Чандигарх – город архитектора Ле Корбюзье. Поговорим об архитектуре

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Великий архитектор 20 века Ле Корбюзье считал, что архитектура — это «искусство строить».

«Искусство делает людей лучше, всех без исключения, даже архитекторов, зубных врачей и юристов» .
Ренцо Пьяно, архитектор

Попытаемся подробнее рассмотреть такое явление, как архитектура? Ответ на вопрос "что такое архитектура?" ещё в I веке до н. э. дал древнеримский архитектор Витрувий , заявив, что архитектура основывается на трёх началах: прочность, польза и красота . На протяжении многих веков менялись разные направления и концепции в архитектуре, попеременно выдвигая на пьедестал одно из трёх начал. В каждом столетии находился свой гений, предлагавший новый взгляд на архитектуру, однако, сколько бы времени ни проходило, всё вращается по-прежнему вокруг прочности, пользы и красоты.

Многие народы и культуры внесли свой вклад в историю архитектуры. Первопроходцами были греки, создавшие три ордера, т. е. особые порядки в расположении частей здания: строгий — дорический, изящный — ионический, пышный — коринфский. Расцвет греческой архитектуры пришелся на 5 век, когда в Афинах на холме Акрополь были построены его знаменитые храмы. Наследники греческой культуры римляне первые научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперед в строительной технике. Самые замечательные памятники римской архитектуры относятся к первым столетиям нашей эры. Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечений: цирки, амфитеатры, термы. Самый большой римский амфитеатр Колизей вмещал 50 тысяч зрителей. С падением Рима архитектура разделилась вместе с разделением империи. Самое знаменитое сооружение Восточной Римской империи Византии — колоссальный храм Святой Софии в Константинополе, с громадным легким куполом. Купольной архитектуре Византии следовала архитектура Древней Руси, получившей свое крещение от Византии и ставшей ее наследницей. Европейское средневековье создало две архитектурные системы: романскую (от слова «романус» — «римский») и «готическую» (название произошло от высоких и острых шатров варваров-готов). Романский храм подобен крепости; он строг, величествен. Готический собор , наоборот, светел, прозрачен, легок. Его арки вместо полукруглых римских стали заостренными, ребристыми.
В эпоху Возрождения внимание к земному человеку привело к появлению совершенно особой архитектуры. Высшего своего расцвета архитектура Ренессанса достигла в конце 16 века в творчестве итальянского архитектора Андреа Палладио , который создавал свои постройки в Венеции и в венецианской округе.

На смену спокойным архитектурным формам Возрождения пришло бурное и пышное барокко («барок» означает «вычурный, сложный»). Барокко царствовало в Европе в 17 и 18 веках. Его символом стал собор Святого Петра (творение великого Микеланджело) в Риме и площадь перед этим собором (архитектор Лоренцо Бернини). Одновременно с у архитект рой барокко возникла архитектура классицизма. Если барокко — это чувства , то классицизм — порядок спокойная и серьезная мысль. Одним из знаменитых соперников барочного собора Святого Петра является собор Святого Павла в Лондоне (архитектор Кристофер Рен).

Творения русских архитекторов (особенно 18 века и начала 19), таких как Баженов, Казаков, Расстрелли, Росси, обессмертили имена своих создателей.

19 и 20 века для архитектуры стали веками экспериментов и гениальных открытий. Металл, стекло, железобетон, легкие, парящие конструкции, бесконечная фантазия, любовь к простой геометрии — вот признаки новой архитектуры. Символами этой архитектуры стали Эйфелева башня в Париже (1889) и первые чикагские небоскребы, вознесшиеся выше пирамид, готических соборов, Эйфелевой башни. Архитектура небоскреба — это полный отрыв от земли, превращение его в часть огромной машины города.

Растение, скелет животного, пропорции человеческой фигуры в не меньшей степени привлекали архитекторов. Каталонский архитектор Антонио Гауди строил свои здания, превращая их в фантастические существа.

Простые и в то же время символические формы архитектуры привлекали великого архитектора 20 века. Ле Корбюзье. Его знаменитая капелла в Роншане напоминает ковчег или две обнявшиеся человеческие фигуры и тоже уподоблена скульптуре. Другой выдающийся пример «превращения» постройки в скульптуру, в здании американца Франка Ллойда Райта, построившего в Нью-Йорке музей Гуггенхейма со спиральным, напоминающим завиток раковины, пандусом.

С современной архитектурой у меня ассоциируются такие имена, как Гауди, Корбюзье, Ренцо Пьяно,

В XX столетии одним из таких гениев стал Ле Корбюзье , сформулировавший «Пять отправных точек современной архитектуры». Ко всем этим приёмам разные архитекторы прибегали неоднократно, но именно Ле Корбюзье объединил их в целостную систему: стойки, плоская крыша, свободная планировка, удлинённое окно, свободное оформление фасада .

В 1926 г. были сформулированы знаменитые «пять пунктов» архитектуры Ле Корбюзье:

1. Дом устанавливается на опорах, а под ним продолжается зелёная зона.

2. Свободная планировка: при необходимости внутренние перегородки помещения можно располагать по-разному.

3. Ненесущая фасадная стена; оформление фасада в зависимости от гибкой планировки.

4. Оконные проёмы сливаются в единое ленточное окно. Такие окна не только дают лучшее освещение, но и формируют особый геометрический рисунок фасада.

5. Плоская крыша-терраса с садом должна возвращать городу ту зелень, которую отбирает объём здания.

Сегодня мы будем говорить о творчестве замечательного мастера, который сильно повлиял на современную архитектуру. Современные архитекторы, не обладая таким талантом, как у Корбюзье, но прикрываясь его идеями, творят железо-бетонный коробки, вообще отрекаясь от основных критериев архитектуры (польза, прочность, красота).

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (Le Corbusier) (наст. фам. Жаннере, Jeanneret) Шарль Эдуар (1887-1965), французский архитектор и теоретик архитектуры. В современной технике и серийности индустриального строительства видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. Один из создателей современных течений архитектуры (рационализма, функционализма), применял плоские покрытия, ленточные окна, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку (дом Центросоюза в Москве , 1928-35; жилой дом в Марселе , 1947-52). В 50-60-х гг. создавал большие городские ансамбли (Чандигарх в Индии , 1951-56), стремился к свободе и гибкости пространственно-пластической структуры здания (капелла в Роншане , 1950-53).

Ле Корбюзье необыкновенно последователен в своих композициях. Он рассматривает город как организм, жизнь которого зарождается в первичной клетке и затем распространяется по всему обширному пространству. В этот непрерывный творческий процесс он вкладывает идею человечности, доброты и демократичности. Корбюзье архитектурное сооружение рассматривал как пластическую форму, полную света и тени, «вылепленную» из строительного материала.

Но прежде, чем говорить о творчестве Корбюзье нужно посмотреть его творения.

Начнем, пожалуй, с самого знаменитого произведения неоэкспрессионизма с осмотра капеллы в г. Роншане (Франция), построенная в 1950-55 гг. по проекту Ле Корбюзье . Её композиция навеяна образами первых молитвенных домов (шатров) ранних христиан.

Христианская часовня на этом месте в Ровшане существовала с XIII века. Она была основана на месте разрушенного языческого храма. Ее здание неоднократно строилось заново. Так, часовня сгорела в 1913 году от удара молнии, а следующее здание, предшествующее постройке Корбюзье, было разрушено при немецкой бомбардировке в 1944 году. Когда Ле Корбюзье предложили создать здесь храм, то Шарль-Эдуар, не будучи религиозен, поначалу отнёсся к предложению скептически и отказался. Однако, поездка в Роншан убедила его взяться за проект при условии, что католическая церковь предоставит ему полную свободу творческого самовыражения. с 1950 по 1954 гг. лет строилась капелла. Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода роншанцев.

Железобетонная прихотливо изогнутая плита покрытия перекликается с образом шатрового навеса, а нерегулярная форма наружных стен с кажущимися случайными по форме и расположению световыми проёмами способствует созданию иррационального внешнего облика и внутреннего пространства, отвечающей мистической программе храма.

Похожую на скорлупку крышу капеллы поддерживает железобетонный каркас, который спрятан в утолщенные к торцам, плавно изогнутые стены. Восточная стена, испещренная глубокими проемами витражей, превращается над алтарем в некий парадный балдахин. Многочисленные проемы соединяют интерьер капеллы с внешним пространством. Храм будто включает в себя и луг, и панораму окрестностей.

Самый интересный архитектурный элемент в Нотр-Дам-дю-О - массивная (почти романская) южная стена, буквально усеянная многочисленными окошками и витражами, что создает неповторимую игру света, похожую на ту, что бывает в готических соборах, но реализованную в духе модернизма ХХ столетия.

Кроме того, Ле Корбюзье удалось удивительным образом связать церковный интерьер с внешним пространством. Находящийся у восточной стены алтарь располагается частично внутри, а частично снаружи. Через окошко над ним с внешней стороны можно рассмотреть и фигурку Богородицы, что позволяет проводить церковные службы даже под открытым небом, в чем иногда действительно возникает необходимость из-за большого количества паломников и туристов. И тогда все здание капеллы как бы становится огромным алтарем.

Сразу после возведения капелла Нотр-Дам-дю-О была признана шедевром современной церковной архитектуры. Правда, с этим долгое время не были согласны жители Роншана. Изначально они даже отказались подводить к церкви коммуникации (воду и электричество). А католическая церковь до сих пор относится к строению настороженно, ведь в нем не реализовано почти никаких признанных церковных канонов: ни лишней символики, ни даже креста в плане. В этом смысле Нотр-Дам-дю-О от Ле Карбюзье правильнее было бы назвать мечтой атеиста о храме Божьем, настолько все просто: только ты, алтарь и Богородица. Но к Богу идут разными путями. А присутствие Божественного в капелле настолько очевидно, что со временем работу Ле Карбюзье признали не только поклонники современной архитектуры, но также верующие и священнослужители.


В сентябре 2011 года в местечке Роншан на Вогезской возвышенности, рядом со знаменитой во Франции паломнической церковью Notre Dame du Haut, открылс новый монастырь ордена клариссинок и здание для паломников. Этот комплекс построил не менее знаменитый архитектор Ренцо Пьяно, которого многие знают, как автора центра Помпиду, Старой Гавани в Генуе и аэропорта в Осаке.

Итальянская святая Клара Ассизская (Кьяра Оффредуччо, 1194 - 1253) - одна из первых последователей св. Франциска Ассизского и основательница ордена клариссинок.

Заказчиком Ренцо Пьяно выступила организация Association Oeuvre Notre Dame du Haut, которая в 1950-х поручила строительство капеллы Ле Корбюзье. По мнению ее руководства, капелла Нотр-Дам-дю-О стала восприниматься как самодостаточный объект — шедевр архитектуры, а ее религиозное значение отошло на второй план. Чтобы вернуть туда духовную жизнь, было решено построить рядом маленький монастырь кларисс, всего на 12 монахинь. Кроме того, план предусматривал возведение нового посетительского центра.

Чтобы сохранить в неприкосновенности облик капеллы и ее окружение, новые постройки вписаны в склон холма, на котором стоит шедевр Ле Корбюзье. Верхний уровень занимает ораторий — молельная комната. Ниже расположены 12 келий, каждая из которых получила свой садик. Чуть в стороне, у подножия холма, устроен посетительский центр. Он заменил существовавшее до него отдельное строение розового цвета, закрывавшее виды на капеллу для поднимавшихся к ней посетителей. Ренцо Пьяно считает большой удачей снос этой постройки, а также полагает, что «холм много выиграл» от его архитектурного вмешательства, получив более ясную и четкую структуру.

Ренцо Пьяно, которому не раз приходилось проектировать здания, находящиеся в непосредственной близости к знаковым сооружениям разного рода, отметил, что ему нельзя было сделать ошибку, «вступив в соревнование с Ле Корбюзье», но «стушеваться и отойти на задний план» тоже было невозможно; такой проект требовал большого хладнокровия и тонкости. В результате, он представил палн молельни площадью 400 кв. м и других необходимых монастырю построек площадью 1500 кв. м, которые утоплены в склон холма, на котором стоит капелла Нотр-Дам де О. Все постройки будут находиться в лесу, но специально скрывать их от людских глаз архитектор не намерен. С вершины холма их видно не будет, но их «присутствие» посетители ощутят.

Молох за работой - Дворец правительства в Чандигархе. Ле Корбюзье было больше 60 лет, когда он начал работать над проетом нового города. О такой возможности он долго мечтал и еще в 1922 году создал план города для трех миллионов жителей .

Французского архитектора Ле Корбюзье (1887-1965) многие считают редчайшим и оригинальнейшим талантом. Однако некоторые критикуют его как создателя современной и нередко отвратительной архитектуры XX века. Его настоящее имя было Шарль-Эду-ар Жаннере, но сам он называл себя Ле Корбюзье. В 1951 году, пережив много разочарований и неудач, он смог наконец осуществить свою мечту: построить целый город. Предложение, однако, поступило не из Европы и вообще не из западной части земли, а из Индии. Северный штат Пенджаб потерял свою столицу - город Лахор, который после разделения государств в 1947 году принадлежал уже Пакистану. Теперь официальные круги желали, чтобы для оставшейся в Индии части штата Пенджаб была выстроена новая столица. Чандигарх должен был стать первым городом-новостройкой в Индии после Джайпура, заложенного в 1728 году. Было выбрано место, уже начались строительные работы, как вдруг один из главных архитекторов проекта погиб в авиакатастрофе. После этого продолжать работы был приглашен Ле Корбюзье. Было запланировано, что он выполнит только проекты главных административных зданий, но фактически он изменил всю планировку города.

На здании Верховного суда - солнезащитная решетка из бетона, она предохраняет от жгучего солнца все внутренние помещения .

Это место находится в горах Сивалик между двух рек. Было вырыто большое искусственное озеро, вокруг которого ведет теперь приятная прогулочная дорога. Весь город засадили цветущими деревьями. Чандигарх разделен на секторы-микрорайоны широкими бульварами. Многие важные здания построены на сваях. Ле Корбюзье спроектировал Дворец правительства, Парламент и здание Верховного суда. Предложенный им проект дворца губернатора осуществлен не был.

Одну широкую улицу он предусмотрел в качестве главной оси. По одной ее стороне должен был стоять Дворец правительства, по другой - Верховный суд, что и было реализовано. Эти улицы и здания жестоко критикуют за то, что они не ориентированы ни на потребности, ни на пропорции человека, несмотря на то, что Ле Корбюзье применял собственную гармоничную систему мер, так называемый "модулор", в основе которого идея о человеке как мере всех вещей.

Здание библиотеки Чанди-Бхаван в форме лотоса было спроектировано кузеном Ле Корбюзье Пьером Жаннере .

Комплекс Чандигарх подвергался критике еще и потому, что был задуман как город с оживленным автомобильным движением. И это в стране, где лишь немногие имеют машины. Критики считают, что Чандигарх спроектировал архитектор, который не приложил никаких усилий к тому, чтобы посмотреть Индию и изучить образ жизни индусов.

Наиболее оригинально здание Верховного суда, в котором находятся Верховная и восемь Малых судебных палат. Верховная судебная палата и вправду на один этаж выше, чем все остальные, двухэтажные. У каждой из восьми Малых палат отдельный вход, и их подразделение можно ясно распознать прямо по фасаду здания. На фасаде - геометрическое солнцезащитное устройство, изобретение Ле Корбюзье, которое он апробировал еще в 1930-е годы. Оно представляет собой глубокую решетку, закрывающую полностью фасад здания и предотвращающую попадание прямых солнечных лучей. Эта система в особенности подходит для индийского климата.

Другими достопримечательностями Чаяди-гарха считаются розарий, наверное, самый большой в Азии, и причудливый сад в камнях невдалеке от озера.


"...в макетах мы нигде не видим фигурки человека, да и фото пусты - они напоминают ренессансные виды идеальных городов, полностью безлюдных - потому что неидеальный человек разрушил бы их стройность и совершенство. Ле Корбюзье казалось, что человек - существо безобразно хаотическое, и он силами архитектуры пытался переделать человечество под желаемый стандарт.

Кроме того, многие проекты столь монструозны, что человек был бы на плане невидимой песчинкой - да люди и не принимались в расчет, главное - размах идеи. «План Обюс для Алжира» (1930) предполагал постройку дома примерно на 200 000 жильцов, вытянутого в длину на 13 км, по крыше его должна была пройти автотрасса. Представим себе, какой дискомфорт это сулило как жильцам, так и автомобилистам. ...
Зато такой длинный и узкий дом обеспечивал возможность экономного «сквозного проветривания» - Ле Корбюзье всегда настаивал на сквозняках, не допуская даже и мысли о таком возможном развитии техники, как кондиционеры. В деятельности Ле Корбюзье стремление к прогрессу сочетается с уверенностью, что он предлагает единственный, конечный и идеальный вариант будущего для человечества - но таким образом он отменяет прогресс.

Когда его сравнивают с советскими архитекторами-конструктивистами, хочется их защитить, потому что утопии бывают разными. От идей Ле Корбюзье и его последователей люди и города страдают и по сей день. Утопии наших авангардных архитекторов возвращаются сейчас как передовые идеи - об этом рассказала Анна Броновицкая на своей лекции в программе «Всё об авангарде за два дня в культурном центре ЗИЛ». Интересно «найти различия».



В знаменитом и возмутительном «Плане Вуазен для Парижа» (1925), предполагающем снос большей части исторической застройки Парижа, по мысли Ле Корбюзье, центром должна была стать транспортная развязка. ...

Кроме этого Корбюзье полагал, что человеку необходима близость с природой - и поэтому планировал разделять дома огромными зелеными зонами. Поговорка «время - деньги» явно была ему незнакома - и потому он пытался разделить рабочую зону города и жилую. Конструктивисты настаивали на близости места работы и дома.

Результаты такого подхода - транспортный коллапс в часы пик , когда массы людей одновременно перемещаются из зоны рабочей в зону отдыха или проживания. Что мы видим и в Москве с ее «спальными» районами.

http://corbusier.livejournal.com/46211.html

Конструктивисты пытались дать возможный максимум комфорта. Ле Корбюзье старался дать минимум комфорта «из принципа», он возвел аскетизм на пьедестал. «Жилая единица» в Марселе (1946-1952) - также с двухэтажными квартирами-ячейками, правда, уступающими в плане удобства планировке Гинзбурга в Наркомфине, где квартира тяготела в плане к удобному квадрату, и достаточно большая часть помещения имела потолки высотою от 3, 6 до 5 метров. Ле Корбюзье планировал «Жилую единицу» с помощью придуманного им «Модулора», системы проектирования, основанной на пропорциях человеческого тела, исходя из которых, например, идеальной высотой потолка было 2, 26 м , чтобы взрослый человек мог дотронуться до него, подняв руку. Марсельские жильцы получили потрясающую возможность трогать потолок, а вместе с ней: вытянутые квартиры-пеналы, в которых было душно и темно; километраж пробега по бытовым нуждам за день из конца в конец пенала. В наиболее узких местах квартиры создавались пробки из членов семьи, а высокие потолки были в менее чем 1/5 площади квартиры.

Так как мы имеем пример наиболее удачной планировки в более тяжелых финансовых условиях у нас в 30-е годы (на постройку «Жилой единицы» были потрачены внушительные суммы), здесь причины такого неудобного решения должны быть иные. Дом был построен для «неблагополучных» общественных элементов, всяческих нищебродов. Любые переделки в сторону большего комфорта, изменение встроенной мебели, попытки присоединить балконы к жилой площади - художественным диктатом Корбюзье не предполагались.

Развитые общественные инфраструктуры уже существовали тогда в европейских городах - открытые для всех. Но Ле Корбюзье размещает детский сад, аптеку, магазины, прачечную на средних этажах дома, с 7-го по 8-ой, минимизируя возможность посещения этих служб «людьми со стороны», и попытки «неблагополучных общественных элементов» выйти в общее городское пространство.

Корбюзье полагал, что человеку необходима близость с природой - и поэтому планировал разделять дома огромными зелеными зонами. Поговорка «время - деньги» явно была ему незнакома - и потому он пытался разделить рабочую зону города и жилую. Конструктивисты настаивали на близости места работы и дома.

В «Плане Вуазен для Парижа» была предусмотрена градостроительная сегрегация - богатые живут в центре, в небоскребах, вокруг - средний класс в многоэтажных домах, а на окраине - рабочие. В проекте новой столицы для штата Пенджаб, Чандигархе, целом городе, заказанном Ле Корбюзье индийским премьер-министром Джавахарлалом Неру, правительственные здания отделены от жилых кварталов расстояниями, непреодолимыми без машины, которую не могут себе позволить индийские бедняки. Приоритет автомобилей , проектирование улиц без пешеходных зон и выходов из домов на магистраль, на которых настаивал Ле Корбюзье, также ведет к разобщению. Об уничтожении улиц как месте встреч, пересечении различных интересов, неожиданных комбинаций и стартовой точке развития писала теоретик городского планирования Джейн Джекобс в книге «Смерть и жизнь больших американских городов» (Новое издательство, 2011).

«Корни» для Ле Корбюзье не имели значения - планы уничтожения исторического наследия и построения стерильных и «идеальных» городов, подобные парижскому, он предлагал 44-м городам мира. Проекты были похожи в главном - для их осуществлении требовалось снести все старые постройки, игнорировались особенности климатические и природного рельефа. Это воплощение глобализации, но нет предвидения того, что люди будут сопротивляться этому процессу по разным причинам. В частности, унификация согласно стандартам современности противоречат развитию одной из самых актуальных ныне экономических отраслей - туризму. Скажите, зачем вам тратить деньги на посещение других городов и стран, если вы увидите там те же однотипные автомагистрали и башни небоскребов, а также причесанную и искусственную природу?


Думать, что «принуждение к добру» может изменить человека к лучшему - так же бесполезно , как рекомендовать морю, какие именно формы лучше шлифовать прибоем. Он хотел создать идеальное, упорядоченное общество - а получилось скорее «Общество по применению армированного бетона». Так называлась фирма, в которую молодой Ле Корбюзье устроился работать по приезде в Париж, этим же он и закончил - сделанное им скорее демонстрирует возможности бетона, чем дает новые возможности человеку."

Когда в 1947 г. Пенджаб был разделен между Пакистаном и Индией, древняя столица Лахор была присоединена к Пакистану. Для восточного Пенджаба с его 12,5-миллионным населением возникла необходимость в создании новой столицы. Прекрасный участок для застройки был найден у подножия Гималаев.

Новая столица Чандигарх, названная так по расположенной вблизи деревне, рассчитана на полмиллиона жителей. Проектирование жилых районов, домов и школ находилось в ведении Пьера Жаннере, Максвелла Фрай и Джейн. Они сотрудничали со штатом архитекторов и инженеров, состоящим исключительно из индусов. Строительство Капитолия было поручено Ле Корбюзье, который нес также ответственность за разработку окончательного генерального плана всего города.

Ле Корбюзье, который соединял в одном лице градостроителя, архитектора, художника, скульптора и человека с острой восприимчивостью поэта, должен был претворить мечту в действительность.

В альбоме эскизов мастера можно проследить, как постепенно, линия за линией, выкристаллизовывался образ нового здания Капитолия, как оно становится громадным монументом, в котором впервые западное и восточное духовное богатство беспрепятственно вступают во внутреннюю взаимосвязь. Западный конструктивный расчет, бетонный свод-оболочка и огромных размеров крыша в форме крыльев бабочки, которую обычно применяли в железобетонных сооружениях, здесь на наших глазах превращаются в элементы сказочного здания Востока.

Комплекс Капитолия состоит из зданий парламента, министерств и здания Верховного суда. Строительство здания Верховного суда с его семью судебными палатами начато в 1953 г. Здание перекрыто огромной крышей в форме крыльев бабочки, которая дает тень и служит защитой от тропического солнца и дождей. Огромные наклонные карнизы крыши вынесены далеко вперед.

Параболические своды-оболочки придают жесткость зданию и перекрывают открытый входной холл, высота которого равна высоте всего здания.

Европейский глаз поражают большие расстояния между отдельными зданиями. Но это не будет мертвой зоной. Ле Корбюзье как скульптор решил создать огромную поверхность с меняющимися уровнями, большими бассейнами, зелеными лужайками, отдельными группами деревьев, искусственными холмами, а также гармоничную спираль, символизирующую ежедневный путь солнца. Доминирующим символом комплекса является «открытая рука», которая «будет поворачиваться на шарикоподшипниках подобно флюгеру».

Э.Л. Варма, который нашел строительную площадку для Чандигарха, в письме к Ле Корбюзье пишет: «У нас существует слово, «ram bharoza», которое означает глубокую веру в совершенное. Я живу с этой верой и ощущаю радость при виде нового города. Ваша философия «открытой руки»- это обращение ко всей Индии. То, что мы дали Индии и что мы получаем из Вашей «открытой руки», может стать источником нового вдохновения в архитектуре и градостроительстве Индии».

Идея построить новый город на северо-западе страны, у подножья Гималаев, родилась еще в 1947 году, когда Индия и Пакистан получили независимость, и бывшая столица индийского штата Пенджаб, Лахор, оказалась за границей - на территории Пакистана. Поэтому премьер-министр Джавахарлал Неру принял решение основать новый административный центр для «союзных территорий» Пенджаб и Харьяна. Для проектирования нового города он пригласил Ле Корбюзье. Название Чандигарх переводится как «крепость богини Чанди» (местного божества власти), но с момента своего основания в 1953 году его также называют «Прекрасный Город».
Жилые и промышленные здания были спроектированы Пьером Жаннере и учениками Ле Корбюзье, но все административные здания в центре города последний проектировал сам. На территории «сектора 1» расположены Ассамблея, Секретариат и Верховный суд. Между ними простирается площадь почти 400 м длиной. На ней Ле Корбюзье предполагал разместить серию символических сооружений, которые бы иллюстрировали его архитектурные идеи и социальную философию. Единственная из подобных скульптур, завершенная при жизни архитектора – это монумент «Раскрытая ладонь» (или «щедрая рука») – кисть руки из стали высотой 14 м, которая свободно вращается на бетонном пьедестале. Это официальный символ Чандигарха, и воплощает идею открытости – «свободы отдавать и принимать».
Сейчас же власти города собираются реализовать оставшиеся проекты сооружений на главной площади города.
Это Солнечные Часы – искусственный холм с диаграммой, изображающей изменения баланса света и тени в течение суток, разработанной Ле Корбюзье, выгравированной на стороне, обращенной к площади. Насыпь была сделана еще при строительстве города, рельеф же установят только сейчас.
Также существует проект скульптуры, отображающей траекторию движения солнца по небу между двумя солнцестояниями. Она будет дополнять реализованную Башню теней.
Будет установлен монумент «Модулор» - схема пропорций, созданная Ле Корбюзье на основе фигуры человека.
«Мемориал мучеников» дополнит ансамбль площади: он напоминает о жертвах волнений, сопровождавших разделение Пенджаба между Индией и Пакистаном. Он представляет собой платформу с ведущей на нее лестницей (эта часть реализована), со статуями лежащего человека, льва, змеи и имитацией руин.
Самым большим из новых сооружений станет Музей знания, который, по замыслу архитектора, будет служить как место собраний для правительственных чиновников.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»