Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем -
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите - не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще -
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!
Ваш Тувим
АЗБУКА
Что случилось? Что случилось?С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У.
Ф, бедняжку, так раздуло -
Не прочесть ее никак!
Букву P перевернуло -
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась -
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
СЛОВЕЧКИ-КАЛЕЧКИ
Грустный, сонный, невеселыйЕжи наш пришел из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
"Апельсин", "Сосна", "Колечко".
Подошли они все трое
И сказали: "Что такое?
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!"
"Я, - воскликнул "Апельсин", -
Никакой не "Опельсын"!" -
"Я, - расплакалось "Колечко", -
Никакая не "Калечка"!"
"Я, - разгневалась "Сосна", -
Я до слез возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я "Сасна"!"
"Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!
Невозможно без внимания
Получить образование!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!
Если ты еще хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас -
Мы с тобой поступим круто.
Нашей честью дорожа,
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в Ежа!
Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!"
Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту,
Взялся за работу.
ПТИЧИЙ ДВОР
Утка курице сказала:"Вы яиц несете мало.
Все индюшки говорят,
Что на праздник вас съедят!"
"Косолапка! Дармоедка! -
Раскудахталась наседка. -
Гусь сказал, что вы не утка,
Что у вас катар желудка,
Что ваш селезень дурак -
Только знает: кряк да кряк!"
"Кряк! - послышалось в канаве. -
Гусь бранить меня не вправе,
И за это начинен
Будет яблоками он.
Я до гуся доберусь!" -
"Ого-го!" - ответил гусь.
"Ах, скандал, скандал, скандал", -
Сам индюк забормотал.
Растолкал гусят вокруг
И гусыню клюнул вдруг.
Прибежал на крик петух,
Полетел из утки пух.
И послышалось в кустах:
"Га-га-га! Кудах-тах-тах!"
Эту драку до сих пор
Вспоминает птичий двор.
РЕЧКА
Как лента блестящая,Речка течет
Настоящая.
И днем течет,
И ночью течет -
Направо свернет,
Налево свернет.
А в речке вода леденящая,
У берегов ворчливая,
А посередке ленивая.
А чего ей ворчать, речной-то воде?
Об этом не скажет никто и нигде.
Пожалуй, камни да рыбы
Об этом сказать могли бы,
Но рыбы молчат,
И камни молчат,
Как рыбы.
ОВОЩИ
Хозяйка однажды с базара пришла,Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
ПРО ЯНЕКА
Жил на свете Янек,Был он неумен.
Если знать хотите -
Вот что делал он.
Ситом черпал воду,
Птиц учил летать,
Кузнеца просил он
Кошку подковать.
Комара увидев,
Брался за топор,
В лес дрова носил он,
А в квартиру - сор.
Он зимою строил
Домик ледяной:
"То-то будет дача
У меня весной!"
В летний знойный полдень
Он на солнце дул.
Лошади уставшей
Выносил он стул.
Как-то он полтинник
Отдал за пятак.
Проще объяснить вам:
Янек был дурак!
ПТИЧЬЕ РАДИО
Внимание! Внимание!Сегодня в пять часов
Сегодня в нашу студию
(Внимание! Внимание!)
Слетятся птицы разные на радиособрание!
Во-первых, по вопросу:
Когда, в каком часу
Удобнее и выгодней использовать росу?
Второй вопрос назрел давно:
Что "эхом" называется?
И если есть в лесу оно,
То где оно скрывается?
По третьему вопросу
Докладывает Дрозд,
Назначенный заведовать ремонтом птичьих
гнезд.
Потом начнутся прения:
И свист, и скрип, и пение,
Урчанье, и пиликанье,
И щебет, и чириканье.
Начнутся выступления
Скворцов, щеглов, синиц
И всех без исключения
Других известных птиц.
Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Работать будет станция для рощ и для лесов!
Наш приемник в пять часов
Принял сотню голосов:
"Фиур-фиур! Фью-фью-фыо!
Чик-чирик! Тью-тью-тью-тью!
Пиу-пиу! Цвир-цвир-цвир!
Чиви-чиви! Тыр-тыр-тыр!
Спать-пать-пать! Лю-лю! Цик-цик!
Тень-тень-тень! Чу-ик! Чу-ик!
Ко-ко-ко! Ку-ку! Ку-ку!
Гур-гур-гур! Ку-ка-реку!
Ка-арр! Ка-арр! Пи-ить! Пить!.."
Мы не знали, как нам быть!
Очевидно, в этот час
Передача не для нас!
ГДЕ ОЧКИ?
- Что стряслось у тети Вали?- У нее очки пропали!
Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головою залезала
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, в крынки,
В боты, в валенки, ботинки,
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.
Снова шарит под подушкой,
Снова ищет за кадушкой.
Засветила в кухне свечку,
Со свечой полезла в печку,
Обыскала кладовую -
Все напрасно! Все впустую!
Нет очков у тети Вали -
Очевидно, их украли!
На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.
И старушка увидала,
Что не там очки искала,
Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.
Так чудесное стекло
Тете Вале помогло.
Перевод с польского Сергея Михалкова
«ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ С БАЗАРА ПРИШЛА»
Координация речи с движением
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла | («Шагают» пальчиками по столу.) |
Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. | (Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках.) |
Ох!.. | (Хлопок.) |
Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле | (Попеременные удары кулачками и ладонями.) |
Картошка? Капуста? Горох? Морковка? Петрушка иль свекла? | (Загибают пальчики на обеих руках.) |
Ох! | (Хлопок.) |
Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала | (Стучат ребром каждой ладони по столу.) |
Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. | (Загибают пальчики.) |
Ох! | (Хлопок.) |
Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке | (Ладони складывают крест-накрест на столе.) |
Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. | (Загибают пальчики.) |
Ох! | (Хлопок.) |
И суп овощной оказался неплох! | (Показывают, как едят суп.) |
Ю. Тувим
Упражнение
«НАША ГРЯДКА»
Развитие слухового внимания,
элементарных математических представлений
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп,
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат -
Наша грядка просто клад.
Шесть овощей на нашей грядке
Перечисли по порядку.
Если слушал ты внимательно,
Назовешь их обязательно.
В. Волина
ФРУКТЫ. САД
Стихи
ЯБЛОНЬКА
Расцветает яблонька
В молодом саду.
Я от этой яблоньки
Глаз не отведу!
Солнышко пригреет,
Дунут ветерки,
Опадут, осыплются
Наземь лепестки.
Станет наша яблонька
Проще и бедней,
А зато завяжутся
Яблочки на ней.
И подарит яблонька
Людям за труды
Крупные, румяные,
Сладкие плоды.
Е. Благинина
Не в Африке,
Не лук бы,
Не редька,
Никто б
Не поверил,
Ни Гришка,
Ни Мишка.
Сказали бы:
Кедровая шишка!
Г. Горбовский
Яблоко! Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто медом налилось,
Видны семечки насквозь.
А. Пушкин
ЯБЛОНЬКА
В саду фруктовом яблоня
Посажена была.
Она цветами белыми
Весною расцвела.
Следил наш старый дедушка,
Известный садовод,
Чтоб наливала яблоня
Румяный сладкий плод.
И всем на восхищение
Был урожай богат,
И яблоками новыми
Гордился этот сад.
Их с веток сняли осенью,
Из сада унесли
И в дальний путь на поезде
Однажды повезли.
И крепко спали яблоки,
Укрывшись темнотой,
Примяв опилки в ящике
Румяною щекой...
Они проснулись в городе,
На елке у ребят -
Среди подарков яблоки
Умытые лежат.
Все розовые, спелые,
На солнце загорелые,
А тронешь на зубок -
И брызнет сладкий сок!
Е. Стюарт
Мальчик к доктору идет:
У меня болит живот.
Что ты ел?
Я персик ел,
Он зеленый, недозрел.
Доктор капли дал для глаз:
В день пускай по десять раз.
Может, лучше разберешь,
Что ты в рот себе кладешь.
В. Волина
ЦАРЬ-ЯБЛОКО
Оно настолько велико,
Что и вдвоем не съесть его,
А красоту его и вкус
Описывать я не берусь...
Коры березовой светлей,
Нет даже пятнышка на нем!
Как солнышко среди ветвей,
Горит оно в саду твоем!
Л. Татъянтева
ЯБЛОКИ ДЛЯ ВСЕХ
Прекрасный сад, -
Все говорят, -
Побольше бы таких.
Нет ни калиток,
Ни оград,
Ни псов сторожевых.
Здесь каждый входит без помех:
И он. И ты. И я.
Здесь зреют яблоки для всех,
Да, да, для всех, друзья!
Они от летнего тепла
Крупнеют с каждым днем.
Когда нальются доспела,
Мы с веток их сорвем.
Горнист ребят всех позовет,
Всем хватит места здесь.
Пусть каждый яблоко берет
И на здоровье ест!
Л. Татьяничева
Загадки
«ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ»
Родилась она зеленой
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела - посинела. (Слива)
И. Котляров
Колобок висит все лето
Среди зеленых веток.
Ударит гулко оземь,
Когда наступит осень. (Яблоко)
Л. Яхнин
Хороводная игра
«ЯБЛОНЯ»
Координация речи с движением,
работа над общими речевыми навыками
(вопросительной интонацией), развитие мелкой моторики
Югославская песенка
Упражнения
«ЯБЛОКИ»
Три яблока.
Одно сорвать
Ручонка так и тянется.
А сколько же останется?
В. Волина
«ЕЖИК И ЯБЛОКИ»
Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений
Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке!
В. Волина
ЛЕС. ЯГОДЫ. ГРИБЫ
БЕЛЫЕ ГРИБЫ
Я тянусь за сыроежкой скромной,
Взгляд мой к ней как будто бы прилип.
Между тем стоит в тени укромной
Круглый, крупный, крепкий белый гриб.
Вся душа во мне похолодела!
Я сперва налюбовалась им,
А потом легонечко поддела
Перочинным ножиком своим.
Я окинула полянку взглядом,
Вытирая локтем пот с лица.
Вдруг... Вот радость-то!
Под елкой рядом
Два таких же крепких молодца.
Побродила я еще немножко
И домой счастливая пошла,
Потому что полное лукошко
Крупных, крепких белых набрала.
Е. Благинина
ПО МАЛИНУ
Я надела поясок,
Подвязала туесок,
Побежала по малину
Через луг, через лесок.
Я раздвинула кусты.
Ну тенисты, ну густы!
А малина-то, малина -
Самой крупной крупноты!
Самой крупной крупноты!
Самой красной красноты!
Побродила я часок,
Вижу - полон туесок.
Побежала я обратно.
Через луг, через лесок.
Солнце бродит в вышине.
Хорошо ему и мне.
Е. Благинина
КРАСНАЯ ШАПОЧКА
Бором зеленым, по травам некошеным
Три мальчика-с-пальчика весело шли.
Гриб увидали - стоят огорошены:
Что за диковину сами нашли!
Хохочут в берлоге
Насмешники-мишки,
Смеется лиса,
Улыбается крот:
Ха-ха! Хи-хо-хо!
Ах, смешные мальчишки,
Какой же вы, право, забавный народ!
Красная Шапочка
Прямо из книжки
Вам, малышатам,
Навстречу идет.
К. Кубилинскас
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем.
В шапочке нарядной,
Светло-шоколадной.
Ты не прячь, грибок,
Под листок свой бок!
Ты ребятам нужен
К вечеру на ужин.
О. Высотская
Упражнение
«ПО ЯГОДЫ»
Координация речи с движением
Конспект НОД по художественно-эстетическому направлению на тему: Рисование. «Однажды хозяйка с базара пришла…»
Цель: Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать овощи.
Задачи:
Вызвать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре.
Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке.
Учить не выходить за края контура, правильно держать кисть
Развивать умение правильно называть цвет овощей
Материалы и обеспечение: шаблоны овощей (капуста, морковь, картофель), краски гуашь, кисти, стаканчики с водой по количеству детей, салфетки, муляжи овощей.
Ход занятия:
Воспитатель: - Дети, вы хотите пойти сегодня со мной на базар?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Тогда возьмите за ручку свою пару и пойдемте за мной!
Дети идут по группе за воспитателем, подходят и садятся за стол, перед каждым ребенком кисть, краски, стаканчик с водой, салфетка.
Воспитатель: - Дети, кто из вас любит ходить в магазин или на базар с родителями? (выслушать ответы детей). Ух, как вас много! А для чего же мы ходит на базар? Конечно же, для того, чтоб купить овощей! Много разных овощей растёт на грядках, а потом попадают на прилавки магазинов, где их потом покупают ваши мамы. Из разных овощей можно приготовить много вкусных блюд! Вот послушайте одну историю о том, как одна хозяйка ходила на базар за овощами, и что из этого вышло. А наши пальчики помогут нам в этом!
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» (совместить с пальчиковой гимнастикой)
Хозяйка однажды с базара пришла, (пальчиками «пройтись» по столу)
Хозяйка с базара домой принесла:
Петрушку и свёклу. Ох!..
Вот овощи спор завели на столе – (развести руками)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? (загибать пальчики по счету овощей)
Петрушка иль свекла? Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла (стучим ребром ладони по столу)
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу. Ох!.. (загибать пальчики по счету овощей)
Накрытые крышкою, в душном горшке (делать круговые движения рукой, как бы мешая)
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, Капуста, Морковка, Горох, (загибать пальчики по счету овощей)
Петрушка и свекла. Ох!..
И суп овощной оказался не плох! (погладить себя по животу)
Воспитатель: - Дети, какие овощи купила хозяйка?
Дети перечисляют названия овощей из стихотворения. Помогать проговаривать названия.
Воспитатель: - Правильно! А что она из них приготовила? Конечно же, суп! А какие овощи любите вы? (выслушать ответы)
Все овощи вкусные и полезные. Для того чтобы они больше не спорили, давайте мы их все нарисуем! Я раздам вам готовые шаблоны, а вы постараетесь не выходить за пределы контура, чтобы наши овощи получились красивыми и аккуратными!
Контролировать технику рисования кистью, приучать детей не выходить за контур.
Воспитатель: - Посмотрите, какие красивые у нас овощи! Тут хватить и на суп, и на пюре, да и на пирог тоже! Вот с таким вот богатым урожаем мы пришли сегодня с базара!
Устроить выставку работ для родителей.
Тема: «Однажды хозяйка с базара пришла…»
Цель: Учить детей рисовать по трафарету (овощи) и раскрашивать гуашью, не выходя за контур.
Задачи.
Образовательные: учить внимательно слушать художественные произведения, анализировать услышанное; пополнить и активизировать словарь детей названиями овощей, и овощными блюдами (маринованные огурцы и помидоры, салаты, супы, щи, борщ, овощной суп, гороховый суп и т.д.); ЗКР – щи;
Учить детей правильно пользоваться кистью, гуашью, водой (промывать кисть), салфеткой; познакомить с рисованием по трафарету, учить детей закрашивать аккуратно, не выходя за контур.
Развивающие: развивать уверенные навыки и умения в изодеятельности;
развивать интерес к деятельности взрослых – при покупке овощей и их приготовлении;
развитие психических процессов: внимание, наглядно-образное мышление, логическое мышление, память.
Воспитательные: укреплять представление о пользе овощей и здоровом образе жизни; воспитывать доброе отношение к животным.
Оздоровительные: развитие мелкой моторики, развитие общей моторики организма.
Материал: заяц, картинки овощей, трафареты овощей, кастрюля (ватман), гуашь, кисти, салфетки
Ход НОД.
I часть.
Ребята, я хочу вам рассказать одну историю, как одна хозяйка ходила на базар за овощами…(Дети слушают стихотворение Ю. Тувима «Овощи»)
Хозяйка с базара однажды пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на Земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!
Ребята, а что вы любите? Как вы думаете, что лучше на Земле? (ответы)
Правильно, все овощи хорошие, вкусные, полезные…
Смотрите, к нам в гости опять пришел заяц Касьян.
З.- Спасибо, ребята, что помогли мне сделать тележку и перевести овощи с огорода домой. А вы, ребята, ходите с мамой в магазин за овощами? Какие овощи вы покупаете? (ответы детей)
З.- И что же вы с ними делаете? Что можно из них приготовить? (ответы детей – консервировать, салаты, супы и т.д.) Какие супы? Что это?
В. – Сейчас, Касьянчик, мы с ребятами покажем.
II часть. Физкультминутка.
Песенка с движениями «Чищу овощи для щей…»
III часть.
- Ребята, давайте поможем Касьяну приготовить щи? Сейчас мы нарисуем овощи, отправим их в большую кастрюлю, и поставим варить.
Дети садятся за столы, осанка прямая, показ воспитателя.
Кисточки «за юбочки» держим, обводим кистью с гуашью трафарет, убираем его, закрашиваем овощи, не выходя за контур. Хорошко промыв кисточку, берем зеленую гуашь, дорисовываем детали (ботву – морковка, свекла и т.д., перья лука, кочерыжка у капусты, глазки картошке, листики помидоре),
IVчасть. Итог.
Какие замечательные, свежие овощи у нас получились. Давайте их сложим в кастрюлю и отправим на плиту.
Рассматриваем овощи, обсуждаем, что еще можно приготовить из них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности «Хозяйка однажды с базара пришла» (старше - подготовительная группа) Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание»
Конспект...
о том как в интересной форме закрепить знания об овощах и научить рисовать их используя нетрадиционную форму рисования "ладошками".Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-ис...
Конспект фрагмента НОД по заучиванию стихотворения В.Орлова «С базара» в средней группе
Приучать детей слушать стихотворения; запомнить небольшое стихотворение. Помогать им используя разные приемы, правильно воспринимать содержание стихотворения....
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
ПРО ЯНЕКА
Жил на свете Янек,
Был он неумен.
Если знать хотите -
Вот что делал он.
Ситом черпал воду,
Птиц учил летать,
Кузнеца просил он
Кошку подковать.
Комара увидев,
Брался за топор,
В лес дрова носил он,
А в квартиру - сор.
Он зимою строил
Домик ледяной:
"То-то будет дача
У меня весной!"
В летний знойный полдень
Он на солнце дул.
Лошади уставшей
Выносил он стул.
Как-то он полтинник
Отдал за пятак.
Проще объяснить вам:
Янек был дурак!
ПТИЧЬЕ РАДИО
Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Сегодня в нашу студию
(Внимание! Внимание!)
Слетятся птицы разные на радиособрание!
Во-первых, по вопросу:
Когда, в каком часу
Удобнее и выгодней использовать росу?
Второй вопрос назрел давно:
Что "эхом" называется?
И если есть в лесу оно,
То где оно скрывается?
По третьему вопросу
Докладывает Дрозд,
Назначенный заведовать ремонтом птичьих
гнезд.
Потом начнутся прения:
И свист, и скрип, и пение,
Урчанье, и пиликанье,
И щебет, и чириканье.
Начнутся выступления
Скворцов, щеглов, синиц
И всех без исключения
Других известных птиц.
Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Работать будет станция для рощ и для лесов!
Наш приемник в пять часов
Принял сотню голосов:
"Фиур-фиур! Фью-фью-фыо!
Чик-чирик! Тью-тью-тью-тью!
Пиу-пиу! Цвир-цвир-цвир!
Чиви-чиви! Тыр-тыр-тыр!
Спать-пать-пать! Лю-лю! Цик-цик!
Тень-тень-тень! Чу-ик! Чу-ик!
Ко-ко-ко! Ку-ку! Ку-ку!
Гур-гур-гур! Ку-ка-реку!
Ка-арр! Ка-арр! Пи-ить! Пить!.."
Мы не знали, как нам быть!
Очевидно, в этот час
Передача не для нас!
ГДЕ ОЧКИ?
Что стряслось у тети Вали?
- У нее очки пропали!
Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головою залезала
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, в крынки,
В боты, в валенки, ботинки,
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.
Снова шарит под подушкой,
Снова ищет за кадушкой.
Засветила в кухне свечку,
Со свечой полезла в печку,
Обыскала кладовую -
Все напрасно! Все впустую!
Нет очков у тети Вали -
Очевидно, их украли!
На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.
И старушка увидала,
Что не там очки искала,
Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.
Так чудесное стекло
Тете Вале помогло.
ИЗ ЛЬВА КВИТКО
АННА-ВАННА БРИГАДИР
Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Мы их не обидим:
Поглядим и выйдем!
Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят купать пора,
После приходите.
Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят
И потрогать спинки -
Много ли щетинки?
Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят кормить пора,
После приходите.
Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Рыльца - пятачками?
Хвостики - крючками?
Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросятам спать пора,
После приходите.
Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
- Уходите со двора,
Потерпите до утра.
Мы уже фонарь зажгли -
Поросята спать легли.
БАРСУКИ
Как могут они
Под землею расти
И скучную жизнь
Под землею вести?
Их в темную нору
Запрятала мать,
Она не пускает
Их днем погулять.
Охотники часто
Бывают в лесу,
Охотники бьют
Барсука и лису.
Им только бы зверя
Пушного поймать!
За малых детей
Беспокоится мать.
Она не уступит
Охотникам их,
Красивых, пушистых
Любимцев своих.
Она бережет их
В глубокой норе,
Она их выносит
Гулять на заре.
Хохлатые дятлы
На елках стучат.
В зубах барсучиха
Несет барсучат.
И утренним воздухом
Дышат они.
Заснут на припеке -
Проснутся в тени.
Высокое солнышко
Сушит росу.
Становится тихо
И душно в лесу.
Лежат барсучата
На солнце, ворчат.
Домой барсучиха
Несет барсучат.
В горячие полдни
Июльской жары
Что может быть
лучше
Прохладной норы?
ВЕСЕЛЫЙ ЖУК
Он весел и счастлив
От пят до макушки -
Ему удалось
Убежать от лягушки.
Она не успела
Схватить за бока
И съесть под кустом
Золотого жука.
Бежит он теперь
И знакомых встречает,
А маленьких гусениц
Не замечает.
Бежит он сквозь чашу,
Поводит усами,
И чаща встречает
Его голосами.
Зеленые стебли,
Как сосны в лесу,
На крылья его
Осыпают росу.
Ему бы большую
Поймать на обед!
От маленьких гусениц
Сытости нет.
Он маленьких гусениц
Лапкой не тронет,
Он честь и солидность
Свою не уронит.
Ему после всех
Огорчений и бед
Всех больше добыча
Нужна на обед.
И вот наконец
Он встречает такую
И к ней подбегает,
От счастья ликуя.
Жирнее и лучше
Ему не найти!..
Но страшно к такой
Одному подойти.
Он вертится,
Ей преграждая дорогу,
Жуков проходящих
Зовет на подмогу.
Борьба за добычу
Была нелегка:
Ее поделили
Четыре жука.
ИЗ АСЕНА БОСЕВА
ПОИГРАЕМ-УГАДАЕМ!
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец!
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте - кто?..
[Индюк!]
Да! Индюк! Признаться, братцы.
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо -
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или... кто?..
[Собака!]
Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята:
Тут - лисички, там - опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые... Что?..
[Поганки!]
Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами
И сказали: - Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите, -
Обожаем поваров!
Ненавидим... Кого?..
[Докторов!]
То, что я сказал вам, - тайна!
Догадались вы случайно,
Это был большой секрет...
Но от вас секретов нет!
Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает... кто?..
[Кошка!]
ПЯТЬ ВЕСЕЛЬЧАКОВ
Уселись пять весельчаков
На берегу Марицы.
И каждый тотчас был готов
Придумать небылицы.
Один сказал: - Смотрите, там,
Направо, по теченью,
Плывет большой гиппопотам
И лопает печенье!
Другой сказал: - Он утонул!
Да, да! На самом деле!
В Марице множество акул -
Они, беднягу, съели!
Тут крикнул третий: - Братцы! Стоп!
Я видел на лужайке,
Как мяч гонял пузатый поп
В трусах и красной майке!
От страха я еще дрожу, -
Тут прошептал четвертый. -
Хотите, я вам расскажу
Историю про черта?
Он был рогатою свиньей,
Рогатою кобылой,
Рогатой кошкой... Ой, ой, ой!
Как это страшно было!
А я залез на старый клен, -
Сказал серьезно пятый. -
А там уже на ветке он,
Твой черт - баран рогатый!
Тут я схватил его за хвост,
На землю сдернул с ветки.
Гляжу, а это певчий дрозд!
Теперь сидит он в клетке!
Клянусь вам, птичка - первый сорт!
Глядишь - не наглядишься!
Но вдруг она тот самый черт,
Кого ты так боишься?!
Так хохотали шутники,
Что падали от смеха.
Озорники-весельчаки!
Послушать их - потеха!
ХРАБРЫЙ КОСТА
Между скал через поток
Перекинут был мосток.
Как живой, мосток дрожит,
По камням поток бежит.
Почесал затылок Коста:
- Провалиться очень просто!
Пробирает сердце дрожь -
Все равно не перейдешь...
Подошел Никола-брат:
- Ты мне, братец, вижу, рад!
Ну, держись! Пошли вдвоем!
Да не бойся! Перейдем!
И минуты не прошло,
Как от сердца отлегло, -
Перевел братишку брат,
Оба рядышком стоят.
Принял Коста гордый вид
И Николе говорит:
- Я и сам бы мог, браток,
Перейти через мосток!
И не шел бы, а бежал.
Зря ты за руку держал!
Тут у Косты за спиною
Вдруг раздался голосок:
- Ты еще не раз со мною
Повстречаешься, дружок!
КАК ИЗ МУХИ СДЕЛАЛИ СЛОНА...
Сидел отряд,
Пыхтел отряд
И сочинял
Отчет-доклад.
И каждый думал
Об одном:
Что отразить
В докладе том,
Как написать
Такой доклад,
Чтоб был вожатый
Горд и рад.
Один сказал:
- Вчера, друзья,
Локтями
Вытер парту я!
А я тарелку
Облизал! -
Второй ему в ответ
Сказал.
Захарий Димку
С ног свалил -
Обоих
Я водой облил...
Намалевал я
На стене
То, что во сне
Приснилось мне...
Как мел,
Учитель побелел,
Когда под партой
Я запел...
Не я ли
Дедушке помог
Переступить
Через порог?! -
Вот так.
На ум пришли дела,
Которым
Не было числа.
Тут сразу все
Пошло на лад...
Готов отчет!
Готов доклад!
В нем сказано
Без пышных фраз
Про образцовый
Школьный класс.
И про сознательных
Ребят,
Что все
За чистотой следят,
И что рисуют,
И поют,
В обиду слабых
Не дают.
И помогают
Старикам
В пример другим
Ученикам...
Какой доклад!
Какой отчет!
Отряду - слава
И почет!
Вздохнул вожатый:
- Вот те на!
Из мухи
Сделали слона!..
УМНИК АТАНАС
В пятом классе среди нас
Всех забавней Атанас.
Стоит с ним разговориться -
Остается лишь дивиться.
Спросишь: - Слушай, паренек,
Как вчера прошел урок? -
Он ответит: - Все в порядке,
Съел четыре шоколадки!
С кем ты дружишь из ребят,
Что вокруг тебя сидят?
- С тем дружу, кому не жалко
На уроке дать шпаргалку.
Как бы, друг, ты жить хотел?
- Отдыхать, не зная дел.
- Чем ты любишь заниматься?
- На спине в траве валяться!
Подскажи нам, Атанас,
Твой любимый школьный час.
- Ну конечно, несомненно,
Это только перемена!
Что считаешь ты трудом?
Отвечай скорей, мы ждем!
- Я уже трудом считаю,
Что жую и сам глотаю!
С НАМИ СМЕХ!
Нам живется лучше всех,
Потому что с нами - Смех!
С ним нигде не расстаемся,
Где б мы ни были - смеемся!
Утром выглянем в окно,
Дождик льет, а нам смешно!
Если в школу путь лежит,
Рядом с нами смех бежит.
Наш отряд идет в поход -
Смех от нас не отстает.
С нами он в любой игре
Дома, в школе, на дворе,
На реке, в лесу и в поле,
На катке и на футболе,
Всюду с нами наш дружок -
Смех-Смехунчик! Смех-Смешок!
Молодой, задорный Смех!
Посмеяться ведь не грех?!
ПРЕГРАДЫ
В класс Марийка опоздала.
Кто же в этом виноват?
- Ну, во-первых, одеяло
Встать с кровати не пускало!
Вот одна из трех преград!
Ну и зеркало немного
Задержало на пути -
Надо ж было на дорогу
Мне косички заплести!
В-третьих, кружку молока
Ведь не выпьешь в два глотка?!
А часы тебя не ждут -
Все идут, идут, идут...
КОММЕНТАРИИ
А ЧТО У ВАС?
"Все стихотворения Михалкова согреты теплым, серьезным, наивным юмором,
пронизаны светом человеческой молодости"*, - эти слова А.А.Фадеева как
нельзя лучше подтверждаются стихотворениями, собранными в разделе "А что у
вас?".
______________
* Фадеев А. Детские стихи Сергея Михалкова. - "Правда" (1938, 6
февраля). В кн.: Фадеев А. За тридцать лет. (М., 1957, с. 727).
За стихи для детей младшего возраста С.В.Михалков был в 1970 году
удостоен Ленинской премии.
А ЧТО У ВАС? Одно из самых популярных стихотворений С.В.Михалкова.
Впервые было напечатано в газете "Известия" (1935, 17 июля). Вошло почти во
все сборники стихов поэта, в избранные сочинения и собрания сочинений. Более
двадцати раз выходило отдельным изданием с рисунками художников А.Пахомова,
Н.Цейтлина, И.Кузнецова.
Неглинная, Зацепа - названия улиц в Москве.
ВЕСЕЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ. В конце 30-х годов эта песня композитора
М.Старокадомского на стихи С.Михалкова была очень популярна среди ребят. Ее
распевали маленькие герои кинофильма с тем же названием. Стихи, написанные
специально для фильма, впервые были опубликованы в газете "Кино" (1937, 29
апреля) под названием "Песенка друзей". Позднее печаталась также под
названием "Песенка наших друзей" ("Затейник", 1938, Э 5). Под названием
"Веселые путешественники" впервые была выпущена отдельным изданием (Одесса,
1938).
ПРИВИВКА. Впервые было напечатано в сборнике "День русской поэзии" (М.,
1958), в журнале "Веселые ребята" (1959, Э 3) печаталось с рисунками
С.Бялковской.
ПРО МИМОЗУ. Впервые напечатано в газете "Комсомольская правда" (1935, 5
октября). Печаталось также под названием "Мимоза" в журнале "Мурзилка"
(1936, Э 1) с рисунками А.Каневского. Отдельным изданием впервые вышло в
Пятигорске (1938). Входило в различные сборники поэта с иллюстрациями
К.Ротова, А.Ермолаева, Г.Валька.
КОТЯТА. Впервые было напечатано в журнале "Мурзилка" (1947, Э 6) с
рисунками Е.Чарушина. Выходило отдельными красочными изданиями с рисунками
В.Лебедева, А.Порет.
БАРАНЫ. Впервые было напечатано в журнале "Затейник" (1937, Э 5) под
названием "Два барана" с подзаголовком "Шутка". В сборнике поэта "Мои стихи"
(М., 1938) печаталось под названием "Про баранов", в сборнике "Стихи"
(М.-Л., 1939) - под названием "Бараны". В дальнейшем входило во многие книги
поэта и иллюстрировалось художниками А.Ермолаевым, В.Щегловым.
ЧЕПУШИНКИ. Написано в 1939 году. Публикуется в настоящем издании
впервые.
ЧАСЫ. Впервые печаталось в сборнике С.В.Михалкова "Мои стихи" (М.,
1938). В дальнейшем включалось в авторские книги с рисунками А.Ермолаева,
В.Коновалова.
МОЙ ЩЕНОК. Выходило отдельными иллюстрированными изданиями с рисунками
В.Корецкого (М., 1943) и А.Порет (М., 1950). Вошло в сборник поэта "Стихи
для детей" (М., 1943) с рисунками В.Лебедева.
КАК У НАШЕЙ ЛЮБЫ. Впервые публиковалось в газете "Правда" (1975, 31
декабря), затем - в журнале "Мурзилка" (1976, Э 4) с рисунками А.Брея. В
книгу С.В.Михалкова "Веселый день" (М., 1979) вошло с рисунками Ф.Лемкуля.
В ПАРИКМАХЕРСКОЙ. Печаталось также под названием "Стрижка" в книге
поэта "Избранное" (М., 1948).
РИСУНОК. Впервые опубликовано в журнале "Пионер" (1936, Э 2) с
рисунками А.Каневского. В книге поэта "Мои стихи" (М., 1938) напечатано с
посвящением М.В.Водопьянову. Входило во многие авторские сборники,
иллюстрировалось К.Ротовым, А.Ермолаевым, Ф.Глебовым и др.
КОРАБЛИКИ. Впервые было напечатано в "Литературной газете" (1936, 10
апреля), затем - в журнале для самых маленьких "Ванька-Встанька" (1936, Э
1). Вошло в авторские книги с иллюстрациями К.Ротова, А.Короткина, А.Брея,
А.Ермолаева и др.
ЕСЛИ. Впервые печаталось в газете "Известия" (1935, 21 октября) под
названием "Шутка про "если". В книге поэта "Стихи для детей" (М.-Л., 1943)
печаталось под названием "Если" с рисунками А.Ермолаева. Входило во многие
другие сборники поэта. Иллюстрировалось также К.Ротовым, В.Щегловым.
ВЕЛОСИПЕДИСТ. Впервые напечатано в журнале "Чиж" (1941, Э 6). В
дальнейшем - в сборниках поэта "Стихи для детей" (М.-Л., 1943) с рисунками
В.Коновалова, "Стихи для детей" (М., 1947) с рисунками И.Семенова,
"Избранное" (М., 1948) и др.
ТРЕЗОР. Впервые под названием "Щенок" напечатано в журнале "Красная
новь" (1938, Э 1), затем - в сборниках поэта "Мои стихи" (М., 1938); "Стихи
для детей" (М.-Л., 1943) с рисунками В.Лебедева.
ПРО ДЕВОЧКУ, КОТОРАЯ ПЛОХО КУШАЛА... Впервые опубликовано в газете
"Советский Крым" (1977, 28 августа), затем - под названием "Про девочку,
которая плохо ела..." - в журнале "Мурзилка" (1977, Э 12) с рисунками
В.Чижикова.
КОМАР-КОМАРЕЦ. Это шуточное стихотворение впервые было напечатано в
газете "Пионерская правда" (1969, 4 февраля) с подзаголовком "Веселые
стихи". В Собрании сочинений поэта (Т. I. M., 1970) печаталось с рисунками
А.Пушкарева.
ЛЕСНАЯ АКАДЕМИЯ. В книге поэта "Мы с приятелем" (М., 1977) опубликовано
с подзаголовком "По старинной детской песенке". Рисовал художник В.Чапля.
Выходило отдельным изданием (М., 1975) с рисунками В.Чижикова.
КОРАБЕЛЬНАЯ СОСНА. Впервые печаталось в журнале "Москва", (1980, Э 1).
БЕГЛЯНКА. Впервые напечатано в газете "Известия" (1973, 22 сентября).
Выходило отдельными красочными изданиями с рисунками И.Семенова (М., 1975),
Л.Токмакова (М., 1978). В сборнике поэта "Мы с приятелем" (М., 1977)
напечатано с рисунками В.Каневского.
ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И ПЯТЬ. Впервые напечатано в газете "Комсомольская
правда" (1958, 19 января), входило в книги того же названия с рисунками
И.Семенова, в других сборниках - с рисунками Е.Мешкова.
НЕДОТЕПА. Впервые печаталось в газете "Правда" (1975, 31 декабря)
вместе с другими стихами под общим заголовком "Взрослым о детях", затем - в
журнале "Мурзилка" (1976, Э 6) с рисунками Б.Диодорова. Вошло в сборник
поэта "Мы с приятелем" (М., 1977) с рисунками В.Каневского.
МОДНОЕ ПЛАТЬЕ. Впервые печаталось в "Литературной газете" (1978, 18
октября), затем - в журнале "Мурзилка" (1979, Э 3) с рисунками В.Чижикова.
АВТОГРАФЫ. Впервые печаталось в книге "Круглый год" (М., 1972).
Автограф - здесь: собственноручная подпись или надпись.
ЛАПУСЯ. Впервые публиковалось под рубрикой "Озорные стихи" в газете
"Литературная Россия" (1964, 11 декабря) с рисунками Л.Смехова. Вошло в
книгу "Прививка" (М., 1967) с рисунками Е.Мешкова. В Собрании сочинений
поэта (Т. I. М., 1970) с рисунками Г.Мазурина.
"ПОСТИРУШКА". Это шуточное стихотворение впервые опубликовано в журнале
"Юность" (1967, Э 11).
ХОРОШИЕ ТОВАРИЩИ. Впервые напечатано в журнале "Мурзилка" (1976, Э 9) с
рисунками Б.Диодорова.
БЕГЛЕЦ. Впервые под названием "Орел" опубликовано в "Литературной
газете" (1976, 16 июня), под названием "Нежданный гость" напечатано в
журнале "Мурзилка" (1976, Э 8) с рисунками Л.Токмакова. Под названием
"Беглец" с рисунками И.Гитберг напечатано в альманахе "Круглый год" (M.,
1978), с рисунками Ф.Лемкуля вошло в сборник поэта "Веселый день" (М.,
1979).
ПОДУШЕЧКА. Впервые публиковалось в журнале "Мурзилка" (1963, Э 9) с
рисунками А.Елисеева и М.Скобелева. Отдельной книжкой вышло в издательстве
"Худож. фонд РСФСР" (Л., 1972) с рисунками А.Ковалева.
ЗЯБЛИК. Первые публикации были в "Литературной газете" (1976, 16 июня),
в журнале "Мурзилка" (1976, Э 7) с рисунками В.Каневского. Вошло в сборник
поэта "Мы с приятелем" (М., 1977) с рисунками В.Каневского и в книгу поэта
"Веселый день" (М., 1979) с рисунками Ф.Лемкуля.
МЫ С ПРИЯТЕЛЕМ. Это стихотворение, посвященное народному артисту СССР
И.Ильинскому, давно ставшее классическим, было опубликовано впервые в
журнале "Пионер" (1936, Э 4) под названием "Два приятеля". Под названием "Мы
с приятелем" опубликовано в журнале "Ванька-Встанька" (1936, Э 2) с
рисунками В.Сутеева и в газете "Известия" (1936, 1 сентября).
В 1937 году стихотворение вышло отдельным изданием с рисунками
И.Кузнецова (М., Детиздат).
"МЕТЕОР". Впервые напечатано в журнале "Мурзилка" (1976, Э 5) с