднозначность оценок присуща и свидетельствам о характере их семейных отношений.

Анненская (урожд. Сливицкая, в первом браке Борщевская, еще при жизни мужа ставшая именовать себя сначала Хмара-Борщевской, а впоследствии Хмара-Барщевской

Надежда (Дина) Валентиновна (1841 — 1917) — дочь отставного генерал-майора, небогатая помещица, жена Анненского с 23 сентября 1879 г. Дина Валентиновна овдовела 1 декабря 1867 г., когда ей было 26 лет отроду, а ее сыновьям: Платону — 4 года, Эммануилу — 2 года. Смерть Петра Петровича Борщевского — первого ее мужа, которого она горячо любила, явилась для Дины Валентиновны тяжелым ударом судьбы. Вдовствовать ей пришлось долгих 12 лет, занимаясь воспитанием своих детей.

Сыновьям Дины Валентиновны — Платону и Эммануилу, учившимся с 1874 года в С.-Петербургской 6-й гимназии, предстояло осенью 187 7 года перейти в III класс, а они были "троечниками". Слабые их успехи в усвоении предметов гимназического курса были известны их матери и очень ее заботили, а потому она решила нанять для своих сыновей на время летних каникул репетитора. Именно это обстоятельство привело ее к знакомству со студентом II курса Иннокентием Анненким, нуждавшимся тогда в подработке.

Из насыщенного большим числом неточностей мемуарного повествования племянницы Анненского Т. А. Богданович , в значительной степени основанном на семейном «предании» о нем, явствует, что «в 23 года он страстно влюбился в мать двух своих учеников, бывших немногим моложе своего учителя. Хотя невесте было в то время 46 лет, но она была исключительная красавица, и юноша совершенно потерял голову. Сразу же он и женился на ней, взяв на себя заботу о большой семье, привыкшей к обеспеченной, почти богатой жизни, и считал предметом своего честолюбия, чтобы жена и ее дети ни в чем не ощутили разницы с прежней жизнью» .

23 сентября 1879 года (ст.ст.) Иннокентий Фёдорович женился на "милой Динуше". Венчание состоялось в одной из домовых церквей СПб, по адресу: Лиговский проспект, 26. В здании тогда размещался Дом Призрения малолетних бедных имени В. Ф. и И. Ф. Громовых Императорского Человеколюбивого Общества (здания было, увы, снесено в 1998 г. — прим.сост.).

Стремясь обеспечить семью, молодой преподаватель ведет в гимназии до 56 уроков в неделю, что и совсем здоровому человеку не под силу…Материальные проблемы преследуют молодого специалиста — летом 1880 года он умудрился потерять подшивку журнала "Чтенiя въ Императорскомъ Обществѣ Исторiи и Древностей Россiйскихъ при Московскомъ Университетѣ" за 1870 год из институтской библиотеки, за восттановление которой с него взяли 10 рублей — не малая сумма, учитывая его стесненные обстоятельства. (Д.18333. Л.1) Еще 6 рублей ушло на изготовление диплома, который был вручен Иннокентию Фёдоровичу ровно за неделю до рождения их сына , родившегося 20 ноября (ст.ст.) того же года. Анненские в это время жили в Коломенской части Петербурга, на улице Офицерской (ныне — Декабристов), д.57, кв.23. (Д.18333. Л.4 Внж)

Несмотря на всю разноголосицу мнений о Дине Валентиновне, не вызывает сомнений, что отношения супругов, переживавшие на протяжении тридцатилетней их «безразлучной», по словам сына, жизни различные времена, оставались по-своему теплыми и близкими до последних дней Анненского.

Почти все мемуаристы отмечали, что Иннокентий Анненский представлял собой причудливое сочетание нескольких обликов, противоречащих один — другому. Мало кто из современников мог предполагать, что Его Превосходительство Действительный Статский Советник — директор гимназий и поэт, пишущий модернистские стихи и критические статьи о поэзии русских символистов — одно и то же лицо. А в глазах большинства из тех, кто знал об этом, он выглядел директором—чудаком.

«Анненский казался нам директором-чудаком. В Гостином дворе в книжной лавке Митрофанова уже которую зиму за стеклом в окне, засиженный мухами, стоял экземпляр книги стихов: Ник—то «Тихие песни», и мы знали, что это сборник стихов Анненского. Никто из нас в ту пору этой книги не читал, но если бы даже и читал — самый факт: директор пишет стихи ни в какой мере не соответствовал царскосельским представлениям о директоре и его времяпрепровождении и в наши головы не укладывался» — вспоминал выпускник гимназии 1907 года, искусствовед Николай Пунин.

По-разному оценивали современники облик Анненского — директора и педагога: от восторженных до резко критических.

Преподаватель гимназии Л. Л. Мухин писал, что«он был кумиром своих учеников» , отмечая его необыкновенный дар слова и блестящее знание европейской и русской литературы.

Другой преподаватель П. П. Митрофанов говорил, что ученики и преподаватели любили его за то, что«он умел вдохнул» нам любовь к нашему делу и давал нам полный простор в проявлении наших сил и способностей» и чтили как «опытного педагога, гуманного гуманиста».

"Золотой" выпускник гимназии 1900 года поэт и прозаик отмечал, что когда «официальный мундир чуть—чуть расстегивался», то «отслаивалась твердая, "нарочная" кожура », и ученики «со всем богатством радости в юношеских, бродивших умах, со всей переливавшейся жаждой к искреннему слову слышали, видели, тянулись к тому настоящему, что было спрятано в этом человеке» .

Николай Гумилёв, самый известный ученик Анненского, считавший его Учителем не только по гимназическим занятиям, но и в литературном творчестве, писал о нём: «И. Анненский… могуч мощью не столько Мужской, сколько Человеческой. У него не чувство рождает мысль, как это вообще бывает у поэтов, а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством, живым до боли даже».

В юбилейном отчете гимназии 1911 года приводится биографическая статья об И. Ф. Анненском, написанная письмоводителем Л. А. Козминым. Все сказанное о поэзии Анненского уместилось в ней в одно предложение: «Не чужд был И. Ф. и чистой лирики: много занимаясь, в особенности последние годы, вопросами искусства, он выпустил два сборника стихов и ряд переводов западно-европейских поэтов».

Но пожалуй теплее всех об Анненском — педагоге сказано в проспекте в создании и разработке программ которой Анненский принимал большое участие:«Сам поэт, он в сердце человека видел красоту, и понимал высокую радость незаметного для массы педагогического труда» .

Этим высказываниям противоречит отрицательный взгляд на педагогическую деятельность Анненского уже упомянутого нами , ценившего Анненского как филолога—переводчика, драматурга и образованнейшего человека, но не воспринимавшего его ни как директора, ни как поэта. «Но еще хуже протекало его директорство в административном отношении».

О неспособности Анненского-директора поддерживать порядок в стенах вверенной ему гимназии писал выпускник гимназии 1913 года поэт : «… при Анненском в классах устраивались митинги, гимназисты распивали водку под партами, издевались над учителями, и умнейший русский лирик должен был, чуть-чуть шепелявя и вызывая этим насмешки учеников, просить и убеждать их, без всякого успеха, конечно » .

Но, так ли важно, хорошим или плохим чиновником и хозяйственником был поэт, ученый, критик и педагог Иннокентий Анненский?’ Пушкин и Тютчев были чиновниками министерства иностранных дел, мало кто вспоминает об этом, читая стихи великих поэтов. Главным делом жизни Анненского стало его творческое наследие: стихотворения, переводы, пьесы, критические статьи. Немало сделал Иннокентий Федорович и, как педагог, заслуживший любовь и уважение большинства окружавших его учеников и преподавателей.

Посмертная книга стихов И. Анненского, изданная его сыном Валентином Кривичем

После ухода с поста директора Анненский занял должность инспектора учебного округа. Несмотря на необходимость частых и утомительных поездок, эта должность освобождала его от каждодневного директорского труда и давала ему больше возможностей для твор-ческой работы.

С 1906 года жил Иннокентий Фёдорович Анненский . Казённую квартиру при гимназии Анненскому пришлось освободить, но он остался в Царском Селе и почти два года прожил в доме на Московском шоссе.

А затем переехал в Софию, наЗахаржевскую улицу, в .

Интересную заметку разместила на своих страницах газета "Вечер" в сентябре 1908 года. 26 Она писала:

"Задержание литераторов
Сегодня на станции Белоостров были подвергнуты задержанию и обыску критик К.Чуковский и издатель «Нового журнала для всех» Н.Бенштейн.
На остановке поезда, шедшего из Куокалла в вагон, в котором находились писатель Н.Ф.Анненский, писательница Т.Богданович, владелец «Издательского Бюро» г.Белопольский, гг. Чуковский и Бенштейн, вошли несколько жандармов и попросили последних двоих следовать за собой в жандармское отделение. Там без объяснения причин их подвергли тщательному обыску. У г. Бенштейна все документы оказались в полном порядке. У г. Чуковского не оказалось при себе паспорта. Понадобилось удостоверение его личности кем-нибудь из пассажиров, что и было выполнено Н.Ф.Анненским и г.Белопольским. После этого арестованных с миром отпустили."

Прошение об освобождении от должности инспектора С.-Петербургского учебного округа Анненский подал 26 октября 1909 г. 17 Попечитель Учебного округа в отношении на имя Министр пишет о том, что "действительный статский советник Анненский И.Ф. ходатайствует об отставке его с занимаемой должности с 1 ноября 1909 года… с мундиром означенной должности .." 18

Вместе с этим Анненский испрашивает усиленную пенсию. 19 Прошение об отставке было удовлетворено 20 ноября 1909 года, но об усиленной пенсии хлопопать далее пришлось уже вдове инспектора, Дине Валентиновне, 20 через 10 дней после отставки Иннокентий Фёдорович Анненский умер от сердечного приступа на ступенях , в конце утомительного дня 30 ноября 1909 года. Газета "Новое время в разделе "Происшествия" опубликовала заметку: "30 ноября, в 7 ч. 35 мин. вечера, к подъезду Царскосельского вокзала на загородном пр. на извозчике подъехал окружной инспектор петербургского учебного округа д.с.с. И.Ф.Анненский; почувствовав себя дурно, Анненский упал и тут же скончался. По заключению врача, смерть последовала от разрыва сердца."

Татьяна Богданович писала:

«Иннокентий Федорович, проезжавший на извозчике мимо вокзала, вдруг сделал знак извозчику, чтобы он повернул к вокзалу. Сойдя с него, он сделал шаг и сразу же упал со всего роста на ступени лестницы. Проходивший на вокзал врач подошел к нему, выслушал и констатировал моментальную смерть от разрыва сердца. Мне вспомнилось потом, как Иннокентий Федорович говорил шутя: "Я бы не хотел умереть скоропостижно. Это все равно что уйти из ресторана, не расплатившись». 21

На следующий день после смерти Анненского было опубликовано сообщение:"Увольняются от службы: согласно прошению окружной инспектор С.-Петербургского учебного округа, действительный статский советник Анненский, с 1-го ноября, с мундиром, означенной должности присвоенным <...>" 22

Отпевали Анненского 4 декабря 1909 года в , той самой, где он в течение 10 лет присутствовал на службах по должности директора. Обряд совершили гимназический священник и дьякон 23

На панихидах в доме Анненского и на его похоронах побывало много народа, многим из них — или их детям Иннокентий Федорович помог получить или продолжить образование. Для большинства провожавших Анненского в последний путь он был видным деятелем народного просвещения и гуманным директором, для посвященного меньшинства значительным филологом—классиком и переводчиком трагедий Еврипида.

Могила И.Ф. Аненского и членов его семьи на

И лишь присутствовавшие на похоронах члены редакции журнала «Аполлон» (М.Кузмин, М.Волошин, А.Толстой и ), прощались с ним, как с большим поэтом.

«Мы хоронили его на Казанском кладбище Царского Села; отпевание вышло неожиданно многолюдным, его любила учащаяся молодежь, собор был битком набит учениками и ученицами всех возрастов. Чувствовалось, что ушел человек незабываемый. <.„> Он лежал в гробу торжественный, официальный, в генеральском сюртуке Министерства народного просвещения. И это казалось последней насмешкой над ним — Поэтом» — вспоминал

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

Источники:

  1. ЦГИА СПб. Ф.139, Оп.1-1, Д.15903. Аннеский Иннокентий Федорович — директор Царскосельской гимназии
  2. Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. СПб,: Изд-во Серебряный век, 2008. 150 с., ил.
  3. Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики.СПб,: Изд-во Серебряный век, 2009. 310 с., ил.
  4. Учитывая тот факт, что Анненский покинул пост директора гимназии 1 января 1906 года, то эта фотография могла быть сделана с не выпускным классом, а годом ранее, с гимназистами 7 класса.
  5. ЦГИА СПб. Ф.139. Оп. 1, Д.9431. 1902. Переписка директора ИНЦГ с Попечителем учебного округа. Л.1
  6. там же. Л.83
  7. там же. Л.85
  8. ЦГИА СПб, Ф.139, Оп.1, Д.9143. Л. 85 Расписание на 1901-1902 уг
  9. ЦГИА СПб. Ф.139, Оп.1. Д.15904. Л.1. Прошение
  10. там же. Л.2. Отношение Попечителя Учебного округа
  11. там же. Л.4. Прошение Анненского об усиленной пенсии
  12. там же. Л.3. Прошение Д.В. Анненской от 19 декабря 1909 года
  13. Богданович
  14. Правительственный вестник, 1909, 1 декабря, No 256, с. 1.
  15. ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.127. Л.122
  16. Д.15904. ЛЛ.14, 15. Уведомление о назначении Н.В. Анненской пенсии за умершего мужа
  17. ЦГИА СПб, Ф.139, Оп.1, Д.10284. 1905. Л.9
  18. "Вечер" от 28 (15) сентября 1908 года
  19. ЦГИА СПб. Ф.11. Оп.1. Д.3236. Л.1. Прошение отца о приеме в гимназию сына
  20. там же. Л.3
  21. там же. 6
  22. ЦГИА СПб. Ф.171. Оп.1. Д.16. Л.68. Диплом
  23. ЦГИА СПб. Ф.14. Оп.3. Д.18333. 1875-1879. Л.4. Вид на жительство
  24. там же. Л.10. Прошение о выдаче билета
  25. там же. Л.6
  26. там же. ЛЛ.7, 7 об
  27. там же. Л.20. Прошение
  28. там же. Л.21. Копия Св-ва о прохождении испытаний
  29. там же. Л.22. Копия метрической выписи
  30. Зимний вид в крепости. Омск. [Открытка]. Б.м.: Изд. А. Шевелина, Б.г. (Акц. О-во Гранберг в Стокгольм). Открытки из собрания Нестерова Олега, опубл. на temples.ru.
  31. ЦГИА СПб.Ф.171. оп.1. Д. 16. Л.1
  32. там же. Л.4
  33. там же. Л.6

Биография

Судьба Иннокентия Федоровича Анненского-поэта в своем роде уникальна: в сорокадевятилетнем возрасте он издал первый (и единственный при жизни) поэтический сборник под псевдонимом Ник. Т-о. Поначалу поэт собирался озаглавить его «Из пещеры Полифема» и взять псевдоним Утис, что в переводе с греческого означает «никто» (так Одиссей назвался циклопу Полифему). Позже сборник был назван «Тихие песни». Блоку, не знавшему, кто автор, такая анонимность показалась сомнительной. «Хочется, чтобы открылось лицо поэта, которое он как будто от себя хоронит, - и не под наивным псевдонимом, а под более тяжкой маской, заставившей его затеряться среди сотни книг… Нет ли в этой скромной затерянности чересчур болезненного надрыва?» - писал он.

И. Ф. Анненский родился в Омске, вскоре семья переехала в Петербург. В автобиографии будущий поэт сообщал, что вырос «в среде, где соединялись элементы бюрократические и помещичьи». «С детства любил заниматься историей и словесностью и чувствовал антипатию ко всему элементарному и банально-ясному». Писать стихи Анненский начал довольно рано. Так как в 1870-е годы понятие «символизм» не было еще ему известно, он называл себя мистиком и «бредил религиозным жанром» испанского художника XVI I в. Б. Э. Мурильо, который и «старался „оформлять словами“». Следуя совету своего старшего брата, известного экономиста и публициста Н. Ф. Анненского, считавшего, что до тридцати лет не надо публиковаться, молодой поэт не предназначал свои поэтические опыты для печати. В университетские годы изучение древних языков и античности на время вытеснило стихотворчество; по признанию поэта, он ничего не писал, кроме диссертаций. После университета началась «педагогически-административная» деятельность, которая, по мнению его коллег-античников, отвлекала Анненского от «строго научных занятий», а по мнению сочувствующих его поэзии, мешала творчеству. В печати Анненский дебютировал как критик. В 1880 - 1890-е годы он опубликовал ряд статей, в основном о русской литературе XIX в. В 1906 г. вышла первая, а в 1909-вторая из «Книг отражений» - собрание критики, отличающееся уайльдовским субъективизмом, импрессионистичностью восприятия и ассоциативно-образными настроениями. Сам автор подчеркивал, что он «вовсе не критик», а только «читатель». Анненский-поэт считал своими предтечами французских символистов, «парнасцев и проклятых», которых много и охотно переводил. Их заслугу, «кроме обогащения языка», он видел в «повышении нашей эстетической чувствительности и увеличении шкалы наших художественных ощущений». Переводы французских поэтов составили значительный раздел его первого сборника стихов. Из русских поэтов-символистов Анненскому ближе всего К. Д. Бальмонт, вызывавший у автора «Тихих песен» «благоговение». Он высоко ценил «новую гибкость и музыкальность» поэтического языка Бальмонта. Анненский вел достаточно «уединенную» литературную жизнь: он не отстаивал права «нового» искусства на существование в период «бури и натиска», не участвовал в последующих внутрисимволистских баталиях. Первые его публикации на страницах символистской прессы относятся к 1906 г. (журнал «Перевал»), «Вхождение» Анненского в символистскую среду фактически состоялось в последний год его жизни. Поэт и критик читает лекции в «Поэтической академии», входит в состав членов «Общества ревнителей художественного слова» при новом петербургском журнале «Аполлон», печатает на его страницах свою программную статью «О современном лиризме». Скоропостижная смерть поэта у Царскосельского вокзала вызвала широкий резонанс в символистских кругах. В среде близких к «Аполлону» молодых поэтов акмеистической ориентации, упрекавших символистов за то, что они «просмотрели» Анненского, стал складываться посмертный культ поэта. Второй сборник стихов вышел через четыре месяца после его смерти. Подготовку «Кипарисового ларца» (в кипарисовой шкатулке хранились рукописи Анненского) завершал его сын - В. И. Анненский-Кривич, биограф поэта, его редактор и комментатор. Есть основания полагать, что Кривич не всегда пунктуально следовал авторской воле отца. С «Кипарисовым ларцом» к Анненскому пришла, наконец, запоздалая слава. «Книгу я сейчас просматриваю, - писал Блок сыну поэта. - Через всю усталость и опустошенность этой весны - она проникает глубоко в сердце. Невероятная близость переживаний, объясняющая мне многое о самом себе». Брюсов, обративший уже раньше внимание на «свежесть» эпитетов, сравнений, оборотов и даже просто выбираемых слов в сборнике «Тихие песни», теперь как несомненное достоинство отметил невозможность «угадать» у Анненского «по двум первым стихам строфы двух следующих и по началу стихотворения его конец». В 1923 г. Кривич опубликовал оставшиеся тексты поэта в сборнике «Посмертные стихи Ин. Анненского». Лирический герой Анненского - человек, разгадывающий «постылый ребус бытия». Поэт подвергает пристальному анализу «содержание нашего я», «которое хотело бы стать целым миром, раствориться, разлиться в нем, я, замученное сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования; я в кошмаре возвратов, под грузом наследственности, я среди природы, где, немо и незримо упрекая его, живут такие же я, я среди природы, мистически ему близкой и кем-то больно и бесцельно сцепленной с его существованием». Сопоставляя лирику Анненского со стихами символистов «младшего» поколения, С. К. Маковский увидел корни глубоко трагического миросозерцания поэта «в неверии в трансцендентальный смысл Вселенной», отрицающем, в конечном итоге, «категорически и безусловно» «смысл личного бытия». Неповторимое своеобразие стихам Анненского придает «легкая ирония», которая, по словам Брюсова, стала «вторым лицом» поэта, и «неотделима от его духовного облика». Манера письма автора «Тихих песен» и «Кипарисового ларца» «резко импрессионистическая», Вяч. Иванов назвал ее «ассоциативным символизмом». Поэзия, по мнению Анненского, не изображает, а намекает на то, что недоступно выражению, «мы славим поэта не за то, что он сказал, а за то, что он дал нам почувствовать несказанное».

Иннокентий Фёдорович Анненский родился в Омске 20 августа 1855. Отец Анненского был государственным чиновником в Сибири. Но после исполнения ему пяти лет семья приехала в Санкт-Петербург, который покинула еще до его рождения. Анненский с детства был болезненным ребенком. Из-за его состояния здоровья обучался в частной школе. А после переезда в Петербург во 2-й гимназии, позже в частной гимназии Беренса.

Перед началом вступительных экзаменов в университете в 1875 году, временно переехал на проживание к старшему брату. Брат помогал ему подготовиться к вступительным экзаменам. А позже на жизнь писателя, брат окажет не малое влияние. И за время обучения в университете он не писал стихи. Что помогло лучше изучить античность и древние языки. Как в автобиографии признался сам поэт, за время обучения он писал только диссертации.

Впервые в печати И. Ф. Анненский появился как критик русской литературы XIX века, и писал в этом направлении с 1880 по 1890 год. Также в своих статьях поэт призывал к изучению художественной литературы детей школьного возраста. Анненский опубликовал первую литературно-критическую книгу в 1906 году, вторая вышла несколько годами позже 1909 году. В этих книгах собраны почти все статьи, опубликованные ним ранее.

Если задуматься над судьбой поэта, то она будет уникальной в своём роде. Писать стихи он начал довольно в юном возрасте, писал для себя не для печати. Старший брат Иннокентия Федоровича как-то ему сказал: «Отнести в печать сочинения, стоит только после исполнения тебе 30-ти лет» Так первый и единственный прижизненный, сборник был издан под псевдонимом «Ник. Т-о», когда поэту исполнилось почти 50 лет. Сразу он собирался назвать сборник «Из пещеры Полифема» и издать его под псевдонимом Утис, но позже взял аббревиатуру своего имени и фамилии. А сборник вышел из печати с названием «Тихие песни».

Умер поэт скоропостижно 30 ноября 1909 года на Царскосельском вокзале в Петербурге. Похоронили поэта на Казанском кладбище Царского села. У поэта остался сын, который после его смерти издал в 1910 г. «Кипарисовый ларец», а в 1923 г. «Посмертные стихи».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»