Тень от предметов рисунки. Тени от точки, линии и плоской фигуры

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

План:

7.1. Основы теории теней

7.2. Тени от точки, линии и плоской фигуры

7.3. Тень, падающая от одной фигуры на другую

7.4. Тени геометрических тел

7.5. Тени пересекающихся многогранников (от здания)

7.6. Тени на фасадах зданий

      Основы теории теней

Нанесением теней пользуются для придания проекционным чертежам большей наглядности. Особенно широко используются тени при оформлении архитектурных проектов, а также для решения ряда практических задач (например, для выявления освещенности наружных или внутренних частей сооружения при определенных условиях, для определения размеров сооружения по отбрасываемой им тени и т.п.).

Различают собственные и падающие тени.

СОБСТВЕННОЙ называется тень, которая получается на неосвещенной поверхности предмета (или объекта) при освещении его каким-либо источником света (рис. 72).

Рис. 72

ПАДАЮЩЕЙ называется тень, отбрасываемая предметом на плоскости проекций, или возникающая на поверхности предмета из-за того, что на пути лучей света расположен другой предмет.

Если предмет освещается источником света, находящимся на конечном расстоянии от него (факелом, лампой, свечой), то совокупность световых лучей, падающих на предмет, образует конус или пирамиду. Такая тень называется ФАКЕЛЬНОЙ.

Если же источник света находится в бесконечности, то совокупность световых лучей образует цилиндр или призму. Тень при этих условиях называется СОЛНЕЧНОЙ.

НАПРАВЛЕНИЕ СВЕТОВЫХ ЛУЧЕЙ. При построении теней в ортогональных проекциях, направление l лучей света обычно принимают параллельным диагонали куба, грани которого параллельны плоскостям проекций (рис. 73).

Рис. 73

Диагональ куба АВ образует с плоскостями проекций углы, равные 35 о 16", а проекции ее наклонены к плоскостям H, V, и W под углом 45 o .

При построении теней в аксонометрии, направление лучей света, параллельное диагонали куба, не всегда дает удачное расположение светотеней; в таких случаях следует выбрать другое направление, обеспечивающее выразительность чертежа.

    1. Тени от точки, линии и плоской фигуры

ПАДАЮЩАЯ ТЕНЬ ОТ ТОЧКИ

Представим себе материальную точку А (рис. 74), расположенную в пространстве над плоскостью Н, которая освещается световыми лучами, идущими из бесконечности параллельно заданному направлениюl . ТочкаА задержит один из них и отбросит теневой луч, который пересечет плоскость Н в точкеА Т ". Эта точка и будет являться тенью точкиА .

Иными словами, тень точки является следом теневого луча .

Итак, чтобы построить тень, падающую от точки на какую-либо плоскость или поверхность, необходимо через данную точку провести прямую, параллельную направлению лучей света, и определить точку пересечения этой прямой с плоскостью или поверхностью, на которую падает тень.

На рис. 75а в ортогональных проекциях и на рис. 75б в аксонометрии построены тени, падающие на плоскости Н, V и P(n m ) от точекА ,В иС .

Рис. 74

Рис. 75

Тень от точки А падает на плоскость Н в точкеА Т " (эта точка является горизонтальным следом лучаАА Т).

Тень от точки В падает на плоскость V в точкеB Т "" (эта точка является фронтальным следом лучаАВ Т).

Тень от точки в аксонометрии определяется в результате пересечения луча с его вторичной проекцией.

Тень В T "" (в аксонометрии) можно построить как точку пересечения лучаВВ Т с его фронтальной проекциейВ""B T "" или при помощи горизонтальной проекции луча.

Тень от точки С падает на плоскость P (n m ) в точкеС TP (С TP " , С TP ), которая определяется в результате пересечения лучаСС T с заданной плоскостью Р при помощи горизонтально-проецирующей плоскости.

ПАДАЮЩАЯ ТЕНЬ ОТ ПРЯМОЙ ЛИНИИ

Тень, падающая от прямой линии, состоит из падающих теней от всех ее точек. Лучи, проходящие через все точки прямой, образуют лучевую плоскость, а тень от прямой линии есть линия пересечения лучевой плоскости с плоскостью или поверхностью, на которую падает тень (то есть след лучевой плоскости).

Тенью, падающей от прямой на плоскость, является прямая линия, поэтому для ее построения достаточно построить тени от двух точек, принадлежащих этой прямой (рис. 76).

Рис. 76

На рис. 77 построена тень на плоскости проекций от отрезка АВ на комплексном чертеже.

Рис. 77

Тени от точек А и B в этом примере падают на одну плоскость проекций V, поэтому для построения тени отрезкаАВ достаточно соединить между собой полученные точкиА T "" иВ T "" прямой линией.

ПРИМЕР . Построить падающую тень на H и V от отрезка прямойСD (рис. 78, 79).


Рис. 78 Рис. 79

Решение. Тень от отрезка СD падает на две плоскости проекций и представляет собой ломаную линиюC T ""K X D T ". Точку переломаК X можно определить двумя способами:

1) при помощи мнимой тени (рис. 78, 79).

Для этого строят тень отрезка на одну из плоскостей проекций, предполагая, что второй не существует. На рисунке сначала построена тень отрезка на плоскость Н (С T "D T "). Построенная тень пересекает осьОХ в точкеК X , в этой точке тень переломится и с одной плоскости перейдет на другую (в точкуС T "").

2) при помощи тени от промежуточной точки (рис. 80).

Рис. 80

На чертеже точка перелома К X определяется при помощи тени от произвольной промежуточной точкиЕ (Е T "").

Тени от прямых, находящихся в частных положениях

ПРИМЕР . В ортогональных проекциях заданы отрезки частного положенияАВ ,СD иEF . Построить тени, падающие от этих отрезков на плоскости проекций H и V (рис. 81).

Рис. 81

1. Отрезок АВ занимает вертикальное положение, поэтому лучи, проходящие через все его точки, образуют вертикальную (горизонтально-проецирующую) лучевую плоскость , которая пересечет плоскость Н по линии H , а плоскость V - по вертикальной прямойm =m"" . Следовательно, тень от вертикальной прямой линии на горизонтальной плоскости совпадает с горизонтальной проекцией (следом) лучевой плоскости.

Но, так как горизонтальная проекция лучевой плоскости параллельна горизонтальной проекции луча света, то для построения тени на горизонтальной плоскости проекций (от вертикальной прямой) достаточно через горизонтальную проекцию прямой (точку) провести горизонтальную проекцию луча света.

2. Отрезок CD перпендикулярен плоскости V, поэтому проходящая через него лучевая плоскость является фронтально-проецирующей плоскостью.

В ортогональных проекциях тень от прямой СD на плоскости V совпадает с проекцией лучевой плоскости.

3. Отрезок EF параллелен плоскости V. Его теньE T ""F T "" параллельна и равна данному отрезку.

В ЫВОДЫ:

1 . Тень от прямой, перпендикулярной к плоскости, совпадает с ортогональной проекцией светового луча на эту плоскость.

2 . Тень, падающая на плоскость от отрезка прямой, параллельной этой плоскости, параллельна и равна отрезку прямой. На комплексном чертеже проекция тени равна и параллельна проекции отрезка.

ТЕНЬ ОТ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ

(непрозрачной пластинки)

Чтобы построить падающую тень от плоской фигуры, ограниченной многоугольником, достаточно построить тени, падающие от всех сторон многоугольника.

На рисунке 82 построена тень, падающая от треугольника АВС на плоскости проекций H и V. Тень от вершиныА падает на плоскость V, а от вершиныВ и вершиныС - на плоскость Н. Следовательно, тень от стороныВС падает на одну плоскость Н и представляет прямую линию, а тени от сторонАВ иАС падают на две плоскости и представляют ломаные линии.

Рис. 82

Падающие тени от сторон АВ иАС можно построить при помощи промежуточных точек (как на чертеже 81) или при помощи мнимой тени (А T "), падающей от точкиА на заднюю полуплоскость Н. Получив треугольникА TH В TH С TH , определяем на осиОХ точки перелома 1 и 2 падающей тени и соединяем их с действительной теньюА TV от точкиА на плоскости V. Сторона плоской фигуры, обращенная к теневому столбу, находится в тени, то есть у плоских фигур следует различать освещенную и неосвещенную стороны. Иначе говоря, плоская фигура всегда имеет собственную тень.

Для выяснения освещенности сторон плоскости треугольника применяем следующий прием: обходя на исследуемой проекции периметр треугольника по часовой стрелке, замечаем порядок букв, обозначающих вершины, и сопоставляем с порядком букв, который получается при обходе по часовой стрелке контура падающей тени. Совпадение порядка букв обозначает, что на данной проекции видима освещенная сторона треугольника, несовпадение - что видима неосвещенная сторона плоскости.

На рисунке контур падающей тени при его обходе по часовой стрелке дает порядок букв А T ""С T ""В T "". Такой же порядок (А ""С ""В "") получается на фронтальной проекции. Следовательно, на V видима освещенная сторона. Горизонтальная проекция имеет обратный порядок букв (А "В "С "). Это значит, что на горизонтальной проекции к нам обращена неосвещенная сторона плоскости треугольника (сторона, находящаяся в собственной тени).

Этим же приемом можно пользоваться в аксонометрии (рис. 83).

Рис. 83

ТЕНЬ ОТ ДИСКА

(окружности)

Если плоская фигура, бросающая тень, ограничена кривой линией, то лучи, проходящие через точки этой кривой, образуют цилиндрическую лучевую поверхность. В пересечении с плоскостью, на которую падает тень, эта поверхность дает контур падающей тени данной фигуры.

Если плоскость фигуры параллельна плоскости, на которую падает тень, то тень равна самой фигуре (так как равны параллельные между собой основания цилиндра).

На рис. 84 показано построение тени от круга, параллельного плоскости H, на плоскость H. Контуром тени является окружность тог же радиуса. Для построения тени достаточно найти тень от центра С .

Рис. 84

Для построения тени, падающей от кривой линии на произвольно расположенную плоскость, можно применить один из двух способов.

1. На кривой линии намечается достаточно большое число точек, от которых строится падающая тень. Полученные точки (падающей тени) соединяются между собой плавной кривой линией.

2 . Около кривой линии описывается многоугольник, строится падающая тень от многоугольника и в нее вписывается тень кривой линии.

На рис. 85 для построения падающей тени от круга, параллельного плоскости V, на плоскость Н использован описанный около него квадрат АBCD . Сначала строится падающая тень от сторон квадрата, его диагоналей и линий, проходящих через центрС параллельно сторонам квадрата, а затем вписывается в полученный параллелограмм кривая (эллипс). На рисунке эллипс проходит через восемь точек, принадлежащих одновременно падающим теням от окружности, сторон и диагоналей квадрата.

Если тень от кривой линии падает на две пересекающиеся плоскости, то она будет иметь излом на линии пересечения плоскостей.

Известно, что падающая тень повторяет форму предмета, который её отбрасывает. Но каждый, кто пробовал рисовать, наверное, наблюдал как форма тени искажается и не абсолютно точно повторяет контуры предмета. Так по каким правилам строится падающая тень и какие закономерности можно здесь выявить?

Построение падающих теней

Сначала рассмотрим это на примере простого геометрического тела — куба. На приведенных рисунках изображена схема построения падающей тени:

  1. Определяется источник света.
  2. Проводится перпендикуляр от источника света к плоскости, на которой стоит предмет.
  3. От точки на плоскости, куда упирается этот перпендикуляр проводим лучи в сторону предмета.
  4. От источника света проводятся воображаемые лучи, которые проходят через края предмета.
  5. Отмечаем точками места пересечения лучей на плоскости и лучей от источника света.
  6. Соединяем эти точки линией и получаем контур падающей тени.

Если обобщить вышесказанное и сказать проще, то нужно: во-первых, провести линии от источника света в пространстве; во-вторых, провести линии на плоскости от перпендикуляра. Места пересечения этих лучей и будут контуром падающей тени.

В рисунке куба такое построение теней относительно просто. Но как быть, если предмет у нас сложный? Например, ваза, дерево, автомобиль? Или еще «хуже» — человеческая фигура? Из своего опыта скажу, что падающие тени от таких сложных форм я всегда рисую приблизительно. Да и, наверное, большинство художников поступает аналогично. Однако, это приблизительное рисование, всё же основывается на вышеизложенном принципе. В уме, в воображении художника делается та же самая приблизительная проекция, и на её основе рисуется контур тени. Но чтобы так сделать, нужно знать ключевой принцип, который я изложил выше. На следующем рисунке Вы можете увидеть, как я приблизительно выстроил падающую тень от вазы. Делается всё очень примерно, но принцип соблюдается.

(Приблизительная проекция тени)

Как зависит форма тени от положения источника света

На следующих рисунках я хочу показать как влияет положение источника света на форму тени и на её направление:

Если лампа (или солнце) расположена прямо над предметом сверху, то падающая тень будет либо очень короткой, либо исчезнет совсем. Чем больше источник света смещён в сторону относительно предмета, тем длиннее будет тень. Лампа может находится прямо перед предметом или, наоборот, за ним. В этом случае, падающая тень станет либо удаляться от зрителя назад, либо будет приближаться к нему вперёд. Все эти «вытягивания» или «сжатия» теней скажутся на её форме. На приведённом рисунке я рисовал тени от шара. Но если проецировать падающую тень от человеческой фигуры, то её контур будет искажаться подобным же образом — то вытягиваться, то укорачиваться. Неважно от какого объекта мы рисуем тень. Принцип будет один и тот же.

Как меняется насыщенность тени и чёткость её контура

Есть закономерность, которую художник должен хорошо усвоить — чем дальше тень отбрасывается от предмета, тем она светлее. Чем ближе тень подходит к предмету от которого она падает, тем она темнее. Это изменение насыщенности может проявляться сильнее или слабее в зависимости от яркости света, размера тени, удаленности источника света. Но в любом случае, тень не будет «глухой». Она должна «дышать» или быть «прозрачной», что достигается изменением насыщенности. Если речь идёт об академическом рисунке, то следует избегать теней в виде сплошных тёмных пятен. Если речь идёт о чёрно-белой графике, то здесь, разумеется, тени могут быть и полностью чёрными, но это уже условное изображение, а не реалистическое.

Кроме этого, начинающим художникам ещё следует обратить внимание на чёткость контура тени. Чем более сфокусирован свет (электрическая лампа, солнечный свет в безоблачную погоду…), тем более чётким будет контур падающих теней. И, наоборот, чем более свет рассеян (свет в пасмурную погоду когда облачно), тем более размытым станет контур тени.

Заключение

Правильно спроецировать тень, определить как меняется её насыщенность и чёткость контура — это основные задачи, которые нужно держать в уме художнику, когда он рисует тени. Начинающим, поначалу, придётся всё это поэтапно воплощать в своём рисунке. Но, с каждым разом эти задачи станут даваться всё проще и проще. А с накоплением опыта, рисунок будет получаться уже на интуитивном уровне.

Г рафический редактор позволяет делать с изображениями многое, в том числе сымитировать такое оптическое явление, как тень. Это может пригодиться для создания рисунков, а также при редактировании фото. Как сделать тень в Фотошоп тремя способами, здесь вы и узнаете.

Способ 1 – стили

В целом он подходит для любых графических изображений, но не всегда эффективен для создания теней от людей и предметов на снимках. Применять его удобнее в тех случаях, когда объект находится на отдельном слое. Для примера возьмем надпись.

Работать со стилями очень просто:

  1. Откройте окно «Слои» и переместитесь на объект.
  2. Кликните дважды по слою — появится окошко стилей:

3. В колонке слева с различными опциями найдите «Тень» и поставьте галочку рядом, после чего выделите опцию мышкой – откроются ее настройки. Второй вариант: нажмите fn внизу окна слоев и выберите во всплывшем меню «Тень».

4. Можно отрегулировать: цвет, непрозрачность, угол, размер, размах, сместить, добавить шум, поменять контур. При изменении параметров на изображении будет видно, как меняется тень. Вот, что получилось на нашем образце:


Способ 2 – копирование

Иногда возникает необходимость сместить тень таким образом, что сделать это в стилях не получается. Особенно это актуально для фотографий, где была произведена замена фона. В этом случае можно воспользоваться способом копирования слоя с человеком или предметом и имитации тени, которая в точности будет повторять форму.

  • Продублируйте изображение объекта (CTRL+J).
  • Переместитесь на новый слой, зажмите CTRL и, не отпуская, кликните мышкой по превью (при наведении курсора появится маленький квадрат из пунктира). Объект выделится.
  • Если вы тоже делаете тень текста в Фотошопе, его нужно растрировать, через правую кнопку мышки выберите опцию «Растрировать текст».
  • Возьмите кисть с черным (или другим) цветом, и закрасьте выделенную область на втором слое. Выделение можно снять (CTRL+D).


  • Перетащите закрашенный слой вниз, под объект.
  • В меню «Редактирование» выберите «Трансформирование» и «Отразить по вертикали».
  • Отрегулируйте непрозрачность тени, как вам нужно.

Что можно с ней сделать, в отличие от созданной стилями:
Изменить размер и повернуть с помощью опции «Свободное трансформирование» в меню «Редактирование».
Удалить частично ластиком, если нужно.
Свободно перемещать по изображению.
Воспользовавшись инструментом «Перспектива» в подменю «Трансформирование», можно «положить ее на землю»:


Собственно, можно делать все что угодно.

Если вы работаете со снимком с фоном, то порядок действий будет немного другим. Чтобы скопировать объект на новый слой, выделите его «Быстрым выделением» и нажмите CTRL+J . Сделайте это дважды, один слой без фона сделайте тенью, второй расположите сверху. Чтобы придать реалистичности, тень можно размыть с помощью «Размытия по Гауссу» в меню «Фильтр». Именно таким способом сделана в Фотошоп тень от объекта:


Способ 3 – рисование

Если нужна легкая, еле заметная тень, то проще всего просто нарисовать ее кистью.

  1. Создайте новый слой.
  2. Возьмите мягкую кисть с нужным цветом.
  3. Нарисуйте тень.
  4. Снизьте ее непрозрачность.

Как вариант, можно изменить режим наложения на «Мягкий свет» или другой, в зависимости от того, что именно вам нужно. Вот такую тень можно нарисовать всего лишь несколькими мазками:

Мы разобрали три способа того, как сделать тень и если у вас остались вопросы или что-то не получилось, не до поняли, предлагаем вам посмотреть видео урок. Он поможет вам просто повторить за действиями учителя. Уверены у вас все получится!

Видео «Как сделать тень в Adobe Photoshop»:

В этой статье мы расскажем, как правильно рисовать тени карандашом. В художественной практике умение правильно чувствовать темные и светлые стороны будет хорошим подспорьем в любом рисунке. Если вы хотите сделать этюд наглядным и реалистичным, вам необходимо придать ему объем.

Построение и рисование таких фигур, как цилиндр, шар, конус, куб – это довольно утомительное и неинтересное дело. Однако именно подобные задания являются первым шагом к пониманию объема геометрической формы, а также к умению изображать ее темные и светлые стороны – то есть, к умению рисовать тени карандашом поэтапно.

Свет и тень должны быть реалистичными и радовать глаз. Это придаст рисункам контрастности, глубины и ощущения движения. Как научиться рисовать тени, чтобы рисунки выглядели более живыми, привлекательными и интересными?


Немного теории

Вы когда-нибудь задумывались о том, что позволяет нам видеть форму предметов? Откроем секрет: это столкновение света и тени.

Если мы положим предмет на стол в комнате без окон и выключим свет, то никакой формы мы не увидим. Если же осветить предмет очень яркой лампой или прожектором, то его форму мы, опять же, не увидим. Ее позволяет видеть только свет, который сталкивается с тенью.

Ни свет, ни тень не ложатся на предметы как попало. Существуют определенные закономерности. Они позволяют предположить, как на предмете, на его формах, будет располагаться свет, а где начнется тень.

И рисующему человеку необходимо знать эти закономерности.

В рисовании различают следующие элементы светотени:

- блик,
- свет,
- полутень,
- собственная тень,
- рефлекс
- падающая тень.


Рассмотрим каждый из них по порядку.

Бликом называют пятно света, которое располагается на выпуклой или плоской глянцевой поверхности и получается из-за сильной освещенности объекта.

Свет – это поверхности объекта, которые ярко освещены.

Полутенью называется слабая тень. Она возникает, если предмет освещается не одним, а несколькими источниками света. Кроме того, она образуется на поверхностях, которые обращены под небольшим углом к источнику света.

Тень – это те участки предмета, которые освещены слабо.

Падающей тенью называется та, которую предмет отбрасывает на плоскость, на которой стоит.

А собственной – та, которая находится на неосвещенной его стороне.

Рефлексом называется слабое световое пятно, которое находится в области тени. Оно образуется лучами, которые отражаются от других объектов, находящихся рядом. Изображение этих световых градаций и позволяет художнику наглядно изобразить на листе форму предмета, передать его объем и степень освещенности.

А работают ли эти правила для компьютерной графики? Да. Компьютерная графика – это то же самое рисование.


Шаг 1: выбор правильных материалов .

В первую очередь необходимо выбрать правильный карандаш. Разумеется, можно рисовать тени и углем, и сангиной, и гуашью, и акрилом. Но на первых порах лучше ограничиться карандашом. Для теней используются специальные карандаши для рисования. Они продаются в наборах. Бюджетный вариант можно найти в любом канцелярском магазине. Существует много разновидностей карандашей для рисования. Есть с мягким (М, 2М, 3М, …, 8М, 9М) грифелем, а есть с твердым (Т, 2Т, 3Т, …, 8Т, 9Т). В наборах зарубежных фирм-производителей М заменяется на B, а Т – на H. Для изображения теней вам будет достаточно набора из 3Т, 2Т, Т, ТМ, М, 2М и 3М. Для изображения света лучше использовать твердые карандаши, а для тени – мягкие. Так рисунок будет выглядеть естественнее и его проще будет нарисовать.

Поговорим о бумаге.

Для рисования не подойдут слишком гладкие листы, те, на которых мы печатаем. Не стоит использовать и слишком жесткую бумагу. На ней будет сложно рисовать тени. Лучше всего использовать специальные листы для рисования, которые продаются в папке в канцелярских магазинах.

Шаг 2 : линейный набросок .

В первую очередь сделайте линейный набросок того, что вы хотите нарисовать. Желательно сделать это с натуры, но можно использовать и фотографию объекта. Самое главное, чтобы объект, который вы выбрали, был неподвижен. В этом случае у вас будет много времени на то, чтобы его зарисовать.
Внимательно приглядитесь к домашней обстановке. Вы можете нарисовать цветы, часы, кухонные принадлежности, предметы одежды. Все это является отличными объектами для зарисовки.
Если же вы используете фотографию, то лучше распечатать ее в черно-белой гамме. Так у вас получится точнее изобразить контур и тени.


Шаг 3: ахроматические цвета .

При работе с карандашом в вашем распоряжении все ахроматические цвета. Они начинаются с белого и заканчиваются черным, имея в середине несколько оттенков серого.

Как создать ахроматическую шкалу?

Нарисуйте прямоугольник: это можно сделать на отдельном листе бумаге или же в углу вашего рисунка.
Разделите этот прямоугольник на пять - семь равных частей, после чего пронумеруйте их. Самый первый прямоугольник будет белым, а последний – черным. Части между ними нужно закрасить разными оттенками серого, разделив их по тону.
В результате у вас появится нечто вроде палитры вашего карандаша: первый прямоугольник белый, второй – светло-серый, третий – средне-серый, четвертый – темно-серый и так далее, а последний – самый темный тон, который может дать карандаш.

Шаг 4: теория о тенях .

Для этого необходимо понять их природу. Найдите основной источник света. Пронаблюдайте, что самые светлые места часто находятся ближе всего к свету, темные – дальше, а тени падают против света. Особое внимание следует уделить отражениям, так как они могут быть наиболее ярким местом выбранного для рисования объекта.

Шаг 5: выбор способа штриховки .

Штриховка накладывается поверх карандашного наброска. Выберите способ, которым вы будете штриховать набросок, в зависимости от самого объекта, источника света и вида рисунка.

Видов штрихования теней много, и самыми популярными из них являются прямая, круговая и крестовая.



Прямой называется рисование множества параллельных линий максимально близко друг к другу. Этот способ отлично подойдет для объектов без текстуры и для рисования волос.

Для круговой штриховки необходимо рисовать много мелких кругов. С помощью этой штриховки можно создать интересую текстуру, разбрасывая круги и дополняя их линиями. Кроме того, можно нагляднее показать плотность объекта, который изображаете, располагая круги близко друг к другу.

Тонированние объекта с помощью рисования пересекающихся линий – это крестовая штриховка. Этот способ отлично подходит для придания глубины рисунку.

Учитывайте направление штриховки и форму предмета. Прямые линии на округлых поверхностях не дадут эффект объема, округлые поверхности необходимо штриховать в направлении искривления плоскостей.

Шаг 6: проба пера .


Попробуйте сделать тени. Так как ваш рисунок еще на начальном этапе, не следует делать их слишком темными. Так вы без труда сможете их стереть, если это будет необходимо. Рисуйте, постепенно заполняя те места, которые надо, а самые светлые места оставляйте белыми.

В процессе рисования сравнивайте работу с объектом или его фотографией, чтобы быть уверенным, что вы наносите тени в правильном месте.

Шаг 7: терпение и поэтапная работа .

обавляйте тени в несколько слоев. Их необходимо постепенно затемнять, накладывая слой за слоем. Между темными и светлыми местами должен быть ощутимый контраст.

Не забывайте использовать ахроматическую шкалу: рисунок не должен быть в одинаково серых тонах.

Спешить не нужно. Процесс штриховки теней напоминает проявление черно-белой пленки: он должен происходить постепенно. Терпение – ваш ключ к успеху и красивым рисункам.
Чем больше вы углубляете тени на рисунке, тем менее заметными будут становиться его контуры. И это правильно, ведь в настоящей жизни почти ничего не имеет черного контура. То же самое должно найти отражение и в вашем рисунке.

Шаг 8: растушевка теней .

Теперь растушуйте тени на вашем рисунке. Необходимо сделать их более реалистичными и плавными. Нужно контролировать нажим, чтобы он был не слишком сильным и слишком слабым. Растушевывайте до тех пор, пока не будете удовлетворены результатом.

Купите специальные палочки для растушевки в художественном магазине. Если у вас нет растушевки, можно пользоваться небольшим кусочком бумаги. Меняйте бумагу чаще.

Ластик поможет вам высветлить те места, которые вы замазали случайно. Это может быть блик, или контур, который не полностью скрылся под слоем штриховки.

Главное, помните, что большинство рисующих людей, в том числе и самые известные художники, на начальном этапе творческого пути допускали ошибки.

Между вашей рукой и бумагой, на которой вы рисуете, можно положить чистый лист бумаги для печати: так вы избежите пятен на рисунке.

Чтобы не пачкать набросок и корректировать ошибки, лучше использовать виниловую стирательную резинку. Ластики из этого материала не портят бумагу и хорошо стирают следы карандаша.

Не используйте палец, чтобы растушевать штриховку. Палец быстро пачкается, когда вы растушёвываете темные места и затем пачкает более светлые.

Чтобы разница между светом и тенью была более заметна, необходимо использовать хорошее освещение.

Карандаш лучше держать под меньшим углом к плоскости бумаги, чтобы рисовать стороной грифеля, а не его кончиком. Так тени получатся более натуральными.

Рисуйте как можно чаще, оттачивайте навыки. Только благодаря многократным тренировкам, начиная с простых форм, можно добиться высокого уровня мастерства (см. фото).


Творческих вам успехов!

Чтобы правильно нарисовать любую объемную фигуру, ее надо проанализировать. То есть, обратить внимание из каких геометрических форм она состоит. Обычно любая сложная форма разбивается мысленно на несколько простых - шар, цилиндр, конус параллепипед, куб.

На цилиндрической поверхности тени располагаются в зависимости от яркости и удаленности источника освещения. Рассмотрим пример рассеянного освещения спереди и слева на цилиндре.

Там, где свет падает на предмет почти прямо, образуется светлое место (на цилиндре это светлая полоса вдоль всей длины). Этот участок называют светом. Вокруг него свет падает по косой, как бы скользит по поверхности - здесь образуется полутень (или полутон). После этого участка есть место, куда солнечные лучи не проникают, там мы видим темную полосу - тень. Следом за ней опять идет немного освещаемый участок - полутень или еще его называют рефлексом. Он образуется в результате отсвета от предметов или плоскостей, находящихся рядом.

Штрихи всегда необходимо наносить по форме предмета. Горизонтально или вертикально. В некоторых случаях можно совместить различную штриховку, чтобы подчеркнуть или усилить тени.


Теперь попробуем нарисовать шар. Я уже рассказывала, как с помощью вспомогательных линий построить окружность. Когда окружность построена, лишние линии надо стереть (постарайтесь вспомогательные линии наносить как можно легче и тоньше).


Градации свето-тени на шаре располагаются так же, как и на цилиндрической поверхности, только по форме шара. Также есть сильно освещенное место - свет, плавно переходящее в полутень, а затем в тень. За тенью обычно всегда следует еще одна полутень - рефлекс. Если поверхность шара не матовая, на месте света можно увидеть ярко-белое пятнышко - блик.


Размещение света и тени на предмете зависит от того с какой стороны и под каким углом находится источник света. Если источник очень яркий, тени становятся более насыщенными и резкими, если свет рассеянный, то переходы более плавные и мягкие.


Если теперь мы посмотрим на кувшин, то увидим, что он состоит из цилиндра, шара и усеченного конуса (сверху вниз). Теперь, понимая, как надо расположить тени, остается только начать наносить штрихи по форме кувшина.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»