Главный дегенерат немецкого искусства. Эмиль Нольде

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Картина: "Пророк".

Эмиль Нольде (нем. Emil Nolde, настоящее имя Ханс Эмиль Хансен (нем. Hans Emil Hansen); 7 августа 1867, Нольде, Пруссия, - 13 апреля 1956, Зеебюль, ФРГ) - один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, считается одним из величайших акварелистов XX века. Нольде получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям.

Эмиль Нольде родился 7 августа 1867 года в местечке Нольде в нескольких километрах от Тённера и был в семье четвёртым из пяти детей. До 1920 года эта территория входила в состав Пруссии и тем самым в Северогерманский союз. После передачи территории Дании Нольде получил гражданство Дании, которое он сохранил до конца своей жизни. Его отец по национальности был северным фризом. Эмиль посещал немецкую школу и считал, что в нём течёт смесь шлезвигской и фризской кровей.
Юношеские годы Эмиля, младшего из четырёх сыновей в семье, прошли в бедности и были заполнены тяжёлым трудом.

В 1884-1891 годах Эмиль Нольде обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника. Нольде участвовал в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском соборе. В ознакомительную поездку Нольде побывал в Мюнхене, Карлсруэ и Берлине.

Эмиль Нольде - представитель крупнейшего художественного течения первой чет-
верти XX столетия - экспрессионизма. По выражению А. В. Луначарского, "экс-
прессионизм есть плод страшного общественного разочарования". Разочарование
экспрессионистов выливалось, в первую очередь, в неудовлетворенность темами и
идеями, господствовавшим в современном им искусстве. Распространенная в Германии плащ свой натуралистические склонная живопись, угождавшая вкусам
мелких буржуа, вызывала отвращение у молодых художников, вошедших в историю
искусства под именем экспрессионистов. В собственном творчестве они стремились
опереться на живопись Винсента Ван Гога, привлекавшую их глубокой силой выра-
жения внутренних чувств художника и напряженной красочность. Среди пред-
шественников экспрессионизма можно назвать также норвежского художника Эдвар-
да Мунка, в работах которого выражено настроение отчаяния и пессемизма, ярко
проявившееся в творчестве экспрессионистов.
Экспрессионистов стремились передать в картинах и в графике образ внешней
реальности, постигнутый через призму ощущений собственного "я". Все их твор-
чество пронизывает тяга к экзальтированному раскрытию своих переживаний.
Поэтому произведениям экспрессионистов часто присущ мистический, религиозный
оттенок. Религиозность является характерной чертой Эмиля Нольде как художника.
Наиболее известны его, созданные в 1912 году, - картина "Жизнь Марии Египетской" и алтарь "Жизнь Христа". В этих работах и по сюжету и по худо-
женственной манере чувствуется желание художника приблизиться к средневековому
церковному искусству. Грубоватый примитивные фигуры чересчур укороченных пропорций напоминают о романской скульптуре, а интенсивно яркие, локальные
цвета горят так же ярко, как стёкла витражей в готических соборах. Стремление
уйти от тусклой реальности своего времени побуждает Нольде в 1913 году принять
участие в экспедиции на острова Тихого океана. По сравнению с произведениями
других экспрессионистов на экзотические сюжеты, картины Нольде более сильные
по чувству натуры, сочные по цвету. Яркий символический цвет художник часто
использует в пейзажах. Он стремится к тому, чтобы цвет, вне связи с предметами
нес определённую смысловую нагрузку в картине.
Эмиль Нольде входил в художественное объединение "Мост", возникшее в Германии в 1905 году. От мастеров группы Нольде отличала большая связь с традициями
искусства XIX века. Нольде учился в Париже, где его привлекали произведения Домье, Эдуарда Мане. От них он взял своё стремление к цвету, к краскам, "ко-
торые сами говорят".
Для художников группы "Мост" важным видом искусства была графика. Они возро-
дили древнейший вид гравюры - ксилографии, привлекшую их обобщенностью
изображения, резкими контрактами чёрного и белого. Нольде много работал в
гравюре по дереву. Он создал ряд пейзажей, многие с видами гаваней и кораблей, в которых сумел передать красоту и своеобразие выбранных мотивов. Специфика
экспрессионистического мироощущения особенно ярко проявилась в таких гравюрах
Нольде, как "Пророк"*. Лист был создан в 1912 году. На нем "крупным планом"
изображено лицо человека, переданное контрактами чёрных и белых пятен. Кажется
что в чертах этого лица художник сумел запечатлеть весь ужас перед грядущими
катастрофами.
Наиболее значительные произведения Нольде связаны с художественным климатом Германии предвоенной эпохи. В них с большой силой выражен духовный кризис, затонувший накануне первой мировой войны большую часть западной интеллигенции.

Нольде давно был убеждён в «превосходстве германского искусства». В 1934 году он вступил в Национал-социалистическую рабочую организацию Северного Шлезвига (NSAN), которая в ходе гляйхшальтунга вошла в состав датского отделения НСДАП. Однако национал-социалисты признали творчество Нольде дегенеративным: «Житие Христа» оказалось одним из центральных экспонатов известной пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство», более тысячи работ Нольде были конфискованы, частью проданы, а частью - уничтожены. В 1941 году Нольде запретили писать, и ожесточившийся Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели и закапывал их в землю, назвав впоследствии своими «ненаписанными картинами». Всего Нольде написал около 1300 акварелей.

После 1945 года Нольде ожидал почёт и многочисленные выставки. В 1946 году умерла его жена, а двумя годами позднее Нольде женился на Йоланте Эрдманн. До 1951 года Нольде написал ещё около ста картин и много акварелей. Они считаются венцом и итогом его творчества. Эмиль Нольде принял участие в documenta 1 1955 года, его работы были представлены уже после его смерти на documenta II в 1959 году и на documenta III 1964 года в Касселе. Эмиль Нольде был похоронен в Зеебюле рядом со своей женой.

Творческое наследие Нольде легло в основу созданного в 1957 году Фонда Ады и Эмиля Нольде в Зеебюле, открывшего в доме художника его музей. Фонд организует в нём ежегодные сменные выставки произведений художника. Ежегодно музей Нольде посещает около 100 тысяч человек.

Emil Nolde. 1867-1956 г.

Ведущий немецкий художник-экспрессионист.

Детство и юношеские годы одного из самых характерных художников-экспрессионистов Ганса Эмиля Хансена, более известного в мире искусства под псевдонимом Нольде (по названию родного местечка в Пруссии), были заполнены постоянным и непосильным трудом из-за тяжелого материального положения семьи.

Появился на свет будущий акварелист 7 августа 1867 года, и то, что живопись станет смыслом его жизни, можно было определить по разрисованным мелом дверям хозяйственных построек, хотя самостоятельный путь в искусстве он начнет лишь в зрелом возрасте. В первых рисунках преобладали сюжеты на библейскую тематику, что вытекало из образа жизни в семье, строго исповедующей каноны Священного Писания.

В 1884 Нольде уезжает во Фленсбург, где учится ремеслу резчика и художника, посвящая весь досуг рисованию. В 1888 во время учебы он попал в Мюнхен на выставку промышленного дизайна, и под впечатлением от изобилующих в этом городе музеев, задержался здесь на несколько недель, поражаясь красоте неведомого ему доселе культурного мира.

После окончания школы в 1889, Нольде некоторое время обучался в школе промышленного дизайна в Карлсруэ, частично осваивая и основы живописи, но денег на учебу хватило лишь на два семестра.

Переехав в Берлин, Нольде находит работу проектировщика мебели, выкраивая время на посещение музеев, изучение искусства древних цивилизаций, преимущественно Египта и Ассирии, а также пытается проникнуть в тайны создания картин мастерами прошлого.

В начале 1892-го, в жизни Нольде происходят кардинальные изменения, и связаны они с переездом в Швейцарию, в Сент-Галлен. Здесь он устраивается в Музей промышленного дизайна, преподавая промышленный и декоративный рисунок. Несмотря на предельную занятость на работе и недостаток времени на творчество, именно в Швейцарии начинается его профессиональный путь как художника. Воспользовавшись возможностью посещать соседние Италию и Францию, Нольде изучает творчество Да Винчи, Дюрера, приходит в восторг от Ницше и искусства символистов. Большой удачей обернулась работа по созданию юмористических открыток, на которых горы изображены в форме забавных великанов. Редактор журнала «Югенд» не только воспроизвел эти открытки в издании, но и пригласил художника погостить у себя в доме. Почувствовав «дыхание» удачи, Нольде занимает деньги для выпуска новой партии картинок, и попадает точно в цель: 100-тысячный тираж расходится за 10 дней, а его финансовое положение улучшается на 25 тыс. франков.

Бросив работу и возвратившись в Мюнхен, Нольде пытается поступить в академию, но его не принимают, и обучение проходит в двух частных школах, которые не могут дать ему больше, чем произведения Милле, Домье, Тициана. В этих картинах присутствовал «внутренний огонь» – то, что он постоянно искал. Также заинтересовали Нольде работы Гогена, Ван Гога, и в особенности Мунка, с которым он почувствовал духовную близость. Во время обучения у Хёльцеля, художник удачно занимается офортами, создает акварели, украшающие его творчество, среди которых и «Портрет молодой девушки». Техника его работ постоянно совершенствуется, но это только стимулирует Нольде работать упорнее.

Обосновавшись в Париже, куда он переехал осенью 1899, художник учится в академии Жюльена, старается глубже познакомиться с культурной жизнью города, испытывает влечение к работам импрессионистов, их жизненной и творческой позиции.

Возвращение в Германию сопровождалось душевным нестроением, связанным с неудачной попыткой обретения индивидуального стиля; в этот период созданы лишь несколько пейзажей и портретов.

Первая значительная картина «Перед рассветом» появляется в 1901-м.

В период с 1903 по 1905 гг. Нольде с женой Адой вынужден мигрировать между островом Альсен, где у них был свой дом, Италией, и Берлином. Художник много работает, но под влиянием художника Шмидта-Роттлифа становится членом объединения «Мост», хотя его участие носило почти формальный характер, и год спустя он отходит от группы.

Природа, а также религиозные сюжеты составляли главный сюжет произведений Нольде. Палитра мастера обогащалась с ростом его профессионализма, и за главную цель он ставил вызов эмоций у зрителя, сознательно игнорируя цветовое несоответствие картинных и реальных объектов. «Немецкий экспрессионизм» – стиль, которым определили его художественную манеру, но сам Нольде не считал себя экспрессионистом, более соглашаясь со статусом «свободного художника».

Почет, а вместе с ним и обилие выставок, пришли к мастеру после 1945-го, и до 1951-го он создает много акварелей, а количество картин достигло почти ста штук; большинство этих работ стали творческим итогом и украшением его искусства.

«Одинокий волк» Эмиль Нольде (Emil Nolde, 1867-1956) не любил, когда его называли экспрессионистом, и искренне радовался тому, что на это звание претендовали футуристы и конструктивисты. Один из лучших немецких художников, он не желал делить свое искусство с другими, неохотно примыкал к творческим объединениям, всегда был недоволен собой и считал живопись смыслом жизни.

О том, что некий мальчик Ганс Эмиль Хансен станет великим художником, его родные догадывались по картинам, которые он рисовал мелом на стенах хозяйственных построек. Малыш «создавал» их в свободное от работы время, а большую часть дня проводил, трудясь на благо своей несостоятельной семьи. Это надолго закрыло для него дорогу в искусство. Только в зрелом возрасте Эмиль Хансен вновь занялся рисованием под псевдонимом, который стал известен во всем мире.

Это произошло в 1902 году, когда художник женился на актрисе Аде Вилструп и вместе с ней переехал в Берлин. Вдохновленный тихими радостями семейной жизни, Эмиль много работал, что позволило ему заявить о себе как о талантливом художнике.

За несколько лет до этого Нольде создал открытки с изображением швейцарских гор, которые очень нравились людям и расходились огромными тиражами. Деньги от их продажи позволили Эмилю заняться профессиональным художественным образованием. И, несмотря на то, что его учебу сложно назвать систематической, молодой человек очень упорно трудился и постоянно расширял круг своих интересов.
В сюжетах первых работ Нольде преобладали библейские мотивы и природная тематика, что было вполне естественно для человека, воспитанного в религиозной семье и проживающего на живописном севере. Даже псевдоним художник взял в честь небольшой деревни, суровые пейзажи которой навсегда покорили его меланхолический разум.

В природе Нольде нет места декоративности, а ее «дикая» красота сконцентрирована на сущности окружающего мира. Даже переписывая в двадцатый раз картину «Осеннее море», художник стремился не столько к тому, чтобы запечатлеть разные состояния стихии, сколько пытался передать прямую связь между неизменным духом природы и собственной душой.

Энергию мира Нольде представлял в цвете, считая его главным выразительным средством. А у природы художник «заимствовал» краски, без которых не мыслил ни один свой пейзаж. Об этом пристрастии Эмиля однажды писал его современник Вильгельм Гаузенштейн:

«Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод»

В колористических и сюжетных решениях Нольде был близок эстетике творческой группы «Мост». Это объединение стало одним из немногих, программу которого художник принимал. Он был участником всех «мостовских» выставок и лично помогал в разработке манифеста. Свое искусство Эмиль Нольде делил с экспрессионистами «Моста» на протяжении полутора лет, после чего покинул группу, но не потерял связей с бывшими товарищами.

При этом Нольде все менее охотно выбирался на публичные мероприятия, был редким гостем на выставках и все чаще уединялся в четырех стенах собственного дома. Такие резкие перемены с художником произошли в 1909 году, тогда же в его творчестве появилась религиозная тема, и он написал ряд картин на библейские сюжеты.

Герои работ «Тайная вечеря», «Распятие» и «Положение во гроб» находятся в непосредственной близости к зрителю, из-за чего складывается стойкое убеждение в том, что древняя история свершается прямо здесь и сейчас.

От высоких и духовных тем Нольде сделал смелый шаг в пропасть грубости и фантасмагории. Этим отличались картины, связанные с темой «большого города», на которых художник изобразил Гамбург низов общества, населенный китайскими матросами и развеселившимися в ближайшем ресторане парочками. Такой мир тоже привлекал Эмиля, поэтому в 1913 году он совершил путешествие в Новую Гвинею, побывав заодно в России, Японии и Китае.

Нольде с каждым днем укреплял свои позиции в художественных кругах, его признавало общество, ему благоволили критики. Он, никогда не интересующийся политикой, был настолько одержим своим творчеством, что не заметил, как оно оказалось связанным с идеей немецкого национального духа. С 1920 года Эмиль Нольде, считающий себя истинным немцем и не смирившийся с участью быть датским подданным, вступил в партию национал-социалистов.

Но надежды художника на союз тоталитарного режима с подлинным искусством потерпели крах. Безусловно, первое время правящие круги Германии принимали экспрессионизм, и Нольде пользовался популярностью. Но очень скоро он заметил негативные изменения, происходившие в его стране, и все больше боялся потерять свое «место под солнцем». Он использовал любые средства, чтобы утвердиться как настоящий немецкий художник и подтвердить свою лояльность режиму. В ход пошли даже доносы на коллег, в которых указывалось на их неарийское происхождение. Так Нольде стал единственным крупным модернистом, который встал на сторону нацизма.

Но даже такие отчаянные перемены не спасли художника. В 1937 году модернизм и его течения в Германии были объявлены «дегенеративным искусством», а все модернистские творения подлежали изъятию. Всего пострадали около 1400 художников и 20 тысяч произведений искусства. И «лидером» в этом безумном списке стал сам Эмиль Нольде. У него конфисковали более 1000 картин, одни из которых были сожжены, другие – проданы. Правда, некоторые полотна автору удалось вернуть.

На этом разбирательство с так называемым представителем «дегенеративного искусства» не закончилось. В августе 1941 году его исключили из Имперской палаты изобразительных искусств и запретили заниматься профессиональной художественной деятельностью.

Нольде переселился из Берлина в Гольштейн, где построил дом-мастерскую. Здесь художник тайком от инспектора работал над маленькими акварелями. Он не рисовал маслом, опасаясь, что его «выдаст» специфический запах краски. Несмотря на домашний арест, Эмиль Нольде создал почти 1300 акварелей, которые он называл «ненаписанными картинами».

О художнике вновь заговорили и признали его выдающийся талант в послевоенное время. В 1950 году он получил премию Венецианской биеннале, а через три года правительство ФРГ наградило его медалью «За заслуги в области науки и искусств».

В то время Эмиль Нольде стал еще реже выходить из дома, отдавая всего себя искусству. В своей студии он трудился до 15 апреля 1956 года – последнего дня, когда художник держал в руках кисть и выводил ею замысловатый узор на холсте.

Вскоре после завершения своего грандиозного Нольде начинает слеудующий цикл. Он не такой огромный, но всё равно и не одна картина - в этот раз это триптих, о святой Марии Египетской . Вообще-то выбор темы несколько странный (и это даже не вдаваясь в психоаналитические глубины) - Мария Египетская почитается в православных версиях христианства, известна, но гораздо менее чтима в католицизме, а уж про простестантские церкви мне вообще трудно что-то сказать - уж больно щекотлива её биография.

Вот тут Мария ещё вовсю блудодействует в притонах Александии:



Emil Nolde - Die Heilige Maria von Aegypten. Im Hafen von Alexandrien - Мария Египетская в Александрии (1912)

Вот тут -

она уже молится перед иконой храма в Иерусалиме


Emil Nolde - Die Heilige Maria von Aegypten - Моление Марии Египетской перед Храмом (1912)

А здесь её нетленный прах уже вот-вот погребёт в пустыне святой Зосима, при активном содействии льва.


Emil Nolde - St.Mary of Egypt in the Desert - Погребение Марии Египетской в Пустыни (1912)

Cуществует ещё одна картина про Марию Египетскую, на которой Зосима протягивает ей плащ, но она официально не входит в этот триптих.

До своего огромного, чуть было не написал - кругосветного - путешествия в Папуа Новую Гвинею и обратно в 1913-4 годах, Нольде написал ещё несколько библейских работ, например:


Emil Nolde - Die Heiligen Drei Konige (The Three Magi, Три Волхва) - (1912)

а также несколько "перерисовок", когда он рисовал картины с имеющихся у него в коллекции статуэток, вроде Мадонны с Младенцем или Иуды; есть даже одна мозаика с Мадoнной, которую он выложил по своему раннему рисунку в 1912 году.

Затем был нихилый такой закос под любовь трип больше года длинной; почти все написанные в нём работы конфисковывают в Порт Саиде (началась война, а Египет в то время ещё был британской колонией), хотя потом, много позже, ему удастся большую их часть вызволить.

Вернувшись в Берлин, Нольде начал осваивать новые для него темы - сибиряки России, другие туземцы (таки немецкий Гоген !), даже Будды какие-то замелькали на его картинках. Но вскоре он начал вновь писать и на библейские мотивы. Вот лишь несколько работ:


Emil Nolde - Saint Symeon and the Women - Симеон (Юродивый) с женщинами (1915)

С этой картиной могут возникнуть непонятки ; в христианстве существует целый ряд Св.Симеонов - например, Симеон Столпник , простоявший 37 лет на столпе, или Симеон Теолог - сочинитель гимнов. Но это не про них, а про так называемого Симеона Юродивого (или Simeon the Holy Fool), который умело косил под сумасшедшего, и на одной из страниц своей биографии действительно вломился голым в женское отделение бани. Видно, что версия Нольде несколько отличается от переполоха и быстрого изгнания, случившихся в оригинале.


Emil Nolde - Entry into Jerusalem - Восшествие в Иерусалим (1915)


Emil Nolde - The Last Judgement - Страшный Суд (1915)


Emil Nolde - Simeon Meets Mary in the Temple - Cимеон Богоприимец встречает Марию в Храме (1915)

А тут "шутник" Нольде изобразил совсем другого Симеона, так называемого Богоприимца ; к предыдущему он не имеет никакого отношения (хотя вот кто теперь знает? вдруг Нольде их неслучайно написал одного за другим?)


Emil Nolde - The Tribute Money (1915)

Это не очень широко известный, но милый сюжет из Матфея, когда Иисус, чтобы заплатить храмовый сбор, попросил Петра выловить рыбу, во рту которой должна была найтись монета в четыре драхмы.


Emil Nolde - Grablegung (Burial) - Погребение (1915)



Emil Nolde - Philistines - Филистимляне (1915)

Затем в библейских мотивах наступил большой перерыв (я не знаю, почему). Следующий большой всплеск случился в 1921 году, когда он создаёт свой очередной (а заодно и последний) триптих Мученичества (Martyrdom). Подобно Житиям , сохранился первоначальный набросок:

У меня сейчас есть репродукция только центральной части в цвете -

Левая и правая панели - черно-белые репродукции в моём собственном раскрасе:

Затем - Изгнание из Рая


Emil Nolde - Verlorenes Paradies (Paradise Lost) (1921)


Emil Nolde - Joseph"s Temptation - Исушения святого Иосифа (1921)

(Иосифа, в отличие от Антония, искушали не демоны, а вполне красивая женщина - точнее, не искушала, а соблазняла; ясно дело, он не поддался ).


Emil Nolde - Judas with the High Priests - Иуда с Первосященниками (1922)

Ещё одно Поклонение волхвов


Emil Nolde - Anbetung (Adoration) (1922)

В последующие годы он написал ещё несколько работ, но у меня нет их репродукций. В 1926 пишутся Грешники и Благовещение (последней тоже нет)



Emil Nolde - Die Sünderin (The Sinner) (1926)

Затем снова перерыв, до 1929, в котором опять пишется несколько работ сразу, включая красивейшую


Emil Nolde - So Ihr Nicht Werdet Wie Die (Except Ye Become as Little Children) (1929)

На русский это переводится как "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" .

Вслед за этой работой он Нольде пишет очень странную работу, которые даже неплохо относящиеся к его творчеству критики посчитали "выходящей за рамки". Эта картина сейчас называется Экстаз (но опять, это не оригинал, а раскрашенный мной ч/б).

Изначально планировалось, что это буде Непорочное Зачатие (Immaculate Conception) (ах, если бы тут было зеркало!).

Но потом, видимо, даже у Нольде дрогнула рука или что там обычно дрожжит, и он заменил название на Экстаз.

"... The last painting is rather strange, I was thinking of something like the Immaculate Conception, in deep yellow and glowing red, violet and... - should one not be able, and allowed to paint something like that, too".

В 1931м пишется милый Отшельник на Дереве


Emil Nolde - Eremit in Baum (Hermit in Tree) (1931)

но и ещё несколько работ. В 1933 - очередное Поклонение



Emil Nolde - The Adoration of Magi (1933)

В 1940м, уже после осуждения и позорящего показа его работа на Дегенеративном Искусстве, и совсем незадолго до запрета писать и продавать картины он пишет Садовника - технически, может, и не библейская работа, но которой хорошо бы завершить библейский ряд.

Emil Nolde - The Great Gardener (1940)

Ан нет, после войны он напишет ещё несколько картин (которых, у меня пока нет, правда).

Как я и говорил, это далеко не все работы, посколько Нольде много писал и акварелей, и гравюр, а это часть его творчества мне пока вообще мало знакома.

Какие тут можно сделать выводы? Ну, налицо "большая роль в творчестве", я как-то не знал про это. Очень, очень странный выбор тем, раздолье и разгулье для психоаналитиков. Может, и не очень очевидная, но какая-то связь с коммерческим успехом (эти работы намного лучше продавались, чем в среднем у него). И самое важное (но труднее всего артикулируемое) - их влияние на его уход от реализма, в самых разных смыслах, и приход - я даже не хочу это называть эспрессионизму, это бестолковое слово - а к какому-то фантазму, к его совершенно нечеловеческому, но при этом как раз глубоко-человеческому эмоционализму .

May 16th, 2014 , 03:09 pm

Сегодня я решила рассказать про одного из мох любимых художников. Это немецкий экспрессионист Эмиль Нольде.

Есть художники, которые вдохновляют меня на каком-то особом уровне. Альбом Нольже уже давно в моем wish-list и с особым стрепетом рассматриваю его картины.
Многие скажут, что это шедевры из серии «ой, да что тут делать-то?! Да я ваще не рисую - сделаю те также!». А вот ничего подобного, к сожалению… Было бы так просто - были бы и чувства другие.

Глядя на работы Нольде, на его буйство цвета, мне хочется моментально взять краски и начать движение. Именно ДВИЖЕНИЕ! Посмотрите на пейзажи - вот-вот и облака поплывут и где-то сверкнет луч пробивающегося солнца.

"Существует синева серебряная, синева голубая и синева грозовая. И в каждом цвете есть своя сила, мощь, которая либо делает тебя счастливым, либо отталкивает от себя, вызывает неприятие. Для тех людей, кто не причастен к искусству, цвета остаются просто цветами, а оттенки - просто оттенками. И все. И также незамеченным проходит воздействие их на дух человеческий, блуждающий между раем и адом" Эмиль Нольде (с)

Эмиль Нольде является одним из ведущих немецких художников-экспрессионистов, считается одним из величайших акварелистов XX в. Обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника. Взял себе псевдоним в честь своей родной деревни Нольде. Входил в художественную группу «Мост», познакомился там с Мунком.

Ниже подборка его работ, которые мне больше всего нравятся.

Я всячески стараюсь обходить темы политики, религии, национальных движений и т.д. Но вот это, пожалуй, оставлю здесь.

В 1941 мастеру предписали «незамедлительно прекратить» занятия живописью. Нольде окончательно оставил Берлин и переселился к Северному морю, где еще в 1927 построил дом-мастерскую в Зеебюле (Гольштейн); почти не выезжал оттуда и после окончания войны и краха нацизма. Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели, назвав их впоследствии своими «ненаписанными картинами». Всего Нольде написал около 1300 акварелей. Жизнь Эмиля Нольде, лишённого права на творчество, описана в романе «Урок немецкого» Зигфрида Ленца.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»