Хозяйство и материальная культура мотыжных земледельцев-скотоводов. Религиозные культы древнейших земледельцев через гармонию

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

На примере земледельцев и номадов, кочевых народов хорошо прослеживается это многообразие путей развития. В словаре В. Даля номады определяются как кочевники, кочевой народ. Их отличительными признаками называются занятие скотоводством, отсутствие оседлости, переносные жилища. Известны уже по описаниям Геродота, Плиния Старшего, Страбона, Тацита. Большой материал дают археологические находки, охватывающие обширные пространства Евразии, например скифские погребальные курганы Александропольский, Чертомлык и др.

Культуры земледельцев и кочевников различны не только по хозяйственно-экономическому типу, но и по моделям культуры, способам мировосприятия.

Моделью культуры земледельца служит растение: его структура воспроизводится в орнаменте, типе и материале жилища, структуре семьи; почитаемые божества связаны в первую очередь с культами плодородия.

Модель культуры кочевников – животное. В отличие от растения оно обладает самодвижением и относительно свободно от окружающей среды. Но движение кочевника – вынужденное, он не свободен в выборе движения. Жизнь кочевника – это постоянный путь, неустанный поиск подножного корма для животных.

Одним из первых к анализу кочевых культур с точки зрения своеобразия их мировосприятия обратился французский ученый А. Леруа-Гуран. Он отмечал: для раннего охотника и собирателя мир линеен, значение имеет не земля, а ее поверхность, надземье, горизонталь, плоскость. Это справедливо и для более поздних кочевых культур. Культуры номадов первоначально возникали в поясе, где сама природа формировала у человека чувство простора. Степь как место обитания кочевника раздвигала границы. Его восприятие пространства линейно.

Для земледельцазначимы земля, вертикаль, граница. Для него пространство замкнуто, пространство – ареал. Он обречен проводить границы. В Древней Руси на границах своих участков крестьяне ставили камни как символ проведения границы и обозначения своей собственности. Межевой камень имел сакральное значение во всех культурах, например – в «Кодзики», священном писании синто, национальной религии японцев рассказывается, как бог Сусано-о нарушает небесный порядок тем, что передвигает и разбрасывает межевые камни и засыпает межи.

Для земледельца характерен образ мира как круга, концентрической Вселенной. Его дом – это центр мироздания, деревня – центр мироздания, святилище, алтарь или храм – центр мироздания, ось мира, axis mundi.

Земледелец стремится к переменам; при всей традиционности раннеземледельческих культур, в них присутствует элемент новизны, новации: развитие навыков селекции растений, совершенствование орудий и технологии возделывания почвы и т. п. Земледелец не перемещается в пространстве с такой скоростью и интенсивностью, как кочевник. Он привязан к возделываемому полю. Для него изменение обжитого пространства – знак его внутреннего движения. Он постоянно наблюдает сезонные изменения в природе, и они чрезвычайно важны для него. Для него движение обжитого мира, ойкумены есть движение времени. Он изобретает множество способов фиксации этих изменений («Земледельческий альманах» шумеров, регистрация ежегодных разливов Нила в древнеегипетских храмах, календарные системы и т. п.).


Кочевник движется в пространстве, но не во времени. Он перемещается, а не развивается. Человек не осознает себя во власти времени, не оперирует категориями времени. В культурах номадов доминирует циклическая модель времени.

Многие божества кочевников изображаются на колесницах, например, божества индоариев. Бог Тваштар называется в Ведах первым строителем колесниц. Кочевники рано приручили лошадь, использовали колесную повозку. Конь для кочевника так же дорог, как и человек, даже больше. С ним человек образует единое существо, наверное, так возник образ кентавра в мифологии.

Земледелие и скотоводство связаны с различными технологиями. Технология общения с животным более проста, т. е. не подлежит особой рационализации, не стимулирует развития интеллектуальных операций, абстрактного мышления. Она предельно консервативна. Она не требует письменной фиксации, так как ее основные навыки надежно передаются изустно. Поэтому в кочевых культурах не сложились предпосылки для формирования письменности. Земледельческие культуры изначально связаны с более сложными технологиями: с изготовлением различных орудий пахоты, приемами обработки земли, селекции растений, защиты урожая от вредителей, расчета времени посева и сбора урожая, организации совместных работ во время сбора урожая, сооружения и поддержания ирригационных сооружений. В земледельческих культурах письменность – правило, тогда как в кочевых – исключение.

Структура социальности земледельцев и кочевников тоже неодинакова. Земледельческие общности имеют два вида связей между людьми, две скрепляющие нити – общность происхождения (т. е. родство по крови) и общность местожительства и совместного труда. Кочевники имеют одну скрепу – родство по крови. Но она оказывается в силу этого весьма прочной и устойчивой. Она может сохраняться весьма длительное время и даже при переходе к оседлому образу жизни.

Различаются типы жилища земледельцев и кочевников: стационарное у земледельцев, сборно-разборное, каркасное, переносное у номадов. Земледелие требовало оседлого образа жизни, возникало представление о «моей земле», а «моя земля» не может быть безграничной, человек научался жить в условиях границы. Оседлый образ жизни требовал создания стационарных жилищ. Само жилище, созданное руками и волей человека, – символ того, что человек навязывает свою волю природе, подчиняет ее себе. Стены, потолок – это рукотворная граница, которая отделяет естественное пространство от искусственного, т. е. созданного человеком для самого себя. Вместе с тем, материалы, используемые для сооружения жилища, сохраняли связь с миром живой природы: использовались дерево, глина, тростник, то есть то, то сохраняет или питает тенденцию к росту.

Жилище кочевников так же мобильно, как они сами. Например, гэр– сборно-разборная юрта монголов. Юрта образована деревянным решетчатым каркасом и войлочным покрытием. Собрать ее и обтянуть войлоком два взрослых человека могут за пару часов. Производство войлока имело для номадов умеренной зоны очень большое значение. В его изготовлении участвовало много человек, ему сопутствовали многочисленные обряды и ритуалы. Белый войлок имел сакральное значение и использовался в обрядах.

Внутреннее пространство юрты делится на несколько зон. Выделяется главная часть с очагом – напротив входа, по центру юрты. Это – почетное место. На этом же пространстве находится домашний алтарь.

Правила поведения задавались представлениями о социальной и семейной иерархии и степенью сакральности той или иной части помещения. Правда, это относится и к жилищу земледельца.

Интересно, что в Монголии сложился даже тип кочевого буддийского монастыря «хурэ». Хурэ выглядит как расположенные по кругу несколько юрт, в центре – юрта-храм.

Значительны различия в искусстве номадов и земледельцев. Для искусства номадов характерен звериный стиль. Преобладали изображения копытных животных, кошачьих хищников, птиц.

Существуют различия и в кухне этих народов. Кухня кочевников евразийских степей сложилась на мясо-молочной основе. Шумерский цикл сказаний об Инанне так говорит об этом:

О, моя сестра, пусть пастух женится на тебе,

Сливки у него превосходны, молоко у него превосходно,

Все, чего касается рука пастуха, расцветает.

Зерно, мука и изделия из них в ранней истории номадов были сведены к минимуму: в степи собирали дикий, «черный» ячмень, дикорастущие травы. Основным источников витаминов служили молоко и полусырое мясо.

Особую роль в кухне кочевников играл кумыс(либо другие кисломолочные продукты в разных кочевых культурах). Кумыс попал в исторические сочинения еще в V веке до н. э. благодаря Геродоту. Он описал способ его приготовления скифами. Затем кумыс упоминается в китайских придворных хрониках, в европейских описаниях путешествий по странам Востока. С конца XVIII века им заинтересовалась европейская медицина.

Родина кумыса – степи Евразии. Кумыс делают только из кобыльего молока. Готовят его летом, после того как лошади вволю наедятся сочной молодой травы.

Итальянский купец Марко Поло, проживший долгое время при дворе китайских императоров монгольской династии Юань, пишет о том, что император Хубилай имел личный табун в десять тысяч кобылиц, «белых как снег, без всяких пятен». Кумыс из молока этих кобылиц имели право пить только члены императорского рода и приближенные, которым оказывали эту честь.

Бозы – главное блюдо монгольской кухни. Что-то вроде крупных пельменей или пирожков, сваренных на пару. Для начинки используется смесь баранины и говядины с добавлением лука и чеснока, чаще всего, дикорастущих. Мясо мелко рубят ножом. Тесто монголы воспринимают не как съедобную часть пирожка, а лишь как оболочку для мяса. Его не едят совсем или съедают лишь небольшую часть, как и в кавказских хинкали.

Китайцы тоже любят пельмени, но соотношение мяса и теста у них в пельменях иное. Есть даже монгольский анекдот, отражающий этнокультурную специфику этого блюда: бозы – это китайское или монгольское блюдо? – Если много мяса и мало теста, то монгольское, а если много теста и мало мяса, то китайское. Скорее всего, бозы – блюдо пограничное, родившееся на стыке двух культур – кочевой (мясной ингредиент) и оседлой, земледельческой (мучной ингредиент).

В истории культуры зафиксированы примеры различных отношений между кочевниками и земледельцами. В Библии рассказывается о трагической истории Каина и Авеля, один из которых был пастухом, а другой – землепашцем. Каин убивает своего брата Авеля, ему показалось, что Бог принял жертвенные дары его брата и не принял плодов его труда. Спор между земледельцами кочевниками касался прежде всего плодородных почв, используемых под пашню или пастбище. История отношений земледельцев и степных народов полна драматизма. Но это культуры не только соперничающие, но и сотрудничающие.

В шумеро-аккадском цикле сказаний об Инанне в стихотворной форме изложены принципы разделения труда и обмена между скотоводами и земледельцами:

…чего у земледельца больше,

чем у меня?

Если он даст мне свое черное одеяние,

Я дам ему, земледельцу, мою черную овцу взамен,

Если он даст мне свое белое одеяние,

Я дам ему, земледельцу, мою белую овцу взамен.

Если он мне нальет своего наилучшего финикового вина,

Я налью ему, земледельцу, моего желтого молока взамен.

Если он мне даст хорошего хлеба,

Я дам ему, земледельцу, сладкого сыра взамен.

История знает также много примеров, когда кочевники в военном противостоянии побеждали мирных земледельцев, но земледельческая культура побеждала кочевой образ жизни, и вчерашние кочевники сами становились оседлым народом.

Земледельческие культуры положили начало великим изменениям: в четвертом тысячелетии до новой эры возникает новый исторический тип человеческого общежития – государство. Для государства характерна единая территория, единые законы, отчужденная власть в виде власти царя, фараона, императора, формирование древних этносов, социальная неоднородность общества, оседлый городской образ жизни.

Это были земледельческие цивилизации, возникшие в бассейнах великих рек. Поражают их масштабы во времени и в пространстве: тысячелетиями измеряется история Древнего Египта, Месопотамии, Китая, Индии. Не менее впечатляющи географические границы: классические цивилизации Востока и античного Запада, культуры Африки, Центральной Азии, Дальнего Востока, цивилизации Нового Света. Наряду с хрестоматийными примерами можно назвать менее известные культуры Северной и Тропической Африки: Нок, Мероэ, Аксум, Ифе, бестящая цивилизация Суахали. Не менее интересны и разнообразны цивилизации Юго-Восточной Азии.

Земледелие в этих цивилизациях в основном было связано с природным ритмом разливов рек, который определял ритм сельскохозяйственного труда и весь образ жизни. Одной из важнейших производственных задач было создание эффективных ирригационных систем, что определяло систему социальных связей, нормы правового регулирования, своеобразие духовной жизни.

Определяющей чертой мировосприятия был политеизм, почитание многих богов.

Древние культуры – культуры письменной эпохи, в силу этого наряду с другими текстами возникали священные, сакральные тексты, в которых излагались основные идеи той или иной религии. Уже в конце IV тысячелетия до н.э. шумеры изобрели первую в истории письменность. Вначале шумерское письмо было пиктографическим – содержание передавалось последовательностью рисунков, постепенно письменность приобрела вид клинописи. В Месопотамии не было камня и папируса, но была глина, которая предоставляла неограниченные возможности для письма, не требуя больших затрат. Письменность шумеров была заимствована аккадцами, вавилонянами, эламитами, хурритами, хеттами, которые приспособляли ее к своим языкам. До середины II тысячелетия до н. э. страны Передней Азии пользовались шумеро-аккадской письменностью. С распространением клинописи аккадский язык стал международным, способствуя развитию международных отношений, дипломатии, науке и торговле.

Развитие письменности способствовало созданию школ. Школы Египта и Месопотамии главным образом готовили писцов для государственного и храмового управления. Программа обучения была светской, главные предметы – язык и литература. Наряду с письмом обучали счету, основам юридических знаний и делопроизводству. Для желающих получить более широкое образование преподавали право, астрономию, медицину. Развитие письменности и широкое распространение школ привели к достаточно высокому уровню образования, формированию определенной духовной атмосферы, которая способствовала не только зарождению литературы, но и созданию библиотек.

Самая знаменитая – библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669–635 гг. до н. э.) в Ниневии. Здесь хранились царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения. Здесь же литература была впервые систематизирована, книги размещались в определенном порядке. Уже в первой трети третьего тысячелетия возникают архивы. В специальных ящиках и корзинах были привязаны ярлыки с указанием содержания документов и периода, к которому они относились. Наряду с храмовыми архивами были открыты и архивы частных лиц. Широкую известность получил, например, архив торгового дома Эгиби в Вавилоне, в котором хранилось более 3000 долговых расписок, контрактов об аренде земли и домов, об отдаче рабов в обучение ремеслам, письму.

В культуре древних государств формируются научные представления. Это были знания практического свойства, то есть те, которые непосредственно были связаны с производственной деятельностью. Так, в Египте наибольших успехов достигли в астрономии математике, медицине.

При всей схожести характера культур древних государств, в каждом из них она приобретала свои специфические черты.

У известного русского поэта К. Бальмонта есть стихотворение «Три страны»:

Строить зданья, быть в гареме, выходить на львов,

Превращать царей соседних в собственных рабов,

Опьяняться повтореньем яркой буквой я, –

Вот, Ассирия, дорога истинно твоя.

Превратить народ могучий в восходящесть плит,

Быть создателем загадок, сфинксом Пирамид, –

И, достигши граней в тайнах, обратится в пыль, –

О, Египет, эту сказку ты явил как быль

Мир опутать светлой тканью мыслей-паутин,

Слить душой жужжанье мошки с грохотом лавин,

В лабиринтах быть, как дома, все понять, принять, –

Свет мой, Индия, святыня, девственная мать.

Поэтические образы далеких культур, созданные воображением поэта, быть может, далеки от исторической правды, но в целом они верно характеризуют общий контур культур Египта, Месопотамии, Индии.

Притом, что культуры древних цивилизаций имеют общие черты, каждая из них характеризуется своими специфическими особенностями.

Так, для культуры Древнего Египта, возникшей в долине реки Нил, был характерен не просто политеистический характер религиозных представлений, но и ярко выраженный зооморфизм. Он проявлялся не только в том, что в Древнем Египте был развит культ животных, но и в том, что многие боги изображались звероподобными: бог солнца Ра – в виде барана, владыка царства мертвых Анубис – с головой шакала, богиня войны Сохмет – с головой львицы, бог Гор – с головой сокола и т. д.

Для духовной жизни древних египтян существенным было представление о разделении жизни до смерти, и после смерти; не игнорируя ценности земного бытия, древние египтяне были весьма озабочены вечным бытием, которое наступает после земной жизни. Содержание загробной жизни определяется нравственным поведением здесь, на земле. Огромное значение для египтян имели тексты «Книги Мертвых», точнее «Песни восходящего к свету», которые включали в себя оправдательные речи. На вопросы Осириса душа дает ответы: не убивал, не поддавался уговорам убивать, не прелюбодействовал, не крал, не врал, не обижал вдов и сирот. С заупокойным культом была тесно связана художественная практика Древнего Египта. Это и строительство пирамид, и величественных храмов, и росписи на стенах, и погребальная скульптура.

В истории культуры Древнего Египта следует отметить реформаторскую деятельность фараона 17 династии Аменхотепа IV, жившего в XV веке до н. э. Он предпринял величественную попытку реформирования религиозных представлений, ввести моноиеизм в форме почитания единого бога Атона, который олицетворял диск солнца. В связи с этим фараон сменил свое имя, он стал называть себя Эхнатоном («угодным богу Атону»), построил новый город Ахетатон («горизонт Атона»), где развивалось нетрадиционное для Египта изобразительное искусство, почитались поэты и художники, в литературе звучали мотивы гедонизма. Эхнатон разработал практику поклонения Атону, написал гимн в честь Атона.

После смерти Эхнатона все вернулось на круги своя, он был объявлен еретиком и его имя запретили упоминать, город Ахетатон пришел в запустение, но несмотря на это деятельность этого египетского фараона не канула в Лету.

Месопотамия – край, где располагался библейский рай, где возникли чудесные сказки «Тысячи и одной ночи», где находилось одно из семи чудес света – висячие сады Семирамиды, где была предпринята грандиозная попытка строительства Вавилонской башни. Этот край – подлинная колыбель не только культуры, которая здесь возникла, но и всего человечества. Американский исследователь С. Крамер имел все основания сказать: «История начинается в Шумере». Здесь возникли древние города Ур, Урук, Ларса, Умма, Лагаш, Ниппур. Здесь были изобретены пиктографическое письмо, позиционная нумерация счисления, печать, заложена основа обмена письмами, сделаны многие астрономические и медицинские открытия, сложился «Эпос о Гильгамеше».

В центре городов Месопотамии находился храм и храмовый комплекс, который воздвигался вокруг зиккурата. Зиккурат – месопотамская постройка в форме ступенчатой пирамиды. Шумеры, религия которых была воспринята вавилонянами и ассирийцами, на своей прародине поклонялись богам на вершинах гор. Переселившись в низменное Двуречье, они не отказались от традиции и стали возводить искусственные горы-насыпи. Так появились зиккураты, которые возводились из земли и кирпича-сырца, а снаружи облицовывались обожженным кирпичом. Шумеры строили их трехступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона – бога воздуха Энлиля, бога вод Эа и бога неба Анну. Вавилоняне стали строить зиккураты по семь ступеней, которые окрашивались в разные цвета: черный, белый, пурпурный, синий, ярко-красный, серебряный и золотой. Зиккурат был символом Вселенной, по мнению вавилонян, он соединял небеса и землю.

Особый тип древней цивилизации – это античность, представляющая собой многоэтапный процесс развития культуры в средиземноморском региона. Основу этой цивилизации составляет культура Древней Греции.

В истории культуры древней Греции принято выделять пять периодов:

Крито-микенский (III–II тысячелетия до н. э.);

Гомеровский (XI–IX вв. до н. э.);

Архаика (VIII–VI вв. до н.э.);

Классика (V в. до н. э. – три четверти IV в. до н. э.);

Эллинизм (IV–I вв. до н. э.).

Латинское слово «античный» (буквально означает древний) дало название одной из великих цивилизаций древности. Истоки античной цивилизации восходят к Крито-Микенской цивилизации, достигшей расцвета в 3-2 тысячелетии до н. э. После ее гибели на Балканском полуострове и островах Эгейского моря возникает греческая полисная цивилизация.

Основанием греческой цивилизации были полисы – города-государства с прилегающими к ним территориями. «Афинский полис – это в одинаковой степени деревня с пашнями вокруг и город с его лавками, гаванью и кораблями, это весь афинский народ, отгороженный стеной из гор и с окном на море». Полис представлял собой гражданскую общину, характеризовался коллективным способом управления и своей системой ценностей. Каждый полис имел своих богов и героев, свои законы, даже свой календарь. Греция в полисный период не была централизованным государством, оставаясь при этом этнической и культурной целостностью. Формы полисного устройства были различны – от демократических Афин до олигархической Спарты. Каждый гражданин полиса принимал участие в народных собраниях, избирался на выборные должности. Даже жреческие функции исполнялись по выбору или по жребию (за исключением элевсинских мистерий и дельфийской коллегии).

Полис был высшей ценностью и высшим благом. Героем становился тот, кто наиболее способствовал прославлению своего полиса – в любой сфере деятельности: в Олимпийских состязаниях, в сочинении законов, в бою, в философской дискуссии, в искусстве. Агональный,состязательный характер отличает культуру Древней Греции от других цивилизаций древности. В Древней Греции в 776 г. до н. э. были проведены первые Олимпийские игры, которые стали важнейшим событием для всей Греции. Интересно, что олимпиады, проводившиеся один раз в 4 года стали основой счета годов по олимпиадам.

Другой отличительной чертой античной греческой культуры было признание ценности свободы, причем не только в политической, но и интеллектуальной сфере. Греки совершили настоящую интеллектуальную революцию, стремясь не только к познанию истины, но и к ее доказательству. Они обнаружили несовпадение видимых связей явлений и их истинных причин, открыли принцип дедукции. Греция стала родиной философии и науки, здесь был выработан категориальный аппарат и основная проблематика европейской мысли. Образ жизни греческого города стимулировал развитие искусства дискуссии, полемики, аргументации. Перикл говорил, что деятельность афинян основана на «размышлении».

Поклонение разуму, закономерности, равновесию и гармонии можно определить каккосмоцентризм, или космологичность греческой культуры. Греческое слово космос означает меру, упорядоченность, гармонию, красоту. Космоцентризм греков проявился в философии, пластических искусствах (канон Поликлета в скульптуре, ордерный строй архитектуры), гипподамовой системе планировки городов с особой ролью площади –агоры, умеренности как идеале жизни гражданина полиса. Космос понимался как прекрасный, гармонический живой организм, чувственно-прекрасное тело, с чем связана еще одна черта греческой культуры – соматизм.Греки не разделялипонятия прекрасной души и прекрасного тела, они объединяли их в едином понятии калокагатии – единстве красоты и доблести. Греческая система воспитания была направлена на достижение физического совершенства и «мусических навыков». Греческой культуре присущи аполлоническое (светлое, разумное, размеренное) и дионисийское(стихийное, темное, мистическое)начала.

Греческая мифология передавалась в свободной форме, ее рассказывали певцы-аэды, позже – рапсоды. Достаточно рано начинается ее внекультовое осмысление, например в «Теогонии» Гесиода. Это было проявлением религиозной свободы, отсутствия жесткого жреческого контроля. Легендарные герои и люди действуют рядом с богами, даже вступают в поединки с ними. «Библией греков» называют великие эпические поэмы – «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. В Греции не было канонических сакральных текстов, подобных Ведам. Переосмыслением мифов была и греческая драма. Здесь разрабатывается понятие судьбы, проблема законов божественных и человеческих. В понимании человеческой судьбы грекам был присущ ярко выраженный фатализм. В мире нет ничего случайного, и это доказывает трагическая история царя Эдипа.

В IV в. до н. э. начинается кризис полисного сознания. Наиболее ярко он проявился в споре софистов и Сократа о природе слова. Другими его проявлениями служат рост индивидуализма и пессимизма. Появляются философские учения, в которых «фюсис» (природное начало) ставится выше, чем «номос» (полисные законы, установления, традиции). Таковым было, например, учение киников. Другая философская школа – стоики – провозглашает значимость общечеловеческих ценностей, ставя их также выше полисных.

Эпоха Александра Македонского, его фантастический поход, возникшая система эллинистических государств породили глубокую перемену ментальности. Происходит уникальный синтез, соединение греческой образованности и восточных традиций. В завоеванных Александром территориях распространяется греческий язык, открываются гимнасионы, театры, появляются библиотеки, научные центры – мусейоны. Но и греки проникаются духом восточной культуры, они привыкают (правда, не сразу) к обожествлению царя, из граждан полиса они превращаются в подданных царя. Греки знакомятся с древними философскими и религиозными учениями, тысячелетней мудростью Востока. И обнаруживаются не только глубокие различия, но и удивительные параллели между мудростью Греции и Востока. В эпоху эллинизма «открылись двери всех народов». Появляются новые, синкретические религиозные культы, включающие почитание греческих и восточных божеств, часто сливающихся в одном образе, например бога Сераписа. Увеличивается интерес к магии, алхимии, астрологии. Появляются новые темы и образы в искусстве. Одним из замечательных образцов эллинистического искусства является фаюмский портрет. Соединение греческой науки и восточной мудрости дало исключительные результаты, были сделаны выдающиеся открытия в самых разных областях науки. Среди самых прославленных ученых выделяются имена Евклида, Архимеда, пифагорейца Эратосфена, Аполлония Пергского, Аристарха Самосского. Эллинистическая ученость отличается от греческой и своим книжным характером.

Но эта встреча культур отнюдь не была безоблачной и легкой. История донесла до нас и примеры открытого недовольства македонян и греков тем, Александр начал носить восточные одежды, принимать у себя знатных персов, породнился с ними и даже открыл для них – этих варваров! – доступ в ряды своей гвардии – сердце армии Александра. Доходило и до восстаний. Александр же мыслил себя как объединитель народов, для него не существовало разделения на греков и варваров, оно было заменено на разделение людей добродетельных и не таковых.

Александр оказал огромное влияние на современников и потомков. Возможно, не без влияния его дел и идей сложилось учение Зенона-стоика, а еще ранее – Алексарха, ученого и основателя города в Памфилии, носившего прекрасное имя Уранополиса. Его жители называли себя уранидами, т. е. Сынами Неба. На монетах изображались Солнце, Луна и звезды – всеобщие боги разных народов. Алексарх создал и особый язык, который должен был объединить всех людей. Эта идея буквально носилась в воздухе в эту эпоху, когда горизонты цивилизованного мира чрезвычайно расширились.

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. его империя распадается на 3 большие монархии, Греция оказывается на периферии нового эллинистического мира, но ее культурные традиции оказали огромное влияние на культуру Рима.

История Рима включает в себя несколько периодов:

Царский период (754-753 г. до н. э. – 510 г. до н. э.);

Республика (510 г. до н. э. – 30 г. до н. э.);

Империя (30 г. до н.э. – 476 г.).

Римская культура вобрала в себя не только греческие влияния. Ранняя история Рима, «царский период», была тесно связана с наследием этрусков. Установление демократических форм правления (республиканский период) и почти непрерывные войны, которые ведет Рим, сформировали особую систему ценностей римских граждан. Ведущее место в ней занимает патриотизм, основанные на представлении об особой судьбе Рима, его избранности богами – «Римский миф». Рим осознается как высшая ценность, а долг римлян состоит в служении ему всеми силами. Понятие добродетели – virtus– включало в себя стойкость, мужество, верность, благочестие, достоинство, умеренность. Особое место в этом перечне принадлежало подчинение утвержденному народом закону и установленному предками обычаю. Вся культура Рима связана с постоянным обращением в прошлое, к истокам, к традиции, почитанием богов-покровителей своих семей, сельских общин и Рима. Противоречие традиций и новацийможно увидеть и в эволюции римского права, в котором наслаиваются древние нормы, обычаи предков и вновь разработанные. Верность старинным устоям и нововведения были предметом споров между Катоном Старшим и грекофилами, например, кружком Сципионов.

Основу мифологии и религии в ранний период составляли общинные культы. Отсутствовала целостная система мифологии, а представления о богах были встроены в ритуалы. Римское религиозное сознание носило прагматический характер и было своего рода «договором» с богами. Позже, в эпоху Августа, оформился римский эпос – «Энеида». Правление Августабыло временем расцвета римской цивилизации, эпохой Вергилия, Горация, Овидия – «золотой латыни».

В период Пунических войн Рим выходит за пределы Италии, затем превращается в мировую державу, империю. Все входящие в его состав территории образуют единое и устойчивое государство. Возвеличивание Рима сопровождается обожествлением правителя. Рим перерождается, в поздний имперский период появляются новые культурные формы, а прежние все более подвергаются театрализации. Религиозные мистерии приобретают характер карнавальных действий, популярность приобретают эффектные массовые зрелища, грубые увеселения и роскошь. Театральность смешивается с жизнью и подменяет ее. Причинами упадка Рима называют две – цезаризм и христианство. В провинциях римской империи нарастают оппозиционные движения, прежде всего – почитание единого бога и ожидание прихода мессии.

Главными богатствами, которые давал Нил, были, конечно, вода и плодородный ил, ведь основным занятием для большинства населения являлся труд в сельском хозяйстве. Долина Нила, усмирённая каналами и дамбами, превратилась в настоящий рай для земледельцев.

Археология в сочетании с открытыми в гробницах и дворцах многочисленными рельефами и текстами, рисующими все стороны жизни египтянина, дают полную картину даров благодатной земли.

Выращивали здесь главным образом зерновые: полу пшеницу эммер, из которой пекли хлеб, и ячмень для изготовления пива. Они составляли основу рациона и богатства. В хозяйствах вельмож зерно держали в башне видных, закруглённых сверху хранилищах, сооружённых из нильского ила (на рельефах они окрашены в серый цвет). Такие зернохранилища обнаружены в поселениях I-II тысячелетий до н. э. Зерно засыпали в них сверху, а вынимали через выдвижную дверцу внизу. Посевное зерно оставляли до нового сева в хранилищах, устроенных прямо в поле.

Основной технической культурой являлся лён, из него делали множество вещей - от канатов до тончайших тканей. Важное значение имел и сбор болотного растения папируса. Неизвестно, был ли он культурным или дикорастущим. Корни папируса употребляли в пищу, стебли шли на изготовление всевозможных предметов: например, лодок, циновок, писчего материала, который вывозился в другие страны.

В условиях, когда поля ежегодно пополнялись мягким плодородным илом, земледельческие орудия мало изменялись на протяжении тысячелетий.

Основными орудиями являлись мотыги и деревянные серпы со вставными лезвиями из кусочков кремня. Помол зерна производился вручную: до нас дошли грубые зернотёрки, они представляли собой два камня, между которыми растирали зерно. Кроме зерновых и технических культур выращивались самые разнообразные фрукты и овощи. Небольшие огороды разбивали на возвышенных участках, куда воду доставляли ручным способом. Позднее появилось устройство шадуф, до сих пор используемое в сельских местностях арабских стран. Оно состоит из длинной балки, посаженной на деревянную или каменную опору, и напоминает наш «журавль». На одном конце балки крепилась ёмкость для подъёма воды или других грузов, на другом - противовес из известняковой глыбы либо камней.

На цветущее состояние виноградарства указывают бесчисленные винные сосуды, найденные в цельном виде или в обломках. Судя по печатям на глиняных пробках сосудов, местом процветания виноградарства был Нижний Египет.

Помимо виноградников он славился садами, лугами, полями пшеницы, тогда как Верхний Египет представал преимущественно как хлебный край, где преобладали посевы ячменя, более сухостойкого, чем пшеница эммер.

Высокого развития, главным образом в Нижнем Египте, достигло животноводство. При раскопках археологи находят кости коров, ослов, овец и коз. Скота было много: ещё в конце IV тысячелетия до н. э. один из фараонов Верхнего Египта хвалился захватом в войне с Нижним Египтом 400 тыс. голов крупного рогатого и 1 млн 422 тыс. голов мелкого скота.

Но мясо крупного рогатого скота занимало сравнительно небольшое место в рационе египтянина. Этот скот скорее служил подручным средством в земледелии. Зато на болотах охотились на птиц, а Нил в изобилии давал рыбу.

Главными производителями сельскохозяйственной продукции были общинники феллахи - основная часть населения страны. Они жили деревнями, возделывали свои участки и земли вельмож. О положении свободных производителей, не вовлечённых в хозяйство знати и фараона, до нас дошло очень мало сведений. Зато жизнь больших владений хорошо изучена по археологическим находкам и рельефам.

Крупные хозяйства состояли из центральной усадьбы, дворов и селений, разбросанных по разным областям Верхнего и Нижнего Египта. Организация такого хозяйства была сложной и отличалась многоступенчатым контролем.

Управлял домом - хозяйством вельможи - домоправитель. Ему подчинялись писцы, хранитель ведомостей, мерщик и счётчик зерна. Эти люди осуществляли верховный надзор за работами; им были подотчётны все низшие начальники. Во главе отдельных дворов и селений стоял властелин - хека. На поле при севе и жатве трудились рабочие отряды. Судя по изображениям, в них входили одни мужчины, а женщины только провеивали зерно.

На рельефах повсюду видны писцы личного дома вельможи: на полевых работах, при перегоне стад, в производственных мастерских. Домоправитель, хранитель хозяйственных книг неизменно представляли хозяину пространные ведомости, ежегодные отчёты.

В этой . Как главное богатство страны, земли раздавал фараон. Но землевладельцы распоряжались землёй довольно свободно могли её завещать, продавать, дарить.

Цивилизация древнейших земледельцев Анатолии


Одно из самых выдающихся археологических открытий XX столетия было сделано довольно поздно - во второй половине 1950-х годов. К тому времени археологи уже открыли немало раннеземледельческих поселений, расположенных в так называемом полумесяце плодородных земель. Этот очаг первобытного земледелия охватывает территории Палестины, Ливана, Сирии, Южной Турции, Северной Месопотамии и тянется далее на восток, достигая западных областей Ирана и Средней Азии. Именно здесь люди впервые начали выращивать пшеницу и одомашнивать животных, именно здесь начала формироваться производящая экономика и зародились первые цивилизации Старого Света.

В науке долгое время господствовало убеждение, что самой древней цивилизацией на Земле была шумерская. Зародившись в Месопотамии, земледельческая культура распространилась сначала на Ближнем Востоке, а уже потом возникли ее очаги в Турции и Европе. Что же касается Анатолии (области центральной и южной Турции), то за ней закрепилась репутация «варварской окраины». И каково же было изумление научного мира, когда оказалось, что именно Анатолия являлась первым очагом человеческой цивилизации. Это сенсационное открытие, коренным образом перевернувшее наши представления о ходе истории и об уровне развития людей эпохи неолита, связано с именем английского археолога профессора Джеймса Мелларта. Впрочем, приступая в 1956 году к поискам, он был всего лишь молодым и не очень опытным аспирантом. Впоследствии Мелларт признавался, что вовсе не рассчитывал на такой сенсационный результат. Просто ему захотелось проверить, что же именно таится под небольшим холмом близ деревушки Хаджилар, о котором ему рассказал местный учитель. Крестьянам время от времени попадались здесь различные находки.

Холм был небольшой - метров 130–140 в диаметре и метров пять высотой, и его вид как будто бы не сулил ничего многообещающего. Тем не менее Мелларт начал копать. И тут выяснилось, почему так невелика высота холма. Обычно если люди долго, в течение многих веков, живут на одно и том же месте, то уровень земли постепенно поднимается по мере того, накапливается так называемый культурный слой. Но на этом поселении уровень земли почти не поднимался, потому что каждый раз после очередного бедствия - пожара, набега врагов и т. п. - поселение отстраивалось вновь уже на новом месте, рядом со старым пепелищем.

Так образовался своеобразный «горизонтальный срез» различных эпох. Данные радиокарбонного анализа показали, что наиболее сохранившийся слой относился к V тысячелетию до н. э. А наиболее древний был еще на две тысячи лет старше и датировался концом VIII - началом VII тысячелетия до н. э. И это было не просто древнее поселение - это было поселение древнейших земледельцев! Об этом ясно свидетельствовали обмазанные глиной хранилища для зерна, каменные вкладыши для серпов, зерна ячменя, пшеницы-эммера, дикой однозернянки и чечевицы. И, как и в Иерихоне, здешние люди не знали керамики. Не встретили археологи в Хаджиларе и глиняных фигурок.

Это маленькое селение с прямоугольными домами из сырцового кирпича на каменных фундаментах пережило до своего запустения семь периодов. Дома обычно состояли из одной большой комнаты без внутреннего убранства, но с тщательно обмазанными глиной полами и стенами, покоящимися на основаниях из булыжников. Обмазка часто покрывалась красной краской и украшалась простым геометрическим орнаментом. На полу помещений иногда устанавливали человеческие черепа, что предполагает существование в Хаджиларе культа предков.

Главную комнату окружали меньшие помещения, иногда с очагами и печами. Обычно же тщательно выложенные очаги и печи устраивались в открытых дворах. Ямы от столбов говорят о существовавших во дворах навесах и заборах, отделявшихся от жилых помещений стенами метровой толщины.

Не зная гончарного искусства, жители древнего Хаджилара использовали сосуды из мрамора и, возможно, плетеные, кожаные, деревянные сосуды. Были найдены костяные шилья, каменные орудия из кремня и привозного обсидиана. Среди костей животных археологи обнаружили кости собаки, овцы, козы, быка и оленя. При этом в пределах поселения не найдено ни одного человеческого погребения.

Открытие Хаджилара само по себе было замечательным, и даже если бы Мелларт на этом закончил свои исследования, его вклад в науку уже был бы Достаточно значительным. Но ученый, желая проверить свои умозаключения, взялся раскапывать еще один холм - Чатал-Хюкж, расположенный в Долине Кония, примерно в 320 км к востоку от Хаджилара. И здесь его ждало еще одно открытие, всколыхнувшее весь научный мир: под холмом Чатал-Хююк Мелларт нашел развалины огромного «агрогорода», настоящей столицы древней Анатолии, возраст которой составлял более девяти тысяч лет!

Как установили исследователи, время возникновения Чатал-Хююка относится ко второй половине VII - первой половине VI тысячелетия до н. э. В эпоху своего расцвета этот «агрогород», занимающий площадь 13 га, являлся самым большим неолитическим поселением на Ближнем Востоке. На Конийской равнине в то время существовало более 20 небольших оседлых поселений, и Чатал-Хююк играл роль столицы для целой группы раннеземледельческих племен. Поселения такого типа стоят обычно у истоков формирования городов - процесса, связанного с длительной культурной и социально-экономической эволюцией.

Население Чатал-Хююка насчитывало от 2 до 6 тыс. человек. Его жители занимались преимущественно земледелием. Культивировалось 14 видов растений, причем предпочтение отдавалось пшенице, а также голозерному ячменю и гороху. Найденные при раскопках косточки фисташки и миндаля, возможно, свидетельствуют о получении из них растительных масел. Было обнаружено также много семян крапивного дерева - из него, по-видимому, изготовляли вино, которое в поздние времена было распространено в Малой Азии и о котором упоминает древнеримский историк Плиний Другими занятиями местных обитателей были скотоводство и охота. Жители Чатал-Хююка разводили овец и охотились на дикого быка, благородного оленя, дикого осла, кабана, волка и леопарда. Вероятно, к этому времени собака уже была одомашненным «другом человека», о чем свидетельствуют сцены охоты, часто встречающиеся среди стенных росписей в постройках этого древнейшего «протогорода». Рыболовство играло незначительную роль, но археологам встретилось довольно много костей птиц яичная скорлупа.

Еще одним источником дохода обитателей Чатал-Хююка была торгов ля обсидианом Эта горная порода, иначе называемая вулканическим стеклом, чрезвычайно ценилась в эпоху неолита. Чатал-Хююк располагался неподалеку от крупного месторождения обсидиана, образовавшегося вследствие извержений вулканов Кара Дага и Хасан Дага Вероятно, жители Чатал-Хююка даже не раз становились свидетелями этих извержений - стоная роспись одного из святилищ изображает человеческие жилища и некотором расстоянии от них извержение вулкана - возможно Хасан Дага.»

Благодаря этому опасному соседству город имел в своем распоряжении неограниченные запасы обсидиана и, как полагают некоторые исследователи, даже обладал монополией на торговлю им. Во многих домах Чатал-Хююка археологи нашли припрятанные в мешочках под полами домов обсидиановые заготовки для наконечников копий, число которых достигает двадцати и более штук. По-видимому, это были своеобразные клады, укрытые хозяевами.

В обмен на обсидиан в Чатал-Хююк из Сирии доставляли кремень, из которого делались кинжалы и другие орудия. С побережья Средиземного моря привозили раковины для бус, а также камень различных пород - алебастр, мрамор, черный и коричневый известняк Из него изготовляли великолепные сосуды, бусы и подвески, лощила, зернотерки, ступки и песты, небольшие культовые статуэтки.

Основные орудия жители Чатал-Хююка изготовляли из камня, преимущественно обсидиана. В долине Кония древние обитатели Чатал-Хююка побывали диорит, из которого делали шлифованные тесла и топоры. На окружающих долину холмах добывались охра и другие минеральные краски, окаменелые раковины, лигнит, самородная медь, киноварь и свинец. Все эти материалы обрабатывались в небольших, по-видимому, семейных мастерских. Здешние мастера умели делать изумительные, не имеющие равных наконечники копий и стрел из обсидиана, кремневые кинжалы с прекрасной отжимной ретушью. Из полированного обсидиана делали зеркала и аккуратно закрепляли их в рукоятке при помощи известковой массы. Синие и зеленые апатиты служили материалом для бус, причем мастера ухитрялись просверливать в бусинах такие тонкие отверстия, что в них едва проходит современная швейная иголка. Такие же отверстия просверливались и в обсидиановых подвесках. Несколько позднее появляются медные и свинцовые бусы, подвески и другие украшения, изготовленные из самородного металла.

Прекрасные ткани (возможно даже шерстяные) были настолько высокого качества, что не заставили бы устыдиться и современного ткача. Деревянная посуда, наряду с плетеной долгое время заменявшая керамику, демонстрирует такое разнообразие форм, техническое мастерство и изысканный вкус, что подобной ей не было в то время на всем Ближнем Востоке. Здесь и плоские блюда с фигурными выступами-ручками, и кубки, и коробочки разного вида с плотно прилегающими крышками Керамика в Чатал-Хююке впервые появилась лишь около 6500–6400 гг. до н. э., но первые гончарные изделия были примитивными и не шли ни в какое сравнение с деревянными, костяными и роговыми сосудами, которые употреблялись местными жителями начиная с эпохи верхнего палеолита При этом на облике керамических сосудов сказывается влияние деревянных и плетеных изделий-прототипов.

Территория огромного поселения была застроена однообразными небольшими домами, сооруженными из прямоугольного сырцового кирпича, на кирпичных же основаниях Каждый дом имел лишь один этаж, высота которого соответствовала высоте стен Дома имели прямоугольную планировку, при каждом имелось хранилище, пристроенное к одной из стен. Несколько маленьких комнат, по 5-10 кв. м, выходили в одну общую «залу» - комнату побольше, в 18–20 кв. м. Стены обмазывали глиной, полы покрывали циновками.

Везде на высоте примерно 30 см над уровнем пола шли каменные настилы - может быть, они являлись лавками или кроватями В каждой комнате было по крайней мере две платформы, служившие для сидения, работы и сна, под ними же хоронили мертвых Дверей у чатал-хююкских домов не было - в них попадали через отверстие в плоской крыше, куда можно было подняться по деревянной лестнице. Дым от очага выходил через это же отверстие или в окно. Некоторые дома были снабжены специально вентиляционной шахтой.

На плоских крышах тесно стоявших домов проходила большая час жизни обитателей города. Сообщение между домами также осуществлялось по крышам. Так как кварталы Чатал-Хююка террасами поднимались по склону холма, то дома находились на разной высоте и с крыши на крышу можно было попасть по деревянным лестницам.

Огромное поселение не имело оборонительных сооружений - наружные стены домов, располагавшихся по внешнему периметру города, сами по себе образовывали массивную стену, поэтому другие укрепления были не нужны. С этой стены защитники Чатал-Хююка, вооруженные луками, пращами и копьями, вполне могли дать отпор любому противнику, осмелившемуся напасть на город.

Одной из самых драгоценных находок Чатал-Хююка стали многочисленные святилища - их насчитывается более сорока. Украшенные стенными росписями и глиняными рельефами, они распахнули перед исследователями огромный, дотоле абсолютно неизведанный мир религиозных верований, мифологии и культуры первых земледельцев.

Святилища имели тот же план и устройство, что и жилые дома, но отличались богатством и особым характером убранства. Одно святилище обычно состояло из четырех или пяти комнат.

В этих первобытных храмах Чатал-Хююка археологи нашли множество! статуэток из камня или обожженной глины, изображающих людей и животных. Эти фигурки вставлялись в специальные углубления в стенах и, вероятно, играли роль вотивных, т. е. принесенных в дар божеству. Эти статуэтки позволили ученым познакомиться с богами первых земледельцев.

Главной фигурой в этом неолитическом пантеоне была Богиня-Мать, олицетворяющая плодородие, она же Мать-Земля, она же Покровительница зверей и охоты. Это древнее божество, корни которого уходят в верхний палеолит, предстает в трех ипостасях: в виде молодой женщины, в образе матери, дающей жизнь, и старой женщины, иногда сопровождаемой птицей смерти - грифом. Во всех случаях Великая богиня изображалась обнаженной.

Божество, олицетворявшее мужское начало, изображалось в двух ипостасях: либо как мальчик или юноша - сын или возлюбленный Великой богини, либо как зрелый мужчина с бородой, часто сидящий верхом на быке - посвященном ему животном. Нередко мужское божество изображалось просто в виде бычьей или бараньей головы. Ряды рогатых бычьих голов нередко помещались вдоль стен на специальных скамьях или столбиках, придавая святилищу довольно устрашающий вид.

Культ быка принадлежит к числу древнейших земледельческих верований. Позднее он вошел в целый ряд древних восточных религий. Связь культа Богини-Матери с культом быка демонстрируют вылепленные из глины рельефы, изображающие женщину, дающей жизнь голове быка или барана. На одном из рельефов Чатал-Хююка, высеченном из камня, фигура женщины предстает стоящей за леопардом, также, вероятно, считавшимся священным животным. В одном из святилищ обнаружен вылепленный из глины рельеф, изображающий ярко раскрашенных леопардов, обращенных головами друг к другу.

Помимо рельефов, нередко достигающих высоты двух и более метров, святилища Чатал-Хююка украшают великолепные фрески - вероятно самые древние в мире. Эти рисунки, нанесенные красной, розовой, белой, кремовой и черной краской на еще сырые, выбеленные или покрытые розоватой обмазкой стены, сделаны в VI тысячелетии до н. э.

В ярких, чрезвычайно разнообразных росписях Чатал-Хююка нашли свое отражение и древние культурные традиции охотников каменного века, и новые обычаи и верования первых земледельцев. Некоторые сюжеты воссоздают сцены охоты, где многочисленные загонщики окружают дикого быка, попавшего в западню, или настигают мчащегося оленя.

Часто встречаются росписи с изображением человеческих рук. Они выполнены на красном фоне или нарисованы красной, розовой, серой или черной краской, сплошь покрывая стены или образуя бордюр вокруг центральных композиций. Обнаружено и много образцов геометрических росписей, часто очень сложных, напоминающих пестрые анатолийские ковры. В других росписях встречаются магические символы - руки, рога, кресты. Некоторые фрески кажутся целиком состоящими из символов, большинство из которых остаются для нас непонятными. При этом живописные изображения сочетаются с рельефными, резными и т. д. Среди полусотни святилищ Чатал-Хююка невозможно отыскать двух похожих друг на друга, и их разнообразие просто поражает.

Многие сюжеты росписей, очевидно, связаны с загробным культом. На стенах двух больших святилищ изображены, например, огромные грифы, терзающие обезглавленные человеческие тела. Сцена из другого святилища изображает человека, вооруженного пращей и защищающегося от двух грифов.

Тема грифов отражает погребальный обычай жителей Чатал-Хююка. Тела умерших они первоначально помещали в легкие шалаши из тростниковых плетенок и циновок, предоставляя их на растерзание грифам. После того как от покойника оставались лишь дочиста обглоданные кости, их собирали, заворачивали в ткани, кожи или циновки и погребали под платформами домов и святилищ. Иногда останки посыпали красной охрой и киноварью, а область шеи и лоб окрашивали синей или зеленой краской. С погребенными клали заупокойные дары: в женские захоронения - ожерелья, разнообразные браслеты, мотыги из диорита, обсидиановые зеркала, корзинки с румянами и косметические шпатели, в мужские - булавы с каменными навершиями, кинжалы, сделанные из крупных обсидиановых пластин, дротики и стрелы с обсидиановыми наконечниками.

Женские захоронения, как правило, были богаче, что навело некоторых исследователей на мысль о царившем в Чатал-Хююке матриархате. Находки женских погребениях дали археологам еще один интереснейший материала Косметические шпатели, обсидиановые зеркала, корзиночки с румянами, изящные средиземноморские раковины, в которых сохранилась смесь охры с какими-то жировыми веществами, черная окись марганца и серо-черный гематит краски для ресниц и бровей, уложенные в пенальчики из шкур, - все эти находки несомненно свидетельствуют о том, что обитательницы этого «агрогорода» тщательно следили за своей внешностью и пользовались косметикой! А такое возможно лишь при весьма высоком уровне благосостояния, когда людям не надо было постоянно жить в страхе перед завтрашним днем.

Как же выглядели обитатели Чатал-Хююка? Это были люди крепкого телосложения, высокого роста (мужчины - в среднем метр восемьдесят, женщины - метр семьдесят пять), стройные, длинноголовые (долихоцефалы), принадлежащие к евроафриканской расе. Их возраст составлял в среднем тридцать пять лет.

Неолитическая цивилизация, открытая Дж. Меллартом Анатолии, по словам восторженных популяризаторов, «сияет, подобно сверхновой звезде в тусклой галактике современных ей земледельческих культур». Действительно, культура Чатал-Хююка весьма показательна как пример тех поистине огромных возможностей, которые открывал для человечества переход к земледелию. Ведь всего в нескольких сотнях километров от Чатал-Хююка в те же времена обитали племена пещерных людей, не поднявшихся выше охоты на диких зверей и примитивного собирательства. И влияние этого выдающегося культурного очага прослеживается далеко за пределами Анатолии - вплоть до Месопотамии. Но дольше всего его влияние чувствуется не на Ближнем Востоке, а в Европе, потому что именно на этом континенте неолитические культуры Анатолии положили начало земледелию, скотоводству и культу Богини-Матери - основам европейской цивилизации.

Культура Чатал-Хююка вызвала значительные дискуссии о ее происхождении. Давались ей и различные интерпретации. Разумеется, исследователи не могли обойти проблему происхождения людей, совершивших «неолитическую революцию» на Ближнем Востоке. Сегодня обнаружены свидетельства - хотя пока и незначительные - непрерывного развития анатолийской культуры от верхнего палеолита к неолиту, то есть феномен Чатал-Хююка родился на местной почве. Большую роль в изучении происхождения этого феномена сыграли открытия профессора К. Кектена и доктора Е. Бостанчи в районе Антальи, которые показали, что в Анатолии существовало верхнепалеолитическое искусство западноевропейского типа. Некоторые антропологи считают, что древнейшие останки людей евро-африканской расы, зафиксированные в могильниках Анатолии, представляют собой потомков европейского верхнепалеолитического человека, того самого, кто создал великолепные росписи Альтамиры.

После открытий Дж. Мелларта теорию «полумесяца плодородных земель» ришлось кардинальным образом пересматривать. Очевидно, что в X–VI 1сячелетиях до н. э. существовали две крупные области, где складывались первые земледельческо-скотоводческая культуры, предшествовавшие городам-цивилизациям Двуречья и долины Инда. Первая из этих областей - Восточное Средиземноморье, вторая - Северный Иран и юго-запад Средней Азии. И предстоит еще очень многое узнать о ранней истории этих удаленных друг от друга, но тем не менее связанных между собой районов, где когда-то, собственно говоря, и зародилась человеческая цивилизация.

Раннее царство - это период, который охватывает правление I-II династий. Что касается Древнего царства, то оно представлено властвованием III-IV династий. При этом основная часть сведений, относящихся к данному периоду, дошла до современных людей в виде надписей и рельефов (расписанных красками). Они покрывают стены внутренних покоев усыпальниц вельмож Древнего Египта.

Земледелие в Древнем Египте: история

Сельское хозяйство в тот период было основой экономики. Земледелие в Древнем Египте считалось особенно важным для развития страны. Это обуславливалось уровнем технического прогресса и особенностями природных условий. Таким образом, земледельцы в Древнем Египте имели огромный потенциал для роста производительности. У людей была необходимость освоения ежегодных разливов реки. Это могло бы сыграть важнейшую роль в развитии хозяйства. Что представляла бы собой долина Нила, если бы не было ее искусственного орошения и осушения? Это была бы топкая низина посреди

Развитие в эпоху неолита

Древнейшие земледельческие племена не имели возможности заимствования навыков по выращиванию зерновых культур в Также они не взаимодействовали с населением Двуречья, Палестины и Эфиопии. Это могло бы сыграть важную роль в развитии хозяйства Древнего царства. В Эфиопии первые следы земледелия датированы III тысячелетием до н. э. Возможно, дикорастущие злаковые культуры могли быть в Северной Африке. Для этой страны в эпоху неолита были характерны влажные климатические условия. Таким образом, ученые могут сделать вывод о том, что древние земледельцы в Египте развивали свою деятельность самостоятельным путем.

Главные стимулирующие факторы

Земледельцы в Древнем Египте столкнулись с ухудшением природных условий, что, безусловно, отразилось на их жизни. Речь идет о нагорьях к востоку и западу от Нила. Данный фактор может свидетельствовать о том, что древние земледельцы в Египте вынуждены были ускоренно расселяться по берегам реки и бороться с зарослями долины и болотами. Усовершенствовались каменные орудия труда, а также появлялись медные инструменты. Благодаря этому древние земледельцы в Египте смогли изготавливать из камня и дерева множество приспособлений, которые были необходимы для соответствующей работы и вырубки зарослей (топоров, тесел, мотыг). За счет этого производительность труда существенно повысилась. Вдоль берегов Нила на естественных холмах археологам удалось обнаружить поселения ранних земледельцев, которые относятся ко второму додинастическому периоду. Они перешли на Древние земледельцы в Египте научились пользоваться паводками могучей реки для своих нужд. Они сооружали примитивные валы, которые удерживали на полях разлившиеся воды.

Дальнейшее развитие

Сложная система бассейнов появилась далеко не сразу. Она стала результатом мучительного и тяжкого труда, а также накопленного опыта осушительных мероприятий в долине и дельте Нила. Образование данной системы шло поэтапно. Постепенно сооружались плотины, дамбы, валы и так далее. Таким образом, целесообразно сделать вывод о том, что Нил обеспечивал весь Древний Египет. Земледелие продолжало активно развиваться. Для того чтобы создать системы бассейнов орошения, наблюдательные представители этого ремесла использовали особенности рельефа страны и специфику водного Нил разливался ежегодно. Речь идет о регулярных явлениях с июня по октябрь. Паводок выходил из русла Нила и заливал берега до самых пустынных нагорий. Эти территории в то время отличались саванно-степной растительностью.

Особенности инструментов

В Раннем царстве они были, в сущности, такими же, как и в Древнем. Что касается последнего периода, то, возможно, орудия были несколько более совершенными. Множество различных приспособлений придумали люди, населявшие Древний Египет. Земледелие развивалось и способствовало созданию новых инструментов. Плуг первобытного вида изображен на письменах-рисунках, которые относятся к временам II династии. На памятнике царю показана мотыга. В одной из гробниц, относящихся к середине I династии, были найдены десятки деревянных серпов, имеющих вставные лезвия из кусочков кремня. Что касается помола зерна, то он производился вручную. Также сохранились грубые терки. Они состояли из двух камней, между которыми растиралось зерно. Большинство хлебных растений, которые были во время Древнего царства, остались известными египтянам и в период Раннего. Это также относится к смоковнице, финиковой пальме, виноградной лозе и прочему. Среди овощей тоже вряд ли были новые виды (салат, огурцы, чеснок, лук, корнеплоды и так далее).

Особенности создания ирригационной системы

Известно, что льноводство было довольно развитым еще до наступления времен Древнего царства. Что касается создания то оно потребовало исключительных навыков и огромного труда. Кроме того, нужны были углубленные знания в области строительного дела, гидравлики, математики и астрономии. Как уже говорилось ранее, земледелие полностью основывалось на бассейновой системе орошения. Соответственно, годовой цикл работников зависел от водного режима Нила.

Изобретение сельскохозяйственного календаря

Земледельцы (позднее и астрономы) с древнейших времен наблюдали за первым ранним восходом Это знаменовало начало нового года и сопутствовало поднятию вод Нила. Основываясь на этих наблюдениях, египтяне смогли изобрести сельскохозяйственный календарь. Он полностью соответствует водному режиму Нила. Наименования времен года отражали суть сельскохозяйственных работ.

Организационные моменты

Рабочие могли свободно распоряжаться своей землей. Допускалось дарение, продажа и завещание. Один вельможа мог иметь несколько домоправителей. Они, в свою очередь, были главными управляющими хозяйств. На полях во время сева и жатвы трудились рабочие отряды. Если судить по сохранившимся изображениям, они состояли исключительно из мужчин. Веяние было женской работой. Если вельможа являлся номархом, а жнецов не хватало, то для помощи своим личным отрядам он мог привлекать "царских" людей. Речь идет о земледельцах-общинниках. Поля тоже обрабатывались рабами.

В жилищах Персеполя встречаются и скульптурные изображения животных (в большинстве быков и овец) и птиц. Возможно, они служили детскими игрушками. Человеческие фигурки, появляющиеся в верхних слоях поселения, изображают преимущественно женщин.

Скульптурные изображения и росписи на сосудах раскрывают и некоторые характерные черты мифологии древнейших обитателей Персеполя. Судя по обилию кругов, крестов, розеток и тому подобных символов, в центре религиозных верований находился образ солнечного божества. Рядом с солнечным символом стоят и другие, соответствующие важной роли в жизни земледельцев - символ воды и вообще водной стихии. Культ животных и магия скотоводов, направленная на размножение стад домашнего скота и защиту его от враждебных сил, нашли своё воплощение в изображениях животных.

Характерный для первобытно-общинного строя при господстве материнского рода культ плодородия и женского начала нашёл выражение в женских статуэтках, которые, вероятнее всего, изображают божество домашнего очага и покровительницу семьи, заботящуюся о продолжении рода. Те же представления о богинематери отражены, вероятно, и в странных росписях на керамике, изображающих стилизованную человеческую фигуру, которая сидит на корточках, подняв руки вверх - в обычной для Востока позе рожающей женщины.

Раскопки в Персеполе дают представление и о том уровне общественного развития, которого достигли обитатели этого поселения к концу его существования. Достаточно одного взгляда на жилища неолитического Персеполя, чтобы увидеть в них нечто целое и нераздельное. Они являются составными частями большого общинного дома, населённого одной родовой общиной, объединённой нерасторжимыми кровными узами и общностью экономических интересов.

Однако вряд ли было бы правильным в этом случае переоценивать силу первобытной экономической общности. Действительное положение вещей раскрывается находками печатей, вырезанных из мягкого камня. Все печати покрыты резным геометрическим узором, иногда довольно сложным и тонким по выполнению. Оттиски аналогичных печатей обнаружены и на кусках глины, которыми были когда-то закрыты отверстия глиняных сосудов в хранилищах. При этом каждая такая печать обладает определёнными индивидуальными чертами, показывающими, что она принадлежала конкретному владельцу или, вернее, конкретной семье, из совокупности которых состояла вся персепольская община. Это, повидимому, были большие, строившиеся, быть может, уже на патриархальных началах семьи, всё ещё находившиеся в рамках родовой общины, но вставшие на путь экономического обособления и развития частной собственности.

Древнейшие земледельцы в Средней Азии.

Сходный путь развития проходили в то же самое время, начиная с конца мезолита, древние племена Средней Азии.

Одним из самых замечательных памятников, показывающих, как из мезолитической культуры охотников и собирателей на юге Средней Азии зарождается неолитическая культура первых земледельцев, является поселение у Джойтуна на южной окраине кара-кумских песков, в 40 км от Ашхабада, на бугре Чакмадаш-Бейик. Толща культурных отложений, образовавшихся вследствие длительного обитания человека, достигает здесь 2 м. В ней оказалось не менее пяти залегающих друг над другом глинобитных полов. Найдено было также значительное количество мелких кремнёвых изделий, в том числе пластинок с ретушью, скребков, проколок и миниатюрных трапеций. Имеются также подвески из морских раковин, доставленные из районов, прилегавших к Каспийскому морю, где обитали охотничье-рыболовческие племена, оставившие следы своего пребывания в ранненеолитических слоях пещер Кайлю, Джебел и Дам-Дам-Чешме.

Вместе с каменными изделиями ранненеолитического типа обнаружены столь же многочисленные обломки плоскодонных сосудов, вылепленных без гончарного круга и покрытых простейшим расписным узором в виде параллельных линий. Это - древнейшая в Средней Азии расписная керамика, резко отличная по форме и орнаментации от остродонных и круглодонных сосудов племён охотников и рыболовов.

Вместе с черепками расписных сосудов в Джойтуне найдены обломки зернотёрок, свидетельствующие о том, что земледелие, несомненно, сочетавшееся со скотоводством, было уже важным занятием обитателей этого поселения. Прямым доказательством наличия земледельческой культуры, и при этом достаточно высокого уровня развития, являются обнаруженные в черепках сосудов отпечатки ячменя и мягкой среднеазиатской пшеницы. Следы этой культуры обнаружены были также и при раскопках в Новой Нисе и в Чопан-Депе (Туркмения), где найдена аналогичная джойтунской керамика, залегавшая вместе с такими же архаическими по технике изготовления кремнёвыми изделиями.

Первые земледельцы Северного Ирака.

Древнейшие следы новой земледельческой жизни обнаружены и к северо-востоку от верховьев Тигра, в ближайшем соседстве с теми районами, где позже выросла вторая наряду с Египтом древнейшая цивилизация, строились первые на земле города и возникали первые государства.

Здесь, на территории нынешнего Северного Ирака, в предгорьях Южного Курдистана, в близком соседстве друг от друга обнаружены три древних поселения, представляющие последовательно сменявшиеся культурные этапы в развитии хозяйства и образа жизни древнего населения этой области.

Первое поселение, пещера Палегаура, было заселено типичными собирателями и охотниками юга, не имевшими представления о разведении домашних животных и возделывании растений. Эти люди находились на уровне мезолита. Они в совершенстве овладели техникой отщепления кремнёвых пластин от призматического нуклеуса, но не знали ещё даже зачатков неолитических приёмов обработки камня и кости, не пользовались костяными орудиями. Всё, что они оставили после себя в своём пещерном жилище, кроме костей диких животных, - это нуклеусы призматического типа, пластины, служившие орудиями в необработанном виде, а также изготовленные из таких пластин орудия мезолитического облика.

Тем нагляднее становятся перемены в хозяйстве и культуре у жителей следующего по времени поселения Карим-Шахир (вероятно, VI тысячелетие до н э.), обитатели которого уже покончили с пещерной жизнью своих предшественников. Правда, при раскопках в Карим-Шахире не обнаружено определённых следов строений, но всё же о наличии жилищ, и при этом достаточно многочисленных, свидетельствуют вымостки из камней, оставшиеся от разрушенных стен и полов.

Эта черта принципиально нового уклада дополняется и усиливается другими признаками неолитической культуры. Первый такой признак - наличие ещё грубых, но бесспорно неолитических по типу крупных орудий с шлифованными лезвиями, а также ряда других каменных изделий, изготовленных характерной для неолита пунктирной или точечной техникой. Второй признак неолита - наличие таких изделий, как шлифованные браслеты, украшения из раковин и камня со сверлёными отверстиями для подвешивания, грубые скульптуры из необожжённой ещё глины, костяные иглы и шилья; всё это говорит о значительном обогащении культуры и росте потребностей жителей этого поселения по сравнению с их предшественниками из Палегауры.

Обитатели Карим-Шахира ещё не умели, однако, выделывать глиняную посуду и не имели типично неолитических наконечников стрел. В отличие от людей мезолита они тем не менее имели в своём распоряжении домашних или полудомашних животных - овец и коз, дававших им мясную пищу, шкуры и шерсть для изготовления одежды.

Среди множества каменных пластин и изделий микролитического облика обнаружены несколько обломков зернотёрок, пестиков и ступок, а также кремнёвые лезвия для серпов. Если правильно предположение, что ими срезали колосья дикорастущих злаков, а на зернотёрках растирали добытые из них зёрна, то находки в Карим-Шахире свидетельствуют о развитом собирательстве, непосредственно предшествующем земледелию.

Земледелие в совершенно отчётливом виде представлено находками в поселении в Кала"ат-Ярмо, датируемом V тысячелетием до н. э. (около 4750 г. до н. э.).

Жители поселения Кала"ат-Ярмо, так же как их предшественники из Карим-Шахира, сохранили в технике обработки камня традиции отдалённой старины.

Они попрежнему выделывали по древним мезолитическим образцам миниатюрные треугольники, проколки, резцы и скребки.

Широко и систематически использовались различные крупные и тяжёлые изделия из камня, изготовление которых требовало новых, неолитических приёмов в виде шлифования и точечной ретуши. Это были топоры, молоты, а также каменные чаши, ступки, песты. Широко развилась обработка кости, из которой выделывались иглы, шилья, фигурно оформленные булавки, бусы, кольца и даже ложки.

Жителям Кала"ат-Ярмо ещё не было известно искусство изготовления настоящих сосудов из глины. Самое большее, чему они научились в деле использования глины как материала для сосудов, было изготовление своеобразных «бассейнов» или чанов, сделанных следующим образом: сначала в земле выкапывалась яма, затем её тщательно обмазывали глиной, потом в яме разводили огонь и таким образом придавали её стенкам водонепроницаемость в твёрдость.

Общее усложнение ассортимента каменных и костяных вещей, а также хозяйственного инвентаря находилось в связи с глубокими изменениями в жизни обитателей Кала"ат-Ярмо, с характерным для них новым хозяйственным укладом. Это были уже типичные древние земледельцы, весь уклад жизни, вся культура которых определялась земледельческим трудом и скотоводством.

Характерно, что кости диких животных в Кала"ат-Ярмо составляют всего 5%, остальные 95 % принадлежат домашним животным: козе, свинье, овце. Остатки культурных растений представлены в находках из Кала"ат-Ярмо отпечатками зёрен в глине, из которой делались стены жилища и основания очагов. Найдены также обугленные зёрна. Судя по ним, жители Кала"ат-Ярмо сеяли двурядный ячмень и пшеницу двух видов - однозернянку и двузернянку. Хлеб жали серпами с лезвиями из острых кремнёвых пластин.

Земледельческое хозяйство определило новый, иной, чем прежде, характер поселения. Теперь это был уже не охотничий лагерь и не сезонное стойбище, а настоящая, правильно построенная по единому плану деревня, в которой проживала одна родовая община. Обитатели Кала"ат-Ярмо строили дома правильной прямоугольной формы, со стенами из плотно сбитой глины или, может быть, кирпича-сырца, иногда с фундаментом из камней. Внутри домов, в самой их середине, помещались небольшие овальные печи. Все эти дома располагались близко друг от друга, подобно клеткам одного большого организма - родовой общины, основанной на общем труде и материнском строе.

Перемены в реальной жизни нашли своё закономерное отражение и в религиозных верованиях жителей поселения Кала"ат-Ярмо. В центре их верований находился культ плодородия земли и женского производящего начала. Об этом говорят статуэтки сидящих женщин, изображающие богиню-мать. С культом богини-матери был, вероятно, неразрывно связан и всюду сопровождающий его в позднейшие времена культ мужского божества растительности. В этих верованиях и культах имелось, конечно, много элементов, унаследованных от предшествующих этапов развития религии. Образ женского божества имел свои истоки в палеолитическом культе матерей-прародительниц, земледельческие обряды культа плодородия растений выросли из охотничьих обрядов размножения зверей. Но в целом это были уже новые религиозные представления, характерные для древних земледельцев.

Культуры Телль-Хассуна и Телль-Халафа.

Следующий этап в развитии земледельческих культур неолита Передней Азии (середина V тысячелетия до н. э.) обычно называется по местонахождению Телль-Хассуна (вблизи Мосула) «фазой Хассуна». Остатки культуры этого времени обнаружены также южнее Киркука (Северный Ирак).

В это время последовательно развиваются все стороны жизни древнейших земледельцев Передней Азии. Строятся дома со стенами из сбитой глины. Развивается гончарное дело. Расширяются связи с соседними областями. Из района Арарата поступает обсидиан, а из района Персидского залива - морские раковины. Особенности керамики свидетельствуют о наличии связей с областью нынешней Сирии и с Малой Азией.

Около 4100 г. до н. э. в поселении Телль-Хассун и в других аналогичных поселениях начинается следующий этап, названный телль-халафским по поселению Телль-Халаф в верхней, сирийской, части Месопотамии, у самой турецкой границы. Следы этой культуры и близкой к ней культуры Самарры обнаружены на широком пространстве Передней Азии. Культура древних земледельцев в целом становится значительно богаче и ярче, чем прежде, производительные силы растут. Развивается и крепнет земледелие. Среди домашних животных попрежнему встречаются овцы, козы, свиньи, но в это время имелся, очевидно, уже и крупный рогатый скот. Появляются первые колёсные повозки, начинает применяться тягловая сила животных.

Появляются круглые в плане строения, внутрь которых вёл широкий коридор. Были и прямоугольные в плане дома. В строительстве начинает широко применяться кирпич-сырец. Вместе с каменными изделиями прежних типов появляются первые предметы из меди в виде небольших бус.

Особенно высокого расцвета достигает гончарное дело. Об этом свидетельствуют изящные и разнообразные по форме сосуды, украшенные строгим и вместе с тем богатым по содержанию расписным узором. Чаще всего встречается характерный узор в виде мальтийского креста, а также стилизованные изображения бычьих голов. Имеются также стилизованные фигуры лошадей и оленей.

Появление обжигательных печей, в которых температура доходила до 1200°, а также совершенство форм и орнамента сосудов свидетельствуют, повидимому, о выделении профессиональных мастеров-горшечников. Другим характерным штрихом, свидетельствующим о переменах в общественной жизни, являются, как и в поселении Персеполя, древнейшие печати, оттиски которых встречаются на глиняных кусках, служивших, вероятно, затычками для сосудов с продуктами.

Возникновение искусственного орошения.

Первоначальное земледелие, таким образом, всего вероятнее возникло сначала в зоне предгорий, где выпадает необходимое для примитивного земледелия количество дождей. Эта дождевая влага могла быть использована человеком сначала при посевах богарного типа, когда хлебные злаки развиваются почти в таких же условиях, как дикорастущие растения, используемые собирателями. Большим шагом вперёд должно было явиться орошение лиманного типа, когда запруженные воды горных ручьёв и рек в весеннее время пропитывали почву и затем снова спускались, а влажная земля использовалась для посева. На следующем этапе орошение принимало постоянный и систематический характер. Из постоянных каналов через примитивные головные сооружения вода отводилась на поля и по мере надобности использовалась для орошения.

Это была уже строго целесообразная и высокопроизводительная по сравнению с более древней система орошения, обеспечившая невиданные прежде перемены в жизни древнейших земледельческих обществ, позволившая им шагнуть далеко вперёд во всех областях жизни и культуры, подняться ещё выше в своём общественном строе.

С таким ирригационным опытом они могли перейти к решению совершенно новых по масштабам задач - к овладению водными ресурсами Нила и великих рек Азии, к созданию на этой основе древнейших цивилизаций Востока.

Время господства древней культуры охотников, собирателей и рыболовов, таким образом, во всемирно-историческом масштабе заканчивается. Человечество вступает на новый культурно-исторический путь.

Существовавшая сотни тысяч лет древняя первобытная община явилась первой формой организации человеческого общества. За время её существования человек положил начало прогрессу в области материальной и духовной культуры, расселился почти по всему земному шару и освоил большую часть нашей планеты, пригодную для жизни. Это стало возможным потому что первобытные люди были объединены общественными связями, основой которых были коллективный труд и общественная собственность на средства производства.

На этапе материнского рода в развитии первобытной общины рост общественных связей нашёл наиболее полное выражение в тесной сплочённости интересов её членов а их единстве, рождённом коллективным трудом. В этом обществе отсутствовали угнетатели и угнетённые, в нём не было приниженности человека по отношению к другому человеку - господину и повелителю.

Несмотря на большие достижения человечества в период первобытно-общинного строя, развитие общества в это время совершалось чрезвычайно медленными темпами; нередко на протяжении жизни многих поколений не происходило скольконибудь значительных сдвигов. В течение многих тысячелетий для родовых обществ и племенных объединений характерны были неразвитое производство, чрезвычайно низкий уровень развития производительных сил. В сознании первобытного человека большое место занимали фантастические представления, отражавшие его бессилие в борьбе с природой.

Всё же, преодолевая огромные трудности, человечество двигалось по пути прогресса, причём развитие производительных сил и общественных отношений происходило относительно быстрее на каждой более высокой ступени первобытнообщинного способа производства. Период неолита характеризуется таким значительным ростом производительных сил, в результате которого старое родовое общество с материнским родом неизбежно должно было уступить место новому, патриархально-родовому строю, а затем и классовому обществу, что вскоре и произошло в ряде стран земного шара.

Однако уходящий мир первобытно-общинного строя ещё долго продолжал сосуществовать рядом с новым, классовым, рабовладельческим общественным строем.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»