Что такое артефакт? Что такое артефакт и как его создать Артефакты культуры обычай обряд паттерны ценности.

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Археология - удивительная наука, открывающая перед современным человеком тайны прошлых тысячелетий. Работа ученых в этой области заключается в поисках материальных следов, оставленных древними цивилизациями. Найденный археологами во время раскопок предмет имеет название «артефакт». Это любой искусственно созданный объект, который имеет символическое значение.

Виды артефактов

Мы привыкли под этим названием понимать бесценные предметы древности, найденные археологами или искателями сокровищ. На самом деле артефакт - это очень широкое понятие, охватывающее разные сферы. Рассмотрим некоторые значения этого слова.

Если брать археологию, то здесь древние артефакты выступают как предметы, найденные во время раскопок и созданные человеком. Это могут быть орудия труда, оружие, ювелирные изделия, посуда, обработанная кость и даже угли от костра, когда-то разведенного древними людьми.

В культуре артефакт - это предмет, созданный человеком и имеющий особое значение. При этом это может быть не только материальный объект, но и фольклор, суеверия или научные теории.

Это слово хорошо известно и поклонникам компьютерных игр. В них артефакт - это уникальная вещь, которую нельзя создать, а можно только найти. Обычно она имеет особые свойства или обладает магией.

Неуместные артефакты

Этот термин был введен для обозначения находок, которые выходят за определенные рамки. Например, они найдены там, где их не должно быть, или вызывают недоверие из-за недостаточности наших знаний по технологиям древних цивилизаций. К неуместным артефактам относятся: антикитерский механизм (о нем будет рассказано отдельно), железная колонна в Дели, гигантские статуи на острове Пасхи и многие другие необычные находки.

Среди артефактов встречаются и подделки. Знаменитые хрустальные черепа, якобы выточенные древней цивилизацией из цельного куска драгоценной породы, оказались искусной имитацией. Исследования нескольких из 13 найденных на сегодня черепов показали, что изготовлены они были в XIX и XX веке с применением современных технологий.

Где можно увидеть находки археологических раскопок

Древние артефакты, которые признаются учеными наиболее ценными и интересными, попадают в музеи и затем выставляются на обозрение посетителей. Остальные предметы находятся в запасниках или научных институтах.

Загадочные древние артефакты - тайна тысячелетий

Иногда археологические находки ставят ученых в тупик. Таких примеров тысячи. Около города Белграда были найдены письмена, получившие название алфавит Винча. Они датируются 6000 годом до нашей эры. Расшифровать их до сих пор не смогли, и ученые сомневаются, что это удастся сделать в ближайшем будущем.

В 1901 году в Греции среди обломков затонувшего старинного корабля был найден необычный предмет, состоящий из шестерен, шкал и циферблатов. Удалось установить дату изготовления этого механизма - примерно 85 год до нашей эры.

Если сравнивать этот древний артефакт с приборами более позднего времени, он соответствует техническому уровню VIII века. Каким образом более двух тысяч лет назад и для каких целей был создан этот механизм (его назвали антикитерским), точно неизвестно. Устройство было реконструировано несколькими специалистами в области механики. Они убеждены, что служило оно для моделирования движения Солнца, Луны и планет.

Где найти артефакт и что делать с находкой

Найти древнее сокровище - мечта практически каждого человека. С появлением металлоискателей поиски предметов древности значительно упростились. Во все времена существовали группы или одиночки, которые занимались поиском артефактов на месте археологических раскопок. В наши дни их называют «черными археологами» или «копателями». Действуют они в личных интересах и в целях обогащения. Найденные артефакты попадают не в музеи, а в частные коллекции. Действуя непрофессионально, «черные археологи» во время поисков часто уничтожают бесценные предметы древности.

Следует помнить, что найденные артефакты, имеющие особую культурную ценность, принадлежат государству. Во избежание возможных проблем с законом, лучше отнести находку в музей, где специалисты дадут заключение по данному предмету. Если ценности для науки он не представляет, его стоимость делится между нашедшим и владельцем земли, на участке которого был обнаружен артефакт.

Большинство современных людей понимают смысл слова «артефакт» через призму игрового мира. То есть значение воспринимается, как удивительная и мистическая находка человечества, которая имеет небывалую силу или некоторый символизм. А люди постарше и вовсе толком не могут идентифицировать его. Только и задаются вопросом: артефакт, что это?

Артефакт: значение слова

Впервые слово произнесли на латинском языке. Установлено: это сложное слиянием двух основ «арт» и «факт», и в дословном переводе обозначает «искусственно сделанный» . Место, где впервые начали использовать термин, назвать невозможно. Из-за того, что в каждой этнической группе в древние времена было свое обозначение, которое соответствовало рассматриваемому слову. Есть небольшие предположения о том, что на Ближнем Востоке впервые произнесли термин, отдаленно напоминающее по звучанию «артефакт». Определение, к большому сожалению, вывести нереально так, чтобы угодить всем ветвям цивилизации.

Немного позже, с развитием цивилизации, слово начало обретать иные значения. Из-за простоты запоминания и легкости высказывания практически в каждой сфере деятельности человека используется это слово. Сюда входит не только компьютерная сфера:

  • Культура.
  • Археология.
  • История.
  • Медицина.
  • Программирование.

Путь слова сквозь время, культурный артефакт

Слово прекрасно звучит, и легко придает эпичности предложению. Стоит признать это. В современной культуре достаточно легко отыскать все значения слова артефакт. Википедия предлагает небольшие объяснения, касающиеся разных витков развития человечества.

Все культурологи твердят, что изначально это слово определяет любой материальный продукт, созданный человеком . Почему? Известно, что слово «факт» в древности обозначало точность в нематериальном мире. То есть фактами называли сказанные слова с уст человека, которые подтвердились и признались истинными. Нечто подобное произошло и с использованием выбранного нами слова. Принято считать, что в культуре присутствует разделение всего на две ветви:

  • Материальный мир (все, что можно увидеть пощупать).
  • Духовный мир (осязаемое только разумом или через душу).

Однако большинство культурологов выделяют и совершенно новую ветвь – человеческие отношения. Это все ведется к тому, что абсолютно любая информация, которая присутствует в нашем мире, не имеет конкретики, и приводит к созданию явления символизма. Подобный процесс произошел и с «артефактом». Значение вышло за рамки своей ветви, и смогло впитать некоторые иные знания в себя. Да, все это выглядит достаточно наивно. Однако никаких опровержимых доказательств таковой теории никто до сих пор не предоставил, включая и культуру.

Понятие артефакта в других сферах

Археологическим артефактом называют определенный материальный объект, который был найден вследствие раскопок и предоставляется, как достояние человечества, причем в единственном экземпляре.

Программирование, как наука появилась сравнительно недавно, и имеет довольно узкую специализацию, поэтому перенасыщенная терминами. И среди них отголосок смогло отыскать и слово «артефакт». Им обозначают неких созданные элемент программированного конечного продукта, которые может функционировать за счет действенности этого элемента. Так сказать, недостающий пазл для осязания целостности всей картины.

В исследованиях лабораторного типа тоже присутствует слово артефакт в общем словаре терминов. Чаще всего артефактами называют определенную реакцию, получившаяся вследствие намеренного вмешательства в естественность пролегающих процессов, или же случайная реакция, которая получилась из-за незапланированных действий. Иногда оно сопутствует синонимами «чудо» или «неужели». Чаще всего это происходит в биологических и физико-математических научных центрах.

Возвратимся немного к началу статьи и вновь окунемся в игровой и кинематографический мир. Помимо того, что уже сказано, следует додать несколько предложений.

В мире игр, слово «артефакт» всегда ассоциировалось с таинственным могущественным предметом, обладающим невероятной силой. Отличительными чертами были сложные препятствия и квесты для его получения, глубокая история и обязательное воздействие на внешний мир и на человека, завладевшего ним. Легко вспомнить известную игру начала третьего тысячелетия, WarCraft. В ней наглядно можно рассмотреть любой артефакт. Суть «геймерского» артефакта состоит в том, что он чаще всего, является материальным сосудом для нематериальной силы. Так сказать, является объединяющим звеном двух основных ветвей культуры.

Однако все это «геймерское» порождение артефактов имели начало из кинематографа. Впервые люди начали использовать слово артефакт в активной лексике благодаря кино. Именно оно дало развитие этого термина в компьютерном мире. Все особенности, озвучены выше, так или иначе, относятся и к кинематографу.

Сложно представить себе хорошую фантастическую книгу без отлично прописанного мира, сильного и запоминающегося протагониста, не менее харизматичного злодея и важного артефакта, из-за которого, в общем-то, и происходят дальнейшие действия. Кто решил впервые использовать это слово, как термин для значения некого предмета, обладающего мощью и силой , установить вряд ли получится. В наше время в мире ежедневно пишут тысячи разных книг, где непосредственно несколько раз получится встретить это слово. Странное то, что многие писатели, да и современные люди прекрасно понимают значение слова, объяснить его на должном уровне неспособные.

Достаточно просто взять одну известную кингу прошлого века «Властелин колец» Толкиена. Казалось бы, что по всем канонам в книге присутствует только один таинственный предмет – Кольцо Всевластие, однако, в повествовании нам попадаются и иные предметы – посох магов, меч короля Гондора, мифрилл и так далее. Казалось бы, что они не соответствуют некоторым критериям «акртфактности», но все равно считаются таковыми. Термин артефакт, определение которого достаточно размыто, меняется.

Для младшего контингента читателей приведем пример на книгах о Гарри Поттере. В ней нет главного артефакта. Но присутствуют много второстепенных артефактов , которые необходимы лишь для раскрытия персонажей и временного ими использования для достижения цели. Мантия невидимка, волшебная палочка, камень души и так далее. Опять же, конкретизировать этот термин, не выходя за грани литературы практически невозможно.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Артефакт

(от лат. artefactum - искусственно сделанное)

1) предмет, изготовленный, сделанный человеком;

2) (в биологии) образование (структура) или процесс, возникающий иногда при исследовании биологического объекта вследствие самих условий исследования, т. е. фактически не свойственный изучаемому объекту в норме.

Культурология. Словарь-справочник

Артефакт

(лат. artefactum arte – искусственно + factus – сделанный)

в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.

какой-либо искусственно сделанный объект, предмет культуры в трех основных сферах ее бытия: культура материальная, духовная, человеческих отношений.

процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. В культуре любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание.

☼ в обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов.

В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, созданных специально для функционирования в системе искусства. В трактовке институциональной школы в эстетике в качестве А. в соответствующем окружении может выступать любой реальный объект (в частности, так считает Д. Дики в работе "Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ", 1974). В этом случае под А. понимается любой предмет, являющийся худож. произведением. В совр. эстетике обычно проводится различие между А. и худож. произведением. А., как правило, имеет материальное воплощение и является носителем опр. худож. смыслов. Структуралисты помимо этого различают А. и эстетич. объект. Здесь А. выступает своего рода "внешним символом" (Мукаржовский) эстетич.объекта.

В поcл. время, в связи с повышенным интересом к проблеме разделяемых представлений как культурных объектов, понятие А. стало разрабатываться более активно. Нек-рые культурологи понимают под А. любое искусств. образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специализир. сферах культур и системах. А. выделяют как элементарную единицу искусств, мира, что тем более актуально, т.к. до сих пор не существует "теории искусств. объекта". В этом случае А. позволяет увидеть с единой т.зр. разл. объекты культуры как "сделанные" целостности (напр., инсталяции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символич. паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантич. поля.

А. имеет три осн. составляющих его элемента: психоаналитич. (устанавливает связь между А. и антропол. побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации).

А. функционирует в среде культурно-семантич. поля (напр., лит-ры), к-рое конституирует А. и определяет его материальный носитель. А. полисемантичен и поэтому представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющейся по-разному в разл. контекстах использования (напр., транскультурный образ Дон Кихота).

К осн. модальностям существования А. можно отнести: материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при его использовании); семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации).

Лит. : Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // ВФ. 1989. № 2; Мамфорд Л. Миф машины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-полит. исследования. 1992. № 1; Новая технократич. волна на Западе: Сб. текстов. М., 1986; Эспиноза Сервер А. Кто есть человек? Филос. антропология // Это человек: Антология. М., 1995.

А. Б. Красноглазов.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Педагогический терминологический словарь

Артефакт

(лат. arte - искусственно и factus - сделанный)

экспериментальный результат, возникающий из-за отклонений в проведении эксперимента или из-за дефектов самой методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого внушения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 19)

Толковый переводоведческий словарь

Артефакт

явление или процесс, возникающие иногда в ходе исследования объекта вследствие воздействия на него самих условий исследования.

Мир Лема - словарь и путеводитель

Артефакт

в методологии науки - нечто случайное, не имеющее отношения к цели эксперимента или свойствам объекта (последнее заключение может носить предположительный характер), побочный, мешающий фактор в исследовании, часто - вызванный влиянием самого эксперимента; в археологии - вообще все, изготовленное человеком, не природное; в ролевых играх - волшебный предмет:

* "В своих рассуждениях я не просто отодвигал на второй план синтез Лягушачьей Икры (который считался в Проекте высшим достижением и в техническом плане, безусловно, был таковым) - я, по сути, его игнорировал, словно считал эту диковинную субстанцию артефактом". - Голос Неба *

* Границ этих вмешательств я коснулся в Диалогах, когда описывал воображаемые возможности перемещения (постепенного) совокупных функций мозга в пределах протеза, задуманного как sui generis кибернетическая, то есть преобразующая информацию сеть. Тем самым речь должна была идти о некоей форме пересадки целой функционально-морфологической структуры мозга в границах артефакта. - Тайна китайской комнаты. Brain chips (ВЯ) *

* "Я посчитал бы несерьезным делом выдумывание на бумаге возможных brain chips, возможных interfaces, возможных аппроксимаций совместимостей процессорных артефактов с определенными подотделами мозга, пока нельзя будет завоевать хотя бы часть общественного мнения, политиков, законодателей для этой переломной в истории homo sapiens идеи!" - Тайна китайской комнаты. Brain chips II (ВЯ) *

* "Зато потом человек, уже тождественный нам биологически, чрезвычайно долго ограничивался статичным существованием в протокультуре (ориньякской или ашельской); затем 40 тысяч лет назад произошел "прыжок" к биологически уже полностью современному человеку, а свидетельством этого "прыжка" могут быть обнаруженные артефакты, являющиеся первыми произведениями Декоративного и Прикладного Искусства..." - Тайна китайской комнаты. Brain chips II (ВЯ) *

Энциклопедический словарь

Артефакт

(от лат. artefactum - искусственно сделанное),..

  1. предмет, изготовленный, сделанный человеком...
  2. Процесс или образование, не свойственные изучаемому объекту в норме и возникающие обычно в ходе его исследования. Напр., при фиксации гистологического препарата в клетках (вследствие коагуляции белков) могут появиться осадки (глыбки).

Словари русского языка

Артефакт [лат. artefactum - искусственно сделанное] - факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно. В экспериментальной психологии под А. подразумеваются данные, порождаемые самой методикой или условиями изучения процесса и на деле ему не свойственные. В криминальной психологии А. называют искусственно вызываемые (например, с целью симуляции) процессы и состояния.

А.А. Брудный

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(от лат. arte – искусственно, factus – сделанный), образования или процессы, несвойственные изучаемому объекту в норме и возникающие обычно в ходе его исследования.

Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын

АРТЕФАКТ (от лат. ars - искусство и factum - сделанное) - художественный объект, символизирующий рукотворный мир техники, автономный по отношению к нерукотворному миру природы. В узком смысле слова артефакт может быть определен как разновидность дизайна, лишенная конкретно-...

Психологический словарь

(от лат. artefactum - искусственно сделанное) - экспериментальный - результат, возникающий из - за отклонений в проведении эксперимента или из - за дефектов самой методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого внушения.

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от лат. artefactum - искусственно сделанное. Категория. Результатэксперимента. Специфика. Отклонение от нормальной закономерности. Возникает из-за нарушений в проведении эксперимента или из-за дефектов экспериментальной методики. В...

Психологическая энциклопедия

(Artifact). He подразумеваемые в лабораторном экспериментефакторы, которые могут повлиять на изменения независимой переменной (например, испытуемый понимает, что он является объектом наблюдения со стороны экспериментатора).

Довольно часто в каких-нибудь приключенческих голливудских фильмах рассказывается о таинственных, загадочных или утерянных артефактах. Достаточно посмотреть такие фильмы как «Код да Винчи», «Лара Крофт: расхитительница гробниц», чтобы вокруг слова «артефакт» в нашем воспаленном воображении завертелся такой ореол таинственности и загадочности.

Да и российские телеканалы подливают масла в огонь мифологии истории, рассказывая о таком бреде, какой просто помойными реками льется с таких телеканалов, как Ren-TV или ТВ-3 (Настоящий мистический!). Так что в сознании обывателя, не говоря уже об учащейся молодежи, слово «артефакт» приобретает чуть ли не сакральный смысл.

Что же такое артефакт с точки зрения исторической науки? Артефактом называется любой предмет, созданный человеком, который может дать информацию о прошлом. С учетом современного развития химии, физики и биологии, не говоря уже о геологии, можно почерпнуть информацию практически из любого предмета. Классическая историческая наука говорит о том, что любая вещь уже содержит данные о прошлом: поскольку в ее молекулярной и иной структуре уже отпечатались все события, которые и происходили с вещью.

Например, в археологии были такие светила, которые по одному артефакту могли сказать, вообще все. Например, был такой археолог, который только по одной полусгнившей кости определил, какому древнему вымершему виду животному оно принадлежало, когда примерно это животное умерло, от чего и сколько лет прожило.

Многие тут же проведут параллели с Шерлоком Холмсом, Менталистом и другими известными персонажами. Но, думаю, ни для кого не секрет, что легендарный Конан Дойль списал портрет героя своих произведений с настоящего врача, который только по одному взгляду на больного мог определить, чем тот болен. Таким образом, артефактом может быть и сам человек 🙂

Термин «артефакт» связан с таким понятием в исторической науке, как «исторический источник». Исторический источник — это уже любой предмет, который может дать информацию о прошлом.

Какие артефакты могут служить источниками? Да любые. Чаще всего это предметы материальной культуры: фрагменты посуды, утвари и прочего. Когда находишь такой артефакт на археологических раскопках — восторга — выше крыши. Так что если вы ни разу не «копали», советую хотя бы раз в жизни попробовать — незабываемые ощущения!

Вот самая простейшая классификация исторических источников. Понятно, что все археологические источники и есть артефакты:

Самые интересные найденные артефакты

На мой взгляд самыми интересными найденными артефактами являются:

Евангелие от Иуды , найдено в 1978 году, опубликовано в 2006. Написано на коптском языке, предположительно переведено с греческого. В Евангелии Иуда предстает единственным учеником Иисуса, который раскрывает своему ученику все таинства Царства Небесного. Надо почитать, любопытно 😉

Терракотовая армия китайского властителя Цинь Шихуанди. Насчитывает тысячи полноформатных терракотовых статуэток китайских воинов, созданных, вероятно, для защиты императора в загробном мире. Армия была обнаружена в 1974 году. Интересно, что раскопки не прекращались — и в начале 2000-х годов нашли также статуи мызкантов, актеров и людей прочих профессий. Понятно, зачем, чтобы они развелкали императора в загробном мире.

с письменами законов царя Птолемея был найден в 1799 году и стал артефактом, достойной фильма «Код да Винчи», поскольку именно благодаря ему лингвисты нашли ключ к расшифровке египетских иероглифов.

Антикитерский механизм — артефакт, достойный расхитительницы гробниц. Это древнегреческий механизм для сложнейших математических расчетов:

Ну что же, дорогие друзья. Надеюсь вы разобрались с тем, что такое артефакт и теперь для вас не будет создаваться ореола чего-то там вокруг этого слова. А найденные артефакты говорят только об одном: древние люди были не такими уж и древними, они без электричества делали сложнейшие расчеты, и без кранов строили сооружения, которые стоят до сих пор. А что останется после нашей цивилизации? Только пара шлакоблоков и обломки камней на мой взгляд. А что думаете вы?

Подписывайтесь на новости сайта , ставьте лайки 😉

С уважением, Андрей Пучков

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»