Баба с базара домой принесла. Конспект НОД по художественно-эстетическому направлению на тему: Рисование

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.

Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем -
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите - не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще -
Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!

Ваш Тувим

АЗБУКА

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У.

Ф, бедняжку, так раздуло -
Не прочесть ее никак!
Букву P перевернуло -
Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась -
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!

СЛОВЕЧКИ-КАЛЕЧКИ

Грустный, сонный, невеселый
Ежи наш пришел из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:
"Апельсин", "Сосна", "Колечко".

Подошли они все трое
И сказали: "Что такое?
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!"

"Я, - воскликнул "Апельсин", -
Никакой не "Опельсын"!" -
"Я, - расплакалось "Колечко", -
Никакая не "Калечка"!"

"Я, - разгневалась "Сосна", -
Я до слез возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я "Сасна"!"

"Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!

Невозможно без внимания
Получить образование!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!

Если ты еще хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас -
Мы с тобой поступим круто.
Нашей честью дорожа,
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в Ежа!

Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!"

Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту,
Взялся за работу.

ПТИЧИЙ ДВОР

Утка курице сказала:
"Вы яиц несете мало.
Все индюшки говорят,
Что на праздник вас съедят!"

"Косолапка! Дармоедка! -
Раскудахталась наседка. -
Гусь сказал, что вы не утка,
Что у вас катар желудка,
Что ваш селезень дурак -
Только знает: кряк да кряк!"

"Кряк! - послышалось в канаве. -
Гусь бранить меня не вправе,
И за это начинен
Будет яблоками он.
Я до гуся доберусь!" -
"Ого-го!" - ответил гусь.

"Ах, скандал, скандал, скандал", -
Сам индюк забормотал.
Растолкал гусят вокруг
И гусыню клюнул вдруг.

Прибежал на крик петух,
Полетел из утки пух.
И послышалось в кустах:
"Га-га-га! Кудах-тах-тах!"

Эту драку до сих пор
Вспоминает птичий двор.

РЕЧКА

Как лента блестящая,
Речка течет
Настоящая.
И днем течет,
И ночью течет -
Направо свернет,
Налево свернет.
А в речке вода леденящая,
У берегов ворчливая,
А посередке ленивая.

А чего ей ворчать, речной-то воде?
Об этом не скажет никто и нигде.

Пожалуй, камни да рыбы
Об этом сказать могли бы,
Но рыбы молчат,
И камни молчат,
Как рыбы.

ОВОЩИ

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

ПРО ЯНЕКА

Жил на свете Янек,
Был он неумен.
Если знать хотите -
Вот что делал он.

Ситом черпал воду,
Птиц учил летать,
Кузнеца просил он
Кошку подковать.

Комара увидев,
Брался за топор,
В лес дрова носил он,
А в квартиру - сор.

Он зимою строил
Домик ледяной:
"То-то будет дача
У меня весной!"

В летний знойный полдень
Он на солнце дул.
Лошади уставшей
Выносил он стул.

Как-то он полтинник
Отдал за пятак.
Проще объяснить вам:
Янек был дурак!

ПТИЧЬЕ РАДИО

Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Сегодня в нашу студию
(Внимание! Внимание!)
Слетятся птицы разные на радиособрание!

Во-первых, по вопросу:
Когда, в каком часу
Удобнее и выгодней использовать росу?

Второй вопрос назрел давно:
Что "эхом" называется?
И если есть в лесу оно,
То где оно скрывается?

По третьему вопросу
Докладывает Дрозд,
Назначенный заведовать ремонтом птичьих
гнезд.

Потом начнутся прения:
И свист, и скрип, и пение,
Урчанье, и пиликанье,
И щебет, и чириканье.
Начнутся выступления
Скворцов, щеглов, синиц
И всех без исключения
Других известных птиц.

Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Работать будет станция для рощ и для лесов!

Наш приемник в пять часов
Принял сотню голосов:
"Фиур-фиур! Фью-фью-фыо!
Чик-чирик! Тью-тью-тью-тью!
Пиу-пиу! Цвир-цвир-цвир!
Чиви-чиви! Тыр-тыр-тыр!
Спать-пать-пать! Лю-лю! Цик-цик!
Тень-тень-тень! Чу-ик! Чу-ик!
Ко-ко-ко! Ку-ку! Ку-ку!
Гур-гур-гур! Ку-ка-реку!
Ка-арр! Ка-арр! Пи-ить! Пить!.."

Мы не знали, как нам быть!
Очевидно, в этот час
Передача не для нас!

ГДЕ ОЧКИ?

- Что стряслось у тети Вали?
- У нее очки пропали!

Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,

С головою залезала
Под матрац, под одеяло,

Заглянула в ведра, в крынки,
В боты, в валенки, ботинки,

Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,

Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.

Снова шарит под подушкой,
Снова ищет за кадушкой.

Засветила в кухне свечку,
Со свечой полезла в печку,

Обыскала кладовую -
Все напрасно! Все впустую!

Нет очков у тети Вали -
Очевидно, их украли!

На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.

И старушка увидала,
Что не там очки искала,

Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.

Так чудесное стекло
Тете Вале помогло.

Перевод с польского Сергея Михалкова

«ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ С БАЗАРА ПРИШЛА»

Координация речи с движением

Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла («Шагают» пальчиками по столу.)
Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. (Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках.)
Ох!.. (Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле (Попеременные удары кулачками и ладонями.)
Картошка? Капуста? Горох? Морковка? Петрушка иль свекла? (Загибают пальчики на обеих руках.)
Ох! (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала (Стучат ребром каждой ладони по столу.)
Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. (Загибают пальчики.)
Ох! (Хлопок.)
Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке (Ладони складывают крест-накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. (Загибают пальчики.)
Ох! (Хлопок.)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)

Ю. Тувим

Упражнение

«НАША ГРЯДКА»

Развитие слухового внимания,

элементарных математических представлений

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп,

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат -

Наша грядка просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке

Перечисли по порядку.

Если слушал ты внимательно,

Назовешь их обязательно.

В. Волина

ФРУКТЫ. САД

Стихи


ЯБЛОНЬКА

Расцветает яблонька

В молодом саду.

Я от этой яблоньки

Глаз не отведу!

Солнышко пригреет,

Дунут ветерки,

Опадут, осыплются

Наземь лепестки.

Станет наша яблонька

Проще и бедней,

А зато завяжутся

Яблочки на ней.

И подарит яблонька

Людям за труды

Крупные, румяные,

Сладкие плоды.

Е. Благинина

Не в Африке,

Не лук бы,

Не редька,

Никто б

Не поверил,

Ни Гришка,

Ни Мишка.

Сказали бы:

Кедровая шишка!

Г. Горбовский

Яблоко! Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто,

Будто медом налилось,

Видны семечки насквозь.

А. Пушкин

ЯБЛОНЬКА

В саду фруктовом яблоня

Посажена была.

Она цветами белыми

Весною расцвела.

Следил наш старый дедушка,

Известный садовод,

Чтоб наливала яблоня

Румяный сладкий плод.

И всем на восхищение

Был урожай богат,

И яблоками новыми

Гордился этот сад.

Их с веток сняли осенью,

Из сада унесли

И в дальний путь на поезде

Однажды повезли.

И крепко спали яблоки,

Укрывшись темнотой,

Примяв опилки в ящике

Румяною щекой...

Они проснулись в городе,

На елке у ребят -

Среди подарков яблоки

Умытые лежат.

Все розовые, спелые,

На солнце загорелые,

А тронешь на зубок -

И брызнет сладкий сок!

Е. Стюарт


Мальчик к доктору идет:

У меня болит живот.

Что ты ел?

Я персик ел,

Он зеленый, недозрел.

Доктор капли дал для глаз:

В день пускай по десять раз.

Может, лучше разберешь,

Что ты в рот себе кладешь.

В. Волина

ЦАРЬ-ЯБЛОКО

Оно настолько велико,

Что и вдвоем не съесть его,

А красоту его и вкус

Описывать я не берусь...

Коры березовой светлей,

Нет даже пятнышка на нем!

Как солнышко среди ветвей,

Горит оно в саду твоем!

Л. Татъянтева

ЯБЛОКИ ДЛЯ ВСЕХ

Прекрасный сад, -

Все говорят, -

Побольше бы таких.

Нет ни калиток,

Ни оград,

Ни псов сторожевых.

Здесь каждый входит без помех:

И он. И ты. И я.

Здесь зреют яблоки для всех,

Да, да, для всех, друзья!

Они от летнего тепла

Крупнеют с каждым днем.

Когда нальются доспела,

Мы с веток их сорвем.

Горнист ребят всех позовет,

Всем хватит места здесь.

Пусть каждый яблоко берет

И на здоровье ест!

Л. Татьяничева


Загадки

«ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ»


Родилась она зеленой

На цветущей белой кроне.

А потом росла, краснела.

Как созрела - посинела. (Слива)

И. Котляров

Колобок висит все лето

Среди зеленых веток.

Ударит гулко оземь,

Когда наступит осень. (Яблоко)

Л. Яхнин


Хороводная игра

«ЯБЛОНЯ»

Координация речи с движением,

работа над общими речевыми навыками

(вопросительной интонацией), развитие мелкой моторики

Югославская песенка

Упражнения

«ЯБЛОКИ»

Три яблока.

Одно сорвать

Ручонка так и тянется.

А сколько же останется?

В. Волина

«ЕЖИК И ЯБЛОКИ»

Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений

Три яблока из сада

Ежик притащил.

Самое румяное

Белке подарил.

С радостью подарок

Получила белка.

Сосчитайте яблоки

У ежа в тарелке!

В. Волина

ЛЕС. ЯГОДЫ. ГРИБЫ


БЕЛЫЕ ГРИБЫ

Я тянусь за сыроежкой скромной,

Взгляд мой к ней как будто бы прилип.

Между тем стоит в тени укромной

Круглый, крупный, крепкий белый гриб.

Вся душа во мне похолодела!

Я сперва налюбовалась им,

А потом легонечко поддела

Перочинным ножиком своим.

Я окинула полянку взглядом,

Вытирая локтем пот с лица.

Вдруг... Вот радость-то!

Под елкой рядом

Два таких же крепких молодца.

Побродила я еще немножко

И домой счастливая пошла,

Потому что полное лукошко

Крупных, крепких белых набрала.

Е. Благинина

ПО МАЛИНУ

Я надела поясок,

Подвязала туесок,

Побежала по малину

Через луг, через лесок.

Я раздвинула кусты.

Ну тенисты, ну густы!

А малина-то, малина -

Самой крупной крупноты!

Самой крупной крупноты!

Самой красной красноты!

Побродила я часок,

Вижу - полон туесок.

Побежала я обратно.

Через луг, через лесок.

Солнце бродит в вышине.

Хорошо ему и мне.

Е. Благинина

КРАСНАЯ ШАПОЧКА

Бором зеленым, по травам некошеным

Три мальчика-с-пальчика весело шли.

Гриб увидали - стоят огорошены:

Что за диковину сами нашли!

Хохочут в берлоге

Насмешники-мишки,

Смеется лиса,

Улыбается крот:

Ха-ха! Хи-хо-хо!

Ах, смешные мальчишки,

Какой же вы, право, забавный народ!

Красная Шапочка

Прямо из книжки

Вам, малышатам,

Навстречу идет.

К. Кубилинскас


Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем.

В шапочке нарядной,

Светло-шоколадной.

Ты не прячь, грибок,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

О. Высотская


Упражнение

«ПО ЯГОДЫ»

Координация речи с движением

Конспект НОД по художественно-эстетическому направлению на тему: Рисование. «Однажды хозяйка с базара пришла…»

Цель: Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать овощи.

Задачи:

Вызвать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре.

Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке.

Учить не выходить за края контура, правильно держать кисть

Развивать умение правильно называть цвет овощей

Материалы и обеспечение: шаблоны овощей (капуста, морковь, картофель), краски гуашь, кисти, стаканчики с водой по количеству детей, салфетки, муляжи овощей.

Ход занятия:

Воспитатель: - Дети, вы хотите пойти сегодня со мной на базар?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Тогда возьмите за ручку свою пару и пойдемте за мной!

Дети идут по группе за воспитателем, подходят и садятся за стол, перед каждым ребенком кисть, краски, стаканчик с водой, салфетка.

Воспитатель: - Дети, кто из вас любит ходить в магазин или на базар с родителями? (выслушать ответы детей). Ух, как вас много! А для чего же мы ходит на базар? Конечно же, для того, чтоб купить овощей! Много разных овощей растёт на грядках, а потом попадают на прилавки магазинов, где их потом покупают ваши мамы. Из разных овощей можно приготовить много вкусных блюд! Вот послушайте одну историю о том, как одна хозяйка ходила на базар за овощами, и что из этого вышло. А наши пальчики помогут нам в этом!

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» (совместить с пальчиковой гимнастикой)

Хозяйка однажды с базара пришла, (пальчиками «пройтись» по столу)

Хозяйка с базара домой принесла:

Петрушку и свёклу. Ох!..

Вот овощи спор завели на столе – (развести руками)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? (загибать пальчики по счету овощей)

Петрушка иль свекла? Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла (стучим ребром ладони по столу)

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, Капусту, Морковку, Горох,

Петрушку и свеклу. Ох!.. (загибать пальчики по счету овощей)

Накрытые крышкою, в душном горшке (делать круговые движения рукой, как бы мешая)

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, Капуста, Морковка, Горох, (загибать пальчики по счету овощей)

Петрушка и свекла. Ох!..

И суп овощной оказался не плох! (погладить себя по животу)

Воспитатель: - Дети, какие овощи купила хозяйка?

Дети перечисляют названия овощей из стихотворения. Помогать проговаривать названия.

Воспитатель: - Правильно! А что она из них приготовила? Конечно же, суп! А какие овощи любите вы? (выслушать ответы)

Все овощи вкусные и полезные. Для того чтобы они больше не спорили, давайте мы их все нарисуем! Я раздам вам готовые шаблоны, а вы постараетесь не выходить за пределы контура, чтобы наши овощи получились красивыми и аккуратными!

Контролировать технику рисования кистью, приучать детей не выходить за контур.

Воспитатель: - Посмотрите, какие красивые у нас овощи! Тут хватить и на суп, и на пюре, да и на пирог тоже! Вот с таким вот богатым урожаем мы пришли сегодня с базара!

Устроить выставку работ для родителей.

Тема: «Однажды хозяйка с базара пришла…»

Цель: Учить детей рисовать по трафарету (овощи) и раскрашивать гуашью, не выходя за контур.

Задачи.

Образовательные: учить внимательно слушать художественные произведения, анализировать услышанное; пополнить и активизировать словарь детей названиями овощей, и овощными блюдами (маринованные огурцы и помидоры, салаты, супы, щи, борщ, овощной суп, гороховый суп и т.д.); ЗКР – щи;

Учить детей правильно пользоваться кистью, гуашью, водой (промывать кисть), салфеткой; познакомить с рисованием по трафарету, учить детей закрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Развивающие: развивать уверенные навыки и умения в изодеятельности;

развивать интерес к деятельности взрослых – при покупке овощей и их приготовлении;

развитие психических процессов: внимание, наглядно-образное мышление, логическое мышление, память.

Воспитательные: укреплять представление о пользе овощей и здоровом образе жизни; воспитывать доброе отношение к животным.

Оздоровительные: развитие мелкой моторики, развитие общей моторики организма.

Материал: заяц, картинки овощей, трафареты овощей, кастрюля (ватман), гуашь, кисти, салфетки

Ход НОД.

I часть.

Ребята, я хочу вам рассказать одну историю, как одна хозяйка ходила на базар за овощами…(Дети слушают стихотворение Ю. Тувима «Овощи»)

Хозяйка с базара однажды пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на Земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!

Ребята, а что вы любите? Как вы думаете, что лучше на Земле? (ответы)

Правильно, все овощи хорошие, вкусные, полезные…

Смотрите, к нам в гости опять пришел заяц Касьян.

З.- Спасибо, ребята, что помогли мне сделать тележку и перевести овощи с огорода домой. А вы, ребята, ходите с мамой в магазин за овощами? Какие овощи вы покупаете? (ответы детей)

З.- И что же вы с ними делаете? Что можно из них приготовить? (ответы детей – консервировать, салаты, супы и т.д.) Какие супы? Что это?

В. – Сейчас, Касьянчик, мы с ребятами покажем.

II часть. Физкультминутка.

Песенка с движениями «Чищу овощи для щей…»

III часть.

- Ребята, давайте поможем Касьяну приготовить щи? Сейчас мы нарисуем овощи, отправим их в большую кастрюлю, и поставим варить.

Дети садятся за столы, осанка прямая, показ воспитателя.

Кисточки «за юбочки» держим, обводим кистью с гуашью трафарет, убираем его, закрашиваем овощи, не выходя за контур. Хорошко промыв кисточку, берем зеленую гуашь, дорисовываем детали (ботву – морковка, свекла и т.д., перья лука, кочерыжка у капусты, глазки картошке, листики помидоре),

IVчасть. Итог.

Какие замечательные, свежие овощи у нас получились. Давайте их сложим в кастрюлю и отправим на плиту.

Рассматриваем овощи, обсуждаем, что еще можно приготовить из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности «Хозяйка однажды с базара пришла» (старше - подготовительная группа) Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание»

Конспект...

о том как в интересной форме закрепить знания об овощах и научить рисовать их используя нетрадиционную форму рисования "ладошками".Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-ис...

Конспект фрагмента НОД по заучиванию стихотворения В.Орлова «С базара» в средней группе

Приучать детей слушать стихотворения; запомнить небольшое стихотворение. Помогать им используя разные приемы, правильно воспринимать содержание стихотворения....

Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

    ПРО ЯНЕКА

Жил на свете Янек,
Был он неумен.
Если знать хотите -
Вот что делал он.

Ситом черпал воду,
Птиц учил летать,
Кузнеца просил он
Кошку подковать.

Комара увидев,
Брался за топор,
В лес дрова носил он,
А в квартиру - сор.

Он зимою строил
Домик ледяной:
"То-то будет дача
У меня весной!"

В летний знойный полдень
Он на солнце дул.
Лошади уставшей
Выносил он стул.

Как-то он полтинник
Отдал за пятак.
Проще объяснить вам:
Янек был дурак!

    ПТИЧЬЕ РАДИО

Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов

Сегодня в нашу студию
(Внимание! Внимание!)
Слетятся птицы разные на радиособрание!

Во-первых, по вопросу:
Когда, в каком часу
Удобнее и выгодней использовать росу?

Второй вопрос назрел давно:
Что "эхом" называется?
И если есть в лесу оно,
То где оно скрывается?

По третьему вопросу
Докладывает Дрозд,
Назначенный заведовать ремонтом птичьих
гнезд.

Потом начнутся прения:
И свист, и скрип, и пение,
Урчанье, и пиликанье,
И щебет, и чириканье.
Начнутся выступления
Скворцов, щеглов, синиц
И всех без исключения
Других известных птиц.

Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Работать будет станция для рощ и для лесов!

Наш приемник в пять часов
Принял сотню голосов:
"Фиур-фиур! Фью-фью-фыо!
Чик-чирик! Тью-тью-тью-тью!
Пиу-пиу! Цвир-цвир-цвир!
Чиви-чиви! Тыр-тыр-тыр!
Спать-пать-пать! Лю-лю! Цик-цик!
Тень-тень-тень! Чу-ик! Чу-ик!
Ко-ко-ко! Ку-ку! Ку-ку!
Гур-гур-гур! Ку-ка-реку!
Ка-арр! Ка-арр! Пи-ить! Пить!.."

Мы не знали, как нам быть!
Очевидно, в этот час
Передача не для нас!

    ГДЕ ОЧКИ?

Что стряслось у тети Вали?
- У нее очки пропали!

Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,

С головою залезала
Под матрац, под одеяло,

Заглянула в ведра, в крынки,
В боты, в валенки, ботинки,

Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,

Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.

Снова шарит под подушкой,
Снова ищет за кадушкой.

Засветила в кухне свечку,
Со свечой полезла в печку,

Обыскала кладовую -
Все напрасно! Все впустую!

Нет очков у тети Вали -
Очевидно, их украли!

На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.

И старушка увидала,
Что не там очки искала,

Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.

Так чудесное стекло
Тете Вале помогло.

    ИЗ ЛЬВА КВИТКО

    АННА-ВАННА БРИГАДИР

Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Мы их не обидим:
Поглядим и выйдем!

Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят купать пора,
После приходите.

Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят
И потрогать спинки -
Много ли щетинки?

Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят кормить пора,
После приходите.

Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Рыльца - пятачками?
Хвостики - крючками?

Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросятам спать пора,
После приходите.

Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
- Уходите со двора,
Потерпите до утра.

Мы уже фонарь зажгли -
Поросята спать легли.

    БАРСУКИ

Как могут они
Под землею расти
И скучную жизнь
Под землею вести?

Их в темную нору
Запрятала мать,
Она не пускает
Их днем погулять.

Охотники часто
Бывают в лесу,
Охотники бьют
Барсука и лису.

Им только бы зверя
Пушного поймать!
За малых детей
Беспокоится мать.

Она не уступит
Охотникам их,
Красивых, пушистых
Любимцев своих.

Она бережет их
В глубокой норе,
Она их выносит
Гулять на заре.

Хохлатые дятлы
На елках стучат.
В зубах барсучиха
Несет барсучат.

И утренним воздухом
Дышат они.
Заснут на припеке -
Проснутся в тени.

Высокое солнышко
Сушит росу.
Становится тихо
И душно в лесу.

Лежат барсучата
На солнце, ворчат.
Домой барсучиха
Несет барсучат.

В горячие полдни
Июльской жары
Что может быть
лучше
Прохладной норы?

    ВЕСЕЛЫЙ ЖУК

Он весел и счастлив
От пят до макушки -
Ему удалось
Убежать от лягушки.

Она не успела
Схватить за бока
И съесть под кустом
Золотого жука.

Бежит он теперь
И знакомых встречает,
А маленьких гусениц
Не замечает.

Бежит он сквозь чашу,
Поводит усами,
И чаща встречает
Его голосами.

Зеленые стебли,
Как сосны в лесу,
На крылья его
Осыпают росу.

Ему бы большую
Поймать на обед!
От маленьких гусениц
Сытости нет.

Он маленьких гусениц
Лапкой не тронет,
Он честь и солидность
Свою не уронит.

Ему после всех
Огорчений и бед
Всех больше добыча
Нужна на обед.

И вот наконец
Он встречает такую
И к ней подбегает,
От счастья ликуя.

Жирнее и лучше
Ему не найти!..
Но страшно к такой
Одному подойти.

Он вертится,
Ей преграждая дорогу,
Жуков проходящих
Зовет на подмогу.

Борьба за добычу
Была нелегка:
Ее поделили
Четыре жука.

    ИЗ АСЕНА БОСЕВА

    ПОИГРАЕМ-УГАДАЕМ!

Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец!

Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте - кто?..
[Индюк!]

Да! Индюк! Признаться, братцы.
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо -
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или... кто?..
[Собака!]

Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.

Посмотрите-ка, ребята:
Тут - лисички, там - опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые... Что?..
[Поганки!]

Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами
И сказали: - Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите, -
Обожаем поваров!
Ненавидим... Кого?..
[Докторов!]

То, что я сказал вам, - тайна!
Догадались вы случайно,
Это был большой секрет...
Но от вас секретов нет!

Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает... кто?..
[Кошка!]

    ПЯТЬ ВЕСЕЛЬЧАКОВ

Уселись пять весельчаков
На берегу Марицы.
И каждый тотчас был готов
Придумать небылицы.

Один сказал: - Смотрите, там,
Направо, по теченью,
Плывет большой гиппопотам
И лопает печенье!

Другой сказал: - Он утонул!
Да, да! На самом деле!
В Марице множество акул -
Они, беднягу, съели!

Тут крикнул третий: - Братцы! Стоп!
Я видел на лужайке,
Как мяч гонял пузатый поп
В трусах и красной майке!

От страха я еще дрожу, -
Тут прошептал четвертый. -
Хотите, я вам расскажу
Историю про черта?

Он был рогатою свиньей,
Рогатою кобылой,
Рогатой кошкой... Ой, ой, ой!
Как это страшно было!

А я залез на старый клен, -
Сказал серьезно пятый. -
А там уже на ветке он,
Твой черт - баран рогатый!

Тут я схватил его за хвост,
На землю сдернул с ветки.
Гляжу, а это певчий дрозд!
Теперь сидит он в клетке!

Клянусь вам, птичка - первый сорт!
Глядишь - не наглядишься!
Но вдруг она тот самый черт,
Кого ты так боишься?!

Так хохотали шутники,
Что падали от смеха.
Озорники-весельчаки!
Послушать их - потеха!

    ХРАБРЫЙ КОСТА

Между скал через поток
Перекинут был мосток.
Как живой, мосток дрожит,
По камням поток бежит.

Почесал затылок Коста:
- Провалиться очень просто!
Пробирает сердце дрожь -
Все равно не перейдешь...

Подошел Никола-брат:
- Ты мне, братец, вижу, рад!
Ну, держись! Пошли вдвоем!
Да не бойся! Перейдем!

И минуты не прошло,
Как от сердца отлегло, -
Перевел братишку брат,
Оба рядышком стоят.

Принял Коста гордый вид
И Николе говорит:
- Я и сам бы мог, браток,
Перейти через мосток!
И не шел бы, а бежал.
Зря ты за руку держал!

Тут у Косты за спиною
Вдруг раздался голосок:
- Ты еще не раз со мною
Повстречаешься, дружок!

    КАК ИЗ МУХИ СДЕЛАЛИ СЛОНА...

Сидел отряд,
Пыхтел отряд
И сочинял
Отчет-доклад.

И каждый думал
Об одном:
Что отразить
В докладе том,

Как написать
Такой доклад,
Чтоб был вожатый
Горд и рад.

Один сказал:
- Вчера, друзья,
Локтями
Вытер парту я!

А я тарелку
Облизал! -
Второй ему в ответ
Сказал.

Захарий Димку
С ног свалил -
Обоих
Я водой облил...

Намалевал я
На стене
То, что во сне
Приснилось мне...

Как мел,
Учитель побелел,
Когда под партой
Я запел...

Не я ли
Дедушке помог
Переступить
Через порог?! -

Вот так.
На ум пришли дела,
Которым
Не было числа.

Тут сразу все
Пошло на лад...
Готов отчет!
Готов доклад!

В нем сказано
Без пышных фраз
Про образцовый
Школьный класс.

И про сознательных
Ребят,
Что все
За чистотой следят,

И что рисуют,
И поют,
В обиду слабых
Не дают.

И помогают
Старикам
В пример другим
Ученикам...

Какой доклад!
Какой отчет!
Отряду - слава
И почет!

Вздохнул вожатый:
- Вот те на!
Из мухи
Сделали слона!..

    УМНИК АТАНАС

В пятом классе среди нас
Всех забавней Атанас.
Стоит с ним разговориться -
Остается лишь дивиться.

Спросишь: - Слушай, паренек,
Как вчера прошел урок? -
Он ответит: - Все в порядке,
Съел четыре шоколадки!

С кем ты дружишь из ребят,
Что вокруг тебя сидят?
- С тем дружу, кому не жалко
На уроке дать шпаргалку.

Как бы, друг, ты жить хотел?
- Отдыхать, не зная дел.
- Чем ты любишь заниматься?
- На спине в траве валяться!

Подскажи нам, Атанас,
Твой любимый школьный час.
- Ну конечно, несомненно,
Это только перемена!

Что считаешь ты трудом?
Отвечай скорей, мы ждем!
- Я уже трудом считаю,
Что жую и сам глотаю!

    С НАМИ СМЕХ!

Нам живется лучше всех,
Потому что с нами - Смех!
С ним нигде не расстаемся,
Где б мы ни были - смеемся!
Утром выглянем в окно,
Дождик льет, а нам смешно!
Если в школу путь лежит,
Рядом с нами смех бежит.
Наш отряд идет в поход -
Смех от нас не отстает.
С нами он в любой игре
Дома, в школе, на дворе,
На реке, в лесу и в поле,
На катке и на футболе,
Всюду с нами наш дружок -
Смех-Смехунчик! Смех-Смешок!
Молодой, задорный Смех!
Посмеяться ведь не грех?!

    ПРЕГРАДЫ

В класс Марийка опоздала.
Кто же в этом виноват?
- Ну, во-первых, одеяло
Встать с кровати не пускало!
Вот одна из трех преград!
Ну и зеркало немного
Задержало на пути -
Надо ж было на дорогу
Мне косички заплести!
В-третьих, кружку молока
Ведь не выпьешь в два глотка?!
А часы тебя не ждут -
Все идут, идут, идут...

    КОММЕНТАРИИ

    А ЧТО У ВАС?

"Все стихотворения Михалкова согреты теплым, серьезным, наивным юмором,
пронизаны светом человеческой молодости"*, - эти слова А.А.Фадеева как
нельзя лучше подтверждаются стихотворениями, собранными в разделе "А что у
вас?".
______________
* Фадеев А. Детские стихи Сергея Михалкова. - "Правда" (1938, 6
февраля). В кн.: Фадеев А. За тридцать лет. (М., 1957, с. 727).

За стихи для детей младшего возраста С.В.Михалков был в 1970 году
удостоен Ленинской премии.

А ЧТО У ВАС? Одно из самых популярных стихотворений С.В.Михалкова.
Впервые было напечатано в газете "Известия" (1935, 17 июля). Вошло почти во
все сборники стихов поэта, в избранные сочинения и собрания сочинений. Более
двадцати раз выходило отдельным изданием с рисунками художников А.Пахомова,
Н.Цейтлина, И.Кузнецова.
Неглинная, Зацепа - названия улиц в Москве.

ВЕСЕЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ. В конце 30-х годов эта песня композитора
М.Старокадомского на стихи С.Михалкова была очень популярна среди ребят. Ее
распевали маленькие герои кинофильма с тем же названием. Стихи, написанные
специально для фильма, впервые были опубликованы в газете "Кино" (1937, 29
апреля) под названием "Песенка друзей". Позднее печаталась также под
названием "Песенка наших друзей" ("Затейник", 1938, Э 5). Под названием
"Веселые путешественники" впервые была выпущена отдельным изданием (Одесса,
1938).

ПРИВИВКА. Впервые было напечатано в сборнике "День русской поэзии" (М.,
1958), в журнале "Веселые ребята" (1959, Э 3) печаталось с рисунками
С.Бялковской.

ПРО МИМОЗУ. Впервые напечатано в газете "Комсомольская правда" (1935, 5
октября). Печаталось также под названием "Мимоза" в журнале "Мурзилка"
(1936, Э 1) с рисунками А.Каневского. Отдельным изданием впервые вышло в
Пятигорске (1938). Входило в различные сборники поэта с иллюстрациями
К.Ротова, А.Ермолаева, Г.Валька.

КОТЯТА. Впервые было напечатано в журнале "Мурзилка" (1947, Э 6) с
рисунками Е.Чарушина. Выходило отдельными красочными изданиями с рисунками
В.Лебедева, А.Порет.

БАРАНЫ. Впервые было напечатано в журнале "Затейник" (1937, Э 5) под
названием "Два барана" с подзаголовком "Шутка". В сборнике поэта "Мои стихи"
(М., 1938) печаталось под названием "Про баранов", в сборнике "Стихи"
(М.-Л., 1939) - под названием "Бараны". В дальнейшем входило во многие книги
поэта и иллюстрировалось художниками А.Ермолаевым, В.Щегловым.

ЧЕПУШИНКИ. Написано в 1939 году. Публикуется в настоящем издании
впервые.

ЧАСЫ. Впервые печаталось в сборнике С.В.Михалкова "Мои стихи" (М.,
1938). В дальнейшем включалось в авторские книги с рисунками А.Ермолаева,
В.Коновалова.

МОЙ ЩЕНОК. Выходило отдельными иллюстрированными изданиями с рисунками
В.Корецкого (М., 1943) и А.Порет (М., 1950). Вошло в сборник поэта "Стихи
для детей" (М., 1943) с рисунками В.Лебедева.

КАК У НАШЕЙ ЛЮБЫ. Впервые публиковалось в газете "Правда" (1975, 31
декабря), затем - в журнале "Мурзилка" (1976, Э 4) с рисунками А.Брея. В
книгу С.В.Михалкова "Веселый день" (М., 1979) вошло с рисунками Ф.Лемкуля.

В ПАРИКМАХЕРСКОЙ. Печаталось также под названием "Стрижка" в книге
поэта "Избранное" (М., 1948).

РИСУНОК. Впервые опубликовано в журнале "Пионер" (1936, Э 2) с
рисунками А.Каневского. В книге поэта "Мои стихи" (М., 1938) напечатано с
посвящением М.В.Водопьянову. Входило во многие авторские сборники,
иллюстрировалось К.Ротовым, А.Ермолаевым, Ф.Глебовым и др.

КОРАБЛИКИ. Впервые было напечатано в "Литературной газете" (1936, 10
апреля), затем - в журнале для самых маленьких "Ванька-Встанька" (1936, Э
1). Вошло в авторские книги с иллюстрациями К.Ротова, А.Короткина, А.Брея,
А.Ермолаева и др.

ЕСЛИ. Впервые печаталось в газете "Известия" (1935, 21 октября) под
названием "Шутка про "если". В книге поэта "Стихи для детей" (М.-Л., 1943)
печаталось под названием "Если" с рисунками А.Ермолаева. Входило во многие
другие сборники поэта. Иллюстрировалось также К.Ротовым, В.Щегловым.

ВЕЛОСИПЕДИСТ. Впервые напечатано в журнале "Чиж" (1941, Э 6). В
дальнейшем - в сборниках поэта "Стихи для детей" (М.-Л., 1943) с рисунками
В.Коновалова, "Стихи для детей" (М., 1947) с рисунками И.Семенова,
"Избранное" (М., 1948) и др.

ТРЕЗОР. Впервые под названием "Щенок" напечатано в журнале "Красная
новь" (1938, Э 1), затем - в сборниках поэта "Мои стихи" (М., 1938); "Стихи
для детей" (М.-Л., 1943) с рисунками В.Лебедева.

ПРО ДЕВОЧКУ, КОТОРАЯ ПЛОХО КУШАЛА... Впервые опубликовано в газете
"Советский Крым" (1977, 28 августа), затем - под названием "Про девочку,
которая плохо ела..." - в журнале "Мурзилка" (1977, Э 12) с рисунками
В.Чижикова.

КОМАР-КОМАРЕЦ. Это шуточное стихотворение впервые было напечатано в
газете "Пионерская правда" (1969, 4 февраля) с подзаголовком "Веселые
стихи". В Собрании сочинений поэта (Т. I. M., 1970) печаталось с рисунками
А.Пушкарева.

ЛЕСНАЯ АКАДЕМИЯ. В книге поэта "Мы с приятелем" (М., 1977) опубликовано
с подзаголовком "По старинной детской песенке". Рисовал художник В.Чапля.
Выходило отдельным изданием (М., 1975) с рисунками В.Чижикова.

КОРАБЕЛЬНАЯ СОСНА. Впервые печаталось в журнале "Москва", (1980, Э 1).

БЕГЛЯНКА. Впервые напечатано в газете "Известия" (1973, 22 сентября).
Выходило отдельными красочными изданиями с рисунками И.Семенова (М., 1975),
Л.Токмакова (М., 1978). В сборнике поэта "Мы с приятелем" (М., 1977)
напечатано с рисунками В.Каневского.

ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И ПЯТЬ. Впервые напечатано в газете "Комсомольская
правда" (1958, 19 января), входило в книги того же названия с рисунками
И.Семенова, в других сборниках - с рисунками Е.Мешкова.

НЕДОТЕПА. Впервые печаталось в газете "Правда" (1975, 31 декабря)
вместе с другими стихами под общим заголовком "Взрослым о детях", затем - в
журнале "Мурзилка" (1976, Э 6) с рисунками Б.Диодорова. Вошло в сборник
поэта "Мы с приятелем" (М., 1977) с рисунками В.Каневского.

МОДНОЕ ПЛАТЬЕ. Впервые печаталось в "Литературной газете" (1978, 18
октября), затем - в журнале "Мурзилка" (1979, Э 3) с рисунками В.Чижикова.

АВТОГРАФЫ. Впервые печаталось в книге "Круглый год" (М., 1972).
Автограф - здесь: собственноручная подпись или надпись.

ЛАПУСЯ. Впервые публиковалось под рубрикой "Озорные стихи" в газете
"Литературная Россия" (1964, 11 декабря) с рисунками Л.Смехова. Вошло в
книгу "Прививка" (М., 1967) с рисунками Е.Мешкова. В Собрании сочинений
поэта (Т. I. М., 1970) с рисунками Г.Мазурина.

"ПОСТИРУШКА". Это шуточное стихотворение впервые опубликовано в журнале
"Юность" (1967, Э 11).

ХОРОШИЕ ТОВАРИЩИ. Впервые напечатано в журнале "Мурзилка" (1976, Э 9) с
рисунками Б.Диодорова.

БЕГЛЕЦ. Впервые под названием "Орел" опубликовано в "Литературной
газете" (1976, 16 июня), под названием "Нежданный гость" напечатано в
журнале "Мурзилка" (1976, Э 8) с рисунками Л.Токмакова. Под названием
"Беглец" с рисунками И.Гитберг напечатано в альманахе "Круглый год" (M.,
1978), с рисунками Ф.Лемкуля вошло в сборник поэта "Веселый день" (М.,
1979).

ПОДУШЕЧКА. Впервые публиковалось в журнале "Мурзилка" (1963, Э 9) с
рисунками А.Елисеева и М.Скобелева. Отдельной книжкой вышло в издательстве
"Худож. фонд РСФСР" (Л., 1972) с рисунками А.Ковалева.

ЗЯБЛИК. Первые публикации были в "Литературной газете" (1976, 16 июня),
в журнале "Мурзилка" (1976, Э 7) с рисунками В.Каневского. Вошло в сборник
поэта "Мы с приятелем" (М., 1977) с рисунками В.Каневского и в книгу поэта
"Веселый день" (М., 1979) с рисунками Ф.Лемкуля.

МЫ С ПРИЯТЕЛЕМ. Это стихотворение, посвященное народному артисту СССР
И.Ильинскому, давно ставшее классическим, было опубликовано впервые в
журнале "Пионер" (1936, Э 4) под названием "Два приятеля". Под названием "Мы
с приятелем" опубликовано в журнале "Ванька-Встанька" (1936, Э 2) с
рисунками В.Сутеева и в газете "Известия" (1936, 1 сентября).
В 1937 году стихотворение вышло отдельным изданием с рисунками
И.Кузнецова (М., Детиздат).

"МЕТЕОР". Впервые напечатано в журнале "Мурзилка" (1976, Э 5) с

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»