Условная граница между европой и азией. Россия - это Европа или Азия? Где проходит граница между двумя частями света на карте России

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Пограничный столб «Европа-Азия» yuvlatyshev wrote in January 12th, 2018

Пограничный столб «Европа-Азия» (Станция Уржумка) - объект культурного наследия регионального значения (1892).

Местонахождение: в 0,5 км к востоку от станции Уржумка

Уржу́мка — железнодорожная станция Южно-Уральской железной дороги, расположена в 9 км от центра Златоуста в пределах его городской черты. Была сооружена в 1890—1892 гг. во время строительства Златоуст — Челябинской железной дороги.

В полукилометре восточнее станции находится гранитный обелиск «Европа — Азия» (автор проекта — Н. Г. Гарин-Михайловский), созданный в память о завершении Западно-Сибирского участка Транссибирской железнодорожной магистрали в 1892 году. Он сложен из используемых в облицовке придорожных сооружений гранитных тёсаных «кирпичей».

«ЕВРОПА - АЗИЯ », обелиск. Находится на железнодорожном полотне, в 6 км к востоку от Златоуста, близ станции Уржумка, у подножия Александровской сопки хр. Уралтау, на высоте 573 м над уровнем моря. Это один из первых памятных знаков, расположенных на условной границе между 2 частями света — Европой и Азией, которая проходит по водораздельным хребтам Уральских гор. В структуре обелиска четко выражены 2 части: нижняя, в форме призмы с квадратным сечением, и верхняя в форме пирамидального шпиля; обе они облицованы гранитной плиткой. Верхняя и нижняя части соединены выступающим почти на 0,5 м поясом, на котором установлены металлические плиты с надписями: «Европа», ориентир, на запад, «Азия» — на восток. Вся конструкция базируется на 2-ступенчатом основании. Решением Златоустовского горисполкома «Об учете и охране памятников истории и культуры на территории г. Златоуста» от 10 февраля 1977 г. обелиск взят на учет и охраняется. В настоящее время на Урале известно около 20 пограничных знаков.

В "Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге. 1900" говорится: "Уржумка находится в глухой местности. Близ неё - граница двух губерний: Уфимской и Оренбургской. В полуверсте от станции стоит каменная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. Здесь - высшая точка Уральского хребта ".

По утверждениям некоторых историков края, этот пограничный столб сложил в 1892 году сам Гарин-Михайловский, и высшая точка Уральского хребта совпадает с самой высокой точкой Транссибирской магистрали.

ОБЕЛИСК «ЕВРОПА-АЗИЯ», УСТАНОВЛЕННЫЙ БЛИЗ СТАНЦИИ УРЖУМКА (ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ) НА ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ УЧАСТКЕ ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ. АВТОР ПРОЕКТА: Н. Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ. Фото: В. Л. Метенков, 19 В.

1910 год. Фото Прокудина-Горского

Примерно в этом же районе во второй половине XIX — начале XX в. проходила административная граница между Златоустовским уездом Уфимской губернии и Троицким уездом Оренбургской губернии. В 3 километрах к северо-востоку от станции Уржумка располагается Александровская сопка, в 1 километре к северу — Семибратка.

1918 год

Август 1980 года. Фото Ю. Латышева

1982 год. Фото Ю. Латышева

    Граница континентов пролегает по краям образующих их литосферных плит. Характерными признаками таких крав являются горы (то есть там, где края плит напирают друг на друга и происходит выпирание массивов породы вверх). А следовательно, восточной границей Европы следует считать Уральские горы, а юго-восточной - Кавказский хребет.

    Тем самым, кстати, получает однозначный географический и геологический ответ сакраментальный вопрос - европейцы ли русские. Конечно же европейцы, ведь большая часть живт в Европе либо расселилась оттуда.

    Границей Европы и Азии на сегодняшний день принято считать линию, проходящую через восточное низовье Уральских гор, далее - по Мугоджарам (южное ответвление Уральских гор), по реке Эмбе (Казахстан), по Кумо-Манычской низменности (Калмыкия, Ростовская область, Ставрополье) и, наконец, по Керченскому проливу (принадлежит Азовскому морю, соединяет его с Чрным). Граница имеет протяжнность 5524 км, из которых без малого 3000 км проходят по Каспийскому морю и Уральскому хребту.

    Граница между Европой и Азией проходит по Уральскому хребту. По территории Пермской, Свердловской, Челябинской областях.

    В Пермской области - поселок Промысла

    В Свердловской области - г. Первоуральск, г. Ревда, пос. Курганово,

    в Челябинской области- г. Магнитогорск(прямо на мосту через р.Урал), село Кизильское.

    Также очень много стелл установлено по трассам между этими городами.

    Особенно красиво и символично эти знаки выглядят когда они расположены в горах.

    Граница между Европой и Азией начинается от Карского моря на севере, проходит по подошве восточных склонов Уральских гор в России. На территории Казахстана по восточным склонам гор Мугоджары, по реке Эмба. Далее по Каспийскому морю до впадения в него реки Кумы. Дальше по Кума - Манычской впадине выходит в низовья реки Дон, по Азовскому морю, через Керченский пролив, Чрное море, проливы Босфор и Дарданеллы, через Средиземное море, через Суэцкий канал и Красное море.

    То есть сейчас географами принято Уральские горы относить полностью к Европе, а Кавказские горы полностью к Азии. Хотя так было не всегда, во многих случаях границу проводили по линии водораздела, то есть по вершинам гор.

    Варианты линии границы:

    На самом деле существует несколько вариантов границы Европы и Азией, самым распространенным является - по восточной границе Уральских гор , Мугоджар (горы в Актюбенской области, Казахстан), реке Эмба (тоже в Казахстане), по северному побережью Каспийского моря , по Кумо-Манычской впадине (находится на юго-востоке Ростовской области), и по Керченскому проливу (располагается между Азовским и Чрным морями).

    Четко выраженной граници между этими континентами нету. Есть приблизительные данные, насчет того где проходит грань между Европой и Азией. Вот найшла в интернете карту, где хорошо видно е расположение.

    Граница между Азией и Европой условно проводится по восточным подошвам Уральских гор и Мугождар, ниже по реке Эмба. Затем по северному берегу Каспийского моря, Кумо-манычской впадине, Керченскому проливу. Общая протяженность границы по уральскому хребту составляет порядка двух тысяч километров, по Каспию - 990 километров. Протяженность российской части границы Европа-Азия превышает 5,5 тысяч километров.

    В предыдущем ответе вс правильно подмечено. Единственное добавлю. Как нам всем известно с времен школьной парты, и уроков географии. Граница между Европой и Азией находиться в районе уральских гор. В принципе Уральские горы и будут нашей с вами границей между Азией и Европой.

    Это очень неоднозначный вопрос. Поднимался он неоднократно. Между Европой и Азией в природе не существует резкой границы. У Европы на границе с Азией нет резких отличий в растительности,климате, почвах. Рубежом может являться лишь геологическое строение земной поверхности. Границу проводили по главным водоразделам Урала и Кавказа. Это было неудобно. В 1958 году на заседании Всесоюзного географического общества было принято решение Уральские горы и Азовское море отнести к Европе, а весь Кавказский хребет к Азии, поэтому граница проходит по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, реке Эмбе, северному берегу Каспия, Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу.

    Я всегда знал, что граница между Европой и Азией проходит по Уральским, а затем по Кавказским горам. Ведь это логично. Сближение-развод двух материковых плит всегда сопровождается поднятием поверхности или провалом. Тое-сть горами или морями. Если же считать южную границу линией от Каспия до Ростова-на-Дону, то сразу видно, что эта линия проходит именно по Европейской материковой плите.

    Эта граница проходит по отрогам Уральских гор в России, по горам Мугоджары в Казахстане, реке Эмба, по Каспийскому морю, через Кума - Манычскую впадину, Азовское море, Чрное море, далее по Средиземному морю, Суэцкий канал и Красное море.

География, казалось бы, самая изученная наука, в которой осталось мало невыясненных моментов. Тем не менее, самые простые вопросы порой ставят в тупик не только обычных людей, но ученых. Вот, где, например, проходит граница между Европой и Азией?
Wikimedia Commons / timofey zakharov ()

Учебники и справочники дают однозначный ответ на это вопрос. Однако ни в научном сообществе, ни в политических кругах до сих пол нет согласия по данному поводу.

Граница между Европой и Азией – в чем проблема?

Дело в том, что граница между этими двумя частями света проходит по территории единого материка – Евразии, то есть по суше. В этом состоит важнейшее отличие Европы и Азии от других частей света, которые разделяются водными просторами. В географии принято считать, что границей в подобном случае является тектонический разлом или водораздел.

Удивительно, но даже при современном развитии науки не всегда можно точно установить с точностью до километра, где именно проходит эта ось.

Есть и другой фактор, осложняющий проведение границы между Европой и Азией – геополитический. Европа и Азия – это не только географические, но и политические, культурные, цивилизационные объекты. К какому типу культуры относится огромная Россия?


Можно ли считать европейскими страны Закавказья и Турцию, которые так стремятся в Евросоюз, но географически относятся к Азии? Какие российские регионы относятся к Европе, а какие к Азии? И почему некоторые иностранные картографические издания прокладывают восточную границу Европы точно по границе Российской Федерации, причисляя европейскую часть нашей страны к Азии?

Точно известно одно: с течением времени пресловутая граница постоянно сдвигалась на восток, поскольку все большее число стран и регионов хотели считать себя европейскими.

Все эти вопросы заставляют географов вновь и вновь возвращаться к проблеме азиатско-европейской границы, проводить дополнительные исследования и экспедиции.

Граница между Европой и Азией – о чем договорились географы?

Пока исследователи изучают, политики спорят, культурологи пишут статьи, студентам и школьникам рассказывают, что граница между Европой и Азией проходит так, как установлено Международным географическим обществом. А точнее вот как:

— по восточной подошве Уральского хребта и отрогу Мугоджар;

— по реке Эмбе, впадающей в Каспийское море;

— по северному берегу Каспийского моря;
Wikimedia Commons / Сергей Александров ()
— по Кумо-Манычской впадине, которая сейчас является поймой рек Кума и Маныч, а в древности была проливом, соединявшим Черное море с Каспием;

— по Черному морю, проливам Босфор и Дарданеллы.

— Побережье Средиземного моря к востоку от Дарданелл относится к Азии, к западу – к Европе.

О чем споры?

Существует два отрезка азиатско-европейской границы, которые вызывают наиболее ожесточенные споры. Это участок к югу от Уральских гор (до Каспия) и перемычка между Каспийским и Черными морями.

В первом случае проблема вызвана тем, что в южной своей части Уральский хребет распадается на несколько отрогов. Который из них считать границей Европы и Азии, до сих пор с точностью не установлено.

Что касается участка границы в районе Кавказа, то здесь также имеется несколько мнений. Одни ученые предлагают проводить границу по Кумо-Манычской низменности, другие – по водоразделу Кавказского хребта, третьи – еще южнее.

Wikimedia Commons / const_st ()
Чтобы раз и навсегда решить вопрос с границей Азии и Европы, российские ученые предложили использовать не только географический, но и политический, и культурно-цивилизационный подход. Международному сообществу предложено рассмотреть вариант, при котором граница оставляет Уральские горы и Азовское море в составе Европы, а Кавказ – в Азии.

Очевидно, что установление границы между Европой и Азией – это не только научная, но и административная, и политическая проблема. Будем надеяться, что в ближайшие годы этот вопрос буде решен на международном уровне и нам не придется спорить о том, кто из нас живет в Европе, а кто в Азии.

И мне предстоит побывать в двух городах (Оренбург и Екатеринбург), которые, в частности, позиционируют себя как города находящиеся на границе Европы и Азии. Так ли это на самом деле?

Постановка вопроса. Границу между Европой и Азией начали проводить еще древние греки, которые, как известно, сами и изобрели эти псевдо-географические понятия. Вот уже 2,5 тысячелетия народы, относящие себя к цивилизации, где ценятся индивидуальные свободы человека (Европа) экстраполируют на реки, моря и горы свое ментальное размежевание с цивилизацией, где таковые свободы ценятся в гораздо меньшей степени или же совсем игнорируются (Азия). Что интересно, граница между Европой и Азией на всем ее извилистом протяжении обосновывается сугубо географическими доводами. Вообще, подвергать сомнению идею древних греков о том, что сама природа разделила людей на два разных мира, в науке не принято, - ведь с кого же, как не с этих самых эллинов и началась наука? Поэтому Европа и Азия всегда будут разделены не только в культурном сознании людей, но и на географической карте. Вопрос в том, чтобы точно обозначить границы. Вот тут начинается самое интересное.

Античность и Средние века. "Отец истории" Геродот (ок. 484 г. до н.э. - ок. 425 г. до н.э.), опираясь на авторитетные мнения своих современников, говорит о том, что граница между Европой и Азией после Понта Эвксинского (Черного моря) проходит по водам Меотиды (Азовское море) и далее по реке Танаис (Дон). Такой же точки зрения будут потом придерживаться такие светила античной географии как Страбон (ок. 64 г. до н.э. - ок. 23 г. н.э.) и Клавдий Птолемей (ок. 100 г. - ок. 170 г.). Тема будет развита уже в эпоху раннего Средневековья - в книге византийского историка VI в. Иордана "О происхождении и деяниях гетов". Цитирую источник: "Посередине Скифии есть место, которое разделяет Азию и Европу одну от другой; это - Рифейские горы, которые изливают широчайший Танаис, впадающий в Меотиду" . Итак, границей Европы и Азии по-прежнему признаются Меотида (Азовское море) и Танаис (Дон), однако "демаркационная линия" проводится дальше на восток и север - вдоль Рифейских гор, которые есть ничто иное, как Урал. Откуда было знать Иордану, что Дон течет не со склонов Уральских гор, а со склонов Среднерусской возвышенности? Фактом однако остается то, что впервые в сознании ученого мира границы Европы и Азии были отодвинуты до Урала.

Точка зрения М.В. Ломоносова. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов в своем трактате "О слоях земных" (1757-1759), помимо прочего, попытался по-своему примирить вопиющую неосведомленность византийца Иордана о верховьях реки Дон и данные современной картографии. О разделении между Европой и Азией он пишет так: "Оное состоит не в узком перешейке, но в низкой долине, которая простирается от устьев Донских до Северного Океана, и почти везде водами дает сообщение. Ибо Дон отделяется малым расстоянием от Волги, и соединен с нею каналом. Вершины реки Вятки впадающие в Каму, а с нею и в Волгу, связаны, в вешнюю пору особливо, водяным ходом с вершинами реки Печоры" . Здесь, кстати, интересно, что М.В. Ломоносов говорит, как о чем-то реальном, о "канале" между Волгой и Доном, хотя его тогда просто не было. Суть однако в другом: границу Европы и Азии ученый проводил по Волге, верховьям Камы и далее по реке Печоре, впадающей в Северно-Ледовитый океан. Уральские горы как естественная разделительная линия вообще игнорируются - они как бы остаются на территории Азии.

В.Н. Татищев и Ф.Н. Страленберг . Так уж случилось, что точка зрения М.В. Ломоносова оказалась в истории географии маргинальной, а восторжествовала концепция, которая была обоснована двумя его старшими современниками, - причем независимо друг от друга, - российским историком Василием Никитичем Татищевым и шведским географом Филиппом Иоганном фон Страленбергом. Отдадим должное шведу - тот публично высказался по этому вопросу раньше, чем Василий Никитич. Если кто не знает, Страленберг жил в России (в Сибири) как военнопленный и вернулся в Швецию только после окончания Северной войны. В 1730 г. он издает в Стокгольме свой научный труд под названием "Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии", в котором, в частности, обосновывает свою версию границы между Европой и Азией. Она у него проходит так: Уральские горы на всем их протяжении с севера на юг вплоть до соприкосновения с возвышенностью Общий сырт, далее по реке Самаре до места ее впадения в Волгу, по которой до г. Камышин, откуда по рекам Камышинке и Иловле до изгиба Дона, впадающего в Азовское море. Когда В.Н. Татищев познакомился с работой Ф.Н. Страленберга, это подвигло его на написание собственного трактата под названием "Общее географическое описание всея Сибири" (1736). Выяснилось, что он дважды имел встречу со Страленбергом (в Тобольске в 1720 г. и в Стокгольме в 1725 г.) и дважды советовал ему обозначать Урал как евро-азиатскую границу. И теперь, на правах инициатора идеи он более детально и, с его точки зрения, более обоснованно еще раз проработал картографическое разделение Европы и Азии. Вот она, "линия Татищева": пролив Югорский шар - Уральские горы - изгиб реки Урал (в районе г. Орск) - река Урал до Каспийского моря - устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

XX конгресс Международного Географического Союза (Лондон, 1964). Географическая наука советского периода, в целом принимая версию В.Н. Татищева, внесла и свой вклад в точное определение границы между Европой и Азией. Большая советская энциклопедия (3-е изд., 1969-1978) ссылается на решение XX конгресса Международного Географического Союза, в рамках дискуссии которого была одобрена точка зрения советских географов на вопрос пресловутой границы. Итак, с середины XX в., по крайней мере, в нашей отечественной традиции линия разделения Европы и Азии идет (с севера на юг) строго от Байдарацкой губы по восточной подошве Уральских гор, а затем по восточной же подошве Мугоджар (южный отрог Уральских гор в Казахстане). Затем линия идет по реке Эмба, впадающей в Каспийскоей море. Дальше современные географы следуют в точности за В.Н. Татищевым: устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

Что же получается? А получается, что (примем все условности этой 2,5-тысячелетней игры!) Екатеринбург, а также Нижний Тагил и Челябинск действительно находятся на границе Европы и Азии. Целиком внутри Европы находятся Оренбург и Орск, которые, согласно В.Н. Татищеву, были "пограничными". Более того, европейскими (в географическом смысле слова) городами следует признать казахстанский город Актобе (бывший Актюбинск), а также Атырау (бывший Гурьев). Интересно, что Элиста (столица Калмыкии) - это однозначно европейский (в географическом смысле слова) город, а вот Ставрополь, Краснодар и Сочи - это Азия, как ни крути...

Граница между Европой и Азией становится важнейшей особенностью уральского региона. Обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу Уральских гор. Однако где именно правильнее проводить эту границу в некоторых местностях до сих пор идут споры. Как и где проходит граница между Европой и Азией на карте мира - на самом деле не очень ясно. Европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра, поскольку не существует четких ориентиров. Однако вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией, и что по Уралу проходит граница двух частей света: Европы и Азии.

Граница между двумя частями света - понятие весьма условное. Мнение о прохождении границы через Урал сейчас общепринято, потому на территории Уральского федерального округа и соседних регионов имеется обилие пограничных памятных знаков и обелисков на границе Европы и Азии. Точное их количество определить достаточно сложно, поскольку их учета на государственном уровне по-прежнему нет, а некоторые установлены в весьма труднодоступных местах. Но многие из них весьма интересны. Правда, и не все из них соответствуют реальной границе.

Обелиски и памятные знаки на границе Европы и Азии.

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света - Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы. Больше всего памятников и знаков установлено на Урале, к сожалению, часть знаков уничтожена, часть знаков это просто таблички или столбики, но сооружены и обелиски, расположенные на стыке Азии и Европы, установленные людьми с целью подчеркнуть исключительность этих мест. Каждый из них сооружался в честь какого-либо события, и каждый имеет свою историю.

Обелиски «Европа-Азия» – популярные места для фотосессий, здесь делается множество снимков. Кроме туристов, частыми посетителями обелисков являются молодожены. Здесь новобрачные привязывают ленточки рядом с обелиском и, конечно же, фотографируются на память.

Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар. Его установили в этой труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем. Считается, что на этом месте граница между Европой и Азией выходит на берег Северного Ледовитого океана.

Самый восточный. Самая восточная пограничная черта Европы отмечена обелиском «Европа-Азия». Находится он вблизи от деревни Курганово (примерно в 2 километрах), на Полевском шоссе. По совместительству, этот монумент увековечивает 250-летие со дня научного определения места прохождения границы двух частей света, сделанного Н.В. Татищевым. Правильность местоопределения подтверждает тот факт, что установлен обелиск совместно с членами Географического общества, в 1986 году.

Самые южные. Сразу два популярных обелиска «Европа-Азия» можно найти в Южном Урале, в Челябинской области, между Миассом и Златоустом. Первый - монумент у железнодорожной станции Уржумка. Выполнен из каменного, гранитного основания, представляющего собой квадрат. В верхней части обелиска имеется выступающий метровый «рукав», на котором указаны стороны света. «Европа» со стороны города Златоуста и «Азия» - со стороны Миасса и Челябинска. Вершину монумента венчает высокий шпиль. Посвящен обелиск окончанию строительства южноуральского участка Транссибирской магистрали в 1892 году.
Второй каменный монумент находится прямо на трассе М5 «Урал», между Миассом и Златоустом, где дорога пресекает горный хребет Урал-Тау.

И все же наиболее известные и популярные памятники на границе Европы и Азии находятся на Московском тракте у Екатеринбурга и близ Первоуральска. Единственный обелиск, который установлен прямо в черте города, это металлическая стела, своей формой напоминающая ракету или Эйфелеву башню, расположенная в Екатеринбурге, на 17 километре Новомосковского тракта. Установлен монумент в 2004 году, но в ближайшее время планирует быть подвергнутым грандиозной переделке.

Самый красивый обелиск «Европа-Азия», который находится на трассе Пермь-Качканар, недалеко от границы со Свердловской областью. Найти его достаточно просто, и 16-метровый белый столб не даст ошибиться. Установлен памятник в 2003 году. Помимо столба, украшенного изваяниями крылатых львов и двуглавым орлом, имеется смотровая площадка и черта на асфальте, обозначающая непосредственную границу.

Самый популярный он же самый первый памятник на границе Европы и Азии стал памятник на горе Березовой. Он находится недалеко от города Первоуральска на бывшем Сибирском тракте. Первый пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года - перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича - будущего наследника престола.
На той же горе Берёзовой чуть далее, ближе к Первоуральску, в 2008 году был открыт новый обелиск Европа-Азия. Высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел. Создан с целью привлечения туристов, ставшая традиционным местом посещения свадебных кортежей.

Остальные расположены в разных частях Свердловской области и за ее пределами: в Пермском крае, Челябинской области, Оренбурге, Башкирии, Магнитогорске и в ряде других населенных пунктов.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»