Александр дюма краткая биография. Все произведения Дюма: список

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

(1802-1870) французский писатель

Мало есть имен более известных миру, чем имя Дюма-отца. Сразу после выхода его книги читали в разных странах мира и продолжают читать до сих пор. Великий французский писатель Виктор Гюго сказал о своем знаменитом современнике: «В наш век никто не пользовался такой популярностью, как Александр Дюма; его успех - больше чем успех, - это триумф. Его слава гремит подобно трубным звукам фанфар. Александр Дюма - имя не только французское, но и европейское; более того - это имя мировое». В этом суждении нет ничего преувеличенного, неискреннего, недостоверного.

Дед будущего писателя по отцовской линии - бывший полковник и генеральный комиссар артиллерии, потомок нормандского дворянского рода и маркиз милостью короля. В 1760 году он отправился попытать счастья на Сан-Доминго, и там 27 марта 1762 года от чернокожей рабыни у него родился сын, которого при крещении нарекли Тома-Александр. В 1780 году маркиз вернулся в Париж.

Он не очень-то баловал своего сына и был крайне скуп. В 79 лет он женился на своей экономке. Тогда сын, доведенный до крайности, решил завербоваться в королевскую гвардию простым солдатом под фамилией Дюма. В годы революции карьеру делали быстро, и в октябре 1792 года он стал подполковником. А еще через месяц женился на Мари-Луизе Лабурэ, девушке серьезной и добродетельной. В сентябре 1793 года отца будущего писателя производят в дивизионные генералы.

Армейская служба бросала его из конца в конец, пока он не оказался в Итальянской армии Бонапарта. После Италии, Дюма сопровождал Бонапарта в его египетском походе. Правда, по разрешению императора строптивый генерал раньше времени покинул Египет. По возвращении на родину он оказался в тюрьме Неаполитанского королевства, и лишь в апреле 1801 года его по случаю примирения обменяли на знаменитого австрийского генерала Мака. Он вышел из тюрьмы изувеченным, полупарализованным, с язвой желудка. Тюрьма превратила атлета в калеку, поэтому не могло быть и речи о дальнейшей службе в армии.

В это время в семье Дюма и родился сын Александр. Будущий писатель провел свое детство в материально стесненных условиях. Впрочем, положение семьи было не лучше и в годы его отрочества и юности. После смерти отца не осталось даже маленького наследства. Для юного Александра не могли добиться стипендии в лицее или в военной школе.

Мать и сестра научили его читать и писать, но в арифметике он не смог пойти дальше умножения. Зато еще в раннем детстве он выработал почерк военного писаря - четкий, аккуратный, щедро украшенный завитушками, что потом поможет ему зарабатывать на пропитание. Мать попыталась было учить его музыке, но оказалось, что он начисто лишен слуха. Зато мальчик научился танцевать, фехтовать, а немного позже стрелять.

Александр Дюма посещал местный колледж аббата Грегуара. Он мало чему там научился: усвоил начала латыни, основы грамматики, да еще усовершенствовал свой почерк. Больше всего он любил охоту и целыми днями пропадал в лесу.

Однако юноша не может прожить одной охотой. Настало время подыскать ему другую работу. Вскоре Александр стал работать клерком у нотариуса.

Во время кратковременной поездки в Париж он познакомился с великим актером Тальма. Александр Дюма решает, что карьеру он может сделать только в Париже. Он переезжает сюда и поступает на работу в канцелярию герцога Орлеанского.

Новая жизнь открыла перед ним новые возможности. Прежде всего он быстро убедился в том, что ему необходимо учиться. Он уже успел заметить, что его невежество поражает всех знакомых, которые тем не менее отмечали гибкий ум Дюма. Служба для него была лишь источником существования. Главное внимание молодой человек уделяет занятиям литературой, общению с уже известными писателями, драматургами. В 1829 году Александр Дюма пишет историческую драму «Генрих III и его двор». Это была одна из первых французских романтических драм. Ее успех был ошеломительным. Пьеса выдержала тридцать восемь представлений и дала отличные сборы. Правда, король внезапно увидел в героях сходство с собой и своим кузеном герцогом Орлеанским. Он собирался запретить пьесу, но ее поддержал сам герцог Орлеанский.

Так в двадцать семь лет Дюма, только недавно приехавший из провинции, без положения, без протекции, без денег, без образования, превратился в человека известного, почти знаменитого.

В дальнейшем репертуар французских театров на многие годы обогащается за счет таких выдающихся его пьес, как «Антони» (1831), «Нельская башня» (1832), «Кинили Гений и беспутство» (1836).

Дружба с герцогом Орлеанским, принесла Виктор Гюго розетку офицера Почетного легиона, а Александр Дюма - ленточку кавалера. Если Гюго принял награду с обычным для него надменным достоинством, то Дюма радовался как ребенок. Он гордо разгуливал по бульвару, украсив себя огромным крестом, рядом с которым приколол орден Изабеллы Католической, какую-то бельгийскую медаль, шведский крест Густава Вазы и орден святого Иоанна Иерусалимского. В любой стране, которую он посещал, Александр Дюма выпрашивал себе награды и скупал все ордена, какие только можно было приобрести. Его фрак в торжественные дни превращался в настоящую выставку лент и медалей.

В тридцатые годы у него возник замысел воспроизвести историю Франции XV-XIX веков в целой серии книг. Первым произведением этого цикла стал роман «Изабелла Баварская» (1835). Таким образом, писатель возродил жанр исторического романа, в котором наряду с вымышленными героями действуют исторические персонажи. Но чтобы заинтересовать публику жизнью королей и королев, фаворитов и министров, надо было показать ей, что под придворными нарядами таятся те же страсти, что и у простых смертных. В этом Дюма не имел себе равных.

Он не был ни эрудитом, ни исследователем. Он любил историю, но не очень уважал ее. «Что такое история? - говорил он. - Это гвоздь, на который я вешаю свои романы». Александр Дюма знал, что как историка его никогда не будут принимать всерьез, поскольку он перерабатывал исторические факты так, как того требовала художественная форма.

Успех следующего романа - «Шевалье Д"Арманталь» - показал Дюма, что исторические романы - золотая жила. Директора крупнейших парижских газет гонялись за писателем, чтобы заручиться правом на публикацию очередного романа. «Три мушкетера» умножили славу Александра Дюма. Одно поколение может ошибиться в оценке произведения. Четыре или пять поколений никогда не ошибаются. Творческая манера Дюма так подходила к избранному им жанру, что она и поныне остается образцом для всех работающих в нем. Дюма отталкивался от известных источников, иногда поддельных, как «Мемуары Д"Артаньяна», иногда подлинных, как «Мемуары мадам де Лафайет», из которых вышел «Виконт де Бражелон».

За всю историю французской литературы ни один писатель не был столь плодовит, как Дюма с 1845 по 1855 год. Он писал романы без передышки. В них перед нами проходит вся история Франции. За «Тремя мушкетерами» следуют «Двадцать лет спустя», затем «Виконт де Бражелон». Другая трилогия: «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять» - была связана с исторической фигурой Генриха Наваррского. Одновременно в другой серии романов - «Ожерелье королевы», «Шевалье де Мэзон-Руж», «Жозеф Бальзамо», «Анж Питу» и «Графиня де Шарин» - Александр Дюма описывает закат и падение французской монархии.

Дюма еще смолоду замыслил объединить в своей писательской державе всю историю. Он всегда любил путешествовать и возвращался домой с объемистыми рукописями. Писатель давно хотел побывать и в России. В 1840 году Александр Дюма публикует роман «Учитель фехтования», посвященный восстанию декабристов и жизни одного из них - И.А. Анненкова. Роман написан на основе исторических фактов, в нем также были использованы дневники знаменитого преподавателя фехтовального мастерства О. Гризье, который служил в Главном инженерном училище в Петербурге, а затем вернулся во Францию. Роман Александра Дюма был запрещен в России, хотя все, кто мог его раздобыть, читали его тайком, в том числе и сама императрица. Русский перевод романа «Учитель фехтования» был опубликован лишь в 1925 году.

В 1858 году, после смерти Николая I, Александр Дюма получил визу и отправился в Россию. Он посетил Петербург, Москву, побывал на нижегородской ярмарке. В Нижнем Новгороде Дюма познакомился с героями своего романа «Учитель фехтования» супругами Анненковыми. Самым большим счастьем за время этого путешествия стало для Александр Дюма открытие, что образованные русские знают многих французских писателей, в том числе и его самого, так же хорошо, как парижане. Он еще посетил Астрахань и калмыцкие степи. Рассказы Александра Дюма по возвращении его во Францию превзошли по занимательности приключения Монте-Кристо.

Разразившаяся франко-прусская война 1870 года, известия о первых поражениях французов доконали больного Дюма. Полупарализованный после удара, он с трудом добрался до дома сына, ставшего знаменитым автором романа «Дама с камелиями». Вскоре болезнь еще больше обострилась, и больной почти перестал говорить, а потом и вставать. 5 декабря в десять часов вечера он скончался. Александр Дюма был похоронен в Невиль-де-Полле, а когда война закончилась, сын перевез останки отца в Виллер-Котре и похоронил рядом с могилой генерала Дюма и Мари-Луизы Лабурэ.

Годы жизни: с 24.07.1802 по 05.12.1870

Александр Дюма - выдающийся французский драматург, романист, поэт, писатель, сказочник, биограф и журналист. Его приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых авторов в мире.

Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в маленьком городке Виллер-Котре, расположенном близ Парижа. Дед писателя, маркиз Дави де Ля Пайетри, был богатым колониальным помещиком, женившимся на своей рабыне-негритянке.

В двадцать лет Дюма отправился покорять Париж. Успех к Дюма приходит в 1829 году, когда ему удалось поставить на сцене театра "Одеон" свою первую романтическую драму - "Генрих III и его двор". Пьеса обличала кровавые преступления французского королевского двора XVI века; по своей идейной направленности была антимонархической и антиклерикальной, что вполне соответствовало предреволюционным настроениям французов. Вслед за «Генрихом III» Дюма пишет ряд известных драм и комедий, пользовавшихся в своё время громкой славой. К ним относятся: «Христина», «Антони», «Кин, гений и беспутство», «Тайны Нельской башни».

В 1830-х годах Дюма проявляет интерес к России и пишет книгу "Записки учитель фехтования или Восемнадцать месяцев в Санкт-Петербурге". В жанре романа-фельетона Дюма становится популярным и признанным писателем, создавая в 1840-х годах свои наиболее известные произведения: "Три мушкетера" (1844) с двумя продолжениями - "Двадцать лет спустя" (1845) и "Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя" (1848-1850), "Граф Монте-Кристо" (1844-1845), "Королева Марго", "Шевалье де Мезон-Руж" (1846), "Мадам де Монсоро" (1846), "Две Дианы" (1846), "Сорок пять" (1848).

В 1850-е годы Дюма отходит от своих былых романтических позиций и пишет ряд исторических романов, среди которых: "Исаак Лакедем" (1852), "Анж Питу" (1853), "Графиня де Шарки" (1853-1855), "Парижские могикане" (1854-1858).

Жизнь Дюма была полна приключений не менее чем жизни персонажей его произведений: постоянные путешествия, сотни молодых любовниц, преимущественно актрис, пятеро внебрачных детей (это только признанные, cкорее всего число его детей на много больше), огромные гонорары и ещё более огромные траты, приведшие Дюма в конце концов к банкротству.

Александр Дюма ушёл из жизни 5 декабря 1870 года, успев написать и выпустить более 500 томов произведений всевозможных жанров – поразительная, непревзойдённая плодовитость, порождённая гением и трудолюбием.

Подробная информация о книгах автора:

Рассказывают, что путешествуя по России, Дюма посетил некий небольшой южный городок. Хозяин местной книжной лавки, зная о прибытии знаменитого писателя, решил подготовиться на случай, если вдруг Дюма, проходя мимо, решит зайти в лавку и подготовил ему сюрприз, убрав все книги других авторов с полок.
Так получилось, что Дюма действительно, проходя мимо, решил заглянуть в данную книжную лавку, и естественно, спросил, где все книги других авторов. Хозяин лавки уже собрался ответить заготовленной фразой, мол произведения других авторов не пользуются спросом с тех пор как местные жители открыли для себя Дюма и здесь не считают нужным читать ничего, кроме Дюма, но переволновался при виде знаменитости и почему-то произнёс: «Продали-с!».

Одним из его способов привлечь публику на свои спектакли было публикация объявлений типа: «придёт ли сегодня в театр господин, который смотрел на меня так пристально, что заставил покраснеть как-то вечером на представлении «Нельской башни»? Для него будет оставлена записка. Влюблённая.». В результате сотни парижан и гостей столицы приобретали билеты на пьесы Дюма надеясь, что именно их имеют ввиду.

Одному своему приятелю Дюма подарил свинку на день рождения. Тот был очарован подарком, и как-то сказал Дюма:
- Друг мой, Я так люблю свою свинку, что даже сплю вместе с ней!
- Отлично, ответил Дюма. Ваша свинка говорит о вас то же самое.

Библиография

- а (1844)
- (1845)
- (1847)

- (1845)
- (1846)
- (1847)

Серия о Регентстве

- (1841)
- (1844)

Серия о французской революции

- Джузеппе Бальзамо или Записки врача (1846-1848)
- (1849-1850) Александр Дюма- отец. «Гений Жизни... и Любви».


Александр Дюма (фр. Alexandre Dumas, père; 24 июля 1802, Вилле-Котре - 5 декабря 1870, Пюи) - французский писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире. Также был драматургом и журналистом. Поскольку его сын также носил имя Александр и также был писателем, для предотвращения путаницы при его упоминании часто добавляют уточнение «-отец».

«Это не человек, а сила природы», - говорил о писателе историк Жюль Мишле. Гигант, живший не по средствам, широкая натура, тонкий знаток кулинарного искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождал успех, долги и женщины. В этом весь Александр Дюма. Более того, жизнь писателя - сплошной роман, вроде тех, что писал он сам, история о великане- обжоре, торопившемся съесть все и сразу; жизнь, в которой сменяли друг друга работа, приключения, размышления, мечты, любовь ко всем женщинам и в то же время ни к одной (за исключением, конечно, его матери Марии- Луизы).

Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Александр унаследовал от своего отца, сына небогатого маркиза Александра Антуана де Ла Пайетри и рабыни, «ветреной женщины», как говорили в Сан- Доминго (Гаити), гигантский рост, силу Геркулеса и мужественную внешность. У него было смуглое лицо и курчавая шевелюра. Всё это приводило женщин в экстаз и раздражало соперников. Один из завсегдатаев литературного салона, дерзнувший пошутить на тему родословной Дюма, получил от него резкий ответ: «Мой отец был мулатом, моя бабушка была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки вообще были обезьянами. Моя родословная начинается там, где ваша заканчивается». В 1806 году, когда умер отец писателя генерал Дюма, Александру было всего три с половиной года. Ребенок схватил ружье, сказав заплаканной матери, что идет на небо, чтобы «убить Боженьку, который убил папу».

Дюма решил непременно стать драматургом. Без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле в канцелярии при герцоге Орлеанском, которую помог получить генерал Фуа. Дюма принялся пополнять своё образование. Прочитав статьи о Мональдески и шведской королеве Кристине, Дюма решил написать на эту тему драму «Кристина». Однако против постановки драмы возражала всесильная мадемуазель Марс- прима Комеди Франсез и «Кристина» не появилась на сцене театра.

В Париже первой женщиной Дюма стала белошвейка Мари-Катрин-Лор Лабе. Она жила в том же доме, в котором Дюма снимал свое первое жилище в городе своей мечты. Вскоре Катрин родила ему сына, тоже Александра (1824- 1895). Дюма снял для них более просторную квартиру и содержал, изредка навещая. Он помог Лабе открыть «кабинет для чтения», а повзрослевшего сына снабжал советами по части женщин. «Ты передаешь мне свои туфли и своих любовниц», - полушутя говорил Дюма- младший. Когда сын женился на княгине Надежде Нарышкиной, отец и мать встретились в мэрии и так тепло отнеслись друг к другу, что сын решил поженить престарелых родителей. Но не успел – мать вскоре умерла.

После рождения сына Дюма познакомился с поэтессой Мелани Вальдор. Дочь известного издателя, она была замужем за капитаном, но это не помешало ей влюбиться в начинающего писателя. Они слали друг другу послания в стихах, клялись в вечной любви и верности. Но Дюма не мог соблюсти клятвы, а Мелани жутко ревновала. Она решилась на самоубийство, составила завещание и отправила его своему доктору в надежде, что Дюма перехватит письмо и остановит ее. Так и случилось.

Дюма, которому надо было содержать мать, а также незаконнорожденного сына Александра, написал пьесу на новую тему. Драма «Генрих III и его двор» была создана за два месяца. Актёры Комеди Франсез после читки пьесы, прошедшей в салоне Мелани Вальдор, просили принять её вне очереди. Премьера прошла успешно 10 февраля 1829 года и это была победа романтиков в театре, до сих пор считавшемся опорой классицизма.

Вслед за «Генрихом III» Дюма пишет ряд известных драм и комедий, пользовавшихся в своё время громкой славой. Пьесы Дюма не отличались художественным совершенством, но он, как никто другой владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Дюма написал пьесу «Антони» по мотивам собственного романа и пригласил Мелани на премьеру. Однако ушел из театра он в сопровождении другой - актрисы Мари Дорваль,которая сыграла на сцене Мелани. С ней он познакомился после премьеры своей драмы «Христина, или Стокгольм, Фонтенбло и Рим». Прямо на площади к нему подкатила коляска, и женщина крикнула оттуда: «Так это вы и есть месье Дюма? Садитесь ко мне и поцелуйте меня... Ах, какой же вы талантливый и как хорошо вам удаются женские образы!».

Бурный успех сопровождал пьесу «Нельская башня», премьера которой состоялась 22 мая 1832 года в театре «Порт-Сен-Мартен». К этому времени на сцене уже было поставлено семь пьес Дюма. И Александру стало скучно. Писатель нередко сравнивал театр и женщину: пылкая страсть вначале и безразличие потом, когда они сдавались. Поэтому вскоре Дюма отошел от театра, чтобы писать повести и рассказы, а затем и исторические романы. Одно за другим появлялись его выдающиеся литературные произведения: «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго», «Двадцать лет спустя», «Кавалер де ла Мэзон Руж», «Графиня де Монсоро», «Жозеф Бальзамо» и «Сорок пять».


Александр Дюма в 1842 году. Eugène Giraud.

Много времени писатель посвящал своим друзьям, женщинам и развлечениям. По словам современников, у Дюма было множество внебрачных детей, но признал он только Александра, да и то через 7 лет, и дочь Мари - Александрину (1831-?) от актрисы Белль Крельсамер (кроме них у Дюма больше нет официальных детей).

Дюма много путешествовал, охотился на косуль, проводил сеансы спиритизма. Как и любой прогрессивный человек, он принимал непосредственное участие во всех политических событиях. Так, в июле 1830 года Дюма вместе с восставшими воздвигал баррикады на улицах Парижа. По политическим убеждениям Александр был республиканцем, тем не менее это не мешало ему дружить с аристократами и восхищаться Империей, сочувствовать представителям младшей (Орлеанской) ветви династии Бурбонов. Провёл два года в России (1858-1859), посетил Петербург, достопримечательности Карелии, остров Валаам, Москву, Царицын, Закавказье. О своём путешествии в России Дюма написал книгу «Путевые впечатления. В России.»

Единственной женой Дюма была тоже актриса – Ида Феррье (Маргарита Жозефина Ферран). Это была «очень полная двадцатилетняя блондинка с кривыми зубами, ужасной дикцией и весьма посредственным талантом». Есть две версии, почему он вдруг решил жениться. По одной из них, Дюма прожил с Идой семь лет и в 1839 году рискнул представить ее герцогу Орлеанскому. Тот намекнул: «Я полагаю, вы представили мне свою супругу?». Дюма намек понял и повел любовницу в мэрию. По другой версии, Ида скупила все долговые Дюма и поставила ультиматум - либо свадьба, либо тюрьма. Дюма выбрал первое.

Подписание брачного контракта состоялось 1 февраля 1840 года; свидетелями со стороны жениха были сам великий Шатобриан и член Французской академии Вальмен. Этот странный брак изумил весь Париж, который знал, что у Дюма есть сын и дочь от разных женщин, а кроме того - бесчисленные любовницы. Путешествуя по Италии, он заводит полный страсти роман с певицей Каролин Унгер, который продолжается несколько месяцев. Впрочем, жена недолго была ему верна. Получив Дюма в мужья, она пустилась во все тяжкие.

Однажды Дюма застал ее с любовником- Роже де Бовуаром. За окном бушевала гроза, и Дюма великодушно предложил тому переночевать в кресле у камина. Голый любовник трясся от холода и стыда в кресле. А Дюма сидел рядом за столом и писал очередной роман. Потом он задул свечу, лег в постель к жене и кинул горе- любовнику одеяло. А утром взял того за руку, опустил ее на интимное место супруги и торжественно провозгласил: «Роже, примиримся, как древние римляне, на публичном месте». Этот случай как анекдот травили по всему Парижу. В 1841 году она встретила знатного сицилийского вельможу, князя Виллафранка, и стала его любовницей. В октябре 1844 года Александр Дюма и Ида Феррье расстались. Умерла Ида Феррье сорока восьми лет от роду в Генуе, унеся с собой в могилу, говоря словами князя, «половину его души». Но Александр Дюма навсегда вычеркнул ее из своего сердца.

Жорд Санд назвала Александра Дюма «гением жизни». К этой прекрасной характеристике вполне можно было бы прибавить слова «... и любви». По подсчетам биографов, у творца «Трех мушкетеров» было более 500 любовниц. Сам Дюма неоднократно говорил: «Поговаривают о моих „африканских страстях“. Много любовниц я завожу из человеколюбия; если бы у меня была одна любовница, то она умерла бы через неделю». Но для него было характерно и то, что он не требовал постоянства и от своих женщин.

Возраст любовниц Дюма постоянно снижается в противоположной пропорции с возрастом Дюма. Его новым пассиям, юным Эме Доз, Анриетте Лоранс и другим нет ещё и двадцати лет! Похоже, Дюма всегда предпочитал двадцатилетних – и в семнадцать, и в семьдесят. Дюма постоянно сочинял в честь своих любовниц эпиграммы и стихи непристойного содержания. Дамы нередко обижались, тогда он говорил так: «Все, что вышло из-под пера папаши Дюма, когда-нибудь будет стоить очень дорого». Молва гласила, что, когда Дюма- отца навещал подросший Дюма-сын, а подобные визиты были не редкостью, в доме поднимался переполох, отец в отчаянии метался по комнатам, пытаясь спрятать в чуланах и комнатах для слуг многочисленных полуодетых женщин.

Незабываемой для Дюма стала встреча с итальянской актрисой Фанни Гордоза. Первый муж Фанни так устал от ее сексуального аппетита, что заставлял ее носить обвязанное вокруг талии мокрое холодное полотенце, чтобы хоть как-то охладить жар любовный. Дюма же не испугался страстной актрисы, и полотенце ей завязывать больше не приходилось. Дюма, впрочем, вскоре выставил Фанни из дому: она, связавшись с учителем музыки, тем не менее ревновала его к другим женщинам. В 1851 рождается его второй сын - Анри Бауэр. Его мать – Анна Бауэр была замужней женщиной, и Анри всю жизнь носил фамилию мужа матери, но говорят, достаточно было одного взгляда на него, чтобы понять, кто был его настоящим отцом.

В 1860 Дюма отправляется в плавание в сопровождении молоденькой актрисы Эмилии Кордье, которую он называл «мой адмирал». Днем она одевалась и выдавала себя за мальчика. Впрочем, об этом маскараде все знали. Вскоре «мальчик» оказался беременным. У «адмирала» в положенный срок родилась дочь Микаэла-Клелия-Жозефа-Элизабет, которую Дюма нежно любил. К большому огорчению, Эмилия не позволила Дюма официально объявить о своем отцовстве. Эмилия хотела брака, Дюма – нет.


Александр Дюма- отец с дочерью Мари - Александриной.

Затем Дюма развлекался со знаменитой танцовщицей Лолой Монтес, чьи выступления шокировали женщин и восхищали мужчин. Лола добавила Дюма к длинной череде своих знаменитых любовников, проведя с ним лишь две ночи. Сделала она это, впрочем, с необыкновенным изяществом. Под занавес собственной жизни Дюма сошелся с американкой Адой Менкен – лихой наездницей- циркачкой. В сохранившемся письме Дюма к Аде автор «Графа де Монте-Кристо» писал: «Если верно, что у меня есть талант - то верно, что у меня есть любовь, и они - принадлежат тебе». Ради забавы он даже согласился сняться вместе с ней в весьма фривольной позе. Открытки- фотографии принесли прибыль продавцам и немало огорчения детям Дюма.


Дюма- отец с Адой Менкен.

В 1870 году Александр Дюма вновь, в двадцатый раз в жизни, разорился. «Мне делают упреки в том, что я был расточителен, - говорил Дюма перед смертью своему сыну. - Я приехал в Париж с двадцатью франками в кармане. - И, указывая взглядом на свой последний золотой на камине, закончил: - И вот, я сохранил их... Смотри!» Через несколько дней, 6 декабря, его не стало. В своём завещании Дюма писал: «Желаю быть похороненным на прелестном кладбище городка Виллер- Котре, более похожем на лужайку, на которой могли бы играть дети». Александр Дюма был похоронен в Невиль-де-Полле, а когда война закончилась, сын перевез останки отца в Виллер- Котре и похоронил рядом с могилой генерала Дюма и Мари-Луизы Лабурэ. Мелани Вальдор, после смерти Александра Дюма писала его сыну: «Если существовал мужчина, который был неизменно добр и великодушен, то это, конечно, твой отец».

Останки писателя были эксгумированы 26 ноября 2002. Гроб с останками Александра Дюма при большом стечении народа был доставлен в Пантеон, его сопровождали четверо королевских мушкетёров. Президент Франции Жак Ширак, принимавший участие в торжестве, назвал Дюма «величайшим представителем мировой литературы» и «гордостью нации».

Александр Дюма является великим французским писателем. Его произведения интриговали и интересовали читателей с их появления и до наших времен. Мировую известность писатель получил благодаря двум самым популярным романам французской литературы - «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо».

У Александра Дюма был сын, который тоже имел имя Александр и также выбрал жизненный путь писателя, поэтому для ясности к Александру Дюма старшему добавляют приставку «отец» .


Творчество Александра Дюма-отца

Во времена перестройки или так называемой «Реставрации» свой литературный творческий путь и начинает Александр Дюма-отец. В это время происходят государственные реформации и изменения, король вынужден прислушаться к мнению людей и ввести в государство конституцию. Изменения происходили и во французском парламенте. Проанализировав политическую ситуацию, Александр Дюма-отец находит свое направление в творчестве, что уже выразилось в первых главах романа «Граф Монте-Кристо».

Самыми яркими литературными произведениями можно назвать:

  • цикл «Время Регентства»;
  • цикл «Революция».


Краткая биография Александра Дюма-отца

Писатель родился в 1802 году, в маленьком городке Виллер-Котре, в семье известного кавалерийского генерала наполеоновской армии. Так как его бабушка по отцовской линии была темнокожей, Александр Дюма-отец являлся квартеронцем и всю жизнь очень гордился этим .

В своем небольшом городке Александр провел все детство и юность. Там же он подружился с человеком, который оказал мощное влияние на становление Александра как драматурга. Это был Адольф де Лёвен. Он часто любил бывать в парижских театрах, куда приглашал Александра Дюма-отца.

Используя кое-какие связи, которые остались после отца, Александр Дюма-отец переехал в Париж. Там он устроился работать в канцелярию и в это же время учился. Первыми сочинениями, которые автор опубликовал, были журнальные статьи, водевили и пьесы.

Так как дебютный водевиль «Охота на любовь» сразу приняли к постановке, драматург принялся за написание драмы. Хотя его пьесы и драматические произведения невозможно назвать идеальными или совершенными, но они обладали особенной чертой, держали внимание зрителя до конца . В итоге это стало его заработком.

При своей жизни Дюма-отец публикует огромное количество произведений, вызывая различные слухи. Считали, что у него были соавторы - негры, которые работали на него.

Умер в 1870 году в г. Пюи, позднее его прах перезахоронили в парижском Пантеоне.

Легендарная леди Гамильтон… В круговороте грандиозных исторических событий она пережила множество взлетов и падений. Какую тайну знала эта женщина, сумевшая из гувернантки превратиться в блистательную леди, спутницу аристократов своего времени, возлюбленную талантливого и бесстрашного полководца Горацио Нельсона?

Иллюстрации Е. Ганешиной

Широкоизвестный историко-приключенческий роман из эпохи Людовика XIII, принадлежащий перу знаменитого французского писателя-классика Александра Дюма-отца.

Издание 1959 года. Иллюстрации И. С. Кускова. Послесловие и примечания М. Трескунова.

«Королева Марго» – один из самых знаменитых романов Александра Дюма, давно уже ставших классикой историко-приключенческой литературы. Франция, шестнадцатый век, эпоха жестокой борьбы между протестантами и католиками, изощренных придворных интриг и трагической любви королевы Марго, поневоле ставшей участницей чужих политических игр…

Блистательный роман Александра Дюма - отца «Двадцать лет спустя» написал вслед за его известными «Тремя мушкетерами». В нем столько же остроумия, занимательности и неожиданных поворотов, как и в первой книге трилогии. Наряду с вымышленными героями в романе действуют подлинные исторические лица.

Сюжет «Графа Монте-Кристо» был почерпнут Александром Дюма из архивов парижской полиции. Подлинная жизнь Франсуа Пико под пером блестящего мастера историко-приключенческого жанра превратилась в захватывающую историю об Эдмоне Дантесе, узнике замка Иф. Совершив дерзкий побег, он возвращается в родной город, чтобы свершить правосудие – отомстить тем, кто разрушил его жизнь.

Толстый роман, не отпускающий до последней страницы, «Граф Монте-Кристо» – классика, которую действительно перечитывают.

Александр Дюма. Три мушкетера. Роман.

Юный гасконец д"Артаньян полон дерзких планов покорить Париж. Его ловкость и проворство, жизнерадостность и благородство привлекают к нему не только друзей, но и врагов, которые хотели бы видеть этого мужественного и преданного человека на своей стороне. Преданные своим королю и королеве, три мушкетера и д"Артаньян живут жизнью, полной заговоров, интриг, поединков и подвигов. Они всегда действуют сообща, а девиз «Один за всех и все за одного» приводит их к победе.

Иллюстрации Мориса Лелуара.

Перевод: В.С.Вальдман, Д.Г.Лившиц, К.А.Ксанина

Александр Дюма. Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. Трилогия.
Электронное издание.

"Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя" - заключительная часть грандиозной
трилогии о мушкетерах. Короля Франции подстерегают враги и любовь, сторонники
кардинала готовят заговор, человек в железной маске оказывается на троне.
Во всех этих приключениях участвуют д"Артаньян, три мушкетера и сын Атоса - виконт де Бражелон.

Иллюстрации Ж.Боже

Примечание:
Данная электронная сборка не является копией какого-либо полиграфического издания.
Это компьютерная компиляция текста и различных элементов оформления.
В epub и fb2-файле - все 3 тома книги, pdf-файлы - тома по отдельности.

Жесточайшая и кровавая борьба за корону Кастилии между братьями доном Педро и доном Энрике в конце XIV века, в которую вмешивается Франция, а также драматическая любовь французского рыцаря де Молеона к мавританской принцессе Аиссе составляет основную сюжетную линию романа «Бастард де Молеон».

Французская литература

Александр Дюма

Биография

ДЮМА, АЛЕКСАНДР

Французский писатель

Мало есть имен более известных миру, чем имя Дюма-отца. Сразу после выхода его книги читали в разных странах мира и продолжают читать до сих пор. Великий французский писатель Виктор Гюго сказал о своем знаменитом современнике: «В наш век никто не

Пользовался такой популярностью, как Александр Дюма; его успех - больше чем успех, - это триумф. Его слава гремит подобно трубным звукам фанфар. Александр Дюма не только имя французское, но и европейское; более того - это имя мировое». В этом суждении нет ничего преувеличенного, неискреннего, недостоверного.

Дед будущего писателя по отцовской линии - бывший полковник и генеральный комиссар артиллерии, потомок нормандского дворянского рода и маркиз милостью короля. В 1760 году он отправился попытать счастья на Сан-Доминго, и там 27 марта 1762 года от чернокожей рабыни у него родился сын, которого при крещении нарекли Тома-Александр. В 1780 году маркиз вернулся в Париж. Согласно обычаю французские плантаторы-дворяне, возвращаясь во Францию, Сыновей смешанной крови брали с собой, а дочерей оставляли на островах.

Так молодой восемнадцатилетний мулат попал в Париж вместе с отцом. У него был весьма экзотический вид, и он обращал на себя внимание своей необычной красотой. К тому же юноша поражал всех своей силой. Его принимали в свете: ведь он был сын маркиза. Многие черты отца позже перенял и его знаменитый сын.

Маркиз не очень-то баловал своего сына и был крайне скуп. В 79 лет он женился на своей экономке. Тогда сын, доведенный до крайности, решил завербоваться в королевскую гвардию простым солдатом под фамилией Дюма. В годы революции карьеру делали быстро, и в октябре 1792 года он стал подполковником. А еще через месяц женился на Мари-Луизе Лабурэ, девушке серьезной и добродетельной. В сентябре 1793 года отца будущего писателя производят в дивизионные генералы.

Армейская служба бросала его из конца в конец, пока он не оказался в Итальянской армии Бонапарта. Он скорее слыл хорошим рубакой, чем искусным стратегом, о чем был информирован и Бонапарт. После Италии Дюма сопровождал Бонапарта в его египетском походе. Правда, по разрешению Бонапарта строптивый генерал раньше времени покинул Египет. По возвращении на родину он оказался в тюрьме Неаполитанского королевства, и лишь в апреле 1801 года его по случаю примирения обменяли на знаменитого австрийского генерала Мака. Он вышел из тюрьмы изувеченным, полупарализованным, с язвой желудка. Тюрьма превратила атлета в калеку, поэтому не могло быть и речи о дальнейшей службе в армии.

В это время в семье Дюма и родился сын Александр. Будущий писатель провел свое детство в материально стесненных условиях. Впрочем, положение семьи было не лучше и в годы его отрочества и юности. После смерти отца не осталось даже маленького наследства. Для юного Александра не могли даже добиться стипендии в лицее или в военной школе.

Мать и сестра научили Александра читать и писать, но в арифметике оп никогда не смог пойти дальше умножения. Зато еще в раннем детстве он выработал почерк военного писаря - четкий, аккуратный, щедро украшенный завитушками, что потом поможет ему зарабатывать на пропитание. Мать попыталась, было учить его музыке, но оказалось, что он начисто лишен слуха. Зато мальчик научился танцевать, фехтовать, а немного позже стрелять. И делал все это отлично.

Александр посещал местный колледж аббата Грегуара. Он мало чему там научился: усвоил начатки латыни, основы грамматики, да еще усовершенствовал свой почерк. Больше всего он любил охоту и днями пропадал в лесу.

Однако юноша не может прожить одной охотой. Настало время подыскать ему другую работу. Вскоре Александр стал работать клерком у нотариуса. Он твердо верил в свою звезду, хотя знания у него были неглубокие.

Во время кратковременной поездки в Париж Александр познакомился с великим актером Тальма. Дюма решает, что карьеру он может сделать только в Париже. Не долго думая, он переехал в этот город и поступил на работу в канцелярию герцога Орлеанского.

Новая жизнь открыла перед Дюма новые возможности. Прежде всего, он быстро убедился в том, что ему необходимо учиться. Он уже успел заметить, что его невежество поражает всех знакомых, которые, тем не менее, отмечали гибкий ум Дюма. Служба для него была лишь источником для существования. Главное внимание молодой человек уделяет занятиям литературой, общению с уже известными писателями, драматургами. В 1829 году Дюма пишет историческую драму «Генрих III и его двор». Ее успех был ошеломительньим. Пьеса выдержала тридцать восемь представлений и делала отличные сборы. Правда, король внезапно увидел в героях пьесы сходство с ныне царствующим монархом и его кузеном герцогом Орлеанским. Он собирался запретить пьесу, но ее поддержал герцог Орлеанский.

Так в двадцать семь лет Дюма, только недавно приехавший из провинции, без положения, без протекции, без денег, без образования, превратился в человека известного, почти знаменитого.

В дальнейшем репертуар французских театров на многие годы обогащается за счет таких выдающихся пьес Дюма, как «Антонии», «Нельская башня», «Кин, или Гений и беспутство».

Дружба с герцогом Орлеанским принесла В. Гюго розетку офицера Почетного легиона, а Дюма - ленточку кавалера. Если Гюго принял награду с обычным для него надменным достоинством, то Дюма радовался, как ребенок. Он гордо разгуливал по бульвару, украсив себя огромным крестом, рядом с которым приколол орден Изабеллы Католической, какую-то бельгийскую медаль, шведский крест Густава Вазы и орден святого Иоанна Иерусалимского. В любой стране, которую он посещал, Дюма выпрашивал себе награды и скупал все ордена, какие только можно было приобрести. Его фрак в торжественные дни превращался в настоящую выставку лент и медалей.

В тридцатые годы у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции ХV-ХIХ веков в целой серии книг. Первым произведением этого цикла стал роман «Изабелла Баварская» (1835). Таким образом, писатель возродил жанр исторического романа, в котором наряду с вымышленными героями действуют исторические персонажи. Но чтобы заинтересовать публику жизнью королей и королев, фаворитов и министров, надо было показать ей, что под придворными нарядами таятся те же страсти, что и у простых смертных. В этом Дюма не имел себе равных. Он не был ни эрудитом, ни исследователем. Он любил историю, но не очень уважал ее. «Что такое история? - говорил он. - Это гвоздь, на который я вешаю свои романы. Оп знал, что как историка его никогда не будут принимать всерьез, поскольку он перерабатывал исторические факты так, как того требовала художественная форма.

Успех следующего романа «Шевалье д’Арманталь» показал Дюма, что исторические романы - золотая жила. Директора крупнейших парижских газет гонялись за писателем, чтобы заручиться правом на публикацию очередного романа. «Три мушкетера умножили славу Дюма. Одно поколение может ошибиться в оценке произведения. Четыре или пять поколений никогда не ошибаются. Творческая манера Дюма так подходила к избранному им жанру, что она и поныне остается образцом для всех работающих в нем. Дюма отталкивался от известных источников, иногда поддельных, как «Мемуары Д’Артаньяна», иногда подлинных, как «Мемуары мадам де Лафайет», из которых вышел «Виконт де Бражелон».

За всю историю французской литературы ни один писатель не был столь плодовит, как Дюма с 1845 по 1855 годы. Он писал романы без передышки. В них перед нами проходит вся история Франции. За «Тремя мушкетерами» следуют «Двадцать лет спустя, затем «Виконт де Вражелон». Другая трилогия: «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять. Одновременно в другой серии романов - «Ожерелье королевы», «Шевалье де Мэзон-РуЖ», «Жозеф Бальзамо»,

«Анж Питу» и «Графиня де Шарин» - Дюма описывает закат и падение французской монархии.

Дюма еще смолоду замыслил объединить в своей писательской державе всю историю. Он всегда любил путешествовать и возвращался домой с объемистыми рукописями. Писатель давно хотел побывать и в России. В 1840 году Дюма публикует роман «Учитель фехтования», посвященный восстанию декабристов и жизни одного из них - И. А. Анненкова. Роман написан на основе исторических фактов, в нем также были использованы дневники знаменитого преподавателя фехтовального мастерства О. Гризье, который служил в Главном инженерном училище в Петербурге, а затем вернулся во Францию. Роман Дюма был запрещен в России, хотя все, кто мог его раздобыть, читали его тайком, в том числе и сама императрица. Русский перевод романа «Учитель фехтования был опубликован лишь в 1925 году.

В 1858 году, после смерти Николая II, Дюма получил визу и отправился в Россию. Он посетил Петербург, Москву, побывал на нижегородской ярмарке. В Нижнем Новгороде Дюма познакомился с героями своего романа «Учитель фехтования» супругами Анненковыми. Самое большое счастье за время этого путешествия доставило Дюма открытие, что образованные русские знают многих французских писателей, в том числе и его самого, так же хорошо, как парижане. Он еще посетил Астрахань и калмыцкие Степи. Рассказы Дюма по возвращении его во Францию превзошли приключения Монте - Кристо. Разразившаяся франко-прусская война 187 года, известия о первых поражениях французов доконали больного Дюма. Полупарализованный после удара, он с трудом добрался до дома сына, ставшего знаменитым автором романа «Дама с камелиями». Вскоре болезнь еще больше обострялась, и больной почти перестал говорить, а потом и вставать. 5 декабря в десять часов вечера оп скончался. Дюма был похоронен в Невиль-де Полле, а когда война закончилась, Сын перевез останки отца в Виллер-Котре и похоронил рядом с могилой генерала Дюма и Мари-Луизьх Лабурэ.

Дюма Александр (1802-1870) – французский писатель, родился в 1802 году в городе Виллер-Котре. Его отец, Том Дюма, был генералом с дворянского рода, а мать, Мари-Луиза Лабурэ, дочерью владельца трактира. Несмотря на благородное происхождение, семья находилась в материально ограниченных условиях, поэтому многое им было недоступным, и юный Александр не имел возможности обучаться в военной школе или лицее. Начальным образованием мальчика занимались мать и родная сестра. Он научился отлично читать, каллиграфически писать, танцевать, мастерски упражняться со шпагой и пистолетом.

Азам латыни и грамматики в будущем был обучен в колледже аббата Грегуара. Благодаря красивому почерку Дюма быстро устроился к нотариусу на работу клерка. Позже он переезжает в Париж, где, благодаря накопленному опыту, работает в канцелярии герцога Орлеанского.

В 27-летнем возрасте писатель создает первую драму «Генрих III и его двор» (1829), которая вызывает большой интерес у зрителей. Пьеса была поставлена на сцене целых 38 раз. Такого успеха не ожидал, пожалуй, никто. С этого времени Дюма поставляет во французские театры много популярных преставлений: «Кин, или Гений и беспутство», «Нельская башня», «Антонии» и др.

В 1830-ые Дюма вернул в моду исторический роман благодаря книге «Изабелла Баварская» (1835), которая стала первым произведением из целой серии о французской истории ХV-ХIХ веков. Рядом с историческими персонажами писатель изображает вымышленных героев.

Следующий роман «Шевалье д’Арманталь» принес Дюма большие доходы, ведь к тому времени его уже знали, как автора, который нравится читателю. Самые крупные периодические издательства Парижа соревновались за право опубликования его новой книги. А роман «Три мушкетера» принес еще большую популярность писателю и вошел в трилогию с произведениями «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Вражелон». За 1845-1855 гг. Дюма написал наибольшее количество романов, чем другой писатель во французской литературе. В одной серии романов он описал рассвет монархии во Франции, а в другой – ее закат и падение.

В 1858 году Дюма побывал в Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде. Александр Дюма умер 5 декабря 1870 года после длительной болезни и паралича. Был похоронен в Невиль-де Полле, но после окончания франко-прусской войны был перезахоронен в Виллер-Котре рядом с могилами своих родителей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»