Артикуляция звуков речи. Правильная артикуляция согласных, гласных звуков

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Артикуляция гласных

Хорошая дикция - качество речи, необходимое для людей всех «речевых профессий». Хорошая дикция означает четкость, ясность произнесения слов, фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного звуков.

Залогом хорошей дикции, внятного и четкого произношения звуков, слов, фраз является прежде всего правильная артикуляция каждого звука.

Задание по дикции

Прежде чем начинать тренироваться в произношении, гласных и согласных звуков, полезно всякий раз выполнять подготовительные упражнения для губ и языка.

Гимнастика для губ

137. 1. Раскрыть рот. Положить два пальца ребром один на другой и на это расстояние опустить нижнюю челюсть. Язык положить плоско, корень языка опустить, мягкое нёбо (маленький язычок) приподнять. Если челюсть опускается плохо, поставить локти на стол, подбородком опереться на кисти рук, и, опуская нижнюю челюсть, стараться преодолеть препятствие, которое создано руками.

138. 2. Верхнюю губу подтянуть кверху, обнажая верхние зубы; десны верхних зубов не должны быть видны. В момент подтягивания губ ы мышцы лица находятся в спокойном состоянии, зубы не сжаты.

139. 3. Нижнюю губу оттянуть к нижним деснам обнажая нижние зубы; челюсть не напряжена.

140. 4. Чередовать движения верхней и нижней губ:

а) верхнюю губу поднять (открыть верхние зубы),

б) нижнюю губу опустить (открыть нижние зубы),

в) верхнюю губу опустить (закрыть верхние зубы),

г) нижнюю губу поднять (закрыть нижние зубы).

Во время этих упражнений челюсть свободна, зубы не сжаты.

141. 5. И.п.: рот слегка раскрыт (челюсть слегка опущена). Крепко натягивать верхнюю губу на верхние зубы закрывая их, так чтобы край губы слегка загибался внутрь рта. Затем верхняя губа, растягиваясь в стороны, соскальзывает вверх, открывая верхние зубы, и возвращается в исходное положение.

Все внимание должно быть направлено на скользящее движение верхней губы.

142. 6.И.п .: то же, что в упражнении 5. Крепко натягивать нижнюю губу на нижние зубы, закрывая их, так чтобы край губы загибался внутрь рта. Ненадолго задержав губу в таком положении, оттянуть ее вниз, обнажая нижние зубы, и вернуть в исходное положение.

143. 7. Делать скользящее движение обеими губами одновременно. Исходное положение и характер движений такие же, как в упражнениях 5, 6.

Гимнастика для языка

144. 1. И.п.: рот широко раскрыт; язык лежит плоско, с небольшим углублением в спинке; кончик его слегка касается нижних передних зубов, корень опущен, как в момент зевка. Высунуть язык как можно дальше изо рта, а затем втягивать как можно глубже, так чтобы образовался лишь мышечный комок, а кончик языка стал незаметным. Затем язык возвращается в исходное положение.

145. 2. И.п.: то же, что в упражнении 1. Нижняя челюсть неподвижна. Кончик языка то поднимается и прижимается к корням верхних передних зубов, то опускается, возвращаясь в исходное положение.

146. 3. И.п.: то же, но рот полуоткрыт. Высовывать язык наружу «лопатой» (языку придается плоская, широкая форма), так чтобы он своими боковыми краями касался уголков рта. Затем вернуть язык в исходное положение.

147. 4. И.п.: то же, что в упражнении 3. Высовывать язык наружу «жалом» (языку придается максимально заостренная форма). Затем вернуть язык в исходное положение.

148. 5. Поочередно высовывать язык то «лопатой», то «жалом».

6. И.п.: рот полуоткрыт. Присасывать язык к нёбу, затем открывать его со щелканьем.

149. 7. И.п.: рот широко открыт. Кончик языка «жалом» поднимать вверх, касаясь альвеол верхних зубов, затем опускать, касаясь альвеол нижних зубов. Челюсти при этом не сближаются.

(В дополнение к этим упражнениям вы найдете другие в любом учебнике по технике речи.)

Ежедневная тренировка в течение 5-7 мин артикуляционной гимнастики должна войти в обязательный, так называемый «артикуляционный туалет», и служить подготовительной работой для занятий по технике речи.

Некоторые студенты, отрабатывая упражнения артикуляционной гимнастики, сопровождают их движениями лба, глаз, бровей, а иногда - движениями ног, головы, даже раскачиваниями туловища. Необходимо с первых же занятий по технике речи следить, чтобы лоб, брови, глаза, мышцы шеи и корпуса были не напряженными, свободными, как в процессе артикуляционной гимнастикой, так и во время работы над дикцией и литературным произношением.

Упражнения артикуляционной гимнастики следует выполнять медленно, постепенно разогревая мышцы речевого аппарата. Быстрый темп вызывает напряжение мышц.

Чтобы усвоить правильные движения артикуляционной гимнастики, рекомендуем пользоваться маленьким зеркалом, которое у вас должно быть всегда под руками.

Характер каждого гласного определяется положением языка, губ, нижней челюсти. Струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через ротовую полость между языком и нёбом, не встречая препятствий, и в зависимости от положения, которое занимает язык, и от формы губ получается определенный гласный звук.

В русском языке 6 гласных звуков: и, э, а, о, у, ы и 4 йотированных звука: е (йе ), я (йа ), ё (йо ), ю (йу ).

(Заметим, что в некоторых учебниках йотированные гласные называют мягкими. Это определение неверное: мягких гласных в русском языке нет - есть только мягкие согласные.)

Е, я, ё, ю не обозначают самостоятельные гласные звуки: они либо свидетельствуют о мягкости предшествующего согласного (пел, мял - в отличие от пол, мал), либо передают на письме два звука: е (йе ), ё (йо ), я (йа ), ю (йу ) (ел, яма, ёлка, пью ). Первый из этих звуков, обозначаемый в транскрипции как [й], является согласным звуком.

В зависимости от участия губ в образовании гласных звуков они делятся на лабиализованные, или губные, и нелабиализованные. В русском языке два лабиализованных звука: о-у (при произнесении губы округляются и несколько выдвигаются вперед), остальные гласные звуки нелабиализованные. Рассмотрим артикуляцию гласных, звуков и согласного звука й .

150. И - при произнесении звука рот слегка раскрыт, зубы обнажены. Кончик языка касается нижних передних зубов, спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

151. Э - рот раскрыт больше, чем при произнесении звука и , зубы обнажены. Кончик языка находится у нижних зубов, но не касается их. Спинка языка приподнята к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

152. А - нижняя челюсть опущена, рот раскрыт в вертикальном направлении на два пальца, края передних зубов чуть-чуть обнажены. Язык лежит плоско у нижних зубов. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

153. О - губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Язык оттянут назад. Спинка языка поднята к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух свободно проходит через рот.

154. У - губы выдвинуты вперед и имеют округлую форму. Язык оттянут назад больше, чем при произнесении звука о . Спинка языка высоко поднята к нёбу; корень языка сильно отодвинут к задней стенке глотки. Мягкое нёбо закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

155. Ы - рот раскрыт, как при произнесении звука и ; задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу, кончик языка оттянут назад. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

Необходимо заметить, что внутриглоточная артикуляция находится в прямой зависимости от положения языка и губ. При произнесении и ротовая полость имеет наименьший объем, а глоточная - наибольший. При произнесении звука а рот максимально, а глоточная полость -минимально.

156. И - зубы обнажены, как при произнесении гласного и . Кончик языка касается нижних зубов, а спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.

При произнесении каждого йотированного гласного спинка языка сначала активно поднимается к твердому нёбу, а затем принимает положение, характерное для артикуляции основного гласного. Губы также занимают положение, как при произнесении основного гласного: я - как на звуке а; е - как на звуке э; ё - как на звуке о; ю - как на звуке у .

При наличии какого-либо искажения в произношении гласных, ищите причину в работе артикуляционных органов.

Отрабатывать произношение гласных звуков рекомендуется двумя способами: вслух и беззвучно. При беззвучном способе мы как бы мысленно произносим каждый слог, внимательно следим за положением языка и движениями губ, чем способствуем формированию внутренней артикуляции. Движения органов речи должны быть ненапряженными, легкими, мягкими, эластичными.

Для приобретения более полных и глубоких знаний о гласных звуках мы рекомендуем следующую литературу: Дмитриев Л.Б. Гласные в пении//Вопросы вокальной педагогики. - М., 1962. - Вып. Л; Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. - М., 1962; Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - М., 1967. Сведения, которые вы найдете в этих изданиях, помогут вам с первых же дней занятий по технике речи научиться следить за звучанием голоса, за формированием звука в процессе речи, за правильным голосоведением.

Рекомендуем на первых порах, работая над гласными звуками, а в дальнейшем и над согласными, пользоваться маленьким зеркалом, чтобы проверять положение органов артикуляционного аппарата и не допускать никаких лишних движений. Необходимо следить, чтобы шея была свободной, отсутствовало напряжение лицевых мускулов, не поднимались брови, на лбу не было морщин.

Между всеми разделами работы по технике речи существует тесная взаимосвязь. Занимаясь гласными звуками, а в дальнейшем и согласными, необходимо следить за дыханием и звучанием голоса.

При произнесении упражнений на гласные звуки следите за направлением звука, за его полетностью, добивайтесь правильного посыла звука; необходимо устранять так называемое открытое звучание, носовое звучание и следить за тем, чтобы гортань была свободной.

Для самых занятых | | | | | | |

Здесь изложены лишь общие анатомо-физиологические сведения, касающиеся образования звуков речи. Детальная характеристика артикуляции отдельных звуков включена в курс логопедии.

Особенность надставной трубы голосового аппарата человека по сравнению с надставной трубой язычкового музыкального инструмента состоит в том, что она не только усиливает голос и придает ему индивидуальную окраску (тембр), но и служит местом образования звуков речи.

Одни части надставной трубы (полость носа, твердое небо, задняя стенка глотки) неподвижны и называются пассивными органами произношения. Другие части (нижняя челюсть, губы, язык, мягкое небо) - подвижны и называютсяактивными органами произношения. При движениях нижней челюсти происходит открывание или закрывание рта. Разнообразные движения языка и губ изменяют форму полости рта, образуют в разных местах ротовой полости смычки или щели. Мягкое небо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает вход в нос, опускаясь - открывает его.

Деятельность активных органов произношения, которая называется артикуляцией, и обеспечивает образованиезвуков речи, т. е.фонем. Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции.

Система фонем русского языка состоит из 42 звуков, в том числе 6 гласных (а, и, о, у, ы, э) и 36 согласных (б, б", в, в", г, г", д, д", ж, з, 3", j (йот), к, к", л, л", м, м", н, н", п, п", р, р", с, с", т, т", ф, ф", х, х", ц, ч, ш, щ).

Артикуляция гласных. Общим для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. Возникший в гортани звук в надставной трубе усиливается и воспринимается в виде чистого голоса без примеси шумов. Звук голоса, как было сказано, состоит из основного тона и целого ряда добавочных тонов - обертонов. В надставной трубе происходит усиление не только основного тона, но и обертонов, причем не все обертоны усиливаются одинаково: в зависимости от формы резонирующих полостей, главным образом полости рта и отчасти глотки, одни области частот усиливаются больше, другие - меньше, а некоторые частоты и вовсе не усиливаются. Эти усиленные области частот, или форманты, и характеризуют акустические особенности различных гласных.

Таким образом, каждому гласному звуку соответствует особое расположение активных органов произношения - языка, губ, мягкого неба. Благодаря этому один и тот же звук, возникший в гортани, приобретает в надставной трубе, главным образом в полости рта, характерную для того или иного гласного окраску.

В том, что особенности звучания гласных зависят не от звука, возникшего в гортани, а только от колебаний воздуха в соответственно установленной ротовой полости, можно убедиться путем простых опытов. Если придать полости рта ту форму, которую она принимает при произнесении того или иного гласного, например а, о илиу, и в это время пропускать мимо рта струю воздуха из мехов или щелкать пальцем по щеке, то можно ясно услышать своеобразное звучание, вполне отчетливо напоминающее соответственный гласный звук.

Форма полостей рта и глотки, характерная для каждого гласного, зависит в основном от положения языка и губ. Движения языка вперед и назад, большее или меньшее его поднятие к определенной части неба изменяют объем и форму резонирующей полости. Губы, вытягиваясь вперед и округляясь, образуют отверстие резонатора и удлиняют резонирующую полость.

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом: 1) участия или неучастия губ; 2) степени подъема языка и 3) места подъема языка. Эти подразделения различаются следующими признаками:

1. гласные о и у, при произнесении которых губы выпячиваются вперед и округляются, называютлабиализованными (от лат. labium - губа); в образовании остальных гласных губы активного участия не принимают, и эти гласные называютнелабиализованными;

2. при произнесении гласных язык может в большей или меньшей степени подниматься к небу; различают три степени подъема языка: верхний, средний инижний. К гласным верхнего подъема относятсяи, у, ы; при среднем подъеме языка образуются гласные э и о; к нижнему подъему относят лишь один гласный -а;

3. место подъема языка зависит от перемещений языка вперед и назад; при произнесении одних гласных язык продвигается вперед, так что за корнем языка остается большое пространство, кончик языка упирается в нижние зубы, средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу; гласные, образуемые при таком положении языка, называют гласными переднего ряда; к ним относяти иэ.

При образовании других гласных язык отодвигается назад, так что за корнем языка остается лишь небольшое пространство, кончик языка отодвинут от нижних зубов, задняя часть спинки языка поднимается к мягкому небу; гласные, образуемые при таком положении языка, называются гласными заднего ряда; к ним относято иу.

Гласные а иы по месту подъема языка занимают промежуточное положение, и их называютгласными среднего ряда; при произнесении гласногоы вся спинка языка высоко приподнята к твердому небу; гласныйа произносится без подъема языка, поэтому его можно считать по отношению к месту подъема нелокализованным.

Изложенная классификация гласных по степени и месту подъема языка может быть представлена в таблице 10.

Таблица 10

Классификация гласных

Артикуляция согласных. Отличительной особенностью артикуляции согласных является то, что при их образовании на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного рода препятствия. Преодолевая эти препятствия, воздушная струя производит шумы, которые и определяют акустические особенности большинства согласных. Характер звучания отдельных согласных зависит от способа образования шума и места его возникновения.

В одних случаях органы произношения образуют полное смыкание, которое с силой разрывается струей выдыхаемого воздуха. В момент этого разрыва (или взрыва) получается шум. Так образуются смычные, иливзрывные, согласные.

В других случаях активный орган произношения лишь приближается к пассивному, так что между ними образуется узкая щель. В этих случаях шум возникает в результате трения воздушной струи о края щели. Так образуются щелевые, иначепроторные илифрикативные (от лат. fricare - тереть), согласные.

Если органы произношения, образовавшие полную смычку, размыкаются не мгновенно, путем взрыва, а путем перехода смыкания в щель, то возникает сложная артикуляция со смычным началом и щелевым концом. Такая артикуляция характерна для образования смычно-щелевых (слитных) согласных, илиаффрикат.

Воздушная струя, преодолевая сопротивление преграждающего ей путь органа произношения, может привести его в состояние вибрации (дрожания), в результате чего возникает своеобразный прерывистый звук. Так образуются дрожащие согласные, иливибранты.

При наличии полного смыкания в одном месте надставной трубы (например, между губами или между языком и зубами) в другом ее месте (например, по бокам от языка или позади опущенного мягкого неба) может оставаться свободный проход для воздушной струи. В этих случаях шума почти не возникает, но звук голоса приобретает характерный тембр и заметно приглушается. Согласные, образующиеся при такой артикуляции, носят название смычно-проходных. В зависимости от того, куда направляется воздушная струя - в полость носа или в полость рта, смычно-проходные согласные подразделяются наносовые иротовые.

Особенности характерного для согласных шума зависят не только от способа его образования, но и от места возникновения. Как шум взрыва, так и шум трения может возникать в разных местах надставной трубы. В одних случаях активным органом произношения, образующим смычку или щель, является нижняя губа, и возникающие при этом согласные носят название губных. В других случаях активным органом произношения является язык, и тогда согласные называютсяязычными.

При образовании большинства согласных к основному способу артикуляции (смычке, сужению, вибрации) может присоединяться дополнительная артикуляция в виде подъема средней части спинки языка к твердому небу, или так называемой палатализации (от лат. palatum - небо), акустическим результатом палатализации согласных является ихсмягчение.

Классификация согласных. В основе классификации согласных лежат следующие признаки: 1) участие шума и голоса; 2) способ артикуляции; 3) место артикуляции; 4) отсутствие или наличие палатализации, иначе говоря - твердость или мягкость.

Сонорные согласные противопоставляются всем остальным согласным, которые называют шумными. В отличие от сонорных они образуются с участием достаточно сильных и ясно различаемых шумов.

Шумные согласные, в свою очередь, делятся на две группы. Одна группа - согласные, образуемые без участия голоса, при помощи одного лишь шума. Они называются глухими; при их произнесении голосовая щель раскрыта, голосовые связки не колеблются.

Другая группа - согласные, образуемые при помощи шума и в сопровождении голоса. Они называются звонкими; большинство шумных согласных составляет пары глухих и звонких(п-б, ф-в, ш-ж и т. д.). Непарными глухими являются согласные:х, х\ ц, ч, щ, а непарным звонким - один согласный)(йот).

По способу артикуляции, т. е. по способу образования преграды между активными и пассивными органами произношения, согласные делятся на пять групп.

Шумные согласные образуют три группы:

1. смычные, иливзрывные: п, п", б, б", т, т", д, д", к, к", г, г";

2. щелевые (проторные), илифрикативные: ф, ф", в, в", с, с", з, з", х, х",ш, щ, j (йот);

3. смычно-щелевые (слитные), илиаффрикаты: ц, ч. Сонорные согласные по способу артикуляции делятся на две группы:

· смычно-проходные: м, м", н, н", л, л". Из числа смычно-проходных согласныем, м", н, н" являются носовыми, а согласныел, л" -ротовыми;

· дрожащие, иливибранты: р, р".

По месту артикуляции согласные прежде всего делятся на две группы в зависимости от активного органа произношения, участвующего в их образовании, а именно на губные иязычные.

Губные согласные, в свою очередь, делятся на две группы в зависимости от пассивного органа, относительно которого артикулирует нижняя губа:

1. губно-губные, илидвугубные: п, п", б, б", м, м"; при произнесении этих звуков образуется смычка между нижней и верхней губами;

2. губно-зубные: ф, ф", в, в"; здесь нижняя губа артикулирует относительно верхних резцов, образуя с ними щель.

Язычные согласные в зависимости от пассивного органа, по отношению к которому артикулирует язык, делятся на пять групп:

1. язычно-зубные: с, с", з, з", ц, т, т", д, д", н, н", л, л"; при произнесении этих звуков передняя часть языка вместе с кончиком его артикулирует относительно верхних резцов, образуя с ними смычку или щель;

2. язычно-альвеолярные: р, р"; эти согласные образуются в результате вибрации переднего края языка у альвеол верхних резцов;

3. язычно-передненебные: ш, ж, ч, щ; при произнесении этих согласных передний край или передняя часть спинки языка образует смычку или щель с передней частью твердого неба;

4. язычно-средненебные: к", г", x", j; эта группа согласных образуется путем смыкания или сближения средней части спинки языка со средней частью неба;

5. язычно-задненебные: к, г, х, при образовании этих звуков задняя часть спинки языка артикулирует относительно мягкого неба и задней части твердого неба, образуя здесь смычку или щель.

Палатализованные согласные (т. е. согласные, образуемые при помощи описанной выше дополнительной артикуляции, заключающейся в поднятии средней части спинки языка к твердому небу) называют мягкими в отличие от непалатализованных, илитвердых согласных. Большинство согласных составляют пары твердых и мягких. Непарными твердыми согласными являютсяж иц, непарными мягкими -ч и j .

Классификация согласных представлена в таблице 11.

Таблица 11. Классификация согласных

План:

    Строение и работа произносительного аппарата.

    Артикуляционная классификация звуков русского языка.

    1. Артикуляционная классификация гласных звуков

      Артикуляционная классификация согласных звуков

    Строение и работа речевого аппарата

Произносительный аппарат включает следующие органы.

1. Легкие , поставляющие необходимую для образования звуков воздушную струю.

2. Гортань , в которую воздушная струя через бронхи и трахею попадает из легких. Гортань представляет собой трубку, образуемую соединением трех хрящей. Основной частью гортани с точки зрения образования звука являются голосовые связки - две упругие складки, двигающиеся под действием заключенных в них мускулов.

3. Надгортанные полости - полость глотки, полость рта и полость носа . Все они выполняют роль резонаторов. Именно с резонаторными полостями связано понятие артикуляции в собственном смысле слова. Глотка в образовании звуков русского языка играет незначительную роль (есть языки, в которых ее значение является гораздо большим). Основная роль в звукопроизводстве принадлежит полости рта. Ротовой резонатор все время меняет свою конфигурацию благодаря движениям языка и губ.

Наиболее подвижным органом в полости рта является язык . Своим корнем (основанием) он соединен с надгортанником. Сторона языка, обращенная к нёбу, называется спинкой. В фонетике принято (разумеется, условно) различать переднюю часть спинки, обращенную к передним зубам, среднюю часть, обращенную к твердому нёбу, и заднюю, лежащую напротив мягкого нёба. Самая передняя часть языка называется конником. С движениями языка в целом и его частей связана тончайшая дифференциация звучаний.

Переднюю границу ротового резонатора образуют губы - верхняя и более подвижная нижняя. При образовании согласных последняя смыкается с верхней губой или сближается с верхними зубами. При образовании гласных губы вытягиваются в трубочку, округляются или растягиваются в стороны.

Неподвижной передней границей ротового резонатора являются зубы - верхние и нижние. При сближении или смыкании с зубами передней части спинки языка или нижней губы возникает характерный для согласных шум.

Верхней границей ротового резонатора и одновременно границей между полостями рта и носа является нёбо - твердое и мягкое. Твердое нёбо начинается за альвеолами - бугорками над верхними зубами.

Оно условно подразделяется на переднее и среднее нёбо. Мягкое нёбо (оно же заднее нёбо) - это мышечное образование, составляющее заднюю границу полости рта. Оно заканчивается маленьким язычком. Мягкое нёбо иначе называют нёбной занавеской. В опущенном положении нёбная занавеска открывает воздушной струе доступ в полость носа; так произносятся носовые звуки. При поднятой нёбной занавеске воздух в полость носа не попадает; так произносятся все остальные звуки. Полость носа при опущенной нёбной занавеске выполняет роль резонатора. К музыкальному тону и возникающему в полости рта шуму присоединяется специфический призвук - носовой резонанс.

В зависимости от роли органов речи в звукообразовании они разделяются на активные и пассивные. Активные (или действующие) органы совершают те или иные движения, необходимые для образования звуков речи. К ним относятся голосовые связки, нёбная занавеска, язык и губы. К неподвижным, пассивным органам относятся твердое нёбо, зубы и полость носа.

    Артикуляционная классификация звуков русского языка.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласный - это звук, при артикуляции которого воздушная струя свободно проходит через речевой тракт, не встречая преграды.

При образовании нормальной нешёпотной речи голосовые связки напряжены и вибрируют. Качество гласных зависит от конфигурации органов речевого тракта. Воздушный поток, проходящий через речевой тракт, может модулироваться тремя способами. В результате модуляций энергия воздушного потока в определенной своей части преобразуется в акустические колебания. Наиболее мощным источником акустической энергии является гортань, в полости которой находится своеобразный генератор колебательных движений - голосовые связки (две эластичные складки). Последние приходят в колебательные движения при наличии ряда условий: достаточной величине подсвязочного давления, сведении и соответствующем натяжении голосовых связок. Применительно к работе голосовых связок, как правило, говорят о фонации.

При описании артикуляции гласных обычно исходят из положения языка, губ, мягкого нёба. В процессе артикуляции гласных напряженность артикуляции распределена по всей площади речевого тракта. Сила выдыхаемой струи незначительна. Специфика артикуляции гласных зависит от положения активных органов речеобразования - губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка - увулы по отношению к пассивным органам - зубам, альвеолам, твердому нёбу.

Согласный - это звук, при произнесении которого в речевом тракте активными органами артикуляции образуется преграда. Органы речепроизводства в момент преодоления преграды напряжены. Сила воздушного потока значительна. Прежде всего это относится к произнесению глухих согласных. Особое качество согласных зависит от типа шума, который образуется, когда, например, язык, губы или маленький язычок преграждают путь потоку воздуха. При артикуляции согласных механизм воздушных модуляций сводится к возникновению турбулентности в потоке воздуха, проходящего через речевой тракт. Отличительной характеристикой артикуляции согласных является напряженность речевого тракта. Особенно четко эта напряженность локализована в месте преграды. Сила выдыхаемой воздушной струи, т.е. степень воздушности, больше у согласных, чем у гласных.

      Артикуляционная классификация гласных звуков

Артикуляционная классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

1) степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали (ряд );

2) степени подъема языка по вертикали по отношению к небу (подъем );

3) участии губ.

1) По ряду гласные делятся на :

Гласные переднего ряда (тело языка находится в передней части рта, средняя его часть поднята к твердому нёбу) - и, э ;

Гласные среднего ряда (язык не продвинут вперед, не оттянут, средняя и задняя части языка подняты так, что его поверхность плоская) - ы, а, ъ ;

Гласные заднего ряда (тело языка находится в задней части рта, задняя часть языка поднята к мягкому нёбу) - у, о.

Артикуляцией (от лат. articulatio - произношу членораздельно) называется работа органов речи, направленная на производство звуков. Каждый произносимый звук имеет три артикуляционные фазы: приступ (экскурсию), выдержку и отступ (рекурсию). Все фазы связаны между собой как компоненты произнесения звука.

Приступ артикуляции заключается в переходе органов речи из спокойного состояния или артикулирования предшествующего звука в положение, требуемое произносимым звуком. Выдержка - это сохранение положения артикулирующих органов, необходимого для произнесения данного звука. Отступ артикуляции состоит в выходе органов речи из положения выдержки или в приступе к артикуляции следующего звука. В процессе речи четкой границы между фазами нет, так как при переходе от одной фазы к другой происходит как бы их наслаивание друг на друга в речевом потоке.

При произнесении некоторых звуков выдержка практически приближается к нулю - это так называемые мгновенные звуки. Таковы, например, русские и белорусские смычные согласные [п], [б], [т], [д], [к], [г]. При произнесении русских и белорусских гласных, сонорных, некоторых других согласных акустически выдержка воспринимается довольно четко - это длительные звуки. Их длительность может и не всегда проявляться, однако при желании эти звуки можно протягивать.

­ Конец страницы 53 ­

¯ Начало страницы 54 ¯

Всю совокупность артикуляций, необходимых для свободного образования звуков какого-либо языка, называют артикуляционной базой этого языка. Артикуляционные базы языков отличаются друг от друга. Например, в образовании звуков русского языка практически не участвуют глубокие произносительные органы - язычок и глотка. Поэтому в русском языке нет язычковых (увулярных), глоточных (фарингальных) и гортанных (ларингальных) согласных. И, напротив, в артикуляционной базе грузинского языка глубокие произносительные органы играют значительную роль в образовании согласных звуков. В русском языке также работа голосовых связок сочетается с ротовыми артикуляциями, что приводит к образованию звонких согласных. В финно-угорских языках работа голосовых связок редко сопровождается ротовыми артикуляциями, чем и объясняется отсутствие в этих языках звонких согласных.

Артикуляционная база языка - явление историческое. Составляющие ее артикуляционные навыки постепенно могут меняться. Это оказывается одной из причин развития системы звуков в том или ином языке. Например, потеря носовых гласных в определенный исторический период русским языком или приобретение им согласного звука [ф]. Однако процесс развития артикуляционной базы носит очень длительный характер: звуковая система языка, как правило, сохраняется неизменной на протяжении ряда эпох. В причинах звуковых изменений, как и в связанных с ними изменениях артикуляционной базы языка, до сих пор многое остается неясным.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ

Гласные и согласные звуки. Количество звуков речи, встречающихся в различных языках мира, достаточно велико. Количество же типовых звуков (фонем) колеблется в пределах от 12 до 80. Несмотря на различный набор звуков в разных языках, во всех языках мира существуют два типа звуков речи - гласные и согласные. Совокупность гласных звуков образует вокализм (от лат. vocalis - гласный) фонетической системы того или иного языка, а совокупность согласных - ее консонантизм (от лат. соn-

­ Конец страницы 54 ­

¯ Начало страницы 55 ¯

sonāns, род. п. cōnsonantis - согласный). Классификация звуков может исходить как из акустических, так и артикуляционных признаков. При делении звуков на гласные и согласные и их внутренней классификации чаще всего учитываются те и другие признаки.

Гласные - это звуки, при образовании которых в надгортанных полостях не встречается преград на пути воздушной струи: струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через речевой канал. Для гласных звуков типична так называемая разлитая напряженность мускулов всего произносительного аппарата, когда напряжены все речевые органы, принимающие участие в звукообразовании. Степень напряженности может меняться: при большей напряженности произносимый гласный имеет более четкий характер (например, ударный гласный в русском языке). При характеристике гласных отмечают обычно и другие особенности: гласные - это тональные звуки. Для них характерно наличие музыкальных тонов (голоса), которые образуются работой голосовых связок.

Согласные - это звуки, при образовании которых в надгортанных полостях или в гортани обязательно возникает та или иная преграда на пути воздушной струи (в виде сближенных или даже сомкнутых органов речи). Согласные характеризуются сосредоточенным мускульным напряжением в месте образования преграды и более сильной воздушной струей, чем гласные. Кроме того, согласные звуки характеризуются наличием шума, который возникает при преодолении преграды. Примесь музыкальных тонов (голоса) может быть большей или меньшей.

Акустическая классификация звуков речи. Особенности акустической классификации состоят в том, что она описывает одним и тем же набором терминов гласные и согласные звуки. При этом акустическая классификация строится, как правило, на бинарном принципе, то есть двучленных противопоставлениях. Другими словами, применение бинарного принципа в акустической классификации при каждом членении дает два класса звуков речи. Например, признак вокальность - невокальность, основанный на наличии или отсутствии четко выраженной формантной структуры звука, разделяет звуки речи на сонорные (от лат. sonorus - звучный) и шумные. К сонорным (вокальным) относят-

­ Конец страницы 55 ­

¯ Начало страницы 56 ¯

ся гласные и сонорные согласные [м], [н], [л], [р], [j]. К невокальным - шумные согласные [б], [п], [д], [т], [г], [к], [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [х], [ц], [ч]. Сонорные звуки характеризуются наличием резонаторных тонов, шумы в них или вовсе отсутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р разного типа). В шумных согласных тембр определяется характерным для данного звука шумом.

По признаку консонантность - неконсонантность, основанному на низком или высоком общем уровне энергии звука, все звуки делятся на консонантные (все согласные) и неконсонантные (все гласные). По уровню энергии неконсонантные являются сильными звуками, консонантные- слабыми звуками. Данный признак не дублирует предыдущий, поскольку в первом случае некоторые согласные обладают признаком "гласности". Это хорошо видно на следующей табличке, где + обозначает наличие признака, а - (минус) его отсутствие:

Еще один бинарный признак звонкость - глухость, основанный на наличии или отсутствии гармонических колебаний в низких частотах, позволяет разделять все звуки на звонкие и глухие. К звонким звукам относят все вокальные - а это гласные, сонорные согласные и звонкие шумные, к глухим - невокальные, то есть глухие шумные. Как уже отмечалось, гласные звуки характеризуются наличием только голоса, в сонорных, или сонантах, голос преобладает над шумом. Звонкие шумные [б], [в], [г], [д], [з], [ж] образуются с преобладанием шума над голосом, а глухие шумные [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] - без участия голоса.

Акустическая характеристика звуков базируется на экспериментальных данных электроакустики. Она основана как на собственно частотных характеристиках формант, так и на расположении формант в спектре звука. Для описания фонетических систем языков мира обычно используют 12 пар признаков. Кроме отмеченных пар, это такие признаки, как компактность - диф-

­ Конец страницы 56 ­

¯ Начало страницы 57 ¯

фузность, прерывность - непрерывность, напряженность - ненапряженность, резкость - нерезкость, назальность - неназальность, абруптивность - неабруптивность, бемольность - небемольность, диезность - недиезность, высокий тон - низкий тон.

Форманты компактных звуков на спектрограмме занимают центральную часть спектра, форманты диффузных - располагаются по краям спектра. Например, русские с согласные [ж], [к], [р] относятся к компактным, а [б], [с], [ф] - к диффузным звукам. Прерывные звуки на спектрограммах характеризуются резко оборванным краем волны, в то время как у непрерывных существуют переходные тоны. Примером может служить противопоставление русских смычных (прерывные) и щелевых согласных (непрерывные). У напряженных звуков общее количество энергии выше, а длительность звучания больше, ч чем у ненапряженных, например, у немецких согласных [ä-а, ö-о, ü-u]. В акустическом отношении резкие и нерезкие звуки оттличаются интенсивностью шума. При образовании резких звуков в в ротовой полости возникают турбулентные воздушные потоки- завихрения струи, когда часть воздуха идет поперек общего потока, возмущая его. В русском языке к резким звукам относятся аффрикаты [ц, ч"] и дрожащие [р-р"]. Назальность обусловлена участием в образовании звука носового резонатора. К назальными звукам относятся носовые гласные и согласные. Под абруптивностью имеется в виду образование согласных, сопровождаемое гортанной смычкой. Абруптивные, или глоттализованные, согласные встречаются во многих языках Америки, Кавказа, Дальнего Востока. В акустическом отношении абруптивные характеризуются большей скоростью расходования энергии, чем неабруптивные. У бемольных звуков по крайней мере одна из формант понижена по сравнению с небемольными. Так, в русском языке гласные [а-э-ы-и] - небемольные, а гласные [о], [у] - бемольные, что связано с огубленностью этих звуков. У диезных звуков, в отличие от бемольных, по крайней мере одна форманта в выше, чем у недиезных. Примером диезных звуков могут служить мягкие согласные славянских языков. Противопоставление низкий тон - высокий тон основывается на концентрации энергии в нижних или высоких частотах спектра звука. В русском языке низкую тональность имеют, например, гласные [у, о], твердые согласные, а высокую -гласные [и, э], мягкие согласные.

­ Конец страницы 57 ­

¯ Начало страницы 58 ¯

Для описания фонетической системы русского языка считается достаточным 9 пар признаков. При этом некоторые из них для отдельных звуков оказываются в ряде случаев несущественными, дублирующими, так как их наличие или отсутствие следует из других признаков, предсказывается ими. Например, вокальность [а] предсказывает его неконсонантность; из отсутствия вокальности [с] следует его консонантность.

Артикуляционная классификация звуков речи. Особенности артикуляционной классификации заключаются в том, что гласные и согласные звуки описываются в ней отдельно и, как правило, в разных терминах, что обусловлено спецификой артикуляции этих звуков речи.

Классификация гласных. В разных языках количество гласных не совпадает: например, в современном русском и белорусском языках их по шесть, в современном немецком тринадцать, а в современном английском двадцать один. Таблица гласных звуков Международной фонетической ассоциации (МФА) представлена 25 гласными звуками. Вокализм русского языка считается достаточно простым, в отличие, например, от вокализма английского и французского языков, в которых имеются напряженные и губные передние гласные, долгие гласные и дифтонги.

Артикуляционные классификации гласных строятся на степени подъема языка по вертикали (подъем), степени его продвинутое™ вперед или назад по горизонтали (ряд), на участии или неучастии губ (наличие или отсутствие лабиализации; от лат. lаbium - губа), на положении мягкого нёба.

По степени подъема языка гласные делятся: на звуки верхнего подъема (рус. [и], [ы], [у]), при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта; звуки нижнего подъема (рус. [а]), при их артикуляции язык занимает максимально низкое положение в полости рта; звуки среднего подъема (рус. [э], [о]), при их образовании язык занимает среднее положение в полости рта; средних подъемов может быть достаточно много.

При образовании гласных переднего ряда (рус. [и], [э]) язык продвигается вперед в полости рта, заднего ряда (рус. [у],

­ Конец страницы 58 ­

¯ Начало страницы 59 ¯

[о]) - назад, среднего ряда (рус. [ы], [а]) - язык вытянут вдоль полости рта.

По участию или не участию губ гласные делятся на лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные). Огубленные звуки образуются при округлении и вытягивании губ. В русском языке это [у], [о]. При произнесении неогубленных звуков губы пассивны.

В речевом потоке гласные звуки, помимо своего основного вида, существуют в разнообразных оттенках, которые зависят от различных фонетических условий: от места по отношению к ударению, от соседства с твердыми или мягкими согласными, от места в слове.

По положению мягкого нёба гласные делятся на ротовые, или ртовые, и носовые. При образовании ротовых мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. При образовании носовых гласных мягкое нёбо опущено и воздушная струя свободно проходит в полость носа. В современном русском языке носовых гласных нет. В древности носовые гласные у славян были, они сохранились до сих пор в польском языке.

Гласные различают также и степенью раствора рта. Например, русский гласный [и] принадлежит к "узким" звукам, поскольку при его произнесении рот почти не раскрывается. И, напротив, звук [а] принадлежит к числу самых "широких" звуков, так как при его произнесении образуется самый широкий раствор рта. Простейшая таблица русских гласных выглядит следующим образом:

В языках мира существуют и сложные гласные, состоящие из двух элементов, произносимых в один слог и выступающих как одна фонема. Это так называемые дифтонги. Они делятся на нисходящие, или падающие, и восходящие. В нисходящем ди-

­ Конец страницы 59 ­

¯ Начало страницы 60 ¯

фтонге сильным выступает первый элемент звука. Например, в в английском дифтонге [оu] в словах go - идти, home - домой, по - - нет таким является начальный [о]-образный призвук, тогда как второй элемент произносится менее четко. В восходящем ди-фтонге сильным, или слогообразующим, является второй элеменлт звука. Например, в испанских диффтонгах , в словах biеп - хорошо, bиепо - хороший таким выступает конечный [э]-образный призвук.

Классификация согласных. Артикуляционная классификация согласных звуков более сложная, так как согласных звуков в языках мира больше, чем гласных. В отдельных языках количество согласных колеблется от 50 % до 90 % от общего количества звуков. Например, в английском языке 24 согласных и 21 гласный, во французском языке 21 соогласный и 13 гласных, в литовском - 45 согласных и 12 гласных, в армянском соответственно - 30 и 6, в грузинском - 28 и 5, в узбекском - 24 и 6, в эстонском - 16 согласных и 9 гласных звуков (данные В.И. Кодухова). В русском языке насчитывается 36 соглласных и 6 гласных (иногда при-водят и другие цифры).

Основанием классификациии согласных служат следующие артикуляционные признаки: 1) активный орган, образующий пре-граду; 2) место образования преграды; 3) способ образования преграды; 4) работа голосовых связок; 5) положение мягкого нёба.

По активному органу согласные делятся на губные, языч-ные, увулярные, фарингальные и гортанные.

При образовании губных звуков преграда создается смыч-кой нижней губы с верхней или сближением нижней губы с; верхними зубами. В первом случае получаются губно-губные (билабиальные) звуки [п-п", б-б", м-м"], во втором - губно-зубные (лабиодентальные - от лат. labium - губа, dens (dentis) - зуб) [в-в", ф-ф"].

Язычные согласные подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные согласные по месту образования разделяются на зубные и передненёбные. При образовании зубных звуков преграда создается сближением передней части и кончика языка с зубами, зубами и альвеолами или альвеолами. Подавляющее большинство переднеязычных звуков

­ Конец страницы 60 ­

¯ Начало страницы 61 ¯

относится к категории зубных: [д-д", т-т", з-з", с-с", н-н", л-л", ц]. Передненёбные образуются поднятием передней части спинки языка или его кончика по направлению к альвеолам и передней части твердого нёба. В русском языке к ним относятся [ж, ш, ч", р-р"].

Артикуляции переднеязычных согласных имеют разнообразие по языкам. В зависимости от положения кончика языка их делят также на дорсальные (от лат. dorsum - спина), апикальные (от лат. apex - верхушка) и какуминальные (от лат. cacumen -острый конец, вершина). Дорсальные образуются приближением передней части спинки языка к верхним зубам и альвеолам (например, рус. [т, н, с]), при этом кончик языка опущен к нижним зубам. При образовании апикальных звуков вместе с передней частью спинки языка к верхним зубам и альвеолам приподнимается и кончик языка (например, англ. ). При образовании куминальных звуков кончик языка приподнят, а передняя часть спинки языка несколько вогнута внутрь (например, рус. [р]).

Среднеязычные согласные образуются сближением средней части спинки языка с твердым нёбом - палатумом, поэтому их иногда называют палатальными (например, рус. [j]).

При образовании заднеязычных звуков преграда создается сближением задней части спинки языка с мягким нёбом, поэтому их также называют велярными (от лат. velaris), или задненёбными. К заднеязычным относятся звуки [г-r", к-к", х-х"].

Образование увулярных звуков характеризуется сближением мягкого нёба и язычка (увулы) с задней частью языка (например, нем. [х] в словах ach, Buch).

При образовании фарингальных, илиглоточных, звуков преграда создается сужением глотки, связанным с движением корня языка назад и сокращением мускулов глотки. Фарингаль-ные звуки встречаются в немецком ([h] в словах Held - герой, ha-еп - иметь), арабском и некоторых других языках.

Гортанные, или ларингальные, звуки образуются при смычке или сближении голосовых связок. Гортанные звуки очень близки к фарингальным и часто их не различают (те и другие именуют гортанными).

­ Конец страницы 61 ­

¯ Начало страницы 62 ¯

Таким образом, деление согласных по активному органу наслаивается на их деление по месту образования, что закономерно, так как при образовании звука проявляются все его артикуляционные признаки, выступающие в комплексе, во взаимосвязи. Это относится и к способу образования преграды органами речи, и к работе голосовых связок, и к положению мягкого нёба.

Под способом образования понимается характер преграды и прохода для струи воздуха (свободный, суженный, сомкнутый) при образовании звука речи. По этому артикуляционному признаку все согласные в одном из вариантов классификации делятся на смычные, щелевые, смычно-щелевые, смычно-проходные и дрожащие.

При образовании смычных происходит полная смычка органов речи, которая затем заканчивается "взрывом" под напором воздушной струи, чем объясняется другой термин для этих согласных - "взрывные". Артикуляция смычных имеет три элемента - смычку (имплозию), выдержку и взрыв (эксплозию). Смычка, выдержка и взрыв происходят очень быстро, поэтому эти звуки называют также мгновенными, подчеркивая быстроту их произнесения: рус. [б-б", п-п", д-д", т-т", г-г", к-к"], англ. и др.

Щелевые согласные создаются прохождением воздуха через щель, образуемую органами речи. Щель возникает в ротовой полости - между губами и зубами или между языком и зубами или нёбом. Через нее с трением проходит воздушная струя, поэтому щелевые звуки иначе называют фрикативными (от лат. fricare - тереть): рус. [в-в", ф-ф", з-з", с-с", ж, ш, j, х-х"], англ. и др. Щелевые согласные могут быть однофокусными и двухфокусными. При образовании однофокусных согласных воздушная струя проходит через одно препятствие, то есть один фокус, в полости рта. При артикуляции двухфокусных препятствие образуется одновременно в двух местах, то есть в двух фокусах, проходя через которые воздушная струя и создает сложный специфический шум. Примером двухфокусных согласных являются русские [ш, ж].

Смычно-щелевые согласные возникают в результате полного смыкания органов речи и последующего перехода затвора в Щель: рус. [ц, ч]. Иными словами, приступ аффрикаты- смыч-

­ Конец страницы 62 ­

¯ Начало страницы 63 ¯

ный, а отступ - щелевой. Смычно-щелевые звуки по-другому называют аффрикатами (от лат. affricata - притертая).

Смычно-проходные звуки образуются, когда воздушная струя обходит возникшую смычку органов речи. В зависимости от пути прохождения струи воздуха смычно-проходные делятся на носовые и боковые. При образовании носовых мягкое нёбо опускается и закрывает проход в ротовую полость, воздух проходит через нос: рус. [м-м", н-н"]. Боковые, или латеральные (от лат. lateralis - боковой), возникают при просачивании воздуха по бокам языка: рус. [л-л"].

Дрожащие согласные образуются ритмическим колебанием кончика языка, то есть вибрацией, поэтому иначе они называются еще вибрантами. В русском языке это звуки [р-р"].

Как уже отмечалось при акустической классификации звуков, по соотношению голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные; последние в свою очередь разделяются на звонкие и глухие.

Наряду с основной артикуляцией при образовании звуков в каждом языке есть дополнительная, создающая специфическую окраску тембра. По дополнительной окраске среди согласных выделяют палатализованные, или мягкие, и непалатализованные, или твердые.

Палатализация заключается в дополнительном поднятии передней или средней части спинки языка к твердому нёбу. Согласный [j] в этой системе занимает особое место: он всегда мягкий - палатальный, так как при его образовании есть только основная артикуляция средней части спинки языка к твердому нёбу и нет добавочной. В разных языках степень палатализованности согласных звуков различна. Существуют языки, которым палатализация неизвестна.

Процесс противоположный палатализации называется веляризацией (от лат. velum palati - нёбная занавеска). При веляризации задняя часть спинки языка продвигается к мягкому нёбу.

Предложенная классификация очень неполно отражает реальное многообразие звуковых различий согласных, существующих в фонетических системах языков мира. Простейшая таблица русских согласных может быть представлена следующим образом:

­ Конец страницы 63 ­

¯ Начало страницы 64 ¯

Способ артикуляции Место артикуляции Участие голоса и шума
Губные Язычные
губно-губные губно-зубные переднеязычные среднеязычные заднеязычные
зубные передненебные
Смычные б-б" д-д" г- г" зв.
п-п" т-т" к-к" гл.
Щелевые в-в" з-з" ж j зв.
ф-ф" с-с" ш- ш " х-х" гл.
Смычно-щелевые ц ч" гл.
Смычно-проходные носовые м-м" н-н" сон.
боковые л-л" сон.
Дрожащие р-р" сон.
тв. м. тв. м. тв. м. тв. м. палат. тв. м.
Отсутствие или наличие палатализации

Таким образом, акустическая и артикуляционная классификация звуков речи показывает, что каждый звук обладает рядом признаков, которые сохраняются или не сохраняются, когда звук оказывается в соседстве с другими в потоке речи.


Похожая информация.


АРТИКУЛЯЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Будем считать, что вы уже научились правильно дышать. Теперь следите за тем, чтобы выдох сопровождался правильной артикуляцией губ, верным положением языка, правильным направлением потока воздуха во время выдоха. Упражнения делайте перед зеркалом. Выдох должен быть бесшумным и почти беззвучным - только намек на звук.

Начнем со звука [А] . Рот раскрыт в форме большого кольца. Между зубами можно поставить два положенных друг на друга пальца. Верхние зубы приоткрыты, нижние закрыты губой. Вдох, задержка, выдох на очень тихий звук. [А]-Продолжительность выдоха по одной из схем предыдущих упражнений.

[У] - Рот принимает форму хоботка, трубочки, вытянутой вперед.

[О] - Рот в форме кольца, "полухобота". Воздух должен беспрепятственно проходить через этот полухоботок.

[Э] - Губы растянуты, расстояние между зубами - поставленный между ними большой палец. Следите за тем, чтобы воздух выходил в ЩЕЛЬ между зубами, а не упирался в нёбо или в верхние зубы.

[Ы] - Расстояние между зубами - мизинец, губы раскрыты, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед. Воздух выходит МЕЖДУ ЗУБАМИ, не плутая в полости рта.

[И] - Нижняя челюсть в нормальном положении. Между зубами -кончик мизинца. Выдох только в щель между зубами, и не иначе. В противном случае вы будете присвистывать.

Эта стадия упражнений должна приучить вас к правильной артикуляции. Проблема развития голоса, а это особый раздел занятий, впереди. А пока переходите к очередной серии упражнений. Займитесь освоением правильной артикуляции согласных звуков.

АРТИКУЛЯЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Так же как и гласные, согласные звуки надо произносить на правильном выдохе. При этом следует помнить, что у каждого человека могут быть какие-то отклонения в строении речевого аппарата (неправильный прикус, отсутствие зуба, величина языка и т.д.). Иногда очень важно самому суметь приспособить свой аппарат для произнесения того или иного звука. Но если у вас нет заметных отклонений такого рода, то можно пробовать классические способы произношения согласных звуков.

[П] - Губы плотно сжаты. При произнесении звука [П] происходит взрыв. Губы резко размыкаются. Нижняя челюсть слегка опускается. Расстояние между зубами - в зависимости от предыдущего гласного звука. Повторяю: звук образуется резким размыканием сомкнутых губ без участия связок.

[Б] - Так же, как [П], но при более сомкнутых губах (верхняя губа слегка обнимает нижнюю), и выдох более активный, чем при образовании звука [П] Если положить ладонь на горло, то чувствуется вибрация связок.

[Т] - Кончик языка приподнимается к верхним резцам с внутренней стороны. Под напором выдыхаемого воздуха язык резко отталкивается от зубов. ОСОБЕННО ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЕ за тем, чтобы воздух был направлен именно на кончик языка, а не просачивался между языком и нёбом (иначе будет шепелявое [Т]) и не задевал связок (что может дать сдавленный, сиплый звук).

[Д] - Язык прижимается с большей силой к верхним резцам, чем при образовании звука [Т], и отрывается напором воздуха вниз. Работа языка при создании звуков [Д] и [Т] помогает устранить вялость языка.

[Х] - 0бразуется при сближении задней спинки языка с мягким нёбом. Звук надо произносить на мягком, "теплом" выдохе, так как сильный выдох придаст звуку гортанный оттенок.

[К] - Образуется схоже со звуком [X], но выдох более сильный. Мгновенный выброс воздуха - звук должен быть чистым и коротким. Кончик языка упирается в корни нижних зубов, спинка языка сильно выгнута и касается границы твердого и мягкого нёба. Звук должен быть звонким, без примеси [X] .

[М] - 0бразуется размыканием плотно сомкнутых губ. Пробуйте "мычать" с сомкнутыми губами, а затем разорвите их при помощи слабой воздушной струи. Не направляйте звук в нос, иначе будете гнусавить. Звук направляйте в губы.

[Ф] и [В] - Верхняя губа приподнята, нижняя слегка подтянута к верхним резцам, верхние зубы обнажены. При звуке [Ф] струя воздуха выталкивается в отверстие между нижней губой и верхними зубами, попадая в верхнюю губу и нос. При звуке [В] нижняя губа слегка прижимается к верхним зубам. Выдыхаемый воздух словно просачивается между нижней губой и верхними зубами, образуя звук, напоминающий дребезжание натянутой струны виолончели. Струя воздуха должна быть не очень сильной, чтобы звук [В] не потерял звучность и не напоминал звук [Ф].

[Л] - Кончик языка поднят к верхним резцам. При твердом [Л] кончик языка не напряжен, корневая часть языка поднята. При мягком [ЛЬ] кончик языка сильно напряжен, корневая часть языка опущена. Сильная струя воздуха, попадая на переднюю часть языка, прижимает ее к верхним зубам. Пробуйте сначала образовывать звук без отрыва языка, а затем с отрывом.

[Р] - При твердом звуке кончик языка поднят и вибрирует у корней зубов, при мягком [РЬ] вибрация происходит непосредственно у верхних резцов.

[Ч] - Губы мягко раскрыты. Расстояние между зубами очень узкое, передняя часть языка прижата к корням нижних зубов. Быстрый и сильный выдох выбрасывает звук вместе с воздушной струей. Звук должен быть коротким, без примеси гласного.

[Ц] - Язык приподнят к верхним зубам. Зубы обнажены. Сильный и короткий выдох направлен в щель между зубами на нижнюю губу и в подбородок.

[С] - Губы раскрыты, между зубами расстояние 1 мм, язык поднят к верхним зубам, вогнут, посередине языка продольный желобок. Выдох очень сильный и протяжный, струя воздуха падает на подбородок. Если звук шепелявый или сюсюкающий, значит, язык либо появляется между зубами, либо опущен вниз и вялый, либо очень "жесткая" верхняя губа. Если звук свистящий, то язык следует немного опустить вниз или обратить внимание на дефекты строения зубов (один зуб короче другого, или велика щель между передними зубами, или неправилен прикус).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»