Труд как социальная категория. Трудовые ресурсы общества

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

«Труд» (спорт. общество)

«Труд» , добровольное спортивное общество (ДСО) профсоюзов РСФСР, одно из крупнейших в СССР. Организует и проводит массовую оздоровительную и спортивную работу с трудящимися и учащимися, объединяемыми профсоюзами рабочих машиностроительной, электротехнической, металлургической, нефтяной, химической и газовой, угольной, текстильной и лёгкой, лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности, строительства и др.

Ведёт своё начало от физкультурных кружков, возникших в начале 20 в. на предприятиях Гужона, «Трёхгорной мануфактуре» в Москве, Яхромской прядильно-ткацкой фабрике, Орехово-Зуекской хлопчатобумажной фабрике и др. Как объединённое Всероссийское ДСО основано в 1957 на базе ведомственных спортивных обществ профсоюзов - «Авангард», «Красное Знамя», «Строитель», «Торпедо» и др.

В 1975 в «Т.» действовало 8719 коллективов физкультуры, в тои числе 107 спортивных клубов промышленных предприятий, строек и средних учебных заведений, объединявших 4,9 млн. чел.; физкультурно-спортивную работу вели свыше 500 тыс. общественных инструкторов и тренеров, около 320 тыс. спортивных судей.

В 1975 культивировалось 49 видов спорта. Имелось 726 стадионов, 2,3 тыс. спортивных залов, 136 крытых плавательных бассейнов, 2,8 тыс. футбольных полей, 3,7 тыс. оздоровительно-спортивных лагерей, домов охотника и рыболова, 2 тыс. лыжных баз; 472 детско-юношеские спортивные школы (121,9 тыс. учащихся, крупнейшая - в Москве на стадионе «Юных пионеров»); 77 специализированных школ (в них 19 отделении высшего спортивного мастерства) по олимпийским видам спорта (19,8 тыс. чел.).

В 1972-75 подготовлено 2,8 тыс. мастеров спорта и мастеров спорта международного класса, около 5 млн. спортсменов массовых разрядов.

Лыжники «Т.» - неоднократные победители чемпионатов СССР и Кубка СССР. Футбольная команда «Торпедо» (Москва) - 5-кратный обладатель Кубка СССР. Женская команда «Луч» (Москва) - 3-кратный чемпион СССР по ручному мячу. В Высшей лиге по хоккею с шайбой выступают команды «Т.»; «Химик» (Воскресенск Московская область), «Торпедо» (г. Горький), «Трактор» (Челябинск).

Спортсменами общества завоёвано золотых медалей: на Олимпийских играх - 43, чемпионатах мира - 91, Европы - 161, СССР-790.

Среди спортсменов «Т.» чемпионы и призёры Олимпийских игр, мира, Европы, СССР - М. М. Ботвинник (шахматы), В. И. Алексеев, Р. В. Плюкфельдер, Д. А. Ригерт, А. Н. Воронин, Н. А. Колесников (тяжёлая атлетика), Г. А. Кулакова, Н. В. Балдычева, А. С. Олюнина, Л. А. Мухачёва, Е. П. Беляев (лыжные гонки), И. С. Ярыгин, В. С. Юмин (борьба), С. А. Четверухин, В. Н. Ковалев, И. В. Моисеева, А. О. Миненков (фигурное катание на коньках), И. В. Калинина (прыжки в воду), Ю. С. Тюкалов, Л. И. Пинаева (гребля), В. С. и Б. А. Стенины, Г. А. Степанская, Н. А. Статкевич (конькобежный спорт), Г. Сайхуджин (велоспорт), Л. И. Самотёсова, А. С. Спиридонов (лёгкая атлетика), В. В. Ушаков (водное поло), В. С. Коноваленко (хоккей), В. К. Иванов (футбол) и мн. др.

Свыше 100 спортсменов общества за спортивные достижения удостоены правительственных наград.

З. А. Федоренко.

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

За бой и за труд В наградной системе Советского Союза, кроме орденов, были предусмотрены также и

Из книги Большая книга афоризмов автора

Труд См. также «Работа» Труд облагораживает человека. Виссарион Белинский Труд - проклятие пьющего класса. Оскар Уайльд Я встречал очень мало людей, превозносивших тяжелый труд. И, странное дело, все они были те самые люди, на которых я работал всю жизнь. Билл

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЮН) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Мартышкин труд Выражение сложилось на основе басни «Обезьяна» (1811) И. А. Крылова (1769-1844). Мартышка старательно выполняет бессмысленную работу - перекатывает с одного места на другое большой чурбан: Рекой с бедняжки льется пот; И наконец она, пыхтя, насилу дышит: А всё ни от

Из книги Великие научные курьезы. 100 историй о смешных случаях в науке автора Зернес Светлана Павловна

Право на труд Из книги «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808) социалиста-утописта Шарля Фурье (1772-1837). Употребляется в прямом

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Сизифов труд Из древнегреческой мифологии. Как излагает этот миф в своей «Одиссее» легендарный поэт Древней Греции Гомер (IX в. до н. э.), царь Коринфа Сизиф в наказание за земные грехи (хвастовство, корыстолюбие, хитрость) был в загробном мире осужден на бесконечный и

Из книги Энциклопедия ислама автора Ханников Александр Александрович

Циклопический труд Из древнегреческой мифологии. Циклопы - одноглазые великаны.Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) в поэме «Теогония» рассказывал о них как о кузнецах, которые ковали для Зевса громовые стрелы, молнии. Гомер описывает циклопов в своей

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Мартышкин труд

Из книги Энциклопедия шокирующих истин автора Гитин Валерий Григорьевич

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О.

Из книги автора

Труд Труд - целесообразная деятельность. Понятие «целесообразность» весьма условно и в немалой мере зависит от мотивов, побуждающих нас к той или иной деятельности. Человек вынужден бороться с необходимостью, установленной природой. Его нравственный долг - завоевать

Из книги автора

Из книги автора

Труд См. также «Труд и капитал» (с.94)Труд – приправа к счастью.Ксенофонт (430–355 до н. э.),древнегреческий писатель и историкНет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.Александр Македонский (356–323 до н. э.) согласно ПлутархуТруд как бы

Читайте также:
  1. A) философское понятие, которое отражает единство качества и количества
  2. I. Понятие производной высших порядков
  3. I. Структура социологии, её объект, предмет, метод и функции.
  4. II. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
  5. V.1 Понятие муниципальной службы. Взаимосвязь функций местного самоуправления и муниципальной службы.
  6. VI. ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ)
  7. А) Понятие о комплексных числах
  8. А4.1. Понятие о подземном пожаре и места их возникновения.
  9. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды и способы их реализации
  10. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, содержание. Основания возникновения, изменения и прекращения этих отношений. Виды административно-правовых отношений.
  11. Административное наказание: понятие и виды
  12. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды, состав

В экономической социологии концепт «трудового общества» противостоит концепту «эксплуататорского» (т.е.присваивающего) капиталистического общества, получившего развитие в марксизме. В отличие от марксистского (радикального по определению западных социологов) направления в социологии, капитализм по их убеждению вырастает на так называемой «трудовой» основе, а не на «хищнической, грабительской» основе, которую описал Маркс как процесс «первоначального накопления капиатала».

Макс Вебер первым в ряду социологов подчеркнул важную роль религиозной (а именно «протестантской») этики и значение религиозного обоснования смысла труда для становления капитализма. Именно трудовая этика, сформированная протестантизмом, согласно М. Веберу, стала одной из основ капитализма.

Напряженная активность повседневной жизни, моральная дисциплина, трудолюбие и праведно накопленный (заработанный) капитал – именно эта шкала ценностей как нельзя лучше способствовала становлению новых экономических отношений. Эти ценности легли в основание принципиально нового цивилизационного типа общества, которое позднее западные социологи определили как «трудовое общество».

Для того, чтобы превратить капитал из средства господства и насилия над другими в средство созидания – средство труда и служения – необходимо совершенно иное мировоззрение. И, прежде всего необходимо, чтобы значение высшей ценности, освященной самим Богом, получил экономический труд , то есть всякая продуктивная деятельность, направленная на получение дохода, или законной прибыли. Именно такая, основанная на трудовой аскезе (самоотречении) и рациональном хозяйствовании, экономическая активность была возведена протестантской этикой в ранг религиозного призвания.

На протяжении нескольких веков, вплоть до XX в., парадигма трудового общества определяла пути развития западной цивилизации.

Осмысливая трансформацию современного капитализма, западные социологи еще в 70-х гг. XX века заговорили о «смерти трудового общества». Современная эпоха с ценностных позиций (в русле социокультурного подхода к развитию общества) все больше рассматривается как переход от трудового типа общества к обществу иного типа («потребительское», или «досуговое»). В качестве иллюстрации характерных черт этого «нового» общества, может быть приведено следующее высказывание: «Идеал мужчины, честного трудяги, зарабатывающего на достойную жизнь, уважаемого в семье и кругу друзей, остался в прошлом. Его заменил молодой сексуальный красавец, успешно торгующий своей славой». («Сильный пол пора защитить» // Комсомольская правда. 19 янв. – 2000. — № 9. – С

М. Вебер писал: «Повсеместное господство абсолютной беззастенчивости и своекорыстия в деле добывания денег было специфической характерной чертой именно тех стран, которые по своему буржуазно-капиталистическому развитию являются “отсталыми” по западноевропейским масштабам». Указанная черта остается характерной для многих т.н. «переходных обществ», не прошедших трудовую реформацию и задержавшихся в своем социально-экономическом развитии. С другой стороны, кризис «трудового общества», переживаемый западной цивилизацией подвергает постоянной угрозе ее социогенетические основы и репродуцирует модернистские по форме, но архаичные по своему духу формы хищнической предприимчивости.

Влияние новой протестант­ской экономической культуры на развитие капиталисти­ческих отношении к Заиадной Европе вXVII-XVIII вв.

Суть влияния протестантской экономической культуры на экономическое поведение хозяйствующих субъектов заключалось в том, что ее нормы мотивировали, стимули­ровали, заставляли, наконец, производительно работать не один, а оба факто­ра : труд и капитал, рабочих и предпринимателей. Причем их функционирование теперь происходило и едином ритме, по одним законам.

«Прежде предприниматели нещадно эксплуатировали, спекулировали, стре­мились к наживе, попирая всякие нормы и ограничения. Со своей стороны, социальные низы, вынужденные заниматься непрестижным рутинным трудом, также обходили нормы и законы, но по своему: сознательно ограничивали производительность труда, саботировали, не подчинялись приказам, проявляли недовольство и пренебрежение работой. Векторы их экономической актив­ности были направлены в разные стороны, хотя по своему содержанию та и другая являлись иррациональными. И верхи, и низы стремились получить не­заработанное. Мера труда — этическая, экономическая, социальная — отсутст­вовала в качестве фундамента общественной организации труда.

Векторы экономической активности верхов и низов, труда и капитала вы­ровнялись в одном направлении только после переворота, совершенного про­тестантской этикой. Непрестижная деятельность рабочих, не располагающих богатством, стала столь же почетной, как и престижный труд профессионалов или деятельность капиталистов, инвестировавших подъем индустрии и про­цветание общества. Не стало двух разных типов трудовой этики и норм пове­дения. Восторжествовала единая, освященная высокими религиозными ценностями. Предпринимательство перестало быть авантюриз­мом, грабежом и спекуляцией, исполнительский труд перестал быть подне­вольной работой, от которой люди отлынивали при малейшей возможности. Ушла в прошлое социальная практика, при которой одни неправедно (неза­служенно) богатели, другие несправедливо (но добровольно) нищенствовали. Обе крайности — богатство и нищета — в равной мере осуждались. Умерен­ность, дисциплина и честность вышли в число центральных и приоритетных ценностей…

Бедные перестали завидовать богатым, легко добываемое богатство осуж­далось, а богатству, добываемому в поте лица и с риском для жизни, не поза­видует и последний бедняк. Все категории населения, как избранные Богом, нравственно уравнялись. А экономически? Неравенство сохранялось. Но бо­гатство как таковое не осуждалось, значит, оно сохранило привлекательность для тех, кто его пока не имел, но очень надеялся, был способен и хотел тру­диться. Богатство сохранилось в качестве стимула для вертикальной мобиль­ности, если она совершается легальным путем. А легальный путь — самый демократичный и общедоступный. Стало быть, формирование массового среднего класса уже не за горами.

Нравственный климат оздоровлялся (а его необходимо было оздоровить, поскольку Европу со времен заката античности захлестывали волны разврата, грабежей, спекуляций, непомерной жажды наживы и алчности) еще и благода­ря тому, что труд, получивший самую высокую из всех возможных форм ос­вящения, превратился в мерило ценности человека и его деятельности» (Кравченко А.И. «Социология Макса Вебера: труд и экономика». М., 1998).

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

1. Социальная сущность труда, его характер и содержание

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:

- Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

- Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

- Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и т.д.

Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.

Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.

Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.

Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.

Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда" (Рис. 1).

Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом производственных отношений и в различных общественных формациях различны. Для более полного понимания социальной сущности труда необходимо рассмотреть изменение его характера при изменении общественных формаций.

К показателям характера труда относится форма собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда и др.

Содержание труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.

При этом имеется ввиду само функциональное взаимодействие без учета тех социальных отношений, в которые люди обязательно вступают в процессе труда. Содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте, очень подвижно и изменчиво. Оно характеризуется структурой выполняемых функций, разнообразием (монотонностью), соотношением исполнительских и организаторских элементов, физическими и нервно-психическими нагрузками, степенью интеллектуального напряжения, самостоятельности деятельности, самоорганизацией труда, наличием новизны (нестереотипности, творчества) в принимаемых решениях относительно производственного процесса, квалифицированностью, сложностью труда (объем знаний общего образования и профессиональной подготовки), социально-экономической оценкой работников, выполняющих данный вид труда.

Достигнутый уровень общественного разделения труда порождает полную взаимосвязь товаропроизводителей и требует всесторонней связи между ними. Труд частного производителя становится общественным тогда, когда при обмене получает признание на рынке.

По отношению к характеру труда его содержание является более частным понятием. Это находит обоснование даже в том, что характер труда (в частности, разделение между физическим и умственным трудом) выражает классовые различия, а содержание - лишь внутриклассовую дифференциацию.

Разный по содержанию труд требует от работников неодинакового уровня профессиональных знаний, разной степени участия в управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. Различия в содержании труда порождают различия в квалификации работников, влияют на их отношение к труду, уровень трудовой активности. Обогащение содержания труда, улучшение его условий облегчают труд человека, создают для него эмоциональный и интеллектуальный стимул, увеличивают тем самым его производственную отдачу и удовлетворенность трудом, способствуют развитию личности.

В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на:

  • творческий и репродуктивный (стереотипный),
  • физический и умственный,
  • простой и сложный,
  • исполнительный и организаторский (управленческий),
  • самоорганизованный и регламентированный.

Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.

Труд не может рассматриваться социологией вне контекста человека и общества, поскольку оба включены в труд, определяют его и пользуются его продуктами. В связи с этим теория социологии труда апеллирует к двум базовым сущностям труда. Они имеют различную природу, но, несмотря на это, дополняют друг друга, так что труд представляет собой единство двух противоположных сущностей, рассматриваемых с позиции человека и общества.

Природная сущность труда

Труд представляет собой деятельность человека, которая есть нс что иное, как затраты человеком физической и психической энергии. Строит ли человек дом, выращивает хлеб, производит автомобиль, пишет книгу, создает теорию или сочиняет музыку, он всегда затрачивает энергию.

Важно заповнить!

Базовая характеристика труда состоит в том, что труд - это затраты человеком энергии своего организма.

Естественно, что такие затраты разнообразны и не могут быть сведены только к трудовой деятельности. Энергию человек тратит постоянно, когда дышит, потребляет пищу, передвигается, размышляет, даже когда отдыхает, для поддержания жизнедеятельности организма затрачивается огромное количество энергии.

Вместе с тем труд обязательно предполагает затраты человеческой энергии. Без них невозможно какое-либо изменение предметов природы. В таком качестве человек выступает субъектом трудовой деятельности, в то время как природа становится ее объектом. В процессе труда при взаимодействии человека с природой возникает обмен, когда реализуются потенции человека, т.е. он как бы отдает свою энергию природной среде, а та, в свою очередь, в тех же количестве и качестве "отдаст" свой продукт человеку. Рудокоп прилагает усилия, чтобы добыть железную руду. Сталевар тратит силы, чтобы из руды выплавить металл, кузнец затрачивает энергию, чтобы из стали произвести, например, гвозди. Чем больше усилий и, соответственно, энергии они будут затрачивать, тем большего результата достигнут. Это эквивалентный обмен, поскольку большие затраты умственного и физического потенциала пропорционально приводят к большей результативности. Во взаимосвязи природы и человека последний как бы обменивает свою энергию на продукты природы, добывая их и (или) изменяя согласно своим потребностям.

Важно знать!

Деятельность, осуществляемая всегда посредством осознания человеком того, как, что и в каком количестве возможно, следует или необходимо получить от природы, и представляет собой сам труд.

Однако влияние человека на природу не исчерпывается только ее изменением. В процессе труда происходит также изменение самого человека. Так как человек является природным существом, вместе с преобразованием природы происходит и его изменение. В данном случае человек сам является объектом труда. Это становится возможным благодаря тому, что изменение природы в процессе труда всегда происходит с целью удовлетворения потребностей человека. В доисторические времена человек довольствовался жильем, произведенным из соломы и тростника. На смену ему пришли дома, построенные из дерева. Следующим этапом были жилища из глины и необожженного кирпича. После того как человек научился обжигать глину, появились строения, напоминающие современные дома, недостатком которых было то, что они плохо отапливались, кондиционировались, в них было мало света. Осознав это, человек начал совершенствовать внутреннюю архитектуру домов: провел водопровод, использовал стекло для окоп, электричество для освещения. В современных домах имеются достижения информационных технологий: человек может дистанционно управлять отоплением, контролировать безопасность, осуществлять приготовление еды или стирку белья. Стремление во все времена сделать свое жилище максимально комфортным, а также накапливаемый веками опыт давали возможность улучшать условия проживания, одновременно совершенствуя способы достижения этой цели.

В труде человек накапливает опыт и развивает свои знания. Этому способствует осознание человеком того, как, с помощью чего он может достигнуть желаемой цели. Для этого человек использует имеющуюся только у него уникальную способность - воображение. Пи одно животное нс обладает воображением и поэтому не наделено сознанием такого уровня, каким обладает человек. Ни одно животное, кроме человека, не строит дороги, не производит автомобили, не пишет книги, не рисует картины и не снимает фильмы. Воображение присутствует всегда, когда человек конструирует в своем сознании образ цели, абстрактную модель результата деятельности. Именно с этого начинается процесс труда. Далее воображаемый предмет, опять же с помощью труда, становится реальным не только для самого создателя, но и для других людей.

В истории фантазии часто становились реальностью, потому что они представляли собой нарождающиеся потребности человека. С древних времен человек хотел летать, как птицы, - появились самолеты; хотел плавать, как рыбы, - появились корабли и подводные лодки; хотел видеть и знать, как живут другие люди, - появился телевизор; хотел общения на расстоянии, - появился сначала телефон, затем Интернет.

Процесс потребления результатов трудовой деятельности стимулирует возникновение новых потребностей. Для их удовлетворения человек продолжает трудиться, создавая новые знания и производя новые продукты. Таким образом, происходит постоянный процесс развития человека в труде. Родоначальник философии труда Г. Гегель считал труд важнейшим и единственным источником развития человека .

Накопленные знания не исчезают вместе с человеком, а передаются другим людям, поэтому каждое последующее поколение использует знания, добытые предыдущим. Знания, доставшиеся в наследство, совершенствуются, развиваются, дают толчок к появлению новых. Па этом зиждется вся история человечества, это положено в основу общественного прогресса. Возможность такой преемственности связана с тем, что человек является не только природным, но и общественным существом.

  • Гегель Г. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992.

Формирование социальной структуры трудового общества раннего социализма. Развитие социальной сферы

Совокупность экономических и социальных преобразований 30-х гг. получивших название «наступление социализма по всему фронту», была, в сущности, формой скачка в эволюционном развитии новой формации, проводимого «сверху» в условиях нараставшей военной угрозы. Государство полностью взяло на себя и планирование развития общества, и текущее руководство производством. В целом оно выражало общие интересы тру­дящихся, но в авторитарной форме. Все общественное производство организовано в двух формах собственности: государственной и кооперативно-колхозной. Проведенные преобразования отражали, с одной стороны, проявление закономерностей новой общественно-экономической формации в конкретно-исторических условиях проведения индустриализации, а с другой - представления руководителей государства о целях социалистической революции.

Резкие изменения социального положения произошли в наиболее многочисленном классе - крестьянстве. Сельская община с индивидуальным хозяйством была заменена колхозным строем. Ликвидация индивидуального сельскохозяйственного производства и создание кооперативно-колхозной собственности с передачей земли колхозам в «вечное пользование» изменили социальное положение крестьян. В условиях функционирования МТС как гос­предприятий, централизованного планирования производства и обязательных поставок продукции государству по государственным ценам эта форма собственности мало отличалась от государственной. Натуральная оплата труда по «трудодням» являлась формой заработной платы. Частная торговля резко сужена госторговлей по установленным твердым ценам.

В средней и мелкой промышленности вновь проведена полная национализация частных предприятий. Все промышленные предприятия стали государственной собственностью, хозрасчет ликвидирован, рабочий контроль и самоуправление заменены государственным управлением.

В социальной структуре произошли коренные изменения. Полностью исчезли классы частных собственников - городская, сельская и торговая буржуазия - эксплуатировавших наемный труд. Общество стало в целом социально однородным: почти все населе­ние страны (190 млн) были трудящимися и служащими на государственных предприятиях, в колхозах, артелях, госучреждениях и госструктурах (армия, милиция, госаппарат и др.). Все они работали по государственным планам при государственном распределении материальных и культурных благ в виде зарплаты и средств из общественных фондов потребления. От наемных рабочих и служащих при капитализме они отличались тем, что, будучи работниками и служащими на производстве и в госучреждениях, были в определенной степени и коллективными собственниками общественных средств производства, пользуясь общественными фондами потребления, выделяемыми государством и предприятиями из общих доходов, повышая свое благосостояние вместе с ростом доходов от государственной и колхозной собственности. В такой упрощенной форме выразился раннесоциалистический принцип общественного регулирования потребления в соответствии со степенью участия в общественно полезной деятельности каждого члена общества.

В результате проведенных в 30-е гг. преобразований социальная структура советского общества включала три основных элемента: рабочий класс - 33,7 % населения; колхозное крестьянство и кооперативные кустари - 47,2 (единоличники и кустари - 2,6); социальная фуппа служащих и интеллигенции - 16,5 %. Городское насе­ление выросло с 1926 по 1939 гг. в 2,3 раза и составило 32 %.

За годы пятилеток рабочий класс вырос с 9 до 24 млн (почти в 2,8 раза), безработица ликвидирована в 1934 г. Основную массу рабочего класса составляли молодые рабочие из крестьян с преоб­ладающей мелкобуржуазной психологией и слабой общей подго­товкой. К концу 30-х гг. наметилось уже определенное расслоение в рабочем классе, в нем выделились рабочие высокой квалификации, которые лучше обеспечивались (машиностроение, металлургия, шахтеры, подвижной состав железных дорог). Рабочий класс считался ведущим классом общества, и ему уделялось государством большое внимание. Снабжение городов и в первую очередь ударных строек систематически улучшалось, особенно с отменой карточек. Новостройки проводились комплексно с развитием сферы соцкультбыта (дома культуры, бытовые предприятия и детские учреждения, школы) и жилищного строительства. Более высокий материальный и культурный уровень жизни в городах создал устойчивую тягу к переселению в них сельских жителей. В целях стабилизации стихийной миграции правительство вводит паспортную систему и прописку для городского населения, а для рабочих и служащих - трудовые книжки, колхозники же были лишены паспортов.

Произошла крутая ломка сельской жизни. Доля занятых в сельском хозяйстве с 70 % в 1928 г. упала до 54 % в конце 1939 г. Постепенное налаживание колхозного строя и организации труда, механизация и рост агрокультуры, увеличение численности сельской интеллигенции к концу 30-х гг. стабилизировали социальную обстановку на селе. Многие колхозы наладили свое общественное хозяйство и обеспечили подъем жизненного уровня колхозников. Однако положение крестьянства в целом было хуже рабочего класса и по уровню жизни, и по условиям труда, и по развитию социальной сферы. Крестьянин продолжал оставаться источником государственных сверхдоходов, а отсутствие паспортов у колхозников ограничивало свободу их выбора места жительства и жизненного пути. В этом было одно из серьезных противоречий советского общества, определяемое объективными условиями индустриализации страны.

Интеллигенция и служащие - наиболее разнородный социальный слой: научные, педагогические и медицинские работники; литературно-художественная («творческая») интеллигенция; производственно-техническая интеллигенция (ИТР); служащие госучреждений, командный (офицерский) состав армии, НКВД, милиции; партаппарат и госаппарат. Сложным был этот слой не только по составу, но и по своим социальным корням, психологии и идеологии. Старая, дореволюционная интеллигенция включала представителей дворянских, буржуазных, разночинно демократических, и революционных кругов. Все эти прослойки - носители богатства русской культуры, оказывали определенное воздействие на новый образованный слой общества - народную советскую интеллигенцию, вышедшую из рабочих и крестьян.

Формированию новой интеллигенции руководство страны уделяло особое внимание. За годы пятилеток численность работников умственного труда выросла с 2,9 млн в 1926 г. до 14 млн в 1939 г. Доля старой интеллигенции существенно сократилась: до 1926 г. она составляла около 50 %, в 1939 г. только 10 %. Быстрый рост народной интеллигенции из слоев, не имевших достаточного общеобразовательного и культурного уровня, а также определенные недостатки массового высшего образования в 30-е гг. повлияли на то, что ее кругозор и общая культура в первом поколении оказались ниже дореволюционной. Но несомненно, что создание мощного интеллектуального потенциала общества в виде многомиллионной народной интеллигенции стало большим социальным завоеванием советского государства, его исторической заслугой.

Особое место занимал социальный слой служащих-управленцев, номенклатурный партгосаппарат. Огромная роль надстройки в социально-экономических преобразованиях и авторитарная политическая система объективно повышали их значение в обществе. Партгосаппарат в то время был под постоянным и жестким контролем Сталина и органов НКВД, неоднократно «перетряхивался». Ему давались определенные привилегии, но с него и жестко спрашивалось за результаты работы, за исполнительность и личное поведение.

В целом сложилась социальная структура трудового общества без эксплуататорских классов. Верхние слои составляла интеллигенция, затем шел рабочий класс, а ниже - крестьянство. Однако в обществе открыты широкие возможности к социальной подвиж­ности, к переходу в более высокие социальные слои через демок­ратическую и социально-обеспеченную систему бесплатного среднего и высшего образования, а также путем участия в работе общественных организаций и в партийной работе. В верхние слои при номенклатурной системе подбора кадров выдвигались и таланты, и идейные строители социализма, но здесь же вырастали и карьеристы, и приспособленцы.

Продолжая социальную политику первых лет Советской влас­ти, правительство в 30-е гг. устанавливает для всех граждан самую развитую в мире систему социальных гарантий: 7-часовой рабочий день, оплачиваемые отпуска, санаторное лечение, оплату больничных листов, оплачиваемый отпуск по беременности и родам, пенсии по старости и инвалидности, бесплатное медицинское обслуживание и образование, стипендии учащимся. Государством установлены низкие цены на жилье, коммунальные услуги, транс­порт, книги, зрелищные мероприятия, стабильные и относительно низкие цены на продовольствие и товары первой необходимости. Твердая заработная плата и стабильные государственные цены обеспечивали регулируемый жизненный уровень различных слоев населения при его неуклонном, хотя и медленном, общем подъеме для всех советских людей. Созданная система подготовки кадров - ремесленные, фабрично-заводские училища, рабфаки, вечерние школы и факультеты - предоставляла широкий выбор профессии и возможности социального движения в сочетании личных интересов и потребностей общества.

Система социальных гарантий, всеобщая занятость на производстве, систематический рост жизненного уровня трудящихся в совокупности были несомненным социальным достижением советского общества, показывали наглядно его преимущества в сравнении с положением трудящихся в те годы в капиталистических странах, а особенно - в странах «периферийного» капитализма и колониях. Быстрый рост национального дохода позволил не толь­ко построить тяжелую и оборонную промышленность, создать современную сильную армию, но и значительно повысить уровень жизни народа. В 1940 г. реальные доходы рабочих с учетом ликвидации безработицы и сокращения рабочего дня увеличились в 2,5 раза по сравнению с 1913 г., реальные доходы крестьян в среднем на одного работающего - в 2,3 раза. С отменой карточек потребление населения возросло и стало к 1939 г. достаточно стабильным, однако в целом уровень материального обеспечения широких слоев населения оставался еще низким по сравнению с развитыми западноевропейскими странами, как из-за прошлой отсталости России и военной разрухи, так и из-за недостатка средств при проведении столь грандиозного строительства и резком подъеме обороноспособности страны.

Общественная жизнь, развитие советской культуры, характерные черты советской цивилизации

Организуя огромное строительство новой индустрии и проводя одновременно радикальные экономические и социальные преобразования, советское руководство стремилось максимально опереться на революционный энтузиазм и трудовую активность масс, их готовность переносить трудности во имя построения нового общества социальной справедливости. Этой цели подчинялась деятельность всех общественных организаций. Почти каждый гражданин советского общества в те годы с детских лет был вовлечен в систему общественных организаций с идеологическим уклоном: октябрята и пионеры в детстве; комсомол - в юношестве; партия, профсоюзы, Осоавиахим, МОПР (более 22,5 млн человек), Советы (3,6 млн депутатов и активистов) в зрелом возрасте. Особое место занимали союзы творческой интеллигенции: Союз архитекторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.).

Огромное внимание уделялось молодежи. Ее авангардной организацией был ВЛКСМ, который объединял в 1938 г. свыше 5 млн человек. На важнейшие стройки только в 1938 - 1939 гг. направлены свыше 500 тыс. комсомольцев. Молодежь составляла большинство шахтеров, с помощью комсомольцев было организовано 5 тыс. колхозов. Комсомол шефствовал над авиацией и военно-морским флотом, направляя на военную службу десятки тысяч комсомольцев.

Численность профсоюзов возросла в два с лишним раза (с 12 млн в 1930 г. до 25 млн в 1939 г.). Профсоюзы занимались вопросами производительности труда, рационализации производства, укрепления трудовой дисциплины, социального стра­хования, производственно-технического обучения. Они, как и комсомол, привлекались для помощи деревне кадрами руководителей. Несмотря на ограниченность сферы деятельности, профсоюзы активно вовлекали рабочих в производственные совещания, в движение по повышению квалификации на различных курсах, в школах передового опыта; активно участвовали в организации и развитии массового социалистического соревнования, движения ударников и передовиков производства.

В 1935 г. развивается стахановское движение, опирающееся на неограниченную индивидуальную сдельщину и рациональную организацию труда. Примеру А. Стаханова последовали многие рабочие различных отраслей промышленности. Стахановекое движение позволило в течение 1936 г. повысить производительность труда в тяжелой промышленности на 25,5 %, а в целом по промышленности - на 35 - 45 %.

Награды правительства за трудовые успехи, пропаганда творческого труда на благо Родины создали общественную атмосферу, в которой «труд стал делом чести, доблести и геройства». Ради этой чести и сознания высокой общественной ценности своего труда многие труженики готовы были переносить материальные трудности. Идею трудного пути к светлому будущему - социализму и мессианской роли СССР в движении человечества к новому обществу выразил Маяковский: «Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм».

Другой ведущей общественной идеей, имеющей исторические корни в российской цивилизации, стала идея защиты социалистического Отечества. Традиционный российский патриотизм и державность сочетались с героическими традициями победоносной Гражданской войны и сознанием неотвратимости столкновения с окружающим капиталистическим миром. Во всех сферах общественной жизни партией и государством целеустремленно и постоянно поднимался авторитет армии, командного состава, улучшалось их обеспечение и благосостояние. Молодежь воспринимала свой гражданский долг несения срочной службы в армии как школу мужества и становления личности, как почетную обязанность. Сохраняющаяся социальная однородность внутри офицерской среды, а так­же офицеров с рядовым и сержантским составом способствовала как авторитету армии, так и ее сплоченности. Положение армии как части советского народа, призванной защищать независимость страны только от внешних врагов, определяло высокий моральный дух в воинских коллективах и популярность армии в массах.

Важной стороной общественной жизни стало и то, что теневая экономика и преступность были сведены к минимуму как жестокими мерами правоохранительных органов, так и общественной нетерпимостью к нетрудовым доходам, к высокому уровню жизни без общественно значимого труда. Строгий государственный контроль над личным потреблением и его соответствием общественному трудовому вкладу подкреплялся активной деятельностью общественных организаций по месту жительства. Уголовщина вызывала не только гнев, но и презрение подавляющего большинства населения страны, а законодательство от имени и в интересах трудящихся пользовалось поддержкой народа.

Экономическое развитие и социальные преобразования в об­ществе тесно увязывались государственными планами с развитием образования, науки и культуры. Культурный подъем («культурная революция») был второй важнейшей задачей, вытекающей как из сущности нового общественного строя, так и из необходимости экономического подъема страны. Форсированная индустриализация и создание современной механизированной армии требовали грамотного, хорошо обученного и технически подготовленного работника и воина.

Однако в 1928 г. большинство людей старших возрастов оставались неграмотными, и только в возрасте до 49 лет насчитывалось около 50 % грамотных на уровне церковно-приходской школы. В стране на 140 тыс. населения приходилось одно высшее учебное заведение с мизерными пропускными способностями. На такой базе приходилось проводить форсированную индустриализацию и техническую реконструкцию народного хозяйства, обучать людей и простой грамоте, и умению обращаться с машинами. Все проводилось с боль­шими издержками, но выигрывалось самое главное - время. В середине 1930 г. была поставлена задача проведения всеобщего обязательного начального обучения и ликвидации неграмотности. Повсеместно вводилось обязательное начальное (4-летнее) обучение детей, а также безграмотных подростков на языках национальностей СССР. В фабрично-заводских зонах, городах и рабочих поселках организуется всеобуч в объеме школы-семилетки. К концу 1939 г. в стране функционировало 152 тыс. школ и более 800 вузов. Число уча­щихся в школах достигло 34 млн, в вузах - 601 тыс. Всего же в СССР обучалось около 48 млн человек. Только за вторую и два года третьей пятилетки вузы выпустили почти 600 тыс. молодых специалистов (не считая военных). В стране создана широкая сеть клубов, библиотек, театров. Доля грамотного населения в 1939 г. достигла 81,5 % (мужчин - 91 %, женщин - 72 %). Однако общеобразовательный уровень всего населения продолжал оставаться еще низким: в среднем - 4-классное образование.

Наряду с повышением общего образования населения расширяются научно-исследовательские учреждения. В течение двух пятилеток созданы Белорусская академия наук и пять филиалов АН СССР: Уральский, Дальневосточный, Азербайджанский, Армянский и Грузинский. Появляются новые научно-ис­следовательские институты: физико-технические в Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Томске; в Москве - Институт физических проблем, Институт геофизики и другие. Всего в конце 1937 г. в стране насчитывалось 867 научно-исследовательских институтов и 283 их филиала, где работали почти 38 тыс. научных сотрудников. Советская наука имела крупные мировые достижения. Выдающийся советский химик С. В. Лебедев разработал оригинальный метод получения синтетического каучука из этилового спирта. Вместе с А. Е. Фаворским, Б. В. Визовым и др. он заложил научную основу новой химической промышленности. Крупнейшие открытия сделаны в ядерной физике: Д. В. Скобельцын предложил оригинальный метод обнаружения космических лучей, Д. Д. Иванченко обосновал теорию строения атомного ядра из протонов и нейтронов. Осенью 1933 г. прошла первая Всесоюзная конференция по атомному ядру. Она показала, что многие советские ученые не уступают своим зарубежным коллегам. В 1934 г. Н. Н. Семенов опубликовал книгу по цепным реакциям, за которую впоследствии получил Нобелевскую премию. В 1937 г. состоялась вторая Всесоюзная конференция по атомному ядру. За прошедшие годы количество научных работников по этой тематике увеличилось в 5 раз. Среди них такие выдающиеся ученые как П. Л. Капица, И. Е. Тамм, Л.Д.Ландау, А. Ф. Иоффе, В. И. Вернадский, С. И. Вавилов, В. Г. Хлопин и И. В. Курчатов, которому суждено было стать крупнейшим ученым и организатором советской атомной науки и техники. К началу сороковых годов советские ученые плотную подошли к практическому осуществлению цепной ядерной реакции. В июле 1940 г. была учреждена Комиссия по проблеме урана при Академии наук СССР. Председателем Комиссии стал Хлопин, членами - виднейшие ученые: Курчатов, Капица и другие.

К. Э. Циолковский завоевал мировой авторитет основоположника теоретических проблем освоения космоса. Ф. А. Цандер совместно с С. П. Королевым и др. построили первый в мире реактивный двигатель в 1930 г., а затем в 1933 г. запустили первую ракету с этим двигателем. Крупных результатов достиг известный русский физиолог И. П. Павлов путем проведения фундаментальных экспериментов в деятельности мозга. Мировое признание получили дос­тижения выдающегося селекционера И. В. Мичурина. Видную роль занял в науке Институт генетики АН СССР и Всесоюзный институт растениеводства под руководством Н. И. Вавилова.

Академиком И. М. Губкиным и его сотрудниками проведены глубокие научные разработки в геологии нефтяных месторождений, которые привели к открытию нового нефтеносного района между Волгой и Уралом - «Второго Баку». В изучение Крайнего Севера важный вклад принес дрейф на льдине в районе Северного полюса, совершенный И. Д. Папаниным, Э. Г. Кренкелем, П. П. Ширшовым, Е. А. Федоровым, длившийся 274 дня.

Исследования Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина, открывших закон образования подъемной силы крыла, легли в основу развития современной авиации. В 30-х гг. советская наука и техника создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 г. В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков провели беспосадочный перелет Москва - Портленд (США) через Северный полюс дальностью свыше 10 тыс. км. Затем по этой трассе еще более дальний перелет совершил экипаж самолета АНТ-25 в составе М. М. Громо­ва, А. Б. Юмашева, С. А. Данилина.

Одним из важнейших направлений в гуманитарной сфере наук было усиление роли исторического образования, исторических исследований. Восстанавливается преподавание истории в университетах, возрождаются институты истории, философии и литерату­ры, воссоздаются Историко-архивный институт и Институт народов Севера.

Политика в развитии образования и культуры оказывала опре­деляющее влияние на процессы формирования культурного облика складывающегося советского общества. Во всем многообразии развития советской культуры этого периода можно выделить следующие основные направления: 1) социальная и идеологическая направленность культуры на формирование облика нового человека социалистического общества, его мировоззрения и нравственных ценностей; 2) овладение богатым наследием прогрессивной русской культуры и приобщение к высоким образцам мировой культуры; 3) развитие национальной культуры народов СССР («национальной по форме - социалистической по содержанию»); 4) пропаганда деятельности партийно-государственного руководства и мобилизация общественного сознания на решение текущих политических задач. Государство не только направляло, но и мате­риально обеспечивало развитие культуры в соответствии с этими главными установками.

Культурную политику государство проводило через творческие союзы, систему образования и средства массовой информации, используя не только меры поощрения желаемого направления, оставляя без поддержки нежелательные, но и вводя жесткие цензурные ограничения. Важнейшим методом художественного творчества стал «социалистический реализм». Другие же направления художественного творчества неоправданно ограничивались, так как считались не соответствующими потребностям советского общества.

Общественные преобразования и вся атмосфера активной общественной жизни получили отражение в культурном подъеме широких слоев населения и творчестве деятелей литературы и искусства. Десятки миллионов людей разных национальностей взяли в руки книги на своем языке с произведениями Пушкина, Гете, Шекспира, Лермонтова, Гоголя и других классиков русской и мировой литературы, познакомились с эпосом народов СССР. Получили известность произведения выдающихся советских писателей и поэтов: М. А. Шолохова, А. М. Горького, А. Н. Толстого, Н. А. Островского, А А. Фадееваг, К. Г. Паустовского и других; стихи и поэмы В. В. Маяковского, Э. Г. Багрицкого, Б. Л. Пастернака и др.

В музыке выдающееся место заняли произведения С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра, Ю. А Шапорина, М. А. Балан-чивадзе, И. О. Дунаевского и др. В изобразительном искусстве полу­чили всемирное признание картины К. Ф. Юона, Б. В. Иогансона, М. В. Нестерова, А А. Пластова, А А Дейнеки, Ю. И. Пименова; скульптуры В. И. Мухиной стали своеобразным символом советского общества. Советское киноискусство 30-х гт. прославили прекрасные кинофильмы Г. Н. и С. Д. Васильевых, С. М. Эйзенштейна, А П. Довженко, Г. М. Козинцева, Г. В. Александрова, многие из которых получили мировое признание. Театральное, оперное и балетное искусство блистало именами выдающихся режиссеров и актеров, певцов и артистов балета. Артисты театра и кино были любимыми и уважаемыми людьми в обществе, кумирами молодежи. Однако жесткая идеологическая направленность в литературе и искусстве, проводимая зачастую слабо подготовленными чиновниками, ограничивала свободу творчества. В борьбе с религией и «наследием царизма» разрушались памятники архитектуры: храм Христа Спасителя, Сухарева башня и множество других по всей России.

Впечатляющие успехи индустриализации, постепенное улучшение условий жизни, отсутствие безработицы и возможность социального и культурного роста вселяли в советских людей уверенность в будущее. Конституция 1936 г. давала простор социальному развитию. 12 июня 1936 г. проект новой Конституции опубликован для всенародного обсуждения. По официальным данным, в нем участвовало более 40 млн человек, внесших 170 тыс. предложений. Конституция принята 5 декабря 1936 г. на VIII съезде Советов СССР. В ней избирательными правами пользовались все граж­дане СССР, независимо от социального происхождения, расширялись общедемократические права граждан. Конституция отразила факт утверждения социализма в.СССР и законодательно закрепила за всеми гражданами права на труд, на отдых, на бесплатное образование, на материальное обеспечение старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на бесплатное медицинское обслуживание. В статье 126 говорилось, что ВКП(б) представляет «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Конституционную комиссию возглавлял Сталин. В историю СССР эта Конституция вошла как «Сталинская».

В то время это была самая прогрессивная конституция в мире, она стала важным шагом в развитии советского общества и получила всеобщее признание в мировом сообществе. Посольство США в Москве в день опубликования проекта Конституции в прессе отправило в Вашингтон изложение ее важнейших положений с примечанием, что она «создает впечатление наиболее либерально окрашенного документа». Известный писатель-гуманист Ромен Роллан считал, что новая Конституция - «это проведение в жизнь великих лозунгов, до сих пор являвшихся только мечтой человечества, - свободы, равенства и братства». Принятие Конституции вызвало воодушевление советского народа на дальнейший труд в строительстве социалистического общества. Не все ее положения получили реальное воплощение, но они указывали перспективу будущего, что отражалось в оптимизме общественного сознания. Развитие всех национальностей на равной социальной основе сближало нации и национальности в единую социальную общность - советский народ. Мироощущение поколения 30-х гг., особенно молодежи, перед которой действительно открывались все пути социального и культурного роста, было в целом жизнерадостным, несмотря на трудности жизни и репрессии. Молодость страны выражалась и в молодости руководства, и в молодости социальной структуры, и в молодости мироощущения.

Рассмотренные процессы социального и культурного развития советского общества в 30-е гг. позволяют сделать заключение, что наступил новый, советский этап в развитии российской цивилизации, начавшийся после 1917 г.

1) Ликвидирован социально-культурный разлом российского общества на европеизированную культуру высших слоев и патриархальную трудящихся масс. Сложились основы общенародной советской культуры, впитавшей богатства русской культуры прошлого, мировые культурные ценности и национальные ценности российских народов.

2) Религиозная православная составляющая российской цивилизации в основном трансформирована в социально-идеологическую, социалистическую (коммунистическую) с сохранением традиционных нравственных ценностей, таких, как общинность, соборность, духовность, совестливость, державность. Религиозное мировоззрение вытеснялось атеистическим.

3) Развиваются и взаимно обогащаются национальные культуры в многонациональном советском обществе, реально сближаются нации в единую социально-культурную общность - советский народ. Культурной основой этого сближения была русская культура как наиболее развитая и массовая.

4) Сохраняется традиционная государственность, трансформированная на новой социальной основе в сочетании геополитических интересов России с интернациональными классовыми целями поддержки борьбы народов мира против капитализма.

5) Нравственным стержнем общества стал принцип: личное благосостояние каждого достигается не за счет других, а вместе со всеми в коллективном труде. В этом принципе слились традицион­ные нравственные ценности и духовная основа новой общественно-экономической формации - коллективизм общественного производства и распределение по труду, а не по собственности. Складывающаяся в советском обществе партийно-государственная элита, вышедшая в основном из трудовых слоев населения, соблюдала этот принцип, отдавая свои силы и способности укреплению и развитию народного государства. Лозунг «Народ и партия едины» в то время отражал социальную и политическую реальность и нравственную атмосферу общества.

В целом, советская цивилизация, сохраняя преемственность многовековой российской цивилизации, включала достижения советского общества на всех этапах его развития в XX в.

Существуют различные точки зрения и оценки советского общества этого периода. Современники считали, что в СССР был «построен социализм в основном». Противники социализма сейчас дают разные названия советскому обществу, наиболее часто, но научно несостоятельно употребляют термин «тоталитарное общество». При этом никто не отрицает его коренного отличия от капитализма.

Опираясь на исторический опыт, конкретный социальный ана­лиз и закономерности исторического процесса, можно утверждать, что к концу 30-х гг. сформировалось трудовое, социально-однородное, учитывая отсутствие частной собственности на орудия и средства производства, национально сплоченное советское общество - общество раннего социализма. Конкретно-исторические и цивилизационные особенности его возникновения и формирования придали ему своеобразные черты, которые выражаются понятием «российский государственный социализм». Как и в прошлых формациях, ранняя стадия социализма включала прогрессивные основы нового социально-экономического строя, но и неизбежно сохраняла черты прошлой формации - военно-государственного капитализма и бюрократической самодержавной политической системы. Со всеми противоречиями и недостатками конкретно-исторической формы российский военно-государственный социализм 30-х гг. показал свою жизненную силу и соответствие интересам человека труда.

Едва завершив первоочередные задачи, СССР оказался перед смертельной угрозой новой капиталистической интервенции и выдержал труднейшее историческое испытание. Поколению людей, прошедших через Первую мировую и Гражданскую войны, через огромное напряжение и лишения в годы первых пятилеток, предстояла еще борьба с фашистским нашествием. Вместе с ним в войну вступило и новое поколение, выросшее в межвоенный период, воспитанное на идеях социализма и советского патриотизма. Эти два поколения советского народа вынесли тяжелейшую борьбу с захватчиками и добились победы, определившей дальнейший путь советского общества и всего человечества.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»